автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Проблемы интернационализации духовной культуры в условиях перестройки

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Халикулов, Нажметдин Татоханович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Проблемы интернационализации духовной культуры в условиях перестройки'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы интернационализации духовной культуры в условиях перестройки"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕН И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА

Специализированный совет (К 053.05.88) по теории научного коммунизма

На правах рукописи

ХАЛИКУЛОВ Нажметдин Татоханович

УДК I МИ

проблемы интернационализации духовной культуры в условиях перестройки (на примере узбекской сср)

Специальность 09.00.02 — теория научного социализма и коммунизма

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва — 1990

Работа выполнена на кафедре теории научного социализма философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Научный руководитель: Официальные оппоненты:

кандидат философских наук, доцент МИРОНОВ А. В.

доктор философских наук, профессор ТАВАДОВ Г. Т.

кандидат философских наук, САЛИКОВ Р .А

Ведущая организация — Московский инженерно-строительный институт им. В. В. Куйбышева, кафедра научного коммунизма

Защита состоится « ¿2» Ё>1СшЯ-&^кх-Я^- 1990 г. в /Г часов на заседании специализированного совета (К 053.05.88) по теории научного коммунизма в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова по адресу: г. Москва. Ленинские горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов МГУ, философский факультет, II этаж, аудитория

(I

г

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманиторных факультетов МГУ имени М. В. Ломоносова.

Автореферат разослан « лих^ 1990 г-

Ученый секретарь специализированного совета

ЗОРОВА О. А.

г -

I. ОБЩАЯ ХАЕАКТЕШСЛЯКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Интернационализация духовной куль-гуры социалистических наций и народностей в соответствии с лента-сжим положением о взаигообусловленности социалистического развития а интернационализации* приобретает особое значение в современный мрлод революционной перестройки. 'Этот процесс составляет неотьем-теадую часть концепции реконструкции, обновления социалистического общества.

. % __

Особого внишния требует данная ПУЛ съездом КПСС оценка сходившейся в развитии общественных наук ситуации, когда обществэзна-гае в течение десятков лет не всегда адекватно отражало раз витка >бщества, "отставало" от практики, что явилось причиной застойно о-га, консервативности общественных наук, привело их к отрыву от зрактики, к недостаточной разработанности ряда насупцшх теорати-тбскпх проблем развития общества , в том число проблей интерна^ао-тализации духовкой культуры.

Современный анализ мезгациональных отношений показывает, что зтрпцание национальных интересов шкет привести к возникновению злозшых, негативных, а порой непредсказуемых драматических "собетий. )тркцание национального в пользу интернационального присуще цзптра-шзованноЗ авторитарно-бюрократической системе, когда под прикрытием общесоюзных интересов принимаются решения уадемютцпе интересы >тделъщи народов. '

Возрастание многообразия к противоречивости процессов интзряа-даонализации духовной культуры в условиях перестройки подвигает на

См.: Ленин В.И. Поли.собр.соч. T.2S. С.162.

См.: '.'ягерпалн ХХУП съезда Коглгткстической партии Советского Со1иза. - М.: Политиздат, "386. - С.118.

первый план необходимость глубокого -их изучения и теоретического обобщения.,Эти проблемы порождены противоречиями общественного развития, затрагивают интересы всех наций и народностей. От их решения в значительной степени зависит судьба нынешнего и будущих поколений.

Исторический анализ показывает, что ошибки в подходе к проблемам интернационализации были заложены ещё в годы культа личности. Возникает естественный вопрос о причинах несостоятельности многих теоретических положений. Поиск этих причин сдедуег начать с анализа сложившегося взаимодействия социально-экономической теории с ! практикой, а в особенности с её социально-экономической составляющей. Одну из главных причин сложившегося положения мы усматриваем в неадекватности отражения социальной теорией реальной действительности в развитии национальных отношений. В условиях недегократич-носги принятия решений бюрократизированной сферой управления открывалась возможность использования односторонних теоретических голоданий в качества целей развития отдельных наций и народностей. Поэтому теория интернационализации как никакая другая социальная теория нуждается сегодня в рефлексивной деятельности по отношению к самой себе, в переосмыслении её научных основ.

Анализ современного состояния национальных отношений в сопоставлении с опытом пролитого предостерегает от навязывания извне каких-либо разработок и рекомендаций. Внутреннее же разрешение поставленных вопросов возможно лишь тогда, когда они будут рассматриваться как взаимосвязанные тенденции более общго процесса - становления интернациональной духовной культуры.

Степень разработанности проблемы. Проблемы, так или иначе, связанные с рассмотрением актуальных вопросов взаимодействия нацио-налькнх культур, интернационализации духовной культур!, развитием

мезнашюнальшх отношений в социалистическом обществе, исследованием отдельных сторон духовной жизнл народов СССР, в советской общественно-политхгческой литературе традиционно являются предметом широкого обсуждения.

Многообразие точек зрения обусловлено разносторонностью подходов к рассматриваемым вопросам в анализа лишний общественной sann и такое положение дел лишний раз подтверждает остроту проблеет и важность её решения, что вызывает зтвоЗ интерес исследователей, ибо "... общестзо, идущее к своему качественно нозогду состотии,

нуждается в целостной концепции развития, видении диалектики про-

п Г

цессов, противоречивости их отражения... .

Исследования проблем интернационализации духовной культуря, провэдавшиеся у нас в с? гене до настоящего времени, не rr пока дать исчерпывающую) картину её состояния и представить научно обоснованный прогноз дальнейшего развития.

Значительный вклад з разработку данной проблематики внесли авторе: А.И.Арнольдов, Р.Г.Абдулатипов, Э.А.Баграмов, Э.А.Баляер, Ю.З.Брошей, Г.Ю.Бурмистрова, М.С.Дяунусов, ЛЛЛ.Дробикева, С.Т.Кая-тахчян, М.И.Куличекко, К.Х.Ханазаров» С.Ш.Шерцухамедов и др. Работы указанных автора имеют весьма содержательные и интересные подходы к рассматриваемым вопросам.

о .

Одни,« кз главных "и актуальных направлений исследований зысту-

* Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической ппрттги Советского Сопза. - М.: Политиздат, 1988. - С.25.

2 Коммунизм и нации. ¿-М., 1985; Актуальные проблема развития ка~

ционалыок отношений, интернационального и патриотического воспитания. - М.", 1988; Социалистическая культура и духовннй мир человека. - йшск, 1985; Духовная культура социалистического общества (перевод с немец.). - М., 19%; Интернационализм духовной культуры социалистического общества и критика его буржуазно-

пает в настоящее время, с одной стороны, дальнейшее обогащение теории интернационализации духовной культуры в условиях обновления социализма, посредством анализа как богатейшего конкретного материала, ткопле иного частными общественными дисциплинами, так и современной общественной практихи, а с другой - существенное yi дублете наших представлений о характере рефлексивной деятельности рассматриваемой теории по отношении к самой себе.

Эти два аспекта исследований неразрывно связаны менду собой. Действительно, умение правильно подойти к осмыслению явлений общественной яизни, и прежде всего новых явлений, невозможно без раскрытия целостного характера общественного развития, что в cboj очередь показывает недостаточность сложившихся в науке взглядов i представлений. ?

Характерной особенностью интернационализации духовной культуры в условиях революционного обновления социализма выступаем её многоплановость. Имеются различные, а иногда и прямо противоголо: ные точки зрения на природу интернационального и национального1.

(прододненин сноски)

2 -националистических фальсификаций. - Киев, 1984; Духовная куль тура социализм и идеология. - Саранск, 1954; Культурный прогресс: Философские проблемы. - М„, 1984; Социально-культурный облик советских наций: по результатам этносоциологического исследования. - М„, 1986; Интернациональное и национальное в социалистическом образе жизни. - 1985; Интернационализация духов ной жизни советских народов в современных условиях. - Вильнюс, 1985; Советская культура за ТО лет развития. - М., 1987; Интер национализация духовной жизни советского народа. - Ташкент,198 Культура в общественной системе социализш. - М., 1984; Интернациональные и культурные связи трудящихся СССР. - М., 1981.

1 Баграмов Э.А., Бтолшз Я.С., Константинов Ф.Т., Смирнов Г.Л., Тадевосян Э.В., Халлик К.С'., ШлрлатоваТ.Ш. и др.

вторы эсох от вносят свой эклад в дальнейшую разработку познания ассматркваетш; проблем а их взаимосвязи с другига про<Злокаш.

Естественно, нэ могат стоять на одном моста тэорг-я, отраяащая азвашшо проблема. О не дсшка бить постоянно во вшслакии ойцаство-адов. В дальнайшой разработке проблем духовной культуры сопкаляс-ичоского 'общества, -з подаедошш итогов научных иссяздовзний соват-ких учШшх, в обоуздошш двсиусспонгшх теоретических вопросов ультурн большое зкачедаз кмэот маторяаля шуто-твораткческкх и аучночцзактитемтх. яокфорэпшй, "крутлюс .столов'1. 'Толк» за пое-вдние 2-3 года после ХШ съезда' Й1С0 з шучЕо-теоротлчзсчгас яур-:алах "Вопросы истории КПСС", "Вопроси философии", Научятгй ноту-зам" , "Советская этнография", в ряда роспубляканс:глх опуб-

зжоваиа матараалы "круглых столов" по актуалышм вопросам нацго-жлышх откозгагсй с участпсм вэдугрх учЗпцх,

Среди научных гцузков близких к темз данного ясслэдояаяня пг-^б-:одш> назвать монографии и статьи ?4.Азта>вз, С.Атамурздсвз, \И.Еремэя, Д.Р.Макэдова, Б.Нормурадова, Г,Шг«зтог.сй, А.Б.ЗлзОйе->ой и др., где показано форетровзшю соцгалясэтвгэского иггэркаию-шлизш з процессе развития и сблгкания кашональных культур налогов СССР, освещаются закономерности процесса гагадагршшааияя сгховиой жизни, гумапкстическая сущность социалистической культур», >собешюоти взаимсобоггщония нашонадывк искусств.

Анализ лкторатурц позволяв? сделать вывод о том, что пнтэрпа-сюналвзащт общественной лизни- приобретает черты универсальной •ендонции современности, об проявление в духовной гчзтм объест юдвэргаотся вез болев шконсстиому кзучегаоз.

Постановка и углубяЗтюэ изучение особенностей ун'гернациопзлн-зшт духовной культура я условиях обновления социализма в па стояло прогот олус гомона двумя основными факторами: во-первых, тотраб-

ностью практики и, во-вторых, логикой развития самой теории национальных отношений. Поэтому интерес к этой проблеме следует рассматривать как закономерный.

Цель и задачи исследования. Актуальность темы, её недостаточная разработанность применительно к современному этапу развития межнациональных отношений в СССР, в том числе и в региональном аспекте определили основную цель данного исследования - дать обобщающий социально-политический анализ проблем интернационализации духовной культуры в процессе революционного обновления социализма на примере Узбекской ССР, где чётко проявляется и типичное и особенное, характерное для всех республик на современном этапе. Достижение этой цели предполагает постановку и решений следующих задач:

- рассмотреть диалектику национального и интернационального в духовной культуре в.современных условиях с позиций нового политического мышления;

- проанализировать действие объективной тенденции взаимосвязи, взаимовлияния национальных культур в процессе развития общества;

- проследить роль я влияние современных социально-экономических и политических преобра^Ьваний на процессы развития национальных культур;

- проанализировать отражение в духовной культуре негативных тенденций проявившихся в сфере экономики и социальной жизни;

- показать, что демократизация всех сфер жизни общества даёт новый импульс развитию Советской Федерации, создаёт новые благоприятные условия для свободного и равноправного развития наций и их кульаур.

Теоретико-методологической основой та боты являются труда клас сиков шр<сизш-ленинизма, программные документы КПСС, материалы

»

съездов партии» XIX Всесоюзной конференции КПСС, пленумэв Щ КПСС, решения I и П съездов народных депутатов СССР, партийно-правительства иные документы Союзных республик, выступления руководителей партии и правительства. В диссертации широко использованы труды советских и зарубежных исследователей по проблетм экономического, политического, социального и духовного развития народов СССР и прежде всего среднеазиатских республик, а также данные архива ЦГА Узбекской ССР.

В диссертационном исследовании использованы материалы всесоюзных и региональных теоретических и научно-практических конференций, симпозиумов по проблемам диалектики национального и интернационального з духовной культуре социалистических наций и гароднос-тей, интерационализации духовной жизни, интерна тонального воспитания; данные конкретно-социологических исследований, проведённых Институтом философии и права АН Узбекской ССР.

Научная новизна работы заключается в следупцем: конкретизируется проявление диалектики национального а гя-тернационального в духовной культуре социалистических наций а народностей э условиях Перестройки;

- дан концептуальный анализ объективного процесса вираишя-ния национальных культур (во всей его противоречивости з шогосто-ронности), как одного из важнейших сторон интернационализации духовной культуры;

- рассмотрен объективный процесс интернационализации духогксй культуры в неразрывном единстве с пэрестроечзшш! процессам, происходящими з экономгееской,-политической, социальной сферах;

- проведено комплексное рассмотрение воздействия демократизации и гласности, как неотъемлемых факторов революционного обновления социализма на процесс интернационализации духовной культур*

а

советских народов.

Теоретическая к тактическая значимость исследования определяется ею непосредственной связью с рзшэкиом в позитивном плане актуальных задач» поставленных в партийных документах перед общественными науками, обществом-в целом» Материалы я вывода диссертации позволяя*? глубже понять особенности интарпацяоиаякзаВДЕ духовной культуры, способствуют уточношш содеряшг ряда категорий теории социализма к национальных отношений к могут бить использо-вапы для решения актуальных теоретических к тактических вопросов а такяе при проведении конкрвтэ-сотггояогачосккх исследований.

Положения и наводи диссертационного исследования могут найти применение в практической деяс&дьностя партйШшх, государственных профсоюзных", аомсошяьских организаций по ннтернацпоьйяьному воспитанию советских ладей, особенно ¡«ояодёззи а танко в соЕорсэист-воздоод школьной в вузовской программ по изучешш историк народов СССР, могуг бить использованы в курсе "Актуально проблемы некна-«иовальпшс отношегшй" и др.

Апгобагхия та боты. Основные положения и выводи диссертации излагались з выступления* автора, на IX Есессквккх философских что ни ях молодых учёных (Москва, 1985 г.); отгвяоны з ряда научных публикаций; обсуждались на кафедре теории научного ко&ткизма философского факультета ШУ, ¡¡шроко использовались в процессе лекцион но-пропагапдастской ро.боты..

Диссертация обсуздана ка заседании кафедцн теории научного со цкализма философского факультета МГУ им.М.В.Ломоносова в феврале 1990 года к рекомендована к защите.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения я списка использованной литературы.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Д1ССЕРТАОДИ

Во введении обосновывается актуальность исследуемых проблем, анализируется степень 1а разработанности, формулируются цель и задачи работы, раскрывается новизна и практическая значимость диссертации, определяется её структура.

Первая глава диссертации - "И^ернацирналгаация как тенденция в развитии духовной культущ социалистического общества" - несёт основ-уи методологическую нагрузку. Здесь.рассштриваотся положения классиков марксизш-денинизьЕ по вопросу о сущности анализируемых проблем, раскрывается их методологическое значение для социального исследования, дана характеристика состояния изученности проблемы в советской обществоведческой литературе.

В первом параграфе рассматривается проблема диалеккши национального и интернационального в духовной культуре социалкстическтпс наций. Проблема национального и интернационального принадлежит и разряду "вечных" социальных проблем, приобретших особую актуальность в настоящее время.

Само возникновение проблемы интернацконализацш изначально связано с тем, что человек, как общественное существо, зшвот, воспитывается и созвдаот в определённой социальной среде, кристаллизируя в себе всё, что накоплено человечеством в течение веков, создано предыдущими поколениями, иншп словами, объективно вюга-чан помаю своей воли в определённую систему общественных отношэ-ний. Человек также выступает как представитель определённой исторической общности лкдей, то есть нации или народноити, и будучи вюгочёшшм в определённую культурную среду (здесь - национальную) эсваигает, познаёт, творит и преобразует действ1гго;о>ность с помощью национального языка, народной мудрости, знаний накопленных

ю-

б прошлом, оловом, пропускает окружахщий мир через специфику собственной национальной культуры. Таким образом, человек прежде всего включён в рамки конкретной национальной жизни с определённым уровнем развития материальных производительных сил и духовной культуры. С прогрессом общества, прежде всего производительных сил, . прежняя замкнутость жизни этносов сменяется ростом всесторонних связей с другими народами. С усилением интеграционных тенденций, в первую очередь в материальной сфере, усиливаются контакты между народами и в духовной сфере, происходит взаимный обмен и взаимовлияние, взаимообогащение национальными ценностями. Вследствие этого национальная культура наполняется богатством других народов, человек, конкретный субъект национальной культуры обогащается ценностями мировой культур и всё более выступает не в роли носителя только своей собственной этнической культуры, а в роли носителя мировой общечеловеческой культуры, поднимаясь выше по ступенькам культур!. Таким образом, в культуре каждого народа можно видеть диалектическое воплощение как элементов собственной национальной культуры, так и достижений других народов, иными словами диалектику надаоналъного и интернационального.

Сущность категорий национального и интернационального шжет быть верш раскрыта лишь в результате строго определённого социального, классового подхода к их анализу, поскольку классовые нормы общественной связи являются определяющими в решении национального вопроса, в соотношении национального и интернационального в жизни народов той или иной страны. В.И.Ленин в этой связи отмечал, что национальный вопрос тесно связан с социальной стороной бытия. В нащшшльных отношениях проявляется вся совокупность социальных отношений, специфика которых обусловлена реальным существованием национальных общностей. Таким образом, национальные, отношения

включают в себя все структурные элементы системы социальных отношений.

Понятие "интернациональное" с точки зрения своего генезиса продукт отражающий процесс фондирования и развития наций, менна-цпошльных отнопэний. Оно выработано в процессе борьбы за осуществление исторической миссии пролетариата. "Интернациональное" - есть явление не только классовое, но и общечеловеческое. Справедливо, что интерациональное всегда играло и играет большую роль в развитии нации, но предпочтение только интернационального ведёт к сужению национального, к неоправданному отбрасыванию некоторых национальных ценностей, слуяивиих веками народу, не учитывалось, что в сознании людей, в их культуре, в быту ещё долгое время будут сохраняться специфические черты и признаки. Проявлешю негативных тенденций в развитии межнациональных отношений в большой мере стало возможным из-за командно-бюрократических способов управления всеми сторонами обществегаюй жизни, недостаточный учёт национальных интересов, чрезмерная централизация власти. Интересы 'централь-ннх ведомств и министерств выдавались зачастую за интернациональные интересы, что вело к недостаточному учёту интересов республик, краёв и областей. Депортации и отступления от ленинских принципов и нор.1 национальной политики исказили множество демократических и гуманистических начал, заложенных в культуре наций, приводи на практике к недоь/стимой идентификации человека и нации. Такое стало возможная в результата одно сто рогшего подхода к вопросу о диалектике национального п интернащюналыюго, абсолютизации глггер-нацг-онгльного. ■ . '

На сегодняшп'й день имеется ряд доказательств, когда игнорирование для яе недостато'пшй учёт ннтерпсов нации шзпрлли недовольство со стороны местного населения, приводили к возрозденню

национализма и других негативных явлений (например, события в Прибалтике! ИКАО, Узбекистане, Казахстане и в ряде других мост). Только диалектическое сочетание правильно понятых национальных интересов с интернациональными создаёт широкий простор для прогресса наций.

Это нисколько не отрицает того, что национальное всЗ время обогащается за счёт интернационального и в свою очередь наиболее лучшие, прогрессивные, демократические элементы национальной культуры становятся достоянием других народов.

Единство национального и интернационального, имманентно присущее духовной культуре социалистических наций, не означает их тождества, между ними существуют определённые грани, которые очет подвижны. "Общечеловеческие достижения преломляясь че^ез национальный опыт закрепляются в неповторимой межнациональной форде развития духовной культуры.

Второй параграф посвящён рассштрении такого закономерного процесса социалистического строительства как выравнивание национальных культур. Познание процесса выравнивания и подаёт уровня культурного развития социалистических наций и народностей позволяет осмыслить источники и причины их развития, выработать конкрот-- яые март по преодолению неравномерности развитая национальных духовных культур. •

К^хда речь идёт о выравнивании в развитии культур различных народов как об объективном процессе - это не означает приравнивание кашцу-то шаблону, образцу^ стандарту или же искусственное создание единых форм культуры у всех наций и народностей. Объективный процесо выравнивания вовсе не означает нивелировку различных национальных культур и тем самым совершенно однообразное развитие их, потер» ими многообразия в области культурно? жизни.

Наоборот, процесс выравнивания обеспечивает единство в многообразии. Многообразие в культуре советских народов - неисчерпаемо, на его фундамента воздвигается гуманистическая культура нового общества. Например, за годы Советской власти культура узбекского народа, развиваясь на основе лучших, гушнистическшс национальных традиций существенно преобразилась. Благодаря освоении лучших, прогрессивных достижений мировой культуры она поднялась до уровня наиболее развитых национальных культур современности. Узбеки освоили такой жанр как роман. Роман открыл перед узбекской литературой новые богатые возможности идейно-политического и художественно-эстетического отражения событий и явлений прошлого и настоящего. Не меньшее влияние на духовную жизнь народа оказал театр. Узбекская музыкальная национальная культура освоила и обогатилась многими другими формами культуры.

Но наряду с преобразованиям, с великим скачком в материальной и духовной сфере отсталых народов в их жизни происходили изменения, которые по сути дела извращали ленинскую национальную политику. Под лозунгом идеологической чистота культуры, защити интересов рабочего класса и трудящихся масс многие бесценные творения прошлого объявлялись реакционными и отсталыми. Некотодае писатели и мыслители, деятели науки и искусства подвергались гонениям, объявлялись врагами социализма за' то, что пытались защитить и сохранить национальные богатств^, общечеловеческие ценности.

Сталинские методы форсированного уравнения народов путём увич-

0

тожения национальных различий выдавались за единственно верный, отвечающий интересам всех советских народов путь. Под выравниванием понтилось то, что у всех народов должна быть идентичная культура, а потому ставилась задача сделать их одинаковыми, схожими. Такой вульгарно-социологизагорский подход, наносящий удар по проле-

тарскому интерзашюнаянзму практически был взят на вооружение и осуществлялся на практике.

Сейчас, когда наше общество встало на путь обновления мы начинаем понимать, что для действительного процветания демократического социалистического общества нуяно создавать все необходимые возможности и условия для прогресса всех без исключения наций и народностей,.со всей очевидностью становится ясна абсурдность авто ритарного способа выравнивания, слияния гародов, отрицаний гума-згастичоских и демократических завоеваний мирового сообщества, отрицания тс роли в развитии с о цда лис тнче ского общества.; .

IIa наш взгляд, выравнизагле в развитии национальных культур советских народов означает, во-первых, создание для них одинаково-' равных условий и возаюяностей с учётом новейших достижений науки и техники; во-вторых, становление и формирование нового типа личности, вбкрапцего в себя как все ценности общечеловеческой гуманистической культуры, так и духовные цеппости национальной культуры, возрастание роли человеческого фактора, личностного начала в этом процесса.

Выравнивание культурного уровня развития наций - процесс диалектический и потому внутренне противоречивый. В каждой национальной культуре помимо интернационально-общего ость и нацпопально--особенноо, обусловлешюе в частности специализацией её в сферо духовного производства и исторически сложившимися культурный! традициями. Эта специализация в духовной жизни народов, являющаяся отражением специализации в области материальной зпзни, а также наличие исторически слозявкихся традиций в национальных культурах предполагает момент неравномзрюсти в процесса шгнвнивакия развития наций.

Выравнивание необходимо всегда оценивать в диалектическом

единстве количественных и качественных показателей. Отрицание этого требования может породить л порождает у отдельных людей неадекватные суждения. Например, ссылаясь па некоторые статистические данные, выражавдие количественные различия в уровне развития национальных культур, иногда утверждают, будто фактическое равенство между народами СССР"в культурном развитии в основном достигнуто. Это не совсем верно. Здесь количественное-состояние национальных культур отождествляется с качественными, тем самым количественная харака эристика выдаётся за качественную. Гносеологические корни такого рода заблуждений кроются в'преувеличении,, абсолютизации роли некоторых количественных показателей, то есть от характерных . черт и особенностей национальных культур.

Во второй главе - "Роль социально-эконоьотесгпх и политических преобразований в интернационализации духовной культуры"' рассматривается объективные основы интернационализации духовной культуре н условиях обновляющегося социализма, раскрывается; прзцесс наполнения напей федерации новым смыслом и содержанием,. ведущий к коренным радикальным преобразованиям во всех сферах жизни- социалистических наций и народностей, к' углублению и упрочению взаимосвязи, взаимодействия и сотрудничества между народами., •

В первом параграфе рассматривается вопрос о том;, как: интернационализация духовной культуры социалистических: наций: и; народностей протекает на основе интернационализации их гатврпальной. жизни и служит своеобразным отражением процессов, происходящих., в базиса социалистического общества. Социологический. аспекта исследования; показывает, что интертциощлиэация духовной культура- оо'уагоплппа функционированием причинно-следствешшг связей: механизма. взаимодей-с^еия всех сфер общественной жизни. Детер^шлантой шггерпациогили-зации духовной культуры является чнтецациопалшацшг. катериаль-

ной жизни. Чем шире и глубже интернационализация материальной жизни, тем нагляднее социальные изменения, тем существеннее проглядывается её влияние на духовную сферу, тем больше интернационализируется духовная жизнь наций, тем выше степень включённости во всемирный процесс интернационализации. Но влияние интергацио-нализации материальной жизни опосредуется интернационализацией социальной и политической сфер. То есть, являясь первопричиной универсального процесса интернационализации, интернационализация материальной эттани не в "чистом виде" оказывает влияние на интернационализацию духовной культуры, а в увязке с социальными и политическими изменениями.

Поэтому интернационализация духовной культуры выступает не только как отражение процесса интернационализации материальной жизни, но и развития этого процесса в социальной и политической сферах.

Уяснение этой взаимосвязи приводит к пониманию того, что интернационализация духовной культуры социалистических наций причинно-обусловлена интернационализацией всех сторон кизни общества, а негативные явления 70-80 гг. в интернационализации пуховкой культуры вызваны совокупным действием экономических, социальных и политических коллизий.

Отказ от авторитарно-бюрократической системы, силовой опеки центром республик, несовместимой с социалистически!® принципами, принципами демократии, утверждение гуманных, демократических отношений - стратегическая задача ойно едящего ся социализма.

Необходимость перемены взглядов на социализм, осознание многообразия форд и штсдов строительства социализма выдвинуло концепцию революционной перестройки социалистического общества. В процессе обновления социализма в.полный рост встают задачи преодоло-

ига судесгвогавазос перекосов в политической, экономической, социальной и духовной опорах обзкаячгошюй адзнл стрзю;, неукоснительного со&иэдения и обновления пркгазшов демократического цептралкз-га и социалистического федерализма, всестороннего учета интересоз всех гашй п народностей, гзгмэ;ппзското сочетания национальных « ннтернащюнзльию:, республиканских я общегосударственных япгеросов, задачи расширения и сошрсенствоватгая эяонсмггческлх, сопиально--пелитяческйх основ развития наций, создатпм правовых актов, гарантирующих каядому народу свободное, суверенное у равноправное раз вятка. создания реальных условий для реализации этих прав я свобод и т.д.

На современном этапе реформ политической систем соцнялгама, сопзшлько-эконсмичвскпз преобразования, яа основе новых йор.т хо-пяКствованяя прпзкаш росить игмоназвзншс задачи, дать новый г?л-пудьо развитию гопзалпстического общества. Пря этом наздая республика переходя па хозяйственную самостоятельность, реализуя зесь ивой Ьзтергадьшй н духовный потенциал, углубляя специализацию в определённых отраслях оконогятки з рамках единого народнохозяйственного комплекса страны, расаязряот и углубляет свои связи с другими республиками. Распадение самостоятельности республик в рамках общесоветской экономики послужит более быстрому развитию как самих республик, так и всей нашей федерации. В результате расширения сашстоятельности, э"а самостоятельность станет фактором поиска связи наиболее оптимальных взаишотноиеипй мовду роспублпкам«, фактором более тесного' со'/ргудиичества и взаимодействия шдду предприятиями :т трудовыми коллективами соконых республик п т.д. То есть, ноше методы хозяйствования но ломают единый экономический организм страны, а ломают старые, торлозивзгае его развитие отношения, придают экономике страта новое содержание, основашгоо га троком учё~

те республиканских и национальных интересов. Таким образом, интеграционные процессы будут всё более углубляться, усиливаться, что в свою очередь, вызовет расширение и увеличение взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния и взаимообогащения наций и их культур. ,Значит, радикальная экономическая реформа, новые формы хозяйствования - это путь ведущий к росту тенденции сближения, интернационализации общественной жизни в целом, духовной, в частности. Особенно жизненно необходимыми является перемены в экономика для тех республик, когорте в силу определённых причин были ориентированы в основной на добычу сырья (в частности, Узбекистан), что в немалой степени обусловило их отставание от других республик не только в материальной сфере, но и в социальной и культурной сфе- . pax. Поэтому, перевод экономики на индустриальные рельсы с опорой на новейшие достижения НТО, повышенные темпы её развития, рациональное размещение производительных сил с учётом демографической ситуации, ориентир на наукоёмкое производство вместе с широким вовлечением коренного населения в промышленное производство, уве- ■ личенне числа квалифицированных рабочих и специалистов из представителей коренных национальностей - вез эти задачи косят интернациональный характер. В диссертации на конкретном эмпирическом ыа-■ териале показаны процессы переустройства материальной и социальной сфер развития-духовной жизни общества, как основы интернацио-налиьацаи духовной культузн.

Во втором параграфе рассматривается роль демократии и гласности в развитии национальных культур, интершционаяизации духовной жизни социалистических наций. Наша страна пэреяпвает сложнейший период своего развития во всех сферах общественной кпзна: экономической, социально-политической и духовной. Демократизация, охва-тзпзшая все стороны нашей жизни, тлеет огромную социальную зпачи-

мость, так как является необходимым условием ускорения развития нашего общества, обновления его духовной жизни. Мы можем рассчитывать на успех перестройки соединив в нерасторжимое единое целое социализм и демократии. Гуманистический, демократический социализм - это то общество, которое создаёт равные условия и возможности для свободного и-всестороннего развития каждого народа, является залогом раскатил неисчерпаемого творческого, созидательного потенциала всех советских народов. Демократизация выступает и одним из решающих факторов реализации всех демократических и гуманистических ценностей народного тв&рчества, носящих интернациональный характер и служащих сближению и интернационализации духовной культуры социалистических наций.

к

Общеизвестно, что нет интернациональной культуры вне национальной, а потому е§ существование и развитие пряло связано с последней, она вырастает на базе национальной культуры. Без полнокровного развития национальной культуры, несущей в себе сплав национально-самобытного и интернационально-общечеловеческого качества, синтезирующей национальное, отдельное и интернациональное, всеобщее, нельзя представить интернациональную культуру труд5й5ихся во всём её богатстве и многообразии. А для того, чтобы национальная-культура развивалась и постоянно питала и обогащала интернациональную культуру, а последняя, в свою очередь, служила сближению и единству социалистических наций и народностей, в обществе должны быть созданы подлинно демократические отношения.

Демократизация выступает как практическое воплощение в яизнь •' демократических принципов - равенства, свобода, суверенитета, равноправия и самостоятельности. Интернационализация- духовной культура советских народов может осуществляться полнокровно лишь в том случае, если все вышеупомянутые демократические принципы будут не-

промаяно соблюдены. Толы;о реальное - наличие таких условий и осуществление их на практике еоцвалистического строительства придаёт соцаалкзьу наступательный и созидательный характер,'повышает в массах вору в побей' социалистических идеалов, укрепляет всосторон-iа:о связи манду народами, усиливает в духовной явзни наций а народностей как тенденцию развития и реализации всего самого лучшего, прогрессивного, демократического в национальной культуре, так и товдешрао роста потребности в постоянной взаимосвязи и взаимодействии с инонациональной культурой, неотъемлемой частьэ национальной культуры становятся достояния других народов, интернациональные ценности, происходит интернацаокализация духовной лазни. Вздь только тогда, когда каждая национальная культура развевается свободно, расширяется диапазон её взаимодействия с дF/no.si цаезональшак культурами, тем больво проявляется сё стремление к интернациональной культуре, тем больш в ней удельный вое демократических элементов. И чая болкзэ в национальной культу!® демократических олегдэн-тов, тем больиэ ока интернациональна, интернационализируются ее ценности, заимствуются другими шродами, становятся достоянием трудздшсся race всех гациональноотой. Напротив*, отсутствие подлинной демократка ьэдат национальную культуру к упадку, к разрушкюз её неповторимых ценностей, к духовному оскудению. Национальная культура как бы замыкается в cede, отгораживается от интернациональной культуры, сузаюгся её связи с другими на ходами. Однообразно взакэн многообразия национальных культур - плода авторитаризма.

В диссертации показана на примерах недавнего прошлого, как в кёстких рамках авторитарно-бюрократической системы, когда липь с позволения "ворков" могно бшго отмечать тот или иной праздник, ту или иную традицию, создавать и передавать последущему поколению то или иные духовные ценности, в таких условиях национальная куль-

, »

тура имела ограниченные возможности выйти за пределы самой себя, и в то же время от этих ограничений терялась. Авторитаризм, волюнтаризм наносили ущерб не только национальной культуре, но и обедняли родники интернациональной культуры, ведь без национальной культур* интернациональная культура лишается своей питательной почвы. Только освобождаясь от завалов вседозволенности и ангоритариз-

N

т, встав на путь демократических преобразований, можно вдохнуть новую энергию в развитие духовной культуры.

Вот почему, в современных условиях, КПСС и Советское государство в своих программных решениях уделяют большее внимание вопросам развития наций и народностей, укреплению связей, братского сотрудничества между советскими народами. Одним из ключевых моментов национальной политики КПСС в условиях перестройки является создание подлинно демократической атмосферы в обществе, создание таких условий для развития национальной культуры и языка, чтобы она сохраняла и развивала свою самобытность, неповторимость и оригинальность, чтобы развитие национального вело не к разобщению наций л народностей, а, наоборот, через увеличение общих демократических и социалистических элементов в каждой национальной культуре, к сблигешт наций, интернациональному,единству. Чем глубже, богаче, ярче и разностороннее развито национальное, тем больше в нём преобладает де-?ж>кратическоэ и социалистическое содержание^, тем больше у него связующих нитей с интернациональным, тем сильнее динамика её развития

в сторону всеобщего, -единого, "но многообразного в проявлении, тем

«

ощутнмэе проглядывается процесс интернационализации национальных культур. _ *

Не национальный нигилизм, не манкуртство - является путём, ведущим к интернациональному единству, к согласию и доверию между народами, а глубокое знание своей национальной культуры, любовь к

ней, к своему языку„ развитие патриотических чувств вместе с ува еттельным отношением к представителям других наций, их культуре : языку -- вот оснош дружеского и ¿датского, сотрудничества между в родами, основы взаимопроникновения и взакмообогащения национальн; культур, основы интернационализации духовной культуры»

Демократизация, несомненно, сыграет в процессе сближения нар дов роль катализатора, ускорителя. Интернационализация духовной культуры может осуществляться полнокровно в том случае, если наш нальнна культуры народов СССР опираясь на демократические и гуманистические ценности получат '.шроккй простор для своег^ развития, Взлёт национальной культуры в то se время может быть постояшшм i стабильным,. если она питается из родников интернациональной куяк ры. И дяя такого взлёта демократизация создаёт всё необходимый у( ловия.

В заключении диссертации подводятся, краткие ктсгк исследован; определяется проблемы, нуждающиеся в дальнейшей разработке, фориз лируются практические рекомендации.

Основные положения к вывода диссертационного исследования содержатся в следундих научных публикациях:

'I. Совершенствование интернационального воспитания - кастоятелькс веление времени // Тезисы выступления ка научно-практической конференции "Диалектика и современное научное познание". - Tas кент, 1987. - 0,2 п.л.

2. Особенности развития социалистической национальной культуры // Тезисы выступления на научной конференции 'Проблемы теории и практики развития наций и национальных относенш! при соцка-лизме". - Улан-Удэ, 1989. - 0,3 п.л".

Подписано к печати РОр - Заказ .V»

Тираж /00 эк.!. Обьсм /,2 п. л. Формат бумаги (¡0 4 84 1/10.

Отпечатано на ротапринте в типографии ТашГУ им. В. II. Ленина.

Адрес: 700(Ш, г- Ташкент, ГСП, Вузгорояон, Та;»Г.У.