автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Проблемы композиции в современной башкирской прозе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы композиции в современной башкирской прозе"
4839I¿о
На правах рукописи
ХУЖАХМЕТОВ АЙНУР ОС1САРОВИЧ
ПРОБЛЕМЫ КОМПОЗИЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОЙ ПРОЗЕ
Специальность 10.01.02 - «Литература народов Российской Федерации» (башкирская литература)
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Уфа-2011
О 3 М.'.р
4839726
Работа выполнена в отделе литературоведения Учреждения Российской академии наук Института истории языка и литературы Уфимского научного центра РАН
Научный руководитель: доктор филологических наук,
академик АН РБ
Хусаинов Гайса Батыргареевич
Официальные оппоненты: доктор филологических наук,
профессор кафедры русской и зарубежной литературы Бирской государственной социально-педагогической академии Хасанов Ришат Фаукатович
кандидат филологических наук, доцент кафедры башкирской литературы Стерлитамакской государственной педагогической академии им. 3. Биишевой Киреева Луиза Рифовна
Ведущая организация: Башкирский государственный
педагогический университет им. Мифтахетдина Акмуллы
Защита состоится «16» марта 2011 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.013. 06 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет» по адресу: 450074, г. Уфа, ул Заки Валиди, 32 (главный корпус)
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет».
Автореферат разослан «15» февраля 2011 г.
Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических наук, профессор
А.А. Федоров
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Новая эпоха, новые процессы, динамичные изменения в обществе привнесли новизну содержания и формы в башкирскую литературу. Возросли творческие изыскания писателей.
Композиция современной башкирской прозы предполагает анализ художественных текстов современных башкирских авторов через выявление их структурных элементов - "архитектоника", "мотив", "монтаж", "конфликт", "сюжет", "хронотоп", "сюжетный параллелизм", "прозаический ритм".
Актуальность темы исследования. Конец XX начало XXI века отметились многими нерешенными проблемами в башкирском литературоведении. С одной стороны, это объясняется объективным развитием науки: включением в научный оборот новой терминологии, интеграционными связями с другими областями науки, выходом на первый план оригинальных гипотез и т.д. С другой стороны, перерабатывается, рефлексируется материал собранный в условиях современных политических, социальных, идеологических изменений. Современное российское литературоведение долгое время находилось под влиянием установок соцреализма и пренебрегало собственно анализом произведений в его художественной специфике, отдавая предпочтение идеологическим интерпретациям и объяснениям, социально-историческому комментированию текстов.
Композиция - система фрагментов текста произведения, сотнесенных структурными элементами и направленных на воспроизведение эстетического объекта. "В обширном понимании, она - художественная структура содержания, благодаря взятым характерам, самого произведения"1.
Степень разработанности темы. В области теории литературы научные труды В.В.Виноградова, А.Х. Жолковского, Ю.К Щеглова, Б.В. Томашевского, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, П.В. Палиевского, Б.А. Успенского, Б.М. Гаспарова, В.Е. Хализева, О.И. Федотова, В.И. Тюпа внесли огромный вклад в науч1гую разработку композиции художественного текста. М.М. Бахтин расматривает композиционное построение произведения исходя из комплексного изучения творчеств а того пли иного писателя: «Автора мы находим вне произведения как живущего своей биографической жизнью человека, но мы встречаемся с ним как с творцом и в самом
1 Хусаинов Г.Б. Поэтика башкирской литературы. 4.1. Теоретическая поэтика. Уфа: Гилем, 2006. - С. 317.
произведении. ...Мы встречаем его, прежде всего, в композиции произведения: он расчленяет произведение на части»'.
Б.А. Успенский утверждает, что первостепенным в композиционном построении текста является проблема точки зрения. «Структуру художественного произведения можно описать, если вычленить различные точки зрения, то есть авторские позиции, с которых ведется повествование, и исследовать отношения между ними»2.
Смещение точки зрения как фактора объектной организации текста происходит в связи с выдвижением проблемы дискурсивных границ говорения в теории литературы. По мнению В.И. Тюпа: «Говоря о способах высказывания, т.е. о композиционных формах литературного письма, мы имеем ввиду не только такие специфические внутритекстовые дискурсы цитатного типа, как письмо, дневниковая запись, документ, но и, прежде всего, основные модификации повествования, а также диалог и медитацию»3.
Важным композиционным приемом можно назвать использование герменевтического круга в прозе. Существует специальный способ активации сознания читателей - принцип выдвижения, при котором наиболее существенная в смысловом отношении часть текста оказывается выделена4.
Башкирское литературоведение развивается в русле современной российской гуманитарной науки и нашло отражение в работах К.А. Ахметьянова, Г.Б. Хусаинова, Р.Н. Баимова, А.Х. Вахитова, Г.Н. Гареевой, А.Ш. Абдуллиной, З.Я. Шариповой.
Основоположником теории литературы, литературной критики и литературоведения является К.А. Ахметьяпов. Он впервые обратился к проблеме композиции башкирских поэм и изучению башкирской литературной критики и теории. Он одним из первых в башкирском литературоведении ввел в научный оборот дефиницию "композиции": «Являясь одним из канонов эстетики, форма образного построения событий, видов и эмоций в произведении называется композицией»5.
По мнению К.А. Ахметьянова, композиция, которая объединяет все компоненты произведения, понятие более широкое, чем сюжет. В новеллах, балладах и баснях сюжет и композиция могут совпадать друг с другом.
1 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: «Худож. лит.», 1975. С. 403.
2 Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука. 2000. С. 16.
3 Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М.: Издательский центр «Академия», 2009. С. 49
4 Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Основы теории литературы. Ростов н/Д: Феникс, 2009. С. 166-167.
5 Ахметьянов К.А. Теория литературы. Уфа: Китап, 2003. С 86. (на башк. яз.)
А в произведениях больших жанров композиция соединяет в одном ряду с другими компонентами и сюжет.
В работе Г.Б.Хусаинова' композиция художественного произведения состоит из структурных элементов, в их числе: внешняя композиция (пролог, эпилог, окаймленная композиция, рамочная композиция), внутренняя композиция (сюжет, хронология). Основная мысль ученого - композиция является одним из основных элементов поэтики.
Структуре современной прозы посвящена работа Г.Н. Гареевой. В главе «Сюжетно-композициопная структура прозаических произведений» своей монографии она, опираясь на труды ТТ.В. ТТалиевского и Д. Благого, рассматривает композицию как «мирообразующий принцип», создающий литературный мир. В основе композиции лежит организация придуманной и описанной писателем реальности, т.е. структурные аспекты созданного в произведении мира2. Г.Н. Гареева также обращает внимание на композицию персонажей, прием умолчания, виды конфликтов.
А.Ш. Абдуллина в монографии «Поэтика современной башкирской прозы» отмечает важность заглавий и эпиграфов в композиционной структуре башкирских прозаических произведений, проводит исследование художественного приема сна в романе Т. Гарнповой «Буренушка». Говоря о рассказах А. Аминена, она указывает на применение автором самых различных комических приемов, которые приводят к эффекту «остранения», когда жизнь воспринимается не только в бытовом срезе, но и на философском и мифологическом уровнях3.
В монографии 3-Я. Шариповой «Башкирская литературная мысль» вносится ясность в понятия «литературное развитие», «литературная мысль» и говорится о древнетторкских корнях башкирской литературной мысли. В том числе автор обращает внимание на формы построения произведений тюркских авторов средневековья4.
Объект исследования. Прозаические произведения башкирской литературы конца XX - начала XXI веков.
1 Хусаинов Г.Б. Теория литературы. Уфа: Китап, 2010. 384 с.
2 Гареева Г.Н. Особенности современной прозы. Уфа: Китап, 2009. - С. 107. (на башк. яз.).
3 Абдуллина А.Ш. Поэтика современной башкирской прозы: Монография. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН. 2009. - 352 с.
4 Шарипова З.Я. Башкирская литературная мысль. - Уфа: Китап, 2008. - 320 с.
Цель исследования. На материале произведений башкирской литературы конца XX - начала ХХТ веков дать анализ структурных элементов композиции современной башкирской прозы.
В диссертации решаются следующие задачи.
- Раскрытие методологических и теоретических основ изучения композиции прозаических произведений;
- Выявление особенностей композиции в прозаических произведениях современной башкирской лигературы;
- Применение малоизученных композиционных элементов, каковыми являются мотив и монтаж;
- Определение использования пространственно-временных и герменевтических категорий в современной башкирской прозе.
В качестве основных методологических подходов приняты: системный и сравнительный подходы, герменевтический анализ прозаических текстов, социокультурный подход, структурно-функциональный анализ, историко-генетический метод.
Новизна исследовательской работы заключается в том, что обосновывается использование терминов поэтики (ритм, перипетия) в изучении прозаических произведений современных башкирских авторов.
Определяются особенности применения таких структурных элементов композиции как мотив, монтаж, пространственно - временная категория, хронотоп и.т.д. в произведениях башкирской прозы конца XX-ХХТ века.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Современная башкирская проза является рефлексией действителмгостп. Для проекции всей драматичности, остроты, мозаичности современного общества башкирские писатели активно используют в своих произведениях различные композиционные приемы.
2. Мотив - основополагающий элемент в прозаических произведениях и изучается в башкирском литературоведении с 70-х-80-х годов XX века. Являясь структурным элементом внутренней композиции, мотив (скрытый мотив, подмененный мотив) влияет на образный параллелизм, линию сюжета и идею конфликта в произведениях.
3. В качестве примеров использования в башкирской прозе монтажа и монтажной композиции взяты произведения, созданные в 90-х годах XX века и в начале XXI века. Именно в современной башкирской прозе монтаж используется целенаправленно для образного раскрытия связанных между собой одной идеей или одной темой разных сюжетов. В особенности для придания эстетической остроты или создания гиперпространства в произведении.
4. Временно-пространственные категории, организующие единую систему - «хронотоп», в современной башкирской прозе широко распространены. На материале творчества ряда башкирских прозаиков показывается прямое влияние хронотопа на общую структуру лейтмотива произведений.
5. Применение герменевтики и герменевтического круга в интерпретации современных прозаических произведений для башкирского литературоведения является новым явлением.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследований могут быть использованы для преподавания курсов современной башкирской литературы, составлению и проведению спецкурсов и спецсеминаров по современной башкирской литературе в вузах на факультетах филологии. Материалы исследования могут быть использованы и в практике преподавания в общеобразовательных школах и специальных учебных заведениях по курсу современной башкирской литературы.
Апробация работы проводилась в форме обсуждения результатов исследования на заседаниях Отдела литературоведения Института истории, языка и литературы УНЦ РАН, на международных, всероссийских, региональных и республиканских конференциях. В их числе: доклад «Образ А.-З. Валидова в современной башкирской прозе» на Международном круглом столе «История и культура тюркских народов в произведениях А.-З. Валиди Тогана» (март 2010 г., г. Алматы PK); на III и IV Всероссийской научной конференции «Урал - Алтай через века в будущее»; на Международной научно-практической конференции «Филологические науки: современность и преспектпвы» (П Биишевские чтения, 14 мая 2010 г. г. Сгерлнтамак).и др.
По теме диссертации опубликовано 8 статей, из них две - в изданиях, рекомендованных ВАК.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, грех глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.
Основное содержание работы
Во введении дается краткий обзор истории изучения композиционных приемов, в особенности мотива, монтажа, временно-пространственных отношений в сюжетосложении в зарубежном, русском и башкирском литературоведении, обосновывается актуальность темы исследования, формулируются цель и задачи современного изучения композиционных приемов и временно-пространственных отношений в
башкирском литературоведении, отмечается теоретическая и практическая значимость исследования для проведения дальнейших изысканий в этой области и для практики преподавания курса башкирской литературы и журналистики в учебных заведениях республики.
Первая глава диссертации «Композиционная структура современной башкирской прозы» состоящей из двух разделов, рассматриваются вопросы теоретической и методологической основ исследования особенностей композиции прозы и композиционной структуры современной башкирской прозы.
Первый раздел первой главы «Теоретические и методологические основы исследования особенностей композиции прозаических произведений» посвящен анализу трудов зарубежных, российских и в том числе башкирских ученых-литературоведов, связанных с изучением использования композиционных приемов в тексте прозы, применительно к творчеству башкирских писателей, их действия на внутреннюю структуру произведения.
Этимология термина «композиция» сводится к слову «composition» переводимого с итальянского языка как «созидание, творчество». Многие исследователи рассматривают её как структуру художественного произведения. Однако историография композиции в своем понимании раскрывает разнообразие граней.
Изучение композиционной структуры произведения уходит своими корнями в глубокое прошлое. Родоначальник мирового литературоведения Аристотель еще в своих трудах «Поэтика» и «Риторика» обращает внимание на проблемы построения текстов. Объясняя термины «риторика» и «рифма» философ не упускает из виду повторения и перипетии, тем самым, основывая изучение вопросов композиции и архитектоники.
Его идеи продолжает и развивает римский философ Гораций, утверждая, что писатель должен знать, какое слово взять и что откинуть, и где что должно быть сказано.
Д. Дидро пишет: «Соразмерность порождает идею силы и прочности». Писатели-классики, такие как: М.В. Ломоносов («Ода...»), И. Гете («Фауст»), А. Пушкин («Евгений Онегин», «Повести Белкина»), О. Бальзак («Человеческая комедия»), В. Гюго («Собор Парижской богоматери») в своих произведениях делятся умелым использованием композиционных приемов.
Развитие в XIX веке философии и искусства влияет и на литературу, рождая методы сентиментализма, романтизма и реализма, прибавляя новые и новые жанры и стили. Столетие знаменательно и тем, что берут начало многие гуманитарные науки, в том числе и литературоведение, от которого постепенно отпочковывается как отдельное направление теория литературы.
Реализм - литературный метод опирается в большинстве на жанры прозы, которые в конце XIX века усиливают свои позиции. Для теоретиков, особенно занимающихся вопросами композиции прозы, это дает богатый материал для исследований.
В башкирской литературе этой эпохи появляются публицистика М. Уметбаева, нравственные повести Р. Фахретдина, рассказы М. Гафури. Возвращение к жанру прозы наблюдается после Октябрьского переворота. В башкирской литературе Д. Юлтый, М. Гафури, Г. Хайри, Б. Ишемгул, И. Насыри и другие больше творят в жанре прозы. Романы «Поворот», «Кровь», «Кудей», становятся классикой, выдвигая на первый план романтичного героя в социальном пространстве современности. Повесть «Черноликие» являет собой создание первого психологически острого произведения.
Литературная теория так же прогрессирует в советский период. В.Б, Шкловский, Б.В. Томашевский, В.М. Жирмунский, В.В. Виноградов, В.Я. Пропп и другие дискутируют на разных позициях: «структурализма» и «лингвистической поэтики». Их дело продолжают Г.Н. Поспелов, Ю.М. Лотман, П.В. Палиевский, Б.М. Гаепаров и т.д.
Область интерпретации текстов находит место в трудах немецкого философа Г.-Х. Гадамера.
Что же касается поэтики башкирской прозы XX века, то необходимо начать с анализа работ А.Х. Вахитова'. Он обобщил собранные на историческом, историко-генетическом принципе знания о жанровом и стилевом развитии в своем труде «Жанр и стиль в башкирской прозе», касаясь так же вопросов структуры текста. Также важны в изучении башкирской прозы работы Р. Н. Баимона*.
В настоящее время в области теории российской и, в частности, башкирской литературы наблюдается прогресс. Разные концепции, теории, интеграция идей, образование новых целостных конструкций обогащают историческую и критическую области теории литературы. Работы В.Е. Хализева, В.И. Тюпа, О.И Федотова делают прорыв в теории литературы.
Новизна идей сквозит в научных трудах К.А. Ахметьянова, Г.Б. Хусаинова3, особенно в работе «Поэтика башкирской литературы. Часть
1 Вахитов А.Х. Жанр и стиль в башкирской прозе. - Уфа: Китап, 2007. - 464 с. (на баш. яз.).
2 Баимов Р.Н. Судьба жанра: (Взаимодействие и развитие жанровых форм башкирской прозы). Уфа: Башк. кн. изд-во, 1984. 320 с.(на баш. яз.).
3 Хусаинов Г.Б. Поэтика башкирской литературы. Первая часть/ Уфа: Гилем. 2006. - 403 с.(на баш. яз.).
первая. Теоретическая поэтика». Плодотворно работают в области поэтики башкирской прозы А.Ш. Абдуллина1, З.Я. Шарипова2, Г.Н. Гареева3.и другие.
Во втором разделе «Композиция прозаических произведений» продолжаются исследоваться методологические основы изучения деталей структуры прозаического текста. Раскрываются термины, широко употребляющиеся в исследованиях поэтики композиции прозы. Обращается внимание на такие детали, как: ритм, перипетия. Исследуются композиционные приемы в башкирской прозе в историческом аспекте конца XX века.
Построение прозаического произведения - вобравшее в себя многие аспекты - многоплановый феномен. Композиционные приемы углубляют значение и предметы произведения, в большей степени направляют точки зрения автора и рассказчика. В той же мере композиция внедряет в сферу литературы порядок, структурность и целостность. Мы можем утверждать, что все произведения имеют структуру на основе той или иной композиции.
В первом разделе второй главы «Мотив в башкирских прозаических произведениях» повествуется о роли мотива в башкирских прозаических произведениях. В современной башкирской прозе внутренняя структура произведения, использование автором каких либо композиционных приемов, (например, таких как мотив и образный параллелизм), имеют большое влияние не только на линию сюжета, но и связанную с идеей конфликта.
Мотив (лат. тоуео - двигаю, тоИк - движение) - устоявшийся компонент структуры формы литературного произведения. В литературоведении термин используется в двух ипостасях: 1) минимальная повествовательная единица сюжета; 2) семантически напряженное место в тексте, открывающее смысловые основы авторской концепции. О мотиве можно сказать, что он - важный компонент произведения, отличающийся семантической полнотой. Мотив связан с темой и идеей, но не тождественен. Он в произведении повторяем, может принимать разные вариации, имеет лексическую направленность. Главная черта мотива - секретность, реализация в тексте наполовину.
1 Абдуллина А.Ш. Поэтика современной башкирской прозы: монография.
Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2009. 352 с.
2
Шарипова З.Я. Башкирская литературная мысль. Уфа: Китап, 2008. 319 с.
Гц яз.).
(на баш. яз.).
3 Гареева Г.Н. Особенности современной прозы. Уфа, 2009. - 224 с. (на. баш.
Мотивы являются главными компонентами в структуре отдельного произведения. Они выступают как результативный плод общих жанров, направлений, литературных эпох и мировой литературы.
Термин «мотив» вводит в использование А.Н. Веселовский, исследуя фольклор, и представляет их как схематически повторяющаяся, исторически устойчивая формула.
В башкирской литературе наблюдается активное использование различных мотивов в произведениях. Мотив, лейтмотив в произведениях советской эпохи хотя и был связан с идеологическими корнями, внутри себя концентрирует и национальный башкирский колорит, и идеи собственно авторской концепции, скрытые в подтексте.
Анализ начинаем с романа X. Давлетшиной «Иргиз», так как, во-первых, произведение богато на мотивы, вызывают интерес перипетии сюжетной линии, во-вторых, является центробежным произведением, ставшим основополагающим, примерным для современной башкирской литературы.
С первого взгляда структура романа немного фабульная, события развиваются постепенно одни за другими (как бы ученому остается лишь изучить идейную и тематическую линию содержания). Однако сразу рождаются вопросы: по какой причине тогда в произведении сохраняется удивительная гармоническая ритмика? Почему спустя столько лет, советский роман обладает сильным катарсисом, эстетические и этические основы потрясают читателей? Объяснить этот феномен лишь содержанием романа было бы неправильно. Более концептуальным является изучение процессов внутренней структуры, авторской точки зрения, мотивов и лейтмотивов.
Сюжет романа полностью подчинен мощной идее - борьбе между классами общества, поэтому произведение является сильным биполярным организмом; два класса - два противостоящих «мира» стали главной композиционной основой произведения. Различие между «богатыми» и «бедными» очень большое. С первых страниц на читателя производит психологическое давление такие мотивы, как «социальная напряженность», «социальная непримиримость».
Автор начальной концептуальной фразой: «Есть пламя, но нет угольков!!!» хочет сказать, что для подъема эксплуатируемого «мира бедных», нужен только уголек (идеал, или основа). И главный герой Айбулат стремится найти этот «уголек».
Внешние композиционные элементы: произведение состоит из двух частей, а части делятся на выстроившиеся в одну цепочку отдельные «рассказы», исходящие именно из стратегии «биполярности», из лейтмотивов.
Автор с первого же рассказа «Пастухи» стремительно, используя лирические отступления описания природы, знакомит читателя с образами-антиподами (Айбулат - Ниязгул, Магфура, Голйозсм - Газима, Рахима), несколькими эпизодами (скандал между Дилей и Хаят, резкое вмешательство Газимы) вводит в течение социально-психологического сюжета.
Роман Р. Камала «Таня-Танхылыу», в котором оригинальная композиционная мозаика помогает автору донести идею и тематику до читателя, требует особого изучения. Особый подбор мотивов, ретроспективный подход, эпистолярные элементы делатот разнообразным сюжет, придают философский смысл.
Роман открывается прологом, откуда узнаем о главных героях, о том, от чьего имени будет вестись повествование (подруга Танхылыу). Сюжет произведения - ретроспекция, воспоминания, «точка зрения» Фанисы, подруги главной героини, насыщенные письмами самой Танхылыу. Ведущим мотивом является скрытый в эпиграфах глав метафорический мотив «листка дерева», жизнь романтической героини, не нашедшей своего места в этом обществе, отчуждаемой окружающими, автор сравнивает с осенним листком. Даже название произведения - «Таня-Танхылыу» говорит о двойственности судьбы главной героини, её попытках подстроиться под суровую реальность. Данный мотив постепенно становится лейтмотивом всего романа.
Острота конфликта связана с историей женщины-башкирки, попытавшейся устроить свою судьбу в русском - латышском — русском сообществе, беззаветно любившей русского парня, Петрика, который и стал главным виновником её гибели.
Что же касается скрытых мотивов, произведения А. Аминева и Г. Хпсамова являются ярким примером их использования. Например, если тема повести А. Аминева «Китайгород» - «современная деревня», а идейно-тематическая проблематика связана с исчезновением башкирской нации, то главным мотивом произведения можно считать слова из речи персонажа -Файзуллы Сагитовича: «Короче говоря, нельзя от земли нам отделяться, отделимся - нам конец». В этом произведении наблюдается еще один мотив - это ожидание перемен (возрождение нации, сохранение башкирского языка), которые символизирует сломанный грузовик «ЗИЛ», забытый на поле.
Роман «Тафтиляу» Г. Хнсамова также богат на скрытые мотивы. Один из них - мотив смертельной опасности. Он виден в эпизодах уничтожения бурзянского племени, казни Иал-эмира, деятельности Ивана Тевкелева.
В некоторых случаях одни и те же мотивы присущи всему творчеству писателя. Яркий пример - произведения Г. Гиззатуллиной («Сто одна жизнь моя», «Превращение бабочки» и др. ). Несчастье, стремление к
любви без надежды на взаимность, трагедия между мужчиной и женщиной -такие мотивы сквозят в эпиграфах новелл писательницы. К примеру, её произведение «Сто одна жизнь моя» открывается эпиграфами-мотивами: «Современность страдает без нежности. Многие нуждаются в любви, но мало кто может её дать» (Томас А. Харрис), «Будьте свечами друг другу» (Гаутама Будда).
В частности, в некоторых случаях сильно влияние мотива и образного параллелизма па сюжетную динамику. Рассказ Р. Султангареева «Татарин и башкир» изобилует мотивами, несущими мощное смысловое значение. С первых строк произведения мы сталкиваемся с психологическим диалогом, острым конфликтом в отделении милиции. Контрастные портреты задержанных (башкира Ишмурзы и татарина Маснави), первоначальная напряженность в их отношениях даются на основе тонко прочувственного психологизма. Писатель очень точно создает образный параллелизм, используя различия в менталитете двух народов. Хотя по мере развития сюжета растет дружба между двумя героями, все-таки между ними сохраняется какая-то неискрешгость, искусственность, что подтверждает словоохотливость Маснави и наивная вера, простота характера Ишмурзы. Также доказательством этому служит открытость финала («Почему-то они потупили взгляды, и потом без лишних слов каждый повернулся в свою сторону»), которая сохраняет внутренний конфликт. В основе постепенного перехода внешнего конфликта во внутренний, его сохранения лежат мотивы «несвободы», «неволи» (отделение милиции, тюрьма, колония). По мысли автора, в скованной неволей (экономической, духовной) обществе конфликты, в том числе национальные, сохраняются.
Использование композиционных элементов выявляют мастерство башкирских писателей. Повесть Н. Мусина «Тпшпна гор» начинается кратким предложением - «У Загитова пропал сын». Таким образом, через мотивы «утери», «исчезновения» мы узнаем о жизни отрицательного персонажа - Шамиля Шамуковича Загитова. Писатель линейно, через элемент «узнавания», показывает читателям двуличие, беспринципность и эгоизм этого человека. Мотивы «утери», «исчезновения» видим и в описании жизненного пути главного героя - Давлета Рыскулова (утеря жены, сына). Неожиданно сюжетная лшшя, рассказывающая о Шамиле Шамуковиче, прерывается, н автор переходит к описанию судьбы Давлета (такой скачок в сюжете обеспечивает ознакомление Загитова с рукописями Рыскулова), что вызывает интерес к произведению, возникают перипетии конфликта. Как раз во время перехода повествования от одного образа к другому мы понимаем, что симпатии писателя (а произведение с мощной «точкой зрения» автора) на стороне Рыскулова. Объединение двух сюжетных линий сильными мотивами
является примером концентрической композиции, да и временно-пространственная проблема решается очень тонко.
Действительно, мотив в рассматриваемых нами произведениях добавляет полноту описания и повествования. С помощью мотива любое прозаическое произведение наполняется философским смыслом, своеобразно решается временно-пространственная проблематика. Мотив помогает донести до читателя общие аксиологические ценности, эстетический, культурный катарсис.
Таким образом, в современной башкирской прозе внутренняя композиция произведения (романа, повести, рассказа и т.д.), использование автором разных композиционных элементов (например, гот же «мотив») имеет огромное влияние не только на сюжетную линию, но и на идею конфликта.
Во втором разделе «Использование в башкирских прозаических произведениях монтажа» рассказывается о монтажной композиции, которая открывает перед автором широкие перспективы.
Это способствует образному раскрытию связанных между собой одной идеей или одной темой разных сюжетов. Показать жизнь в его разнообразим и полноте, противоречивости и единстве.
Термин «монтаж» (фр. montage - собирать, соединять) родился и развился в начале XX века в искусстве кино. В литературоведении монтаж немного меняет свою направленность. Как известно, в цели композиции входит расположение всех частей произведения для полного отражения идеи.
Монтаж - антитезы и контрасты, не положенные в описательную логику, однако определяющие мировоззрение и ассоциации автора. Этот прием нашел свое развитие в современной башкирской прозе.
Например, про роман Г. Хисамова «Актамыр» можно сказать, что он основан на монтажной конструкции. С первого взгляда, произведение состоит из неподчиненных друг другу, даже не совпадающих по времени и пространству сюжетов: история министра Петрова, линия студента Сагита, судьба мальчика Миннияра, жизни Рашита, Халита, Вили и др. В романе их связь в большинстве своем дается на ассоциативном и смысловом уровне. Сюжетные линии исходят из главной идеи произведения, говоря словами самого автора: «неходят нз судьбы нации и обладают сильной эстетической энергией».
Такая же картина наблюдается в романе Нугумана Мусина «Последний солок». Здесь монтаж видим на примере сюжетов Дамира Талипова и Расуля. Автор не встречает этих двух героев, и дает их жизни в резком контрасте. На основе этой антитезы и строятся линии конфликта (город и деревня, отношение к природе, философия жизни, взгляд на любовь и т.д.).
В заключительной части романа необходимо обратить внимание на использованный особый уровень - слой фокализании'. Этот слой в проекции текста - как система кадров внутреннего зрения, или, выражаясь точнее, как система «кадронесущих» микрофрагментов текста; в проекции смысла - как система мотивов.
В романе Асылгужи «Возраст Салавата» принцип монтажа (Салават, Стефан Малый, Андрей и Леонтий, Екатерина ТТ и др.) подчиняется одной цели: создавая гиперпространство во всей полноте осветить жизнь башкирского народа, российского и мирового сообщества (на примере Черногории) в XVIII столетии.
В произведении «Возраст Салавата» прием «монтажа» помогает автору не только создать панорамную историческую картину Крестьянской войны, но и, расширяя временно-пространственную плоскость, поднять роман до уровня хроники. Исходя из этой цели, автор-прозаик и связывает лаконичные и в то же время полные эстетической силы, эмоционального духа сюжеты с башкирскими восстаниями. Эти сюжеты автор проводит не только через себя, но и через оценку неизвестного Историка-хрониста, который и «пишет» эту «летопись».
Историческая пшотеза «Оседланный конь» Б. Рафнкова отличается использованием оригинального композиционного приема - монтажа. Две параллельные сюжетные линии (с одной стороны - «Салават на каторге», с другой - «Етембай, Роман в Башкортостане») создают масштабность, раскрывают полностью образ всего подчиненного российского народа ХУНТ века - «оседланного коня».
Также надо сказать о детективном романе Г. Хисамова «Девятнадцатый», в котором талантливо используется прием «монтажа». Вначале в части «Свадьба» передвижение героев - Кабнра и Лейлы то в Уфе, то в Москве, то вновь в Уфе создает кадровую комбинацию и приключенческую монтажировку. Однако цель автора - показать представителей башкирской нации за пределами Башкортостана, на глобальном уровне. Для того, чтобы произведение соответствовало жанру «приключенческий детектив», чтобы соблюдались масштабность и динамичность, автор подчиняет все сюжетные линии романа монтажной конструкции. И как раз второй параллельный сюжет связан с отцом Лейлы -Гали, которого автор перипетиями жизни бросает в Великобританию, в
' Тюпа В.И. Анализ художественного текста: учеб. Пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / В.И. Тюпа. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - С. 58.
Лондон. В третьей, связующей, сюжетной линии - линия Вилена, которая спаивает два первых сюжета.
Романы «Призрак» А. Утябая, «И не было человека роднее» Ш. Хазиахметова, «Новый башкир» Ф. Галимова тоже основаны на монтаже.
Роман «Новый башкир» Ф. Галимова отличается новизной своей тематики. Автор вносит в современную литературу нового героя - образ предпринимателя. После реформ начала 90-х годов «дикий капитализм» за собой привносит в жизнь общества стереотипы, стоящие за словами «крупный предприниматель», «бизнес», «валюта», «ваучер», «приватизация». Наблюдается разделение на тех, кто сказочно разбогател, и на тех, кто беднеет на глазах; перед нами - так называемая эпоха «шоковой терапии».
Роман публицистического характера, открывшийся эпиграфами, по содержанию и сюжетному построению являет собой инструкцию начинающего бизнесмена. Автор применил такой прием, при котором повествование ведется от первого лица - летописца эпохи.
Свою позицию, ставшую лейтмотивом произведения, он объясняет во введении: «Я и дело, предпринимательство, бизнес. Когда же началась эта эпопея?...
Сам не заметил, как нырнул в море беспощадного бизнеса. В океан дикого российского бизнеса. Лишь спустя 12 лет удалось вынырнуть.
Еще одна мысль приходит в голову: прибывание в бизнесе дало мне необыкновенно большой, даже уникальный жизненный опыт. Честно говоря, в эти годы я кипел в гуще жизни. Многое пережил, познакомился с различными людьми, общался.
На Центральном телевидении есть интересная передача: «Проверено на себе». И со мной случилось нечто подобное». Этим вводным словом автор заставляет поверить читателя в то, что роман является историей конкретно его жизни, всей историей пережитым им самим. Однако в действительности он лишь приводит в действие, выводит вперед обобщенный образ башкирского бизнесмена. Этот образ является в романе не только названием, но и также главным проводником лейтмотива произведения.
Роман - хроника 90-х годов. Здесь находят место и распад единого советского народа, в советское время зарабатывавшей простым трудом, и изменение стереотипов и правил жизни в обществе, и сложная судьба человека.
Роман состоит из глав, главы - из маленьких рассказов. Особенны названия глав - «Первые сто тысяч», «Первые миллион рублей», «Первые миллион долларов». Из этих соединений производится монтаж всего произведения.
Символ эпохи - деньги, гонка за легкими деньгами, преклонение перед большими деньгами - мотивы, пронизывающие произведение. Для героя
«делать деньги» становится смыслом жизни. Каждый рассказ - путь от мелкого «челнока» до крупного предпринимателя, очередной шаг к богатству, к обеспеченности семьи, к победе в бизнесе.
Эпиграфы раскрывают проблематику романа: «Деньги - вещь очень важная, особенно когда их нет» (Э.М. Ремарк), «Бедность приходит к тому, кто эмоционально и интеллектуально готов с ней смириться. Богатство выбирает тех, кто готов принять его и наслаждаться им» (Д. Риллес), «Мысль не свободна, если ею нельзя заработать» (Б. Рассел), «Трудное - это то, что может быть сделано немедленно. Невозможное - то, что потребует больше времени» (Д. Сантаяна). Как видно по этим эпиграфам, автор умело использует западную философию в отношении современной России, Башкортостана, эпохи «дикого капитализма». Эпиграфы - мотивы сюжета романа.
Автор связывает с бизнесом и другие события, происходящие в обществе. Например, в рассказе «Путешествие в Москву» (проводится аналогия с произведением Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», только здесь - из Башкортостана в Москву) описывается хаотичность времени, нищета деревень из глубинки, поля, покрытые сорняком вместо пшеницы. Особенно сильный момент - автор вводит образ старушки, плачущей на останках сгоревшей церкви, в которой заживо сожглн батюшку со всей семьей. Этот рассказ можно назвать сверхсюжетом данного произведения.
Картина нечестной конкуренции, преобладающего чувства зависти рисуется в рассказах «Сезон и дефолт», «Перипетии сезона». Автор здесь знакомит читателя с образом Азима Абдуллаева. Через характеристики данные его коллегами, среди которых и герой произведения, перед читателем предстает человек знающий толк в торговле, но жадный до денег, алчный, завистливый, часто пьющий.
При всех таких отрицательных моментах, маленьких и больших трагедиях в обществе, автор, конфликтуя с реальностью, оставляет своего героя идеалом башкирского бизнесмена - мецената, относящегося к каждому с уважением, помогающего нуждающимся, личности. Как мы уже предположили вначале: образ героя - пример честного, трудолюбивого предпринимателя Башкортостана является лейтмотивом произведения.
Каждый автор в своем произведении пытается создать такой образ, освобожденный от стереотипов советской эпохи, который бы ответил новым вызовам современности.
Автор ввиду того, что, создавая обобщенный идеальный образ башкирского бизнесмена, старается следовать череде реальных событий, подробному изложению конкретных случаев, превращает художественный
текст в публицистическую хронику, что отрицательно отражается на всем сюжете произведения.
Таким образо1м, монтажная композиция открывает перед творцом слова широкие возможности при раскрытии жанра, при показе масштабности, динамичности образов, пространства и времени. Читателю монтажная структура текста позволяет остро ощутить главную идею произведения, помогает найти и реагировать на краеугольные грани сюжета.
В первом разделе третьей главы «Временно-пространственные отношения в башкирских прозаических произведениях» рассматриваются временно-пространственные категории, организующие единую систему -«хронотоп». Термину дал жизнь М.М. Бахтин1. Хронотоп по сути - это цепочка мотивов, образующих временной и пространственный фундамент сюжета. У хронотопа в литературе есть влияние на жанр. Жанр, и жанровые типы определяются именно хронотопом.
Если М.М. Бахтин и ученые советской эпохи материал для исследования брали из мировой классики (античная литература, «Гаргантюа и Пантагрюель» и др.), то на сегодня встал вопрос о необходимости исследовать тексты национальной прозы, конкретно, башкирской.
В произведениях современной башкирской прозы надо выявлять хронотопы, так как они поднимают произведения до уровня классики.
Исследование повести Н. Мусина «Шкура хищника» в выбранном направлении композиции приводит к интересным результатам.
Повесть - пример показа через призму судьбы одного героя целой эпохи. Поэтому мы время в произведении примем как «биографическое время». Судьба охотника Холтанбая течет постепенно, отдельные эпизоды его жизни воссоздают картину эпохи. Однако автор расширяет временные рамки, используя при этом ретроспекцию - воспоминания героя: о молодости, об отце. Конфликт героя с обществом, с современностью запускает в сюжет хронотоп «дороги». Жизнь охотника как дорога, лесная тропа ложится смысловым фундаментом всей композиции произведения. Лесная тропа становится для героя-охотника и спасением и в то же время послужит причиной смерти. В эпилоге Холтанбай пытается выйти на построенную руками Homo sapiens трассу за спасением, однако находит там только «хищников» в человеческом облични и свою погибель.
Детективная повесть Н. Гаитбая «Капкан», также исследуемый в данной тематике, удачно вливается в философское смысловое поле мировой
' Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук. Ответы на вопросы «Нового мира». // М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 444 с.
литературы. Хронотопы «дороги» и «погони», пронизывающие произведение через динамичные диалоги, через неожиданные перипетии способствуют созданию структуры жанра.
По мнению A.M. Пятигорского: «...Знание (литературу) можно считать содержащим время, длящееся внутри его, а время, в свою очередь, содержащим внутри себя серию событий, которые, если смотреть извне, могут продолжатся часы и дня... в этой связи мы могли бы предположить, что сам феномен повествования является времяообразующим фактором в тексте»'. То есть время и пространство в произведении играют большую роль в построении внутренней и внешней композиции, определении рамок самого текста. При этом условием является выявление такого момента в сюжетной линии текста как хронотоп, который углубляет, расширяет внутренний мир прозаического произведения.
Во втором разделе «Проблема композиции в романе-эпопее Т. Гариповой «Бурёнушка» исследуется роман-бестселлер лауреата премии Салавата Юлаева. Разработка рецептивных идей в эстетике и теории литературы велась в области, границы которой обозначены, с одной стороны, феноменологией, изучавшей «интенционалыюсть» воспринимающего сознания, его «горизонты восприятия», «конструирование» и т.п., с другой -герменевтикой (Шлейермахер, Днльтей, Гадамер), создавшей теорию и методику интерпретации: постижения художественного произведения как единства части и целого, «внутренняя реальность» которого требует от читателя включиться в «круг понимания» (или «герменевтический круг»). Интерпретация текста - одна из самых сложных проблем современного башкирского литературоведения, особенно ученых, заинтересованных в области теории литературы (композиции и сюжета). В условиях развития современных теорий анализа текста, особенно текста прозаического произведения, в литературоведении возникла острая необходимость обратиться к герменевтике.
Герменевтика (от греч. hermeneutikos - истолковывающий) - искусство перевода, искусство объяснения (Гермес в греч. мифологии был посредником между богами и людьми). Герменевтика являлась особым методом классической науки о языке, позволяющим осмысленно толковать памятники древней литературы. В частности, благодаря работе гак называемой исторической школы в XIX веке, начиная со Шлейермахера, герменевтика стала специфическим методом наук о духе2. Герменевтика - это учение о понимании, о научном постижении предметов наук о духе, (то есть
1 Пятигорский А. М. Избранные труды. — М„ 1996,448 с.
2 Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
гуманитарных наук). Рассмотрим интерпретации текста конкретным примером из современной башкирской прозы.
Роман-эпопея «Буренушка» Т. Гариповой - история судеб XX столетия. В романе освещается, начиная с начала века жизнь четырех поколений. Однако ведущим можно назвать образ Мадины. Её образ концентрирует все остальные образы в единую сюжетную линию. Мадина перенимает силу и твердость характера бабушки Барсынбики, красоту и доброту матери Гульбаныу. Судьба полная лишений - сирота, сама себе пробившая дорогу в жизни, талантливая певица, ставшая волею судеб дояркой. Жизнь полная трагичности и всевозможных перипетий.
В исторической основе произведения - все значимые события века: революция, коллективизация, репрессии, война, послевоенные годы, перестроечная и реформационная современность. Автор на высоком психологическом и эстетическом уровне показывает развитое характеров в течение столетия, комплектуя сюжет мистическими образами животных усиливающих понятийный фундамент текста романа: Бойрекей (Буренушка), КукБуре (Голубой Волк), Акманлай (Белолобый).
Категория счастья, связанная с образом Мадины и ставшая главным лейтмотивом в сюжете произведения, находит полное отражение в последней части «Солнечные бурп» («Кояшлы бурандар»). Она - счастливая мать двух образованных дочерей, бабушка, собравшая возле себя всю семью. Вместе с духовным счастьем приходит и материальное благополучие. Это ярко выражается в нескольких отрывках. Например, «Мадина вышла на балкон двухэтажного дома из красного кирпича». Или из её выступления перед односельчанами: «Уважаемые односельчане!.. Мы сегодня поняли, что если пожелаем, сможем стать богатыми, красивыми, сильными! Когда весь мир меняется, развивается в области экономики, образования, культуры, мы не можем остаться как страусы, спрятавшие голову в песке. Да, я сегодня руководитель около двадцати предприятий. Моя продукция из дерева украшает самые богатые офисы мира! Только из пчеловодческой продукции «Мадина» изготавливается и продается более пятидесяти видов косметики, лекарства, биодобавок. В моих фермах работают самые квалифицированные специалисты». В этом же обращении Мадина также призывает народ к компьютеризации труда, и к использованию возможностей Интернета.
Автор, отвечая вызову времени, доводит образ Мадины от доярки до уровня преуспевающей бизнес-леди. Логическим завершением романа-эпопеи становится роскошный сабантуй, устроенный героиней.
Т. Гарипова прежде всего касаясь истории судеб, обращает основное внимание на детство и юность главной героини - на более понятное для автора время, событий и партийной номенклатуры. В последней части она придает образу Мадины вид женщины-предпринимателя, лишь потому, что,
во-первых, это идеальное завершение «хэппи-энда», во-вторых, этого требует современный имплицитный читатель, уверенный в том, что крупный предприниматель - высшая ступень материального благополучия, а значит и духовного счастья.
В заключении подводятся итоги и намечаются перспективы дальнейшего исследования.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:
Л. Публикации в научном издании, аккредитованном ВАК
1. Хужахметов А.О. Использование композиционных форм и значение мотива в произведениях современной башкирской прозы // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Выпуск 38. № 39 (177). - 2009. - С. 144-146.
2. Хужахметов А.О. Герменевтический анализ текста современной башкирской прозы // Нести и к Башкирского университета. Специальный выпуск. № 3 (I). Т. 15. - 2010. - С. 1014-1016.
Б. Статьи
3. Хужахметов А.О. "Участие цепи мотивов в создании композиции сюжета // Феномен евразийства в материальной и духовной культуре, этнологии и антропологии башкирского народа. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, проводимой в рамках разработки 7-томного издания «История башкирского народа» (Уфа-Сибай, 27-29 мая 2009 г.) - Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2009. С. 267-268 (на башкирском языке).
4. Хужахметов А.О. Пространственно-временные отношения в прозе // Гуманитарные науки в Башкортостане: История и современность: Материалы Международной научно-практической конференции посвященной 75-летию ИИЯЛ УНЦ РАН \ РАН УНЦ, АН РБ. Институт истории языка и литературы - Уфа: Гилсм, 2007. С 260-262 (на башкирском языке).
5. Хужахметов А.О. Общий взгляд на использование композиционных приемов // Урал - Алтай: через века в будущее: Материалы 1П Всероссийской тюркологической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Н.К. Дмитриева. Уфа, 2008. С 304-306 (на башкирском языке).
6. Хужахметов А.О. Особенности композиции прозы // Россия и Башкортостан: история отношений, состояние и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной
450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России (Уфа, 5-6 июня 2007 г.). - Уфа, Гилем, 2007. - С 301 -303 (на башкирском языке).
7. Хужахметов А.О. Значение монтажа в построении сюжета произведения II Урал - Алтай: через века в будущее: Материалы IV Всероссийской научной конференции, посвященной III Всемирному курултаю башкир. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2010. С. 358-362 (на башкирском языке).
8. Хужахметов А.О. Обзор романа «Буренушка» Т. Гариповой на предмет архитектоники, стожетосложения и системы мотивов // Филологические науки: Современность и перспективы (II Биишевские чтения); Сб. материалов междунар. науч.- практ. конф. - Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2010. - С. 319-322 (на башкирском языке).
Хужагиеюв Айпур Оскарович
ПРОБЛЕМЫ КОМПОЗИЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОЙ ПРОЗЕ
Автореферат
диссертации на соискание ученой пенсии кандидата филологических наук
Подписано в печать08.022011. Бумага офсспш. Формат 60х84/1й. Гаршпура Times. Усллеч. л. 1,28 Тираж 100 экз. Заказ 150
Отпечатано на ризографе с готового оригинал иаксга.
Типография ИИЯЛ УНЦ РАН г. Уфа, пр. Октября. 71. icjj. (347)235-^0-5(1
Текст диссертации на тему "Проблемы композиции в современной башкирской прозе"
Институт истории языка и литературы
На правах рукописи^
04201156396
Хужахметов Айну р Оскарович
Диссертационная работа
Специальность -10.01 02. - «Литература народов РФ» (башкирская литература)
Жаумный^руководитель: доктор?
академик АН РБ Хусаинов Г.Б.
РФА ©фе рилми узэгенен Тарих, тел Ьэм э?эбиэт институты Рэсэй фэндэр академияИы учреждениеЬы
"Кулъязма хокурында
Хужэхмэтов Айнур Оскар улы
Диссертация эше Хэ?ерге башкорт прозаИында композиция мэсьэлэлэре Специальность -10.01.02. - «Литература народов РФ» (башкирская литература)
Рилми етэксеИе: филология фэндэре докторы, профессор, БР ФА академигы Хесэйенов Р.Б.
Эфе 2011
Йекмэтке
Инеш....................................................................................3
Беренсе булек. Хэ?ерге башкорт прозаЬынык композицион структураЬы.................................................................................13
1.1. Проза эрэрдэре композицияИы узенсалектэрен ейрэнеузен методологик ниге??эре.................................................................13
1.2. Проза э<?эрзэре композицияЬы.........................................29
Икенсе булек. Хэ?ерге башкорт прозаЬында мотив Ьэм монтаж
2.1. Башкорт прозаИы эрэр?эрендэ мотив...............................65
2.2. Хэ?ерге проза эдэрзэрендэ монтаж ысулын кулланыу........85
всенсе булек. Композицион яктан узенсэлекле эрэрзэр..........109
3.1. Проза эрэрзэрендэ вакыт-арауык мэсьэлэлэре...............109
3.2. "Бейрэкэй" романында композиция мэсьэлэИе...................124
Йомраклау.........................................................................148
"Кулланылран эзэбиэт исемлеге............................................151
Инеш
Яны осор, яны процестар, тормоштон динамик юлга бадыуы башкорт э?эбиэтенэ йекмэтке Иэм форма йэИэтенэн янылыктар алып килде. Я?ыусыларра метод, концепция ярынан бер ук проблеманы терле яклап хэл итергэ кинерэк юлдар асты. Ижади э?лэнеу?эр эуземлэште. Былар иИэ композиция алымдарынын терлелэнеуенэ кесле йоронто яЬаны.
Егерменсе быуаттын икенсе яртыИында донъя эзэбиэте проза эдэр?эренэ байыны, проза жанр?арынын беренсе планра сырыуы кузгэ куренде. Ширриэттэ лэ проза эдэрзэренэ якын жанр?ар барлыкка килде. Социалистик реализм, тэнкитле реализм, унан килэ авангардизм, модерн идеялары ла башкорт э?эбиэтенэ карылмайса утмэне. Терле елкэлэр?э эшлэгэн я?ыусылар прозара яны темалар, мауыктыррыс идеялар алып инде.
Прозанын эу$ем удеше э?эбиэт рилемендэ лэ янынан-яны эзлэнеу^эргэ этэр?е. "Исследование композиционных возможностей и закономерностей в построении произведения искусства относится к числу наиболее интересных проблем эстетического анализа; в то же время проблемы композиции еще очень мало разработаны" тип я?а Б.А. Успенский «Поэтика композиции» хе?мэтендэ\
Диссертация эшенен актуаллеге. ХХ-ХХ1 быуаттар арауыгында башкорт э?эбиэте рилемендэ байтак кына яны проблемалар калкып сыкты. Олешлэтэ улар объектив рэуештэ фэнден уреше менэн бэйле булИа (фэнни кулланылышта яны терминологиянын куренеуе, башка елкэлэге белемдэр менэн интеграцион бэйлэнештэр, оригиналь гипотезаларзыц алга сырыуы И.б), икенсенэн - элекке ка?аныштар?ыц (социаль, сэйэси, идеологик фактор?ар шарттарында тыуран) янынан барлаура королран ине. Китап "композиция", "архитектоника", "мотив",
1 Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000, с.9
"монтаж", "конфликт" билдэлэмэлэре едтендэ куп уйланырра яратмаран быуындын кулдарына элэкте. Хатта авторзар уззэре, кайИы берзэ, тема, идея, Иурэтлэу саралары, тезелеш нигезен Иайлауза кыйын хэлгэ калалар. Композиция проблемалары дискуссион моменттаряа бай булыуы, фэнни караштарзын куплеге был осракта практик яктан нырытылмаИа, эзэбиэт теорияИы елкэЬендэ лэ консервацияра алып килэ. Шура кура "гордий тейенен" сисеу есен, композицияра карата бар теоретик материалды йыйырра, сарыштырырра, мидалдар менэн нигезлэугэ ихтияж кесэйэ.
Композиция - эдэрзе тезеусе Ьэм тэртипкэ 1палыусы кес. Ура бер нэмэне лэ ситкэ сырармай, э ниИайэт, берлеккэ ойоштороу, уй-фекерзец дауамын булдырыу есен узгэртеу карал ран. Ул эзэбилекте, уныц барлык елештэрендэ 1пэм дейем планда контролдэ тота. Шуралыр да, композиция логик сырарылыш 1пэм берзэм буйИоноусанлык, ябай тормошсан тэртипте кабул итмэй (окшаш булИа ла), уныц максаты -бетэ кидэктэрзе лэ идеянын тулы асылышы итеп берлэштереп тороу.
Эзэби эдэрзе нимэнэн башларра? Уны нисек тамамларра? Ул ниндэй елештэргэ буленэсэк? Укыусыра тэузэ нимэ эйтергэ, э Иуцынан? Кем исеменэн тасуирланыу алып барыла?
Языусы алдында килеп тыуран ошо Иэм башка Иораузарра яуап биреу, элбиттэ, композиция менэн бэйлэнгэн. Ьэм уларзы сисеу айырым тугел, э бергэ, дейем композицион принцип нигезендэ хэл ителергэ тейеш. "КайИы бер ралимдар был принципты архитектоника тип атайзар (бороло грексанан "тезелеш сэнрэте"). Лэкин хэзерге вакытта был термин менэн тик тышкы композицияны: эдэрзец нисэ булектэн, елештэрзэн тороуын билдэлэйзэр. Архитектониканы автор узе тупларан материалды булгэндэ, тэртипкэ Иалранда тедмерлэй башлай. Айырыуса, проза эдэренец архитектоник планда буленеше шактай катмарлы процесс. Роман, повесть, хикэйэ жанрзарында язылран эрэрзэрзе елештэргэ булеп сьтыу сюжеттыц тезелешенэн,
конфликттын бэйлэнешенэн, образдар системаЬынын у?-ара аралашыуынан килеп сь^а. Автор шуларзы ирэпкэ алмайынса, тулайым архитектоник Иурэтлэмэ булдырмайса ти? генэ ку? алдына аньгк килтерэ алмай.
Эдэр композициями ейрэнеу?ен тепкеленэн алып ■караЬак, бе? э?эбиэт рилеменен ниге?ендэ ятыусы бороло грек философы -Аристотель караштарына тап булабы?. Риторика, рифма терминдарына анлатма биргэн сатста, фэлсэфэуи тсабатлау?ар Иэм перипетияларзы ла ку??эн ыскындырмай, йэрни, композицион-архитектоник проблемаларзы ейрэнеу?ец ниге??эрен Иала. Кешелек тарихындары ете? у?гэрештэр, Ьынылыштар айырыуса XIX быуатка тура килэ. Баш лыса улар э?эбиэттэ романтизм, реализм методтарынын керэше, кы?ыу диалогтар, жанр?ар Иэм стилдэр?ен терлелэнеуе, э?эби алымдар?ын кесэйтеуе менэн характерлана. Былар у? нэубэтендэ э?эбиэт рилеменек удешенэ лэ алып килэ. Э?эбиэт теорияЬында яны концепциялар барлытска килэ. Жанр, стиль, композиция, сюжет системалары яныра. Тимэк, э?эбиэт рилеменен Иэм теорияИынын ниге??эрен яныртырра, заманса концепциялар?ы асыкларра тура килэ.
XIX быуатгы айырыуса реализм методыныц тарматсланыуы (реализм, критик реализм, «тормошсан реализм», «мэррифэтселек» реализмы 11.6) быуаттын икенсе яртыИында ла ул у? позицияларын юралтмай: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»), И. Тургенев, О. Бальзак, П. Мериме, Ф. Достоевский, Л. Толстой?ар?ьщ мэшЬур романдары, хикэйэлэре, повестары, донъя куреуе прозаны югары кимэлгэ кутэрэ. 8?эбиэт теорияЬы есен, айырыуса проза композиция^ елкэЬендэ шереллэнеуселэргэ был бик бай материал, яцынан-яны э?лэнеу?эр талап итеп кенэ тора.
Шулай итеп, прозаныц нытслы аятска барыуы, у? сиратында, был елкэне ныклы ейрэнеугэ килтера. «Кемеш быуат» mnFbipFa ертенлек бирИэ ла, Куприн, Буниндар h.6 арар?эре а?абиэттэ у? урынын таба.
Башкорт а?эбиатендэ проза М. вметбаевтын публицистика1пы, Р. Фахретдиндын эхлаки повестары йе?ендэ XIX быуаттын икенсе яртыИы XX быуат башында килеп инэ.
0?эбиэт катмарланран, кы?ьгк1"1ыныу уяткан Иайын, э?абиэт рилеме узгармай кала алмай. XX быуат а?абиат теорияЬы елкэЬендэ айырыуса был асык caFbma. М. М. Бахтин [12;13], Б. В. Шкловский [150], В. В. Виноградов [32], А. К. Жолковский [57], Ю. К. Щеглов [151], Б. В. Томашевский [120] хе?мэттэре хэ?ерге кенгэсэ актуаль булып кала, эталон булып тора. Ошо ук йылдар?а (XX быуаттын егерменсе -утызынсы йылдары) формалистар haM структуралистар мэктэптэренен диспуттары башланыуы фан урешендэ ыцрай йоронто яИай. В. Б. Шкловский haM Б. В. Томашевский эрэр?э форманын ертенлеген билдаИалар, В. М. Жирмунский [56], В. В. Виноградов, В. Я. Пропп [100], h.6 эштарендэ «лингвистик поэтикага» тартымлык, тел рилемендэге структурализм алымдарын (а?аби арар?арзен йекмэткеЬен катлам-тсатлам, иерархия л ы структура итеп ейрэнеу) кулланыу ниге? булып Ианала.
Был процесс хэ?ерге замаха тиклем дауам итэ haM э?эбиэт теорияЬын камиллаштыра, байыта. Проза теорияЬына, композицияЬына В. Б. Шкловский, В. В. Виноградов, М. М. Бахтин, П. В. Палиевский [91], Г. Н. Поспелов [93;94], Ю. М. Лотман [80] индергэн асыштар ?ур эИэмиэткэ эйэ. Уларзын эштэрен дауам итеусе Б. А. Успенский [127], Б. М. Гаспаров [38], В. Е. Хализев [133], В. И.Тюпа [124], Н. С. Болотнова [22], В. А. Беглов [19; 20] h.6. хе?мэттэре эдэбиэт рилеменда новаторлык уй-фекер?ар?ен тоткаЬы булып тора.
Ошо урында герменевтика тураЬында ла эйтеп утергэ карак. Герменевтика (грек, hermeneutikos - анлатыусы) - тэржемэ итеу
сэнрэте, анлатыу сэнрэте. Герменевтика тэузэ классик фэнден боронро комарткыларзы мэрэнэле анлатыусы узенсэлекле ысулы булып сырыш яЬай. XIX быуатгары тарихи мэктэп эше ИеземтэИендэ, Шлейермахерзан башлап, герменевтика гуманитар фэндэрзе ейрэнеузен узенсэлекле ысулына эйлэнэ. Герменевтика нигезендэ башкорт прозаЬындары тексты интерпретациялаузын мидалдарын карал утеу диссертация эшенен ме11им нигезе булып тора. Был йэИэттэн айырыуса Х.-Г. Гадамер [36] идеяларына таяныу эЬэмиэткэ эйэ.
Башкорт эзэбиэт рилеменен яцы нигеззэре, башлыса, Бейек Ватан Иурышынан Иун Иалына Иэм бында донъя эзэбиэтендэге меИим бер аксиоманы курергэ була: эзэби эдэрзэрзец артыуы кузэтелэ, сифат кимэле кутэрелэ. Былар эзэбиэт рилеменен удешенэ лэ йоронто яИай. Мэскэу мэктэбен уткэн йэш ралимдар килэ (М. Райнуллин, Р. Хесэйенов). Ким Эхмэтйэнов, 0нуэр Вахитов кеуек йэш белгестэр эзэбиэт теорияИы, жанрзар удеше проблемаларын эуземерэк ейрэнэ башлайзар. 0. Вахитовтын [27;28], Р. Байымовтын [10; 11] хезмэттэре, Р.Хесэйеновтын [137-147] етэкселегендэ тезелгэн башкорт эзэбиэте тарихыныц алты томлыры И.б эзэбиэттэге процестарзы тарихи планда ейрэнеп кенэ калмай, эзэбиэт теорияИы буйынса ла хезмэттэр куренэ башлай. 9дэр композиция^, стиль проблемалары буйынса мэкэлэлэр, айырым китаптар донъя курэ.
Эзэбиэт теорияИы елкэЬендэ В.В. Виноградов, А.Х. Жолковский, Ю.К. Щеглов, Б.В. Томашевский, Ю.М. Лотман, М.М. Бахтин, П.В.Палиевский, Б.А. Успенский, В.Е. Хализев, Б.М. Гаспаров, О.И. Федотов, В.И. Тюпанын рилми хезмэттэре художестволы текст композицияИын рилми ейрэнеугэ зур елеш индерзе. М.М. Бахтин эдэр композицияИын теге йэки был языусыныц ижадын комплекслы ейрэнеузэн сырып карай: «Авторзы без эдэрзэн тыш узенен биографик тормошо менэн йэшэгэн кеше итеп курэбез, эммэ унын менэн ижадсы
сифатында эдэр?ен узендэ лэ осрашабы?. ... Бе? уны, тэу сиратта, эдэр композицияЬында, эдэр?е елештэргэ булеусе сифатында осратабы?»2.
Б.А. Успенский эдэр композициями те?еу?э кузалланыш (точка зрения) мэсьэлэИенен беренсел булып тороуын билдэлэй: «Ку?алланыш (точка зрения) тер?эрен, йэрни тасуирлау алып барылран автор позицияларын булеп улар араЬындары бэйлэнештэр?е вйрэнЬэн, художестволы эдэр те?елешен Ьурэтлэп була»3.
Текстьщ объектлы ойошторолоуы факторы буларак кузалланыштын кусеше э?эбиэт теорияИында Иейлэу?ен дискурслы сиктэре мэсьэлэ1пен алра сырарыу ЬеземтэИендз яЬала. В.И. Тюпа фекеренсэ: «Ьейлэп биреу терзэре, йэрни э?эби я?манын композицион формалары тура1пында эйткэндэ, бе? хат, кендэлек я?малар, документ кеуек цитата рэуешендэге эске текст дискурстарын рына тугел, э, тэу сиратта, тасуирлаузын теп модификацияларын, шулай ук диалог 11эм медитацияны куз унында тотабы?»4.
Проза эдэрзэрендэ меЬим композицион алым булып герменевтик куласаны кулланыу тора. Укыусыларзыц анын эуземлэштересе у?енсэлекле ысул бар - билдэлэп курИэтеу принцибы, был осракта текстын мэрэнэуи яктан ин меЬим елеше билдэлэнэ.
Башкорт э?эбиэт рилеме хэ?ерге Рэсэй гуманитар фэн йунэлешендэ удеш алды Ьэм К. Э. Эхмэтйэнов, Р.Б. Хесэйенов, Р.Н. Байымов, 0.Х. Вахитов, Р.Ф. Хэсэнов, Г.Н. Гэрэева, Э.Ш. Абдуллина эштэрендэ сарылыш тапты.
Башкорт э?эбиэте тэнкитен Иэм теорияЬын ейрэнеузе башлап ебэреуселэр?ец береИе булып Н.Э. Эхмэтйэнов тора. Ул беренселэр?эн булып композиция мэсьэлэИенэ иггибар итте:
2 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: «Худож. лит.», 1975. С. 403.
3 Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука. 2000. С. 16.
4 Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М.: Издательский центр «Академия», 2009. С. 49
«Матурлык канундарынын береИе буларак, эдэрзэге хэл-вакираларзын, куренештэрзен Гюм уй-тойголарзын образлы ойошторолошо формаЬы композиция тип атала»5.
К.Э. Эхмэтйэнов фекеренсэ, эдэрзец бетэ компоненттарын да берлэштергэнлектэн, композиция, тимэк, сюжетка Караганда кицерэк йекматкеле тешенсэ икэн. Югарыла телгэ алынран новеллаларза, балладаларза, шулай ук мэрэлдэрзэ генэ сюжет менэн композиция бер-бере1пенэ тап килергэ мемкин. Зурырак жанрлы эрэрзэрзэ иИэ композиция сюжет менэн бер рэттэн башка элементтарзы ла берлэштерэ.
Композициянын сюжетка Караганда кинерэк Иэм катмарлырак куренеш булыуы тары ла шунда асык куренэ: ул сюжетИыз эдэрзэрзэ лэ булмай мемкин тугел. Лирик эдэрзэрзэ, мэрэлэн, без анлаган мэгэнэлэге сюжет юк, лэкин уларзын узззренэ генэ хас ойошторолошо бар. Лирик шигырзын теуэллеге анык уйланган композициянан башка мемкин тугел6.
Р.Б. Хесэйенов эшендэ художестволы эдэре композицияИы структур елештэренэн тора, улар ирэбендэ: тышкы композиция^ (пролог, эпилог, каймалы композиция, тартмалы композиция), эске композиция^ (сюжет, хронология)7. Ралимдын теп фекере -композиция поэтиканьщ меЬим бер елеше булып тора.
Хэзерге сэсмэ эдэр тезелешенэ Г.Н. Гэрэеванын хезмэте арналган. Ул монографияЬынын «Сэсмэ эрэрзэрзек сюжет-композиция королошо» булегендэ, П.В. Палиевский Иэм Д. Благойзын эштэренэ таянып, композицияны эзэби донъяны барлыкка килтереусе принцип - «мирообразующий принцип» тигэн фекергэ таяна. Композициянын нигезе булып языусы тарафынан уйлап сырарылран Ьэм Ьурэтлэнгэн ысынбарлыктын ойошканлыры, тэртипкэ Иалыныуы
5 Эхмэтйэнов Н.Э. Э?эбиэт теория11Ы. вфе: Китап, 2003. 392 б.
6 Эхмэтйанов К.Э. Э?эбиэттеория1"1Ы. 0фе: Китап, 2003. 392 б.
7 Хесэйенов Р.Б. Эдэбиэт теорияЬы. 0фе: Китап, 2010. 384 б.
тора, йэрни эрэр?э тыузырылран донъянын уценен структур аспекттары тора. Ошо караштарра ниге?лэнеп иртибарын персонаждар системаИы композицияИына, махсус ендэшмэу алым, конфликт терзэре h.6. йунэлтэ8.
Э.Ш. Абдуллина «Поэтика современной башкирской прозы» монографияЬында башкорт проза эрэрзэренен композицион королошонда атамалар Иэм эпиграфтар?ын меИимлеген билдэлэй, Т. Рарипованын «Бейрэкэй» романында теш художестволы алымынын кулланылышын тикшерэ. 8. Эминев повестарында hoM хикэйэлэрендэ тураЬында бэйэн иткэндэ, ип"ибарзы автор тарафынан куп терле комик алымдар кулланыура, уз сиратында улар?ын тормошто кенкуреш киремендэ генэ тугел, фэлсэфэуи h9M мифологик кимэлдэ кабулитергэ яр?амлашкан «остранение» эффектына алып килеуенэ йунэлтэ9.
З.Я. Шарипованын «Башкорт э?эби фекере» монографияИында «э^эбиэт уреше», «э?эби фекер» тешенсэлэренэ теоретик яктан аныклык индерелэ, шул ниге??э башкорт э?эби фекеренен боронро терки тамырдары тураИында hy? алып барыла10.
Ошондай хе?мэттэргэ таянып Иэм улар Иалган фэнни-теоретик базалар?ы артабан дауам итеу максаты менэн удебезден хе?мэтебе??э хэ?ерге башкорт прозаЬындары композиция мэсьэлэлэрен тикшереу?е максат иттек.
Хэ?ерге матбуратта (айырыуса «Ари?ел», «Ватандаш», «Шоцкар» журналдары) э?эбиэт елкэИендэге проблемалар?ы ситтэ калдырмай. 8?эби эрэр композицияЬына карылышлы тэнкит мэкэлэлэре барылып тора. 3. Шэрипова [150; 151], 3. Элибаев [154], Г. А?наролов [47], h.6 был елкэлэ эу?ем эшлэй.
8 Гэрэева Г.И. Хэ?ерге проза у?енсэлектэре. Уфа: Китап, 2009. - с. 107. (на башк. яз.).
9 Абдуллина А.Ш. Поэтика современной башкирской прозы: Монография. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН. 2009. - 352 с.
10 Шэрипова З.Я. Башкорт э?эби фекере. - 9фе: Китап, 2008. - 320 б.
Билдэлэнгэн диссертация эше, бай теоретик 11эм практик материалга таянып, эдэр?ен эске те?елешен - композицияИын мэрлум бер системалы тикшереу?е максат итеп "куя.
Диссертация эшенец объекты булып XX быуат а?арында XXI башында башкорт я?ыусылары тарафынан я?ылран, композицион яктан бер куренеш булран эдэрзэр тора.
Диссертация эшенек яцылыры. Кутэрелгэн проблема XXI башкорт э?эбиэтендэ тулы кимэлдэ элегэ тикшерелмэгэн. Диссертацияла хэ?ерге башкорт прозаЬы эдэр?эрендэге композиция мэсьэлэЬенэ яны караштар кузлегенэн кузэтеу яИалды.
Беген эдэр композицияИы узэгендэ булран алымдар: мотив 1пэм монтажды кулланылышын ейрэнеу, улар?ы эдэрзен вакыт-арауык ядылыгынан сырып тикшереу у?енсэлектэре билдэлэнелэ.
Хэ?ерге башкорт прозаИы - ысынбарлыктын рефлексияИы ул. Мотив ошо ысынбарлыкты эдэрзэрга сарылдырыуза беренсел берэмек булып тора, автор эйтергэ телэгэн уй-фекер?е асык итеп йэки йэшерен рэуештэ укыусыра еткереу ысулы булып тора, сюжет Иызырын те?еу?э катнаша. Монтаж эдэр?э ?ур арауык Иэм кидкен, кетелмэгэн вакиралар булдырыу И.б. есен кулланыла. Герменевтик куласа -укыусыра эдэр?ен башы менэн адарын бэйлэусе мэрэнэуи категория, вакиралар сылбырын те?еузэ ?ур роль утэй.
Диссертация эшенек максаты. Башкорт проза эдэр?эренэ (XX быуаттын икенсе яртыИы - XXI быуат башындары ижад ителгэн куренекле эдэр?эр ниге?ендэ) композицион йзИатта