автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Пути и проблемы развития прозы в литературах народов Якутии, жанрово-стилевые процессы

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Окорокова, Варвара Борисовна
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Якутск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Пути и проблемы развития прозы в литературах народов Якутии, жанрово-стилевые процессы'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Окорокова, Варвара Борисовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА ПРОЗЫ В МЛАДОПИСЬМЕННЫХ И НОВОПИСЬМЕННЫХ ЛИТЕРАГУРАХ.

1.1. ПУТЬ ПРОЗЫ ОТ РАССКАЗА К РОМАНУ.

1.2. УСКОРЕНИЕ И СИНКРЕТИЗМ ЖАНРОВ.

1.3. ТИПОЛОГИЯ ЖАНРОВЫХ ФОРМ.

ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПРОЗЫ

ЛИТЕРАТУР ЯКУТИИ.

2.1. ТИПИЧЕСКИЕ ТЕМЫ И ПРОБЛЕМЫ.

2.2. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ТИПОЛОГИЯ ГЕРОЕВ.

2.3. СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ.,.,.;,.,.

ГЛАВА III. ПРИНЦИПЫ ОТОБРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПРОЗЕ ЯКУТИИ.

3.1. МЕТОДО- И СТИЛЕОБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ В ПРОЗЕ.

3.2. НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ В ВОСПРИЯТИИ МИРА.

3.3. ВЗАИМОСВЯЗИ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ЛИТЕРАТУР.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Окорокова, Варвара Борисовна

Литература коренных народов Якутии получила свое развитие в XX веке. Якутская, юкагирская, эвенская, эвенкийская литературы относятся к одному региону и объединены единой писательской организацией. Но каждая из них, как национальная литература, имеет свою самобытную историю становления и развития. Якутская литература, возникшая в начале XX века и являющаяся родственной с многими тюркоязычными литературами, считается младописьменной. Наряду с такими литературами, как алтайская, тувинская, хакасская, киргизская и др., она оформилась под влиянием народно-освободительного движения в России и просветительства начала XX века, идеи которого были направлены на пробуждение сознания народов окраин России. Тюркоязычные литературы дореволюционного периода развивались в восточных традициях, господствовавших и объединявших все литературы Средней Азии, Казахстана и Поволжья. Якутская литература вовсе не ощутила их влияния по ряду причин и была вовлечена в литературный процесс в основном в годы Советской власти. В составе единой советской литературы стали более заметными общие закономерности развития и истории младописьменных литератур.

Литературы народов Севера - юкагирская, эвенская, эвенкийская - обретшие свою письменность на современном этапе и берущие свое начало с 30-х годов, т.е. в результате просветительской работы уже утвердившейся советской власти, называются «новописьменными», «молодыми». Такую типологическую структуру образуют литературы Крайнего Севера и Дальнего Востока 26 малочисленных народов. Литературы народов Севера входят в данную группу родственных литератур и имеют общие закономерности развития с такими литературами, как нивхская, нанайская, ненецкая, чукотская и др. Термин «новописьменные» литературы, определяющий своеобразие литератур Севера, впервые был употреблен Г. Марковым. Известный бурятский литературовед В.Ц. Найдаков выявлял такие основные типы в национальных литературах страны: «По типологии исторического развития советской литературы выделяются три группы: развитые литературы, имевшие и в дооктябрьский период прочные реалистические традиции; младописьменные, родившиеся на рубеже XIX-XX веков; но только в советскую эпоху получившие полное развитие; новописьменные литературы, появившиеся в условиях социалистического и коммунистического строительства» (127, 49-50)*. Но чаще всего в литературоведении оба термина: «младописьменные» и «новописьменные» — употреблялись как синонимы: «Когда речь идет об определении ясного, точного, исчерпывающего термина «младописьменная» или «новописьменная» литература, мне кажется, что здесь особенно копья ломать не следует. И то, и другое отражает то, что она есть» (2, 4). В исследованиях в один ряд ставились представители самых различных типов литератур: Ч. Айтматов, Н. Мординов — Амма Аччыгыйа, Юрий Рытхэу, С. Курилов и др. У этих писателей многонациональной советской литературы наблюдаются и творческие связи, и типологические сходства, но при их анализе необходимо исходить из особенностей типа литературы. В последнее время укрепился термин «Литературы народов Севера», как наиболее емко выражающий суть данных литератур и впервые разъясненный A.B. Пошатаевой: «Своеобразие эстетической природы искусства этих народов способствует пониманию их как культурной общности и позволяет отнести их к одному региону, с единым названием — литературы народов Севера» (153, 3). Эвенская, эвенкийская, юкагирская литературы являются литературами народов Севера Якутии.

В литературоведческом аспекте термин «проза» имеет такое же отношение к эпосу, как поэзия — к лирике. Проза охватывает Здесь и далее в скобках указывается сначала номер источника по списку использованной литературы, а затем страницы. повествовательные жанры эпоса. Проза и поэзия противостоят друг другу, как различные типы художественной концепции мира. Они отличаются, как в формах структурно-речевой организации произведений, так и в отборе фактов при отображении жизни. Роман в стихах создается поэтом и относится к поэзии, как «Евгений Онегин» A.C. Пушкина. Произведениями прозы признаются: «1. В широком смысле все виды нестихотворно организованной речи. 2. В узком смысле слова — художественная проза связана главным образом с эпическим повествовательным родом» (108, 142). Такое бытование эпоса зародилось еще в античности, но он долго не признавался как литературный жанр. В литературе Греции вслед за достигшими наивысшего расцвета поэзии и драмы появилась проза. Ее своеобразие выразилось в жанрах, синтезировавших в себе черты искусства и науки, как «историография, красноречие и философская проза» (6, 128). Самый поздний жанр греческой литературы — любовный роман - имел огромное влияние на появление средневекового европейского романа. Поэзия в литературе владычествовала в течение многих столетий. Были времена, от Аристотеля до Белинского, когда поэзией называли всю художественную литературу. Это случилось потому, что древняя литература целиком создавалась в стихотворной ритмической форме, и искусство считалось высшей материей выражения духовности, не опускающейся до изображения бытовых реалий повседневности и прозы жизни. Аристотель, утверждая о том, что искусство является подражанием природе, имел в виду не действительность вообще, а ее высшие проявления в самой природе и в жизни человека. Повседневные проблемы жизни и быта оставались за пределами интереса искусства. Такое отношение к повествовательным произведениям сохранялось вплоть до эпохи классицизма, по требованиям которого «поэтическая речь была собственно тождественна стихотворной речи; проза оставалась за пределами словесного искусства» (53, 6-7).

Проза утверждается и находит свой расцвет в литературе реализма. Проза и реализм, глубоко взаимосвязанные в литературе явления, так как они дают друг другу возможность полнее реализоваться в произведении и являются художественным средством, широко и глубоко отображающим реальную действительность.

Повествовательные жанры, по Б.В. Томашевскому, делятся «на две категории: малая форма — новелла (в русской терминологии — «рассказ») и большая форма — роман» (182, 243). «Теория литературы различает только два или три жанра повествовательной прозы -новелла и роман. Или, в русской традиции, - рассказ, повесть, роман» (203, 12). В якутском литературоведении, развивающемся в русле отечественной, русской науки, также признается традиционное деление прозы на рассказ, повесть и роман, с одной стороны, с другой — такое определение вытекает из своеобразия и состояния самих жанров якутской прозы.

Пути развития прозы в литературах народов Якутии своеобразны и их истории различны как в своих общих закономерностях, так и в отдельных произведениях.

Долит ер атурный период якутской прозы отразился в повествовательных произведениях фольклора, имеющих многовековые традиции. В якутском фольклоре широко бытовали такие повествовательные жанры, как сэсэн (аналог литературного рассказа, повести), легенда, предание, сказка. В них народ любил рассказывать о замечательных, легендарных личностях и об их подвигах, похождениях. Эти жанры фольклора служили истоком для зарождения художественной прозы, питали ее своими сюжетами, темами и влияли на ее поэтику. Памятником якутской письменности и первым образцом литературного повествовательного жанра стали «Воспоминания» объякутившегося русского уроженца Якутии, чиновника Афанасия Яковлевича Уваровского, «написанные в форме мемуаров и в очерковом живом стиле, признанные якутами памятником языка и литературы середины XIX века» (80, 56).

Якутская художественная литература зародилась в начале XX века поэзией, вслед за которой появилась и драма. А якутская проза, «возникшая по времени чуть позже поэзии и драматургии, уступала последней и по количеству созданных произведений, и по идейно-художественным достоинствам» (80, 159). Первые произведения якутской художественной прозы, авторы которых чаще выступали под псевдонимом, стали появляться в печати в 1907-1912 гг. Первыми прозаиками стали А.И. Софронов, К.О. Гаврилов, Н.Д. Неустроев, рассказы которых были напечатаны в 1912-1917 гг. на страницах журналов «Голос якута» (Якутск), «Сибирские записки» (Красноярск). Интенсивное развитие якутской прозы началось с 20-х годов вместе со становлением печати и молодой советской литературы.

Развитие якутской художественной прозы по пути жанрового обогащения, расширения идейно-тематического диапазона, углубления показа характера в последующих десятилетиях свидетельствует об этапных моментах ее истории и об ее зрелости в целом. На сегодня известны имена более ста прозаиков, которыми в общей сложности создано около 50 романов, 200 повестей и тысячи рассказов. В современной якутской литературе проза занимает лидирующее место.

Богатый фольклор народов Севера выделяется своим своеобразием. В нем эпос в целом не достиг своего расцвета, «который был представлен чаще всего его архаическими формами» (153, 60). В фольклоре народов Севера хотя и имелись повествовательные жанры, но нерасчлененность в них мифологического миросозерцания была налицо. Поэтому проза литератур Севера формировалась и складывалась также необычно. Ее история сложна, а подчас и трагична. Проза Севера берет свое начало с 30-х гг. XX века, во времена утвердившейся советской литературы, первыми ее произведениями стали крупные жанры прозы — повести. Затем ее развитие по объективным и субъективным причинам прервалось на десятилетия. После двадцатилетнего перерыва проза получает второе дыхание, ее новый расцвет приходится на 60-80-е гг., дальнейшее ее восхождение продолжается в 90-е гг. Эвенская, эвенкийская, юкагирская проза представлена 4 романами, 14 повестями и около 100 рассказами. Проза по своему положению в современной литературе намного уступает лидирующей поэзии.

Такова общая картина состояния художественной прозы в литературах народов Якутии.

Объектом предлагаемого исследования являются история становления и развития прозы в литературах народов Якутии, проблемы типологии и вопросы поэтики. Основу содержания диссертации составляет литературоведческий анализ повествовательных жанров якутской, юкагирской, эвенской, эвенкийской литератур XX столетия.

Актуальность данной темы диктуется необходимостью глубокого постижения сложного литературного процесса XX века, пересмотра подходов к оценке художественных произведений, неразработанностью теоретических проблем прозы и неизученностью путей ее развития.

Степень разработанности проблемы выявляется при анализе научных работ, посвященных прозе. Первым исследователем раннего этапа становления литератур народов Севера выступил М. Сергеев в работе «Литература народов Севера» (1956). Интерес к литературам народов Крайнего Севера и Дальнего Востока, заявивших о себе новыми самобытными, талантливыми писателями, усилился с 70-х годов. Появились такие исследовательские работы, как «Фольклор и младописьменные литературы народов СССР» (1973), «Пути развития литератур народов Крайнего Севера и Дальнего Востока СССР» (1977) Б. Комановского, «Современные легенды» (1975) И. Смольникова, «Голоса новой Чукотки» (1980) К. Николаева и др. Литературы народов Севера Якутии — эвенская, эвенкийская, юкагирская, как родственные с литературами Крайнего Севера и Дальнего Востока, также были вместе с ними вовлечены в орбиту сравнительнотипологических исследований: «От фольклора к роману» (1980) С. Хитаровой, А. Тимофеева, «Ускорение» (1984) А. Михайлова, «Орбиты взаимодействия» (1987) Р. Бикмухаметова, «Рождение нового эпоса» (1979) и «Роман семидесятых» (1987) М. Пархоменко, «Фольклоризм в дилогии С. Курилова «Ханидо и Халерха», «Новые люди» (1991) К. Антошина, «Литературы народов Севера» (1988) А. Пошатаевой.

История литератур народов Севера Якутии является малоизученной областью в литературоведении. В институте ЯЛИ СО РАН вышли два сборника статей: «Развитие реализма в литературах Якутии» (1989), «Литература народов Севера Якутии» (1990). Отдельные статьи творчеству писателей-северян посвящали якутские литературоведы Г.С. Сыромятников, H.H. Тобуроков, Г.М. Васильев, Д.Е. Васильева и др. В 90-х гг. появились работы А. Кривошапкина по эвенской литературе «Истоки и современность эвенской литературы» (1993), «Обретение вечности: Воспоминания о Пл. Ламутском» (1996), монографии В. Окороковой по юкагирской литературе «Юкагирский роман» (1994), «Высокое парение потомка Великого Орла — Улуро Адо» (1998).

Якутская литература более или менее изучена, и проза в ней является наиболее исследованной областью. Ее научное освещение началось с проблемных работ Г.К. Боескорова «Развитие жанров прозы в якутской советской литературе» (1961), «Вопросы композиции и сюжета в якутской прозе» (1965), Г.С. Сыромятникова «Становление социалистического реализма в якутской прозе» (1967), «От рассказа к роману» Ю.Н. Прокопьева (1968). Скрупулезным исследователем якутской прозы был Е.В. Федоров: «Якутская проза довоенного периода» (1982), «Якутская проза (1941-1955)» (1985), «Концепция личности в тюркоязычной прозе Сибири» (1992). Известны монографические исследования творчества прозаиков: «Очерк жизни и творчества Эрилик Эристина» (1963), «Писатель корчагинской закалки» (1973) Н. Н.Тобурокова, «Творчество Афанасия Федорова», «Творчество Н.Заболоцкого-Чисхана» (1975)

Е.В.Федорова, «Время и судьбы: Творчество Н.Г. Золотарева — Н. Якутского» (1978), «Далан» (1998) Д. Васильевой и др. На современном этапе развития якутского литературоведения исследования прозы претерпевают кризис, намного уступая работам по поэзии.

Все основные научные исследования по якутской прозе охватывают период развития от ее зарождения до 60-70-х годов. Следовательно, современное состояние прозы не изучено и перед литературоведением встает необходимость обозрения путей развития прозы всего XX века. Якутская проза вполне закономерно изучалась в сопоставлении с родственными и типологически схожими младописьменными литературами: с бурятской в работе Ю.Н. Прокопьева «От рассказа к роману», с казахской — «Национальное и общечеловеческое в якутской литературе» Д.Е. Васильевой, с алтайской, тувинской, хакасской — «Концепция личности в тюркоязычной прозе Сибири» Е.В. Федорова. Правомерность метода сравнительно-типологического анализа в этих исследованиях основывается на признаках генетического родства литератур, культур, языков и самих народов, на общих закономерностях развития младописьменных литератур в условиях социалистического общества. У якутской литературы и литератур народов Севера, на первый взгляд, больше различий, чем общих черт. Но точки соприкосновения между ними обязательно должны быть хотя бы потому, что коренные народы Якутии веками жили бок о бок, их волновали одни и те же проблемы выживания в суровых условиях Севера, они строили в XX в. единое общество. Взаимодействовали и культуры народов Якутии на разных этапах развития общественных отношений. С другой стороны, литературы народов Якутии являлись частью единой советской литературы, а на данном этапе — российской литературы, потому решали одни и те же художественные задачи, с которых начинались типологические схождения данных литератур. Как литературы одного региона — Якутии, они имеют общие своеобразные, отличительные черты в художественном отображении действительности и развивались в тесном дружеском контакте. В свете данных вопросов сравнительное исследование литератур народов Якутии становится одной из актуальных проблем литературоведения.

В отечественном литературоведении появилось много теоретических, исторических исследований по жанрам прозы - такие, как «История русского романа (в двух томах)» (1962), «Советский роман: Новаторство. Поэтика. Типология» (1977), «Русская советская повесть» (1976), «Русский советский рассказ (очерки истории жанра)» (1970) и др. В литературоведении художественная проза национальных литератур также находилась в центре внимания исследователей. Работы последних лет показывают, что актуальным было исследование современной прозы 70-90-х гг.: «Проза Средней Азии и Казахстана» Т. Давыдовой (1989), «Жанрово-стилевые особенности в современной повести Казахстана» С. Акашевой (1991), «Современные башкирские повести: Традиция и новаторство» (19701990) Н.И. Искужиной (1998), «Природа конфликта в современных башкирских романах» 3. Алибаева (1996), «Современная отечественная проза» Р. Куценко, И. Соколовой (1992), «Процессы жанрового развития мордовской прозы (50-90)» А. Брыжинского (1995), «Хакасская проза (30-90-х гг. XX века)» В. Карамашевой (1998) и др. Правомерно высказывание исследователя русской литературы В. Мусатова: «Говорить о русской литературе XX в. как о целом сегодня уже можно — она завершается, а логически уже завершилась на наших глазах» (123,77). С окончанием текущего века наступает необходимость обозрения пути развития и богатства накопленного художественного опыта, определение состояния и перспектив развития литературы в целом и прозы в частности.

Основные цели диссертационного исследования сводятся к выявлению общих закономерностей становления и истории художественной прозы в литературах народов Якутии и своеобразных путей развития национальных литератур. Жанр — основная категория литературы, как ее реальное бытование в художественном произведении. Потому жанровое развитие прозы, многообразие повествовательных жанровых форм и типология является ее ключевой проблемой и выходят на первый план исследования.

Для достижения цели в работе ставятся определенные задачи.

- Художественная проза как видовая категория литературы имеет свои отличительные черты и свойства. Выявление художественного своеобразия прозы входит в задачу поэтики, которая является малоразработанной областью якутского литер атур ов ед ения.

- Установление участия метода и стилеобразующих факторов в развитии прозы и характер их преломления в отдельных пр оизв е д ениях.

- Анализируя взаимосвязи и взаимовлияния литератур народов Якутии, выявить механизм и характер их взаимодействия. Сравнительно-типологические принципы способствуют установлению национального своеобразия прозы и показу влияния, роли русской литературы в ее становлении, развитии.

- На основе анализа повествовательных произведений показать роль традиции и новаторства в творчестве писателей, внесших значительный вклад в развитие прозы.

- Определить этапы и закономерности становления, развития прозы в литературах народов Якутии.

Научная новизна работы заключается в том, что:

- впервые изучается национальный литературный процесс столетия на основе сравнительно-системного подхода;

- выявляются специфические особенности развития прозы в литературах народов Якутии в динамике — от истоков до их расцвета в плане их взаимодействия с национальными художественными и литературными традициями современности;

- производится дифференциация и классификация жанровых форм прозы;

- впервые рассматриваются вопросы стилевого процесса в прозе и выявляются его признаки, как в отдельном произведении, так и в истории повествовательных жанров в целом;

- впервые в якутском литературоведении предпринимается попытка преодолеть мощную инерцию чрезмерно идеологизированных концепций, устарелых догм подхода в оценке художественных произведений и литературного процесса в целом.

Важное значение для разработки методологии диссертации имеют труды литературоведов М.М. Бахтина, В.М. Жирмунского, Е.М. Мелетинского, В.Б. Шкловского, Л.И. Тимофеева, Т.Д. Гачева и др., посвященных теоретической разработке важнейших проблем литературоведения и освещающих историю многонациональной советской литературы.

Научная и практическая значимость работы состоит в том, что основные ее положения используются в преподавании литератур народов Якутии и вошли в научный оборот. Результаты диссертации могут использоваться в дальнейших исследованиях по литературам народов Якутии.

Апробация результатов исследования - осуществлена публикация его основных положений в монографиях диссертанта - «Юкагирский роман» (1994), «Высокое парение потомка Великого Орла - Улуро Адо (Творчество Улуро Адо)» (1998), в сборнике статей «Проблемы современной литературы» (1997), в учебных пособиях «Литературы народов Севера Якутии» (1997), «Якутская литература» (1997), «История литератур народов Севера Якутии» (1999), в статьях на страницах периодической печати, а также при чтении курсов лекций по истории и проблемам якутской литературы и литературы народов Севера Якутии в Якутском государственном университете им. М.К.

14

Аммосова и в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Республики Саха (Якутия).

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения. Структура работы вытекает из задач и целей исследования и своеобразия путей развития прозы литератур народов Якутии. В первой главе «Жанровая специфика прозы в младописьменной и новописьменных литературах» рассматриваются вопросы ускоренного развития якутской прозы от рассказа к роману, его синкретический характер в прозе Севера и жанровая типология произведений. Во второй главе «Художественное своеобразие прозы литератур Якутии» исследуются вопросы поэтики прозы: художественная концепция человека и пути художественного исследования характера; разнообразие сюжетных и композиционных структур; типология тем и проблем в прозе. В третьей главе «Принципы отображения действительности в прозе Якутии» выявляются методо- и стилеобразующие факторы прозы, национальное своеобразие видения мира и изменение характера взаимосвязей литератур.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Пути и проблемы развития прозы в литературах народов Якутии, жанрово-стилевые процессы"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе в историко-сравнительном, типологическом аспекте впервые освещены пути становления и развития прозы в литературах народов Якутии: эвенской, эвенкийской, юкагирской, якутской на протяжении XX столетия. Такой подход к истории прозы дает возможность сделать ряд новых существенных выводов.

В литературоведении укоренились понятия "младописьменные" и "новописьменные" литературы и вошли в обиход как употребительные термины. В работах исследователей очень часто на одном уровне рассматриваются такие различные литературные явления, как творчество Чингиза Айтматова и Юрия Рытхэу, Софрона Данилова и Семена Курилова. Еще большую трудность для них представляет проведение четкой градации в литературах народов РС(Я). Якутскую литературу часто относят к молодым литературам народов Севера. Такой подход отмечен даже в работах М. Сергеева, М. Пархоменко, являвшихся крупными специалистами по истории литератур народов Севера.

Своеобразие путей становления и развития прозы в данных литературах усматривается прежде всего в их принадлежности к разным типам: якутской литературы - к младописьменным, эвенской, эвенкийской, юкагирской — к новописьменным, молодым литературам.

Особенность истории якутской прозы состоит в том, что она, зародившись в начале века, включилась в единый процесс тогдашней литературы и прошла все этапы ее развития. Становление младописьменной литературы отличалось национальным своеобразием, когда ее эволюция проходила по иерархии жанров - от рассказа к роману. В проблемах героя, темы, стиля художественные поиски якутской прозы шли по типичному пути для национальных литератур социалистического реализма. Как и вся советская литература, якутская проза прошла этап господства эпического стиля в 30-50-е гг., когда эпика, монументальность событий и описательность в их изложении выходили на первый план. Так появились повести и романы Эрилик Эристина, Амма Аччыгыйа, Н. Якутского и др. В 60-80-е гг. в прозе появляется лирический стиль, начатый Н. Габышевым, С. Даниловым и продолженный в творчестве молодых ~ В. Гаврильевой, П. Чуукаара, Н. Лугинова и др. Он ознаменовался усиленным интересом литературы к человеку, к его внутреннему, духовному миру и во многом определил расцвет повествовательных жанров, вышедших на передний план всей литературы. Проза с 60-х годов начинает занимать ведущее место.

Современную якутскую прозу, которую отличает богатство жанровых разновидностей, широкий диапазон тематики, глубокое проникновение в историческое прошлое и проблем настоящей эпохи, можно охарактеризовать как зрелую. Якутская литература 90-х г. начинает новый отсчет времени и переходит на более высокую ступень развития, находясь в поиске ранее неизвестных художественных средств и методов отображения действительности.

В новое время у якутской литературы кардинально меняется голос, настроение и в целом видение мира. В художественном исследовании современности преобладает жесткое изображение всех сторон действительности. С другой стороны, идет процесс возвращения к истокам, к исконно национальным традициям, что выражено в усилении фольклоризма, мифологизма, этнографизма в литературе.

Проза новописьменных литератур Якутии, зародившаяся в 30-е г. XX века, загадочна, феноменальна в своих художественных поисках и достижениях, а в своей истории она не раз переживала трагические страницы. Литературный процесс малочисленных народов прерывался с гибелью писателей и вновь возрождался с появлением талантливых художников. Судьба зачинателей и основоположников: в юкагирской -Тэкки Одулока, в эвенской - Н. Тарабукина, в эвенкийской — поэтов А. Платонова, П. Алексеева - была трагически оборвана в годы репрессий и Отечественной войны. Приостановился у этих народов и литературный процесс. Второй этап в истории литератур Севера связан с 60-ми годами, это было возрождение, второе рождение литератур в творчестве С. Курилова, Улуро Адо, В. Лебедева, А. Кривошапкина, Пл. Ламутского. В истории новописьменных литератур велика роль творческой личности, но "оттепель" и связанный с ней расцвет развитых, младописьменных литератур создали почву для их возрождения на более высоком уровне. Таким образом, жесткие каноны душили зарождающиеся литературы малочисленных народов, и из их истории выпадал период господства социалистического реализма. У новописьменных литератур общими закономерностями в становлении прозы являются автобиографизм, т.е. художественное отображение мира и действительности через авторское мироощущение, мировоззрение и опыт; возникновение детской тематики и историко-революционного жанра. В поэтике выявляются весьма сильные и своеобразные связи литератур Севера с фольклорными традициями в области сюжета, системы образов и жанра в целом.

Стилевые признаки прозы Севера были заложены основоположниками литератур. Простодушное, наивное восприятие действительности в творчестве Н. Тарабукина нашло свою дальнейшую разработку у многих его последователей, в основном творящих для детей. Суровый реализм Тэкки Одулока был подхвачен С. Куриловым и особо актуальным оказался в современной прозе 90-х годов.

Как младописьменные, так и новописьменные литературы XX века, народы Якутии прошли ускоренный путь художественного развития, который правомерно связывается с историей повествовательных жанров. Но характер ускоренности в них имел разные черты.

Путь якутской прозы от рассказа к роману, занявший два десятилетия (1920-40гг.), увенчался появлением в ней историкореволюционных романов Эрилик Эристина и Амма Аччыгыйа. Жанровая эволюция якутской прозы отмечается стяжением и ускорением прохождения этапов литературного развития. На последующих этапах развития ускоренность литературы охватывает другие ее области: сюжетосложение, систему образов, стиль повествовательных жанров. История якутского романа может иллюстрировать состояние прозы: "Весенняя пора" (1944) Амма Аччыгыйа — историко-революционный роман, "Пока бьется сердце" (1966) С. Данилова — социально-психологический, "Третий глаз" (1999) И. Гоголева — философский. Каждый из романов сосредоточил в себе итоги художественных поисков прозы предшествующего периода, вместе с тем они на многие годы вперед определяли ее развитие.

У литератур Севера ускоренное развитие выразилось в синкретическом характере их первых произведений. Начало литератур ознаменовалось рождением прозы и притом ее крупных жанров. Первые повести Тэкки Одул ока, Н. Тарабукина, Д. Апросимова и роман С. Курилова явились синкретическими произведениями, в появлении которых самое активное участие принимали фольклорные традиции. Они были признаны крупными художественными достижениями всей советской литературы. Особый путь прошла юкагирская литература. Она началась с прозы — повестью "Жизнь Имтеургина старшего" Тэкки Одулока и романом "Ханидо и Халерха", "Новые люди" С. Курилова, в которых произошел синтез художественного опыта мифологии, фольклора народа, также опыта младописьменных и традиций развитых литератур. В одном произведении — в романе С. Курилова "Ханидо и Халерха", "Новые люди" запечатлен весь процесс художественно о развития с его этапами — от мифа до романа-эпопеи. Достигнув вершин развитых литератур, молодая литература оказалась способной не только высказать свое национальное видение мира, но и оказать влияние на другие. Роман С. Курилова, написанный на русском языке, явившийся крупной вехой литературы, оказался своеобразным прорывом в современный литературный процесс. Юкагирская литература в творчестве Улуро Адо, Н. Курилова, Г. Дьячкова начинает проходить естественный ход, закономерный путь становления литературы. Писатели создают поэтические и прозаические произведения на родном языке, продолжая новое восхождение к прозе, к ее крупным жанрам.

Эвенкийская проза началась синкретическим произведением — повестями-легендами Д. Апросимова "Кюндэли Куо", "Куралай Кустук" (1983). В творчестве Г. Кэптукэ она проходит путь от рассказа к повести и находится на стадии становления, формирования повествовательных жанров. Эвенкийский народ, самый многочисленный представитель Севера и в прошлом кочевой народ, расселен по всей Сибири. Этот факт обуславливает такую ее особенность, как существование разветвлений эвенкийской литературы за пределами Якутии. Известны имена таких эвенкийских писателей, как А. Немтушкин, А. Лактин.

Эвенская литература зачиналась автобиографической повестью Н. Тарабукина "Мое детство" (1938), которая сыграла огромную роль в становлении молодых литератур Севера и развития их стилевой и жанровой традиций. Эвенская литература долгие годы (30-60 гг.) развивалась в жанре поэзии в творчестве Н. Тарабукина, П. Ламутского, В. Лебедева, А. Кривошапкина. Затем в творчестве А. Кривошапкина эвенская проза 60-80-х гг. делает рывок от рассказа к повести и роману. В эвенской литературе этап становления прозы завершен. Она продолжает интенсивные поиски в области жанрового обогащения, освоения тем и проблем современности. В ней появился первый социально-психологический роман в истории литератур Севера Якутии - "Золотой олень" (1990) А.Кривошапкина.

В литературах Севера все повествовательные жанры еще не получили достаточной художественной разработки. Лидирующее место в них занимают произведения поэзии.

Литературы народов Якутии глубоко самобытны, колоритны, писатели создают национальный характер, изображают своеобразие образа мышления и бытия народов северного края. Якутские прозаики продолжают зафиксированные фольклором национально значимые, глобальные образы — "конь" и "лето", выступающих генетической памятью народа с южным происхождением. Современная проза обогащает национальный образ мира изображением прекрасных картин зимы, снега, которые ранее были не приемлемыми в отображении действительности художественными средствами. Эвенская, эвенкийская, юкагирская проза, как часть родственных литератур, представляет собой единую художественную систему, воплощающую национальное видение мира народов Крайнего Севера. В ней характерно изображение тундры, ее обитателей. Ее главным образом является олень, ставший мерилом красоты и ценности явлений действительности.

Литературы народов Якутии развивались как в широких взаимосвязях и взаимодействиях меж собой, так и с другими литературами страны. Якутская литература сыграла огромную роль в возникновении новописьменных литератур Севера и оказывала помощь в их развитии. Многие писатели-северяне писали на якутском языке. Почти все их произведения переведены на якутский язык. Литературы Якутии влияние русской литературы испытывали на всех этапах своего развития. Огромную роль она сыграла в зарождении якутской прозы: почти все ее рассказы 20-х гг. были написаны под впечатлением произведений русских писателей — Короленко, Чехова, Горького. Якутская проза начиналась с достижений, позиций русского рассказа рубежа Х1Х-ХХ веков и русского критического реализма в целом. Крупные достижения, своеобразные явления, ускоренное развитие новописьменных литератур стали возможны потому, что они начали свой путь с состояния современных достижений русской литературы, переработав ее вековой опыт и соединив его с художественным, мифологически-фольклорным сознанием своего народа.

Литературы народов Якутии возникли и развиваются как реалистические, благодаря и следуя традициям русской литературы. Американские индейцы, во многом родственные с северными народами России и имевшие в начале XX века одинаковый с ними уровень жизни и сознания, в своем искусстве прямо противоположны цивилизованной культуре белых. Трудно оценить это явление как позитивное, при котором индейцы сумели сохранить свою национальную самобытность или как регрессивное, когда они в век цивилизации остались в состоянии почти древнего мира. В противовес им народы Крайнего Севера включились в жизнь цивилизованного общества и в современный процесс литературного развития. При таком положении дел особое место принадлежит якутскому народу и ее литературе, выступившей своеобразным мостом, связующим звеном между развитым обществом и «миром каменного века», как выразился Тэкки Одул ок.

Прорыв и взлет новописьменных литератур в область высшей духовной жизни XX в. и их вершинные художественные достижения свидетельствуют одновременно о подвиге народов Севера и о феноменальном явлении в истории всей мировой литературы.

Все литературы народов Якутии объединяет и сближает одна глобальная, насущная и всегда актуальная для них проблема — борьба за выживание народов, с постановки которой начинались их первые произведения и которая продолжается в произведениях 80-90-х гг. Данной проблеме посвящали свои произведения крупные прозаики, такие, как Амма Аччыгыйа, Софрон Данилов, Иван Гоголев, Болот Боотур, Далан, Николай Лугинов, Семен Курилов, Тэкки Одулок, Николай Тарабукин, Платон Ламутский, Андрей Кривошапкин, которые затронув животрепещущие проблемы народа, закономерно становились значительными событиями в литературной жизни республики. Идея выживания народа болью отзывается в сердце

 

Список научной литературыОкорокова, Варвара Борисовна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Аввакумов П. Платон Ламутский — романист // Чолбон, 1990. -№11. - С. 88-91.

2. Айтматов Ч. Национальные истоки проблемы взаимосвязей современных советских литератур // Закономерности развития новописьменных литератур и проблемы социалистического реализма. — Фрунзе: Издательство Илим, 1985. — С. 4-11.

3. Акашева С.С. Жанрово-стилевые особенности современной повести Казахстана: Дисс. □ канд.филол. наук. — Уфа, 1996. — 20с.

4. Амма Аччыгыйа. Человек и творчество. — Якутск: Кн. изд-во, 1975.- 408 с.

5. Андренов Н.Б. Отражение в истории и литературе. — Чита: Росток, 1994-72с.

6. Анпеткова-Шарова Г.Г., Чекалова Е.И. Античная литература. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 272с.

7. Апухтина В.А. Современная советская проза. — М.: Высшая школа, 1977. 174с.

8. Аристотель. Об искусстве поэзии.- М.: Художественная литература, 1957.- 181 с.

9. Асоян A.A. Пролегомены: Лекции по теории литературы. — Омск: ОмГПУ, 1995. 183 с.

10. Баимов Р.Н. Судьба жанра. — Уфа: Кн. Изд-во, 1984. — 320 с.

11. Балданов С.Ж. Художественная деталь в бурятской прозе.- Улан-Удэ: Кн.изд-во, 1987.- 176 с.

12. Балухатый С.Д. Вопросы литературы. — Л.:Наука, 1990.

13. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики.- М.: Художественная литература, 1975.- 500 с.

14. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. — М.: Художественная литература, 1986.15