автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему: Проблемы культурной истории Согла в V - VIII вв. (по материалам храма - крепости Джартепа II)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы культурной истории Согла в V - VIII вв. (по материалам храма - крепости Джартепа II)"
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
С А М И Б А Е В МАСУД К И М О В И Ч
ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ СОГДА Б V - VIII ВВ. ( по материалам храма - крепости Д жарте па П)
Специальность 07.00.05 - археология
АВТОРЕФЕРАТ
•1С-С£=ртации нэ сои екание ученной степени к.амдкдзта исторических наук
Санкт - Петербург 1333
Работа выполнена в Отделе Средней Азии и Кавказа Института истории материальное культуры Российской Академии Нау>ч
Н еучны й рук о в о д ите л ь:
кандидат истерических наук В.И. Распоп о в а
Научный консультант:
доктор исторических наук Б.И. 1Л£ТП1с?.К
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук 5. Я. Став и -.екмй кандидат исторических наук В. Г. Шкода
Е? едущая орган и заци ч:
кафедра археологии исторического факультета Сс.^нт - Петербургского Государote e¡- -¡ого >нив ерситета
Защита состоится '"Я*^90}^ 1 994 годэ в 1-4 часов на заседании специализированного Совета Д. 200. 15. 01 по защите диссертаций на сонс^ение ученной степени доктора исторических наук при институте истории материельчей --уль-усы Российской Академии наук.
Адрес:191 055, Санкт-Петербург, Дворцовая наб. 18
С диссертацией можно ознокс.'н~ь ся в библиотеке ИММК РАН.
Автореферат разослан ,,2д " 19S3r. *
Ученный секретарь специализированного совета кадидат исторических наук Г.В. Синицина
Источниковедческур базу исследования составили археологические материалы из ранее неизвестного. раннесредневекового согдийского храма Джартепа II.
Актуальность и научная новизна работы состоит в исследовании и введении в научный оборот совершенно нового памятника, характеризующего культуру Согда в период максимального расцвета этой страны. Впервые в Согде открыт и изучен храм, находящийся в сельской местности. Получен принципиально новый материал по культовой архитектуре Согда и его изобразительному искусству.
Практическое значение работы. Основные выводы диссертации когут быть ■ использованы при написании соответствующих разделов "Археологии Узбекистана", при составлении курса лекции по истории культуры и религии раннесредневекового Согда, для популяризации и охраны археологических памятников, в практической деятельности археологов а такее при реконструкции и музеефикацми па-пдТппКз Даиртепа II.
Апробация работы. Основные результаты излоаены в ряде печатных работ и в докладах, прочитанных на советско- Французском коллоквиуме "Культура древнего и средневекового Самарканда и исторические сьязи Согда", на ежегодных республиканских конференциях «олодых историков " Узбекистан б древности и средневековье ". на заседаниях сектора Средней Азии и Кавказа ИИКК РАН и Отдела Бостона Государственного Эрмитажа. 1
Структура работы. Диссертация состоит из введения, 4 глав, заклвченния и списка использованной литературы. К тексту прилагается чертеги и рисунки.
Содержание работы.
Во введение раскрывается актуальность темы, очерчивается круг затрагиваемых проблем, определяются цели и задачи.
Задачей диссертации явялется исследование и введение в каучнкй оборот принципиально нового памятника - согдийского храма Дхартепа.П, расположенного в сельской местности, на однодневном караванном переходе от Самарканда в Пенджикент, в районе (в древности.рус-так) Варагсар.
Значение этого памятника в том. что он на ранних этапах своего развития являлся сельским укрепленным домом, а затем после перестройки в и в. храмом, распологенным вне города проса*ествоваввий до первнх десятилетий VIII в. Ранние раины
Даартепа II вахкы для поникания истории сельской еизни в Согде, но они не столь уникальны как сменивший их храм. В введении мы кратко косаемся вопроса о храмах в селениях Согда. истории археологического изучения Согда, его городов, храмов и сельских поселений. Особо останавливаемся на значении местности Варагсар, где находится Джартепа II и дадим обзор археологических работ которые в кем проводились.
Глава I. В ней излагается строительная история памятник Дгартепа II и анализ архитектурной типологии открчтну тан зданий Памятник I] пср?ЕКЛ п^ть крупках строительны;
пер^сдсг: псрсий - третий пгриодь - 1У (?) - V ьь.. чешертш период - и - и!I вн., пятый период - конец VII в - первая г.олоеии; иШ в.
Первоначально, на месте храма стояло прямоугольное здание, вытянутое по оси 3-В, размером 9.85 х 8.35 н. С ехксй стороны от :-того здания, на незначительнее расстоянии. ссхрапилась стена, относящаяся к одкеху из ракпих стрситьлышх Периодов, йвиуаьдеьие этой стены 3-В. Внутренняя структура .здания первого периода в данный момент исследована лишь частично. Вход был, вероятно, в восточной стене близ С-В угла.
Во втором строительном периоде к углам здания были при-строьнн четыре дьулэтаакых, овальных в плане ба^ни с щелевидными бойницами на второй этаге. С востока к С-В баЕ.че пристраиьаетс* привратное устройство. Се,веркие бавни связывались со зданием проходами на первом этаже. Южные 5е бакни.вероятно, связывались с зданиьм проходами, которые располагались на уровне второго этага. Вянье бакни, по своим размерам меньше, чем северные. Эта асим -мегрия была обусловлена тем. что с южной стороны имелось дополнительное сооружение.
В третьем строительном периоде по внегнену периметру первоначальных зданий был построен ряд коркдорообразннх помещений,
образующий новых оборонительный пояс, сменивший круглые бавни. Как многие укрепления Согда U в., он состоял из прямоугольных бавен с узники промежутками меаду ними [Семенов.1990J. По всей видимости, в этом периоде осевая ориентация памятника меняется с 3-В на С-Ю.
Вероятно,, в этом периоде по середине ранней стены, которая располагалась к югу от первоначального здания, был прорублен проход, а проход в С-В углу бил залохен.
К началу U в. ведущим типом укрепленного замка в Согде становится квадратное здание с углами, усиленными башнями. Такую планировку имеют Фнльмандар [Исаков. 19791, центральное ядро усадьбы в Кафыр-Кале под Самаркандом Шишкина.1961; Карвак, 19851. йк-тепа около Пендяикента [Исаков, 1973]. К UI в. некоторые из Ешгепсречислекннх памятников расширяется. После соорухениа ряда помещений по периметру вневних стен первоначальные здания оказывается внутри застройки, а их бойницы теряют свое оборонительное значение. В результате этих перестроек, замки из четырехбаиенных превращались в восьмибаиенные. Это расвиренкя, очевидно, обясня-втея ростом населения в этот период.
Фортификационные сооружения Дхартепа II не являются исклю -чением в строительной истории замков Согда. Так ге, как и в других памятниках, его сборснитслышо сооружения пережили ряд характерных перестроек. Даартепа II имеет несколько отличительных признаков. Так, угловые башни второго периода имеют округлую конфигурация. Замки с округлыми башнями в раннесредневековом периоде встречайся в соседней с Согдом Уструване [Пулатов,1975; Пулатов,1977;Салтовская,Пулатов,1986], в Чаче [Филанович.1987] и в Фергане 13ацнепрсвс!:ий,1325]. Типологически они близки к замку Беграм III в Афганистане t&hirshsan,19461.
Одним из наиболее слогкнх авлзе7ся вопрос о Функциональном назначение здания первого периода. Являлось ли оно культозам соорааением. как здания четвертого и пятого периодов? В связи с этим интересен вопрос об интерпретации находящихся вне городов
зданий крестообразной планировки, укрепленных баенями по углам или *
посредине кавдой стороны, йреал обоих видов планировки в период раннего средневековья на территории Средней йзии и Крана очень
иирок. Назови лииь некоторые из них: Б долине Зарафвана это-Сеталак I [Сулейманов. 19831. Ак-тепа- на левом берегу Даргома. восточнее городища Кафир-Кала [К.Аскаров,1992]. в Уструване- Ак-тепа близ Над [Пцлатов, 19??], в Чаче - Ак-Тепа Чиланзарский
И'илансвич.198?J и в -Фергане Билавур-тепа ГЗаднег:рсвсккй.1965}. Отталкиваясь от схожести планировки вкиеперечислешшх памятников с Мидикским храмом в Hysr-и Дган и с типом купольного киоска -чартака сасанидского Ирана Г Ehirshsian, 1951; Гиреман, 1978; Herzfeld, 1935]. многие исследователи считают их культовыми сооружениями. Одинаковые детали планировки могут характеризовать как культовые, так и светские здания. Тут, вероятно, надо более осторокно рассмотреть аттрибуцин крестообразных замком Средней Азии. Так как планироеочкая близость к наличкз zz.'.'j d псае&еьи&х некоторых построек еще не доказывает их культовое назначение [см. tKiüu,iЗоСПримером могет послунить раннемусульмансний замок Нуккан в Фарсе, где идея сасанидского четырехбашенного сооружения существует в чисто светском здании [Uanden Berge. 1990]. па наш взгляд, по планировке два здания. Ак - тепа близ Нау и, возможно Ак-тепа близ Кафир-Калы,- допустимо отнести к разряду культовых Центральная ¡гекката таких зданий открывалась с четырех сторон проемами в обводной коридор. В определенной степени сни сопоставкк с купольными чартаками аташкедов сасанидского Ирана. 9 нас н!т данных о культовом характере сооружений перькх трех периодов Дхартепа 11. Скорее, судя по замкнутости плана, входу с угла, несимметричной планировке и малыми размером помещений- зто был дом (первый период), позднее ставсим укрепленным домом - замком (.второй и третькй периоды).
В четвёртом периоде центральное ядро памятника коренным образом перестраивается. Часть шжной стены первоначального здания снесли до основания и на образовавшей плоцади возвели 8- ки колонный прямоугольный зал, вытянутый по оси С-В, размером 12,82 м, вирина в мной части - 7,65 м, в северной части за
л расширяется до 10.07 м. В данный момент в зале обнаругены пять • <
проходоз ( в северо-западной его части еще ириьидятся археологические работы). Б веной стене имеется вход в вестибюль. В север-'
ной части зала два прохода, расположенные радом, которые соединяют это помещение с квадратной целлой. В этом же периоде были прорублены два прохода по оси 3-В, которые связывали зал с южными бавнями
К вгу от зала был построен 12-и колонный вестибвль, вытянутый поперек оси здания. Длина его 19,5 м.ширина колеблется от 7,5 м до 8,25 м. Зтот вестибюль был построен на остатках ранних сооружений, в связи чем пол его выше, чем пол зала,на 1,25 м. Связываются они друг с другом при помощи массивного двухдверного прохода с тамбуром и двух пандусов. Шгная стена вестибвля -это обводная стена двора одного из ранних периодов, по середине которой имеется проход с пандусом, связывааний здание четвертого периода с дворовой частьЕ памятника. Также в вестибеле имеется два боковых прохода с лестницами, посредством которых можно было попасть в периферийные помещения, образсвапЕкеся, видимо, после забутовки строений третьего периода. Стена, относящаяся к одному из ранних периодов, в результате того, что по. ее середине был прорублен проход и снабжен пандусом, стала южным фасадом здания с порталом. В четвертом периоде в восточной части этого портала, была прорублена ниша С о наличии ниеи в западной части пока говорить не приходится). Все стены целлн.залз, всстибгля ¡¡йен в портале были покрыты еивописьв. Но, к сожалении, из-за сильного пожара, конце I'll или в начале Ulli вв., сохранились лиеь некоторые фрагменты росписи.
К периоду раннего средневековья в Согде и в сопредельных с ним территориях Н'охаристан.Уструшана.Чач) сложились определенные типы культовой архитектуры, который следует рассматривать как' составную часть наследия монументального зодчества Древнего Востока.
Общественно - культовые сооружения представляет собой специфический вид зданий, по архитектуре восходящие ко вполне определенным типам, которые развивались в течении длительного времени. Согдийские зодчие при создания местных вариантов культовых сооружений, видимо, знали образцы памятников древнеиранского и эллинистического времени'. Но при этом они не копировали слепо.
- б -
а создавали свой тип храмов, имело комбинировали эти образцы в связи с особенностями местного культа [Вкода,19861.
Характерной чертей планировки здания четвертого периода является поперечное расположение вестибюля относительно продольной линии, по которой размерены зал и целла. СлсжиЕсаяся такая композиционная схема присутствует во многих культовых памятниках широкого хронологического диапазона - от ахеменидской эпохи ISchippaann, 1977] до храмов огня современных зороастрийцев 1*ндии [Ёгорр, 19691. В подавлявцем больвинстве сооружений этого типа, зал и целла имели перекрытия, опирающиеся на колонны.
Аналогичная схсма также присуща и для храмов Еркургаш (III - UI вв. I Сулейманов, 1987 1 ) и Пенджикента (U - UIII вв. [беленицкин, 1950; Ре.пеницкий,1953; Е!:ода,1555 3 ), ргспслсжскккх на территории Согда.
Knicpei.«iri büüpoc о значении северной ориентации и двойной прохода в целла дкартепинского храма. Хотя по канонам зораас-тркйской религии север отождествляется с силами зла. тем не менее известно, что чисто сасанидский храм огня в Иране Тахт-и Сулейма* ориентирован па сеЕер IKaff,1973; Huff, }93?h 7акуы se ориентире:;:^ кысет к сркургансиий храм. Зту au закономерность можно эБКдоть и в пенд£икентских храмах, несмотря на их очевидная западную ориентировку. Дело в том, что в четвертом периоде (VI в.* у шеного фасада платформы храма I Пенджикента было пристроено святилище из трех помещений. Центральное помевение этого святилква (пом.5) имело с южной стороны два прохода и напротив них, в северной стене били устроены две культовые нижи с живописью. Одпесрекекно в ограде рверо храма 3 в ;-тии периоде было построено новое святилище с северной ориентатацией. b северной стене южной галерей храма II вырубили две'арочные ниеи и покрыли их рогписыо, что соответствует двум никан лом.5 храма I Шкода,19881.
близкая аналогия с пом. 5 храма I Пенджикента дает нам право говорить о неслучайности существования целлы с двумя входами для адания четвертого периода джартепкнекого храма. Ксжно говорить о неслучайности габера ссссрной ориентации для at их здании и о том. что в нем стал главным второстепенный для обоих пенджикент-
ских храмов культ, требующий двойного (для двух божеств?) святилища.
Пи истечении сравнительно короткого времени после пожара центральная часть здания четвертого периода была частично снивелирована и забутована, а на образовавшейся площадке заново был построен другой храм (пятый период). Здание этого периода состоит из двухколонного' открытого на рг зала, который через дверные проемы в северной стене соединяется с целлой и ее двумя боковыми помещениями. Все эти помещения с трех стсрон окружены обходным коридором и стоят на невысокой платформе. К сгу от зала расположен портик-айван. В целле имеется подиум и на ней алтарь огня. Зал, целла и западное боковое помещение были укравекы настенной живописце \ 55врдккурадов, Санибаев ,1331 ].
Строгое соблюдение планировочной идеи, согласно которой на одной оси г1йг.г.пяо2*ну в»с"и5бл»г, зал и целла. кзблгдастся и ? лятон периоде. В отличие от предыд{<ееА планировочной схемы, в пятом периоде добавляется важный для культовой архитектуры элемент: обходящий центральное здание коридор. В связи с планом ядра здания пятого периода надо обратиться к вопросу о храмах с так называемой тройной целлой. связь которых с согдийской хрзковой архитектурой отмечалась в литературе [¡¡кеда, 19853. Коепо проследить хронологически последовательность развития этой схемы на территории Древнего Востока и назвать ряд памятников, генезис плана которых прослеживается в Месопотамии эпохи Селевкидов Юомпеу,19883. В период злдинкзка святилища с боковыми помещениями имеют храм Бард -и Ниианде [ Пснпеу. 13833, храм Окса на Тахти Сангине [Пчикян,1337 3, храм йй-Ханум 1Вегпагс5, 1Э763 и храм з Персеполе I ЗсЫррвзпп, 19773 . Архитектурная идея трсхчастнзй целлы, возможно, представлена в памятнике куванской эпохи Халчаяне иПугачеккопа, 13615: Пуаченкова.Ртвеладзе и др., 19903.
Лналогичные схемы ммеитея и в согдийских храмах. Святилище храка Еркдргака в третьем периоде (Ш-и1 вв) двумя поперечными стенами делится на три помещения: центральное и два узких боковых помещения с проходами в ижной стене (Сулейманов,19Б7). В четвертом периоде (III в.) в-храме II в Пенджикенте в кладках северной и
южной стен обходной галереи было оставлено незначительное пространство, роль которого остается неясной, хота в целом эта планировка напоминает схему тройной целлы [Skoda.1987 3. Своеобразной чертой согдийских храмов (Пенджикента и Джартепа II в пяток периоде) является зал без стен со стороны входа. Узкие пандусы -другая их общая отличительная черта. Все это показывает родственную связь храков Согда друг с другом, причем эти же признаки отличавт их от остальных названных выше культовых сооружений.
В UI в. храп Еркургана перестает функционировать [Сулей-канов, 198?], а в Пенджикенте, в это время,закладывают камеру для огня и в дальнейшем, вплоть до завоевания арабов, в его храмах придерживались только более ранних форм местного ритуала, т.е почитали богов в их изображениях [Екзда,12603. В зтом перкиде л поедпее в накатниках изобразительного искусства как из самих t.Va=üb, ick и f.з жилищ Согд.а, нежно найти кного г.рййерсз изображений ритуалоз с алтарем огня, но в них стакционарный алтарь обычно отсутствует, а имевтея линь переносные алтари- жертвенники [Екода,1385В этой связи появление стационарного алтаря в целл< храка Джартепа П в конце Uli в. (наиболее вероятное время возник-ncuciu'.s здания храма пятого периода> требует более внккательногс рассмотрения этой проблемы в контексте исторккокультурннх аспсктс:
Если ядро здания пятого периода было местом проведения церемоний, связанных с огнен, то представляется уместным сопоставить его планиграфическув структуру со святили*а*ги огня типа "агиари" современных зороастрийцев Индии - парсов. Это святилице состоит из трех помещений: 1) наиболее компактный и закрытый "здуркгн", кула имеет доступ только хрецы, поддержкЕзпгке гдесь огонь; 2) зал "даре мехр", где возжигают жертвенный огонь для ритуалов с большим числом участвуввих: 3) промежуточное поколение, обычно прилегающее к "адуриану" tEropp, 19693.
В главе II дана реконструкция перекрытия зданий четвертого и пятого периодов.
Степень сохранности помещений двух последних периодов дает роэкоеиссть сделать попытку реконструировать архитектурный облик этих зданий.
При строительстве здания четвертого периода, строителям необходимо било реиить проблему единой кровли. Они доллш были избегать больиого перепада уровней плоской кровли, в связи со значительным несоответствием уровней полов в разных помещениях. Так. первоначальный пол зала расположен ниае полов периферийных помещений на 3,16 ы и на 1,25 м ни»е пола вестибюля. Наиболее слоеной проблемой для строителей было ревить задачу, свазаииув с перекрытием зала. Здесь надо было довести высоту его потолка под общий уровень кровли, чтобы . не допустить скопления влаги над наиболее парадным помещением и избежать протечки. В то же время высота колонн нам известна, и она составляет всего около 4 м с подбалкой. Вероятно, при реиении этой проблемы, в зале был применен двойной потолок к кровля, лежащая на перекрытии, вылогеннои в виде трапециевидных в сечение деревянных "сводов", в сочетании с "куполом" в форме усеченной пирамиды со световым отверстием посередине. При этим, по всей видимости, использовался характерный для согдийской архитектуры принцип развития композиции в глубину т.е. от msHoro прохода зала к целле .
При деревянных и при сводчатых перекрытиях, как показывают раскопки в долине Зарафшана (йфрасиа&.Ненджикент. Варахва и др.). согдийские мастера стремились развисать интерьер залов, ввысь. Этому принципу соответсвует предложенные реконструкции пендяикент-ских залов и "капелл" без колонн или с двумя колоннами, для которых предлагаются деревянные перекрытия с виде усеченной пирамиды [Абдуллоев, Гуревич, 19?9; Гуревич. 1990]. Для четырехколонных квадратных залов предложено перекрытие типа "вписанного креста" с трапециевидными в поперечном-сечспки дсресяипами сводами [Наршак, 1983]. Б не'которин искусственных гротах Бамиана (Афганистан. UI -Uli вв.) с большой точностью переданы перекрытия наземных зданий с аналогичными потолками tTarzi, 1977]. Формы этих потолков могно увидеть и в пещерных храмах Восточного Туркестана [Дудин,1916]. Двойные перекрытия в виде усеченной пирамиды засвидетельстваны в Канке (-Чач [Буряков,Богомолов,1990]). Трапециевидные "арки" и "своды" из балок с откосами были обнаружены в Пснд$икенте [Распопова,19903.
- 10 -
В вестибюле конструкция потолка держалась на 12 колоннах, которые расположились тремя группами, образующими три квадрата, каждый с "чорхоной" и световым леком в центре. Такой потолок, видимо, устраивал строителей. Незначительное нараживание его t
Еысоту, в отличие от форм потолка в зале, требовалась необходимостью единого уровня кровли. Если принять эту реконструкцию, тс можно предположить, что высота зала доходила до 8 м в северно)? части и 6,05 м в южной, а высота вестибюля - до 5,5 м. Кы также можем расчитать приблизительную высоту переферийных помещений, которая доходила приблизительно от 3,05 до 3,37 м над полом. При этом нет длинных балок и высоких колонн, нигде нет болыих нагрузок на балки, работающие на растяжение, распор хоросо поглощается, а скрытый чердак дает возможность с помсцьв невидимых из зала креплений обеспечить жесткость конструкций.
Здание храня пятого периода в отличие от предыдущего, доило до нас в худвем состоянии. В связи с этим реконструкция перекрытия здания этого периода осложняется. В гтем периоде центральный зал. целла с двумя боковыми помещениями к обведкай коридор били расположены ьнве, «ем порткк-гйггц и периферийше помещения. То. что центральное здро здания доминировало над периферийными помещениями, упрощало задачу строителей, связаннув с перекрытием. Наличие отпечатков баз от колонн указывает на то, что центральный зал здания мог иметь в своей средней части потолок в виде "чорхона" без светового отверстия, т. к. он был с вжной стороны открыт. Характер планировки целлы указывает на вероятность перекрытия ее сырцовым куполом. Портик - зйван, если имел какое-то перекрытие, то оно могло быть в виде 'навесов вдоль боковых стен.
Глава III. Б ней рассматривайте?. кскг.лзк.си археологических находок и проблема хронологии памятника.
В помещениях храма Джартепа II в больвом количестве были обнаружены разнообразные изделия из металла, резного дерева, керамики и пцлудрагоценннх камней. Все они были разделены на Uli комплексов по двум группам признаков: по месту нахождения й
сохранности. Анализ этих находок привел к нескольким важным выводам: помог определить время возникновения и этапы функционирования строительных периодов памятника; определить характер использования как отдельно взятых помещений, так и всего здания для более поздних периодов памятника.
По хронологии получены следусщие выводы:
- время функционирования угловых баиен второго периода в качестве хозяйственных помещений т.е. не ранее третьего периода (В-З башня - сокровищница здания четвертого периода) датируется от pyöesa U-UI вв до конца Uli или начала VIH вв;
- время возникновения строений третьего периода - датируется по скудной керамике, не находящей точных аналогий, формы ее схожи с посудой У в.. однако они не типичны и возможно несколько более ранга дата, вплоть до III-IV вв.:
- время функционирования и забутовки помещения здания третьего периода устанавливается по керамике, датируемой с I1I-IU вв. по Uli в., часть помещений, возможно, дожила до четвертого периода;- время возникновения, функционирования и гибели центральных помещений здания четвертого периода У в. - не позднее рубежа ип - иш вв.:
-время Функционирования периферийных помещений зданий четвертого и пятых периодов - вторая половина VII в.- вторая половина Ulli в.:
- время функционирования в качестве жилища центрального ядра здания пятого периода (его второй этап) - вторая треть Ulli вв.:
- время свалки образоваввейся во втором этапе здания пятого периода - начало - вторая половина Ulli в.
fipxeoлогические находки, определяющие время возникновения и функционирования здания первого периода пока не обнаружены. Также, мы пока не имеем данных о времени возникновения угловых баиен второго периода. Надо отметить, что стандарт кирпича-(50 х
25 х 9 см) близок к току, который в Пенджикенте применяли уже в U - Ulli вв. .
Богатый набор предметов культа и подновений храму обнаружены, в основном, в вестибюле, в зале и в сокровищнице (й - 3 бавня) здания четвертого периода. Также аналогичные предметы были найдены в портике- айване здания пятого периода.
По этим находкам впервые появляется возможность получить относительно целостное представление о характере храмовых сокро вищниц и о предметах, использовавшихся в культовых церемониях в согдийских храмах. Кожно предположить, что перед пожаром на рубеи Uli - Ulli вв здания четвертого периода мог быть ограблен, а на втором этапе пятого периода, когда помещения храма использовались как жилье, многие ценные предметы пропали. Тем ке менее, набор обнаружкнннх чакч п??д^етсс указййает на былие богатство сокровищница джартспинского храма. Ряд находок можно стпесги к категории предметов, пожертвованных данному храму.
Серебряная скульптура женщины, снимающая ожерелье по пропорциям тела, чертах лица, покров одежды близка к ранним согдийским росписей i'J-ÜI гвЛБеленицкийДЭ/З; Беленицкий, Нарвак,1973; Осдепицкий, Кар пак. 1S7G1) , Наличие ргдз ::рэГоь з обшивке
кафтана, подобие отделки одежды персонажей на рсльс?ах с изображениями согдкйцев из Северной Хэнаки близ Чжандзфу iScaglia,1958] сужает датировку скульптуры до третьей четверти 'JI в. [ср. Беленицкий, Марвак,1979). Остатки других скульптур, в видс многочисленных фрагментов измельченных серебряных пластин, разбросаны по всей сокрориепкце.
Китайское (конца V..UII вв 1Лян Вангукь,т.ХХУ; Лубо-!1еснкчЕ!и:о. 1271J) к несколько согдийских зеркал ( конца Uli—Ulli вв) обнаружены в нестибж-де, сскрссицнице. зале четвертого периода и в свалке в вестибюле пятого периода. Пекоюрые из них имели ручку в виде стержня с протомаки копей [Литвинский,1371; Теренож-кин.1951;" Распопова, 1960: Екода.1985]. * *____
•Булава - скипетр из прохода в сокровищницу, с бронзовым
навервием в виде головы человека, кроме изображений из некоторых сцен битв и царских приемов в согдийских росписях, мы других примеров находок аналогичных предметов на территории Средней йзии не знаем. Фрагменты паицирных пластин от ламеллярных доспехов из сокровищницы храма четвертого периода и свалки в вестибюле пятого периода в эпоху раннего средневековья были иироко распространены от сасанидского Ирана до Китая и от Алтая до Венгрии и Германии [Распопова, 1980; Гаврилова, 1965; Кирпичников,1971; Недведев, 1958].
Цельнометаллической илема - подобие каске овальной формы, из обводного коридора храма пятого периода, известны только по изображениям гораздо более позднего времени (XII в).
Плоская до»ечка- поднос с фрагментом изображения воина в момент наьесенкя им удара мечом, сверху вниз, оонаружен на полу зала четвертого периода. На голове имеется влем с заостренО-ным козырном и спиралевидным завитком над затылком, который можно сопоставить с формой жлема в скульптуре Старой Нисн, которая датирована эпохой эллинизма [Пилипко,1989].
Пластинка из кости (рога), орнамент которой похож на декор колчанов кочевников и указывает на то, что сна могла попасть в Согд из тюркских*Степей ГЕвтвхова.1948: Гаврилова,19651.
Часть из этих подновений в той или иной степени могла использоваться в религиозных церемониях в джартепинском храме. Имеются, однако, и вещи, ритуальное назначение которых более очевидно.
Согдийская серебряная чаша открытой формы с орнаментом из многочисленных розеток, обнаружена на полу зала четвертого периода. По вневней стороне венчика сохранилась еле видная согдийская надпись. По типологии Б.И. Маршака чаша датируется не ранее середины Uli в. и не позднее рубежа UII-U1II вв. Icp.Маршак,1971J. На полу сокровищницы и в свалке в вестибюле четвертого периода, было обнаружено несколько экземпляров бронзовых чаш к фрагментов от них.
На полу сокровищницы было найдено ? колокольчиков разных размеров и конфигурации. Бронзовые предметы с навержисм в Форме полумесяца, которые напоминают культовый предмет - "Кахрух", используемый в храмовых церемониях современными зороастрийцами [llartian,.19Sû], были обнаружены в вестибюле и в сокровищнице храма
Бронзовая курильница на трех ножках в виде лап зверя обнаружена в Ш - В басне. Такие курильницы были найдены в слоях первой четверти Ulli в. в Пенджикенте 1Распопова,1980] и в слоях конца Uli - начала Ulli вв. в йфрасиабе [Тереножкин,1951].
Одной из самых интересных находок, обнаруженных в свалке в вестибюле пятого периода, является медная обкладка ножки алтаря-жертвенника с изображением четырех божеств [йбдуллаев.Бердикурадов 1931]. Четыре медальона с погрудныки изображениями божеств, располагались по четырем сторонам ножки. 5 первом медальоне изображено божество с веткой растения, во- втором божество с полумесяцем за сшшой, в третьем- божество с алтарем огня и в четвертом медальоне голова божества показана на фоне нимба. Р.вторы статьи "Новый памятник согдийского искусства" привлекая большой иконографический материал идентифицировали эти божества следующим образом: в первом медальоне - йкурдад; в втором - Нах: в третьей - йрдез-хищт: а в четвертом - Иитра (Йбдуллаев.Бердимурадов, 1991).
lia сегодняшний день зто единственный образец художественного металла, демонстрирующий образы божества, ранее знакомые нам по памятникам других видов изобразительного искусства согдийцев. Интерпретация может быть уточнена, поскольку находка представляет бслъЕуш" цепкость тен, что ее замкнутая композиция восстанавливается полностью, и это позволяет поставить по-новому некоторые принципиально ваЕНые вопросы. Четыре изображения, как нам представляется, не случайный набор, а система из четырех взаимосвязанных частей. Напротив друг друга помещены Лула и Солнце, т.е. символы дня и ночи. Солнце соседствует с Огнем, что вполне естественно. Четвертый о^раз- это. скорее всего, олицетворение Воды, дающей жизнь растениям Г ср. Грене, 198? ]. Бода и Огонь, в таком
случае, находятся напротив друг друга, а Вода -рядом с Луной.
Связь Луны с водной стихией в древних космологиях хорошо известна. Огонь и вода - элементы, участвующие в зороастрийском ритуале ясны. Солнце и Луна придают оттенок постоянной ("днем и ночьв") значимости обряда, совериаемого на алтаре, ножку которого укравала пластинка.
Бронзовая ложка, обнаруженная на свалке в вестибюле пятого периода дополняет набор предметов культово-ритуального назначения.
Глава II). В ней рассматриваются настенные росписи, обнару-генные в помещениях храма в четвертом и пятых периодах. Фрагменты настенной росписи были обнаружены в ниие восточного портала, на западной щеке прохода, ведущего из зала в целлу здания четвертого периода и в проходе, соеднкггщек тзкгс зал и целлу, по з здании храма палого периода. Роспись а пиртальлой ниве была двухслойна.«. Композиция белее древнего слоя состояла из двух донаторов, стоящих по обе стороны маленькой ниви, расписанной изображениями тюльпанов в ромбах. Верхняя часть фигур до груди утрачена, но судя по расположении плеч и рук, лицом они были обрамены в сторону ниви. Б руках правый персонаж держит предмет, похожий на светильник на ногках, левнй персонаж тг::жс дергал пакой-тс предмет, изображение которого полностьв утрачено.
После ремонта обе ниви заново расписываются. Но, к сожалении, от зтой росписи сохранились незначительные фрагменты. Слева от маленькой ниши имеется контур небольшой фигуры человека, который держал алтарь-жертвенник.
На росписи западной стены прохода, ведущего из зала в целлу здания четвертого периода, три персонажа, лица которых повернуты вправо к целле. Стоящая первой, справа, фигура более крупная, чем остальные. Зти музыкант, играющий на угловой арфе. Слева от музыканта в центре композиции расположен второй персонаж с сереоряной чашей в руке. Левый персонаж согнутой в локте левой рукой на уровне подбородка держит какой-то свксапций длинный предмет, напоминающий ткань или мех. Под арфой имеется крупное стилизованное изрб-
ражение цветка граната
Сюжеты этих росписей мы трактуем как изображение людей, подн( сящих дары божеству (или богам). На стенах нижи фасадной част) храма донаторы смотрят в сторону маленькой ниви. Вероятно, сюд; во время религиозных церемоний ставили миниатюрную статуэтку божества [ср. КагБак, 1990]. На стене прохода, все три персонаже обратили свои взгляды в северную сторону, где располагалась наиб( лее сакральная часть храма - целла. Ближайсий круг памятнике! искусства, который мы можем привлечь для сопоставления с нашим) росписями - ранние росписи Си-1Я вв.), обнаруженные в храмах Пен-джикента. Они близки друг к другу не только по смыслу сюжетны> композиции, характерных для культовых сцен, но и по технике испо.1 нения [Беленицкий,1973; Беленицкий.МарЕак,1973: Белекицкий,Марка* 1975; 1ЛП, тйбл.ХиП: Кареак, Распонова, 138П. Очень часто в кул* товнх композициях Согда присутствует ¡¿узыка и танцы, которые бы; связаны с праздничными весенними театрализованными обрядаь [Маршак. Распопова. 1991]. Если судить по тому, что религиозна церемония, связанная с выносом'статуи божества проходила на фот тшльпанов то можно сказать, что и сюжеты джартепкнекого храма бы; связаны с празднике* сссенксга обнавлепия ыира. а раСпслиЕенг •раскрывающегося цветка граната именно под арфой, кажется я случайным. В данноы сюжете художник показал взаимосвязь музыки пробуждавшейся природой, что связано с приходящимися на коне весны праздиками твлпана (гули лола) и розы (гули сурх) [Пещерсва 1928].
Для уточнения даты росписей и одновременно времени возникновения здания четвертого периода,' очень важно привлечь выше упомянутую серебрянуи скульптуру, которая по характерному соотно-венив пропорций тела, покров одежды и чертам лица имеет хронологи ческув близость с ранними пенджикентсними ( и соответственно с джартепинскими) росписями. Наличие ряда кругов на обживке кафтана сужает ее дату до третьей четверти 14 в. Скульптура по этому
признаку немного моложе живописи. Дата последней ( а вместе с ней
и дата возникновения здания четвертого периода) определяется в пределах U - первой половины UI вв. Однако более вероятно дата не позднее V в., поскольку росписи Пенджикента конца U - начала UI в. выглядят гораздо менее архаичными по своему стилв, чем джартепин-ские.
Остатки настенной живописи были также обнаружены на стенках прохода, соединяющего зал и целлу здания пятого периода. По сравнении с более ранними росписями, они дошли до нас в худшем состоянии. Так от'центральной фигуры, на восточной стене, сохранилось лишь изображение ног, расположение которых показывает движение rtiuriiny вперед. Верхняя часть голенищ обоих сапог имеет отогнутые книзу края. На цикслстке имеется кгщирокий поясок, завершавшийся в передней части пряжкой, от которой отходят ленты с закрученными вверх концами. По обеим сторонам от главного персонажа были распо-лохены еще две фигура, размером в два раза меньше. Слева изображен персонаж, припавший на одно колено, а справа еще один персонаж, от которого сохранилась лишь левая нога. На западной стене сохранилось только изображение ног центральной фигуры. Расположение ног персонажа напоминает "бурное движение" танцующего бога объекта VIT в Пснджикенте [БеленицккЯ, 5?зрщак, 1975, ряс.10*1 Там также на щиколотке правого сапога сохранилось изображение пояска с округлой пряжкой, от которой в свои очередь, отходят ленты. Полы одежды пыи-тае, характерные для женского платья.
Отогнутые вниз верхние края сапог не имевт аналогий в памятниках изобразительного искусства Средней Азии. Танец обоих центральных персонажей - мужского и женского, и экстравагантность покроя сапог, характерная для актерского костшма, заставляют вспомнить интерпретации адарантов четырехрукой богини храма!1 в Пенджикенте как актеров священного представления, играющих роли оогов и людей [Марвак, Распопова, 1991]. Развивающиеся ленты или банты на щиколотках происходит из искусства сасапкдсксг.о круга [Тровср, Лукснкн, 19871. Такие ленты присутствуют в ранних культовых сценах в пенджи-
кентских храмах, где этот фасон был перенесен из сасанидского ко тюма как царский аттрибут [Беленицкий, Каршак,1976; Бентович.198 Мариак, Распопова. 1991]. Появление изображения этих лент на рубе U1I-U1II вв. является уникальным случаем. В известных нам многочи ленных памятниках изобразительного искусства Согда зтиго време ленты не фигурирует, они, видимо, считались выжеджими из моды.
Роспись здания пятого периода, по колориту принципиально отличается от любой пенджикентской композиции, наличием зеленого цвета. В связи с этим, можно предположить, что в навем храме рабо тали не пенджикентские, а, скорее, самаркандские или какие-т иные мастера.
Таким образом, живопись Джартепа II - новая своеобразная глава в истории искусства Согда. Ее темы свидетельствует о храмо иск ::зс"ачс1:ии сдапия.
В заключение излагается основные итоги исследования.
Представленная к защите диссертация является публикацией и попыткой обобщения материала, накопленного за семь сезонов раскопок Джартепа II с 1986 по 1992 год. Полученные в результате археологических исследований ¿тог и согдийского храма данные проливают новый свет на рее этапы развития согдийского общества, религии и искусства в период раннего средневековья.
Несмотря на наличке постоянной угрозы снезней агрессии против Согда со сторона кочевнкксв в II' UI вв. (со гторей пелозш: IV в. хиониты fEnoki.19551. с начала VI в. зфталиты [Каршак. 1971 и, наконец, с середины üI в.тюрки) памятники материальной культур ¡¡сказывает. что на это время приходится Начальна* стадия yenusau развития раннесредневековой согдийской • культуры, наивысвая точр эволюции копиром приходится на VII - начала VIII вв.
Этот процесс прослеживается, б частности, по стрситсльпс ксторки кногкх замков Ссгда, где от века к веку, к 'JI з. пабледг ется увеличение площади, благодаря пристройкам к первоначально» ядру новых "колец" « помещений, каждое из которых строилЪсь в ви; .оборонительных сооружений и превращалось в жилье после возведен*
нового "кольца". Зтот процесс наблюдается и в Джартепа II (первые три периода).
Растут и города: столичный Самарканд (ЙФрасиаб) постепенна застраивается в пределах третьей, а затем и четвертой оборонитель ной стены. На востоке Согда появляется и развивается новый город Пенджикент, а на западе - Пайкенд.
Таким образом, данные Дхартепа II служат еще одним свидетельством демографического роста, происходившего в Согде во второй трети I тысячелетия нашей зры. Представляет интерес также рост укрепленности дхартепинского жилища. Так и в Тали-Барзу укрепление, возникают не сразу, а только во втором периода.
Наиболее важны выводы по четвертому и пятому периодам, когда замок был превращен в храм, вероятно, укрепленный и с не бэ."1.Г|'м гркхрамог'км сгленис-м. «гартАгинский храм возникает одновременно с известными храмами Пендгикента в II в., однако сохранность архитектуры у него лучие, что дзет возможность для реконструкции. Анализ архитектуры показывает ее сходство с поздпейяикк зданиями U11- — Ulli вв. и тем самым выявляет истоки своеобразного раннесредневекового зодчества существенно отличающегося от древнего. Одна из характерных особенностей со - сирокое применение откосов при устройстве перекрытий (ср. Пенджикент,Каика и др.). Ваяв--' лен ряд своеобразных признаков архитектурной композиции, которые з Пендгккенте относятся к второстепенным частям храма. Такова северная ориентировка и двойной проход в целлу четвертого периода, соответствующие планировке пом. 5 храма I Пенджикента. Тройная целла джартеаккскога пятого периода в Пенджикенте (xpa« II) ив Еркургане находят аналогии рудиментарного характера, она восходит к древневосточной традиции, занесенной в Согд через Бактрию.
Сак Факт наличия храма вне города впервые засвидетель-стеселн в согдийской археологии. Возникает вопрос о том. к какой группе внегородских храмов может быть причислен джартепинский: к . храмам сельских" общин или срятилкщам, привяскасгих молящихся с обвирной территории.
Пышный облик здания, его крцпные размеры, богатое внутренее оформление, многочисленные находки культового характера, расположение на караванном пути исключают возможность отнесения джарте-пинского храма к числу локальных сельских святилищ. Можно считать
что данное сооружение служило -храмом для более широкого круга лиц путешествинников, паломников, торговцев и т. д. В зтом случае джартепинсккй храм представлял собой общессгдкйсксе святилище подобно храму Тахсич в Кктихане, который тоже стоял вне города [Бичурин.1950]. Хотя о таком храме в зтом районе нет данных ни в источниках, ни в топонимике местности атрибут купцов- кс*ельки у пояса в росписи у входа в храм, говорят о том, что донаторами храма были торговцы, скорее всего, те, кто пользовалися проходив-сей у Джартепа больвой дорогой.
Новут и свсеобргзпуг гласу истории религии и искусства Согда открывают многочисленные находки и настенные росписи, обнаруженные в храме Джартепа II. До обнаружения джартепинских росписей единственном примером согдийской храмовой живописи был комплекс лендЕикентских храмов (к сожалении живопись храма в Ер кургане фрагментарна к неполностью опубликована).
Анализ этих росписей позволил еще на одном памятнике прес ледить развитие согдийской еколы живописи, от момента ее станов ленкя в U в., до наибольшего расцвета в U11 - U111 ев. Джартепин ские росписи ценны и как новые ранее неизвестные произведения ис кусства живописи, и как источник, позволяющий в какей- то мере судить о согдийской религиозной иконографии. Сопоставляя храмовые росписи .Дгартела и Пепдьиг.ента друг с дру| ом и одновременно с . культовыми сценами из светских зданий.' мы обнаружили схожесть композиционных идей. По бокам центральной ниси с изображением божества или без такорого, кмевтея сцены псклокскиа донаторов или театрализованное представление с участием адарактоз. В зтих сцена; всегда присуствуют темы, связанные с музыкой и цветами. В какой-то мере, эти детали указывают на связь этих сцен с праздником весеннего обновления мира.
По техникостилистическим особенностям ранние росписи из
Дяартепа хотя и сходные с пспджмксптскиыи. имент существенные отличия от них. Особенно своеобразен тип лица с больаими «ироко раскрытыми глазами. Уожно думать, что мастера относились не к пенджикентской, а к новой, впервые открытой здесь школе. Получены новые данные по реалиям: музыкальные инструменты, оружие, одежда мужчин и женщин, обувь, прически и укравения.
Богатый набор предметов культа и подновения храму, впервы дает более или менее целостное представление о характере храмовых сокровищниц Согда. Вполне вероятно, что джартепкпеккй храм был ограблен. Тек не менее, обнаруженные там предметы указывает на былое богатство сокровищниц согдийских храмов. На пркисрс джар'к пинского храма «окно гогорить о том, что в этих сокровищницах храни лксъ ка:: псдсог^пия, i.e. ылквкые предметы, некоторые виды L-ocpyie нг.я и воинского снаряжения. украаения, так и предметы необходимые для отправления религиозных церемоний (зеркала, серебряная и бронзо вые чаши, колокольчики, курильница, кахрух - подставка для Оарсона, переносной алтарь - жертвенник.ложка).
Такие предметы как серебряная скульптура женщины - локатора. крупные русы, дсще':::]; с рельефная без сомнения являются во-тивами. подаренными храку. Однако к?.л«чке предметов сооружения в сокровищнице можно трактовать двояко.
Сходней стороны, предметы вооружения, до того как попали в храм могли использоватся по прямоку кгс:?гчсз:ип, как мы видим па примере булавн - скипетра, можно думать, что впоследствии они были псксфтьсшакн л^аму и хранились тай как реликвии, какого-нибудь знаменитого правителя или воина или как ритуальные принадлежности.
М. Бсйс указывая на воинственную сущность культа храмового огня якает. что " coBepaiaiь приношение храмовым огням и молиться перед !'.И1£й стлалось весьма похвальным, потому что, как говариться
в позднепехлехгийсккх сочинениях, все они (огни М.С.) - зоины. ера--
<
вавщиеся на стороне благих творений ... Зэииственная природа этих, огней символизировалась еще и тем, что на стенах святилищ висели -
булавы и мечи. Этот обычай, возможно, возник в подражание почи нив Нитар, а затем и йнахитц как богинь войны, святилища ко тор тоже укравались оружием " (Бойс.1986). Эту же черту мы видим современных зороастрийцев Индии - парсов, где при храмах огня та хранятся булава и меч, которые используются в церемониях, связан с борьбой против сил зла (Hartaan,1980).
Чаки, колокольчики, зеркала, махрух, курильница, фрагме; ножки алтаря - жертвенника, ложка, найденные в Джартспа II, кож] встретить как в древних культовых памятниках, так и у современш зороастрийцев. Сопоставляя набор культовых предметов из Джартепа и храмов Атам Бахрам и Атаи йдаран парсов Индии, еще раз убеждае! ся в консервативности обрядов зороастрийской религии, которая см; да сохранить свои традиции в течение многих веков.
Хота в ракках данной работы мы не смогли tc-.cs деталь; остановиться на вопросах, сгзсапных с религией дмартенинског храма, тем не менее материал, который имеется на данном этапе и £ сравнительный анализ с другими археологическими и зтнографичесм данными позволили сделать вывод о зороастру.йском характере память
особый ¿íHiepec представляет вопросы, связанные с гибел ьдания четвертого периода и строительстве« нового храма. ко7ирые обходимо рассмотреть в контексте конкретных исторических ссбыт археологический материал датирует гибель здания четвертого перио в пределах рубежа VII - УШ вв., т.е. временем интенсивных поход арабов на Согд. Если иметь в виду враждебность арабов к ксстк религиям, то причина уничтожения джартепинского храма, в цел понятна, хотя в заключаемых ими договорах завоеателиарабы"час соглашались на сохранение местных зороастрийских храмов/ Бол zaznuu вопросом представляется определение времени и обстоятельст] постройки нового храма С пятый период ). Тот Факт, что в зпо: арабских завоеваний был построен ьоеый храм согдийцев на кес: разрушенного, заслуживает особого внимания. Допустимы .несколько в; риантов событий.
Перый - возможно, храм был уничтожен во время первых noxt
дов арабов на Самарканд и его окрестности в 676 и 680 гг. [Джалиле; 1961]. Кежду первыми набегами и временем регулярных походов с завоевания Средней Азии, в начале Ulli в. наблюдается относительна мирный период в жизни Согда. Передника была связана с усилен.-: можплсменной борьбы среди арабов Хиросана, во время которой бил/. прекращены походы в Мавераннахр 1Гоибов,1989]. Кожно предположит^ что новый храм бнл построен во время этой долгой передывки, которис могли считать устойчивой.
Иной вариант реконструкции событий можно связать с четнр-еая более- поздними историческими событиями: 1) поход Кутекбы и'..: Йуслима на Самарканд в 712 г.. при котором мог пострадать храм; 2 столкновение арбов с тюрками в 720 году около йарагсара; З1 рг?р'.:г? кие храма во время карательного похода арабов в 722 году пртиу npfipwtp.ro п?'!ГГй:'.о::та Дсгагтича. на ¡¡учи ктирых стоял этот >:;■£.-. 4) поход Alöäci ибн йодгллаха на Взрагсар в 735-73D гг. с цельа разрушения плотины, для усмирения bocctöeekx жителей Самарканда.
5 этих случаях дла постройки нового храма нужна была политическая стабильность з Согде, которая сложилось лишь с прихо-дса сласти з качестве наместника Мавераннахра Насра ибн Сайара (738-748 [ Двалилов, iBei 1 1), отдкчгввегссг стремлением к .>;оянри-миссу с согдийцамил Он заключил «ирный договор с эмнгркровсВЕИхк согдийцаки iат-Табари,138? J. При нем согдийцам было прощено отступничество от ранее принятого ими ислама. В Пенджииенте в это время, после некоторого запустения были восстановлены параднее зал/, домашние святилища и даже частично функционировал второй храм в Яендтпнте [ Дбдуллоев, 1SC0; Екода,1386 3 .
Все же нам кажется более вероятным строительство храма г.^таго периода в иьриод затизья конца Uli в. Зтот вывод подтверждается косвенными данцикя. Кутсйба в войне с Самаркандом, вероятно, имел на востоке езеенкка з лице Дсваатича Шдуллоев, 1980 1 и ему незачем было идти на восток во время осади Самарканда. Сталкновепие арабской конницы с тврнами около Варагсара (Стапк с;:ий. 1900; едьа ли могло привести к раируиенив укрепленного селения - храма, а
Сулейман ибн Абу Сари, по данных источников, молниносно про) путь из Самарканда к Куму и никаких военных действий в Самарка; ком Согде в 722 г. не вел.
Таким оброзом, остается выбор между походами 676. гг. или 735-736 г. В слоях, относящихся к здании четвертого пер} нет керамических кружек, столь типичных для первой половины Uli] Единственная монета из здания пятого периода относится к последь десятилетиям Uli в. Поэтому более вероятно,что восстановление х приходится на 80-90 гг. Uli в., когда непосредственной угр арабского нашествия не было, хотя не полностью и исклЕчена воз ность постройки храма пятого перксда в 740 гг.
Однако во второй половине Ulli в. на памятнике yse отлое ся культурный слой характерный для жилищ. Помещение к западу целлы превращается б хилуп комнату, а культивый инвентарь хра ьиирасаваетия а кусурнув свалку, сбразсвазЕувся б Е-Б углу порти айвана. Это обстоятельство показывает глубину перерворота в соз пии согдийцев во второй поливине Ulli в., когда страха перед ста религией уже не было. С-этой точки зрения интересны косвенные да "кс приведенные автирим "Кандии Малой" йн-Насафи, который свиде льстьует, что население Варагсара приняли ислам раныге, чем акт Самарканда ["Кандия Иалая" }. Если принять это свидетельство, тем более мало вероятной окажется дата около 740 г. как вр постройки монументального храма пятого периода.
Таким образом, наиболее вероятным представляется, '-:то х] четвертого периода был сожжен в 675-680 гг., восстановлен еще в I V. (что соответствует сравнительно раннему типу обуви росписи эт< 'периода) и прекратил свое существование' в качестве святилища в а с переходом в ислам жителей Ьарагсара в первой пеловине Ulli в.
Храм Лжартепа 11 явялется одним из наиболее значительш памятников, открытых за последние годы. Он показывает высокий у{ вень согдийской культуры в период раннего средневековья. Введение научный оборот новых матЪриалов из храма Джартепа 11 в значитслы степени обогащают представления о материальной и духовной жи;
- 25 -
согдийцев - предков современного населения Средней Азии. Список опубликованных работ.
1. Новый памятник согдийского искусства в контексте ирано-
согдийского культурного синтеза на последних этапах раннего.средневековья // Культура древнего и средневекового Самарканда и исторические связи Согда. Тезисы докладов советско -французского коллоквиума. Самарканд,25-30 сентября 1390 года. Таакент. "Фан", 1990, с. 87-89.
2. Результаты раскопок храма на Дкартепа II С в сооавтор-стве с Й.Э.Бердккурадовым) // История материальной культуры Узбекистана. Гамкент. "Фан",1992, с.77-92.
3. Согдийский храм из Дгартспа и события полишческоА истории Uli - Ulli вв // Узбекистан в древности и средневековья. (Тезисы докладов республиканской коифиренции молодых историков. Г. Самарканд 1Ö-17 марта) Самарканд, 1992, с. 126-128.
4. Некоторые проблемы реконструкции архитектурного облика здания храма Джартепа II в IU периоде // Ззбекистон - кадимда ьа урта аерларда. Республика ее тарихчн олю»ларя члзгий акгуканкнинг маърузалар баени. 15-16 март. Самарканд иахри. Самарканд, 1993, с. 37-40
КГЭ.З&К.1М+ Лг.р.110.13.12.98.Беснлагко