автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Проблемы принятия решений в практике повседневности

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Сунтал, Михаил
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Чебоксары
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Проблемы принятия решений в практике повседневности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Сунтал, Михаил

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.

1.1. Представление исходной жизненной ситуации в виде проблемы

1.2. Особенности принятия решений в практике повседневности.

ГЛАВА 2. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ В ПРАКТИКЕ.ПОВСЕДНЕВНОСТИ.

2.1. Выявление практических и методологических функций пословиц и поговорок.

2.2. Логика социальных действий в практике современной повседневности.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Сунтал, Михаил

Актуальность исследования.

Все живое в природе и социальной жизни связано с управлением. Управление - это прежде всего процесс принятия решений (ПР), выбор из разных альтернатив. ПР -это сфера возможного, это вопрос не только науки, но и самой жизни. ПР - экзистенциальный, смысловой процесс, а значит, и философский.

Современный этап развития общества характеризуется динамичностью, нестабильностью и изменчивостью. Информационные потоки возросли во много раз. В такое время необходимо принимать быстрое и в то же время научно обоснованное решение, что невозможно без анализа проблемы ПР.

Однако в повседневной жизни мы в основном полагаемся на так называемый здравый смысл, на интуицию, поэтому и совершаем ошибки. Если это касается только одного человека - он сам хозяин своей судьбы - с этим еще можно было бы смириться. Но если от твоего решения зависит дело всего коллектива, жизнь другого человека, то тут невольно возникает вопрос о компетентности, научности, правильности принимаемого решения. В центре проблемы ПР -субъект, принимающий решения.

Если в разных отраслях науки и производства с применением компьютеров начался настоящий бум по внедрению автоматизированных систем управления на основе численных методов, моделирования и оптимизации, то в повседневной жизни невозможно применить все достижения кибернетики.

Здесь возникает вопрос формализации жизненной ситуации и свободы воли. Пример буриданова осла, умершего от голода между двумя одинаковыми копнами сена, хорошо иллюстрирует это положение. Возникает так называемая проблемная ситуация (ПС). ПС возникает между должным и сущим, когда надо найти неизвестный пока параметр, скрытый выход из положения. ПР это вопрос социального действия - способов разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей субъекта.

Степень разработанности проблемы.

Диссертанта интересует философский аспект проблемы принятия решения обыденным сознанием. Как ни странно, исследованием этого вопроса почти никто не занимался. Есть попытки рассмотреть проблему выбора из разных альтернатив. В. И. Вакштановский рассматривает проблемы нравственного и целесообразного, единства мотива и последствий, целостности поступка, концепцию отношения нравственной цели и средств ее достижения. В его работах много места уделено проблеме компромисса как наиболее тонкому механизму разрешения конфликта. Им предложен ряд эвристических приемов, которыми мы руководствуемся в жизни при возникновении проблемной ситуации [8] . Э.З.Феизов раскрывает глубокую связь психики и мозга, выявляет эвристическую роль информационной концепции. Он показывает процессы согласования и рассогласования между внутренним и внешним «мирами». Это и есть процесс мышления, прогнозирования и принятия практических решений [77] . М.В. Андрюшкина рассматривает выбор как нравственно-психологический феномен. В его процесс подключаются все звенья, из которых складывается сознательная деятельность личности в обществе. В акте выбора эксплицируются потребности и интересы; действительные, а не декларируемые нравственные ценности; целереализующие мотивы, как сознательные, так и подсознательные, а также заранее намеченные цели. Для анализа проблемы нравственного выбора М. В. Андрюшкина привлекает фольклорный материал (чувашский и других народов мира), что особенно важно для нашего исследования [б]. Попытки структурирования фольклора имеются в работах Р.И.Чернова и А.И. Петрухи-на. Однако они рассматривали фольклор только как мировоззрение, как наивное представление причинно-следственных связей между явлениями природы и людьми, но не как методологическую основу для принятия решений в проблемных ситуациях [61,82]. Ситуативный подход к структуре пословиц предпринят Г.Л. Пермяковым. Он открыл знаковый характер пословиц и поговорок: они не что иное, как знаки определенных ситуаций или определенных отношений между вещами [58,5 9,60].

Н.А. Исмуков разработал методологию исследования социальной жизни. Он представил ее как диссипативную систему, которая под влиянием больших воздействий закрывается - в ней нет изменений, а при малых воздействиях -наоборот, происходят изменения. Эта модель помогает выбору стратегии, путей развития и принятию решений [30,31] .

Социальное изменение как выбор пути рассматривает Н.Н. Козлова. Она тесно связывает судьбу человека с повседневностью: если не изменилась повседневность, не изменилось ничего - вот итог ее исследования [4 0] . Р.В. Михайлова находит главные причины социального развития в духовности. Духовность чувствительна к малым воздействиям, связанным с состоянием неустойчивости, неопределенности, тем более бифуркации и возможного направления, выбора путей общественного развития [54].

Теорию принятия решений разрабатывали Г. Вагнер, Е.И. Ефимов, В. Зигерт и JI. Ланг, Эмануэль Науман, В.И. Сперанский, И.М. Фейгенберг, Л.Г. Евланов, П. К. Анохин, Р.И. Трухаев, П.В. Абдулов и многие другие исследователи. Для принятия решений они применяли математическое моделирование. Концептуальные модели, необходимые для решения задач повседневности, из-за трудностей формализации жизненных ситуаций находятся на данном этапе в стадии разработки. Хотелось бы все-таки опираться на более надежные способы для принятия решений в случае встречи не только с крупной катастрофой, критической ситуацией, но и с трудностями повседневной жизни.

Таким способом может стать логика ПР, ориентированная на получение неизвестных ранее результатов. Так, при анализе ПС необходимо выделить признаки элементов ситуации, создать ряд абстракций и обобщений, дать определения ее важнейших моментов, раскрыть главное противоречие ПС, тенденции ее развития и разрешения.

В соответствии с этим ПР определяется как творческая деятельность, которая осознается как метод выявления и разрешения противоречий. Такой подход противопоставляется методу проб и ошибок.

Проблема ПР обыденным сознанием еще не рассматривалось как социальная деятельность, не выступало также предметом исследования в философских работах. В то же время проблема ПР в информационном обществе стала насущной задачей.

Применяемая автором методология исследования ПР включает в себя следующие этапы:

1. Выбор философских законов для целого ряда научных областей, например, для исследования творческой деятельности.

2. Применение эвристических программ для конкретной области, в частности для принятия решений в практике повседневности .

В данной работе не рассматриваются такие ситуации, когда достаточно применить шаблонные, известные всем приемы решения. Обыденное сознание оперирует ими достаточно успешно. Диссертанта интересует, как уже было сказано, решение ПС, методы, результаты которого заранее неизвестны. Для этого необходимо будет добыть новые знания о предмете исследования. Необходимо осознанно переходить от одной ситуации к другой, более разрешаемой наличными средствами. Найти неизвестное, тот параметр, который может способствовать снятию противоречия, дать импульс новому развитию. Путем постепенного перехода от одной ПС к другой можно, опираясь на определенную логику, дойти до полного разрешения противоречия.

Объектом исследования выступают жизненная ситуация и проблема ПР субъектом в практике повседневности.

Проблема ПР представляется в диссертации как выявление ее компонентов, операций и функций, связей между ними. Отсюда необходимо ответить на вопросы:

1. Какие методологические эвристики необходимо применить для разрешения ПС?

2. Какие операции и функции они выполняют?

3. Какова логика решения практических задач ПР?

Эвристические программы известны, но они служат в основном для сокращения перебора вариантов. Они выступают как перечень известных приемов. Диссертанту важно найти новые способы разрешения ПС обыденным сознанием. Это в свою очередь требует создания, генерирования новых гипотез.

В отличие от предметных эвристик, применяющих известные приемы к неизвестной ПС, методологические эвристики, думается, должны создавать новые. Они должны заменить отсутствующие у нас знания для разрешения противоречий, т.е. создать новую картину ситуации.

Но как найти эти недостающие знания, как построить новую ПС? Нужно знать логику срабатывания методологических эвристик. Из философских положений известно, что методологические знания имеют свою структуру. Если спроецировать эту структуру на искомую ПС, то откроется новая ПС, которая и явится одним из этапов последовательного разрешения главного противоречия ПС.

В соответствии с этими гипотезами в данной работе предложены:

Предмет исследования: структура исходной жизненной ситуации и фольклор, в частности пословицы и поговорки как обобщения социального опыта.

Целью исследования является проблема принятия решений в практике повседневности. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

1) эксплицировать ПС как основу ПР,

2) рассмотреть особенности ПР как социального действия ,

3) раскрыть практические и методологические функции пословиц и поговорок,

4) пользуясь выбранной методологией, проанализировать ситуации ПР в фольклоре и практике современной повседневности .

Методологическая основа исследования: диссертант использовал литературу по методологической функции философии в познании и практике ПР. Определены этапы, ведущие к определенным результатам. Применены основные положения диалектики: закон отрицания отрицания и вытекающие из него нормативно-регулятивные требования. Общие законы диалектики, действующие в сфере мышления, переведены на язык конкретных, специфических процессов ПР.

Категории "сходства и различия" здесь детерминируют не только ход мысли, но и результат. ПР состоит в том, чтобы действовать в согласии с природой, на основе народной мудрости, накопленной многими поколениями людей. Мудрость - это особая рефлексия человека над окружающим бытием, над самим собой, которая основывается не только на мыслительно-дискурсивном способе духовного освоения бытия (с помощью законов философии, категорий и понятий) , но и на непосредственно-интуитивном постижении мира (через образы, символы, метафоры, представленные в фольклоре).

Диссертант исследует процесс ПР, необходимый для разрешения ПС, переводя язык диалектики на язык фольклора. Пословицы и поговорки содержат имплицитно глубокий философский смысл - мудрость и мировоззрение народа. Диссертант отвечает на вопрос "Что такое пословица?" и показывает философско-методологическую нагрузку, заключенную в ней. Сложную динамику ПР можно понять, только исходя из анализа самой ситуации.

Отсюда в работе сочетаются как рациональные , так и художественные методы исследования процесса ПР. Художественная литература и фольклор представляют собой обширную область для применения философских категорий в конкретных ситуациях.

Методы анализа определены объектом исследования и соответствуют поставленным задачам:

1. Диалектический метод как основа анализа логики ПР и выявления методологических функций пословиц и поговорок .

2. Системный анализ, позволяющий вскрыть структуру и взаимосвязи между элементами ситуации.

3. Ситуационное моделирование, подводящее к принятию того или иного решения, следовательно, способствующее выявлению и разрешению главного противоречия.

4. Сравнительный анализ, позволяющий найти точки соприкосновения между эмпирическими (фольклорными) и научно-теоретическими результатами исследования.

Научная новизна диссертации:

1) ПС представлена как неразрывно между собой связанные и немыслимые друг без друга противоположности,

2) особенностью ПР как процесса последовательного выявления и разрешения противоречий является упрощение логики ПР и сокращения числа вариантов выбора из «веера» альтернатив,

3) в основу ПР в практике повседневности впервые положены памятники народной мудрости,

4) обращение к чувашскому фольклору и фольклору других народов позволяет не только предложить особенную логику ПР как процесс выявления и разрешения противоречий, но и опровергает мнение о том, что фольклор - это отражение наивного реализма и элементов стихийной диалектики в миропонимании народов,

5) в зависимости от того, какие цели преследует субъект, принимающий решения, пословицы и поговорки выступают то целью, то критерием, а то и результатом. При ПР ситуация рассматривается с разных сторон, иногда прямо противоположными пословицами и поговорками,

6) предложен анализ ситуаций в фольклоре и практике современной повседневности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. ПС как неразрывно связанные и немыслимые друг без друга противоположности.

2. Логика ПР, содержащаяся в народной мудрости.

Практическое значение диссертации заключается в том, что ее положения и выводы призваны способствовать:

1) осознанному применению пословиц и поговорок для ПР в жизненных ситуациях, которые невозможно формализовать математическими или другими методами;

2) привитию диалектического мышления, помогающего своевременно замечать "созревшее" противоречие между потребностями и способами их удовлетворения, и находить методы "снятия" их;

3) экспликации философского содержания фольклора в ярких и впечатляющих примерах пословиц и поговорок. Они могут быть использованы специалистами - журналистами и преподавателями.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования использовались в лекционной и практической работе со студентами Чувашского государственного университета по специальности «Дизайн» при чтении курса «Реклама в СМИ». Логика социального действия, выявленная автором, легла в основу изобретения № 10837 4 9 и нашла отражение в ряде научных публикаций.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на объединенном заседании кафедр философии и методологии науки (0 9.00.08) и философии для гуманитарных факультетов (0 9.00.11) Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографии .

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблемы принятия решений в практике повседневности"

Заключение

С проблемой принятия решения в повседневной жизни встречается каждый. В обыденном сознании этот процесс происходит неосознанно, под влиянием случайных факторов. Поэтому человек, оказавшийся в проблемной ситуации, часто ошибается, иногда это приводит к непоправимым последствиям.

В данной работе исследована проблема принятия решения в практике повседневности, заключающаяся в следующем:

1. Исходная жизненная ситуация переводится в проблемную. Моделирующая и обобщающая природа пословиц и поговорок позволяет выявить основные взаимоотношения вещей в ситуации и главное противоречие, изображаемое в виде инвариантной пары противоположных сущностей.

Таким образом, неформализуемая математическими методами социальная ситуация представляется противоречащими друг другу параметрами, когда улучшение (ухудшение) одного приводит к ухудшению (улучшению) другого.

2. Было показано, что указания, как принимать решения, содержатся в самой ситуации, смоделированной той или иной пословицей, которая не только обобщает социальный опыт, но и вскрывает глубокую диалектическую сущность конкретной жизненной ситуации. Оказалось, что так называемая «стихийная» диалектика, содержащаяся в фольклоре, - это та логика ПР, которая реализуется на практике. Это логика социального действия, разрешающая социальную проблему и противоречия между интересами и потребностями субъектов. Систематизация фольклорного материала с точки зрения выявления оппозиций, с одной стороны, и применения диалектических законов с последую

135 щим их совмещением с другой - позволили рассмотреть проблему ПР как социально значимое действие, выполнением которого на данном этапе развития занята большая часть информационного общества.

3. Выявлено, что пословицы и поговорки обладают не только практическими, моделирующими, прогностическими, но и методологическими функциями. Они сокращают число проб и ошибок, дают правильное направление поиска ответа, но не более. Средства, разрешающие выявленные противоречия, приходится находить субъекту, принимающему решение, каждый раз свои, исходя из конкретной ситуации.

4. Оказалось, что одну и ту же ситуацию можно смоделировать разными, иногда прямо противоположными пословицами и поговорками. Все зависит от того, с какой стороны рассматривается конкретная ситуация, какие цели преследует субъект, принимающий решения, и какими критериями выверяет свои рациональные действия. В зависимости от этого пословица выступает то целью,, то критерием, а то и результатом. Поэтому, при принятии решений ситуацию необходимо рассматривать с разных сторон на «перекрестии» многих моделирующих ситуацию пословиц и поговорок.

 

Список научной литературыСунтал, Михаил, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Аверьянов А.Н. Динамика противоречий// Вопр. филос. 1976. - №5. - С.79-89.

2. Агудов В. В. Антиномические противоречия познающего мышления// Филос. науки. 1978. - №6. - С.17-21.

3. Адольф фон Книгге. Об обращении с людьми. СПб: Феникс, 1994. - 197 с.4 . Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М.: Моск. рабочий, 1973. - 296 с.

4. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Сов. радио, 1979. - 184 с.

5. Андрюшкина М.В. Проблема нравственного выбора в фольклоре и в теории нравственности: Автореф. дис. канд. филос. наук. Чуваш, ун-т, Чебоксары: 1999. 22 с.

6. Арбиб М. Метафорический мозг. М.: Мир, 1976. - 2 96 с.

7. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: Альтернативы и решения. М.: Политиздат, 1983. - 224 с.

8. Бакшутов В.К. Методологическое значение закона отрицания отрицания//Диалектика снятия в органической эволюции. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. С. 132-139.

9. Бахтин М.М. Проблема поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1960. - 318 с.

10. Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев: Next, 1994. -506 с.

11. Башляр Гастон. Новый рационализм. М. : Прогресс, 1987. - 376 с.

12. Бернштейн Б.М. Традиции и канон: Два парадокса// Сов. искусствознание. 1986. - № 2. - С. 122-127.

13. Библия. М.: UBS-EPF-R. В.042. Перепечатано с Синодального издания. 923 с.

14. Вагнер Г. Основы исследования операций. М.: Мир, 1972. Т.1 - 335 с.

15. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.

16. Вольф Роберт П. О философии: Учеб. / Пер. с англ. под ред. В.А. Лекторского, Т.А. Алексеевой. М.: Аспект Пресс, 1996. - 415с.

17. Гегель. Сочинения М.: 1932. Т. 9. - 670 с.

18. Голосовкер Я.Е. Логика мифа. М.: Наука, 1987. - 250 с.

19. Гордеева Н.Д., Зинченко В. П. Функционалвная структура действия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 208 с.

20. Гусев С.С. Метафора средство связи компонентов языка науки//Филос. науки. - 1978. - №2. - С. 73-79.

21. Гусев С.С., Пукшанский Б. Я. Обыденное мировоззрение. Структура и способы организации.- СПб: Наука, 1994.-230 с.

22. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. -М.: Русский язык, 197 8. Т. 1. 67 0 с.

23. Данакин Н.С. и др. Социальная регуляция в системе управления конфликтом//Соц.-полит, журн. 1998. - №2. -С.171-178.

24. Диалектика отрицания отрицания: Сб. статей. М.: Политиздат, 1983. - 370 с.

25. Евланов Л.Г. Основы теории принятия решений: Учеб. пособие. М.: Акад. нар. хоз-ва, 1979. - 212 с.

26. Елфимов Г.М. Возникновение нового. М. : Мысль, 1983. -124 с.

27. Ефимов Е.И. Решатели интеллектуальных задач. М. : Наука, 1982. - 316 с.

28. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М. : Экономика, 1980. - 240 с.

29. Исмуков Н.А. Диалектика общего и особенного в развитии национальных культур (философско-методологический аспект). Чебоксары: Салика, 1991. - 176 с.

30. Исмуков Н.А. Современноств и проблема национальной культуры (философско-методологический аспект). Чебоксары: Салика, 1994. - 257 с.

31. Калинин М.И. Статьи и речи. М. : Политиздат, 1975. -672 с.

32. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 168 с.

33. Кармышев Г.П. Логика Гегеля. Алма-Ата: 1972. - 215 с.

34. Карнеги Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М.: ОНИКС, 1994. - 272 с.

35. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М. : Сов. эн-цикл1966. - 447 с.

36. Кедров Б.М. Беседы о диалектике. М.: Мол. гвардия, 1983. - 205с.

37. Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике. М. : Мол. гвардия, 1987. - 192 с.

38. Коган Л.Н. Человек и его судьба.- М. : Мысль, 1988.252 с.

39. Козлова Н.Н. Повседневность и социальное изменение: Ав-тореф. дис. канд. филос. наук. Ин-т философии РАН. М.:1992. 37 с.

40. Кошель волшебных сказок. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1985. - 120 с.

41. Краснов Б.И. Анализ политической ситуации: Метод сцена-риев//Соц.-полит. журн.- 1997.- №5.- С. 91-102.

42. Кукушкина Е.И. Обыденное сознание, обыденный опыт и здравый смысл//Филос. науки. 1996. - № 4. - С. 126-136.

43. Левинтов Н.Г. Социально-философское содержание категории «кризис»//Филос. науки. -1980. № 1. - С. 39-50.

44. Ленин В.И. Полн. собр. соч. -М. : Госполитиздат, 1961. Т. 25. 646 с.

45. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. М. : Сов. радио, 1973. - 159 с.

46. Лучанкин А.И. Методологические проблемы исследования традиций народной культуры//Филос. науки. 198 6. - № 6. -С. 25-43.

47. Маковка Н.М. Проблема выбора в диалектике возможности и действительности. Ростов: Изд-во Рост, ун-та, 1978. -194 с.

48. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: 2-е изд.- М.: Госполитиздат, 1961. Т. 20. 827 с.

49. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: 2-ое изд. М. : Госполитиздат, 1960. Т. 23. - 907 с.

50. Матюшкин A.M. Основные подходы к моделированию психики и эвристическому программированию. М.: Мысль, - 1968. - 87 с.

51. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 208 с.

52. Михайлова Р.В. Духовность крестьянства как всеобщий способ его самовыражения: Автореф. дис. д-ра. филос. наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 53 с.

53. Науман Эмануэль. Принять решения но как? М. : Мир, 1987. - 197 с.

54. Никифоров В.Е. Проблемная ситуация и проблема: Генезис, структура, функции. Рига: Зинатне, 1988. - 183 с.

55. Никонов К.М. Свобода и его содержание. М. : Мысль,1975. 140 с.

56. Новиков К.А. Свобода выбора//Проблема свободного выбора и активности личности. Краснодар: 1972. - С.7-8.

57. Паремиологический сборник. М.: Наука, 1978. - 320 с.

58. Пермяков Г.Л. Избранные пословицы и поговорки народов Востока. М.: Наука, 1968. - 510с.

59. Пермяков Г.Л. Основы структурной паремиологии. М. : Наука, 1988. - 235 с.

60. Петрухин А. И. Мировоззрение и фольклор. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. - 224 с.

61. Пойа Д. Как решать задачу. М.: Мир, 1966. - 208 с.

62. Проблемы принятия решений: Сб. статей. М. : Наука,1976. с. 15-19

63. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. - 448 с.

64. Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. -М. : Политиздат, 1967. - 257 с.

65. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. М. : Рус. яз. 1979. 240 с.

66. Руткевич М.Н. Диалектический материализм. М. : Мысль, 1973. - 527 с.

67. Сагатовский В.Н. Деятельность как философская катего-рия//Филос. науки. 1978. - №2. - С.50-59.

68. Салмин А.К. Народная обрядность чувашей/Чуваш, ин-т гу-манит. наук. Чебоксары: 1994. - 339 с.

69. Словарь русских пословиц и поговорок. М.: Рус. яз., 1991. - 534 с.

70. Сперанский В.И. Основные элементы малоконфликтного поведения/ /Соц.-полит. журн. 1997. - № 3. - С. 12 6-13 6.

71. Сперанский В.И. Управление и самоменеджмент в конфликтных ситуациях//Соц.-полит. журн. 1997. - №1. - С. 171186.

72. Сперанский В.И. Управление и самоменеджмент в конфликтных ситуациях// Соц.-полит, журн.- 1997. № 2. - С. 133140.

73. Стрельченко В.И. Диалектика снятия в органической эволюции. -Л.: Наука, 1980. 132 с.

74. Теория прогнозирования и принятия решений. М. : Высшая школа, 1977. - 350 с.

75. Тулвчинский Г.Л. Разум, воля, успех: О философии поступка. Л.: Изд-во Ленингр. ун-т, 1990. - 214 с.

76. Феизов Э.З. Мозг, психика и физика. М.: 1994. - 533 с.

77. Фейгенберг И.М. Видетв предвидеть - действовать. -М. : Знание, 1986. - 160 с.

78. Философский словарь. М.: Политиздат, 1980. - 444 с.

79. Философский энциклопедический словарь. М. : Сов. эн-цикл., 2-е изд., 1989. - 815 с.

80. Фурман А.Е. Материалистическая диалектика. М. : Изд-во Моск. ун-т, 1969. - 222 с.

81. Чернов В.И. Философия и фолвклор. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1964. -152 с.

82. Чехов А.П. Пари//Чехов А.П. Собр. Соч.: В 8 т. М. : Современник, 198 6. Т.4.- 7 96 с.

83. Чувашские пословицы, поговорки и загадки. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1960. - 360 с.

84. Чувашский фольклор. Специфика жанров: Сб. ст. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1982. - 187 с.

85. Чувашское устное народное творчество. Т. 5: Малые жанры. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1984. - 600 с.