автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.06
диссертация на тему:
Проблемы развития египетской поэзии второй половины XIX - начала XX вв.

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Сафронов, В.В.
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.06
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Проблемы развития египетской поэзии второй половины XIX - начала XX вв.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Сафронов, В.В.

Введение

Глава I. Предпросветительский этап в развитии египетской поэзии второй половины XIX в. Творчество Махмуда Сами ал-Баруди

Глава П. Просветительская поэзия в египетской литературе начала XX . Творчество

Ахмада Шауки и Хафиза Ибрагима

Глава Ш. Зарождение романтического направления в египетской поэзии начала XX в.

Творчество Халила Мутрана

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Сафронов, В.В.

Актуальность работы

Арабская поэзия XIX - начала XX вв. в мировой - и особенно в отечественной - науке до сих пор не вызывала значительного интереса. Основное внимание исследователи уделяли изучению творчества прозаиков арабских стран, во многом определявших характер литературного процесса в данный период. Немало работ посвящено анализу египетской прозы и драмы. Между тем, в египетской поэзии того времени происходили важные процессы, без учета которых общая картина литературы Египта оказалась бы существенно обедненной. Еще недостаточно выявлены специфика и пути развития поэзии Египта второй половины XIX - начала XX вв., приведшие к формированию поэзии новейшего времени, значительно отличающейся от поэзии средних веков. В связи с тем, что избираемый для исследования период представляется переходным в развитии египетской поэзии (процессы, протекавшие в ней во второй половине XIX -начале XX вв., подготовили качественный скачок поэзии 20-30-х годов нашего столетия)< особое значение приобретает вопрос о преемственности и новаторстве в творчестве поэтов Египта.

Цели исследования

В диссертационной работе предполагается проследить зарождение новых творческих принципов у поэтов данного периода, выяснить роль, которую играли различные традиции в перестройке египетской поэзии, оценить значение тех элементов, которых не знала литература до этого времени, проследить внутренне мотивированный эволюционный процесс поэзии Египта.

В связи с этим вопрос о способах и формах передачи собственного жизненного опыта автора при обращении к поэзии данного периода представляется едва ли не центральным.

Поставленные задачи будут решаться с учетом историко-культурного контекста эпохи и рассматриваться на общем фоне общественно-политической эволюции Египта. ххх

Крах мамлюкского режима в результате экспедиции Бонапарта (1798-1801), нужды строительства государства, способного эффективно противостоять Западу, приводят к культурному подъему Египта, выразившемуся на первом этапе (1-ая половина - середина XIX в.) в создании широкой сети светских школ, формировании первых кадров национальной интеллигенции и т.д. Выделяется группа пропагандистов европейской науки и культуры. Видное место среди них занимает Рифаа Рафи ат-Тахтави (I80I-I873), в произведении которого "Извлечение чистого золота из описания Парижа" (1834) происходит утверждение идеи синтеза европейской и арабо-мусульманской культуры.

Второй этап культурного подъема приходится на последнюю треть XIX в. Для него характерно сочетание просветительских тенденций с идеями так называемой "мусульманской реформации". Модернизация религии, приспособление ее к нуждам развития общества, а точнее, освящение насущных перемен социального развития идеями первоначального, "не искаженного" ислама, являлось, по мысли реформаторов, главным условием преодоления отсталости. В это время наблюдается относительный спад культурного движения в Бейруте (другом центре • .:;. арабской культуры) после межобщинных столкновений и англо-французской интервенции (I85&-I86I) и отток культурных сил Сирии и Ливана в Египет. Это обстоятельство, наряду с укреплением кадров египетской интеллигенции, воспитанной в школах правителя Египта Мухаммада Али и завершившей образование в высших учебных заведениях Европы, способствует превращению Египта в ведущий центр . *.^арабской культуры.

Важные сдвиги во всех областях жизни общества должны были найти отражение в арабской литературе нового времени. В прозе этот процесс начинается с обновления содержания при сохранении традиционной формы. Достаточно назвать уже упоминавшееся "Извлечение чистого золота" Рифаа Рафи ат-Тахтави, образцом для которого, по мнению Н.К.Усманова /41,с.23-24/, послужил "Географический справочник" географа ХШ в. Абу-л-Фида, "Светильник ночного скитальца и услада для читателя" (1855) Ибрагима ан-Наджара, "Салимово путешествие" Салима Бутруса и "путевой полуроман" Фариса аш-Шидйака "Путешествие Фарйака" (1855).

Во второй половине XIX - начале XX вв. происходит постепенная трансформация жанра макам, зарождается новеллистика. Появляются драматургия, исторический роман. На фоне национально-освободительного движения, ставшего реакцией на иностранное проникновение в страну, расцветает публицистика. Растет число периодических изданий. Процесс развития поэзии оказывается более тернистым.

Рамки нашего исследования ограничиваются анализом поэзии Египта на литературном арабском языке. Мы обращаемся к четырем наиболее крупным и известным поэтам - Махмуду Сами ал-Баруди (1838-1904), Ахмаду Шауки (1868-1932), Хафизу Ибрагиму (1871-1932) и Халилу Мутрану (1872-1949), в чьем творчестве в достаточной мере отражены, на наш взгляд, черты, характерные для процесса перестройки египетской поэзии. При рассмотрении поэтического наследия этих авторов ыы не преа. следуем задачи дать исчерпывающий моногрфический обзор творчества каждого из них. Более того, в связи с тем, что творчество Халила Мутрана частично выходит за хронологические рамки рассматриваемого периода, преимущественное внимание будет уделено его ранним поэтическим сборникам. Творчество указанных поэтов анализируется в плане становления в египетской литературе второй половины XIX - начала XX вв. поэзии нового типа.

Структура работы

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблемы развития египетской поэзии второй половины XIX - начала XX вв."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начало процесса поэтической перестройки» связанное с творчеством Махмуда Сами ал-Баруди» приходится на вторую половину XIX столетия» когда просветительские тенденции в развитии египетской литературы уже прочно укореняются в прозаических жанрах» но поэзия все еще продолжает следовать вычурному стилю позднего средневековья. Задаче борьбы с ним и послужил начальный этап "поэтического обновления"» во многом сводившийся к пресечению традиций поэзии ХУ1-ХУШ вв.» для которой были характерны усложнение механизмов» регулирующих отношение плана выражения и плана содержания» камерность звучания, утеря той ведущей роли, которую поэзия играла в классический период (У1-ХП вв.).

В литературной деятельности Баруди пресечение традиций непосредственных предшественников нашло проявление в издании представительной антологии раннесредневековых поэтов» что способствовало пробуждению интереса египетской читательской аудитории к славному культурному прошлому арабов» и в обращении в собственном творчестве к жанровым формам» мотивам и образам классической арабской поэзии.

Между тем» пресечение традиции непосредственных предшественников не исчерпывалось одним лишь возрождением классики. Действительность XIX столетия "требовала" приближения к адекватному отражению в литературе. В силу этого в творчестве Баруди возникли новые мотивы, выходившие за пределы "каталога тем" средневековой литературы. Баруди стремился в какой-то мере преодолеть нормативность старой поэзии и включить в свои стихи реалии современной ему жизни.

Однако новые реалии» которые отражали происходившие в повседневной жизни перемены» вторгаясь в мир средневековой поэтической образности» вписывались в рамки старой жанровой структуры» предполагавшей наличие "каталога тем". Подхваченные другими поэтами той же направленности» они составили уже каталог "современных" мотивов рубежа двух столетий. Данный путь развития поэзии оказывался» таким образом» бесперспективным. Гораздо больше возможностей для связи поэзии с жизнью давало обращение к актуальной общественно-политической тематике. Оно и составило наиболее существенную черту нового в творчестве Баруди» откликнувшегося в своих касыдах на события» потрясшие Египет второй половины XIX в.

Общественная проблематика разрабатывалась им преимущественно еще в старых жанровых формах» мотивы подчас лишь намечали основную политическую тему» детали носили такой же абстрактный» неконкретный характер» что и у авторов средних веков. Но при этом поэзия Баруди наполнялась политическими аллюзиями» позволявшими соотносить ее с конкретными событиями политической жизни Египта. Это обстоятельство отличало внетекстовое содержание его поэзии от внетекстового содержания поэзии средних веков и было обусловлено зарождением и развитием национально-освободительного движения» а также распространением просветительских и религиозно-реформаторских идей в Египте во второй половине XIX в.

Нередко в политической поэзии Баруди можно встретить и прямое» не опосредованное средневековой жанровой спецификой выражение мысли, что было характерной чертой формирующихся \ просветительских литератур и подготавливало появление поэти- V ческой публицистики в египетской литературе начала XX в.

М.С.ал-Баруди открывает своим творчеством важный этап развития поэзии в Египте. В условиях все еще продолжающегося действия регуляторов нормативной поэзии средних веков наибольшего приближения к действительности XIX столетия ему удалось добиться в политической лирике. Дальнейшее развитие поэзии в Египте оказалось связанным с утверждением социально-политической тематики.

Младшие современники Баруди - Ахмад Шауки и Хафиз Ибрагим» чье творчество знаменует апогей развития первого этапа перестройки арабской поэзии» обратились к широкому кругу актуальных общественных проблем» которые трактовались ими в русле доминировавшего направления развития общественной мысли - просветительства.

В поэзии Шауки и Хафиза Ибрагима изменившееся понимание роли индивидуума в обществе проявилось, во-первых, в декларативном постулировании ценности человеческой жизни» во-вторых» в осторожных попытках изменить способ изображения человека» который начинает мыслиться ими как личность социальная.

В тесной связи с переоценкой роли индивидуума находился вопрос об эмансипации женщин» который обоими поэтами связывался с необходимостью женского образования.

Складывание нового представления о личности совпадало с формированием национального самосознания египтян. Отражением этого процесса в творчестве Шауки и Хафиза Ибрагима стали темы веротерпимости и общности всех людей» населяющих Египет. Следствием формирования национального самосознания египтян стало широкое распространение идей гражданственности» которыми проникается поэзия начала XX в. У Шауки и Хафиза прослеживается интерес к идеям Просвещения в Европе» нарушение арабоцентристских настроений^(исторические события мусульманского мира сопоставлялись с событиями европейскими).

Однако» пробуждение арабской общественной мысли и культуры не было обусловлено простым заимствованием и последующей адаптацией идей Просвещения. Столкновение с колониальной политикой европейских держав обрекало на гибель отсталый Восток» но одновременно с этим ускоряло наметившиеся в недрах мусульманского общества тенденции к складыванию буржуазных отношений. С усилением этих процессов интерес арабов к технической цивилизации Запада сменяется вниманием к комплексу идей» сложившихся в Европе в период борьбы с феодализмом. Отношение арабов к европейской цивилизации корректировалось на протяжении всего XIX в. Так» советский исследователь общественно-политической мысли арабских стран З.И.Левин пишет: "Если еще в начале XIX в. арабы полностью были изолированы от основных течений европейской мысли» то к началу XX в. египтяне и сирийцы прошли уже ряд этапов - от пробудившегося интереса к успехам европейцев в области техники» через идеализацию западноевропейской общественно-политической структуры и системы образования» к антиколониализму и критике отдельных проявлений европейской буржуазной цивилизации" /39, с.8/.

Просветительское отношение к действительности предполагало разработку тематики, связанной с осуждением различных общественных пороков» что диктовалось гражданской направленностью творчества египетских поэтов.

Отчетливой чертой поэзии как Шауки» так и Хафиза Ибрагима» является дидактизм. Просветительская дидактика у них зиждилась на представлении о том» что преодолеть общественные недостатки можно путем образования и просвещения умов. В невежестве народа они видели одно из основных препятствий для претворения в жизнь новых начинаний» что является типологически общей для литератур Ближнего Востока этого времени чертой.

Просветительски-воспитательный аспект поэзии Шауки и Хафиза включал в себя также обращение к истории. Оба поэта разделяли просветительское представление о том, что арабы должны черпать уроки мужества и героизма в своем славном историческом прошлом.

Те же задачи, что и обращение к истории, выполняла разработка тематики ислама в произведениях двух поэтов. Хотя обновленческие тенденции в исламе не получили у них специального отражения, следы этих тенденций мы находим в попытках поэтов подкрепить необходимость перемен авторитетом ислама. Для них ислам и халифат - основная база представлений о силе Востока. Реформы - обязательный атрибут сильной власти султана в поэзии Шауки и Хафиза Ибрагима. Коллегиальность правления, ответственность правителя перед гражданами составляют идеал справедливого социального устройства, выработанный мусульманскими реформаторами и просветителями: он также находит воплощение в творчестве двух ведущих поэтов начала XX столетия.

Многие темы, разрабатывавшиеся в поэзии Шауки и Хафиза, - отношение к исламу, истории, власти, халифату - "замыкались" на тематике национально-освободительной борьбы. Такое положение представляется вполне естественным, если учесть, что решение задач национально-освободительной борьбы й составляло одну из характерных черт просветительского движе- 1 ния как в Египте, так и б ряде других стран Востока.

В творчестве Ахмада Шауки и Хафиза Ибрагима поэзия приобрела ярко выраженную публицистичность, что обусловило выполнение основной историко-литературной задачи начального этапа поэтического обновления: приспособить поэзию к отражению важных изменений в общественном развитии Египта, связать ее с жизнью.

Однако все еще заметное следование Шауки и Хафиза формам классической арабской поэзии оставалось препятствием на пути проникновения в их поэзию индивидуального авторского опыта, так же, как и в случае с их предшественником Баруди. если в общественно-политической поэзии Шауки и Хафиза средневековая нормативность в некоторой мере преодолевалась путем прямого выражения мысли автора, то остальная их про-(у? ^ дукция продолжала оставаться закрытой для приближения к ^ адекватному изображению человека.

Более того, сохранение традиционной формы и у произведений социально-политической направленности оставляло возможность для отнесения их к разряду этикетной поэзии "на случай" и ставило под сомнение их связь с современной действительностью. Новое понимание человеческой личности, выдвинутое просветительской и религиозно-реформаторской пропагандой, нашло отражение главным образом в содержании поэзии начального этапа "обновления", но не вызвало заметных изменений ее художественной структуры.

Объективные потребности изменения художественной структуры поэзии, обусловленные стремлением арабских авторов прочнее связать литературу с жизнью, полнее отразить индивидуальный опыт в стихотворных произведениях, выдвигали на первый план задачи отражения субъективного отношения к действительности, что было подготовлено новым пониманием человеческой личности, обусловленным важными изменениями в развитии египетского общества. Это вызвало к жизни зарождение романтического направления, составившего следующий этап поэтической перестройки в Египте. У истоков этого направления стоял Халил Мутран, обратившийся преимущественно к изображению внутреннего мира человека. Складывание в его творчестве строго индивидуального отображения мира, которое более не опосредовалось этикетностью средневекового художественного мышления и поэтому выходило за рамки жанрового "поведения" старой поэзии, должно было привести к усилению индивидуального поэтического контекста в пределах отдельного стихотворного произведения. Проблема смыслового единства касыды впервые в арабской литературе на Ближнем Востоке получила осмысление у Халила Мутрана. Стремление к смысловому единству касыды влекло за собой постановку вопроса о дальнейшей целесообразности использования единой рифмы и единого размера на протяжении всего поэтического произведения.

Стремление Халила Мутрана нарушить монорим проявилось, во-первых, в членении им стихотворного произведения на части, в каждой из которых был использован свой размер и своя рифма, отличающиеся от размера и рифмы остальных частей, во-вторых, в применении строфических форм. При этом поэт проявил известную осторожность, обратившись не непосредственно к заимствованию опыта европейского стихосложения, а к использованию строфических форм, ранее известных арабской литературе. Однако наиболее полное размежевание с традиционным арабским стихосложением выразилось в обращении Мутрана в 1906 г. к "ши'р мансур" - "прозаизованной поэзии".

Стремление Халила Мутрана укрепить внутритекстовые связи в своих поэтических произведениях связывалось им также с использованием анжамбемана - приема» не поощрявшегося в арабской поэзии средних веков» - который наиболее успешно вписывался в строфические стихи поэта.

Установка Халила Мутрана на создание монотематических произведений» отличных от политематических касыд представителей начального этапа поэтического обновления в литературе Египта» вызвало к жизни появление в его творчестве нарративных произведений» в основу сюжета которых им были положены либо романтические повествования о любви» либо исторические события.

Другим важным следствием создания монотематических произведений» помимо нарративности» явилось появление у них названий» что отражало процесс усиления личностной окраски произведений» следующим проявлением которого стала тенденция к их циклизации. Не фабульность» не событийный ряд цементировали сюжет цикла» а лирический субъект. Главным действующим лицом становится романтическое "я" Мутрана.

Целенаправленный характер отражения в творчестве Мутрана его личного опыта» биографии приводит к коренному изменению образа автора в его поэзии и рождению лирики нового типа. Если у Шауки и Хафиза образ поэта не "собрался" в единую личность» а оставался суммой различных его жанровых ликов» параллельно сосуществующих и объединенных осознанными общественными и политическими позициями поэтов» то лирический субъект поэзии Мутрана наделялся отдельными биографическими чертами самого автора. На смену множественности жанровых личин традиционной арабской поэзии в произведениях Мутрана приходит более индивидуализированный образ.

Для Мутрана характерно единство авторского сознания» сосредоточенность в романтическом кругу тем и настроений. Однако личность Мутрана остается только субъектом поэзии» не превращается еще в объект произведения» не становится доминирующим предметом его поэзии.

Важной чертой поэзии Халила Мутрана явилась реакция на те положения» которые были выдвинуты ранее арабскими просветителями в Египте» хотя социально-политическая тематика не занимает в его творчестве того ведущего места» которое ей принадлежит в творчестве Шауки и Хафиза Ибрагима. Мутран решал иные литературные задачи» чем представители начального этапа "поэтического обновления" в Египте второй половины XIX - начала XX вв.» однако» будучи родоначальником романтического направления в египетской поэзии» он не отвергал и политические принципы просветительского движения.

Одновременно с этим необходимо указать и на использование Мутраном» правда» в гораздо меньшей степени» чем Баруди» Шауки и Хафизом Ибрагимом» элементов традиционной арабской поэзии. С одной стороны» он завершает развитие первого этапа поэтической перестройки в египетской литературе» с другой -дает начало романтическому направлению.

Важным показателем изменения пути развития египетской поэзии XIX - начала XX вв. стали попытки арабских литераторов теоретически осмыслить задачи» стоявшие перед поэзией. Манифесты поэтов и выступления критиков в известной мере предвосхищали решения вопросов» которые затем получали разработку уже непосредственно в поэтической практике. Активизация литературно-критической мысли была связана также и с тем» что развитие поэзии рассматриваемого периода происходило не путем мирной эволюции» а в литературной борьбе первоначально с позднесредневековым наследием» а впоследствии в борьбе представителей романтического направления со сторонниками возрождения форм классической арабской поэзии. В этой связи необходимо указать на хронологическое совпадение периода расцвета начального этапа "поэтического обновления" и периода зарождения романтизма.

Перестройка египетской поэзии протекала не изолированно от общих процессов развития культуры Египта XIX - начала XX вв. В поэзии мы имеем дело с отражением просветительских тенденций» ранее определивших лицо прозы и публицистики.

Таким образом» поэзия Египта на арабском литературном языке в рассматриваемый период проходит два этапа развития. nepjHft3Tan связан с постепенным прекращением действия регуляторов нормативной поэтики средних веков» сопровождающимся значительным обновлением содержания и попытками вдохнуть жизнь в старые формы. По характеру содержания и степени отхода от прежней жанровой специфики на первом этапе развития египетской поэзии выделимы две стадии - предпросветительская \ (вторая половина XIX в.) и просветительская поэзия (начало XX в.). Второй этап связан с преимущественным отказом от ориентации на традиции арабской поэзии средних веков» зарождением романтического направления, появлением лирики нового типа (также начало XX в.).

Нельзя сводить становление поэзии нового типа в египетской литературе исключительно к бунту против оков конвенциональных форм» доставшихся от прошлого» или же к простому заимствованию западноевропейского опыта в сфере лирики.

Внутренняя перестройка поэзии второй половины XIX - начала XX вв. была подготовлена коренным изменением развития общественной мысли Египта в новое время и носила исторически закономерный характер.

Анализ сложных процессов происходивших в египетской поэзии в рассматриваемый период» создает более полную картину развития новоарабской литературы в целом» может послужить точкой отсчета для дальнейшего исследования поэзии Египта XX в. и открывает еще одну перспективу для сопоставления путей развития литератур стран не только Арабского востока» но и всего Ближне- и Средневосточного региона.

 

Список научной литературыСафронов, В.В., диссертация по теме "Литература народов Азии и Африки"

1. Маркс К. Письмо к Энгельсу от 25 марта 1868 г. Соч.» т.32» с.43-46.

2. Маркс К. Письмо к Руге от 30 ноября 1842 г. Соч.» т.27» с.368-370.

3. Маркс К. Греческое восстание. Соч.» т.10» с.129-131.

4. Арабская романтическая проза XIX-XX вв. Л.» 319с.

5. Арабская средневековая культура и литература. Сб. статей. М.» 1^78, 209с.

6. Вальцель 0. Проблема формы в поэзии. Петербург» 1ФЗ» -69 с.

7. Гамбаров М. Отличие элегии Хафиза Ибрагима от классической элегии. В кн.: Теоретические проблемы восточных литератур. М.» I&9, - с.22-28.

8. Гачев Г.Д. Ускоренное развитие литературы. М.» 1934» -ЗПс.

9. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л.» 19?4» 406с.

10. Григорьев В.П. Поэтика слова. М.» 19?9, 304с.

11. Долинина А.А. Из предыстории реализма в новой арабской литературе. Проблемы востоковедения» №3» 1^9, - с. 5867.

12. Долинина А.А. Женский вопрос в исторических романах Джир-джи Зейдана. В кн.: Теоретические проблемы восточных литератур. М.» I9S9, - с.54-60.

13. Долинина А.А. Основные направления в египетской литературе XIX-XX вв. В кн.: Актуальные проблемы изучения литератур Африки. М.» 193 9, с.37-44.

14. Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика. 1870-1^4. М. >1338» 142с.

15. Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Просветительский роман. 1870-1^4. М.» I^73, 271с.

16. Долинина А.А. О некоторых характерных чертах Просвещения на Арабском востоке. В кн.: Труды межвузовской научной конференции по истории литератур зарубежного Востока. М.» 1970, - с.21-27.

17. Жирмунский В. К вопросу о "формальном методе". Предисловие к кн.: Вальцель 0. Проблема формы в поэзии. Пг.» 1^3, с.5-23.

18. Иванов Н. Социальные аспекты традиционного ислама. -Азия и Африка сегодня. №3» 1332» с.6-10.

19. История русской поэзии. t.I-П» Л.» 1^8-1^9, 550с.» 451с.

20. Кильберг Х.И. Восстание Араби-паши в Египте (Антибританское национально-освободительное движение в Египте в 1879-1882 гг.). М.-О., 1^87. 185с.

21. Кильчевская Э.В. От изобразительности к орнаменту. М.» I 958 > 207с.

22. Котлов Л.Н. Становление национально-освободительного движения на Арабском востоке (середина XIX 13)8 г.). М.» 1975.

23. Коцарев Н.К. Писатели Египта. XX век. Материалы к библиографии. М.» 1^75» 342с.

24. Крачковский И.Ю. Арабская литература в XX веке. Избр.соч. I т.З» М.-Л., 1^6, с.86-106.

25. Крачковский Й.Ю. Новоарабская литература. Избр.соч., т.З, М.-Л., I£56» - с.65-85.

26. Крачковский И.Ю. Поэзия по определению арабских критиков. Избр.соч., т.2, с.52-62.

27. Крачковский И.Ю. Арабская поэзия в Испании. Избр.соч., т.2, М.-Л., 1гб6. - с.470-523.

28. Крачковский И.Ю. Арабская поэтика в IX в. Избр.соч., т.2, с.360-372.2 3. Крачковский И.Ю. Абу-л-Фарадж ал-Вава Дамасский. Материалы для характеристики поэтического творчества. Пг, 134. Текст на русском и арабском, 378с., - 154с.

29. Крымский А.Е. История новой арабской литературы (XIX -начало XX вв.). М., 13?1, 702с.

30. Куделин А.Б. Классическая арабо-испанская поэзия (конец X середина ХП вв.). М., 1^3, - 17 Зз.

31. Куделин А.Б. О путях развития новой арабской поэзии.

32. В кн.: Взаимосвязи африканских литератур и литератур мира. М., 13?5, с.7-24.

33. Куделин А.Б. Средневековая арабская поэтика. М., 1^83, -260с.

34. Левин З.И. К характеристике арабского Просвещения XIX века. Вопросы философии, №6, 1=68» - с. 31-33.

35. Левин З.И. К вопросу о развитии общественного сознания в Египте в первой половине XIX в. (период правления М.Али). В кн.: Арабские страны. История. Экономика. М., 1336» -с. 133-200.

36. Левин З.И. Социалистические идеи на Арабском востоке в начале XX в. Народы Азии и Африки, №5, 1338» - с.57-65.

37. Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте (новое время). М.» 1^2» -268с.

38. Левин З.И. Арабские страны. В сб.: Зарождение идеологии национально-освободительного движения. М.» 1^3» -с.58-101.3 9. Левин З.И. Развитие арабской общественной мысли. 1^7145. М., 1^9, 187с.

39. Литература Востока в средние века. М.» 1У0, ч.1-2> -471с., 43й.

40. Литература Востока в новое время. М., 1^5» 675с.

41. Литература Востока в новейшее время.» М., I» 526с.

42. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 19? 9, 357с.

43. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972» 270с.

44. Луцкий В.Б. Новая история арабских стран. М., 1Ф5» -372с.

45. Нерсесов Г.А. Дипломатическая история египетского кризиса I88I-I882 гг. М., ЗПс.

46. Нестеров Ф.Ф. Общественная мысль Египта в период с конца XIX в. по 30-е гг. XX в. В кн.: Труды университета Дружбы народов, т.32. Историко-экономический цикл. B.I. М., 1^68» - с.бЗ-Ф.

47. Оде-Васильева К.В. Образцы новоарабской литературы» 4.1-2. Л., 1^28-1^9, 258с., I7&.4 9. Очерки истории арабской культуры (У-ХУ вв.). М.» 1^2» 411с.

48. Просветительство в литературах Востока. Сб. статей. М.» 1- 317с.

49. Ратман Л. Проблемы восстания Ораби 187 9-1882 гг. в Египте. Б сб.: История и экономика стран Арабского востока. М., 1^3, - с.247-275.

50. Сквозников Б.Д. Лирика. В кн.: Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы, т.2. М., 1^64, - с.173-237.

51. Сквозников В.Д. Реализм лирической поэзии. М.» 1^5, -368с.

52. Степанянц М.Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока (XIX-XX вв.). М., 1Ш> 1Фс.

53. Степанянц М.Т. О религиозно-философских взглядах Мухам-мада Абдо. В кн.: Религии и общественная мысль стран Востока. М., 1^4, - с.287-2$.

54. Тимофеев И.В. Литература Египта (в разделах: Литературы средневековой эпохи, с.26-35; Литературы нового и новейшего времени, с.68-vty. В кн.: Литературы Африки. М.,

55. Тимофеев Л.И. Лирика. Краткая литературная энциклопедия. М., 1«£7, т.4, с.208-213.

56. Труды межвузовской научной конференции по истории литератур зарубежного Востока. М., 1-^70, 341с.5 9. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., 135 9, 37ф.

57. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1^7, 3 93с.

58. Усманов М.А. Современные арабские исследователи о Мухам-маде Абдо. Общественные науки в Узбекистане. 1^65, №7.

59. Усманов Н.К. К характеристике некоторых особенностей арабского Просвещения. В кн.: Труды межвузовской научной конференции по истории литератур зарубежного Востока.1. M. I 1^0» с.28-36.

60. Усманов Н.К. Развитие просветительских идей на Арабском востоке в XIX в. В сб.: Просветительство в литературах Востока. М. > 1^3» - с.48-67.

61. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М. > 1^70» 223с.65. ал-Фахури X. История арабской литературы. М. > 1^9,т.1-2» 367с.» - 482с.

62. Фильштинский И.М. Арабская литература в средние века. Словесное искусство арабов в древности и раннем средневековье. М.» 1^7» 254с.

63. Фильштинский И.М. Арабская литература в средние века. ХШ-1Х вв. М., 1^8» 231с.

64. Фридман Л.А. Египет. 1882-1^2. Социально-экономическая структура деревни. М.» 1973, 426с.6^. Хенн Г. К вопросу об истории социалистической мысли в арабских странах (до Н4 г.). В кн.: История и экономика стран Арабского востока. М.» 1^3» - с.275-287.

65. Шидфар Б.Я. Образная система арабской классической литературы (У1-ХП вв.). М.» 1974» 222с.

66. MNHfo^^l ^.^b^^^J-sbh^^^^^rtJi^i 78iqt/ц oJ)\jJi. r^J50! ^il cj'^^f^ l^^b 81лАл^1 cLu»>3l (J1! c J=> т^игЛ cr-rva-L I J^l r1. K f • g£jprnvr^n^vvr-. i £ * ° ^ 84-.l^vr^tflJl . cr^/^1 *—• ^aV-^I 85 . И^ • с6871. Viq1*-. 1Я1Г-1ojecyi 1£

67. ГГ Г ~ .1 Я о ЛС о. C?^ • ^H—* oJp Фо»оэГГ.- HoAf^jffj.Ho- W.

68. Л Чоо cbjSliJI .ySLjj>\ J| Wj^l J- cG^aJ jr.^-H . ^Ir' r J.sjjeJiь—HciUsJJl А* ■ cj-J^ c ^j f 6tf < ^-W' f jiDI vj* ^^—-lo , —ri^ fJbW^Uvo-^»^-^1 104 c 106- i

69. J&^f/l * .Ifa Wq^alill . cj^-W^yi10 d

70. На западноевропейских языках

71. Abu-Lughod I. АгаЪ Rediscovery of Europe. A Study in

72. Cultural Encounters. Princeton, 1963.- l88p.

73. Ahmed J.M. Intellectual Origins of Egyptian Nationalism. London, I960.- I35p.

74. An Anthology of Modern Arabic Poetry, ed. by M.Khouri. Berkeley, 1974.- 252p.

75. Badawi м.М. A Critical Introduction to Modern Arabic Poetry. Cambridge, 1975.- 289p.

76. Baer G. Studies in the Social History of Modem Egypt. Chicago; London, 1969.- 259p.

77. Blunt W.S. Secret History of the English Occupation of Egypt. London, 1907.- бобр.

78. Correspondence Respecting the Egyptian Exiles in Ceylon. London, 1884.- 25p.

79. Crecelius D. Nonideological Responses of the Egyptian Ulama to Modernization.- In: Scholars, Saints and Sufis. Berkeley, 1972, p.167-209.

80. Dawn C.E. From ottomanism to Arabism. Essays on the Origins of Arab Hationalism.Urbana, 1973.- 2l2p.

81. Grunebaum G.E. von. Modern islam. The Search of Cultural Identity. Berkeley, 1962.- 303р.

82. Haywood J.A. Modern Arabic Literature. 1800-1970. London, 1971.- ЗОбр.

83. Keddie N.R. An Islamic Besponse to Imperialism. Berkeley, 1968.- 2l2p.

84. Zeddie JJ.R. Sayyid jamal ad-Din "al-Afghani". A Political Biography. Berkeley, 1972.- 479p.

85. Khouri M.A. Poetry and the Making of Modern Egypt (18821922). Leiden, 1971.- 2l0p.

86. Lane E.Yf. An Account of Manners and Customs of the Modem Egyptians. London, 1895.- 595p.

87. Moreh S. Modem Arabic Poetry. 1800-1970. The Development of its Forms and Themes under the Influence of Western Literature. Leiden, 1976.- 335p.

88. Peres H. Al-Barudi.- In: The Encyclopaedia of Islam.1.iden; London, i960, Y.I, p. 1069-1070.

89. Semaan £h. T.S.Eliout s influence on Arabic Poetry and Theatre.- Comparative Literature Studies, Y.YI, No 4,1969, p.£08-233.

90. Tignor R.L. Modernization and British Colonial Rule in Egypt» 1882-1914. Princeton, 1966.- 4l7p.

91. Yatikiotis P. The Modern History of Egypt. London,1969.-5I2p.

92. Weigule A., Browe E.P. History of Events in Egypt from 1798 to 1914. Edinburgh; London, 1915.- 3l6p.

93. Weil G. Arud.- In: Encyclopaedia of islam. Leiden;London, i960, V.I, p.667-677.