автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.06
диссертация на тему:
Литературно-критические взгляды Таха Хусейна

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Шихалибейли, Зенфира Эдхем кызы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.06
Автореферат по филологии на тему 'Литературно-критические взгляды Таха Хусейна'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Литературно-критические взгляды Таха Хусейна"

АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНА ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

На правах рукописи УДК: 82/89;8.09(5)(6)

ШИХАЛИБЕНЛИ ЗЕНФИРА ЭДХЕМ кызы

ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ TAXA ХУСЕЙНА (на примере новой арабской литературы)

Специальность 10.01.06 — Литература народов зарубежных стран Азии и Африки

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

БАКУ — 1992

Работа выполнена в отделе арабской филологии Института востоковедения Академии наук Азербайджана

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор'А. Н. Имангулиева

Научный консультант:

кандидат филологических наук, ст.н.с. М. Г. Гамбаров

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук М. Д. Кязимов

кандидат филологических наук И. Я. Гамидов

Ведущая организация — Институт рукописей АН Азербайджана.

Защита состоится » ^¡¿ЖлхЬ/л^1992 г. в час. на

заседании специализированного совета К 004.23.02 по защите диссертаций по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Институте востоковедения АН Азербайджана по адресу: 370143, г. Баку, пр. Азизбекова, 31.

С диссертацией можно ознакомиться в архиве Института востоковедения АН Азербайджана.

Автореферат разослан

Ученый секретарь Специализированного сове кандидат филологических

06Ш ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность тени. В начале XX века Египет в силу ряда

обстоятельств, становится центром развития арабской публицистики и прессы.В первой половине XX зека огромную роль в этом процессе сыграла целая плеяда выдающихся писателей, поэтов и критиков: Мухаммед йбдо.Лцтфи ас-Сёйид.Касим ймин,Хусейн Хайкаль.Аббас ал-Ак--иад.Таха Хусейн.Салама Куса.Тауфик ал-Хаким. поэты общества "Аполлон" и Нагиб Махфуз. В творчестве этих корифеев - а каждый из них, безусловно.является таковым, было много противоречий. Очень часто их взгляды расходились: они спорили о научных проблемах.отстаивая при этом собственную точку зрения,но их всех ¡'бъединяла одна-един-ственнаа црль-идея египетской национальной литературк. Творчество каидого из них по-своему оригинально,самобытно,многогранно, ко ни избрали для себя в качестве исследования литературно-критическую деятельность египетского ученого-литературоведа, писателя и критика Taxa Хусейна.Почему ми остановились на творчестве именно этого литературного деятеля? Почему именно Taxa Хусейну принадлежит ведущая роль в развитии современного арабского литературоведения? Taxa Хусейн является одной из колоритных фигур- в литературной яио— ни Египта нерпой половины XX века.яркой звездой арабской литературы 20-30-х годов. Taxa Хусейн стоял у истоков зарождения литературы критического реализма.Его теоретические установки способствовали ек утверадини!,росту и распространении.Литературно-критическая деятельность Taxa Хусейна послужила своего рода мостом мекду "традиционалистами" и "новаторами". Благодаря своей иирокой эрудиции, силе аналитического ума и великолепным способностям, он сумел перенять у своих предшественников все самое значительное и ценное из оигатого творческого наследия и,обогатив их лучшими традициями мировой литературы, передать последующему поколению. Именно в умении Taxa Хусейна найти точки соприкосновения "традиционалистов" и "новаторов", связать их-великая сила его таланта и как ученого-литературоведа, и как критика, и как личности.

ибъект исследования.Основннк объектом исследования яви-

лись' прекде всего, литературно-критические сборники Taxa Хусейна

под названием "Хади'. ал-арба'а'Ч "Беседы по средам"),"Хафиз Еа Иау-ки'Ч "Хофиз и Мауки" ),"Накд ва ислах'Ч "Критика и реформа"), "Хисзм за Н0кд" ("Спор vr критика" "Фусул фи л-адаб са н-накд"( "Главы по литературе и критике"). При анализе, вышеназванных трудоп Taxa Хусейна, особое внимание уделялись проблемам позой литературной кри-тш:и-про&ломе"традиции" и "новаторства", роли наследи« б современно« литературе,взаимообусловленности формы и содержания литературного произведения,

Цели и задачи исследования.Целью исследования является

всесторонние изучение литературно-критической деятельности по новой арабской литературе. Эта цель определила следующие конкретные

1 .ПрсплеяиЕание процесса-' становления и развития новой литературной критики в Египте; рассмотрение проблемы соотношения литературного арабского языка и диалекта как наиболее актуальной проблемы данного периода,

2.Определение понятий"литерзтура" и "критика"в системе взглядов 'Тaxa Хусейна.

3.Отражение злободневных проблем египетской литературы в критической деятельности Taxa Хусейна.

4.Уяснение роли Taxa Хусейна в арабской литературе. Критическое мировоззрение Taxa Хусейна, его видение задач и методов литературной критики.

Разработанность темы. В российской арабистике вопросы

развития египетской литературы нового и новейшего времени нсили своё отражение во многих главах и разделах обаих ' работ, посвященных новой и новейшей арабской литературе (груды И.Ю.Крачковскпго, fi.Е.Крымского.fl.fi.Долининой.В.Б.Борисова ).

Специальными исследованиями,заслуяиваюцими внимание являются трупы Й.Б.Халидова, В.Н.Кирпиченко, З.А.Али-заде. М.Гамбарова и А.С.Касымходмева.

В арабском литературоведении большой интерес для нас представляют труды Науки Л.лйфа. Абд ал-Азиза ад-Дасуки, Абд е<л-Азиза аи-Шарафа,Канала Култаха-;Абд ал-Мута'ал ас-Са'иди.

Из западно-европейских источников, оказавшихся относительно полезными в разработке фактического материала настоящей исследовательской работы, моано назвать труды Х.А.Р.Гибба.Тахера Хамири и К.Кампфмайера, а такке особо выделить монографию Пьера Какиа, пос-

вяценнуя специально Taxa Хусейну и его роли в литературном возрождении Египта.

Научная новизна и практическая значимость. Диссертация

представляет сибой первое исследование.посвященное литературно-критической деятельности Taxa Хусейна.Поистулая к рассмотрению вышеуказанных задач, мы сочли целесообразным прекде всего раскрыть процесс становления и развития литературной критики в Египте,отметить влияние на этот процесс западно-европейской литературной ако-лы. На соне литературной кизни Египта прослеживается процесс становления и формирования Taxa Хусейна как писателя-критика,рассматриваются его критические статьи о новой литературе,ее прсблеуах и перспективах, о литературном арабском языке и диалекте. В работе подчеркивается значимость его критического мировоззрения для всего арабского мира в свеге как его научных,так и в плане обкествен-но-идеологических изысканий.

Практическая значимость исследования состоит в том. что оно дает полное представление о литературно-критической деятельности Taxa Хусейна и может быть использовано в качестве учебного пособия для преподавателей и студентов Факультета востоковедения.

Основные выводы и обоСценич, полученные в ходе работы, могут быть использована ъ исследованиях, посвяценних новой и нсвейыей арабский литературе и теоретическим проблемам развития литератур.

йлройация. Результаты исследования докладывались на на-

учной сссии молодых востоковедов.писвяценной 25-летию ИНРШБаку, 13H3). П научной конференции молодых зостоковедов (Баку, ¡384), Ili научной конференции молодых востоковедов 'Баку.1335). UI научной конференции молодых востоковедов (Баку.1387 ). 1)сновныа полояс-ния диссертации отражены в G публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения,трех

глав,заключения и списка использованной литературы.

Содержание диссертации.

Во введении традиционно обоснсеыващся актуальность темы, ее научная"17овк?на,' теоретическая и практическая значимость, определяются цель,задачи.объект исследования,даются сведения ci апробации и структуре работы.

- о - .

Первая глава - называется "Литературная критика Египта

в первой половине XX века".3-зроадекие новой арабской литературной критики относится всеми исследователями к началу XX столетия. Уже с перяых десятилетий она значительно повлияла и -в определенной степени наметила пути разьитиа египетской литературу. 6 зтот период стали возникать серьезные дискуссии по поводу основных проблем арабской литературы,в частности,злободневной проблемы соотношения новаторства к традиций. Основными факторами,породившими эти противоречил, считались с одной сторони, заимствование египтянами европейской культуры: все чаще стало проявляться западно-европейское влияние на форму и метод египетской поэзии и прозы: С другЪй стороны - религиозная вкола ал-йзхар и другие религиозные учрекдения. которые с какдкм разе« все сильнее и сильнее противостояли европейскому влияния и проповедовали возрокдение старых методов и традиций. Такого рода предпосылки зарогдали основу ноыгс образа киз-■ ни и новой общественной мысли в Египте. Таким образом,внутри одного общества возникала борьба двух сильных прогиворечий-"нйвого" и -"старого"- и в области науки,и в культуре,и в литературе. Эти дье тенденции возникает и развкваится не разделлно, а в тесней взаимосвязи менду собой. Развитие этих тенденций обогащает общественную мысль каждого отдельно взятого исторического периода.Очень трудно указать, какое конкретно из этих направлений играло доминирующи роль.Ко очевидно было признание передовыми мыслитзляии данного периода своей некоторой зависимости от западно-европейских методов и теорий. Арабская литература еще с XIX века устанавливает контакты с. французской литературой. Литературные взаимосвязи- арабских ■стран, з частности, Египта и Фракции развивались в XIX - XX веках по-разному, в зависимости от своеобразия культурного процесса ь каждой из зтих стран.Румынский исследователь Александр Дима в своей книге пишет: "Контакты между литературами особенно эффективны тогда,разумеется,когда они основываются на знании соответствующих языков. Это обеспечивает оптимальные условия для освоения ориги-'. 1 /

нального текста!'. 'Пропаганда Французского языка и литературы в Египте, непосредственный-' контакты с европейски.-» культурным наследием сыграли значительную роль в процессе становления новой лите-

1,Дина,Александр "Принципы сравнительного литературоведения". . М.,1977.стр.122-123

ратурной критики. Живо, реагируя на растущий интерес к вопросам литературных взаимосвязей Египта и Франции,аурнал "ад-Хилал"помеаал на своих страницах статьи о французских писателях и просветителях: Гего,Вольтере и /¡амартине..

Сторонником взаимовлияния и рзаимообогацениа арабской и европейской литератур выступал Тауфик ал-Хаким. Б своей книге "Тахта иамс ал-фикр"("Под светилом мысли",1933 г.)он обращает наае вникание на тс,что взаимовлияние литератур берет сьое начали с древних веков и играет немаловаяиую роль и сегодня в развитии как худо-зественного мышления так и литературно-критической мысли того или иного народа.Справедливо звучит утвсрядеми*. Тауфика ал-Хакина.что сегодня невозможно представить себе прогрессивное развитие какой бы то ни было литературы вдали от идей мировой литературы. И если на данном этап? достияения науки и культуры.в Европе отвечают требованиям всех народов,то не поддаваться этому влияния означало бы

1

тормозить развитие собственной литературы и культуры.

Увлечение египтян иировэй литературой считалось, несомненно, весьма положительным фактом. На.с.другой стороны, критиков пугало тс. что на этеч витке развития литературы душилась'инициатива талантливых писателей и поэтов, в их с'реде возрастало пренебрежение к своему культурному наследию. В.Н.Кирг.нченко отмечает, что "... .рчзьити»? литературы в данный период ило путем отдаления, от-хождения от традиций арабо-мусульыансксй литературы,сохранившихся вплоть до XX зека.Но полностью традиционные элементы з литературе не вытеснялись, европейская общественная яысль и художественный опит ен"'псйг кой литературы неизменно пропускались сквозь фильтр собственных национальных условий.а такхе модернизированного ислам') с

скогэ »ирг.йо'^рения". И если в конце XIX века были сильны традиционные элементы в литературно-критической мысли Египта,то с первых десятилетий XX века развитие критики по традиционному пути стало заметно уступать европейскому влиянию. Именно в этот период большую роль -! литературной жизни Египта сыграла культурно-просветк-тельская газета "ал-Диарида" во главе с редактором Ахмедом Лутфи

!.Си. Тауфик ал-Хаким " Тахта шамс ал-фикр". ал--Кахирп,-1354 г., стр.110.

2.Кирпиченко В.Н."Современная египетская приза 60-70-е годы",М., 138Г|, стр.36

ас-Сейидок и сфораировавчаяся вокруг нее группа из наиболее талантливых писателей и публицистов - Мухаммед Хайкаль, Taxa Хусейн. Тауфик ал-Хаким, 1!ббас ал-йккад,^брахим ал-Мазини,Салака Нуга.Многий исследователи связывают с именем этих писателей зарождение первой реалистической ыколы, названной "«колой египетского модернизма". Какдый из них в отдельности внес г.воа лепту в развитие литературно-критической иысли-будь-то в ду/е национальных традиций или по образцу западно-европейской модели-какдый по-своему представлял себе этот путь.Но их всех объединяла Одна идея - идея возрождения культурного наследия нации и ее дальнейший расцвет в тесной связи с достижениями мировой литературы и культуры. На страницах газеты "ал-Даарида"печатались стать1/, .отпажаюпие акту-м.иый проблемы новой литературной критики.К таковым относятся статьи видного литературного критика Taxa Хусейна,посвященные вопроса* языка и стиля художественных произведений.Проблема соотношения литературного арабского языка и диалекта волновала весь арабский Восток.заставляла искать новые пути и методы их сблияения.Причину сюлъ глубокого разрыва между литературным и разгльорнын язы--кон многие критики,в том'числе Хусейн Нуруьье,Ахмед Сейиб видели в том,что арабский народ долгие в';ка находился под игом завоегате-лей, которые не подпускали чарод близко к очагам науки и пультури. Б литературной критике начала XX столетия бытовали разные мнения по поводу выбора языка литературного творчества. Среди иночества тенденций были выявлены две противоборствующие группы.Одна группа ви главе с ¡¿.С. артРаФи'н выступала за принятие классического арабского языка языком литературных произведений и исследований. Другая часть ученых и критиков выступала за принятие народного языка языком литературы.Сразу хе надо отметить.что ни те,ни другие не были близки к истине в своих критериях.Принятие целиком концепции одной из сторон не поило бы на пользу ни литературе.ни арабскому народу.Если бы за язык новой арабской литературы был принят язык Корана,то литература лишилась бы своей доступности и популярности, а вследствие этого-и своей значимости.Принятие концепции другой группы ученых,то есть принятие народного языка было бы чревато еде бол^е ху,:зиии последствиями.Ведь народный язык состоял из множества сильно;отличавшихся друг от друга диалектов. Выбор зтиго варианта означал механический разрыв мваду современным поколением и богатейшим культурны« наследием арабов.В зтсм аспекте интересно было предложение Taxa Хусейна,которое заключалось в постепенной трансформации литературного и народного языков.Только

- э -

путем их синтеза и постепенного уменьшения различий между ними мокно было бы разрешить данную проблему.Зту гипотезу в отиоаеник языка арабской литературы Taxa Хусейн выдвигал в 20-х годах ь сво-и< литературно-критических статьях.

Если попытка новой литературной критики применить к прозе теории западно-европейского литературоведения натолкнулась на множество возражений со стороны традиционалистов, то в поэзии такая se попытка встретила еце большее сопротивление схоластической традиционной школы. Taxa Хусейн.Мухаммед Хайкаль и другие писатели помигали псэтам-'новаторам"найти правильную оценку тому или инт'у направлении; и литературе,понягь.творчество отдельных поэтоь.Прг;-сленивая процесс развития ново-арабской поэзии,можно отметить двз резко Енракенкых направления-неоклассицизм и романтизм.Кахдое в отдельности из этих направлений дали определенный толчок дальнейшему возрождении поэзии.

Последующее десятилетие стало еще более ослоиеннык.Реалистические тенденции в литературе переходили в поверхностное изображение иизни. Как в прозе, так и в поэзии развиваются элементы симчо-лизма.психологизма.

Резюмируй данную главу а целом,можно отметить'.что литературная критика в Египте за полувек«ой период утвердилась как отдельный вил творческой деятельности.Зто стало возможным благодаря активной деятельности видных литературных критиков,которые в своих научных трудах и публикациях,посвященных проблемам египетской литературной критики.затрагивали животреиеиукие вопроси, касающиеся дальнейшего пути развития поэзии и прозы,реалистического изоб-рааишя лизни,новых,более образных средств выражения,отхода от романтического изображения жизни.Поднятие такого рода ключевых проблей явилось важным достияениек литературно-критической мысли данного Периода.

Вторая главе диссертации называется "Становление и формирова-

ние литературно-критических взглядов Гаха Хусейна. "В этой главе даются некоторые сведения о яизни и научной деятельности Taxa Хусейна,о влиянии реформаторских идей М.йбдо и идей французских просветителей на мировоззрение Таха Хусейна, и его роли в литературной критике Египта и т.д.

Р становлении одного из самых видных египетски:', литературных критиков - Таха Хусейна - огромнув роль сыграли идеи /¡утФи ас-Г.е-йида' и Мухаммеда Абщ». b реформаторских идеях М.Абдо Таха Хусейн

находил рациональное начало. В.К.Кирпичонко отмечает,что именно тезис Мухаммеда Абди п том,что исламская религия является единст-вэпгий религией. Лнованнай на разуме,дал своеобразный импульс арабам для изучения основных наложений ислама с позиций европейских

1

обцестгенно-филссофских теорий. В своем исследовании,погбяадекном художественной прозе Т.Хусейнз.А.й.Халидув одним из первых отмечает влияние теооий Мухаммеда йс'до на египетского критика,подчерчивая при этом.что они отвечали дцхоянчм запросам Т.Хусейна и цтвер-

кдалч в нем критически отношение к действительности".

Хировп усвоив наказ учителей о том,что любу?* начну обязательна надо изучать с ее истокив, Taxa Хусейн повел по стопам Мухаммеда Абдо.начав свою наунуй деятельность с изучения творчества Ибн Халдуна и в своей работе высоко пценил искусстьо последнего. Идеи Мухаммеда (¡сдо - чуть ли ни первая научная теирия, с которой ему довелось столкнуться.Он многое почерпнул из его книг, перенял от его учеников, ч,вполне.естественно,что это нелохиле счоесбраз-«уй отпечаток на Taxa Хусейна как литературного критика.Реформаторские иде>; Кухзммеда Абдо о модернизации ислаьа наыли аивий отклик в сердце Taxa ХусеЯча и вставили его глубке рнпкнуть ь Коран и понять его. Вероятно, его киига " Фи ви'р зл-двахилкйи" Г'О дяахилийской поэзии") является в какой-то мере отзвуком на идеи Кухакмеда Абдо.

За время,пооьед&кное во Франции,Taxa Хусейн знакомится с трудами европейских ученых и приходит к. выводу,что учение мусульманских реформистов тесно переплетается с идеями французского просвё-чения.

Следуя примеру мусульманских реформистов.Т.Хусейн углубляется в изучение творчества Французских критиков.Метод и стиль исследования знаменитого французского критика XIX з. Сеит-Бьва кажется ему наиболее близким'«приемлемым для изучения арабской литературы. Подобно Сенг-Ееву.Taxa Хусейн вводит в история1 литераторы изучение творческой индивидуальности писателя. Пси этом традиционный s целом для арабской критики биографизк приобретает у Т.Хуссйна яр-

1.См.Кирпиченко В.Н."СоЕреыенная египетская проза tfO-?Q-t годы" М..1986.стр.3.

г.Халицов А.Б."Художественная npoja Т.Хдсейка'-йпторгф.дксс.к.Ф.н. . П..1954,стр.9.

- к -

КЬ выраженную психологическую направленность. Основным стерннем литературно-критического метода Taxa Хусейна является историке-кациональной аспект исследования.В центре его внимания непременно оказывается личность самого писателя, которого он наблядает в тесном контакте с социально-политической,национальной и исторической ситуацией:"Главное из тоге, что ввел Taxa Хусейн в движение обновление - это метод.Он даровал его критическому направления второго десятилетия XX в. .кроме того,направил это течение по правильному

1

руслу в области литературно-критических исследований".

Taxa Хусейн является однин из самих видных деятелей литературы и критики первой половины XX века.всеми ппизнанный "иейх арабской литературы". На протяжении всей хизни его не покидало чувство глубокого проникновения в нукды своего народа, идеи просветительства и духовно-эстетического воспитания египтян.Как своими художественными произведениями,так и литературно-критическими трудами он сумел приподнять завесу с лица бедности и невзгод,призывал к свободе, к социальной справедливости. Он указывал на необходимость перехода литеротурк на совершенно иной путь развития, искоренение закостенелых отношений в самом йбиесгве.Для тоги,чтобы литература правильно впитывала в себя реалънуа жизнь и находила свое прямое отражение ь литературной критике.необходима была демократизация литературы.Демократизацию литературы он связывал преяде всего со свободой писателя.его жиеым откликом на те или'иные события обцес-тпенно-пп.читичегкий еизки. восприятие и осмысление этих явлений сквозь творческую призму и умение выразить свое объективное отношение к ним.В этом плане,критика для Taxa Хусейна являлась лакму-со?ии бумагой ли-.ьратуры.где четко проявлялись все ее плюсы и минусы.

Ввиду тоге,';то литературно-критическое наследие.Taxa Хусейну чрезвычайно богато и содеряательни.кн позволили себе несколько ограничить рамки нашего исследования егс литературно-критическими статьями по новой арабской литературе. Литературно-критический сборник " Хадис ал-ароа'а" состоит из трех частей .Впервые статьи, входящие в сборник Taxa Хусейна" Хадис ал-арба'а",были опубликованы на страницах газет"ас-Сийаса" ("Политика") в 1924 г. и "ал-Джи-хад"( 'Борьба") з 1935 г. впоследствии 'они были изданы сборккка-

¡•.Ад-Дасуки. йбд зл-Азиз " Татаввур ан-накД ал-арзби ал-хадис Ф/ Ныср ".ал-Кахира,1977,стр. 249.

ми, первая и вторая части которых выили соответственно в 1925 и 1^26 гидзх, третья ке часть Сила издана в l'J5* году.Каждую среду нз третьей странице"дс-Сиййса"по>:е'далась руориьд"Хадис ал-арйа'э", созданная пс пнициитизе Taxa Хусейна.Выступления Taxe Хусейна на страницах этих газет носили ¡-.ультурно-грисвегительскуа направленность, касались вопросов политики, литературы и морали. Постепенно литературные вопроси стали доминировать в газете к все чаше стали пийьлятс.я статьи Taxa Хусейна,посвяценные литературе периода пмей-яаов.абйасидое,новой литературе.в частности,борьбе "с;арых" н "нс-biîx" тенденций в'литературе, ¿"нгературно-критическне статьи Т.Хусейна, воведиие впервые две части сборника "Хадис ал-сро'а'а". пос-еваена арабской поэзии дкахклийского периода.Taxa Хусейн впервые s арабской литературоведении высказался о необходимости органического усвоение классической древности.

S третьей части "Хадис ал-арба'а" собраны литературно-критические и научно - публицистические статьи египетского ученого о современной арабейой поэзии ¡; литературе вообзе.его открытые ответы U'M или иным писателям,поэтам,деятелям литературы и искусства •Лейтмотивом зтих статей и выступлений является обр^иение к современным писателям создавать произведения,созвучные своему времени. Taxa Хусейн считает,что ъ период литературного возрождения литература сама должна обновиться,старое не мо»ет остриться без изменения тогда,когда зарождается новое.Прежде всего это касается языка литературных произведений:" Почему нак язык не ги^твотстЕует навыку времени ? Мы не цивем ¡¡изпыа егиг.тян начала превлиго столетия. Зачем ке нам эта чрезмерность, напыщенность, заимствованная у других поколений.зачем нам их метод и стиль,особенно их чу£ctfô.если чк никакого отношения к ни« не имеем. В конечном ' счете это приводит к то,¡у,что мы отходим от жизни,которая требует.чтобы слово со!

ответствовало своему значению".

Касаясь проблемы языка. Taxa Хусейн считал.что классический арабский язык должен трансформироваться и обогащаться за счет современных языковых средств,а в процессе развитие он очистится от архаизмов.С этой точки грация,образцами слукат статьи сако/о Taxa Хусейна о новой литература,где явно чугствуется тенденция к улро-цении языка и толковании.Способности Taxa Хусейна как публициста-толкователя тесно сБязани с его умением критиковать и правильно

1,Хусейн Таха,"Хадис ал-арба'а".т.З.стр.Ю.

оценивать литературу. Он старался кахдус прочитанную им кнкгу--буль то произведение современных ему писателей или писателей вреднееексвья-довести до читателей.Критикуя тога или иного писателя. он формировал у арабского читателя литературный вкус.интерес к литературе,к искусству.Очень часто он употреблял выражение "свободно критиковать".то есть его критика Сала независима от авторитета критикуемой им личности.Так, например, в "Беседах ...." Taxa Хусейн пикет о книге Мухаммеда ал-Хадари "Мухаззпб ал-пгани" ("Исправленные песни").над которой автор работал пятнадцать лет. Он отмечает больиуя пользу этой няиги для той части студенток .К';-тирые не могут прочитать книгу " Китай ал-йг-ани"',Для Taxa Хусейна самого "Китаб ал-йгани" является настольной книгой, и,по его мнении, такого рода ценных книг весьма и весьма мало. Этим своим высказыванием критик показал все значимость ■ истинного еед^вра н доказал.что лкбая попытка дополнить, исправить, любая интерпретация заведомо ъ&реченэ на провал,что книга ал-Хадари является лиа.;ь халким подобия "Китаб ая-йгааи".

Основным критерием Taxa Хусейна в определении роли писателя и его произведений в литературном процессе является, во-первых, е! о метид.идейное содержание произведение,вс.-вторых^фсрна-яэык писателя.С этой точки зрения.Taxa Хусейн востирзенчо восхваляет книгу Фккри fit азы"йд-дахик ал ба::и" i "Смекцийсм слезами" ) .Главное на ''то он u'ip.iü-'fT сьие снимание-это искусно написанные им страницы

О СйбНТИЯХ Р'. ЬУ.йЦИИ.

Пи г :оату;'Но-кри: ический сборник Taxa Хусейна под названием Хисйм ta пав*" DBüfifl г< Пе^руте р i'Jbü г.Основной цйлЙ* всех статей, рход.щих г, чгог сборник. является изучение глобальных проблем, ст»заи\ пср"Д cof(»«Hiиной ьрайсксй литературой. Taxa Хусейн посс-янни н.ч Некоторых своих г астунлений,путем убеждения.испо-

льзуя мо г учу кз м:лу глова,затрагивает в своих статьях проблему ие-..(■..т'м/-': тви.я лиг-.ч'лтуры с. кизняз.Он говорит о необходимости про-:икноп-;ьич «итераторы во многие сферы жизни .чтобы тем самым z--.iv .'Сильную i-.jpTu.i4 жизни народа,его быта.Taxa Хусейн писал,что арл-jb о «.ti!/, проблемах дил;«иы писать больяе.чем другие,ибо нсвад ipucci;.:-! литер.i тура пребывает еце в стадии развития.

Taxa Хусейн в книге "Хисам ьа накд "пишет.что есть две револь:-4чи:п>.рса-л-интеллектуальная революция.которую представляет, лИтера-:чра; ^-политическая .основанная не сил® v рефирые. Также он »читает,что есть две литературы: до револшцйи и госле ревелкци.!. 1ирев0Л!Л|ипнн,_и литература приближает революцию,вскрывая оснййн.ые

- 14 - .

порски общества; послереволюционная литература,по-ннекин египетского критика.отражает новую жизнь народа, период рефери и обновлений.Говоря о художественном и политическом смысле понятия "революционная литература" ("адаб ас-саура"), Taxa Хусейн стмечаег, что обычна с народе бытует мнение.что революционной литературы не было ранее, что ока появляется спустя лишь год после револпшш. как будто литература представляет собою нечто такое,что мовет по чьей-то воле появляться,изменяться и исчезать. Революция уодет затронуть социально-политическую сферу лизни. Что »е касается умов и настроений, характеров,вкусов и чузств.тс для их изменения,по-хне-iniQ Taxa Хусейна,'требуется длительный период, который нё измеряет-

"1 , • с# одним или двумя годами. .

Связь критики и литературы представляется Taxa Хусейну самой тесной. Фактически он объединяет их под одним названием "литература", различая их только эпитетами.Так,"художественная" литература повествует непосредственно о кизни.а "описательную" литературу он называет такхе историей литературы,литературоведением. Описательная и худскественная литературы обязательно переплетаются. Если критик хочет правильно оценить творчество писателя, то ок долкен овладеть сферой деятельности последнего.то есть он должен щучить зизнь.

Исходя из зсего вышесказанного.мокно сделать вывод, что Тахо Хусейн как критик воплощал в себе три личности: личность писателя которого он критикует:читатзда.сбцее мнение которого он разделяет и представляет: собственную личность критика, отстаивающего спре ведливость.

Третья глава диссертации называется " Новая арабская литере

тура в оценке Taxa Хусейна". В ней-исследуются литературно-крит; ческие сборники египетского ученого, в которых начли .отрагени^ наиболее актуальные проблемы современного литературоведения-про лама традиции и новаторства,проблема освобождения поэзии от схол стических методов .соответствия формы и метода литературных ¡¡рои ведений. ' • .

Арабские исследователи -традиционалисты.изучая ТЕОрчесгьо т го или иного поэта,останавливались на его биографических данных некоторых особенностях его характера.Taxa Хусейн ке при иэччени

1. См.Хусейн Taxa "Хисаы ва накд",1355,стр. 3S,

поэтоб применял основные принципы и приемы европейского литературоведения.В основе всех его исследований лежит метод сравнительно-историческоги анализа.удачно заимствованный им из западно-европейской литерат'.ры.Суть сравнительно-исторического метода состоит в том. что творчество поэта рассматривается в неразрывном контексте с историческим периодом его жизни.Спираясь на этот метод, он изучал средневекового поэта Лбу л-Ала ал-Наарри.ал-Мутанабби и других поэтов.8 его трудах не все бесспорно.Но заслуживает внимания тот Факт, что, применив этот истод к изучении арабской литературы, он поднял науку на качественно новый уровень развития. Сравнительно-исторический метод применялся им такяе при изучении неокласси-^ ков-Ахмеда Науки. Хафиза Ибрахима и других поэтов-современников. Оценивая их поэзию,он прежде всего изучал окружающую их кизнь.Его интересовало, например,какие события общественной низни Египта находили отра«ение в их поэтическом творчестве,как материальный достаток одного и недостаток другого сказался на совершенствовании их мастерства.Знатное происхождение Шауки.его окружение рождало в его поэзии поклонение правителям,тогда как вышедиий из народа Ха-Физ вкра-зал в своей поэзии мысли и чаяния миллионов бедняков:"Устами Иауки глаголит не народ,а эмиры, в то время как Хафиз яьляет-

• ' 1 : ся аивым'языком народа.выразителем его чувств". .

• Псчти во'всех источниках - будь то арабские или западно-европейские - Науки рассматривается в сравнении с Хафизом. В большей части этих книг, статей, написанных до двадцатых годов нашего столетия предпочтение отдавалось Ахмеду Науки.Это прежде всего объяснялось тем.что арабская литературная критика не била еще в состоянии дать достойную оценку общественно-политической теме в литературе.Традиционная арабская критика ила на нет,в то время как арабская литература начала развиваться и прогрессировать линь со второй половины прошлого века.Taxa Хусейн в своей к'ниге'"Хафиз ва Науки ".коитикуя Яхыеда Шау:;и,бисказывает противоречивые суждения.С одной стороны,он признает Науки выдающимся поэтом.Так,например,он часто пиает:"л лг:бла слуоать погзиет Науки..."."Я наслаждаюсь музыкой его поэзии..." или "Науки при составлении касыды не затруднялся поиском ни одного слова - поэзия лилась из-под его пера, что

(.Хусейн Taxa "»/из ва Науки",стр. 152-153 .

1

свидетельствует о силе его таланта'. Taxa Хусейн задается зопрс сон, откуда Науки черпает г вое вдохновение и сам же отвечает, что вдохновение его таланта заключается в нем самом. Он приводит небольшой пример из его поэзии:

" Нифа йа ухтй хабарйна

1 с.

'йхадйсу л-курунй л-габирйна... " Слушай, о сестра,наше повествование, Я расскажу тебе о давно минувших временах... Taxa Хусейн предполагает,что,составляя эти строки, Кауки думал с том,что история древнего Египта славная и великая, тогда как история современного Египта ничем не прославлена.Taxa Хусейн отмечает, что все об этом знают.нп никто не смог это выразить так. как это сделал Иауки, вложив глубокий смысл в каждое слово:"Он придал словам "ал-куруну л-габирина"покорную форму,подобрал • их без всякого

7

J

труда, при этом особо i.e подчеркивая их смыел-"древние века" ".Таких примеров в поэзии ¡Науки множеств о. Taxa Хусейн отмечает прекрасные строки его элегии,панегириков.С другой стороны, он упрекает Иауки в использовании слов иностранного происхождения, которые в -определенной степени затрудняют смысл.Он отмечает неправомерность этого приема, тогца как в самим арабском языке можно найти много слов.соответствующих этому же значению.Он с серьезной озабоченностью говорит о субъективном характере его поэзии,о сохранении традиционной формы в произведениях социально-политический направленности,что приводило к несоответствию формы и метода.Исхчдя из этого,он сделал вывод:"В начале XX века нет ни едниги шита г> Египте,

4

достойного носить это высокое звание". В свя^и с этим, совершении справедливо высказывание В.В.Сафронова: "Сохранение традиционной формы в произведениях социально-политической н-шойвленности оставляло возможность для отнесения их к'разряду "этикетной" |ьэ;-ии ' на случай" и ставило пид сомнение для некоторых современника

1.Хусейн Taxa "Хафиз ва Иауки",стр. 152.-153.

2.Там же.стр.95.

3.Хусейн Taxa "Хафиз ва Ь'ауки", стр. 96.

4.Там «е. стр.9.

связь таких произведений с действительностью."

Тогда как арабский народ и многие ученые-востоковеды признали народность творчества Иауки.Таха Хусейн отмечает, что при всем превосходстве ¡Науки над Хафизом ему и народу блике поэзия Хафиза, он будет пропагандировать и распространять поэзию Хафиза, ибо он ближе ему по духу и многое, созданное им, будет достоянием народа. Taxa Хусейн сожалел о том, что Хафиэ не смог получить хорошего образования п его талант не получил достойного развития. За период работы в библиотеке с 1911 по 1332 годы он не создал ничего существенного . "Подобно точу, как для Хафиза библиотека стала своего рода заточением, также и для Науки его придворная жизнь была клет-

1 и

кой,с одной линь разницей.что у Науки она была"золотая" ", - отмечает Т.Хусейн.

Ь целом. Taxa Хусейн очень бережно относился к поэзии как Ха-Фила, так и Ахмеда Каики. Науки была характерна романтическая поэзия с завуалированными изречениями. ХаФиз же,напротив,в своих элегиях Мухаммеду Абдо.Мустафа Камилю, которые, по словам Taxa Хусейна, является шедевром в этом аанре.свои объекты рассматривал не индивидуально, а как представителей: 'Абдо-реформатор ислама, Камиль-пробудигель Египта.

• 0 своей книге "Хафиз ва 0ауки"Таха Хусейн предпринял попытку раскрыть поэтическую тему на примере двух величайших поэтов Египта. Сначала Хофиз показался ему поэтом без всяких задатков.Он был плохо образован,французским владел слабо.знакомство с прошлым арабов было слииком поверхностным. Но Хафизу удалось стать яркой личностью в литературе-он мог говорить как первые арабские бедуины и одновременно выражать чаяния своих современников. Иауки был более образованным и зрелым поэтом.Он достиг'бы значительно больаего,если бы не был замкнут в своей "золоченной дворцовой клетке". Большую часть своей жизни он страстно аелал завоевать благосклонность праьитр.чей. Только после смецения последнего, он позволил себе повернуться лицом к народу. Эти два поэта ничего нового в арабскую поэзия не внесли, за исключением социально-политической темы. Но,

1.CatpoHOE В.В. "К зарождению романтического направления в египет-. сксй позйии почала XX века".аурн.3естник МГУ,серия 13.Восгоковр-дение,19S/.N-1 гтр.ЗО. '

2.Хусейн Taxa ">'";фич ва Науки",стр.214.

возвратив к яизни арабскую поэзию,они подготовили почву для ее обновления, В сзоих исследованиях по арабской литературе критики арабского мира так или иначе капаются трудов Taxa Хусейна,ибо его вклад р. эту область воистину неоценим.До сих пор еги труди являются настольными книгами большинства исследователей.Со времени написания этой книги прошло немало лег. но его критические замечания, коррективы актуальны и сегодня. Это значит,что они выдержали главное испытание-испытание временем.Среди арабских критических источников имеется.целый ряд положительных отзывов об этой книге.Но наше внимание' привлек . сборник литературно-критических статей под •названием "Taxa Хусейн ьа кадыйату ч-ши'ри"("Taxa Хусейн и проблемы поэзии" ).Статья ймира Мухаммеда Бухейри посвящена интересующей нас темя и называется "Хафиз ва Науки ли д-дуктур Taxa Хусейн" (Книга Taxa Хусейна "Хафиз ва Иауки "). Следует отметить, что она написана несколько субъективно. Отдавая дань творческому наследию египетского критика, автор иронически указывает,чть книги Т.Хусейна в области литературы и критики состоят преимущественно из сборников статей, ранее вышедших на страницах печати:"По згой причине издательство "Дар-ал-ма'ариф" первоначально отказыьалось издавать

1

эти статьи отдельной книгой". Автора этой статьи ьизмуш.ает строгая критика. Taxa Хусейна творчества двух знаменитых поэтов, в частности Науки. Ему "больно" за Вауки, которого Taxa Хусейн обвинил в'подрааении средневековому поэту Абу Таммаму. Мухаммед Ьухей-ри полагает.что Taxa Хусейн критиковал Мауки и Хафиза несправедливо.Ему не понятна критика Taxa Хусейна,так как он считает ее больше философской,нетели литературной.Поэзия ¡Науки.Хафиза или любого другого поэта не могла быть для Taxa Хусейна совершенной, если ь ней он не находил отражения низни народа,то есть его истории.если в ней отсуствоеала последовательность мышления и логическая связь. Taxa Хусейн критиковал строго, но его критика была' направлена на благо,на расцвет новой поэзии.а не на ее отрицание. Он помпгал молодым поэтам формироваться и совершенствоваться.Своей критикой он поднимал поэзию .до уровня высокого мастерства. В этом он видел основное назначение критики.Книга Т.Хусейна с критическими замечаниями в адрес знаменитых поэтов Египта писалась в 'течение более чем десяти лет и появилась двенадцать ле'т спустя после выхода в свет литературно-критического сборника Н.А.ал-Аккада и- И.ал-МазинЬ. В

1,"Таха Хусейн ва кадыйату ш-ши'ри ",ал-Кахира,1975, стр.148.

этом сборнике под названием "Ад-Диеан Китаб фи накд ва л-адаб ■ i 1920-1321 Гал-Г!ккад и ад-Мазини-поборники новых литературных тенденций - подвергли резкой критике поэтов Ахмеда ¡¡ауки и Хафиза Иб-рахима за их чрезмерную приверженность традиционным методам стихо-слояения.

Однако критика критике рознь.Критические статьи Taxa Хусейна били написаны совериекно в иним аспекте-он не только критиковал, но и просвещал как писателей, так и читателей. Если ему не правили», ь какие-то приемы,использованные поэтом,сн их поправлял, приводя примеры из других литератур, 'пм давал возможность автору самому удостовериться в правильности предложенного им варианта. Почти нее его критические статои написаны в форме беседы, диспута, то есть он всегда оставлял возможность своему оппоненту возразить, высказать свою точку зрения. Критика Taxa Хусейна отличается npes-де всего тем,что призывает поэзию Соль'ае к отражению объективных реальностей. Поэтому его критика явилась двиауцей и направляющей силой арабской литературы,тогда как критика ал-Аккада и ал-Мазини своей категоричностью носила раэруынтельннй характер.

S принципиальном вопросе свободы творческого и прекрасного в искусстве,а именно: подлежит ли идеализации зло окружающего нас

мира с точки зрения свободного искусства-возникладискуссия мезду , «

Taxa Хусейном'и ал-Аккадом. В отличи" от Taxa Хусейна, который со свойственной ему привычкой ставить под сомнение все то, что он не поиемлет, зл-йккад угьерждаег, что предметом искусства монет быть любое явление,встречаемое в природе.вплоть до■отвратительного, то есть ом исключает какое бы го ни было влияние на искусство - будь то воспитательное.моральное или эстетическое.

Пьер Какиа в своей книге пишет, что в связи со статьей Taxa Хусейна о сборнике стихов Бодлера ему гадали вопрос:"Должно ли искусство пользоваться свободой в отноыении. морали,политики.религии и др.,.,мсает ли искусство сделать зло предметом своего исследования и создать лрекоасныс художественные образы или, выраваясь точнее и яснее,есть ли во зле красста,которая могла бы составить под-

1 .См Касымход-вадз fi.С. "Борьба идей в литературной кисни Египта"

- 2С -1

ходящую тему для исскуства?" Пьер Какиа отмечает, что в то время Taxa Хусейн отклонился иг гтвета.объяснив, что он не был ни художником, ни защитником общественных нравов. Но.продоу.гиа^т автор,Taxa Хусейь, отстаивал свою собственную свободу довольно часто и энергично и однажды, ссылаясь на Мутанабби. высмеивающего Кафура. он честно заявил: "Когда поэт высмеивает.от него не требуется правда, он должен быть Выразительным по отношению к тому, киго он высмеивает,пороча и обвиняя его.Правдив он или нет,удовлетворяют ли его моральные принципы или противоречат его заповедям и закоиом-это

2

вопрос, не имеющий никакого отношения к искусству".

Из всего вышесказанного следует, что именно в этом вопросе английский исследователь находит точки соприкосновения Taxa Хусейна с ал-йккадом. Taxa Хусейн был известен как писатель, отстаивающий в литературе реалистические принципы, как писатель,'провозглашавший добро и справедливость наивысшими идеалами г литературном творчестве.Но с течением времени такой подход к литературе у него более идеализируется и вследствие' чего трансформируются'его взгляды на литеоатуру вообще. Он приходит к тому.что реалистический метод должен использоваться не только при изображении положительных .сторон жизни, но' и при описании тех или иных негативных явлений окружающего мира. Отрицая принципы психоанализа З.Фрейда в литературных исследованиях, обвиняя ал-Аккаьа в психологи.-ме .Taxa Хусейн сам же невольно впадает в подовный "грех".К этому более широкому осмыслению понятия реалистического метода он приходит в результате приобщения к европейской литературе XIX века.

На страницах с6орника"Хадис ал-арба'а" Taxa Хусейн прокомментировал поэзию молодых поэтов-апояяиновцев-йли Кохивда Taxa. Ибра-хима Наги.Фауз,и Ма'луфа.Ильи Дбу Мады.Зти поэты находились в большей мере под восприятием течений западного романтизма.Примечательно то,что прослеживая духовную связь поэзии Дли Махмуда Таха с поэзией Мюг.се и несмотря на явное его тяготение к поэзии Французских романтиков, Таха Хусейн считает его поэтом,воспитанным в вос-.точном духе со всеми их нравами и традициями. Что же подкупило Та-

1.Какиа Пьер,Таха Хусейн.Хиз плейг ин иджитиан литерари ренессанс. Лондон, 1956, стр.132. ' . '

2.Цитата по кн.П.Какиа со ссылкой на книгу Т.Хусейна "Ма'а л-Мута-набби", ч.П, стр.616.

хз Хусейна в стихах йли Махмуда Таха?Прежде всего его индивидуальный стих, красноречие, правильный подбор слов.его умение излагать • свои мысли чрасиЕО и ясно, сохраняя арабский язык во всей своей красе.Наряду с этим критик указал на чрезмерное сгблюдение рифмы в его поэзии.

Относительно поэзии Ибрахима Наги Taxa Хусейн придерживался иного мнения. Его поэтическое творчество-это созданный в его воображении мир любовных грез и перекиваний. В то время как многие читатели и критики восторгались гармоничностью поэзии Ибрахима Наги, его красноречием. Taxa Хусейн подвергает критике его поэму "Калбу р-раккаси'( "Сердце танцоваицы" ). Иброхим Наги не избекал влияния французского сентиминтализма и эта псэма является тому подвермде-нием.Таха Хусейн только сэяалеет.что не находит в его поэзии изоб-рааение яизни своего народа и поэтому называет его поэзию "тяке-лой и скучной".

Для того,чтобы начать разгивор о поэзии Фаузи Ма'луфа, Taxa Хусейн делает некотирое отступление.напоминая нам о богатом поэтическом наследии великих поэтов Лбу Таммама и Андре $инье. Именно поэзи? Фауэи Ма'луфа вызывает в нем воспоминания об этих двух поэтах. Нельзя сказать,что Тлха Хусейн проводит мекду ними сравнение или параллель. Но дане подобный мимолетный итрих к поэзии Ма'луФа знаменателен, ибо мало кого из современных поэтов:он удостаивает такого рэда чести.Фаузи Ча'луФ прокил короткую кизнь, но оставил глубокий след' в арабской поэзии: Он с>ыл одним из тех парней, которые были вынуждены покинуть свою родину из-за развязанной войны. Зта тема находит свое воплацение в его поэтическом творчестве.Особенно следует отметить его касыду "Ала бисат ар-рих", которая по выражении Taxa Хусейна прекрасна тем, что предельно лаконична и доступна всем. Он обращает наие внимание на музыкальную рифму стиха.ее мелодичность.

Следующий поэт,которого прокомментировал Taxa Хусейн на страницах литературно-критического сборника-Илья Абу Кадя. Он считает его 'слабым поэтом". Читая его "Диван", он не находит никакого смысла в словах, падобранных им з строгой рифме и юлько лишь.Уловить какую-то взаимосвязь менду словами очень трудно. Между тем, Илья Абу Мады, рекомендует читателям во введении многократно читать и перечитывать его стихи.дабы только чтением вслух нозно уловить скисл его стихов. Конечно же,Taxa Хусейн высмеивает такое от-нонеиие к поэзии. Критик указывает на неправильный подбор рифмы и '..ти!:а з его по-:5ки. Taxa Хусейн неустанно з своих критических

статьях твердил,что литературное произведение лишь тогда признается совершенством, когда оно составлено из правильно подобранных слов как с смысле значения,так и звучания.Нельзя согласиться с теми исследователями, которые считают критику Taxa Хусейна в отношении молодых поэтов необъективной.Б отношении Ибрахима Наги,Ильи Абу Мады были высказаны замечания за нарушение языкоеых особенностей,устаревшем методе.при этом ничуть не умаляя полишительных ста-' рон их поэзии. Следует отметить, что критика Taxa Хусейна была весьма объективной и носила в себе .элементы просветительства.Б некоторых статьях он принимает позицию учителя, который возвращает ученикам исправленные сочинения. Поколение поэтов-споллоновцев не поило по стопам Хафиза.и Иауки, а больше тяготело к западно-европейской культуре. Отчасти это ыикно было бы обьяснить тем. что на них подействовал громкий протест критиков против подражания средневековой поэзии и употреблении пышных фраз. Вероятно.сказалась также отсутствие у них языковой подготовки ал-Азха'ра.

Taxa Хусейн в своей литературно - критической деятельности,в Основном, обращался к образцам арабской поэзии.Тем не менее,з его исследованиях мы -находим критические отзывы и о египетской прозе второй четверти XX века. Далее, в' работе рассматривается его сборник статей "Накд са ислах", в частности, его статьи, писзгщенные ■творчеству Нагиба Иахфуза.Юсифа ас-Сибаи.Ахмеда Амина и других.

Скупой обычно на щедрые похвалы Taxa Хусейн, довольно высоко оценил художественное мастерство Наги ja Махшуза еце в те годы.Kai; показало время,он не ошибся-Нагиб Уахоуз спустя десятилетия стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы. Этой высокой награды впервые был удостоен писатель арабской нациинальньсти. Taxa Хусейна поракает способность Нагиба Махфуза обобществлять судьбы всех героев в одном романе. В этом египетский, критик находит сходство систе-мы Нагиба Махфуза с системой акериканг кого писателя Дос Пассеса и французского писателя Еана Поля Сартра, Именно представители этой школы писателей умело преподносят истории людей,живущих вместе или в один и тот ке отрезок времени так естественно, что все вместе взятые составляют очень занимательный и оригинальный роман.

В заключении даются основные'результаты и выводы исследования. Резмшмируя все вышеизложенное, следует отметить что Формирование литературно-критического мировозрения Taxa Хусейна(прошло- трк определяющих этапа. Основным достижением Taxa Хусейна на. первом этапе его становления и формирования Kai: литературного критика яви-

лось усвоение им сравнительно-исторического метода и его применение в арабской литературе. Второй этап формирования мировоззрения Taxa Хусейна примечателен гем.что он.будучи мусульманином вопреки угрозам традиционней схоластической иколы, подошел с критической оценкой к памятникам арабской литературы, в том числе и к Корану, преодолев тем самым не только свои религиозную обособленность, но и проложив дорогу своим соотечественникам для умственного совер-иенствования. Третий этап формирования мировоззрения Taxa Хусейна характеризуется его частыми выступлениями против формализма в критике. объективной оценкой всего культурного наследия, повышением эстетической и познавательной роли литературы.

Основные полоаения диссертации излохены в следующих публикациях:

1.Борьба за реальность современной арабской литературы в книге Taxa Хусейна. "Хадис ал-арба'а" //Материалы научной сессии молодых востоковедов, посвященной'?5-летию ИНБСВ,Баку, 1963.

2.Taxa Хусейн - видный представитель египетской литературной критики // Материалы II научной конференции молодых востоковедов,

•Баку, 1984.

3.Классическая арабская литература в оценке . Taifa Хусейна // Материалы III научной конференции молодых востоковедов.Баку.1985 г.

4.Египетская поэзия в оценке Taxa Хусейна'// Материалы UI научной конференции молодых востоковедов.Баку,1987.

5.Книга Taxa Хусейна "Хафиз ва Шауки" // Известия ЙН йзерб.ССР. Серия литературы.языка и искусства.Н-3. 1989 г.

Б.Литературно-критические взгляды Taxa Хусейна (на примере книги " Хадис ал-арба'а ") // Сб. "Вопросы^восточной филологии", Баку, 19SG г.