автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Проблемы романного творчества Ивана Шамякина
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы романного творчества Ивана Шамякина"
v'^r-
ЛКДЦВШ НАУК БЕЛОРУССКОЙ ССР ОРДДОА JCPiliKJ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЛИТКРАПРЫ . глени Я.кшлн-
На правах рукописи
ДАЦККИЯ Галина Николаевна
УДК 882.6(092)/Ша1.!якин/ + 882.6.09-3
пров.еш ро:данного творчества
ШЛНА ШАМЖША
Спеаппльпость: ГО.01.02 — советская многонациональная литература
Автореферат
jr. :с сорта щш на соискание учено": с те пела кандидата филолоптеских вг:ук
I.KHCK — 1989
Работа выполнена в Институте литература пиона Янки Купили Академии наук БССР.
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Н.К.Дайайло
Официальные оппоненту¡доктор филологических наук, профессор Н.М.Гринчик
кандидат филологических кзук, доцент В.А.Наумович
Ведущая организация: Могилзвский государственный пединститут
Защита состоится "/У" нолсЗря 1989 г. в 15эочасов на заседании специализированного совета Д.006.16.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени'доктора филолокиче-СШ1Х нал« при Институте литературы имени Янкн Купали АН БССР (220072, Минск, Ленинский проспект, 66),
С диссертацией моано ознакошться в Центральной научной библиотеке имени Якуба Коласа АН БССР.
Автореферат разослан -¿У- октября К39г.
Ученый секретарь ц » (
спациалазир -ванного совета «w
((Г) Институт литературы юл. Я.Куналы АН БССР, 1989
. -""-»л
'■■•'/■' (ЛШ1 ХАРЛШИ1США РАБОТЫ
Актуальность исследования. Место и роль белорусского рома-совремошгсм литературном процессе весьма трудно определить анализа произведений народного писателя БССР И.П.Шемякина. В его творчество ярко проявились обвив закономерности, тенденции развития современной совот-лгой романистики, её сложные поиски, достижения и просчёта.
Становление творческой иш'.ивидуальности писателя, ого таланта происходило на плодотвор1шх гуманистических традищях советской литературы. На И.Шемякина как писателя наиболее ощутимое влияние'оказали национальные коласовские, чорновские традиции, -проявившиеся в творческой манере писателя, нередко сочетание (I конкретно-реалистические и лирико-рокантичоскяо способы изображения :шзни, в умении выявить в повседневно-битовом важнейшие черты народного 'характера, в переплетении национального, народного с общечеловеческим.
Шомямщ завоевал заслуженное признание читателя не' столько "закручешюстьп" своих сонетов, сколько умением заинтересовать остротой, злободневностью ставящихся в.произведения проблем, их , прочной связью с й-лзньл народа, умением сделать своих героев близкими каздому, ¡яо прикоснулся к их духовному миру.
Произведения белорусского романиста, со временем всё больше сочетает "конкретные социально-исторические проблемы с "вневре-меннши'* — тилосоаскшли, нравственными, психологическими проблемами1^. ■
Публицистическая насыщенность произведений Шагляжяна такхэ связана не только с дискуссионно» острой направленность» 'его романов, но и с целостностью писательского мировосприятия, его особенностями.
Потребовались годы проверки на прочность для некоторых ша-мякпкских произведений, дискуссионный характер которых породил 'множество разнообразных, порой весьма протазорзчигих толкований. Творчеству известного писателя посвяцеш многие работы белорусских. исследователей (В.Коваленко, А.Лысенко, С.Нзйхровича и др.).
* Гараикн Л.-Л. уилосо.^скпа искания в белорусской литаратз ре. — Ш.: Наука и техника, 1£Ш, — С. 177.
3
Несмотря на то, что ¡¡роза Шамякина в общей достаточно изучена, его романное творчество специально не рассматривалось. В связи с зтим исслодог-аиио проблем романистики крупного прозаика становится насущной задачей литературоведения. Ко реиешю будет способствовать болоо широкому раскрытию путей становления современного белорусского романа, его жанрово-стилевых особенностей.
Исходя из этого, в диссертации ставятся следующие задает:
1. Расхить то традиции,-ту почву, на которых i-jpaстало романное творчество Шамякши.
2. Исследовать становление романа как жанра в творчестве .-Шамякши, показать его слоообразие.
3. Рассмотреть рошшюе творчество Шамякина в контексте всесаозного литературного процесса,.
Методологической основой исследования являются теоретическое даследаа-классиков .марксизма-ленинизма, програышые доку. менты ЦК КПСС, материалы ГО.II съезда-КПСС, теоретические работа по эстотщ.е и литературоведению.-
Научная ¡цодизнд. В диссертации впервые предпринимается попытка системного исторакр-теоретичэского исследования романного творчества И.Шаляпина.'
Теоретцчаока^ ц практическая значимость. Теоретические выводы а наблюдения, содержащиеся п работе, будут способствовать • боже глубокому осмыслению проблем современного советского романа, а таквд творчества известного белорусского писателя. Основное положения и выводы диссертации, кроме того, могут быть использованы' преподавателями и студентами филологических факультетов вузов, учителящ-филологащ Е шко®.
Апробапи^ работу, Диссертация в полном объеме обе узда лась на заседании отдела 'современной белорусской литературы и критики Института литературы имени Ялки Купали АН ЕССР. Основные выводы работа апробировались на III республиканской конференции "Региональгод особенности восточнославянских, языков, литератур, фольклора и метода их изучения" (г.Гомель, 1985г.), на конференция молодых учёных "Актуальные проблема теории и истории литературы.. К 40-летию Победа в Великой Отечественной войне" (Киев, 1985г.), на научно-практических.конференциях Мозырского педагогического г статута имени И.К.КругЬкой по итогам работы за 1987, I 38, 1589гг.
Список, опубляковагошх по темо исследования статей приводится в конце реферата.
СТРУКТУРА И СОДЕРШ№ РАБОТЫ
Диссертация состоит из введения, двух глзв, заключения и списка использоваиной литературы.
Во введении обосноанюотся паНор, актуальность, научная новизна теш, выявляется степень изученности проблей», определяются цели и задачи исследования.
В первой глава "Становление Шамякши-рекшшета" раскрывается те традиции, на которкзе вырастало творчество йиетюш, и в первую очередь традиции Я.Коласа я КЛоркого.
Они ярш пролрляотся в характере повествопаккя, хронологической собвтзЯиоЯ упорядоченности, в социальной направленности произведении, в публицистической страстности, полемичное?:;, правда, т всегда орган надой в произведения;-: молодого писателя. Очевидна близость героев ии.откша коласовским героям: например, Карп ¡'.-¡аевезшй в "Глубоком точении" и дед Тэлаи в "Трясине". Их роднит глубокая народность, добор* к труду, к родной земле, ненависть к угнетателя?.;, вшивал^аяся 'поиачшу в инстияктивяо-стихийний протест, но со временем становящаяся всё более осознанно!:, воинственно беспощадной. Яемезевич в "Криницах" близок Лобановичу из трилогии "Па росстанях" своей сосредоточенности, четкостью кизисчноЗ позиция и какой-то особой, типично национальной скражость.'э и деликатностью интеллигента, выходца из крестьянской среды, впитавшего такие народные порты, как интерес к лэдям, пытливость угла, щедрость души. Но образам начинающего романиста еще не хватало той гозношюй достоверности и убедительности, той психологической поягокровиости и яесвденвостя, которую мы видиь; у Я.Коласа.
Правда, уде е началв творческого пути с;а~етостроени9 романов ;;.£аг,-якина становится своеобразным. Наследуя классические черты, екнет строится на неизведанных, порогдённнх новим временем явлениях, (фактах, становятся болов данаг/чнш, беллетристически заострепншг.
Народность, историзм, высокая художественность произведений КЛориого и Я.Коласа явились при!,юром дм многих романистов. Но уроки их творчества осознавались но сразу. Понадобилось ис-
5
питание кременем чорновских и коласовских традиций, побувдая)-1дих к неутомим".лу творческому поиску, избавляющему от стилистической однотс ности, от тематической "всеядности", воспитывающему смелость и раскованность мысли. Складывались такие наццо-налыше традиции белорусской прозы, как "интеллектуализм, суровый, порой жесткий аналитизм б изучении г.сизни и человеческой психологии"*. Бесспорно, что эти тенденции не могли не отразиться на творчестве И.Цамякина. Бот почему диссертант вступает в спор с исследователем А.Матрунёнком, который с излишней категоричностью высказывает миель о Шамякшю как приверженце "динамического" психологизма2. Эту склонность необходимо соотносить но только с традициями, но и с особенностями таланта писателя, его, по мнению диссёртанта, тяготением к исследование внутреннего мира героя через внешние 'проявления — поведение, поступг; речь, жест в т.д. Однако Л.Матруненок ьнсказываот спорную шоль об ограниченных возможностях динамического психологизма, "о сковывающем писателя сужении прямого изобракения внутренней яиз-на", ибо та первом плане у него — действие внешнее, а не внутреннее, т.е. об отсутствии самоанализа, игнорируя даке успешную попытку романиста в "Снежных зимах" проникнуть в будто бы "недоступную" для него сферу "внутреннего психологизма".
Время подтвердило злободневность а иасуъщую необходимость появлепгл такого произведения, как "Ах, Пихалина, Михалина", кс тсров' многие считали неудавшимся, а именно в нём ."^мяккн по сути дела стремился показать изнутри изменения б психологии нашего современника, переосмыслить боя его кизнь, которая соотносится с правдой, какой бы горькой она ни била. Время подтвердило, что писатель в "Снежных зимах" успешно преодолевал трудности внутреннего психологизма.
В рсмане "Сердце на ладони", с одной сторону, проявляется мастерство сшетостроенкя, событийного психологизма, как бы подводятся итоги предыдущих поисков в' рокадах "Глубокое тече-
1 Адамович А. Путь к большой прозе// Гопросв литературы. — 1971. — В 10. — С. 67.
" Мптрунёнак Л. 1Ыхалаг1чнв анализ у сучаенш белэруск1м плмаго. — Ын.: Иавука- ! тэхнпса, 1972.
• 6
ние", "В добрый чао", "Криницн", а, с другой стороны, открываются новые пути к постижению человеческого характера. Эта вторая сторона творчества И.Шамякина — его путь к синтезированно-сти романного мышления, к углублению внутрошгего психологизма, который уда довольно-таки явственно обозначился в ршане "Снежные зимы", — к сожаления, осталась вне поля зрения ряда критиков, которые исходили из общепринятого суждения о "динамичности" шамякинского психологизма, обращали внимание только на его внешнюю сторону. А между тем И.Шамякин чем дальше, тем глубже осмеливается "ковыряться" в дуто своих героев, отнюдь но ослабляя внимания к вненнему действия. Эта эволюция в романах И.Шемякина, начиная с первых произведении, широко прослеживается в диссертации.
Уже в "Глубоком течении" очевидна склонность писателя к реалистическому отображению действительности, стремление к слаженности психологических и бытовых реалий, к конкретности изображения жизни в военных условиях., В.Коваленко справедливо отмечает тесную связь партизанской борьбы в романе И.Шамякина с повседневностью, когда "боевые дела героев тесно переплетаются с бытовши и личными". "В такой позиции писателя выявлялся уже ноши принцип художественного изображения человека на войне. С образа борца снималась сдноплановость. В прозу человек входил весь, исчезало его раздвоение па солдата.и человека вообще"'®'.
В "Глубоком течении" рядом с приподнятой романтизацией под-ьига, свойственной литературе того временя, наблюдается стремление к эпичности, к жанровому укрупнению, которое проявляется п самой теме произведения, в последовательности событий, в поисках новых граней всенародного героизма, которые впоследствии окаяутся г центре внимания всей советской литературы.
"У~е одно то, что И.Шамякин, М.Лынькиз, И.Мелет и А.Кулако-вскиЯ взялись художественно осмыслить и философски обобщить события, непосредственными очевидцами которых спи нз были, свидетельствовало о существующей уке внутренне эстетической неудовлетворенности преимущественной событийностью содержания, позна-вательность» .на уровне простого, "бухгалтерского" суммирования
^ Каваленка В. 1ван Шамяк!н: Парне кыцця f творчасц!. — ГЛн. : Народная «света, 1980. — 0 . 28.
7
фактов". . В годы послевоенного десятилетия, в условиях культа личности, литер;тура нередко игнорировала насущные проблемы и порой предпоч!. .'ала случайные. Произведения ;ке вышеуказанных писателей, отдавая дань прежней интерпретации героизма, прозвучали все т по-новому, предвосхищая облик литературы завтрашнего дня. Причем новаторство это зароздалось на прочной основе народных традиций, проявлялось в стремлении к тематической синтезиро-ванности и художественной психологической наполненности, которые свойственны произведениям Коласа, Чорного,. Зарецкого, Горецкого и других белорусских писателей. Разными'путями белорусские писатели шли к единой цели — актуальности проблематики и художественной целостности произведений, укрупненной психологизации образов в романе. Эта цель в наше время воплотилась в двух тенденциях, разных по стилевым качествам, объединенных общностью синтезированного мировосприятия, — тенденция к художественной условности и тенденция реалистического эпического развития событий. Обе они тесно соприкасаются, хотя иногда и противостоят друг другу. Возникающие ыевду наш храни несоответствия преодолимы, о чем свидетельствует классика — творчество Л.Толстого, М.Шолохова, Л.Леонова, А.Платонова, К.Чорного и .других писателей, тяготеющих к совокупности этих видов художественного воплощения действительности.
Дажг. в слоянейший лзриод расцвета культа личности и. "теории бесконфликтности" Ыамякин .продолжал идейно-художественные поиски. Его роман "В добрый час" с традиционной тематикой вызвал споры вследствие нетрадиционной трактовки положительного героя. Молодой председатель колхоза Лескове«, вчерашний воин, командир, в отличив от положительных героев "Глубокого течения", предстал как личность сложная, весьма противоречивая. Во времена трафаретного изображения отрицательных персонажей и положительных героев этот образ воспринимался большинством критиков настороженно.
Благодаря принципу постоянного развития характера Максима Лосковш сюжет в романе приобретает большую напряженность и динамичность. Путь начинающего председателя — в облюю/щи с людьми« в преодолении 'ообсотенннх недостатков, праобретвшш ис-
1 Коваленко В, Общность судеб и сердец. — Мн.: Наука и техника, 1985'. — С. 50.
тшшой партийной пршщипиальн'ости — труден и тернист. Этим образом намечались новые тенденции в развитии белорусского романа, "аО яровая неочерченность которого била связг 'а с общепринято:; схематичностью, упрощешгостья подхода к проблеме героя и
конфликта.
^••лкиау не все удалось в этом произведении. Попытка провести своего глазного героя через трудности духовного роста не увенчалась значительным успехом, хотя автор был на правильном пути. Дйксииу Лесшёцу, несдокойюму, ищущему, сомневающемуся и схяЗах&щся, не хватает порой духовной энергии, его нелегкий путь к самоусовершенствованию глубоко не раскрыт.
Стремление к многоплановости, свойственное многим произведен!;.^.! того вреиени, к тематической масштабности не могло компенсировать психологизм, духовность, без которых невозможно представить полноту реализма, основанного на глубине $илосо§-ско 1*1 и социальной.
Узе тогда е белорусской литературе встает неизбежная романная проблема — проблема эпического, которая решалась в творчестве лучшх прозаиков, особенно свегсо проявилась позже в произведения:: К.Лележа, К.Брыля, В.Быкова и др. Понятие эпического стало вымеряться не гневней масштабность» романного материала, а глубиной философского художественного проникновения в хизкь человека и общества.
После XX-го съезда КПСС у П.Самякина, как и у Я.Брыля, П.делена, стремление к правдивости и гшзненностя, к синтезу в белорусском романе лирического а эпического, объективного и субъективного проявляется весьма очевидно и остро.
3 центре романа "Криницы" П.Шемякина — вопроси коренного пересмотра принципов партийного руководства, назревшие проблема колхозного строительства, нравственного воспитания советского челосеча, воплоцениэ которых явилось но иллюстрационной схемой, не "хотографнрованиек", а истинным первоот1:рцт2ем дисаю-ля-социолэга и реалиста. "Криницы" по своему идейному, гражданскому накалу, несмотря на схогесть тематики, резко отличается от романа "В до Зрий час", ЕЕделялсь более принципиальней, конкретной постановкой вопроса о необходимости интенсивного осади-нек.л социально-эконшического и духовного по.лщиала обзостьа в борьбе с недсст„гками. "ем самым шянлялась повпиеннал актш.-
9
ность гражданской позиции писателя. Роман, как и предыдущие произведения, вызвал острые дискуссии, которие возникли но только по причине новизны, свежести материала, но и по причине необычности авторской интерпретации. .Уже тогда попытки критиков, пытавшихся свести произведения Шамякина к определенной канрово-структурной схеме, были безуспешны. Поэтика его романов никогда не была однообразной.В каждом последующем произведении многое отбывалось по-новому.
В "Криницах" Шамякин продолжает придерживаться принципа последовательности событий, такой же упорядоченности он подчиняет систему характеров.'Я все же при всей их непосредственности Б романе ощущается некоторая статичность, связанная скорее всего со стремлением писателя показать своих любимых героев как мопно лучшими, он как бы оберегает их от многих конфликтных ситуаций и бурного проявления чувств (Леиешевич, Данила Ндагонович и др.).
Публицистическая страстность Шамякина высвечивается в этом романе, как и в других его произведениях, прекде всего благодаря широте' и злободневности доставленных в нем проблем. Но здесь же обнаруживается и новая сторона — писатель стремится'.в "Криницах" избавиться от голого публицистического декларирования, пафоашх воззваний, призывов, икавших место в предыдущих романах. Это, на наш взгляд,ацугамо в слиянии публицистического и лирического в романе, в ненавязчивом, убедительном стремлении донести до читателя .богатейший семвояэтвский, философский смысл всего произведения — призыв к сохранению криниц народного мужества., мудрости и частоты.•
Шамякин использует приема публицистики и в плане "срывания масок": за пафосносгыо, нарочитой красивостью речи Бородки — симптомы бшро:фатизмэ, пустословия, показного "патриотизма, ложной душевности я простоты. Таким образом конкретнее выявляется и авторское отношение к происходящему. "Во всяком художественном произведении важнее, ценнее и всего убедительнее для читателя собственное отношение к жизни автора"-1-, —говорил Д.Толстой.' По его ке словам, успех художника достигается в результате синтеза субъективного и объективного, лирики и эпоса.
.'^ашшш, восприншавщий романную форму в ее объективном
т
' Литературное наследство. — 193Э. — К 37—38. —. С. 525.
то
проявлении, создающий привычные хроникально-эпические типы романа, ни избегает авторского самовыражения, лирических моментов. Ьто еще раз подтверждает своеобразие манеры г"чсателя, склонного к синтезированному способу отражения действительности, которая выразительно проявилась в пенталогии "Тревожное счастье". Несмотря на то, что жанровые критерии романной формы здесь не выдерживаются (перед нами — цикл повестей) это произведение интересно в смысле художнического поиска иймяккна-романиста. В "Тревожном счастье" писатель стремится преодолеть противоречие меяду присущей хроникально-эпической манере строгой объективностью и субъективно-лирическим способом художественного повествования. Как бы раскрепощаясь, писатель позволяет себе испробовать свои возмолшости и в том, и в другсы способах.
Проводя параллель мезду "Неповторимой весной" И.Шемякина и "Берегом любви" 0.Гончара, диссертант делает заключение, что романтизация даже в самом "романтическом" произведении Шамяка-на связана с личностнш миром его героев. Она вносит яркие краска лиричности, вдохновенности, воодушевления, Но эта лиричность и воодушевлённость резко отличается от "будто увеличенного в размерах" торжественного стиля Гон'чара, в некотором роде отвергающего реальные бытовые ощущения, создающего "напряаеннуо атмосферу" "неодолимой стихии страсти"1.
Описание быта у Иамякина входят в ткань сюжета и становится привычным, естественным. Битовые детали не изолированы от психологических, социальных, 1гравствзнннх проблем, а художест-вешю амбивалентны, многозначны по отношении к эсношому конфликту.
Поворот к ли чао пер езштсму, свойственный вое и советской литературе конца 50-х годов, в белорусской прозе особенно ярко очерчен в "Тревожном счастье" И.Ыамякина, в'повестях Б.Быкова н других писатолой. Родственность Повести "Огонь и снег" ¿1.Шемякина и "Хурзвляного крика" В.Быкова—в ах художественной целостности, правдивости изображения военных будней, в психологической достоверности характеров участников сражений.
И.Шамякин не стремится к последовательности изображения событий, как это было в "Глубоком течении". Он, благодаря днеь-никс.зой <?ормо, сосредоточивает внимание на от, .льных моментах
1 Фащенко В. Характеры и санации. — М.: О01 писатель, 198,2. — С, 63, 70.
боя, изображая его через внутренние переживания героев. Он вслед за Чорнш ориентируется на толстовский принцип, который, . по мнению И.Дюбайло, "оправдывает выделение из целостной панорамы отдельных эпизодов и моментов, как наиболее характерных и типических. Зто не батальная живопись, — говорит исследователь в отношении к произведениям Чорного, — а скорее всего психологизированный рассказ, реакция на события. Каздая сцена служит основной задачо: она помогает раскрыть внутренний нравственный фактор через психологию воинов'.
Героическое в повести'Приобретает многогранный характер: от высокого романтического порыва, что достоверно показано на образе Сена Песоцксго, до обыкновенного, ежедневного, ставшего привычным, ратного труда советских ладей. Писатель особое внимание заостряет.на тех истоках советского характера, которые обусловливают подвиг. Развенчивая ¡шзмэннуа сущность "кидалов-цаны", шамякин утверждает мысль, что там, где закрадываются ростки -карьеризма, безнравственности, моральной нечистоплотности, показного патриотизма — нэт места подвигу.
Шамякин предстает в своей повести как истинный мастер "я-форыа", объединив в ней тонкий психологизм в передаче обостренного внутреннего чувства человека в экстремальных военных условиях и строгий бличзский. аналитизм в конкретном изображзнии событий военного времени.
Автобиографические факты помогли писателю возобновить, запечатлеть в художественном произведенаа реальную картину казна. И ьоэ же "собственное шдошю чем-то сковывает творческий разках обобщающей масла.: Нодар® И.Шамякин, написав одну из самых глубоких и. правдивых автобиографических повестей "Огонь и снег" из цикла "Тревожное счастье", будто и не придал значения свое-од успеху, не захотел его уцепить, и в следующей повести "Поиски встречи" строк;лея вырваться из тесноватых параметров автобиографической связи событий, искал выходу новые сферы военной действительности, лично еыу незнакомые"^, — говорит В.Коваленко. Однако психологической достоверности, реальной, а но
* Дзюбайла П. Беларуси! раман аб Вялисай Айчыннай вайяе. — Мн,; Не^ука I тэхн1ка, 1964. —С. 27.
Каваленка В. Сыутныя колера вайны// Я1таратура 1 мастац-тва. 7980. 5 декября.
искусственной драматизации событии временами недостает "партизанским" повестям И.шамякина.
Ьато, будто компенсируя просчеты своего кропотливого труда, в последней части пенталогии ("мост") й.Шамякин смог более углубленно, чем в романе "В добрый час", раскрыть проблемы послевоенное жизни, повесть "¡.¡ост" показывает радости победы, героику послевоенного строительства, но в ней невидимо присутствует зловещая тень прошедшей войны. Особенно ярко это выявляется на образах Саши и Петра шенетовича, которые живыми вышли из пламени войны, но счастье их тяжелое, горькое, тревожное. '
драматизация — не исключительная особенность произведений И.икмякина. На ее путях развивалась белорусская проза того времени. Об этом свидетельствуют не только произведения И.Шемякина, но и "иодесская хроника" И.Мележа, повести Б.Быкова, романы И.Паумонко и- другие, в которых драматические коллизии связаны с духовными возможностями личности.
Повесть "мост" явилась своего рода творческим'итогом всех предыдущих исканий писателя на пути к жанровому единству. В ней заметно значительное углубление.реалистического социального анализа, возрастание публицистического накала путем конкретизации материала, проблематики произведения. Реалистически-бытовая основа повести при всей минорности повествования, оправдашюй изображением послевоенной .разруха* содер;;шт в себе глубокий оптимистический смысл, который, как считает диссертант, достигается писателем в связи с редкой, присущей ему особенностью: умением сохранить ларико-роцантичеокуга струю в стх-ого эпических яанрових параметрах. Оообый емко л прядает повести романтическая мечта Петра Шенетовича о строительстве моста, которая в сочетании с общим идейным пафосом становится символом непобедимости, жизнестойкости советского народа. Лирико-романтические начала отличаются своей естествешюстью и простотой, созвучностьа внутреннему состоянии угле возмужавших, много перемдааих героев, органично входят в идейно-тематическую, сшетно-кошозициоинуа структуру произведения,
12 второй главе "На путях худодествешюго синтеза" рассматривается новые аспекты эЕОлации романного творчества И. Шемякина, его обогащения как в идейно-теиатичес ш, так и сохвт-но-композиционнсм, яанрово-стилевоы отношении.
После романов "Глубокое течение", "В добрь- час", "Криници"
13 •
И.1юмякин почувствовал необходимость отступить от строго хронологического способа воспроизведения ;киз:ш. Роман "Сердце на ладони" отличается от предыдущих произведений новой сюжетно-ком-нозидиошюи организацией материала. динамика событий, основанная на присущем писатели умении согласовывать детектиьно-прик-лючопческие элементы с размеренно-хронологическим повествованием, приобретает особый смысл благодаря своеобразному иамякин-окому нововведению: ретроспекции, касающейся но тол^/.о отдельного образа, но и всей архитектоники романа. Картины прошедшей войны не только "вписываются" б современность, но занимают в ной достойное, а то и равноправное место, так как от того, насколько справедлива оценка прошлого, во многом-зависит дальнейшая судьба не только главных героев, но и судьба общечеловеческая. На этом основана художественная идея произведения. Не упрощая обстоятельств,■ .писатель ставит ряд проблем, касающихся вопросов воспитания, преемственности революционных традиций, отношения к .хтории. Ъ романе раскрывается романтика подвига, но подвига "тихого, неприметного, который совершается наедине со своей совестью" (О.Гончар),
Шашкин в овоём понимании героического опирается на оннт, выработанный народной этикой, на классическое наследие предше-сгваиииков. 0 высоты своего времени он.разоблачает"приспособленчество, карьеризм, "клевету.таких, как Кидала ("Огонь и снег"), Гукан ("Сердца на ладснк") и др, Бапроо об опасности для нашего общества "квдалоыцшш", "гуканоЕЩина" -г в центре внимания многих писателей. Об этом свидетельствует произведения В.Быкова, В.Распутина, а.Бондарева, в последнем романе которого ("Игра") он отавится с исключительной силой.
Писатель нё- ддеалигчрует своих любимых героев, он сознательно подчёркивает ах'обыкновенность, готовность исправить свои ошибка, прислушаться к голосу совести и руководствоваться только правдой ■
Углубление,героического начала в ■ произведениях Шаыяшш происходит шесте с углублением психологизма произведений по мере.их худонественного совершенствования,
В романе "Сердце на ладони" очевидна попытка многопланового сичтезЕ. эванного освоения действительности, которое выходит 1 рамки традиционного семейного, бытового ила уз!юпроизводст-
14
венного романа, ощущается желание отойти от жанровой схемы, ограничивающей движимую романную структуру.
диссертант приводит высказывания современных критиков о синтезе в литературе, делает заключение, что под этим понятием нередко подразумевается только тематическое разнообразие (город — деревня, война — современность) или использование целого комплекса художественных средств (сочетание объективного . и субъективного, динамического психологизма и формы "я-героя", внутреннего монолога и т.д.).
Однако "всякое художественное отбытие есть синтез. А синтез, как известно, не механическое соединение.нового со старым, а совершенно новая фаза в развитии, результат всего предыдущего процесса и начало нового"^, — отмечает Б.Ивашин.
Синтез, по мнению диссертанта, — не искусственное постижение Есех жанровых разновидностей, а наиболее целостный, широкий, приближенный к реальной действительности художественный охват жизни, когда выявляется обобщённо-философский взгляд, сочетающий в себе единство истории, современности и будущего. Синтез формы должен сочетаться с синтезом содержания. Это даётся романистам непросто, /влечение событийностью в "романе событий" и избыток чувств в "романе характеров" приводят к'композиционной диспропорции, "загромождению" произведения лишними сценами, рефлексиями, обеднению его ведущего идейно-тематического течения. Были сделаны справедливые замечания по поводу поверхностного освещения некоторых сфер жизни в романе "Сердце на ладони" (деревня, заводская комсомольская жизнь), где :лсатвль "отдаёт дань формально понятой многоплановости"2.
"Эпичность шамякинской прозы — не в панорамной широте и масштабности изображения жизненных явлений. Она правде всего в выразительной социальности, проблемно-полемической насыщенности произведений актуальным жизненным содержанием^, — отмечает
1 1вашын В. Адкриваць у жыцц1 новае, каыун!стычнае// Л1та-ратура 1 мастацтва. 1979. 30 ноября.
2 Беларуская савецкая проза: Раыан 1 алоЕосць. — Мн.; Навука 1 тзхшка, 197Х. — С. 385.
3 Лисенка А. 1ван шамяк1н// Стиль п1сьме н1ка. — Мн.: Навука 1 тэхн!ка, 1974. — С. 319.
15
А.Лысенко.
Нельзя не согласиться с тем, что романы Шемякина (по сравнению с "Незабываемыми днями" М.Лынькова, "минским направлением" И.Мележа, "Встретимся на баррикадах" П.Пестрака) более легальны, "внешне ограничены в пространстве и времени", ко зато * впуаренне достаточно "ёмки" в плане "отражения характерных осо-бенносто*; своего времени"^". Традиционная »орш романа с преобладанием "событиШого, динамичного" с:о:кета у иамякин^ как романиста приобретает новые грани, становится способной к интересным обновлениям в связи с обновлением самой жизни.
Хлнрово-стилеЕые особенности романа "Сердце на ладони", связанные с утверждением гуманистических принципов :чизни, проявляются в разных формах: от открыто призывного, пафосного воззвания до глубокой 'лиричности, от задушевности монологов-исповедей героев до конкретности, достоверности эпического повествования.
Роман 50 -60-х годов, сохраняя свои ориентацию на эпичность, ощущает тяготение к лиричности, к более полному самораскрытию личности, избавляется от излишней рационалистичности. Наблюдается переосмысление самих понятий лиризма и эпичности. Лирическое с присущим ему субъективным способом отображения действительности не отвергает, а, наоборот, ищет пути, связывающие его с эпической манерой повествования. Эпическое, в свою очередь, отказывается от своих "претензий" на всеохватность, масштабность, проявляется в подлинном историзме, философичности, открываадей литературе возможности подключения к общечеловеческим проблемам.
Диссертант считает, что П.шмякин в романе "Снежные зимы" добивается неподдельного единства эпического и лирического, событийного и интеллектуал''ного, хотя порой и не без художественных просчётов. Писатель раскрывает внутреннее состояние человека в наиболее слокный, драматический период его казни. Герои романа 11ван Антовок тяжело переживает то, что его досрочно отправляют на пенсию. Человека незаконно избавили от возможности принимать участие в общественной казни, приносить пользу людям. В Антошке как человеке социально активном протестует не личные, а гражданские чувства. Несправедливость тяжело ранит ветерана, заставляет гереосмяслить всэ спою гизнь, И сноеэ в романе по
* "ысенкь А. твак —гзьгяк1а/7 Стьль п1сьменньл. — С. 519.
16
способу перекрестного изображения рядом со сценами мирной жизни появляются сцены прошлой войны, объединенные насущной проблематикой: дальнейшей демократизацией общественной и духовной жизни советского человека.
диссертант в плане сравнения вновь обращается к роману О.Гончара "Берег любви". Ь центре этого прояэводения те же проблемы, что и у тттяа: -человека талантливого, мастера парусного дела, списывают о учебного судна на берег из-за болезней. аля него, Япиг.э, сроднившегося с морем и своими учениками, заманившими ему погибших сыновей, э""0 событие становится ' особо драматическим, унижающим достоинство человека, опустоиа-юппт душу.
Сходство' ситуации по отношений) ¡г обеим героям порождает а сходство корежив а ний. Смятеннее сосгслшш, диалектику чувств Антгаижа и Ягаича авторы передают через их монолога, внутреннюю речь, воспоминания и т.д. Разница лишь в том, что монологи ^гнича больше соответствуют лирико-рошнтачеекому романному течению "Берега любви". Б них, как и в монологах Антошжа, тяжелая намять войны, любовь к своему краю, к родному берегу, где, казалось бы,даже всё самое заурядное, бытовое излучает свет доброты и умиротворенности.
И всё же разница между атш двумя произведениями значительна: лирико-роыантический, приподнятый интоиационно-отиле-вои гон у Гончара и'эпически-спокойный у. иашкика, взволнованное, открытое авторское вмешательство в монологические разида-ления героев и почти кезакотнов, ненавязчивое личностное едино-низ автора с судьбой героя, усиленное желание О.Гончара показать лучшие стороны действительности и кощен'грация внкмания ¿¡.¿амякина на наиболее противоречивых её сторонах (новелла о духовной мощи древнего поэта-изгнанника Овидия, о героически погибшей лётчице, о её романтически-возвшенной сиэртя в "Береге любви", и новелла о трагедия матери, пот^ряшэй своих сыновей ,' рассказ об. их трагической гибели,'" терзающей сердце Антоши® • всю его жизнь, подчеркивающий его гражданскую обеспокоенность и боль в "общечеловеческих" масштабах]. ,
Б "Снежных зимах" писатель отступает от отбытой публицистичности, героико-романтического пафоса. Романтика' здесь находит совершенно иное проявление. Антокок, который в жизни вевг-
17
да старался избегать излишней восторженности, в душе всегда оставался романт"ком, человеком, живущим не столько умом, сколько эмоциями, сердцем. Романтика же тоже является признаком человеческой неординарности, духовности, гражданственности.
Сосредоточив внимание на одном герое, человеке цельном, мыслящем категориями общегосударственного масштаба, Шамякин су мел раскрыть проблемы нынешнего века, колоссальные достижения научно-технического прогресса и.вместе с тем его некоторые морально-этические издержки., Антошок но просто перекивает несправедливость, он борется, действует, и в процессе этой борьбы отчётливо выступают не только все его личные достоинства и недостатки, но и проявляется сущность других ладей, превде всего его антиподов: Будыки, Клегшёва и др. Отсюда многопроблемность романа, несмотря на кажущуюся внешнюю камерность.
Через всю жизнь бивший фронтовик Антошок проносит память о героическом прошлом, свои поступки сверяя с этой памятью. Он "уже не только вспоминает, он живёт прошлым, перекивая нередко в душе заново то, что происходило два десятилетия назад. Это позволяет писателю обратиться к непосредственной пиксацин и ана лизу душевного состояния героя. Эта форма позволяет как нельзя лучше пиказать сомнения, противоречия героя, выбор им своей жизненной позиции, тактики и стратегии"1.
Роман-исповедь "Снежные зимы" (так его называет В.ьфевич)
— во многом новаторское произведение, особенно в плане жанрового обновления самого понятия "исповедь". Антонак в своем самооткровении мало поход на уязвленного себялюбца, разочарованного несчастливца или отчаявшегося борца-одиночку. íiro разговор "наедине со всеми" свидетельствует о жизнестойкости, выносливости его характера, способного противостоять любым, самым неблагоприятным обстоятельствам, о верности своим убеждениям, долгу.
Цдейно-тештичесние и жанрово-с тилевыв особенности "Снек-яых зим" нашли своё развитие в романе "Атланты и кариатиды". Ьдесь также углубление психологического, социа-чьного анализа можно проследить на судьбе главного герои — архитектора .Макси-
í Дзюбайла И. Крни 1ца творчасц! — сучзсаастз»// ÜawntiH 1. обор тверау: У 6-ц! т. — Нн.: г.1ает. яй-аратура, it'77. — 'Г. I.
— С. 13.
ма Карнача. икшглкин ворся себе, продолжает работать в русло проблемного романа, показывая, как социально-экономическое, морально-этическое, политическое преломляется в ежедневном биту. Как и "Сне;кные зимы", роман "Атланты и.кариатиды" свидетельствует о бесспорном успехе писателя в поисках совромзнного положительного героя. Самоанализ, раздутая приводят Максима Карпача, как и ¡¡вана Антоника, к активному действия, выявляя ого гражданскую принципиальность, бескомпромиссность в борьбо за свой проект будущего города, выявляя сучиость героя и в общественных, служебных, и д семейго-бытовых отнпеяиях. Сдает романа становится более динамичным, остроконфликтннм в связи с активностью главного героя. Напряженность ситуации повышает напряженность ¡.гасли.
Как и в "Снелшых зимах", добросовестный, самоотверженный труд является в "Атлантах и кариатидах" важным элементом. Сцены, связанные с ним, глубоко поэтичны, проникн'овенно-лиричнн. Отношением к труду измеряется в романе духовный уровень героев. ТРУД — категория не только социальная, но и нравствешшя.
3 романе ощущаются те новые тенденции, которые свойственны всей советской литературе нашего времена — резкий поворот к нравственным исканиям, к разоблачению явлений и фактов бездуховности, современного мещанства.
В сравнительном плане диссертант обращается к.роданам "Грядущему веку" Г.&аркова, "¡Лалфвйная гора" братьев Дя'ргела, "Следователь" А.¿зла, "Повелитель очага Ашгглвис" В.Лама и др.
В романе "Ьозьму твою боль" в центре ьниманля также один герой, но "субъективность" романной формы лишена здесь лириза-циа, она более драматизирована. ¿то произкзден.че более минорного и вместе с тем более публицистического плана, что проявляется не только в монологах Ивана Батрака, его ^вступлениях парод товарищами на собрания, но и в -глубоком подтексте произведена« — человек, потерявший детство, не будет счастливым никогда. Драматизм содержания в романе приобретает напрлкедность и силу, свойственную произведениям сценического плана. 1&) не видим исполнителей, яо чувствуем каздоо ах дашшие, каздуа паузу в разговоре, когда за обндеютш заботами выявляется тот глубинный подтекст, который достигается п результате неустанней дусзвноЗ рабой.
Локализируя конфликт, сосредоточивая внимание на судьбе одной семьи, Ша..шкин более успешно преодолевает гглеградн, вставшие перед лш. в предщууях произведениях. почти все события в романе, за исключением, пожалуй, истории неудачной любви парторга Забавского, связаны с болью Ивана Батрака, что, несомненно, способствует углублению, психологическому наполнению образа. Даже на первый взгляд "липшие" сцснн в прокуратуре внутренне подключены к.идейно-смысловому содержанию романа, наполненного глубоким философом»! раздумьем о несовместимости человечного и бесчеловечного, о проблеме, которая на каждом новом этапе решается по-новому, подтверждается животрепещущими жизненными примерами, но остается по-прежнему острой. Авторская позиция в этом романе выявляется изнутри, она не так открыта,как е предыдущих произведениях, но ощутима намного сильнее, благодаря именно этому внутреннему пафосу.
Проблема памяти, остро поставленная в романах "Сердце на ладони", "Онелшне зимы", "Атланты и кариатиды", "Возьму твою боль", решается и в романе "Нетргарад—Брест". Здесь тема Великого Октября приобретает современное звучание и преемственную связь с темой Великой Отечественной войны.
Шамякин творчески использует в романе достижения советской Леншшаны, воплощая бессмертный образ еогдя.
Главная особешюоть романа "Петроград—Брест" как исторического — насыщенная документальность,.зрелая социальная, философская позиция писателя. Роман свидетельствовал о том, что и на историческом материале мокко создавать произведения современного звучания.
В заключении диссертант делает обобщения и выводы, .йвкяккн никогда не стремился к крайней объективизации и канонизации романной формы. Она у него свободна, лишена однообразия, движима, как сама жизнь. Некоторые события воспринимаются сами« автором (лирические отступления в "Неповторимой }еско") или главным героем (внутренние монологов "Снежных зима с" и романе- "Воз: ¡•у твою боль"), чаще изображение событий полностью объективировано, используется форма вдумчивого спокойного эпического повествования.
Писатель способен всё время по.адете'лаать интерес читателя средоТЕ-амк .приватизации,- дшшмикн. салата ¡1 вместе с тем — глу-
20
боной психологизацией б раскрытии характеров. Этим объясняется большая популярность произведений Шамякина.
Стремление .к совершенствовании писательского мастерства проявляется сегодня, по мнению диссертанта, в неустанном поиске художественного синтеза. Произведения И.Шамякина — интереснейшая |,-азновидность романной формн. Это жанр эпического социально-бытового романа/эпичность и социальность которого в результате постоянной движимости приобретают всё новые качества.
Но теме диссертации опубликованы следующие статьи:
1. Осмысление народного подвига в творчестве Ивана Шамякина// Весц! АН БССР. — Iä86. — !Ь 2. — 0,7 п.л. IIa белорусском языке.
2. Тема Великой Отечественной войны в творчестве Ивана Шамякина// Лдяиське л1тературознавс,тво. — 1986. — № I. — 0,5 п.л. На украинском языке.
3. Романы И.Л.Ыамякша: на пути к синтезу// Весц! АН БССР. — 1987. — й I. — 0,7 п.л. На белорусском языке.
4. Региональные особенности прозы Шамякина// Региональные особенности восточнославянских языков., литератур, фольклора и методы их изучения: Тезисы докладов и сообщений. — Гомель, 1985. — 0,2 п.л.
На правах рукописи
Дашкевич Галина Николаевна
ПРОБЛШЫ РОйАННОГО ТВОРЧЕСТВА-ИВАНА 1ШЯКИНА
Специальность: 10.01.02 — советская шюгонациональная
литература
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Подписано в печать Ю.10.89 Бумага тип. й I
Усл. п.л.1,16. Уч.-изд.л.1,25.
Тираж 100 ' Заказ £381
Формат 60 х Ь4/16 Офсетная печать
Бесплатно
Ордена Дружбы народов Институт литературы им. Д.Купала Ali БССР. 220072, Минск, Ленинский проспект, 66. Отпечатано на ротапринте ЦйБ АН БССР. ¿20601, лишек, ул. Сурганова, 15. •