автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Проблемы типизации и индивидуализации в публицистике Туркменистана (70-80 годы)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Коротких, Ирина Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ашгабад
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Проблемы типизации и индивидуализации в публицистике Туркменистана (70-80 годы)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы типизации и индивидуализации в публицистике Туркменистана (70-80 годы)"

РГ6 од

QjjffiCTfOT ЛИТЕРАТУРЬГ нм.МАГТЫУЯУЛЫ АН ИРКЖШСТЛНА

На оравах рукописи

КОРОТКИХ Иршга Анатольевна

проблемы типизации и тдавдшмавди

В ПУБЛИЦИСТИКЕ ТУРИЛШИСТАНА. -(70-80 годы)

Специальность: 10.01.02 - Туркменская литература

Автореферат

диссертации на соискание ученой стеотзня ■ кандидата фиЛолотиче erare наук

н'вггюат -

Работа выполнена в Институте литературы ш.Магтнмгулн АН Туркменистана-.

Научный руководитель - доктор филологических наук А.О.Ораэов

Официальные огаюненги: доктор филологических наук Л .Народов

кандидат филологических наук А.Р.Оразов

Идущая "организация - Центр "Билим"Туркыенского государственного университета им.Магтшгули

ар /ъ^

Защита состоится 11 г. в /с/ " часов на за-

седании специализированного совета по защите диссертаций на соискание ученой-степени доктора наук в Институте литератури иы.Маг-тимгулы ЛИ Туркменистана. Адрес: 744000, г.Ашгабат, центр, ул.Го-голяДб. - ■

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке АН Туркменистана / Ашгабат, Гоголя, 15 /.

Автореферат разослан 1933

Учений секретарь спвциализцровангюго совета,

доктор филологических наук •■ Б.ШЩЯЗОБ

0П11ЛЯ 'ХЛРЛ1СТВРКСТИЕА РЛБОШ

Актуальность теш. Процесс социально-экономического развнгтл сгршпг бсг/шл з принципиально новую фазу., Корекнне преобразовался происходят зо всех сферах общественной ¡газик, во всех соикатагапс . структурах. Одна из таких ватаейшЕХ структур, в которой'простерт: перецени революционного характера, - система средств массовой ' п:-' форкацап, з частности публицистика. ■ ■ " .

В период преобразований возрастает интерес общества к личности человека, к его потенциальным творческет возмаглостлч. Публта:-стлгл призвана отразить гаяереп характеров, составляющих' • в совокупности социальный портрет народа. Чем выразительней я рельефней образы героев, тем полнее :т эффективнее раскрыт;; физичесгле- н т-теЬлектуальшга способности человек в очерках, тем сильнее влияшш публицистики па общественное сознаниев ■ .

Задача луо'лпщегов Туркменистана - активно вклэчцть человека в производственные процессы, сделать его не на словах, а на дело хозяином производства, всей экономической яизпи» Время поставило труненика в центр общественного вникания,' сформулировав устойчивый и долговременный социальный запрос ¡га личность, на яркую индивидуальность. •

В этой связи с особой острот! вегаог вопрос о совершенствов-1--нвп методов творчества публицистов. Публицистика постоянно совершенствуется, атраная изменения в общество. Осмысленно с-о современного опыта - одна из задач теория литературы, там болоо, что это? опыт особенно актшзно обогащается ¡тенно з сферо методов творчества. Публицистика синтезирует .теоретические ызтоди исследования способы худо?.е с тз енко го отображения'дойстгштальпостл. Этот процесс сштеза особенно явственен в том, как осуществляется типизация я индивидуализация в очерке. ...''".■

Учитывая закономерности употребления методов типизации я индивидуализации в зублпцпстпчо ском творчество вообще, автор пцтаог-ся, в частности, выявить своеобразие ¡¡х использования в портретЕтгх очерках .журналистов 'республики. Эта потребность проявляется в тс.:, что-на качественно новый уровень,-•соотвегствугний современной стадия развитая, 'должна быть поднята деятельность публпшетов

идоаш.. ^баяцпстака .как синтез социального и худоглспгзшшго обретает, особое значение, сочетая в своем ездерзашп шасротнооть общезначимых проблем и до кумектзды: о о ть ситуации с образностью изложения материала, что дает возможность максимального воздействия 'на читателя,' позволяет активизировать.личность в соответствии с за-'дачами общества на данном этапе.

• Объект.' предмет к 'патов исследования. Объектом изучения являются периодические издания Туркменистана "Совет эдебияты", "Эдеби-Я1 ве сз?нга'т", "Ашхабад" за 1970-1380 гг., а такав сборники очерков,-вишедшо как в российских; так и туркменских издательствах.

Предметом исследования служат опубликованные в этих .изданиях материала на туриленсксм и русском языках, вышедшие в форме портретного -очерка. Назвашпй период позволяет обеспечить анализ закономерностей в применении основополагающих принципов типизации и индивидуализации в портретном очерке на данном зтапе развития публицистического творчества.

. Состояние- научной тазшОотки проблемы. Современный'портретный очерк Туркменистана не бил еще темой самостоятельного научного изучения. Проблемами художественного очерка, наряду с исследованием иных ганров, в республике в разное время и о разной степенью углубленности занимались Ы.Бордаков, Э.Иианкулиев, А.Кекилов, У.Аб-дуллаов, Р.Редаэлов, Д^.Дллаков, К.Аиангельдыева.

Наибольший' интерес из'публикаций упомянутых авторов представляют работы Ш.Бордаакова, Э.Иааякулиева и К.Амангельдыевой. Кандидатские диссертации некоторых из них посвящены художественно? публицистике. В работе Ш.Бордаакова "Печать и эдейно-политическое воспитание масс" в историческом плане рассматривается своеобразие возникновения и становления очеркового кайра в процессе развития туркменской литературы и публицистики. Автор анализирует очерки 20-60-х годов, акцентируя внимание на произведениях, оставивши, .по его мнения, определенный след в развитии публицистического :.сан-ра. ;-'■'_■.

В исследовании .Э.йпанкулкева "Проблемы' очерковой литературы"2 основное внимание уделяется вопросу теоретического обоснования эле-центов художественности в очерка. Автор аргументированно подходит

1 ' * * '

■"•Бордкаков Ш. «Печать и ндейно-податичеокое воспитание масс. М.: Мысль, 1960.

2 " ' • '•','•■

И ш а н г у л ц о в Э. Очерк эдебиятынын проблемдары. Аз-габат: ЬЬшм, 1974. ' • - . *

о

к проблеме жанрового многообразия, разделяя художественно- 'п худо-кественно-публицвсппоские произведения.

Классификации туркменской публицистики, этапам ео развития посвящена диссертация К.Лкаш'ельдцевоД-'-. /азтор исслодует пути возникновения к развития худояесгвешой публицистики, а такзе роль этого яанра литературы в отображении действительности. Работа представляет большой научный интерес в плане систематизации художественно" публицистики, исторического осмысления ео роли в развитии литора- ' турного процесса Туркменистана.

Следует отметить, что rat одна из названных работ по затрагивает истодологичосювс проблем создаш;я образов, ни в одной из диссертаций из общего гянрового многообразия по вкцелиогся портрзтнн,'? очерк.

Ц"лз. п задачи исол.едованщ. Зое вьтюизлогконное обусловило ¡(¿иг, данной работу;

- вдавить особенности вдвгепешх методов типизация и пшетгду-алкзашн н портретных очерках публицистов Туретенистапа;

- определить наиболее часто вгтрячаядпесд недоработки • в использовании лютодо:;- типизации и кйиккусл-изащги ири моделировании нубхздяегкческих образов;

- наметить пути устранения подобии:;: недостатков,рекомендовать более UbTpojnîi; набор различию: способов л средств типизации и индивидуализации в создании портретов еовременшпг.ол.

Методология ir уст-глнгкп исследования. Методологической основой исследования'ярляэтея некоторое из поло.т.е:п;;5 шрхсисгсжй эстетики, трудп видки:: литературоведов, касающиеся проблем художественного очзрш.

дня определения спсцкЗшу: создания цублицистичсского образа автор обращается г. шугам, где гдоэятом изучения является полово:-:: оилосоупп, психологи; к социологии,

Б последовoïlih применен кохплоксякй подход г. ипута.-гиа методики!, используемся кри соидаагл образг.-тдпа з портрэтяом спорно.

Научися човпзнл диссертационного ;;сследова;г;:д состоит з тс«, что автора" ктерзко предярпакасгсл кошта: научного подхода :: проблеме нспользов.ипи оенопонолагаглпх методе:: •"•орчества - типизации и шетккуалдсацпи :> создагап: образов-типов гга пр:г:сро nyî-лпц:;ст::ческпх'"гторпало* писателе:; и лурналпетоп Туркменистана.

' х Â м а н г е л ь д ¡: с в а К.. Огаасвлсяг.:» :: т/у:-

!.:о::сго;: куг.охзстсгг»?. публнцзстлп:: Лигозсу.дгс. ...у-х-'л.ъхг.эл.

е

Осуществление радикальной экономической реформы потребовало значительной перестройка форм и методов работы печати. Соискатель на основа опита публицистов республики стремятся проанализировать новые'тенденции в использовании методов типизации и ивдивидуализа-щш в построении портретных очзрков.

Практическое значение диссертация. Данное исследование ыоает быть рекомендовано курналистаы газет, радио и телевидения для практического использования при работе над Каиром портретного очерка,а также для разработки учебных пособий по истории туркменской литература, ' журналистике.

Аггообатотя работы осуществлена на заседании отдела современной туркменской литературы Института литературы им.Магтымгулы АН Туркменистана. Основные положения и выводи исследования рассмотрены на заседаниях названного отдела.

Результаты работы также докладывались диссертантом на нескольких научных конференциях, проводимых Институтом литературы АН Туркменистана (Г985, 1987 гг.), на научно-практической конференции "Советская журналистика в 1988 году. Проблемы объективности печати .телевидения и радио в условиях перестройки" (Москва, 1989).

Главные положения диссертации изложены в виде отдельных статей объемом более 3 п.л.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии {/¿3 страниц машинописного текста). •

Во введении очерчивается круг проблем, опредэляемшс_ целью данного исследования, обосновывается научная актуальность темати- . ки, определяется возросшая роль публицистики в настоящее время.Отмечается повышенный интерес общества к личности человека,:: его потенциальным творческим возможностям, которые отражаются в художественной публицистике.

Публицистику определяют как род произведений, посвященных актуальным вопросам и явлениям текущей еизни общества и'содержащих фактические дашшо о различных-ее .сторонах, оценки-с точки зрения социального идеала автора. Публицистика содействует-формированию общественного мнения, взгляда, служит острым орудием идейной борьбы. '.-"•-..

Работ, посвященных современному.очерку, довольно много-. Но,

" ^Аыпилов В. - Совремешшй газетный очерк. Минск, 1972; Г л у ш к о в И. Очерковые формы.в советской литература. Ростов, 1939; Иванова Jt. О гарзтнеел очзтав //■ Советская печать.

г

к сожалению, на сегодняшний день нет завершенного общепринятого определения жанра. Однако практически все исследователи сходятся- на том, что в такой же степени, как и худолшствойность, очерку присуща публицистичность.

Отметим, что в научных работах нет концепции специфики портретного очерка, хотя многие из исследований* посвящены разработке . образов современников з публицистике.

Создание публицистического произведения делят на три этапа: ' формирование замысла, изучение объекта и изложение материала. Мва-ду ними нот четких границ и элементы одного этапа творчества . присутствуют л другой. Основополагающими в гладом из трех этапоз процесса являются общеметопологические принципы типизации и индивидуализации.

I Круг работ, посвященных принципам типизация, довольно шпрок^. Но, на наш взгляд, в них недостаточно выявляется значение социологического, психологического и художественного факторов в процессо типизации. По сути рассматривается только'один признак: документальность, отличающая худозюстввнпо-лублицистичоскую1 типизация от художественной. Мало обращается внимания на разработку тезиса о социальном типе, о прянадледиости человека к определенной социальной группе. Практически отсутствует труды, раскрывающие спенп$и:су создания национальных типов. И;,кию поэтому сейчас острее ощущается потребность в исследованиях, которые бы в- определенной степени питались подойти- к разреяеши) этих вопросов.

Первая глава "Критерии типизации в публицистике. Типология образов в современном очерке Туркменистана" носит теоретически-практический характер.

2анр очерка выделяется среди других публицистических жанров не только особи.! предметом (человек, человековедение), но и спосо-

1960. 9; К и я к и ц а А. О специфика газетного очерка. Искусство публицистики. Алма-Ата, 1968; Крик у. нов Ю. Проблем» характера в современном очерке. Алма-Ата, 19о7; Прохоров К. Искусство публицистики: размышления и разборы. М., 19В4 а др.

^ Б а р м а и » '/ л о в М. Образ современника в очерковой литературе. М., 1965; Беневоленская Т. Погйчзот современника. Очеюк в газете. М., 1983,* 2 у р б и н а Е. Искусство очерка. М., 1957; Калашникова М. Герой современного очерка. М., 1975 я др.

2 Ь ар м а а к у л о в М. Типизация в сощземэнном сгерм// Вестник МГУ. Серия II: луркалкстика. 1263. & 5; К о. л о с о в Ь. -Проблемы типического в очемо. Алма-Ата, 19С2; С т в ф л я о в а .*/. Образнее р&сурси в публицистике. М.р

ь

бш обработки фактов, манерой повествования, которые предполагает: художественное воплощение лиц и событий, рассказ о низни при помощи писательских средств художественного слова.

В основе способа создания образа человека в портретном очерке лежит единство художественного, публицистического и научного методов. Искусственно отрывать в очерке художественность от публицистичности-- значит размывать сами устои, границы жанра,лишать его глав-^ ного признака.

Одним из основных законов творчества является типизация. "Без' типизации нет творчества", - писал. В.Г.Белинский1. Однако ггримене-ние методов -типизации и шдашидуаллзащга в художественном творчестве заметно отличается от публицистики.

Руководствуясь конкретной доля киго-здеологича слой задачей,публицист мртоды научного познания и образного отображения действительности интерпретирует в методы публицистики, сообразуясь с ее особой ролью.

■Рассмотрение метода типизации образов в публицистике невозможно без -использования основополагающих принципов теории литература, а таге-;:е основных положений теории личности в философии, психологии, социологии.

Лаконичное определение реалистических принципов типизации в литературоведении принадлежит А..С.Пушкину: "Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах - вот чего требует наш ум от драматического писателя'"*1.

Выделяет"три закона типизации: I) создание типических характеров (отражение в типе концепции личности, ее социальных устремлений); 2) анализ типических обстоятельств (реальных, политических, экономических отношений, противоречий, конфликтов); 3) правдоподобность описаний обстоятельств хнзнй, бита, экономических и правовых отношений (фактор объективности обстоятельств и субъективизма изображения).

Применительно к литературе в свое время общепризнанным било положение о типическом как .среднеарифметическом.- Л.Ревякин в фундаментальном т^уде о проблемах типизации в -художественной литературе подчеркивал, что "социальный тип характеризуется не.-личностными ка-

1 Б ел и я с к и 1 В. Т.' Полн.'собр.соч. I!., 1953. Т.3.0.53.

2 П у ш к и н А. С... Поли,собр.соч. М., 1955. Т.5. С.160.

чествами отдельных лиц, а свойствами сущестЕешгнмп, главгшми, о о-i'i и м и (курсив мой. - И.' К.) дня зсех людей"1.

В настоящее время иод тшгачоским понимается не то, что каибо-лео часто встречается, а то, что с нанбольпей полнотой воплощает явление, образ. Это положение распространяется и на ]1ублцщ1стшсу.

Рассмотрим понятие "типическое" в iiayixix, где предметом изучения является человек.

В общенаучно:-; смысле "типизация - ито специфический тсоретиче-ciсии: процесс научного познания, выступающий в виде логической сйто-рацш* соотнесения признаков изучаемого объекта о теоретически,ш моделями, отразающими объективное содержание понятая т>ша в' данной пауке"^.

В философии понятно типа восходит к диалектике понятий всеобщего единичного, особенного. Учет дкалекгип; единичного, особенного' и всеобщего для способа типизации имеет основополагающее значение. Публицисту необходимо уметь выявить из ряда родственных едн-ничных явлений то, что наиболее ¡хаяно и ярко характеризует наблюдаемую группу явлений. •

Каждое общество дает множество типов личностей, отрагоюгугх различие социальных условий, состоящих из классовых и внутриклассовых структурных образований, иацненашшх особенностей, прорессиональ-шх занятий.

Отмечая общность'методологического положения о социальном типе, как представителе определенной социальной хрупни, подчеркнем неправомерность полного отождествления общосоциояогическпх методов типизации с собственно' эстетическим подходом к проблема типизации.

Художественное воплощенно образов ставит пород публицистом сложную задачу зримого, чувственно-осязаемого отображения всех деталей жизни, в которых действует горой: его биографии, портрета, внутренних психологических мотивов его поступков.

Типический характер в литературе пирззаа? устоявшЯся социальная тип эпохи. Публицистика ке oiptiraoT процесс становления определенного типа, вбирающего противоречия данного зремега.

Вэщп как материализованный результат человеческого труда, гл.".

1 Р о в я- к к « Л. Пэоблома типического в художестве ;moit литературе. iM.: Советский писатель, 1959. С.70. ?

Лебедев Б. Исторические фогт; социалыгя: личности. Ai., 1986. С.б.

so

продукт ■толовеческой культуры, становятся "героями" портретных очерков наряду с человеком.

Факт такхе относится к элемента-.! типизации. Публицистический факт - синтез ряда однородных, фактов; только тогда он является типическим, когда правильно отображает целил ряд повторных явлений действительности в одном явлении. Типически в публицистике становится не только принцип отбора фактоз, но и аналитический подход к изображаемому явлению.

Выборность из множества фактов наиболее типичных, компановка их составляет определенную ситуацию, позволяющую выявить характер-пне черти личности. Жизненные ситуации должны сохранять достоверность конкретного наблюдения и одновременно отражать черти всеобщего. В основе изображения обстоятельств в публицистике преобладает социальной взгляд, но социальность переплетается с конкретной действительностью, с художественной образностью.

Отглотни, что спаянность образа, обстоятельств и ситуации является-характерной особенностью публицистической типизации.

Способы типизации при создании типического художественного образа предполагаем отбор наиболее выразительных, замечательных,интересных для воспроизводимой общественной среды отдельных характеров и явлений.

В данном случае публицистика и литература родственны. Публицист вшнграет яркие характеры, но писатель путем воплощения отдельного типического характера лишь как основы образа обогащает его материалами дополнительных'наблюдении, создавая собирательный тип.

Публии,нет ограничен-рамками документальности. Поэтому наиболее распространенный способ типизации в ir/блицистике - создание положительного образа на основе правдивой передачи мыслей, поступков н действий реального, взятого из жизни человека.

Анализ портретных очерков, созданных публицистами Туркменистана, позволяет говорить с некоторых закономерностях в применении методов типизации на стадии ссора фактов. .

Если в материалах "центральной" прессы 70-8й-х- годов кашли отражение изменения в среде рабочего класса, связанные с разработкой И внесением достшенщ? научно-технотеской рсволпции, показаны об-разн рабочих, сочатшцих высокий уровень знаний q . професеиоаалыюй грамотностью, то' для материалов публицистов республики.подобный тшт рабочего не характерен. Это связано с объективными причинами, уровнем социально-экономического развития края, предопределивши чеиа.-тику я направленность очеркового материала, наметившим профессию-

атональный состав героев публикаций. Из проанализированных' опорков 29 процентов посвящено газовикам и пефтлтакам, 23 процента - строителям Каракумского калача, 32 процента - хлопкоробам, ? процентов - руководителям хозяйств и 0 процентов - чабанам, ксврок'цщам, шелководам, т.о. здесь ми сталкиваемся с принципом типизация по признаку цро$есс1К>нады1сй ди$ферзииэдии.

Характерной особзшюссгс? в зрженеяки .методе шгазациа является определенная социальная гаиравлоклаоть прототшхов: очерки ис-сшвяенн жмишитедьио передовикам производства.

Б публикация:: до 1835 г. отсутствую? характеры "середняков" или отстасщпх. Публицисты ксследуэт только положивший тип героя, Отрвдатзяьшс персоасаях патяглгурш и сдутат ''фоном" ддд пы-г явлеш'я полссхительных черт героев очерков.

< Подобная тезденция била характерна и для материалоь битах центральных издательств. Публицисты практически не обращались к тема "соредияка", хотя курналистсгля подложка помогла бы этим рабочим преодолеть стереотип в своей работе.

За'хоы автор излагает точи*, зрзцгл теоретиков публицистики по доводу пршацшов .типизации в очерковом какрэ.

Для публицистов Туркменистана характерен"способ тигг/зат.ш, лред-полагащй£ отображение ц очоргго образа, коэдеятрзрувг.его в со бе оп-рзделешшй тлл личности. Это иродоирэделяот обращение к типологическому 04-Зрку. '

Типологический оч?рх получил распространение при создании образа профессии я наиболее ярких ее яродсгааятолеЛ как в преявпязн-ностп, так и в сельском хозяйство.

Далее автор обращается к анализ;/" типологических очерков Р.?ой-даадаза "Буйсанчяы нкбал", Я.Морозова "Где яо растут деревья" и др. и приходит к выводу, что перенас1де:не материалов картинами рабочего процесса выявляет лишь трудовке, исполнительские качества данности, способствует излишней социализации образа.

О другой стороны, отсутствие огагеодов, раскргоавдих профессионализм, мастерство героя, приводит авторов к откровенным неудачам (очерки А.ОмаровоЙ."Ата кгсби", С.Ангатиева "Доврун татабн" я др.). На примере этих портретных очерков автор констатирует, что, лишая образ конкретного поступка, исключая из материала описание трудовой деятельности, выявляющей мастерство человека, публицист не способен создать паянокроаннй, характерный порсоиаж/ Личностные а со-циальнне качества героя могут быть зафиксированы только в конкретных эпизодах профессиональной далтолАостк.

А.

Обращаясь-к анализу типологического очерка Б.Халлыева "Оз шо;:.-лзни сач",-диссертант раскрывает составляющие рондения образов-типов. Автор говорит о трудностях, усугубляющихся экстремальными условиями. работы в.Каракумах, подробно воспроизводит процесс преодоления таковы*, показквая конечный результат рискованного эксперимента. Образы буровиков в портретном очерке Б.Халлыева - убедительны и, в основе своей, типичны, так как типичной становится судьба конкретной личности, если черты общественных групп, классов, нации в полной мере воплощаются в судьбе конкретного человека.

Большая группа портретных очерков публицистов Туркменистана посвящена руководителям хозяйств. Большинство материалов имеют ряд недостатков. Внимание читателей концентрируется на прошли,I героя, картины хозяйственного благополучия даны вне процессов конкретных' форм;и методов организационной деятельности. В иных очерках это не тип организатора, но тип исполнителя, стремящегося воздействовать своим примером.

.С развитием ИГР, прогрессивными демократическими преобразованиями меняются условия жизни, обретает новое качество характер человека. В руководителе ценными становятся такие черты, как новаторство, способность проявить организаторский талант, умение отладить трудовой процесс. Эти черты характера конкретной личности становятся типичными качесчшш руководителя сегодняшнего дня.

Классическим примером публицистического отображения типа нового руководителя является образ председателя колхоза К.Ахмедярова в очерке Р.Эсенбва "Башлык Керим-ага". Создавая образ председателя, прослеживая методы его работы, автор не ограничивается экономическими,, ахротехническими формами деятельности. Публицист отображает мыслительный процесс личности, вмдшвает внутреннюю сущность характера, показывает мотивы поступков 'героя очерка.

Далее диссертант приходит к выводу, что в анализируемых портретных очарках, время написания которых в большинстве случаев ограничивается 1985 годом, многие из перечисленных недостатков объясняются объектившащ-причинами: кшанодог-адаишетративнш управлением из Центра, полнейшей идеологизацией всех сфер и,отраслей деятельности, что, п свою очередь, порождало застойные явления в экономике и хозяйство республики, способствовало, в средствах массовой информации, в частности в художественной публицистика, укоренению стереотипа, отвечающего идеологическим требованиям системы.

В публикациях последних лёт нашли отражение' перемены в окоао-_' мике и политике. Образ" труженика все чаще исследуется в портретно-

УЗ

проблемном очерко, тогда как в материалах дореформенного периода отот тип очерка практически отсутствовал. Проблемность порой подменялась драматизмом рядовых ситуаций, неубедительной победой героя зад отрицательными явлениями. Многие материалы страдали неумением публицистов логически изложить факти, подчинить ситуацию,факты п данные конкретной цели - раскрытию характера героя. Многие очерки последних лет такта подвержены этому роду недостатков, но их отличает высокая социальная заостренность. Публицисты обращаются к пасущим проблема!,! края, что возродило ранее не популярны;! в очерковом жанре отрицательный образ-тип. Характерно, что создавая этот тап личности, публицисты анализирую!' и социальное причины,его породившие.

Затем диссертант,обращается к очеркам последних лет: "Не хлебом единым" В.Фомина, "А за то, что ты едэлать смог..." И.Пасевьо-ва, "Топрак" Б.Овезова, "Гунеи юрдуна гозелекч" Р.Эсенова, "Эр зм-рп" П.Редаепова и др., и в ходе'проведенного исследования констатирует, что публицисты республики разрабатывают' теми освоения новых форм организации труда в промшленности н сельском хозяйство. Решение этих вопросов в прело;шжш образа конкретного человека позволяет очеркистам вскрыть опосредованное влияние экономических форм хозяйствования на становление новой психология мышления челоэота . труда. При этом творческое использование мохода типизации дает возможность проследить процесс становления нового типа рабочего.

Соедание полнокровных.характеров в типически обстоятельствах во многом зависит от умения очеркистов использовать средства типизации. .

Анализ показал, что из общего числа фактов п ситуаций публициста избирают те, что в наибольшей.степени концентрируют социальную значимость действий дерсокагл. Это дает возможность осуществлять обобщения первого ряда. Постепенно приходя к выводам более высокого порядка, очеркиста поднимав?ся к абстрактным' обобщениям: типу личности, идее, .но теряя при этом предметности разговора.

В большинстве очерковых материалов наблюдается умелое сочетание обобщений практического характера с теоретически,.!« обобщениями, Удачно найденный факт, констатирующий конкретный поступок персона-, аа, позволяет очеркиста«, переходить к обобщению процессов, отношений, концентрируя их в прогностических явлениях» "

Птптя тлэва "Особенности индивидуализации в публицистике Туркменистана. Методология и принципы создания характеров".

Индивидуальность лцтеозтн;- раскрыто, еа отношений с обществом,

м

со средой, постикение неповторимых черт п качеств человек в динамике составляет принцип яндивадуализадгл.

В публицистике, наряду с многообразием худа-оственных средств, внделяотся философский, социологический и психологический подход в раскрытия индивидуальных черт личности.

Далее автор обращасгся к основополагажгс.т принципам в одой ко шцдазпдуализиропшшого характера человека б перечисленных науках.

Личность социальна по своей сущности,но индивидуальна по способу существования. "К числу наиболее общих признаков издивидуаЛиза-;пж относят: особенность, целостность, самобытность,' неповторимость, активность.

Индивидуальность человека проявляется в характера, соединяющем в себе разу»;, волю и чувства. Раскрытие характера личности в публицистике предполагает, наряду с тучахка шигодаак незнания, учет художественных способов отображения действительности.

Для отображения качеств личности и очерке публицисту необходимо воспроизвести ряд конкретных поступков персонажа, отличающихся большой ооциальиой ззачкхостъв. Окиоанхе действий героя необходимо соотносить с мотивом, 'побуздазщ-ш человека к данному поступку. Од-нет ваккейвях средств шдаввдуалнзацш; образа становится внутреннее освоение характера человек, т.е. психологический способ создания. личности. •

Психологизму в литературе присуще почти макроскопическое исследование основ человеческой психик»:. Очерковый жакр ограничен рамками документализка» к трудное™, возкикахщяе i?, связи с психологическим анализом образа, предполагается решать, исходя из внешних проявлений характера - поступков, • определяемых социашпг.ш условиями.

Психологическое исследование характера осуществляется в публицистике по формуле "поступок и его мотив". Выделяют следующие приемы психологического анализа в портретном очерке:

1) действие, мысли и чувства героя подзывается в их непрерывности, последовательности; •

2) внутренний мир личности раскрывается изменяющимся под воздействием окружающей действительности;.

3) исследуется профессиональная психология человека;

4) отражается влияние на его характер внутренних противоречий;

'5) дается анализ'выбора героем цели, решения, поступка1. - ■

■'•Верше ль В.С. Тема рабочего класса в современной советской иуслипистяке'. Л., 1985. 0.102.

/ь-

Н очерке для вшшлошя ющ;вщуальшх черт характера конкретного человека недостаточно единичности приведенного (Такта. Публициста интересует прездо всего не результат, а процесс досткг.енид результата. Это возможо лииь при описании обобцаюауа событии -данных. Дашше - ого не только статпстичешсие выкладки, щц>ри; в качестве данных вьютупавт собыки, лишзшп:о прпзнагл единичности, суммарно представпяюпде обьект описания, изучения.

При создании индивидуализированного характера публицисту необходимо испо.пъзовать и такт, и данные. Дашше представляй деямель-ноегь человека в обобщенных характеристиках, конкретный факт по;са-зызаот события достоверно, наглядно. При поаоад факта раскрпиа^гоя профессиональные, возрастные и духовные качества доХсгнувщдх лиц.

Выявлению индивидуальности личности, наряду с ¿актом, способствуют детали п подробности. Подробности предметного мира, введенные в ткань очерка, передают особенности характера порсонагд. Летали, спрессовывал найвдаомую деЯств»галглос2ь, ь емких характориих образах концентрируют осковнпо черты ¡сидпгида, передавая внутреннее состояние модели, явления.

Использование .методов шдввик.чулзацйя ь к.'&зшетвкз ь-о иио-гем зависит не только от понимания суцностд йот ода, но и от того, как он попользуется 1г/о'лиаястаии на практике.

Анализ портретных очерков публицистов Туркменистана показал, что основное количестве работ рассказывает о лидях замечательна;: судьбы, орденоносцах и только пятнадцать процентов материалов посвящено жизненному нута простых тругэников.

Обращаясь к человеку с богатой биографией, публицист полагают, что необычность ого судьбы вероятнее зеего обеспечит коночный успех очерка. Но дот воплощения героических черт характера ¿штору необходимо из целого ряда -коякретаих дел и действии выбрать те, б которых ярче проявляется индивидуальность дачяооти. Конкретный поступок героя додх.ен отличаться высокой общественной значимостью.

Лодтворедая'это положение, автор привлекает к анализу портретные очерки Ю.Труба'гера "Оадол жизни Аксолтан Квдчевой". Н.Серова "Улика Уодисаевих'', ¿.Караеза "11а сиооя эо:лло" и др.

Не воо авторы перечисленных работ смогли создать' публициста-шские обх^яи, отлкчавцшоя особой выразительность», индиыгдуаль-'.остьа, но притоке недостаточного мастерства в обладании методами ¡ндивидуализащш.

Так, 'нринедэшпй фрагменты из хчзни героев, оггашигеюшо рам-или обычной трудоьои доятельнооиг, цредетаьдонп авторму клк ¡ю-

ступки, совершенные в экстр ачальпнх условиях. Порой pacotas о человеческой значимости подменяется описанием рабочего моста,подробностями технологических операций.

Наиболее рельефно проявляются индивидуальные черты личности в портретно-проблемпом очерке, когда исследование характера ведется в сшсальяо-поихологаческом аспекте. Однако не всегда очеркистам удается проследить противоречия характера к обстоятельств и исследовать их б смете материала до конца, что такке сказкваотся на степени разработки образа.

Взаимодействие характера к обстоятельств выражается во внеп-нем проявлении - действии личности. Отражение поведенческих актов индивида видвигается на первый план в процессе публицистического исследования. Но соидальний ■ аспект человоковеданая составляет лшь внешний слой характера; для-создания полнокровного, рельефного образа в публицистике необходимо социальное исследование сочетать с психологическим, внутренним.

Примером творческого подхода к психологической разработке характера мозет слукить образ бригадира хлопководческой бригады Г.Бай-■раммурадова в очерке Б.Овезова "Годрагнн трагедияен". Прибегая к методу психологизма в создании'характера, публицист порой излишне подробно воспроизводит специфику трудовых будней хлопкоробов.Есть опасность, что столь подробное описание технологий ыозют затмить образ человека. Но автор Б.Овезов проявил настоящее мастерство публициста, соедшшв воедино два образа - человека и его дела,двух портретов -профессии и его обладателя.

Один из способов психологизма предполагает, что описание поступка шреонака сводится.не. «'констатация' свершенного действия, а к процессу,, отракавщеиу мотивы поведения, человека, борьбу внутренних противоречий. ■'-'•'.

; Автор'исследует .очерки Л.Грачева "Рейс длинною в жизнь",Р.Эсе-нова "Родник Хангельды". В первом отсутствуют эпизоды, связанные с трудностями морского пути, н преодоление таковнх героем, что ко дает возможности проследить внутренние изменения.в 'характере нерсона-sa. . •

Р.Зсрнов в своем очерке црименяег широкий спектр изобразительных, средств: портрет.героя, пейзакню зарисовки, детальную проработку окрухащей обстановки, 'но главное, используя принцип.психологизма, полиняет отражает мотивы поведения, героя.

"Психологический аспект исследования человека, показ внутренних яобуздекий к свершениз поступков! вопрокзаедвшге процессов действие

персонажа способствует создан:® полнокровного публицистического образа с глубоко индивидуализированными чертами характера.

■ Наблюдения диссертанта Лают возможность утверждать, что психологическое освоение характера с успехом удастся авторам, работающим в различных канрах художественной литература. Образы портретных очерков Р.Эсенова, Т.Днумагельдиева, А.Караева, Б.Худапназаро-ва отличаются тонкостью разработки внутреннего мира персонала, что выражается в насыщенности публицистических образов.

Экономические и политические рефор.ш ориентируют публицистов ira создали с образов совромешгиков, имеющих свой характер, свое лице, отстаиванвих свои убеждения.

Публицист К.Бордшз в очерке "Сип йздаркента" обращается к образу председателя колхоза Х.Ыурадову, создавал тля нового руководителя, умесщего отладить сложный механизм управления хозяйством.При-río.'fliB различит способы цвдивздуализации, автор прослеживает становление личностных качеств руководителя, образ мыплегаш и деятельность которого отвечают требованиям сегодняшнего дня.

Проблемное освещение действительное"!: достигает наибольшего , пропагандистского эффекта, когда в процесс происходящего вторгается сам автор. Он црослэхявав? "дв&метш" проблемы в той или иной отрасли на протяжении длительного времени. 3 процессе освоения проблемы обротает конкретные нвдпвидуализпровашше черти и личность самого автора.

В очерке "Когда веселье ке в радость" А.Караев выступает в ролл автора как инстанции, аналкззр^ей л оцениэаацей. Разговор об одной из ваглюйЕИх отраслей народного хозяйства республики Â.Kapa-ев ведет заинтересованно, со знанием дела. Несколько шояцев публицист изучал проблемы овцеводства, работая чабанам в Карабекаульском зтрапе.

Создание полнокровии:: образов предполагает использование публицистических и художественных средств индивидуализации. К таковш относится факт. Степень действенности факта з нематод степени зависит от умения выявить в опытном материале но только общее, характерное, но и особенное, отдельное. Наряду о фактом в публицистике важны подробность, деталь, особая черта внешности и психология человека, место действия, ход событий, различные обстоятельства. , ■

Привлекая к анализу пор тр е тн о-ггр обл емнцо очерки, автор доказывает, что умелое использование цифровых датах позволяет' ему выйти на проблему, весьма актуальную для хозяйства рзопуйлики. Так проис-

а

ходит движение от цифровых данных и фактов к проблеме и разрешение таковой через личностное освоение социального.

Исследуя портретный очерк М.Курбанклычева "Дорогой роста",дао-оортант показывает, что используя развернутые данные, публицист в обобщенном виде представляет цепь ситуаций и обстоятельств, формирующих личность героя. Данные позволяют концептуально очертить характер персонажа, помогают автору выявить психологизм героя.

. 3 портретно-проблемноы очерке А.Поляковского "Трудный Хаузхан" диссертант анализирует роль детали в рождении образа. Сила детали в том, что в бесконечно малое вмещается целое. Верно найденная деталь повышает удельный вес материала, способствует возрастанию эмоциональности образа. •

Использование подробности в очерке требует не меньшего поиска И отбора, нежели деталь. Подробности способны внести свежую мысль в и:ань очерка, расширить его смысл точным воспроизведением предметной действительности. Для примера автор обращается к очерку С.Аннатыева "Адам горки зэхметде". Введение в ткань материала ряда подробностей биографии персоналка помогает автору отразить индивидуальность личности героини. Подробность дает возможность публицисту передать окрргащую обстановку, отразить картину рабочего процесса, т.е. все слагаемые, совокупность которых составляет воспроизведение обстоятельств, фиксируюпда в "малых мамонтах" черты характера героя.

Творческое использование совокупности публицистических элементов содержания: фактов, данных, деталей, подробностей в ткани портретного очерка -'путь к созданию действенных, убедительных характеров.

В заключении подводятся итоги исследования.

Итак, анализ по методике прикенения.публщистами Туршениста-да способов типизации и индивидуализации в портретам и портретно-рроблемном очерке показал, что основное значение в худокествешю-иублпцистячеокпх образах имеет соотношение субъективных и объективных факторов творчества.

В процессе исследования установлено, что в соответствии с политизирован!™ видом литературы, публицисты применяют "своа" набор методов типизации и индивидуализации как на стадии сбора фактов, так и непосредственно при создании очеркового материала. Для портретных очерков характерной чертой творчества становится обращение к опосо-бу типизации, предполагающему в основе публицистического образа реально существующего героя.

Творческое использование в портретных очерках всех публицистических и художественных элемонтов и средств типизации и индивидуализации позволяет публицистам Туркменистана создавать галере® характеров, составляющих в совокупности социальный портрет народа.

По теме диссертации опубликована следующие работы:

1. Пограничник характер // Ашхабад. 1985. р 9. 0,5 п.л.

2. Писать историю современности // Ашхабад. 1989, И I. 0,5 п.л.

3. На пульсе времени // йтик. 1989. №4. Г п.л.

4. Пути-дороги: 0 книге очерков К.БерцыеЬа // Ашхабад. 1991. £4. 0,3 п.л.

5. И вновь приходит весна: Критические заметки к книге Ш.Чз-ргова // Ашхабад. 1991. Д 6, 0,5 п.л."

Р Ь Ф Е Р А Т

бзгерпшлпклер дэвруиде гдемгнегиц одам шахсыегине, оиун, потенциал дэрединилик кумготчнликлсрине бодан унси артяр. Публицистика халкнц социал портрегншщ sjexn-mи эмеле гегирЯэн гахраманлар гогга-ршы суратландыр;/лга борчлудкр.

Туркг.енисгапьш, публпцистлсринна всзипоси адамн энумчилик процеслерине ишкец гатиаидырыакдан, они везде дзл-де, нццс енум-чилигиц, охли цкдысады дурмуишц эеси эгмекден ыбаратдцр. Д&вур иахсыеге, ылайга-да хас белли шахшэге болан дурвуклн хсм уза;: гагтлп социал нслсгн эгеле гсгиркек билен, зехг.сгксш ада га упс носелесшш адктехчгшк аладасшыц керкезпиде гойдц.

Шуи у Ft билэн баглаыыднклк публяцисглериц дэредиЕдлик г.:етодш-:к комиллездиркек вссеасса aüpaixiK эхжете ос боляр. Публицистика Зчсг.тыетдэкп взгеришликлсри сураглапдыршк билен ызкгпдерли кзмнл-лсшйор. Пуолицисгпканиц хззяркн закав тевдабссаа» ззлепгдпрглек еде-бияг тсориясшшц кэхум везлпелсрнниц биридир. Еу техрибе илайга--да дзредпидлик методы с.рерасында лас чалт банлааяр. Публицистика цшг öapjaxu«, теоретики кегедларшв не :;;е:.-гыети чепер суратла:;-дырг/дто; усулларьпщ бирдещцнрнзр. Внрлещлгнн tíy прсцссн очертев хзенеги гишшвдирке;: хс ;шд!пыдуаллал.'дыа;>:ак иеселссш'дс хае :-:с:/. а1:дыц музе чнкяр.

. Укуьаи, публпцистш« деродиг.иликде гкплоэдиркек хсм инднвпду-алляадцр:.:ак негсдош каауиалабнкдаршtai ¿¡^швлихкшг гез эцукс гугкак билон, аитср, хусусан-да, алгрпц республиканки, гуряалясх-лериниц нертрст очерклерпиде удг'лнлшшшц есболуклылшыны хил ™aii-даи скарн дерецо чыкаркага сыпакшияр. Бу ислег Туркг/.ок'лстанш; пуб--лицисглершнщ ипшшц хил тайда:- гэзс дерс>:;э, зсуиин хгзпрки закаи сгаднясына лапы: гслВгя дсрел;ес;ше гэтсрплыслиднги билен баглаик-шыклц хем йузс чыкяр. Публицистика социал ягдайцц хек чеперчлли-гцц баглаишыгн sa еда да эз ;,:азкунннда дош эгшехдо upоблекала-рщ аашушгши se гакаларн;; докуксагааяааш: бея.» адняКсп шгор::-алки сбразлылыгк билен уггашдирг:.ак аркады аНратын ?>;V;;ere не бол-яр. Куну:; эзн окща хас нэп гссар этмвге ауг/.кпячллпн берйзр, i;e;.v-rueiHií белли бар зхабшдаиш везипелерп бнлеп багланыипаы шахсц-ети 1шв;енлеодярмзге оерз дэредйгр.

Турккепиетанпи "Сснет эдсб:!яти", "Эдеблят ве сунтат", "Ап-хабад" даов дэвурлейнн неиирлериниц 1£?0— 1580-нж.и •'йнлларда чикл-; сак лари, -ыснуи ялы-да Русс;ш хек ТурЕКсинстан неиирягларннда пе-Eííp одилш очерглерии иыгындылары барлагкн обьекгл боглы.

о

Кол неиарягларда портрет очерклерц Фзрмасшща гуркиен я см рус дняинде ишяр эдиле« материаллар барлагвд предмет« болуп хнз~ мат этди! йркезилен дэвто публщнстик дэредадолиг'лн, эсушиаин, шу этабьида мплещдирмепщ не индивидуаллащвдрмагиц эсасы прнпципло» риниц портрет очеркииде. улаяшшиыньщ кануналайшишкларщы анализ этиэге муг.здгачнлик бери ср.

Туркменистанцн, хэзирки заман портрет очерки хэзпре чеяли аз-башдак влш барлагвд обьекги болмадц. Бей леки эдеби я&чрлары еп-реямек балеи уггавднрш, республпкада чепер очеркиц яроблегалары. бмлев Ш.Борфков, Э.Ишангулиев, А.Кекплов, б.Лбдиллаев, Р.Регрбоа, Д.Аллаков, К,Амаягелдиега дурли дэвурде айры-айры ягдаЛларда гп-зыклакшдщшр.

Йэне велиа ады тутулан шнлериц хич бирннде-де образ дэретие-гнц методологии'пробле.\аларц гозгалмаяр, диссергацияларан хнч би-рянде-де укукы жшр кэпдурлулииидеп портрет очерки айнл-сайыл эдшмеПзр. '. • ч"ч-":~ •

Ёкарда беяя эдилен ятдаЗлар иу шищ кзксадонн кесгитлейар; Ол макса? Тур»/.енисгаш1, публицпстлсрпшш. портрет очерккериндо типлещдиркек ю шдавидуаллаидншлак методларшшц уланцлшшнцц а!5— ратшлыклариш Пузе чккаршкдав,

—публлцисгик образдарцц дэреднлншинде гнплеедирмек ве индн-зидуаллаеднркак методларшшц уланылыанада нэп душ гелйэа пиления-медпв ягдайлары1 кесгятдеме'кден, .

— шеЗяе кекздллклери дузеткегнн,ёлларшш беллемекден,'дэвур-* дешлеришзиц поргреглериви •дереът.е'кде тшлещанрмемц ве индивиду«' ' аллашщфьаша'дурли усулларшиц'-хем сериаделершшц гни, шсалшш ' хэдурлекевдеи кбаратдьга. ; •„,.'*

Публицисток образцу дэредп'лпшшщ хэоиетлл тарапларшш кесгат-лемек у чин автор эсаса эврешш предмета-ад&а 'болев шошзра - философия, психология ве социология.. Эузлевйэр, Бердагда поргрег очер-канде образи - тлзи дэрехкееде. уланилап кетодларц эвреамаге комд-лекелейш чеглелехкэк усулн уданцлдц. . .. '

Диссертации барлашО-лмы гээечилмгл Туршз'шсгапщ язе^н-ларшша, хем аурналлстлеринан публициста« эсерлеринде. образш'-твднц даредидаштде-двредиздоагин эсасн цетсддарц'болан типлевдиркек во ; индидадуаллавдыртк мег единиц улаянлшшшн проблег,аларшш шшн .'•'•■ анализ эткзге автор ыц нлкяяи!' гезек сшапшшк эмлегивдеи- ыбаратдир, ДуВшш ыкдисадц реформанвн дурмупа течирнлмеги штбугатвд кии-, яиц феркаларьшы ве кетоддарыны эп-эсли уйтгедип гурмаги талап эг-

ди. Дяссер.т&чг республиканец публицисглеровд. гездибсси эсайшда портрет очеркдерпшщ гурлушшда шплешдармек ве индиа'гЩуаавддар-как -мсеодлариниц улалндшшщаюа газе нейиллзрп анализ ргмэгс сц-вапишр. *

Бу идгльбарлаг иш, портрет очерки аацрынвд' ^стрде 'иалва-лсрннде, практики гайдаи улаякак- учм-гасетлерж;, раддошщ пе ге-лсвадеиийишц-йуриалисглериаб хэдурлеяидлп, иоаун ялц~да. гурмлы! одебнягшшц, журпаласгикасыныц гартск бошча окуп голдагиаларпни дэрехкевде псЗдалаашщц билнер. -

Дцссергацж гаривдея; шз ;бааданя е г поеден, библиография-дап /малшн язгасшпц тексгп/23 сазшпа/ цбараг.

Заказ Лг !?03

Тираж 100

■ . Индивидуально« предприятие «ГЛРЛАВАЧ» 744012 г. Ашгабат, ул., Советских пограничников, 92а.