автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Проблемы цвета в экранных искусствах

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Бельская, Светлана Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Проблемы цвета в экранных искусствах'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Бельская, Светлана Александровна

ВВЕДЕНИЕ Зс

ГЛАВА I. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦВЕТА 9с

§ 1. Современные концепции цветоведения и восприятия цвета 24с

§2. Эволюция колористических традиций в видах искусства 30с

ГЛАВА II. ЭВОЛЮЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ЦВЕТА В ЭКРАННЫХ

ИСКУССТВАХ 46с

§1. Цвет как выразительное средство кино, телевидения и фотографии 46с

§2. Теория цветовой партитуры С.М. Эйзенштейна 77с

§3. Перспективы развития цвета в новых технологиях экранных искусств 100с

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по культурологии, Бельская, Светлана Александровна

Проблема цвета в экранных искусствах, к которым мы относим, в первую очередь кинематограф, телевидение и слайдовую фотографию соединяет в себе два аспекта, существующих параллельно, в неразрывной связи друг с другом. Это - техническая часть проблемы, т. е. Сама возможность получения цветного изображения, и эстетическая составляющая - совокупность представлений о цвете, как выразительном средстве данных видов искусств.

Будет справедливым заметить, что сама проблема возникла на рубеже XIX и XX веков, и по сей день является весьма актуальной как для самих творцов, так и для исследователей.

Экранные искусства, в одной из классификаций не без основания именуемые «техническими», в силу своей специфики, предоставляют художнику возможность использовать не только субъективные (творческие), но и объективные (технические) факторы воздействия на зрителя. Нелишне вспомнить, что все эти искусства вначале привлекали к себе внимание именно как аттракцион, порожденный гением человека и научно-техническим прогрессом. Осмысление же особой роли и места данных искусств в общекультурном процессе, поиск собственного языка, начались значительно позже и продолжаются по сей день. Это обусловлено многочисленными факторами: мировоззренческими, психологическими, эстетическими и, наконец, технологическими. Другими словами, с развитием новых технологий меняется образ мыслей человека, его представления об окружающем мире, а также, восприятие им искусства, да и сами способы отражения действительности и внутреннего мира человека приобретают иные формы.

В подобной ситуации возможности цвета как одного из наиболее мощных выразительных средств привлекают особое внимание, учитывая диапазон» его «действия» как по «вертикали» (в историческом контексте), так и по «горизонтали» (многообразии областей человеческой деятельности, так или иначе связанных с понятием «цвет»).

Таким образом проблема, послужившая отправной точкой данного исследования, может быть сформулирована как необходимость обобщения и систематизации опыта, уже накопленного в области использования цвета экранными искусствами, и прогнозировании дальнейшей эволюции данной проблемы с развитием новых технологий.

Актуальность темы определяется стремительным темпом технического прогресса, предоставляющего художнику новые творческие возможности, в то время как осмысление их с точки зрения культурологии происходит гораздо медленнее.

Цель и основные задачи исследования. Целью исследования является обоснование необходимости рассмотрения цвета как выразительного средства экранных искусств в единой системе представлений человека о цвете и опыта его работы с ним.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

-прослеживается исторический процесс познания человеком феномена цвета;

-рассматриваются основные закономерности психологического восприятия цвета;

-анализируются функциональные возможности цвета в различных искусствах;

-выявляются генетические связи изобразительных систем экранных искусств;

-характеризуется современное состояние развития технологий использования цвета в экранных искусствах;

-прогнозируется дальнейшая эволюция проблемы цвета в экранных искусствах;

-раскрывается особенность взаимодействия техники и искусства в сфере экранных искусств.

Объект исследования - цвет как феномен природы и культуры, оказывающий эстетическое воздействие на человека.

Предмет исследования - характер изменений представлений человека о цвете в экранных искусствах в зависимости от развития научно-технического прогресса.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нём впервые сделана попытка объединить до сих пор разрозненные представления о цвете в экранных искусствах в целостную систему и проанализировать её в техническом и в эстетическом аспектах.

Элементы новизны содержатся в подходе автора к изучению феномена цвета с исторической точки зрения.

Новым является выдвинутое автором понятие «цветовой эпохи», позволяющего конкретизировать анализ процесса изменений отношения человек - цвет.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выдвинутые в нем положения могут способствовать повышению уровня преподавания теории цвета на режиссёрских отделениях специализированных учебных заведений в области экранных искусств.

Состояние разработанности проблемы в научной литературе.

В разные годы данная проблема нашла отражение в трудах историков, теоретиков и практиков кино и фотографии, таких как С.М.Эйзенштейн, В.Н.Ждан, Л.Ф.Артюшин, А.Н.Иорданский, В.С.Чельцов, К.Л.Томсон, A.B.Головня, Дж.Хеджкоу, А.Клейн, Л.П.Дыко.

Более широко феномен цвета, как выразительного средства искусства и фактора психологического воздействия на человека рассматривался в теоретических статьях, лекциях и монографиях И.-В.Гёте, В.В.Кандинского, К.С.Малевича, А.Матисса, М.Антониони, А.А.Тарковского, А.Куросавы, Г.М.Козинцева, М.И.Ромма.

Значительный вклад в изучение этой проблемы внесли также Б.Роже, Р.Арнхейм, М.Н.Афасижев, Л.Н.Миронова, Н.Н.Волков и др.

Проблемы цветного телевидения и новых фото и видеотехнологий освещены в работах Н.К.Приваловой, Н.Л.Горюновой, многочисленных публикациях в специальной литературе.

Таким образом материал, имевшийся в распоряжении автора данной работы был достаточно обширен и разнообразен, затрагивал практически все аспекты изучения цвета как феномена природы и культуры.

Эта разноплановость материала, да и неоднозначность самого понятия «цвет» заставляют нас, прежде чем приступить непосредственно к теме исследования, ответить на вопрос: какова сущность этого понятия на современном этапе развития человечества, рубеже XX и XXI веков? Для этого необходимо, хотя бы кратко, осветить историю вопроса, эволюцию представлений человека о цвете.

Свет позволяет нам видеть мир. Но красота и многообразие окружающего нас мира - безусловная заслуга цвета. «Всё живое стремится к цвету», - эти слова принадлежат одному из основоположников науки о психологическом воздействии цвета на человека И.-В.Гёте.1

Действительно, трудно представить себе мир чёрно-белым, лишенным красок цветовых сочетаний (конечно, если речь не идёт о графике, чёрно-белой фотографии, кино и телевидении, эмоциональное и эстетическое воздействие которых как раз и рассчитано на отсутствие цвета).

Цвет окружает человека повсюду и воздействует на него как бы на трех уровнях: физическом (влияя на функции жизнедеятельности организма), психологическом (влияя на эмоциональное состояние, создавая настроение), интеллектуальном (передача информации через цветовые ассоциации и символы, как следствие этих ассоциаций).

Сегодня, в конце XX века ученые располагают большим исследовательским материалом как практического, так и теоретического свойства, подтверждающим воздействие цвета на человека. Но на интуитивном уровне человек научился использовать цвет очень давно (получение и передача информации, создание настроения, привлечение внимания, использование в медицине и т.п.). Разнообразны и области применения знаний о цвете: дизайн и реклама, медицина и астрономия, психология и искусство.

В своей работе автор постарался рассмотреть цвет как выразительное средство экранных искусств в его генетической связи не только с аналогичными проблемами других искусств, но и с историческим процессом эволюции представлений человека о цвете, как феномене окружающего мира.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблемы цвета в экранных искусствах"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если бы автору предложили выделить из многообразия элементов, составляющих окружающий нас мир, нечто наиболее общее, наиболее часто встречающееся, объединяющее самые несоединимые области природы и культуры, я бы остановилась на феномене цвета. Цвет присутствует практически во всех сферах природы и культуры.

С самых древних времен человек встречается с цветом в природе. Он обращает внимание на то, что даже в жизни самых примитивных существ цвет играет заметную роль. Свойство менять цвет помогает хамелеону подстерегать добычу; устрашающая окраска некоторых рыб и земноводных отпугивает врагов; яркие полевые цветы привлекают пчёл. Цвет в природе дает живым существам пищу, спасает жизнь, помогает продолжить род. Для большинства форм жизни, населяющих нашу планету, цвет имеет сугубо утилитарное значение. Для человека, как неотъемлемой части живой природы, цвет также полезен. Он защищает, предупреждает об опасности, помогает общаться, лечит. Известная восточная легенда гласит о злом и раздражительном правителе, многие годы страдавшем бессонницей, припадками ярости и черной меланхолии, и мудром лекаре, заставившем его носить синие очки и таким образом исцелившем от душевного недуга.

Но цвет помогает человеку выразить свои представления о гармонии и идеальной среде обитания, наконец, удовлетворяет насущную потребность человека в красоте.

Чем больше человек задумывался о феномене цвета, тем больше вопросов возникало у него, но и тем большее поле деятельности открывал человеку цвет. Врач может вылечить с помощью цвета, менеджер —повысить производительность труда, астроном - определить химический состав планеты, на которую никогда не ступит нога человека. И нет такой области человеческой деятельности, где бы не принимался в расчет цвет.

Сам феномен цвета, его загадка, таящиеся в нем возможности заставили человека искать ответы на трудные воросы, шаг за шагом продвигаться по пути познания окружающего мира.

Но важнее и интереснее всего для человека всегда был он сам. На протяжении веков ученые стремились объяснить процесс цветного зрения, раскрыть механизмы восприятия цвета, его взаимосвязь со сферой * человеческих чувств и эмоций. Так цвет побудил человека заглянуть в самого себя.

Изучение феномена цвета - проблема комплексная. И сложность её заключается в том, что разные аспекты её рассмотрения располагаются, если можно так сказать, в разных «системах координат». Скажем, проблема цвета в науке и технике достаточно далека от аналогичной проблемы в истории искусства или эстетике. Кроме того значительная часть представлений, идей, открытий и изобретенийсо временем морально устаревает, сохраняя лишь историческую ценность. Конечно, здесь речь идёт в первую очередь о таких »составляющих культуры, как наука и техника, но и в других областях материальной и духовной культуры опыт «общения» человека с цветом претерпевал значительные изменения с течением времени. По мере накопления знаний о цвете, менялись подходы к его использованию; с развитием человеческого общества и самого человека менялись представления о цветовой гармонии, красоте, цветовых предпочтениях.

Оглядываясь назад, мы можем говорить о «цветовых эпохах», характеризующих роль и место цвета в жизни человека и, в общем, повторяющих традиционную историческую хронологию, этапы эволюции человеческого общества.

Одна из таких цветовых эпох началась в первой половине XIX века. И началась во многом благодаря колоссальному «скачку» научной и технической мысли. Если проанализировать процессы, происходившие в это время в науке, то мы увидем, что в этот период завершается этап «суверенитета» наук и начинается активный процесс синтеза. Наиболее выдающиеся открытия Х1Х-ХХ веков происходят на стыке разных дисциплин, появляются новые «синтетические» направления.

Но человек идет ещё дальше. Техника вторгается в ранее не доступную для неё область человеческих чувств и эмоций, до сих пор считавшуюся исключительно «вотчиной» искусства.

Появляются совершенно новые формы творчества, само название которых - «технические искусства», звучит непривычно и парадоксально1. Первой, враждебность представителей традиционных искусств испытала на себе фотография.

Мир искусства далек и непостижим для фотографии и до него она не должна простерать свои притязания,»2 - выносит приговор блестящий критик и искусствовед В. Стасов; «. если ей будет позволено захватить в свои руки область неосязаемого и воображаемого, то есть всё то, что ценно только потому, что человек прибавляет к нему свою душу - тогда горе нам.,»3 -вторит ему Бодлер.

Что пугает людей искусства в новом способе творческого выражения? Ведь не миниатюристы и граверы, оставшиеся без работы, подписывают манифест французскому правительству против фотографии, а

1 Автор глубоко убеждена, что синтез техники и искусства, появление новых видов творчества, в том числе экранных искусств, является исключительно важным событием нового времени. Именно поэтому техническим вопрсам в работе уделяется так много места.

2 Стасов В. Избранное. М., Искусство, 1967, с.64

3 Волков-Ланнит. Искусство фотопортрета М., Искусство, 1987, с.16 импрессионисты, выдающиеся художники, во главе с Дега. Не думается, также, что это простой консерватизм. Возможно этот страх вызван предчувствием открывающихся потрясающих возможностей нового искусства, наступлением новой эпохи, в которой может не найтись места традиционному представлению о предназначении и возможностях творца. если гениальный человек воспользуется фотографией так, как следует ею пользоваться, он поднимется до недоступной нам высоты,»1 -пишет Делакруа. И эта высота недоступна именно потому, что изменяется не просто техника получения изображения, изменяется сам способ творческого мышления, требования к складу ума художника.

Но до недоступных высот ещё очень далеко. Появившийся за пять лет до начала XX века кинематограф не внёс ясности в вопрос совместима ли техника с искусством.

Я неоднократно указывал, что кинематографические балаганы -опасные заведения. Там негодяи могут черт знает что натворить, благо, народ, л говорят, толпами валит туда, чтобы смотреть всякую ерунду.» - записал в своем дневнике Николай II в 1908 году.

Пройдет меньше полувека, прежде чем по достоинству будут оценены возможности и неповторимые особенности экрана. С.М. Эйзенштейн, одинаково превосходно разбиравшийся и в театре, и в живописи, и в литературе, и в музыке, обоснует выбор своего творческого пути так: «Одновременно предметное как архитектура, живопись, скульптура, и вместе с тем, текучее, подвижное как музыка, но не как музыка в той его возможности конкретно ощутимо распластываться на монтажном столе,

1 Волков-Ланнит Искусство фотопортрета. М., Искусство, 1987, с.16

2 Цитата по книге Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., «ЮРАЙТ»,1998, с.654 подвергаясь зрительным манипуляциям и обработке временной длительности, присутствующем физической протяженностью.»1

Техника становится мощным локомотивом, тянущим за собой развитие новых искусств. Каждое новое выразительное средство экранных искусств (звук, цвет), каждая специфическая особенность (заразительность широкого экрана, интимность и оперативность телевидения) рождаются из нового достижения науки и техники. Поэтому каждая творческая проблема автоматически становится технической и наоборот.

Проблема цвета в экранных искусствах такая же комплексная проблема как и любая другая. Кроме того она, как говорилось выше, циклична. Если обратиться к самому смыслу слова эволюция, то мы узнаем, что это -«процесс постепенного непрерывного количественного изменения.»2 Проблема цвета в экранных искусствах находится сейчас, если не в начале, то не далеко от него в своем эволюционном пути. Практически завершился первый цикл - «кинематографический» (Вряд ли что-то существенное будет открыто в области оптического цветного изображения, что же касается идей С.М. Эйзенштейна о цвете в экранных искусствах, то они выходят далеко за рамки кинематографа), с появлением цветного видео и телевидения начался новый цикл эволюции проблемы цвета в технических искусствах, ещё далеко не завершенный ни на техническом, ни на творческом уровне. А уже совсем близко начало нового тысячилетия. Не приходится сомневаться в том, что оно принесет принципиально новые способы получения, сохранения и передачи визуальной информации, которые, в свою очередь, породят новые творческие приёмы, в том числе и работы с цветом.

Конечно, это вовсе не означает, что проблему цвета придётся решать заново. Относительно самого этого феномена нам уже достаточно много

1 Эйзенштейн С.М. Собр. соч в 6-ти томах, т.З. М., Искусство, 1964, с.512

2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., Русский язык, 1991, с.902 известно: и о его влиянии на физиологические и психические процессы, и о физической сущности цвета, и о его прикладном значении. Возможно, нам предстоит стать свидетелями начала новой «цветовой эпохи,» точно так же, как на рубеже прошлого и нынешнего веков, наши предки были свидетелями смены цветового строя декаданса освобожденной цветовой стихией авангарда. Как известно, подобные перемены свойственны началу нового века. По крайней мере эволюция проблемы цвета как феномена культуры, будет продолжаться наверняка, в том числе и в экранных искусствах, какой бы вид они не приобрели в новом тысячелетии.

Уже сейчас мы можем сказать, что новые цифровые технологии не остановятся на стадии технического аттракциона (как это было с голографией и стереокино). Открытия в этой области имеют куда более важное культурологическое значение.

Упоминавшийся ранее Джулиано Фиорини - Роза считает, что: «Только благодаря компьютеру кино может открыться для нашей деятельности внутри образа, только благодаря такому кино возникает возможность конструировать или симулировать миры, которые нам хотелось бы познавать. Таким образом мы пересоздаем себя, становясь исследователями миров.»1

Функционирование зрителя внутри образа востребует всю гамму изобразительных средств экранных искусств, но этого вряд ли будет достаточно. А это значит, что возможно в XXI веке мы станем свидетелями кардинального изменения представлений о процессе творчества, взаимодействия пары творец - зритель, да и самом искусстве и его месте в жизни человека.

1 Фиорини-Роза Дж. Движение киберпанк и будущее виртуального кино//ИК№2, 1994, с.94

 

Список научной литературыБельская, Светлана Александровна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Агостен Ж. Теория цвета и её применение в искусстве и дизайне. Перев. с англ., М, 1982

2. Алексеев С.С. О цвете и красках. М., «Искусство», 1962

3. Алексеев С.С. Цветоведение. М., «Искусство», 1952

4. Алексеев С.С. О колорите. М., «Изобразительное искусство», 1974

5. Антониони об Антониони. Сб. М., «Радуга», 1986

6. Аниматограф и его Анима. Психогенные аспекты экранных технологий. М., «Импэто», 1995

7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., «Прогресс», 1974

8. Арнхейм Р. Кино как искусство. М, «Искусство», 1960

9. Арпошин Л., Шубина Г. и др. Цветная фотография. М.,1986

10. Артюшин Л. Цветная фотография. М., 1981

11. П.Артюшин Л. Основы воспроизведения цвета в фотографии, кино и полиграфии. М., Искусство, 1970

12. Афасижев М.Н. Экспериментальные исследования эстетического восприятия. М., «Искусство», 1971

13. Ашкенази Г.И. Цвет в природе и технике. М.,-Л., «Госэнергоиздат», 1989

14. Базен А. Что такое кино? М, «Искусство», 1972

15. Банюэль о Банюэле, М,, «Радуга», 1989

16. Баранов К., Самарин В. Введение в арифметику//Фотомагазин№5 (24) М.,1998

17. Барт Р. Camera lucida. М., «Ad marginem», 1997

18. Бастид Роже. О чем говорят цвета: мифы и символы. Курьер ЮНЕСКО, июнь, 1958

19. Бергман И. Латерна магика. М, «Искусство», 1989

20. Булгаков М.А. Избранные произведения. М., «Московский рабочий», 1991

21. Вавилов С.И. Глаз и солнце. М., «Наука», 1976

22. Вавилов С.И. Глаз и мозг. М., «Наука», 1976

23. Вайда А. Кино мое призвание.//Искусство кино, №№1-2,1989

24. Вайсфельд И. Кино как вид искусства. М., «Знание», 1983

25. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М., «Искусство», 1970

26. Владимиров А., Осипов Н. Магия цвета. М., «Знание», 1965

27. Волков H.H. Цвет в живописи. М., «Искусство», 1965

28. Волков-Ланнит. Искусство фотопортрета. М., «Искусство», 1987

29. Волынцев М.М. Принципы работы оператора со светом. М., ИПК работников ТВ и РВ, 1997

30. Восприятие. Механизмы и модели. (Под ред. Н.Ю. Алексеенко) М., «Мир», 1974.

31. Выгодский Л.С. Психология искусства. М., «Искусство», 1986

32. Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика, т.З М., «Искусство», 1971

33. Гёте И.-В. Учение о цветах в сб. Об искусстве. М., «Искусство», 1975

34. Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. М., «Искусство», 1960

35. Гинзбург С. Очерки теории кино. М., «Искусство», 1974

36. Голдовский Е.М. Демонстрация цветных кинокартин. М., Госкиноиздат, 1949

37. Головня А. Съемка цветного кинофильма. М., Госкиноиздат, 1972

38. Голядкин H.A. Краткий очерк становления и развития отечественного телевидения. М., ИПК работников ТВ и РВ, 1996

39. Голядкин H.A. Творческая телереклама. Из американского опыта. М., ИПК работников ТВ и РВ, 1997

40. Горюнова Н.Л. Художественно-выразительные средства экрана. М., ИПК работников ТВ и РВ, 1997

41. Грегори P.JI. Глаз и мозг. Психология зрительского восприятия. М., «Прогресс», 1970

42. Грин А. Алые паруса. М., «Правда», 1985

43. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., «ЮРАЙТ», 1998

44. Гуревич М.М. Цвет и его измерения. М.,-Л., Издательство АН СССР, 1950

45. Джадд Д., Вышецин Г. Цвет в науке и технике. М., «Мир», 1978

46. Дидро Д. Об искусстве. Т.1, М., «Искусство», 1936

47. Добротворский С. Восприятие стандарта//ИК№2,1994

48. Дыко Л.П. Беседы о фотомастерстве. М., «Искусство», 1977

49. Жадова Л.Н. Цветовая система М. Матюшина. М., 1974

50. Ждан В.Н. Эстетика фильма. М., «Искусство», 1971

51. Зайцев А. Наука о цвете и живопись. М., 1986

52. Закс М., Курский П. Основы светотехники и цветоведения в цветной фотографии. М., «Искусство», 1978

53. Зернов В.А. Цветоведение. М., «Книга», 1972

54. Иванов-Аллилуев С.К. Фотосъемка пейзажа. М., 1971

55. Ивенс Р. Введение в теорию цвета. М., «Мир», 1964

56. Изард К. Эмоции человека. М., 1980

57. Иорданский A.M., Чельцов B.C. Цвет в кино. М., Госкиноиздат, 1950

58. Канаев И.И. Очерки истории проблемы физиологии цветового зрения от античности до XX в. Л., Наука, 1971

59. Кандинский В.В. О духовности в искусстве. М., 1911

60. Кандинский В.В. Ступени. Текст художника. М., 1918

61. Кино. Энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1987

62. Клейн А. Цветная кинематография. Л., Госкиноиздат, 1939

63. Клер Р. Размышления о киноискусстве. М., «Искусство», 1958

64. Кнабе Г.С. Древний Рим и повседневность: очерки. М., «Искусство», 1986

65. Козинцев Г. Собр. Соч. в 5-ти томах. Л., «Искусство», 1986, т.З

66. Кравков И.И. Глаз и его работа. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1950

67. Кравков С.В. Цветовое зрение М., Изд-во АН СССР, 1951

68. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М., «Мир», 1995

69. Кулешов Л. Собр. соч. в 3-х томах, М., «Искусство»,1988, т.1

70. Лакшин И.П. Говорить о мистерии на языке мистерии.//Новое в жизни, науке и технике №5, М., «Знание», 1991

71. Ларичев Е.В. Прозрение М., 1990

72. Левин С. «НТВ-дизайн»-пространство классной игры//ИК№7, 1998

73. Леонардо да Винчи. Избранное. М., 1952

74. Леонтьев К.Л. Музыка и цвет. М., «Знание», 1961

75. Лёвгрен Хакан. Леонардо да Винчи и «Жертвоприношение»// Искусство кино, 1996, №6

76. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. «Ээсти Раамат», 1972

77. Луински X., Магнус М. Портрет. Книга по фотографии. М., «Планета», 1991

78. Магия цвета. Харьков, АО «Сфера», 1996

79. Маклюэн Маршалл. Осмысляя средства коммуникации: новые измерения человекаУ/Искусство кино, №2,1994

80. Максимов В.В. Трансформация цвета при изменении освещения. М.,1984

81. Малевич К.С. Форма, цвет, ощущение. М., «Современная архитектура», 1928

82. Мартен М. Язык кино. М., »Искусство», 1959

83. Мастера искусств об искусстве, сб. М., «Искусство», 1972

84. Матисс А. Сборник статей о творчестве. М., «Иностранная литература», 1978

85. Миннарт М. Свет и цвет в природе. М., 1959

86. Мир и фильмы Андрея Тарковского, сб. М., «Искусство», 1991

87. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, «Высшая школа»Д984

88. Михалкович В.И. О сущности телевидения. ИПК работников Тв и РВ. М., 1998

89. Михалков-Кончаловский А. Парабола замысла. М., «Искусство», 1977

90. Монтегю А. Мир фильма. Л., «Искусство», 1969

91. Монтаж. Литература, искусство, театр, кино. М., «Наука», 1988

92. Морозов С.А. Творческая фотография. М., «Искусство», 1989

93. Назад к фотографии сб. Центр современного искусства Сороса, М., 1996

94. Ньютон И. Оптика и трактат об отражениях, преломлениях, изгибах и цветах света. В кн. Творцы физической оптики. М., «Наука», 1973

95. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., Русский язык, 1991

96. Оживелегов А. Леонардо да Винчи. ЖЗЛ М., 1935

97. Оствальд В. Цветоведение. М. Л., «Промиздат», 1926

98. ПО.Садуль Ж. Всеобщая история кино в 6-ти томах. М., «Искусство», 1958-1982г.г.

99. Ш.Сапунов Б.М. Введение в культурологию. ТВ и культура. М., ИПКработников ТВ и РВ, 1996 112.Сапунов Б.М. Проблемы истории мировой культуры. М., ИПК работников

100. Тарасов Л. Музыка в семье муз. Л., 1985

101. Тарковский А. СтатьиУ/Искусство кино, №2, 1989

102. Творцы физической оптики. М., «Наука», 1973

103. Теплиц Е. История киноискусства. М., «Прогресс», 1971

104. Томсон К.Л. Цветной фильм. М., «Искусство», 1972

105. Туровская М. 7 ./2ИЛи фильмы А. Тарковского. М., «Искусство», 1991 Ш.Турчин В. Электронная палитраУ/Декоративное искусство, №1,1988

106. Утилова Н.И. Монтаж как средство художественной выразительности. М., ИПК работников ТВ и РВ, 1997

107. Фиорини-Роза Дж. Движение киберпанк и будущее виртуального кино//ИК №2,1994

108. Фотография. Энциклопедический справочник. Минск, 1982

109. Хеджкоу Дж. Искусство цветной фотографии. М., 1985

110. Хейман Р. Светофильтры. М., «Мир», 1986

111. Хокинс Э., Эйвон О. Фотография, техника и искусство. М., 1984 ВО.Цветаева М. Сочинения. Минск, 1988

112. Цветная кинематография. (Под. ред. Е.М. Голдовского) М., Искусство, 1955

113. Цойгнер Г. Учение о цвете. М., Госстройиздат, 1971

114. Цветное и стереоскопическое кино. М.-Л., Госкиноиздат, 1947

115. Цветное телевидение за рубежом. Информационный бюллетень Госкомиздата по телевидению и радиовещанию №5 М., 1971

116. Цивьян Ю. Киноизображение и норма пространственного восприятия.//Киноведческие записки, вып.1. М., 1988

117. Чельцов В., Симонов А., Хоменко В. Цветное фотографирование. М., 1971

118. Чернова Л. Все краски мира, кроме желтой. М., «Искусство», 1987

119. Шаронов В.В. Свет и цвет. М., Физматгиз, 1961

120. Шегаль Г. Колорит в живописи. М., «Искусство», 1951

121. Шеллинг Д. Философия искусства. М., «Мысль», 1966

122. Швейцер В. Быт и Бытие Марины Цветаевой. М., 1992

123. Шишкин И. Цифровые камеры//Камера обскура №1, 1996

124. ИЗ.Эйзенштейш С.М. Собр. соч. в 6-ти томах. М., «Искусство», т.3,1964

125. Эйзенштейн в воспоминаниях современников, сб. М., «Искусство», 1974

126. Эйзенштейн С.М. к 90-летию со дня рождения//Искусство кино, №1, 1988

127. Нб.Эйзенштейн С.М. К предисловию для несделанных вещей// ИК №6,1992

128. Юренев Р. Сергей Эйзенштейн, т.1, М., «Искусство», 1985; т.2, М., «Искусство», 1988

129. Юрьев Ф.И. Музыка и цвет. Киев, Музична Украина, 1971

130. Ямпольский М.Б. Метафизика электронного изображения//Декоративное искусство, №1, 1988

131. Ямпольский М.Б. Видео: коммерция, эстетика, идеология. «Мифы и реальность», вып.1 М., 1989