автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Проблемы тюркологии в исследованиях А. Конратбаева

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Конратбаев, Тынысбек Ауелбекович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алматы
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Проблемы тюркологии в исследованиях А. Конратбаева'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы тюркологии в исследованиях А. Конратбаева"

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА ИМЕНИ М. О. АУЭЗОВА

___ _

На правах рукописи 2 2 МАК 13ЭЗ УДК 894.342.092

Тынысбек Ауелбекович КОНРАТБАЕВ

ПРОБЛЕМЫ ТЮРКОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ А. КОНРАТБАЕВ А

10.01.03 — Литература народов

Автореферат

диссертации на соискание ученой степенй кандидата филологических наук

«

АЛМАТЫ 1903

Раиоча выполнена в отделе источниковедения, бнблпо-грнСии! и цсюртш науки Института литературы а лскусстза и»:«ш М. О. Ауэаови Академии паук Рссчпблики Казахстан.

Научный руководитель — доктор филологических наук Нарымботов А. 1С.

доктор филологических наук, профессор Суюшшкшеи X. Ж.,

кандидат филологических наук Ж&рмухамедов М.

Ведущая оргалшоцял — Ллм а-Агинский государственный университет имени Абая.

Д 008.03.01 по присуждению ученой степени доктора филологических наук при Институте литературы и искусства

::мс-.г;[ М. О. Ауозс.^а АН Республики Казахстан (480021, г. Алма-Ата, ул. Курмаьгазы, 29).

С диссертацией можно ознакомиться р. Центральной

г.аучкой библиотеке АН Республики Казахстан.

Официальные оппоненты:

1993 г.

КУМПСБАЕВ У. К.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Памятники древнетаркской письменности составляют важное звено в истории литературы тирко-язычных народностей. К их изучению ученые приступили значительно позже, по сравнении с историей казахской литературы XYIII-XIX и начала XX веков. Первые попытки научного освоения древнетюркокой литературы можно наблюдать в работах таких просветителей-первопроходцев, как М.Думтов, Я.Досмухамедоэ, Ж.Аймаутов, А.Диваев и др. Однако серьезные научные изыскания начались■ливь в середине 40-х годов, когда был организован Институт истории, языка и литература при Казахском филиале Академии наук СССР. Такие видные ученые, как М.Ауэ-зов, С.Муканов, К.1ума.лиев, Е.Исмаилов, Б.Кенжебьгв, Т.Кур-тазин, А.Маметова и др. активно включились в процесс освоения и научного изучения литературного -наследия казахского народа. Среди них фигурирует и-имя доктора филологических наук, профессора Ауелбеха КОНРАТБАЕВА(1905-1986) - автора многочисленных исследований по проблемам дргвнетюркской литературы. - , '..••••

Усилиями вышеназванных ученых в 1943 году был выпупрк в свет первый том "Истории хазахской литературы*(фольклор). Готовился к изданио второй том, куда должны были войти исследования, касающиеся древнего периода истории казахской литературы» В этот переломный период А.Конратбаевыы были написаны его первые работы, посвясрнкые проблемам древне-•поркской литературы .. Однако заверикть работу над созданием второго тома "Истории казахской литература* ученым не удялось. Вскоре после выхода известного постановления ЦК КП Казахстана^ работа в этом направлении была резко приостановлена. Спустя два десятилетия, лиоь в б0-е. годы ученые КазГУ, во главе о профессором Б.Кенкебаевым, вновь обратились х древним истокам казахской литературы. Выла написана докторская

ЬКрныратбаев 9. Кожа Ахмет Яссауи - оуфизм ацмны/К^зак;

Сулеймен Бакыргана УАлтай болызевкг1.-1945.-25 ноября.; 2.0 грубых политических ояибках » работе института .тзнхч и литературы Академии наук Казахской ССР# Казахстанская правда.- 1947,-1 февраля.

дкссерт&ул. Х.,Суйгаш.лкеБй -к кавдидатские диссертации !4Дог-дасбекоЕй, М.йагауиыа, А»Кырауоаевой, Н.Сагыкдккоза. К этой ■ плеяде ученых в те самые би-е годы примыкает и А.Конратбаев . со своей фундаментальной работой "Лревнетаркская поазия и ' казахский фольклор"(1971)-, выдвинутой на соискание ученой степей/ доктора .филологических наук.Помимо этого ученым были опубликованы множество других проблемных статей*.

Таким образом, стала формироваться наука, изучающая древнетвркские письменные.памятники, их отношение к казахской литературе. Ка'этом.слоинои пути было немало преград, различных научных позиций." Одни ученые утверждали, что казахская литература берет свое начало с XVIII века, т.е. с поэзии Бу-хар-жырау, что древиетюркские памятники, занесенные в письменность на различных алфавитах, не имеют прямого отношения к казахской литературе. Другие ке, отстаивая новое направление в науке, утверадали, .что историю казахской литературы необходимо начинать из глубокой древности, ибо она имеет непосредственное отношение к памятникам древнетюркской письменности. В этом научном противостоянии взяло верх прогрессивное направхение ~ тюркологическая наука.

Несмотря на сложившийся характер тюркологической науки, научные изыскания отдельных ученых, в качестве объекта истории науки, не были исследованы. Тогда как ецг на зарг XXX века великий сын казахского народа Ч.Залиханов, написав статью "Абдай", показал яркий пример подлинно научного освоения об-щест£ен:<.о-политической деятельности передовых людей своего . времени, каким ¿является его прадед Аблай-хан. Эта тредиизд в некоторой степени находит свое продслаение и в современной науке. Достаточно вспомнить лиосерицконные работы, связанные с,научным йаследиак екадешка М.О.&учэовб,

В. разряд таких работ в йолйой аере можно отнести научное наследи?/профессора ¿»Кснретбаево - одного из зачинателей литературоведческой' науки и Ыййехотач^. Оно занимает веишое звено, ь аотсрии казахского лит^ратуроведеиия нО-х - 80-х го-

Кд^&у^ ьунэ иеламга. дейЬг*

, рсДулдиз.-ШО.--^; Кане тарихымнг терец • асртеклсс^зак ¡>ДЙЙИРЛЧ.-1У/0.-11 лпиабрн.

дов.'Ик затронутымногочислзнные'проблема по изучению дрез-нетаркских письменных памятников. Поэтому изучение многогранного научного наследия А.Конратбаева проливает яркий свет на многие страница истории'древаетюркской литературы, а также на современное оостояниз тюркологической науки. .

Цел ъ и 3иссл6д035нкя + Научное наследие А.Конратбаева многогранно. Основной целью настояний работы является монографическое изучение его'творчества, начиная сдрезне-твркской эпохи, кончая письменными памятниками домонгольского периода ч>1-Л1 вв.).

За все-эти годы научное наследие А.Конратбаева не подвергалось специальному изучении. За исключением отдельных работки публикаций^, в которых отчасти затрагиваются проблемы наркологии, тучные изыскания:А.Кократбаёза оставались вне вшадаккя. Йежду тем .его вклад з разработку литературоведческих проблем довольно заметен, Ш неписаны свьда десяти

коногоа&ических исследований, шюгиг из котооых положительно * • 2 * эценени ввдннмк ученкми-литературйведачн. Все эта работы

нуждаются зз специальном изучении с тем, чтобы определить личный вклад А.Конратбаева, внесенный ш в тюркологическую Зтим и обь'ясняется степень научной разработанности и изученности темы..

Научная новизна. Проблемы иотории древней литературы, 5атронутые в исследованиях А.Конрагбаеза,- впервые подвергается научному изучению. Они освещены диссертантом з порядке зозростаяний сложности и исторический последовательности. 1ервокачально диссертант пытался осветить все те проблемы, соторые охвачены в работах А.Конратбаеза, затем в.иссдедова-шях других ученых-таркологоз. й ках результат сравнительного изучения де.е'Г свои выводы и закдоченяя по тем иди иния ¡опросам дрезнетюркской литературы»-При сравнительном изу-' книи."научных иоыскациЯ учения были охваче.ш работа й.Бар- ':. гольда, Е.Бертелоса., В.дшрмуисхого, ¿.Кононова, Х.Коругди, !.Стзбле?0й, А.Дерозка, 'С.Кллиторного, Л.Гумилева и др., а

Каоатаез К. Яде б кете о'елгШ ¿Ымкаок. С:;. :}^ощ:ратба- , пв 3. глзик опооц йчьс агокслогня. А., ХЬ'и■■ ' С.З-1'к ' „ '. . т '

р4?-1ур2.мг;збсн /Ндгач лдесшт,-Ь-йЗ.-

'¿с лкваол; 1\;Ам< мрасы - хаднц г^азанасу^гекеад! ■

" «еара&ч;'«'едшбетоа И.. пользой то^,/ т-

- 1> "Г

также"исследования казахских ученых - А.Маргулана, Г.Муса-баева, Х.Суакаалиева,Р.Бердибаейа, Г.Айдарова, А.Курышлано-ва, МЛоздасбекова, Н.Келимбетова, А.Лербисалина, М.Жарму--хамедова, У.Кумисбаева, ,А.Кыраубаевой, С.Даутоьа к т.д. Вместе с тем диссертантам широко использованы многочисленные истсчнкхи, как "История" Геродота» "География" Страбона, "Родословная туркмен" и "Родословное древо тюрков" Абулгазы, "Сборник. Летописей" Раиид ад-Дина и др. На таком ыироком фойе дисоертент пытается проследить и выявить личный вклад А.Конратйаева,.внесенный им в научную разработку проблем древнетюрксхой,литературьц Все выводы и заключения сосредоточена вокруг таких проблем, как классификация памятников древнетюркской письменности, ее жанровые особенности, близость к эпическому наследует казахского народа, особенности языка и поэтики, история создания и отепень научной изученности.

Методологической основой диссертации являются важнейшие научные положения, содержащиеся в исследованиях виднейших зарубежках, русских я шзахскик .ученых-'шркологов, относительно истории, этнографии,» атнологии,, ономастики, антропологии, этимологии и древнетрркской литературы.

Объектом исследования даляются научные изыскания- А.Кок-ратбаева в области ксторий древнего периода казахской литературу. Среди них ррхонс&ие надписи - *Кйдтегини- и "Тоныкок", памятники огузо-кипчакского периода - "Огуз-намэ* и "Китаб->-н деден Коркуд", ^оварь Махмуда йашгари "Диван-и лугат ат-яорк дидактическая по&ма 1усупа Ьадасагуаа "Кудцтгу бидик*, и,, наконец, литературные наследия поэтов суфийского направления - Ходже Ахкетъ Йссауи("Дивани хикмет") и Сулеймена Ба*нр-гани ("Хаким ата").

Теоретическая и практическая значимость работы заключается преаде всего в том, чго настоящее исследование. освегдет актуальные' проблемы древнетюркской литературы, затронутые, в исследованиях А.Клкратбаевк. Поэтому она может быть принята в качестве научной монографии, вместе с тем работу кодна использовать пр.и изучении и преподавании древнего периода \\с-эрии кмвхскоя литературы в стенах вузов Республики Казахстан. ""•-/'■'"■''•''••.

Апробации диссертации. Основные положения диссертационной работы изложены в публикациях автора, посвящгнных проблемам древнего периода истории казахской литературы и научному наследии А.Конратбеева. Работа обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании отделов древнего периода истории казахокой литературы и иотачниковедення, библиографии и истории науки, а также Ученым советом Института литературы и искусства кн.И.О.Ауэзова АН Республики Казахстан.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и закяаченкя. В конце прилагае?ся спиоок литератур. '

- ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ -

Во введении дается научное обоснование- избранной тема, определяется ее актуальность и новизна, степень научной разработанности, теоретическая и практическая значимость работы.

' Первая глава - "А.К0НРАТБА2В И ДРЕВНЕ ПО РКЖАЯ ЖЕРАТУ-РЛ(У1-У1П вв.)". Здесь рассматриваются многочисленные науч-. ные проблемы, касаогциеся истории древневорксхих письменных памятников СКюлтегин", "Тоныкок"). Затрагиваются вопросы классификации памятников по их.историческим и географическим признакам. Вместе о тем А.Конратбаез совершает небольшой исторический экскуро в прошлое, тем проливал свет з движение хуннеких племен под предводительством Аттнлы, благодаря которому, по мнению ученого, хункам удалось избежать рабовладельческого строя. Впервые в казахокой тюркологии А.Конрат-баев дает научно достоверную и доброгно-аргументированнус оценку действиям таких исторических личностей, как Квлтегин, Ногилян и Капаган-хан.

Относительно классификации орхонских надписей суарству-ют различные мнения. Если извчспшй тюрколог С.Г.Клявгорный делит их ка 7 групп1, то Н.А.ькскякоз также определяв тря периода: опоха хунновСдо V искп до н.э.), древнеторкская ли-т^ратуря'а 1-7Х вв.) и средне-торкский период(Х-Х1У вв.) .

¡.Восточный Туркестан в древности и риннем средневековье. !•!., 199^.0.331.

2.Баскаков К.Л. Ой унафккйчии назынгД древних и сгеднезско-.акх письменннх юокзклх язихоь. •чеок*Л -соорык - 1-7'/,

Катереонве набязда нкя; содержатся в работах^профессора '•Х.С}зиниалцеваА,'НЛелимбетова .и М.'Золдасбекова°. '•',

Если .вышеприведенные классификации основаны ка исторических и- географическо^региональны'х особенностях надписей, '. то. А.Конратбазв, объединяя все эти направления, выстраивает цельную и последовательную версии относительно исторической . эпохи и жанровой принадлежности памятников древнетюркской письменности: ! .. . .. . - • • • ;

1. .Древние' дегевдн' (Модэ, Томирис).

2.-Эпические легенды (исторические летописи).

3. Рунические надписи древнеторкских племен(У1~УIII вв.).

4. Памятники опузо~г.№чаксхого улуса(IX-XI вв.).

5. Литературные памятники эпохи Караханядов.

6. Суфийская литература." а . '

7. Кипчакская литература^."

При освещении историко-литературных особенностей орхон-■ ских надписей А.Конратбйев выдвигает свои собственные наблюдения. Так, зоди-извеотивй историк Ji.Н.Гумилев при оценке; образов Кюлтегина Jf Могиляна дает им по дожито ль куя характеристику, то А.Коира^бадв выдвигает несколько инуэ версию,по. •■ которой они;не могут быть принята за предводителей тюркских племен. Учений' склонен считать.} что в их дейотвиях больше врояяхяе»«» разруфтдьиое -качааа, »ырааенное' в »яде «еапло-мешшх иктрпг» часто ;ооадаваемих Кюлтеганам и Иолшием» ,Тогда'как Капаган-хая, действия которого не наали:п«лного . ссвйщегяи^ s .надписях,', проявляет большую, озабоченность о единстве .дрернедйразкяхплейен.По, яненю АДоиратйаег« Зти надписи сййдакн йначмея-ио.позднее самих исторических- себц« '■ тий-и потому.многий- мшенты произвольно трактуатся о4 имени .'• Могиляна-'JB-'.прошедием'зщвкат, Это:говорит е.том,- что-Могши« ном внэоеин oyiijCстминые- изи»>ршм.-а и«торйчо*оние события ,- ', • торкох*,- отраженных в- орхоисйих_ надписях, Датес ученый .ут* ■: ,ае радеет,, чта Моподн-.ко«ушч«£-. и«я йапаглн-хат на всех трех недкиоей^/^и/прйкр^м/ссбнтивчШ/года« когда, йолтегин и .

' ^wii»^ Teflon роя '•Капаган^хака .• ирокэведи riefe »о-1 .

- 9

ро*г в каганате.

Орхонсхие/надписи'изучена А.Конратбаевым и в качестве, изначальных образцов /эпических' сказаний.Нногие ученыс-юрко-логи также склонны считать, что. эти надписи близки.к эпические сказаниям. Следовательно и-диссертант приходит к выводу, что это не просто эпнтафуя Кюлтегчшу, а историческое повествование с элементами эпического оказания. Одно из главных постижений эпохи Тюркск.ого каганата- А.Кснратбаев видит в том, Что тюрки впервые начали излагать свои думы и чаяния образно,, что было одним из ранних проявлений художественного мышления тюрков.

В тюркологической науке часто возникает вопрос: на.какой стадии общественной формации находился Тюркский каганат? 1о определения А.К.Еерннтама при каганате, складывались изначальные феодальные отнопения*. Общественный строй каганата Я.Н.Гумилеа относит к последней стадии варварства.^. Излагая свои научные гипотезы А.Конратбаев утверждает, что. при каганате. не было-ни рабовладельческого, ни феодального строя, что он/переживал патриархально-родовую ступень обществеиного развития0.На протяжении многих лет у них складывалась свои взгляды и представлений, которые ученый делит на несколько категорий мышления: тотемизм, анимизм, космогония, мифологии, ааманизн. и др.

В памятнике "Кюдтегин" ученый находит немало признаков зпкзма,. как монолог, лирическое обращение, эпитет, аллегория, •1етанимия и гипербола. Нетрудно заметить, что йоллыг тегин ,1 Когилян излагают своп иксли в стиле элегии, иной раз в духе- героизма»

Интересны аналогии, приводимые А.Кократбаевнм-между геястоя орхонских надписей и словарем И.Кашгари, "Таг-рут со-?ыснн» "Ябаку сорнси", "Алып-Ер Тоцтаны иоцтау" - все эти• лоэтические оброзци, по определенна А.Конрвтбаева, заимствованы кз орхонских надписей» Ссылаясь на 7-8-сло»шй разке р. вгихоолойонкя учений подчеркивает, и." близость к устной но э эк а

1.Бер тагом А. Н. Ссцйально-'гкоаоыичеоки-Л строи орхо-.ю-рнцсей -ок:!х терок ^КШ Гумилев- Ji.il. Древние тарки,С.б'1. 5.г.о;-.с мчденкеи1 г&зеалЕфц*, с.25..

торкских пленен.

Развивая принцип сравнительного изучения диссертант находит много.общего между орхбнскими надписями и "Китаб-и дедем Коркуд", что особенно проявляется в лексическом строении языка»..' ' ■

А.Коира^баев успешно оочет&ет историко-литературный метод исследования с элементами этнологии, антропологии и оно-мастики.В этой'связи км высказаны немало суадений относительно ошмояогичйокоя и семантической природа отдельных сдов и. терминов»

Одной из таких сложных проблем в тюркологии является ол-. ределение этимологии олова "тюрк". Вокруг этой проблеми высказывались многие ученые, кик А.Кононов, Й.Баскаков, С.Кляш-торный» А.Гафуров и др. Однако этимологический анализ А.Кон-ратбаева содержит немало свежих мыслей. Первоначально ученый обращается к источникам соседних племен и народностей, тем определяя, как именовали они тюрков в древности: монголы ни-: завали тюргдтами, китайца ~ такие, греки - тойркот, на языке оаискрила - туруска, на языке пракрита - турукка, на языке согды - торх. Отсюда приходит к заключению, что слово "тюрк* сформировалось еще в хуннейу» эпоху. .Такой сравнительный м»- . тод изучения » науке оснуется аллоэгнонимон.

. Не менее интересна, мысли А.'Аонратбаева когда он отождео-твдяет дернины "тйрк".и "тархан*, На первый взгляд такое , отождествление требует дополнительной аргументации, ибо слова. "варк" - ртеаним,.а "тархан" - титул. С.Г.Кляшторный пишет, что " -тархан** - термин употреблявшийся по отношен® к военачальникам. Такое же мнение мы находим в трудах А. 1'афуроза, который утверждает, что слово *тврхан* означает правите- дэйСбек", *эмир*),С другой сторона ен склонен считать, что слово "терхан" «окно прочесть и как "туркан". "Для иранца,-пиает А.Гафуров,- слово торкан было, почти незнакомо, тогда, как' слово ?ур*ан» означающее тюрки,. он слышал с колыбедр." . . Даме, на турецкого демикодога- Веская Атадая,

утвгр^ае?, что слово "таркан" стало употребляться в виде "туркан*. Если так» то отождествление А.Конратбаеьым слов и "тархан" г.Дляется нвулшо досговериык определением.

1.Г«фурвв А» Ша н ксторш,. Н.,Ш7. С.95.

- п -

Йа' этой основе нозшо выстроить следующую авояюци» рассматриваемого словам тархан - туркак - тюрк.

Заслуживают внимания высказывания А.Кононова, который считает слово "тюрк" то' политическим термином, то как термин, которым именовали родственников жены(терк1н).Этого нз мнения придерживается и Н.А.Баскаков;

йзрколог ^.Логапова утверждает, если слово "тюрк" является выражением мкожгственности, то оно блигко к иранскому "Туран". "Ак" - показатель множественности» Далее она приходит к закличенин, что семантика слова "Турая" одназначва о понятием "тюрки1*. Таким же образом она поясняет этимологию олова йАтрек"(Л-гур-к). В основе указанного топонима, хая утверждает Дж.Логашова,- также лежит понятие. "язрк"^.' '

Все ою говорит о том, что этимологии слов тор ~ тур г ту о - торе - туркан - тархан - ггрк(тарк} близки, но их се- • мантичейкай природа различна, Сяи употребляются поотношеьга п этнониму, а также в виде тотемических, бытовых терминов и понятий, названия титулов, народностей и т.д. В этом я заклй-чае тог суть утверждении А.Конратбаева о тем, что по сравнений оо словами "огуз" я. "улус" понятие "тюрк" более вирог.ое.

Интересно масли А.Конратбаева относительно этимологии слова *Квлтепшм.,Зтот антропоним ученым рассматривается как составной термин, состояний из двух слов: кол и тегиН; В дрезнетаряезеон словаре "кюл" означает мужчину, батыра, а "те-гин" царевича, наоледкиха царского престола. Иной раз ученый вместо слова "коз" употребляет термин"огул", который также" означает мальчика, батыра » В орхонских надписях често ветре-, чается антропоним "огуд тархан".

Относительно слова "тегин" известно высказывай!® Абудга-збг* который-объясняет-его как "прехраснолзда1й*^.0яо, по определения-Н.АДриотоаа и А.Га^уроэа, употреблялось по отношению к членам царской.секьи. Все ати гипотез» примыкают к выводам и заклзчекияк А«ло.чратбаег!а>

. . В орхонгких надписях отчетливо;про«зчиг^ел езгл» к-"!-' ческой традиции торнов. Они предотавдяат'значительный

1.Ономастика Средней Агии. М.,1973» Й.Доевнетюркакий словарь.. Л., 1369. С-.ЗЫ*., 3. Ко но но в А.Н.Водослоьная -туркмен сочниН/гё Абу-гта-м'-'-г^й хизнаского. Й.-л.,195У. • .,-.

pec £ ка-.1ь.стве источккк&• т®рк<ких эта'огра^ичвеких,.•• гео'гра-. . фическик и исторических .-понятий.- Дисоертамс«» например, об~ ... наруж&ны 8" титулирозакных. названий, tk названий племен .и 39 ■ • ..названий'географического толка. Среди них немало ,-снкретных топонимов, а тавже обрзкк понятий, как засад, вссток, юг и север. Все они нувдаытсяв специальном- изучении.

.Таковы/научные прсблемы, подкатке в исследованиях А.Кон-ратбаева и освёцакные з первой главе' диссертации.

Вторая глава' - "ПИСЬМЕННЫЕ ПАШНИ. ОГУЗО-КЩАКЩОЙ ЗПОЖ'Б РАБОТА}; А.КОНРАТБАЕВА ("ОГУЗ-НАНЗ", "КИТАБ-И ДШМ ■ К0?КУДи)м.

Если ка рубеже Y 1-У ИГ веков крупным эгническо-полити-ческим объединением на Алтае был Тюркский каганат, то вслед -за ним в IX-XI веках в -низовьях Сыр-Дарьи образовывается огузо-кипчакский~улус» Исторические события отого периода нашли свое отражение в'письменных памятниках "Огуз-намэ" и "Китаб-и дедем Ксркуд".

В настоящее время известны -несколько рукописей."Огуэ-намэ", в которых немало исторических сведений о бите, этнографических особенностях И'этногенезе огузских племен. Первая из них - уйгурская (Париж)» а вторая - арабская, рукопись'« А.Конра1баег упоминает ешг один вариант легенды, подвергну» тый литературной" обработке Бежали' Коннрати. ¿тот'вариант, как. указывает -ученый, -был -подарен русской царевне амкром хар«-3' ХЭХатоду., ; -'..-.-'-.,,' - >

- Летопись ой. Огуз' кагане, в-оежа" в каучкай оборот бла^оде** " . ря. цеследеган'дды Н.й.Дкц, В.В.Радлоий., В.^Бар-тсдьда.-Пере- ,'. вод' ц'.транскрипцию на русский 'язык ййерояе. осущ>от?ид А.НДер-^

■ бак.Бпоследуоц'ие годы- "Огуз^нак?4 стало -йаучаТ'ьея. и i р&бо~ ■' тй-х казахских, -ученых. Первоначагьма трааеярилцйя текста база'

- олубзпховй'на в'-'ареотомбтч»- "Юртадегх адебиет лу^мары"(IS67)»'''-' Вскоре были нздисаиа иоалодоваикя А.Коцрадбаева« Х..Су»ккал.иэт

■ ва, -».и-Дуйсеуввй^.-'&.ДсрбиойЯйна,' М.*£ариут<?дрв&, У.Кумйсиае-- . ва,. М.Кслдасбекоза,,..Н.Кед1«бетовв и др» . . " -

-'- . ."Огуа-тэ" творение дреанев&'рко'кой' зпохв. неот.олько жршнздз й&гсади Наряду с ,уйгуро$ой рукопись», , : «гагогкчяие-.с»иг*« «ы -находим в ноторичбвких летописях Pa-':

аглд ад-Дина"и Абулгазы. -Легенда, связанная с генеологией Сгуз-хана, сохранена-во всех указанных вариантах. 5се эти версия изучены диссертантом в оравнительно-сопоставительном плане.

О времени возникновения "Огуз-намэ" супретвуит различные научные мнения. Например, профессор Х.Сушшалиев шпет, что "Огуз-накэ" является литературным памятником пленен, населяв-иих территорию между-Каагарией и З^тасу. Другой литературовед Н.КелимбегоБ отмечает, что в легенде нашли отражения столкновения, происходиэдие между племенами- кенгар-печенек и огузами на западе Арала и севера Каспийского моря. По кнениа • ав М.Еолдасбекова.легенда об'Огузе возникла з УIII-IX зеках •и-занесена в письменность в эпоху'Караханидов(Х1 в.) на уй- " гурсхом языке»

После тигельного, изучения текста "Огуз-намэ" А.лонраг-баев гтрйходит к заклаченга, по которой ■ считает легенду наследием хушских племен.-По мнению ученого язва памятника дрез-■ нее язнха "Китаб-и дедем Коркуд". $ кем преобладает уйгурский, узбекский я казахский диалекты. В етрсенки лексики очень много характерных для тюркских язнкоп.оборотов. Тогда Как весьма редко обнаруяияается влияние арабо-персидского язкха.

• ■ А.Конратбаезь'м затронуты и вопросы фонетики. По его определению з "Огуз —иеми" преобладав? диалекты, сингармонизм не развит. Весьма примечательны-суждения ученого относительно отсутствия мягкого "эи и твердого "б". Последний звук, по утверждения автора, применяется только в одном, твердом варианте. ■ ,. -

Изучая первоисточники диссертант присел к зыводу, что буква использована как э орхоиских, так'и древнеуйгурских памятниках. А в м0гуз-нанэя, как'выяснилось, такого звука нет. В силу этого тюрколог-язйксзед К.Умиралкез при переводе легенды не посполь&оьалсг. указанной буквой, очевидно считая, что фонетическая природа рассматриваемого звука-не характерна для тюркских языков. При создании очередного перевода и научной транскрипция "Сгуз-нелэ" А.Дербисвлин,- К.Хлриухеиедсв /й-У.Кумиобачв «йпользовалк -наотояюую оукву в дьух 'зириан.-ах:

И-11 „ Ил»

г" « *

Отмечля преобладание различных диалектов А.Конратбаев •■ по. реей.вероятности имзя ввиду фонетические-изменекйа, ибо., -чередование/'звухов т-д,г.-г» п-б, ж-п весьма--.характерно! для ■ тпрхскях языков-1.-*БМ употребляется не только .в твердом, но й-в видоизмененном .вариавте: и-б.- Все'''это---лиавкй раз подтверждают высказывакш А.Конратбаева об изобилии .элементов тазр— . кизыа в "Огуз-камз*. . '--'"■'.. - "

. Жанровая природа"Огуз-намо1* - одна из-актуальных проб- ■ яем в современной -тюркологии. По этому поводу отзывались многие ученые, как*Х.СуЬнпалиев, М.Долдасбексв, Н.Келдабетов, о преде для. его то как героический эпос,'то историческое или же'художественное сочинение. Б этом отношении примечательны высказывания' А.Конратбаева, который находит сразу несколько жанровых признаков: мифологический, этнический и исторический. • ■

' Одним из ценных памятников древнетюркокой письменности является "Китаб-и дедем Коркуд", в котором отражены исторические события огузо-кипчакского улуса 1Х-Х1 веков. В науке принято считать его героическим сказанием огузов, что мы наб-лвдаем в'работах'И.Ергияй,.0'.Гокияй,"К..Рифата,'В.Арасды, ' М.Тахмаокба и др. Вместе с тем ученые-тюркологи, обрашЕаие- -ся к памятнику аа последние десятилетия, все более склонны' .. ' считать, что *Китаб-и дедем Коркуд* является общим эпическим *. с&азанигм ьсёх таркоязычквх -народностей вредней Азии, Казах. : Проблемы историзма ¿художественные особенности "Китаб-и' дедем Коркуд"; научались' в/работах; В.Бартельда, А.Якубовского, : Б/Е;1рй/нского, -Х,Коруглы,' В. 70 - 80-е- годи к памятнику обра- ^ тились; »ад»?;/,'•'., ' Н.Кед'.ыбетс^в, Л.йбросв и др. Однако 'неаь'эя-не --'Л ч'Х> пзрьае исследования,, связанны«'. с'■ дек" Коркуд",[•арлАг&глиъч ахэдехвг.у ААргудаку /«.«рофеосрру":. ' ^ Д.йснрйтбаегу. . .-; .•' - - ;- . '■

■ чБ-.дичнои архизе АЖснратбаеве хр»яится рцц&лщут&я ат&%ъ8 г. йод К&зуаиасн, Кор»зд". Обьем ооетмвдй --

гг^ажзджа фу кёо*рдаф^,. V' -:;'

•писных'страниц. В конце указана дата "I января ISS 7 года* к имеется подпись автора. В:этой стажье впервые затзагявгзт-ся'такие научные- проблемы, как степень изученности памятника, его относени? К:казахской.литературе, особенности сзкг-та и исторические истоки. А.Конратбаешм рассмотрены только три сюжета, кмею!цие непосредственное отношение к эпической, традиции казахского народа: I - II - III.

На протяжении своей творческой деятельности к данной теме А.Конратбаев возвращается неоднократно. Так, в н&чагг 6ö-x годов им был написан новый, развернутый варкант статьи. 3 середине 70-х годов учений завершает бояьаув работу над переводом текста "Китаб-и дедем Коркуд" на казахский язык .

В науке нередко поднимается вопрос об ксторико-геогра-фической природе памятника. Так, известный тарколог-литерату-ровед Х.Коруглн склонен считать, что часть спгетсз, лсведиих в "Китаб-и дедем Коркуд", слонялись в низовьях Сэр-Дарья, г другая на Ближнем Востоке ухе после распада огузо-кипчакско-го улуса; Те племена, которые уйди на запад,- впоследствии стали именоваться "сельджуками",,затем "туркменеми", а другая часть, оставшаяся на побереаье Сыр-лярьк, составила, наряду о.многими другими тюркоязычныыи пземенаяа, этнически основу казахского народа.

В мировой науке известны-два варианта "Кигаб-а деда» Коркуд": Дрезденский и.Ваткханркий. -Дрезденская руколвсь сос~ тоит из двенадцати, ä -Ватиканокаа из csctu озкческнх сгазе- -нйй: 1-Т11-П-1У-^11-ХШ1Сак видик, по срав№гкш:о 1р?аде»-ской рукописьа Батксанский ьаривнт.содержит.не ззе сказана, х тому же отдельные сэке.тн. цикла. перестаглвш*.-.;.'.■'. Группируя схжети яКитай-н| д?,д»и Коркуд" по их наярозаа ; признакам В.Бартольд делит, их на ии^ологические, гегендар-нке и битовые . Деттьсказан1?й,по его ояреде2с»ьш,пос2ягркк битвам огузов ' с гяурами^ :два: кзккхссномну; на ни^огсгкчеа-ком даже те, и одни на р*?йльнс-»истэрич^скск -иатериадЕ - экут-ренпей борьбе самих огузо?» Такак оСра?-ск,* Б»ЕйртодьА срдхо—

Т, Корккт- vrV' ---. -■■'-:

2. Ьартодьд ö.üi Type.4sk2-ffiiob и Клзйаа-.В кя.:Ккнга koshj • -деда-С.ПО.

дит к выводу, что б начале цикла, должны стоять Х-УШ-Ш . сзжетк, далее П-Г/-Х1» и в. конце XII -сажет.

Другой .ученыйнво.стокевед В*2ирмунский утверждает, ню "со* жаты, связанные о•именами Коркуда, Саяор-йазана, Борди-хатун^ С'раз-б*йвл Кара-Коне, Каре^Еодака возникли в среднеазадио»' кой среде огузов, а остальные (1-У1-У-1Х) на Ближнем Востоке « йскет .о Еемсй-Бе^реке.Б.1ирмунский относит к алтайской ■ эпохе.

Сугрствеькые изменения в порядок расположения сюжетов "Китаб-к дедем Коркуд" внес Х.Коруглы . Для наглядного показа этих изменений приводим• сравните льно-г.сопостави тельную таблицу:

¡.Расположения, сдагетоз по Дре.зденск.ой рукописи: . 1-П-Ш-1У~У--У1-Ч П-УIII-1Х-Х-Х1-ЛII

2.Расположения сйжетоэ ¡по версии Х.Коруглы:

Кек ввдкм, все вышеуказанные авторы рас.сматр>.1вают вопрос з историко-географнче ском аспекте и огр&нмчкаавтся дншь ,пе~ " .' рестанозками сзжетов, тем самый добиваясь цельности и последовательности цикла.

•А»Конратбаеа.выдвигает срои г}н;отезы, .отлш.&юЕиеся от предыдущих перегруппировок сочетанием всех мсторико»»геогра-фических и литературных особенностей сказаний.. Иначе говоря, ученый группирует сюжеты г тесной'связи с процессами образования, становлений и-распада огузб-кипчакского улуса.. Б первую группу автор относит те сюжеты, в-которых отражен процесс образования огузского улуса: 1-111-1-¥1-УШ.

Во втору» группу, А.Конратбаев зачисляет сюжеты, з. которых отражены многолетние столкновения огузов с печенегами;

■ И-К-УП-1А-Х-Х1.

В третье группу относит заключительный XII сюжет, повес- . тгуащий причину распада, удуса; борьба вне «.них огузов с внутренними. ............'Таким образок, го новому .выстраивай ск&зьнкд £ логический рдл,¿...Конрлтбаев .выдвигает оригинальнуд научную версию,--по'

-I. ЩнтлиЫк ¿.И. Огузский.героический эпо.с .и- я1Шйга ^Корпуса .-¿м.гКнига ксего деда К.оркутй.м.-Л.Д^б^.^Ъ-ог.

' Кепугл» .X. -Огузскай .«поо.'К•, 1У?<;*0.

- 17

которой -"Китеб-и дедем-Коркуд"", начаззисъ-с образования огуг<» . ского'удусаСсказанив' О'-Вемси-Бейреке)» кончается- его падением, т.е. смертью Бемси-Беймка./

Заслужлзают внимания некоторый наблюдения А.Конратбаева относительно этнографических сведений, отраженных'в яКитг.б~и дедем Коркуд". Так, в первом стаете- можно наблидать традиции древних тюрков, когда имя Букаи мальчику дает Коркуд лишь после того, как им был побежден на поединке взбешивзийся бык. Данная традиция берет свое начало из дреэнеотркской эпохи. В надписи "Кюлтегин" диссертантом обнаружены такие строки, в которых.сказано., что после смерти отца, к счастью матери, мальчик был назван героем по имени Кядтегин: Зхем к^ган елгенде Ihjm kysterih кет! жаста к;алды« Он наста Умай тёкт: шеиемнщ багына Шм КулТеГ1Н ер атанды. -В последикг годы некоторые ученые затрагивают вопрос об. авторе "Китаб-и дедем Коркуд". Например» опираясь на некоторые сведения В.Бартольда известный востоковед В.Еирмунский пишет, что з Дрезденской рукописи имептся слсдупщке .исторические- даты: 956(15^9-1550), 1591(Какр), I6I5-I6I5 (.Иерусалим). На этой основе. В.Ьартольд склонен считать, что "Китаб-и дедем Коркуд" написан, я XI веке. Другой исследователь З.Россн временен создангл эпического цикла считает ХУ век. Известный тарколог Х«Коруган отмечает, что автор идя же переписчик,-наотояврхч* памятника-. некий - Абдаддах -ябн Фарах($арадж или Фар pax).-Дало ft, ^гдуйгяя- эту.-.Берс'.®* Х#Кор>*гды .'выдвигает ин». тер?скуа пщчщъ гипотезу»" основанную на цифровой" символиг^. букв'-» Но 'его • определению олова-- "КиТАь* имеет сдедуощй» ровае оимаозиыи • К-20 iicero-ИсЗ. СаоьС "

"ДвДаМ" рассй^роввваетои ааторок "о" циф-

ровой'символики я© имй*»т>Ь«<!ГОЙЗ. Слоге "КУР.Ч-УД4 ям*.»т еле« • дувз^е -цифровые зньчейия.г

ro'.'ilo» Суммируй. йое эти чкфр* В).'Т.Хсфr-л*■ !>рре- -

'длляет дату год .по мкандкоху кагеядар-v погорая еоат-- -. гетотвует Ш году хкдярц. И Щ дату учяьы! очзтмг год»-написания "Ки.таб-и дедем Коркуд*. Но амяртеэ Айдалл^х. ' *«фре.ч й.»и .ке rs п<<-пйсч;!кон пока' осте.? «я отлг.ктг:ч.

Гилстезл до.-долы'.о '.п'.игго.гжгч, .научьйл. Не ес:<к учесть

- ia -

аэе назван® ьемягаша ('Кятеб-и деде« Коркуд гали ли сан тайфа огузаа"), то аетрудво зехстать, что гипотеза Х.Коруг~ ^ребуез докохнительной аргукентацяи^. Таким образом, ыогяр смело сказать, что историк»-лите-ратурнне паиятягхн сгузсяой древности освег^ны в кссЛедова-хаях А-Конратбагва с различной научной позиции: исторической, географической л литературной. Все это дает я&м основание говорить о том, что А.Кократбаев был и остается одним из немногих ученых, обратившихся'к древним истокам казахской литература, в той числе s всемирно, известному caso ту

дедам Еоркуд*, аа заре становлзиия тюркологической

наука»

Третья глава - "ЛРОБХЕЙ ШШЩШЙ И СУФИЙСКОЙ Й!-TIPATÎ? â aCSEiOBAHffiï А.К0В?АШЕЗА(ЧЩАТГУ БЩК", "ДИ-ЗШ ШТА2 АТ-ТБЗГл","*ДШАКИ "ХАШ ATA")".

Еарахвнгдtacas эзоха характеризуется двумяважнши пиоь-неЕяник ваггягшашв, sas оозма "Нудатгу билкЕ* Ж.Еаяаоатуна : & 'бивака ауггя вт-врв* М.Еаага.ра, Оки' подвергалась науч-

азучевйо а работах B.fe&sosa» Г.Веяберй, В.Томсена, ■С.Малззй., Б.Еартогьда, А.Крымского, А.Валитова, К.Каримова, А.Ягнэаз^а к др." Среда казахстанских ученых одни« из первых ©брадаасв к jacssEHKSK ааодгзшсгм профессор А.Конратбаев. 3 его: 2 ранне2 статье *%аазгу íinix ■» fYpín вайнаиасн . азтар 'затрагивает жакрогне, язшссваи, стжтйые своеобразия, даредедает ацучнув. значимость и огнеаенке подан к казахской хвяграздре» . . "

£• ажшя 2.EajwxaryKa сохранялись весьма скудные. сВеде-ьлй, -ьоторыс содержатся в сээке» йшкраксь на ати данные. ¿.Еэшдаз jTEepiaass» «то ïjejn радяхоа ярЕбдвзягеаьно Б' IK5-ICI6 зады. TjpeiíSüZ учгннй А.1к£ьачар врененек ровдения .-•автора essks. считает IDIB год. Огдезькае сведения содержат- , -•ЕЕ te s рыйиа* АДо^иябяеяй. Г

Шаэавияо, •адо изучая хеогрофачгхжйг раслодожекле Бала-аазузд ВЛ^артсхьл атоз^естз^аа его-с As. Беанхон. В -этой свя- . sa A^&mpssú&es з&трагкзязг sanpgc об гааиаодогма.слова "<5а-

ХЗСтгртза: ¡Soase а асви вгвиввяй *Нквга моего деда Коргу-" £B±¡¡tyjLmJж науки,-Х387.- .

i^ág»íB3S&ss£ аддзиэду .-.Bîife-—.»а^катазц/гольаегиа-'""•-•'^йГава^г^©»*^ «istfîaë

ласагуи". По ег<? определению оно состоит из сочетания трех слов: бал Ca) - саг(к) гун. Слово "бал"(бал-бед) можно встретить в древнетиркских памятниках. Оно употреблялось по отношению к каменным статуэткам. "¿а.г'Чсак) - созвучно с названием древних .ираноязычных племен, насолявиих территории Средней Азии и Казахстана. "Гун"Схун) - этноним. Ite такому определению выходит,, что "Баласагун" означает местность, наполненную каменными статуитками, где когда-то обитали саки, затем хуннские кочевые пленена. Опираясь на автора книги "Тауарих хамса" приблизительно такую же научную трактовку выдвигает известный историк литературы Х.Суылша-лиев*. • •

Этимология слова иАк Бейим", по определению А.Конратбаг-ва, такие связана о понятиями дреанеторкской эпохи. Подвергаясь всевозможным фонетическим изменениям, оно стало именоваться по разному: бейжин, бейадн, бией), байсин. Б китайских источниках слово "байоин" означает название племени,

?

иной раз йссоцируется с понятием народ, правители и племя . В.казахоком эпосе Байсын - топоним Щидед! Байсын).

С другой отороны, как верно подмечено А.Конратбаевым, в названии "Ак Ьешим" зашифровано географическое расположение города. У древних торков слово "аК применялось- по отношению к западным племенам. Касиясь зтого вопроса А.Кононов указывает, что храонай цвет означал у них юг, черный - север, онний - восток, белый - запад,- желтый - середину0. Ее- ' ли так, то'согласно цветовым понятиям.торхов, Ак'Беа-им должен находиться на западе. • "

До настоящего времени неуке известны rpá версии датгу билик". Первая - Бенсхоя рукопись, которая ¿ согласно времени переписки, именуетоя как 1Ч:раТскгл(Ш9). Вторая -Каирокэя рукопиоь(1Б96).Приобретенная в Id9d году В,Радло-зым она хранится н Институте востоковедения РС&СР в Санкт-Петербурге. Третий вариант ~ НанакганскийС^рган«). Зга ру-хоп№;ь, найденная в 1913 году А.З.Бплидовим,' вчитается нии-

¡.СуУниэлирв X. Ндзац адебие?{нгн У^лыптасу кеэ<"цде?!.

■ А», iS67. C.U7, . ,

r?.Ci¿Ma Цкнь. Исторические записки. .4.>1572. Т. I.C.Ióó. З.Коиомоа Л.Н. Семантики и^тообознанекий в тюркских яайкал. и.:Лрколйгдч«скиа сборник - IV75. :-í,,I373.5¿I5Sv• ■

более полнам. Написана на арабском язнке..

Подробно характеризуя все три рукописи А.Конратбаев упо-к-/нает еще один вариант, изданный В.Радловьм в 1395, 1910 гг. в Санкт-Петербурге-. Поскольку ети рукописи занесены в-пись- • менность на арабской и латинской графике, которне но могут передать особенности уигуро-карахакадской письменности, трудно читаемы, немало погрешностей'в тексте.

В науке немало противоречивых мнений относительно'языка дастапа. Несмотря на наличие арабо-персидского влияния и . стиль хасиды, который присутствует в поэме,'А.Конратбаев счи- ■ тает, что Е.Еадасагун воспевал доисламские традиции ®орков. Далее приходит к. заключению, что язык дастана близок к кар-лукскому, уйгурскому, уйсунскому и сгузскому языкам..

А.Конратбаев не солидарен с 'мнениями Е.Бертельса и И.Стеб-левэй, когда они утверждает,-что поома написане в размере мутакариб. По такому определений .выходят, что Жусуп, будучи тюрком по происхождению, воспользовался не -тюркским поэтическим размером, а заимствованным персидский. Тогда как заслуга. М.Баласагуна заключается. в том, что он, несмотря на арьбо-персвдсаое "влияние, написал сбоэ д ид акт иче скуй по оку на тюркском языке. Оно явилось болыаим историческим событием к крупным достижением письменной литературы эпохи караха-

нидов. ' ■ .

Другой.памятник 1Х-П вв. - ™Дквани лугат-ет-тюрк" Махмуда Калгари, Словарь издавался в Стамбуле-в'Период с 1915 ; по 1517 годы з трех томах. .Издатель ~ Килиоли Рифат. Впосле-дувщие гс'ди словарь стал объектом исследования для многих ученых-тюркологов. Среди них мокно назвать имена В.Еартодь-' да, С.Малова, Дк.Валадова, А,титрата, ¿.Кононова, С.Муталди-бо^а и др. К словарю обращались и казахские, ученые - Х.Досму-хамедов, Г.Мусабаев, а.Конратбаев,-Б.Кекжсбаев, Х.Суйшали-ев/ А.Кайдаров, А.Куривианов^ Н.Кевимбетов и нн. др.. , . Б сьоих исследованиях А..Конре«5авв приводит многочисленные сгеденкя об изданиях и степени изученности ;кДисаш1 лугат ат-тйрк".'Особое внимание уделяет.работам турецкого ученого, '.профессора Махнеда £уеда-Кепрйлззаде, который, приводит неко-•-ерке сведения о жизни самого йахкуда Каагари. Ьсе ата вопросы а достаточной. степени отражены в-дисссртзаии* ■■

"Дивани лугат ат~тюрк" не только словарь, но и письменный памятник определенной эпохи, вобравший в себя многочисленные поэтические.образцы-таркской литературы. Некоторые .из них воспезаот события древнетюркского-периода. Так, в своей работе. "Развитие тюркских поэтических форм в XI веке"^1971) й.Стебдеэа отмечает, что словарь состоит из поэтических образцов, написанных в размере ..аруза. На этой почве'она считает ошибочной все другие,' которые не укладываются в закономерности указанного поэтического размера. С таким определением трудно согласиться. Именно поэтому особенности стихосложения поэтических образцов словаря А.Конратбаев.исет в самой природе древнетаркской литературы. Б результате приходит к заключению, что многие поэтические образцы, использованные К.Каи-гари, были сложены, в эпоху "Поркского каганата. В них трудно . проследить обилие арабо-пероидского языка. Очевидно к тому времени иолам не проник в среднеазиатскую степь столь глубоко. Именно поэтому словарь М.Нашгари А.Кократбаев относит к культурно-историческим памятникам карахакидскйх торков.

Б котории средневековой тюркской литературы немало блистательных имен, исторические и литературно-культурные наследия которых не подвергались научному изучении на протяжении многих дрсятилатий.' К их ч'лслу в полной мерс можно отнести имена Ходжи Ахиета Яс'сауи а Сфяе&ийа Бакьргани. ■

Интересно отмстить, что их .литературные наследия подвергались изучения) sue. в доресолмционнай период. Первые попытки-научного оовЬ^нкя наследия ficcayu мы находки в трудах М.Ду-латозаСКазах")20-« ..гада- к указанной -теме обратило» дру-. гой. казахский писатель который приводит немало-

цешшх сседснай о' лйк?.ра*урн«ч-нйо.пе)1ам--и архитектурном:сооружении Яссауи. •-.'.. . " - - '

Историко-литературные.наследия Язсауи и -Бакйрганп изучи-;' лись такими вндкши ученики,- кал Д^Самойдоаичi.К.'-ертельс,. А.Боровков, Г.Блигова, a тек»« турецких» К.Кр-аолац .

и О.Серткйя. '¿а последние годы к атйн ьамадш«;«*•• «исьм»иноатм обратились многие казахские учеакр. Среди пах. «окна кизььть' :

I. Аймоуытои S. «ултан (Коха 'А'хкет Епсоуиу;:;;)/'¿зд.-i •

имена Р.Берднбаева, Х.Суикиалиева, Н.Келимбетова, М.£ерму-хамгдова, С.Даутова и др. Однако -нельзя не упомянуть,.что сдним из первых ,к творчеству Яссауи и Ьакыргани обратился А.Конрагбаев . Автором изучены многие образцы "Диванм хикмет", изданные.в Стамбуле, Андижане, Ташкенте и Казани. В Центральной библиотеке АН РЯ сохранились несколько изданий. Один из них - экземпляр-, увидевший свет, в 1901 году в Казани, под названием "Диуан-е хикмет". Обьем - 135 страниц. Книга состоит из 159 хикметов.

По своену оодержами» "Диваяи хикмет" - книга теософская. Здесь автор пропагандирует идеи социальной справедливости через религиозные понятия. Порой его суфистские взгляды выходят за рамки религиозных норм ислама. 1"го можно заметить уже по проблемам, поднятым в книге, ^то; ислам(вари-ат), идея суфизма (териат), поклонение богу.(хакикат), овладение путями религий (магрифат). асе эти четыре раздела религии для Яооауи нерасторжимы.

Отсюда мы видим, что поэзия суфизма не ограничивается идеями ислама. Напротив, она вводит в них новые понятия, внутренне реформирует их. В отой связи в науке существуют различные взгляды, по которым Ходжа Ахмет Йссауи является не тюрком, а арабом (ходка) по проиохоаденгао. Исследуя вопрос, откуда родом позт, А.Конратбаев пишет:"Бесспорно, что Ходка Ахнет - выходец из тюркской Племени, населявших территории Казахстана. Его "Дквани хикмет" - это детище таркс-кой культуры . Зто - очевидный и неоспоримый факт для ученого,

. М.Еариухоиедов, изучивший остававшиеся дотоле неведомыми произведения поэта "Нйсаб-камэ", "Рисала", доказывает, что Йссауи начинает свой род. от Хазрета Али и приводит цитату из ¡снкгя Гали Иеэди "Зафериамв*(820-1424 25):"Темир перевел Сейхун и, остановившись подле Ахингарана,. '¿ыназа велел соорудить войску -поселение для перезимовки. После этого отправился савериить пскяонгние праху Яссауи в аул мЯссн", где он захоронен.' Яосауи родство с Мухаммедом Хзнифой .¿дин.....Хааргтп .Ади - И.1.)г1—- - '. ...

Г.Йо«ырзгбаез 3. ¿узка Ахмет Йссауидщ незары^-Яенин туц,-

1945.-23 декабря; Вольеевккт!*; жоа.-19<о.-28 декабря.« £.Кене мэдеиает жезбадары» с.90. \ . ,

З.Жармух&медов К. Эзгрет султан .жэд1гер1#Ана Т1ль-Ь-Л.~ 2$ марта,

Эти же сведения ми находим в работах турецкого ученого МЛ'.Кепрюлюзаде. Таким образом, мнения разделились. А.Конрат-баев и М.Е.Массой доказырают тюркское происхождение, а другие, считают Яссауи выходцем из арабской средь, о этом вопросе, диссертант выражает свое, согласие с некоторыми выводами М.&фиухпмедова, когда автор, опираясь на исторический ^акт оседания арабов в Средней Азии, на то, что происходило их смг-шеиие о населением Туркестана, высказывает мысль, что ассауи происходит из "клана казахских' торков". Поэтому достаточно сказать, что он жил и творил на территории нынеанего Кьзахс-тина, что его литературное наследие является болььйм достижением 'поркской литературы XII века.

Ь диссертации рассматриваются литературно-художсстьенные переводы "Дивами хикмет", осуорствленние за последнее время различными авторами. Среди них подстрочный перевод С.Ьитенова? научные переводи М.&рмухамедова, С.Даутова и М.1апиГ0Еас.Ка основе сравнительного изучена диссертант приходит к заключении," что 'близки к оригиналу переводи последних авторов.

а\.Конратбаевым затронуты и проблемы стихосложения.Относя отдельные стихи Яссауи по форме к газелям, приоущим суфистс-хой поагии, учений указывает, что они по размеру й'по своей конструкции ближе к диирам, т.е. к устной народной паззии ткр-ков. *._*_" ' ' 1 ■ ''

Другим представителем суфийской поэзии является Сулеймен Ьакыргани, ученик Ахмета. Нссауи. Им написанн тшсие литературные ..произведения, как "Хаким ата", "Афф заман*.Известный изданием чвляется и "1акырган К1табык", выведвее в 1аб0, 1657,' 1900, 1901, 1У06, 1508 гг. в Казани.

Б личном архиве А.Кократбаева имеется небольшая статья(12 машинописны* страниц), озаглавленная "Сулеймен Бахырганч". Написанная с" октября 1945 года ока вскоре была опубликована нп страницах .газрть "Алтай боль:зевиг|,,ч^.л1.3Э.!(5)^

И этой статье говорится, что "Бахырган".. и *Хахим ата" -проз:>ищп СулеТм^на. На основе историко-литературного анализа А.Конаатбаев приходит к аак.лечение, что *Хаким ата* по своему отроению ¡шляется образцом средневекового романа.Вместе с теч

1.Кожа Ахчет Яосвуи. £аналык холн/Орталы^ Казахстан.-1590,-

лр '¿7—56,60-75,77, "

Л.Лхкйт Иассауи газаддариСХвкнет" к*табанан газ-алдаэ)/Гщр«сат.

- 2Ц

в этой работе содержатся немало кнтересккл высказываний ученого относительно языка и литературного значения книги.

Основная идея книги, по определенно А.Кекратбаева, состоит в том, что Бакыргани,- реформируя ислак, воспевает социальнуп справедливость, идеи гуманизма. Бее это рассматривается на фоне' религиозных представлений. .

Язык "Хакнм ата" А.Конратбаев также относит к тюркскому. Несмотря на влияние чагатайского языка', автор в нем находит немало образцов подлинно тюркского стихосложения.

Отмечал органически связь и взаимовлияние литературных традиций йссауи и Ьакиргани» А.Конратбаев определяет основные, наиболее характерные черты их творчества.. Вместе с тем дает • научную оцежу суфийскому направленно в литературе.

На основе широкого, анализа диссертант приходит х.заключению, что суфизм оказывал суврственное влияние и на местные литературные традиции тюрков,, внося новое художественное веяние красоты и любви. Бее эти признаки в своей совокупности, определяют эстетические потребности и критерий суфизма и суфийской литературы в целом." • ..

В заключении диссертации ибсбкаотся и подводятся итоги исследования, даатся тезисные виведы. .'

А.Кократбаев - един из зачинателей наркологической науки в Казахстане. В этом направлении №5 проделана огромная работа. Написаны большое количество научных исследований и статей, некоторые из которых обнародована диссертанток начиная о 1586 года, т.е. после сиер*й автора. В будучи предстоит полное- 1 издание сочинений А.Кократбаева с обстоятельными комментариями, -затрегкьавщкчи кеоулшые проблемы древкетюркской л итературы и современной аркологии.,, .

Научное наследие А.Кократбаеве - заметный вклад в историю казахской -.торкологаи.. Наряду о проблемами древне тюркской литературы И!-; затронуты »опросы исторда, • атнографии, антропологии, 0»!сиес«;к.и, зтьолегия, этимологии, к т.д. Все они. у А.Кснрат- . бае за сложит одной - определения 'ируорихо-лвтературной суеаость и близости древнсдаэрхсяих вясшекиих; памятников к .'далекому прелому казахской латературн. Этим и определяете« ' лсучкея нозкоьи в актуальность «ветояврго йссведоышйя*'.;

- 25-

По теме диссертации опубликованы , следующие работы:

1. Эуелбек -Коцыратбаев .Кзыл-Орда, 1991.37 стр.

2. Кене мэдениет жазбаларыС в соавторстве).А.,"Казак университет!", 1991. 400 стр.

3. Туркологиядагы бхр белес (.немесе галым Эуелбек Иднырат-баевтьи; филология гылкмына КосКан тлес1 туралы)/ Казак тШ мен эдебиетх.-1992.-И0-И-12.

4. "Огызнама" ацызынщ нусдадары/ Казахстан мугаЛ1М1.-1592.-■ 20 октября (№21).

5. Ксжа Ахмет Яссауи мурасы туралы Ц Астана дауысы,-1993.-16 января ($3).

6. О наследии-Ходки Ахмета Яосауи/Голос столицы.-1993.-16 января^на русском языке).

7. Э Доцыратбаев>.цбектер1Ндегх казак эдебиетз тарихыныц маселелерх. В кн.: Коныратбаев 3. Кдзак эдебиетхнщ тари-хы. А.,"КдзаК университет!", 199ч, ( в печати). 1 п.л.

Публикация' произведений ученого:■

8. Коекыт туралы аК'лНат пен аныз. Подготовка..« печати/Жалын.-1987.- 'й- . .

9. Керуен. Состазлеиие.. А.,"2алын™, 1989. 256 стр.

10.Казак фольклорынки.тарихы. Составление-и предисловие. -А.,"Ана Т1Л1И, 1991. 268 стр.'.'

П.Тотынама. Перевод.л предисдозж?" (в соавторстве>.А.,"1азу^ . ты". £391/304 стр. ■ '

|£.Араб кабуыды гэне Орта-'Азяч* Подготовка & печати/Дна тЬ-л1."1991.-12 сентября ЦЗЗ?)