автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Проблемы взаимосвязи религий как фактор развития современного общества

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Тарапанова, Елена Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Проблемы взаимосвязи религий как фактор развития современного общества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы взаимосвязи религий как фактор развития современного общества"

Тарапанова Елена Александровна

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ РЕЛИГИЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

1 С ОЕЗ 2СІ2

у

Москва - 2012

005009968

Диссертация выполнена на кафедре политологии факультета «Социальные и гуманитарные науки» Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана.

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Пусько Виталий Станиславович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Яблоков Игорь Николаевич

кандидат философских наук, доцент Гуськова Татьяна Васильевна

Ведущая организация: Московская государственная академия

водного транспорта

Защита диссертации состоится 2 марта 2012 г. в 1300 на заседании диссертационного совета Д 212.141.12 при Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана по адресу: 105005, Москва, Рубцовская наб., д. 2/18, аудитория 720.

С диссертацией можно ознакомиться в Научно-технической библиотеке Московского государственного технического университета имени

Н.Э. Баумана.

Автореферат разослан 30 января 2012

г.

Ученый секретарь

диссертационного совета ~е' С.А. Власов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Среди проблемных областей философии одной из важнейших представляется изучение тенденций развития общества. Религия является неотъемлемым элементом духовной сферы известных цивилизаций, одним из основных социальных институтов человечества, значительно повлиявших на ход его прогресса. Важность исследования обусловлена необходимостью социально-философского осмысления проблем взаимосвязей существующих религий в современном обществе и, в частности, характера этого процесса в Российской Федерации, который обусловлен определенными особенностями истории России, этническим составом ее населения, а также спецификой социального и политического строя Российского государства

Изучение проблем взаимосвязи религий как фактора развития современного общества обусловлено рядом объективных обстоятельств. Во-первых, религия сопровождает человека с самых истоков цивилизации, проникает во все этнические культуры и охватывает едва ли не все сферы человеческого бытия, занимая определенное место в жизни любого человека, будь то глубоко верующий человек или убежденный атеист, тем самым пронизывая сознание и подсознание громадного количества индивидов. Религия является одним из основных измерений социальной жизни индивида и формирует институт, неразрывно связанный с основами человеческого существования в его социальном аспекте. Кроме того, в настоящее время наблюдается все большее возрастание влияния религии на социальнополитические отношения и социально-культурную ситуацию. Во-вторых, в начале XXI века проблемы межконфессиональных отношений играют не меньшую роль в жизни общества, чем это было во время становления мировых религий, т.е. на заре человеческого общества. Благодаря процессам глобализации сближаются страны и регионы, материально-экономические системы, при этом имевшие место конфликты и противоречия также подчиняются тенденции глобализации. Многие нынешние проблемы и конфликты в международной политике имеют религиозную подоплеку, а в современных условиях наблюдается резкий всплеск межконфессиональных конфликтов не только во всем мире, но и в России. Из истории известно, что игнорирование или недооценка религиозных факторов выливается в человеческие трагедии, войны и кровопролития. В-третьих, поскольку религиозный фактор оказывает влияние на социальную и политическую стабильность любого общества, любого государства, то в рамках изучения проблем взаимосвязи религий как фактора развития современного общества представляется необходимым изучение и обобщение исторического опыта взаимоотношений государства и церкви в России, осмысление достоинств и недостатков государственно-церковных отношений. Так, в конце XX - начале XXI века в России были проведены политические реформы, изменившие систему государственного устройства страны и структуру управления, что

вызвало значительные перемены в сфере отношений государства и религии. В-четвертых, в настоящее время в России идет процесс возрождения национального самосознания народов, реабилитации ранее отвергнутых духовных ценностей, постепенное преодоление некогда насильно насаждаемого атеизма. В-пятых, в современных условиях в традиционный духовный менталитет народов нашей страны происходит вторжение новых религиозных движений, поэтому исторический опыт противодействия чуждому духовному влиянию по-прежнему имеет большое значение.

Степень научной разработанностн проблемы. Сфера проблем межконфессиональных отношений, в том числе и в контексте развития общества, изучалась рядом философов, религиоведов, теологов и богословов разных лет. Несмотря на то, что по данной проблематике имеется достаточно обширная литература, обращение к данным проблемам и сегодня продолжает сохранять важное научное значение.

В социальной философ™ как науке об общих законах развития общества уже сложилась традиция исследования религии и религиозности. Это, прежде всего, труды Н.А. Бердяева, А.Г. Булгакова, М. Вебера, Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, Б. Рассела, К. Ясперса и др.

Так, одним из актуальных вопросов является вопрос о соотношении науки и религии в современном мире, о том, как они взаимодействуют между собой и как может измениться их соотношение и взаимодействие в дальнейшем. В диссертации используются труды ученых (Е.М. Бабосова, А.Ф. Лосева, Л.Л. Марковой, Л.Н. Митрохина, М.Г. Писманника, Б.Н. Чичерина, М.О. Шахова и др.), посвященные данному вопросу. Как известно, проблема истины является одной из наиболее важных для эпистемологии и философии науки, так как статус науки связан с понятием истинности. В «Науке и религии» известный русский философ и политический деятель Б.Н. Чичерин рассматривает соотношение науки и религии в процессе поиска истины человеком, а также значимые вопросы, касающиеся свободы совести. В данной работе нашли место наиболее важные философские идеи мыслителя: начальные положения гносеологии и антропологии, этики и эстетики, философии религии, историофилософии. Интересно, что Б.Н. Чичерин не поддержал позицию по клерикализации культуры, предложенную славянофилами и в дальнейшем отстаиваемую Булгаковым С.Н., Зеньковским В.В. и рядом других отечественных мыслителей.

В литературе существует несколько основных концепций, объясняющих происхождение религии (натуралистическая, психологическая, политикогосударственная, конвенциональная, антропологическая), авторы и сторонники которых жили в самое разное время: от античности (Демокрит, Лукреций и др.)

- до современности (И.Н. Яблоков, С.А. Токарев и др.). Несмотря на многочисленные исследования, вопрос о происхождении религии до сих пор не имеет однозначного ответа. Среди классических трудов о происхождении религии особое место занимают работы основателя сравнительного религиоведения М. Мюллера, выдвинувшего теорию о происхождении религии

из языка, и В. Вундта, выделившего религию из психологии.

Немало работ посвящено рассмотрению конкретных религиоведческих проблем - ранним формам религии, различным аспектам религиозного сознания, а также истории развития научной мысли о религии. Важный материал по данным проблемам почерпнут в работах таких отечественных авторов, как: Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев, С.А. Токарев, П.С. Гуревич, И.Н. Яблоков, П.А. Гараджа, М.М. Мчедлова, М.А. Абрамова, а также зарубежных авторов - Г.В.Ф. Гегель, Ф. Ницше, Дж.Дж. Фрэзер, М. Вебер, А. Дж. Тойнби, П. Антее, Р. Суинберн и др.

Проблемам трансформации религии и религиозного сознания в современном мире (в эпоху «осевого времени»), обусловленным глобализацией, уделяли внимание такие отечественные авторы как Д.А. Аникин, К.С. Гаджиев, М.О. Орлов, В.К. Пинкевич, Д.В. Поспеловский, К. Ясперс и др.

Различные проявления конфликтов в сфере религии, в том числе в виде религиозного экстремизма (в глобальном смысле, и применительно к какой-либо конкретной стране) рассматривались авторами Л.А. Башировым, В.К. Белозеровым, В.И. Власовым, Г.М. Курбановым, А.А. Нуруллаевым и другими.

Проблемы национальной безопасности России в свете угрозы международного терроризма стали предметом научного рассмотрения в исследованиях B.C. Пусько, А.Г. Никитина, Н.А. Трофимчук.

Проблемы, связанные с проявлениями религиозного фундаментализма и радикализма, исследовались зарубежными учеными Ж. Кепель, Э. МакКарти,

О. Рой, Б.Тиби, и др. Наиболее значимые результаты исследований достигнуты в работах отечественных авторов Р.Г. Абдулатипова, Л.А. Баширова, Л.С. Васильева, Г.М. Курбанова, Г.В. Милославского, Г.И. Мирского, М.Т. Степанянца, И.Л. Фадеевой и др.

Наметившиеся н развивающиеся в христианстве экуменические настроения и движения рассматривали О.С. Киселев, Ю.В. Крянев, Р.А. Лопаткин, Ф.Г. Овсиенко, архимандрит П.Г. Стефанов и др.

Особенности современного конфессионального поля России освещены в работах Л.П. Ипатовой, Г.М. Керимова, Е.А. Лукашевой, Б.Н. Мазура, А.В. Малашенко, М.П. Мчедлова, Е.С. Элбакяна и др.

Цивилизационное развитие России в контексте православия, византизма рассматривалось славянофилами Н.Я. Данилевским, Ф.М. Достоевским, А.С. Хомяковым, профессором В.В. Ильиным и др.

Вместе с тем, несмотря на длительный и плодотворный процесс изучения проблем межконфессиональных отношений, данная проблема все еще является социально острой и требующей дальнейшего анализа.

При написании диссертационной работы автором использованы многочисленные источники, которые можно объединить в следующие виды: законодательные акты, научная литература, периодическая печать (светская и церковная), материалы статистики.

Цель и задачи работы. Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ проблем взаимосвязи религий как фактора развития современного российского общества. Для достижения поставленной цели определены задачи исследования:

- уточнить предпосылки возникновения религиозных воззрений и представлений об окружающем мире в контексте современной научной мысли;

- определить место и значение религии в истории народов мира;

- изучить особенности проблемы разделения мировых религий в цивилизационном развитии народов;

- выявить пути преодоления существующих противоречий в современных религиозных течениях;

- рассмотреть особенности современного конфессионального поля в России;

- выделить факторы, способствующие или препятствующие сближению российских конфессий, нахождению ими точек соприкосновения и взаимных интересов и оценить перспективы межконфессионального диалога;

- изучить взаимодействие религии и политики в российской исторической традиции.

Объектом исследования являются современные религиозные отношения.

Предметом исследования являются проблемы взаимоотношения религий, как фактора развития современного российского общества.

Методологическая и теоретическая основа. В качестве теоретикометодологической основы исследования выступают фундаментальные положения современной философской науки. Основным методом исследования является системный подход, что позволило подойти к предмету изучения как комплексу проблем единого исторического процесса, выявить взаимосвязи и взаимозависимость его различных элементов, проанализировать связи между различными субъектами политических отношений.

В предлагаемой работе имеет место также компаративный метод исследования, позволивший выявить причинно-следственные связи в эволюции политического процесса и раскрыть основные философские проблемы современных межконфессиональных отношений.

В качестве теоретической базы при работе над диссертацией автором широко применялись работы философов XIX — XXI вв., прежде всего, Б.Н. Чичерина, Л.Н. Митрохина, B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, А. Ф. Лосева, Г.В.Ф. Гегеля, Ф. Ницше, синтез и интерпретация позиций которых способствовали раскрытию темы диссертационного исследования. Кроме этого, диссертант основывается на трудах отечественных и зарубежных религиоведов (И.Н. Яблокова, С.А. Токарева, П.А. Гараджи, Ф.Г. Овсиенко, Дж. Дж. Фрэзера, М. Мюллера, В.Вундта и др.), что значительно обогащает диссертационное исследование. Необходимо отметить и то, что многие из исследуемых в диссертационной работе проблем входят в сферу развития социальной

философии на современном этапе, поэтому религия и межконфессиональные отношения рассматриваются автором в контексте межличностных отношений, а ряд понятий и категорий обладает социально-онтологический статусом.

Научная новизна исследования. В работе произведен социальнофилософский анализ проблем взаимосвязей религий как фактора развития современного общества, что делает возможным получение многостороннего и более глубокого представления о происходящих социально-политических процессах в России в контексте межконфессиональных отношений;

- на основе последних достижений науки уточнены предпосылки формирования религиозного мировоззрения, некоторые аспекты взаимосвязи науки и религии, как на ранних этапах развития общества, так и в современных условиях;

- всесторонне проанализированы причины и социальные условия разделения религиозного мировоззрения и институционального оформления современных мировых религий;

- исследованы наиболее общие социально-философские факторы взаимосвязи и позитивного сотрудничества существующих ныне мировых религий;

- дан анализ характера, направлений и форм существующих разногласий между основными религиозными конфессиями и определены некоторые пути их преодоления;

- раскрыты тенденции взаимодействия религии и политики, как в мировоззренческом, так и в конкретно-практическом плане при реализации планов модернизации России и поддержания стабильного социального порядка в обществе.

Основные положения, выносимые на защиту:

- Религия сопровождает человека с самых истоков цивилизации и пронизывает едва ли не все сферы человеческого бытия, занимая определенное место в жизни любого человека, будь то глубоко верующий человек или убежденный атеист.

- Первоначально религия фактически возникла как основа науки, религия и наука взаимно дополняли друг друга, при этом религия оказала огромное воздействие на развитие науки, а на современном этапе наука и религия, взаимодействуя друг с другом, идут параллельными путями, однако наука привносит знания в религию, которая использует последние достижения науки.

- В настоящее время существует три мировые религии, две из которых — ислам и христианство находятся в борьбе за расширение своих сфер влияния. Ислам активно расширяет свою географию, а христианство понемногу сдает свои позиции.

- В результате внутренних противоречий, усугубленных политической ситуацией, в 1054 году произошло разделение христианства на две основные конфессии - католичество и православие. В исламе тоже имеются внутренние противоречия, существуют различные течения от джадизма до такферизма, но эти противоречия не носят антагонистического характера, выражаются, в частности, в условном делении натри основных идеологических течения.

- Католическая церковь отличается от православной по ряду позиций, но у этих конфессий есть существенные точки соприкосновения. Тенденции к сближению двух крупнейших христианских конфессий существовали всегда, они возникли практически сразу после раскола, но особенно они усилились при понтифиате Папы Иоанна Павла II и продолжились при Папе Бенедикте XVI.

- События последних лет показывают, что некоторые последователи ислама агрессивного толка представляют реальную угрозу для мирового сообщества (терроризм, наркотрафики, незаконное отторжение территорий, организация рабства). При нахождении взаимных глобальных интересов наиболее открытым для конструктивного диалога является либеральный ислам (евроислам).

- Полное объединение основных конфессий не представляется возможным, но между ними необходимо искать пути сближения на общем конфессиональном поле во имя блага человечества и развития мировой цивилизации.

- Россия имеет богатый положительный опыт мирного существования и взаимодействия различных конфессий, но в целом ситуация такая же, как и в Европе - идет активная исламизация населения. Для решения этой проблемы предлагается искать пути сближения главенствующих в России конфессий, ибо без этого невозможно дальнейшие развитие и процветание Российского государства.

- Мировые релетии современности должны придти к консенсусу, найти компромиссные решения, в противном случае развитие цивилизации может попросту зайти в тупик.

Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы диссертации в значительной степени способствуют пониманию специфики одних из наиболее важных проблем современности - философских и политических аспектов в сфере межконфессиональных отношений, которые охватывают практически все географическое пространство и уже на протяжении многих столетий доминируют в историческом сознании, социальной и духовной жизни миллионов людей. Содержащиеся в диссертации теоретические выводы и фактические материалы расширяют представления, имеющиеся в отечественной науке по проблемам взаимосвязи религий и проблемам межконфессиональных отношений. Полученные результаты могут быть продуктивно использованы при проведении дальнейших религиоведческих, философских, культурологических, исторических исследований и при подготовке программ различных курсов для специальностей «религиоведение», «философия», «культурология», «история». Материалы диссертационного исследования позволяют создать специальные лекционные и семинарские курсы по религиоведению, социальной философии, философии религии, истории религий, теоретической и сравнительной культурологи, истории. Результаты данной работы представляют интерес для создания энциклопедических и справочных изданий религиоведческого, культурологического и философского характера.

Достоверность. Достоверность полученных результатов диссертационного исследования обеспечена использованием фундаментальной источниковедческой базы, анализом официальных документов в сфере межконфессиональных отношений, подкреплена богатым фактическим материалом по организации взаимодействия религий, а также имеющимся опытом России и других стран по преодоленшо противоречий между конфессиями в современных условиях.

Апробация диссертационной работы. Диссертация обсуждена на совместном заседании кафедр философии и политологии МГТУ им. Н.Э. Баумана, результаты доложены на конференции МГТУ.

По теме диссертации опубликовано 3 научные работы, из них в рецензируемых журналах - 3.

Структура и объем работы определены поставленными целями и задачами, а также обусловлены особенностями источниковой базы и спецификой диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (каждая из которых включает 3 раздела), заключения и списка литературы. Объем диссертации составляет 183 страниц. Список литературы включает 129 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность исследования, степень научной разработанности проблемы, формулируются цели и задачи диссертационного исследования, определяются объект и предмет диссертации, излагаются основные методологические принципы, научная новизна, формулируются положения, выносимые на защиту, а также теоретическая и практическая значимость работы.

Первая глава «Религия в массовом сознании народов в XXI веке (исторический аспект)» состоит из трех разделов.

В первом разделе «Предпосылки возникновения религиозных воззрений н научных представлений об окружающем мире» -рассматриваются предпосылки зарождения религиозных воззрений и научных представлений об окружающем мире, соотношение науки и религии, их взаимодействие.

Религия сопровождает человека с самых истоков цивилизации и охватывает едва ли не все сферы человеческого бытия, занимая определенное место в жизни любого человека. Религия стала основой всех цивилизации, способствовав духовному единству огромного количества людей, становлению государственности, развитию культуры (культура на заре человеческого общества существовала преимущественно в религиозной форме) - обретению письменности, книгоизданию, развитию живописи, архитектуры, скульптуры и т.д. На наш взгляд, выбор какой-либо религии в качестве государственной становился выбором и цивилизационного пути. В литературе существует и другая точка зрения. Например, по мнению Ильина В.В. основой цивилизации

является не религия, а «жизневоспроизводственный механизм с фундаментальными социальными константами, продуктивными универсалиями».

По мере развития общества религия также постепенно развивалась, последовательно проходя стадии политеизма и монотеизма. Политеизм (многобожие) возникает в период разложения первобытной общины и разделения труда, когда на смену ранним верованиям, включая различных духов, приходит вера в богов, наделяемых определенным обликом, именем и культом. Монотеизм (единобожие) является результатом продолжительной эволюции верований, характерен для более развитого общества, обусловлен укреплением рабовладельческого строя, созданием монархий. Чичерин Б.Н. выражает точку зрения, что религия развивается не потому, что усиливается чувство, а потому, что развивается человеческий разум.

Религия являет собой одну из наиболее сложных форм общественного сознания, по отношению к обществу в целом ее можно охарактеризовать как общественную подсистему. Общество, по сути, не может существовать, не задумываясь о своем будущем. Поэтому всегда существовали различные модели, концепции, программы и т.д., в которых осмысливается как будущее развитие человеческой цивилизации в целом, так и какие-либо конкретные философские, социальные, политические и иные проблемы. Религия всегда участвует в этом процессе в той или иной степени, с учетом присущих ей особенностей. Каждая религия обладает соответствующей вероучительной традицией, которая, в свою очередь, выступает основой интерпретации тех или иных вопросов. Кроме того, имеет место реальная социальная практика верующих, их социально-политические предпочтения. Та или иная религия по-своему интерпретирует проблемы современности в зависимости от своих конфессиональных традиций, социокультурной ситуации и целого ряда других проблем.

Религиовед И.Н. Яблоков рассматривает религию как необходимо возникающий аспект жизнедеятельности человека и общества.

На протяжении всей истории человечества вопрос веры остается дискуссионным, разделяя людей на верующих и атеистов. Сомнительно, что атеизм вообще существует, поскольку если человек нерелигиозен, то, как правило, место традиционного бога (с позиции религии) у него занято иными ценностями (предположительно светскими), кроме того, такой человек может быть суеверным, верить в приметы, что является проявлением язычества и т.д. Философ, психолог, основоположник неофрейдизма Э. Фромм в статье «Психоанализ и религия» отмечает, что нет такого человека, у которого не было бы религиозной потребности. В литературе преобладает мнение, что абсолютно все люди одинаково склонны к вере, правда, с разной степенью погруженности в нее. Таким образом, можно утверждать, что человек является априорно религиозным.

Несмотря на то, что религия — относительно устойчивое и консервативное образование, как и все социальные институты, она способна адаптироваться к

меняющимся условиям общественного бытия.

Религия и культура неразделимы с самого начала истории человечества, и именно религия, являясь одной из важнейших сторон культуры, способствовала ее развитию, повлияв в дальнейшем и на развитие человеческого общества.

В последние годы в исследованиях различных религиозных традиций все большее внимание уделяется религиозной культуре как специфическому фактору индивидуального и социального развития. В силу того, что религия является одним из важнейших звеньев социальной структуры общества, она оказывает значительное влияние на поведение больших групп людей, активно воздействует на характер и содержание значимых социально-политических процессов современности.

Многие проблемы и конфликты в международной политике в современном мире имеют религиозные причины, более того, в последние годы возрастает риск межнациональных конфликтов, имеющих религиозную подоплеку.

Религиозный фактор лежит в основе всех социальных институтов, кроме того, он является мощной силой, объединяющий людей и обеспечивающей целостность общества. Все социальные, культурные и политические институты общества вырастали из религиозных верований и идей, основывались на них, а иногда и исчезали вместе с ними.

В настоящее время по-прежнему актуальным является вопрос о соотношении науки и религии, об их взаимодействии.

Социальная философия рассматривает духовную жизнь общества как сложное общественное образование, с развитием общественной жизни философско-социологическое познание духовной жизни общества становится все более глубоким и масштабным. Наука, как и религия, на разных этапах развития общества является значимым элементом его духовной жизни наряду' с такими элементами, как культура, искусство, образование.

В древности человек не различал религию и науку, границу между ними не могли определить даже такие ученые прошлого, как Аристотель и Фома Аквинский, не под силу это было ученым и более позднего времени. Большинство современных авторов также говорит о невозможности определения границы между наукой и религией, возможно, провести более четкую границу между наукой и религией удастся ученым и богословам XXI века.

При всей сложности, неоднолинейности и неоднозначности взаимоотношений религии и науки они взаимно влияли друг на друга, дополняя и помогая друг другу в процессе своего развития.

На ранней стадии (в I периоде) религия фактически возникла как основа науки, параллельно развиваясь и взаимно дополняя друг друга, при этом религия оказала огромное воздействие на развитие науки, а на современном этапе (во II периоде) наука и религия, взаимодействуя друг с другом, идут параллельными путями, однако наука привносит знания в религию, которая использует последние достижения науки.

В настоящее время существует две основные точки зрения на проблему взаимоотношений науки и религии. Первая заключается в неприятии союза науки и религии, а вторая склоняется к возможности данного союза. Превалирует мнение о возможности и даже необходимости взаимодействия науки и религии, что является положительным моментом на современном уровне развития цивилизации. Однако заметим, что эта проблема находится в постоянном развитии и, на наш взгляд, всегда будет являться дискуссионной.

Во втором разделе - «Религия в истории народов: миф или реальность» рассматривается проблема происхождения религии.

Мировая история не знает ни одного народа или общества, у которого нет религии. Появление на земле древнейших предков людей, относится к началу палеолита (свыше 2 млн. лет назад). В литературе имеется точка зрения, что религия присуща человеку с момента появления. Однако большинство авторов придерживаются позиции, что в истории человечества сначала присутствовала дорелигиозная эпоха. Преобладает мнение, что религия возникла именно с появлением человека современного Tima - человека разумного (Homo Sapiens).

Религиозные верования первобытных людей формировались постепенно. Прежде чем религия сформировалась как относительно самостоятельная духовная сфера человеческой жизни, ей предшествовал длительный процесс формирования и развития верований и непосредственно связанных с ними ритуалов в рамках первобытного мифологического комплекса.

Постепенно вместе с примитивными, далекими от реальности, представлениями об окружающей его среде человек научился получать все более реальные знания об окружающем его мире (небесных светилах, растениях и животных, метеорологических явлениях и т. д.) Окружающий мир параллельно оказывал влияние и на религиозную сферу жизни человека, которая у своих истоков наравне с праобразом научных представлений была также достаточно примитивной. Постепенно накапливаемые знания и практические навыки, передаваясь от поколения к поколению, образовывали первичный фундамент будущей науки.

Прежде чем религия появилась как таковая, имели место различные первобытные верования. К числу верований, образовавших прарелигию, относят фетишизм, тотемизм, анимизм, аниматизм, манизм и др. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали и развивались в тесном переплетении друг с другом, а некоторые из них характерны и для современного общества.

Изменение социальных условий и характера жизнедеятельности людей неизбежно привели к модификации прежних религиозных верований и возникновению принципиально новых религиозных систем. Постепенно формируются теистические религии, многие из которых сохранились до наших дней: индуизм, даосизм, джайнизм и т.д. Разнообразные первобытные верования и обряды, идущие из глубин тысячелетий, в дальнейшем легли в основу мировых религий.

В XXI веке роль религии как в жизни общества в целом, так и в жизни

каждого отдельного человека по-прежнему очень велика. .

Мировыми религиями, т.е. религиями, распространившимися среди народов различных стран и континентов, традиционно считаются только три - буддизм, христианство и ислам. Мировые религии, являющиеся, по сути, наднациональными религиями, представляют собой относительно позднее и совершенно особое явление в истории религии. Благодаря мировым религиям впервые в истории человечества возникла вероисповедная связь людей вне зависимости от этнической, языковой, политической принадлежности. Мировые религии, будучи генетически связанными с родо-племенными и народно-национальными, заимствовали у них многие элементы верований и культов. В частности, генетическая связь христианства с первобытными верованиями показана в работе этнографа и историка религии Дж. Дж. Фрэзера «Фольклор в Ветхом завете», трактовка неоднозначных мест в текстах Ветхого Завета осуществляется на аналогичных библейским мотивах и сюжетах в верованиях и обрядах древних и современных племен и народов.

Авторитетный философ А. Дж. Тойнби считал мировые религии определяющим фактором характера цивилизации, согласно его точке зрения образование мировых религий является высшим продуктом исторического развития, воплощающим культурную преемственность и духовное единство вопреки самодовлеющей замкнутости отдельных цивилизаций.

Мировые религии оказали значительное воздействие на становление культуры и на идеологию многих стран и народов, под их воздействием формировались идеологии государств.

В третьем разделе - «Проблема противоборства мировых религий в цивилизационном развитии народов» рассматривается .. противостояние мировых религий и его причины в процессе развития общества, в том числе и на современном этапе.

Из истории известно, что кроме духовного прибежища для человека религия нередко оказывалась и причиной многочисленных конфликтов. Далеко не все религии агрессивны по отношению друг к другу, но столкновения многих из них отрицательно сказались на общественной и политической жизни. Борьба религий идет в пределах от мирного спора двух человек до масштабного военного конфликта или иной формы противостояния целых народов и держав. Одну из самых больших опасностей для общественного развития представляет собой религиозный экстремизм, он угрожает самому существованию социума.

В XXI веке очевидно если не религиозное возрождение, то, по крайней мере, дальнейший рост религиозного присутствия в обществе, динамичное соперничество религий продолжается и в настоящее время.

Одной из главных причин конфликтов между различными религиями является проблема прозелитизма. Прозелитизм существует столько, сколько и сами религии, его можно рассматривать как форму миссионерства, но это миссионерство проявляется явным намерением обратить в свою религию последователей других религий.

Благодаря процессам глобализации мир стал единым, взаимосвязанным

целым, и мировые религии буквально столкнулись лицом к лицу. Обнаружилось, что есть религии, которые до сих пор в значительной степени определяют общественное бытие народов. В мировом процессе религиозный фактор по-прежнему является весьма значимым, поскольку религии глубинным образом связаны с культурой, с этикой и менталитетом людей. Это касается, прежде всего, ислама, который претендует на то, чтобы быть основой особой «исламской цивилизации».

Буддизм как мировая религия является не агрессивным, открытым для межконфессионального диалога, а главная борьба разворачивается между христианством и исламом.

Христианство принято считать самой крупной по числу последователей мировой религией. С самого начала своего возникновения христианство не представляло собой единого монолитного религиозного течения. Одним из наиболее значимых разделений христианства стало разделение на католицизм (Западная церковь) и православие (Восточная церковь). Отличий католицизма от православия не так уж много (догматические, в культовой деятельности, в организационной структуре и т.д.), можно сказать, что эти две крупнейшие ветви христианства многое объединяет и лишь немногое разъединяет. В последнее время наблюдается заметное потепление отношений между католической и православной церквями.

Ислам - самая молодая из мировых религий, переживающая в настоящее время небывалый подъем. Ислам современности является очень политизированной религией, он выступает как мощное социокультурное явление, как активная политическая сила. В целом мусульмане выглядят и действуют гораздо сплоченнее и монолитнее, чем христиане, тем не менее, в исламе также существуют внутренние противоречия, в первую очередь обусловленные различными идеологическими течениями. Все существующие направления ислама можно условно разделить на три основных группы: ислам либеральный (модернистский, евроислам), ислам традиционный (фундаменталистский) и ислам радикальный (джихадистский).

События недавних лет показывают, что мусульманские либералы, ориентированные на западные ценности, вынуждены отступать, а традиционалисты и особенно джихадисты - в явном наступлении. Все более ощутимым становится присутствие ислама в исторически христианской Европе. Многонаселенные мусульманские районы и пригороды уже есть в Париже, Лондоне, Берлине и многих других европейских городах.

В то же время следует признать, что одна из основных европейских проблем в сфере межконфессиональных отношений заключается не только в исламизации, но и в дехристианизации. В настоящее время Европа находится во власти секуляризации и ее сейчас принято считать самым секулярным регионом мира. Следует отметить, что в настоящее время во многих крупных европейских городах христианские храмы почти не посещаются прихожанами или используются не по прямому назначению.

Уровень жизни в Бенилюксе считается одним из самых высоких в мире. В Амстердаме - столице Нидерландов (самого крупного и наиболее населенного государства из стран Бенилюкса) с многочисленными католическими и протестантскими церквями, лишь немногие используются непосредственно как культовые сооружения. Более того, можно констатировать тот факт, что в настоящее время ни один христианский храм в Амстердаме не используется строго исключительно для религиозной деятельности. Наиболее ярко процессы секуляризации и дехристианизации просматриваются на примере старейшей в Амстердаме приходской церкви, расположенной в самом сердце столицы и ведущей свою историю с 1306 г. — католической Ауде-Керк («Старая церковь»). Сегодня Ауде-Керк представляет собой центр не только религиозной, но и светской жизни, здесь можно арендовать помещение для проведения презентаций, приемов, званых обедов и других светских мероприятий. В настоящее время к церкви примыкает «квартал красных фонарей», официально обозначенный на карте Амстердама. Часть аллеи, окружающей церковь, используется «жрицами любви», находящимися за окнами-витринами, для своей профессиональной деятельности. В 2007 г. здесь было установлено скульптурное изображение «Красавица» в честь проституток всего мира. Таким образом, европейский секуляризм XXI века — это не обязательно атеизм, а в первую очередь, просто некая приземленность существования в обществе производства и потребления товаров и услуг, когда у человека уже нет никакой осознанной веры во что-либо за пределами обыденности. Более того, нет даже потребности в такой вере. Действующая старинная католическая церковь, будучи местом захоронения выдающихся людей, теперь может соседствовать с официальными борделями и с памятником проституткам, многочисленные культовые христианские сооружения теперь сдаются в аренду под офисы, магазины и для проведения мероприятий светского характера.

Поселившись в Европе, этнические мусульмане чаще всего живут группами, диаспорами, анклавами, то есть специфическими, достаточно изолированными сообществами, как правило, с единым нелегальным управлением. Следует отметить, что конфессиональная принадлежность последователей ислама — это принадлежность к гораздо более активной религии, которая, во-первых, четко определяет их мировоззрение и нравственные установки и, во-вторых, имеет ярко выраженное общинное и даже общественное измерение.

Если Европа и далее последует по пути секуляризации, и таким образом, откажется от христианского наследия, то она будет близка к гибели как никогда. Во-первых, именно в религии находятся основы культуры. Во-вторых, большинство европейских стран сейчас переживают демографический провал. Одной из причин низкой рождаемости среди коренного европейского населения является потеря традиционного для христианства представления о семье. Результатом этого стало постепенное вымирание христианского населения Европы при одновременном постоянном увеличении числа последователей ислама.

Таким образом, представитель одного социума может рассматривать религию как общественную угрозу и тормоз научного прогресса, или в лучшем случае - как нечто устаревшее, а представитель другого - в качестве здравого источника смыслов и ценностей человеческой жизни.

Думается, что в сложившейся ситуации с исламизацией и дехристианизацией сильнее окажется тот, кто будет руководствоваться традиционной религиозной моралью.

Вторая глава «Религия и культура: вопросы взаимопроникновения современных мировых религий» также состоит из трех разделов.

В первом разделе - «Пути преодоления существующих противоречий в современных религиозных течениях» рассматриваются имеющиеся противоречия в религиозных течениях современности и возможные пути их преодоления.

В настоящее время в христианстве происходят сложные и зачастую противоречивые процессы, но распространение этой религии во всем мире по-прежнему продолжается. В христианстве наблюдается социальная и политическая дифференциация различных течений, и в тоже время имеются проявления экуменизма, которые выражаются в консолидации христианских конфессий вокруг социальных проблем, проведение межхристианских конференций и различных совместных мероприятий.

К сожалению, до сих пор экуменизм не получил должного отклика ни у католической, ни у православной конфессии.

В свете последних событий в сфере межхристианского сотрудничества представляет интерес идея христианской инкультурации — трансформации человечества в единое человеческое сообщество на основе единой христианской культуры, хотя и носит некоторый утопический оттенок.

Иоанн Павел II стал первым Папой Римским, который целенаправленно пошёл на контакты с другими конфессиями. Иоанн Павел П обращался к религиозным лидерам и православия, и ислама с идеей нахождения общих точек соприкосновения, но не встретил ощутимой поддержки. Однако больше всего покойный понтифик стремился к воссоединению именно католической и православной церквей. Новый глава Римско-католической церкви Бенедикт XVI уже в своем обращении к делегациям, прибывшим в Рим на церемонию его интронизации, заявил о намерении идти по проложенном его предшественником пути. В последнее время в отношениях двух христианских церквей произошло заметное сближение, в том числе и на государственном уровне.

Протестантизм является одним из трёх, наряду с католицизмом и православием, основных направлений христианства. Протестантские конфессии распространены по всему миру, они достаточно влиятельны. Однако диалог протестантов с православными и католиками представляется практически невозможным, так как в подавляющем большинстве протестантских конфессий в последнее время возобладали крайне либеральные тенденции (признание и

венчание гомосексуальных союзов, возможность рукоположения гомосексуалистов, женщин и т. д.).

Таким образом, плодотворный межхристианский диалог по целому ряду направлений возможен между РКЦ и РПЦ, и вряд ли возможен с протестантами, потому что в данном христианском течении в настоящее время происходит очень серьезное отклонение от основных постулатов христианской морали в угоду секулярным стандартам. Однако для укрепления позиций христианства надо пытаться находить точки соприкосновения и с представителями протестантского течения.

Во втором разделе - «Особенности современного конфессионального поля в России» анализируются особенности современного конфессионального поля России, которые обусловлены целым рядом факторов.

В современной России существует огромное количество разнообразных конфессий, преобладают христианство (прежде всего - православие и католичество) и ислам.

Современное конфессиональное поле России схоже с современным конфессиональным полем других стран (в первую очередь Европы), так как в целом оно отражает процессы, которые происходят во всем цивилизованном мире. Это выражается в следующих основных тенденциях: ■

а) изменение, усложнение и насыщение конфессионального

пространства;

б) активное распространение ислама; -

в) секуляризация.

Несмотря на наличие общемировых тенденций, конфессиональное поле России неповторимо, характерно именно для данной страны, так как России присущи определенные особенности исторического и географического развития, определенный этнический состав населения, а также ряд специфических особенностей социального и политического строя. Кроме того, вследствие наличия особенностей государственного устройства России можно выделить основные сугубо специфические особенности конфессионального поля:

- особое место и роль православной конфессии, обусловленная тем, что

православие на протяжении многих веков являлось государственной религией страны; ■ ■' •

- тесная связь российских православия и католичества.

Хотя в силу общемировой тенденции к изменению, усложнению и насыщению конфессионального поля в настоящее время характеризовать Россию как исключительно каноническую территорию Московского патриархата довольно затруднительно, тем не менее, Русская православная церковь (РПЦ) является крупнейшей конфессией России, в отечественной истории ей принадлежит заметная роль. Исторически российская государственность формировалась как православная. Кроме того, православие сыграло особую роль в становлении и развитии культуры России, выступает хранителем духовно-нравственных основ.

Изменение, увеличение насыщенности и разнородности конфессионального пространства, наблюдаемое в настоящее время в мире, свойственно и современной России, что является объективно обусловленной мировой тенденцией. Конфессиональное поле страны постепенно формировалось под воздействием множества факторов: политических, экономических, этнических, исторических, географических и т.д. Изначально Россия существовала в целом как моноконфессиональное государство, так как преобладало славянское и прежде всего русское население, в подавляющей массе своей исповедовавшее православие (в современной России православие по-прежнему исповедуют верующие преимущественно славянского происхождения, а также чуваши, марийцы, коми, удмурты и др.). В дальнейшем в ходе исторического развития государства стало происходить усложнение конфессионального поля.

Вторая общемировая тенденция в сфере конфессионального поля вытекает из первой. В настоящее время изменение конфессионального поля России, как и в Европе и во всем мира в целом, во многом происходит за счет активного наступления ислама, завоевания им все новых позиций, а христианские конфессии постепенно отступают.

В России, как и в Европе, активное распространение ислама происходит за счет огромного демографического и финансового потенциала мусульман, их массовой эмиграции, активного вовлечения новых приверженцев.

Точно также как и в Европе, и в мире в целом, в России растет число легальных и нелегальных мигрантов (прежде всего из мусульманских регионов СНГ) - носителей исламской культуры. При этом следует отметить, что в отличие от Европы и мира в целом, на российской территории ислам закрепился достаточно давно и прочно.

Идеи либерального ислама получили определенную популярность не только в Европе, но и в постсоветских государствах Центральной Азии, и в России. Татарстан и Казахстан имеют опыт реформирования ислама. Течение джадидизм, сложившееся в XIX веке, обратило мусульманское богословие к восприятию новых идей, включая европейские ценности. Таким образом, в настоящее время между православием и исламом также предпринимаются определенные попытки к сближению. Председатель Центрального Духовного управления мусульман (ЦЦУМ) России Талгат Таджуддин стал первым муфтием нашей страны, удостоенным ордена Русской Православной Церкви -Патриарх Алексий II наградил юбиляра орденом Святого князя Даниила Московского (II степени). Однако, как и в Европе, в России либеральный ислам пока не имеет большого распространения.

Третья основная общемировая, и в первую очередь европейская тенденция -секуляризация проявляет себя в России пока в меньшей степени, чем в Европе. Современное российское государство, в отличие от правительств ряда европейских государств, не ставит задачей секуляризацию общественного сознания, не стремится вытеснить религию в сферу частной жизни. В частности, государственные и общественные деятели признают важную роль православия в истории русского государства и жизни народа, поддерживают

организуемые РПЦ мероприятия и лично участвуют в них. Однако в России также постепенно традиционные христианские ценности вытесняются секулярными.

Мирное существование сложившегося в стране конфессионального поля невозможно без ведения межконфессионального диалога. В России более-менее отчетливые тенденции к межконфессиональному диалогу наметились лишь в последнее десятилетие.

Напомним, что в России, как и в Европе, и во всем мире в целом, наибольшее противостояние происходит между христианством (в частности, его православной ветвью, как наиболее распространенной в России) и исламом. В сущности, православный и исламский миры в России не являются абсолютными соперниками и могут сосуществовать в геополитическом равновесии. Из истории известен определенный опыт конструктивного взаимодействия христиан и мусульман.

Как уже отмечалось, в последнее десятилетие происходит активная миграция последователей ислама в страны традиционного распространения христианства и Россия не является исключением. Поэтому проблема инкультурации и социализации мигрантов становится очень актуальной. Само собой, в первую очередь представляется необходимым жестко пресечь поток нелегальной миграции. Соответственно, легальным мигрантам следует помочь адаптироваться в культурном, языковом, политическом и конфессиональном поле страны. Конечно, работа в этом направлении потребует определенных денежных средств, но если проблему межконфессйональных и межэтнических отношений своевременно не устранить, то в дальнейшем на решение порождаемых ею проблем денег потребуется еще больше, а решения придется принимать еще более кардинальные. .

На основании вышеуказанных особенностей конфессионального поля России можно сделать следующие выводы:

- современному конфессиональному полю в России присущи черты, которые делают его похожими на конфессиональное поле других стран мира, и в особенности, Европы, т.к. оно отражает процессы, происходящие во всем цивилизованном мире. В первую очередь, это расширение и усложнение конфессионального поля, исламизация и усиление секулярности. Но вместе с тем современное конфессиональное поле в России неповторимо и уникально, что обусловлено особенностями ее исторического развития, этническим составом населения, процессами, определяющими ее социальный и политический строй;

- наиболее верным путем к достижению мира и согласия в поликонфессиональном обществе, которое существует в России, представляется межконфессиональный диалог. Прежде всего, подразумевается не ведение богословского диалога, а поиск точек соприкосновения (каких-либо взаимных интересов и целей, общеполезных мероприятий), которые могут способствовать

объединению усилий последователей различных религий на благо общества и государства;

- основную роль социального регулятора должно брать на себя государство, передача религиозным организациям даже части

политических функций недопустима.

В третьем разделе — «Взаимодействие религии и политики в

российской исторической традиции» рассматривается отношения религии и политики с момента возникновения российского государства и на протяжении всей его истории.

Из истории известно, что в разные времена и в разных странах религия использовалась для достижения определенных политических целей.

Между политикой и религией немало точек взаимодействия. Во-первых, политика и религия являются общественными явлениями. Религия зарождается и развивается в обществе, находясь под его влиянием и одновременно воздействуя на многие события и процессы, происходящие в нем. Во-вторых, мощный потенциал, которым наделены крупнейшие религии, имеющие миллионы последователей во всем мире, делает заманчивым их применение в политических целях.

Религия оказывала и оказывает определенное влияние на общественнополитические отношения, как в России, так и за рубежом. Прежде всего, принятие христианства укрепило государственную власть и территориальное единство Древнерусского государства.

В течение всего времени существования Российского государства отношения религии и политики были достаточно серьезной проблемой для обеих сторон.

В истории России государственно-конфессиональные отношения в той или иной степени всегда были составляющей политики государства — как внутренней, так и внешней, находились в сфере интересов власти.

История отношений между Церковью и государством в России достаточно разнообразная и неоднородная. По нашему мнению всю историю взаимодействия религии и политики в российской исторической традиции целесообразно условно разделить на два основных периода - до 1917 года и после, когда российское государство стало социалистическим, и религию отделили от государства.

Поскольку исторически российская государственность формировалась как православная, православие являлось и является преобладающей религией в России, логично разделить первый период на два исторических этапа. Первый этап охватывает отрезок времени до принятия христианства в 988 году (дореволюционно-языческий), а второй - с 988 года по 1917 год (дореволюционно-православный).

С распадом советского государства в 1990 году многое изменилось. Монополия атеистического мировоззрения также прекратила свое существование, а религиозные организации обрели свободу. Сегодня в России религиозные организации (и, прежде всего РПЦ) занимаются не только

исключительно религиозной деятельностью, но и принимают активное участие в жизни общества. Поэтому этот период истории взаимоотношений религии и государства в России также логично разбить на два исторических этапа. Первый этап охватывает время с 1917 года до распада советского государства в 1990 году (советский), а второй - с 1990 года до наших дней (постсоветский).

Таким образом, 988 год, 1917 год и 1990 год стали основными историческими вехами во взаимоотношениях религии и государства в нашей стране, а наилучшим образом взаимоотношения религии и государства в российской исторической традиции прослеживаются на примере РПЦ. РПЦ играло и играет важную роль в жизни общества и государства не только до 1917 года, но и после; не только в России, но и на Украине, в Беларуси, Молдавии и других странах распространения православия. РПЦ принимала непосредственное участие во всех значимых исторических процессах последнего тысячелетия. Православие основало фундамент российской культуры, просвещения, общественного и личного бытия.

Однако в большинстве случаев взаимодействие государства с религиозными организациями (в том числе и с РПЦ но в меньшей степени) в современной российском государстве имеет несистемный характер. По-прежнему не существует какой-либо четкой концепции государственно-религиозной политики, тем более какой-то стратегической линии. Сейчас наступает время, когда государственно-религиозные отношения в стране должны быть поставлены на прочную нормативную базу, на которой партнерские отношения государства и религии смогли бы развиваться в интересах общества, вне зависимости от личного отношения того или иного общественного деятеля, политика или чиновника.

В сфере государственно-религиозных отношений существует богатый мировой опыт, позитивные достижения которого можно использовать, но при этом необходимо учитывать историческую традицию и современную российскую реальность.

В последние годы религиозная ситуация в России определяется тремя основными тенденциями: происходит усиление фундаменталистских и

радикальных идей в исламской среде, активизируется деятельность РПЦ наблюдается всплеск деятельности новых многочисленных религиозных организаций.

В России православие исторически сформировалось как ведущая религия, которая издавна играла и, в известной мере, в настоящее время продолжает играть роль системообразующей для государства и общества квазисоциальной доктрины. В настоящее время диалог РПЦ с властью проходит, в том числе, и на самом высоком уровне, сферы их взаимодействия постепенно расширяются.

Сложившаяся ситуация, особенно в свете международных событий современности и целого ряда серьезных проблем в сфере межконфессиональных отношений, представляется достаточно неустойчивой. Кроме того, проблема поиска общих мировоззренческих устоев для общества постоянно соотносится с вопросом о возможности признания приоритета

какой-либо религии перед другими вероисповеданиями страны, и все же мнения об особой роли православия в жизни России достаточно популярны и в настоящее время. В последнее время российское государство демонстрирует явные предпочтения так называемым традиционным конфессиям страны, и в первую очередь православию. Такая позиция современной власти, вступающая в противоречие с действующим законодательством, очень слабой в силу своей двойственности, что в свою очередь обуславливает религиозную беспорядочную многоукпадочность в современной России. Представляется целесообразным сделать выбор: или следовать принципу равноудаленности абсолютно всех религий от государства (принципу лаицизма), или соответствующим образом изменить законодательство и юридически закрепить свои приоритеты.

В настоящее время в России пока не сложилось общей и достаточно эффективной государственной стратегии противодействия каким-либо проявлениям религиозной вражды.

В заключение диссертационного исследования сформулированы основные выводы:

• В целях препятствования возникновению межконфессиональных конфликтов в современном обществе представляется необходимым разработать действенные политико-правовые меры их устранения и предотвращения при разумном балансе интересов граждан, их объединений, общества и государства.

• Для решения существующих проблем в сфере межконфессиональных отношений предлагается искать пути сближения главенствующих в России конфессий, ибо без этого невозможно дальнейшие развитие и процветание Российского государства. В качестве возможных мероприятий на современном историческом этапе можно выделить следующие:

а) проведение совместных научно-религиозных конференций и встреч представителей различных конфессий за круглым столом на высоком уровне;

б) открытое обсуждение возникающих межрелигиозных проблем, а также путей дальнейшего развития России в этом контексте;

с) поддержка православия государством и общественными организациями, в том числе и на законодательном уровне, так как в России православие на протяжении более тысячи лет является государствообразующей и культурообразующей конфессией.

• Социально-философский анализ проблем взаимосвязи религий как фактора развития современного общества показал актуальность философских проблем религии в настоящем и будущем, решение которых позволит выработать новые пути развития цивилизации.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ИЗЛОЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ НАУЧНЫХ РАБОТАХ:

1.Тарапанова Е.А. Научные и религиозные воззрения об окружающем мире // Общество и право. 2010. № 1 (28). 0,5 п.л.

2. Тарапанова Е.А. Проблемы взаимоотношения религий в цивилизационном развитии народов // Теория и практика общественного развития. 2011. № 4. 0,4 п.л.

3. Тарапанова Е.А. Особенности и социальная роль религиозных архитектурных памятников // Историческая и социальнообразовательная мысль. 2011. № 3 (8). 0,4 п.л.

4. Москаленко В.О., Тарапанова Е.А., Юдин Е.Г. Система «Электронный университет» и ее роль в сопровождении учебного процесса в МГТУ им. Н.Э.Баумана // Вестник Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана. Сер. Информатика и вычислительная техника. 2010. №2 (79). 0,5 п.л.

Подписало в печать 29 января 2012 г. Формат 60x90/16. Объём 1,25 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № 2901121

Оттиражировано на ризографе в ООО «УниверПринт» ИНН/КПП 7728572912У772801001 Адрес: 105066, г. Москва, Лефортовский пер., дом 8, корпус 2. Тел. 728-97-17, +7(499)261-78-22. http://www.onlinecopy.nj

 

Текст диссертации на тему "Проблемы взаимосвязи религий как фактор развития современного общества"

61 12-9/211

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана» _(МГТУ им. Н.Э. Баумана)

На правах рукописи

Тарапанова Елена Александровна

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ РЕЛИГИЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (социально-философский анализ)

09.00.11.- Социальная философия

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель д.ф.н., профессор Пусько В.С.

Москва, 2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение........................................................................................3

Глава 1. Религия в массовом сознании народов в XXI веке (исторический аспект)

1.1. Предпосылки возникновения религиозных воззрений

и научных представлений об окружающем мире................................12

1.2. Религия в истории народов мира: миф или реальность...................33

1.3. Проблема разделения (противоборства мировых

религий) в цивилизационном развитии народов...............................49

Глава 2. Религия и культура: вопросы взаимопроникновения современных мировых религий

2.1. Пути преодоления существующих противоречий в современных религиозных течениях..............................................87

2.2. Особенности современного конфессионального поля

в России........................................................................................................114

2.3. Взаимодействие религии и политики в российской исторической традиции.............................................................140

Заключение...................................................................................171

Список литературы..........................................................................173

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Среди проблемных областей философии одной из важнейших представляется изучение тенденций развития современного общества. Религия является неотъемлемым элементом духовной сферы любого общества, одним из основных социальных институтов человечества, значительно повлиявших на ход его цивилизационного развития. Актуальность исследования обусловлена необходимостью социально-философского осмысления проблем взаимосвязей религий как фактора развития современного общества и, в частности, специфики этого процесса в Российской Федерации, которая обусловлена определенными особенностями исторического развития, этническим составом населения, а также рядом особенностей социального и политического строя России.

Изучение проблем взаимосвязи религий как фактора развития современного общества обусловлено рядом объективных обстоятельств. Во-первых, религия сопровождает человека с самых истоков цивилизации, проникает во все этнические культуры и охватывает едва ли не все сферы человеческого бытия, занимая определенное место в жизни любого человека, будь то глубоко верующий человек или убежденный атеист, тем самым пронизывая сознание и подсознание громадного количества индивидов. Религия является одним из основных измерений социальной жизни индивида и формирует институт, неразрывно связанный с основами человеческого существования в его социальном аспекте. Кроме того, в настоящее время наблюдается все большее возрастание влияния религии на социально-политические отношения и социально-культурную ситуацию. Во-вторых, в начале XXI века проблемы межконфессиональных отношений играют не меньшую роль в жизни общества, чем это было во время становления мировых религий, т.е. на заре человеческого общества. Благодаря процессам глобализации сближаются страны и регионы, материально-экономические системы, при этом имевшие место конфликты и противоречия также подчиняются тенденции к глобализации. Многие нынешние проблемы и

конфликты в международной политике имеют религиозную подоплеку, а в современных условиях наблюдается резкий всплеск межконфессиональных конфликтов не только во всем мире, но и в России. Из истории известно, что игнорирование или недооценка религиозных факторов выливается в человеческие трагедии, войны и кровопролития. В-третьих, поскольку религиозный фактор оказывает влияние на социальную и политическую стабильность любого общества, любого государства, то в рамках изучения проблем взаимосвязи религий как фактора развития современного общества представляется необходимым изучение и обобщение исторического опыта взаимоотношений государства и церкви в России, осмысление достоинств и недостатков государственно-церковных отношений. Так, в конце XX - начале XXI века в России были проведены политические реформы, изменившие систему государственного устройства страны и структуру управления, что вызвало значительные перемены в сфере отношений государства и религии. В-четвертых, в настоящее время в России идет процесс возрождения национального самосознания народов, реабилитации раннее отвергнутых духовных ценностей, постепенное преодоление некогда насильно насаждаемого атеизма. В-пятых, в современных условиях в традиционный духовный менталитет народов нашей страны происходит вторжение новых религиозных движений, поэтому исторический опыт противодействия чуждому духовному влиянию по-прежнему имеет большое значение.

Степень научной разработанности проблемы. Сфера проблем межконфессиональных отношений, в том числе и в контексте развития общества, изучалась рядом философов, религиоведов, теологов и богословов разных лет. Несмотря на то, что по данной проблематике имеется достаточно обширная литература, обращение к данным проблемам и сегодня продолжает сохранять важное научное значение.

В социальной философии как науке об общих законах развития общества уже сложилась традиция исследования религии и религиозности. Это, прежде всего, труды H.A. Бердяева, А.Г. Булгакова, М. Вебера, Г.В.Ф. Гегеля, И.

Канта, Б. Расела, К. Ясперса и др.

Так, одним из актуальных вопросов является вопрос о соотношении науки и религии в современном мире, о том, как они взаимодействуют между собой и как может измениться их соотношение и взаимодействие в дальнейшем. В диссертации используются труды ученых (Е.М. Бабосова, А.Ф. Лосева, JI.JI. Марковой, JI.H. Митрохина, М.Г. Писманника, Б.Н. Чичерина, М.О. Шахова и др.), посвященные данному вопросу. Как известно, проблема истины является одной из наиболее важных для эпистемологии и философии науки, так как статус науки связан с понятием истинности. В «Науке и религии» известный русский философ и политический деятель Б.Н. Чичерин рассматривает соотношение науки и религии в процессе поиска истины человеком, а также значимые вопросы, касающиеся свободы совести. Интересно, что Б.Н. Чичерин не поддержал позицию по клерикализации культуры, предложенную славянофилами и в дальнейшем отстаиваемую Булгаковым С.Н., Зеньковским В.В. и рядом других отечественных мыслителей.

В литературе существует несколько основных концепций, объясняющих происхождение религии (натуралистическая, психологическая, политико-государственная, конвенциональная, антропологическая), авторы и сторонники которых жили в самое разное время: от античности (Демокрит, Лукреций и др.) - до современности (И.Н. Яблоков, С.А. Токарев и др.). Несмотря на многочисленные исследования, вопрос о происхождении религии до сих пор не имеет однозначного ответа. Среди классических трудов о происхождении религии особое место занимают работы основателя сравнительного религиоведения М. Мюллера, выдвинувшего теорию о происхождении религии из языка, и В. Вундта, выделившего религию из психологии.

Немало работ посвящено рассмотрению конкретных религиоведческих проблем - ранним формам религии, различным аспектам религиозного сознания, а также истории развития научной мысли о религии. Важный материал по данным проблемам почерпнут в работах таких отечественных авторов, как: H.A. Бердяев, B.C. Соловьев, С.А. Токарев, И.Н. Яблоков, П.А.

Гараджа, Б. Малиновский, М.М. Мчедлова, М.А. Абрамова, а также зарубежных авторов - Г.В.Ф. Гегель, Ф. Ницше, Дж.Г. Фрэзер, М. Вебер, А. Дж. Тойнби, П. Антее, Р. Суинберн и др.

Проблемам трансформации религии и религиозного сознания в современном мире (в эпоху «осевого времени»), обусловленным глобализацией, уделяли внимание такие отечественные авторы как Д.А. Аникин, К.С. Гаджиев, М.О. Орлов, В.К. Пинкевич, Д.В. Поспеловский и др.

Различные проявления конфликтов в сфере религии, в том числе в виде религиозного экстремизма (в глобальном смысле, и применительно к какой-либо конкретной стране) рассматривались авторами JI.A. Башировым, В.К. Белозеровым, В.И. Власовым, Г.М. Курбановым, A.A. Нуруллаевым и другими.

Проблемы национальной безопасности России в свете угрозы международного терроризма стали предметом научного рассмотрения в исследованиях B.C. Пусько, А.Г.Никитина, H.A. Трофимчук.

Проблемы, связанные с проявлениями религиозного фундаментализма и радикализма, исследовались зарубежными учеными Ж. Кепель, Э. МакКарти, О. Рой, Б.Тиби, и др. Наиболее значимые результаты исследований достигнуты в работах отечественных авторов Р.Г. Абдулатипова, JI.A. Баширова, JI.C. Васильева, Г.М. Курбанова, Г.В. Милославского, Г.И. Мирского, М.Т. Степанянца, H.JI. Фадеевой и др.

Наметившиеся и развивающиеся в христианстве экуменические настроения и движения рассматривали О.С. Киселев, Ю.В. Крянев, P.A. Лопаткин, Ф.Г. Овсиенко, архимандрит П.Г. Стефанов и др.

Особенности современного конфессионального поля России освещены в работах Л.П. Ипатовой, Г.М. Керимова, Е.А. Лукашевой, Б.Н. Мазура, A.B. Малашенко, М.П. Мчедлова, Е.С. Элбакяна и др.

Цивилизационное развитие России в контексте православия, византизма рассматривалось славянофилами (Н.Я. Данилевский, Ф.М. Достоевский, A.C. Хомяков и др.), В.В. Ильиным и др.

Вместе с тем, несмотря на длительный и плодотворный процесс изучения проблем межконфессиональных отношений, данная проблема все еще является социально острой и требующей дальнейшего анализа.

При написании диссертационной работы автором использованы многочисленные источники, которые можно объединить в следующие виды: законодательные акты, научная литература, периодическая печать (светская и церковная), материалы статистики.

Цель и задачи работы. Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ проблем взаимосвязи религий как фактора развития современного российского общества. Для достижения поставленной цели определены задачи исследования:

- уточнить предпосылки возникновения религиозных воззрений и представлений об окружающем мире в контексте современной научной мысли;

- определить место и значение религии в истории народов мира;

- изучить особенности проблемы разделения мировых религий в цивилизационном развитии народов;

- выявить пути преодоления существующих противоречий в современных религиозных течениях;

- рассмотреть особенности современного конфессионального поля в России;

- выделить факторы, способствующие или препятствующие сближению российских конфессий, нахождению ими точек соприкосновения и взаимных интересов и оценить перспективы межконфессионального диалога;

- изучить взаимодействие религии и политики в российской исторической традиции.

Объектом исследования являются современные религиозные отношения.

Предметом исследования являются проблемы взаимоотношений религий, как фактора развития современного российского общества.

Методологическая и теоретическая основа. В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают фундаментальные положения современной философской науки. Основным методом исследования является системный подход, что позволило подойти к предмету изучения как комплексу проблем единого исторического процесса, выявить взаимосвязи и взаимозависимость его различных элементов, проанализировать связи между различными субъектами политических отношений.

В предлагаемой работе имеет место также компаративный метод исследования, позволивший выявить причинно-следственные связи в эволюции политического процесса и раскрыть основные философские проблемы современных межконфессиональных отношений.

В качестве теоретической базы при работе над диссертацией автором широко применялись работы философов XIX - XXI вв., прежде всего, Б.Н. Чичерина, JI.H. Митрохина, B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, А. Ф. Лосева, Г.В.Ф. Гегеля, Ф. Ницше, синтез и интерпретация позиций которых способствовали раскрытию темы диссертационного исследования. Кроме этого, диссертант основывается на трудах отечественных и зарубежных религиоведов (И.Н. Яблокова, С.А. Токарева, П.А. Гараджи, Ф.Г. Овсиенко, Дж.Г. Фрэзера, М. Мюллера, В.Вундта и др.), что значительно обогащает диссертационное исследование. Необходимо отметить и то, что многие из исследуемых в диссертационной работе проблем входят в сферу развития социальной философии на современном этапе, поэтому религия и межконфессиональные отношения рассматриваются автором в контексте межличностных отношений, а ряд понятий и категорий обладает социально-онтологический статусом.

Научная новизна исследования. В работе произведен социально-философский анализ проблем взаимосвязей религий как фактора развития современного общества, что делает возможным получение многостороннего и более глубокого представления о происходящих социально-политических процессах в России в контексте межконфессиональных отношений;

на основе последних достижений науки уточнены предпосылки формирования религиозного мировоззрения, некоторые аспекты взаимосвязи науки и религии, как на ранних этапах развития общества, так и в современных условиях;

- всесторонне проанализированы причины и социальные условия разделения религиозного мировоззрения и институционального оформления современных мировых религий;

- исследованы наиболее общие социально-философские факторы взаимосвязи и позитивного сотрудничества существующих ныне мировых религий;

- дан анализ характера, направлений и форм существующих разногласий между основными религиозными конфессиями и определены некоторые пути их преодоления;

- раскрыты тенденции взаимодействия религии и политики как в мировоззренческом, так и в конкретно-практическом плане при реализации планов модернизации России и поддержания стабильного социального порядка в обществе.

Основные положения, выносимые на защиту:

- Религия сопровождает человека с самых истоков цивилизации и пронизывает едва ли не все сферы человеческого бытия, занимая определенное место в жизни любого человека, будь то глубоко верующий человек или убежденный атеист.

- Первоначально религия фактически возникла как основа науки, религия и наука взаимно дополняли друг друга, при этом религия оказала огромное воздействие на развитие науки, а на современном этапе наука и религия, взаимодействуя друг с другом, идут параллельными путями, однако наука привносит знания в религию, которая использует последние достижения науки.

- В настоящее время существует три мировые религии, две из которых - ислам и христианство находятся в борьбе за расширение своих сфер влияния. Ислам активно расширяет свою географию, а христианство понемногу сдает свои позиции.

- В результате внутренних противоречий, усугубленных политической ситуацией, в 1054 году произошло разделение христианства на две основные конфессии - католичество и православие. В исламе тоже имеются внутренние противоречия, существуют различные течения от джадизма до такферизма, но эти противоречия не носят антагонистического характера, выражаются, в частности, в условном делении на три основных идеологических течения.

- Католическая церковь отличается от православной по ряду позиций, но у этих конфессий есть существенные точки соприкосновения. Тенденции к сближению двух крупнейших христианских конфессий существовали всегда, они возникли практически сразу после раскола, но особенно они усилились при понтифиате Папы Иоанна Павла II и продолжились при Папе Бенедикте XVI.

- События последних лет показывают, что некоторые последователи ислама агрессивного толка представляют реальную угрозу для мирового сообщества (терроризм, наркотрафики, незаконное отторжение территорий, организация рабства). При нахождении взаимных глобальных интересов наиболее открытым для конструктивного диалога является либеральный ислам (евроислам).

- Полное объединение основных конфессий не представляется возможным, но между ними необходимо искать пути сближения на общем конфессиональном поле во имя блага человечества и развития мировой цивилизации.

- Россия имеет богатый положительный опыт мирного существования и взаимодействия различных конфессий, но в целом ситуация такая же, как и в Европе - идет активная исламизация населения. Для решения этой проблемы предлагается искать пути сближения главенствующих в России конфессий, ибо без этого невозможно дальнейшие развитие и процветание Российского госуда