автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Традиционность и нетрадиционность как формы реализации религиозного содержания в культуре

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Бурлуцкая, Елена Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Традиционность и нетрадиционность как формы реализации религиозного содержания в культуре'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Бурлуцкая, Елена Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННОСТИ И НЕТРАДИЦИОННОСТИ В РЕЛИГИИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ФЕНОМЕНЕ.

1.1. Культурологическое содержание традиционности и нетрадиционности и специфика их проявления в религии.

1.2. Традиционность и нетрадиционность как качественные характеристики динамики элементов религиозного комплекса.

ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ

ТРАДИЦИОННОГО СОДЕРЖАНИЯ РЕЛИГИИ.

2.1. Взаимообусловленность традиционного и нетрадиционного в мистицизме (на примере христианства и ислама).

2.2. Трансформация традиционного содержания религии в сектантских движениях в истории культуры России.

ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННОГО СОДЕРЖАНИЯ В НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЯХ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.

3.1. Соотношение традиционного и нетрадиционного в становлении новых религий.

3.2. Перспективы традиционализации новых религий в культурно-историческом процессе.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Бурлуцкая, Елена Владимировна

Актуальность темы исследования. На современном этапе социально-политической, экономической и духовной трансформации российского общества значительно активизировался религиозный фактор, свидетельствующий о новой роли религии в секуляризованном мире. Деятельность религиозных сообществ приобретает значительное влияние на социальную жизнь. Религия, воспринимающаяся частью общества как сокровищница культурного, духовного потенциала, нередко заявляет о себе в качестве силы, способной решить глобальные проблемы цивилизации и преодолеть углубляющийся социокультурный кризис. Проблемы значения религии в истории культуры стали объектом пристального общественного интереса и многочисленных дискуссий.

Религия как форма общественного сознания и специфический феномен культуры взаимодействует с другими явлениями культуры (философией, наукой, искусством и т.п.). Культура выражает способ деятель-ностного существования человека. Она обусловливает рациональное упорядочивание, систематизацию эмпирического опыта в процессе освоения человеком природы и постижения им антропологического и социального смысла бытия. Посредством религии культура транслирует общечеловеческие ценности и придает экзистенциальное значение самопознанию человека. Глобальные цивилизационные процессы современности влияют на трансформацию религиозных форм и их содержание, ускоряют их эволюционное развитие и, следовательно, изменяют исторически сложившееся соотношение традиционных и нетрадиционных компонентов религии. Это актуализирует необходимость исследования изменений состояния религиозности общества в рамках таких понятий культурологии, как «традиционность» и «нетрадиционность».

Выявление специфических особенностей культурологических понятий «традиционность» и «нетрадиционность» по отношению к религии позволяет определить общие черты и точки соприкосновения традиционных и нетрадиционных религий, тенденции эволюционных изменений религиозных систем, прояснить основные характеристики религиозной ситуации в современном обществе, дать прогностические модели развития религий, создать общетеоретическую, концептуальную основу для рекомендаций по вопросам урегулирования межконфессиональных и государственно-церковных отношений, а также создания научно-методических разработок для государственных структур, осуществляющих реализацию политики государства в отношении религиозных объединений. В связи с этим актуализируется потребность в научном анализе причин и способов преодоления кризисных явлений в межконфессиональных отношениях, сущности феномена нетрадиционных религий, что создает теоретико-методологическую базу для совершенствования правовых механизмов, направленных на устранение возможного деструктивного влияния этих религиозных направлений на своих адептов.

Систематизация научного знания о феноменах традиционности и нетрадиционности в религии позволяет описать процесс становления новых религиозных систем, эволюцию религии от нетрадиционной к традиционной форме, закономерности последующего развития и трансформации религии. Изучение соотношения традиционности и нетрадиционности позволяет прояснить механизм функционирования религиозных систем, выявить его социально-позитивные и социально-негативные тенденции, определить допустимые границы взаимосвязи религии с различными формами светской культуры. Данное исследование, проводимое в рамках философии культуры с использованием религиоведческого материала, рассматривает недостаточно изученное соотношение традиционности и нетрадиционности как форм реализации религиозного содержания в культурно-историческом процессе.

Степень разработанности проблемы. В контексте изучения религии как социокультурного феномена особое значение с методологической точки зрения имеют исследования по философии культуры и философии религии С.С. Аверинцева, Д. Белла, В.Е. Давидовича, Ю.А. Жданова, П.С. Гуревича, М.С. Кагана, Н.С. Капустина, Ю.А. Кимелева, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, JI.H. Митрохина, А. Моля, М.Г. Писманика, А. Тоффлера, И.Н. Яблокова и др. Проблемы роли и значения традиции и новации в развитии культуры и религии освещаются в работах А.А. Велика, Г.В. Драча, Б.С. Ерасова, А.Н. Игнатовича, Б. Иэрхарта, Д. Най-па, Г.Е. Светлова, К.М. Хоруженко и др. Основные теоретические положения, сформулированные этими учеными, нашли свое отражение в данном исследовании традиционности и нетрадиционности как форм религии, обусловливающих ее развитие.

Непосредственное отношение к изучаемой проблеме имеют исследования П. Антеса, Е.Г. Балагушкина, А. Баркер, П.С. Гуревича, JI.H. Митрохина, А.А. Ткачевой, Н.А. Трофимчука, Р. Флаше, М. Элиаде и др., посвященные традиционным и нетрадиционным религиям. В работах этих авторов рассматриваются феномены традиционных и нетрадиционных религий, предпосылки их возникновения и распространения, показываются проблемы взаимоотношения нетрадиционных религиозных новообразований с традиционными структурами. Первостепенное значение в изучении нетрадиционных религий и внеконфессиональной религиозности имеет целый ряд работ П.С. Гуревича («Спасет ли мессия? Христомания в западном мире» (М.,1981), «Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы» (М.,1985), «Возрожден ли мистицизм?» (М., 1984) и мн. др.)- В данных исследованиях анализируются культурно-исторические истоки этих явлений, специфика их функционирования в современном обществе и тенденции их развития в ситуации кризиса духовной культуры.

Специфические черты традиционности и нетрадиционности проявляются в динамике элементов религиозного комплекса, что обусловливает анализ исследований в области религиозного сознания, культа, организации (Ю.А. Борункова, М. Вебера, В.И. Гараджи, Б.А. Лобовика, Э. Трельча, Д.М. Угриновича, А.Б. Черткова, и др.). Особо следует отметить работу Е.Г. Балагушкина «Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ» (М., 1999), в которой основное внимание уделяется морфологическому анализу нескольких нетрадиционных религий российского происхождения и, кроме общей религиоведческой характеристики, дается анализ организационно - институциональных, культовых и вероучительных особенностей.

Для исследования культурно-исторических форм, в которых трансформируется традиционное содержание религии, немаловажное значение имеют работы по мистицизму традиционных религий и сектантству. Мистицизм христианства и ислама по своей сущности является феноменом, содержащим нетрадиционный потенциал, что отмечают такие исследователи как В.В. Бибихин, П.С. Гуревич, У. Джеймс, Ю.А. Кимелев, М.Т. Степанянц, Е.А. Торчинов, С.С. Хоружий, А. Шиммель и др. Этими авторами анализируются взаимоотношения мистиков с традиционными институтами, нетрадиционная интерпретация данных мистического опыта, канонических догматов и ритуалов.

Модификация традиционных религиозных принципов с последующим созданием независимой организационной структуры наблюдается в сектантских движениях. Этот момент осмысливается в работах А.И.

Клибанова, Н.М. Никольского, А. Эткиида и др. Эти ученые на конкретном историческом материале православного сектантства показывают как трансформируется и закрепляется иное понимание традиционного содержания религии.

Роль традиционных воззрений при формировании принципов новых религий подчеркивают П. Антее, С.С. Благов, И.Р. Григулевич, А.Н. Игнатович, Б. Иэрхарт, Г.Е. Светлов, А.А. Ткачева и др. Аспект, раскрывающий перспективы новых религий и возможности их превращения в традиционные структуры, присутствует в работах Е.Г. Балагушкина, А. Тоффлера, Р. Флаше и др.

В целом, следует отметить, что авторы, исследующие проблему нетрадиционных религий, не дали развернутых и обоснованных определений религиозной нетрадиционности, ограничиваясь отдельными характерными чертами. Это является следствием того, что понятие нетрадиционность в религиях, как правило, рассматривается вне взаимосвязи с понятием традиционности. Поэтому проблема соотношения традиционных и нетрадиционных форм, в которых реализуется содержание религии не стала предметом специального исследования. Это обстоятельство актуализирует данный анализ проблемы, обусловливает конкретную формулировку темы, постановку цели, выделение объекта, предмета, а также определение задач исследования.

Объектом диссертационного исследования выступают традиционность и инновационность (нетрадиционность) как факторы, обусловливающие развитие культуры.

Предметом диссертационного исследования является соотношение традиционного и нетрадиционного компонентов религии, посредством которого реализуется содержание культурно-исторических форм религии.

Цель исследования составляет выявление специфики соотношения традиционных и нетрадиционных компонентов в религиозной системе и выявление характера их взаимосвязи в процессе эволюции религии.

Объект, предмет и цель исследования потребовали решения следующих задач:

- рассмотреть религию как специфическую форму культуры, для характеристики развития которой применимы такие культурологические понятия, как «традиционность» и «нетрадиционность»;

- определить содержание понятий «традиционность», «нетрадиционность», уточнить термины «традиционная религия», «нетрадиционная религия»;

- выявить сущностные характеристики традиционности и нетрадиционности как форм реализации содержания религии;

- определить сущность, структурную специфику проявления традиционных и нетрадиционных компонентов религии;

- выявить и раскрыть особенности эволюции религиозных систем с учетом дисбаланса традиционного и нетрадиционного компонентов;

- определить причины и механизмы трансформации традиционного содержания религии;

- проанализировать роль традиционного религиозного компонента в процессе создания современных нетрадиционных религий и спрогнозировать перспективы традиционализации этих религиозных течений.

Методологическая и теоретическая основа исследования. В качестве теоретической базы нами используется деятельностный подход к определению культуры, разработанный В.Е. Давидовичем, Ю.А. Ждановым, М.С. Каганом, Э.С. Маркаряном и др. Методология диссертационного исследования основывается на концепции религиозного синкретизма Н.С. Капустина, которая характеризует религию как целостную, противоречивую, синкретическую систему. В данной работе предполагается, что существование и эволюция религии обусловливается в значительной степени взаимовлиянием традиционного и нетрадиционного компонентов.

Для реализации поставленных задач и проверки исходных положений использованы системный подход как общенаучный метод теоретического и практического исследования в различных областях гуманитарного знания, методы типологического и структурно-функционального анализа.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:

1) выявлено культурологическое содержание понятий «традиционность» и «нетрадиционность», определена их роль как факторов развития культуры вообще и религии в частности;

2) уточнены понятия «традиционная религия», «нетрадиционная религия», раскрыты принципы соотношения традиционного и нетрадиционного компонентов в религиях;

3) определена специфика реализации традиционности и нетрадиционности в различных элементах религиозного комплекса;

4) изучены особенности эволюции религиозных систем в контексте дисбаланса традиционного и нетрадиционного компонента;

5) исследованы механизмы трансформации традиционного содержания религии под влиянием нетрадиционного компонента;

6) выявлены причины, обусловливающие возникновение нетрадиционной религиозности в истории культуры;

7) определены некоторые тенденции эволюции современной религиозной ситуации на основе анализа традиционных и нетрадиционных религий.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) Развитие культуры осуществляется на основе взаимодействия традиций и новаций, соотношения статичного и динамичного элементов. Религия как специфическая форма культуры и социальный институт ориентируется на авторитет, традицию и стремится нейтрализовать действие глубоких культурных инноваций. Однако, эволюция самой религии осуществляется благодаря активности ее традиционного и нетрадиционного компонентов.

2) Традиционность и нетрадиционность являются необходимыми качествами любой культурно-исторической формы религии. Традиционность проявляется в реализации содержания религии, выражающегося в исторической устойчивости, консервативности, инерционности, преемственности, массовости, компромиссном отношении к светскому образу жизни и светской культуре. Нетрадиционность заключается в такой реализации содержания религии, которое отличается преобладанием инновационного элемента, бессистемностью, эклектичностью, динамичностью, оппозиционностью, автономности, приоритетом индивидуального религиозного опыта.

3) Традиционность и нетрадиционность присутствует во всех структурных элементах религиозного комплекса и отражается в процессе его эволюции. В зависимости от стадии эволюции религии можно выделить следующие формы соотношения традиционного и нетрадиционного компонентов: подчинение нетрадиционного традиционности и подчинение традиционного нетрадиционному.

4) Традиционные религии содержат в себе нетрадиционный потенциал, выражающийся в виде неканонического мистического опыта и гетерогенности религиозных мнений, ведущих в конкретных исторических условиях к возникновению сектантских движений, но до определенного момента эта нетрадиционность подавляется традиционным компонентом.

5) В нетрадиционных религиях традиционный компонент сохраняется в силу преемственности религиозных идей и принципов, генетически унаследованных из традиционной религии, и соединяется в процессе религиозного синкретизма с инновационным компонентом при становлении религиозного содержания новой религиозной структуры на правах подчиненного начала.

6) Традиционный элемент в содержании новых религиозных движений имеет тенденцию к превращению в основной компонент религиозного содержания благодаря таким общекультурным и внутриструктур-ным системным факторам как ценностная ориентированность, ассими-лированность с культурно-исторической традицией, легализация, инсти-туализация.

Научно - практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что:

1) материалы диссертационной работы могут быть использованы в курсах и спецкурсах по культурологии, истории и философии религии, в

12 научно-консультативной работе по проблемам религиозной культуры и религий в современном мире;

2) выводы и результаты исследования позволяют глубже, всесторонне и объективно оценить процессы эволюции религий и могут быть привлечены для разработки научно обоснованных рекомендаций административным органам (органам светской власти), обеспечивающих правовой режим деятельности религиозных организаций, практику взаимоотношения религиозных и государственных структур.

Апробация работы. Отдельные аспекты исследования рассматривались на III Философском конгрессе в г.Ростове-на-Дону (2002 г.); обсуждались на заседании кафедры философии религии факультета философии и культурологии Ростовского государственного университета, на заседании отдела социальных и гуманитарных наук СКНЦ ВШ. Ряд положений диссертации использовались при чтении лекций и проведении семинарских занятий для студентов Ростовского государственного университета. Содержание исследования отражено в 4 публикациях автора общим объемом 0,5 п.л.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы. Текстовый объем работы 143 стр., библиография имеет 160 наименований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Традиционность и нетрадиционность как формы реализации религиозного содержания в культуре"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Качественные изменения состояния религиозности, обусловленные сменой мировоззренческих парадигм и кризисными явлениями в социально-экономической сфере, определяют приоритетность изучения проблем, посвященных исследованию модернизационных и адаптационных процессов в религиях в современных социокультурных условиях. Анализ традиционной и нетрадиционной религиозности в разных формах ее проявления позволил выяснить особенности эволюции религий в современном обществе, вскрыть причины кризиса традиционных религий, определить основные тенденции и перспективы развития нетрадиционных религиозных новообразований.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что регламентация религиозной жизни, формализация культа, скопление архаичных элементов в силу консервативности традиционных религий приводят к снижению престижа традиционных религиозных организаций, к формальному членству в церквях и способствуют оттоку их адептов в нетрадиционные объединения, которые по причине своего недавнего существования не обладают такими качествами, но в дальнейшем, подчиняясь законам развития религиозного комплекса, их, несомненно, приобретут.

Наличие сложной догматической системы определяет степень совершенствования религии, но она не представлена на уровне обыденной религиозности, в силу ограниченности последней, что способствует широкому проникновению нетрадиционных воззрений, связанных с интернационализацией культуры, в массовое сознание. Эклектичность вероучений новых религий вскрывает ряд противоречий в них, но открывает пути к религиозному творчеству адептов. Нетрадиционные религии являются более пластичными религиозными феноменами, заимствующими наиболее актуальные, мировоззренческие, закрепленные силой религиозных традиций положения и социально значимые интерпретации выводов науки, политики, философии, и включают их в свое догматическое содержание. Этими причинами объясняется интерес к нетрадиционным воззрениям.

Для подъема традиционной религиозности требуется не только активная миссионерская деятельность церквей, но и активное использование мистического потенциала, осторожная трансформация догматики и культа, способствующая качественной модернизации религии. Объяснение обострения межконфессиональной вражды и религиозной нетерпимости кроется в самой природе традиционности, которая и существует благодаря отмежеванию от нетрадиционных интерпретаций своего религиозного содержания. Однако в настоящее время такой путь непродуктивен, наоборот, необходимо внесение новых идей, дающих религии новую жизнь, но не затрагивающих традиционных основ.

Провозглашение любой религии единственно истинной, стремление к доминированию в обществе путем устранения конкурентов разными способами на почве религиозных несогласий способствует только возникновению хаоса религиозных конфликтов, а не упрочению положения религии. Для установления относительной стабильности и урегулирования отношений между легитимными конфессиями создан Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (сентябрь 1997 г.), исполнение и правильное применение которого будет способствовать общественному согласию представителей разных религий.

Исследование показало, что традиционность и нетрадиционность, являющиеся формами реализации религиозного содержания, присутствуют как в традиционных, так и нетрадиционных религиях. И характеристика нетрадиционного как негативного, вредного фактора неправильна. Нетрадиционность является компонентом, продуцирующим новаторские, альтернативные, обновленческие идеи, использование которых позволяет религиям разрабатывать программы решения насущных духовных проблем цивилизации в соответствии с изменениями общественных настроений. Традиционность закрепляет многократно проверенные идеи, имеющие глубокий духовный потенциал, обеспечивающий принципы существования общества. А соотношение этих факторов помогает религиям самосовершенствоваться и оставаться постоянно актуальными в постоянно меняющихся условиях существования.

Вышеизложенное дает основание утверждать, что поставленные в исследованиях задачи решены и цель достигнута. .

Однако настоящее исследование не претендует на исчерпывающий анализ данной проблемы, которая весьма сложна и многопланова. Дальнейшую ее разработку, на наш взгляд, целесообразно осуществлять в следующих направлениях:

- раскрытие специфики взаимоотношения религии с другими формами культуры (правом, нравственностью, искусством и т.д.);

- изучение возможности и проблем сосуществования религий в рамках гражданской религии в российском обществе;

- социологическое изучение динамики традиционной и нетрадиционной религиозности в общественной системе.

С изучением этих вопросов мы связываем дальнейшее исследование соотношение феноменов традиционного и нетрадиционного в контексте исследования места и значения религии в истории культуры.

132

 

Список научной литературыБурлуцкая, Елена Владимировна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. - М.: ПРИОР, 1996.-480 с.

2. Аитес П. Религии современности. История и вера. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 304с.

3. Арианов Н.П. Эволюция религиозного сознания. -Л.: Лениздат, 1974. -172 с.

4. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. -М.: МГУ,1984.-287 с.

5. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ.Ч.1. М.: ИФРАН, 1999. - 244 с.

6. Баркер А. Новые религиозные движения. СПб.: РХИ, 1997. - 282 с.

7. Белла Р. Социология религии // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972. - С.265-281.

8. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский гос. Гуманит. Ун-т., 1998. - 241 с.

9. Бондаренко В.Д. Современное православие: тенденции эволюции. -Симферополь: Таврия, 1989. 176 с.

10. Борунков Ю.Ф. Особенности религиозного сознания. М.: Знание,1972. - 48 с.

11. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М.: Мысль, 1971.- 176 с.

12. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. М.: ИВЦ «Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2000. - 680 с.

13. Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Книжный дом «Университет», 1998. - 432 с.

14. Великович JI.H. Религия и церковь в США.- М.: Наука, 1978. 144с.

15. Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. -М.: Из-во академии наук СССР, 1954.-268 с.

16. Всемирное писание: Сравнительная антология священных текстов /Под ред. П.С.Гуревича. Пер. с англ. М.: Республика, 1995. - 591 с.

17. Второй ватиканский собор. Конституции, Декреты, Декларации. -Брюссель: Жизнь с Богом, 1966. -573 с.

18. Гайденко П.П. Природа религиозного мировосприятия // Вопросы философии. 1995. - № 3. - С.43-52.

19. Гараджа В.И. Социология религии. М.: Наука, 1995. - 224 с.

20. Гараджа В.И. Религиеведение: Пособие для студентов педагогических вузов. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. - 286 с.

21. Глобальные проблемы современности и общечеловеческие ценно-сти/Сост. Л.И.Василенко, В.Е.Ермолаева. М.: Прогресс, 1990.-496 с.

22. Гречишников С.Е. Поиск надежды и дух утешения: Очерки по истории религии. М.: МСХА, 1991.- 93 с.

23. Григулевич JI.P. Пророки «новой истины»: очерки о культах и суевериях современного капиталистического мира. М.: Политиздат, 1983.-303 с.

24. Григулевич И.Р. «Мятежная» церковь в Латинской Америке. М.: Наука, 1972.-412 с.

25. Григулевич И.Р. Латинская Америка: церковь и религиозное движение 1960 начало 1980-х годов. - М.: Наука, 1988. - 167 с.

26. Григулевич И.Р. История инквизиции (13-20 вв.). М.: Наука, 1970.-448 с.

27. Гуревич П.С. Спасет ли мессия? Христомания в западном мире. -М.: Политиздат, 1981.-272 с.

28. Гуревич П.С. Современные внеконфессиональные организации на Западе. -М.: Знание, 1983. 64 с.

29. Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? М.: Политиздат, 1984.303 с.

30. Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. М.: Знание, 1985. - 65 с.

31. Гуревич П.С. Бесхрамовые боги. JL: Лениздат, 1984. - 134 с.

32. Гуревич П.С. Мировоззренческие аспекты соотношения мистики и науки // Вопросы научного атеизма: Вып. 38: Мистицизм: проблемы анализа и критики / Под ред. В.И.Гараджи. М.: Мысль, 1989. -С.227-228.

33. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: УИЦ «Гардарики»; Литературно- педагогическое агентство «Ка-федра-М», 1999. -288с.

34. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманитарных вузов. 2-е изд.- М.: Аспект-Пресс, 1995. - 288с.

35. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: РГУ, 1979. -264с.

36. Девятова С.В. Религия и наука: шаг к примирению? М.: МГУ, 1992. - 165 с.

37. Демьянов А.И. Религиозность: тенденции и особенности проявления (социально-психологический анализ). Воронеж: ВГУ. — 184 с.

38. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Пер. с англ. М.: Наука, 1993.-432 с.

39. Добреньков В.И. Современный протестантский теологический модернизм в США: его замыслы и результаты. М.: МГУ, 1980. - 248 с.

40. Добреньков В.И., Радугин А.А. Методологические вопросы исследования религии. М.: МГУ, 1989. - 90 с.

41. Донини А.У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана): Пер с итал. М.: Политиздат, 1989. - 365 с.

42. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х ч. Ч.1.- М.: АО «Аспект-Пресс», 1994. 384 с.

43. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х ч. Ч.2.- М.: АО «Аспект-Пресс», 1994.-240 с.

44. Игнатович А.Н., Светлов Г.Е. Лотос и политика: необуддийские движения в общественной жизни Японии. М.: Мысль, 1989. -283 с.

45. Ильясов Ф.Н. Религиозное сознание и поведение // Социологические исследования. 1987. - № 3. - С.50-56

46. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. М.: Логос, 1998.- 280 с.

47. История религии. В 2 т. Т.2. Учебник / Под общ. ред. И.Н.Яблокова. М.: Высш. шк., 2002. - 639 с.

48. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: ЛГУ, 1991.- 383 с.

49. Каждан А.П. От Христа к Константину. М.: Знание, 1965. -304 с.

50. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии (на материалах древних верований и христианства). М.: Мысль, 1984. - 223 с.

51. Капустин Н.С. Проблема религиозного синкретизма // Инновационные подходы в науке: теоретические и методологические проблемы социогуманитарного познания. Сборник статей /Под ред. Ю.Г.Волкова. Ростов-на-Дону, 1995. - С. 125-149

52. Карсавин Л.П. Св. Отцы и учителя Церкви (раскрытие Православия в их творениях). М.: МГУ, 1994. - 176 с.

53. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2 т. Т.1. М.: Терра, 1992. - 686 с.

54. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2 т. Т.2. М.: Терра, 1992. - 686 с.

55. Католицизм: Словарь атеиста / Под общ. ред. Л.Н.Великович. М.: Политиздат, 1991. - 320 с.

56. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. -2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1988. - 286 с.

57. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. М.: Издательский Дом «Nota Bene», 1998. - 424 с.

58. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. М.: Мысль, 1989. -285 с.

59. Кимелев Ю.А., Полякова Н.Л. Наука и религия: историко-культурный очерк. М.: Наука, 1988. - 176 с.

60. Клибанов А.И. Из мира религиозного сектантства. Встречи. Беседы. Наблюдения. М.: Политиздат, 1974. - 255 с.

61. Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. -М.: Наука, 1973.- 256 с.

62. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. М.: Наука, 1965. - 348 с.

63. Ковалев Е.М. Гуманитарная география России. М.: ЛА «Варяг», 1995.-448 с.

64. Кононов В.И. Мистика и оккультизм на службе идеологов «неоконсервативной волны». М.: Знание, 1985. - 64с.

65. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. М.: Академический проект, 2000. - 671 с.

66. Краткая философская энциклопедия. -М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994. 576 с.

67. Культурология: Учебное пособие /Под.ред. А.А.Радугина. М.: Центр, 1998. -304 с.

68. Культурология. XX век. Антология. — М.: Юрист, 1995. -703 с.

69. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. СПб.: Университетская книга, 1998. - 447 с.

70. Культурология. Краткий тематический словарь / Под ред. Г.В. Драча, Т.П.Матяш. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. -192с.

71. Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие. — 2-изд., перераб. и доп. / Под ред. Г.В.Драча. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001,- 416с.

72. Культуры Африки в мировом цивилизационном процессе. М.: Восточная литература РАН, 1996. - 335 с.

73. Кураев А. Православие и право. Церковь в светском государстве. -Издание Сретенского монастыря, 1997. 64 с.

74. Кураев А. Оккультизм шагает по стране // Москва.- 1994. №4. -С.201-203.

75. Кураев А. О вере и знании без антиномий // Вопросы философии. -1992.-№ 7.-С.45-63.

76. Лангуа Ш.-В. Инквизиция. М.: Издание М.и Ш. Сабашниковых, 1903. - 108с.

77. Левада Ю.А. Социальная природа религии. М.: Наука, 1965. -263 с.

78. Лобовик Б.А. Религиозное сознание и его особенности. Киев: Наукова Думка, 1986. - 248 с.

79. Локальные и синкретические культы. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - 318 с.

80. Лосев А.Ф. Имя. СПб.: Алетейа, 1997. - 617 с.

81. Любак А. Католичество. Социальные аспекты догмата. Пер. с фр. В. Зелинского. Милан: Христианская Россия, 1952. - 397 с.

82. Малахова И.А. О современных молоканах. -М.: Знание, 1968. -35с.

83. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван: Ан Арм. ССР, 1973. - 146 с.

84. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: логико методологический анализ. - М.: Мысль, 1983. - 284 с.

85. Межуев В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1973. - 199 с.

86. Мережковский Д.С. Испанские мистики. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. - 383с.

87. Мистическое богословие. Киев: Путь к истине, 1991. - 392 с.

88. Митрохин Л.Н. Религиозные «культы» в США. М.: Знание, 1984. -64 с.

89. Митрохин Л.Н. Современное христианское сектантство. М.: Знание,1962. -40 с.

90. Митрохин Л.Н. Религии «Нового века».- М.: Советская Россия, 1985. 160 с.

91. Митрохин Л.Н. Философия религии. М.: Республика, 1993.-416 с.

92. Моль А. Социодинамика культуры. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1973.-406 с.

93. Морфология культуры, структура и динамика / Под ред. АванесоваI

94. Г.А., Бабакова В.Г., Быкова Э.В. и др. М.: Наука, 1994. - 415 с.

95. Москаленко А.Т. Идеология и деятельность христианских сект. -Новосибирск: Наука, 1978. -416 с.

96. Москалец В.Н. Религиозный культ: особенности функционирования и пути преодоления. Киев: Наукова думка, 1987. - 120 с.

97. Мчедлов М.П. Политика и религия. М.: Советская Россия, 1987. -256 с.

98. Мчедлов М.П. Религии и современность. -М.: Политиздат, 1982. -272 с.

99. Мчедлов М.П. Религиозная ситуация в России: реалии, противоречия, прогнозы // Свободная мысль. 1993. - № 5. - С.52-63.99. «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1996. - № 12. - С. 3-32.

100. Никольский Н.М. История русской церкви. Минск: Беларусь, 1990. - 541с.

101. Новые религиозные культы, движения и организации в России2.е изд., дополн. и перераб.). -М.: РАГС, 1998. 346 с.

102. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. Ростов-на-Дону: Из-во миссионерского отдела МП РПЦ, 1998. - 464 с.

103. Омэнн Дж. Христианская духовность в католической традиции. Пер. с англ. Рим - Люблин: Издательство Святого Креста, 1994. -416 с.

104. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. М.: Советская Россия, 1992. - 240 с.

105. Основы религиоведения /Под ред. И.Н.Яблокова. -М.: Высшая школа, 1994. -368 с.

106. Парнов Е.И. Трон Люцифера: Критические очерки магии и оккультизма. 2-е изд., доп. -М.: Политиздат, 1991. - 302 с.

107. Петров М.К. Язык, знак, культура. -М.: Наука, 1991. 328 с.

108. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - 219 с.

109. Поликарпов B.C. История религий. Лекции и хрестоматия. М.: Гардарика, Экспертное бюро, 1997. -312 с.

110. Православная церковь. Современные ереси и секты в России /Под ред. Митрополита Иоанна. СПб.: Православная Русь, 1995. - 240 с.

111. Православная энциклопедия. Русская православная церковь: к 2000-летию Рождества Христова. М.: Православная энциклопедия, 2000. - 666 с.

112. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. Курс лекций. М.: Центр, 1997. - 240 с.

113. Религиоведение: Хрестоматия: Учеб. пособие / Авт.-сост. П.И. Костюкович. Минск: Новое знание, 2000. - 480 с.

114. Религиозные объединения Ростова и Ростовской области. Словарь-справочник /Под ред. Капустина Н.С., Верещагина В.Ю.- Ростов-на-Дону: РЮИ МВД РФ, 1998. 136 с.

115. Религиозные традиции мира. В 2 т. Т.1. Пер. с англ. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. - 576 с.

116. Религиозные традиции мира. В 2 т. Т.2. Пер. с англ. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. - 640 с.

117. Религия в истории и культуре. / Под ред. М.Г. Писманика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 591 с.

118. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И.Гараджа, Е.Д. Руткевич М.: Аспект Пресс, 1996. - 775 с.

119. Религия и политика в посткоммунистической России // Вопросы философии. -1992. № 7. -С.6-34.

120. Религиозная обрядность: содержание, эволюция, оценки / Под ред. А.С.Онищенко. Киев: Выща школа, 1988. - 272 с.

121. Религия народов современной России: Словарь /Под ред. М.П. Мчедлова, Ю.И.Аверьянова, В.Н.Басилова и др. М.: Республика, 1999. - 624 с.

122. Роуз С. Православие и «религии будущего». Алма-ата: ТАЙЛАН, 1991. - 169 с.

123. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 672с.

124. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. -М.: Политиздат, 1987. 336 с.

125. Силичев Д.А. Культурология: Учебное пособие. М.: ПРИОР, 1998. - 591 с.

126. Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия /Под ред. С.С.Хоружего.- М.: Ди-Дик, 1995. 368 с.

127. Современная буржуазная философия и религия /Под ред. А.С.Богомолова. М.: Политиздат, 1977. - 376 с.

128. Современная религиозность: состояние, тенденции, пути преодоления /Под ред. А.С.Онищенко и Н.Т.Литвиненко. Киев: Политиздат Украины, 1987. - 265 с.

129. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М.: Наука, 1987. - 192 с.

130. Сумерки богов /Сост. и общ. ред. А.А.Яковлева: перевод. М.: Политиздат, 1990. -398 с.

131. Суфии: Собрание притч и афоризмов. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. -640 с.

132. Таевский Д.А. Синкретические религии и секты. Словарь -справочник. М.: INTRADA, 2001. - 160 с.

133. Ткачева А.А. «Новые религии» Востока. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - 216 с.

134. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1964.- 559 с.

135. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1998. - 384 с.

136. Традиции, обряды, современность /Сост. В.Н.Горовой, В.А.Зоц, П.И.Косуха. К.: Политиздат Украины, 1983. - 292 с.

137. Трофимчук Н. Чего добиваются борцы с «сектами»? // Религия и право.- 1999. №6. С.20-21.

138. Тэнасе А. Культура и религия. Пер. с румын. М.: Политиздат, 1977. -127 с.

139. Угринович Д.М. Психология религии.-М.: Политиздат, 1986. 352с.

140. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985. -270 с.

141. Угринович Д.М. Искусство и религия.- М.: Политиздат,1982.-288с.

142. Философия: учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 576 с.

143. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: Лань, 1998. - 448 с.

144. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. М.: Паломник, 1992. -240 с.

145. Хисматулин А.А. Суфизм. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999.-272 с.

146. Хисматулин А.А. Классическое суфийское сочинение «Кимийа -йи са' адат» («эликсир счастья») Абу Хамида Муххаммада ал-Газали ат-Туси (1058-1111). СПб.: Петербургское востоковедение, 2001.-224с.

147. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. -640 с.

148. Чертков А.Б. Культ и его роль в религии. М.: Знание, 1975. - 64с.

149. Шиммель А. Мир исламского мистицизма. Пер. с англ. М.: Але-тейа, Энигма, 2000. - 416 с.

150. Экхарт Мейстер. Об отрешенности. — М. СПб.: Университетская книга, 2001.-431 с.

151. Экхарат Мейстер. Духовные проповеди и рассуждения: Пер. с нем. К.: Ника-Центр, 1998. - 432с.

152. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. Пер. с англ. -К.: София, 2000.-480 с.

153. Элиаде М. Избранные сочинения. Очерки сравнительного религиоведения. Пер. с англ.- М.: Ладомир, 1999. 488 с.

154. Элиаде М. Священное и мирское. М.: МГУ, 1994. - 144 с.

155. Эткинд А. Хлыст (Секты, литература, революция). М.: Новое литературное обозрение, 1998. - 688 с.

156. Яблоков И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979. - 182с.

157. Johnson В.Church and sect revisited. // Journal for the scientific study of religion. Summer, 1971. Vol. 10, № 2. P.124-137

158. Machalek R., Martin M. «Invisible» Religions: Some Preliminary Evidence. // Journal for the scientific study of religion. December, 1976. Vol.15, №4. P.311-323

159. Eister A. W. An Qutline of a Structural Theory of Cults. // Journal for the scientific study of religion. December,1972. Vol.11, № 4. P.319-335

160. Dictionary of Beliefs & Religions. / Goring R. Edinburgh: Wordsworth Reference, 1995. - 587p.