автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социальные функции религии и современность

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Иванов, Сергей Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Волгоград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Социальные функции религии и современность'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Иванов, Сергей Михайлович

Введение.З

Глава 1. Социальные функции религии в орико-филой ретрективе

1.1. Кличая филфия оциальных функциях религии

1.2. Некличая филфия ициология о роли религии в общве

Глава 11. Социальные функции религия

II. 1. Регулятивная функция религии.

11.2. Интегративная-дезинтегративная функция религии

11.3. Легитимизирутощая-делегитимизирующая функция религии

11.4. Коммуникативная функция религии

11.5. Компенсаторная функция религии.:.

11.6. Мировоззренчая функция религии

И.7. Культуротраирующая функция религии

Глава Ш. Состояние и динамика социальных функции религии в современном обществе.с

III. 1. Секуляризация и динамикациальных функций религии

II!.2. Процыкрализации ввременной общвенной жизни

Ш.З. Религия и наука

111.4. Новые религиозные движения ициальные функции религии

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Иванов, Сергей Михайлович

Актуальность исследования. Философские проблемы религии всё время привлекали и будут привлекать внимание многих мыслителей. Сопутствующая человеку ещё с древнейших времен вера в сверхъестественные существа многократно становилась объектом социально-философского анализа. Но, несмотря на это, число «белых пятен» в изучении религии не уменьшается, скорее наоборот. Хотя буквально каждый из крупнейших философов, историков, социологов затрагивал тем или иным образом проблемы веры, предлагая свою интерпретацию, но всё же актуальность современного философского осмысления религии не падает, а возрастает, причём именно на рубеже третьего тысячелетия.

Представляется, что причины этого коренятся в том, что современное человечество находится на пороге так называемой «антропогенной катастрофы», носящей в своих глубинных истоках социокультурный характер. Её признаки всё более видимы - распад целых обществ и атомизация индивидов, страх перед ядерной войной и фобия «другого», нарастание противоречий между экономически развитым и нестабильными государствами, продолжающаяся релятивизация ценностей и становление новых, часто уродливых образований антикультуры, квазирелигии, национализма и фундаментализма. Мы буквально возвращаемся в какие-то «тёмные века» человеческой истории с надвигающейся угрозой распада и анархии общества. Его кризис очень сильно ударил по общественному сознанию и особенно по его наиболее ранимой форме - религии. Регресс к «новой» эпохе язычества уже сейчас определяется как важный социокультурный фактор будущего развития человечества. Казалось бы, ещё недавно весь цвет мировой науки, искусства и кул муры заявлял о преходящем характере религии и её скором исчезновении. Но вдруг в разгар самого рационалистического века мы наблюдаем бурное религиозное возрождение. Причём, при секуляризационном давлении государства на конфессиональную сферу, вытеснении религии почти из всех социальных институтов и превращении её, как планировалось, в сугубо частное дело, она возникает в обществе в теориях теократизации и сакрализации, вновь оправдывая и освящая целые народы и континенты. Не призрак ли перед нами? Нет, это различные качественные состояния одной и той же сущности. Сейчас мы присутствуем при уникальнейшем явлении рождения сотен и тысяч так называемых «новых религий» или религий «Нового века», что даёт исследователям возможность наглядно представить ситуации, дошедшие до нас из мифологии и древних религиозных памятников культуры. Мы вернулись буквально в период «Осевого времени», заложивший почти три тысячелетия назад основные координаты или вехи для дальнейшего движения людей. Подобным образом, и в религиях настоящего «закладывается матрица развития культуры на грядущее тысячелетие, - фундаментальная задача человеческой мысли».1

Поэтому сейчас крайне важно проанализировать механизмы и векторы воздействия, позволившие религии на протяжении веков быть одним из главных регуляторов общественной жизни. Опыт прошедших эпох, возможно, поможет нам полнее задействовать гуманистический потенциал религии в настоящем и будущем. Для этого необходимо вычленить влияние, оказываемое на общество, со стороны религии и определить перспективы его возрастания или снижения в будущем, причём эти противоречивые процессы в различных условиях и системах могут проходить одновременно.

Все общества, коллективы и индивиды испытывают некоторые потребности в удовлетворении своих духовных запросов, а также потребности влияния на определённые материальные интересы. Поэтому религия взаимодействует со многими областями человеческой жизни. Во всех них она выполняет свои социальные функции, тесно связанные между собой. Конечно, понятие, обозначающее каждую функцию, есть абстракция, вычленяющая из целостного и сложного потока взаимодействия религии с обществом отдельные направления данного взаимодействия. Естественно, подобные направления не существуют реально в изоляции, а переплетаются между собой. Абстракция «социальная функция» даёт нам возможность выделить и изучить отдельные аспекты целостного социального взаимодействия.

Осложняет данный процесс то, что к собственно религиозным механизмам влияния на индивида и общество примешиваются акции множества светских институтов - политических, правовых и т.д. Так, рассматривая роль религии в становлении и поддержании стабильности какого-либо одного общественного института, приходится распутывать большой клубок из нескольких функций, выделяя последние, прежде всего, по механизмам их действия. Это требует использования огромного сравнительно-исторического материала, поскольку

1 Митрохин Л.Н. Религия и мы//Квинтэссенция: Философский альманах. М., 1990. С.320. методики религиозного манипулирования в связках «человек - религия» и «религия -общество» довольно стабильны.

Перспективным является и поиск точек соприкосновения науки и религии. Многие учёные отмечают, что их тесное сотрудничество поможет устранить недостатки морального плана в науке и технике, как бы одухотворить их. Признание роли вненаучных форм знания повышает ценность фактов религиозного опыта, возможно, имеющих некоторое значение для восполнения лакун в картине мироздания, тем более что способы его получения - озарение, откровение, видение и т.п. часто близки по форме к открытиям важных законов природного и социального мира.

Актуальными представляются нам исследования в области соприкосновения политики и религии. Здесь последняя начинает уступать свои функции первой, что приводит в итоге к созданию моделей «гражданской религии» во многих странах. Нарушит ли это нормальную работу механизмов легитимации, интеграции, компенсации и других, или приведёт нас в некий социальный рай?

Множество подобных предложений уже испытываются, в том числе и на российской почве. Какова же сейчас религиозная ситуация в России, и как она влияет на действенность социальных функций религии? Ответы на данные вопросы важны для понимания духовного состояния нашего общества. Религиозный фундаментализм и национализм уже ищут у нас сторонников. Вопросы морали и нравственности без опоры на традиционные корни могут повиснуть в воздухе. Необходимо выявить константы российской духовной культуры, могущие способствовать или препятствовать гуманизации нашего общества. Но при этом очень сложно соблюсти принципы толерантности и свободы совести, выслушать другого, равно как и вести ясную, а в случае необходимости и жёстко выраженную, политику сохранения интересов государства и большинства его населения.

Предлагаемое диссертационное исследование представляет собой попытку комплексного решения вышеупомянутых теоретических вопросов с выходом на требующие практического решения современные российские проблемы.

Степень разработанности проблемы. Специфика предлагаемой темы, её многогранный характер дают нам возможность разбить её на несколько аспектов, каждый из которых характеризуется различной степенью разработанности.

Проблеме социальных функций религии посвящен достаточно большой круг работ. Философская рефлексия по поводу общественной пользы или вреда религии начинается ещё в античных Греции, Риме, на древнем Востоке. Уже тогда мыслители, проводя качественный анализ понятия религии, замечают её неоднородность и выделяют несколько типов религии по принципу разницы выполняемых ими функций. Они подразумевают, на наш взгляд, культуротранслирующую функцию под «религией поэтической», мировоззренческую функцию под «религией философской», а основной частью функций нагружают «религию гражданскую». Именно последняя является и призывом к единодушию, и источником земного права, служит целям человеческого общения и иным задачам общества и, поэтому, несёт высшую степень обязательности. Каждый правитель должен учитывать религиозный фактор в своём властвовании и карать неверующих, а, следовательно, и подрывающих основы социума людей. Именно такие трактовки содержит концепция религии в трудах многих древних мыслителей (Гомера, Эсхила, Феагена, Плутарха, Цицерона, Марина, Платона, Аристотеля, Плотина, Конфуция).1

Конечно, античность делает только первые шаги в осмыслении феномена религии, продолженные затем средневековой христианской философией (Августин Блаженный, Фома Аквинский). Однако традиция преобладающего видения в религии позитивных сторон прерывается во времена Возрождения, предоставляющего нам множество критического материала в адрес христианства за его дезинтегрирующую роль. Гуманисты этой эпохи предлагают идеи создания некоей идеальной религии, соединяемой го с философией, то с принципом удовольствия. Здесь опять преобладает прагматический утилитарный подход к религии в использовании её властями (Н.Макиавели, М.Фичино, Г.ГТлетон).3 Религия продолжает наделяться ролью нравственного регулятора у Т.Мора и Ф.Бэкона, Дж.Локка и Т.Гоббса 4

1 Гомер. Одиссея. М., 1986. Эсхил. Эвменвды//Эсхил. Трагедии. М., 1989. Диоген Лаэрте кий. Фса ген//Диоген Лаэрте кий. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. Плутарх. Солон//Плутарх. Цицерон. О законах//Цицерон. Диалоги. M., 1994. Марин. Прокл, или о счастье//Диоген Лаэртский. Платон. Законы/ЛТлатон . Аристотель. Политика//Аристотель. Политика. Афинская политая. М., 1997. Плотин. Высказывания// Адо П. Плотин, или простота взгляда. М., 1991. Конфуций. Я верю вдревность. М., 1995.

2 Аврелий Августин (Блаженный), Об истинной религии// Аврелий Августин. Творения. Спб., 1998. Thomas Aguinas. Concerning the Nature of Law// Law in Philosophical Perspective. Encino, Belmont, 1977.

3 Макиавелли H. Государь и рассуждения на первыя три книги Тита Ливия. Спб., 1869. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

4 Мор Т. Утопия. М., 1978. Бэкон Ф. Соч. T.2. М., 1978. Локк Дж. Соч. Т.2. М., 1985. Гоббс Т. Левиафан//Гоббс Т. Избран.произв. в 2 T. Т.2. М., 1965.

Крайне негативную оценку религии, особенно христианства, допускают в своих работах французские просветители XVIII века (П.Гольбах, Гельвеций, Д.Дидро, Ж.Мелье)1. Ж.Ж.Руссо воссоздает теорию «гражданской религии», во многом повлиявшую на становление современных моделей религиозно-общественных отношений, в частности, в США.2 Некоторые функции религии рассматриваются и представителями немецкой классической философии (И.Кант, Гегель, Ф.Шлейермахер).3 Развитию научного подхода к религии способствует и К.Маркс, под влиянием концепции которого во многих странах проходит буквально весь XX век 4

В конце XIX - XX веках над данной проблемой работают множество зарубежных учёных (Г.Спенсер, М.Вебер, Э.Дюркгейм, Б.Малиновский, А

Р.Радклифф-Браун, Э.Трёльч, К.Манхейм, Г.Зиммель, Тейяр де Шарден, Т.Парсоис, У.Джеймс, З.Фрейд, В.Франкл, К.Г.Юнг, Э.Фромм, К.Ясперс, М.Бубер, Р.Белла).7 Она подошли к изучению социальных функций религии с разных сторон и с позиций многих наук - от психологии до социологии религии, обработав большое количество историко-этнографического материала. В России некоторые аспекты социальных функций религии затрагиваются Н.А.Бердяевьш, И.А.Ильиным, богословскими трудами С.Л.Франка, М.М.Тареева, С.Булгакова и других.6

В советский период все исследования в области религии были полностью подчинены идеологическому заказу правительства, акцентируясь исключительно на негативном влиянии веры на общество и человека. В подтверждение этого тезиса

1 Гольбах П. Система природы/УГольбах П. Избран, произв. в 2 Т. Т.]. М., 1963. Гельвеций. Соч. в 2 Т. М, 1974. Дидро Д. Добавления к «Путешествию» Бугенвилля//Да скроется тьма! Французские материалисты 18 в. об атеизме, религии, церкви. М., 1976. Мелье Ж. Завещание//Мсльс Ж. Соч. Т.1. М., 1954.

2 Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре или начала политического права.М., 1906.

3 Кант И. Религия в пределах только разума//Кант И. Соч. в 8 Т. Т.6 М., 1994. Гегель Работы разных лет. Т. 1. М., 1970. Шлейермахер Ф. Речи о религии/ДШейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. М-Кнев, 1994.

4 Маркс К. Введение к критике гегелевской философии права//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1.

5 Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, 1997. Вебер М. Социология рслигии//Всбер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. Дюркгсйм Э. Социология религии и теория Познания//Рслигия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 19%. Малиновский Б. Искусство магии и могущество веры//Магичсский кристалл. Магия глазами ученых и чародеев. М., 1992. Радклифф-Браун А.-Р. Религия и общество//РЖ. Социология. 1997. № 1. Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. Зиммель Г. Социология религниУ/Зиммель Г. Избранное. Т. 1. М., 1996.Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. Парсонс Т. Введение. Общий обзор//Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., Г972. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Спб., 1993. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989. Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. М., 1997. Фромм Э. Иметь или Быгь?//Фромм Э. Психоанализ и религия; Искусство любить; Иметь или Быть? Киев, 1998. Он же. Догмат о Христе. М., 1998. Ясперс К. Философская вера//Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. Бубер М. Диалог//Два образа веры. М., 1995. Белла Р. Социология религии//Американская социология. М., 1972.

6 Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М, 1993. Франк С.Л.

Духовные основы общества.М., 1992. ТареевМ.М. Цель и смысл жизни//Смысл жизни: Антология. М., 1994. приводился очень ограниченный и тенденциозный материал, а поле исследований не расширялось в течение десятилетий. Делался упор на классовую и социальную сущность религии, и упускалась из вида её индивидуальная составляющая. Значение роли религиозного опыта «как правило, игнорируется в нашей научной литературе, ибо считается, что видение и откровение как результат галлюцинации или озарения являются иррациональной формой мышления и относятся к области теологии».1

Подобные стереотипы явно не способствовали плодотворному изучению социальных функций религии, так что к моменту демократизации мы подошли с багажом знаний, фактически не объяснявшим ни механизмы действия различных функций, ни их становление и динамику. Отсутствовала даже ясная картина выделения функций. Несколько работ советских учёных специально по проблемам социальных функций религии являют собой статьи журнального типа, научные монографии по этой тематике отсутствуют, а наличествующие несут отпечаток некоторой политизированности (Д.Е.Мануйлова, Д.М.Угринович, А.Д.Сухов, Ю.А.Левада)2 Следует, на наш взгляд, выделить работы В.В.Клочкова о связях религии и права и статьи Л.Н.Митрохина о новых религиозных движениях.

Конечно, это не означает, что нужно нигилистически отбросить всю историю изучения религии в советский период и начинать всё с нуля. Необходим взвешенный подход, учитывающий всё то ценное, что нашло в ней отражение. Интересные, творческие мысли можно почерпнуть из последних работ Л.Р.Полонской и Е.А.ТорчинОва, уравновешивающих европоцентричность предшествующих исследований изысканиями в области религий Востока, а также из работ Н.Б.Мечковской по соприкосновению сфер языка и религии4 Ценный обобщающий материал содержат работы В.И.Гараджи, А.А.Радугина, И.Н.Яблокова, М. Г. Писмани ка, H.A. Трофимчу ка.5

1 Корнев В.И. Роль религии в мировой истории и культурс//Религия и секуляризм на Востоке/Под ред. Л.Р.Полонской. М., 1993. С.27

2 Мануйлова Д.Е. Социальные функции религии. М., 1975. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. М., 1973. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М., 1973. Левада Ю. А. Социальная природа религии. М., 1965.

3 Клочков В.В. Религия, государство, право. М., 1978.

4 Полонская Л.Р. Восток: проблема соотношения религиозного и светского/ЛРелигия и секуляризм на Востоке. М., 1993. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. Спб, 1997. Мечковская Н.Б. Язык и религия. М., 1998. Она же. Социальная лингвистика. М., 1996. s Гараджа В.И. Религиеведение. М., 1995. Он же. Социология религии. М., 19%. Радугин A.A. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. М., 1996. Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 1998. Он же. Методологические проблемы социологии религии. М., 1972. Религия в истории и культуре/Под ред.

Однако, несмотря на множество обобщающих публикаций, исследование социальных функций религии нельзя назвать законченным. Так, философскому анализу была подвергнута лишь некоторая часть функций, в отношении остальных такая работа не проводилась. Специальные комплексные исследования, объединяющие все аспекты религии в связи с её социальными функциями, отсутствуют.

Практически не успели появиться и работы, касающиеся важной проблемы рассмотрения процесса секуляризации в плане динамики социальных функций. Между тем последние несомненно изменяются под гнётом происходящих в религии преобразований. Попытку осмысления их предлагает Харви Кокс, а из отечественных исследователей - коллектив под руководством Л.Р.Полонской.1

Почти нет и работ, посвященных сакрализации - ещё более древнем}' процессу, чем секуляризация. Хотя сегодняшнее время вновь поднимает на свои знамёна символы национализма, освящаемые со стороны религии.

Проблема соотношения науки и религии шире дискутируется в учёном мире, но изучается вне связи с социальными функциями религии, несмотря на близость этой темы к сфере мировоззренческой функции. Над ней работают такие авторы, как А.И.Уайтхед, Стенли Яки, П.П.Гайденко. Большую роль вненаучного знания признают Н.О.Лосский, Л.Н.Митрохин, И.Т.Касавин, С. Э. Крапивенский, И.В.Лупадин, Э.А.Тайнов. Особенно важно совпадение интересов экологии к религии, подчеркиваемое Б.И.Искаковым 4

Совсем недавно стало объектом социально-философского изучения и понятие «новые религиозные движения». За рубежом эти движения подвергаются анализу такими учёными, как А.Баркер, М.Уолтер, в России - Л.Н.Митрохин, И.Я.^антеров,

М.Г.Писманика. М., 1998. Мировой опыт государственно-церковных отношений/Под ред. Н.А.Трофимчука. М., 1998.

1 Кокс X. Мирской град: Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте. М., 1995. Религия и секуляризм на Восгоке/Отв.ред. ЛР.Полонская. М., 1993.

2 Уакгхед А.Н. Религия и наукаУ/Заблуждающкйся разум?: Многообразие вненаучного знания/Отв.ред. И.Т.Касавин.М., 1990. Яки С. Существует ли Создатель?//ОНС. 1990. №6. Философско-религиозные истоки науки/Отв.ред. П.П.Гайденко. М., 1997.

3 Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. Митрохин Л.Н. Философия религии. Систематический очерк. М., 1993. Крапивенский С.Э. Общий курс философии. Волгоград, 1998. Лупадин И.В. О взаимоотношениях науки и религии//ОНС. 1990. № 6. Тайное Э.А. Трансцендентальное. Православная метафизика. М., 1998.

4 Искаков Б.И. Экология и религия//РЖ. Философия. 1995. № 3,

М.Эпштейн, Н.А.Трофимчук.1 Но исследования в этом направлении в России только начинаются, и большинство работ - это журнальная либо справочная информация. Так, что социальная философия ощущает некоторый недостаток исследований, связанных с этими темами, тем более что многие из вышеупомянутых разработок были весьма ограничены и бессистемны.

Все вышеупомянутые обстоятельства и определили выбор предмета нашего исследования. Таковым является социально-философский анализ природы и процесса реализации и специфики взаимодействия социальных функций религии. Основная цель исследования - показать механизм действия, место и значение каждой из функций религии и их сопряженность в формировании духовной структуры общества.

В рамках поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

- опираясь на достижения предшествующей философской мысли, дать социально-философскую трактовку присущих религий социальных функций;

- проанализировать становление и динамику социальных функций религии;

- рассмотреть механизмы воздействия на общество каждой из социальных функций религии;

- показать современные изменения социальных функций религии в результате влияния процессов секуляризации и сакрализации;

- выявить возможности взаимодействия религии и науки;

- дать прогноз изменения социальных функций религии в связи с распространением новых религиозных движений; представить сравнительный анализ конкретно-исторической и идеальной гражданской форм религии.

Методологической основой исследования служат работы классиков мировой философии и социологии, современных отечественных и зарубежных религиоведов, занимающихся исследованиями феномена религии. Специфика данной темы потребовала обращения и к ряду специальных наук: истории, социологии, психологии и философии религии, сравнительному религиоведению. В диссертации

1 Баркер А. Новые религиозные движения. Спб., 1997. Уолтер М. Царство культов. Спб., 1992. Кантеров И.Я. Сообщение. «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России («круглый стол»)//Вопросы философии. 19%. № 12. Эпштейн М. Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России (1970 -1980-е годы). М., 1994. 'Грофимчук H.A. Новые религиозные движения: понятия, кригерии/ЛРелигия и политика в современной России/Под рея. Н. А.Трофимчука. М., 1997. также использовались достижения в области социальной лингвистики, теологии и церковного права.

Научная новизна работы определяется тем, что:

- предпринимается одна из первых в литературе попыток комплексного структурно-функционального анализа жизнедеятельности религии в обществе; выявляется системность и сопряженность социальных функций религии, их координационные взаимосвязи, специфичность механизмов действия;

- делается попытка охарактеризовать современную религиозную ситуацию в России;

- действие процессов секуляризации, сакрализации, появления новых религиозных движений и отношений религии и науки рассмотрены в связи с изменением социальных функций религии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Регулятивная функция религии представляет собой единство ценностного и нормативного регулирования. Важной частью процесса регуляции социума является поддержание равновесия между традициями и инновациями;

2. Религия начинает выполнять свои социальные функции ещё до возникновения первых цивилизаций и расслоения общества, а не после этого, как это ранее утверждалось некоторыми исследователями;

3. При рассмотрении компенсаторной функции религии целесообразно выделение двух уровней - персонального и социального;

4. Особенность религиозного мировоззрения состоит в том, что любое отдельное событие представляется имеющим смысл в силу его связи с общей картиной мира, в его пограничном значении;

5. Религия транслирует культуру выборочно, сводя её к такому общему фактору, который выражает единство всей конкретной культуры. Современная западная культура производит замену транслируемого и транслирующего элементов - в первом, на месте Бога оказывается человек, второй — всё более оставляется религией под натиском средств массовой информации, секулярных форм искусства, политики и других институтов при отрицании фильтрующей роли религии;

6. В современный период комплекс религиозных мотивов, идеалов и ценностей не является однородным, будучи разбавлен введением в него секулярных идей,

11 постепенно замещающих собой конечные и абсолютные категории. Но этот процесс не только не позволяет говорить о кризисе религии, но, скорее наоборот, ведёт к закреплению сакральности в политике и других человеческих установлениях; 7. Тенденции секуляризации и сакрализации в современной общественной жизни могут быть правильно поняты лишь в сопряжении с социальными функциями религии.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты позволяют комплексно представить механизм, значение и сопряженность социальных функций религии, а с другой стороны -объяснить особенности нынешней религиозной ситуации в России, предложить прогнозы динамики функций, процессов сакрализации и секуляризации, отношений религии и науки для дальнейшего их рассмотрения в рамках социальной философии.

Выводы и основные положения диссертации могут быть использованы в специальных религиоведческих исследованиях, при подготовке курсов религиоведения, а также в практике регулирования государственно-церковных отношений. Основные положения диссертации нашли своё отражение в специальном курсе «Христианская философия», читавшемся в Царицынском Православном университете.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальные функции религии и современность"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Рассмотрение религии как комплексной системы всех её функциональных взаимодействий с обществом, позволяет выявить конкретно историческое I влияние религии на социум в определенных условиях места и времени, где отражаются интересы и потребности общества, коллективов и индивидов. Степень влияния религии связана с её местом в обществе, постоянно изменяющимся в результате процессов сакрализации и секуляризации.

Весь процесс воздействия религии на общество центрирован вокруг предельных абсолютных критериев бога или сверхъестественного. Именно в этом и заключается специфика религии, так что выделять из группы функций одну специфическую, на наш взгляд, неправомерно, и можно скорее говорить о специфичности выполнения религией каких-либо функций, следуя примеру И.Н.Яблокова.1 Так, ранее определяемая как специфическая, компенсаторная функция не является таковой, поскольку психологическое утешение и компенсацию человек находит и в материальных объектах и нерелигиозных устремлениях.

Религия как сложное структурное образование охватывает целый ряд элементов и связей - религиозное сознание, религиозный культ, религиозные организации, оказывающих совокупное воздействие на социум. Это приводит к видимым результатам, предоставляя человеку целостное мировоззрение, повышающее или понижающее теоретический и практический потенциал культуры, объединяющее или разделяющее людей, способствующее как налаживанию новых связей, так и ограничению контактов, как освящающее, так и отрицающее какие-либо установления. При этом само выполнение функций религией во многом зависит от обратного воздействия общества на неё.

1 Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979. С. 118.

С учётом проанализированного в диссертации материала нам представляется необходимым выдерживание определенной дистанции между религией и государством, религией и политикой. Попытки поставить над историческими религиями «гражданскую», а затем и «планетарную» религию, приведут лишь к обострению конфессиональных отношений. Путём этого искусственного образования государство, разбив сплочённый блок конфессиональных религий, берёт на себя их функции, стремится само легитимизировать новые религиозные движения, руководствуясь принципом «разделяй и властвуй». Опасность и специфика данного процесса для российской духовной культуры заключается в сильной зависимости религиозных организаций от государства.

Таким образом, существует противоречие между гражданскими (государственными) и историческими (традиционными) компонентами религии, но это противоречие диалектическое, так как оба компонента выполняют одни и те же функции, но специфическим образом.

Добавим, что традиционные религиозные организации ощущают давление не только со стороны властных структур, но и с той стороны, где государство вообще не играет пока никакой роли. Это сфера рыночных отношений, к которой оно ошибочно отнесло духовные структуры общества, и, прикрывшись принципами свободной экономики, самоустранилось от решения религиозно-национальных проблем. Это и привело к состоянию российского общества, определяемому как «духовный монетаризм» или «религиозный консъюмеризм», когда степень влияния на общество оценивается не по нравственной составляющей, а по финансовым возможностям. Противоречивая политика удерживания в жёстких рамках традиционных конфессий и, одновременно, невмешательство в дела новых религиозных движений может привести к неконтролируемому росту последних и новому религиозному разделу мира.

Весьма специфические ростки уже дали и зёрна национализма, взращенные на религиозной почве. Государству, средствам массовой информации и самим религиозным организациям ни в коем случае нельзя увязывать национальность человека с его конфессиональной принадлежностью, возводя тем самым дезинтегративные барьеры.

Думается, нежелательно выводить из разделения науки и религии однозначное связывание истинного знания с первой, а иррационального и фантастического - со второй. Признание религиями отсутствия притязаний на создание научной картины мира должно уравновесится определением точек соприкосновения с учёным миром, в том числе, а рамках богословских наук.

В плане практического воплощения идей, способствующих гуманизации человеческого существования, следует отметить поддержку традиционных конфессий, направленную исключительно на сохранение их историко-культурного наследия, использование морально-нравственного авторитета религиозных организаций и лидеров для прекращения межнациональных конфликтов, помощь религии в целях противостояния процессу релятивизации ценностей. В плане дальнейших исследований большой интерес представляет изучение динамики социальных функций религии под действием процессов глобализации общества. Конечно, сделанные выводы не претендуют на статус обязательных, и могут подвергаться дополнениям и уточнениям в процессе дальнейших исследований вопроса.

 

Список научной литературыИванов, Сергей Михайлович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Аврелий Августин (Блаженный). Об истинной религии/ /Аврелий Августин. Творения. Спб.: Изд-во «Алетейя», 1998. 742 с.

2. Адо Пьер. Плотин, или простота взгляда. М., 1991.

3. Аристотель. Афинская полития.//Аристотель. Политика. Афинская полития. М.: Мысль, 1997.

4. Аристотель. Политика./ /Аристотель. Политика. Афинская полития. М.: Мысль, 1997.

5. Асмус В.Ф. Античная философия. М., Высшая школа, 1976. С.41.

6. Баглай В.Е. Ацтеки, история, экономика, социально-политический строй (Доколониальный период). М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. 432 с.

7. Балтанова Г.Р. Ислам в СССР. Анализ зарубежных концепций. Казань, 1991.

8. Баркер А. Новые религиозные движения. Спб.: Изд-во РХГА, 1997. 281 с.

9. Белл Д. От священного к светскому/ /Этическая мысль. М., 1990.

10. Белла Р. Социология религии/ /Американская социология. Перспективы, Проблемы, методы. М.: Изд-во «Прогресс», 1972.

11. Белла Р. Религиозный индивидуализм и религиозный плюрализм/ /Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект Пресс, 1996. С.677-698.

12. Бергер П. Религиозный опыт и традиция/ /Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект Пресс, 1996. С.339-363

13. Бердяев H.A. Судьба России. М.: Изд-во МГУ, 1990. 256 с.

14. Бирлайн Дж.Ф. Параллельная мифология. М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. 336 с.

15. Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. М., 1998.

16. Борунков Ю.Ф. Философские аспекты диалога мировоззрений/ /Лекции по религиоведению/ Под ред.И.Н.Яблокова. М.: Изд-во МГУ, изд-во ЧеРо, 1997. 144 с.

17. Бубер М. Диалог/ /Два образа веры. М.: Республика, 1995. 464 с.

18. Бубер М. Затмение Бога. Мысли по поводу взаимоотношений религии и философии/ /Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. 464 с.

19. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной Церкви. М.: Терра, 1991.416 с.

20. Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991.

21. Буряковский А.Л. Новые религиозные сообщества и будущее человечества/ /Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе. Спб., 1991.

22. Бычков В.В. Эстетика поздней античности (II-III вв.). М.: Наука,1981. 324

23. Бэкон Ф. Сочинения. Т.2. М., 1978.

24. Василевский А. В поисках утраченной нормы/ /Новая Европа. Международное обозрение культуры и религии. 1994. № 5.

25. Василиадис Н. Таинство смерти. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998.591 с.

26. Васильев Л.С. История религий Востока. М.: «Книжный дом «Университет», 1998. 432 с.

27. Введенский А.И. Условия допустимости веры в смысл жизни//Смысл жизни: Антология. М.: «Прогресс-Культура», 1994. С.93-122.

28. Вебер М. Наука как призвание и профессия/ /Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991. С. 130-153.

29. Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ)/ / Вебер М. Избранное. Образ общества. М., Юрист, 1994. 704 с.

30. Вейнберг И.П. Рождение истории: Историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тысячелетия до н.э. М., 1993.

31. Верная Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Прогресс, 1988. 224 с.

32. Виндельбанд В. От Канта до Ницше. М., 1998.

33. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М.: Высшая школа, 1988. 496 с.

34. Гайденко П.П. Введение/ /Философско-религиозные истоки науки/ Отв.ред. П.П.Гайденко. М.: Мартис, 1997. С.3-11.

35. Гайденко П.П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания//Философско-религиозные истоки науки. М.: Мартис, 1997. С.44-87.

36. Гальцева Р. Христианство перед лицом современной цивилизации/ /Новая Европа. Международное обозрение культуры и религии. 1994. № 5.

37. Гараджа В.И. Социология религии. М.: Аспект Пресс, 1996. 239 с.

38. Гараджа В.И. Религиеведение. М.: Аспект Пресс, 1995. 351 с.

39. Гараджа В.И. Мораль и религия/ /Вопросы философии. 1996. № 2.

40. Гараджа В.И. Образование и трансляция культуры/ /Вопросы философии. 1997. №2.

41. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Т.1. М., 1970.

42. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2 Т. Т.1. М., 1975.

43. Гельвеций. Сочинения в 2 Т. Т.2. М., 1974.

44. Гендин A.A. Религия как фактор социальной стратификации (Индуизм и сословно-кастовая система)/ /Религии мира. История и современность. Ежегодник 1984. М., 1984.

45. Глаголев B.C. Религиозно-идеалистическая культурология: идейные тупики. М., 1985.

46. Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1936.

47. Гольбах П. Система природы/ /Гольбах П. Избран.произв. в 2 Т. Т. 1. М., 1963.

48. Гомер. Одиссея. М.: Художественная литература, 1986. 270 с.

49. Григулевич И.Р. Религиозный синкретизм в Латинской Америке/ /Локальные и синкретические культы. М.: Наука, 1991.

50. Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М., 1993.

51. Гулткранц А. Религии коренных народов Северной Америки. Сила видений и плодородие/ / Религиозные традиции мира. В 2 Т. Т.. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. С.244-355.

52. Гуревич П.С. Сообщение. «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России («круглый стол»)/ /Вопросы философии. 1996. № 12.

53. Гуревич П.С. Бесхрамовые боги. Л., 1984.

54. Горичева Т.М. Христианство и современный мир. Спб.: Изд-во «Алетейя», 1996.290 с.

55. Горичева Т.М. Об обновленчестве, экуменизме и «политграмотности» верующих. М. Изд-во «Сатисъ», 1997. 47 с.

56. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние) /Отв.ред.Ф.Г.Овсиенко и др. М.: Изд-во РАГС, 1996. 252 с.

57. Денни М.Ф. Ислам и мусульманская община/ /Религиозные традиции мира. В 2 Т. Т.1. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. С.6-119.

58. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Репр.изд. Спб.: Изд-во «Андреев и сыновья», 1993.

59. Дидро Д. Добавления к «Путешествию» Бугенвилля/ /Да скроется тьма! Французские материалисты XVIII в. об атеизме, религии, церкви. М., 1976.

60. Диоген Лаэртский. Феаген/ /Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

61. Добреньков В.И., Радугин A.A. Христианская теология и революция. М.: Политиздат, 1990. 335 с.

62. Дюркгейм Э. Социология религии и теория познания/ /Религия и общество Хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект Пресс, 1996. С.111-144.

63. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни/ /Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М., 1998. С. 186.

64. Ефимова Л.М. Религия в политике современной Индонезии/ /Религия и секуляризм на Востоке./Под ред Л.Р.Полонской. М, 1993.

65. Задорожнюк И.В. Народ под Богом/ /НГ- религии. 27.02.1997.

66. Задорожнюк И.В. Гражданская религия в США/ /Религии мира. История и современность. Ежегодник 1986. М., 1987.

67. Зиммель Г. Социология религии/ /Зиммель Г. Избранное. T.l. М.: Юрист, 1996. 671 с.

68. Зубов А.Б. История религий (ранний, средний и верхний палеолит) М.: Патриарший издательско-полиграфический центр, 1995. 96 с.

69. Игнатов А. Богословские аргументы в политической борьбе/ /Вопросы философии. 1997. № 5.

70. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии (Очерк ранней истории). М., 1987.

71. Из поэмы о Гильгамеше/ /Дьяконов М.М., Дьяконов И.М. Избранные переводы. М.: Наука, 1985. С.186-196.

72. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М: Рарог, 1993. 448 с.

73. Иоанн Павел II. Вся человечность человека выражается в культуре. Выступление в ЮНЕСКО 2 июня 1980 года/ /Иоанн Павел II. Мысли о земном. М.: Изд-во «Новости», 1992. С.243-250.

74. Иоанн Павел II. Из энциклики «Забота о социальной действительности» от 30 декабря 1987г. / /Иоанн Павел II. Мысли о земном. М.: Изд-во «Новости», 1992. С.88-101.

75. Исаев С.А. Теология смерти: Очерки протестантского модернизма. М.: Политиздат, 1991. 236 с.

76. Искаков Б.И. Экология и религия/ /Реферативный журнал. Философия. 1995. №3.

77. История религии. /А.Ельчанинов, В.Эрн, П.Флоренский, С.Булгаков. М.: Центр «Руник», 1991. 249 с.

78. Йингер Дж.М. Функциональный подход к религии/ / Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 166-170.

79. История и теория атеизма./ Отв.ред. М.П.Новиков и др. М.: Мысль, 1974. 429 с.

80. Кабо В.Р. Первоначальные формы религии/ /Религии мира. История и современность. Ежегодник 1986. М., 1987.

81. Кабо В.Р. Судьбы первобытной религии в XX веке. Австралийский феномен//Локальные и синкретические культы. М.: Наука, 1991. С.217-237.

82. Кант И. Религия в пределах только разума/ /Кант И. Соч. ь 8 Т. Т.6. М.: Чоро, 1994. С 5-223.

83. Кантеров И.Я. Сообщение. «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России («круглый стол»)//Вопросы философии. 1996. № 12

84. Кампер П. Религиозная свобода в Великобритании/ /Мировой опыт государственно-церковных отношений/ Под ред.Н.А.Трофимчука. М.: Изд-во РАГС, 1998. С.45-73.

85. Каира Ф. Новое видение реальности/ /Поликарпов B.C. История религий. Лекции и хрестоматия. М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997. С.186-191.

86. Карев В.M. Фрэнсис Бэкон: религия, философия и политика/ / Религии мира. История и современность. Ежегодник 1985. М., 1986.

87. Иэрхарт Б.Х. Религиозные традиции Японии/ /Религиозные традиции мира. В 2 T. Т.2. М: КРОН-ПРЕСС, 1996. С.492-620.

88. Карраско Д. Религии Мезоамерики. Космовидение и ритуальные центры/ /Религиозные традиции мира. В 2 Т. Т.1. М.: КРОН ПРЕСС, 1996. С. 106-243.

89. Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев: Символ, 1995. 208 с.

90. Касавин И.Т. Шаман и его практика/ /Природа. 1988. №11.

91. Кауриайнен К., Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности)/ / Вопросы философии. 1997. № 6.

92. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. М. Издательский Дом «Nota Bene», 1998. 424 с.

93. Кириков О.И. Русское православие. Духовно-догматические ориентации. Воронеж: Изд-во Воронежского педуниверситета, 1996. 224 с.

94. Клочков В.В. Религия, государство, право. М., 1978.

95. Козлова H.H. Анализ сознания в исследовании исторических типов цивилизации / /Культура и цивилизация. М.,1984. С.85-100.

96. Кокс X. Мирской град. Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте. М.: Издат. фирма «Восточная литература» РАН, 1995. 263 с.

97. Колсон Ч. Конфликт Царств. М.: «ГЕНДАЛЬФ», 1996. 464 с.

98. Конт О. Дух позитивной философии. Спб., 1910.

99. Корнев В.И. Роль религии в мировой истории и культуре/ /Религия и секуляризм на Востоке/ Под ред. Л.Р.Полонской. М., 1993.

100. Коровиков A.B. Кризис религий и секуляризм/ /Религия и секуляризм на Востоке/Под ред. Л.А.Полонской. М., 1993.

101. Кофанов Л.Л. Сакральное право: от человеческих жертвоприношений к правовым санкциям/ / Религия и община в древнем Риме. М.: «Инфо-Глабаль», 1994. С. 16-44.

102. Крапивенский С.Э. Общий курс философии. Волгоград: Изд-во Волгоградского госуниверситета, 1998. 472 с.

103. Крицкий Е В. Религиозный фактор в этнополитической ситуации на Северном Кавказе/ /Религия и политика в современной России /Под ред. Н.А.Трофимчука, С.Д.Яковлева. М. Изд-во РАГС, 1997. С.39-46.

104. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII начала XIX века. М„ 1989.

105. Кураев А. Всё ли равно как верить?/ /Кураев А. Соблазн неоязычества. М.: МНПП «Буква», 1994. С.3-33.

106. Левада Ю.А. Социальная природа религии. М., 1965.

107. Jle Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Издат. группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. 376 с.

108. Лелеков Л.А. Зороастризм: явление и проблемы/ /Локальные синкретические культы. М.: Наука, 1991. С.20-41.

109. Ленин В.И. Полн.собр.соч., Т. 17.

110. Локк Дж. Сочинения. Т.2. М., 1985. С.27.

111. Локк Дж. Письмо о веротерпимости/ /Английское свободомыслие: Д.Локк, Д.Толланд, А.Коллинз. М, 1981.

112. Локосов В.В., Яковлев С.Я. Поможет ли религия России/ /Религия и политика в современной России. М.: Изд-во РАГ С, 1997. С.21-31.

113. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. 959 с.

114. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С.103.

115. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. 623 с.

116. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция./ /Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М. Республика, 1995. С. 136-289.

117. Лоусон Е.Т. Религии Африки. Традиции в развитии/ /Религиозные традиции мира. В 2 Т. Т.1. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. С.24-105.

118. Лупадин И.В. О взаимоотношениях науки и религии/ /ОНС. 1990. № 6.

119. Ляпустина Е.В. Гладиаторские бои в Риме: жертвоприношение или состязание?/ / Религия и община в древнем Риме. М.: «Инфо-Глабаль», 1994. С.148-163.

120. Макиавелли Н. Государь и рассуждения на первыя три книги Тита Ливия. Спб., 1869.

121. Макдин Г., Окленд Р., Маютин Л. Очевидность сотворения мира. М.: Христианская миссия «Триада», 1993. 159 с.

122. Малерб М. Религии человечества. М.-Спб.: «Рудомино», «Университетская книга», 1997. 600 с.

123. Малиновский Б. Искусство магии и могущество веры/ /Магический кристалл. Магия глазами учёных и чародеев. М., 1992. С.84-99.

124. Малиновский Б. Смерть и реинтеграция групп/ /Гараджа В.И. Религиеведение. М.: Аспект Пресс, 1995.

125. Малышева Д.Б. Религия и общественно-политическое развитие арабских и африканских стран (1970 1980-е годы). М., 1986.

126. Малявин В В., Кожин П.М. Традиционные верования и синкретические религии Китая/ /Локальные и синкретические культы. М.: Наука, 1991.

127. Мануйлова Д.Е. Социальные функции религии. М., 1975.

128. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

129. Марин. Прокл, или о счастье//Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

130. Маркс К. Введение к критике гегелевской философии права/ /Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.1.

131. Мелье Ж. Завещание//Мелье Ж. Соч. Т.1. М., 1954.

132. Мечковская Н.Б. Язык и религия. М.: Агентство «Фаир», 1998. 352 с.

133. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М.: Аспект Пресс, 1996. 207

134. Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире (Очерки исламской цивилизации). М., 1991.

135. Мирошенко П.М. Особенности секуляризма в Индии/ /Религия и секуляризм на Востоке/ Под ред. Л.А.Полонской. М., 1993.

136. Мирошникова Е.М. Конституционно правовой механизм государственно-церковных отношений/ /Мировой опыт государственно-церковных отношений/ Отв.ред.Н.А.Трофимчук. М.: Изд-во РАГС, 1998. С.85-97.

137. Митрохин Л.Н. Философия религии. Систематический очерк. М., 1993.

138. Митрохин Л.Н. Философия религии: (опыт истолкования Марксова наследия). Спб., 1993.

139. Митрохин Л.Н. Религия и мы/ /Квинтэссенция: Философский альманах. М., 1990.

140. Митрохин Л.Н. Сообщение. «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России («круглый стол»)/ /Вопросы философии. 1996. № 12.

141. Мольтманн-Вендель Э.И. И сотворил Бог мужчину и женщину: феминистская теология и человеческая идентичность/ /Вопросы философии. 1991. №3.

142. Момджян Х.Н. Атеизм Дидро/ /Религии мира. История и современность. Ежегодник 1985. М., 1986.143. Мор Т. Утопия. М., 1978.

143. Мюллер М. Введение в науку о религии/ /Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1. М.: Канон Плюс, 1996.

144. Нибур Ричард X. Радикальный монотеизм и западная культура/ /Христос и культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М., Юристъ, 1996.-575 с.1. J «

145. Новиков М.П. Христианизация Киевской Руси: методологический аспект. М., Изд-во МГУ, 1991. 174 с.

146. Новые религиозные культы, движения и организации в России /Под ред. Н.А.Трофимчука и др. М., Изд-во РАГС, 1998. -346 с.

147. Обзор инфор.-аналит. агентства ENI «Внутренняя и общественная жизнь церкви в зеркале уходящего года»/ /НГ-Религии. 12.12.1997.

148. Овермайер Д.Л. Религии Китая. Мир как живая система/ /Религиозные традиции мира. Т.2. М., 1996. С. 396-491

149. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М., «Высшая школа». 1984. 336с.

150. Осипов А.И. Основное богословие. М., «Чертановская типография». 1995.-138с.

151. Павлова Т.А. Роберт Оуэн о религии/ /Религии мира. История и современность. Ежегодник 1984. М., 1984 .

152. Панченко A.A. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. Спб., «Алетейя»1998. 319с.

153. Парсонс Т. Введение //Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.

154. Парсонс Т. Общий обзор//Американская социология. М., 1972. С.372-373

155. Пилкингтон С.М. Иудаизм. М.,ФАИР-ПРЕСС. 1998. 400с.

156. Платон. Алкивиад I//Платон. Собр.соч. в 4 Т. Т. 1. М., Мысль.1994. С.220-267.

157. Платон. Алкивиад II//Платон. Собр.соч. в 4 Т. Т. 1. М.,Мысль. 1994. С.125-149.

158. Платон. Законы/ /Платон. Собр.соч. в 4 Т. Т. 1. М.,Мысль. 1994.

159. Плотин. Высказывания/ /Адо П. Плотин, или простота взгляда. М., 1991.

160. Плутарх. Солон/ /Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 Т. Т. 1. М„ Правда. 1986. С. 157-189.

161. Покровский Н.Е. Одиннадцать заповедей функционализма Роберта Мертона/ /Социологические исследования. 1992, № 2. С.112-117.

162. Поликарпов B.C. История религий. Лекции и хрестоматия. М., 1997.

163. Полонская Л.Р. Восток: проблема соотношения религиозного и светского/ /Религия и секуляризм на Востоке. М., Гл. ред. вост. лит-ры.1993.

164. Полосин B.C. Религия и легитимация государства /Клуб «Реалисты». Информационно-аналитический бюллетень. № 25/ /Религия. Общество. Государство. (Материалы круглого стола). М., 1996. С.72-75.

165. Полосин В. А. Религия и социальный охват населения/ /Религия и право. Информационно-аналитический журнал. 1998. № 1-2. С.42-44.

166. Рагузин В.Н. Роль религиозного фактора в межнациональных отношениях. М., Изд-во РАГС. 1998.

167. Радугин A.A. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. М., 1996

168. Радклифф-Браун А.Р. Религия и общество/ /Реферативный журнал. Социология. 1997. № 1.

169. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, Изд-во Новосибирского Университета. 1997. 815 с.

170. Раушенбах Б.В. Религия и нравственность/ /Знамя. 1991. №1.

171. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. От романтизма до наших дней. Спб., ТОО ТК «Петрополис». 1997. 880 с.

172. Религия в истории и культуре. /Под ред.М.Г.Писманика. М., Культура и спорт, ЮНИТИ. 1998. 430 с.

173. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник /Под ред.Н.А.Трофимчука. М., Изд-во РАГС. 1997. 472 с.

174. Роуз С. Философия абсурда//Вавштонская башня. «Новое религиозное сознание» в современном мире. М., 1997. С. 100-108.

175. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре или начала политического права. М., 1906.

176. Руссо Ж.Ж. Человек, будь человечен. Спб., 1912.

177. Руссо Ж.Ж. О причинах неравенства. Спб., 1907.

178. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, 1996.

179. Светлов Г.Е. Традиционные верования Японии/ /Локальные и синкретические культы. М., 1991.

180. Светлов Г.Е. Путь богов: синто в истории Японии. М., 1985.t

181. Священник Тимофей. Православное мировоззрение и современное естествознание. М., Паломник. 1998. 207 с.

182. Селиверстова H.A. Атеизм и религия в духовной культуре советского общества/ /Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе. Спб., 1991

183. Сидорович О.В. Дивинация: религия и политика в архаическом Риме/ /Религия и община в древнем Риме. М., «Инфо-Глабаль». 1994. С.69-96.

184. Синило Г.В. Древние литературы Ближнего Востока и мир ТАНАХА (Ветхого Завета). Минск, «Экономпресс». 1998. 471с.

185. Смелзер Н. Социология. М., 1998.

186. Скворцов Л.В. Возвращение эзотеризма?/ /Октябрь. 1996. № 3.

187. Смит В.Р. Иегова и пророки//Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 196. С.203-208.

188. Соколов B.B. Средневековая философия. М., 1981.

189. Соловьев Э.Ю. Знание, вера и нравственность/ /Наука и нравственность. М., 1971.

190. Сорокин П.А. Общая социология/ /Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., Политиздат. 1992. С.25-294.

191. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность/ /Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С.395- 414

192. Сорокин П.А. Социокультурная динамика/ /Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., Политиздат. 1992. С.425-504.

193. Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, Ника-Центр. 1997. 512 с.

194. Степанова A.C. Философия древней Стой. Спб., «Алетейя».1995. 272 с.

195. Столяров A.A. Стоя и стоицизм. М., 1995.

196. Суровегина H.A. Русское православие: сознание, религия, философия. Тверь, Изд-во Тверского ун-та. 1993. 83 с.

197. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. (Философские проблемы исследования). М., 1973.

198. Сухов А Д. Первобытная религия/ /Естествознание и религия. 1970. № 3.

199. Тайлор Э. Первобытная культура/ /Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М., 1998. С.27-45.

200. Тареев М.М. Цель и смысл жизни//Смысл жизни: Антология. М., «Прогресс-Культура». 1994. С. 123-242.

201. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., Наука. 1987. 240 с.

202. Тиллих П. Христианство и встреча мировых религий/ /Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М., Юристъ.1995. 575 с.

203. Тихомиров JI.A. Религиозно-философские основы истории. М., «Москва». 1997. 592 с.

204. Тихонравов Ю.В. Религии мира. М., 1996.

205. Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994.

206. Трофимчук H.A. Новые религиозные движения: понятия, критерии/ /Религия и политика в современной России /Под ред. Н.А.Трофимчука. М., Изд-во РАГС.1997. С.57-65.

207. Токарев С.А. Происхождение религии/ /Краткий научно-атеистический словарь. М., 1969.

208. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., Политиздат. 1990. 622 с.

209. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., Политиздат. 1986.

210. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992.

211. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. Спб, Центр «Петербургское Востоковедение». 1997. 384 с.1. Ml

212. Тэрнер В. Символы и ритуал. М., 1983.$

213. Уайтхед А.Н. Религия и наука/ /Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания /Отв.ред. И.Т.Касавин.М., Политиздат. 1990. С.448-462.

214. Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986.

215. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985.

216. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. М., 1973.

217. Угринович Д.М. Социальные функции и социальная роль религии/ /Философские науки. 1980. № 3.

218. Уолтер М. Царство культов. Спб., СП «Логос». 1992. 351 с.

219. Фаликов Б.З. Сообщение. «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России («круглый стол»)/ /ФВ. 1996. № 12.

220. Фаликов Б. Белое братство/ /Знамя. 1996. № 8.

221. Фаркаш Б. Секуляризация в Восточной Европе: Проблемы и поиски путей их решения/ /Христианство и культура в Европе. Сб. докладов

222. Федотов В.В. Библейская мораль и культурные традиции древнего Средиземноморья/ /Хрестоматия по исторической психологии. М., Изд-во МЭИ. 1998. 224 с.

223. Федотова В.Г. Истина и правда повседневности/ /Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания /Отв.ред. И.Т.Касавин. М., Политиздат. 1990.

224. Фейербах J1. Необходимость реформы философии/ /Избранные философские произведения. В 2 Т. Т. 1. М., 1955.

225. Филатов С., Щипков А. Языческий вызов христианству./ /Дружба народов. 1996. № 3.

226. Филатов С., Щипков А. Урал. Прельщение монетаризмом./ /Дружба народов. 1996. № 12.

227. Фишбейн М. Религиозные традиции иудаизма/ /Религиозные традиции мира. В 2 Т. Т. 1. М., 1996. КРОН-ПРЕСС. С.472-572.

228. Флоренский П.А. Из богословского наследия/ /Флоренский П.А. Богословские труды. Т. 17. М., 1977.ъ

229. Фогт Г. Чему учит Церковь. Введение. Эрланген, 1993.

230. Франк C.JI. Духовные основы общества.М., 1992.

231. Франкл В. Экзистенциальный вакуум: вызов психиатрии/ /Франкл В. Человек в поисках смысла. Сборник. М., Прогресс. 1990. С.308-321.

232. Франкл В. Психотерапия и религия/ /Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. М., Прогресс. 1990. С.334-338.

233. Франкл В. Что такое смысл/ /Франкл В. Человек в поисках смысла. М., Прогресс. 1990. С.284-308.

234. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., Наука. 1989. 456 с.

235. Фрейд 3. О мировоззрении//Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М, Наука. 1989. С.399-417.

236. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии/ /Сумерки богов. М., 1989.

237. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., Республика. 1994. 447 с.

238. Фромм Э. Иметь или Быть?//Фромм Э. Психоанализ и религия; Искусство любить; Иметь или Быть? Киев, Ника-Центр. 1998. С. 189-378.

239. Фромм Э. Догмат о Христе. М, Олимп, ООО «Изд-во АСТ-ЛТД»1998. С. 15-88.

240. Фромм Э. Психоанализ и религия; Искусство любить; Иметь или Быть? Киев, 1998. С. 11-96.

241. Фюстель де Куланж Н. Древний город/ /Классики мирового религиоведения. Антология. T.l. М., Канон. 1996.

242. Цеханская К.В. Нативистские синкретические религии индейцев Северной Америки/ /Локальные и синкретические культы. М., Наука. 1991.

243. Цицерон. О законах//Цицерон. Диалоги. М., 1994.

244. Цыпин В.А. Церковное право. М, 1994.

245. Чаплыгин H.A. Введение/ /Религия и община в древнем Риме. М., «Инфо-Глабаль».1994. С.7-15

246. Чухина Л.А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. Рига, Зинатне. 1991. 303 с.

247. Шахнович М.М. Современная «христианизация» философии Эпикура/ /Религии мира. История й современность. Ежегодник 1986. М., 1987.

248. Шахнович М.И. Тайна Бога. Глобальные проблемы современности и модернизация идеи бога. Киев, 1990.

249. Шердаков В.Н. Философия религии и религиозная философия/ /Вопросы философии, 1995. № 2.

250. Шестак Л.А. Проблемы тезауруса: религиозное мировидение, мироощущение, философия, языковая образность/ /Мир Православия: Сб. научных статей. Волгоград, Изд-во ВолГУ. 1997. С.131-135.

251. Шлейермахер Ф. Речи о религии/ /Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. М.-Киев, 1994.

252. Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. М.-Киев, «ЯЕРЬ-Ьоок»-«ИСА». 1994. 432 с.

253. Штаерман Е.М. Социальные основы религии древнего Рима. М., Наука. 1987. 319 с.

254. Щепанская Т.Б. Кризисная сеть (традиции духовного освоения пространства)/ /Русский Север. К проблеме локальных групп. Спб., 1995.

255. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. Спб., ТОО ТК «Петрополис». 1998. 432 с.

256. Элиаде М. Священное и мирское. М., Изд-во МГУ. 1994. 144 с.

257. Элиаде М. Космос и история. М., Прогресс. 1987. 312 с.

258. Эпштейн М. Постатеизм, или Бедная религия./ /Октябрь. 1996. № 9.

259. Эпштейн М. Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России (1970 1980-е годы). М., Лабиринт. 1994. 187 с.

260. Эсхил. Эвмениды/ /Эсхил. Трагедии. М., Наука. 1989. С. 161-195.

261. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1992.

262. Юнг К.Г. Настоящее и будущее/ /Аналитическая психология: Прошлое и настоящее/К.Г.Юнг, Э.Сэмюэлс,В. Одайник, Дж.Хаббэк. М.,Мартис. 1997. 320 с.

263. Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 1998.

264. Яблоков И.Н. Методологические проблемы социологии религии. М.,1972.

265. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. М., 1994.

266. Яки С. Существует ли Создатель?/ /ОНС. 1990. № 6.

267. Ясперс К. Философская вера/ /Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., Республика. 1994. С.420-508.

268. Ясперс К. Истоки истории и её цель/ /Смысл и назначение истории. М„ Республика. 1995. С.28-287.

269. James Schall. The Altar as the Throne//Churches on the Wrong Road. Chicago, 1986.

270. Thomas Aquinas. Concerning the Nature of Law// Law in Philosophical Perspective. Encino, Belmond, 1977.