автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Продуктивное воображение: философско-педагогический аспект проблемы

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Лимонченко, Вера Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Продуктивное воображение: философско-педагогический аспект проблемы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Продуктивное воображение: философско-педагогический аспект проблемы"

КИЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - им. Т.Г.ШЕВЧЕНКО

На правах рукописи УЛ{ 165:159.922.75

Л 91 М ОНЧЕНКО Вера Владимировна

ПРОДУКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ: ФМОСЖЛ^О-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ

Специальность 09.00.01 - диалектический и • исторический материализм

• Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Киев 1991

Работа выполнена на н^федре философских дисциплин Института

повышения квалификации преподавателей общественных наук при v

Киевском госуниверситете им. Т.Г.Шевченко.

Научный руководитель: кандидат философских наук,

' доцент Шевцов В.Ф.

Официальные оппонент: доктор философских наук, профессор

Табачковский В.Г. кандидат философских наук . Босенко A.B.

' Ведуща- организация: Киевский государственный педагогический институт им. Ы.П.ДрагоманоВа.

Защита состоится 20 января 1992 года на заседаний специализированного совета К.068. i8.2i при философском факультете КиеЕЬкого госуниверсйтета. Адрес совета: 2520i7, Киев, ул. Владимирская, 60.

С диссертацией ыошо ознакомиться в библиотеке Киевского госуниверситета.

Автореферат разослан " " декабря ¿99i года.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат философских наук, доцент

Н.П.САЕЯУК

> • ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

г- . . .

Актуальность темц» Актуальность той или иной- философской те-(ш обусловлена ггубдаой ее потенциальности, той полнотой возможностей, которые ожидают -своего проявления. Значимость избранной Темы и направления исследования связана с возможностью воссссдать0 /актуализировать/ опыт философской рефлексии, воплощенный в мировой философии, и тем самым включить его в контекст сегодняшних раз. мышлений. Все это непосредственно касается те:.ш "Продуктивное воображение". В конце-Чгонцов, актуальна любая тема, если автор увлечен ев. ъ ■ .

Как бы философ не стремился освободиться от "плена времени", чтобы оставаться лишь "заложником вечности", - время властно вторгается в причудливую ткань философских построений. - Таким вопро-шанием времени являются острейшие педагогические проблемы, нуждающиеся в уилософско-мировоэзренческом осмыслении. Вот почему избран именно философско-педагогический аспект п^лбдемы продуктивного воображения. "

Степень разработанности проблемы. Грех жаловаться на невинна« ние к проблеме воображения в истории философской мысли. Пожалуй, легче назвать тех философов, которые обходили молчанием эту проблему, чем упомянуть всех тех, кто так иди иначз "ричастек к разработке вопросов, связанных с воображением.

И все же, - в истории классической философии рассмотрение воображения связано с именами Аристотеля, Флавия Филострата, Прокла, Ямвлиха, Плутарха Афинского, Николая Кузанского, Ф.Бэкона, Вико, Гоббса, Декарта, Ге^дера, Кондильяка, Локна, Вга, Дидро, Гете,« Лассинга, Канта, Фихте, Новалиса, Фр-.Шлегеля, Шзллинга, Зольгера, Гегеля, Фейербаха, В.Соловьева. В пределах неклассического типа философствования разнообразные аспекты проблемы воображегия изучались в работах С.Кьеркегора, Ф.Ницсв, А.Шопенгаузра, Э.Гуссер- , ля, М.Хайдеггера, Ж.¡7.Сартра, А.Еэргсона, Х.Г.Гадамера, ПБашгй-ра, Р.Барта» З.Фрейд.., Инга, Х.Ортеги-и-Гассета, М.Унамуно,.Н.Лос-ского, Н.Бердяева, Г.Шпета и др.

Традиционно расажтрениэ воображения в истории ку ьтуры как Органа художественной деятельности /Лессют, Зольгер, Шзлли, У.Блейк, Ш.Бодлер, Г.Лорка, Кольрида, Т.Рибо, Г.Честертон, Борхес, Карпентьер, БДроче и ,">•/. •

В советской^философской и психолого-педагогической литературе существует множество работ, непосредственно посвященных воображению. Собственно философское содержание проблемы представлено в

в исследованиях Ильенкова Э.В.. Голосовкера Н.Э., Бородая Ю.М., Коршуновой Л.С. у Дружинина Б.И. Те или иные вопросы, внутренне сопряженные с воображением, рассматривались в работах Лосева А.Ф., Аверинцева С.С., Гайденко П.П., Канарского A.C., Свасьяна К.А., Мамардашвили М.К. и др. . .

Логико-гносеологй^еский и методологический аспекты проблемы исследуются Коршуновой Л.С.Пружининым Б.И., Байковым Р.И., Бо-родаем Ю.М. и др. О роли воображения в процессе,творчества идет речь в работах Батра. овой С., Говоруна Д.И., Суворова H.H., Баталова Э.-i., Гачева Г.Д., Пигулевского В.О., Мирской Л.А., Ромен-ца В.А., Короленко Ц.П., Фролова Г.В., Злотникова В.Г. и др.

В научном познании воображение гчступает под видом.интуиции. Исследованию интуиции посвящены работы Асыуса В.Ф.. Библера-В.С., Свасьяна K.A., Пономарева.Я.А., Кисселя М.А., Левчук Jj.T., Гчов-лева З.А., Налчаджяь^ A.A., "овикова A.B..Ириной В.Р.,.Новикова A.A., Кармина A.C., Хайкина Е.П», Бычно К.В., Карикова Е.С. и др. .Несправедливым будет не упом....уть классические исследования проблемы интуиции, связанные с именами Бергсона А., Гуссерля Э., liione-■ нгоуэра А., Лосского Н., Флореьского П.А., Ильина И.А., Шпета Г.Г. .Яковенко Б.В..

. Психолого-гюдагогическое содержание проблемы воображения представлено в работах Леонтьева А.Н., Выготского Л.С., Ушинского К.Д. Роменца В.А., Брушлинского <\.В., Охитиной Л.Т., Павлова В.С.,Бер-кинблита М.В., Петровского A.B., Розета И.М., Розова А.И., Иоано-ва П.И., Зальцмана Б.Н., Игнатьева Ь.И., Суворова A.B., Дородных Ю., Натадь- Р.Г., Самарина Ю.А., 1>ровой Л. и до. Особый интерес "представляют исследования детской фантазии в процессе игры, ее значения для формирования личности ребенка /Выготский Л.С., Леонтьев А.Н. , Запорожец A.B., Злькон"Ч Д.В., Аркин Е.В., Щедровиц-кий Т.П., Усова *А.П., Жуковская Л. И*, Королева Н.В., Лисина М.И., Недоьасова В.А., Голов A.A., Корщунова Л.С; В плане рассмотрения игры с точки зрения ее эстетического одержания, либо - как одного из фундаментальных феноменов человечг-кого б'тия эн-чимы мпбо-ты'ЛиллеАа Ф., Хей^чнги И.,Бгм.тина М.М., Борхеса, Кортасара, Фи -ка Э., Ситова К.Б. и др. ^ ,

Для работ психолого-педагогичэского црт*ла характерен подход к в ображению как.одной из спосвбностей человека наряду с другими. Даг>тся релнообр&зные классификации воображения по виДом, формой, типам, этапам, механизмам протекания. Психологию интересует сама процедура воображения, как она может бить зафиксирована, "подсмот-

- ь -

ена" наблюдателем в виде результата, поиска путей решения задач, пецифики поведения в проблемных ситуациях. Речь идет не о пред-:ете психологии как науки, а о .том подходе .в психологии, которьй ¡ложился при изучен-ии воображения. Справедливости ради" необл.дамо~> таетить, что подобная методологическая ограниченность не присуща »аботам Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Давыдова В.В..Роменца В.А.

В отличие от узко-психологического /равнш- образом - и узко-[етодологического/ подхода философское исследование' воображения федполагарт не изоляцию е^о как одной из способностей для посче-цтюдего "препарирования" в дискурсивном анализе, но - рассмотре-Ш8 воображения в его целостности, в его имманентной связи с природой человека, с самим способом человеческого бытия в ыире.

Необход .10 отметить блестящую работу Ильенкова Э.В. "Об зстети-ie.cKofl природа фантазии", которая по богатству идей и глу /не содержания особо значима при исследовании воображения - как в философском, так и в психологическом и педагогическом аспектах. Весьма интересна концепция "имагша^ивного абсолюта" Голосовкера Я.?о, рассматривающего воображение как основу человеческого духа. Так- ••> ее необходимо указать на принципиальное значение концепции эстетического процесса, разработанной Канарским A.C., чяя понимания как характера человеческой чувственности, так и воображения как уни7 версальной способности человека.

Многообразие исследовании, многоцветье точек зрения на воображение отнюдь не является свидетельством исчерпанности этой проблемы. На вечные философские вопросы нет и быть не может вечных,с раз и навсегда данных, ответов.

Есть исследования воображения о точки зрения философии, есть -с точки зрения педагогики. Но интересен собственно филосдфско-пе-дагогический аспект проблемы, который, честно говоря, и не "ас- rj пект" вовсе, а самый "нерв" ее. При этом мысль остается в'сецело в пределах цлиософик и не эмигригует в смежную область познания: при обращении к педагогическим, "человекообразующим" вопросам философия остается на-своей собственной "территории".

Подс"педагогическим" понимается отнюдь не стремление к сочинению очередных "методических рекомендаций" для практического, во-, площения. Реальный пед гогический процесс бесконечно устал от всяческих "руководящих указаний", откуда бы он и не -сходили.' - Педагогическая направленность данного исследования воображения есть кяк бн внутренняя интенция, интонация, которая позволяет удержать самое существо проблемы в ее человекообразущем содержании и тем

самым обнаружить в природе и способах явленности продуктивного воображения те стороны и характеристики» которые остались бы не* явными с позиций отстраненно-филазофского /и тем более - методологического/ анализа.

С другой стороны, для практической педагогики значимым является не про^о некий итог,, ссохшийся в "практические рекомендации" а. сам.ход, само течение, развертывание, а еще точнее - опы философской рефлексии,, в том числе - и продуктивного воображения Прч этом нет нужды изобретать, сплетая из спекулятивной пауту ны, какие-то. совершенно новые, "ранее не бывалые" формы и образь ■ здагогического процесса. Автор ориентирован на тот реальный педагогический опыт, который представлен непосредственной практике й получил название "педагогика сотрудничества" /Соловейчик С.Л., Азаров Ю.П.,Ильин З.Н., Амонашвили Ш.А., Лысенкова СПН., 1ъата-ловВ.Ф., Щетинин М.П. и др./-.

Таким образш, философсг-¡-педагогический аспект проблемы продуктивного воображений предполагает исследование всеобщей природа воображения, способов явлечности этой природы в различных фо] мах Человеческого отнЬшения к миру, и в свете выявленных смыслс: рассмотрение. проблемы "детство исвобода", т.е. той сферы, где происходит "вечное рождение" природы человека.

Цель и основные задачи исследования. В диссертационном йссл довании ставится цель: опираясь на историко-философское наследи историю культуры, работы современное философов, психологов и пе дагогов, а также на рефлексию непосредственного жизненного опыт рассмотреть философско-педагогический аспект проблемы продуктив ного воображения.

осуществление указанной цели предполагает решение ряда иссле дова?елье^их задач:

- раскрыть природу продуктивного воображения как универсальной способности человека в ^онтегзте понимания чувственности как формы истинности и всеобщности;

^ ■? рассмотреть способы явленности воображения в' различных о^вра? человеческого бычия, в различных формах.отношения человека к м) ру /в знании, искусстве и сцичностном самобытии/;

- проанализировать природу детства как ,феру, гдз вечно заново рождается природа человека /« природа воображения/тем самый определить основы»© черт» адекватного сущности человека образа педагогического процесса. " . .

Структура диссертационного исследования обословл.ена-Характе

- 7 -

1 -эом поставленных задач. .

Положения, выносимые на защиту. В ходе диссертационного исследования сформулированы положения, обладающие научной новизной ''учитывая всю относительность общенаучных критериев "новизна' -¡1рименительно к философии/:

- воображение является способом организации человеческой чувственности, взятой в форме истинности и всеобщности;

- в познании воображение выступает под видом интеллектуального зозерцани^ как единства продуцирования и созерцания деятельности духа в этом продуцировании, - что позволяет прорываться к донаучному /изначальному/, ноуменальному бытию и мир "видеть умом" как бы заново, вне сложившихся взглядов и представлений, порой скрывающих действительную природу вещей;

- как раг^итая форма человеческой чувственности воображеш э выступает чувственным основанием диалектическогс мышления. Вообра-кение есть эйдос диалектики, что необходимо должно быть учтено в процессе освоения содержания диалектической философии; . „

- если воображение есть форма организации человеческой чувственности, то формой организации самого воображения есть красота. Будучи свидетельством внутреннего родства человека и мира, данным чувственно-непосредственно, выразительно, - красота есть форма откровения Абсолюта в человеческом переживании как образ актуальной бесконечноети;

- мир закономерен и упорядочен, но в то .те время он и бунтарски хаотичен и непостикм. Воображение как категориальное определение мира в качестве своего корёллята имеет "протейный" характер мира-, внутреннее беспокойство, "беззаконие", абсолютную уникальность самой сути бытия. Воображение есть способ.данности."дотео-ретического", донаучного, изначального бытия, движимого бесконечностью, незаверпд-иостью универсума. Но человек в своек изначальном бытчи именно таков: упорядочение, оформление наступают после. Завершенность есть форма незавершенности, форма - лик бесформенности, конечное - лик бесконечного, время - "подвижный образ вечности";

- воображение является способы обоснования личностного самобы-^ тия, реализованным единством осуществления и пресуществления личности в ее укорененности в Абсолютном. Продуктивное воображение есть живой образ характера личностного самобытия, ззятого как интимно-душевная связь с транс-душевным;

- детство является тем "феноменом" /который одновременно и "ноу-

мен"/, где природа воображения не просто проявляется, а рождается, целостно возникая и осуществляясь. Ребенок живет воображением, которое для него есть трансцендентальная "пуповина", не просто связывающая его с миром, а укореняющая в нем. Мы не можеь знать меры и возможностей человеческого бытия, пока не знаем свободного детства. Свобода, завоеванная в борьбе, не освобождает; Сна лишь сбрасывает внешнюю скорлупу допустимого. Освобождает внутреннюю природу человека свобода-дар, ставшая самостью, , основанием, пр1фодой человека. Самое ценное, что мы можем подарить деа..м - свобода. Самое умное, чему мы можем их научить - , 1 бйть свободными.

~ ОСНОВНОЕ .СОДЕРЖАНИЕ- РАБОШ '

Диссертация состоит из введения, трех глав-и шести параграфо! заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность теш, анализируется степень разработанности проблемы, раыфываются особенности фило-софско-мировоззренческого и методологического самоопределения авторского ^следования, определяются цели и задачи работы, формулируются основные положения, выносимые на' защиту.

Первая глава "Общественно-практическая природа воображения" посвящена выявлению природы продуктивного воображения. В первом параграфе /"Проблема природы воображения"/ обозначается предает-ное поле теоретического поиска через рассмотрение сложившихся в лоне истории философии традиций понимания воображения. Воображение всегда действует под формой чего-то,' под каким-то ликам, • оно все время как ;бы прячется, и тем не менее именно воображение так или иначе реализует каждую способность, более того, .оживотворяет "человеческое единство в его целом" /Гете/.

Воображение есть'не одна из способностей, а нечто, причастно< к самой'цельности и способу существования души. Фр.Шлегель называет воображение "дыханием д^-цш". Согласно ¡'Шеллингу, разум есть не что иное, как "эообракение на службе^свобода". Е.П.Сартр полагает, что воображение есть £ое сознание в той мере, в какой: оно осуществляет свою свободу,- Таким о'бразоа,. существует трсщ-цил рассмотрения воображения не как составной част чувственное ТИ или -цдаяения, не кап, од1ой из способностей, имеющей свой специфический, узкий "участок работц", а как универсальной способности человека, неуловимой в своей чтойностн и обнаруживающейся во всем.

Воображение есть укорененная в самой сущности человека уни-)ерсальная способность, связанная с особым'способом бытия челочка в универсуме. Природа воображения таится в природе самого

11

шособа человеческого бытия. ')

Человеческое бытие не преднайдено в готовых формах: оно.есть произведенное и производящее, "образованное" бытие. Такбе реаль-юе, в самой практической действительности осуществляющееся образовывать, возведение "во образ" выступает практичёсквд исто-гом, прообразом воображения как способности субъекта.

Вместе с.формами общественно-человеческой предметности зада-зтся и способ восприятия их как человеческих, способ узнавания, зыявления в них облаза человека. Обнаружив априорный и трансцендентальный характер деятельности продуктивного воображения,> {ант тем самым указал на его сущностную укорененность в.глуби-^ax субъекта и в то же время - на его сверх-эмшрическую, сверх-лндивидуальную природу. Природа воображения общественна: именно воображение дает возможность смотреть на мир глазами рода чело-; веческого. Продуктивное воображение позволяет человеку в своем эмпирически-повседневном бытии нести в себе силы "трансцендентального субъекта". .

В продуктивном воображении его общественно-практическая щ. 1-рода проступает непосредственно; воображение непосредственно реализует эту природу .^«любых' субъективных актах.

Анализу характера этой непосредственности посвящен вторбй параграф первой главы - "Человеческая чувственность как форма истинности и всеобщности". Здесь раскрывается эстетическая природа воображения через прнимание человеческой чувственности в ее самоцельности, непосредственности и небезразличии как эстетического процесса /А.С.Канарский/. Общественное, схваченное лишь в своей социально-протяженной внеположенности, в той же мере безразлично к природе воображения, как и процессу, происходящие под • _ черепной коробкой индивида. Продолжение общес^енно-историческога в живой субъектной фоше, в форме непосредственного самобытия, его завершение в чувственном состоянии и утверждении субъекта -вот где "обитает" воображение. ■ ■ ' ,

Воображение есть способность способностей, образ твопящей при-? роды человека; но этот образ не отвлечен от непосредственности человека, а есть сама природа человека в своем внутренней завершении, в своем становлении, в непоко- "бытия - ничго". Вот почему воображение - всюду и нигде, равным образом, к"к и душа, "да-

ханием" которой оно является

. Вооб}. эжение^'позволяет видеть целое раньше его частей, - поскольку воображение ориентировано на видение смысла. А смысл, равно как и замысел, есть нечто первично цельное. Специфически человеческая чувственность, понятая как эстетический-процесс,организуется воо-'ражение, как способность воспринимать, видеть во образе /й образом/ человека смысл и быть причастным смысловой реальности.'Иными словами, сама чувственность умна, очеловечена, пронизана разумом, „смыслом. Человек воспринимает мир самой сплот ностью своих внутренне завершенных чувственных состояний. У человека, Как и у монад Лейбница, нет "окон" в мир, ибо сам человек и есть это непрерывное "окно'. Чувственность, организованная -ак вообраг^.ние, дает человеку возможность ощуща' , переживать внутреннее "сродство", единство с глубинами бытия. Ч^рез г:эток чу' ственной непосредственно™ реализуется супростное •"сродство" рода человеческого. Именно через воображение как подлинный человеческий "глаз" индивид-обретает неповторимую уникальность в ее' истинной форме.

Несмотря на свою сямоаффицированность, предаетно-практическую направленность - и как раз благодаря ей, человеческая чувственность выявляет себя как страдательность, приятие в себя, бесконечная пластичность, которая "дышит" самой бесконечностью. .

Вторая глава - "Феном.нология воображения как творческой способности человека" посвящена рассмотрению способов явленности во ображения в различных сферах человеческого бытия»

В пеуаом параграфе - "Воображение и интеллектуальное созерцание" - интеллектуальное созерцание предстает как единство продуцирования и созерцания деятельности духа в .этом продуцировании, в отличие от традиционного понг-ания интуиции как бессознатель-" ной, сокращенной формы рационально-логического мышления. Интеллектуальное созерцание есть эйдетическое'созерцание, созерцание "насыщенного изваяния смысла1, /А.Е.Лосев/. Оно связано с оозер-,,' цанием сверхчувственного посредством • юбраже ш, чт- позволяет, восстанавливая' т-аноценден'.'цльную иоторшо предкндавидуального развития сознания, порождать человеческую реальность, но не в форме бду-айной пустой видимости, а творить самодеятельно.о'абсолютных ^ирозвых оснований. 'Воображение под видом интеллектуального с мерцания пеализует челе/еческую восприимчивость, страдательность, приятие - «е просто внешнего предмета, а смысг лвых . интонаций ^верхчувствеш-т'О мира. .

Видать реальный предмет не означает просто эмпирически глядеть на него, но - воссоздавать живое бытие предмета, освобождая его он. наросшего'сдоя привычных слов и представлений, продуцировать сверхчувственный опыт видения явленного лика сущности. Такое интеллектуальное воззрение изобраз>Ягельно данной сущности есть деятельность воображения в- мышлении. В самые слож. ле и таинственные "процедуры"' познавания мощно вторгается тотальность 'всех человеческих сущностных сил - воображение /под видом интеллектуального созерцания/, позволяя субъекту погружався в изначальные глубины бытия,.одновременно раснрывая в этом акте свою бесконечность И'причастность истине бытия. .

В обычном /позитивном/.знании воображение далеко не всегда достигает высот интеллектуального созерцания и непосредственно "срабатывает" под видом "интуиции", без которой рассудочно-дискурсивное шествие мысли обречёно на'бесплодность. Интеллекту^ .ь-ноэ созерцание в развитой форме характерно для философского типа познавания, для диалектического мышления, - что и является' предметом анализа во втором параграфе - "Воображение как эйдос диалектики". ■ .

Здесь'речь идет о чувственном основанит диалектического мышления; таким основанием,. по нашему мнению, является продуктивное воображение. Собственно.диалектическое понятие как таковое несет в .себе три -слоя цельного эйдоса /А.Ф.Лосев/: логический, эйдетический и г'илетически-меональный. Поэтому освоение таких понятий предполагает удержание единства этих моментов и недопущения сведения цельного эйдоса к одному лишь логическому моменту.

Наиболее адекватны4 самой природе философского 'знания путь индивида к философии лежит через воображение. Освоение философии требует актуализации собственного духовно-практического опыта, что возможно лишь в актах воображения, удерживающего смысловые образы это э огЬгта, которые просветляются понятием. Понять смысл, смысловой образ - значит создать его; создать не онтологически, а трансцендентально. Диалектика, лишенная характера имманентного движения "смысл ообразов" /Й.^.Годосовкер/, Меряет саму свою,"дуну", и превращается в изощренное умствование, холодное и равно-

Д""НОЭ. - '. • .

Научить философии - нельзя, приобщать же к спи.у ре^ -екс1"? на бесконечные основания - можно. Уже самотакое приобщение,которое реализуется'через классические формы "философской педагогики" /беседа, диалог/, и есть реальное воображение. Поэтому за-

дача педагога не столько образовательная, сколько "во-образова-тельная'': вовлечь участников диалога "во образ" самой философии и удерживать их и себя вместе с ними в этом образе. Приобщение к опыту философской рефлексии есть приобщение к опыту созерцания интеллектом собственной умственной сосредоточенности постоянного сопряжения смыслов. Таким образом, когда речь идет о роли воображения в освоении диалектики, то имеется в виду как акауализа-ция воображения участников педагогического процесса, так и осуществление самого процесса в й- .рмах воображения.

Если разум есть "воображение на службе свобода" /Шеллинг/, то диалектика как логика творчества адекватно может осваиваться лишь в атмосфере свобода.

Анализу проявления природы воображения в искусстве посвящен , третий параграф - "Воображение и красота". Развитые формы вооб- .' ражения неразрывно связаны с искусством. •

Искусство имеет дело не проста с постижением Абсолюта, а с его осуществлением в человеческом' мире.. Задача искусства - не сообщать о предмете, но сделать предмет осуществляющимся, присутствующим /Ортега-и-Гассет/, Природа.образа в искусстве - вообража-тельна. Не "мимесис" способствует воображению, а, наоборот, благодаря воображению, его свободному творческому порыву возможен "мимесис", но не как простое подражание, а как причащение вечному и абсолютному, соприкосновение с ним и осуществление его в непосредственном чувственном состоянии.человека.

В качестве "школы" развития воображения искусство значимо тем, что дает человеку ¡возможность в культурных /т.е. в художественных/ формах осуществлять "присутствие" в опыте других людей, переживать непрожитое. Искусство культивирует самое ценное в воображении - способность целостного трансцендирования, прорыва к иным модусам бытия.. ■■>

Если воображение является формой организации человеческой чувственности, то формой организации самого воображения; является красота. В феномене красоты обнаруживается не просто какая-то непостижимая глубина бытия, явленная чувственно, проступающая сквозь лики образа, но и наша внутренняя причастность, родственность этим глубинам бытия.

Кр?юта могла бы спасти мир лишь в теш случае, если бы чдло- ■ век был демиургом бытия. Красота не "спасет мир", - но она, так сказать, "пасет мир" - в том смысле, что человек есть "пастух бытия" /Хайдеггер/. Как чувственно явленный лик Абсолюта, красот

та есть некое предчувствие, "залог возможности" /С.Л.Франк/ гармонии мира и человека, залог возможности мира в самом человеке, гармонии конечного и бесконечного, обусловленного и безусловного, 'временного и вечного, сотворенного и творящего, "дольнего" и "горнего". '

В четвертом параграфе воображение рассматривается как спос 1 обоснования личностного самобытия. Личностное самобытие в своей истине не поддается описанию в категориях вещно-дискурсивного познания. Как "выразительное и говорящее бытие" /М.М.Бахтин/, оно схватывается через откровение, причащение, приобщение. Орган восприятия такого бытия - воображение как способ вхождения "во образ" личностного самобытия. Но воображение есть одновременно и способ конституирования этого бытия.

Личность есть не просто "самость", - но такая "самость"-, которая укоренена в духе и способна отнестись к себе с точки зрения некой' высшей инстанции. Какая из человеческих способностей может обеспечить такой характер самобытия? Благодаря чему "самость" может ощущать свое присутствие за пределами самой себя? - .Это дело и удел.продуктивного воображения. Деятельность воображения, зя-тая сама-по себе, есть живой образ характера личностного самобн-тия, понятого как интишо-душевная°связь с ^ранс-душевным. Как способ обоснования личностного самобытия воображение обеспечивает непосредственный прорыв человека к Абсолюту, оно причащает человека бесконечному, будучи "протейной стороной" /Кьеркегор/ всех человеческих способностей. Воображение - не просто обра: абсолюта, не просто "место", где присутствует Абсолют в челоя^;.., но та сфера, где продолжается творение, созидание, порождение. Поэтому воображение есть эйдо'с творческой сути человека, кг... и са-мооткровэния и са!.юс0творения<»истины бытия.

В условиях жесткого доеягания социальных структур на личностное самобытке ¿ообразение сохраняет смысловое единство личности, не дает ему распасться - даде гутем "увода" смыслового личностного центра в ч,;йто "вообраяаеиый" модус быт: т.

Осуществлен-э личностного* самобытия происходит в форме пресуществления: преступался осуществленного, "переливания че чез крал" удерзеиия протейного момента. Но верно и обратное: пресуществле-<»йэ возмог :о'л1Епь в форме осуществления реализации, воплощения. В протишоу слуад протейность »фесущэст^ления способна закружить сознание и утопить его в бесконечней иллюзиях.

Будучи способом опопредгвания теоретичес: ой и практической

сфер, воображение способно воплощать в себе как истину, так и добро. Реализуется же их связь через "третье" - красоту. Благодаря воображению, парящему между конечным и бесконечным и посреду-ющим теоретическое и практическое,.исполнение долга, осуществление добра, правды, справедливости обретает ту степень непринужденности, которая и делает человеческие поступки собственно нравственными. Воображение - "орган нравственности" /Шелли/. Воображение отталкивает любые формы внешней детерминации. Если оно чем-либо и детерминировано, то лишь - свободой. А быть обусловленные свободой - значит, быть необусловленным вообще и нести на себе печать безусловного ц абсолютного.

Таким образом, во второй главе исследования предстают разные лики одной и той же способности, действующей под видом интеллектуального созерцания, в образе красоты и в^форме обоснования личностного самобытия. Все это -■способы явленности Абсолюта человеку, способы явленности Истины, Добра и Красоты, а тем самым -образы осуществления человеческого духа.

В третьей главе диссертационного исследования - "Детство как философская проблема. Детство и свобода" - предметом теоретического анализа становится та сфер?; где вместе с природой человека зечно рождается природа воображения.

Здесь подвергается критике понимание детства как подготовительной ступени, как всего лишь обучения и воспитания. Ставится задача, исходя из места, какое занимает детство и какие формы оно приобретает, выявить тот "образ'человена", который исповедует и осуществляет "общество или индивид в своей жизни. Сложившаяся практика мира взрослых накладывается на детство и как реальное пространство разв-тия ребенка, и как мерка, ограничитель его.

Детство как ничто другое в человеческом мире и в человеческой жизни есть по своей сути первоисток и первооснова..Во всей своей конкретной полноте оно есть вечно не-готовое, незавершенное "произрастание", которому еще предстоит осуществиться;*поэтому оно как чистая потенциальность, всевозможность, совпадает со свободой. Именно воображение адекватно природе детства, поскольку корелля-том воображения является не мир свершившегося бытия, а полнота универсума, полнота возможностей.

В своем творении ребенок не ограничен реальным результатом, его творчество - абсолютно. Детская фантазия движима полнотой непосредственного самобытия. Детская игра выполняет множество функций /познавател'чых, воспитательных, социализирующих и проч./

но це сводится ни в одной из них и- даже й их суше. Природа детской игры и. воображения совпадают, будучи способш- осуществления природы человека. В детской игре рождается воображение как основание всех способностей, Ъ процесса игры воображение не уводит ребенка в вымышленный-мир, - наоборот, онЪ вводит его в мир дей- ; ствительный, в полноту, его возможностей, и'вйодит целостно, органично. " ' • • •

В процессе игры. "Я" ребенка обретает собственную меру к самостоятельность,' умериа сро-определяться, умение быть свободным.

' Воображение и -есть форма, способ, путь освоения свободы.'Главное, чему мы молем научить, детей, и самое ценное, чем-мы можем их одарить, - свобода. Свобода.. завоеванная в борьбе, есть^свобода от',' она есть бегство, о? внешних зависимостей, но "убегащий еще не ' свободен" /Гегель/. 'Освобождает внутреннюю природу человека лишь свобода-дар, свобода, ставшая "саьгостыо"» основанием,-природой". Воспитание, понимаемое как формирование взрослыми должного образа ребещса, дает первые уроки насилия и посягания на человека. . Лишь свобода может быть основанием, педагогического процесса, когда бна становится на объектом завоевания,- а формой освоения мира.

Свободой ребенок - учитель взрослого, ибо творит мир заново.■ Дети являют собой какую-то предельную истину человеческого /и вселенского/ бытия как такового. Ве^Ц) не случайно же было сказано: "Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" ЛДф, 13:3/. ' . . '

Дадее я главе анализируется тот опыт осуществлений педагогического процесса, который известен как ."педагогика сотрудничества". Только тот педагогический процесс, который "построен как истинное п г'-креннее сотрудничество, адекватен" самой природе продуктивного воображения.и, в свою.очередь, опирается на него. Участники такого процессу, целостно возводят.себя "во образ" природы чолоь и, "человеческой универсально-общественной сущности.

Природа ребенка, природа детства I льэйдос человеческой природы, ое "нч'пгое рождение"!. Человеческая те природа есть эйдос природы кяь п. овой, само!) г'тй бытия. Лйэтему детство есть откровение самой непостижимой глубины, реальности.. Мн,'взрослый, сох чняем дулу спою г неизъяснимом свете, детского, взгляда.

3 как -это принято, подвоДятся итоги лссл(..,оваг -я и

ншлеииг.-гсл возмолаша направления дальнейших размышлений.

Практач" ппая значимость работы состоит в самой ее .педагогической няпряллчнности, в ее ориентированности на поиски адекватаых

образов педагогического процесса. Тем самым ее содержание может содействовать переориентации педагогического мышления в сторону детства и понимания действительной природы детства. Некоторые аспекты, рассмотренные- в. предлагаемом исследовании, возможно, позьълят более полно подойти к решзнию ряда теоретических проблем философии, этики, эстетики. Результаты исследования могут • быть использованы в процессе преподавания философии, эстетики, психологии и педагогики, а также для подготовки ряда спецкурсов для студентов гуманитарных факультетов. ■';■"

Апробация работы. Основные идеи диссертационного исследования были представлены автором на 1У, УП и УЩ. Всесоюзных философских чтениях молодых ученых /Москва, 1984,19U7,1988/, Всесоюзной на- ' учно-практической конференции "Творчество и педагогика" /Москва, 1986/, Республиканской научно-практической конференции "Гуманистические содержание социалистической культуры" /Киев, 1987/, тео-терической конференции "Материализм воинствующий - значит диалектический" /Усть-Каменогорск, 1968/, теоретической конференции "Культура. Деятельность. Человек" /Усть-Каменогорск, 1990/, чело-вековедческих философских чтениях /Дрогобыч, 1990,1951/.

По .теме диссертации имеются следующие публикации: 1. К вопросу об общественной природе материалистической диалектики // Всесоюзные философские чтения Молодых ученых "ХХУ1 сьезд КПСС и актуальные проблемы марксистско-ленинской философий": Тезисы к конференции. - М., 1984. - Вып. П. - /0,1п.л., Общественная природа воображения // Духовный мир современного человека: Тезисы выступлений участников УП Всесоюзных философских чтений молодых ученых "человек в современном мире: социально-философские проблемы". - М., 1987. - /0,1 п.л./.

3. О, месте продуктивного воображения в процессе твс^ чества // Молодежь и творчество: социально-философские проблемы: Тезисы выступлений участников УШ Всесоюзных философских чтений молодых ученых. - Ч. 2. Методологические вопросы творчества. Научное и г&хническое тгорчество. Художественное творчество.-М., 1986. - /0,1 п.л./•

4. Воображение; в контексте педагогики сотрудничества // Творчество и педагогика: Материалы Все^тозной научно-, фактической конференции. - М., 1986. - Секция П. - /0,2 п.л./.

5. Чувственность как форма истинности и всеобщности // Культура. Деятельность. Человек: Тезисы выступлений на конференции. -Усть-Каменогорск, 1990. - /0,1 п.л./.

6. К вопросу о чувственных основаниях диалектического мышления // . Материализм воинствующий - значит диалектический: Тезисы до' кладов на конференции. ■- Усть-Каменогорск, 1986.-/0,2 п.л./.

7. Формирование чувства личностной причастности к г -¡тории и вопросы политической зрелости студентов.// На пути совершенствования реального социализма. - Луцк, 1968. - Допои» в ИШОН СССР, V 36955 от l6.02.I9b9. -71 п.л./. -'

•8. Роль продуктивного воображения в процессе утверждения единства теории, я практики // Проблемы философии. - К.! Вища шко-

. ла, 1989. - Вып. 81. - /0,5 п.л./.

9. -Детство каз? философская проблема. Детство и свобода // Гуыа-н}зм. Людина. СучасяЮть: Тези допов!дей людйиознавчих ф]ло-софсытх читань.Дрогобич, 1990. - /0,1 п.я./. •

10. Детская игра как способ освоения-свобода // гуыан!зм. Люди-на. Свобода: Тези допов|дей людинознавчкх ф!лософських чу ч тань, - Дрогобич,.1991. • - /0,1 п.л./. . . . ' " .

11. Чувственность как.форла истинности и всеобщности // Вопросы общественных наук: Актуальные вопросы современной философской Науки. - К.: Либ1дь, 1991. - Вып. 86. - /0,5 п.л./. •

Ф0

Подгеисэео к печати 29.11.91 р.,ф. 60 х T/I6f- зап. 346," печ.листа I, тир. 100. Иваво-Франклвск..! институт нефти и гавв. Учвстоп оперативной полиграфии.Б.Лепкого 28.