автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Пространственно-тектонические аспекты формообразования интерьеров

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Соловьев, Николай Кириллович
  • Ученая cтепень: доктора искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Пространственно-тектонические аспекты формообразования интерьеров'

Текст диссертации на тему "Пространственно-тектонические аспекты формообразования интерьеров"

'-а-ждиум ВАК России

/г " х /.....19Ж г., N2 шЛя,,

ученую 1 -т« ч

наук

Шй'ШАьшщ уг,. / ; лш ВАК России

/

/ - "О' / о*

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.С.Г.СТРОГАНОВА

На правах рукописи УДК: 721.011.8

СОЛОВЬЕВ Николай Кириллович

ПРОСТРАНСТВЕННО-ТЕКТОНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ИНТЕРЬЕРОВ (Древний мир, Средние века)

Специальность 17.00.04. - Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура.

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени доктора искусствоведения

МОСКВА-1998

ВВЕДЕНИЕ

Интерьер представляет собой ближайшую к человеку, наиболее тесно контактирующую с ним предметно-пространственную среду и в этом отношении может считаться первоосновой зодчества. Функциональная и эстетическая организация внутренних пространств для жизни и деятельности людей во все эпохи была и остается одной из главных задач архитектуры. Вместе с тем само понятие интерьера имеет довольно широкие рамки толкования. Кроме традиционного рассмотрения интерьеров, как внутренних помещений (комнаты, залы, корридоры, галереи и т.д.) к интерьерам нередко относят внутренние дворы, небольшие площади. Существует понятие интерьер города. Характерной особенностью зодчества ряда эпох, стран и творческих направлений было именно отсутствие четких границ между внешним и внутренним пространством, "объемной" и внутренней архитектурой и даже между интерьерным и градостроительным проектированием. Жесткое деление сооружений на внешнюю оболочку и интерьеры бывает невозможным особенно в тех случаях, когда создание архитектурных объектов осуществляется по единым формообразующим принципам и целостному композиционному сценарию.В подобном сценарии взаимосвязь "внутреннего" и "внешнего" может играть одну из главных ролей и быть основным моментом эстетического переживания. Автор поэтому не вычленяет интерьер как особую художественную категорию, а рассматривает его в общем архитектурном

контексте сооружения.

Спецификой интерьера является то, что его эстетический образ воспринимается человеком в единстве всех архитектурно-художественных характеристик: архитектурных форм и пространств, их освещения, обстановки и оборудования для тех или иных функций, художественной отделки и элементов пластических искусств. Окружающая человека в интерьере предметно-пространственная среда воспринимается им эмоционально и рационально, что часто взаимосвязано и > обусловлено уровнем подготовки человека к восприятию, его воспитанием и образованием. Понимание степени органичности пространственной и функциональной организации, конструктивного решения, способность увидеть в архитектурном объекте те творческие мысли и чувства, которыми руководствовались его создатели, разгадать архитектурно-художественный сценарий постройки составляет как бы интеллектуальный пласт восприятия среды. Второй -эмоциональный пласт в чистом виде представляет собой результат психофизиологической реакции на зрительные, слуховые, кинестезические и тактильные воздействия и их последовательность.

Одновременно архитектурная среда воспринимается зрителем через призму мировоззрений и понятий, свойственных его социальному окружению, народу и времени. Древняя, архитектура оказывала гораздо более сложное и глубокое воздействие на людей своей эпохи, чем на нашего современника, который видит и оценивает в ней преимущественно эстетическую организацию объемов и

пространств. Понять эмоциональный образ интерьеров различных культур можно только ознакомившись с основой их семантического строя, учетом присутствия и деятельности человека того времени. В символических формах как бы закодированы особенности мировосприятия народов.

Для того, чтобы представить то эмоционально-художественное воздействие, которое оказывала предметно-пространственная среда интерьеров на их современников, необходимо знать веру, обычаи, обряды и образ жизни людей, для которых она создавалась. Символические основы архитектурно-художественных форм зачастую восходят к древнейшим пластам культуры того или иного народа, связанным еще с языческими верованиями. Культовая, а нередко и светская архитектура Древнего мира и Средних веков в той или иной степени пропитана семантикой, однако знания в этой области (особенно касающиеся древних периодов) разрознены и зачастую поверхностны. Можно предположить наличие глубинной семантической основы во всех древних культурах, однако данные современной науки способны прояснить лишь небольшую часть той семантической нагрузки, которую эти культуры несли. О многом в области семантики можно строить лишь более или менее мотивированные гипотезы. Определенная трудность семантического осмысления предметно-пространственной среды интерьеров связана также с развивающейся в профессиональной среде с эпохи ренессанса и преобладающей в последнее столетие тенденцией предполагать в художественной форме неизбежную логическую доказуемость

и обоснованность.

Общеизвестно, что в разные исторические периоды отношение к архитектуре прошлого и ее оценка были различными. Итальянские критики эпохи Возрождения видели в готической архитектуре только ее "варварский" декор, архитекторы модерна отвергали всю послеренессансную архитектуру, а представители постмодерна яростно обвиняли во всех бедах "современное движение". При становлении радикально нового стиля или стилистического направления обычно отрицалось и очернялось в первую очередь недавнее прошлое, которому новое противопоставлялось как единственная альтернатива, а старое и "хорошо забытое" или малоизвестное чужое нередко воспринималось как "новое". Соблазн видеть в архитектуре только то, что хочется видеть, коснулся в первую очередь смысловых, семантических ее аспектов, что вполне объяснимо. Понимание художественных, в том числе тектонических качеств архитектурной среды затрудняется тем, что требует от зрителя эстетического воспитания, определенных гуманитарных и технических знаний. Семантическое понимание среды с неизвестной системой символов гораздо сложнее, так как требует знаний, которых зачастую на данный момент не хватает в искусствоведческой науке. Пробелы в фактических знаниях, как правило, заполняются гипотезами и домыслами, а смысловые коды архитектуры получают произвольную трактовку.

Представленная к защите диссертация, явившаяся итогом двадцатидевятилетней преподавательской и

исследовательской работы в области истории интерьера и проектирования интерьеров в МГХПУ им.С.Г.Строганова, ставит своей задачей комплексный анализ базовых пространственно-тектонических аспектов формообразования интерьеров Древнего мира и Средних веков. В данном историческом контексте рассматриваются проблемы взаимосвязи конструкции и архитектурной формы, внутреннего пространства и внешнего объема, интерьера и внешнего пространства, пространственной взаимосвязи интерьеров и пространственно-временных характеристик их восприятия, стилистической взаимосвязи объектов предметно-пространственной среды интерьера, структурной взаимосвязи пластических искусств и архитектуры. Исследование этих проблем обуславливает привлечение материалов, относящихся к истории и теории архитектуры, истории мебели, оборудования интерьеров, монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства.

Акцентирование указанных вопросов объясняется тем, что они в неразрывном единстве с семантическими факторами представляют основные закономерности архитектурно-художественной организации предметно-пространственной среды интерьеров жилых, дворцовых, культовых и общественных зданий, которые рассматриваются в диссертации. Актуальность и научная новизна данной темы связаны прежде всего с тем, что она еще не являлась предметом всестороннего искусствоведческого исследования. Анализировались, причем относительно независимо друг от друга вопросы, связанные с отдельными ее аспектами.

Среди работ, на которые опирался автор при написании диссертации, необходимо отметить в первую очередь монографии по истории искусства и архитектуры, в которых значительное внимание уделялось проблемам

формообразования интерьеров Древнего мира и Средних веков. Это труды М.Алпатова [2,3], Н.Брунова [14], Б.Веймарна [18,19], В.Ворониной [27,28,29], К.Гартмана [37], О.Лясковской [77], Н.Николаевой [89,90,91,92], С.Тюляева [119]. Особый интерес представляет книга И.Бартенева и В.Батажковой "Очерки истории архитектурных стилей" [7], так как в ней была предпринята попытка ввести тему интерьера в контекст общей эволюции архитектуры (в каждой главе есть раздел "Интерьер и предметы внутреннего убранства"). Однако ограниченность объема книги позволила раскрыть материал, касающийся древних цивилизаций и средневековья, только на уровне общего обзора, что отмечалось самими авторами.

Богатая информация по отделке и оборудованию античного и средневекового европейского жилого интерьера содержится в переведенной на русский язык книге английского искусствоведа Чарлза Мак-Коркодейла "Убранство жилого интерьера" [78].Особое внимание автор этой книги уделил тем частям интерьера, которые назвал "непременными его составляющими" - полам, стенам, потолкам, их деталям и членениям. Систематизация и анализ обширного материала в области конструкции, формы и декора сводчатых покрытий (в том числе в архитектуре Древнего мира и Средних веков) проведены в книге А.Кузнецова "Своды и их декор" [68].

Первой отечественной публикацией по всеобщей

истории мебели можно считать книгу Н.Соболева "Стили в мебели" (издана в 1939 г., переиздана в 1995 г.). Эта книга, а также книга венгерского искусствоведа Д.Кеса "Стили мебели" [60] являются наиболее полными и доступными для русскоязычного читателя историческими обзорами мебельных стилей. В области осветительной арматуры автор использовал хранящие ся в семейном архиве материалы профессора К.Соловьева, собранные им при подготовке к изданию книги "Русская осветительная арматура" [114] и работе над одноименной диссертацией. Много ценных сведений, касающикся быта и предметной среды древних римлян, содержится в монографии М.Сергеенко "Жизнь Древнего Рима", на которую есть много ссылок в тексте диссертации.

Среди обширной литературы на иностранных языках (см. список литературы), в которой затрагиваются вопросы, связанные с темой диссертации, необходимо особо отметить книгу Doreen Yarwood "The English Home" [192], так как в этой работе прослежена взаимосвязь предметного мира средневековых жилых интерьеров Англии с организацией архитектурной среды. Наиболее полным справочным материалом по архитектуре французских средневековых замков для автора явилась книга Charles-Lourent Salch " Les plus beaux chateaux forts en France" [180]. Значительный фактический материал по средневековым японским интерьерам собран в книге H.Inn "Chinese houses and gardens" [158].

В наибольшей степени исследованы средневековые культовые интерьеры Западной Европы и Византии. По различным вопросам, связанным с архитектурно-художествен-

ным формообразованием французских средневековых культовых интерьеров, только историком искусства М.Обером (M.Aubert) было опубликовано 16 книг, в том числе отдельные книги по витражам и скульптуре (Aubert M. "Le vitrail en France". Paris, 1946; Aubert M.,Grodecki L., Lafond J., Verrier J. "Les vitraux de Notre-Dame et de la Sainte-Chapelle de Paris". Paris, 1959; Aubert M. "La sculpture française du Moyen Age et de la Renaissance". Paris-Bruxelles, 1926.). Хотелось бы отметить также работы Y.Bonnefoy [141], P.H.Ditchfield [149], G.Duby [150], J.Evans [152], G.Pillement [173,174], F.Salet [181].

Проблемы семантики получили наиболее

последовательное рассмотрение в опубликованных в нашей стране работах А.Иконникова [48,50], Г.Кнабе [61], А.Комеча [65], Д.Лихачева [74], В.Маркузона [80,81,82], Н.Николаевой [91,92], Н.Павлова [97], И.Страутманиса [115], П.Флоренского [122], Я ван дер Хагена [17], С.Хан-Магомедова [124]. На многие из этих публикаций есть ссылки в тексте диссертации.

По вопросам взаимосвязи конструкции и архитектурной формы, внутреннего пространства и внешнего объема базовыми работами, на которые опирались многие современные исследователи, а также автор диссертации, являются двухтомники Э.Виолле-ле-Дюка "Беседы об архитектуре" [24] и О.Шуази "История архитектуры" [129]. В настоящее время эти вопросы являются наиболее разработанными в отечественном искусствознании из затрагиваемых в диссертации проблем. Весомый вклад в их разработку внесла монография И.Бартенева "Форма и

конструкция в архитектуре" [6], а также переведенная на русский язык книга К.Зигеля "Структура и форма в современной архитектуре".- М.,1964., инициировавшие в свою очередь ряд последующих публикаций. Среди них: Н.Гуляницкий "Архитектурные и конструктивные системы". - в сб-ке: Проблемы советской архитектуры (идейно-художественные вопросы), М.,1973.; Ю.Волчок "Анализ процесса понятия тектоники в теории архитектурной композиции". - в сб-ке: Проблемы формообразования в современной архитектуре. М., 1975.; Ю.Лебедев "Конструкции и гармонизация архитектурной формы". - в ж-ле: Архитектура СССР №8. 1975.; Ю.Волчок, Е.Иванова, Р.Кацнельсон, Ю.Лебедев "Конструкция и форма в советской архитектуре". -М.,1980. В том или ином контексте проблемы взаимосвязи конструкции и архитектурной формы рассматривались в работах Н.Брунова [14], А.Бурова [16], В.Глазычева [40], А.Иконникова [48,50], Г.Степанова [50], В.Казариновой "К вопросу о тектонике в архитектуре". - в сб-ке: Вопросы теории архитектурной композиции №1. М.,1955., А.Кузнецова "Тектоника и конструкция центрических зданий". - М.,1951. Особо хотелось бы отметить исследования В.Маркузона [81,82], одной из первых публикаций которого в этой области была статья "Архитектурный стиль и законы тектоники".- в ж-ле: Архитектура СССР №2. 1941.

Вопросы взаимосвязи интерьера и внешнего пространства до настоящего времени пока еще не получили всестороннего теоретического исследования. В

искусствоведческой науке они затрагивались обычно вскользь,

причем чаще всего в связи с популяризацией тех или иных архитектурных концепций. В большей степени этим проблемам уделялось внимание в работах К.Курокава [69], Н.Николаевой [90,91], Ф.Л.Райта [106], К.Танге [116]. Круг рассматриваемых примеров в них однако ограничивается только средневековой японской и современной западной архитектурой.

Гораздо более глубоко и всесторонне исследована проблема пространственно-временного восприятия

архитектуры. Одним из первых заострил на ней внимание О.Шуази, проанализировавший последовательность движения-восприятия построек афинского Акрополя [129]. Эмоционально-художественная выразительность архитектуры, воспринимаемой в процессе движения зрителя, была важным аспектом искусствоведческого анализа отдельных памятников в опубликованных в 1935 - 1937 гг. и этапных для отечественного искусствознания "Очерках по истории архитектуры" Н.Брунова [14]. Однако в основном вопросы сенсорного восприятия архитектуры рассматривались в работах, посвященных городской среде. Большой вклад в исследование этих вопросов внесли публикации Е.Беляевой "Движение и время в восприятии городской среды". - в сб-ке: Город и время. М.,1973., "Восприятие градостроительного пространства".- в сб-ке: Архитектурная композиция. М.,1970.,

LL /-v v> W ??

О зрительном восприятии городской застроики . - в ж-ле: Строительство и архитектура Ленинграда №12. 1968., "Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия" [10], а также книги А.Иконникова "Архитектура города".- 1972., "Искусство, среда, время.

эстетическая организация городской среды - М.,1985., "Художественный язык архитектуры" [48]. Среди зарубежных авторов необходимо отметить в первую очередь книгу К.Линч "Образ города". - М.,1982., а также публикации В.Ганзена [36], З.Гидиона [38], Р.Грегори [41], П.Якобсона [131]. Отдельные положения этих работ автор экстраполировал на проблемы формообразования интерьера.

Теоретической базой при рассмотрении проблемы стилеобразования и стилевого единства объектов предметно-пространственной среды интерьера для автора были в первую очередь исследования А.И.Каплуна в книге "Стиль и архитектура" [58], где освещен широкий круг вопросов, касающихся эстетической природы стиля и форм стилеобразования в различных сферах культуры. Позиции автора очень близки также подходу А.В.Иконникова к этой проблеме, отраженному в его статье "Стиль и норма эстетической оценки" [49]. Из широкого круга публикаций, в которых затрагиваются вопросы стиля автору хотелось бы выделить работы В.Виноградова [22], Б.Виппер [25], М.Гинзбурга [39], И.Иоффе [51], Д.Лихачева [74], И.Маца [84], Д.Сарабьянова [107], С.Хан-Магомедова [124].

По вопросам структурной гармонии пластических искусств и архитектуры кроме одноименной статьи автора

[112] нет специальных публикаций. Этим вопросам автор уделил та�