автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Искусство петербургского интерьера конца XIX - начала XX веков

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Ковалева, Татьяна Вячеславовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Диссертация по искусствоведению на тему 'Искусство петербургского интерьера конца XIX - начала XX веков'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Ковалева, Татьяна Вячеславовна

Введение

Глава I. Эволюция внутреннего пространства в петербургской архитектуре XIX века

§1. Соподчиненность классицизма

§2. Равнозначность эклектики

§3. Новые тенденции «современного стиля»

Глава II. Интерьер модерна - «идея целого»

§ 1. Стилевое единство а). Текучая пластика новой орнаментики б). Апелляция к художественным формам прошлого

§2. Органическая целостность композиции интерьера а). Ядро «центрической» планировки б). «Дематериализация» стены

§3. «Пульсирующая пространственность» а). Функциональное зонирование б). Линия модерна в интерьере

Глава III. Искусство интерьера: XX век

§1. Конструктивная логика позднего модерна

§2. Два подхода к проектированию интерьера в XX веке

§3. Художественная практика петербургского интерьера рубежа XX - XXI столетий

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по искусствоведению, Ковалева, Татьяна Вячеславовна

Художественная среда интерьера всегда стремилась стать органичным продолжением «пространства» и «времени» своей эпохи. Сегодня, на рубеже XX - XXI вв., особое значение приобретает способность архитекторов, художников «вникать в исторический материал, синтезировать в своем творчестве уже существующие в культуре эстетические и художественные решения»1. Для петербургского интерьера это зачастую обусловлено необходимостью вторжения новых художественных идей, функциональных требований, материалов и технологий в исторические сооружения старого города. Сам принцип работы, предполагающий восстановление (иногда полную реконструкцию) старинных, представляющих историческую ценность интерьеров, и в то же время создание рядом с ними современных интерьеров, определяет и новые стилистические ориентиры.

Поразительная лояльность XIX века к постоянно сменяющим друг друга художественным течениям, не несущим гибели другим и ни в коем случае не отменяющим предшествующие, эхом отзывается в архитектурной и художественной практике Петербурга рубежа XX - XXI вв. В районах исторического центра и на окраинах города становится заметнее взаимодействие различных художественных мировоззрений, архитектурных систем, ранее, быть может, исключающих друг друга.

Современные петербургские художники и архитекторы, выбирая художественные формы из всего накопленного ранее опыта, переосмысливают их, привлекая для создания новых произведений, - и в этом суть одного из главных принципов современного искусства. Во многом это связано с

Шехтер Т.Е. Неофициальное искусство Петербурга (Ленинграда) как явление культуры второй половины XX века.-СПб., 1995,с.85. применением новейших техники и технологий, многообразие возможностей которых стимулирует поиск «новых» форм и «новой» пластики.

Принцип органичного соединения различных художественных мировоззрений в единое целое во многом был «подсказан» идеями модерна. Революционная смена архитектурных формаций определила знаковый характер всех событий в области интерьера конца XIX - начала XX вв. Эта эпоха интересна как примат, первоисточник, питающий своими идеями интерьерную практику всего XX столетия.

Первый стиль новейшего времени предложил интерьеру наиболее полную, ясно «сформулированную» и последовательную «программу» развития по сравнению с какофонией разноликих способов организации художественной среды, бушевавших на рубеже XIX - XX вв. в рамках различных отживающих и нарождающихся неостилей и направлений.

Становление модерна в свою очередь подготовила эпоха историзма, провозгласившая свое главное творческим кредо - «выбираю» и допустившая саму мысль о выборе «стилей» вне античного наследия. Эклектика, позволившая интерьеру освободиться от нормативности классицизма, открыла дорогу новому поиску. Модерн же разработал и ввел в практику интерьера принципы органического единства всех составляющих - от орнамента и предметов убранства до планировочных схем и конструкций. «Идея целого» даровала модерну возможность использовать в интерьере художественные формы различных эпох, добиваясь при этом стилистического единства.

Поиск модерна в области декорации и пространственно-планировочной организации подсказал путь развития интерьеру следующего столетия. (Именно этим объясняется акцентирование внимания в настоящем исследовании на принципах организации интерьера модерна.) Стремление эстетизировать быт -важнейший лозунг модерна - становится теперь необычайно актуальным. Посредством «нового» декоративного убранства интерьеры старого города вновь вспоминают свое назначение и быстрее, чем «большая архитектура», реагируют на запросы времени. Современные художники и архитекторы все чаще обращаются к интерьеру конца XIX - начала XX веков, его декоративному убранству и принципам организации. Они видят в модерне обладающее самостоятельной ценностью художественное явление, они ищут в модерне то, что может удовлетворить требования нынешнего времени. Кроме того, сохранившийся в петербургских зданиях натурный материал нуждается в безотлагательном изучении.

Настоящая тема затрагивается широким кругом исследовательской литературы, поскольку история всех видов искусства в той или иной мере «вплетена» в художественную практику интерьера - будь то искусство живописи, скульптуры, архитектуры или декоративно-прикладного искусства.

Ценный материал представляют работы периода «поисков большого стиля». В то время модерн не был обделен вниманием и никого не оставлял равнодушным ни в среде профессионалов-практиков, ни в среде профессионалов-теоретиков, ни в среде простых ценителей искусства. Спектр отзывов всегда был максимально широк: от полного неприятия до бурного восторга, причем, с заметным тяготением к противоположным полюсам. Лучшие проекты и фотофиксация интерьеров широко публиковались в ежегодном сборнике Общества Архитекторов-художников, а также находили свое место в Архитектурной энциклопедии Г.В. Барановского. Дискуссия видных деятелей культуры вылилась на страницы печатных изданий. В.П. Апышков, Г.К. Лукомский, А.Н. Бенуа, В .Я. Курбатов, А.А. Оль, А.И. Дмитриев, М.С. Лялевич, В.А. Щуко - вот далеко не полный список неравнодушных авторов статей в журналах «Зодчий», «Мир искусства», «Аполлон», «Строитель», которые критически оценивали новые архитектурные сооружения и их проекты в период строительного подъема в столице. И уже в начале XX века полемика о новом стиле подтолкнула к написанию одной из первых работ, посвященных новому стилю. Это книга В.П. Апышкова «Рациональное в новейшей архитектуре», где рассматриваются архитектурные новинки европейских стран и России.

Сформировавшееся к началу XX века представление об архитектуре как об эстетически организованном пространстве повлекло за собой возникновение исследовательского интереса к проблемам интерьера. Являясь производным двух составляющих (непосредственно архитектуры и всего предметного наполнения), интерьер определил и два направления исследований. Первое, архитектурное, связанное с изучением пространственно-планировочной композиции, выступило составной частью истории и теории архитектуры. По историческим, теоретическим и методическим проблемам архитектурного формообразования важное значение для рассматриваемой темы имели работы таких исследователей как Р. Арнхейм, И.А. Бартенев, Ю.И. Курбатов, С.Ю. Алексеев, Е.И. Миронов, А.И. Габричевский, С.О. Хан-Магомедов, Е.Б. Новикова, Н.И. Смолина и др. Объемная структура и функциональная планировка, пространство отдельного помещения и проблемы цвета и света в интерьере — все это объекты подобных исследований.

Одна из ранних работ, заложившая основы изучения интерьера на рубеже XIX - XX веков, - это книга А.А. Федорова-Давыдова «Русское искусство промышленного капитализма», где автор, отмечая, что «интерьер есть проблема архитектурная», рассматривает все предметное наполнение как часть единого целого.

В 1970-1980-е годы отмечены «всплеском интереса к стилю модерн как законченной стилевой целостности, объединяющей определенные архитектурные формы, приемы, орнаментику. Именно тогда в понятие модерн, подчеркнем, впервые стали вкладывать смысл стиля эпохи». Посвященные эпохе модерна статьи Е.И. Кириченко 1960-80-х годов «нарушили молчание» советского искусствоведения 40-50-х годов, в них впервые был осуществлен подробный анализ художественных принципов организации интерьеров этого периода. А в работе «Русская архитектура 1830 - 1910-х годов» того же автора обобщены фундаментальные особенности эклектики и модерна, рассмотрена мера «сходства и несходства обоих явлений по отношению друг к другу,

2 Нащокина М.В. 100 лет петербургскому модерну//Материалы научной конференции. - СПб., с.41. эклектики в сравнении с классицизмом, модерна с неоклассицизмом», уточнена историческая значимость каждого из них.

Исследователи Е.А. Борисова, Т.П. Каждая, В.В. Кириллов, А.В. Иконников, B.C. Горюнов, М.П. Тубли в работах, посвященных «новому» стилю в архитектуре рубежа XIX - XX веков, не обошли вниманием и внутреннее пространство, в частности, вопросы его архитектурной организации.

Целая серия статей 1970-1980гг. Б.М. Кирикова, В.Г. Исаченко, В.Г. Лисовского, О.В. Таратыновой, И.Г. Токаревой, опубликованных в журналах «Советская архитектура Ленинграда», «Ленинградская панорама», «Архитектура СССР» в 1970-80-е годы, познакомила с «образцами стиля модерн» в Петербурге, а также с известными петербургскими мастерами этого периода. Сборники «Зодчие Санкт-Петербурга», составленные из очерков, посвященных ведущим архитекторам Петербурга, повествуют в хронологической последовательности обо всех значимых постройках, формировавших город последние триста лет. Дополнительной ценной информацией этих сборников стали биографические словари архитекторов и строителей с указанием адресов возведенных ими сооружений.

Второе направление связано с изучением предметного ансамбля и принципам композиционно-образной целостности в организованном пространстве интерьера. Этому посвящены работы Л.П. Монаховой, Т.И. Володиной, А.П. Мардера, Е.Б. Муриной, Г.П. Степанова и др. Рассмотрение декоративного убранства осуществлялось, как правило, в определенной изоляции от пространственно-планировочных композиций и в целом от синтеза искусств в интерьере. Сегодня сравнительно новое исследовательское направление стремится понять интерьер во всей полноте как архитектурных, так и декоративных проблем. Синтез различных видов искусства, «выстраивающий» цельность интерьера, связь и единство этого синтеза с пространственно-планировочной композицией определили свой исследовательский ракурс изучения истории интерьера. Так, исследования И.А.

Бартенева и В.Н Батажковой по русскому интерьеру XVIII - XIX веков стали ценнейшим источником фактического материала.

Труд Ч. Мак-Коркодейла «Убранство жилого интерьера от античности до наших дней» - одно из первых изданий, переведенных на русский язык, где предпринята попытка осмысления всей истории западноевропейского интерьера. Автор обратился к изучению эволюции архитектурного и декоративного языка жилого пространства в контексте хронологических, стилистических, географических и многих других аспектов. Метод этого исследования индуктивный: впечатление целого создается посредством внимательного рассмотрения множества частей интерьера.

В «Очерках по истории интерьера» Н.К. Соловьева процесс архитектурно-художественного формообразования интерьеров различных эпох и культур рассматривается комплексно, во взаимосвязи архитектуры, монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусств, но в хронологические границы работы не входит интересующий нас период.

Иллюстрированные издания «Русский модерн» Г.Ю. Стернина и Е.А. Борисовой, «Интерьер в России» Ю.Б. Демиденко явились книгами, блестяще представляющими визуализацию предмета исследования. В первом альбоме анализируются замечательные образцы стиля модерн в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве. Второй же освещает историю русского интерьера с допетровских времен до начала XX столетия, обращая пристальное внимание на детали убранства, демонстрируя способность декоративных составляющих выявить всю нюансировку стилистической эволюции интерьера.

Интересная трактовка интерьера как непосредственной связи «различных вещей и произведений искусства внутри некоторого культурного пространства» предложена в работах Ю.М. Лотмана.

Определенное значение для исследования представляют сборники «Искусство ансамбля», «Музей 10», «Художественные модели мироздания», объединяющие разнородный фактический материал на основе единой проблематики.

Важной теоретической базой выступили также искусствоведческие и культурологические материалы о русском искусстве конца XIX - начала XX вв. В частности, это работы Д.В. Сарабьянова, посвященные модерну как явлению мировой культуры, а также Г.Ю. Стернина, исследующие художественную жизнь России на рубеже XIX - XX вв.

Однако проблема объединения двух выше означенных направлений не получила пока своего решения, хотя необходимость в работах, посвященных уже искусству интерьера в целом, а не сумме отдельных его составляющих, ощущается все острее. Крайне недостаточно комплексных исследований петербургского интерьера рубежа XIX - XX вв., а между тем именно «идея целого», провозглашенная модерном, становится обоснованием необходимости подобного объединения. Существующий ряд публикаций об отдельных произведениях и группах памятников, о творчестве петербургских архитекторов не представляет полную картину искусства петербургского интерьера на рубеже XIX - XX вв.

Что же касается искусства интерьера конца XX века, и, в частности, влияния на него идей модерна, то каких-либо исследований здесь пока не встретилось. Отдельным граням этого явления посвящены некоторые издания в научно-популярной литературе. В периодической печати публикуются материалы, посвященные искусству современного интерьера, однако эти публикации носят чаще всего рекламный характер.

Объектом исследования определена художественная практика общественных и жилых интерьеров Петербурга.

Предмет изучения - искусство петербургского интерьера конца XIX -начала XX веков.

Главная цель работы - изучение художественной практики петербургских интерьеров конца XIX - начала XX вв., анализ предпосылок и способов реализации «идеи целого», провозглашенной модерном.

В соответствии с поставленной целью определяются основные задачи диссертации:

1. уточнить представления о принципах художественной организации жилых и общественных интерьеров XIX в.;

2. выявить формообразующие и художественно-образные аспекты организации интерьеров модерна, отвечающие принципу органической целостности;

3. изучить роль и специфику влияния идей модерна на новейшую художественную практику общественных и жилых петербургских интерьеров рубежа XX - XXI вв.

Методологическую базу диссертации составили труды искусствоведов, культурологов, архитекторов, посвященные широкому кругу проблем стиле- и формообразования, синтеза искусств, архитектурного проектирования. В концептуальном плане основополагающим для данной диссертации явились теоретические изыскания Е.И. Кириченко, А.В. Иконникова, Д.В. Сарабьянова.

Кроме того, круг источников по исследуемой теме дополнили периодические издания конца XIX - начала XX вв., графические архивные материалы и фотографии, а также сохранившиеся подлинные петербургские интерьеры.

В диссертации применены традиционные для искусствоведческого и культурологического подхода методы сравнительно-исторического анализа; изучены литературные и музейно-архивные источники, освещающие события и явления в культуре конца XIX - начала XX вв., а также исследования по теоретическим основам архитектурного проектирования.

Наравне с этим в диссертации использован комплексный метод изучения графического материала и историко-документальных источников в сочетании со стилистическим анализом памятников искусства интерьера Петербурга.

Исследованы документальные фотографии петербургских интерьеров начала XX в. (Центральный государственный архив кинофотофонодокументов), значительное количество петербургских интерьеров эпохи модерна, а также предпринята попытка самостоятельной фотофиксации сохранившихся, отреставрированных или реконструированных интерьеров и их фрагментов, что помогло осуществить систематизацию эмпирического материала.

В процессе комплексного исследования автор вплотную подошел к решению проблемы объединения двух направлений изучения интерьера, что позволило выделить следующие научные результаты:

1. определены характеристики предшествующих модерну этапов художественной эволюции интерьера XIX в.;

2. проанализировано влияние «идеи целого» на принципы организации жилых и общественных петербургских интерьеров;

3. выявлены черты, общие для искусства петербургского интерьера конца XIX - начала XX вв. и рубежа XX - XXI вв.

Научная новизна исследования, по мнению автора, определяется, прежде всего, целостным изучением интерьера и включает в себя следующее:

1. впервые петербургский интерьер конца XIX - начала XX вв. изучается через нерасторжимое единство декоративной, конструктивной и пространственной составляющих;

2. автором разрабатывается содержание понятия «органическая целостность» (Е.И. Кириченко) применительно к интерьеру;

3. впервые определяются художественно-стилистические особенности интерьера рубежа XX - XXI вв.;

4. рассматривается проблема существования идей модерна в практике современного интерьера;

5. в научный оборот вводится обширный круг источников по изучению искусства интерьера: архивные фотоматериалы, современные фотографии малоизвестных петербургских интерьеров и их фрагментов.

Теоретические выводы и фактический материал диссертации могут быть применены в вузовской практике преподавания дисциплин искусствоведческого цикла, при разработке учебных пособий, а также стать концептуальной и эмпирической базой для дальнейшего развития истории и теории искусства.

Положения, выносимые на защиту:

1. Революционная смена архитектурных «формаций» в конце XIX -начале XX вв. подготовила и определила новое понимание внутреннего пространства; это позволило интерьеру вслед за архитектурой встать в «постренессансный» ряд.

2. «Идея целого», провозглашенная модерном, кардинально повлияла на художественную практику интерьера. Взаимные стилевые обязательства связали воедино декоративную, конструктивную и пространственную составляющие.

3. Эпоха модерна вызвала к жизни равноправное сосуществование двух подходов к проектированию интерьера - «декорационного» и «архитектурного», а также вариации на тему их органичного совмещения.

4. Искусство современного петербургского интерьера во многом следует идеям первого стиля Новейшего времени.

Структура работы определена поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, библиографического списка основной использованной литературы, списка иллюстраций, иллюстративного и топографического приложений.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Искусство петербургского интерьера конца XIX - начала XX веков"

Заключение

• Внутреннее пространство в архитектуре XIX в. развивалось в системе архитектурного проектирования Нового времени и рассматривалось как вторичное, полностью подчиненное внешним объемам. Каждый интерьер, являя подчас блестящий образец системы ценностей своей художественной эпохи, был вынужден соглашаться с общим композиционным диктатом.

• Противопоставив себя моностильной иерархии интерьеров классицизма, равнозначность эклектики доказала не только возможность полного отказа от ориентации на античные образцы, но и равенство общения с культурами прошлого.

• Равенство композиционных акцентов эклектики характерно не только для пространственной организации, но в большей степени для убранства интерьера с равноправным сосуществованием «цитат» из художественных культур прошлого.

• Творческие поиски «нового стиля» принадлежат архитектуре Новейшей формации, в корне отличной от предыдущей. Освобожденный от регламента и увлеченный «идеей целого» модерн активно проявляет себя в интерьере. Революционная смена архитектурных «формаций» в конце XIX — начале XX вв. подготовила и определила новое понимание внутреннего пространства; это позволило интерьеру вслед за архитектурой встать в «постренессансный» ряд.

• Стилевое единство предметных форм, согласно органической целостности, становится характерным при активном и парадоксальном обращении к художественным формам прошлого. При этом текучая пластика линий орнаментов является живой силой, обеспечивающей своеобразную непрерывность абрисов элементов.

• Особенность ретроспективизма интерьера модерна в его стремлении к целостному, трактованному с позиций современности образу. Этот образ разрабатывается благодаря синтезу, который, отбрасывая «историческую» деталировку, преобразовывает формы различных культур, возвращая их в жизнь в новой интерпретации. Таким образом, модерн, используя опыт эклектики, «отработал» на практике возможность общения с художественными культурами различных эпох, не теряя при этом своей стилистической самостоятельности.

• Композиционная логика модерна, развивающая динамику интерьера непременно от внутреннего пространственного ядра, продиктована построением архитектурного сооружения «изнутри-наружу» и объединяет все несхожие на первый взгляд планировочные решения.

• Исповедуя органическое единение всех составляющих интерьера, «идея целого» подсказала модерну приемы «одушевления» поверхности стены и даже ее «дематериализации», следуя трактовке пространства внутри и вне архитектурного сооружения как единого целого. Благодаря этим новшествам интерьер перестал восприниматься как замкнутое пространство и распахнулся окружающему миру, отвечая на запросы культуры.

• Прием функционального зонирования, примененный в интерьере модерна, способствовал становлению его пространственного единства. А линейная текучесть и округленность обрамлений повлияла на восприятие пространства как имеющего свою «форму», как постоянно перетекающую композиционную непрерывность.

• Рассматривая модерн как первый этап архитектуры новейшего времени, логику развития его интерьера можно представить как эволюцию от «изобразительности» к «структурности», от пластичности орнаментики к продиктованным конструкцией формам с метрическими повторами. На практике интересны не полярные примеры, а, напротив, интерьеры «переходного периода» как наиболее полно реализующие все идеи стиля.

• Эволюция интерьера модерна от пластической выразительности к строгому геометризму форм определена в первую очередь переходом от изобразительной» архитектуры Нового времени к «структурной» архитектуре Новейшего.

• Различные способы проектирования интерьера раннего и позднего модерна демонстрируют два различных подхода к проектированию: «декорационный» и «архитектурный». При «архитектурном» подходе интерьер выступает в единстве с объемом и конструкцией всего сооружения. «Декорационный» способ оперирует суммой составляющих, наполняющих интерьер.

• «Идея целого» вызвала к жизни равноправное сосуществование двух подходов к проектированию интерьера, а также многоплановую вариабельность этих подходов в интерьерной практике всего XX столетия.

• Интерьер модерна, используя принцип органической целостности при обращении к многообразному наследию художественных культур, подсказал путь поиска художникам по проектированию интерьера конца XX века. Он, во-первых, научил мыслить пространством и его предметным наполнением, конструкцией и декором как единым целым. А во-вторых, продемонстрировал возможность в интерьере новейшего времени успешно синтезировать формы прошлого для создания новых произведений.

 

Список научной литературыКовалева, Татьяна Вячеславовна, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. Алъберти JI.-Б. Десять книг о зодчестве. Пер. В.П. Зубова. М.: ИАА, 1935. - 322с.

2. Андреева В.И. Страницы творчества архитектора Г.Э. Боссе//Петербургские чтения-95.-СПб, 1995.-С. 101-104.

3. Алексеев С.Ю., Миронов Е.И. Структура пространства жилого дома: Эволюция представлений. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-411с.

4. Апышков В. Рациональное в новейшей архитектуре. СПб., 1905. - 79с.

5. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. Пер. с англ. B.JI. Глабывева. М.: Стройиздат, 1984. - 192с.

6. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX начала XX века: Справочник/Под ред. Б.М. Кирикова. - СПб.: Пилигрим, 1996. - 400с.

7. Архитектура глазами человечества. — СПб.: Стройиздат, 2001. 160с.

8. Барановский Г.В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX в. Т 1-7. -СПб.: Тип. Журн. «Строитель», 1902-1908. Т. 2, 1-й полутом (А В) Общественные здания, 1908. - 737с. Т. 2,2-й полутом (С - D) Общественные здания, 1908. - 298с.

9. Бартенев И.А. Архитектура. Л.: Лениздат, 1960. - 63с.

10. Бартенев И.А. Батажкова В.Н. Русский интерьер XVIII ХЗХ веков. - М.: Сварог, 2000. - 128с.

11. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XIX века. Л.: Художник РСФСР, 1984.-228с.

12. Барышева М. Мобильные элементы и динамическая форма в пространстве жилого интерьера. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. искусствовед. — М., 1993. -16с.

13. Баумгартен Е. Современное искусство//Зодчий, 1903, № 16. С. 211 - 213.

14. Бенуа А. Красота Петербурга//Мир искусства, 1902, №8. С. 138 - 142.

15. Бенуа Александр размышляет/Подг. изд., вст. ст. и коммент. И.С. Зильберштейна и А.Н. Савинова. — М.: Советский художник, 1968. 749с.

16. Бобров В.Д., Кириков Б.М. Особняк Кшесинской. СПб.: Белое и черное, 1996. - 176с.

17. Борисова Е.А. Некоторые вопросы изучения русской архитектуры II пол. XIX в. нач. XX в.//Из истории русского искусства II пол. XIX в. - нач. XX в. Сборник исследований и публикаций. - М.: Искусство, 1978. — 151с.

18. Борисова ЕА. Русская архитектура второй половины XIX века. М.: Наука, 1979. — 320с.19.20,21,22.23,24,25,26,27.28,29.30,31.