автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему: Художественное стекло в интерьерах метро (советский опыт 1935-1985 гг.)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественное стекло в интерьерах метро (советский опыт 1935-1985 гг.)"
МОСКОВСКОЕ ВЫСШЕЕ ХУДОЖЕХЗТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЕ УЧИЛИЩЕ /б. Строгановское/
На правах рукописи УДК: 748; 749
ОМЕЛЬЧЕНКО Ольга Николаевна
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛО В ИНТЕРЬЕРАХ МЕТРО /советский опыт 1935 - 1985 г.г./
17.00.05. - Декоративное и прикладное искусство
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени
кандидата искусствоведения
Москва 1992
Раоота выполнена а Московском ордена Трудового Красного Знамени высшем художественно-промышленном училище (б.Строгановском).
Научный руководитель
доктор искусствоведения,
профессор
П.А.Тельтеаский
Официальные оппоненты
доктор архитектуры Л.М.Лисенко
кандидат искусствоведения М.Л.Нестереяко
Ведущая организация
Хврьковметропроект
Защита состоится
1992 г. в
часов
на заседании Специализированного совета К-064.10.01 в Московском ордена Трудового Красного Знамени высшем художественно-лромнш-ленном училище (¿.Строгановское) по адресу: 125080, Москва Волоколамское шоссе,9.
С диссертацией можно ознакомиться в о'иблиотеке института.
Просим принять участие в защите и направить отзыв в двух экземплярах по указанному адресу.
Автореферат разослан
Ж'
1992 г.
Ученый секретарь
Л.А.Дицкая
з
Актуальность теш. Стекло относится к числу наиболее экономичных и перспективных материалов, имеющих многофункциональное использование в архитектуре. В условиях интенсивного строительства метрополитенов в крупных городах СССР особую остроту приобретают вопросы применения художественного стекла и материалов на' основе стекла в интерьерах метро, как одного из средств формирования эстетической среды.
Внедрение художественно-декоративного стекла в индустриально-типовую подземную архитектуру повлияло на достижение архитектурно-художественной выразительности интерьеров, привело к разви- •. • тйю новых форм синтеза искусств и дизайна.
Обладая специфическими качествами, стекло имеет разностороннее использование в интерьерах: метро: • а/ стекло в осветительной арматуре ;
б/ стекло в монументально-декоративных произведениях /мозаика,
витраж, скульптура, эмаль/ ; в/ архитектурное стекло /облицовочный и конструкционный материал/.
Термин "архитектурное стекло" условный, под ним подразумевается образно-пластические горны его решения.
Исследование складывается вокруг проблем целесообразности использования из стекла произведений монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства, дизайна. Никакой другой искусственный материал не имеет талого пирокого применения в интерьерах метро. Главная проблема заключена в поиске новых нетрадиционных принципов формообразования в стекле, которые были бы органичны решениям современных интерьеров метро, созвучны его пластическим структурам. Традиционные произведения из стекла: светильники, витражи, мозаики, имеющие богатую историг. ^пользования в архитектуре общественных зданий, обретает в современнру подземных интерьерах метро новый функциональный смысл, кнуп эстетическую
ценность. "Можно утверждать, что метрополитен создал свой мир, "где архитектура и искусство 'существуют по собственным правилам, • далеко ке во всем совпадающими с порядками, свойственными другим отраслям творческой деятельности".^ ■ • ■
Новые принципы формотворчества стекла обогатили и расширили выразительные возможности этого материала. Развиваясь в русле общих художественных задач, стекло имеет свои проблемы, обусловлен-лые спецификой интерьеров метро.• Области использования стекла в интерьерах метро принципиально не отличаятся от функционирования его в других общественных интерьерах, однако существуют отличия, которые заключаются в более сложном многомерном характере выразительности стекла в подземном пространстве архитектуры метро, дающие нетрадиционные решения. Многофункциональное использование стакла в интерьерах метро в нашей стране в совокупности охватывает главные характерные тенденции современного стекла в архитектуре ь целом. '
Актуальность исследования отечественного наследия на примере художественного стекла в метро определяется проблемами, связанными:
а/ с возрастающим интересом к новым художественным возможностям стекла в архитектуре метро, системному анализу его истории, к тенденциям развития в современных интерьерах ; б/ с возросшим активным участием художников монументального и декоративного искусства на объектах кегростроя ; в/ с заменой природных декоративных материалов искусственными в том числе из стекла или на основе стекла. . Особенно актуальными представляются проблемы обобщения положительного опыта и ошибок в использовании художественного стекла
* Полевой В.М. Вчера и сего,дня московское метро. //Декоративное искусство СССР.-1985.-Й.6.-СЛ.
в интерьерах метро, вопросы связи современного стекла с традициями', задачи выявления новых возможностей на'современном уровне.
Цель работы - выявление художественных возможностей стекла в формировании эстетической среды метрополитенов. ■
Для" решения намеченной цели определяются основные задачи:
- выявить специфику стекла в интерьерах метро, его роль и место среди других видов монументально-декоративного искусства;
' - рассмотреть многофункциональность использования стекла в условиях метро; --
- дать ретроспективный анализ художественных традиций использова-кия стекла в метро ;
- - показать эволюции формообразования изделий из стекла;
- выявить перспективные направления художественных возможностей ( стекла в современных интерьерах метро. ~
Определяются 3 аспекта исследования: I/ Анализ видовых направлений стекла ;
2/ Преобразующее взаимодействие стекла с архитектурным пространством метро;
3/ Прогностические запросы к художественному стеклу в современных интерьерах метро. Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются интерьеры станций метрополитенов СССР, предметом исследования -функционирование*и синтез художественного стекла в архитектурном решении интерьеров ^етро.
Границы исследования. Рассматривается художественное стекло в интерьерах метрополитенов-Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси, Баку, Харькова, Еревана, Минска, начиная с открытия столичного метро в 1935 году и до 1985 года.
Выявление традиций и современных тенденций художественного стекла в интерьерах метро проводилось на основе исследования 3-х
условно обозначенных периодов: *
I/ 1935 - 1955 гг. , /рассматриваются произведения из стекла в интерьерах 4-х линий московского и-1-й линии ленинградского метро/ ; 2/ 1955 - 1970 гг.. /стекло в интерьерах метро Москвы, Лекингра- ■
да, Киева, Тбилиси, Баку/ ; 3/ 1970 - 1985 гг. /стекло в интерьерах метро Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси, Баку, Харькова, Еревана, Минска/.
Методика исследования базировалась на анализе натурных материалов в интерьерах метрополитенов страны, литературных источников, ознакомления с документацией проектных организаций метро: Ккевметропроект, Кавгипротранс, Белгоспроект, управлений метро Москвы, Ленинграда, Харькова, Баку, Еревана.
Систематизация материала проводилась по видовым направлениям использования стекла в интерьерах метро: а/стекло в осветительной арматуре б/стекло в монументально-декоративных произведениях /мозаика, витраж, скульптура, эмаль/ ; в/архитектурное стекло /облицовочный материал/. В исследовании использовался сравнительно-описательный метод.
"Научная новизна исследования - работа является первойпопнт-кой обобщающего и научного осмысления творческого опыта видовых направлений стекла в интерьерах метро нашей страны за 50 лет. Автором исследованы новые приемы использования стекла в метро, дана оценка эволюционных процессов формообразования'художественного стекла в интерьерах метро, стилистических особенностей в исторической ретроспективе. Выявлены традиционные и нетрадиционные, возникшие на современном этапе, возможности стекла в эстетической организации среды метрополитенов. Пристальное внимание уделено художественным особенностям материала в различных видовых наврав-
?
лениях его использования.
•Практическая значимость исследования-состоит в том, что она дополняет сведения о художественном стекле в архитектуре метро, способствует осмыслению и практическому освоению опыта, накопленного в этой области за 50 лет. Рззультаты исследования могут быть использованы при проектировании интерьеров станций метро, при подготовке специалистов художественно-промышленных вузов, художников по интерьеру, по стеклу, монументалистов, дизайнеров, архитекторов.
В отечественной литературе нет исследования, посвященного проблемам эволюции художественного стекла,в условиях метро и формирования эстетической среды современных интерьеров подземного -транспортного сооружения.
В литературных источниках можно выделить тематические группы: - Основная литература - статьи в периодической печати и общие све-r дения, приводимые в изданиях по монументально-декоративному, прикладному и строительному стеклу. В трудах Гусева Н.М."Стекло в современном строительстве" /1952 г./, Левинсона К.А., Смирнова В.А., Шелковникова Б.А., Энтелиса Ф.С."Художественное стекло и его применение в архитектуре" /1953 г./, Качалова H.H."Стекло" /1959 г./ рассматриваются примеры применения стекла в советской архитектуре, упоминаются произведения монументального искусства и светильники московского и ленинградского метро до середины 1950-х годов, однако авторы довольствуются анализом собственно отдельных произведений, не касаясь проблемы их взаимодействия с архитектурой. Мозаичные произведения до середины 1950-х годов рассматривали Воейкова И.Н., Толстой В. П. ; -Архитектуре московского метро посвящены диссертации Климова М*В., Петухова Л.Г., Тосуновой М.И., Чарнецкого Г.В.-, Щипакова A.C., вышедшие в 1948 - 1952 гг., архитектуре метро Киева и Харькова -диссертация Гомоляки И.И. /1962 г./. Литература по метро других
городов представлена в виде путеводителей и'фотоальбомов.
• В публикациях середины 1970-х - 1980-х годов., развернули полеми-t ^
ку вокруг вопросов целесообразности применения в метро монументально-декоративного искусства Голубев Г., Давыдова Н.И..Егорова Е., Зиновьева Т., Иконников A.B.," Левинсон И.Е. .Полевой В.М., Пясковский Ю., Соловьев Н., которые дали"критическую оценку украшательским тенденциям в интерьерах транспортных сооружений. Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы /224 названия/, изложенных на.163 стр. машинописного текста.' Иллюстративный материал /343 фотографии/ прилагается в виде альбома. Содержание ~работы.
I. ХУДОКЕСТВЕННО-ВЫРАЗЯГЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТЕКЛА В АРХИТЕКТУРЕ МЕТРО, СЛОЛИВШИЕСЯ ФОРМЫ, ИХ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА I.I. Особенности и художественная природа стекла. Сущность стекла как художественного материала - б эстетическом восприятии его качественных .выразительных возможностей. Характерная черта - многоликость содержания и использования в декоративно-прикладных, монументальных, архитектурно-строительных видах творчества. 4 *
Отмечается главная особенность стекла, которая наделяет его неповторимостью среди других пластических материалов - прозрачность - качество, дающее возможность просматриваемости материала вглубь к взаимопроникновению пространства, и*свойство, создающее ' беспрепятственное пропускание света. Другой-важной особенностью стекла является декоративность, в выявлении которой заложено множество технологических процессов изготовления и обработки материала. Анализируются основные черты декоративности.
Рассматривая отдельные особенности материала, выявляются функ-
циональные его стороны, имеющие определяющее'значение в-видовых направлениях использования стекла в архитектуре. Отмечается многофункциональность применения стекла в интерьерах метро. Специфика каждого вида отличается в технологии и обработке стекла, армирующего материала, связей с архитектурой.
Дана характеристика видовым направлениям. Светильники. Формообразование осветительной арматур« в метро определяется функциональными особенностями восприятия подземного пространства. Светильник сочетает в себе утилитарные и художественные функции:
- освещение в решении психологических задач и его приемы;
- художественно-выразительное средство архитектурного пространства и отношение к тектонике ;
- формообразующий декоративный элемент в интерьере и его композиционные средства.
Формообразование стекла в светильниках подразумевает стилевую связь с архитектурной пластикой, обусловлено архитектурно-художественным решением интерьеров и развивается по 2-м направлениям: I/ рациональность формы стекла /условно-геометрической/ ; '¿/ иррациональность формы /природно-огранической или символической/.
Основной и главный критерий оценки светильников заключается -в соответствии декоративно-пластических свойств светильников и художественного воздействия архитектурного решения интерьера, всех элементов его выразительности - пространственных, световых, фактурных, цветовых.
Витраж - техника монументально-декоративной живописи из стекла, пропускающего свет. Главным свойством витра»а является зависимость от света как необходимого условия его существования, а такте способность преображать этот свет, создавать иллюзорное впечатление освещения, исходящего из самого витража.
В условиях метро с помощью витража и искусственного света создается цветонасыщенная среда, которая компенсирует недостаток естественного света и цвета, играет исключительную роль в создании особого эмоционально-образного содержания архитектурного пространства. Выявляются художественно-выразительные средотва тонкостекольного и толстостекольного витража. Существование витража при искусственном свете в метро изменило многие общепринятые закономерности его функционирования в интерьере. Множественность функций во взаимосвязи"с архитектурой объясняется стремлением художников создать неповторимый облик станций, существенно повлиять на эмоциональную выразительность подземного пространства.
Скульптура из стекла - новое видовое направление использования стекла в архитектуре. Отмечаются художественные средства стеклянной скульптуры: согласование формы, отношение к пространству и свету, декоративная характеристика материала.
К отделочным материалам, предназначенным для декорирования и повышения эксплуатационных качеств несущих и ограждающих конструкций, относится смальтовая мозаика. Ыоэаика - технология монументально-декоративной живописи с ограниченной прозрачностью, но с отражащей способностью заглушённого стекла. Дана характеристика декоративным качествам смальтовой мозаики. Как вид живописи мозаичные произведения обладает третьим измерением - глубиной, которая способствует иллюзорному преобразованию пространства. В зависимости от »моционально-образных задач решения пространства,, мозаики могут быть доминантой в интерьере или выполнять подчинен» ную роль функции облицовки.
Эмаль - технология изготовления художественных и монументально-декоративных1 произведений из стеклообразупцих материалов. Дана характеристика декоративным особенностям художественной и технической вмали, которое ндходйт .применение в интерьерах метро.
При рассмотрении видовых связей монументально-декоративных-произведений из стекла можно обнаружить родство витража, мозаики и эмали - это живопись основным материалом которой является стек- -ло. Разница в строении обуславливает их технологию в монументальной живописи. Дробность элементов - одно из основополагающих условий создания композиций.
1.2. Специфика интерьеров метро и эстетическая роль стекла в подземной архитектуре.
- Специфика интерьеров метро, в основе которой заложено единство функций транспортной и эстетической системы, обусловлена особенностями интерьерного характера архитектуры. Подземное пространство метро отличается преимущественно линейно-осевой пространственной величиной. Отличительными признаками архитектуры метро является, как известно, интерьерный характер подземных помещений и отсутствие естественного света, вместе с тем подземное пространство метро является продолжением городских улиц и связано с наземной поверхностью. Эта специфика определяет применение декоративнЬ-ху-докественных материалов из стекла в метро, иллюзорно восполняющих свет и цвет как факторы, преобразующие подземное пространство и создающие необходимые визуальные впечатления, Отмечается, что использование более полных возможностей стекла в архитектуре метро может привести к концептуально новой трактовке восприятия его замкнутых пространств. ' -
Специфические выразительные средства, функциональное назначение определяют характер образного строя произведений из стекла, из них можно выделить:
- изобразительные, участвующие в создании эмоционально-образного решения интерьера /мозаика, витраж, скульптура, эмаль/;
- неизобразительные /стекло осветительной арматуры, нонструяци-онно-отделочный материал/. " 1
Границы между изобразительными и неизобразительными видами относительны.
Практика показала устойчивые взаимосвязи архитектуры со стеклом, которые основываются на отношениях:
- стекло и архитектурная поверхность ; - стекло и пространство.
1.3. Целесообразность и назначение монументально-декоративного искусства в решении эстетической среды метро. , Формирование эстетической среды советских метрополитенов на начальном этапе, как известно, основывалось на принципах, выработанных в начале 1930-х годов, когда советский метрополитен рассматривался ' как архитектурно-пространственный комплекс общественно-политического значения.
Назначение монументально-декоративного искусства в интерьерах метро было направлено на решение ряда задач:
- ликвидировать психологический фактор "подземности" ;
- разнообразить художественный"облик станций, ограниченных объемно-пространственной структурой, придать облику станций эффект быстрой узнаваемости для пассажира, едущего в поезде ;
- создать оригинальное неповторимое решение каждого интерьера;
- отразить через систему художественных средств название станции или связь с городским^ улицами;
- использовать произведения монументально-декоративного искусства в функции визуальной информации.
Синтез монументально-декоративного искусства и архитектуры метро изменялся, но.всегда был направлен к совершенствованию эстетической среды интерьеров станций и переходов. В настоящее время -значение монументально-декоративного искусства в метро развивается на новом уровне.
Как известно монументально-декоративное искусство и в условиях метро .обладает системой функций: познавательной,' просвети-
\
I (
тельской, коммуникативной, социально-организационной, воспитательной. Рассматриваются такие факторы как содержание, средовая ситуация, взаимосвязь с архитектурным пространством, условия восприятия,- художественный .язык. К содержательной специфике можно отнести согласование: изобразительное, ассоциативно-изобразительное, ассоциативно-опосредованное. Очень важны категории "монументальность" и "декоративность", их роль в таком специфическом-виде архитектуры каким является метро. ,
Целесообразность применения произведений.монументального искусства нельзя определить без установки критерия целесообразности. Назначение интерьеров метро - наиболее ватный гактор, опреде- • ляющий решение интерьера, его образное и эмоциональное "наполнение" средства™ искусства. Функциональное назначение каждого вида ин-.терьера: станции, вестибюля, кассового зала, подземного перехода -во многом определяют целесообразность применения тех или иных средств монументально-декоративного и прикладного искусства. 2. АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКОГО ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
СТЕКЛА В ИНТЕРЬЕРАХ МЕТРО 2.1. Краткий обзор формирования эстетической среды
советского метро. Эволюция архитектуры метро неразрывно связана с общими процессами развития советской архитектуры и искусства.
Архитектура первой линии московского метро начала 1930-х годов имеет черты конструктивизма, проявившиеся в эстетическом освоении конструкций. Варьирование гибкой структурной организации пространства, опор и перекрытий позволило создать разнообразие решений интерьеров при сохранении их ансамблевости.
К концу 1930-х годов в подземной архитектуре метро возникли черты парадности. Эти тенденции проявились также в прикладном и декоративном искусстве интерьеров метро. Разнообразие станций дос-
14 "
тягалось созданием индивидуальных художественно-образных решений.
Период-1940-х годов характеризуется: преобладанием стилизаторских тенденций. Характерна перегруженность интерьеров метро монументально-декоративными произведениями, которые отличались пове-ствовательностью, иллюстративностью, многословностыэ.
В 1950-е годы в интерьерах московского и ленинградского метро отразилось стремление опереться на традиции, которое превратилось в имитацию стилей определенного времени /русский ампир, итальянский ренессанс, русское, и украинское барокко ХУП века/. В оформлении появилось увлечение вненней пмсазной стороной архитектуры и монументально-декоративного искусства без учета функциональных требований транспортного сооружения.
С конца 1950-х годов индустриальные методы типового строительства стали решающими для архитектуры метро. Техническое вхо--дило в крут эстетически ценимого и, как следствие, ликвидировало "излишества" в интерьерах' метро. Ленинградскими архитекторами был предложен новый вид станций без боковых перронных заяов, получивших название "горизонтальный лифт". В погоне за количественными показателями была упущена эстетическая сторона - качество.
К концу 1960-х годов наметились приемы "украшения"-типовых станций метро произведениями из различных художественных материалов', что еще больше подчеркивало разобщенность и чужеродность их в утилитарных "аскетичных" интерьерах. .
С начала 1970-х годов определилась тенденция к достижению индивидуальных архитектурно-художественных решений станций. В связи с этим был разработан ряд приемов, видоизменяющих конструктивный облик типовых станций, позволяющий разнообразить форму опор, элементов перекрытий, приемов освещения, создания светильников, а также различного взаимодействия с видами монументально-декоративного искусства, новыми отделочными материалами. В интерьерах
N
метро союзных республик отразились черты национального своеобразия архитектуры и монументально-декоративного искусства.
В 1980-е годы продолжились поиски новых средств выразительности архитектуры метро на основе типовых констгуэтивных схем. . Возрос интерес, к возможностям худогественных шггериалов в услови- • ях метро. Взаимопроникновение искусств и попеки нового худс-сст-венного языка пластических материалов, взаимосвязи их с архитектурой отразились на формировании эстетической среди метро. Характерно соединение нескольких 'видов пластических искусств в одной произведении, обладающим единой конструктивно-художестзенной . структурой, соответствующей функциональным и эстетически требованиям. Плодотворной тенденцией стал усиливающийся галерее к нас-, ледка, к национальным художественным традиция).!. Поиски национального содержания на основе народной художественной культуры легат в архитектурно-художественном решении интерьеров станций Минска. Это внимание к синтезу традиционного и современного является залогом успешного творческого поиска в формирования среды метро.
2.2. Творческая практика взаимосвязи произведений монументального и декоративного искусства из стекла с подземной архитектурной средой.
Стекло в светильниках. Анализируются приемы организации освещения и формообразования одноламповых светильников первой линии московского метро. Отмечается правильное геометрическое решение х форм молочно-белого стекла: шара, цилиндра, конуса, соответствующее общему стилевому направлению конструктивизма и функциональным особенностям интерьеров транспортного сооружения. Гибкая модульная система-архитектуры и светильников позволила разнообразить, облик интерьеров, отразилась на создании оригинальных люстр, которые послужили началом развития новых форм многоламповой осветительной арматуры для последующих. станций.
'. 16
Формообразование стекла в крупных многоламповых светильниках-подвесах второй очереди основано на художественном оформлении интерьеров метро и усложнении.геометрических форм путем изменения радиусов" построения и соединения'стеклянных элементов друг с другом., в результате чего были получены формы сплющенного шара, шле-мовидная форма, форма, состоящая из 2-х конусов. Изменение радиуса в построении мелких фор^стекла способствовало созданию одноламповых модульных колпаков формы "тюльпана", "колокола", "капли", которые использовались в напольных, настенных типах светильников. Примечательно применение двухслойного хрустального-стекла: мато-~ вого и прозрачного, которое украшалось алмазной резьбой в виде "ямок", Линейных "пальцев", что создавало дополнительный декоративный эффект. Конструктивно-художественное решение светильников соответствовало стилевому решению интерьеров. 1
Начиная с 1940-х годов конструктивно-художественное решение светильников для метро превращается в самостоятельный вид декоративного искусства и основывается на преемственности классического наследия. Ведущим" типом светильника является люстра -. атрибут дворцового интерьера. Для этого периода характерно усложнение металлической арматуры всех типов светильников с использованием мо-■ дульных форм стекла предыдущего периода. Параллельно с традиционными типами светильников был создан вид встоенного освещения, свойственного только интерьерам метро, в котором использовалось листовое молочно-белое стекло /станция ЭЛЕКТРОЗАВОДСКАЯ/.
Изменения формообразования светильников 1950-х годов выразилось в прямом заимствовании русского стекла периода классицизма, повторе и переносе его в' интерьеры транспортного сооружения без учета функциональной основы метро'/ярким примером являются люстры станции АВТОВО в Ленинграде/. Для создания дворцовой пышности характерно использование прозрачного хрусталя. Тонкостекольные из-
делия вытеснялись предметами массивными, строгими по пропорциям, монументальными, украшенные углубленной резьбой, изготовленные моллированием. Тяжелые крупные формы стекла требовали увеличения металлической арматуры. Формообразование светильников развивалось по 2-м направлениям:
I/ традиционные типы: люстры, бра, тортеры;
2/ нетрадиционные: встроенные в архитектурные конструкции, получившие развитие в интерьерах метро Ленинграда. Характерно ансамблевое решение светильников в интерьерах каждой станции, множество конструктивно-художественных вариантов построения и композиционных приемов.
Упор на «функциональность и рационализм 1960-х годов привел к созданию упрощенных форм стекла для встроенного и ленточного вида освещения, использования типовых лкминисцентных ламп. -
Конструктивно-художественное решение светильников 1970-х годов было подчинено тенденции, направленной на создание индивидуального архитектурно-художественного пространства метро и выразилось в создании образно-выразительных пластических форм арматуры и стекла, их ансамблевому решению. Формообразование светильников шло по нескольким направлениям: I/ традиционное - тип люстры:
- с "классическими" приемами конструктивного построения ;
- модификации люстры с выносом источника света за пределы стеклянных колпаков, их заменили рельефные и фактурных плоскости, различные пустотелый формы, призмы, мелкие модульные элементы, световой объем строился вокруг металлического каркаса;
2/ нетрадиционное: создание "природных", "технических", "символических" форм светильников, наделенных определенным художественным образом. Принципы комбинаторики и дизайна 1980-х годов повлияли на
создание: .
- обьемно-пространственных световых композиций в интерьерах метро из модульных форм металлической арматуры и стекла, формообразование которых развивалось по 3-м координатам в пространстве,;
— различных ввдов встроенных светильников, которые вместе с архитектурной конструкцией составляли единую образно-художественную форму, соответствующую идейным задачам -решения пространства интерьера /форма "факела", "салюта"/.
Характерной особенностью в решении светильников метро Минска является использование широкой палитры цветного стекла.
V (
Эволюция светильников, художественные возможности стекла свидетельствуют о диалектическом характере формообразования этого видового направления, о его эстетической роли в формировании среды советских, метрополитенов. '
Мозаика. Анализ творческой, практики свидетельствует о стремлении создателей станций найти различные принципы взаимодействия мозаичного искусства с архитектурой метро.
Первые мозаики А.Дейнеки, установленные на сводах станции МАЯКОВСКАЯ в Москве.в 1938 году, увязаны с тектоникой архитектуры и выполняют функцию "прорыва" иллюзорными живописными произведениями. Основная тема мозаик - труд и отдых советских людей. Этот этап был периодом формирования, направленности советского монументального искусства, которое развивалось по пути реализма.
В 1940-е годы преобладающими темами мозаик были военные и трудовые подвиги народа. Художественный язык мозаик приближался к масляной живописи и носил станковый характер, в котором преобладали повествовательность, иллюстративность, документальность. Композиции плафонной и настенной живописи замыкались в рамы и соседствовали с другими декоративными элементами.
• В 1950-е годы усиливающаяся тенденция к дворцовой пышности
привела к перегруженности интерьеров метро мозаичными произведениями, которые заполняли архитектурные плоскости без учета тектоники архитектурного пространства и функций транспортного сооруже--ния. Мозаики создавались как "картины в раме" и размещались по принципу музейной экспозиции. Сюжетные композиции, установленные на пилонах и сводах, были перегружены деталями, многофигурными сценами, их восприятие и осмысление было затруднено. Недостатком можно полагать искажение пропорций и восприятие "картин", на сводах в перевернутом виде при движении пассажиров от электропоездов к выходу станций /КОМСОМОЛЬСКАЯ-кольцевая, БЕЛОРУССКАЯ-кольцевая/. Основными темами мозаик были: исторические, дружба народов СССР, прославление народного подвига. Б работах доминировала техника "обратного набора", широко использовалась смальта под золотой хантарелью. Наряду со "станковыми" произведениями создавались обобщенные символические, метафорические, геральдические композиции с чертами помпезности. В результате недооценки монументальности произведений они низводились до роли архитектурного декора, снижая силу художественного воздействия.
Новые поиски в архитектуре 1960-х годов оказали существен-'ное влияние на'мозаичные произведения. Тектоническая строгость архитектурных конструкций благоприятствовала развитию декоративных свойств смальты. Плоскостность^ условность цветовых решений, подчеркнутый геометриям форм стал преобладающи».! в монументальном искусстве. Возросла роль живописных и пластических средств смальты в передаче эмоционального строя монументально-декоративных произведений, их связи с архитектурой. Изменился силуэт- панно, рельеф, размер, масштаб заполняемых плоскостей. Характерны композиции с плакатной трактовкой темы и цветоритмические композиции, построенные на тонких ассоциациях художественного образа, выполняющие функцию основного отделочного материала интерьеров станций /МАЯ-
20 . КОВСКАЯ в Ленинграде, 26 БАКЫ КОМИССАРЫ в Баку/.
В процессе обновления художественного языка смальтовой мозаики 1970-х - 1980-х годов были созданы предпосылки для формирования новых тенденций. Взаимопроникновение пластических искусств и задачи синтеза отразились на новых формах взаимодействия с архитектурой, Кромечплоскостных мозаичных панно развиваются рельефные и объемно-пространственные формы, сочетающие в себе живописные и скульптурные свойства. Нередко мозаичная смальта использовалась в сочетании с другими декоративными материалами: металлом, кераУ микой, камнем. Для мозаичных произведений характерна ансамблевость в интерьерах наземной и подземной частей метро, усложнение образно-эмоциональной и" пластической структуры произведений, его художественного языка. По содержанию мозаики делились на исторические, литературные, геральдические, биографические, символические, аллегорические, геометрически-абстрактные, ассоциативные. В зависимости от художественно-образных задач интерьеров метро, мозаичные произведения могли занимать главенствующую или подчиненную аккомпонирующуто роль.'
Витраж. В связи с развернувшимся строительством московского и ленинградского метрополитенов, в послевоенные годы возник интерес ;с архитектурно-художественному применению стекла и к вит ралу в частности.
Орнаментальные композиции из цветного стекла, установленные в пилонах станции НОВОСЛОБОДСКАЯ в Москве /1951 г./, являются первыми советскими витражами, выполненными для крупнейшего общественного сооружения страны. Предвзятое мнение о витраже как специфическом искусстве культовых сооружений было преодолено. В нем возрождено главное свойство этого древнего вида искусства - декоративность. '
Период становления и активного развития витража приходится
' 21 ' _ на начало 1960-х годов, когда эмоциональная ценность цветного стекла приобретает особое значение в типовой архитектуре. Технические возможности расширили выразительные художественные средства витража и открыли перспективы для пойсков новых форм и взаимосвязей с архитектурой. Витраж стал белее подвижным и многофункциональным в архитектуре, а в конце 1560-х годов использовался в интерьерах метро. Отмечается, что использование сюжетных витражей патриотического содержания в интерьерах транспортного сооружения неоправдано.■Например, витраж "За власть Советов!",, установленный в вестибюле' станции ГОСТИННЫЙ ДВОР в Ленинграде теряет значение монументального произведения, снижаясь до роли Зоновой декорации.
В середине 1970-х - начале 1980-х годов в интерьерах метро Киева, Харькова, Москвы, Ленинграда, Минска витраж имеет важное значение в решении архитектурно-художественных, эмоционально-образных задач. Преобразующая роль витража в. подземных интерьерах, декоративные качества обобщенных, лапидарных форм цветного стекла и света утвердили его в данной архитектуре. Анализируются примеры организации архитектурно-пространственной среды посредством витража в функциях: стены, ложного окна, светильника, световой"релье-Зной пластики. По содержанию витражные композиции делятся на исторические, биографические, символические, геральдические, абстрактные. Во всех примерах главной проблемой является соответствие художественно-образного решения витража и функциональное назначение интерьеров метро/
Скульптура из стекла - новое направление использования художественного стекла в современной архитектуре, которое выделилось благодаря развитию объемно-пространственного витража. Границы между скульптурой и объемной цветосветопластикой стираются......Использование стекла в этом жанре связано с деятельностью скульпто-
ра Мухиной В.И, в период 1940-1950-х годов. В интерьерах метро скульптура опосредовано заявила о' себе при создании крупных торшеров, колонн из прозрачного хрустального стекла начала 1950-х годов, а в 1970-1980-е годы пластические черты цветного стекла проявились в создании объемно-пространственных декоративных композиций. Анализируются скульптурные произведения 1980-х годов, установленные в интерьерах метро Минска и Праги, имеющие символическое значение. Дается характеристика художественным средствам скульптуры, ее взаимодействию с архитектурным пространством метро. Особая роль отводится декоративным свойствам стекла в достижении монументальности произведений.
Идея применения стекла в качестве облицовочного декоративного материала в архитектуре не нова, она имеет глубокие корни, .уходящие в историю убранства парадных интерьеров раннего классицизма. В архитектуре метро 1950-х годов отмечается переработка классического наследия для проведения эксперимента с. облицовочным стеклом при сооружении станции АВТ0В0 в Ленинграде. Целесообразность эксперимента заключалась в разрушении убеждения.о непригодности хрупкого материала для решения архитектурных задач, утверждения утилитарных и эстетических качеств материала, открытия перспективы для широкого использования художественного "архитектурного" стекла. Приводится сравнительный анализ облицовочного стекла в интерьера?: советского метро 1550-х годов и облицовочно-' Го стекла в интерьерах метро Праги 1980-х годов, основанного на поисках современного дизайна. Отмечается влияние стилевых особенностей времени на конструктивно-художественное решение облицовочного стекла, преимущество средств дизайна в достижении единства функциональных и эстетических свойств стекла на современном уровне.
К облицовочным материалам на основе стекла относится эмаль художественная и техническая. Анализируются примеры использования
художественной эмали в интерьерах метро Москвы 1970-х годов и варианты применения рельефных-металлоэмалевнх облицовочных элементов в интерьерах метро Харькова. Отмечаются функциональные и декоративные свойства материалов, выделяются потенциальные воз-■ можности "модульных" композиций.
2.3. Устойчивые художественные традиции и возможности их преемственного развития.
В тесном взаимодействии со стилистическими изменениями в архитектуре метро расширились границы жанров традиционного использования стекла и привнесения новых видовых направлений. Связь с традициями и новаторство, принципы формотворчества обогатили и расширили выразительные возможности стекла в традиционных видах, создали новые нетрадиционные варианты взаимодействия с ар;хитек-турой метро, повлияли на решение пространственной выразительности и восприятия подземных интерьеров.
Анализ творческого опыта показал, что в решении интерьеров метро можно различать тенденции: художественно-образную и утилитарно-рациональную. Основные видовые направления использования стекла функционируют в зоне слияния прикладного, архитектурного стекла и уникальных монументально-декоративных произведений, влияющих на организацию архитектурно-пространственной среды метро. Утилитарные и эстетические достоинства стекла определяют устойчивые художественные аспекты его использования и развития в интерьерах метро, открывают интересные прогностические перспективы.
Эволюционный процесс светильников, начавшийся с - использования однолампового подвеса и классической формы люстры, переосмысления формообразования и многообразия возможностей света, арматуры, бесцветного и цветного стекла привел к созданию пространственной светопластики, органично вошедшей в конструктивную систему интерьеров метро. Искусственный свет в мзтро - необходимое
условие проявления природных и художественных качеств стекла, наполняет его разносторонними функциями, расширяет диапазон выразительных возможностей.
-Произведения монументально-декоративного искусства, выполненные в техниках мозаики, витража, художественной эмали, скульптуры, начавшие существование в метро как самостоятельные станковые произведения, впоследствии приобрели качественно новый уровень, характеризующийся принципами пространственно-пластической и образной выразительности подземного пространства. Тенденция к сокращению идеологизированного содержательного значения моиумен-тально-декоративного искусства в интерьерах метро сопровождается усилением его декоративных функций, тенденций пластического обогащения. Возрастает роль живописных, фактурных, пластических, про-'-странственных, оптических средств стекла в передаче эмоционального строя монументально-декоративных произведений и его взаимосвязей с архитектурой. Закономерно выражение образа через символ, метафору, аллегорию, ассоциативное восприятие, формы, света, колорита, цвета. ^;
Участие декоративного стекла и материалов на основе стекла \
в качестве облицовочных и конструкционных материалов дает право утверждать и прогнозировать их утилитарные и художественные возможности в создании определенных эстетических характеристик интерьеров метро.
Пространственно-пластические поиски', свойственные архитектуре, становятся актуальными в декоративном стекле, решая проблемы . восприятия подземных интерьеров: иллюзорного увеличения пространства, облегчения конструкций, создавая атмосферу определенного
> , -
настроения.
Дробность элементов - одно из основных условий создания про-' изведений из стекла, поэтому в их разработке постоянно сопутст-
вуют поиски композиционных средств и приемов. Перспективна "модульность" построения элементов с ярко выраженной архитектоникой и ритмикой, мно'говариантные комбинаторные принципы связи и креплений обусловливают особенности контактов с архитектурой и позволяют. им органично войти в пространство интерьеров метро. Широкие декоративные возможности заключены в цвето-колористической, фактурной, световой, оптической вариантности, в технологическом разнообразии и сочетании с другими материалами. ■
Целенаправленное выявление ведущих художественных средств стекла в создании цвето- и свстовоздуиной среды определяют эмоциональное звучание пространств:! интерьеров метро.
'' - ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Декоративное стекло, используемое в метро в течение 50 лет, , # '
является частью истории его развития в архитектур^. Формирование пространственной выразительности интерьеров метро непосредственно повлияло на развитие видовых направлений стекла. В свою очередь обращенность стекла к особенной подземной архитектуре метро повлекла за собой принципиальное изменение художественного языка стекла.
ВЫВОДЫ:
1. Традиционной концептуальной установкой решения интерьеров метро является формирование эстетической среды как неотъемлемой чрети городской структуры.
2. Синтез архитектуры метро и декоративного стекла' - одна из граней проблемы формирования эстетической среды, направленной на преодоление утилитарно-рационалистических нормативов транспортного Сооружения в пользу эмоционально-гуманистических и духовных
• ценностей.
3. - Художественное стекло метро является частью эволюционного процесса использования, стекла в архитектуре, развивающееся в русле общих стилистических тенденций времени.
4. Эстетическое восприятие особенностей декоративного стекла заключено в способности иллюзорно восполнять цяето-сг>ето-воз-душную среду в подземных "экстремальных" условиях метро. .
5. Многофункциональный характер декоративного стекла, интенсивно расширяющийся диапазон применения в метро утверждает его. как пространствопреобразующий, свето- и цьетоорганизущий, конструкционный материал с высокими эстетическими и утилитарными свойствами. -
6. Творческое переосмысление традиций стекла является важным аспектом его преемственного развития в интерьерах метро нашей страны. - .
7. Целостное решение объектов метро заключено в унисонности стекла архитектурной идее, архитектоническим и конструктивным основам сооружения, тенденция "оформительства" и "украшательства" интерьеров метро художественным стеклом неприемлема.
. 8. Основным критерием целесообразности применения монумента- . льно-декоративных произведений из стекла в интерьерах метро следует принять назначение интерьеров, как наиболее важный фактор, определявший внутреннее содержание интерьера, его идейно-художественное и эмоциональное значение. Специфика требований транспортного сооружения предъявляет к каждому виду интерьера .степень возможности и целесообразности применения в нем монументально-декоративного и прикладного стекла.
9. Художественно-выразительные возможности стекла, жанровое и. технологическое разнообразие определяют перспективность и популярность использования еТо в интерьерах метро.
10. Комплексный принцип формообразования, соединяющий технику, пространственную структуру интерьеров метро, средства визуальной информации, освещение,- предметно-пространственное окружение, синтез искусств должен быть не только формальным конструктивным
соединением, но и отражать образные задачи в достижении полноценной эстетической среды метро.
Публикации и сообщения по тек® диссертации:
1. Сравнительная характеристика использования стекла в интерьерах советских метрополитенов. -Тезисы доклада на научно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей МВХПУ. -М.,1987.
2. Художественно-эстетическая характеристика облицовочного стекла в интерьерах метро. -Тезисы доклада на научно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей МВХПУ. -М., 1988.
3. Монументально-декоративные произведения из стекла в интерьерах метро СССР. -Тезисы доклада на научно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей МВХПУ. -М., 1989.
4. Облицовочное художественное стекло в условиях метро. -М., Деп. в НИО Ииформкультура, 1989 /библ. указатель серии "Изобразительное искусство", вып. 12, Р 2127/.
5. Эволюция формообразования стекла в осветительной арматуре метро СССР. -М., Деп. в НИО Ииформкультура, IS89 /библ. указатель серии "Изобразительное искусство", вып. 12, № 2128/.
3. Художественное стекло в светильниках метрополитенов. -Тезисы доклада на научно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей МВХПУ. -М., 1990.
Цветное стекло в архитектурно-художественном решении современных интерьеров метро Минска. -Тезисы доклада на научно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей МВХПУ. -М., 1991.