автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Пространственно-временная структура романа М. А. Булгакова "Белая гвардия"

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Коханова, Валентина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Пространственно-временная структура романа М. А. Булгакова "Белая гвардия"'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Коханова, Валентина Александровна

Введение.

Глава 1. Исторический диапазон времени и пространства в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия»

1.1. Пространственно-временные параметры первой главы романа М.А.Булгакова "Белая гвардия"

1.2. Хронология событий исторического плана романа М.А.Булгакова «Белая гвардия»

1.3. Историческое время романа «Белая гвардия» в контексте истории России

1.4. Историческая модель пространства романа «Белая гвардия»

1.5. Своеобразие булгаковского историзма в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия»

Глава 2. Религиозно-философский смысл романа М.А.Булгакова «Белая гвардия» сквозь призму хронотопа

2.1. Мировоззренческий подход к трактовке религиозно-философского смысла романа «Белая гвардия»

2.2. Роман М.А.Булгакова «Белая гвардия» как свидетельство о начале конца времен

2.3. Роман «Белая гвардия» как рождественский текст

2.4. Внутреннее пространство героев романа М.А.Булгакова «Белая гвардия»

2.5. Духовный смысл сюжетного пространства романа

М.А.Булгакова «Белая гвардия»

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Коханова, Валентина Александровна

Личность и творчество М.А. Булгакова неизменно на протяжении нескольких десятилетий являются объектом пристального внимания со стороны биографов, литературоведов, искусствоведов, да и вообще людей самых разных профессий и сфер интересов. Привлекают незаурядный писательский дар, раскрывшийся в разнообразных жанровых формах, полемичность, острота, вневременная актуальность и глобальность проблематики его произведений, направляющие движение мысли читателя от вопросов бытовых, узконациональных, исторических к вопросам вневременным, общечеловеческим; поражает сочетание ярко выраженной преемственности по отношению к предшествующей литературе и неповторимой оригинальности и новизны. И ещё одна особенность булгаковских книг удивляет любого, кто всерьёз занимается исследованием его наследия, - это загадочность и «бездонность» его произведений. Каждое новое прочтение, своеобразно трактующее их смысл, отнюдь не воспринимается исчерпывающим, утверждающим окончательную истину, а порождает всё новые вопросы, ответы на которые в сколько-нибудь полном варианте можно будет получить лишь с течением времени и в результате коллективных усилий многих литературоведов.

Вероятно, поэтому современное булгаковедение, чрезвычайно основательно изучая наследие писателя, насчитывает уже многие сотни книг, научных статей, изысканий. Фундаментальным и значительным можно назвать вклад таких маститых исследователей, как И.Ф. Бэл за, В.Я. Лакшин, A.M. Смелянский, Б.В. Соколов, М.О. Чудакова, Л.М. Яновская. Изучению поэтики писателя, специфики его романного мышления посвящены труды И.А. Галинской, Б.М. Гаспарова, А.П. Казаркина, A.A. Кораблёва, В.И. Немцева, М.С. Петровского, Е.А.

Яблокова и др. Значительная часть трудов, в которых рассматривается прозаическое наследие М.А. Булгакова, посвящена роману «Мастер и Маргарита», в меньшей степени уделяется внимание роману «Белая гвардия», исследование пространственно-временной структуры художественного мира которого стало предметом данной диссертации.

Попытка истолкования текста романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», интерпретация его на идеологическом, историческом, этическом, философском уровнях предпринимались неоднократно, поскольку, по мнению Ю.М. Лотмана, «художественная модель всегда шире и жизненнее, чем её истолкование, а истолкование всегда возможно лишь как приближение».1 Но поскольку «художественный текст можно рассматривать как текст многократно закодированный»2, подобные попытки будут предприниматься и в дальнейшем и, вероятно, будут составлять «область значений» (Лотман) этого романа. Всё написанное о романе «Белая гвардия» можно условно тематически сгруппировать по основным направлениям исследования.

1. Довольно подробно разработаны вопросы, связанные с творческой историей романа, в трудах Н.В. Петровой, Я.С. Лурье, И.З. Серман, В.А. Чеботарёвой, М.О. Чудаковой, Л.М.Яновской и др. Вопросы о степени автобиографичности романа и о прототипах его героев рассматриваются в статьях и исследованиях Е.А. Земской, Л.К. Паршина, Б.В. Соколова, Я. Тинченко.3

1 Лотман Ю.М.Многоплановость художественного текста // Об искусстве. - С.-Петербург: «Искусство - СПБ», 1998. - С.77.

2Там же. -С,77.

3 Петрова Н.В. Когда и как был написан роман М. Булгакова «Белая гвардия», «От «Киева-города» к «Белой гвардии» // Замысел и его художественное воплощение в произведениях советских писателей. Владимир, 1979. С.3-15; Чеботарёва В. К истории создания «Белой гвардии» //Рус. лит. Л., 1974. №4. С. 148-152; Яновская Л. Когда была написана «Белая гвардия» // Вопр. лиг. М., 1977. №6. С.302-307; Варденга М. Найдена рукопись «Белой гвардии»; Владимиров И. К истории романа // Слово 1992, №7; Чудакова М. Необыкновенные приключения рукописи: (Михаил Булгаков в Москве 1991-1992 гг.) // Лит. газ. М„ 1992. № 12. - С.6. и др.

2. Много внимания уделено вопросу о творческих параллелях, прежде всего, с русской классикой. Сопоставлению «Белой гвардии» М.А. Булгакова с пушкинской «Капитанской дочкой» посвящены работы А.П. Забровского, В.И. Сахарова, с «Мёртвыми душами» Н.В. Гоголя - статья М. Каганской, с романом Л.Н. Толстого «Война и мир» - исследования Я.С. Лурье, Э.К. Райт. Сравнение эпиграфов к «Бесам» Ф.М. Достоевского и к роману «Белая гвардия» сделал И.Ф. Бэлза. Довольно подробно рассматриваются и творческие связи М.А. Булгакова с современными ему писателями и поэтами: А.Ахматовой, А.Белым, М.Горьким, Л.Леоновым, О.Мандельштамом, Д.Бедным, В.Маяковским, М.Шолоховым, А.Н. Толстым в работах Н.И. Бахматовой, И.Л. Волгина, М.С. Петровского, Н. Кузякина, Л. Кацис, Т.М. Вахитовой, А.И. Павловского и др.

3. Следующая группа работ посвящена соотношению автора и повествователя в романе. Эта проблема рассматривается в статьях Е.Г. Архангельской, Т.Г. Винокур, В.Я. Лакшина, в книге В.И. Немцева, в диссертации Г.М. Ребель.

4. В работах Б.М. Гаспарова, В.В. Гудковой, И.П. Золотусского, H.A. Кожевниковой, Спандель Де Варда Д., М.М. Шнеерсон, Е.А. Яблокова главным структурообразующим принципом романа названа система лейтмотивов.

5. Последняя, довольно обширная группа работ рассматривает роман «Белая гвардия» в аспекте пространственно-временной структуры текста и на первый план выдвигает истолкование смысла целого художественного произведения. Г.Н. Бахматова, Н.И. Великая, Л.С. Дмитриева, И.П. Золотусский, A.A. Кораблёв, В.Д. Наривская, М.С.

Петровский, Е. Скороспелова, Л.Л. Фиалкова, Д.А. Щукина, Е.А. Яблоков рассматривают своеобразие организации романного хронотопа.

Рассмотрим подробнее эту группу работ, так как она ближе всего перекликается с темой данной диссертации.

Л.С. Дмитриева в статье «Художественное время в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» указывает на то, что «идейно-смысловой центр романа «Белая гвардия» определяется сопряжением двух систем измерения: вечности и конкретно-исторического времени, которое в предельном своём смысле оказывается формой существования бытия».1 В основе движения романного времени, по мнению автора статьи, лежит его устремлённость в будущее.

Касается вопроса, связанного со временем, Е. Скороспелова в обзоре творчества М. Булгакова. Она выделяет три временных пласта: настоящее, прошлое и будущее (имея в виду сны, размышления героев, пророчества повествователя). Отмечена неравномерность течения времени: его замедление и убыстрение. Течение времени затягивается особенно при описании взятия Города, «мы получаем возможность видеть то, что происходит в одно и то же время на разных оборонных позициях».2

Л.Л. Фиалкова в статье «Пространство и время в романе М.А. Булгакова» пишет о том, что параллельные системы отсчёта (историческая и сакральная) определяют жанровые и композиционные особенности произведения.

1 Дмитриева Л. Художественное время в романе М. Булгакова «Белая гвардия»// Пространство и время в литературе и искусстве. - Даугавпилс: 1984. - С.68. Скороспелова Е. Русская советская проза 20-30-х годов: судьба романа. - М.: Изд-во МГУ, 1985, -С. 59.

Метафорически всё действие укладывается в рамки длинной, сумбурной, кровавой ночи. В муках рождается новый день»,1 - пишет автор статьи. Происходят не только временные сдвиги и изменения, но и пространственные, по её мнению, в романе присутствует кризис пространства, что особенно заметно в эпизоде болезни главного героя.

В статье Г.Н. Бахматовой «Пространство и время в орнаментальной прозе начала 20-х годов» среди других произведений назван роман «Белая гвардия». Своеобразие стиля Булгакова состоит в лиризации прозы, в результате которой создаётся контрапункт времени и пространства семьи, внутреннего мира и революции. Благодаря лейтмотивизации возникает «параллель звёздного и земного времени и пространства».2

Философский подход к трактовке проблемы, заявленной в заглавии «Время и вечность в пьесах М.Булгакова», отличает работу A.A. Кораблёва. Он отмечает совпадение системы отсчёта и системы ценностей. Драматургичность творчества М.Булгакова связана с его представлением о том, что жизнь - это мировая мистерия. В интерпретации Кораблёва финал «Белой гвардии» - это прорыв к высшей и абсолютной реальности через преодоление времени и пространственно-временной обусловленности, устремлённость к вечности. Возникают как бы два времени: время конечное (сюжетно-фабульное) и время бесконечное. «Соположение и противодействие этих начал, потенциальности и актуальности, времени и вечности, определяет смысловую и эмоциональную напряжённость художественного мира Булгакова».3

1 Фиалкова Л. Пространство и время в романе М. А/Булгакова «Белая гвардия» // Жанр и композиция литературного произведения. - Петрозаводск: 1986. - С. 153. Бахматова Г.Н. Пространство и время в орнаментальной прозе начала 20-х годов» // пространство и время в литературе и искусстве. - Даугавпилс: 1987, - С.58.

3 Кораблёв A.A. Время и вечность в пьесах М.Булгакова. М., 1988,- С.56.

Особенности пространственного видения М.А. Булгакова рассматриваются в статье В.Д. Наривской «Урбанизм М. Булгакова». Город, в её представлении, не просто место действия всех произведений писателя, но и своеобразный микрокосм. Она отмечает нарушение общей картины мира, разрушение нравственных идеалов, которое выражено в символах: «Крест Владимира, как один из символов города, превращается в меч».1

Программное название носит статья М.С. Петровского «Мифологическое городоведение Михаила Булгакова». Исследователь отмечает необычные изменения, происходящие с пространством в романе: переход из реального пространства в фантастическое (описание бегства Николки). Делая местом действия Город, Булгаков как бы уравнивает Киев и Рим, поэтому всё, что происходит в Городе, имеет мировое значение. Но Город в «Белой гвардии» включает в себя ещё и Иерусалим. «Рим как Вечный город и другие «вечные» города как его эквиваленты - вот основа булгаковского мифологического городоведения».2Далее М. Петровский пишет, что роман - это повествование о гибели Города. Гибель Города соотносится с концом света. В финале статьи дан итог его размышлений над особенностями изображения места действия и пространства в романе: «Конец света, изображённый в виде гибели города и символизирующий культурную катастрофу - . главная тема творчества Булгакова».3

В работе Н.И. Великой «Белая гвардия» Булгакова. Пространственно-временная структура произведения, её концептуальный смысл» установлена связь романа с литературными явлениями 20-х годов. Рассматривая образ Города, исследователь

1 Наривская В. Д. Урбанизм М.Булгакова.// Украинские республиканские булгаковские чтения. -Черновцы: 1991. - С.52

2 Петровский М. Мифологическое городоведение Михаила Булгакова. // Театр. 1991. №5 С.25.

3 Там же. - С.32. отмечает, что в романе присутствуют два временных объёма и два пространственных масштаба, которые взаимодействуют друг с другом. Для произведения характерно «противопоставление исторического разрушительного времени войны и вечного времени мира, гармонии, природной красоты, бесценных рукотворных сокровищ культуры».1

Некоторые наблюдения, связанные с проблемой времени, содержатся в статье И.П. Золотусского. Он пишет о роли часов в романе: «Часы в доме № 13 - сторож старой эпохи. Их удары знаменуют, что время ещё не вышло, эпоха ещё не кончилась. Какую-то слабую надежду ещё подают эти живые часы».2

И.А. Биккулова также уделяет внимание проблеме пространства и времени в первом романе М.А. Булгакова в работе, посвященной творчеству писателя. Она утверждает, что «персонажи «Белой гвардии» существуют вне социальных законов конкретной эпохи. Художественное пространство Города начинает расти, трансформируя Киев в Город, а Город в мир. Мир приобретает всечеловеческий, космический масштаб, к божественному «свету», к глазам Господа автор помещает всех «убиенных» и помещает их так высоко, что для взора сливается красное и белое».3

Существенным вкладом в разработку проблемы можно назвать монографию Д. А. Щукиной, рассматривающей интерпретацию художественного произведения на примере исследования категории времени в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия». Сделав обстоятельный лингвистический и частично литературоведческий анализ текста, автор приходит к следующим выводам: «Роман М.

1 Великая Н.И. «Белая гвардия» М. Булгакова. Пространственно-временная структура произведения, её концептуальный смысл. // Творчество Михаила Булгакова. Сб. ст. Томск: 1991. - С. * Золотусский И. Заметки о двух романах М.А.Булгакова («Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита») // Литературная учёба. - 1991, Кн. 2. - С. 156.

3 Биккулова И. А. Михаил Афанасьевич Булгаков // Очерки русской литературы XX века. 20-30-с годы. 4.2. М, 1994. - С. 322.

Булгакова «Белая гвардия» - хроника событий, которые проецируются на судьбах отдельных людей, поставленных перед необходимостью сделать выбор. Жанр хроники реализуется в сложной временной структуре».1

Особо хочется отметить исследовательскую работу Е.А. Яблокова «Роман Михаила Булгакова «Белая гвардия», представляющую целостный анализ поэтики произведения, в котором отдельная глава посвящена образам художественного времени и пространства. Осмысливая образ художественного времени романа, автор делает вывод: «.Писатель, рисуя современные ему политические события, проецирует фабулу и на другие исторические эпохи. Так, присутствуют в «Белой гвардии» античные аллюзии; соотносится действие и с историей Франции конца ХУ111 века; что касается российской действительности, то она также берётся не в единственном эпизоде. То есть все фабульные события романа должны быть восприняты читателем не только в связи с эпохой гражданской войны, но и в «обратной перспективе» разработанного исторического подтекста: такого эффекта автор целенаправленно добивается».2

Во всех работах, посвященных исследованию пространственно-временной структуры романа, подчёркивается, что она лежит в основе принципа сюжетного построения и отражает существенные черты картины мира в восприятии автора и героев. Большинство исследователей отчётливо выделяют различные временные пласты, отмечают контраст времени и вечности, очевидный в этом произведении.

1 Щукина Д. А. Интерпретация художественного текста: (Категория времени в романе М. Булгакова «Белая гвардия»): Дис. . канд. филол. наук: СПб., 1996. - С. 172 Яблоков Е.А. Роман Михаила Булгакова «Белая гвардия»,- М.: «Языки русской культуры»,. 1997.-С.16.

Многообразие книг, статей и исследований, посвященных первому булгаковскому роману, однако, далеко не исчерпывает все возможные варианты трактовки этого произведения. Прежде всего, необходимо отметить недостаточное внимание к религиозно-философским аспектам романа, тесно связанным с православно-христианской традицией русской литературы, которые позволяют уточнить многие концептуальные и формообразующие черты творческого стиля Булгакова.

В последние десятилетия именно изучение разнообразных связей русской литературы с христианством становится одним из важнейших исследовательских направлений.1 По мнению И.А. Есаулова, назрела насущная необходимость «в кардинальном переосмыслении самих исходных посылок подхода к. русской литературе и русской культуре», требуется новая «теоретическая концепция, глубинно связанная с доминантным для отечественной культуры типом христианской духовности . с осознанием христианского (а именно -православного) подтекста русской литературы».2 Исходя из сказанного выше, актуальность темы нашего исследования обусловлена следующими моментами:

1. непреходящей идейно-эстетической ценностью, богатством и неисчерпаемостью творчества М. Булгакова в целом и, в частности, его романа «Белая гвардия»;

1 Об этом свидетельствует выход в свет сборников: Русская литература XIX века и христианство». СПб., 1994; Русская литератора и христианство. СПб. 1996; Русская литература XIX века и христианство. М., 1997; Евангельский текст в русской литературе ХУ111 - XX веков: Цитата, реминисценция, сюжет, мотив, жанр. Вып 1. Петрозаводск, 1994, Евангельский текст в русской литературе ХУ111 - XX веков: Цитата, реминисценция, сюжет, мотив, жанр. Выл 2. Петрозаводск. 1998; а также монографий: Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск. 1995; Дунаев М.М. Православие и русская литература; Котельников В.А. Православная аскетика и русская литература (на пути к Оптиной); Бухаркин П.Е. Православная Церковь и русская литература в ХУ111 - XIX веках (проблемы культурного диалога); Margaret Ziolkovvski Hagiography and Modem Russian Literatur. Princeton University Press, 1.988 и др.

2 Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. - Петрозаводск, 1995. - С.5.

2. насущностью задачи концептуального литературоведческого подхода к его творчеству;

3. необходимостью расшифровки «православного кода» произведения, которая позволит выйти на его религиозно-философский смысл и, следовательно, получить более точное представление о мировоззрении автора;

4. а также потребностью включения писателя в литературный процесс предшествующей русской литературы, тесно связанной с христианской традицией национальной культуры.

Именно поэтому выявление религиозно-философского смысла романа, тесно связанного с исторически сложившейся православной традицией русской литературы - есть вектор нашего исследования.

Отсюда вытекают соответствующие цели и задачи исследования:

• через призму пространственно-временной структуры рассмотреть особенности сюжетно-композиционного строения романа, выявить своеобразие конфликта, системы образов и способов их изображения;

• уточнить представление о жанровой природе «Белой гвардии»,

• о своеобразии булгаковского историзма,

• о религиозно-философских взглядах писателя и способах их отражения в художественном мире романа.

Объект исследования - пространственно-временная структура романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».

Гипотеза настоящей диссертации может быть сформулирована следующим образом: пространственно-временная структура романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» лежит в основе теоцентрической модели художественного мира, характерной для мировоззрения писателя с христианским миропониманием.

Методологической основой диссертационного исследования являются существующие в современном литературоведении принципы филологического анализа художественного текста, а также известные труды по теории литературы М.М. Бахтина, Д.С. Лихачёва, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова; новые принципы и категории филологического анализа, введённые И.А. Есауловым и В.Н. Захаровым для анализа произведений с христианским подтекстом, работы религиозных философов Н.С. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, В.В. Розанова, П.А. Флоренского; труды Отцов Церкви Игнатия (Брянчанинова), Иоанна Кронштадского, Иоанна Лествичника, св. Андрея (епископа Кесарийского); некоторые идеи теории этногенеза Л.Н. Гумилёва. В основу нашего анализа положена теория М.М. Бахтина

0 хронотопе.

Термин «хронотоп» был введён М.М. Бахтиным и определён им как существенная взаимосвязь пространственных и временных отношений, художественно освоенных в литературе.1 В хронотопе пространственно-временные приметы сливаются в осмысленном и конкретном целом; «приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп»2.Для нас в этом термине важным является выражение неразрывности пространства и времени, обратимости моментов временного ряда. Хронотоп определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности. М.М. Бахтин отмечал универсальность введённого им понятия, так как именно хронотоп позволяет проникнуть в сферу смыслов художественного произведения.

Научная новизна исследования усматривается в том, что впервые предпринята попытка через анализ пространственно-временной

1 Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Литературно-критические статьи. - М.: Худ. лит., 1986. - С.234.

2 Там же - С.235. структуры романа выйти не только на обобщенное представление об историческом и социальном характере модели художественного мира писателя, но и на расшифровку «православного кода».

Апробация работы.

Диссертация явилась результатом не только исследовательской, но и педагогической работы, поэтому апробацию её идеи проходили прежде всего на уроках литературы в гуманитарных классах Московской городской люблинской гимназии, а также при чтении курса по выбору на филологическом факультете МГПУ. Проблематика работы отражена в докладе на научно-практической конференции. По материалам исследования имеются публикации.

Теоретическая и практическая значимость предпринятого исследования заключается в том, что результаты его могут способствовать более глубокому изучению творчества М.А. Булгакова, дополнить известные способы комплексного филологического анализа и содержательной интерпретации прозаического произведения. Материалы и результаты могут быть использованы в курсах по теории и истории русской литературы XX века, при разработке спецкурсов, посвященных творчеству М.А. Булгакова, а также на факультативах по изучению русской литературы в средней школе.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Пространственно-временная структура романа М. А. Булгакова "Белая гвардия""

Заключение

Подводя итоги нашего исследования пространственно-временной структуры романа, необходимо отметить, что категории пространства и времени в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия», рассмотренные в их непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости, позволяют не только выявить ряд основополагающих принципов организации текста, но и переосмыслить концептуальную основу произведения.

Несущей опорой сюжетио-композиционного построения романа является пространственно-временная структура, где пространство и время играют роль своеобразных координат изображённых событий. Главной особенностью художественного мира, в рамках которого создано произведение, является возможность выявления трех бытийных планов, каждый из которых имеет свои хронотопичес-кие параметры:

1) конкретно-исторический план, представленный в точной датировке событий и в достоверном пространственном выражении;

2) религиозно-философский план, сориентированный на вечные и всемирные категории Вечности и Космоса;

3) индивидуально-психологический план, отражающий своеобразное видение, переживание и понимание происходящего во времени и пространстве автором и героями - современниками эпохи перелома.

Независимо от присутствия нескольких бытийных планов повествования, пространственно-временная структура романа едина. Тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимозависимость трёх планов заданы концептуальной позицией автора, отражённой в структуре созданной им художественной картины мира.

Рассмотрев пространственные и временные параметры конкретно-исторического плана повествования, мы отметили своеобразие бул таковского историзма, совместившего фактологичность и достоверность с призрачностью и ирреальностью изображения. Времена политических усобиц даны М.А. Булгаковым в отношении к предыдущим временам, а также по отношению к тому эсхатологическому концу, которым всё может завершиться. Хронология романа встроена в контекст российской и христианской истории одновременно. Эпоха революции открылась в «Белой гвардии» неожиданно в новом свете - не классовых, не собственно человеческих принципов, а в масштабе всей христианской истории.

Предпринятое нами исследование пространственно-временной структуры художественного мира М.А. Булгакова привело также к выявлению христианского подтекста, позволившего, в свою очередь, выйти на религиозно-философский смысл романа. В свете этого вывода художественно выраженное мироздание, в представлении М.А. Булгакова, теоцентрично, в отличие от антропоцентричного в произведениях многих его современников-писателей, описавших гражданскую войну. В корне иначе, чем в других произведениях на эту тему, в "Белой гвардии" выглядит романный конфликт: он строится не на привычной антитезе «человек - общество», а на сложности взаимоотношений в цепочке «человек - общество - Бог». Внешний, космологический процесс, и внутренний, онтологический, вместе мотивируются божественной волей. Процесс саморазрушения или, напротив, нравственного возрождения личности соотносится с драматической картиной жизни России, написанной в эсхатологических тонах, и с личным выбором человека в важнейшем вопросе веры или безверия. Человек изображён не только в системе общественных, национально-исторических и психологических отношений, сколь бы глубоко они ни были разработаны, но и в его взаимосвязях со всем окружающим тварным миром, природой, Космосом, Богом.

Прекрасно зная жизнь, мастерски выписывая её детали и подробности, Булгаков, вместе с тем, не описывал, а творил до него не существовавшую правду, добираясь до сути происходящего, бесстрашно исследуя и исторические судьбы человечества, и человеческую душу.

Правда жизни у Булгакова не сводилась к копированию жизни: представление о ней связывалось с постижением смысла движения истории, достигшей эсхатологического финала, а также места человека в ней. В этом ракурсе хорошо узнаваемый, правдоподобный мир романа открывается с неожиданной точки зрения, а повествовательный мир романа в целом предстаёт как эсхатологическая эпопея, где Храм захвачен антихристианскими силами, а Дом предстаёт как микрокосм всей православной России.

Всё произведение пронизано христианским мировидением, теснейшим образом связано с онтологическим, гносеологическим и этическим содержанием русского православия.

Художественная картина мира выстраивается как многосложное целое, в котором человек вступает в тесные отношения с окружающими людьми, с обществом в целом, и предстаёт в системе бытия как необходимое звено социального, духовного и природного микро- и макрокосма.

Сделанные нами выводы приводят к переосмыслению того места, которое роман М.А. Булгакова "Белая гвардия" занимает в историко-литературном процессе двадцатого столетия. Творчество писателей, художественно выразивших своё видение и понимание событий революции и гражданской войны, традиционно оценивалось в критике с позиций идеологических, идейный смысл произведений сводился к прямому или косвенному выявлению отношения автора к противостоящим силам. Подход подобного рода представляется нам односторонним, так как не отражает всю сложность восприятия и изображения реальной жизни писателями. Отношение к раскрытию темы революции и гражданской войны в произведениях литературы 20-х годов определялось прежде всего взглядами, мировоззрением авторов, среди которых были атеисты (A.C. Серафимович, A.A. Фадеев, Д. Фурманов, М.А. Шолохов и др.) и писатели, чьё восприятие мира было теоцентричным (A.A. Ремизов, И.С. Шмелёв и др.). Позиция М.А. Булгакова, отражённая в творчестве, конечно, сложнее и глобальнее, чем односторонний классовый подход в произведениях отдельных советских писателей. Однако роман "Белая гвардия1' занимает особое место даже среди произведений, в которых переломные события XX века осмысливались в логике Апокалипсиса (таких как "Конь вороной" В.Ропшина, "Солнце мёртвых" И.Шмелёва, "Голый год", "Повесть непогашенной луны"' Б.Пильняка и др.). Так, например, в повести В.Ропшина "Конь вороной" главный герой даёт в дневнике своё понимание современности: "Не убий. Когда-то эти слова пронзили меня копьём. Теперь. Теперь они мне кажутся ложью. "Не убий", но все убивают вокруг. Льётся "клюквенный сок", затопляет даже до узд конских. Человек живёт и дышит убийством, бродит в кровавой тьме и в кровавой тьме умирает. К чему же тогда покаяние? Для того, чтобы люди, которые никогда не посмеют убить и трепещут перед собственной смертью, празднословили о заповедях завета? .Какой кощунственный балаган". Взгляд героя и автора на современность трагичен, безысходен, лишён даже тени надежды, в нём разочарование не только в человеке, но и Боге, допустившем "кощунственный балаган".

Столь же трагедийно видение происходящего в эпопее И.С.Шмелёва "Солнце мёртвых":

Начало или конец? Спутались все концы, все начала. Было ли Рождество? Не может быть Рождества. Кто может теперь родиться? И дни никому не нужны."1 Ощущение катастрофичности бытия пронизывает эти произведения.

Белая гвардия1', являясь романом, написанным фактически одновременно с вышеприведёнными, художественно отражает качественно другой концептуальный подход писателя к описанным событиям, утверждает телеологическую идею автора-повествователя. В основе этой идеи христианское мировидение, позволяющее автору отрешиться от страстной эмоциональности воюющих сторон, увидеть происходящее не во мраке и ужасе сегодняшнего дня, но в глобальной общехристианской перспективе.

Определив характер булгаковской концепии, отражающей его своеобразное видение и понимание событий революции и гражданской войны, выявив религиозно-философский смысл романа «Белая гвардия», мы считаем возможным уточнение его жанра, который может быть обозначен как эсхатологическая эпопея. Кроме того, мы га^ке считаем возможным сделать вывод о принадлежности «Белой гвардии» к методу христианского реализма,2 концептуальной основой которого является христианское вероучение.

Таким образом, христианская этико-эстетическая традиция дореволюционной русской литературы, в русле которой был создан духовный контекст литературы прошлых веков, нашла своё продолжение в произведениях писателей Нового времени, и в частности в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».

1 Шмелев И. Солнце мертвых: Эпопея. - М.: «Скифы», 1991. - С. 173. О методе христианского реализма см.: Старыгина H.H. Реализм в литературе XIX века (к проблеме типологии). // Открытый урок по литературе. - ¡М. 1998. - С. 273 - 279.

 

Список научной литературыКоханова, Валентина Александровна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Абрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков // Философские науки. - №7-С.95-100.

2. Абрамович С.Д. Поэтический космос Михаила Булгакова // Тезисы республиканских булгаковских чтений. Черновцы, 1991. - С.123-124.

3. Агеносов В.В. «Трижды романтический мастер». Проза М.Булгакова // Литература народов России XIX XX веков. Учебное пособие. Под ред. Агеносова В.В. - М., 1995.

4. Алексина Т.А. Многообразие темпорального опыта (этическое исследование). Автореф. дис. на соиск. учен.степ, доктора философских наук. М., 1996. 33с.

5. Алмазова Т.Д. М.А. Булгаков и Л.Н.Толстой // Тезисы республиканских булгаковских чтений. Черновцы, 1991. - С. 15-17.

6. Андреев Д. Роза Мира. М., 1993. - 304с.

7. Арнхейм Р. Структура пространства и времени // Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. - С.23-40.

8. Архангельская Е.Г. Некоторые наблюдения над авторской речью в романе М.Булгакова «Белая гвардия» // Историко-типологические и синхронно-типологические исследования. М., 1972.

9. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М.: Наука, 1982. - 222с.

10. Ю.Балонов Ф.И. Судимы были мёртвые сообразно с делами своими.// Час пик. СПб.:1995, № 60. - С. 14.

11. П.Баранов В.И. Писатель и художественный опыт современности: (М.Булгаков и А.Толстой) // Проблемы развития сов. лит.: Межвузовский научный сборник / Саратовский гос. ун-т. Саратов, 1973,-Вып. 1 (5). - С.9-26.

12. Барская H.A. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.: Просвещение, 1993. - 223с.

13. З.Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. - 512с.

14. Бахматова Г.Н. Пространство и время в орнаментальной прозе начала 1920-х годов // Пространство и время в литературе и искусстве. -Даугавпилс, 1987. С.57-60.

15. Бахматова Г.Н. О поэтике символизма и реализма: На материале «Петербурга» А.Белого и «Белой гвардии» М.Булгакова // Вопросы русской литературы. М. Вып. 2 ., 1988. - С. 124-130.

16. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. - М.: Сов.Россия, 1979.-318с.

17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. изб. тр. М.: Искусство, 1979. - 423с.

18. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Литературно-критические статьи. М.: Худ.лит.,1986.- 541с.

19. Белозёрская-Булгакова Л.Е. Воспоминания. М.: Худож. лит, 1989. -221с.

20. Бердяев H.A. Русская идея // Самопознание: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во "Фолио" 1998. - 624с.

21. Бердяев H.A. Смысл истории. -М.: Мысль, 1990. 173с.

22. Бердяев H.A. Философия свободы; Смысл творчества. М., 1989.

23. Берке У. Пространство-время, геометрия, космогония. М.: Мир, 1985. -411с.

24. Бессонова М.И. Лейтмотивы как форма выражения авторской позиции в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Автореферат дисс. .канд. филол. наук. М., 1996.

25. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. СССР: Издание миссионерского общества «Новая жизнь - Советский Союз», 1991. - 1225с.

26. Библейская энциклопедия. В 2-х книгах. Репринтное воспроизведение издания 1891 г. М., 1991.

27. Биккулова И.А. Роман «Белая гвардия» и его пьеса «Дни Турбиных» в контексте литературного процесса 20-х годов: Автореф. дис. .канд. филол. наук: М., 1992.

28. Бнккулова И. Изучение романа «Белая гвардия»: Тема дома и семьи в произведении. -М., 1993.

29. Биккулова И.А. Михаил Афанасьевич Булгаков // Очерки русской литературы XX века. 20-30-е годы. Ч. 2. М„ 1994. - С. 317-336.

30. Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков. М., 1991. - 208с.

31. Богословские труды. Сб. 19. -М.: Моск. патр., 1972. 346с.

32. Булгаков М.А. Собрание сочинений. В 5-ти томах. М.: Художественная литература, 1989-1990.

33. Булгаков М. Письма 1914 1940. - М.: Современный писатель, 1997. -640с

34. Булгаков М.А. Белая гвардия / Послесловие И.Ф.Владимирова. М.: Издательство «Наш дом - L,Age d, Homme», 1998. - 288с.

35. Бурмистренко С., Рогозовская Т.Сорок семь дней из жизни Города: Хроника конца 1918 начала 1919 года // Collegium.Киев, 1995. № 1 - 2.

36. Бухаркин П.Е. Православная Церковь и русская литература в ХУ111 -XIX веках (проблемы культурного диалога). М., 1996.

37. Бэлза И.Ф. К вопросу о пушкинских традициях в отечественной литературе: На примере произведений М.А.Булгакова //Контекст -1980: Лит.-теорет.исслед.: Сб./АН СССР, Ин-т мировой лит.им. А.М.Горького. М.: Наука, 1981. - С. 191-244.

38. Бэлза И. Партитуры Михаила Булгакова // Вопросы литературы. 1991. №5.

39. Вахитова Т.М. Булгаков и Леонов. К вопросу о творческих параллелях. ("Белая гвардия" и "Белая ночь") // Творчество Михаила Булгакова. Исследования, материалы, библиография. Л.: Наука, 1991. - С. 80-94.

40. Винокур Т.Г. Первое лицо в драме и прозе Булгакова // Очерки по стилистике художественной речи. М.: Изд-во МГУ, 1979. - С.51-65.

41. Владимиров И. К истории романа "Белая гвардия" // Слово. 1992.7.

42. Волгин И.Л. Не удостоенные света. Булгаков и Мандельштам: опыт синхронизации // Октябрь. 1992. - № 7. - С. 126 - 160.

43. Воспоминания о Михаиле Булгакове. М.: Сов.писатель, 1988. - 26с.

44. Вулис А. Литературные зеркала. М., 1991.

45. Гаврилова М.В. Пространство и время в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»: Дис. . канд. филол. наук: СПб., 1996. 206 с.

46. Гаспаров Б.М. Новый Завет в произведениях М.А.Булгакова // Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века. М.: Наука, 1993. - с.83-124.

47. Гиппиус З.Н. Стихи и проза: Избранные произведения. Тула: Приокское кн. изд-во, 1992. С.70.

48. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. СПб., 1907.

49. Гореликова М.И. , Магомедова Д.М. Лингвистический анализ художественного текста. М.: Рус.яз. - 1989. - С. 37.

50. Гудкова В.В.Сквозные мотивы произведений М.А.Булгакова и их раскрытие в сценическом искусстве и искусствознании // Некоторые актуальные проблемы искусства и искусствознания. М.: Изд-во МГУ, 1981. - С. 167-184.

51. Гудкова В.В. Время и театр Михаила Булгакова. М.: Сов. Россия, 1988,- 128с.

52. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. -528с.

53. Гумилёв Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истори. М.: Экопрос, 1992. 336с.

54. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972.-318с.

55. Гуткина Н.Д. Русская история как "известный порядок вещей": Щедринские традиции в "Белой гвардии" М.Булгакова // Рус. словесность. М.,1988. № 1. - С.22-26.

56. Гуткина Н.Д. Роман М.А.Булгакова «Белая гвардия» и русская литературная традиция: Дис. . канд. филол. наук: Н.Новгород, 1998. -273 с.

57. Дмитриева Л.С. Художественное время в романе М.А.Булгакова "Белая гвардия" // Пространство и время в литературе и искусстве. Даугавгшлс, 1984.

58. Доронина Т.В. Масса и "человек массы" в романе М.Булгакова "Белая гвардия" // Писатель, творчество: современное восприятие. Сб. науч.ст. -Курск, 1998.-С. 102- 120.

59. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. 288с.

60. Есенков В.Н. Рыцарь, или легенда о Михаиле Булгакове. М.: Классика плюс, Зодчий-К, 1997. - 800с.

61. Ермолинский С.А. Михаил Булгаков. // Из записок разных лет. М.: Искусство, 1990.-С. 17-232.64.3абровский А.П. Пушкинская традиция в творчестве М.А.Булгакова. Автореферат на соискание учёной степени к.ф.н. (МГУ). М., 1994.

62. Зайцев A.B. Взаимодействие жанров в прозе М.А.Булгакова 20-х годов: Дис. .канд. филол. наук: М. , 1998. 211с.

63. Захаров В.Н. Русская литература и христианство // Евангельский текст в русской литературе ХУ111 XX в.в. Сборник научных трудов. -Петрозаводск, 1994. С.10-11.

64. Земская Е.А. Из семейного архива: Материалы из собрания Н.А.Булгаковой-Земской // Воспоминания о Михаиле Булгакове. -М.: Сов.писатель, 1988. С. 41-42.

65. Земская Е.А. Николка Турбин и братья Булгаковы: По материалам семейного архива // Театр. 1991. № 5. С. 33-47.

66. Ильин И.А. К истории дьявола // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948 1954 гг. В 2-х тт. - М., 1992. Т.1.1. С.65-66.

67. Исупов К.Г. Антихрист (Из истории отечественной духовности): Антология. М.: Высш. шк., 1995.

68. Каганская М. Белое и красное: Предисловие к израильскому изданию романа М.Булгакова "Белая гвардия" // Литературное обозрение. 1991. № 5. - С.93-99.

69. Кагарманова M.LLI. Идея исторического синтеза и её художественное воплощение в романе -эпопее Л.н.Толстого "Война и мир". Автореферат дис. Канд.филол.наук, Екатеринбург, 1998. 27с.

70. Карасёв Л.В. Метафизика сна // Сон семиотическое окно. М., 1994.

71. Карасёв Л.В. Онтологический взгляд на русскую литературу. -М.,1995.

72. Каухчишвшш Н. Цветовая гамма и предметный мир в "Белой гвардии" М.Булгакова // Europa Orientalis. Т. XI1. Roma, 1993 - 1 - 301-322.

73. Кацис Л. ".0 том, что никто не придёт назад": Предреволюционный Петербург в "Белой гвардии" М.А.Булгакова // Литературное обозрение. 1991. № 5. С.78.

74. Ким Су Чанг. Комическое и фантастическое в прозе М.Булгакова: (от "Дьяволиады" к "Мастеру и Маргарите"): Дис. . канд. филол. наук: СПб. , 1997.- 194 с.

75. Кожевникова H.A. О приёмах организации текста в романе М.Булгакова "Белая гвардия" // Уч. Зап. Азербайджанского пед. Ин-та языка и литературы. Баку, 1974. № 3.

76. Кожевникова H.A. Словоупотребление в романе М.Булгакова "Белая гвардия" // Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова. Куйбышев. 1990.

77. Козлов Н.П. Место романа М.Булгакова "Белая гвардия" в русской советской прозе 20-х годов // Содержательность форм в художественной литературе. Куйбышев, 1988.

78. Козлов Н.П. От романа к пьесе: "Белая гвардия" и "Дни Турбиных" М.Булгакова // Содержательность форм в художественной литературе. Куйбышев, 1989.

79. Конец Света (эсхатология и традиция). Сост. А.Дугин. М.: Арктогея, 1997. -408с.

80. Кончаковский А.П.Малаков Д.В. Киев Михаила Булгакова: Фотоальбом. 2-е изд. Киев, 1993,- 323с.

81. Кораблёв. А. Время и вечность в пьесах М.Булгакова // М.А.Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М.,1988. С.39 -56.

82. Кораблёв A.A. Звезда и крест серебряного века // Возвращённые имена русской литературы: Аспекты поэтики, эстетики, философии: Межвузовский сборник научных работ. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.

83. Кораблёв А. Мастер: Астральный роман. 4.1 3. Донецк: ООО "Лебедь", 1996- 1997.

84. Котельников В.А. Православная аскетика и русская литература (на пути к Оптиной).

85. Крюкова. Г. Об историзме романа М.А.Булгакова "Белая гвардия" // Творчество Михаила Булгакова. Киев, 1992.

86. Кузякина Н. Михаил Булгаков и Демьян Бедный // М.А.Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М.: Союз театр. Деятелей РСФСР. 1988. - С.392-410.

87. Лакшин В.Я. О прозе Михаила Булгакова и о нём самом // Булгаков М. Избранная проза. М., 1966.

88. Лакшин В.Я. Мир Михаила Булгакова // Собр. соч. в 5 тт. М.: Художественная литература, 1989. Т. 1. С. 5 68.

89. Лакшин В.Я. О Доме и Бездомье (Александр Блок и Михаил Булгаков) // Берега культуры.М., 1994. С. 252-262.

90. Ланин Б. Роман-эпопея. // Литература (еженедельное приложение к газете "Первое сентября") № 7, 1998. С.9.

91. Лебедев В.Э. Философия истории и метаистории. Екатеринбург, 1997. -180с.

92. Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова:

93. Межвузовский сборник научных трудов. Куйбышевск. Гос.пед.ин-т им. В.В.Куйбышева. Куйбышев, 1990.

94. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

95. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979.-306с.

96. Лихачёв Д.С. Литература реальность - литература. - Л.: Сов.писатель, 1984.-271с.

97. Локшина Б.С. Роман М.А.Булгакова "Белая гвардия" // Программа по литературе для 10-11 гуманитарных классов средней общеобразовательной школы. Система уроков по творчеству М.А.Булгакова. С.-П., 1995. -90с.

98. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. - 306с.

99. Лотман Ю.М. Пушкин. С.-Петербург: Искусство - СПБ, 1995. -847с.

100. Лотман Ю.М. О русской литературе. С.-Петербург: "Искусство-СПБ", 1997.-848с.

101. Лотман Ю.М. Об искусстве. С.-Петербург: "Искусство - СПБ", 1998. -704с.

102. Лурье Я., Серман И. От «Белой гвардии» к «Дням Турбиных» // Русская литература. 1965. № 2.

103. Лурье Я. Историческая проблематика в произведениях М.Булгакова: М.Булгаков и "Война и мир" Л.Толстого // М.А.Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М.,1988.22.6

104. Лурье Я.С. "Белая гвардия" // Булгаков М.А. Собрание сочинений: В 5 т. М., 1989. Т.1.-С. 563-573.

105. Лурье Я.С. Рукописи М.А.Булгакова в Пушкинском Доме // Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. Л., 1991. Кн. 1.

106. Лурье Я.С., Рогинский A.B. «Белая гвардия» (Комментарии) // Булгаков М.А. Собрание сочинений: В 5 т.М.,1989. Т. 1. - С.573-590.

107. Лурье Я.С. К истории написания романа "Белая гвардия" // Русская литература. СПб., 1995. - № 2. - С.236-241.

108. Майкапар А. Новый Завет в искусстве: Очерки иконографии западного искусства. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. - 352с.

109. Малерб М. Религии человечества. М. СПб.: Университетская книга. - 1997.-601с.

110. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М., 1987.

111. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1994.

112. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Изд. Фирма «Восточная литература» РАН, Школа «Языки русской культуры», 1995. - 408с.

113. Мережковский Д.С. 14 декабря. // Вечные спутники: Роман. Стихотворения. Литературные портреты. Дневник. М.: Школа-Пресс, 1996. -С.41-337.

114. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М.: Вече, 1997. -624с.

115. Михаил Булгаков: современные толкования: К 100-летию со дня рождения 1891-1991: Сб. обзоров / АН СССР. ИНИОН; Сост. И отв. Ред. Т.Н.Красавченко. М„ 1991. -243с.

116. Мошинская Р.П. Пушкин в прозе М.Булгакова // Московский пушкинист. М., 1995. Сб. 1.

117. Мягков Б.С. Булгаковская Москва. Лит-топографические очерки.М.: Моск. рабочий, 1993. 203с.

118. Наривская В.Д. Урбанизм М.Булгакова. // Украинские республиканские булгаковские чтения. Черновцы: 1991. - С. 51-53.

119. Некрасов В. Дом Турбиных: очерк; Записки зеваки; Путешествие по улице детства // Дом Турбиных. Киев, 1998. - С. 27-128, 177-208, 232239.

120. Павлова O.A. Н.В.Гоголь и М.А.Булгаков: (Проблема жанрового мышления): Дис, . канд. филол. наук: Волгоград, 1998. 298 с.

121. Паршин JI.K. Из семейной хроники Михаила Булгакова // Чертовщина в Американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова. М.: Книжная палата, 1991. - 208с.

122. Павловский А.И. Булгаков и Ахматова // Творчество Михаила Булгакова. Исследования, материалы, библиография. J1.: Наука, 1991. - С.80-94.

123. Палиевский П.В. Шолохов и Булгаков / РАН, Ин-т мировой лит. Им. А.М.Горького. М.: Наследие, 1993. - 1 18с.

124. Пермякова H.A. Булгаковская дьяволиада в интертекстуальном изучении: Дис. . канд.филол.наук. -М., 1997.

125. Петелин В.В. Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть. -«Бессмертные имена». М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000. - 665с.

126. Петрова Н.В. От «Киева-города» к «Белой гвардии» // Замысел и его художественное воплощение в произведениях советских писателей. Владимир, 1979.

127. Петрова Н.В. Творчество М.А.Булгакова в 20-е годы: (Жанровые искания писателя и становление художественного метода): Автореф. Дис. на соиск. учёной степ. канд.филол.наук / Ленингр.гос.пед.ин-т. -Л., 1982.-21с.

128. Петровский М.С. С.М.Булгаков', киевские театральные впечатления //Русская литература. 1989. № I.

129. Петровский M.C. «Писатели из Киева»: А.Куприн и М.Булгаков // Петровский М. Городу и миру: Киевские очерки. Киев, 1990. 212-234.

130. Петровский М. Мифологическое городоведение Михаила Булгакова //Театр. 1991. № 5. с. 14-32.

131. Петровский М. Смех под знаком Апокалипсиса: М.Булгаков и «Сатирикон» // Вопросы литературы. 1991. №5.

132. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Репринтное изд.: М., 1992. Т. 1, 2.

133. Померанц Г. Лекции по философии истории. М., 1993.

134. Пушкин A.C. Полн. собр. соч.: В 17-ти томах. М. Л., 1937-1959.

135. Раабен И. В начале двадцатых // Воспоминания о Михаиле Булгакове. М., 1988.

136. Разумовская М. Марина Цветаева. Миф и действительность. М.: "Радуга", 1994. - 576с.

137. Рейхербах Г. Философия пространства и времени. М.: прогресс, 1985.-344с.

138. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.:1. Наука, 1974. -299с.

139. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени // Опавшие листья: Лирико-философские записки. М.: Современник, 1992. - С.469-562.

140. Самсонова Н.В. Рождественский текст и его художественная антропология в русской литературе XIX первой трети XX веков. Автореф. Дис. .канд.фил.наук - Воронеж, 1998.

141. Сахаров В.И. Береги честь смолоду: К 70-летию романа М.Булгакова "Белая гвардия" // Молодая гвардия. М., 1992. № 9. С. 228 -246.

142. Сахаров В. Михаил Булгаков: ". Охранять человеческий покой и очаг" // Очаг. 1993. № 1. С. 8-13.

143. Симонов K.M. О трёх романах Булгакова // Сегодня и давно. Статьи. Воспоминания. Литературные заметки о собственной работе. М.: Советский писатель, 1976. С.299 -301.

144. Скобелев В.Г1. О функции архаико-эпического элемента в романной структуре "Белой гвардии" (Приватное "Я" и "коллективная одушевлённость") //

145. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.

146. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. М.: Локид; Миф. 1996. -592с.

147. Старыгина H.H. Женские образы в контексте христианского учения о душевном устроении («Обрыв» И.А.Гончарова, «На ножах» Н.С.Лескова, «Бесы» Ф.М.Достоевского) // Открытый урок по литературе. М.:Московский Лицей, 1998. - С. 191 -208.

148. Старыгина H.H. Реализм в литературе XIX века (к проблеме типологии). // Открытый урок по литературе. М.: Московский Лицей, 1998. -С.273 - 279.

149. Творчество Михаила Булгакова. Томск: Изд-во Том.ун-та, 1991. - 156с.

150. Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. Кн.1. Л.: Наука. Ленингр.отд-ние, 1991. - 445с.

151. Творчество Михаила Булгакова: к столетию со дня рождения писателя: Сб. науч.работ. Киевск. Гос. ун-т. Киев, 1992.

152. Творчество М.Булгакова: исследования и материалы. Кн.2. -СПб: Наука, 1994.-382с.

153. Творчество М.Булгакова: исследования, материалы. Кн.З СПб.: Наука, 1995.-366с.

154. Тинченко Я. "Белая гвардия" Михаила Булгакова. Киев - Львов: Оболонь, 1997.-252с.

155. Толкование четырёх Евангелий и Книги деяний Апостолов.

156. Русск. Изд.: Библейская миссия Славянского Евангельского Общества. Wheaton, Illinois, USA, 1992.а

157. Толкование на Апокалипсис святого Андрея, епископа Кесарийского. Иосифо-Волоколамский монастырь, 1992. С. 140-141.

158. Толстой Л.Н. Собр. соч. в 12-ти томах.М.: Правда, 1984 1987.164. топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Изд.группа "Прогресс" -"Культура", 1995 - 624с.

159. Турбин В.Н. Михаил Булгаков: катакомбы и перекрёстки // Незадолго до Водолея. М., 1994. - С.423-442.

160. Турбин В.Н. Русские ночи. Три новеллы о поэтах, сочинявших свои стихи во время бессонницы, о подвижничестве и об их прегрешениях. М.: Интерпракс, 1994.

161. Успенский Б.А. О семиотике иконы. // Сб: Труды по знаковым системам, Тарту, 1971. С. 180 - 191.

162. Фиалкова Л.Л. Пространство и время в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия»: К проблеме изучения жанра и композиции произведения // Жанр и композиция литературного произведения: Межвуз.сб. / Петрозав.гос.ун-т. Петрозаводск, 1986. - С. 152-157.

163. Фиалкова Л.Л. Москва в произведениях М.Булгакова и А.Белого // М.А.Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М., 1988.-С.358-368.

164. Флоренский П.А. Иконостас // Богословские труды. М: Изд.Московской Патриахии, 1972, вып. IX. С.73-105.

165. Флоренский П.А. Имена. // Малое собрание сочинений.: Изд-во «Купина», 1993. Вып. 1. -295с.

166. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. -324с.

167. Химич В.В. «Зеркальность» как принцип отражения и пересоздания реальности в творчестве М.Булгакова. // Русская литература XX века: напрвления и течения. Вып. 2. Екатеринбург, 1994. С.53-68.

168. Химич В.В. «Странный» реализм Михаила Булгакова. Екатеринбург: Изд-во Ур.ун-та, 1995. 232с.

169. Хинкулов J1. Михаил Булгаков и Алексей Турбин // Радуга. 1981. -№ 5.

170. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Пер. с англ. А.Майкапара. М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. - 656с.

171. Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993 - 1995 . Т. 1-3.

172. Чеботарёва В.А. К истории создания « Белой гвардии» // Русская литература. 1974. № 4.

173. Чеботарева В.А. О гоголевских традциях в прозе М.А. Булгакова // Русская литература. 1984. № 1.

174. Чудакова М. Архив М.Булгакова // Записки ОР ГБЛ. М.,1976. Вып. 37. С.25-151.

175. Чудакова М. Библиотека М.Булгакова и круг его чтения // Встречи с книгой. — М. , 1979. -С.244.

176. Чудакова М. Гоголь и Булгаков // Гоголь: история и современность: (К 175-летию со дня рождения) М.: Наука, 1985. - С.360-388.

177. Чудакова М. (Предисловие к публикации главы из романа «Белая гвардия» и писем М. Булгакова) // Новый мир. 1987. № 2.

178. Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. 2-е изд. М., 1988. -496с.

179. Чудакова М. Весной семнадцатого в Киеве // Юность. 1991. № 5.

180. Чудакова М. Необыкновенные приключения рукописи: (Михаил Булгаков в Москве 1991-1992 гг.)//Лит. газ. М., 1992. № 12. С.6.

181. Чун Ен Хо. О роли личности в истории: Толстовский подтекст в романах М.Булгакова // Лит обозр. М., 1997. № 2. - С. 39-45.

182. Шмелёв И. Солнце мёртвых: Эпопея. М.: «Скифы», 1991. - 208с.

183. Шнеерсон М. "Я писатель мистический". К 70-летию "Белой гвардии" // Грани. 1993. № 170.

184. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки мифологии мировой истории. М.,1993. Т.1.

185. Штейман М.С. «Малая» проза М.А.Булгакова в контексте литературного процесса 1920-х годов: Дис. . канд. филол. наук: М. , 1998.- 195 с.

186. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы ХУ111- XIX вв. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. - 448с.

187. Юнг К.Г. Бог и бессознательное: М.: Олимп, ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.-480с.

188. Яблоков Е. Лицо времени за стеклом вечности: Историософия Михаила Булгакова // Общественные науки и современность. 1992. № 3.

189. Яблоков Е.А. Мотивы прозы Михаила Булгакова. М.: Российск. гос. гуманит.ун-т, 1997. 199с.

190. Яблоков Е.А. Роман Михаила Булгакова «Белая гвардия» М.: «Языки русской культуры». 1997. - 192с.

191. Яблоков Е.А. Проза Михаила Булгакова: (Структура художественного мира): Дис. .докт. филол. наук: М., 1997. -491 с.

192. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. М.: Сов. писатель, 1983. - 320с.

193. Яновская Л. Библия в библиотеке Михаила Булгакова // Зеркало. -Тель-Авив, 1994 № 116. С.44-49.

194. Curtis J.A.E. Manuscripts don't burn. Mikhail Bulgakov: a life in letters and diaries. London, 1991. - 306 p.

195. Drawicz A. Ale jak zyc, jak zyc? ("Biala gvvardia" MichailaBulgakowa) Tworczosc. -Warchawa, 1915.R-31 № 8

196. Fieseier V. Stilistische und motivische Untersuchungen zu Michail Bulgakovs Romanen "Belaja gvardija urld "Master i Margarita" Hildeshaim etc., 1982.

197. Levin V. Das Groteske in Michail Bulgakovs Prosa -München, 1975,1589.

198. Levin V. Mikhail Bulgakov und Lev Tolstoj: Ein Beitrag zur Rezeptionsgeschichte von "Krieg und Frieden" // Die Welt der Slaven. Jahrgang XXV / Heft 2. Munchtn, 1980.

199. Milne L. Mikhail Bulgakov: a critical biography. Cembridge, 1990. -323 p.

200. Natov N. Mikhail Bulgakov. Boston, 1985. - 144 p. Natov N. Mikhail Bulgakov. - Boston, 1985.-144 p.

201. Giuliani Di Meo R. Mikhail Bulgakov. Firenze, 1981. - 153 p.

202. Gourg M. Mikhail Boulgakov (1891-1940): Un maitre et son destin. -Paris, 1992.-312 p.

203. Risaliti R. M.A.Bulgakov. Pisa, 1972.

204. Schroder. R. Bulgakow's Roman "Die weibe Garde": Der Zerfall einer Famile ALS weltgeschichtlicher Epilog und Prolog // Bulgakov M/ Die weibe Garde. Berlin, 1969.

205. Wight A. Mikhail Bulgakov. Life and interpretations. Toronto etc., 1978.

206. Ziolkowski M. Hagiography and Modern Russian Literatur. Princeton University Press, 1988.