автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Пространственность человеческого существования: экзистенциальное измерение

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Шафер, Олег Борисович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Томск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Пространственность человеческого существования: экзистенциальное измерение'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Пространственность человеческого существования: экзистенциальное измерение"

На правах рукописи

Шафер Олег Борисович

ПРОСТРАНСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

09 00 01- онтология и теория познания

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

г 1 МАЙ 2008

Томск- 2008

003169929

Работа выполнена на кафедре истории философии и логики философского факультета ГОУ ВПО «Томский государственный университет»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Суровцев Валерий Александрович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Защита состоится 20 мая 2008 г в 14 часов 30 минут на заседании диссертационного совета Д 212 267 01 при ГОУ ВПО «Томский государственный университет», по адресу 634050, г Томск, пр Ленина 36, учебный корпус № 4, ауд № 306

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Томского государственного университета по адресу 634050, г Томск, пр Ленина 34 а

Автореферат разослан 18 апреля 2008 года

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 212 267 01

Сычева Светлана Георгиевна кандидат философских наук Винник Дмитрий Владимирович

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Томский государственный

педагогический университет»

кандидат философских наук, доцент

Мазаева О Г

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования:

Онтологическая проблематика пространственных связей и отношений является актуальной для философии как дискурсивной стратегии, направленной на понимание единства и целостности сущего Эта проблематика сущно-стно фиксируется в топологических моделях мира, в которых задается и определяется место человеческого таким образом, что человек может ориентироваться и располагаться «в» нем, т е пространство имеет экзистенциальную размерность Поэтому любая онтологическая топология, будь то космология или физика микромира, всегда учитывает Dasein в своих построениях И соответственно проблемы экзистенциальности пространства являются ведущими в понимании и моделировании пространственных характеристик Это соответствие выражается том, что пространство оказывается тем, что локализует в измерении сущее относительно экзистенции В этом смысле пространственные параметры как способ измерения сущего производны от Dasein и «нагружены» экзистенциальной проблематикой Можно сказать, что экзистен-циальность пространства выражается в его измеримости и человек является мерой пространственности сущего Поэтому любая топология, так или иначе, ориентирована на экзистенцию, на то чтобы измерять и локализовывать сущее относительного человеческого существования Что и задает философскую актуальность пространства как топологии Dasein

Другим фактором актуальности данной проблематики является пара-дигмальная смена оснований экзистенциального дискурса в современной философии Речь идет об онтологической равноисходности пространства и времени в определении Dasein Исторически складывалось так, что время являлось приоритетным по отношению к пространству в философских исследованиях экзистенции, наиболее явным образом это выражается в работах И Канта, Э Гуссерля, А, Бергсона, «раннего» М Хайдеггера Приоритетность заключается в том, что переживание времени интерпретируется как экзистенциальная определенность и первичная смысловая данность присутствия Пространственность Dasein соответственно имеет производную от времени онтологию или вообще не учитывается как экзистенциально значимое Эта тенденция в современной философии особенно сильно была изменена постмодернизмом, где экзистенция характеризуется конфигуративностыо («лабиринт»- X Борхес, У Эко, «ризома»- Ж Делез, Ф Гваттари, «ландшафт»-В Подорога, Ж Деррида) и телесностью («тело без органов»- А Арто, Ж Делез, «тело»- Р Барт, М Мерло-Понти) экзистирования и темпоральность оказывается локализованной в событии (желании, интенсивности, сингулярности) Ж Деррида в статье «Сущность и грамма» (1972) деконструирует принципиальные для метафизического мышления тезисы о привилегированности настоящего времени («сейчас») и сознания, которые обеспечивают присутствия мира и самого сознания в мире Согласно Деррида западная метафизика воспроизводит основные противоречия в трактовке времени, за-

фиксированные еще Аристотелем и приоритет времени должен быть снят бинарной оппозицией пространства-времени, чтобы ввести бытие в поле философского дискурса Кроме постмодерна значительный вклад в изменение проблематики пространства-времени внесла синергетика (И Пригожин), которая постулировала необратимость времени не только для живой природы, но и для неживой - «на всех уровнях» Это в свою очередь задает новое понимание пространственности как системного параметра, те со стороны взаимосвязи пространственно-временных характеристик сущего Таким образом, современная философия и наука переоткрывают время-пространство, актуализируя топологическую проблематику Dasein

Также нужно подчеркнуть актуальность топологии Dasein в связи с глобализацией и формированием личностной и культурной идентичности Сегодня, как отмечает немецкий феноменолог Б Вальденфельс, телесное «здесь» имеет диффузный и противоречивый характер Важным аспектом глобализации оказывается то, что телесно-пространственное местонахождение лишается прежнего статуса Девальвация пространственных ощущений, одновременное стремление к вездесущности и оседлости, характерное для нашего времени, ведут к дезориентации и размыванию границ «здесь» Таким образом, глобализация актуализирует проблему топологической идентичности как бытия на «своем» месте

Степень теоретической разработанности темы исследования:

Говоря о степени теоретической разработанности проблемы экзистенциальной определенности пространства, нужно сказать, что пространство как топология Dasein сравнительно недавно получило свою философскую определенность и онтологическую глубину Эта определенность связанна, прежде всего, с исследованиями истины бытия М Хайдеггером, в которых философ, феноменологически и герменевтически зафиксировал онтологическую структуру человеческого присутствия как бытие-в-мире Данная экзистенциальная конституция как понимание и расположенность является исходной открытостью для собственного существования и потому способна к поиску и обнаружению истины бытия (вообще) Хайдеггер периода «Бытия и времени» (1926-1929) интерпретировал пространственность Dasein через горизонт-но-экстатичную определенность времени, считая, что пространство «возникает» как результат неподлинного экзистирования через актуализацию настоящего После «поворота» (1930) философ пересматривает конституцию Dasein и уже не темпорапьность, а язык фундирует открытость бытия для мышления Соответственно меняется понимание пространства Хайдеггером, он, по замечанию Р. Достал, «подвергает сомнению» онтологическое первенство времени и в своих «поздних» концептах «событие» (er-eignis- нем) и «четверица» (vierung- нем) интерпретирует пространство и время как онтологически равные характеристики экзистенции Все современные исследования топологии Dasein, так или иначе, опираются на хадеггеровские характеристики пространства Кроме Хайдеггера среди тех, кто оказал наиболее сильное интеллектуальное влияние на исследования экзистенциальной опре-

деленности пространства нужно отметить М Мерло-Понти и П Флоренского Мерло-Понти, французский феноменолог, исследовал пространство как опыт тела и показал прямые зависимости пространственных характеристик от тактильных восприятий экзистенции В частности философом определенно, что глубина не является объективной характеристикой пространства и является экзистенциальной проекцией В целом можно сказать, что пространство Мерло-Понти интерпретирует как среду телесного экзистирования П Флоренский, русский философ, в работе «Мнимости геометрии» (1922) раскрывает структуру экзистенциального пространства на материалах «Божественной комедии» Данте Он считает, что физическое пространство ограничено и отвечает закономерностям неевклидовой геометрии и возможен переход (как в случае Данте и Вергилия) из пространства реального в пространство мнимого, те экзистенциальный выход за пределы физического мира в мир идеальный Из современных исследований экзистенциальной определенности пространства нужно отметить работы отечественного философа В А Конева Он вводит концепт «Дантовых координат», опираясь на топологические модели Хайдеггера и Флоренского Данный концепт является средством локализации ценностного, подобно координатам Декарта в геометрическом пространстве он измеряет экзистенцию относительно злого и доброго

Кроме названных авторов следует отметить работы М К Мамардашви-ли, Ж -Л Нанси, А М Руткевича, Е В Борисова, в которых отражены характеристики пространства «самого по себе», а также даны комментарии к интерпретациям Хайдеггера

В работах С Кьеркегора, Н Бердяева, С Л Франка раскрыты сущностные качества экзистенции, а также характеристики экзистенциального мышления как отличного от метафизического мышления

На степень теоретической разработанности данной проблематики также повлияли в различных аспектах идеи Б Римана, И Н Шкуратова, СЛ Рубинштейна, 3 Фрейда, Г В Ф Гегеля, Л Витгенштейна, Д Дэвидсона, М Блэка и др

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблематика про-странственности человеческого существования имеет высокую степень теоретической разработанности, что является важной предпосылкой для научности данного исследования

Постановка проблемы исследования:

Постановка проблемы исследования основывается на различении экзистенции (существовании) и эссенции (сущности) человека, которое пробле-матизировал экзистенциализм Смысл различения состоит в том, чтобы установить актуальность экзистенциального мышления как адекватного экзистенции и найти способ проблематизации пространства как экзистенциально определенного В данном случае существенным является то, что от того, что будет и как будет локализовано в пространстве, зависит сама определенность

пространства Учитывая основоопределяющий характер настроения как адекватного экзистированию, следует определить место его локализации в пространстве с тем, чтобы посредством данной локализации дать онтологическую характеристику пространства А также существенным при постановке проблемы является то, чтобы взаимоопределить настроение и мышление относительно экзистенции Т е места настроения и мышления, как адекватных экзистенции, совпадают посредством их адекватности и, потому локализация определяет место экзистенциального настроения как «всеохватывающего понимания» (Хайдеггер) Таким образом, при постановке проблемы экзистенциальной определенности пространства в качестве того, что будет локализовано выделяется определенное настроение, в котором мышление является адекватным экзистенции и место такого настроения выражает место истинного Эта локализация посредством того, что определенна взаимосвязь настроения и истины выражает именно экзистенциальную определенность пространства и выражает это адекватным (истинным) образом. В целом можно сказать, что проблема пространственное™ человеческого существования состоит в измерении пространства относительно Dasein в определении того, что, локализуясь, адекватно выражает экзистенциальные параметры пространства, а также в поиске способа локализации соразмерного экзистенции

Цель исследования:

Цель исследования - это онтологическая интерпретация пространства как экзистенциально значимого

Задачи исследования:

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач

1 Дать обоснованную характеристику настроения как адекватного экзистенции и описать взаимосвязь настроения и мышления

2 Найти способ адекватной локализации настроения в пространстве

3 Локализовать настроение как соразмерное экзистенции в пространстве и на основе этого выразить онтологические характеристики пространства

Теоретико-методологические основания исследования:

Методологическими основаниями исследования являются методологические средства - сравнительный анализ, а также феноменологические и герменевтические методы Сравнительный анализ используется в сопоставление экзистенциального и метафизического мышления для выделения настроения как адекватного экзистенции, а также для описания сущностных качеств экзистенциального мышления Герменевтический метод используется для толкования и интерпретации понимания пространства М Хайдеггером через подручность сущего и посредством Gegnet как близости далекого Также этот метод используется при интерпретации концепта П Флоренского «пространство Данте» как пространства перехода из области неподлинного экзистиро-вания в область подлинного Герменевтический метод исгютьзован при тол-

ковании концепта В А Конева «Дантовы координаты» как адекватного способа локализации настроения, а также при интерпретации соразмерности «Дантовых координат» В А Конева трактовкам пространства Хайдеггера. Феноменологический метод использовался при описании настроения как адекватного экзистенции, также посредством этого метода было описано область перехода их области подлинного экзистирования к области неподлинного экзистирования (Deja vu). Феноменологически было установлено место «здесь-теперь» как начало координат Данте и качественная глубина настроения как адекватного бытийному мышлению

Кроме методологических средств к методологическим основаниям данного исследования нужно отнести парадигмальные интенции экзистенциального дискурса, которые определяют сущее (пространство в том числе) как относительное экзистенции

Научная новизна исследования:

Научная новизна исследования заключается в следующем

1. Экстраполирована концептуальная метафора «Дантовых координат» на области экзистирования, размеченные М Хайдеггером и П Флоренским, что позволило интерпретировать пространственность человеческого существования как «координаты Данте»

2 Показана взаимосвязь настроения с местом экзистирования посредством того, что настроение является экзистенциальной проекцией осей координат Данте на место экзистирования

3 Дана концептуальная схема интервалов настроения на координатах Данте как онтологическая характеристика пространства

Положения, выносимые на защиту:

Положения, выносимые на защиту, заключаются в следующем

1 Онтологические характеристики пространства как экзистенциально значимые выражаются в локализации настроения как адекватного экзистенции Настроение является непосредственным выражением существования человека и определяет собой интенциональность мышления в «захваченности» (Хайдеггер)

2 Концепт «Дантовы координаты» как соразмерный экзистенциальной определенности пространства М Хайдеггера и топологической модели П Флоренского может рассматриваться как онтологическая метафора экзистенциальной локализации настроения и использоваться для моделирования про-странственности человеческого существования в «координатах Данте»

3 Настроение выражает место экзистирования («здесь-теперь»)

4 Концептуальная схема интервалов настроения (координаты Данте) выражает онтологические характеристики пространства как экзистенциально значимые

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования:

Теоретическая значимость исследования выражается в том, что введен концепт «координаты Данте», позволяющий производить пространственную локализацию сущего как экзистенциально значимого Также значимым для понимания природы пространственных связей и отношений является концептуальная схема интервалов настроения как онтологическая характеристика пространства Этот концепт адекватно описывает пространство как экзистенциальную значимость и связывает пространственные характеристики с ходом экзистирования, позволяя корректно описывать место экзистенции относительно динамики экзистирования

Практическая значимость исследования выражается в том, что результаты исследования можно использовать в преподавании теоретических курсов по экзистенциальной философии и психологии, при разработке учебно-методических пособий При проведении практических семинарских занятий по истории философии и методологии гуманитарных и естественных наук, касающихся прояснения онтологических и гносеологических оснований философского и научного знания, в частности в экзистенциальном и феноменологическом аспекте Можно также отметить, что проблемное поле диссертации задает перспективу для дальнейших исследований по топологической проблематике Dasein

Апробация работы:

Апробация результатов и тезисов исследования проходила на всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы социальной философии» (г Томск, 2005), «Копнинские чтения» (г. Томск, 2006), региональной межвузовской конференции «Актуальные проблемы социальных наук» (г Томск, 2006) Содержание исследования отражено в трех публикациях

Структура работы:

Структура диссертации определенна целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования и степень ее научной разработанности, определены цель, задачи, методологическая база исследования, научная новизна и положения, выносимые на защиту, раскрывается теоретическая и практическая значимость работы, обозначается структура диссертации

Первая глава «Экзистенция. Постановка проблемы» посвящена основной тематике экзистенциальной философии. А именно различению экзистенции и эссенции как основополагающей интенции экзистенциального мышления Данное различие характеризует экзистенциализм как антиметафизическую философскую установку, отрицающую абстрактность бытия и

направленную на континуальное понимание бытия и мышления Эта континуальность подчеркивает невозможность «полной и исчерпывающей» абстракции бытия в мышлении и выводит к таким феноменальным экзистенциальным состояниям, которые адекватны экзистенции непосредственным образом Речь идет о настроении, в котором Dasein открыто для себя, так как оно есть Также феноменологически проблематизируется пространственная размерность настроения как, имеющее пороговую глубину, которая адекватным (истинным) образом отражает бытие в мышлении Т е на основе экзистенциального истолкования настроения как того, что «захватывает и ведет» мышление делается предположение о соответствии глубины настроения экзистенциальным пределам, в интервалах которых, то или иное настроение выводит мышление в точку (и) «всеохватывающего понимания» (Хайдеггер) И соответственно возникает проблема локализации глубины настроения или тех интервалов, в пределах которых мышление адекватно экзистенции Таким образом, топология Dasein проблематизируется в связи с пространственной артикуляцией настроения как области (топоса) истины И потому локализация настроения как адеквации бытия и мышления задает адекватную экзистенциальную определенность пространства Иначе говоря, глубина настроения как открытость бытия для мышления посредством локализации онтологически характеризует пространство

В заключение первой главы, которая рассматривается как пропедевтическое введение в основную проблематику исследования и как онтологическая модель, в рамках которой задается топологическая проблематика Dasein, делается ряд выводов Эти выводы касаются сравнительного анализа метафизического и экзистенциального мышления, который постулирует континуальность бытия и мышления в настроении посредством метафоры «экзистенциальной логики» Эта метафора дает корректное представление об умозаключении через настроение- настроение выражает экзистенцию и задает границы мышлению И истинность высказывания определяется относительно так установленных границ Также в выводах размечаются следующие главы исследования в соответствии с целью исследования охарактеризовать экзистенциальную определенность пространства А именно во второй главе предполагается определить экзистенциальность пространства, исходя из про-странственности бытия-в-мире, т е наметить некоторые общие свойства пространства как экзистенциально определенного В третьей главе предполагается локализация настроения с учетом результатов исследования, полученных во второй главе

Вторая глава данного исследования «Интерпретация пространст-венности человеческого существования. Модели пространства М. Хай-дегтера и П. Флоренского» состоит из четырех параграфов и посвящена общей характеристики пространства, исходя из пространственности Dasein в экзистенциальной аналитике М Хайдеггера и топологии П Флоренского

В первом параграфе «Задачи интерпретации» обозначена задача данной главы как выражение такой определенности пространства, которая

позволит корректно локализовать настроение как онтологическую адеква-цию Это значит, что требуется герменевтически установить и феноменологически описать зависимости пространственных связей и отношений от динамики экзистенции, а также интерпретировать способы локализации в топологических моделях М Хайдеггера и П Флоренского как коррелятивные Таким образом, задача поиска способа локализации настроения требует адекватного понимания пространства как соразмерного экзистенции. И предполагается, что герменевтическое и феноменологическое толкование топологий М Хайдеггера и П Флоренского как коррелятивных, выявит экзистенциальные структуры пространства как значимые для способа локализации настроения как адеквации бытия и мышления Также во «Введении» указывается приоритетность топологии М Хайдеггера в интерпретации экзистенциальной определенности пространства и то, что данная интерпретация будет вестись в русле хайдеггеровского понимания пространства как модальности «мира» и посредством различения собственного и несобственного характера экзистирования

Во втором параграфе «Пространство как модальность «мира» толкуются пространственные связи и отношения в связи подручностью сущего как целостностью имения дела с сущим как подручным, а также раскрывается пространственность наличного как коррелятивное пространственности другого Dasein. Исходя из онтологической первичности подручного в отношении наличного в формировании экзистенциальной определенности пространства, а также в связи с со-бытийностью Dasein делается ряд выводов Во-первых, пространство конечно и границы его лежат в пределах подручного как мирокружного (окружающего пространства) Во-вторых, экзистенциально определенное пространство имеет специфическую архитектуру Оно не однородно в связи с тем, что наличность Других как тел-мест образуют складки и лакуны в «моем» пространстве, а также такая артикуляция Других расширяет «мое» пространство до «общего» Общее можно определить как нейтральное пространство, т.е такое, которое дает возможность универсального взаимодействия экзистенций В-третьих, пространство пластично и артикулирует ход экзистирования со стороны подручного и наличного Это значит, что границы пространства в том или другом экзистировании могут либо расширяться, либо сужаться Это становиться ясным, если сравнить пространство экзистирования через подручность Других и их наличность Подручность Других делает «мое» пространство качественно меньшим, чем восприятие Других как наличное, поскольку снимается разнородность пространства Принимая во внимание хайдеггеровское различение экзистирования на собственное (подлинное) и несобственное, можно сказать, что в подлинном экзистировании место Другого остается за Другим и, имея свою размерность, влияет на «мое» пространство В неподлинном экзистировании, когда Другой является подручным, его особая пространственная размерность не учитывается и игнорируется для более удобного обращения со «своим» Соответственно можно утверждать, что пространство, которое исключает

размерность Другого как другого, является качественно меньшим, чем пространство, где Другой не игнорируется

В третьем параграфе «Собственная и несобственная определенность пространства» освещается экзистенциальная структура пространства в зависимости от способа экзистирования в собственном и несобственном смысле Также рассматриваются концепты П Флоренского и М Хайдеггера «пространство Данте» и «четверица», которые описывают области подлинного экзистирования и область перехода от неподлинного к подлинному экзи-стированию Как отмечалось во втором параграфе - область неподлинного экзистирования характеризуется пространственностью основанной на близости подручного и целостностью имения дела как системой значений подручного В третьем параграфе подробно рассматриваются динамика неподлинного экзистирования в модусах «срыва» и «вихрения» Эти модусы выражают экзистенциальную структуру пространства посредством способа движения «в» пространстве, а именно, тем, что пространство определяется падающей цикличностью Dasein Выражаясь метафорически можно сказать, что область несобственного экзистирования затягивает подобно омуту экзистенцию посредством тотальной калькуляции сущего как подручного Область перехода от несобственного экзистирования к собственному, через оклик совести, имеет пространственность, которую П Флоренский назвал «пространством Данте» Эта область характеризуется переворотом «с ног на голову», тем, что небо становится экзистенциально ближе земли П Флоренский, основываясь на эпизодах «Божественной комедии» Данте и неевклидовой геометрии Б Римана описывает пространство как границу действительного и мнимого и переход через границу осуществляется посредством пространственного разлома и выворачивания тела через самого себя Такую динамику П Флоренский связывает со скоростями, превышающими скорость света Важным в этих трактовках является то, что они коррелируются с хайдегге-ровским пониманием перехода из области несобственного в область собственного экзистирования А именно, оклик совести, выводящий к подлинному у М Хайдеггера и переворачивание «с ног на голову» у П Флоренского кор-релятивны для понимания специфической пространственности перехода, которая характеризуется близостью «неба» (света)

Характеристика области подлинного экзистирования основывается на герменевтической трактовке концептов М Хайдеггера «четверица» и Gegnet Эта область определяется исходя из близости далекого как далекого, т е сущее в подлинном экзистировании имеет собственное место, которое определенно экзистенцией этого сущего

В четвертом параграфе «Харастеристикн пространственности Dasein» дается характеристика области перехода от подлинного к неподлинному экзистированию, а также делаются выводы относительно областей экзистирования Как отмечает Е В Борисов в статье «Феноменологический метод М Хайдеггера» экзистенциальное движение есть движение на пересечение границ областей собственного и несобственного, и нельзя утверждать,

что экзистенция, попав в область подлинного, там и остается Динамика такова, что этот переход совершается не единожды И учитывая то, что переход совершается не только от подлинного к неподлинному, но и наоборот, нужно охарактеризовать и другую динамику экзистенции В данном случае важно понять каким образом и почему экзистенция переходит из области подлинного в неподлинное Как думается, это становится возможным в силу круговой динамики экзистирования - экзистенция «всегда» возвращается к началу В этом смысле путь Данте и Вергилия в «Божественной комедии» не заканчивается на том, что они вернулись в начало пути, им предстоит снова и снова его повторять И каждый раз, несмотря на ошеломительный опыт переворачивания с ног на голову, переход о т неподлинного к подлинному будет также ошеломляющим, «выворачивающим на изнанку» Т е метафорически характеризуя движение экзистенции, можно сказать, что подлинное экзистиро-вание естественным образом возвращает к началу экзистирования и продолжается уже как неподлинное экзистирование, которое в свою очередь переворачиванием с ног на голову вводит экзистенцию в область подлинного Поэтому переход он подлинного к неподпинному есть смысл интерпретировать как Deja vu (от франц Deja vu — уже виденное), в связи с возвращение туда, откуда все началось

Пространственность перехода от подлинного к неподпинному и наоборот разная В случае перехода от неподпинного к подлинному размерность характеризуется тем, что «небо» оказывается экзистенциально ближе «земли» При переходе от подлинного к неподлинному экзистированию пространственность характеризует близость экзистенции для себя самой в Deja vu

Таким образом, имеется четыре модуса пространственности экзистирования в зависимости от его хода Это близость через подручность в неподлинном экзистировании, близость «неба» в переходе от неподлинного к подлинному экзистированию, близость далекого как актуально далекого в подлинном экзистировании и близость экзистенции к себе в переходе от подлинного к неподлинному экзистированию

Третья глава исследования «Локализация настроения» состоит из трех параграфов и посвящена экзистенциальному определению пространства посредством локализации настроения

В первом параграфе «Задачи локализации» устанавливаются задачи главы А именно требуется более полная характеристика настроения как онтологической адекватности бытия и мышления Т к предположение о пороге самочувствия, который придает настроению необходимую глубину для адекватного выражения и понимания местоположения экзистенции, нуждается в определенных уточнениях с точки зрения феноменальности настроения Этот вопрос связан с тем, что самочувствие как онтологическое единство настроения и понимания нуждается в выделении из массы близких ему экзистенциальных состояний и описании как феноменального единства Это в свою очередь должно коррелироваться с общей проблематикой диссертации, которая

характеризует экзистенциальную определенность пространство посредством локализации настроения

Другой задачей данной главы является установление способа локализации, т е того каким образом будет «измерено» местонахождение пороговой глубины самочувствия относительно той или другой близости Проблема заключается в том, что локализация пороговой глубины может происходить разными способами в зависимости от того в какой области происходит локализации Так, например, если в области собственного экзистирования локализация порога происходит посредством интерпретации и дескрипции экзистенциального настроения как актуальной далекости, то в несобственном пространстве это фиксируется через близость подручного и т д Т е требуется верификация, подтверждение того, что та или иная область экзистирования локализует настроение наиболее адекватным образом Поэтому нужно определиться с тем, как тут должна пониматься токализация, имея в виду цели исследования

Эти две задачи (сущностное описание экзистенциального настроения и определение способа локализации) и нужно решить, чтобы корректно локализовать порог самочувствия как «всеохватывающего понимания» в экзистенциально определенном пространстве

Во втором параграфе «Координаты Данте» рассматривается и интерпретируется концепт В А Конева «Дантовы координаты», а также производится соотнесение топологической модели М Хайдеггера и П Флоренского с моделью В А Конева И признается, что обе топологии коррелятивны, а именно область Deja vu соотносительна прошлому в координатах Данте, т к место сущего в обоих случаях определяется исходя из близости к «моему» прошлому, область абсолютного коррелируется с пространственной определенностью подлинного экзистирования, т к сущее локализуется, исходя из своего места, т е абсолютно независимо от другого, область подручного соотносима с определенностью доброго, поскольку пространственная определенность сущего выражается степенью подручности или доброты, область будущего соотносительна «небу», т к место сущего определяется посредством его близости к «свету» как экзистенциальной проекции будущего Поэтому возможна схема топологии Dasein как координат Данте Согласно этой схематике возможно определить место всякого сущего в экзистенциально значимом пространстве, исходя из его сущности Поэтому, чтобы локализовать экзистенциальное настроение как адеквацию настроения и мышления, необходимо сущностно охарактеризовать настроение.

В третьем параграфе «Интервалы настроения» сущностно характеризуется настроение и феноменологически устанавливаются интервалы настроения на координатах Данте как экзистенциальная определенность пространства Сущностью настроения в силу его непредметности (И Н Шкура-тов) и отталкивающе-притягивающей действенности (М Хайдеггер) является проективность Dasein (свобода выбора) А именно экзистирование как выбор возможного места Dasein формирует ту или иную настроенность экзи-

стенции, которая выражает возможное как реальное переживание Настроение - это экзистенциальное отношение к месту экзистирования И в соответствии с топологической моделью координат Данте, настроение может иметь следующие интервалы

Топологический предел «абсолютное (актуально далекое)» выражается в интервале настроений свобода-ужас. Ужас является отталкивающим настроением, в котором экзистенция выстаивает в Ничто как абсолютной нега-ции сущего В ужасе «здесь-теперь» экзистенции отталкивающе самопонимается как провал в Ничто и проседание всего сущего в целом Другой предел этого интервала - свобода - это настроение притягивает и выражает «здесь-теперь» как самобытие и целостность

Ось «подручное (доброта)» проецируется в «здесь-теперь» как интервал забота-скука Забота притягивает, скука отталкивает В заботе «здесь-теперь» самопонимается как «рабочее» место экзистенциальной активности, в котором достаточно средств для нравственного совершенствования, Кроме этого забота является открытостью доброго В скуке отрицается всякая полезность и перспективность экзистенциальной активности «здесь-теперь»

Ось «прошлое (Deja vu)» проецируется в «здесь-теперь» через интервал настроений радость-тоска В тоске отталкивающе самопонимается упущенное и невозвратное Радость является притягивающим настроением и выражает «здесь-теперь» как «долгожданную» встречу

Ось «будущее (небо)» проецируется в «здесь-теперь» интервалом настроений надежда-отчаяние Надежда притягивает, отчаяние отталкивает Отчаяние характеризует «здесь-теперь» как бытийный тупик и одиночество Надежда выражает «свет» и вариативную просторность «здесь-теперь»

Исходя из полученных результатов исследования, производится локализация «всеохватывающее понимание» в экзистенциально определенном пространстве Областью его локализации будет свобода как проекция абсолютного в «здесь-теперь». Такое соответствие основывается на экзистенциальной целостности самопонимания в свободе Эта целостность является тем, что обеспечивает всеохватность понимания как истины

В «Заключении» подведены основные итоги и предпосылки работы, а также намечены возможные перспективы дальнейшего развития исследования

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1 Шафер О Б Смысл буквального // Вестник ТГУ - №304 - Ноябрь, 2007 -С 59-61

2 Шафер О Б Топология Dasein // Иниция Выпуск 7 Сборник материалов VIII региональной межвузовской конференции «Актуальные проблемы социальных наук» - Томск ТГУ, 2006 - С.109-115

3 Шафер О Б Топология Dasein как выбор Сократа// Сборник трудов I всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы социальной философии» -Томск ТПУ, 2005 - С 160-163.

Тираж 100 Заказ 299 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники 634050, г Томск, пр Ленина, 40

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Шафер, Олег Борисович

Введение

1. Экзистенция. Постановка проблемы

2. Интерпретация пространственное™ человеческого существования. Модели пространства М. Хайдегтера и П. Флоренского

2.1. Задачи интерпретации

2.2. Пространство как модальность «мира»

2.3. Собственная и несобственная определенность пространства

2.4. Характеристики пространственности Dasein

3. Локализация настроения

3.1. Задачи локализации

3.2. Координаты Данте

3.3. Интервалы настроения

 

Введение диссертации2008 год, автореферат по философии, Шафер, Олег Борисович

Онтологическая проблематика пространственных связей и отношений является актуальной для философии как дискурсивной стратегии, направленной на понимание единства и целостности сущего. Эта проблематика сущностно фиксируется в топологических моделях мира, в которых задается и определяется место человека и людей таким образом, что человек может ориентироваться и располагаться «в» нем, т.е. пространство имеет экзистенциальную размерность. Поэтому любая онтологическая топология, будь то космология или физика микромира, всегда учитывает Dasein в своих построениях. И соответственно проблемы экзистенциальности пространства являются ведущими в понимании и i моделировании пространственных характеристик. Это соответствие выражается том, что пространство оказывается тем, что локализует в измерении сущее относительно экзистенции. В этом смысле пространственные параметры как способ измерения сущего производны от Dasein и «нагружены» экзистенциальной проблематикой. Можно сказать, что экзистенциальность пространства выражается в его измеримости и человек является мерой пространственности сущего. Поэтому любая топология, так или иначе, ориентирована на экзистенцию, на то чтобы измерять и локализовывать сущее относительного человеческого существования. Что и задает философскую актуальность пространства как топологии Dasein.

Другим фактором актуальности данной проблематики является парадигмальная смена оснований экзистенциального дискурса в современной философии. Речь идет об онтологической равноисходности пространства и времени в определении Dasein. Исторически складывалось так, что время являлось приоритетным по отношению к пространству в философских исследованиях экзистенции, наиболее явным образом это выражается в работах И. Канта, Э. Гуссерля, А. Бергсона, «раннего» М. Хайдеггера. Приоритетность заключается в том, что переживание времени интерпретируется как экзистенциальная определенность и первичная смысловая данность присутствия. Пространственность Dasein соответственно имеет производную от времени онтологию или вообще не учитывается как экзистенциально значимое. Эта тенденция в современной философии особенно сильно была изменена постмодернизмом, где экзистенция характеризуется конфигуративностью («лабиринт»- X. Борхес, У. Эко; «ризома» - Ж. Делез, Ф. Гваттари; «ландшафт»- В. Подорога, Ж. Деррида [65]) и телесностью («тело без органов»- А. Арто, Ж. Делез; «тело»- Р. Барт,

М. Мерло-Понти [65]) экзистирования и темпоральность оказывается локализованной в событии (желании, интенсивности, сингулярности). Ж. Деррида [65.135] в статье «Сущность и грамма» (1972) деконструирует принципиальные для метафизического мышления тезисы о привилегированности настоящего времени («сейчас») и сознания, которые обеспечивают присутствия мира и самого сознания в мире. Согласно Деррида западная метафизика воспроизводит основные противоречия в трактовке времени, зафиксированные еще Аристотелем и приоритет времени должен быть снят бинарной оппозицией пространства-времени, чтобы ввести бытие в поле философского дискурса. Кроме постмодерна значительный вклад в изменение проблематики i фостранства-времени внесла синергетика (И. Пригожин), которая постулировала необратимость времени не только для живой природы, но и для неживой - «на всех уровнях». Это в свою очередь задает новое понимание пространственности как системного параметра, т.е. со стороны взаимосвязи пространственно-временных характеристик сущего. Таким образом, современная философия и наука переоткрывают время-пространство, актуализируя топологическую проблематику Dasein.

Также нужно подчеркнуть актуальность топологии Dasein в связи с глобализацией и формированием личностной и культурной идентичности. Сегодня, как отмечает немецкий феноменолог Б. Вальденфельс [13.41], телесное «здесь» имеет диффузный и противоречивый характер. Важным аспектом глобализации оказывается то, что телесно-пространственное местонахождение лишается прежнего статуса. Девальвация пространственных ощущений, одновременное стремление к вездесущности и оседлости, характерное для нашего времени, ведут к дезориентации и размыванию границ «здесь». Таким образом, глобализация актуализирует проблему топологической идентичности как бытия на «своем» месте.

Степень теоретической разработанности темы исследования:

Говоря о степени теоретической разработанности проблемы экзистенциальной определенности пространства, нужно сказать, что / пространство как топология Dasein сравнительно недавно получило свою философскую определенность и онтологическую глубину. Эта определенность связанна, прежде всего, с исследованиями истины бытия М. Хайдеггером, в которых философ, феноменологически и герменевтически зафиксировал онтологическую структуру человеческого присутствия как бытие-в-мире. Данная экзистенциальная конституция как понимание и расположенность является исходной открытостью для собственного существования и потому способна к поиску и обнаружению истины бытия (вообще). Хайдеггер периода «Бытия и времени» (1926-1929) интерпретировал пространственность Dasein через горизонтно-экстатичную определенность времени; считая, что пространство «возникает» как результат неподлинного экзистирования через актуализацию настоящего. После «поворота» (1930) философ пересматривает конституцию Dasein и уже не темпоральность, а язык фундирует открытость бытия для мышления. Соответственно меняется понимание пространства Хайдеггером, он, по замечанию Р. Достал, «подвергает сомнению» онтологическое первенство времени и в своих «поздних» концептах «событие» (er-eignis-нем.) и «четверица» (vierung- нем.) интерпретирует пространство и время как онтологическиравные характеристики экзистенции.Все современные исследования топологии Dasein, так или иначе, опираются на хайдеггеровские характеристики пространства; Кроме Хайдеггера среди тех,. кто оказал наиболее сильное интеллектуальное влияние на исследования экзистенциальной определенности пространства нужно отметить М; Мерло-Понти и П. Флоренского. Мерло-Понти, французский феноменолог, исследовал пространство как опыт тела и показал прямые зависимости пространственных характеристик от тактильньш восприятий экзистенции. В частности философом определенно, что глубина не является объективной характеристикой пространства и является экзистенциальной проекцией. В целом можно сказать, что пространство Мерло-Понти интерпретирует как среду телесного экзистирования. П. Флоренский, русский философ, в работе «Мнимости геометрии» (1922) раскрывает структуру экзистенциального пространства на материалах «Божественной комедии» Данте. Он считает, что физическое пространство ограничено и отвечает закономерностям неевклидовой геометрии и возможен переход (как в случае Данте и Вергилия) из пространства реального в пространство мнимого, т.е. экзистенциальный выход за пределы физического мира в мир идеальный. Из современных исследований экзистенциальной определенности пространства нужно отметить работы отечественного философа В. А. Конева. Он вводит концепт «Дантовых координат», опираясь на топологические модели Хайдеггера и Флоренского. Данный концепт является средством локализации ценностного, подобно координатам Декарта в геометрическом пространстве он измеряет экзистенцию относительно злого и доброго.

Кроме названных авторов следует отметить работы М.К. Мамардашвили, Ж.-Л. Нанси, A.M. Руткевича, Е.В. Борисова, в которых отражены характеристики пространства «самого по себе», а также даны комментарии к интерпретациям Хайдеггера.

В работах С. Кьеркегора, Н. Бердяева, С.Л. Франка раскрыты сущностные качества экзистенции, а также характеристики экзистенциального мышления как отличного от метафизического мышления.

На степень теоретической разработанности данной проблематики также повлияли в различных аспектах идеи Б. Римана, И.Н. Шкуратова, С.Л.

Рубинштейна, 3. Фрейда, Г. В. Ф. Гегеля, JI. Витгенштейна, Д. Дэвидсона, М. Блэка и др.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблематика пространственности человеческого существования имеет высокую степень теоретической разработанности, что является важной предпосылкой для научности данного исследования.

Постановка проблемы исследования:

Постановка проблемы исследования основывается на различении экзистенции (существовании) и эссенции (сущности) человека которое проблематизировал экзистенциализм. Смысл различения состоит в том, чтобы установить актуальность экзистенциального мышления как адекватного экзистенции и найти способ проблематизации пространства как экзистенциально определенного. В данном случае существенным является то, что от того, что будет и как будет локализовано в пространстве, зависит сама определенность пространства. Учитывая основоопределяющий характер настроения как адекватного экзистированию, следует определить место его локализации в пространстве с тем, чтобы посредством данной локализации дать онтологическую характеристику пространства. А также существенным при постановке проблемы является то, чтобы взаимоопределить настроение и мышление относительно экзистенции. Т.е. места настроения и мышления, как адекватаых экзистенции,,совпадают посредством их адекватности и, потому локализация определяет место экзистенциального настроения как «всеохватывающего понимания» (Хайдеггер). Таким образом, при постановке проблемы экзистенциальной определенности пространства существования человека, в качестве того, что будет локализовано, выделяется определенное настроение; в котором мышление является» адекватным экзистенции и место такого настроения выражает место истинного. Эта локализация посредством того, что определенна взаимосвязь настроения и истинь1вьфажает именно экзистенциальную определенность пространства и выражает это адекватным (истинным) образом. В целом можно сказать, что проблема пространственности человеческого существования состоит е измерении пространства относительно Dasein: в определении того, что, локализуясь, адекватно выражает экзистенциальные параметры пространства, а также в поиске способа локализации соразмерного экзистенции.

Цель исследования:

Цель исследования — это онтологическая интерпретация пространства как экзистенциально значимого.

Задачи исследования:

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач.

1. Дать обоснованную характеристику настроения как адекватного экзистенции и описать взаимосвязь настроения и мышления.

2. Найти способ адекватной локализации настроения в пространстве.

3. Локализовать настроение как соразмерное экзистенции в пространстве и на основе этого выразить онтологические характеристики пространства.

Теоретико-методологические основания исследования:

Методологическими основаниями исследования являются методологические средства- сравнительный анализ, а также феноменологические и герменевтические методы. Сравнительный анализ используется в сопоставление экзистенциального и метафизического мышления для выделения настроения как адекватного экзистенции, а также для описания сущностных качеств экзистенциального мышления. Герменевтический метод используется для толкования и интерпретации понимания пространства М. Хайдеггером через подручность сущего и посредством Gegnet как близости далекого. Также этот метод используется при интерпретации концепта П. Флоренского («пространство Данте» как пространства перехода из области неподлинного экзистирования в область подлинного. Герменевтический метод использован при толковании концепта В. А. Конева «Дантовы координаты» как адекватного способа локализации настроения, а также при интерпретации соразмерности «координат Данте» В.А. Конева трактовкам пространства Хайдеггера. Феноменологический метод использовался при описании настроениякак адекватного экзистенции, также посредством этого метода было описано область перехода из области подлинного экзистирования к области неподлинного экзистирования (Deja vu). Феноменологически было установлено место «здесь-теперь» как начало координат Данте и качественная глубина настроения как адекватного бытийному мышлению. В целом можно сказать, что большая часть исследования основывается на герменевтической методологии, сравнительный анализ и феноменологический метод занимают сравнительно небольшое место, но принципиально существенны в выявлении опорных точек исследования.

Кроме методологических средств к методологическим основаниям данного исследования нужно отнести парадигмальные интенции экзистенциального дискурса, которые определяют сущее (пространство в том числе) как относительное экзистенции.

Научная новизна исследования:

Научная новизна исследования заключается в следующем.

1. Экстраполирована концептуальная метафора «координат Данте» на области экзистирования, размеченные М. Хайдеггером и П. Флоренским, что позволило интерпретировать пространственность человеческого существования как «координаты Данте».

2. Показана взаимосвязь настроения с местом экзистирования посредством того, что настроение является экзистенциальной проекцией осей координат Данте на место экзистирования.

3. Дана концептуальная схема интервалов настроения на координатах Данте как онтологическая характеристика пространства.

Положения, выносимые на защиту:

Положения, выносимые на защиту, заключаются в следующем. t

1. Онтологические характеристики пространства как экзистенциально значимые выражаются в локализации настроения как адекватного экзистенции. Настроение является непосредственным выражением существования человека и определяет собой интенциональность мышления в «захваченности» (Хайдеггер).

2. Концепт «Дантовы координаты» как соразмерный экзистенциальной определенности пространства М. Хайдеггера и топологической модели П. Флоренского может рассматриваться как онтологическая метафора локализации настроения и может использоваться для моделирования пространственности человеческого существования в «координатах Данте». 3 . Настроение выражает место экзистирования («здесь-теперь»). 41 Концептуальная схема интервалов настроения (координаты Данте) выражает онтологические; характеристики пространства как экзистенциально значимые.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования:

Теоретическая значимость исследования выражается в том, что введен концепт «координаты Данте», позволяющий производить пространственную локализацию сущего как экзистенциально значимого. Также значимым для понимания природы пространственных связей и отношений является концептуальная схема интервалов настроения как онтологическая характеристика пространства; Этот концепт адекватно описывает пространство как экзистенциальную значимость и связывает пространственные характеристики с ходом экзистирования, позволяя корректно описывать место экзистенции относительно динамики экзистирования.

Практическая значимость исследования выражается в том;, что результаты исследования можно использовать в преподавании теоретических курсов по экзистенциальной философии и психологии^ при разработке учебно-методических пособий. При проведении практических семинарских занятий по истории философии и методологии гуманитарных и естественных наук, касающихся прояснения онтологических и гносеологических оснований философского и научного знания, в частности в экзистенциальном и феноменологическом аспекте. Можно также отметить, что проблемное поле диссертации задает перспективу для дальнейших исследований по топологической проблематике Dasein.

Апробация работы:

Апробация результатов и тезисов исследования проходила на всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы социальной философии» (г. Томск, 2005), «Копнинские чтения» (г. Томск, 2006), региональной межвузовской конференции «Актуальные проблемы социальных наук» (г. Томск, 2006). Содержание исследования отражено в трех публикациях.

Структура работы:

Структура диссертации определенна целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Пространственность человеческого существования: экзистенциальное измерение"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Здесь нужно остановиться на принципиальных моментах исследования, подвести общие итоги- и сформулировать перспективные направления дальнейшей разработки темы.

Наше предположение о том, что локализация настроения выражает онтологические характеристики пространства, основывается на ряде предпосылок. Во-первых, это предпосылка того, что локализация чего-то в пространстве является более полной характеристикой пространства по сравнению с другими способами описания. Данный тезис говорит о том, что при установлении свойств пространства, исходя из его метафизической производности от, например, материи или сознания, теряются сущностные и онтологические качества пространства. Это выражается в том, что пространство понимается как акцидентальное свойство субстанции и является моментом его самоопределения. При локализации существенным оказывается точность измерения и пространство понимается функционально, т.е. как то, что определяет другое исходя из своих сущностных и онтологических качеств к точности местоопределения. Таким образом локализация функционально определяет пространство через точность измерения, в отличие от его, например, акцидентального толкования посредством субстанционального единства. В таком контексте точность локализации представляется более существенной характеристикой пространственности, чем пространственное единство для онтологического знания пространства, поскольку является точным (научным) знанием, а не метафизическим. Локализация дает более полное описание пространственной онтологии, т.к. основывается на научном подходе к сущему.

Следующей предпосылкой исследования является то, что онтологические характеристики пространства зависят от того, что локализуется «в» пространстве. Можно сказать, что онтологическая определенность сущего, которое локализуется влияет на онтологическую определенность пространства. Эта зависимость понятна из того, что локализация как измерение является точной. Смысл точности заключается в том, чтобы выразить максимально полно и буквально определенность измеряемого. А это возможно, если онтологические характеристики пространства будут стремиться к совпадению с онтологическими характеристиками того, что локализуется. В этом смысле нельзя, например, измерить определенность биологического организма в геометрическом пространстве, не теряя региональной специфики биологического. Поэтому локализация сущностно зависит от того, что локализуется и является соразмерным его онтологии.

Также нужно подчеркнуть, что именно настроение наиболее полно характеризует онтологию пространства. Это связано с тем, что настроение отражает экзистенцию, так как она есть, исходя из своего «здесь-теперь». В локализации настроения точно определяется экзистенция, а это значит, что пространство имеет, совпадающую с Dasein, онтологическую определенность. Это и является предпосылкой того, что данная локализация объективно отражает онтологические характеристики пространства как экзистенциально значимые.

Несколько проясним то, как концептуальная схема интервалов настроения характеризует пространство. Если следовать естественному пониманию пространства как «вместилища» сущего, в котором вещи, видимым или тактильным образом, одновременно располагаются друг относительно друга, то возникает ряд проблем в связи с природой пространства. А именно есть такие вещи, которые нельзя локализовать обычным способом, скажем, например, ценности не трехмерны и неопределимы относительно пространственной определенности трехмерной вещи (стула). Т.е. онтология трехмерного пространства такова, что исключает локализацию того, что обладает иной онтологической размерностью. И вместе с тем, то, что исключается такой онтологией пространства, существует одновременно с тем, что «вмещается» пространством (стул и полезность стула существуют одновременно). Но поскольку одновременность сосуществования выражает пространство, то возникает вопрос: в каком пространстве сосуществуют вещи, имеющие разную онтологическую определенность? Таким образом, исходя из смысла одновременности сосуществования пространство «должно» вмещать и взаимоопределять все то, что одновременно сосуществует (и стул и его полезность). Онтология трехмерного, физического пространства этого не обеспечивает и потому требуется другая онтология. В этом контексте, концептуальная схема интервалов настроения и является тем, что характеризует одновременность сосуществования адекватным образом. А именно локализует сущее как сосуществующее соразмерно месту и направлению экзистирования в координатах Данте. Существенным тут является то, что пространственной артикуляции поддается все сущее как экзистенциально значимое. Т.е. сущее находится «ближе», «дальше», «там», «около» и т.д. относительно настроенности экзистенции на тот или иной лад в пределах того или другого интервала настроений, которые размечают области экзистирования как проекции на «здесь-теперь». То, что звезды оказываются ближе очков (пример A.M. Руткевича), это является объективной определенностью места экзистирования (поэта, астронома) как находящегося рядом со звездами и вдали от очков посредством настроения, которое спроецировало в возможности такую пространственную определенность.

К общим итогам исследования можно отнести эвристичность данной онтологии пространства, позволяющей рассматривать научные и философские топологии как взаимосвязанные экзистенцией исследователя. А также понимать научность локализации в связи с Dasein.

Дальнейшие перспективы исследования видятся в феноменологических и герменевтических интерпретациях областей экзистирования в связи с культурно-исторической данностью мира как совокупности мест. Т.е. мир как историческое пространство является соразмерным экзистенции и поэтому представляется возможным локализовать мировую историю относительно исторических мест как экзистенциально значимых. Другой перспективой является интерпретация областей экзистирования посредством концепта JI. Витгенштейна «языковые игры». Также возможны постмодернистские вариации топологии Dasein как интертекстуальности и эстетики номадов.

 

Список научной литературыШафер, Олег Борисович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Аристотель. Физика //Сочинение в четырех томах. -Т.З.- М.: Мысль,1981.

2. Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля (работа 1968 г.) // Вопросы философии. -1995. -№1. -С.52-69.

3. Бергсон А. Материя и память // Бергсон А. Собр. соч. в 4-х т. М., 1993. -Т. 1.

4. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1995.

5. Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого/Ю назначении человека.- М.: Республика, 1993.

6. Бибихин В.В. Мир. — Томск, Водолей, 1995.

7. Библер В. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. -1989. -№ 6.

8. Блэк М. Метафора // Теория метафоры. М., 1990.

9. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма.- СПб.: Лань, 1999.

10. П.Борисов Е.В. Феноменологический метод М. Хайдеггера //

11. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск: Водолей,1998.

12. Бубер М. Проблема человека. М., 1992.

13. Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигель рациональности // Социологос. Вып.1.- М.Д991.-С.39-50.

14. Вейль Г. Математический способ мышления. — М.: Наука, 1989.

15. Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Пространство и время в неживой и живой природе. М., 1975.

16. Витгенштейн JI. Логико-философский трактат// Философские работы. Часть 1.- М.: Гнозис, 1994.

17. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. — М.: Прогресс, 1988.

18. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии духа. Введение//Логос.- № 41999.- С.119-132.

19. Гегель Г. Феноменология духа.- СПб.: Наука, 1992.

20. Гегель Г.В.Ф. Философия духа //Энциклопедияфилософских наук. Т. 3. -М.: Мысль, 1977,

21. Гегель Г.В.Ф. Философия права.- М.: Мысль, 1990.

22. Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. -М., 1971.

23. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

24. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера земли. М., 1979.

25. Гуссерль Э. Начало геометрии. Введение Жака Деррида. М.: Ad Marginem, 1996.

26. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.

27. Делез Ж. Логика смысла. Екатеринбург, 1998.

28. Делёз Ж. Складка. Лейбниц и барокко — М.: Логос, 1997.

29. Достал Р. Время и феноменология у Гуссерля и Хайдеггера.-Электронный ресурс.// Специализированная электронная библиотека по антропологии.- Режим доступа: http://anthropology.rchgi.spb.ru/haidegger/haidgeri4.htm, свободный.

30. Дэвидсон Д. Метод истины в метафизике // Аналитическая философия: становление и развитие.- М., 1998.

31. Дэвидсон Д. Что означают метафоры // Теория метафоры. М., 1990.

32. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

33. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Бунтующий человек. М., 1990.

34. Киркегор С. О понятии иронии // Логос.- М., 1993. -№ 4.

35. Князева Е.Н. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе // Вопросы философии. -1998. -№ 4.

36. Колесников А.С. М. Хайдеггер глазами Р. Рорти И Современная философия как феномен культуры: исследовательские традиции и новации. Материалы научной конференции. Серия "Symposium", выпуск 7. -СПб.: Санкт-Петербургское философское общество,-2001.

37. Конев В.А. Дантовы координаты (проблема определения ценностного бытия)// Вестник СамГУ (специальный выпуск).-Самара, 1996.- С.171-183.

38. Конев В.А. Философия культуры и парадигмы философского мышления// Философские науки.- № 6.- 1991.

39. Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к "Философским крохам"// Логос.- № 10.-1997,- С.139-147.

40. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

41. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993.

42. Лебедев М.В. Черняк А.З. Онтологические проблемы референции.- М.: Праксис, 2001.

43. Лейбин В. М. Психоанализ и философия неофрейдизма. -М., 1977

44. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977

45. Малевич К. Супрематизм// Каталог 10-й государственной выставки. «Беспредметное творчество и супрематизм". М., 1919.

46. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию.- М.,1992.

47. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.,1993.

48. Мерло-Понти М. Пространство //Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века.— Томск: Водолей, 1998.— С. 27-95.

49. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия.- СПб., 1999.

50. Минковский Г. Пространство и время / Принцип относительности. -М.:Атомиздат, 1973.

51. Михайлов А. Проблема субъективности в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера // Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989. С. 137-156

52. Мороз В.В. Взаимосвязь философии и математики в творчестве П.А. Флоренского //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. -№ 3- 1997.- С. 26-43

53. Нанси Ж. Л. О событии. //Философия Мартина Хайдеггера и современность. - М.: Наука, 1991.- С. 91-102.

54. Нанси Ж.-Д. Corpus.- М.: Ad Marginem, 1999.

55. Нарский И. С. Кант. М., 1976.

56. Никитина Н.И. Проблема пространства в философии Павла Флоренского// Вестник Московского университета. Серия 7. Философия.- №6. -1998. -С. 45-51.61 .Парменид. О природе //Фрагменты из произведений ранних греческих философов.- Ч. 1,- М.: Наука, 1989.

57. Платон. Апология Сократа.- М.: Мысль, 1999.

58. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

59. Подорога В. Феноменология тела. — М.: Ad Marginem, 1995.

60. Постмодернизм. Энциклопедия.— Минск: Интерпрессервис, 2001.

61. Рикер П. Кант и Гуссерль //Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века.— Томск: Водолей, 1998.— С. 162-193.

62. Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995.

63. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

64. Риман Б. О гипотезах, лежащих в основании геометрии // Альберт Эйнштейн и теория гравитации. М.: Мир, 1979.

65. Рорти Р. Витгенштейн, Хайдеггер и гипостазирование языка //Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука -1991.-С. 121-133.

66. Рорти Р. Случайность, ирония, солидарность.- М., 1996.

67. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. Т.2. -М.,1989.

68. Руткевич А. М. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа.- М., 1985.

69. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии.-М. :Республика,2000.

70. Свасьян К.А. Феноменологическое сознание. М., 1987.

71. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х томах. М.: Республика, 1988.

72. Стрельцова Г.Я. Парадокс философии Серена Кьеркегора //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия.- № 4. -2000. -С. 106-120.

73. Суровцев В.А., Сыров В.Н. Языковая игра и роль метафоры в научном познании//Методология науки. Становление современной научной рациональности.- Вып. 3. -Томск: 11 У, 1998

74. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983, с. 227-284

75. Философские проблемы физики элементарных частиц (тридцать лет спустя). М.,1994.

76. Философский энциклопедический словарь.- М.: Сов. энциклопедия, 1983.

77. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.

78. Флоренский П.А. Иконостас. М., 1994.

79. Флоренский П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. М.,1992.87.

80. Флоренский П. А. Мнимости в геометрии М.: Лазурь, 1991.

81. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М. 1990.

82. Франк C.JI. Духовные основы общества. М., 1992.

83. Франк С. JI. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию// Предмет знания. Душа человека. Минск: Харвест, М.: Аст, 2000.- С.631-990.

84. Фрейд 3. Введение в психоанализ.- М.,2003.

85. Фридман А. Мир как пространство и время. М., 1965

86. Фромм Э. Ситуация человека ключ к гуманистическому психоанализу. //Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

87. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. -1990.- № 3.

88. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии. -1992. -№ 4.

89. Хайдеггер М. Бытие и время.- М.: Ad Marginem, 1997.

90. Хайдегтер М. Вещь // Время и бытие.- М.: Республика, 1993.

91. Хайдеггер М. Время и бытие // Время и бытие. М.: Республика, 1993.

92. Хайдеггер М. Из разговора на проселочной дороге о мышлении // Разговор на проселочной дороге.- М.: Высшая школа, 1991.

93. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Время и бытие.-М.: Республика, 1993.

94. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб, 2001.

95. Хайдеггер М. Отрешенность. // Разговор на проселочной дороге.-М.: Высшая школа, 1991.

96. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие.- М.: Республика, 1993.

97. Хайдеггер М. Преодоление метафизики // Время и бытие.- М.: Республика, 1993.

98. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск: Водолей, 1998.

99. Хайдеггер М. Сущность истины // Разговор на проселочной дороге.- М.: Высшая школа, 1991.

100. Хайдеггер М. Цолликонеровские семинары // Логос- 1992 № 3.-С. 82- 97

101. Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Время и бытие. М.: Республика, 1993.

102. Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии. //Вопросы философии. -№9, 1996.-С.46-58.

103. Хокинг С., Эллис Дж. Крупномасштабная структура пространства-времени. М.: Мир, 1977.

104. Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля, Хайдеггера.- СПб, 2001.

105. Шафер О.Б. Смысл буквального // Вестник 11 У.-№304.- Ноябрь, 2007.

106. Шафер О.Б. Топология Dasein // Сборник материалов УШ региональной межвузовской конференции «Актуальные проблемы социальных наук».- Томск: ТГУ, 2006.- С. 109-115.

107. Шафер О.Б. Топология Dasein как выбор Сократа// Сборник трудов I всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы социальной философии».- Томск: ТПУ, 2005.- С.160-163.

108. Шеллинг Ф. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах. М.: Мысль,-1989. -Т. 2.

109. Шестов JI. И. Киргегард и экзистенциальная философия.- М., 1992.

110. Шестов Л.И. Сочинения в 2-х томах.- М., 1993.

111. Шкуратов И. Н. Феномен настроения: пути к осмыслению-Электронный ресурс.//Философский журнал Phenomen.Ru.-Режим доступа: http://phenomen.ru/public/journal.php?article=23, свободный.

112. Штейнман Р. Я. Пространство и время. М., 1962.

113. Эйнштейн. А.Физика и реальность. //Физика и реальность. М.: Наука, 1963.

114. ЯсперсК. Смысл и назначение истории. М.:Республика, 1994.

115. Ясперс К. Философская вера // Смысл и назначение истории. -М.: Республика, 1994.

116. Carman Т. On Making Sense (And Nonsense) of Heidegger // Philosophy and Phenomenological Research.- Vol. 63.-№ 3. -2001.

117. Philipse H. Heidegger's Philosophy of Being: A Critical Interpretation // Continental Philosophy Review.-Vol. 33. № 2 .- 2000.