автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Процесс трансформации интеллектуальной элиты в Китае в период модернизации (1-ая треть XX века)

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Глазкова, Светлана Алексеевна
  • Ученая cтепень: кандидата социoл. наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
Автореферат по социологии на тему 'Процесс трансформации интеллектуальной элиты в Китае в период модернизации (1-ая треть XX века)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Процесс трансформации интеллектуальной элиты в Китае в период модернизации (1-ая треть XX века)"

Санкт-Петербургский Государственный Университет

1

'1 на правах рукописи

Глазкова Светлана Алексеевна

Процесс трансформации интеллектуальной элиты в Китае в период модернизации (1-ая треть XX века).

Специальность: 22.00.06 - Социология духовной жизни

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Санкт-Петербургский Государственный Университет

на правах рукописи

Глазкова Светлана Алексеевна

Процесс трансформации интеллектуальной элиты в Китае в период модернизации (1-ая треть XX века).

Специальность: 22.00.06 - Социология духовной жизни

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Диссертационная работа выполнена на кафедре культурной антропологии и этнической социологии факультета социологии Санкт-Петербургского Государственного Универсигета.

Научный руководитель - доктор философских наук,

профессор А.О. Бороноев.

Официальные оппоненты - доктор философских наук,

профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации С.А.Кугель.

кандидат исторических наук, доцент Б.М.Новиков.

Ведущая организация - Санкт-Петербургский Государственный

Электротехнический Университет.

Защита диссертации состоится 199&. в часов на заседании

Диссертационного совета Д. 063. 57. 45. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Санкт-Петербургском Государственном Университете по адресу: 193060, Санкт-Петербург, ул.Смольного, д. 1/3, подъезд 9-й, факультет социологии, ауд.^^Г.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке им. А.М.Горького Санкт-Петербургского Государственного Университета

Автореферат разослан

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор философских наук _ В.В.Козловский

Общая характеристика работы.

Актуальность темы. Основные положения, свидетельствующие об актуальности темы диссертационного исследования заключаются в следующем. Во-первых, исследование процессов социального изменения по-прежпему остается важным направлением современных социологических исследований. В центре внимания исследователей оказывается как глобальный социальный процесс, который охватывает социальное взаимодействие и накопившиеся социально-культурные продукты этого взаимодействия, так и отдельные стороны этого процесса, протекающего в конкретных обществах. В этом отношении исследование процесса изменения социальной структуры китайского общества в новое и новейшее время представляет особый научный интерес с точки зрения более глубокого понимания динамики социального изменения в конкретном обществе.

Во-вторых, понимание социального изменения как "модификации в смыслах и ценностях, которых придерживается общество или важные подгруппы этого общества" также является одним из актуальных направлений в современных социологических исследованиях процесса социального изменения. В предлагаемой работе внесение культурологического измерения в анализ конкретной социальной группы позволяет расширить весь контекст анализа. Исследование духовной жизни социальной группы китайских интеллектуалов в ее основных проявлениях: ценностной системе, находящей свое отражение в моделях поведения, а также мировоззренческих установках, на основе которых китайские интеллектуалы формулировали свои собственные концепции развития, - это исследование ведется в' одном из авторитетных направлений социологии духовной жизни.

Наконец, в-третьих, с исторической точки зрения данное исследование затрагивает проблемы, связанные с осмыслением тенденций исторического развития китайского общества в XX столетии. Сформировавшиеся в 10 - 20-е годы тенденции в культуре китайского общества в значительной степени отразились на тенденциях общественного развития (в том числе и на выборе стратегии социального развития). Анализ этих культурных тенденций необходим для более четкого понимания закономерностей и характерных особенностей развития современного китайского общества.

Предмет и хронологические рамки исследования. Предмет исследования - интеллектуальная элита Китая, переживающая процесс трансформации в период, определяемый как период модернизации, хронологические рамки которого охватывают временной промежуток 1900-1949гг. Данное хронологическое уточнение необходимо в силу широты определения периода модернизации применительно к Китаю. Некоторые авторы склонны выделять несколько стадий модернизации китайского общества.1 Другие склонны всю

1 Cm.: Tsai Wen-huf. In Making China Modernized. Comparative Modernization Between Mainland China and Taiwan. // Occasional Papers (Repr.Ser. in Contemporary Asian Studies. № 4. 1993.

историю Китая с 12 века представить как серию неудачных модернизадионных попыток. В соответствии с этой схемой рассматриваемый период 1900-1949гг. классифицируется как 5-я попытка модернизации.2 Такая трактовка в русле теории особой модернизации Китая - одна из предлагаемых китайскими учеными интерпретаций развития китайского общества в новое и новейшее время.

Тем не менее выделить период 1900-1949гг. в качестве периода модернизации представляется целесообразным, поскольку он включает в себя серию мероприятий и движений несомненно модернизаторского характера, последовавших вслед за неудачной попыткой реформировать китайское общество в конце Х1Хв. Период, последовавший за провалом реформ 1898г., характеризуется коренной ломкой политической системы и социальной структуры китайского общества, экономическими преобразованиями, мощными культурными движениями антшрадиционпого характера. Идейные течения и культурные новации периода 10-х -20-х годов сформировали устойчивые тенденции в культурном и общественном развитии китайского общества на протяжении всего XX столетия.

Степень научной разработанности темы. Проблема определения статуса привилегированной сословной группы шэныпи и ее места в социальной структуре традиционного китайского общества не раз становилась предметом исследований как отечественных так и зарубежных синологов. В отечественной востоковедной литературе сословие шэньши анализировалось в связи с дискуссиями 20-х годов (дискуссия об азиатском способе производства, дискуссия о тайпикском восстании) в работах Канторовича А.Я., Волина М., Ивина А., Тарханова О.С., Колоколова B.C. В 30-е годы с завершением дискуссии об азиатском способе производства проблема шэньши не получила дальнейшего развития.

Только в последние годы социальной структуре Китая стали посвящаться отдельные коллективные работы: Социальная структура Китая. XIX - первая половши ХХв. (М., 1990); Социальная структура традиционного китайского общества. Научно-аналитический обзор. (М. ИНИОН, 1989); Социальные организации в Китае. (М., 1981), а также отдельные статьи, посвященные этой проблеме.

Социальную структуру общества можно определить как систему связанных отношений иерархического соподчинения социальных слоев и групп, принадлежность к которым определяла социальный статус личности, наличие или отсутствие у нее социальных прав и привилегий, а также больший или меньший объем последних. Среди 4-х привилегированных социальных групп традиционного китайского общества представляет интерес группа шэньши, отличающаяся от остальных трех ненаследуемым характером.

2 См.: Вам Дуы 11узньюянь чясунго тосэ ды сяньдайхуа синь тьчуныхзяпь лунь Сунь Чжунщань, Мао Цюдун, Дэн Сяопин ды сисян гуйцзи. (Создание новой теория особой модернизации Китая и идейное наследие Сунь Ятсева, Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина). 11 Бэйцзин дасюэ сюэбао. Сер. Чжэск» шэхуй кэсюэ бань. Пекин, 1994. №4. C.II-2I.

Для обозначения блока правящих элитарных групп в традиционном Китае ряд отечественных востоковедов вводит термин "класс-государство", который представлял собой "амальгаму" аристократических сословных групп, верхушки привилегированных сословий шэньши и цижэней ("знаменных"), во 2-й половине 18-го - 19вв. он представлял собой триаду сословного союза: цижэни - чиновники - шэньши-субадминистраторы.3

В работе Непомнина О.Е "Социально-экономическая история Китая" (М., 1980) - приводится экономические характеристики элитарных групп, на основании которых автор делает вывод, что бюрократия как часть правящего сословного блока представляла собой в известном смысле самостоятельную экономическую силу, опиравшуюся на свой собственный гигантский хозяйственный подсектор.

В западной востоковедной и социологической литературе проблема шэньши получила широкое освещение в работах Чжан Чжунли, Хэ Бинди, Фэй Сяотуна, Ван Ецяня. В работе Чжан Чжунли "Китайские шэньши"(1955) дан основательный количественный анализ социальной мобильности в Китае XIX в.

Большой объем информации о китайских государственных административных, политических, образовательных институтах начала XX века содержится в работе Бруннерта И.С. и Гагельстрома В.В. "Современная политическая организация Китая". (Пекин, 1910).

Ряд исследований отечественных синологов, посвященных идеологическим течениям в Китае в рассматриваемый период, отличаются большим подбором источников и тщательным анализом идеологических тенденций в общественной мысли (Борох Л.Н., Крымов А.Г., Делюсин Л.П., Стабурова Б.Ю.).

Среди западных синологов, занимавшихся проблемами интеллектуальной истории Китая XIX и ХХвв, а также интеллектуалами как социальной группой, следует отметить работы Чжоу Чжэцзуна, Гасстера М., Скала-пино Р., Левенсона Дж.Р., Метцгера Т.Д., Шварца Б.И. и др.

Все перечисленные труды отечественных и зарубежных авторов оказали большую помощь диссертанту при разработке данной конкретной темы.

Однако хотя в настоящее время имеются работы, в которых анализируется процесс изменения привилегированного сословия шэньши, а также работы, посвященные анализу идейной переориентации китайских интеллектуалов в 10-е - 20-е годы ХХв., все еще отсутствует специальное исследование, анализирующее в комплексе проблему трансформации интеллектуальной элиты и в плане социальной струкгуры и в плане культурных преобразований. В отечественной востоковедной литературе вообще пет монографических исследований (и даже отдельных статей), посвященных этой проблеме. Данное обстоятельство свидетельствует о настоятельной необходимости социологического исследования данной темы.

3 См.: Социальная структура Китая. XIX- первая половина XX в. М., 1990.

Цель и задачи исследования. Цель - показать процесс перехода интеллектуальной элиты в Китае из статусной привилегированной группы в элитарную группу модернизующегося общества, выделяемую на основании функциональных императивов. В соответствии с поставленной целью определены следующие конкретные задачи:

- проанализировать социальный статус интеллектуальной элиты в традиционном китайском обществе, способы ее организации и рекрутирования в ее состав новых членов.

- дать анализ уже имеющихся исследований, в той или иной связи рассматривающих социальный статус привилегированного сословия шэньши.

- определить место интеллектуальной элиты в структуре других элитарных групп традиционного китайского общества и проследить изменение ее места в ходе динамики традиционной социальной структуры в современную.

- дать характеристику каналам восходящей мобильности в традиционном китайском обществе и их модификацию в рассматриваемый период, определить роль конфуцианского образования в процессе изменения структуры элитарных групп китайского общества.

- выяснить параметры, определяющие социальный статус "новых шэньши", очертить сферу деятельности "новых интеллектуалов".

- проанализировать феномен "сеги новой культуры"- конструкта, создаваемого китайскими интеллектуалами в целях защиты и пропаганды идей и ценностей модернизации.

- раскрыть функции центрального элемента "сети новой культуры" -науки, и отдельных акторов "сети": литературы, прессы, научной критики, просветительской деятельности.

- проанализировать ценностные ориентации и модели поведения новых китайских интеллектуалов.

Методологическая и теоретическая основа диссертации. Поскольку в работе предпринимается попытка комплексного анализа проблематики социокультурного изменения элитарной социальной группы, не представляется возможным использовать в качестве ее методологической базы какое-либо одно социологическое направление или какую-либо одну социологическую концепцию. Вместе с тем методологическое предпочтение отдается тем подходам, которые учитывают достижения комплексного марксистского анализа социальной структуры, а также разработок этой проблематики в русле структурно-функционального анализа.

В первую очередь это касается анализа социальной сгруктуры общества с позиций концепции социальной стратификации. Основы современного подхода к проблемам социальной стратификации были заложены МВебером, рассматривавшим социальную структуру общества как многомерную систему, в которой наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу и власти. Наиболее разработанной на сегодняшний день является функционалистская

концепция социальной стратификации. С точки зрения функционалистской методологии стратификационная система общества - результат действия господствующих в обществе системы ценностей и культурных стандартов, -представляет собой дифференциацию социальных ролей и позиций в нем.

Очевидные недостатки функционализма - чрезмерно абстрактный уровень определений и понятий, игнорирование классового характера господствующей политической власти, в значительной мере определяющей существующую систему социальной стратификации, игнорирование конфликтов между класами и стратами, ведущими борьбу за власть, престиж и материальные ценности, - породили критику этого направления (в первую очередь у Р.Дарендорфа). Р.Дарендорф, хотя и основываясь в значительной мере на марксистском анализе социальной структуры, во главу угла ставит именно распределешге власти и авторитета, а не собственности, которая является у него лишь одной из форм реализации власти. Здесь мы близко подходим к понятию элиты, определение которой остается дискуссионным моментом в социологической теории. Часто встречаются определения элиты, как группы, занимающей приоритетные позиции в отношениях власти, достатка, образованности, - автономных систем иерархии.

При определении содержания понятия "элита" автор придерживается функционального подхода, предложенного А.Этциони, разработанного в русле теории структурной дифференциации. Предложенная А.Этциони аналитическая схема дает возможность описать элитарные группировки в контексте функциональных императивов социальной системы. Таким образом, элиту можно определить как социальную группу, действующую с высокими показателями в определенной области, обладающую определенным социальным статусом, санкционирующим ее выделение из остального общества, выполняющую важные функции (или функцию) социальной системы, например функцию "достижения целей" (политическая, управленческая элиты), или функцию "приспособления /адаптации" (интеграционные элиты).

Недостаточно дифференцированная социальная структура традиционного общества содержит небольшое число элитарных групп, функции которых еще не претерпели четкого разделения. В китайском традиционном обществе таких групп насчитывалось две: правящая и интеллектуальная элиты.

Отмечаются некоторые особенности формирования и развития интеллектуальной элиты в Китае: ее государствешшй официальный статус, приобретаемый в процессе сдачи государственных экзаменов. Четкие параметры этого статуса, официально закрепленные правила его приобретения и объем привилегий, которые обеспечивал данный статус, позволяют выделить данную элитарную группу в структуре других социальных групп традиционного китайского общества.

При анализе элитарных групп китайского общества используется концепция социальной мобильности (П.Сорокин).

Под термином "традиционное общество" в предлагаемой работе понимается особый способ социокультурной регуляции, свойственный этому обществу и осуществляемый при помощи механизма традиции по преимуществу.

В западной и отечественной синологии принята точка зрения на китайское общество вплоть до середины Х1Хв. как на традиционное, поскольку происходившие социокультурные изменения были результатом имманентных причин и не выходили за существующие, унаследованные от более ранних времен рамки4. Главной причиной внезапных радикальных изменений было всеохватывающее военное, экономическое и политическое воздействие технологически более развитых стран Запада.

Под "переходным обществом"- понимается общественная система, эволюционирующая под влиянием сил модернизации в социально-политическую систему переходного типа, которая вырабатывает свои собственные системные характеристики, образуя оригинальный механизм самовоспроизводства и поддержания стабильности, немалую роль в котором продолжает играть традиция.

Автор считает возможным придерживаться следующей совокупности признаков, определяющих понятие модернизация как форму социального изменения, включающую в себя трансформацию всех социальных систем общества и развитие особой "современной менгальности", которая подразумевает особое состояние мысли, ожидание прогресса, должное восприятие экономического роста, готовность приспособить себя к меняющимся условиям. Важный аспект модернизации - ее связь с процессом структурной дифференциации социальных единиц (социальных групп, ролей, ор1-аниза-ций) (Этциони А).

Специфика исследуемой социальной групы и поставленных задач делает обоснованным применение биографического метода. Биографический метод подразумевает исследование социальной обусловленности жизненных путей представителей данной социальной группы, в центре внимания которого находятся социальные механизмы регулирования жизненных траекторий, указывающие возрастную дифференциацию, социально-классовое расслоение, исторические события. А также исследование, нацеленное на реконструкцию социального опыта и его смысловьгх структур. В сочетании с анализом текстов, созданных представителями исследуемой социальной группы, эта исследовательская стратегия ведет к уяснению способов построения личного опыта и внутренней структуры матриц объяснения, толкования.

Следует отметить, что биографический метод еще не получил должной широты применения в отечественной социологии, а применение его в

4 Fairbank J.K.., Reiscbaqer E.O. East Asia. The Great Tradition Boston Hougton Mifflin Company, 1960. P.669

отечественных востоковедных работах носило в основном иллюстративный характер.

В качестве источников предлагаемого диссертационного исследования были использованы биографические данные из гаданий: Biographical Dictionary of Republican China. New York, London, 1967, 5 vols.; Who's Who in China. Biographies of Chinese Leaders. 5th edition. Shanghai, 1936.

При анализе биографических данных, содержащихся в этих изданиях были использованы следующие показатели: социальное происхождение (наличие среди родственников представителей сословия шэньши), образование. родителей, занятие отца, тип полученного образования (традиционное или нового типа, западное), место получения высшего образования, профиль полученного образования (гуманитарное, техническое), полученная ученая степень, род деятельности после окончания высшего учебного заведения, участие в студенческом, общественных движениях, участие в революционной деятельности и в политических партиях, высшие занимаемые посты (политические или общественные).

Кроме того в качестве источников были использованы статистические ежегодные выпуски серии "The China Yearbook" 1912, 1913. 1914, 1916. 1923, 1924/25, 1933гг.

Оригинальные произведения китайских интеллектуалов, как публицистические, так и художественные, взятые из периодических изданий рассматриваемого периода и из сборников произведений этих авторов, -представляют несомненный интерес для выявления системы ценностных ориентаций данной социальной группы. Используются также некоторые классические конфуцианские тексты, составляющие ядро традиции.

Научная новизна настоящей работы заключается в следующем:

- впервые в отечественной социологической науке и синологии китайские интеллектуалы рассматриваются как социальная группа, представляющая собой структурную часть элиты китайского общества.

- проанализирован процес перехода интеллектуальной элиты в Китае из статусной привилегированной группы в элитарную группу модернизующегося общества, выделяемую на основании функциональных императивов.

- историко-социологический подход к проблеме культурной переориентации новых китайских интеллектуалов позволил выделить наиболее значимые в социальном плане моменты - образование и литературу, что наблюдалось в процессе модернизации и в других обществах.

- предлагаемый в работе аналитический конструкт "сети новой культуры" позволил сконцентрировать внимание на описании и анализе возникающих в ходе социального взаимодействия и коммуникации различных связей, работающих на формирование и распространение нового культурного феномена.

Практическая ценность работы определяется значимостью исследуемой проблематики для социологической науки. Изучение динамики при-

вилегированной социальной группы содействует более углубленному осмыслению процесса социального изменения в исторической перспективе, помогает уяснить некоторые явления в социальном и культурном развитии Китая в XX столетии.

Кроме того, анализ модернизаторских мероприятий и модернизаторами идеологии имеет большое значение и для современной российской социальной действительности - в период формирования в России собственных идеологии и программы развития.

Содержащиеся в диссертации фактические материалы, а также ее аналитическая часть может быть использована для дальнейшего исследования социальных процессов в китайском обществе и шире, в научных работах, связанных с проблемами развития; при подготовке лекционных курсов, спецкурсов, спецсеминаров и учебных пособий.

Апробация исследования. Основные положения дисертации были изложены и обсуждены на: Международной научно-практической конференции "Преемственность поколений: диалог культур", Санкт-Петербург, (НИИКСИ), 1996г.; на Всероссийской конференции "Россия: истоки и пути духовного обновления", Архангельск (АГТУ), 1996г.; на Международной научной конференции "Поиски исторической психологии" , Санкт-Петербург (СПбГПУ), 1997г.; на летнем семинаре "Basic traditions in the study of Science and Technology and their current influences". Санк-Петербург (СПбО РАН), 1997г.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, а также приложения, включающего примечания, список используемых источников и литературы и таблиц.

Содержание диссертации.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, рассматривается степень ее научной разработанности, формулируются цели и задачи диссертационного исследования, характеризуется его методологическая основа и источники, научная новизна и практическая значимость диссертации.

Первая глава "Интеллектуальная элита: се место в структуре элитарных групп традиционного китайского общества в процесс ее трансформации" состоит из 5 параграфов.

В первом параграфе "Место интеллектуальной элиты в социальной структуре традиционного китайского общества" представлен анализ элитарных групп. В процессе анализа вносятся уточнения в предложенную отечественными авторами схему правящего сословно-классового блока (правящей элиты): в чисто сословном отношении представлявший собой союз сословий цижэней и шэньши; более конкретно это был конгломерат высших

сановников из числа родственников императорского дома и представителей высшей китайской наследственной знати, чиновников - обладателей высших должностей и рангов в госаппарате центрального и провинциального уровней и представителей местной элиты из числа неслужилых шэньши (элита низового уровня).

Таким образом, в правящий элитарный блок практически не входит многочисленная армия чиновничества среднего и низового административного уровней, часть низших (неслужштых) шэньши с низким доходом и не занимавших видного положения в местных общинных структурах, а также т.н. "пассивные шэньши", купившие себе ученые звания. Шэньши являлись той социальной средой, из которой по преимуществу рекрутировались функционеры высших госучреждений.

Интеллектуалы, обладающие учеными степенями, несомненно были элитарной группой: будучи чиновниками центрального и провинциального уровней, являлись частью бюрократии, т.е. "сословия власти", оставаясь незадействованными государственной службой, продолжали быть частью привилегированного сословия, часто входили в суббюрократический слой (элиту низового уровня). Данное обстоятельство позволяет говорить об определенной близости и даже нерасторжимости интеллектуальной и правящей элит в традиционном китайском обществе.

Во втором параграфе "Традиционные механизмы воспроизводства интеллектуальной и правящей элит" дается их последовательный анализ:

1) конфуцианское образование; система государственных экзаменов;

2) протекции (рекомендации); 3) покупка должностей и ученых степеней; 4) наследование по крови.

Конфуцианское образование представляло собой: а) единственный канал воспроизводства интеллектуальной элиты; б) официально основной канал воспроизводства правящей элиты (что не подтверждалось практикой); в) механизм контроля и ограничения этого воспроизводст ва.

В третьем параграфе "Изменения в системе образования и их последствия" анализируются мероприятия модернизаторского характера, предпринятые в области образования, которые существенно изменили его систему и характер. Образование в целом не утратило своей функции - осталось каналом социальной мобильности, но стало более доступным и приобрело массовый характер. Что привело к перепроизводетву шэньши в 1-е годы ХХв. и потребовало определенных мер правительства по ограничению масштабов воспроизводства привилегированного сословия. Приводятся данные из анализируемых биографий относительно доли интеллектуалов, получивших только классическое образование, начальное классическое и высшее современное, только современное образование. А также тех, кто получил современное образование в китайских высших учебных заведениях, в ВУЗах Японии, США, Западной Европы. Из 244 интеллектуалов, чьи биографии были проанализированы, 53 человека получили высшее

образование в учебных заведениях США. Эта цифра сопоставима с количеством получивших образование в университетах и колледжах Китая - 51 человек. Из 244 интеллектуалов только традиционное образование получили 46 человек; высшее образование в Европе получили 25 человек; высшее образование в Японии - 45 человек. Причем все они получили начальное традиционное образование. Только западное (и начальное и высшее) получили 6 человек; не получили высшего образования (занимались самообразованием) - 13 человек; 5 человек получили образование в партийных институтах. Общее число окончивших высшие учебные заведения в США (сюда входят интеллектуалы, чиновники, политические и военные деятели) составляет 105 человек от общего числа проанализированных биографий в 415 человек (по изданию Biographical Dictionary of Republican China. New York, London, 1967. 5 vols.). 70 из 415 - получили образование в университетах и колледжах Западной Европы.

В четвертом параграфе "Ослабление связи между интеллектуальной и правящей элитами" анализируются новые процессы в китайском обществе, усилившиеся после Синьхайской революции (1911г.). Они повлекли за собой изменения в социальной структуре китайского общества. После отмены системы госэкзаменов и практики приравнивания дипломов о высшем образовании современного типа традиционным ученым степеням сословие шэньши перестает количественно расти. В результате милитаризации и некоторой модернизации правящий элитарный блок приобрел ввд: "военная элита (из всех социальных слоев) - партийная верхушка - управленческий аппарат (гражданская и военная бюрократия) - механизм низового контроля (суббюрократия), причем шэньши были потеснены военными и партийными функционерами на всех уровнях.

Гоминьдановский режим нанкинского десятилетия (1927-1937) стал высокомилитаризованной организацией. Главными деятелями режима стали военные и члены группировок - клиентов Чан Кайпш, чье назначение и деятельность были в большинстве случаев вне компетенции гражданских властей Нанкина. Слияние бэйянского и гоминьдановского генералитета и офицества еще более размыло прежшою сословную чистоту правящего элитарного блока.

Процесс обесценения штатской бюрократии (старых шэньши) перекинулся на субадминистративный уровень: под натиском гоминьдановских функционеров и парткомов (данбу) роль шэньшиской суббюрократии уменьшается. Шэньши все больше теряли контроль на уездном и районном уровне. Теряют они и позиции в структурах самообороны на местном уровне в последней четверти XIX - первых годах ХХв., когда наблюдается наиболее массовый прилив простолюдинов в руководство комитетов самообороны (туань-лянь). В 10-х - 20-х гг. сельские шэньши или включались в борьбу против крестьянства, или уезжали в города, но в обоих случаях теряли свою былую "нейтральность" во взаимоотношениях между чиновниками и

и

крестьянством, а значит, и лшпались своего неофициального, т.е. суббюрократического статуса.

Сходные тенденции наблюдаются и в советских, позднее "освобожденных" районах Китая, существование которых было особенностью внутриполитической обстановки в Китае с конца 20-х годов. Образование таких районов происходило по схеме: армейские части + крестьянские отряды + руководство коммунистов. Борьба с японской агрессией и гражданская война между КПК и ГМД в конце 30-х - начале 40-х годов усиливали милитаристские тенденции как на территории доминирования власти ГМД, так и на территориях, контролируемых КПК (т.н. освобожденные районы). Принцип комплектования органов власти в освобожденных районах получил название "системы трех третей" (мартовский пленум ЦК КПК 1940г.): 1/3 в числегаюм отношении в административных органах отводилась коммунистам и 2/3 - нечленам КПК.

В условиях частой смены территорий освобожденных районов в ходе военных действий власть в таких районах олицетворялась не стабильным правительством, а командованием соответствующих группировок Народной армии, нри котором функционировали партийные и административные органы.

В данных условиях происходило увеличение разрыва между интеллектуальной элитой и правящим элитарным блоком. Правящие элитарные группы формировали новые каналы своего воспроизводства: армшо и политические партии. При армии и партиях создаются свои образовательные институты, осуществляющие селективные функции (функции подбора и подготовки новых кадров).

В пятом параграфе "Сфера деятельности новых шэньши"делается вывод, что протекающие в китайском обществе процессы трансформации социальной структуры существешю сузили традиционную сферу деятельности новых китайских интеллектуалов (т.е. интеллектуалов, получивших высшее современное образование в китайских высших учебных заведениях нового типа или за границей). Изменение характера образования привело к перепроизводству интеллектуалов (увеличение количества окончивших ВУЗы) в условиях сужения традиционной сферы их деятельности и способствовало возникновению в этой среде чувства невостребованности и неукорененности. Эти обстоятельства толкают новых китайских интеллектуалов на поиск новых сфер деятельности. Ими становятся политика, публицистика, литераторство, политическая и революционная деятельность. Новые молодые интеллектуалы становятся общественной силой, ориентированной на модернизацию (понимаемую всеми ними по-разному). Именно их следует определить как "модернизационную элиту", заинтересованную в последовательных социальных, экономических, политических и культурных преобразованиях современного им китайского общества.

Вторая глава "Китайские интеллектуалы в системе и категориях "повой культуры" состоит из трех параграфов.

В первом параграфе "Сеть "новая культура" в действии" речь идет о культурных трансформациях китайского общества переходного периода и о роли китайских интеллектуалов в этом процессе. Модернизация потребовала лерепрофессионализации старой элиты, которая был а привязана к государству и духовной деятельности. Процесс структурной дифференциации требовал функционализации элиты. Прежде монолитная структура элитарных групп начинает модифицироваться в структурный конгломерат групп, каждая из которых выполняет определенную функцию и рассматривается как самостоятельная на основе выполнения этой функции.

Развитие системы образования современного типа также было вызвано требованиями структурной дифференциации. По этой причине китайские интеллектуалы начала века в определенной степени ориентируются на знания функционального характера (технические, естественные науки) как гарантирующие обретение нового места в меняющемся обществе. По данным 5-го издания биографического словаря "Кто есть кто в Китае" выпуска 1936г., содержащего более 1500 биографий, университетские профессора -преподаватели гуманитарных отраслей знания, в том числе главы высших учебных заведений составили 98 человек, профессора - преподаватели естественных и точных наук - 33 человека, медики, в том числе профессора -преподаватели медицинских наук - 25 человек, журналисты, писатели, просветители (общественные деятели) - 68 человек, инженеры, в том числе чиновники с высшим инженерным образованием и профессора в высших учебных заведениях - 56 человек, юристы, в том числе чиновники на высших юридических постах - 52 человека.

Указанные процессы культурной переориентации оказали воздействие на систему идей и ценностных ориентации китайских интеллектуалов и отразились на общепринятых моделях поведения интеллектуалов, анализ которых приводится во 2-м и 3-м параграфах.

Особенностью китайской модернизации была ее "культурологическая направленность". В силу традиционной концепции мироустройства, в которой социальный, политический и культурный порядки были тесно взаимосвязаны, у китайских интеллектуалов отсутствовало на тот момент различение традиционных социальных норм и политической практики - с одной стороны, и традиционных культурных норм и ценностей - с другой. Данное обстоятельство привело к убеждению о несомненном приоритете культурных и интеллектуальных изменений над социальными, политическими и экономическими изменениями.

В работе вводится аналитическое понятие "сеть "новой культуры". Введение этого понятия обосновано тем обстоятельством, что деятели движения "новой культуры" (2-я половина 10-х - 20-е годы) занялись конструированием новой культуры, центром которой должны были стать "наука" и

"демократия", которые определяли рациональное и демократическое содержание новой культуры. Культура эта находится в радикальной оппозиции культуре традиционной, в том смысле, что предполагает полное уничтожите второй па всех уровнях. Для осуществления такой крупномасштабной задачи необходимо было создать сеть новых социальных институток как на микро так и на макро уровнях, а чтобы они работали - привлечь на свою сторону как можно больше людей, работающих на эти социальные институты, т.е. создать широкую разветвленную сеть "новой культуры", состоящую из различных акторов, функционирующих на разных уровнях и находящихся в разных отношениях соподчинения.

Сеть "новой культуры" (вернее ее центральное звено) призвано выполнять следующие функции: - функцию оценки остальных социальных институтов; - функцию критики (момент негативной оценки); - функцию изменения традиционных социальных институтов, осуществляемую посредством вытеснения (оценка их как "старых" и критика на основе этой оценки); - функцию создания нового (комплекс оригинальных и заимствованных со значительной переработкой идей); - функцию пропаганды нового.

Анализируются акторы, выполняющие вышеперечисленные функции: литература ("литературная революция" - создание литературы на байхуа -разговорном языке; создание национального языка; движение за уничтожение иероглифики; движение за изучение языка эсперанто); пресса (функции прессы - информирования о государственных делах, развлекательная, просветительская, перестройки общества, критики старых институтов, пропаганды прогрессивного обществешюго устройства); критика традиционных социальных институтов (взаимодействие вышеперечисленных акторов); создание нового и его пропаганда в рамках "новой культуры" -объединяются в единое направление "просветительский утопизм" (просветительские мероприятия анархистов, профсоюзное движение в рамках просветительства, деятельность организаций просветительского характера, правительственная просветительская деятельность, традиционное просветительство).

В этой связи анализируются роли интеллектуалов в системе "новой культуры": - исследователь; - преподаватель; - просветитель; - защитник и пропагандист научного знания и научного скептицизма. В связи с просветительской ролью интеллектуалов анализируется трансформация отношения "интеллектуалы - народ" весьма существенного для китайской традиционной культуры. Делается вывод, что вследствии роста популярности популистских представлений и смены представления о народе как о пассивном природном начале на представление как об активном участнике общественного процесса, а также в определенной степени в связи с переориентацией КПК на крестьянские массы, просветители-интеллектуалы теряют свою ведущую роль, уступая функцию просвещения народным массам.

Отмечается, что сеть "новая культура", созданная в ходе движения "новой культуры", перестает работать в тот момент, когда происходит содержательная замена ее центра: место "науки" занимает "идеология" (что явилось следствием доминирования в китайской общественной мысли этого периода идей социал-дарвинизма, огромная популярность которого подготовила почву для широкого восприятия марксистской теории общественного развития); 2-я составляющая "новой культуры" - "демократия" заменяется "диктатурой пролетариата" (в случае с КПК) или "политической опекой" (в случае с ГМД), что не имеет принципиальной разницы при анализе данного случая.

После того, как концептуальный центр сети "новой культуры" претерпевает такие существенные изменения, происходят изменения по остальным узлам сети: в отношении литературы - разрабатывается концепция революционной литературы, пресса становится партийной прессой - созданные ранее журналы переходят под контроль партийных групп и из средств выражения мнения, центров консолидации единомышленников, дискуссионных клубов превращаются в партийные печатные органы. Происходит организационное оформление политических объединений литераторов и деятелей театра.

Делается вывод о том, что сеть "новой культуры" была для китайских интеллектуалов средством занять подобающее место в обществе после потери ими традиционного привилегированного статуса. Сеть стала культурным механизмом, призванным обеспечить гарантию социальной значимости (социального признания) китайским интеллектуалам, поскольку именно в ее рамках они были центральными фигурами процесса культурных изменений в китайском обществе. Позиция агентов модернизации позволяла надеяться на действенный контроль над самой модернизацией (т.е. над теми силами, которые вытесняли интеллектуалов с традиционных позиций).

Деятельность китайских интеллектуалов в рамках "новой культуры" была подчинена поддержанию ее функционирования, в ходе которого интеллектуалы вырабатывали не только новые концепции общественного устройства и содержание новой культуры, но и новые принципы существования самой новой интеллектуальной общности. Процесс культурных изменений был в этом смысле и процессом формирования социальной группы -новых интеллектуалов, интеллектуалов в сета "новой культуры".

Деятели "новой культуры" могут быть описаны как члены "морального сообщества", действующие в соответствии с принятыми нормами поведения, в институционально оформленных рамках, где признание достигается и поддерживается "судом равных" коллег, действующие в целях общей или институциональной пользы (во имя "новой культуры") в большей степени, чем ради личной пользы.

Понижение значимости роли интеллектуалов в культуре по сравнению с народными массами, а также отмеченные уже изменения в сети "новой культуры" приводят к тому, что интеллектуалы перестают окончательно быть

ключевой фигурой в китайском обществе. Они оказываются отодвинутыми в строго профессиональные рамки: наука, образование, литература, - и к активной общественной жизни вынуждены подключаться через иные каналы, главным образом, через политические партии.

Во втором параграфе "Изменение ценностных ориентации китайских интеллектуалов" рассматривается категория изменения как ценность и влияние этой новой ценности на всю традиционную систему ценностных ориентации китайских интеллектуалов: как пример такого влияния - смена приоритетов старого и нового в китайской культуре и формирующееся в этой связи представление о молодей® как о новой социальной силе и о ее роли в культуре модернизующегося общества.

В третьем параграфе "Модели поведения" представлен анализ того, как новые ценностные ориентации китайских интеллектуалов формируют новые модели поведения, представленные в публицистических и художественных произведениях, а также в жизненных путях представителей интеллектуальной элиты. Биографии "новых" китайских интеллектуалов свидетельствуют о том, что модели поведения, заявленные и создаваемые в ходе движения "новой культуры", в которых интеллектуал был представлен решительным, свободным от традиционных ценностных ориентации борцом за принципы "новой культуры" и использующим для этой борьбы радикальные методы, - эта модель была жизненной, работающей.

В Заключении подводятся итоги исследования, суммируются следующие выводы:

Процесс социального изменения, происходящий в китайском обществе в 1-й трети XX века существенно видоизменил социальную структуру традиционного общества, в том числе и структуру элитарных групп. В новых условиях происходит увеличение разрыва между интеллектуальной и правящей элитарными группами, обнаруживающими до этого времени определенную общность: обладание общим привилегированным социальным статусом шэньпш; общие каналы воспроизводства (конфуцианское образование, система государственных экзаменов). В переходный период правящий элитарный блок формирует новые каналы своего воспроизводства: армию и политические партии, при которых создаются свои собственные селективные институты.

Протекающие в китайском обществе процессы трансформации социальной структуры существенно сузили традиционную сферу деятельности китайских интеллектуалов (выпали бюрократическая и суббюрократическая сферы деятельности), что подталкивало их к поиску новых сфер деятельности, которыми стали: литераторство, журналистика, политическая деятельность и деятельность революционная.

Именно новые молодые интеллектуалы становятся общественной силой, ориентированной на модернизацию, они становятся "модернизаци-

онной элитой", заинтересованной в последовательных социальных, экономических, политических и культурных преобразованиях современного им китайского общества.

Именно эта "модернизационная элита", убежденная в приоритете культурных преобразований над всеми другими (социальными, экономическими, политическими), создает сеть "новой культуры" - конструкг, в центр которого были поставлены "наука" и "демократия", мыслившиеся как структурообразующее звено новой культуры, призванной заменить культуру традиционную.

Интеллектуальная элига, перестав быть статусной привилегированной группой, оформляется как функциональная элитарная труппа: она выполняет набор важных функций социальной системы (приспособления или адаптации, интеграции, укрепления эталонов и регулирования напряжений); в профессиональной стратификации занимает престижные профессии; по социальному происхождению - в массе своей остается шэньшиской (т.е. преобладают выходцы из традиционной привилегированной статусной группы).

Становясь функциональной элитой культурной подсистемы общества, новые интеллектуалы пытаются использовать эту систему в целях компенсации статусных потерь: стратегия сделать эти функции главными в жизни общества, то есть сделать культурную подсистему центральной. Для выполнения таких задач по перестройке общества наиболее оптимальная роль - это роль модернизаторов. Результатом такой деятельности стал созданный в ходе движения "новой культуры" (2-я половина 10-х - 20-е годы) конструкт сети "новой культуры".

В определенный момент, как следствие некоторых содержательных шменений в феномене сети "новой культуры", сеть перестает работать, однако новые система ценностных ориентаций и модели поведения китайских интеллектуалов, сложившиеся в этот период, обнаруживают большую устойчивость. Поскольку они продолжают отвечать социальной и культурной ситуации в Китае: процесс перестройки социальной структуры и отказ от традиции остаются длительными тенденциями в общественном процессе. Данное обстоятельство сообщает устойчивый характер новым ценностным ориентациям и моделям поведения китайских интеллектуалов, что может быть прослежено на материале более позднего периода

Таким образом, выводы данного исследования имеют значение для дальнейшего исследования процессов социального и культурного изменения современного китайского общества.

По материалам диссертации опубликованы работы:

1. Глазкова С.А. Двойственность оценки модернизации в Китае (дискуссии о путях развития). // Материалы международной научно-практической конференции "Преемственность поколений: диалог культур". СПб. Издательство СПбГУ, 1996. Вып. 1. С.166-168.

2. Глазкова С.А. Основные направления изучения процесса социального изменения в Российском обществе. // Материалы Всероссийской научной конференции "Россия: истоки и пути духовного обновления". Архангельск. Издательство АГТУ, 1996. С.36-37

3. Глазкова С.А. "Интеллигенция и народ" - повороты в китайской культуре. // Сообщения и тезисы докладов международной научной конференции "Поиски исторической психологии". СПб. Третья Россия. Издательство СП6ГПУ, 1997. Ч. 2. С.45-48.

4. Глазкова С.А. Смена моральных приоритетов поколений в Китае в период движения "за новую культуру". // Тезисы докладов 8-й международной научной конференции "Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы". М. Издательство Института Дальнего Востока, 1997. Ч. 2. С.73-76.