автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Проза Гарифа Ахунова
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проза Гарифа Ахунова"
\
На правах рукописи
Гайфуллина Фарида Альтафовна
ПРОЗА ТАРИФА АХУНОВА (эволюция творчества)
10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (татарская литература)
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Казань - 2003
Работа выполнена на кафедре татарской литературы государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина"
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор
Ахмадуллин Азат Гильмуллович
Официальные оппоненты: . доктор филологических наук, профессор \
Мусин Флюн Муслахович
кандидат филологических наук, доцент Ганиева Флера Акрамовна
Ведущая организация: Казанский государственный
педагогический университет
Защита диссертации состоится !3 ноября 2003 г. в 14.00 на заседании диссертационного Совета Д 212.081.12 в Казанском государственном университете по адресу: 420008. г.Казань, ул.Кремлевская, 18, второй корпус, аул. 1112.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им.Н.И.Лобачевского Казанского государственного университет.
Автореферат разослан "/¿'"октября 2003 г.
Ученый секретарь диссертационного Совета, доктор филологических наук, профессор ^
Д.Ф.Загидуллина
А
Общая характеристика работы
Актуальность темы. Гариф Ахунов (Гарифзян Ахунзянович Ахунов), народный писатель Республики Татарстан (1993), Почетный член Академии наук РТ (1998), лауреат Государственной премии имени Г.Тукая (1973), творчеству которого посвящена данная работа, был одним из лидеров татарской советской литературы. Многие его произведения, написанные до перестроечного периода, полностью отвечающие требованиям советской литературы соцреализма, воспринимались критиками того периода как литературное событие. Многие известные литературные деятели и критики второй половины XX столетия посвящали исследованию прозы Г.Ахунова пространные статьи. В работах обзорного характера, содержащих анализ литературного процесса того времени, творчеству этого писателя отводилось значительное место. В связи с этим к настоящему времени накоплен довольно обширный объем критической литературы. Однако эти исследования имеют тенденциозный характер, высокая оценка произведениям Г.Ахунова дается в основном из-за их содержания, из-за отражения в них коммунистической идеологии и соответствия их канонам метода социалистического реализма. Такой односторонний, чисто идеологический подход к оценке творчества писателя объясняется жесткими рамками, в которые было втиснуто советское литературоведение существующей системой, поэтому имеющиеся оценки этого творчества не всегда следует воспринимать как объективные. Г.Ахунов как художник сформировался в годы расцвета коммунистической идеологии, и это наложило отпечаток на его мировоззрение и его творчество. Однако в последние годы своего творчества он начал освобождаться от уз социалистического реализма, свидетельством чему является прежде всего его роман «Дочь Волги».
I' РОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ | БИБЛИОТЕКА С.Петервург Г* Л
, од
Таким образом, творческое наследие Г'.Ахунова - одного из крупнейших татарских писателей, оставившего глубокий след в литературе не только советского, но и постсоветского времени, до сих пор не подверг нуто глубокому аналитическому исследованию.
Существующие многочисленные критические статьи охватывают лишь отдельные стороны его произведений, поэтому создание монографической работы, в которой были бы обобщены, всесторонне проанализированы и объективно оценены все произведения писателя и весь его творческий путь, является актуальным.
Особую значимость приобретает эта работа в настоящее время, когда отношение к литературе советского периода претерпело коренные изменения. Критики из одной крайности ударились в другую: те произведения социалистического реализма, которые раньше преподносились почти как шедевры, теперь полностью отвергаются, высокой оценки критиков все больше удостаиваются произведения писателей-диссидентов, эмигрантов. Эта тенденция отразилась и на оценке творчества Г.Ахунова: стали появляться попытки принизить роль его творчества в общем литературном процессе, проигнорировать художественно-эстетическую ценность его произведений, поэтому систематизированное монографическое исследование художественных и идейно-эстетических особенностей прозы Г.Ахунова является своевременным и важным для объективной оценки его творчества с позиций сегодняшнего дня и определения места писателя в современном сложном литературном процессе.
Степень изученности темы. Тариф Ахунов — художник широкого диапазона. Творчество его многообразно и многоаспектно. В 1960-1970 годы он искренне верил в господствующую идеологическую систему и творил в духе времени. Исходя из идейно-эстетических требований и взглядов той эпохи, литературоведы и критики дали его произведениям в целом положительную оценку. В его произведениях «Хэзинэ» («Клад», 1963), «Хужалар» («Хозяева», 1968). «Чиклэвек теше» («Ядро ореха», 1971)
подняты проблемы социалистического обустройства общества, созданы образы героев советского времени. Его произведения получили освещение в статьях и рецензиях И.З.Нуруллина, Н.Г.Юзиева, Ф.Хусни, Х.Хайри, Р.А.Мустафина, Ф.М.Хатипова, Ф.М.Миннуллина, Ф.М.Мусина, Ф.Г.Галимуллина, М.Х.Валиева, Р.С.Мухаммадиева, Ф.А.Ганиевой и некоторых других1. Подавляющее большинство этих авторов больше обращало внимание на конкретные произведения автора и говорило об их отдельных успехах и недостатках, а Ф.Г.Галимуллин и Ф.М.Мусин сделали первую попытку дать общую оценку данного творчества2. В этих работах, статьях и рецензиях подчеркивается мастерство писателя в создании производственных конфликтов, в передаче духовного мира отдельных персонажей, богатство языка и стилистических средств. Однако в большинстве своем они носят хвалебный характер. Лишь в некоторых из них (в рецензиях Ф.Галимуллина, Ф.Ганиевой, Ф.Мусина, Р.Мустафина, И.Нуруллина1) имеются небольшие замечания по раскрытию основного конфликта произведения, по композиционной структуре и т.д. Поэтому все существующие критические статьи о творчестве Г.Ахунова требуют нового подхода и переосмысления, так как во многих оценках, содержащихся в них, преобладает отпечаток своего времени и их нельзя сегодня принимать безоговорочно.
1 Нуруялин И Кыскалык 1урындл // Совет адабияты. - 1963. - № 6 - 133-137 бб.; Ютиев II. Сзнгатьчо
магурлык Ьам оста лык - Казан: Tai кит.нэшр., 1969.- 163 б.; Хесни Ф Ни айтерга? Ничек эйтсргэ? -Катан: Тат.киг.ношр., 1974. - 556 б.; Хайри X. Ижат чишмалоре. - Казан: Тат КИ] нэшр , 1975. - 48-57 бб.; Мостафин Р. Ата барыииы - KaidH: Тат.кит.нашр, 1977. - 93 б.; Хатипов Ф. Эпик жанрлар. - Казан: Тат.кит нэшр., 1973. - 144 б ; Хатипов Ф. Духовный мир героя. - Казань: Тат.книж издат., 1981. - 296 с ; Миннуллин Ф. Талантлар юлы. - Казан: Тат.кит.ношр, 1984. - 41 б.; Мусин Ф. Тарих Ьам закон - Казан: Тат.кит.нешр., 1974. - 103 б ; Галимуллин Ф. Идел жырчысы: Гариф Ахуновнын ижат портреты // Казан утлары - 1980 - № 8. - 152-154 бб ; Валиев М. TaSapra Ьэм югалгмаска. - Казан: Тат.кит.нашр, 1982. - 44 б.; Мехаммадиев Р. Якутлар табыладыр вакыт белан. - Казан: Тат.кит.нвшр., 1983. - 216 б . ' Галимуллин Ф. Инешлор Иделга кушьша. - Казан: Тат.кит.нашр., 1985. - 3-29 бб.; Мусин Ф. Гариф Ахунов. Татар адэбияты тарихы. Алты томда. - Т.б. - Казан: «Раннур», 2001. - 141-155 бб. ' Галимуллин Ф. Офыкларны алдан куреп. - Казан: Тат.кит.нашр, 1995. - 119-130 бб.; Ганиева Ф. Хазинэ // Одабият(ХХ йознен 30-90нчы елларыцза татар адабияты). Татар урта гомуми белем моктвбснсц 11нчес1>1Йныфы очен дэреслек / А.Г Охмэдуллин, Ф.Г.Галимуллин, Т.Н.Галиуллин hf>; А.Г'.Эхмадуллин редакщмсендэ. Тулыландырьшган 2нче басма.— Казан: Мэгариф, 2000.— 335 б.; Мусин Ф.Камеш кезге. -Катан: Тат.стгг.нашр . 1989 - 136 б.; Мостафин Р. Алга барышлый. - Казан: Тат.кит нашр, 1977 - 93 б
Па подступах к перестроечному периоду Г.Ахунов по настоящему раскрывается как творческая личность. Он пишет одно из своих этапных произведений - роман «Идел кызы» («Дочь Волги», 1978, 1986) и повесть «Эглэр патшасы» («Предводитель собак», 1991). Сравнивая «Дочь Волги» с произведениями А.Расиха «Ямашев», А.Абсалямова «Гром», а также с произведениями на историко-литературную тему М.Амира, Ф.Хусни, Г.Журавлева, В.Нуруллина и др., критики и литературоведы приходят к выводу, что среди них роман «Дочь Волги» выделяется масштабностью событий, серьезностью и важностью поднятых проблем, глубиной раскрытия характеров. Образ главного героя - Габбаса-муллы оценивается как большой творческий успех; по мнению известного критика Т.Галиуллина, он -«уникальный» образ1. Р.Мухаммадиев также считает это большой находкой, вершиной мастерства и смелости писателя2. М.Сахапов сравнивает образ Габбаса-муллы с героями произведений Гаяза Исхаки и находит с ними сходство3. Действительно, в образах обнаруживается созвучность, но трудно предполагать, что Г.Ахунов был знаком с произведениями своего предшественника и писал по их образцу. Целый ряд интересных и своеобразных мнений о последних произведениях Г.Ахунова был высказан на страницах центральной печати, республиканских газет и журналов4. В то же время необходимо отметить и тот факт, что одно из лучших последних произведений писателя - «Предводитель собак» еще не получило должной критической оценки.
Научная новизна заключается в том, что впервые создан труд, где прослежена эволюция творчества Г.Ахунова как прозаика с точки зрения современной литературной науки. В процессе работы над диссертацией установлено, что творческий путь его не был статичным. На протяжении
1 1 'алиуллин 'Г Н. Ул иыхес иде // Мирас - 2001.- №9.- 67-71 бб.
1 Мнхаммадиев Р. Якутлар табыллдыр вакыт белэн - Казан: Тат ккг.нэшр, 1983 - 121 б
* Сохапов М Исхакый ищаты. - Катан: «Мирас», 1997. - 245 б.
4 Родионов Р. Щедрость темли // Литерагуршя Россия. - 1981. - 27 февраля: Шагалов А. Вглядываясь в современность —М : Современник, 1979.—С 286-289; Ьуханцов Н. Главный герой — человек груда // Наш современник, 1982 —№ 12.— С.164-166
нескольких десятилетий, начиная с 50-х годов по 90-ые годы прошлого столетия, под влиянием жизненных перемен в обществе, политические, философские и морально-этические взгляды писателя претерпели существенные изменения. Свой творческий путь Г.Ахунов начинает как верный сторонник официальной советской идеологии и метода социалистического реализма. Основными героями в его произведениях выступают люди физического и умственного труда. И в дальнейшем в романах «Клад» и «Хозяева», принесших ему успех, писатель выступает как пропагандист социалистического образа жизни, создает образ героя, полностью соответствующего требованиям и «передовой идее» того времени, образ человека, стремящегося быть полезным обществу. Талант Г.Ахунова как мастера отображения психологии человека в жизненно правдивых ситуациях ещё больше раскрылся в 70-80 годы XX столетия. Теперь автор больше обращает внимание не на общественную деятельность личности, а на её психологическую характеристику («Ядро ореха» и др.). Созданные его пером живые образы и правдиво описанные жизненные ситуации часто не укладываются в рамки морали, придуманной проповедниками коммунистической идеологии. В образах повести «Предводитель собак» и романа «Дочь Волги», особенно в образе Габбаса муллы, Г.Ахунов достиг настоящего писательского мастерства в изображении глубинных пластов человеческой души.
Этапы эволюции творчества Г.Ахунова впервые показаны путём сравнительного анализа ранее написанных произведений автора с его творениями более позднего периода, а также с сочинениями его современников и прозаиков других времён, с творениями писателей русской литературы и мировых мастеров художественного слова, что дало возможность проследить динамику его взглядов на жизнь, рост литературного мастерства, раскрыть индивидуальное своеобразие творческого почерка.
Целью исследования является определение места и роли творчества Тарифа Ахунова в развитии татарской прозы, т.е. составление целостной характеристики творческого наследия писателя. Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
■ выявлены основная тематика, проблематика и идейно-эстетическая направленность произведений Г.Ахунова;
■ изучены особенности художественного воплощения Г.Ахуновым современности и определены этапы развития его творчества;
■ проанализированы композиционные, структурные особенности произведений и манера их художественной реализации;
■ введены в научный оборот произведения, которые до сих пор оставались вне внимания критики.
Теоретико-методологическая основа При выполнении данной диссертационной работы использован метод сравнительного историко-литературного анализа. Методологическую основу исследования составляют научные труды и научно-теоретические положения известных ученых-литературоведов и критиков А.Есина1, М.Бахтина2, А.Бушмина1, Ю.Борева4, Е.Мелетинского5, М.Храпченко6, Ю.Нигматуллиной7, Н.Юзиева, Ф.Мусина, Т.Галиуллина, Ф.Галимуллина, А.Ахмадуллина, Х.Миннегулова, Р.Ганиевой, М.Сахапова, Р.Мустафина, Ф.Хатипова, Д.Загидуллиной и др.
Литературные источники и материалы исследования_В
многогранном творчестве Г.Ахунова основное место занимает проза. Для сопоставительного анализа были взяты как ранние его произведения, так и известные зрелые романы и повести («Клад», «Дочь Волги», «Ядро ореха»,
1 Нсин А. Принципы и приемы анализа лшературного произведения. - М: Флинта, 1999. - 248 с.
г Бахтин М. Эстетика словесного творчества.— М.: Искусство, 1986 — 444 с.
3 Бушмин А. Методологические вопросы литературоведческих исследований - Л., 1969 - 20 с.
4 Борев Ю Особенности литературы в XX веке / Теория литературы Т.4. Литературный процесс. - М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. - 624 с.
' Мелетинский Е. О литературных архетипах - М.: Рос гос гум ун-т, 1994. - 185 с.
6 Храпченко M Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы —М.: Художественная литература, 1970 — 392 с.
~ Urn матуллина Ю.Г. Методология комплексного изучения художественного творчества - Издательство Казанского университета, 1983 - 103 с.
«Ардуан-батыр», «Предводитель собак» и др.), а также произведения Г.Исхаки, А.Абсалямова, Ф.Хусни, И.Гази, Э.Касимова, А.Гилязова, М.Хасанова, Ш.Бикчурина, русских писателей М.Шолохова, В.Распутина, французского классика О.Бальзака и др.
Научно-практическое значение исследования состоит в том, что творческое наследие Тарифа Ахунова и сделанные на основе его анализа выводы дают возможность обогатить современное литературоведение в оценке достижений татарской прозы. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курса истории татарской литературы, спецкурса по литературе в вузах; при составлении программ, учебников и учебных пособий; в практике преподавания татарской литературы в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях.
Апробация работы. Апробация основных положений диссертации проводилась на заседаниях кафедры татарской литературы и на научных конференциях Казанского государственного университета (2000, 2001, 2002 годы); на уроках татарской литературы в Арском педагогическом колледже РТ; по теме диссертации имеются публикации на страницах республиканских журналов «Мэгариф», «Идел», в сборнике научных трудов КГУ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав (каждая из которых состоит из нескольких разделов), заключения и списка использованной литературы.
Основное содержание диссертации
Во введении анализируется состояние изученности темы, уровень развития вопроса, обосновывается выбор темы, ее актуальность и необходимость. Определяются цели и задачи исследования, устанавливаются новизна и научно-практическое значение работы.
Первая глава «Начальный период творчества Г.Ахунова» состоит из двух разделов. В первом разделе анализируются первые творческие опыты Г.Ахунова в литературе и общественной жизни, которые приходятся на 50-е
годы, когда советская литература развивалась в рамках соцреализма, основываясь на теории бесконфликшости. На начальном этапе своего развития молодой писатель пробует силы в различных жанрах: пишет стихи, занимается драматургией, переводит произведения русских классиков (романы В.Закруткина «Плавучая станица», А.Макаренко «Педагогическая поэма», рассказы Р.Тагора, 2-3 части эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон», роман Н.Шундика «Быстроногий олень», пьесы Н.Погодина, А.Островского), успешно выступает как литературный критик, но в большей степени он проявляет себя как прозаик.
Второй раздел главы посвящен анализу первых прозаических произведений Г.Ахунова, создание которых приходится на вторую половину 50-х годов. В этот период среди писателей особо популярна так называемая деревенская тема. К ней обращаются многие известные, как русские, так и татарские писатели. Первые рассказы Г.Ахунова «Галлям задает вопрос» (1950), «После бури» (1951), «По прибытии хозяев» (1951), «Когда распускаются почки» (1952) также посвящены теме деревни, что свидетельствует о чуткости автора к злободневной тематике, на фоне которой он раскрывает морально-этические проблемы молодежи. Эти первые литературные опыты, при наличии определенных достоинств, содержат в себе типичные для начинающих писателей недостатки: недостаточная острота конфликта, нечеткость композиции, слабая разработка образов.
Первое произведение крупной формы - повесть «Яшьлек яме» («Очарование молодости»), написанная в 1953-55 гг., хотя и не имела особых художественных достоинств, показала, что ее автор начинает созревать как мастер прозаического повествования.
Во второй главе «Литературно-эстетические особенности творчества 60-х годов» рассматриваются романы «Клад» (1963), «Хозяева» (1968) и повести «У подножия горы Артыш» (1965), «Куда уносят крылья?» (1967), созданные в 60-ые годы, т.е. в годы так называемой «хрущевской оттепели», когда было возможно сосуществование двух идеологических направлений -
официального и демократического. Г.Ахунов искренне верил в коммунистическую идею, а метод социалистического реализма в литературе считал самым передовым и опирался на него. Стремление к совершенствованию своего художественного мастерства, утверждению собственного стиля в литературе, а также желание создать образ героя, служащего пропаганде «передовой» советской идеологии, привели Г.Ахунова к созданию крупного романа - дилогии «Клад» и «Хозяева», посвященной жизни нефтяников. В отличие от популярной деревенской, эта тема производственная, новая для своего времени. Она возникла в связи с открытием крупных месторождений нефти в Татарстане и необходимостью ее добывать. А добывать ее должны вчерашние крестьяне, труд которых всегда был направлен на сохранение природы, а теперь, добывая нефть, они вынуждены разрушать природу. Конфликт романа связан именно с отношением к добыче черного золота, к профессии нефтяника, к природе. Появление новой профессии и возможности зарабатывать деньги по-разному повлияли на жизнь и характер вчерашних крестьян. Роман имел сильное психологическое и эстетическое воздействие на читателя благодаря высокохудожественному изображению героев, тяжелых условий труда рабочих-нефтяников, быта простого народа, крестьян, национальных обычаев и обрядов. Очень тонко подаются автором морально-нравственные проблемы, с которыми приходится сталкиваться героям. Отрыв от своих корней, от прошлого, от природы, устремленность к материальным благам трактуется писателем как путь к катастрофе. Эта мысль подтверждается на примере семьи богатого крестьянина Шавали, который теряет опору в жизни: сначала расшатываются его нравственные устои, затем приходит в упадок и некогда крепкое хозяйство. Каждый такой конфликт в каждой семье, ячейке общества, приводит к потере опоры нации, утверждает писатель. Свое отношение к поднятым в романе проблемам Г.Ахунов выражает через образ 90-летней старушки Юзликей, представителя старшего поколения,
сторонника прежнего уклада жизни, человека доброго, справедливого и преданного земле.
По мнению писателя, клад - это не только богатство недр, это - прежде всего, трудолюбивые, старательные люди, их внутренняя красота, такие люди, как бабушка Юзликей, которые свято чтят национальные обычаи и традиции. Своим романом «Клад» Г.Ахунов призывает к разумному использованию достижений научно-технического прогресса при преобразовании как общества, так и природы.
Роман «Хозяева», задуманный как продолжение романа «Клад», по мнению критиков, оказался не столь удачным: конфликт смягчен, образы неглубокие, без психологических характеристик.
Двумя повестями: «У подножия горы Артыш» и «Куда уносят крылья?», написанными для детей, Г.Ахунов завершает тему нефти и нефтяников.
Третья глава «Творчество 60-70 годов» состоит из двух разделов. В первой из них анализируются повести «Ядро ореха» (1971) и «Ардуан-батыр» (1973), представляющие собой образцы произведений советской литературы, что говорит о том, что и в эти годы писатель остается верным приверженцем социалистической системы и официальной идеологии. Образы главных героев повести соответствуют требованиям метода соцреализма: они неустанно стремятся к новым знаниям, к трудовым подвигам, верны делу Коммунистической партии и идеалам социалистического общества, но объективно возникают нравственные проблемы, существующие независимо от официальной идеологии: честность, порядочность, отношение к труду. Через образ своего героя Ардуанова (Ардуан-батыр) Г.Ахунов проводит философскую проблему необходимости жертвовать личным ради общественного. Решая все эти проблемы с присущим ему художественным мастерством и в соответствии с логикой реальной жизни, он поневоле выходит за рамки идеологической системы, вступает в противоречие с ней.
В литературе этого периода широко применялся так называемый прием чтения между строк, то есть писатель описывает социалистическую действительность в соответствии с требованиями официальной идеологии, но в то же время между строк внимательный читатель может увидеть и отрицательные стороны этой действительности. Часто писатели свою критику вкладывали в уста каких-нибудь второстепенных или отрицательных героев.
Именно этот прием чтения между строк использовал Г.Ахунов в небольшой по объему повести «Ядро ореха».
В ней повествование ведется от имени главной героини Рокии, жены коммуниста Халика Саматова. Рокия и Халик - это два взгляда на жизнь, на существующую систему. Рокия воспитывалась в благополучной семье, где ее любили, баловали и все делалось ради нее, поэтому она не привыкла думать о других, ее волнуют только собственные интересы. Халик же напротив, человек общества, общественное он всегда ставит выше личного. Рокия надеется перевоспитать мужа, сделать его таким же хозяйственным, как она, чтобы он все нес в дом. Но под влиянием любви мужа и его убежденности в правоте своего дела она перевоспитывается сама. Она начинает восхищаться честностью, принципиальностью, бескорыстием мужа и в трудный для него момент встает на его защиту. Тогда в 70-ые годы основное внимание обращалось на то, что Рокия отказывается от своих убеждений под влиянием своего мужа, верного идее социалистического образа жизни. Но новое прочтение повести позволяет увидеть и критику социалистической системы, вложенную в уста Рокии, и беспомощность Халика перед этой системой. Когда на Халика посыпались ложные обвинения, именно Рокия со своими «отсталыми» взглядами встала на его защиту. Получалось, что такие честные и преданные люди, как Халик, не нужны существующему обществу. Если бы не слова Рокии: «Не я его, а он меня повел по своему пути», воспринятые как лейтмотив повести, возможно, в те годы она и не была бы напечатана.
Таким образом, как честный художник Г.Ахунов правдиво изображал существующую действительность, а полученная объективная картина противоречила его собственным политическим взглядам.
Второй раздел главы посвящен рассмотрению особенностей отражения трагедии личности в дилогии «Дочь Волги» (1978). События в произведении происходят в год великого перелома. Здесь Г.Ахунов выступает как писатель-новатор, избравший совершенно иной путь в литературном творчестве. Он сумел высказать в этом произведении то, что накипело у него на душе, что мучило его долгие годы. В этом социально-историческом романе писатель открыто критикует большевизм, осуждает советскую систему власти.
Это произведение - большое достижение в татарской литературе. Создав образ муллы Габбаса, писатель привнес в национальную литературу новый тип героя, представителя народа, воплотившего в себе гуманность, честность, трудолюбие, великое терпение, силу духа, чистоту помыслов, умение видеть прекрасное и стремиться к совершенству.
В романе отражается богатый и противоречивый духовный мир Габбаса-муллы. Он - искренне верующий человек, с удовольствием обучал деревенских детей, воспитывал их по шариату, не грабил, не жил на горбу трудового народа, сам зарабатывал на свое существование.
После революции жизнь Габбаса-муллы резко изменилась. Его преследуют, подвергают гонению как представителя религии, отнимают все, что накопил честным трудом. Однако все это он перенес с терпением, присущим настоящим мусульманам.
В известных нам произведениях «Поднятая целина» М.Шолохова, «Три аршина земли» А.Гилязова, «Зарница» М.Хасанова, «30-е годы» Ф.Хусни и во многих других мы уже сталкивались с такой ситуацией, когда разоряли хозяйства зажиточных крестьян, отнимали их имущество. Ни один из героев: ни Фрол Дамасков, ни Галлям-Ходжи, ни Иргали, ни Мирвали - не согласен с таким положением вещей, считая раскулачивание необоснованным,
незаконным. И чтобы не потерять свое состояние, они всячески противостоят этому. Кто прячет свое богатство, кто его поджигает, кто разрушает, а Габбас-мулла, в отличие от них, не сопротивляется, все принимает со смирением.
Отрицательное влияние революции чувствуется во всем. Революция приводит Габбаса-муллу к конфликту со своей единственной дочерью: Нурия официально отказывается от своего отца. Габбас-мулла лишается своих самых близких людей. Человек в такой ситуации способен на все. Так и происходит. Возможно, бесчеловечность нового общества он бы еще перенес. Но непонимание со стороны родной дочери толкнул его к самоубийству.
Беспокоит ли это происшествие Нурию? Можно сказать, нет. Умудренный опытом, автор не упустил из виду данное обстоятельство, не оставил его без внимания. Эта ошибка должна была остаться на всю жизнь в памяти Нурии. Но сколько бы ни любил Г.Ахунов своего героя, он все же представляет его человеком эпохи. Нурию воспитывал не только отец, но и вся окружающая среда, большевистская идеология. Именно она приспособила к себе ее характер, выработала взгляды на мир и нравственные убеждения. И вот этот «новый человек», воспитанный под влиянием коммунистической морали, не считает такой поступок, как отказ от собственного отца, аморальным.
Читатель вздрагивает от такого отношения дочери к отцу. Мы уже сталкивались с такой ситуацией в повести французского писателя О.Бальзака «Отец Горио». Между отцом Горио и Габбасом-муллой существует много общего. Оба живут во время перемены эпох. Их трагедии схожи. Отец Горио тоже любит своих дочерей, воспитывает их с любовью, делает все, чтобы они были счастливыми, передает им все свое состояние. Но в старости он остается совсем один, так как его дочери, поднявшись на самую вершину социальной лестницы, забывают отца. Даже в предсмертный час они не навещают его. Отец Горио умирает в нищете и одиночестве. Перед смертью
он восклицает: «Отечеству грозит гибель, если отцов будут попирать ногами! Это ясно. Общество, весь мир зиждется на привязанности к родителям. Все рухнет, если дети перестанут любить своих отцов!..»
Если О.Бальзак показывает влияние буржуазного общества на человека через распад семьи, то в романе Г.Ахунова влияние большевизма на личность человека проявляется в большей степени, и трагедия Габбаса-муллы глубже: отец Горио умирает своей смертью, а Габбас-мулла налагает на себя руки. Такая ужасная смерть бывшего богослова не оставляет читателя равнодушным.
Таким образом, Габбас-мулла через конфликт с дочерью приходит к противоречию с большевистской идеологией. Человек благородных помыслов и высоких нравственных убеждений, он становится совсем чужим среди людей новой эпохи. Г.Ахунов через личную трагедию Габбаса-муллы раскрывает нездоровую обстановку в обществе, затрагивая проблему миллионов людей, обнажает суть тоталитарной системы.
И если, по мнению М.Сахапова, образы Г.Исхаки и Г.Ахунова слишком сходны, то, я считаю, что этим только подчеркивается типичность национальных характеров.
Вторая сюжетная линия произведения связана с судьбой Султана. Он прошел сложный жизненный путь, делал все, чтобы стать настоящим человеком, честно выполнял свои обязанности руководителя. Нурия так раскрывает его внутренний мир: «Солтан не от мира сего... Смерть не страшна для него, его не интересовало богатство. Он был человеком идеи. Он ведь никогда не жил для себя». Через этот образ автор раскрывает трагедию людей коммунистической среды. Г.Ахунов показывает, что не только такие, как Габбас-мулла, но и люди, искренне верящие в эту идеологию, душой и телом преданные своему делу, стали ее жертвами.
Если в первой книге образ Нурии был на втором плане сюжетных линий, то во второй книге - выходит на первый.
Нурия - дитя начала века, периода бурь и мятежей. Это вызывает у
читателя предчувствие того, что жизнь девушки будет беспокойной, так как революция готовит ее к большим испытаниям. Показывая воздействие революции на молодое поколение, автор предупреждает нас, что влияние политических заблуждений может растянуться на несколько поколений.
По приезде в Казань Нурия подвергается преследованиям в связи со своим социальным происхождением: ее выгоняют с рабфака, при поступлении в институт на ее пути встают новые препятствия. Чтобы » избавиться от ярлыка «дочь муллы», Нурия вынуждена отказаться от
собственного отца. Автор делает акцент на проблему отцов и детей: это не ■ только отчуждение детей от родителей, но и разрыв всех родственных связей.
Во второй части Г.Ахунов рисует жизнь героини в довоенные годы и во время войны. За эти годы она становится высококвалифицированным врачом, пройдя аспирантуру кафедры гистологии медицинского института, получает звание кандидата наук. С началом войны ей пришлось переезжать с одного места на другое. Испытав все жизненные невзгоды, героиня закаляется. Меняются ее взгляды на мир, совершенствуется способность к мышлению.
Хотя жизнь героини была трудной, автор не ставит перед ней непреодолимых преград: выпрямляет все ее дороги жизни. В связи с этим сила воздействия романа снижается. Действительно, в этой части жизненный путь Нурии слишком ровный, без колебаний. Сюжет протекает спокойно, плавно. Между героями нет психологических коллизий.
т
Автор ослабляет конфликт, доводя его до совсем простых человеческих отношений. Страдает раскрытие поднятых в произведении проблем. Их здесь несколько: смысл и цель жизни, работа в области науки. Однако по мнению критика Ф.Галимуллина, автор подходит к их решению поверхностно. В результате, главной задачей автора остается только раскрытие темы и это он стремится решить по-своему: останавливается лишь на личной жизни героя.
Г.Ахунов раскрывает характер своей героини с разных сторон. Особое внимание уделяет изображению ее духовного роста, что заставило его
усложнить события, это стало положительной стороной романа. Однако в нем не прослеживается рост характеров, не раскрываются новые качества героев в процессе формирования их личности.
Четвертая глава посвящена творчеству Г.Ахунова в 90-е годы. Она так и называется: «Творчество 90-х годов» — и состоит из трех разделов, в |
которых дается характеристика литературного процесса этого периода и анализируется повесть «Предводитель собак» (1991) и цикл повестей под общим названием «ПережитоеТимерханом» (1999). «
90-ые годы — период перестройки общества, коренных изменений в общественно-политической и экономической жизни, что не могло не <
отразиться на литературном процессе. У писателей появилась возможность более открыто касаться многих ранее запретных проблем, волновавших как отдельных людей, так и всю нацию.
В эти годы появилось много романов, повестей, поэм, посвященных истории татарского народа, национальным героям, известным историческим личностям, проповедующим идею национальной независимости. Особую актуальность приобрела в этот период тема разоблачения политики советского правительства и порядков советского периода, т.е. фактически это тоже было раскрытием запретных тем.
Происходящая в стране перестройка принесла бывшему советскому народу почти ничем не ограниченную свободу во всем, создав ситуацию, граничащую с произволом. В литературных произведениях этого периода много внимания уделяется поиску человеком духовной опоры в условиях непонятных рыночных отношений, появления собственников и жестокой, до кровавых расправ, конкуренции между ними. Эта тема освещена в романах Т.Галиуллина «Покаяние», «Петля», А.Еники «Перед заходом солнца», А.Гилязова «В чьих руках топор?». Именно этой теме, теме маленького |
человека в стремительно изменяющемся обществе, посвящена повесть Г.Ахунова «Предводитель собак» (1991).
До сих пор она не удостоена внимания критики, хотя несомненно это одно из лучших произведений писателя, его творческая удача. В этой повести поднимаются такие новые для творчества Г.Ахунова проблемы, как свобода личности, права человека, влияние общества и государственной системы на судьбу и характер отдельного человека.
Главный герой повести Акмал ведет простой и честный образ жизни. У татар есть поговорка: «Если в тебя бросили камень, ответь хлебом-солью», созвучная по смыслу с заповедью: « Если тебя ударили по одной щеке, подставь другую». Именно по такому нравственному закону живет Акмал: никого не обижает, мечтает о счастье, заботится о своих кошках и собаках. Но суровые законы реальной жизни вынуждают его постоянно сталкиваться с несправедливостью и жестокостью. Общество, для которого Акмал -«человек со странностями», не понимает его и делает изгоем. Даже самые близкие люди, семья, которой он верил всей душой, не поддерживают его в попытках найти справедливость. Столкновение с жестоким, безнравственным полковником завершается поражением Акмала: полковник застрелил его собак. Обращения в органы охраны порядка, в суды также не дают надежду на установление справедливости. Как бы в назидание человеческому обществу, Г.Ахунов описывает картину из жизни животных: маленький котенок бесстрашно бросается на защиту своих знакомых собак от злой овчарки, и овчарка отступает.
По мнению автора, человек должен уметь отстаивать свои права, уметь защищать себя, своих близких и любимых, в том числе и животных. Однако повесть завершается оптимистично. Герой, хотя и испытывает постоянные неудачи, предательства, но под ударами судьбы не сгибается, не озлобляется, не опускается до пьянства. Он терпит, он стоек. В этом его духовная победа.
В 90-е годы в прозе особенно популярным становится жанр публицистики. В произведениях этого жанра достоверно отражается реальная жизнь, исторические события и социальные явления, что дает читателю возможность обогатиться новой информацией и повысить свою эрудицию.
Г.Ахунов написал в этом жанре три повести: «Молодость Тимерхана». «Деревенские пути Тимерхана», «Поиск Тимерханом расстрелянных комиссаров», изданные под общим названием «Пережитое Тимерханом». Это документально-публицистическое произведение, посвященное реальному лицу Тимерхану Бурганову, охватывает большой период времени и многие события страны, свидетелем которых были главный герой и его современники.
Тимерхан Бурганов — истинно народный герой, выходец из самых глубин народных масс. Как и герой предыдущей повести Г.Ахунова, Акмал, Тимерхан с девяти лет остался сиротой и сполна испытал на себе сиротскую долю. Но он не зацикливается на несправедливостях окружающего мира и не противопоставляет себя обществу. Напротив, с самых юных лет он кипит в центре общественной жизни, вырабатывая в себе твердость характера и целеустремленность. Его активная жизненная позиция, честность и решительность дали ему возможность занимать многие ответственные посты и стать довольно известной личностью.
Первая повесть — «Молодость Тимерхана», написанная в 1991-1993 гг., начинается с того, что главный герой повести Тимерхан видит красивый приятный сон. Солнечный весенний день. Он верхом на коне неспешно движется по цветущему лугу, и вдруг впереди появляется Минлеасия, девушка, которая ему нравится.
Тимерхан просыпается от непреодолимого желания догнать девушку, соскочить с лошади и пойти рядом с ней.
Сон - один из излюбленных приемов Г.Ахунова, который он использует для достижения различных изобразительных целей. Приведенный выше сон тоже символичен. Это как бы эпиграф к жизнеописанию героя, яркий день и цветущий луг символизируют прямой и светлый путь, по которому предстоит идти Тимерхану, он на коне, то есть у него высокое общественное положение, девушка Минлеасия, его будущая жена, с которой рядом он пойдет по этому светлому пути.
Судьба человека, по мнению писателя, во многом зависит от него самого. В девять лет Тимерхан потерял мать. Слабохарактерный отец не мог противостоять своей второй жене, мачехе Тимерхана, и парень, уйдя из родного дома, стал круглым сиротой. Таким образом, он оказался в опасном положении, когда им некому было руководить и наставлять на верный путь. В таких условиях молодой человек вполне мог оступиться, пойти по более легкому ложному пути. Но Тимерхан интуитивно тянется ко всему хорошему, к хорошим делам и хорошим людям. Чтобы понравиться хорошим людям, он старательно и добросовестно выполняет любую порученную ему работу. И это не остается незамеченным. Уже в 15 лет он становится помощником колхозного бухгалтера. «Я долго думал и решил, что в нашем колхозе нет человека более честного и ответственного, чем ты», — сказал ему главный бухгалтер. Эти слова оказали очень сильное влияние на подростка, и он помнил их всю жизнь. Где бы он в дальнейшем не работал, слово «честный» всегда украшало его характеристику. На жизненном пути Тимерхана всегда оказывались хорошие люди, видимо, из-за того, что он сам тянулся именно к таким людям, и они помогли ему развить многие его способности, в том числе музыкальные и организаторские. Председатель колхоза Кыям Ниязов, заметив в Тимерхане тягу к музыке, купил для колхозной молодежи гармонь-тальянку и отдал ее в распоряжение Тимерхану, сказав при этом:
«По глазам вижу: ты не равнодушен к гармони. Вот бери, учись, вдохновляй молодежь, организуй ее! Ведь гармонь — это инструмент организующий».
Для более полной характеристики своего героя Г.Ахунов использует еще один из своих' традиционных приемов — письмо. Вот что пишет Тимерхану его односельчанин Сагдельгилем:
«Ты замечательный гармонист и танцор, оратор, заставляющий людей ловить каждое твое слово. К тому же у тебя совершенно каллиграфический
почерк, да с таким почерком ты бы и в царское время не пропал, из тебя мог бы выйти знаменитый во всей округе писарь».
В годы Великой отечественной войны на шестнадцатилетнего Тимерхана была возложена огромная ответственность — он выполнял работу главного бухгалтера колхоза. Г.Ахунов очень реалистично описывает деревню суровых военных лет, тяжелые испытания, выпавшие на долю народа. Повесть «Молодость Тимерхана» завершается призывом Тимерхана на военную службу на Дальний Восток и участием его в военных операциях против японских самураев. Суровая солдатская служба физически и духовно укрепила Тимерхана, научила разбираться в людях, помогла приобрести настоящих друзей.
Повзрослевший и возмужавший Тимерхан возвращается в родную деревню, где начинается его послевоенная жизнь, большая любовь, женитьба. Об этом рассказывается во второй книге под названием «Деревенские дороги Тимерхана». Это были очень ответственные годы, годы упорного труда, продвижения по служебной лестнице, годы завоевания авторитета и достижения высокого положения в обществе. В течение 15 лет Тимерхан Бурганов работает председателем колхоза, затем занимает другие ответственные посты: секретарь парткома, заведующий отделом райкома партии, в течение десяти лет занимает пост заместителя Министра соцобеспечения, выйдя на пенсию, снова находит себе интересное, очень нужно и полезное дело. Он занимается поиском и выяснением судьбы репрессированных комиссаров. Затем с использованием собранных материалов создает музей. Он считает, что музеи необходимы, чтобы объективно оценить свое прошлое, а в итоге — правильно строить будущее. Об этом периоде жизни Тимерхана Бурганова говорится в третьей книге — «Поиск Тимерханом расстрелянных комиссаров» (1997-1998).
Трилогия Г.Ахунова «Пережитое Тимерханом» — типичное произведение социалистического реализма. В центре трилогии — положительный герой, преданный делу партии, с искренней убежденностью
борющийся за претворение в жизнь коммунистических идеалов. Появление из-под пера Г.Ахунова такого произведения после его романа «Дочь Волги» («Идел кызы»), где уже заметны были отклонения от метода соцреализма, даже вызывало некоторое недоумение в литературно-общественной среде. Но этот факт не говорит об идеологических колебаниях Г.Ахунова. Он всегда был верным сторонником коммунистической идеологии и социалистического образа жизни, тем не менее не скрывал, что ему не нравятся некоторые стороны существующего строя. В частности, вызывает осуждение командно-административный стиль руководства. Например, когда Тимерхан Бурганов
и
пытался возразить против перевода его на другую работу, в райкоме ему сказали: «Или соглашаешься, или уходишь домой без партбилета!». Такое ограничение свободы личности, по мнению Ахунова, типичное явление в социалистической действительности. Есть в этом произведении и намеки на ограничение национальных интересов нерусских народов. «Почему это при поступлении в высшую партийную школу татар заставляют писать диктант по-русски, разве нельзя по-татарски? •— размышляет Тимерхан,— и почему руководитель района со сто процентным татарским населением должен разговаривать с людьми по-русски, разве нет у него своего родного языка?»
Трилогия Г.Ахунова «Пережитое Тимерханом» охватывает все значительные события XX века, в ней много образов исторических лиц. Это произведение имеет большое значение и как источник информации, и как художественно-публицистическое произведение, позволяющее извлечь урок из истории.
В Заключении приводятся основные выводы, полученные в процессе выполнения данного диссертационного исследования.
1. Прозу Тарифа Ахунова, появившуюся в татарской литературе в период господства в ней метода социалистического реализма и занявшую свое прочное место в национальном творческом процессе 1960-1990 годов, правомерно оценить как неординарное явление.
2. Во второй половине 50-х гг. прошлого столетия, т.е. в период, названный «хрущёвской оттепелью», наша литература в своём развитии начинает переживать новый подъём. Под воздействием изменений в общественной и литературно-творческой жизни развивается также и проза Г.Ахунова. В эти годы он разрабатывает «деревенскую тематику», ставит проблемы, волнующие молодежь (рассказы «Галлям задаёт вопросы» (1950), «Пробуждение почек» (1951) и др.). Для первых произведений автора характерны недостаточная острота конфликта, композиционные погрешности и слабая разработанность характеров.
3. Повесть «Очарование молодости» (1953-1955) показала возможности писателя как повествователя и выявила его творческую способность к созданию произведений крупной формы.
4. Стремление к выработке собственного стиля, упорное изучение жизненных материалов в новой для республики нефтяного производства привело автора к созданию в 1960-ые гг. объёмных романов «Клад» (1963) и «Хозяева» (1968), признанных как достижение национальной литературы. В них убедительно показываются изменения в жизненном укладе татарского крестьянина, превращение его в пролетариата. В эти же годы написаны повести «У подножия горы Артыш» (1965), «Куда несут нас крылья» (1967), в которых в связи с темой нефтяников продолжается разработка проблем нравственности и глобальной проблемы XX века - отношение человека к природе.
5. Изменения, происходящие в обществе и в литературной жизни в 1970-80-ые годы, расширение тематики и проблематики, разнообразие жанров оказали существенное влияние на прозу Г.Ахунова. Повести этих лет «Ядро ореха» (1971) и «Ардуан батыр» (1973) свидетельствуют о том, что писатель пока ещё не совсем свободен от системы, от её официальной идеологии и эстетических концепций. Однако, хотя он и не может открыто показать советскую действительность во всей полноте, но находит способы высказать своё критическое отношение к отдельным её сторонам и явлениям.
В творчестве Г'.Ахунова перестроечного периода уже заметны новые гематико-эстегические принципы, появляющиеся и развивающиеся в литературном процессе. Те мысли и чувства, которые он долго хранил в себе, в глубине души, писатель выводит наружу в дилогии «Дочь Волги» (1978): открыто критикует нравы советского общества, его политическую систему, «украшенную» сталинскими репрессиями. Отказавшись от однобокого социологического направления в изображении героя и событий, он основное внимание уделяет психологической разработке системы образов и поэтике произведения.
7. В повести «Предводитель собак» (1991) господствует новое мышление автора-прозаика, которое видно и в выборе темы, и в постановке и решении проблемы. Здесь на высокохудожественном уровне убедительно критикуется существующая система. Показывая конфликт между обществом и личностью, автор ставит проблему свободы личности и прав человека. Последним произведениям писателя характерны глубокий психологизм, более совершенные средства художественного воплощения идеи. Какие бы темы не разрабатывались Г.Ахуновым, какие бы цели и задачи не утверждались, его лучшие произведения всегда оказывали сильное эмоциональное воздействие на читателя своей художественностью, 1лубиной характеров и убедительностью образов, лёгкостью и точностью языка.
Таким образом, творческий путь Г.Ахунова в литературе - это путь к художественному совершенству; и по своим художественным особенностям, и по силе воздействия на читательскую аудиторию проза его позволяет поставить автора в один ряд с ведущими татарскими мастерами пера 60-90-х годов XX века.
Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях автора:
1. Гайфуллина Ф.Э. Беренче калам сынавы (Первая проба пера) // Татар теле, эдэбияты, тарихы - уткене Ьэм бугенгесе. - Казан: КДУ нэшрияты . - 2000. - 59 - 63 бб.
2. Гайфуллина Ф.Э. Г.Ахуновныц «Этлэр патшасы» повестенда вхлак мвсьвлвсе (Проблемы нравственности в повести Г.Ахунова «Предводитель собак»)/ Фэнни язмалар.2001. - Казан: Школа, 2002. - 190-194 бб.
3. Гайфуллина Ф.Э. Акмал язмышы (Судьба Акмала) // Идел. -2001,- №6,- 174-175 бб.
4. Гайфуллина Ф.Э. Кеше — узе хэзинэ (Человек — сам по себе клад) // Мэгариф.- 2003.- № 5. -16-17 бб.
5. Гайфуллина Ф.А. Художественное своеобразие романа Г.Ахунова «Клад».— Казань: Казан. Ун-т, 2003 .— 20 е.: Библ. 10 назв.— Рус.-Деп. В ИНИОН РАН 12.05.2003 № 57977.
Лицензия на полиграфическую деятельность №0128 от 08.06.98г. выдана Министерством информации и печати Республики Татарстан Подписано в печать 09.10.2003 г. Форм. бум. 60x84 1/16. Печ. л. 1,5. Тираж 120. Заказ 193.
Минитипография института проблем информатики АН РТ 420012, Казань, ул.Чехова, 36.
fl 15 6 3 3
Текст диссертации на тему "Проза Гарифа Ахунова"
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина"
На правах рукописи
Гайфуллина Фарида Альтафовна
ПРОЗА ТАРИФА АХУНОВА (эволюция творчества)
10.01.02 —Литература народов Российской Федерации (татарская литература)
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Ахмадуллин А.Г.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Казань - 2003
Югары Ьенэри белем бируче дэулэт уку йорты "В.И.Ульянов-Ленин исемендэге Казан дэулэт университеты"
Кулъязма хокукында
Гайфуллина Фэридэ Элтаф кызы
ГАРИФ АХУНОВ ПРОЗАСЫ (ижат усеше)
10.01.02 — Россия Федерациясе халыклары эдэбиятлары
(татар едвбияты)
Фвнни житэкче: филология фэннвре докторы, профессор Эхмэдуллин А.Г.
Филология фвннэре кандидаты гыйльми дэрвжэсе алу вчен язылган диссертация
Казан - 2003
Эчтэлек
Кереш....................................................................................................................................................................................................................3
I булек. Ахуновнын, башлангыч чор ижаты......................................................................................13
1.1. Иэкатка килу юллары....................................................................................................................................................13
1.2. 50нче елларда эдэби хэрэкэт..........................................................................................................................21
1.3. Беренче хикэялэрдэ образлар бирелеше ьэм проблематик терлелек..............................................................................................................................................................................................23
II булек. бОнчы еллар ижатына хас эдэби-эстетик узенчэлеклэр..............34
11.1. бОнчы елларда эдэби процесс....................................................................................................................34
11.2. "Хэзинэ", "Хужалар" романнарында, "Артышлы тау буенда", "Канатлар кая илтэ" повестьларында заман рухын яктырту..................38
III булек. 70-80нче еллар ижаты..........................................................................................................................69
III.1. 70-80нче еллар татар эдэбиятында рэсми идеология ьэм хакыйкать керэше......................................................................................................................................................69
Ш.2. "Чиклэвек теше", "Ардуан батыр" повестьларында совет
чоры идеологиясенэ менэсзбэт..........................................................................................................71
Ш.З. "Идел кызы" дилогиясендэ шэхес фажигасенен: чагылышы............93
IV булек. 90нчы еллар ижаты..................................................................................................................................124
IV. 1. 90нчы еллар эдэбиятында идея-эстетик узенчэлеклэр..............................124
IV.2. "Этлэр патшасы" повестенда эхлак мэсьэлэсенец
куелышы......................................................................................................................................................................................125
1^3. Соцгы эсэр..............................................................................................................................................................................136
Йомгаклау................................................................................................................................................................................................147
Файдаланылган эдэбият ьэм чыганаклар исемлеге..............................................151
Кереш
Теманын актуальлеге. Г.Ахунов иждты татар эдэбиятында узенчэлекле урын алып тора. XX гасырнын, икенче яртысында татар совет чоры эдэбияты уз усешенец югары ноктасына ирешкэн вакытта мэйдан тотып, кырык елга якын актив авторларныц берсе булган прозаикньщ эсэрлэре эдэби тэнкыйть тарафыннан, элбэттэ, игътибарсыз калдырыла алмыйлар иде. Куренекле эдэбият белгечлэре, танылган калэмдэшлэре тарафыннан элеге иждт турында уз чорында куп фикерлэр эйтелде, эдипнец прозасын ейрэнугэ аерым мэкалэлэр багышланды, чор эдэбиятына гомуми анализ ясаучы язмаларда да киц урын бирелде. Совет эдэбиятына куела торган талэплэргэ тулысынча жавап бирэ торган ижат буларак, Г.Ахунов прозасы тэнкыйть тарафыннан уцай яктан бэялэнеп киленде. Лэкин бу фикерлэр, Г.Ахунов прозасыньщ эчтэлегенэ менэсэбэттэ эйтелде, эсэрлэрнен, сэнгатьчэ камиллеген бэялэгэн, сэнгатьчэ эшлэнеше форма жэьэтеннэн тирэн анализга корылган объектив бэя житенкерэмэде; эсэр тукымасына утеп кереп, аньщ язу узенчэлеклэрен ачу, асыл кыйммэтен курсэту кузэтелмэде. Бу, бер яктан, тэнкыйтьнец оперативлыкка омтылуы белэн ацлатылса, икенчедэн, эдэбият белеменэ коммунистик система киерткэн "йегэннец" шактый ук кысынкылыгы тээсиреннэн иде. Заман узгэреше, эдэби-нэзари ейрэтулэрнец узгэ бэялэу критерийларын алга чыгаруы Г.Ахунов ижатын яцача бэялэу меьимлеген 1сурсэтте.
Г.Ахунов прозасын чор талэплэреннэн, заманча эдэби-нэзари ейрэтулэрдэн якын килеп, жентекле ейрэну 60-80нче еллар татар эдэбиятыньщ усеш юлларын, узенчэлеклэрен, язучыньщ милли суз сэнгатендэ тоткан урынын билгелэргэ мемкинлек бирэ.
Бугенге кендэ мэсьэлэ тагын да акту ал ь: чорлар алмашы совет эдэбиятына мензсэбэтне тамырдан узгэртте: моца кадэр югары бэялэнгэн эсэрлэргэ тискэре тамга сугу башланды, яхшыныц начарга, начарныц яхшыга эйлэнуе кузэтелэ. "Идеаллар алмашынган, тарихи уткэнгэ идея-эстетик бэя узгэргэн чорда" (Нигъматуллина, 1997, 173) бу табигый дэ. Уз чорында идеология хакыйкатен раслаган куп эдиплэр соцгы елларда тэнкыйтькэ дучар булды. Мондый метаморфоза, рухи кыйммэтлэрнец кискен алмашынуы эдэбият фэне алдына куп терле сораулар куйды ьэм аларньщ объектив чишелешен талэп итэ иде. Бу жэьэттэн Караганда, Г.Ахунов ижаты узенец замандашлары Э.Еники, Н.Фэттах, А.Расих, М.Мэьдиев, А.Гыйлэжев, Х.Сэрьяннардан билгеле бер дэрэжэдэ аерылып тора иде, ченки ул югарыда санап кителгэн эдиплэрдэн узгэ буларак, узе яшэгэн идеологик системага ышанып, аца буйсыньш язды. Шул ук вакытта рэсми идеологиянец генэ хакыйкать тугеллеген дэ ацлады, эсэрлэрендэ халыкны борчыган эхлак мэсьэлэлэрен яктыртты. Бер яктан, талант, икенчедэн, рэсми идеология белэн татулык эдипнец прозасына тирэн эз салды. Шуца да карашларныц алмашынуы вакытында Г.Ахунов эсэрлэренец бэясен тешерергэ омтылу, сэнгати кыйммэтенэ куз йомарга тырышу барлыкка килде. Яца чор тэнкыйтенец Э.Еники, Н.Фэттах кебек язучылар и^атына позитив менэсэбэте сакланган хэлдэ, Г.Ахунов элекке позициялэрен, актуальлеген, элбэттэ, югалта теште. Шулай итеп, Г.Ахунов прозасын системага салып ейрэнгэн монографик хезмэтлэрнец булмавы, эсэрлэрнец сэнгатьчэ эшлэнеше, идея-эстетик узенчэлеклэре жэьэтеннэн фэнни-аналитик тикшеренулэрнец меьимлеге, катлаулы эдэби процесста эдипнец урынын чор талэплэреннэн чыгып бэялэу теманьщ актуальлеген билгели.
Теманын ейрэнелу дэрэжэсе.
Г.Ахунов эсэрлэренэ чорына карап терле бэя бирелэ. Билгеле булганча, 60-70нче елларда хакимлек иткэн идеологик системага ул нык ышана ьэм шул рухта
ижат итэ. Ьэр чор эдэбият белгечлэре, тэнкыйтьчелэре эдип эсэрлэренэ уз вакытындагы идея-эстетик талэплэр ьэм карашлардан чыгып бэя бирэлэр.
Г.Ахунов ижатына эдэби-тэнкыйть игътибарсыз калмый, тэнкыйди-публицистик, эдэби, фэнни хезмэтлэрдэ аныц эсэрлэре хакында кызыклы фикерлэр эйтелэ. Аларны берлэштереп, вч юнэлешкэ тупларга мемкин булыр иде.
ф Беренчедэн, авторлар Г.Ахуновныц эдэби осталыгына бэя биреп, иждди
портретын тудырса, икенчедэн, эсэрлэрнец сэнгатьчэ эшлэнеше чынбарлык белэн бэйлэнеше мэсьэлэлэренэ туктала, вченчедэн, тел-стиль узенчэлеклэренэ кузэту ясый.
Ф.Галимуллинньщ "Инешлэр Иделгэ кушыла" (Галимуллин, 1985, 152), Ф.Хатиповньщ "Духовный мир героя" (Хатипов, 1981, 296), Х.Хэйринец "Ижат чишмэлэре" (Хэйри, 1975, 48), Ф.Хеснинеч "Ни эйтергэ? Ничек эйтергэ? (Хесни, 1974, 256), Р.Мостафинньщ "Ж^аваплылык тойгысы" (Мостафин, 1979, 130), Н.Юзиевнец "Сэнгатьчэ матурлык ьэм осталык" (Юзиев, 1969, 163), Ф.Мусинньщ
#
"Квмеш квзге" (Мусин, 1989, 256), Ф.Миннуллинныц "Прозанын, гражданлык йвзе" (Мицнуллин, 1983, 112), Х.Сэрьянньщ "Уецны уйдырып сал" (Сэрьян, 1972, 140) ъ.б. хезмэтлэрдэ "Хэзинэ", "Хужалар", "Чиклэвек теше", "Ардуан батыр" эсэрлэре илдэге усеш-узгэрешлэрне, яца заман геройларын курсэту, яца заманньщ мвьим мэсьэлэлэрен кутэру дип карала.
Г.Ахунов ижатын тирэнтен ейрэнучелэрнец берсе - Ф.Галимуллин. Беренчедэн, ул - эдипнец ижат портретын тудыручы, икенчедэн, аныц куп кенэ эсэрлэренэ кузэту ясаучы, аларны бэялэуче. Ул Г.Ахунов ижатыньщ куп планлы,
*
тематик байлык белэн характерлы булуын, эсэрлэренен, ачыктан-ачык публицистик рух белэн сугарылуын курсэтэ. Эдипнец фэнни-тэнкыйди эдэбиятта шактый ейрэнелгэн эсэрлэре "Хэзинэ" ьэм "Хужалар" романнары.
Ф.Хатипов "Духовный мир героя" хезмэтендэ Г.Ахунов прозасын психологизм ноктасыннан торып ейрэнэ. Автор "Хэзинэ", "Хужалар", "Чиклэвек теше" эсэрлэренэ тукталып, алардагы психологик тирэнлекне психологик оста
эшлэнгэн образларны курсэтэ. Г.Ахунов прозасында эчке керэшнец, ягъни "ике мин", "ике фикер" тартышыныц терле тесмерлэрдэ булуын билгели ьэм мондый характерларныц формалашуын тышкы тирэлекнен, йогынтысыннан дип дэлилли.
Х.Хэйри "Хэзинэ" романын Г.Ахунов ижатында борылыш, аньщ "художник" буларак формалашуы дип бэяли. Ул романныц кыйммэте, анда куелган мэсьэлэлэрнец эьэмияте турында сейли. Эсэрнец укучыга йогынты ясау кече дэ моцарчы кабатланмаган, шэхси узенчэлекле образлар, геройлар белэн бэйлэп ацлата. Эсэрнец эмоциональ-поэтик буяуларга бай, халыкчан тел белэн язылуын искэртэ.
Р.Мостафин да "Ждваплылык тойгысы" хезмэтендэ Г.Ахуновньщ "Хэзинэ" романына бэя биру омтылышын ясый. Нефтьчелэр тормышына ьэм эшенэ багышланган Г.Белянкинныц "Садыя", А.Коптяеваньщ "Ж|ир хэзинэсе", И.Газиныц "Гади кешелэр" эсэрлэре белэн чагыштырып, тэнкыйтьче Р.Мостафин "Хэзинэ"не ин яхшысы, тормышчаны дип саный.
Н.Юзиев эсэрдэге терле жирлектэ туган конфликтларны кузэтэ, эсэрнец конфликтында жэмгыять усешенец шул чорына хас тенденциялэрнец ьэм каршы-лыкларныц гэудэлэндерелуен билгели. Язучыныц узенчэлекле образлар иждт иту-енэ, характер ачу осталыгына игътибарны юнэлтэ.
Г.Ахуновныц иж;аты рус эдэбиятчылары, тэнкыйтьчелэре тарафыннан да уцай бэялэнэ. Мэсэлэн, Н.Буханцов (Буханцов, 1982, № 12, 164), А.Шагалов (Шагалов, 1979, 286), Г.Родионов (Родионов, 1981, № 2) мэкалэлэре шул хакта сейли. Алар Г.Ахунов белэн шэхес буларак та кызыксыналар.
60-70нче елларда тэнкыйтьче Ф.Мусин шул чор тэнкыйтьчелэренэ те-лэктэшлек итэ, соцрак чыккан "Кемеш кезге" ьэм башка хезмэтлэрендэ, эсэргэ кицрэк тукталып, объектив бэя бирергэ омтыла. "Татарстанда нефть промышленносте тезелунец жемьурият икътисадына зур узгэрешлэр хасил итуе белэн бергэ, тагын да эьэмиятлерэк процессны барлыкка китеруе, ягъни мецнэрчэ татар крестьяннары тормышында кискен борылыш ясавы курсэтелэ. Нефть белэн
бэйле узгэрешлэр бу эсэрдэ, элбэттэ, уз чоры рухында, ягъни бары уцай яктан гына бэялэнэ. "Кара алтын"ныц жиргэ ьэм аныц кешелэренэ китергэн табигый-рухи зыяны ул вакытта эле чагылдырыла алмады", (Т.Э.Т., 6-т., 2001, 15) - ди.
Драматург Т.Мицнуллин исэ язучыньщ идеологии кысалар эчендэ генэ язуына тагын да ныграк басым ясый. "Утыз жиденче елньщ кара кулэгэсе ил естендэ еркетеп йври. Сталин узе улсэ дэ, ерэге яши. Двньяга хак сузне эйтергэ тиешле иж;ат кешелэре идеологик кысаларга кысып кертелгэн.
Талантлы язучыларыбыз бэргэлэнэ. Кубесе яраклаша. Шэхес юкка чыга. Бертвсле уйламасалар да, бертвсле язучылар кубэя, матбугатны бертвсле эсэрлэр басып китэ.
Энэ шул еркетелгэн язучыларньщ бертвсле ^сэр язуы сиксэненче еллар ахырына хэтле диярлек дэвам итте. Хрущевньщ шэхес культын тэнкыйтьлэве бераз вакытка теннекне ачса да, жанга сецгэн курку хисе барыбер бетмэде.
Ходай тарафыннан сэлэтле итеп яратылган Гариф Ахуновньщ ижатында да сизелде ул еркетелгэнлек. Эйтергэ телэгэнен эйтэ алмыйча азапланды. Оста кул белэн язылган романы - "Хэзинэ"сендэ жирне талауга корылган дэулэт сэясэте, шуньщ аркасында килеп чыккан рекордлар тудырган бэхетсезлэр аерым бер шэхеснец кылган гамэле генэ итеп сурэтлэнде. Авторнын, халык тормышын, гореф-гадэтлэрен яхшы белуе генэ романньщ гомерен озынайтты" (Мицнуллин, 2001, №39, 3) дип яза ул эдип турындагы истэлеклэрендэ.
Ф.Бэшир дэ Т.Мицнуллин фикерлэренэ кушылып, "Хэзинэ" романына "Нефть ьэм кеше" менэсэбэтенэ генэ басым ясау ьэм "Табигать - Нефть - Кеше" бэйлэнешен игьтибардан читтэ калдыру - нефтьчелэр турында язылган романнарны, йомшак кына эйткэндэ, бик тэ берьяклылыкка алып килде" (Бэшир, 2001,40) дигэн бэяне бирэ.
Дилогиянец икенче кисэге булган "Хуждлар" романы эдэби эшлэнешендэге тегэлсезлеклэр аркасында берникадэр тэнкыйтькэ очрады. Х.Сэрьян (Сэрьян, 1972, 53), Х.Хэйри (Хэйри, 1979, 122), Р.Мостафин (Мостафин, 1979, 125),
Ф.Хесни (Хесни, 1969, № 6, 134) теп конфликтны^ кечсез булуын, тирэнлек житмэвен курсэттелэр.
"Чиклэвек теше", "Ардуан батыр" эсэрлэренэ дэ караш бертерлерэк булды. Бу эсэрлэргэ дэ заманында уцай яктан гына бэя бирелде.
Шул еллардагыча ярым демократик узгэрешлэр нэтижэсендэ Г.Ахунов та ф ачылып китэ: ижтимагый-мэдэни тормышта суз, фикер иреге ачылган чорда "Идел
кызы" романын яза. Аньщ теп герое Габбас мулла тэнкыйть тарафыннан, язучыньщ зур иэцат уцышы буларак бэялэнде. Эдэбият белгечлэре, тэнкыйтьчелэр ьэм галимнэр, аерым алганда, Ф.Мицнуллин, Р.Мехэммэдиев, Ф.Галимуллин Э.Сэхапов, Т.Галиуллин "кгбатланмас герой" дип атыйлар.
Ф.Мицнуллин романны шул чорда язылган тарихи-революцион эсэрлэр -А.Расихныц "Ямашев", Г.Эпсэлэмовныц "Кук кукрэу", М.Эмир, Ф.Хесни, Г.Журавлев, В.Нуруллин, М.Маликова белэн бер яссьшыкта ейрэнеп, "Идел кызы"ныц алар арасында вакыйгаларныц масштаблы булуы, кутэрелгэн мэсьэлэлэрнен, житдилеге ьэм меьимлеге, хара^ерларньщ тирэнлеге белэн аерьшып торуын курсэтэ (Мицнуллин, 1984, 41).
Р.Мехэммэдиев Габбас мулланы Г.Ахуновньщ "зур табышы, ижат осталыгы ьэм кыюлыгы" дип бэяли. "Эдэбиятыбызда моцарчы тискэре тип буларак кына тасвир ителгэн муллалардан социаль чыгышы, тормыш рэвеше, яшэу принциплары ьэм рухи-эхлакый деньясы белэн дэ нык аерылып тора бу образ", -дип яза (Мехэммэдиев, 1983, 121).
Ф.Мусин язучыньщ 20-30нчы еллар тормышын сурэтлэугэ яцачарак килуен ассызыклый. Бу исэ язучыньщ "узгэртеп кору чоры талэплэрен, ничектер, алданрак сиземлэве хакында сейли," - ди. Элеге киеренке чорга автор карашыныц кицэюен, аны бетен катлаулыгында курсэтергэ омтьшуын эйтэ (Мусин, 1989,147).
Ф.Галимуллин роман геройларына характеристика биреп, эсэрнен; сэнгатьчэ эшлэнешенэ туктала, автор тарафыннан уйлап бетерелмэгэн яки игътибарсызлык сэбэпле жибэрелгэн тегэлсезлеклэрне курсэтэ (Галимуллин, 1995, 119).
Романньщ теп героен Э.Сэхапов Г.Исхакый эсэрлэрендэге геройлар белэн чагыштырып, аларньщ охшаш булуын ассызыклый (Сэхапов, 1997, 245). Дерестэн дэ, образларда аваздашлык бар, тик Г.Ахуновньщ Г.Исхакый эсэрлэре белэн ул чакта ук таныш булуы, аларяы ейрэнеп, шулар урнэгендэ язуы бэхэсле.
Ф.Ганиева исэ, Г.Ахунов - халык тормышы катламнарын ейрэнудэ М.Галэу традициялэрен дэвам иттеруче, устеруче, дигэн фикерне алга чыгара (Ганиева, 1990, 64).
М.Дэлэлиева романдагы эдэби вакыт ьэм пространство бэйлэнешлэрен кузэтэ. Эсэрдэ вакыт чигенешлэренец куп булмавын, теп герой ьэм икенче пландагы образларныц устерелештэ сурэтлэнуе бары Габбас мулланыц балалык чорын ьэм крестьян тормышына бэйлэнешле эпизодларньщ гына уткэн вакыт эчендэ курсэтелуен искэртэ (Жрлэлиева, 2001, 117).
Куренекле тел галимкэре - Ф.Сафиуллина (Сафиуллина, 1993, 192-222),
i
И.Бэшировалар (Бэширова, 1976, 142-163) Г.Ахунов эсэрлэренен; тел-стиль узенчэлеклэренэ тукталалар.
З.Хеснияр да "Идел кызы" романыныц теленэ кузэту ясый. "Идел кызы"ньщ телен мин, нигэдер, бик зур елга белэн чагыштырасым килде. Ямь-яшел хэтфэ болыннарны урталай булеп аккан кемеш сулы, текэ ярлы, мэцге саекмас кин; елга. Уз юлы белэн тыныч кына салмак кына ara да ara ул. Аны беркем дэ, бернинди кеч тэ шул узеннэн кире бора, юлына киртэ була алмый, ьэм ул уз тизлеген арттыра, ашыктыра, кызулата да алмый. Ике як ярны тутырып ara, кара-кучкыл сыртлы дулкыннарын биетэ-биетэ, борылмаларында ап-ак кубеклэрен уйната-уйната, рэхэтлэнеп, ж;эелеп ara.
Романньщ геройлары беркайчан да тар кэир сукмагыннан атламыйлар. Ьэр эпизодта сюжет сызыгы яки геройларныц гамэл-шегыльлэре мец терле естэмэ эдэби тел чаралары белэн, ярдэмче куренешлэрне матур итеп сурэтлэулэр аша курсэтелэ", - ди ул (Хеснияр, 1999, 23/II).
Теоретик-методологик нигез.
Хезмэтнец методологик нигезе итеп тарихилык принцибы, тарихи, эдэби барышка бэйле чагыштырма-тарихи караш алынды.
Хезмэттэ эдэби текстларга структур, тарихи-функциональ системалы анализ биру куздэ тотыла. Диссертацияне язу барышында методик яктан эдэбият тарихын 0 шушы юнэлештэ ейрэнулэрне нигезлэгэн, камиллэштергэн галимнэрдэн М.Бахтин
(Бахтин, 1986, 386), А.Бушмин (Бушмин, 1969, 20), Ю.Борев (Борев, 2001, 624), Ю.Лотман (Лотман, 1994, 556), А.Есин (Есин, 1999, 248), Е.Мелетинский (Мелетинский, 1994, 185), Й.Нигъматуллина (Нигъматуллина, 1997, 190), А.Ахмадуллин (Ахмадуллин, 2002, 239), Ф.Хатипов (Хатипов, 1981, 296), Т.Галиуллин (Галиуллин, 1977, 262), Ф.Галимуллин (Галимуллин, 1995, 200), Ф.Мусин (Мусин, 1989, 256), Н.Юзиев (Юзиев, 1978, 192), Ф.Мицнуллин (Мицнуллин, 1984, 272), Х.Мицнегулов (Мицнегулов, 1999, 336), Д.Заьидуллина Заьидуллина, 2000,271) ь.б. хезмэтлэре фэнни нигез итеп алынды.
Диссертациянен максаты.
Хезмэтнец максаты - эсэрлэргэ структур-анализ, идея-эстетик узенчэлеклэр ноктасыннан бэя биру аша Г.Ахунов ижатыныц усеш этапларын, ижади сыйфатларын, эдэб�