автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему: Пруссы в эпоху раннего средневековья
Полный текст автореферата диссертации по теме "Пруссы в эпоху раннего средневековья"
П г а -ро
р,6 Ом
^РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Институт археологии
На правах рукописи
КУЛАКОВ Владимир Иванович
ПРУССЫ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Исторические науки 07.00.06. - археология
Автореферат . диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук
МОСКВА-1994
Работа выполнена в Отделе славяно-русской археологии -Института археологии РАН . -
- Официальные оппоненты: доктор исторических, наук .Михельбертас М.М. доктор исторических наук Носов E.H.. ' : доктор исторических наук Седов В.В.
Ведущая организация-Государственный Исторический музей
Защита состоится"^ " . 'tW\Я ' 1994 г., .
в */Ц часов на заседании специализированного совета Д002.18.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Институте археологии РАНг. Москва, 117036, ул.Дм. Ульянова, 19, 4 этаж, конференц-зал
С диссертацией можно ознакомиться в библиотека Института археологии РАН
Автореферат разослан " 31*." МДР<Т7Я 19Э4 г.
Ученый секретарь специализированного ...
совета • • Сергеева Э.М.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования состоит прежде всего в том, что ареал раннеере-ереднезеховых пруссов, населявших западную окраину балтского мира, в археологическом отношении является наименее изученной частью Балтийского региона. Несмотря на то, что изучение прусской археологии ведется уже третье столетие, до настоящего времени ие су-ществлвало обобщающей работы по истории пруссов доорденс-кого времени. Более того, данный период истории этого племени минимально изучен и современной медиевистикой.
Цели и задачи исследования
1. Создание цельного представления о прусской хронологии раннего средневековья с опорой на созданную к настоящему времени типологию археологического материала.
2. Поиски места культуры пруссов среди древностей остальных западных балтов, определение критериев сходства и различия между их отдельными культурами, выявление окончательных границ племенных ареалов на западных рубежах балтского мира.
3. Сведение воедино всех разрозненных данных о формах хозяйственно-экономической деятельности пруссов У-ХШ вв.
4. Воссоздание в максимально возможном для современного этапа исследования объеме явлений истории пруссов, сравнение их с процессами, синхронно протекавшими в обществах соседних племен.
Источники исследования
Основу диссертации составили результата археологических изысканий, проведенных автором в Калининградской области с 1974 по 1992 гг. Непосредственное изучение древностей пруссов позволило адекватно использовать в работе считавшиеся ранее полностью утраченными архивные дан-, ные,содержавшие данные представителей старой археологической околы Пруссии. Кроме того, в полном объеме привлечены
данные письменных источников, значительная часть которых ■ ранее в изучении прусской ; археологии не использовалась. Определенную роль в воссоздании исторических событий.в земле пруссов сыграли малоизвестные материалы местной эт- . лографии и топонимии. Наконец, серьезное значение при разработке темы имело знакомство с публикациями и архивными, данными, . аккумулировавшими результаты -послевоенной дея- . тельности литовских, польских, немецких коллег, и калиииг-радских краеведов..
• Научная новизна работы
1. Впервые дана сводная,; основанная на результатах . новейших полевых исследований;характеристика культуры ран-несредневековых пруссов. Материал могильниковпозволил ' создать исчерпывадачее предсп'авление^ о, всем объеме инвента-. ря данной культуры, выявить различные варианты наборов веной мужчин и женщин, реконструироватьубранство представи-/*; телей различных слоев прусского общества. Приемы домостроительства и черты хозяйства пруссов показалиданные исследований местных поселений.;
2-Установлены как 'присущие всем западным балтам черты прусской культуры, ;.та^ и ее^; сугубо индивидуальные признаки. Эти аспекты, а также выявленное в ходе работы над "Сводом памятников истории и культуры Калининградской обл.11 размещение .памятников прусской археологии в пределах ' . плененной территории позволили выявить ее подлинные размеры и очертания.
3. Новым в исторической науке является опыт моделировки хода исторического процесса на земле раннесредневе- . ковых пруссов.' Данная ¡работа стала возможной при совместном .анализе ранее не использовавшихся данных этнографии, лингвистики, . топонимии и добытой заново археологической
. информации. *У/.- У]. -
4. В диссертации икаче, чем в предыдущих исследованиях по археологии пруссов, показаны характерные , черты их материальной культуры./ Своей, неординарность» и самобыт- ■ ностыо она, обяэайа не постоянному влияние соседних этносов, как считали ранее многие исследователи, а особенное-
• тяки своего развития. Не в последнюю очередь это связано с вхождением'в прусский ареал крупнейшей в мире янтарной провинции, расположением здесь скрещения транзитных путей торговли и межэтничных общений на Балтике.
5. Работа впервые вводит в научный оборот не только данные послевоенных исследований, проведенных в Калининградской обл. Балтийской экспедицией ИА РАН, но и долго
- считавшиеся безвозвратно утраченными архивные и музейные материалы, на протяжении долгих десятилетий находившиеся в : забвении- Немалую роль сыграло обнаружение остатков экспозиции; -и археологических описей Музея "Пруссия"( северний флигель замка в Кенигсберге ) и копий полевой документации ; старых раскопок из музея в замке Лохштедт. -
6. В целом работа впервые раскрывает перед специалистами общую панораму развития культуры и дописьменной
' истории земли пруссов-последнего "белого пятна" на истори-■■ ческой карте Европейского континента.
Апробация работы Основные положения диссертации изложены в публикациях, а также в выступлениях автора на заседаниях Отдела славяно-русской археологии ИА РАН, Сектора древнейших государств Института российской истории РАН, Отдела лингвис-. тической.типологии Института славяноведения и балканистики РАН, на V Международном конгрессе славянской археологииб на конференциях по изучению истории, экономики, языка и литературы скандинавских стран и Финляндии, конференциях "Этногенез и этническая история балтов" и на прочих науч-4 ных симпозиумах в стране и за рубежем.
Структура работы Диссертация состоит из десяти глав ( I - X ), пред-варающихся "Введением". В конец работы вынесен список использованных литературных и архивных данных, перечень сок' ращений, текстовые дополнительные сюжеты { приложения 1 -3 ) и альбом иллюстраций (181 таблица, карта и рисунок ) . с развернутым списком соответствующих подписей.
■ . содержание: диссертации у ■ .. -
•* ,■ . '.. . Введение ■■;■'. '■.', V '"•'••.'•■''•''
Пруссы, населявшие эенли к востоку от Йислы, .давно : известны европейским историкам. ' Уже с IX в..упоминавшиеся у скандинавскими .хронистами, они с нач. XIII в. привлекают к себе пристальное вникание .авторов папских булл и орденских документов;, Е эпоху позднего средневековья и в новое время многие европейские ученыа посвящали свои груды .описанию ; -сохранившихся к тому, времени реликтов прусской этнографии и фольклора. , . ,
. За последние столетия о пруссах была собрана обширная историческая л археологическая информация. Тем не ме- ,' ; нее до сих пор этот . народ, . оставивший заметный" след в ев-", ропейской истории, остается на континенте наименее изучен-" ным. Во многом это'связано со. сложной исторической судьбой • земли пруссов,- дважды за последнее.тысячелетие претерпевшей кардииаяънке этчо-культурные перенены, Б сер. XX в. .' , процесс научного воссоздания истории , доорденской Пруссии бил прерван. В диссертации представлены результаты исслед- . ованнй, продолжающих этот процесс; ,
Глава X. Историография и источники I. 1. Историография раннесре'дневековы.х пруссов
В эпоху Возрождения Ян Малецкий и Матей Стрыйковс-кий посвятили свои работы в основном сохранившимся к тону времени реликтам прусского язычества. В кон. XVI-XVII вв. бубликуются работы сводного характера, описывающие события доорденского прошлого Пруссии. Во многом опираясь на "Прусскую хронику" Симона Грунау ( 1526 г.), они передавали данные местного фольклора.
Эпоха Просвещения ознаменована в Пруссии первыми раскспками, . результаты которых были опубликованы ужо в нач.' XVIII в.Пальма • первенства в балтийской археологии принадлежит исследователям древностей пруссов.
В нач. XIX в. военный топограф Иоганн Иихаель Гизе. в ходе составления Генеральной карты Пруссии изучил ок. 300 древних городищ. Его данные в виде дневниковых записей и зарисовок неоднократно использовались археологами последующих лет.
1844 г. является годом основания Общества по изучению древностей "Пруссия". Первыми к регулярным раскопкам приступили члены общества Г.Берендт, К. Штади, Г. Буяк. Вторая пол. XIX в. ознаменована развертыванием широкого фронта работ на могильниках Санбии ( центр прусского ареала ). Накопленный обширный материал для издания Отто Тиш-лерон сводной материал позволил в 1880 г. О. Тишлеру создать хронологическую шкалу западнобалтских древностей с I в. до н.э. по V в. н.э. Данная шкала, была продлена в 1897 Г. А. Бецценбергером и уточнена Г. Кемке.
Начальный период-развития профессионального изучения прусской археологии завершают работы Э. Холлака, посвященные картированию памятников дописьменной поры и анализу погребального обряда древнего населения провинции Восточная Пруссия. Данные труды.имели этапный характер, одной из их положительных черт является признание высокой степени самобытности местных древностей до XIII в.
В первом десятилетии XX в. стабилизируется методика полевых исследований. Памятники раскапываются большими
л*:- - 8 -
площадями; в публикациях А. ' Бецценберг.ера, Р, Дорра, В. Герте находки представлены в соответствующих комплексах.
Добытые в первой пол» XX в .• археологические материалы стали базой для исторических, обобщенийи моделировок различных 'эпох. прусской истории.'. Частично.признавая идею ■ Э. Холлака о самобытности прусской культуры, ведущие археологи предвоенной Пруссии уделяли повышенное внимание поискам следов влияния на пруссов с запада.Несмотря ка дос- ;. таточно высокий уровень развития полевой методики и аналитических Принципов;в прусской. археологии ее данные . так и . не нашли должного места'в капитальных Трудах по истории края.. Изданная, перед самой войной книга К, Энгеля и В. Ла Бона, претендовавшая на освещение доисторического прошлого.; населения земли пруссов, по сути дела являлась популярным очерком материальной культуры провинции Восточная Пруссия.
Самым крупным . 'достижением ; предвоенной археологии .".; изучаемой территории является проведенная Г. Кроме и о. Клееканнон грандиозная работа по фиксации всех укрепленных поселений пруссов и их соседей. V ■ '
После второй, мировой, войны в северной Части бывш. Восточной Пру'ссин археологические изыскания вели советские' '. специалисты, в южной - польские коллеги. На территории образованной в 'составе РСФСР Калининградской обл. в 1947-1959 гг. с перерывами вела работы Ф.Д. -Гуревич,. обс-ледоцавшая 24 памятника археологии. Городища Грачонка, Логвиново-1 и могильник Моховое были подвергнуты частичным " ; раскопкам; В своей, итоговой работе ( 1960 г. ) автор поста-■ вила вопрос о возможности выделения на основе археологических данных ареалов' отдельных племенных объединений западных балтов. . ''•' ; ■.' .'■..' - ■ ■ ■;
Вопросы общественного устройства и : политические структуры пруссов , привлекли внимание ученых России еще в кенце войны. Правда, .археологические данные "на уровне обобщающей монографии В. Герте ( 1929 г.) привлекались-/ лишь п.И. Кушнерои. '•'.•"' .
Особое место в прусской историографии советского периода занимают монографии Владимира Терентьевича Пашуто, создав- ' вего глубоко фундированную, концепцию развития прусского :
обществе. По его я не тт. к ШГ око находилось на лоро-. г в создания государства. В настоящее время традиции работ В. Т. Пашуто развивает В.В. Иатузова, сосредоточивиая свое внимание на.раияей историк Тевтонского Ордена в Пруссии.
С 1974 г; раинесредневеховые древности Калининградской обл. изучается автором этих строк.' X настоящему времени проведены раскопки пяти могялышков и пяти поселе-' вйй. В 1976-1978 гг. были обработаны остатки обнаруженных ; -в 1967 г.описей нуэея "Пруссия" к реставрирована часть его -^коллекций. Все эти материалы поступили в научный оборот.
Во многой реяаоцур роль в написании предлагаемой работы • сыграли проводившиеся Балтийской экспедицией ИА РАН разведочные работы, охватившие 325 памятников различных эпох..
•'.-'• Основной объем работ польских археологов реализо-
. вался на прусских поселениях эпохи раннего средневековья. К. Хафтха и Р. Одой провели долговременные раскопки городищ иа юго-восточной берегу Вислинсхого залива. С 1982 г. .г'- дружинный центр \1III-IX вв. Трусо исследуется у пос. янув ' Поморски'и.: Ягоджиньсхим. На погребальных памятниках проводили раскопки Н. Петжах и В. Новаковский.
" Накопленный за _ последние полтора века развития, прусской археологии материал позволил Ежи Окуличу издать своднуо работу, в которой высхазызается мнение о становлении границ ареалов западнобалтеких племен еце в V в. н.э. Эту лини» исследования продолжили литовские археологи А. Таутавичюс, В. Хулкус и В- Вименас. создавшие законченную . племенную карту западной части балтекого мира.
Этапной для средневековой археологии балтов является выведшая в свет в 198? г. книга В. В. Седова "»инно-уг-ры и бал ты в эпоху средневековья1*. Она является итогом ■- многолетних исследований древностей Балтии. Автор справедливо указывает на неизученные к настоящему времени аспекты - материальной культуры региона-, отмечает необходимость раз* работки археологических критериев :для отдельных частей ;-плененных ареалов. '■
' в завершение историографического обзора приводятся. .V существующие к настоящему времени имения исследователей о Тенденциях исторического процесса в>ападнобалтскок .сред-
невековье. Финал эпохи ^римского влияния для пруссов сот*: даеТ, ПО мнение К. Годлевского, с двумя ВОЛНАМИ ( -ОК. 450-550 гг. и после 550 г.) миграции к устья Вислы. С зто~ го времени по XXII в., как утверждал Е. Охулич, границы
западнобалтских; племенных ареалов оставались стабильными. Черты феодализма в поселенческой структур прусского общества Я. Поверский находит в X в. , а Н. Гимбутас и Р, Одой - даже в 1Х в. В.Т. Пашуто считал . чго в вдккикстра-тивном отношении Пруссия* XIII в. представляла собой модель перехода к предгосударствениой ступени развития, дофеодальные структуры превращались в раннвгосударстмнкы* институты. ■ . ; -' -.
Однако единого представления о прусской исторнив эпоху раннего средневековья так и не сложилось. Состояние изученности древностей пруссов, как справедливо показал в своей работе В.В. Седов, до последнего времени не предоставляло серьезных перспектив длявоейоэдания местнойдоор-денской истории. '•/ /;.' ■ ' ' . . .
Результаты работ Балтийской экспедиции 1 ИА МН за два десятилетия исследований в Калининградской обл., восстановление части архивов и коллекций Музея "Пруссия" и других собраний резко увеличили объём павих знаний ©культуре и истории населения западных рубежей балтехого кира. В 1990 г. автором, диссертации била издана монография "Древности пруссов VI-XIII вв,",. включиваая « научный оборот максилум известного к настоящему времени материала по прусской археологии, что дало возможность написания предлагаемой работы. . .V '.' •'" ' •.. ■. •'•.';, 1 - :
Используя результаты археологических исследований за весь период изучения древностейпруссов, можно'провести опыт по воссоздании-основных этапов местной истории У-Х111 вв. Нуждаются в освещении проблемы социальной градации прусского общества, развития в его рамках хозяйственных отношений. Основой для этой работы должны стать поиски соответствующих археологических реалий, определение их места в хронологической шкале прусской истории.
• 1.2.-Источники Письменные свидетельства о пруссах привлекаются в' работе прежде всего в рамках их соответствия археологическим реалиям. Подробный источниковедческий анализ этих данных требует в будущем совместных . усилий историков,* лингвистов и языковедов.
- Впервые пруссы упомянуты в сер.IX Географом Баварс-- хии. : Около 930 г. "-область пруссов" отмечена в "Дагоие
Вдекс". При всем стремлении европейских авторов полнее познакомить своих читателей с образом жизни обитателей ян. тарного берега языковый и культурный барьеры этому часто - препятствовали. Сложности контактов . между христианами и пруссами увеличились' после гибели на Самбии в 997 г. миссионера Св. Войцеха-Адальберта. Тен не менее Вульфстан (до 893 г.), Адам Бреяенский ( 1073 г.). Галл Аноним { до 1117 .-- г.) -оставили ценные сведения о различных сторонах жизни пруссов. - ."'-".-'-
- Начавшееся в XIII в. продвижение Тевтонского ордена на восток Балтии вызвало к жизни новые виды письменных
.свидетельств а пруссах - папские буллы, орденские хроники, актовый материалом. Важнейшими среди этих текстов
.является . Кирипсрсхий договор .1249 г. и "Хроника земли прусской" Петра фон Дусбург ( 1326 г.), глубоко" исследованные в трудах В.Т. Паиуто и В.Н. Матузовой. .
Группу mctovhhkobXIV-XVII вв. составляют свиде-' тельства очевидцев жизни пруссов под орденской и княжеской власть». Сода относятся ""Польская хроника" Винцента Кадлу-бежа, "Прусская хроника" Симона Грунау, "Хроама Великих магистров" Карфша Нуриниуса и труди их последователей. Даиямв источники содержат информацию о реликтах местного фольклора, воссоздащнх духовный мир пруссон-язычняжов. Ввиду, отсутствия к настоящему времени углубленного специального анализа-этих текстов их данные привлекаются в ра-,боте минимально. .
■ ■i-l' r^iz - Данные археологии
■ Кежду 1725 и 1944 гг. я Пруссии бил накоплен значительный массив данных о местных древностях. Немалое место
мяши в нея р&ниесраднввеховыЯ катариал. Для археологов . Восточной Европы знакомство о ним было затруднено ввиду гибели в крица воЯиы основной части кузвйкхх и архивных
! Опузи^х измениласьза последние десятилетня. в хо— . да : работ БадтиасхоД экспедиции ИА РАН был иахоплан об*ир- -яыВ фактический наторим. Кяастоящеиу времени: мшено о уверенности» предполагать, что в Калининградской обл. к эпоха раннего средневековья относятся 332 памятник« археологии. Среди них - 194 поселения, 123 могильника м-16 оборонительных валов. Принадлежность всех данных объектов непосредственно к прусской культуре не всегда ясна. В ряд* - случаев они. могли быть оставлены соседним« эападнобалтехн-ки плененаки иди созданы под орденским влиянием. Хроме того, некоторые памятник*» уничтожены или серьезно поврежде-ни. Ввиду- этого в диссертации изучается лишь часть упок*- ■•■■ нутого массива, убедительно относивал к прусской культуре У-ХШ вв. Сюда относятся 100 поселений { 11- на польской территории ), 60 могильников ( 16-напольскойтерритории }.
Глава II. Пруссы среди эападнобаЛтских плекен 11.1. основные признаки древностей пруссов Западную окраину балтекого лира ибждуречье Ногаты и Немана - в У-ХХХ1 вв.. населяли пленена, в письменных источниках известные под именами эстмев-пруссов, скальвов. лаиатов и судннов-ятвягов. Западно- - .
балтекая культура первой пол.; I тыслег.и.4»., включавшая в свой состав все упокинаввиеся выше пленена, характеризует-■ ся преобладанием крекированных на стороне останков,.погребавшихся в грунтовых ногилах под каменными кладками. Кости помещались в керамической урне или в во вместилищах иэ органических материалов. Начавшаяся уже в I в. н.э. внутрек- -- няя территориальная градация этой культуры связана с процессом плененной консолидации.
На исследуемой территории самой западной по занина- -емому ареалу является группировка пруссов. Отличительной чертой их непосредстгвнннх предшественников - эстиев - является урновое трупосожжение с расположенным западнее за-
■"■•'.'•':'. ' -"13, -V .
хороненион коня. С сер. V в. его место занимает могила с ' рассеянными среди остатков погребального костра кальцинированными костями. Нижа помещался целый или фрагментиро-ванный костяк коня. Эти признаки стали ведущими для древностей лруссов практически ка всем протяжении периода раннего средневековья. С остальными западнобалтскими племенами их роднили традиции конских захоронений, общность в составе набора и деталях инвентаря. Как ну большинства западных балтов, в XII в. кремированные погребения у пруссов сменяются ингумациями. , В пределах всего западнобалт-ского региона исследователи отмечали общие традиции в фортификации городищ и в приемах домостроительства.
II.2. Географические границы и характеристика ареала пруссов '
: Впервые 11 "прусских земель" упоминаются в "Хронике земли прусской" Петра фо>н Дусбург, обозначая театр военных действий Ордена в юго-восточной Балтии. Симон Грунау в 1526 г. сообщает в "Прусской хронике" сведения о разделе земли пруссов на 12 частей по числу сыновей легендарного вождя Видевута. Непосредственная связь их имен с названиями "земель", упомянутыми Петром фон Дусбург и частично имеющими книжное происхождение, характеризует этимологический характер данной традиции,
• В археологической литературе существуют- дво концепции определения прусского ареала. Первая, излагавшаяся не-• мецкими археологами первой пол. XX в. и поддержанная позднее , B.C. Суворовым, вслед за Петром фон Дусбург считала все население позднейшей Восточной Пруссии, унаследовавшей захваченные Орденом западнобалтские земли, потомками прус. сов. Работами современных археологов ( прежде всего - А.Таутавичюса ) доказано, что часть упомянутой выше терри-■ тории в эпоху раннего средневековья принадлежала племенам схальвов, ламагов и ятвягов, родственных, но не тождественных пруссам.
Древности эстиев, потомками которых являлось прусс-„ . кое население полуострова Самбия ( сембы ), появляются здесь и на прилегающих землях в I-II вв н.э., сходя.в за-
паднобалтскую культуруЦентробежные процессы плененного, образования в цветной среде к нач. VI в. разрушают эту > культуру, отдельные пленена обретают локальные ареалы ужо в сор. I тыслет. н.э. ■ - '."•.' . ■ ' ■ ..
Ареал пруссов к рубежу 1-11 тыслет. н.э. в соответствии с материалом' могильников с типичными прежде всего '.' для Самбии двухъярусными могилами охватывает, кроне этого . полуострова, южное и восточное побережье Вислинского залива. Прусский ареал тем самым соответствует упоминаемым в письменных источниках "Вигландун{ Вульфстан,) и "Самланду" ( Адам Бременский,). Только во второй пол. XI в., как 'показывает распространение. находок кечей типа Т II ( по Я. . Петерсену ) с рукоятями самбийского происхождения, пруссы выходят к нижнену течению Лавы { позднейшая земля Натан- . • . гия ). К нач. XII в. пруссы совершает, судя по письменным -'''•'■ источникам, походы в низовья Вислы и вверх по. течению Пре-голи. Цель походов: - поиск данников и пахотных земель. '-
Картирование памятников археологии, с уверенностью трактуемых как прусское, не позволяет говорить о сплошном-заселении пруссаки всех "прусских земель" даже в XIII в. Палеокликатическне и топонимические исследования устанавливают факт достаточно жесткой градации и-обособления этих •;•-. "земель" еще в XIV в.' ■
Ареалы пруссов,, скальвое, ламагов и ятвягов, обоз- : наченные Петром фон Дусбург как "прусские зекли", не были . заселены в раннем средневековье.единым этносом. Их жителей . объединяли общие этно-яэыкопые корни происхождения. -
11.3. Племенные территории соседствовавших с пруссами в У-Х111 вв. западнобалтеких племен • . : Новейшие работы В. Шименаса на могильниках Видгиряй и Ша-рейклаукис{ нижнее течение Немана ) открыли трупоположе- , ния скальвов У-У1 вв.' н.э. По составу .и облику инвентаря ' : . эти древности близки как хругу дунайских находок гуннского' времени, так и материалу Санбии начального этапа прусской культуры. Более поздним периодам истории скальвоа соот- , ветствуют находки на логильнике Ржевское ( левый берег Немана ), Со второй пол. X в. здесь.господствует трупосожже-
. ние. Кости помечались в могилу в деревянных ящиках и сопровождались ритуально поврежденным оружием. Этнически определяющими для скальвов VIII-IX вв. являются булавки с ромбическим навершием, позднее - плоские в сечении браслеты с поперечными прорезями у концов. Северо-восточная часть ареала скальвов занимала холмистый правый берег Немана, юго-западная, меньшая часть - левый, высокий берег реки.
- Основной массив информации о древностях ламатов известен по материалам могильника Вешеай { устье Немана ). С первых ваков н.э. по X в. здесь господствовали трупополо-жения в деревянных гробах, ориентированные ииротно. в X-XII вв. они сменяются производившимися на стороне трупо-сожженияий. Этнически определяющими для ламатов находками . являются до X в. браслеты с дисковидными и маковидными на- вершиями, позднее - браслеты с треугольным сечением. Ввиду значительной степени близости местного инвентаря и обряда традициям куршей некоторые исследователи не вычленяют ареал ламатов из территории куршей.
Этнографическими признаками судинов в сер. I тыс-лет. н.э. являются каменно-земляные насыпи над трупополо-женияки, лепные сосуды с огрубленной внешней поверхностью и пальцевыми защипани. С VII по XI вв. в восточной части Мазурского Поозерья и далее на восток их древности пока не известны."" Вновь каменно-земляные курганы, перекрывавшие уже ■трупосожжения, появляются здесь в XI-XII вв., соответствуя летописным ятвягам. Их ареал охватывает Бостонные Мазуры, юго-западную Литву ( Сувалхия ) и часть нынешней Гродненской области Беларуси.
. В западной части Мазурского Поозёрья в I в. до н.э. .,.;-'. - нач. V в; н.э. существовала богачевская культура. Ее носители - часть западных балтов, с которой можно сопоставить упомянутых Птолемеем "галиндов" - в это время по ма-, : термальной культуре были близки зстиям Самбни. Жители Поозерья в ото время испытывали иощноё влияние вельбарской культуры. К кон. V в. эападномазурский ареал был занят эс-. тияни. В ходе развития местной.культуры ок. сер. VI в. сюда проникает часть населения Среднего Подунавья. Это вызы-
вает к жизни мазурскую ^культурную группу, характеризующуюся прежде всего трупосожжениями а урнах с отверстиями.;;-. ;;";'.
Глава III.. Типология и хронология ранносредневсковой , ;V-прусской культуры . .. ^V/ .;; ■
Современное состояние материала позволяет Предпри- • * нять хронологические изыскания, опираясь на комплексное: изучение погребальных объектов, как наиболее репрезента- > тивных в массиве прусских древностей. • V:..'\ ';'■
К настоящему времени имеется информация о 1693 nor- .. ребениях сер. V - нач. XIV вв.раскопанных на 60 грунто- . вых могильниках земли пруссов. Местный обряд эпохи раннего . -.Ч ' средневековья можно .представить следующим образом. . : '
Тип 1. Кремация £ производивоаяся в основном на стороне ) в округлых в плане яках, ориентированных по линии северо-запад- - юго-восток. Подтип 1.1 - захоронение в сосудах крупных размеров' { урна типа Grebieten ) под. каменной кладкой. Подтип 1.2 - кости в яке сгруппированы (в следствие своего нахождения so вместилищах из органических . ■ -материалов )/не]редко перекрыты' каменными Кладками. Подтип г . 2.1 - кости рассеяны^среди.остатков погребального костра. Для двух последних подтипов обряда характерным является помещение в могилу с кальцинированными костями одного или *■; /■ нескольких сосудов, в которых кости переносились с костра к могиле ("временные урны"). Кремации обоих типов в периодах Си О ( по О. Тишлеру ) сопровождались с запада захоронениями коней головами на юг( прозднее - у дна общей с кремацией могилы ). Постепенная смена иа могильниках ритуала одного подтипа другим похазывает их хронологический ^ характер. В результате появился обряд подтипа 2.2.. Он представляет собой помещение кальцинированных, костей в мо- ■ *■ гилу совокупно с сожженными костями коня и обожженным инвентарем . : ' ••
Могилы с ингумацией в основном повторяет ориентировку ям с кремацией, руки костяка перекрещены в области таза. Частое.ранее оружие в могилах сменяется большим ко- . личеством керамических сосудов. Остальной набор близок составу находок в могилах с обрядом подтипа 2.1.
. • ■ " '• ' '.'" " 17 -
Инвентарь могильников раннесредневековых пруссов.в рамках массовых серий находок типологиэируе'тся в основном на базе позиций, изложенных в монографии "Древности пруссов VI-XIII вв.Керамические сосуды по форме и орнаменту разделяются на семь типов, среди которых, типы 4-7 изготовлены на гончарном кругу и близки х традициям западнославянского керамического производства кон.: X - нач. XII вв. Оружие пруссов представлено однолеэвийными; ножами-мечами ( по В.Казакявичюсу ),"длинными" саксами ( по Б. Эрлиху ). Даулезвийные клинки в своей массе соответствуют типам Т II ( по Я. Петерсену ) и XV ( по А. Рутткаи ). Б рамках типологий двух последних исследований распределены и копья пруссов. Боевые топоры известны в, количестве 46 экз., их основная часть-относится к Х-Х11 вв, и соответствует типологии П. Паульсена. Украшения представлены прежде всего фибулами, для скрепления нижней и верхней одежды. Наиболее ранние формы данных "предметов для 367-450 гг. типоло-гизированы по схемам И.. Шульце и А. Битнер-Врублевской. Более поздние арбалетовидные фибулы в соответствии с формой спинки и ее деталей представлены в типах 1-4. Пластинчатые застежки пруссов: фибулы с тремя "лучами", - равноп-лечные, круглые и прочие типы. Подковообразные фибулы, традиционно относимые к НШ вв., разделяются по формз окончания дуги ( подтипы 1-6). Кольцевидные { шарнирные ) застежки восходят к фибулам "куршского типа". Пряжки, скреплявшие как пояса мужчин и женщин, так и представленные в конских оголовьях, в своих ранних формах анализируются по системе Р. МадиДа-Легутко ( группа Н ). Позднейший материал типологизирован по формам дужки и деталям язычка в пределах типов 1-6. В работе также рассматриваются прочно украшения и битовой инвентарь прсдставле.ч Среди конского снаряжения представлены шпоры, удила и стремена, накладки конского оголовья. В ряде случаев удалось реконструировать полную конструкцию снаряжения коней пруссов XI в.
Для окончательного выяснения абсолютной хронологии комплексов погребений прусской культуры взят материал могильников "Гора Великанов", Суворово, Ирзекапинис. Данные
'•/.'; - 18 -могильники Саибии,- раскопанные большими площадями, дают информацию о 750 погребениях 1У-Х1У вв.(70, 184 и 11®. . комплексов соответственно ) Для их анализа ранее типоло-- , гизированные детали обряда и инвентаря ( 125 позиций приз- • • иаков ), введены в единую базовую таблицу. Анализ хронологии могильников проводился в ¡ соответствий^-с методикой, предложенной в 1926 г. П.П. Ефииенхо. Для построения рядов погребений на основе общепризнанных хронологических раиох '; в них вяывлены предметы с устойчивой абсолютной датой, иии явились сосуды-льячки и "капеллированные" горшки, варианты; : ' фибул группы Альмгрен VI.2, пряжки группы Н и прочие типы и подтипы инвентаря ( всего - 26 позиций ), условно дати- ■■>■ руемые в ; рамках 175-1025 гг. При анализе учтена относи- Г; тельная хронология и принцип преемственности развития, г'.:,, предметов в пределах типологических рядов, расположение V конкретных могил на могильниках в рядах (.ряды на прусских . могильниках соответствовали различным поколения)* погребенных ). В результате для каждого иэ трех анализировавшихся. . • ; ' памятников получены хронологические колонки.
Составление итоговой хронологической таблицы и схе- . -. мы временных индикаторов прусской культуры завершило данную часть работы. Выяснилось, что в культуре.пруссов существовали три основных этапа развития. Они включают становление этой культуры на базе древностей эстиев ( 400-550 гг.),_поступательное развитие культуры (550-1050 гг.), изменение основных культурных признаков, ' вызванное, видимо, определенными историческими событияни ( 1050-1250 гг.).Общие черты прусской хронологии таковы: . Г '
V в. характерен доживаниемвозникиих ранее в эападно-балтской среде форм украшений ( арбалетовидиые фибулы упрощенной формы, круглые застежки с выступами). Пряжки с? , обоймицани гуннского круга древностей появляются здесь в ; сер. V в. . Также новацией являются пластинчатые фибулы с тремя "лучами" - показатель внедрения в Местную среду отдельных групп западных германцев. Этнические перемещения, зианеновавшие наряду с социальными сдвигами ( начало : прусской дружины ) в ?ер. V в. становление прусокой культуры, с ареала эстиев затронули и территорию нынешней Лит-
-; - - : ' ■ . . вы. С кон. V в. развитие форм, ранее присущих прусской . культуре,реализуется наиболее ярко на паиятниках мазурской группы ввиду миграции на Мазуры . части сембов. Здесь создается сложная культурно-этническая ситуация, связанная с перемещением сюда же части населения Среднего Подунавья.
.К сер.- '/'VII " в. в мазурской культурной групп« возни-кает вполне самостоятельные элементы материальной культуры - застежки, с горизонтальными расширениями на ножке, пряжки . . с прорезными обоймицами.и др.). Однако на рубеже VII-VIII , вв. существование этой группы резко прекращается, а означенный выше материал в массе; появляется на памятниках пруссов. К этому времени Ьни прочно осваивают земли по берегу Вислинского залива до устья Ногаты, становящиеся на некоторое время центром земли пруссов.- Феномен материальных новаций на памятниках этой территории можно объяснить . успешным для пруссов военным конфликтом с населением Ма-зур. ".•;,''••.;. ; ;' ' ' '
..'-... Данная кризисная ситуация в истории пруссов послу, ; жила резкой границей в ходе развития их материальной культуры. .. Вследствие стабилизации социальной обстановки в местном обществе археологический материал VIII в. выглядит " снивелированным. : Хронологическими показателями являются опирающиеся на тюркские прототипы стремена различных видов. -V^"" //■": '.■'" /:., ;* - В первой пол. ' IX в. роль .торгового центра вместо возникшего на рубеже VII-VIII вв. и к 60-м годам IX в. потерявшего свое значение Трусо начинает играть Кауп. Памятники его округи - севера Санбии - показывают отход местных воинов от старых традиций. Здесь появляется масса вещевых . новаций. , Среди них - подковообразные фибулы с гранеными
головками. /, '•.' ; ; ■ '•..'..'• ■ - - ■ ' . % . Отмеченный Саксоном Грамматиком поход сына Гарат}ьда Сикезубого { сер. X в.) на Санбию совпал с увеличением на прусских могильниках числа деталей- конского снаряжения северного происхождения. Резко расширяется номенклатура инвентаря, появляются новые черты обряда - сожжение в ладье, позднее - вторичное сожжение на носилках в могиле.
- XI-XII вв. характерны ослаблением, а затем и прек-
... ' го--'V V •;;; ''^..-..'-у*. V'
ращением культурно-этнических -импульсов на Самбио извне. Местные древности развиваются сугубо самостоятельно, проявляя тенденцию к деградации ( появление обряда подтипа. ; 2.2, упрощение форм фибул "и стремян ) . С одной стороны это. ' связано с логикой развития местной:материальной культуры, • ' с яругой -явилось следствием гибели в 1016 г. торгово-ре-' месленного центра Кауп. Жившие таи мастера снабжали дружину сембов своей продукцией. К сер. XIX в. полностью прекращаются типологические! ряды инвентаря прусской культуры эпохи викингов, напоминая"тем самым ситуацию рубежа : У11-УШ вв. . Кремация повсеместно сменяется ингумациёй. В XIV в. культура пруссов постепенно утрачивает свою самобытность, ее. развитие сковывается рамками Орденского государства . . .'■ ■'',.-,•.'■'■'-.'•'-' ; ■ <;.. ; у ■'"/'.,'. '-/ '
Глава IV. Поселенческая структура земли пруссов, виды местных раннесредневековых поселений Полуостров Самбия - исторический центр земли пруссов - является в регионе наиболее изученным в археологи- .. ческом отношении.Представляется логичным исследовать поселенческую структуру наиболее крупного административного -формирования прусского общества -"земли" - именно на примере Саибии. • ■:'' ' ■''. ...:'.•.•■•. ■
В первых веках нашей эры памятники археологии ( в -основном - грунтовые могильники, шесть городищ' и восемь селищ ) занимали подножья моренной террасы в западной час- г ти полуострова. . '•' ; . .V '
Произошедшие в V-VII вв.. перемены в прусском об- . ществе отразились в перегруппировку поселений, представленных - теперь . в трех группах ( запад полуострова, центральная и восточная части северного побережья, всего г 13 поселений ). . В них ведущую роль играют открытые поселения . на уступах моренной террасы. Как и ранее, они состоят из столбовых построек с обложенными камнями открытыми очага-' ки. . .
Число поселений У1И-Х1И вв. доходит на Санбии до 172. Городища представлены типами А { трапециевидная в плане площадка, чаще - с одним валом с напольной стороны).
Б ( округлая в плане площадка с 1-2 невысокими концентрическими валами ), В ( овальная в плане площадка с 2-3 высокими валами, расположенными спирально ), Г ( две равновеликие площадки, разделенные рвом. ) и Д ( вытянутая в / плане площадка ). Городища типа Д появились на прусско-ят-. вяжском пограничъи незадолго до войн с Орденом и остались-в основном недостроенными.
: На городищах типа А, кроне традиционных для балтов
.столбовых построек, с IX в; появляются и срубные. По внутренним сторонам вала сооружаются столбовые жилые (?) и хо-• \ _зяйствешше сооружения.. С напольной стороны городищ А не: редко находятся - селища разм. ок. 60 х 50 м. Если на городищах типа-Б культурный слой традиционно отсутствует, то Д: на памятниках типа В он достигает значительной мощности и заполнен остатками пожара. Застройка городищ типа Г в принципе не отличается от сооружений на традиционных родовых (?) городищах типа А. Особым фортификационным сооружением на Самбии и на остальной прусской территории являются валы, перекрывавшие подступы к основным скоплениям поселений. Кай и укрепления на городищах, они возводились из грунта без специальных внутренних конструкций. Поверхность валов мостилась камнем, по гребки валов проходили двойные (?) частоколы. Анализ поселений в упомянутых выше трех группах на Самбии показывает, что к XI в. особое значение приобретает группа в восточной части северного побережья полуострова. Она располагалась у существовавшего в раннем средневековье пролива Брокист, * прорезавшего Куршскую косу к северо-востоку от совр. г. Зеленоградска. Остальные поселенческие группы к этому времени теряют свое значение и становятся крайне малочисленными. Середина XIII в. застает на Самбии не более 12 мелких скоплений поселений с минимумом городищ. Эти скопления сопоставимы с упоминаемыми письменными источниками прусскими волостями -"polka". Они представляли собой комплексы открытых поселений и грунтовых могильников с ингумацией. Памятники концентрировались вокруг городища типа Г, являвшегося, возможно, местопребыванием волостной администрации ("господа" по В.Т. Пашуто ) Низший выборный орган власти - народное собрание, как по-
казывают исследования Эд. Штурмса, собирался на городищах типа Б, также представленных в каждой волости и служивших параллельно культовыми центрами. Основные походы орденских войск на Самбин были направлены на конкретные городища ти- . па В, являвшиеся местами сбора народного ополчения.
Подобная поселенческая структура, ■ отражавшая административную иерархию прусского общества { поселок волость - земля ), последовательно представлена, .кроме Сам--бии,' лишь на заселенных пруссами с V в» западных частях Вармии, Натангии и в северо-восточной части Погезании. '
■ Глава V. Жилища и быт пруссов, обзор прусской хозяйственной деятельности , V * ■ -Конкретный анализ прусских жилищ базируется на материалах 25 строительных комплексов с городищ самбии (Гра-чевка, Логвиново-2 ) и поселений, исследованных на юго-западных рубежах прусского ареала. Среди исходного^материала выявлены типы: 1 { столбовые наземные постройки VI-Xbb. с открытыми очагами.), 2 (.аналогичные сооружения, частично углубленные в грунт ), 3 ( жилища X-XIV вв., стены которых, опиравшиеся на группы плоских камней, возводились или в виде сруба, или представляли'собой каркасную конструк-.,
',--■' Далее рассматривается быт пруссов в рамках домавне-"го и усадебного хозяйства». Основный источником для воссоз-. дания домашнего быта служат отдельные письменные источники (прежде всего-"Помезанская правда") и данные фольклора и этнографии. В усадебный комплекс пруссов, Имевший к XIII . в. вид хуторской постройки, входили зерновые клети> помещения для скота, баня. Усадьба-не была закрыта для внешне- ■ . го мира. Источники единодушно отмечают чрезвычайное гостеприимство и дружелюбие пруссов. Охота и рыбная ловля, . ввиду* выгодных природных условий, с эпохи незолита минимум . по VII в. н.э. являлись ведущими фориани промыслов местно-■ - :■
го населения. По меньшей мере в Х-ХГ вв. пруссы добывали • путного зверя. Видимо, наиболее ранним донестицироваиным видом скота у-пруссов стал конь. Как показывают данные, археологии,' коневодство в.прусском ареале,пользовалось осо-
• бым пиететом. Земледелие ввиду сложной для него климатической обстановки и неудобья почв было результативным лишь на части Санбин и в отдельных.пунктах Мазурского Поозерья. Выяснение его роли в прусском хозяйстве,на нынешнем этапе
■исследования остается сложным вопросом. Во всем объеме археологического "материала прямые'свидетельства наличия зеи-леделия у пруссов 'немногочисленны и относятся в основном к , XI-XIV вв.Убедительные доказательства достаточно высокой степени развития агрикультуры пруссов» заключавшейся прежде всего в наборе злаков { пшеница, ячмень и овес ), в пе-. . речне орудий, и приёмов'земледелия известны лишь по . Эль-■ бингскому Вокабуляру XV • в.Литейное и металлургическое ; -производство изделий из черного и цветных металлов, судя по данным археологии; существовало у эстиев еще в кон. I тислет.. до н.э. Данные разведок позволяют в самых общих чертах представить себе наличие домниц XI а. на поселении Сосновка. • Тем не менее находки на могильниках показывают, , что прусские мастера ( включая полизтничное население Тру-со и Kayna ), постоянно находились в курсе тех нововведе-'■ ний, которые возникали в металлообработке Евразии на ранней фазе средневековья. Высокий^уровень производства во многом зависел, от периодических, прямых этно-культурных •контактов с народами-соседями. Дорогу им . на
Янтарный .берег прокладывала торговля. В прусской археологии она, как и в других раннесредневековых европейских
• древностях, -является наиболее четко прослеживаемой чертой хозяйства. Имея в своем распоряжении крупнейшие в мире залежи янтаря-сукцинита, пруссы использовали те пути торговых контактов, которые были проложены их далекими предками еще с эпохи бронзы.. Борьбой за контроль за Янтарным путем был обусловлен приход в сер. VI в. на южные рубежи пруссов части полиэтннчного населения Среднего Подунавья. Их конфликты с Сенбами окончились в нач. VIII в. победой последних. Это отразилось как в археологическом, так и в фольклорном материале. Именно ход торговли вызвал к жизни самый ранний в' юго-восточной Балтии торгово-ремесленный пункт Трусо, сменившийся в нач. IX в. Каупом. В кон. XI в., после завершения эпохи викингов, нарастает тенденция к
• " 24 - ' ■ :.....V- '
созданию внутреннего западнобалтского' рынка при' участии полоцкой земли.
Глава VI. Этнический набор украшений и одежда
Для эпохи римского влияния в уборе женщин эстиев установлено наличие традиции парности наплечных украшений. Судя по находкам на могильниках, убор женщин Самбии на заре прусской культуры по своей схеме соответствовал женско-: му убранству носителей вельбарской культуры любовидзской фазы. Он представлял собой '.'тунику", на плечах соединявшуюся парой симметрично расположенных . фибул, крепившихся остриями игл вверх. Их соединял шнурок со стеклянными или. бронзовыми бусинами ( не более трех ). , Наряд . дополнялся поясом с небольшой пряжкой. С VI в. женщины пруссов укра- . шали себя гривной и височными кольцами из тонких бронзовых дротов с крючком. Костюм мужчины эпохи Великого переселе-: ' ния народов включал фибулу крупных разлеров ( для плаща ) и пояс с накладками. До VIII в. мужской убор дополняли гривна, спиральный перстень, стеклянная или янтарная бусина крупных размеров, служившая подвеской к ножу. По изображениям на "кольце из Штробьенен" одежда прусских всадников нач. VIII в. представляла собой полотняную (?) рубаху, заправленную в короткие штаны, перетянутые в талии поясом. Ноги пруссов обуты в обувь, напоминающую рлавянские постолы. С сер. X в. плащи воинов скреплялись подковообразными -фибулами, сменившимися в нач. XI в. плакированными серебром застежками "куршского типа". Пояса воинов соединяли пряжки лировидной формы. ~ 1 '
В XI-XII вв., как показывают рельефы Гнезненских врат, убор пруссов составляют длинная полотняная рубаха с манжетами, перехваченная поясрм,. и узкие штаны. Эта одежда к XIII в. сменяется длинным однобортными кафтанами.
Глава VII. Культ раннесредневековых пруссов;
Сведения о нем дошли до нас в хрониках XI-XVI вв. "и в материалах археологических раскопок, производившихся на местных святилищах. По средневековым спискам прусских легенд известным языковедам В, Н,. Топорову и Вяч. Вс. Иванову .
7 УЯвлось восстановить _ иерархия прусских богов. их высший С слой составляли Охопиряс ( царь богов ), бог грома и мол" ний" Перкуно,; бог молодости Потримпо, властитель моря Аут".; , римпо'и'повелитель подземного мира Патолло. Три основных бога пантеона - Перкуно, Потримпо и Патолло - были изображены на "знамени видевута", описанкок »хронике Симона •'. Грунау и являвшемся, видимо, сакральной завесой святилища.
' Посредниками между миром богов и человеческим об: ществон считались.легендарныевожди.Брутен и-Видевут, об-ладавпие в местной культе охранительными функциями. Бок о бох с людьми жили гномы - маркополи и барздуки. Среди жрецов известны высший слой священнослужителей ( Криве-Кри-вайтис и Эварт-Криве ), ряды посвященных ( вайделоты, про-;'■"• изводившие ' основные' ритуальные действия и выбиравшие из ..своей среды Криве ) и служителей низшего ранга. Централь'' ным святилищем считалось Рокове-Рикойто, на котором посто-• .. янно-горел священный огонь. Служение здесь производил сам /Криве» Центром культовой и общественной жизни в прусских волостях являлись городища типа Б. Кроме того, на территории каждого раннесредневекового могильника можно с уверенностью предполагать наличие открытой культовой площадки. Она была связана с заупокойным ритуалом, включавшим определение времени захоронения, соответствующие жертвоприношения. К разряду святилищ можно отнести места разовых культовых акций (принесение в жертву пленников, моления на случай внезапной опасности .}, а также считавшиеся священными леса и водные источники. :
Динамика изменения прусской идеологии определенно отражена в мутации погребального обряда, он отражает пре*-. де всего процесс осознания пруссами места человека в системе мироздания, его путь после земной смерти. В местном обряде ощутимо прослеживаются две тенденции духовного развития: зеркальное отражение в мире ином социального стату- , са погребенного и концепция метемпсихоза. Последняя, зафиксированная у пруссов и- их соседей поздними письменными источниками, предполагает новое рождение умершего члена общества, не связанное с его прежним положением.
Духовной власти Криве, обладавшего, в числе проче-
-.";.""" ;'/ 'S 26 У"' :
го, способность» проследить-каждый таг умершего в мире ином, подчинялись в XIII в.; по словам Петра фон Дусбург-"...литвины и прочие народы земли Ливонской": Этому в немалой мере способствовали Победы прусского оружия, распространившие власть Криге далеко за пределы Самбии й На-, тангии. Правда, упоминание хронистом Ливонии не предполагает контакты пруссов "с народами, далеко на север отстоявшими от их ареала. ■ ';•- .'
Прусское язычество, сохранявшее глубокие индо-евро-пейские корни, по уровню своей структуры было саным законченным в Балтии., Опыт консолидации народа под единой сакральной власть», регламентировавшей абсолютно все стороны повседневной жизни, ; не мог не повлиять на создание в .соседней Литве основ единственного в ракиссредневекоьой Европе языческого "государства. .
Глава VIII. История пруссов V-XIII вв. л J'
' VIII.1. Развитие социумов в эенли пруссов .
Сложившаяся к XIII в. в исконной части прусского ареала устойчивая ^административная Иерархия предполагает достаточно сложную социальную организации: в местном обществе. Ее истоки восходят к ранней фазе прусской культуры. Уже в первой по. V в. среди стакдартных:для предыдущего периода урновых-кремаций резхо возрастает число захоронений воинов с конями. Данные комплексы содержат инвентарь, ранее не .свойственный эстияи: : обломки "временных урн", с конем -коса, скребница, нож-кеч и копье. Ряд этих предметов можно сопоставить с 'аксессуарами кровавого жертвоприношения, .'характерного, по мнению В.Н. Топорова, для Дружинников. Как и в позднейшей Скандинавии, где массовые погребения в ладье соответствовали членам воинских организаций эпохи викингов, .- многочисленные-.захоронения с конями принадлежали членам нарождавшейся дружины пруссов. Перемена всей системы социальных отношений в райках прежнего, родового коллектива должна била .опираться на идеологию, выходящую: за рамкистарых обычаев, используя Их по-новому ( признак 1"). Другой чертой, характеризующей возникновение на руинах рода дружинной организации, является учас-
■ тие в ее формировании иноэтничных элементов. Этот факт, от' ражен в ряде комплексов уже в-VI в.(Признак 2) Окончатель-:ное сложение прусской дружины Ътвйситоя к кон. Vil в. -■Времени: появления' полИэтничного дружинного декоративного стиля(признак 3) . Эти черты" культуры являются отражением в ' • ; археологическом материале процесса "сложения дружины. Триада указанных пике" признаков характерна для всех племен V раннесредневековой Европе на определенном этапе развития.
Завершающий этап создания прусской дружины совпадает ( связан ?) с победой сембов над жителями Мазур. Последние с сер.. VI в. соперничали с пруссами в контроле над .Янтарным путем..Зафиксированная'в преданиях и в археологическом материале прусская победа привела К уничтожению мазурской культурной группы. " Правда, результаты победы, если следовать за прусской устной* традицией, присвоили себе ,вайделоты, посчитав-: ее следствием покровительства богов. " Археология адекватно не подтверждает этой версии. Однако последовавшая в VIII в. стандартизация погребального обряда указывает, возможно, на весьма жесткий контроль, регламентировавший жизнь' пруссовУчитывая информацию письменных источников, в VIII-IX вв. можно предполагать существование у ;пруссов "священного :царства" { по Дж.Дж. Фрэзеру ) . ■.'. \ ■ • -." .
. . Возникший на рубеже vil-viií вв. торгово-ремеслен-йый пункт Трусо аккумулировал значительную часть прусской дружины. Контролируя торговые пути от Вислы на север, в ■ Скандинавию, населений Трусо Оставило в кон. VIII - первой трети IX вв. большое количество кладов диргемов. Тот факт, что это серебро не попало в руки жрецов для жертвенных акций косвенно показывает на определенную степень самостоятельности дружины. Это ее качество усиливается после основания нового торгового центра - Kayna (с нач. 'IX в.). Располагавшийся, как и Трусо, на границе племенного ареала, Кауп обладал явной экстерриториальностью. Будучи вмес-. те с ближайшей округой окруженным кольцом святилищ, он явно не был подвластен жрецам. ■ Это реализуется в археологи, че.ской материале, через нестандартные черты обрядности ио- -гилышка Кауп и соседних памятников. Звездным часом дружи-
: ' -у /V у" .-.28:;-^-'Уч "У/УУуУУ.:/;У./;-_''УУУ-'''---
ны сембов можно считать XI. в. Время, п'оследовавшееза разрушением Kayna, соответствует наивысшей концентрации воея-ных и торговых операций в руках местных воинов. Правда, конец эпохи викингов, вызвавший первоначально попытки сенбов создать внутренний рынох в бассейне Немана, в принципе ознаменовал и конец прусской-дружины, покинувшей родину. Следы пребывания ее воинов в XII в- отмечены в археологи-' ческом материале Польши и Литвы. 'У- ■'>
■Основу прусского общества эпохи раннего . средневековья составляли общинники. Останки их предков в 1II-V вв.. н.э. содержались в урновых и, чаще, безурновых трупорождениях со скудным инвентарем. В предположительной системе "священного царства", к рядовым членам общества . можно отнести трупосожжения с конем внижнемярусе{с удилами И стременами упрощенных форм ). С переориентировкой прусско-. . го хозяйства в нач. XII в, на земледелие общинники начина- . " ют погребаться несожженными, с ножем у пояса и с горшком в • ногах.': / У:
' Наличие зависимого-, населения ("служанок и рабов", . i упоминавшихся в XII в. "Галлом Анонимом ) археологическими \ материалами у пруссов однозначно пока; не подтверждается.
Немногим более говорят данные раскопок о представи- -телях высших слоев прусского общества - о родо-плеиенных -вождях и жрецах. Первые в эпоху ■ римсхого влияния были представлены одиночными "княжескими" захоронениями с римс- . кими импортами. Затрудненность идентификации позднейшей родовой зкати обусловлена, возножно, упоминавшимся Вульфс-тамом обычаем раздела имущества умершего вождя между победителями в скачках. Складывается впечатление о том,, что . могилы вождей ранее' не вычленялись исследователями Ввиду ; их малоинвентарности. . Подобным же образом, если следовать поздним письменным источникам,' хоронились и жрецы.
VIII.2. Потеря пруссами независимости в XIII в. ./-.-' . После ухода дружины в прусском обществе вновь ' возникают элементы "священного царства", под властью жрецов . формируется "конфедерация* прусских земель { по В.Т. Пашу-: то ). К нач. XIII- в. прусский ареал расширился до левобе-г
- Т- ~ -я»-'
р*хм 8*яак» п восток* ж я» среднего течения Лавы на. »те. ^'-"Здесь пруссы вошш я пржжпЯ военный контакт- со славякаяя -, Назови*. Со стороны катодячес'кЫГПЬльши экспансия в прусс- . кие яежли прихххал« обдхя христианизации язычников. Ее стниулирочуп» h>6oi№H« но оОчежу крест они» Ц. походы' поль- -'';. схкх феодалов к 1222-1Ш. тт» Зто' лняь усилило - протявосто-V . ятенёс^^ в 121«' ■ - .
'г. .': Терпя-. ¡бооивЯ уром от друт^кял. габегов, . хняэь Конрад - . v' j , Иезояецкяйпо договоренности с Вммяи кагмотроя Тевтоас- '! кого Ордена Гериаиоя ♦оа *аи»вр» в 122» т. уступает на 20 ч Д. лет крестоносцам ХтАъ иянску» звжлю. Основа кие здес> в 1230 г.": . г« замка Фогельзанг является начало« орденской экспансии '■; на з*яли западных- •• ~'=;- V ■' I ~ I.■''
' Первое столкновение фу сева. с Орденок - битва при
- СИргуне B1235 г,- завершилось победой крестоносцев. Вспыхиувагев в 1242 г."перво®восстани» пруссов" очистило от крестоносцев весь запад тогдашнего - племенного ареала. ОдпахоприСигив новых пилигримов яз Европы принудило заключить пруссов Киропорский вирный договор ( 1249 г.), закреплявший эаОрденоя все era завоевания. 1243-1260 гг- соответствуют "второиу воссташию пруссов". В его ходе к 1253 Г* была завоеванаСамбия, «в захват .был закреплен основа-/ ниеи на месте прусского городища Тваягств орденской крепости - будущего Кенигсберга. -
1260 г. '- начало последней „ решающей фазы борьбы -: Пруссов, за свободу. Во глав«-восстания стал прусский но- . ; бипь Геркус Манто, разбивший: 22 января 1261 г. при Покар-висе крестоносцев во главе с рыцарей де Рейдером. Переход ; . значительной части нобилитета на сторону противника,"иали-чив в наиболее стратегически важных пунктах прусской территории орденских крепостей ее способствовали консолидации /западных балтов. Участь Пруссии была окончательно решена После гибели Геркуса Манто в 1273 г.
Крах прусской "конфедерации" показал нежизнеспособность этой структуры, основанной на сакральной власти Кри-ве. Тем не менее прусское сопротивление ослабило продвижение Ордена на восток, дав в результате возможность своик , заненанским соседям создать государственную организацию.
Глава IX. Основные черти щгрссхаЛ раннесредневековой истории ( в комплексе с процессовразвития прусской' археологической культуры ). -"•^"--""Х.
В родовых коллективах береговой зоны между устьями Паслёыки и Дейлы, в начале вахев эры экономически зависив-вих от хода торговых операций во Янтарному пути, нарастали тенденции к наяевешш социальной структуры. Катализатором _ социально-культурного, сдвига «гояиа. внешние импульсы. Участвовавшие в гуннских походах воимы-эстии, после неу-дачноЯ доя части 'варваров* битве на реке Ведао вернулись -7 в земли у низовий Ногаты,, где вхлочили в свои.ряды утратив «пие свои этнические корил группы германцев. Вернувенеся к исходной точке своего затявуввегоса странствия участники Гуннских походов в су*востш привеспи с собой основы дру- " , ипшпй органнпа1рт. Период вестзбямьности в прусском обществе заврржиягу ок. 525 г. Этоознаменовало появление : культуры. угтютявг» клчыгысвой прусской. Во второй поя. V в.'-<уийн проникает в западную часть ИазурсхогоПооэерья. Однако уже в 550-600 гг. ожяое оорубехье Витланда оказывается занятым выходцах* иэ Средлего Оодувавья, привлеченными : сода перспективой контроля жад возрпжда>а<имся Янтарным пу- > тек. Поспелова «на вслед м эти затяжной . межплеменной конфликт заверншо на рубеже У11-У11Х вв. победой прус- • " , осе. '' \ V; ""
Крушение иазурской группы не тоаькоослабило связи-;?; Балтии с Подунавьея, ' но я даумуиек1Ц1оаЦо и на запад и ' север Европы. В яууюх твохетвчесхого "священного царе- - - . тва* аккувудфпвавдий эти связи» торгово-рр ветряный - " пувхг Трута зажка ойостДимж воаиевде. К коа. IX в. * щхщшчамай равее Трусо превращаете« вгруду развалин аасае набега ткаигов. Оиикп уже тогца в аепяе прусоов * суве^лвует другой тжуговШцеотр.- Кауп. обгьедиияхщий вок- .«".г,;;
- . рут сабж новое огигоаг вне вишиис даумвиш»;., Цр^режвув у >;
зону Пруссии к XX' в- с" лпшгми правой можно именовать пос-. - - : • яедяНИ ва Бадтак» областью деятель впе-тм викингов, ваходив-
- М1Г« вне К0рпл*в<-.п)йиуи.дмыу|в. сужение -.зоны их опера-' ций, ягпииие о^шму^кишши шсгорнческих прочее- - -
- 31 - • ■ со», еэкшмаомьво хсмц ирецмии» сакбийсхой дружины.' Более кет Преялтстпхй для укрепления в Пруссии власти жрецов, еоадамрсх "коЩедерахрю" прусских земель.
Последукцмв ерах«иной отрезок для пруссов был отмечен постояшштосвагикм соольсхики феодалами. Уже с вач;XIX в. чувствуется захетная перестройка всей хозяйс-_ твешЮ-ахоножжчесхов структуры •конфедерации". Данный аспект с учетах Дурного развита* внутреннего рынка и контакте» С ближними ■ воседхнм рано ша поздно должен был вызвать крмзке жреческого правлен**. Однако сложеюш единого за-• паднобалтекого государства пожелала орденская агрессия.
Глава X. Пруссы и пленена Балтия: общие тенденции развития и локальные различия в исторических судьбах Прусская история раннего средневековья показывает ' динамику . к своеобразие политического к социального развития общества на западных рубежах балтекого мира. Впервые привлекаемые в опыте исторической моделировки данные архе-7 ологии показывает четгутз и спонтаннуо реакции материальной . 'культуры на ход исторических событий. Основные поворотные 'пункты:этого движения определяли серьезные перемеИы в ар. хеологичесхойкультуре.Иикропроцессы исторического развития отдельных территорий иля групп памятников отражались на планиграфки могилышхов. Четким индикатором этнических передвижений в земле пруссов служат выявленные при анализе археологического материала "нмпорты" ( украпения и предне- . ты вооружения ), поступиввие на Янтарный берег в результа-: те обмена или вместе со своими первоначальный» хозяевами, "гибридные" вещи - кесткыерешшки предметов небалтекого происхождения. Появление» форме и дехоре изделий прусских мастеров икокультурннх черт сигнализирует о создании дружинного декоративного стиля. Многовековое существование : глубокопрофессиональной, хотя п количественно небольшой, дружины выделяет земли пруссов на общем исторической фоне «го-восточноЯ Балтии. .
Исторические процессы в этом регионе в ранней железном веха привели к повсеместному создание племенных ,г группировок. Территориально локализовавшись уже в эпоху
- » -
рижтого щцш, бадтскш wmn, стадии» наличием авто- ■ ритега рццд-мсжвпй ялвГД. В мелок не uwuili сваек Гра-у; ниц вплоть до орденского ^ротши. Во шюгожэто свидетельствует в пользу крайяе* устойчивости местных культурных традиций. Однако а шаши! ствосш, мгои к балтекому ни-ру в целой, это отаосится « мяла пруссов. Онассамого начала существования прусской культуры испытывала мноэт- " * шмше няш. I ЛммпД обусловленный природными
богатствами янтарного берега т его географическим воложе-~ ; шшх, ятмяпя одним ( возможно - основным ) из решающих , факторов в исторической судьбе пруссов. Сокращении прусс- ff./ кого ареала, иежьве которого ■» балтекоп иире была лишь зехлх скальвала, зависело ох природных условий междуречья Ногаты: и Hp пана. Почва здесь же способствовала развитии . . земледелия, ' способного - цигдпш»: значительные людские -
Предки пруссов ea¡e в эптху Гераанариха непосредс-тммяп «аимтяуяая« г тогрЦгжяцджи», •шугп^тминцжи я " янтарной торговая. Ввиду этого ,иа Саибно постудали не -; только продукт транзитной торговли с Римом, но инепос-редствеино заимствованные у германцев форах и приемы ие-тадплобработхи к керамического производства. ' Вслед за тёп . их аса» я правобережье Ими» серьезно затронули эткичес- -кие катаклизмы эпохи Веютого перрсеягння народов- Инозт- -нотный прессинг быд «састсльхосидев, что наложил отпечаток ее только ка облик прусской культуры, но и оставил след в V местной аатрододогычоском иидиш. Именно с постоянными ; > контактами с икпппгКршпигяни в историческом развитии прус-.: сов следует евюиь тадафит at культуры. От остальных баятскнх древностей ова отличалась с одной стороны - боль - : выи колотестаом арияпзныт в |^ра1Пведенных на иесте ; нетра- . дкциониых длк бадтов вядгяыа. с другой стороны - отсутствием с вач. VIII в. сугубо вруссхжх. этнографических признаков а их материальной культуре. Разумеется, это не обоз-вачает полной зависимости Прусской культуры от влияний ' :'- своих' вапядных' чук^Дра. - Все жовацки В ней творчески пере-■Y рабатываяись ж-создавая* веаав-" горвмый 'облик древностей пруссов. В V -XI вв. ва обввбавтехок фоне они выделяется
',/. очередь двухъярусными*погребениями с остатками кремации в верхнем ярусе могилы и костяком ( позднее - шкурой ) коня . у ДН51;могилы. .Этно-культурная! открытость общества пруссов 'стоила им утраты племенных украшений. Если в XI в. прусские воины закалывали края своих плащей фибулами "курщского >. типа", ; то с нач. XII в', сембы и натанги имели набор украшений , мало отличавшийся, от соответствующих деталей убора ятвягов, лакатов и*, '■ в меньшей степени, куршей. В связи с этим.культуру пруссов вряд ли можно назвать консервативной. Наиболее близкими пруссам в данном отношении являются племена Западной Литвы. Передовая роль дружины в общинах правобережья Немана не,вызывает сомнения.
В значительной мере именно дружина определяла курс исторического развития прусского общества. Возможно, даже сам этноним !'пруссы" связан с дружиной, в составе которой .были представители различных племен запада Европы, а том числе - и фризы. С последними О.Н. Трубачев связывает появление в западнославянской языковой среде до IX в. каиме-, , нования жителей запада балтского мира.
К нач. XII в. подавляющая часть воинов-профессионалов оказывается за пределами родины, участвуя в акциях го"" сударствённого образования на соседних с Прусской территориях. После этого события систему правления земли пруссов доорденского времени можно предположительно определить как '" теократическу» с элементами племенных структур. В этой от. ношении Пруссия занимала в Балтии XIII в. обособленное положение. У эстов к тому времени практически без изменений сохранялся племенной строй. Сходная система правления наблюдалась и на территории Латвии. Наиболее передовой уровень социально-политического развития существовал на ли. товских землях. Здесь концентрирующие в своих руках власть дружинные вожди, используя опыт нашедших здесь вторую родину прусских воинов, создают барьер продвижению войск Ор-. дена.
При сохранении определенной роли жрецов в Литве, принявшей из Пруссии Криве-Кривайтиса, ограничения власти князей с их стороны не следовало. В данном случае перед нами - пример исторической перспективы, которая ожидала
'' - 34 - ' ■..-■.■' '.'.■'
Пруссию еще в XI в. Напротив, пути исторического, развития привели первоначально наиболее прогрессивное на общебалт-скон уровне общество пруссов к тупиковому варианту "конфедерации" под эгидой теократии. Валтское государство было в ' , конечном итоге образовано не на передовых рубежах контактов местных племен с внешним кирок, а в глубинах их этнических территорий, в литовском ареале. .
До теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Итоги изучения древностей пруссов//Проблемы этнической истории балтов. Рига, 1977, С. 43, 44.
2. К вопросу о прусско-скандинавских контактах в эпоху средневекоэья//ущ Всесоюзная конференция по изучению истории, экономики, языка и литературы скандинавских стран и Финляндии. Петрозаводск, 1979, ч. 1, С. 184, 185. .
3. Ритуальный комплекс в могильнике у Клинцов- . КИ//КСИА. 1980, ВЫП. 160, С. 87-92.
4. Результаты раскопок грунтового могильника у поселка Клинцовки в 1977 году//А^а Ва1Ъ1со-31ау1са,' 1980,
XIII, С. 213-244. •
5. Семантика оружия пруссов//1Х Всесоюзная конференция по изучению истории, экономики, языка и литературы-скандинавских стран и Финляндии, Тарту, 1ЭВЗ, С. 186, 187.
6. Погребальный обряд пруссов, скальвов и ламатов в УИ1-ХИ вв.//Конференция "Балтославянские этнокультурные и археологические древности. Погребальный обряд" М., 1985, С. 53, 54.' .■ V .'• ^
7. Ирзекапинис. .Результаты раскопок 1977-1984 гг.//Всесоюзная археологическая конференция "Достижения советской археологии", Баку, 1985, С. 203-205.
8. Пруссы и восточные славяне//Тезисы докладов советской делегации на У Международном конгрессе славянской археологии. М., 19В5, С. 130. . У
9. "Прусские земли" в свете. археологии/Проблемы этнической истории балтов-. Рига, 19В5, С. 170-172. ,
10.,Палеогеографическая ситуация раннего средневековья юго-восточной Прибалтики//Рельеф и климат.М., 1985. . С.167-172(в~соавторстве с Абрамовой, Т.А., Жиндаревык Л.А.) •
."'"■"',Л-."- -.-V '1 35 " ' '- •"••'■'"
11. Памятники археологии древней Самбии//Археологи-ческие памятники европейской части РСФСР. М., 1985, С. ■
- 82-92. '
12. Рец.: Археологическое исследование Новгородской земли.- Межвузовский сборник, ред". Лебедев Г.С., Л., 1984//СА, 1936,N 2, С. 268-272 ( в соавторстве с Прониным Г.Н.). - '
13. Начало дружины пруссов//Х Всесоазная конференция-.-', по изучений истории, ■экономики, языка и литературы скандинавских стран и Финляндии.М., 1986, ч. 1, С. 189-191'.':': ' ' ' -
14.-Степные реминисценции у раннесредневековых сем-■бов//Волжсхая Булгария и Русь. Казань, 198Ó, с. 139-191.
15. Пруссы на пороге средневековья//Задачи советской археологии. М., 1987, С. 139, 140.
.16. Литовцы в Калужской земле ( по данный курганов • XIV в.)//Вопросы археологии к истории Верхнего Поочья. Калуга, 1987, С. 23, 24.
17. Технология изготозлрния копий пруссаи ( по данным могильника Нрзехапинис )//КСИ,\. 1987, в«»п. 190, с. .94-101 ( в соавторстве с Толмачевой М.М.).
. .18. Ирзекапинлс. Погребальный о5ряд//Конферонция "Религиозные, представления в первобытной общества". М., 1987, С. 221-225.
19. Тюрки и западные балгы//Проблепы археологии Степной Евразии. Кенерово, 1987, С. 153-156.
20. Земля пруссов и "прусскиз пемли"//2алто-сла-вянские исследования 1985. М., 1987, С. 95-101.
21. Kultsymbole und Kriegeremble¡;а aus dem Baltikum, aus Skandinavien und Osteuropa im 10. und 11. 3ahr-hundert//Zeitsc:hri£t fuer Archaeologio des Hittelalyers. Koeln-Bonn, 1987, ¡Jg. 13, S. 53-64.
22. Пруссы, авары и славяне: конфликт 675-700 гг.//Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. Алма-Ата, 1987, С. 172-174.
23. Дружинные элементы в могильниках npyccoD VII начала XI в.//Археологические памятники европейской части РСФСР. Погребальные памятники. М., 1988, С. 119-145.
24. Пруссы и восточные слацяне//Труды пятого Международного конгресса славянской археологии. 'М.,' 1988, т.
.III, вып. .1а, С. 116-124. .'/•.•
25. Птица-хищник и птица-жертва в символах и эмблемах IX-XI BB.//CA, 1988, N 3, С. 106-117.;
26. Ирзекапинис и Шестовицы//ИстОрихо-археологичес~ кий семинар "Чернигов и его округа в IX-XIII вв.". Черни-.: гов, 1933, С. 70, 71. ■...".- ■''. '.'••'' .' ■
27. Ирзекапинис: 23 апреля 997 г.//Археология и ис- у тория Пскова и Псковской земли. Псков, 1988, С. 134-137.
28. Геральдика пруссов и генеалогические корни рот дов, возводимых в России к выходцаи "из прус"//Генеалогия: источники, проблемы, методы исследования! И.,1989, С.7, 8. ;,
29. Меч1 конунг!в СкандинавН и княз1в Pyci// Друга 4epHirÍBCbKa областна наукова конференцгя з ' вторичного, краэзнавства. 4epicirÍB-Hi*HH, 1989, вип. II, С. 18-20 (в соавторстве с Коваленко В.в.).
30. Кауп//Становление европейского средневекового , города. И., 1989, С. 80-100. ' " : , . .
31. Этапы истории пруссов V-XIII вв.// Vakary baity archeologija ir istorija. Klaip¿da, 19B9, C. 34-41.
32. Ладьи Ирзекапиниса//Научно-практическая конфе-. ренция, посвященная 10-и летию Морского музея и Аквариума. Клайпеда, 1989, С. 92-97.
33. Видиварии и Витланд//Х1 Всесоюзная конференция . по изучению истории, экономики, литературы и языка скандинавских стран и Финляндии. М., 1989, С. 168-170.
34. Погребения военачальников прусской дружи- '■ ... ■ НЫ//КСИА. 1989, ВЫП. 198, С. 35-44.
35. Знамена дружин Балтийского региона//СА. 1990, N-2, С. 61-70. ' ■.■•;."..' ••'-.
36."Звериноголовые" фибулы балтов ( V-VII вв.}//СА. 1990, N 2, С. 204-215. ^--У;:-'
: 37. Ирзекапинис и Иестовицы//Проблемы археологии Южной Руси. Киев, 1990, С'. 111-116.
38. Поселенческая ситуация в Самбии II-XIII вв. // Проблемы изучения древних поселений в археологии ( социологический аспект ). Н., 1990, С. 69-85.