автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему: Публицистические произведения Г. Р. Ибрагимова как источники для изучения татарского общественно-политического движения, начало ХХ в.
Введение диссертации2003 год, автореферат по истории, Галимуллин, Фарит Фоатович
Становление в России гражданского общества,мление к возрождению духовности выдвинули перед современной наукой задачи гуманизации, освобождения от догматического и одностороннего подхода к истории, что требует переосмысления взглядов на сущность общественно-политических движений рубежа XIX-XX веков. В связи с этим имеет актуальное значение изучение философской и общественно-политической мысли, составной частью которой является джадидизм, на основе малоизученных или не введенных в научный оборот источников. Не случайно ученые уделяют большое внимание выявлению и исследованию новых источников по истории общественно-политических течений. Исследователи по-новому рассматривают место и роль религии, в частности ислама, в истории общественной мысли мусульманскихн и просветительского движения, в формировании идеологии национально-освободительного движения.
Говоря о формировании просветительской идеологии среди мусульманских народов России, нельзя обойти молчанием вопрос о ее идейных предпосылках, ибо каждое новое течение в общественной и философской мысли не возникает на пустом месте, в отрыве от идейного наследия предшествующих поколений1. В формировании политических воззрений в тот период идейное наследие прошлого, в частности ислама, приобретает значение идеологической и политической платформы. Просветители были наследниками богатой культуры своего народа
1 Из истории социально-политических учений. М., 1955; Зарождение идеологии национально-освободительного движения (XIX - нач. XX вв.). М., 1973; Религия и общественная мысль Востока. М., 1974; Лисовцев Э. Религия в борьбе идей. М., 1975; Религия и идеологическая борьба. М., 1974; Яндыров А. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. Алма-Ата, 1975; Степанянц М. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока. М., 1974; Ислам в истории народов Востока. М., 1981; Ислам в татарском мире: история и современность (Материалы международного симпозиума, Казань 29 апреля - 1 мая 1996 г.). - Казань: Панорама форум, 1997. и воспитывались на ее лучших традициях. Огромное влияние на формирование воззрений просветителей оказали выдающиеся общемусульманские поэты, ученые и мыслители: Аль-Фараби, Аль-Бируни, Ибн-Сина, Ибн-Рошд, Фирдоуси, Аль-Маари, Низами, Руми, Саади, Алишер Навои, Аль-Газали, Ибн Араби, Аль-Мутанабби, Хайям, Кул Гали, Кутб, Хорезми, Ахмад Ургенджи, Саиф Сараи и др. Их труды, глубоко проникнутые идеями гуманизма, стали источником вдохновения и творческой школой для многих прогрессивных представителей общественной мысли и литературы мусульманских народов России.
Просветительская мысль среди татар начинает формироваться на рубеже XVIII-XIX вв1. Идейными источниками татарского просвещения были прогрессивные традиции национальной общественно-политической мысли и устное народное творчество, в которых отразились идеи гуманизма, справедливости и ненависти к угнетению. Эти идеи наиболее ярко проявились уже в средневековых памятниках татарской литературы как "Кысса-и Юсуф" Кул Гали (конец XII - начало XIII века), "Гулистан" Сараи (XIV в.), "Хосроу-Ширин" Котби (XIV в.), "Тохфаи мэрдэн" и "Нуры содур" Мухаммедьяра (XVI в.)2.
Татарская просветительская мысль своими истоками была связана как с восточной, так и с западной научной, философской и общественно-политической мыслью3. Эти разнообразные идейные влияния не могли не сказаться в татарском просветительстве, определив во многом его содержание и основную проблематику, а также подход ее представителей к решению вставших перед ними проблем общественной и политической жизни.
1 Михайлова С. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья (1800-1861). - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1972. - 228 е.; Абдуллин Я. Татарская просветительская мысль (Социальная природа и основные проблемы). - Казань: Татар, кн. изд-во, 1976. - 320 с,
2 Миннегулов X. Татарская литература и восточная классика (Вопросы взаимосвязей и поэтики). - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1993. - С. 384.
3 Султанов Ф. Ислам и татарское национальное движение в Российском и мировом мусульманском контексте: РИЦ "Школа", 1999. - С. 58-63.
Нельзя не сказать и об одном из главных отличий татарского просветительства от западноевропейского. Особенность общественного строя в исламских странах заключается в том, что в них связь между государством, правом и религией гораздо теснее, нежели в христианских странах Запада. Ислам является не только религией, но и нормой общественной жизни и, в известной мере, нормой политического мышления1. Поэтому всякая общественно-политическая идея здесь облекается в религиозную форму, а политические явления зачастую принимают религиозную окраску2. И национальная идея в силу исторических причин социально-экономического развития татарского общества к началу XX века все еще остается под значительным воздействием религиозной идеи. Отчасти этому способствовала сама мусульманская религия, "нивелирующая" различные народы и нации понятием "умма" (мусульманская общность)3. В этом, видимо, заключается одна из особенностей просветительского движения мусульманских народов России в сравнении с русским и западным просветительством.
С этим связан еще один аспект деятельности мусульманских просветителей в России. Мусульмане России, в большинстве своем, были сплочены вокруг одной единственной проблемы -проблемы сохранения ислама, являвшейся единственной силой, способной противостоять великодержавному давлению на инородческое и иноверческое население России4. В период чужеземного господства ислам нередко был для народа и одной из форм самозащиты5. В этом смысле достойны внимания взгляды
1 Абд ар-Рахман ал-Кавакиби. Природа деспотизма и гибельность порабощения. - М.: Наука, 1964. - С. 116.
2 Социально-утопические идеи б Средней Азии. - Ташкент: Изд-во Фан УзССР, 1983. - С. 17.
3 Султанов Ф. Ислам и татарское национальное движение в Российском и мировом мусульманском контексте: РИЦ "Школа", 1999. - С. 67. Рорлих А. Идел буе татарлары/УМирас. - 1992. - №4. - С. 101.
5 Сафин Р. Татар юлы (Татар язмышына геосэяси анализ). - Казан: Татар, кит. нэшр., 2002. -Б. 36. аль-Афгани (1838-1898 гг.) и его последователей1, одним из которых был Г.-Р.Ибрагимов2.
Постановка проблемы исследования. Для выяснения сущности общественно-политического движения необходим прежде всего анализ мировоззрения его ведущих деятелей. Известно, что активнейшими представителями джадидского движения среди татар являлись: И.Гаспринский, Г.-Р.Ибрагимов, Г.Баруди, Р.Фахретдинов, М.Бигиев, Ф.Карими, Ш.Культяси, К.Тарджемани, З.Камали, Г.Буби, Д.Абзгильдин, З.Кадыри и многие, многие другие. Изучив архивные материалы, источники и публикации того времени, мы пришли к выводу, что с 90-х годов XIX века Г.-Р.Ибрагимов берет на себя роль одного из активнейших пропагандистов этого движения. Следовательно, изучение источников, раскрывающих мировоззрение Г.Р.Ибрагимова, является важным фактором для характеристики движения джадидизма в период с 90-х гг. XIX в. до 20-х гг. XX в. Кроме того, деятельность выдающегося татарского публициста, религиозного, общественно-политического деятеля и путешественника до сих пор не получила достойной и всесторонней оценки. Это стало еще одной немаловажной причиной обращения к личности Г.-Р.Ибрагимова. Ибо время для такой оценки давно назрело.
Сформированная таким образом проблема исследования определяет необходимость анализа мировоззрения одного из активнейших деятелей джадидского движения Г.-Р.Ибрагимова и позволяет определить цель исследования - изучение биографии, социально-политических воззрений и общественно-политической
1 Абд ар-Рахман ал-Кавакиби. Природа деспотизма и гибельность порабощения. - М.: Наука, 19(54. - С. 117.
2 Габдерашит Гумерович Ибрагимов. В работе мы будем применять сокращенное написание Г.Р.Ибрагимов. Иначе, при сокращении имени Габдераишта Ибрагимова (Г.Ибрагимов) может возникнуть ситуация, когда одним именем будут называться два различных человека, так как под именем Г.Ибрагимов традиционно воспринимается - видный общественно-политический деятель, писатель, ученый-историк Галимджан Ибрагимов. деятельности Г.-Р.Ибрагимова на основе возможно более широкого крута малоизученных и не введенных в научный оборот источников.
Объектом исследования является жизнь и общественно-политическая деятельность Г.-Р.Ибрагимова в 1905-1914 гг.
Предмет исследования - архивные материалы и опубликованные труды Г.-Р.Ибрагимова.
О жизни и деятельности Г.-Р.Ибрагимова написано немало. Однако в большинстве случаев речь идет либо об общей оценке личности Г.-Р.Ибрагимова, либо, напротив, о характеристике отдельных, "узких" сторон его деятельности, либо, наконец, об освещении строго определенных периодов его жизни.
В отечественной историографии в исследовании деятельности Г.-Р.Ибрагимова ясно обозначаются два этапа. Первый этап продолжался до середины 80-х гг. XX в. Он характеризовался очень слабым интересом к деятельности Г.-Р.Ибрагимова. Никто из историков специально не обращался к этой теме. Гораздо чаще писали о Г.-Р.Ибрагимове те, кто разрабатывал другие темы и лишь по ходу дела соприкасался с его деятельностью. В таких условиях и не предпринимались попытки к серьезной разработке источников; игнорировались даже его основные труды. Одной из причин создавшегося положения следует считать религиозную и национально-освободительную деятельность пропагандиста джадидского движения - Г.-Р.Ибрагимова и негативную оценку, данную этому движению большевистскими идеологами, пришедшими к власти после переворота в октябре 1917 г.
С середины 80-х годов XX в. наступает второй этап в освещении жизнедеятельности Г.-Р.Ибрагимова. Он характеризуется заметным усилением интереса к его личности. Возрастает число исследователей, изучающих вопрос специально. Начинается целенаправленное освоение источников.
Первыми историографами Г.-Р.Ибрагимова были его современники. В 1920 году, например, Гатаулла Исхаки поместил статью "Габдерашид хазрат Ибрагимов" ("Габдерэшит хэзрэт Ибракимов")1 в своем учебнике "Пути литературы" ("Эдэбият юллары"), подготовленной для средних (решди) школ-медресе. Одна из самых ранних попыток оценки его деятельности дается также в некрологе, написанном Галимджаном Ибрагимовым "Оборвался колокольчик истории" ("Тарихи кыщгыравык езелде")2. Интересно и происхождение этой публикации. В 1922 году в некоторых зарубежных изданиях публикуется ложное известие о смерти Г.-Р.Ибрагимова. Эта печальная новость доходит и до Татарстана3. В 1922 году, в февральском (46) номере газеты "Известия Татарстана" ("Татарстан хэбэрлэре") публикуется заметка о гибели на вокзале в Ташкенте "буржуазного журналиста" Г.-Р.Ибрагимова и поэта Вакифа Джаляла (Вакыйф Ж,элэл). В связи с этим 1 марта 1922 года в этой же газете увидел свет вышеназванный некролог Г.Ибрагимова (однако при ее анализе, нужно в полной мере учитывать особенность жанра, в котором написана данная статья). В работе Г.Ибрагимова "Татары в революции 1905 года"4 (1956) в связи с описанием политических событий революции 1905-1907 гг. характеризуется политическая деятельность Г.-Р.Ибрагимова с 1885 по 1905 год, дается оценка его книге "Чулпан йолдызы" ("Утренняя звезда"), альманаху "Миръат" ("Зеркало"), а также партии "Союз мусульман" ("Иттифак аль-муслимин"), одним из инициаторов создания которой был Г.Р.Ибрагимов.
После этого имя Г.-Р.Ибрагимова, можно сказать, пропадает со страниц периодических изданий и книг (если его имя где-то и
1 Исхаки Гатаулла. Габдерэшит хэзрэт ИбраЬимов//К.у. - 1990. - №12. - Б. 180.
2 ИбраЬимов Г. Тарихи кыцгыравык езелде/ Эсэрлэр 8 т. - Т.5. Эдэбият Ьэм сэнгать турында мэкалэлэр, хезмэтлэр (1910-1933). - Казан: Татар, кит. нэшр, 1978. - Б. 286.
3 МэЬдиев М. Тарихи кыцгыравык// Мирас. - 1992. - №8. - Б. 82.
4 Ибрагимов Г. Татары в революции 1905 года. - Казань: Госиздат ТС CP, 1926. - 263 с. упоминается1, то только в негативном плане). Во многих научных трудах, посвященных изучению именно той области истории и того периода, в котором Г.-Р.Ибрагимов оставил глубочайший след, его имя не называется, а если упоминается, то только вскользь. Примером этому могут служить работы А.Аршаруни, Х.Габидуллина, А.Людмилина, Г.Касымова, К.Фасеева, Р.Нафигова, Я.Абдуллина, Х.Хасанова, М.Абдуллина, С.Батыева, Р.Амирханова, М.Гайнуллина2. Политические взгляды, пропагандируемые Г.Р.Ибрагимовым, а также малая доступность источников по его жизнедеятельности привели к тому, что его имя редко упоминалось на страницах научных трудов, а деятельность не получила должной оценки в советской, а в дальнейшем и российской исторической науке.
J Сайфи Ф. Татары до февральской революции. - Казань: Татполиграф, 1930. - С. 25-26; Татария в дни первой русской революции (Под ред Х.Г.Гимади). - Казань: Таткнигоиздат, 1955. - С. 47, 48, 81; Нафигов Р. Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли (Очерк истории 1895-1917 гг). - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1964. - С.69; Фасеев К. Борьба двух мировоззрений в национальном вопросе (на материалах татарской общественной мысли и культуры): Дис. . д-ра филос. наук. - Казань, 1971. - С. 156,176,180; Хасанов X. Формирование татарской буржуазной нации. - Казань: Татар, кн. издат., 1977. - С. 148; Вахидов X. Просветительская идеология в Туркестане. - Ташкент: Узбекистан, 1979. - С. 74; Абдуллин Я. Джадидизм, его социальная природа и эволюция/ Из истории татарской общественной мысли. - Казань, 1979. - С. 92; Давлетшин К. Нации и ислам (Критика философско-теологических концепций о единстве нации и ислама). - Казань: Татар, кн. изд-во, 1986. - С. 72.
2 Аршаруни А. Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. - Рязань, 1931; Людмилин А. Контрреволюция в рясах и чалмах в 1905 г. (в Казанской губернии). - Казань: Татиздат, 1931; Касымов Г. Очерки по религиозному и антирелигиозному движению среди татар до и после революции. - Казань: Татиздат, 1932; Фасеев К. Из истории татарской передовой общественной мысли (Вторая половина XIX - начало XX вв.). - Казань: 1955; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР. В 2 т. Под ред. Г.С.Васецкого и др. Т.2. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1956; Нафигов Р. История формирования и развития татарской передовой общественно-политической мысли на третьем пролетарском этапе освободительного движения России (1895-1917 гг.) Дис. . д-ра ист. наук. (Т. 1-2). - Казань, 1963; Нафигов Р. Формирование и развитие передовой общественно-политической мысли (Очерк истории 1895-1917 гг.). - Казань: Изд-во. Казан, ун-та, 1964; Фасеев К. На путях пролетарского интернационализма (Утверждение идей интернационализма в татарской общественной мысли и культуре). - Казань: Татар, кн. издат, 1971; Общественно-политическое движение и классовая борьба на Средней Волге (конец XIX - начало XX в.). -Казан: Изд-во Казан, ун-та, 1972; Зарождение идеологии национально-освободительного движения (XIX - нач. XX вв.). М., 1973; Абдуллин Я. Социально-философская характеристика просветительства среди татар Поволжья и Приуралья (XIX век): Дис. . д-ра филос. наук. Казань, 1977; Хасанов X. Формирование татарской буржуазной нации. - Казань: Татар, кн. издат., 1977; Абдуллин М., Батыев С. Татарская АССР: Реальность и буржуазные мифы. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1977; Амирханов Р. Татарская демократическая периодическая печать в годы первой русской революции (1905-1907 гг). - Дис. . канд. ист. наук. - Казань, 1978; Гайнуллин М. Татарская литература и публицистика начала XX века. - Казань. - 1983.
Однако имя Г.-Р.Ибрагимова предается забвению только в Советском Союзе, где господствовала коммунистическая идеология. Эмигрировав после октябрьского переворота 1917 года, Г.-Р.Ибрагимов много публиковался в зарубежных средствах массовой информации, активно работал вплоть до своей смерти в 1944 году. Об этом свидетельствуют его многочисленные зарубежные публикации1. В 1997 году в Турции выходит в свет отдельная книга И.Туркоглу (Ismail Turkoglu) "Известный сибирский путешественник Абдрашид Ибрагимов" ("Sibiryali Meshur Seyyah. Abdurresid Ibrahim")2, посвященная описанию жизни и деятельности Г.-Р. Ибрагимова.
В нашей же стране интерес к этой неординарной личности появляется вновь лишь в конце 1980-х годов. В 1990 году в журнале "Казан утлары" публикуется специальная статья Гатауллы Исхаки "Хэзрэт Габдерэшид Ибра1шмов"3. Вслед за ней выходят в свет статьи Т.Айди4, М.Магдеева5, И.Туркоглу6, М.Усманова7, Э.Нигматуллина8, С.Михайловой9 в которых описывается жизненный путь Г.-Р.Ибрагимова и высвечиваются неизвестные до сих пор моменты его деятельности.
В книге "Бэйсезлек баскычлары" ("Ступени независимости") И.Тагирова, вышедшей в свет в 1994 году, в ряде глав, посвященных Садри Максуди, Мусе Бигиеву, Гаязу Исхаки, Галимджану Баруди дается высокая оценка деятельности Г.Р.Ибрагимова10.
1 Turkoglu I. Sibiryali meshur seyyah Abdurresid Ibrahim. - Ankara: Turkiye Diyanet vakfi yayin, 1997. - S. 115-134.
2 Там же - 172 S.
3 Исхаки Гатаулла Хэзрэт Габдерэшид ИбрагЬимов//К.у. - 1990. - №12. - Б. 180.
4 Эйди Т. Габдерэшит ИбраЬим//Идел. - 1991. - №1. - Б. 30.
5 Мэ1гдиев М. Тарихи кьщгыравык//Мирас. - 1992. - №8. - Б. 82.
6 Терекуглы И. Габдерэшит Ибра1шмов сэяхэглоре/7 Заман. - 1993. - №8-9.
7 Госманов М. Котсыз еллар кайтавазы//Казан утлары. - 1994. - №5. - Б. 146-161. в ИбраЬпмов Г.-Р. Япония хэбарэре// Мирас. - 1995. - №3. - Б. 115-118; №4. - Б. 125-130. в Михайлова С. Советский опыт и национальный вопрос: тюрко-татарская линия эмигрантской литературы 20-30-х годов/ Россия в XX веке. Судьбы исторической науки/ Под общ. ред. Сахарова А.Н. - М.: Наука, 1996. - С. 464-474.
10 TahnpoB И. Бэйсезлек баскычлары. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1994. - Б. 74, 84, 97, 105.
В 2001 году издательством "Иман" (г. Казань) публикуются переложенные на кириллицу и современный татарский литературный язык два произведения Г.-Р.Ибрагимова: «Тэрж,емэи халем яки башыма килгэннэр»1 («Моя биография или воспоминания») и «Дэуре галэм»2 («Вокруг света»). В предисловиях к обеим книгам даны краткие биографические справки о жизни Г.Р.Ибрагимова.
Отдельную группу составляет литература на турецком языке, включающая в себя материалы, освещающие жизнь и деятельность Г.-Р. Ибрагимова в эмиграции. Эта литература была изучена нами в ходе предпринятой в октябре-ноябре 2000 г. научной командировке в Турцию. Среди них работы Надира Девлета, Исмаила Туркоглу, Надира Узбека, Франсуа Жоржона (в переводе на турецкий язык), Ахмета Уджара и др3.
Все эти публикации дают весьма ценные сведения и материалы для целостного восприятия сущности мировоззрения и общественно-политической деятельности Г.-Р.Ибрагимова. Конечно, хотелось бы максимально полно восстановить хронологию его жизненного пути. Однако доступные на сегодняшний день материалы не позволяют нам сделать это. Зачастую они дают нам весьма противоречивые данные о жизненном пути Г.-Р.Ибрагимова. Возьмем к примеру дату его рождения: в одних работах годом его рождения считается 1850-ый4, в других - 1853-ий5, а в третьих - 1857-ой год6, при этом сам Г.
1 ИбраЬимов Г.-Р. Тэрж,емэи халем. - Казан: Иман, 2001. - 136 Б.
2 ИбраЬимов Г.-Р. Дэуре галэм. - Казан: Иман, 2001. - 132 Б.
3 Devlet N. Rusya turklerinin milli mucadele tarihi (1905-1917). - Ankara: Turk kulturunu arashtirma enstitusu, 1985; Gergeon F. Abdurresliicl Ibrahim'in "Alem-i islam"ina gore 20. Yuzyil bashi uzakdogusunda Osmanli imgesi//Toplamsal Tarih, Istanbul, agustos 1995, №20; Ozbek N. Abdurresid Ibrahim'in ikinci mesrutiyet yillaii: Tearuf-i Muslimn ve Islam Dunyasi dergileri//Toplamsal Tarih. Agustos. 1995. №20; Turkoglu I. 20 yuzyilda bir turk seyyahi Abdurresid Ibrahim/ Toplumsal tarih. augustos. 1995. №20; Turkoglu I. Sibiryali meshur seyyah Abdurresid Ibrahim. - Ankara: Turkiye Diyanet vakfi yayin, 1997. - 172 s.; Turkoglu I. Tokyo camii//Turk Dunyasi tarih dergisi. №76. 1993; Ucar A. Japonlarin islam dunyasindaki yayilmaci siyaseti ve Abdurresid Ibrahim//Toplamsal tarih. agustos 1995. №20.
4 Исхаки Гатаулла. Хэзрэт Габдерэшид ИбрагЬимов//Казан утлары. - 1900. - №12. - Б. 180.
5 МэЬдиев М. Тарихи кьщгыравык//Мирас. - 1992. - №8. - Б. 82.
6 Эйди Т. Габдерэшит ИбраЬим//Идел. - 1991. - №1. - Б. 30.
Р.Ибрагимов в автобиографическом произведении "Тэрж,емэи хале м яки башыма килгэн хэллэр" ("Моя биография или воспоминания") указывает дату своего рождения вполне определенно - 23 апреля 1857 года1. Все это результат малой разработанности темы.
По теме диссертации имеются разнообразные источники. Прежде всего это доступные нам труды самого Г.-Р.Ибрагимова (сейчас известно около 280 опубликованных работ), в том числе крупные произведения - "Дауре 'Алам" ("Вокруг света"), "'Аляме ислам" ("Мир ислама"), "Тарджемаи халем" ("Моя биография"), "Автономия яки идараи мухтарият" ("Автономия или независимое управление"), "Чулпан йолдызы" ("Утренняя звезда"); публицистические статьи опубликованные в таких изданиях, как "Миръат" ("Зеркало"), "Ульфат" ("Дружба"), "Тагаруфи муслимин" ("Знакомство с мусульманами"), "Ислам доньясы" ("Мир ислама"); архивные документы - материалы следствия, проведенного судебным следователем по особо важным делам Казанского окружного суда по делу "О панисламистской пропаганде", хранящиеся в Национальном архиве Республики Татарстан. Особенностью изучения статей Г.-Р.Ибрагимова, опубликованных в зарубежных изданиях, является то, что они доступны нам лишь в виде списков или копий с оригиналов, сделанных профессором Мармарского университета (г. Стамбул) И.Туркоглу.
Таким образом, сохранившийся комплекс источников весьма разнообразен, с его помощью представляется возможным решить поставленные перед исследованием задачи. Разумеется, все это может быть достигнуто лишь при одном условии: рассмотрении объекта исследования в контексте той эпохи. Для этого в процессе исследования нами была изучена литература, характеризующая
1 Ибрайимов Г.-Р. Тэрж,емэи халем яки башыма килгэн хэллэр. - СПб. - ? - Б. 4-5. татарское общество конца XIX - начала XX вв., а также историю зарубежных стран в период пребывания в них Г.-Р. Ибрагимова.
На основе изучения трудов отечественных ученых и многолетнего процесса разработки данной темы была сформулирована концепция исследования, суть которой заключается в следующем: мировоззрение Г.-Р.Ибрагимова может быть правильно понято только при точном учете двух обстоятельств. Во-первых, на основе анализа достаточно извилистой и, вместе с тем, очень быстрой эволюции его социально-политических взглядов. Во-вторых, на основе точной локализации его воззрений в социально- исторических координатах России и зарубежных стран второй половины XIX -начала XX веков.
В ходе исследования была выдвинута и проверялась следующая гипотеза: жизнь и деятельность Г.-Р.Ибрагимова будет объективно оценена, если учесть, что: на рубеже XIX-XX веков у татар на передний план выдвигались понятия о национальном единстве, национальных чувствах, национальном языке, национальной культуре, о соотношении национальных и общечеловеческих интересов. Эти вопросы занимали большое место в татарской общественной мысли. Г.-Р.Ибрагимов являлся одним из тех, кто активно высказывал и пропагандировал свои идеи относительно этих животрепещущих вопросов;
- Г.-Р.Ибрагимов был одним из первых среди татар, кто пытался построить теорию преобразования национально-государственного устройства России;
- Г.-Р.Ибрагимов один из организаторов партии "Иттифак аль-муслимин", которая сыграла большую роль в формировании общественно-политических установок татарского общества и мусульманских народов России;
Г.-Р.Ибрагимов являлся видным тюркским путешественником конца XIX - начала XX веков. Во время своих странствий он знакомился с проблемами тюркско-исламского мира и большую часть своей жизни отдал осуществлению идеи национальной независимости мусульманских народов.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза определили следующие задачи:
1. На основе доступных нам источников, создать очерк биографии Г.-Р.Ибрагимова, с учетом истоков его идеологических воззрений и практических результатов деятельности;
2. Рассмотреть публицистическую деятельность Г.-Р.Ибрагимова (1905-1914 гг.) для выявления его общественно-политических воззрений;
3. Проанализировать общественно-политическую деятельность Г.-Р.Ибрагимова, основываясь на выявленных в процессе исследования источниках, фактах его биографии, опубликованных трудах, а также с учетом исторической ситуации стран, в которых он вел свою работу.
Для решения поставленных задач в основу данного исследования положен сравнительно-исторический метод, позволяющий раскрыть общие закономерности общественно-политических взглядов и деятельности Г.-Р. Ибрагимова. В зависимости от характера рассматриваемых проблем используются и другие принципы, приемы анализа, позволяющие глубже осмыслить идейное наследие Г.-Р.Ибрагимова.
Методологической основой исследования являются труды по источниковедению, историографии, истории и философии, в которых рассматриваются проблемы формирования философской и общественно-политической мысли народов России и зарубежного Востока в XIX и начале XX веков.
Исследование проводилось в 3 этапа:
На первом этапе (1998-1999 гг.) осуществлялось изучение философской, исторической, историографической, источниковедческой, методологической литературы, проводилась работа по выявлению и сбору источников с целью их дальнейшего изучения;
На втором этапе (1999-2001 гг.) проводилась текстологическая обработка и осуществлялся анализ источников, а также продолжалась работа по их выявлению и сбору;
На третьем этапе (2001 - 2002 гг.) проводились анализ, обобщение и систематизация полученных данных, оформление диссертационной работы.
Научная новизна До сих пор отсутствует работа по системному, целостному изучению жизни и деятельности Г.Р.Ибрагимова, в равной степени ждет своего глубокого анализа и творчество Г.-Р.Ибрагимова как публициста. В данном исследовании, используя многие источники, которые до сих пор не были включены в научный оборот, освещены малоизученные стороны биографии Г.-Р.Ибрагимова, что позволило установить степень его влияния на социально-политическую жизнь татарского общества конца XIX - начала XX века.
Практическая значимость работы Данная работа может служить историческим подспорьем для исследователей процесса развития общественно-политической мысли татар в конце XIX -начале XX вв., историографов, преподавателей и студентов учебных заведений, учителей, журналистов. Материалы диссертации могут применяться в качестве спецкурса для студентов исторических отделений вузов, а также при составлении учебников и пособий по истории татар и Татарстана.
Апробация работы Основные идеи, положения и выводы диссертационного исследования изложены в 6 публикациях и выступлениях на ежегодных научно-практических конференциях молодых ученых КГУ (Казань, 1998-2002 гг.) и на IV научно-практической конференции молодых ученых и специалистов Республики Татарстан (Казань, 11-12 декабря 2001 г.).
Структура исследования
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Публицистические произведения Г. Р. Ибрагимова как источники для изучения татарского общественно-политического движения, начало ХХ в."
Заключение
Конец XIX и начало XX веков - время, когда в России продолжается процесс формирования наций. В этот период и татары консолидировались в нацию.
Вполне естественно, что в связи с этим на передний план выдвигались понятия о национальном единстве, национальных чувствах, национальном языке, национальной культуре, о соотношении национальных и общечеловеческих интересов. Эти вопросы занимали большое место в татарской общественной мысли начала XX века, не сходили со страниц газет и журналов, книг, обсуждались в кулуарах, на различных собраниях, вызывая горячие споры. Габдерашит Ибрагимов был одним из тех, кто активно высказывал и пропагандировал свои идеи относительно этих животрепещущих вопросов.
Г.-Р.Ибрагимов оставил в наследие много статей и книг. Среди них публицистические, религиозные, политические и литературные произведения, периодические издания. В силу особых причин, Г.Р.Ибрагимов больше внимания уделял не литературе и науке, а политике и публицистике. По внутреннему убеждению прежде всего он был политиком. В этой области его голос звучал своевременно, аргументированно и потому уверенно. Он, без страха, высказывал свое мнение о тех или иных проблемах, волновавших татарский народ, мусульман и, соответственно, его самого Габдерашита Гумеровича Ибрагимова.
Г.-Р.Ибрагимов - один из выдающихся тюркских путешественников конца XIX - начала XX веков. Во время своих странствий он знакомился с проблемами тюркскоисламского мира. Большую часть своей жизни Г.Р.Ибрагимов отдал осуществлению идеи национальной независимости мусульманских народов. Этой проблеме он посвятил свои многочисленные книги, издания, статьи.
Вопрос национального самоопределения и автономии различные общественно-политические деятели старались решать по-своему. Бесспорно, все эти устремления и способы решения данного сложного и актуального вопроса достойны отдельного внимания к ним, так как они все доносили до широкой общественности различные варианты развития общества и государства. Перед народом открывалась возможность выбора: какой путь наиболее полезен и перспективен для него в данный исторический момент; что, как известно, является основой демократического развития общества и воспитания в нем подлинно демократических способов решения сложнейших национальных вопросов.
Г.-Р.Ибрагимов был одним из первых среди татар, кто пытался построить теорию преобразования национально-государственного устройства России. В связи с этим, анализ "Автономии" Г.-Р.Ибрагимова имеет важное значение для осмысления идейного наследия татарских национальных деятелей начала XX века. После февральской революции 1917 года был открыт путь для реализации этих идей. В этом направлении были сделаны и реальные шаги. По словам Г.Ибрагимова, "татарские буржуазные" деятели стремились решить национальный вопрос в пределах федерации. Однако существуют обязательные условия создания федерации: она должна быть построена "снизу", по желанию многочисленных народов, составляющих это содружество и, соответственно, приоритетным направлением взаимоотношений должна быть защита интересов прежде всего субъектов федерации относительно центральной власти. Именно эти объективные условия построения федерации в свое время были озвучены Г.-Р.Ибрагимовым. Объективность и актуальность данных теоретических высказываний увеличивают их научную ценность.
Еще одним из ярких этапов деятельности Г.-Р.Ибрагимова, является работа по организации партии "Иттифак аль-муслимин", проведение ее съездов, создание программных документов. Эта партия сыграла большую роль в формировании общественно-политических установок татарского общества и мусульманских народов России. Конечно же, идея объединения всех мусульман под одним знаменем и создание единой мусульманской партии воспринимается нами, как утопия. Однако, в исторической науке общепризнанно, что в первой четверти XX века политическим движением мусульман в России руководили татары и в этом немалую роль сыграло создание и функционирование партии "Иттифак", а также ее деятельность не только в Государственной Думе, но и на территориях, где компактно проживали мусульмане.
Несмотря на то, что "Иттифак аль-муслимин" просуществовала недолго, за достаточно короткое время она успела внедрить в сознание мусульманских интеллигентов России идеи национальной независимости.
После поражения российской революции 1905-07 гг. внимание Г.-Р.Ибрагимова устремляется на Дальний Восток. Он надеется, что Япония сможет оказать поддержку мусульманским народам Дальнего Востока и России в борьбе за независимость. Г.Р.Ибрагимов добивается и некоторых реальных результатов в этом вопросе. Несомненно, Япония при этом преследует свои цели, и в большинстве случаев использует стремление видных мусульманских общественных и политических деятелей, в том числе и Г.-Р.Ибрагимова, для утверждения своего влияния в различных странах.
Г.-Р.Ибрагимов искренне полагает, что Япония, усилившись после русско-японской войны, сможет постепенно распространить свое влияние не только на дальневосточные страны, но и на Сибирь, где проживает достаточно большое количество мусульман. С этими идеями связана и его миссионерская деятельность в Японии. Г.-Р.Ибрагимов активно общается с государственными структурами Японии, участвует в собраниях и конференциях. Все это делается с целью привлечения внимания к исламу и возможного включения Японии в "исламский мир" путем официального провозглашения ее мусульманской страной. Несомненно, "исламский мир" от этого только бы выиграл. Однако и эта идея Г.-Р. Ибрагимов а была неосуществима. С течением времени он, видимо, и сам начинает понимать это.
Мы далеки от идеализации деятельности Г.-Р.Ибрагимова. Как всякий политический деятель, он тоже ошибался, порою пропагандировал идеи неосуществимых проектов. Это, зачастую, было результатом "опережения" времени, иногда незнания или непонимания протекающих исторических процессов и существующего распределения политических сил. Несмотря на то, что Г.-Р.Ибрагимов личность разумного компромисса, в нем все же преобладали качества ортодокса, без которых политическому лидеру трудно сохранить свое лицо.
Для того, чтобы полностью понять и оценить весь жизненный путь Г.-Р.Ибрагимова и его деятельность, необходимо в полной мере учитывать особенности того сложного исторического периода. Подобная попытка была предпринята в данном исследовании. В работе показана деятельность Г.-Р.Ибрагимова в контексте времени и исторических событий. Уникальными
166 источниками для этого служат малоизученные доселе произведения Г.-Р.Ибрагимова "Тарджемаи халем", "Автономия", "Дауре 'алям", '"Аляме ислам", альманах "Миръат", газета "Ульфат", журналы "Тагаруфи муслимин" и "Ислам доньясы". Перед нами открывается личность, которая полностью охвачена проблемами, выходившими на политическую арену тюркского и мусульманского мира одна за другой. Здесь и проблема взаимоотношений исламской и христианской цивилизаций; проблема объединения тюркских народов и мусульман вообще; проблема соотношения общеисламского и национального в борьбе за свободу; наконец, проблема реформы самого исламского мировоззрения. В связи с этим, как активный пропагандист политической борьбы и одновременно ее организатор, Г.Р.Ибрагимов постоянно находится в центре событий, являющихся ключевыми в истории развития мусульманских народов, не зависимо от их географического положения. Поэтому будет справедливо, если мы назовем его одним из видных общественно-политических деятелей международного масштаба первой половины XX века.
Список научной литературыГалимуллин, Фарит Фоатович, диссертация по теме "Историография, источниковедение и методы исторического исследования"
1. Асия тэЬликэдэ "жапон теленнэн тэрж,емэ"/ Метэрждмнэре:жапонияле Мехэммэд Хелими Накава, Габдеррэшид ИбраЬимов. Истанбул: "Эхмэт Эхсан ве шэрэкясе" нэшрияты, Матбагате "госмани шорэкясе", 1327. - 24 б.
2. ИбраЬимов Г.-Р. Автономистлар// ©лфэт. 1906. - 4 май.
3. ИбраЬимов Г.-Р. Автономия ни нэрсэ? Ничек була?// ©лфэт. -1906. И май.
4. Ибра1шмов Г.-Р. Автономия яки идарэи мехтэрият.
5. С.Петербург: Электро-печатня А.О.Ибрагимова, 1905. 35 б.
6. ИбраИимов Г.-Р. Автономия// ©лфэт. 1905. - 11 декабрь.
7. ИбраЬимов Г.-Р. Ачы хакикатьлар иттирафы оланмадыкчаислам мемкин олмас //Ислам деньясы. 1913. - № 2.
8. ИбраЬимов Г.-Р. Галэме Ислам. Аксай шэрекътен бер сэда//
9. Яца Япон мухбире. 1933. - №2.
10. ИбраЬимов Г.-Р. Галэме Ислам яки Япониядэ интишареисламият. 2 т. - Стамбул 1329-1332 (1910-1913).- Т. 1.-620 б., Т. 2. - 247 б.
11. ИбраЬимов Г.-Р. Дэуре галэм. Казан: Бэянел-хак, 1909.160 б.
12. ИбраИимов Г.-Р. Заманныц еЬюмияте. Меселманнархэрэкэте// ©лфэт. 1905. - 22 декабрь.
13. Ибракимов Г.-Р. Иттирафы лязим олан ачы хакыйкатьлэр//
14. Ислам деньясы. 1913. - № 5.
15. ИбраЬимов Г.-Р. Иттихад хевэсе киби гелиор// Исламденьясы. 1913. - №2.
16. ИбраЬимов Г.-Р. Миръат. 1900. №1-6; 1902. №7-11; 1903.12.18.
17. Ибра1шмов Г.-Р. Национализм// ©лфэт. 1905. - 11 декабрь.
18. Ибра1шмов Г.-Р. Петербургта исламнар ж,эмгыяте// ©лфэт.1906. 19 январь.
19. ИбраЬимов Г.-Р. Себер меселманнары//Миръат. 1903. - №17.
20. Ибра1шмов Г.-Р. Тэрж,емэи хэлем яки башыма килгэн хэллэр.1. Спб. ?.
21. ИбраЬимов Г.-Р. Тэфэккур сэгате// Ислам доньясы. 1914.24.
22. ИбраИимов Г.-Р. Харбин. Гыйльме халь// Мирас. 1992. - №11.
23. Ибра1шмов Г.-Р. Хаят-ы ислам улема элендэдер// Исламденьясы. 1913. - № 19.
24. ИбраЗшмов Г.-Р. Чулан йолдызы. С.-Петерург, 1907. 58 Б.
25. ИбраЬимов Г.-Р. Япония вэ исламият// ©лфэт. 1906.13 сентябрь.
26. ИбраЗшмов Г.-Р. Япония мэктуплэре// Сираты мустаким.1327. №40.
27. ИбраЬимов Г.-Р. Япония хэбэрэре// Мирас. 1995. - №3 - №4.
28. Ибра1шмов Г.-Р. Япониядэ исламият// Сираты мустаким.1327. №38.
29. Предварительное следствие произведенное Судебнымследователем Казанского окружного Суда по особо-важным делам по делу о панисламистской пропаганде. НА РТ. Ф. 41. Оп. 11. Д. 1-11.
30. Хосусый телеграмма// ©лфэт. 1905. - 29 декабрь.1. литература на русском языке
31. Абд ар-Рахман аль-Кавкиби Природа деспотизма игибельность порабощения. М.: Наука, 1964. - 202 с.
32. Абдуллин М., Батыев С. Татарская АССР: Реальность ибуржуазные мифы. Казань: Татар, кн. изд-во, 1977. - 199 с.
33. Абдуллин Я, Джадидизм среди татар: возникновение, развитиеи историческое место. Казань, 1998. - 41 с.
34. Абдуллин Я. Джадидизм, его социальная природа и эволюция/
35. Из истории татарской общественной мысли. Казань, 1979.
36. Абдуллин Я. Новое мышление и некоторые проблемы историитатарской общественной мысли/ Методологические проблемы изучения истории общественной мысли (на материале народов РСФСР). Казань: ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова КНЦ АН СССР, 1990.
37. Абдуллин Я. Социально-философская характеристикапросветительства среди татар Поволжья и Приуралья (XIX век): Дис. . д-ра филос. наук. Казань, 1977. 464 с.
38. Абдуллин Я. Татарская просветительская мысль (Социальнаяприрода и основные проблемы). Казань: Татар, кн. изд-во, 1976. - 320 с.
39. Агаев С.Л. "Мэйдзи исин": Революция или реформа?//Народы
40. Азии и Африки. 1978. - №2.
41. Алиев Г. Турция в период правления младотурок (1908-1918).1. М.: Наука, 1972. 388 с.
42. Амирханов Р. Татарская демократическая периодическаяпечать в годы первой русской революции (1905-1907 гг). -Дис. . канд. ист. наук. Казань, 1978. - 193 с.
43. Аршаруни А. Габидуллин X. Очерки панисламизма ипантюркизма в России. Рязань, 1931. - 138 с.
44. Атишев А. Политическая мысль Казахстана второй половины XIX начала XX века. - Алма-Ата: Наука КазССР, 1979. - 159 с.
45. Аширов Н. Ислам и нации. М.: Политиздат, 1975. - 144 с.
46. Батыев С. Татарский джадидизм и его эволюция//История1. СССР. 1964. - №4.
47. Бейсембиев К. Очерки истории общественно-политической ифилософской мысли Казахстана (дореволюционный период).- Алма-Ата: Казахстан, 1976. 427 с.
48. Биография как вид исторического исследования: Сб. науч.тр./Твер. Гос. ун-т; Редкол.: И.Г.Серегина (отв.ред) и др. -Тверь, 1993. 180 с.
49. Большая советская энциклопедия. т. 1. - М.: АО "Советскаяэнциклопедия". 1926.
50. Большой юридический словарь/ Под.ред. А.Я.Сухарева,
51. В.Д.Зорькина, В.Е.Крутских. М.: ИНФРА-М, 1998. - 790 с.
52. Брагинский И. О природе среднеазиатского джадидизма всвете литературной деятельности джадидов// История СССР. 1965. - №6.
53. Валиев Ф. Западно-сибирские татары во второй половине XIX- начале XX веков, Ист. этногр. очерки. Казань: Татар, кн. издат, 1980. - 232 с.
54. Вахабов М. О социальной природе среднеазиатскогоджадидизма и его эволюции в период Великой Октябрьской революции// История СССР. 1963. - №2.
55. Вахидов X. Просветительская идеология в Туркестане.
56. Ташкент: Узбекистан, 1979. 155 с.
57. Вспомогательные исторические дисциплины/ РАН, Отд-ниеистории; Редкол.: В.А.Шишкин (отв.ред) и др. СПб: Дмитрий Буланин, 2000. - 367 с.
58. Гайнетдинов Р. Политический акт представителеймногомиллионного мусульманского мира// Гасырлар авазы -Эхо веков. 1999. - №1-2.
59. Гайнуллин М. Каюм Насыйров и просветительское движениесреди татар. Казань: Татгосиздат, 1955.
60. Гайнуллин М. Татарская литература и публицистика начала
61. XX века. Казань, 1983. - 433 с.
62. Гали Б. Общественно-политическая деятельность иисторические взгляды Гаяза Исхаки. Дис. . канд.ист.наук. 07.00.09. - Казань: КГУ, 2001. - 189 с.
63. Гасанов Э. Идеология буржуазного национализма в Турции впериод младотурок (1908-1914 гг.). Баку: Изд-во Акад. наук АзССР, 1966. - 162 с.
64. Гилязов И. Судьба Алимджана Идриси// Гасырлар авазы Эховеков. 1999. - №3-4.
65. Губайдуллин Г. К вопросу об идеологии Гаспринского
66. Предварительные замечания)// Гасырлар авазы Эхо веков. - 1998. - №3-4.
67. Давлетшин К. Нации и ислам (Критика философскотеологических концепций о единстве нации и ислама). -Казань: Татар.кн.издат, 1986. 198 с.
68. Даниленко В.И. Современный политологический словарь. М.:1. NO ТА BENE, 2000 1024 с.
69. Драгоманов М. Собрание политических сочинений
70. М.П.Драгоманова. Paris - Societe nouvelle de librairie et d'edition, 1905. 2 т., Т. 1. - 376 е., T. 2. - 874 c.
71. Еремеев Д. Мейер M. История Турции в средние века и новоевремя. М.: Изд-во МГУ, 1992. - 248 с.
72. Железнов В. Автономия подлинная и мнимая. Казань: татар.кн. издат., 1981.
73. Зарождение идеологии национально-освободительногодвижения (XIX нач. XX вв.). Мм 1973. - 488 с.
74. Зиманов С. Политический строй Казахстана конца XVIIIпервой половины XIX века. Алма-Ата, 1960.
75. Золотарев A.M. Что такое наша Россия. М.: Типография общ.распространения полезных книг, 1908. 30 с.
76. Ибрагимов Г. Татары в революции 1905 года. Казань:1. Татиздат, 1926.
77. Ислам в татарском мире: история и современность
78. Материалы международного симпозиума, Казань 29 апреля 1 мая 1996 г.). - Казань: Панорама форум, 1997. - 379 с.
79. Ислам на территории бывшей Российской империи.
80. Энциклопедический словарь. Вып. 1. М.: Восточная литература РАН, 1998. - 160 е.; Вып. 2. - М.: Восточная литература РАН, 1999. - 167 с.
81. Ислам. Словарь атеиста/под. общ. ред. д.ист.н. Пиотровского
82. М.Б., к.ист.н. Прозорова С.М. Москва: Политиздат, 1998.
83. Ислам: Религия, общество, государство/ отв. ред.
84. П.А.Грязневич, С.М.Прозоров. М.: Наука, 1984. - 232 с.
85. История национальной государственности в Татарии/
86. Фаткуллин Ф.Н., Батыев С.Г., Фаткуллин Ф.Ф. и др.; Под ред. С.Г.Батыева, Ф.Н.Фаткуллина. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. - 176 с.
87. Исхаков Д. Феномен татарского джадидизма: Введение ксоциокультурному осмыслению. Казань, 1997.
88. Каримуллин А. Татарская книга начала XX века. Казань:
89. Татар.кн.издат., 1974. 319 с.
90. Касымов Г. Очерки по религиозному и антирелигиозномудвижению среди татар до и после революции. Казань: Татиздат, 1932. - 56 с.
91. Касымов Г. Пантюркистская контрреволюция и ее агентурасултангалиевщина. Казань: Татиздат, 1931. - 100 с.
92. Ковальченко И. Методы исторического исследования/ АН
93. СССР, Отделение истории. М.: Наука, 1987. - 438 с.
94. Кульчицкий К. Автономия и федерация в современныхконституционных государствах. М.г 1907. - 214 с.
95. Лазаревский Н. Лекции по русскому государственному праву
96. Т. 1-2. СПб: Слово, 1908-1910.
97. Левин 3. Ислам и национализм в странах зарубежного
98. Востока (идейный аспект). М.: Наука, 1988. - 223 с.
99. Лехин И., Струве Э. Краткий политический словарь .- Москва:1. Изд.полит.лит., 1969.
100. Людмилин А. Контрреволюция в рясах и чалмах в 1905 г. в
101. Казанской губернии. Казань: Татиздат, 1931. - 47 с.
102. Магдеев М. Социальные корни таланта. Казань: Изд-во
103. Казан, ун-та, 1990. 160 с.
104. Международные отношения на Дальнем Востоке (1870-1945гг.)/Под общ. ред. Е.М.Жукова. М.: Госиздат, 1951. - 791 с.
105. Миннегулов X. Татарская литература и восточная классика
106. Вопросы взаимосвязей и поэтики). Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1993. - 384 с.
107. Мир ислама. Издание Императорского отдела востоковедения.
108. Под.ред. проф. В.Бартольда. СПб.: Типография В.Ф.Киршбаума (отделение), 1912. Т. 1. №1. - 144 е.; Т. 1. №2. - 294 е.; Т. 1. №3. - 518 с.
109. Михайлова С. Советский опыт и национальный вопрос:тюрко-татарская линия эмигрантской литературы 20-30-х годов/ Россия в XX веке. Судьбы исторической науки/ Под общ. ред. Схарова А.Н. М.: Наука, 1996. - С. 464-474.
110. Михайлова С. Формирование и развитие просветительствасреди татар Поволжья (1800-1861). Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1972. - 228 с.
111. Методологические и историографические вопросыисторической науки: Сб. статей/ Отв. ред. Б.Т.Могильницкий. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1990. Вып. 19. - 240 с.
112. Мухаметшин Р. Переосмысление просветительских идей втатарской эстетической мысли начала XX в./ Проблема преемственности в татарской общественной мысли. Казань, 1985. 163 с.
113. Мухамметдинов Р. Зарождение и эволюция тюркизма (Изистории политической мысли и идеологии тюркских народов; Османская и Российская империи, Турция, СССР, СНГ 70-е гг. XIX в.-90-е гг. XX в.) Казань: Изд-во "Заман", 1996. - 272 с.
114. Нафигов Р. Влияние марксистко-ленинских идей на татарскуюдемократическую публицистику в период первой русской революции. Дис. . канд. ист. наук. - Казань, 1954. - 348 с.
115. Нафигов Р. История формирования и развития татарскойпередовой общественно-политической мысли на третьем пролетарском этапе освободительного движения России (1895-1917 гг.) Дис. . д-ра ист. наук. (Т. 1-2). Казань, 1963.
116. Нафигов Р. Формирование и развитие передовойобщественно-политической мысли (Очерк истории 1895-1917 гг.). Казань: Изд-во. Казан, ун-та, 1964. - 446 с.
117. Новая история стран Азии (вторая половина XIX начало XXвв.)/ Под ред. В.И.Овсянникова. М.: Социально-политический журнал, 1995. - 329 с.
118. Новый энциклопедический словарь/ Под ред Ф.А.Брокгауза и
119. И.А.Ефрона. т.1. - СПб: Типография АО Брокгауз-Ефрон.
120. Общественно-политическое движение и классовая борьба на
121. Средней Волге (конец XIX начало XX в.). - Казан: Изд-во Казан, ун-та, 1972. - 166 с.
122. Очерки истории Коммунистической партии Туркестана.
123. Социал-демократические организации Туркестана в дооктябрьский период (1903 март 1917). - Ташкент, 1958.
124. Очерки истории философской и общественно-политическоймысли в Туркестане. Ашхабад: Ылым, 1970.
125. Очерки по истории философской и общественнополитической мысли в Туркменистане (с VI в. до наших дней)/ Редкол.: д-р филос. наук проф. Ш.Ф.Мамедов (гл.ред) и др. Ашхабад: Ылым, 1970. - 606 с.
126. Очерки по истории философской и общественнополитической мысли народов СССР. 2 т. Под ред. Г.С.Васецкого и др. Т.2. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1956. - 896 е.;
127. Политические партии: Справочник/ Агарышев А.А. и др..
128. М.: Политиздат, 1986. 381 с.
129. Политические партии России: конец XIX первая треть XXвека: Энциклопедия/ Ассоц. "Рос. Полит, энцикл." Рос. Независимый ин-т соц. и нац. проблем; Отв. ред. В.В.Шелохаев; Науч. ред.: Е.Ю. Агарева и др, - М.: РОССПЭН, 1996. - 872 с.
130. Политические партии России в период революции 1905-1907гг. Количественный анализ: Сб. ст./Отв. ред. А.П.Колелин; АН СССР, Ин-т истории СССР. М., 1987. - 244 с.
131. Петросян И.Е., Петросян Ю.А. Османская империя: реформыи реформаторы (конец XVIII начало XIX вв.) - М.: Наука. Издательская фирма "Восточная .литература", 1993. - 186 с.
132. Политология: Энциклопедический словарь/ Общ. ред. и сост.:
133. Ю.И.Аверьянов. М.: Изд-во Моск. Коммерч. Ун-та, 1993. -431 с.
134. Раджабов 3. Выдающийся просветитель таджикского народа
135. Ахмад Дониш. Сталинабад: Полиграфкомбинат Мин. культ. ТаджССР, 1961. - 220 с.
136. Раджабов 3. Из истории общественно-политической мыслитаджикского народа во второй половине XIX и начала XX вв. Сталинабад: Таджгосиздат, 1957. - 459 с.
137. Речь А.Цаликова на II Всероссийском мусульманском съезде/
138. Под ред. Б. Султанбека// Гасырлар авазы Эхо веков. - 1999. - №3-4.
139. Ризположенский Р. По вопросу о выборах в Государственную
140. Думу. Казань, 1906. - Т. 1. - 16 е., Т.2. - 8 с.
141. Россия и Япония/ АН СССР, Ин-т востоковедения. М.:1. Наука, 1988. 381 с.
142. Сайфи Ф. Татары до февральской революции. Казань:1. Татполиграф, 1930. 46 с.
143. Селищев А. С. Японская экспансия: люди и идеи. Иркутск:
144. Изд-во Иркут. Ун-та, 1993. 254 с.
145. Сигэки Т. Мэйдзи исин (крушение феодализма в Японии).
146. М.: Изд-во Иностранной лит-ры, 1959. 364 с.
147. Словарь иностранных слов. Москва: гос. издат. иностранныхи национальных словарей, 1949.
148. Социально-утопические идеи в Средней Азии/
149. М.М.Хайруллаев, М.К.Арипов, А.А.Абдурасулев и др.; Отв. ред. М.М.Хайруллаев. Ташкент: Фан, 1983. - 139 с.
150. Степанянц М. Ислам в философской и общественной мыслизарубежного Востока (XIX-XX вв). М., 1974. - 190 с.
151. Султанов ф. Ислам и татарское национальное движение в
152. Российском и мировом мусульманском контексте. Казань: РИЦ "Школа", 1999. - 236 с.
153. Султанов Ф. Татарское национальное движение: история исовременность. Казань: Магариф, 2000. - 207 с.
154. Сэнсом Дж. Япония: Краткая история культуры/ Пер. с англ.
155. Е.В.Кирит\лова по ред. А.Б.Никитина. СПб.: Евразия, 1999. -572 с.
156. Тагиров И. Из истории краха национальной программытатарской буржуазии/ Общественно-политическое движение и классовая борьба на Средней Волге (конец XIX- начало XX веков) Очерки истории народов Поволжья и Приуралья. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1972.
157. Татария в дни первой русской революции (Под ред
158. Х.Г.Гимади). Казань: Таткнигоиздат, 1955. - 92 с.
159. Татарская периодическая печать начала XX века:
160. Библиографический указатель, Казань: Милли китап, 2000.- 316 с.
161. Татарский энциклопедический словарь. Институт татарскойэнциклопедии. Казань, 1999. - 703 с.
162. Тхагапсоев А. Нравоучения ислама и отношения международами. Нальчик: Кабард.-Балкар. Кн. из-во, 1967. - 50 с.
163. Усманов М. Заветная мечта Хусаина Фаизханова. Повесть о жизни и деятельности. Казань: Татар, кн. издат., 1980. - 223 с.
164. Усманов М. О трагедии эпоса и трагедиях людских/ Идегей
165. Татарский народный эпос). Казань: Татар, кн. издат., 1990.
166. Усманов М. Татарские исторические источники XVH-XVTII вв.1. Казань: Изд-во КГУ, 1972.
167. Усманова Д. Мусульманская фракция и проблемы "свободысовести" в Государственной Думе России (1906-1917). -Казань: Изд-во "Мастер Лайн", 1999. 164 с.
168. Фасеев К. Борьба двух мировоззрений в национальномвопросе (на материалах татарской общественной мысли и культуры): Дис. . д-ра филос. наук. Казань, 1971. - 538 с.
169. Фасеев К. Вспоминая прошедшее. Казань: Изд-во Казан, унта, 1999. 115 с.
170. Фасеев К. Из истории татарской передовой общественноймысли (Вторая половина XIX начало XX вв.). - Казань, 1955. - 280 с.
171. Фасеев К. На путях пролетарского интернационализма
172. Утверждение идей интернационализма в татарской общественной мысли и культуре). Казань: Татар, кн. издат, 1971. - 391 с.
173. Фахретдинов А. Иттифак аль-муслимин//Татарстан. 1992.5.6.
174. Фахрутдинов Р. Татарский либерализм в конце XIX начале XX века (очерки политической истории). - Казань, 1998. - 127 с.
175. Формирование и развитие передовой татарской общественнополитической мысли (Очерк истории 1895-1917 гг.). Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1964.
176. Хадыров Т. Прогрессивно-демократическая мысль в
177. Туркестане в начале XX века (1900-1917)/ Под ред. Т.Б.Бердыева (отв. ред.), К.А.Акмурадова. Ашхабад: Ылым, 1979. - 123 с.
178. Халитов Г. Дооктябрьская творческая эволюция Маджита
179. Гафури. автореф. дис. . канд. ист. наук: Казань, 1947.
180. Хасанов X. Формирование татарской буржуазной нации.
181. Казань: Татар, кн. издат., 1977. 327 с. ИЗ. Шаюсупова Г. Прогрессивная общественно-политическая мысль в Узбекистане в нач. XX в. (1905-1917 гг.): Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Ташкент, 1962. - 23 с.
182. Эсат Д. 40 лет на дипломатической службе. Воспоминаниятурецкого дипломата. М.: Наука, 1971. - 116 с.
183. Юзеев А. Место джадидизма в татарской общественноймысли конца XIX начала XX веков// Гасырлар авазы - Эхо веков. - 1999. - №1-2.
184. Юсупов М. Шигабутдин Марджани как историк. Казань:
185. Татар, кн. изд-во, 1981. 232 с.
186. Яндыров А. Суфизм и идеология национальноосвободительного движения. Алма-Ата, 1975.
187. Яхимоваич 3. Итало-турецкая война 1911-1912 гг. М.: Наука, 1967. 204 с.3. литература на татарском языке
188. Абдуллин Я. Ж,эдидчелек хэрэкэте//Мирас. 1994. - №11.
189. Бигиев М. Мэдэният деньясы тэракки итмиш икэн исламиятгалэме ничин инде?//Ислам деньясы. 1913. - №1.
190. Бигиев М. Петербургта меселманнар ж,эмгыяте// ©лфэт.1906. 22 январь.
191. Галимуллин Ф. Эстетика Ьэм социологизм. Казань: Изд-во1. Магариф. 1998. - 223 б.
192. Госманов М. Каурый калэм эзеннэн, Археограф язмалары.
193. Казан, Татар, кит. нэшр., 1984. 287 б.
194. Госманов М. Котсыз еллар кайтавазы//К.у. 1994. - №5.
195. ИбраЬимов Г. "Урал" Ьэм "урал"чылар/ Эсэрлэр 8 томда. 7т. Тарихи хезмэтлэр (1911-1927). Кахан: татар.кит.нэшр. -1984. - 539 б.
196. ИбраЬимов Г. Эсэрлэр, 8 т., Т. 7./Тарихи хезмэтлэр (19111927). Казан: Татар, кит. нэшр., 1984 - 539 б.
197. ИбраЪимов Г. Тарихи кыцгыравык езелде/ Эсэрлэр 8 т. Т.5.
198. Эдэбият h-эм сэнгать турында мэкалэлэр, хезмэтлэр (19101933). Казан: Татар, кит. нэшр, 1978. - 615 б.
199. ИбраЬимов Г. Тарихи кыцгыравык езелде//Татарстанхэбэрлэре. 1922. - №46.
200. Ибрайимов Г. Татарлар арасында революция хэрэкэтлэре/
201. Эсэрлэр. 8 т. - Т.7. - /Тарихи хезмэтлэр (1911-1927)/ Казан: Татар, кит. нэшр, 1984. - 539 б.
202. Исхаки Гата Габдерэшит хэзрэт ибраЬимов/ Эдэбиятюллары. Решди мэктэплэр ечен дэреслек. Казан, 1920. -136 б.
203. Исхаки Г атаулла. Габдерэшит хэзрэт Ибра1шмов//Казанутлары. 1990. - №12.
204. Камозава И. Татарлар Япониядэ// Мирас. 1992. - №6-7.
205. Кэрими Ф. Истанбул мэктуплэре. Оренбург: Вакыт, 1913.450 б.
206. МэЬдиев М. Тарихи кыцгыравык// Мирас. 1992. - №8.
207. Нэвыйков Р., Вэлиев Ф. Эйтикиннар нэселе турында//К.у.1991. №5.
208. Рорлих А. Идел буе татарлары// Мирас. 1992. - №4.
209. Сафин Р. Татар юлы (Татар язмышына геосэяси анализ).
210. Казан: Татар, кит. нэшр., 2002. 191 б.
211. ТаЬиров И. Бэйсезлек баскычлары. Казан: Татар, кит.нэшр., 1994. 278 б.
212. Та1шров И. Бигиевларнын, икенчесе// Мирас. 1992. - № 11.
213. Тукай Г. Эсэрлэр. Т.1. Казан: Татар, кит. нэшр, 1985. - 393 б.
214. Терекуглы И. Габдерэшит ИбраЬимов сэяхэтлэре// Заман.1993. №8-9.
215. Эйди Т. Габдерэшит Ибра1шм//Идел. 1991. - №1.4. литература на иностранных языках
216. Akin К. Tokyo Camii'nin Aci Hikayesi, Turkiye, 10-11 Aralik1992.
217. Demirhan P. Hatiralar: Rus-Japon Harbi (1904-1905). Istanbul, t.1., 1943.
218. Devlet N. Rusya turklerinin milli mucadele tarihi (1905-1917).
219. Ankara: Turk kulturunu arashtirma enstitusu, 1985.
220. Gergeon F. Abdurreshid Ibrahim'in "Alem-i islam"ina gore 20.
221. Yuzyil bashi uzakdogusunda Osmanli imgesi//Toplamsal Tarih. Istanbul. - 1995. - №20.182
222. Ozbek N. Abdurresid Ibrahim'in ikinci mesrutiyet yillari: Tearuf-i Muslimn ve Islam Dunyasi dergileri//Toplamsal Tarih. 1995. -№20.
223. Turkoglu I. 20 yuzyilda bir turk seyyahi Abdurresid Ibrahim//
224. Toplumsal Tarih. 1995. - №20.
225. Turkoglu I. Sibiryali meshur seyyah Abdurresid Ibrahim.
226. Ankara: Turkiye Diyanet vakfi yayin, 1997. 172 s.
227. Turkoglu I. Tokyo camii//Turk Dunyasi tarih dergisi. №76.1993.
228. Ucar A. Japonlarin islam dunyasindaki yayilmaci siyaseti ve
229. Abdurresid Ibrahim//Toplamsal tarih. 1995. - №20.5. Интернет ресурсы
230. Алексеев И. Мусульманская фракция в Государственной Думе (1906 -1917 гг.). www.tatar-history.ru.
231. Усманова Д. История несостоявшегося альянса: к вопросу о взаимоотношениях мусульман с российскими либералами в конституционный период. www.aimag.knet.ru/cgi-bin; www.tatar-history.ru.