автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Публицистическое творчество Иосифа Волоцкого (на материале «Просветителя»)

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Мухаметшина, Татьяна Евгеньевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Публицистическое творчество Иосифа Волоцкого (на материале «Просветителя»)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Публицистическое творчество Иосифа Волоцкого (на материале «Просветителя»)"

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО - Г ^ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ^ ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 3 ИМ* 1997 ИМЕНИ МИРЗО УЛУГБЕКА

На правах рукописи УДК 882 (09)

МУХАМЕТШИНА ТАТЬЯНА ЕВГЕНЬЕВНА

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ИОСИФА волоцкого

(на материале «Просветителя»)

Специальность 10.01,0$.— История национальной литературы

' (русская)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Ташкент — 1997

Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы Ташкентского Государственного 1 педагогического института им. Низами

Научный руководитель — кандидат филологических наук,

|доцент Панкратьев Ф. В.

Официальные оппоненты — доктор филологических наук,

профессор Каримов Э- А:

кандидат педагогических наук; доцент Ильин Н. Д.

Ведущая организация — Узбекский Государственный Университет мировых языков, кафедра истории русской литературы

Защита диссертации « »___ 1997 г.

в ч. на заседании специализированного совета

ДК 067.44.01 при Ташкентском государственном университете по адресу'- г Ташкент, вузгородок, ТашГУ, факультет зарубежной филологии, ауд.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ТашГУ.

Автореферат разослан « » 1997 г:

Ученый секретарь спец. совета

кандидат филологичесих наук доцент Шильникова Л.Ф.

ЭДАЯ ХАРАШРШТИКА РАБОТЫ

Вторая половина и - начала ХУ1 вв. - это новый период в ¡лятичоской иотории Древней 1Узи, время становления ыногона-[окадьного, централизованного государства. Перемены в обществен-1Й жизни не могли не отразиться на развитии древнерусской гсературы и искусства. Происходит процесс влияния областных [твратур в единую, появляются новые оообеинооти л изменения жанровой системе произведений.

Это вреия подъема и расцвота публицистической мысли. Ашн-I публицистика лучше воего соответствовала как идеологическим исачам общества, так и его вотетическим возмолшостяы. -

Публицистическое творчеотво Лосода Волоцкого представляет 160Й сложный литературный процесс, который сцосоЗствовал рон-1шго публицистики как се юотоятального и уха вполне опрвцелению вида литературно-общественной деятельности.

Преподобный Иосиф Волоокий /143&-1515/, в миру -1ван С!аиан,-■умая основанного ш Волоколамского ыонаотыря,' богослов и ■бляциот. Он принадлежал к такому типу церковного деятеля, >торый способствовал духовному возрождению общества ь практи-юга претворил в казнь идею единения русской земли. Его образ ютхзирован как нравственный идеал в Питиях, написании* Саввой фным/Крутппким/, Дорофеем Топорковым 4 Львом-Акакятой Филслона /Великие Минеи Чехии /ШЧ/.—СПб.,1эбЗ«—сентябрь 1—13,отлб. 13;£итже Иосифа, составленное Саввой/Изд.КЛавоотрувва.-М.: лог..Моск.ун-та, 1-365.С.2-13; Житие составленное неизвестным// 1ГОсловский востник.-191а.Т.Ш.-С.173-190; Лночевский В.О.Древие-гсскнв хития сачтых как исторический иоточник.-М.:Наука,Репринт. |Ц. ,19:33.£92-294./

На становление религиозно-политических взглядов Иосифа Волоокого повлияли нравственные, адейно-филооофокив принципы Феодосия Печорского, архиепископа новгородского Геннадия, вжаантий~кого философа Агаяата.

Характерной чертой мастерства волоколамского проповедника было умепне целиком подчинить литературу основным проблемам общества. Это жэ заставило его по-новому взглянуть на художеотве! вое олово, увидеть в нем источник авторского самовыражения.

Публицист .гееское творчество Иосифа Водоцкого до о их пор не было объектом диссертационного исследования, ¡la современной стопе развитая истории, когда изменялся подход в отношена« религии, обращение к изучении адейно-худояеотвенного содержания произведений богослова вполне оправданно. Этап объясняется выбор нашей темы.

АКТУАЛЬНОСТЬ Т£Ш сводится в рассмотрению новаторски:' эле-иентов в публицист яческом творчестве /юсифа Болоцкого. Идейно-подитаческая оонова и религиозно-философская проблематика послание, вошедших в "Просветитель", определили причину подъема публи< диетической мысли в конце ХЗ - начале ХУ1 вв.

Дня большинства духовенства- важно было сохранить полит4-чеоков равновесие, установленное после освобождения нз-под монголо-татарского ига, для успешного вавершения объединения, государства. Поэтому лабое отступление от официальных взглядов церкви пресекалось во небелаяяе волнений городского населения.

Иосиф Болоцкий ясно понимал всю опасность прогрессивных едой еретиков, которые подрывали авторитет "священотва" и его влаялав на политику государства в целом. В овяаи о этим публицистическое творчеотво игумена в большей чаотя складывалось напосродотвенно из антиоротпчасках пооланпй, которые отали

юнопой глав /Слов/ "Книги на новгородских еретиков", или 'Просветитель".

АКТУАЛЬНО ЛЬ Г1Р0МК.и предлагаемого диссертационного исследования заключается в литврагу.,хэведческом и лингвистическом юследовании антларетичоокюс поолакяй в контексте проотранной ¡юдакциа "Просвет«стеля"для подтверждения идейно-художественного i литературного значения этого памятника в оредневековоа история.

Как богослов к духовный учитель в своих посланиях игумен раскрывал аначение "священства" к "царства", обязанности царей, хавал "христианские уроки" мудрости, кротости и правосудия. Как 1еловак религиозный он нетерпимо относился паяя к намеку на этступнячество. Этим объясняется страстный, непримиримый, воин-зтвенный тон антио^таческях посланий Иосифа Волоцкого.

Несмотря на то, что з конце ХУ в. в системе литературных кадров сформировались определенные традиции, волоколамскому ягушну удалось освободить жанр посланий ат узких рамок личной юреписки и сделать его ораторским, публицистическим, раоачглтан-аым на большую аудиторию.

ЦЕЛЬ ЖОЛЩОВАИЛЧ сводится к рассмотрению новаторских тви-ивнпий в публицистическом творчества Иосифа Волоцкого на примере активрвтлчяск« посланий, яощетшах в "Просветитель", Данной целью обусловлена рлеяушце задачи:

- показать процесс Армирования ицейно-худокестввнных взглядов публициста через проблематику посланий и литературные принципы ее реализации;

- рассмотреть концепции автора с позиций его философских воззрений, личного отношения к адресату;

- определять роль исторических личностей в посланиях;

- искрись трамилонныв и iíobato, склв особенности языка

к отадя посланий}

- определить жанровое своеобразие посланий. НАУЧНАЯ НОВИЗНА предлагаемого диссертапионного нсследоваши состоит в новом абпекте литературоведческого анализа идейно-пол атической основы я религиоэно-филооофской проблематики, «ш-роього своеобразия а словеоно-сталиотдчаской системы антиеретн-чеохях посланий.

Результаты диссертационного исследования дат возможность по-новому взглянуть на личность Иосифа Волоокого как публициста, общественного и политического лидера, глубже всмотреться в его эпоху. Но главное, как Иосиф Валогхкий с помощью своих публицист чеоких посланий стремился отстоять основные христианские принципы в процессе литературное полемики о единомшаденникаии пропо-ведниха я о его противниками - еретиками.

Иреплатаемое диссертационное исследование стремится воопол-нить пробел в изучении литературного наследия политического я религиозного деятеля конца 1У - начала 371 вв. Ло настоящего времени исследователь еще'не выяснили своеобразие жанровых форм к словесно-стилистической системы антиеретичеоких посланий в контексте пространной редакции "просветителя". В 70-90-е гг. XX в. были только переомотренн о современных философских позиций лишь общественно-религиозная деятельность Иоокфа Волоцко-го / Замалеев А.Ф. философская мысль в средневековой Руьл XI - ХУ1 вв. - Л.: Наука, Лен. отд. 1937» - 250 о./, освещение творчество игумена о иокусотвоведчеоких сторон, так как проповедник стоял на страже икон как предмета поклонения я искуоотва / Голейаовокий и.К. "11о<шщие иконописцу" Иосифа Полоцкого и его адресат - Диониоий: Автореф.дио. ,..канц.иокус-сгв.наук,- ¿.1.,1969.- 176 о./, о вркдичеоках позиций, так как он

отставвал юрадъчоокоа положение церкви и овотской влаоти /Золотухина Н.М. 1!осаф Волоцкий /из дстории политической и правовой кисли/. - ¡¿.: Юрнд.лит.,1931. - 102 о./.

ОБЬЕКТОМ ИС!ЩДОЬАН;Ы стала "Книга ни новгородских еретиков" преподобного Иосифа Полоцкого. Название "Просветитель" появляется в цисьмешшх источниках только в ХУЛ в. "просветитель" дошел по нао в двух редакциях - краткой /11 Слов/ и пространной /16 Слов/.

Краткая редакция била ооотавлана в 1502-1504 гг., когда игумен находился в конфликте с великокняжеской властью и обвинял паря, еоля но в еретичестве, то в близости к ней. К тому времена ¡rae удалось приостановить распросграяетю новгородско-иосковской зреои и ее аехяние на политику государства. В основу редакции йаяя полонены антиер«тнч< :кне послания, написанные sise в конва Uü¡ когда еретики пользовалась пряшм покровительством царя.

Пространная редакция "Просветителя" /1510-1511/, куда воаша переработанное 12-ое Слово и пять новкх, бьиа со'отавлена п связа s изменившимся отношением игумена к ввллкохыиеской власти /1507г./

Kawa рассматривается шесть антиеретичаских посланий,в которых наиболее ярко отразилась основная проблема, волновавшая Иоои-{а Вляоцкого - борьба с ересьи и ее представителями, Это "Послание архимандриту ^асснацу о Троица", воиодшеэ в 1-уа главу "Слово ж> ньсть Святого Троица"; "Поолание епископу Нифонту Суздаль-зкоиу" а "Послание И.И, Третьякову" - в 12-узо главу "Слово яко, вдв еротикъ будеть святитель"; "Послание архишшдрату Митрск^ну ^ядронниковокому" - в 13-ую главу "Слово яко не подобает ооуната ¡ra еретика, ниме отступника"; "Посланио Высшнио 01 о еретиках" -9 15-ую главу "Слово пко еретици покачтася подобает ирощатися ах";

?

"Послание о ооблюдешм соборкого приговора 1504 г." - в 16-ую главу "йлово яко какое покаяние но принятию бывает".

За источник исследования о диссертации взято печатное издан-нив прост^ной редакции "Просветителя" 15355 г., подготовленное И.Я.Порфиръевым в пр:иолсении к яурналу "Православный собеоедннв" Казанской духовной акацеиин.

Диосертантом провсзроны в сопоставлены о печатным изданием опиоки рукописей Московской' лкадомиа, библиотеки Ихкегородской семинарии, библиотеки Григория, архиепископа казанского /хранящиеся в ГГБ, в Москве/. Сопоставляя данные рукописи с печатным изданием 1855 г., ш пржали и выводу, что оно менее дефектно к выдерживает идейную направленность памятника.

ЖГОДМОГ-ПЕСШ ОСНОВА диссертации заключается в использовании в ней теоретических положений яаяболее авторитетных трудов по проблемам канровой и словесно-стилистической систем: в древнерусской литературе в целом: В.В.Кускова Данры и стили древнерусской литературы Х1-пер.паг.ХЖвв. :Дио. .. .д-ра филол.наук.-М.,1930.-490 с./; Д.А.лренниковой /Эпиотолил в литературе Киевской Русл 21-ХП вв.//Латература Древней. фои.-;и.мП1Л.-197б.-С.гЗ -34/; Л.Л.Прокофьева /Древнерусское хождения Ш-ЛУ вв.:Автороф. д-ра филол.наук.-Ы., 1970.- 35 с,/; И.П.Еремина /Литература Древней /отюды и характеристики/-М.-Л,¡Наука,1966.-262 е./,

А таюге положений аоторака-ли- оратуроведческих работ Я. С. Лурье /Идеологическая борьба в русской публицистике конца ХУ-на-чала 171 в.-Н.-Л, :АНС0СР,1960.-532 с./; Н.А.Каааховой/Антифеошш, ныо эротические движения на Руси НУ-начада ХУ1 в.-М.-Л.: АНССС?, 1955.- ¿42 о./; Л.¿.¿леонакой /фсская публицистика второй дол. ХУП в.- '4.: Паука, 1978. - 245 с./} В.В.Ученовой /От вековых корней. Становление публицистики в русской культуре. - М.: Сов. Ипс., 19 35. - ¡¿50 е./.

ПРАКТИЧЕСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ' заключается з использовании рэзультагов исследования кок яри чтении общего курса истории руоокой литература, так и в отдельных лангваотическях дисциплинах: истории русского литературного язнка /ИРЛЯ/, стшшстикя, спецкурсах и опецоеыинарах /лингвистических в латературоведчооких/ дай студентов филологических специальностей. Материалы и выводы диссертации могут бить учтены п дальнейшем изучения проблем аанровой а словесно-стшшстичоскоЗ системы публицистцчаокях яоц-ров литературы.

АПЮСА1Ш РАБОТЫ. Результаты исследования обоуждалаоь на аасенандях кафедра русской а зарубежной литературы Ташкентского Государственного педагогического институт им,Низами, кафедры руоокой литературы Ташкентского Государственного Университет:.; вм.Ыирзо-Улугбека, специс-льных семинарах в Узбекском Госуяаротван-пем Университете мировых языков и Институте литературы пра Акада-иш1 наук Республики Узбекистан. Концепция и основные положения диссертации наши отражение в докладах на межвузовских конференциях в Ташкентском госпединституте км.Низами, в журнальных научно-гесретичеокшс статьях.

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения а описка используемой литературы.

ОСНОВНОЕ ¿0Д£тН.1Ь ДИЛ^Л'АДИЛ

Во ввеаецид обосновывается актуальность избранной темы, уценивается степень ее изученности, научная новизна, указываются збъект и границы исследования, определяются его цели к задача, {юрмудируются основные положения, выносимые на защиту, даотоя краткий историографический обзор литературы по тема диссертация в «топологические ооновы работы.

s

Поовая глава "Идейно-политическая основа я религиозно-философская проблематика ангиеретическах посланий "Просветителя" раскрывает ицейно-политнчаокоо содержание антиеретических посланий, в которых наиболее ярко отразились иировоззрения игумена по основным проблошш еретического движения. Иосиф Волоцкий четко определил юс врут и сумел но просто сформулировать религиоэно-фалософскую концепцию, но я литературно ее обосновать.

Распространение новгбродско-московской ереои, которая ток волновала Иосифа Волоцкого, вызвала неоднозначные оценки как современников проповедника /его оппонентов Шла Сорокого а Вас-снана Патрикеева/, так и исследователей ИХ в.

Ровко отрицательную оценку еретическому движению дали церковные историка / Архангельский A.C.Нил Сорский я Ваосиан Патрикеев. Преподобный Нил СорокиЙ.-ОТб.гйшер.типог.,1832.-3.145 Голубинский &.Е. История русской церквв.-М.:Моок.акад.,1900,-С.ЗОЗ/. Светские исследователя оклонжшоь к более единодушному мнении о том, что ересь била первым в весьма важный шагом руо» окого общества на пут : интеллектуального прогресоа/Цанов И. Бреоь кидовотвующих// ШКП.-13?7.-АЗ.-и.53; Покровокий М.Н./пра учаотиа Никольского Н,М. к отрожова В.Н.русская которая о древнейших времев.-М.:Типог.Моок«ун-та, 1913-С.46/.

Возобновившиеся в 50-е г.XX в. исследования в »том направлении позволили более объективно оценить еретическое дваиние конца ХУ в. как реакционное о одной стороны и прогрессивное о другой /Зимин A.A. О политической доктрине Л.Волоцкого/ДОДРЛ,-195S.-T.1X.-C.1S4/.

Учитывая ..шсахч эт.ос ясолоюсгхтздой, (.31 очзта$м, что »дотавзтелл поЕгородско-цоскопокой орас;? конца ХУ - начала ХУ1 i. Сила светоко пяотрооншмд богословаыа, отороншшамя гуиа-гатячэсках реформ общестьа. Она оотаздли посла собя цолый ясратурный пласт произведений, которые практически но оохрздя-юь. А в большей мэре известна сроазведеная их противников, jsatopcu иояот слупить которгшо-публЕЦЯстдчзокдЙ памятник -¡роовотитоль" йзоифа Волсцкого.

Первое Сяово « "Пооланио архиепископу Ваосаану о Святой зоадэ" раскрывают релетиовко-фихософскую проблематику троач->отп Божества. Цэль послания - доказать правораеннооть автора хрлотяалокой нзро, а Слова - привлечь па обо» сторону как 1Жно больше сторонникоэ, которые бы вступила и борьбу о eptscso. иш послание предназначается Еаосирну, то Сдозо но п,:эот пса-»отного адресата и написано как для духовенства а царя, таг?, для еретиков.

Для того, чтобы добиться казни еретиков, нужно было, во-пер-IX, изобразить ах ве проото ототупникаш ot христианской веры, I к обвинить в "хядовотве" - иудейотва , Во-вторых, надо было хранить понятие греха в казни "хидовствужцях". Программа яедо-женяд ереси, разработанная Лооафоы Волоцкиы, характеризует >ежде всего самого автора. Ошшсв реальную обстановку, игумен 1ИЛ0Ж&В немало усилий для того, Чтобы рвааазовать все пункты юего плана. С этой целью игуизи намеренно фальсифицирует иото-ю ереси. Примером может служить подбор им фактов, взятых прея» тцественио хз византийских источников, изображение еретгао»-отр*» льникоп как отступников, ¡защита Стягов Троицы стала первоочерец м пунктом в программе Иосифа Полоцкого, так как именно эта догма ла связана о укреплением авторитета "овящвнетва".

Източкякацз ¿лээц&ц.чатогс Слова стали сразу два проязвадошгя: "Послание архиепископу ¡¿¡фсдту Суздальскому" и "Послание Ü.ll.Tps-тьккову", Эта послания соьэрсеиио разние по аяоПной направленное1! Во-порв;;;:, Слово разоблачает ыатрояолнта-opeiлка и ого единомышленников, Бо-вторих, Иосиф Болоикгй, несмотря на то, что он согласился прашр.ггься с Серадионом, отказ сися от обвинэниГ; Зооши, по по спад своих позиций, цо изменял ссоах убеждений. И вторая редакция Слова подтверждение этому.

Вопрос существования ореса в вархеис духовенства, которой бия раскрыт в двенадцатой Слово, особенно вахан, так ках зто обстоятельство подрывало поллтаческай авторитет русской цирквл. Изобходииость аско]>енения «эротачеотва в льбом ого проявления -задача ко кз логках. Авторская позшда, несмотря на сложность общественно-религиозной снтуааиз, оставалась прояиой.

Грянавдатое Слово .[ "йосландо архамаидроту Митрофану Андроп-t;;iJc0E0!:0i,!y" адресована пара, который должон еротдков "н взаточэ-ние посшгата, и казнемъ лагьпа продаватя". Иоатому весь текст произваденвя направлен на то, чтобн подваста ',1вака Щ к шс.ц о том, что пора принять решение о необходимости казна для еро-тЕхов-отступн юсов. Но' царь медлит, потому что боит^ся греха. Поэтому целью тринадцатого Слова в послания стала аргументы а доказательства тоыу, что зсазнъ еретиков нельзя рассматривать как грех, так как это "благоо" дело.

Когда пролол церковный собор и била утварвдена смертная казнь для еротшсов, важно привести решение в исполнение. Но Еозявкла проблеца. Ьретики, испугавшись наказания, стали каяться к отрекаться от ереси. .Духовенство и царь попали в затруднительное положение; как они должны поступить с раскаявшимися еретиками, можно ли верить их покаянно.

Пятнадцатое Слове л "Посшапчо о соблидиляя соборного црл'о-ра становятся сбрацзнкеы гцюпоехчшлсл к крвдотагателям духо-пстса я царю о призывом, что иилмя процать покаявшихся орэтл-з, гак как покашигэ .и "лукаво".

Шестнадцатое Слозо подводит итог всиму викосказшгаому о этижах-отстутшсак. Но шени» лгу ...она, после того, как собор 34 г. принял рееошго о казыи ор&тлгоа, этот вопрос долган бить да>чои из ддокуссяя сообща.

Проанализировав данный произволения, ш праала к выводу, I обвинения еро-гхдоз '*осиф Волощмй ограничивается простой акой на библейский уекст, а прежде всего рационально осмысли-зт его. Испольсуя логические выводы в разьксыанха ролагкозпой м, волоколачекдй игу.'и-зн ие был, конечно, совараэнно одяасл да средневековых богословов, Ооезяздние логата о богослогпга хядало схоласт яку, своеобр&зну» рзлигиознул науку срвдкв^зкосгл. !скпо схоласты понемада, что для борьбы о ерзсьи иеобходш> [О распространение богословского образования. В этом случае

полоцкий не мог яе следить за аргументацией своих против-газ: еретики обратили вникание на ряд противоречий в учэшга жви. И одшш иа главннх стал вопрос о троичности мэяеотва. ючно, игумен был выиуадеы объяснить это противоречие.

Проблематика посланий, которые ш выбрали объектом исоледо-мя,сводится х одному - иокоренвшш ереси. Направляя свое яаыне конкретному историческому лицу, Лосзф Больший знал его ногой и внутреннюю оущнооть. Л иа основе отого сознавая стреинд-еаотавить адресата осознать собственную причастность ко «овцу ювечеокому роду /"зане половое всю»"/. »Ьснф все размышления «сата, сложности я противоречивость их высказываний ооотносв* своим внутренним мировосприятии. Ол питается понять адресата,

lo

ссмемит* опои у, нэ.му сг.чсс-э^.-з, пошмчть из zar-;.

Для отого использует dos доступные срацства воздействия: щтати аз свялактгх вдет, царковинх а "градских" законов, отрывка кз житий а произведений ЭБТорлтетних ф;мосо<£ов древности - . всэ то, что но противоречит христианской атаке. Иосиф Золоцкий ломает стереотипы, установленное в латературе, где автор долхен бая собя оамоушкать к продаваться смараншо. Хотя игумен и оставляет в своих посланиях форцу обращения "грешный","недостойный азъ", но 570 только дань внешней традиции.

Парод камк волевой, сильный духом человек, который требует от адресата таких zo регшадышх патов, действий, какие он предпринимает cas*. Поэтов личность самого автора да рассматриваем о позиций внутренних процосоов и уменая заглянуть в самого себя, Иосиф Волоикай был великолепным психологом, ведь он ум&л нацупать у адресата "слабые" меота и заставать исполнить свонводв.

Во всох посланиях "на е^тика" игушн раосштраваат проблему искоренения вроои с разных поэвцкА в зависимости от исторических условий.

"оскф Волопквй . ке случайно включает "Послание архаышшряту Бассиану о Троица" в порвоо Слово, подчеркивая тем самым, ото идея борьбы с орегикаш была заложена еще в самом начале монашеской /иноческой/ жизни. Это послание не сильно своей пробле-,штгаоп. И все-таки игумен борет его за основу. Перерабатывая а переосмыславая проблему, поставленную в послании, автор боротся бо реализовать в первом Слове. Так носильное в идейном плане поедание /»то напоказ библейското оказания, еще нот своего зобетвэкного оужпенач / превращается в проблемное, высокодлейное произведение. Такую ке тенденцию мы найлюдаэм и в других послания; В Словах они получают более доказуемое, аргументированное обоснование.

Вторая „улат "Еанровоа своеобразие, трал;хцаз п цоЕаторстсо а оловооно-стилистичеокой оиотеме антиэротачооких посланий "Просветителя"" раскршшот мастерство Лоскфа Шлоцного, котороо заключается в уманил использовать все возможные худояеотЕэнгкэ сродства для реализации поставленных' задач в рамках одного кая-ра. Кромо отого,лгумон попользует я различные ланропыа формы /поу-тоние» наставлэ1ша,С1лово,шкролог-иаигро<Зное Слово, беоеду-дка,-лог/. На прямеро аитиоретячоохлх посланий, воиэдзах а "Иросвэ-тятоль", ни проследила эту особенность,

В "Послания архимандриту Ваооаану о Святой '¿рондо" автор избирает форму библейского оказания для выражения осношгоЗ тол - шсокрушиоста СвятоЯ Троицы. В первом СЛова широта вг?Л!0-ла послали меняется.- Оно превращается з пояоютзекоо Сяопо. Крут вопросов, затронутых а это;? Слова,йиходат за рамкз просто библейского сказшшя, а связан о постопешгим доказательств« и разъяснением озшествования Сютгой Тропцы пороз элоизнти чуда, философского разьокалония о чоловоко и его создании.

В "Послании архимандриту Матрофану Аклропндковокому" автор попользует сразу три гшнровь форья1. Правда всего обращение, котороо как нельзя луча» соадогдот идейный зашеод автора. Для придания своему поваляю нублицкстапеского пафоеа'Иосиф Волоокий попользует а ;?лнровуы форму настаалепая. Шдтдорздеиясм этого шжэт служить наставление 11этрофану*оотао«ь другие доза,"за-пояо это дело всех ауяиво". В этом яа посланий зспользуется гллр диалога/ Казакова Н.Л.Вассиая Патршсоев и ого сочинения, - У.:Лзд-во АНСССР, 35? о./ дпя т'-чэ, чтобы передать

в краткой 1орме архиулнпрнту взгляды автора и царя. Дословно переоказав босецу о цн(>«м, «гумен очень надеется, гго Мятро{ан

цоддэркит его.Шздонлэ диалога нашмкнюкай Блеыонт вшьтго Еогдбйс?Е)Ш к на читателя.

В "Пойланаи trísoKouy ¡кцонту Суз даль ско:лу" npanoseiuiœ о

Espua га строк шомрает цорму призыва "стать накрепко sa pao-

пятого ¿íayoa /.ряста". Аптор использует различные известные ему

хуцокестеашшо араеш для того, чтойи отот п. азыв приобрел орй-

ïoifCJisa ввучаийй. üonpoo, который подншлаэгав атом послании,

кшгбодо® оорьеэон - ато обвдкенде лмгрололита Зооимы в еротачз-

ствэ.ИооЕф ¿олоцкяй возвеличивает адресата, возлагая на него

больеиэ надежду. Поэтому к концу послание приобретает интонация

сросьои-сольйы.Структура послания отличается логичность« поотро-

екая. Вначале - ато призыв, потом аргументированное обвинение,

н наконец, просьбаАмольба. Плавное, поэтапное раскрытие теш i

характерно дня Иосифа Полоцкого - публяпиота.

"Послание о ообл*>донпл соборного приговора 15С4 г.", воаид-E3S в пятнадцатое Слово "ирооватигедя", нашгзано в jopue обрацешш к представителям духовенства а цари. О нем игумен начинает свои рассуждения по поводу того, что покаяние еретиков после утверждения смартноЯ4 nu - ато очередные уловки. Свои выводы он делает в еакдючитальной чаоти вятнаццатого Слова. íopua обращения шшв-но переходит в проповедь. По характеру изложения и торжественное интонация, оно перекликается со йяовали-проповедяуи Кирилла Туровского. В »тон хе жанровой форив нашеано "Цослише Ваак-жшо til о еретиках" и шестнадцатое Слово "Просветителя".

Развитее жанра послания, как и его ¿ори,обуславливалось

лжтературшш л языковым процессом конца Ш - начале U вв., so-

ведшего а шетозяю как "вгодее кшюол&вянохое ялиянде", которое выразилось в изменении внешнего вида памятников пяоьманвооти.

прзадэ псого орфогра$аа я громка.

Эпоха Еоэро'лоняя принесла о собой я процосс рэотазрацнв отарах, домонгольских, язнкошх а литературных традвдий. И ото? процесс б:лл гораздо глубже, чем "второе шнослапянскоз алкгг-угзэ", В вто врзда а появляется новый сталь - "плвтеияо слоеэо", гдаторнй обычно связывают о жанром гштая и переводной литературой» «¿одно с увэрягашстьо утверждать, что отголоски этого с?::-дл прослоетваются а в публицистике, в частности, а послания;: Иосифа Вэлоцкого, йалрииер, в язображенял грешка я пространства, Рассматривая более детально яаядое послание о втой точил арония, моано отг-этать новаторство пубдетшзта. Тая, п "Послана;! Еасоааиу о Святой Троице" настоящее врегл со1?пос;яо?ся о пролит, создавая то и сашш врекетюо пространство. «1гукэя глп бн лореяенавтея в этом пространство и прэдегапт пород иа?п кгя нопоороцствонннй учаепик событий. для создания обьомюсти автор вводят диалог, рлторяческио вопроси « госйлкшшия. Люэ пошяяяге времени в первом Слово. Повествование ¡тот в ноотоя-Пйм, когда речь заходит о ереткках а о задачах полешаш! В презлом вроманпом пласте нзобраглщ "зачинатели хгловатга", утгор-гщавдшэ "ветхозаветную кару", вставные зпиооды о "япяеР.скси босовапзв". Ярзчом ^сиользовашю этах двух пространств адат параллельно, она сливаются в том случае, когда агумон реакыз-руот сказанное. Налр*емор, двенадцатое Слово на л!;эет определенного врсме.л я пространства. Эта понятая становятся совершенно абстрактными.

Используя кадровые форма посланий, {кзеф ВолоцкиИ кая пцеа-тель-пубдкцнет не только азобраяал оовреиокнуп действзталъпость, но и страшится ее объяснить, раскрывал при этом свой внутролнай нар.

Вологдой Еопадшвуо? как традвдаовша, так & козатородио хуцокаотсакнис приашиа олоиасцо-от«й!шстичйской оесгемэ посла-иад, Одной tío особенностей шс языка станошхся нспальвованао oüii-всшшл. Tsx, б двенадцатом Чтово при поиоци оюпзоличоского оброга егуиок езоОражайг Ьокоогво в фориа авоады « огая. Эгш христианские оииваш ноооходеш в токото дня показа основного врадцета полоичий. Ъ данном случаи онивол выполняет часто худо-ааогвешу») функцию, в токото первого Олоии дояаяьауетоя символика в £»рио сравнительной отацеш прилагательного для того, чтоси иоиазатг, отрицательное воздействие еретиков на души хри-отищп "шш> о лупой отшатся, ниже нокдонишаоя еиу вой царае Бамаоа".

И-если онмвол&са ив получила яркого воплощения в посланиях Иооефа Вадоцкого, то опитет игумен яопользов« в полной ыере. Эпитета, встречающиеся в посланиях, ыокно роздзлить на две хруп-пи i сложные, несугцио сшслову» нагрузку, пущавдие прилагательному оценочной характер /оатснина первенца, окаянная протопоп/, в сдуказде чисто худояеетвенным целяи,

2удо«0от"у!шоб ыаагерсты) волоколамского игумина заклочает-оя в последовательной ейликааиа двух языковых норы: цорковао-олааянокой и книжной /народно-литературной/.

Традиционно аерковноодавяиохав речь исиольауатоя о присущей «Я бийаейокой oopasкостью /"уводооистаад аспиду глухому" /. Здесь особое место отвощгсоя цитатам как на Евангелия, тех а а» книг Ветхого завета. Автор о больший ыаот&рствои подбирает штаты, варьирует ты для того, чтобы произвести впечатление на «ктатмя.

Яанж пооланай Иосифа Волоцкого отражает характерны! Д|я руо--

жого литературного языка ХУ в. процесс внедрения в цзрковно-«авянскую речь элементов книжной /народно-литературной/лвксик.т.

Исходя из анализа словесно-стилистической оистемы Слов и юсланий, мы можем выделить две стилевые основы. Первая заклю-шется в слиянии повествования и объективной оценки событий. Зторая, ритшгческая, которая делает текст лирическим.В основ-том произведения игумена изложены эмоционально возвышенным 13ЫК0М, как и полагается проповегущ.

Теперь рассмотрим словесно-стилистическую систему о позиций структуры предложений. Господствующими конструкциями отали цэостые распространенные предложения, осложненные однородными иенами.Режа в тексте встречаются сложноподчиненные предложения, ?лавным образом, о придаточными определительными,-условными, )браза действия.Довояьно часто используются вопросительные и зоскяицательные предложения для предания посланию назидатель-зого характера.

Рассматривая стиль писателя,следует отметить еще одну его . >собенность. Используг -ая лексика соответствует назначению нанра /дать точное и объективное, о позиций автора, представшие об отступничестве еретиков во необходимости их накаяа-тя/ £ объекта изображения. Иосиф Волоцкяй избегает слов с абстрактным значением, хотя и применяет символику. При выране-тл своей мысли автор использует преимущественно существительные и глагольные -^орм церковнославянского происхождения.

Новаторство Иосифа Волоцкого заключается в постоянном поас-ю ор'гглнальной манерц излояенля. В стилистическом плана ни )цпэ его послание не похоже на другое. Поиск инотвицуалыюго тпоьга пчгвогг.гг 'ггугена к испмьзованлп наиболее пМоктлвних

саоообов внразктельной рота. Вое послания поотрозны логически в шполшшт функцию целового письма.

Рассмотрев кошозсдав посланий, 'мы отквтхяц, что повествована« в иах ведется от порпого ллца, то есть от самого игумена. Такая ианера излоуения была сформирована на протяхенкх веков и обуолов-лсвалась самой прг[ЮдоЕ жанра. Ьо проповедник умзл довольно крао-соречиво начать поврствованае я поставить автороков "яв пронаше всего. Делал он это так диикатко я осторожно, что адресат оставался удовлетворенным даже незначительны!»*;! лестным* словаки в свой вдрво. В основа лелит монолог - плавный л нето^пливнй в начале в неистовый в конце. Веоь текст сопровождается личныиа оцеккаля проповедшгка. Бое ви^улгие в послашги ягулюн старается сосредоточить на адресата. ?то жсторхчэскае лхца, которые шелж вас в государственной яизил Руоя.

В цалом {аазкотрсь г сравнив слозчоно-стхлютачастуЕ систему Слов в послаядВ, ш гложем отыетять, что Йоо/ф ВолоцклЙ умело использовал как традиционные, так ж вовне литературные праеыы для решонил рвлкгиозно-полатаческих задач. Послания, войдя в "Просветите;,1", потеряла овоо комиозицао, сохранив лишь, идейную иаправлаиность, став совершенно швыыя проаззедоняяил - Словака. Чувство языка к жанра тах же, как л умение воздействовать на читателя не только орелстваля лопечесюоы, но и выоцхалышмя, сэадвтельствует о несомненно? литературной одаренности «Ьсифа Болоцяого.

В заключен« обобщается основные раз^ьтати «следования. Они вводятся к следующему:

- Ицейно-художостввннов своеобразие публицистических произведений Иоомфа Болоцкого было обусловлено необходимости донооти

50 современного ему питателя ооновные проблемы общеотканно-поди-гаческой я религиозной лизни ^оокого государства. В чаотнооти, гроблематшш антиерэтячооких посланий сводилась к доказательству мзыбдамести хряотианских догм; необходимостью наказания, через шзртную казнь отстушшков-еретиков} твердооть в нополнетш пргшя-гнх решений.

- Особый интерес представляют в посланиях художественные

зродства изобразительности, которые придают легкооть отилю произсэ-юний. 1отя а текото небольшое количество эпитетов, ыетафоричэокях I символических обраяов, качеотввише я функционьльнно оторошз юс многообразна.

- Несмотря ва то, что игумен использует традиционную трафаретную систему цитирования свздогашх ютят, порой он намерзняо от-шзываетоя от точного цитирования текстов, чтобы допоотя до чата-гелей ях омнол через овое мировосприятие. Каздая цатата очень гочло подобрана и использована к месту, что свидетельствует о ^заурядном талант© игумена,

- Ева» одна оообе» юсть посланий - это ввод "хуяокоствонних шшатгр" /яития, притчи, библейского оказания/. Этот новаторский мюмеят игуменом применяется талноя а пира в Словах. Хая, в пор-вом Слове игумен использует сказание о чудесной сдасеняа Мопсея, о царях Саваофа я Навхудовосорв; в тринадцатом Слове - примера из вселенских соборов а "градских законов"} а "Послания А,л, Третьякову" - отрывов из жития Отефана кап пример благочестия царя, который посвятил свою «тень олутеяюо Богу а по отступал

от его законов. .

- В словесно-стялвотячвской системе поздних посланий /"Лоо-лгшп о соблюдении соборного приговора 1604 г.", "¡¡осланиа Ваоя-тт Г] о ерст;*~а.х"/, обнаруживаются тенденции, не свойственные для

творчество Лоскфа Волоцкого в ранний период. Эти послания свободны от цитат ж вставных эпизодов« что облегчает чгтатодв восприятия повествования и упрощает явик, избавляя его от церковнославянизмов 1отя ето снижает ораторокое красноречие проповедника, но ни в хот случае не сеитлэт его бдительности.

- Цаотерство и визств с те« еначенне творчоства Иосифа Во« лоцкого дая последующей разработки жанра посланий я публицистика з целом вакличазтся в той, что он открыл важный для худож-шша олова принцип - ануграшш» гармонал форзш л содержания.

- Средневековые худоавотвеюше формы посланий, которые Иосиф Волоцкий попользовал а силу егакетного способа изображения действительности, били £жшь привычной "оболочкой", скрывавшей хонхрвтно-иоторическве содержание.

Основные полохения диссертации отражая« в слелупцкх публикациях:

1.Два ранних актмснякэокжх поедания Иосифа Волоцкого//Сб. ТГПИ ии.Ниэааа "Трачицаи и новаторотво в руоокой литературе" /Отв.рсд.доц„Саврентье»а К.Н.- Тапконт, 1992. - 0.11-16.

2.0собгщ»ооти оловесно-отвдиоткчвокой системы посланий Иосифа Волоцкого/Аожвузов.конф. "Семантика яанковых единиц в контекот " Зоя.докл.-Ташкент, 1995, - С.34-36.

3.Поатика посланий и Слов Иосифе Волоцкого// Сб.УзГУМЛ "Вопрооы теории и изтории современной литературы" /Отв.рвд. проф.Ваг^олочеав Л.П.-Тавкеат, 1995. - ^.135-138.

4.Древнвруоокх8 жанр посланий на уроке литературы в входе.// "Преподавание языка ж литературы* - Ташкент, 1996, JM.-C.29-3!.

И0С5Ю ЗОЛОЦКИЯНИНГ ПШИЦИСГЖ гагодикти /"Маъртфатчд" матерям аоаоаяа/

ХУ аср охяря - Ш аор бошядагв публидаотякаои хадимгя руо адабяётя ривожяаяишя ва ыаркаалалтприлган давдатняяг цуота-фкаияаняцада маьлум а^ашигтга »га будда.

' Диоовртапжя вшя кирящ фгаих, »««та боб, хулооа фгсмя ва фоЛдаланвлган кятоблар руйхатя.

Бирянчв бо<5 "Нома ва "Цаървфатчя" проблвматихаоя, таряхяЯ вахслар хамда муалляф урна". Еу арда бддъат ва унют тарафдор-ларяга карая курал муамыооя ёрятклган. Номаларда таряхяв оах-сларга фм алозрда а^амяят бераяган. И.ВолошшЯяхнг фякщошла-ряда черков яолоз$отв таударя, даадатня маркаалаштярш, бвдъат бахав кураши эщатпад И.&хж$&з9шсг фккрдоояаряга богляк.

Иккянчя боб "Номалар ва "Маврифатчи" уолубяётя ва тузаяяия-дагя новаторшс хрш аяъаяалар", У ила муалляф гояпкняиг у а яга

хоо баён усуля ва аоваторивк приншвиаря орятвягая, Взувгж

* ■ > *

номалар ванранянг рявсгланяажга тфхая хроо&сж яоваторипос услубя руо алабяатяга ут^аэган тамря.

грая аооожЛ гулаякп натяж&яаря яуряб чяушш ва умумкй хулооа.

2i

FUBLICISnC WOJSS OF IOSIF VCLQTZKY (based ca "Enliektenor")

Publicism of the end of the 15 th XV - begining of the 15 U XVI centuries played a certain role In the development of the Ole Russian literature and strengthening of the centralized state.

Dessertalton consists of Introduction, two chapters, conclusion aid bibliography. _

The First' chapter "Problems, role of historical characters and author's position in the messages words of "En1ightener". Here one of the key problems is exposed • the combat against heresy and It's representatives.

Throgh probleitis of the messages the author's position is being exposed. Of no snail importance is the role of historical characters in the messages. Destiny of reforms of church, centralization of the state ^pd combat against neresy depended in a great deal on the people pho held the same as losif Volotzky did.

The second ohapter "Traditions, innovât ings in the. structure and styllstics of the messages and words of "Oilightener". Ir, the individual stylistic manner of narration and innovatory principles or realization of the author's idea are considered.

in the Conslusion inferences about the contribution of losif Voloi.-îkv into further development of genre of messages and about the in fJuence of his works on the literal proccess of the lBth XVI rentury rre made. . ^

Tills work has both scientific and practical value; The result.*-; of research can'be used when reading general course of history of Russian literature as well as on educational, seminars with the students of philological specialities.