автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Публицистика Дмитрия Трунова

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Корж, Ирина Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Публицистика Дмитрия Трунова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Корж, Ирина Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

ДМИТРИЯ ТРУНОВА.

ГЛАВА 2. ПУБЛИЦИСТИКА ДМИТРИЯ ТРУНОВА.

2.1 ТЕМАТИКА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Д.ТРУНОВА.

2.1.1 Тематическая специализация как признак авторской индивидуальности

2.1.2 Военная публицистика.

2.1.3 Послевоенная публицистика: научно-исторический, экологический и «сельский» очерк.

2.1.4 Тема дружбы народов и народного творчества.

2.2 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НОВАЦИИ ДМИТРИЯ ТРУНОВА В КОНТЕКСТЕ ДАГЕСТАНСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ.:.

2.2.1 Особенности развития дагестанского очерка.:.

2.2.2 Жанровое своеобразие публицистики Дмитрия Трунова.

2.2.3 Индивидуальные особенности стиля.

2.2.4 «Дорога к свету» как уникальное явление дагестанской публицистки.

2.3 ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОСТИ И ВЫМЫСЛА В

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ.

ГЛАВА 3. ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЦИСТИКИ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДМИТРИЯ ТРУНОВА.

3.1 СТРУКТУРНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ДРАМЫ «КОМАНДИР РУССКОЙ РОТЫ».

3.2 ЖАНРОВЫЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА «ЖИВИТЕ, ГОРЫ!».

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Корж, Ирина Владимировна

Выполняя свое первостепенное назначение открывать новое, публицистике становится доступно то, что недоступно другим областям литературы - художественная правда, рождающаяся из слияния правды исторической, фактической и эстетической. При этом каждый писатель приносит в литературу свой запас наблюдений, свой жизненный опыт. Опыт, который по своему определяет и сферу интересов, и угол зрения, и индивидуальные особенности стиля.

Дмитрий Трунов как публицист сформировался в бурной, а иногда подспудной полемике со схематизмом, с инерцией воспевательства, в противостоянии той псевдовосточной традиции, которая культивировала цветистость и пышность, была полна мелодраматических страстей, роковых совпадений и идиллических героев.

Публицистические наброски и лирические миниатюры, с которых Дмитрий Трунов начинал свой творческий путь, заставляют вспомнить множество русских писателей. Постепенно от публицистических зарисовок он переходит к портрету, затем к своему любимому жанру - художественному очерку, юмореске, и, наконец, пьесе, роману. Однако и здесь, в произведениях «большой литературы», неизменно угадывается Трунов-публицист, Трунов-очеркист. И если внимательно проследить движение писателя от книги к книге, то можно заметить, как он медленно, но верно уходит от повествовательности к художественному обобщению и философскому осмыслению изображаемых событий.

Будучи свободным от жестких канонов документальности, писатель каждый раз предстает перед читателем как бы в новом качестве, поднимается на новую художественную высоту. В его книгах искусно сочетается и красочное описание природы, и глубокое проникновение в характеры героев, утверждение благородных человеческих идеалов и высокое литера4 турное мастерство. Проблема думающей личности, постигающей тенденции развития общества, ее столкновение с шаблонами мышления, с готовыми, невыстраданными формулировками, является приоритетной проблемой на протяжении всего творчества писателя.

Читатели Трунова - люди разных возрастов и литературных пристрастий.

Актуальность темы исследования.

Литературная деятельность, общественно-политические взгляды Д. Трунова и поныне привлекают внимание как специалистов-литературоведов, так и историков, философов, социологов и других представителей гуманитарного профиля. Но вместе с тем, в критических статьях ученых Д. Атаева и А. Шихсаидова проявляется разночтение творчества писателя. В большей степени это относится к историческим новеллам и очеркам.

При рассмотрении процессов литературного преобразования дагестанской культуры в период 50-60 г.г. наблюдается тенденция сложного взаимодействия многих культурных традиций, контакты между самобытными культурами аварцев, даргинцев, лезгин, кумыков, лакцев и других народностей с русской культурой. Трунов в данном случае и является носителем всей сложности и в то же время неожиданности этих пластов культурного сопряжения.

В классификации понятия «культура» существуют и более мелкие дробления вплоть до понятия «субкультуры», отражающего специфику какого-либо слоя в пределах одного общества. Особенно актуальным представляется вопрос дагестанской национальной культуры, специфика которой во многом связана с территориально-климатической и этнической ситуацией, с составом тех ценностей, которые складываются исторически в результате производственной, социально-преобразующей деятельности и передаются от поколения к поколению. 5

Вопрос о национальном своеобразии культур относится к числу наиболее спорных вопросов XX века. Именно по этой причине тема национального своеобразия культуры народов Дагестана в творчестве Дмитрия Трунова сегодня приобретает особо актуальное звучание.

В работе концентрируется внимание и на том, что целостно обобщающий характер, определяющий и методику анализа историко-литературного процесса, и способы существования творчества писателя в закономерности диалектико-исторического порядка, - этот действительно и логически верно объединяющий принцип построения структуры исследований в то же время воспроизводит не менее важнейшие компоненты творческой индивидуальности писателя.

Цель и задачи исследования.

Цель диссертационной работы заключается в установлении художественно-публицистических истоков творчества Дмитрия Трунова в историко-литературном и социально-политическом контексте дагестанской публицистики 40-60 г.г., в доказательстве таких публицистических жанровых новаций, как рождение художественно-публицистических направлений в литературном процессе, представляющих собой тонкие художественные контрапункты в системе глубоких преемственных связей. Данная проблема рассматривается с учетом многообразия жанровых, композиционных и стилистических форм публицистики Дмитрия Трунова.

Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач:

- систематизация творческого наследия Дмитрия Трунова в его социально-исторической и общественно-политической обусловленности;

- классификация тематической направленности и специализации писателя как признака значительной авторской индивидуальности; 6

- определение роли Дмитрия Трунова в системе дагестанской публицистики середины века;

- раскрытие стилистических и жанровых аспектов публицистики и преломление в ее пространстве литературного творчества писателя;

- иллюстрирование роли факторов, определивших типологические особенности творчества Дмитрия Трунова в контексте литератур народов Дагестана и Северного Кавказа;

- определение теоретических основ соотношения документальности и вымысла в публицистическом произведении;

- выявление признаков публицистики в художественных произведениях большой литературной формы.

Материалом исследования послужили сборники очерков Дмитрия Трунова: «Три боевых дня (на бронепоезде «Комсомолец Дагестана») (1943), «Дорога на Берлин» (1946), «Следопыты земных глубин» (1950), «По стране гор» (1955), «Прославленные имена» (1955), «По стране гор» (1955), «Свет из России» (1956), «Аулы мастеров» (1957), «В горах Дагестана» (1958), «Дагестанские умельцы» (1959), «Путешествие в завтра» (1960), «Дорога к свету» (1962), «Ущелья сокровищ» (1963), пьеса Д. Трунова «Командир русской роты» (рукопись, 1966), «Люди - братья» (1966), «Шаги республики» (1967), «Дагестанские встречи» (1968), «Люди и время» (1974), роман «Живите, горы!» (рукопись, 1951-1973 г.г.), а также отдельные статьи писателя, эссе, дневниковые записи, воспоминания друзей, материалы переписки с коллегами по работе.

Методологической и теоретической основой исследования послужили работы отечественных литературоведов и критиков, рассматривающих литературный процесс в целостном контексте (В. Виноградов, М. Бахтин, А.Белецкий, А. Богданов, И. Волков, М. Жирмунский, Р. Караба-нов, Б. Костелянец, Л. Гинзбург, В. Горохов, В. Канторович, А. Карелин, 7

И. Смирнов, JI. Коробков, А. Кривицкий, В. Литвинов, П. Палиевский, Е. Прохоров, А. Рубашкин, М. Стюфляева, М. Черепахов, В. Шкляр и др.), а также и дагестанских ученых, работы которых входят в определенные зональные и региональные комплексы (Г. Гамзатов, А. Абдулатипов, А. Ва-гидов, С. Хайбуллаев, К. Султанов, К. Абуков, М. Бутаев, С. Ахмедов и ДР-)

Методы научного исследования. Основным методом исследования в диссертации является анализ публицистики Дмитрия Трунов, способствующий установлению ее художественно-эстетической и мировоззренческой особенности в историко-литературной преемственности, а также основные принципы системного анализа, обоснованные в теоретических концепциях.

Научная новизна. В архивных документах исследование творчества Дмитрия Трунова практически отсутствует. В данной работе впервые предпринята попытка комплексного анализа творчества писателя. И хотя первая глава диссертации носит скорее публицистический характер, это можно расценивать как вынужденную меру, необходимую для того, чтобы восполнить пробел в данной области исследования.

Использование опыта изучения литератур Северного Кавказа и Дагестана позволяет рассматривать творчество Дмитрия Трунова с точки зрения его публицистического жанрового своеобразия в общественно-литературном процессе 40-60-х г.г.

Теоретическая и практическая значимость работы связана прежде всего с разработкой в дагестанском и северокавказском литературоведении проблем родо-видовой и жанровой специфики публицистики, выявлению проблематики соотношения художественности и документальности в публицистическом произведении на примере очерков Дмитрия Трунова, что, безусловно, устранит имеющийся пробел в научном освещении типологических связей дагестанской литературы. 8

Практическая значимость работы видится в возможности ее исполу зования в учебном процессе гуманитарных факультетов вуза в виде спец курса.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Публицистика Дмитрия Трунова"

Заключение

В последнее время большое внимание исследователей литературного процесса привлекает образ автора как художественная категория. Еще В.В. Виноградов эту проблему признает «центральной проблемой поэтики и стилистики». Ее значение заключается в том, что именно в своеобразии структуры образа автора глубже и ярче всего выражается жанровое и стилистическое единство произведения. Понятие «образ автора» требует еще дальнейшей разработки. Но как бы ни решались эти вопросы, несомненно, что образ автора или авторская личность являются одним из важнейших и определяющих «компонентов» литературного и вообще художественного произведения. К этой сфере и относится то, что мы назвали «печатью» авторской личности.

Художественная деятельность, как никакая другая, не поддается нивелировке и регламентации. И все-таки изучение творческой лаборатории и высказываний писателя о своем труде дает возможность хотя бы условно разделить процесс изучения жизни писателем на два основных этапа:

1) постоянное предварительное, без определенной творческой задачи наблюдение и изучение жизни во всех ее проявлениях;

2) сбор материала к возникшему творческому замыслу, к определенной теме, к уже задуманному произведению.

Какой бы вид искусства не взять, везде увидишь этот подготовительный этап, «первоначальное художественное накопление». У Трунова это сюжеты, характеры, портреты, картины природы, отдельные выражения, различные жизненные детали, слова, метафоры, эпитеты и т.д.

Своеобразие «живого созерцания» в искусстве состоит в особенном внимании писателя к конкретно-чувственным, индивидуальным чертам явления, а они не всегда неразрывно связаны с эстетическим и эмоциональным восприятием жизни писателя. Писатель и здесь стремится в каж

173 дом наблюдаемом реальном факте или явлении схватить не только его сущность, но и конкретно-чувственную форму и эстетическую окраску.

Анализ публицистических произведений Дмитрия Трунова указывает на приверженность автора дагестанской тематике (в широком смысле) и разнообразию тем в узком смысле, каждая из которых детально изучается и разрабатывается на протяжении долгого времени, приобретает новые знания. Это очерки такой тематики, как героика Великой Отечественной войны, дружбы народов, людей и их судеб, сельской жизни, экологии, народных промыслов и многие другие.

Особенную остроту и драматизм произведениям Трунова придает и то, что многие из них создавались в период, когда требовалось не столько всестороннее освещение предмета, сколько необходимость его соответствия общей идеологии времени. Выбор между следованием идеологии и публицистической свободой заострял внутренний конфликт писателя и порой становился для него решающим.

Публицистика Трунова разнообразна как по проблематике, так и по жанровым признакам, по форме проявления авторского «я», по глубине анализа. Для публицистики характерно взаимопроникновение, обновление очерковых форм (очерк-пейзаж, очерк-рассказ, очерк-раздумье, экологический очерк и др.) Излюбленным жанром для Трунова является малая литературная форма - художественный очерк.

В каждом из произведений разных жанров мы определяем, в чем и как проявляется публицистический характер изложения - обнажение проблемы, открытость приема, ссылка на документы и осмысление автором этих документов.

Публицистику Трунова отличает разнообразие стилистических приемов, среди которых особо выделяется эмоциональность и детальность. Разнообразие сказывается и в умении автора найти свой подход к пробле

174 ме, свое видение вопроса. Организация текста как образно-речевого целого использует все средства эстетического потенциала слова и конструкции.

Формирование и развитие стилей в разных искусствах эпохи обнаруживает общие художественные закономерности. Объяснить это нетрудно: общие условия времени определяют и общие закономерности идейных течений и художественных направлений, а следовательно, и стилей. Идейно-тематические, эстетические поиски и объединяют писателей разных «специальностей».

В качестве еще более высокого уровня стилевой общности в искусствознании и литературоведении выступает понятие национального стиля. Национальное своеобразие искусства - факт бесспорный. Но своеобразие еще не есть стиль. Чтобы оправдать это наименование, национальное своеобразие формы искусства должно обнаружить художественную закономерность, без которой нет стиля.

Именно поэтому интересен стиль произведений Дмитрия Трунова, объединивший стилистические тенденции разных народов. В этом случае национальная специфика искусства выражается не только в своеобразии данного стиля по сравнению с аналогичными стилями, сложившимися у других национальностей, но и в полной оригинальности стиля, воплощающего самобытный, неповторимый художественно-стилевой закон.

Однако при всей близости с точки зрения стиля к другим искусствам литература отличается от них спецификой своего материала - языка, с которым связана своя, лингвистическая категория стиля. Это ставит исследователя стиля перед необходимостью рассматривать две специальные проблемы, относящихся к искусству слова: во-первых, понимание художественного языка литературы (речевого стиля), концепция стиля как эстетической категории. во-вторых, понимание литературного стиля в связи художественной литературы с языком и его стилем?

175

Спорным в творчестве Дмитрия Трунова остается вопрос о характерном для него сопряжении полемичных тенденций публицистики, которые способны как высечь эффектную эмоциональную искру, так и вызвать разночтение его творчества. Так, смешение стилей публициста (например, научно-популярного и репортажного) вызывает неоднозначную оценку критики.

Стилистической новацией можно считать используемый Труновым прием письма вслух, а также художественный диалог как особый тип текста, определенным образом связанный с разговорной речью (причем связь эта эстетически обусловлена). Новаторскими являются также и характерологические черты разговорной речи: особенности лексического состава, экспрессивно-оценочная аффиксация, эмфатически-напряженная интонация, незавершенность реплик и разрыв речевого потока. Поэтому и горское просторечие, и народно-поэтическая символика, и даже бранная лексика в причудливом сплетении образуют неповторимый портрет труновских персонажей.

В художественной прозе Трунова также обращает на себя внимание разнообразие и даже некоторая избыточность качественных оценок эмоционально-психических состояний. У Трунова качественные определители получают психологическую мотивированность. Все сюжетные ситуации, ход изображаемых событий даются в восприятии, в оценке субъекта. Причем «эффект присутствия» героя, рассказчика, повествователя (так как планы повествования постоянно смещаются, переплетаются) дан в психологизме качественной дифференциации, все события представлены в личностном восприятии. Основную нагрузку психологического анализа, исследования душевных состояний несут психологические эпитеты.

Самые разнообразные детали грамматической формы слова становятся носителями изобразительности, перефрастическим обозначением ка

176 кого-то явления. Игра слов, сложные семантические взаимосвязи и взаимоотношения словесных и образных рядов - все это и составляет текст как образно-речевое целое.

Образный строй труновского повествования обнаруживает кровное родство не только с русской классической литературой, но и с глубокими слоями дагестанской культуры, прежде всего с песенной стихией. Влияние народных песен, плачей, заклятий ощущается с необыкновенной остротой и ясностью во всех текстах, рисующих подлинно народную жизнь.

Скрытая апелляция к классике иногда также становится излюбленным средством, проявляющим в факте образ Трунова. Образный и ритмомелодический строй, вся художественная система текста подчинены народной изобразительной традиции, символике.

Позиция Трунова - повествователя выражается и в сочетании двух временных плоскостей - приеме «мнимого соавторства», используемого автором. Один - повествователь-историк, отделенный от описываемых событий большим отрезком времени и подчеркивающий это. А другой как бы присутствует при событиях и сопереживает персонажам, что выражено в обращении к герою.

Типичен для Трунова и способ сопоставления предметов и ситуаций, внешне чрезвычайно далеких, семантически не связанных, основанный на ассоциативной близости, на метафорическом «облике» сближаемых явлений. Этот изобразительный прием предполагает широкий ассоциативный ряд, своеобразной почвой для которой служит не столько внешнее сходство ситуаций, сколько их глубинное родство - ассоциативная близость психологического осмысления.

Цитируя Дмитрия Трунова, мы вправе сказать, что он явился тем самым «летописцем, запечатлевающим день за днем события времени.»

Что изменилось бы на свете, если бы я не существовал вовсе?» -спросил однажды писатель незадолго до смерти.

177

Теперь время ответило со всей определенностью: мы стали бы беднее на большое количество интересных и нужных книг, оставленных Дмитрием Труновым. Завидный итог.

 

Список научной литературыКорж, Ирина Владимировна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абакумов Г. Пульс планеты. // Дагестанская правда, 13 января 1973.

2. Абдулатппов А-К. Ю. Литература правды жизни. Махачкала: Дагкнигиздат, 1984.

3. Абдулатипов А-К. Ю. Современная советская многонациональная литература. Махачкала, 1986.

4. Абдулатипов А-К. Ю. Эволюция творческого метода в кумыкской литературе. Махачкала, 1987.

5. Абуков К.И. Выход на магистраль. Воздействие русской критической мысли на формирование и развитие принципов социалистического реализма в дагестанской литературе. Махачкала: Дагкнигиздат, 1969.

6. Абуков К.И. За литературу воспитывающую. Махачкала: Дагкнигиздат, 1969.

7. Абуков К.И. У костра, заженного Горьким. К проблеме новаторства и стилевого многообразия дагестанской прозы. Махачкала: Дагкнигиздат, 1972.

8. Абуков К.И. На посту. Литературно-критические статьи, рецензии, штрихи к портретам. Махачкала: Дагкнигиздат, 1979.

9. Абуков К.И. Ступени роста. М.: Советская Россия, 1982.

10. Актуальные проблемы истории литературы XX в. Рига: Звайгзне, 1966.

11. П.Алексеев М.П. Сравнительное литературоведение. Л.: Наука, 1983.

12. Анализ литературного произведения. // Сборник статей под редакцией Емельянова Л.И. Ленинград: Наука, 1976.

13. Анализ художественного текста // Сборник статей под редакцией Шанского Н.М. М: Педагогика, 1975.179

14. Анастасьев Н.А. Продолжение диалога: современные литературные и художественные искания XX в. М.: Советский писатель, 1987.

15. Андреев Ю.А. Волшебное зрение: специфика литературы в современных преломлениях. Ленинград: Советский писатель, 1983.

16. Аникст А.А. История учений о драме: теория драмы второй половины XIX в.- М.: Наука, 1988.

17. Ахмедов Д. Подвиг прессы. Махачкала: Даггиз, 1967.

18. Ахмедов С.Х. На путях развития дагестанской советской прозы. -Махачкала, 1978.

19. Ахмедов С.Х. Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы. Махачкала, 1990.

20. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана: история и современность. Махачкала, 1996.

21. Балбеков С. Тринадцать достойных // Журналист. 1972, №9.

22. Бахтин М.М. // Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986.

23. Бахшиев М. Малая проза и большая жизнь. // Дагестанская правда, 1958.

24. Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. -М.: Просвещение, 1964.

25. Белик Е. Критика и библиография. Следопыты земных глубин. // Дагестанская правда, 11 ноября 1950.

26. Бельчиков Н.Ф. Пути и навыки литературоведческого труда М.: Наука, 1965.

27. Берков П.Г. Введение в технику литературоведческого исследования. -Л.: Учпедгиз, 1955.

28. Берковский Н.Я. Статьи о литературе. М.: Политиздат, 1962.

29. Богданов А.Н. Методика литературоведческого анализа. М.: Просвещение, 1964.

30. Бутаев М.Д. «Правда» и Дагестан. Махачкала: Дагкнигиздат, 1967.180

31. Бутаев М.Д. Летопись революции. Махачкала: Дагучпедгиз, 1971.

32. Бутаев М.Д. Большевистская печать Дагестана. 1904-1921 г.г. история становления. Махачкала: Дакнигиздат, 1988.

33. Бушмин А.С. Методологические вопросы литературного исследования. Ленинград: Наука, 1969.

34. Бушмин А С. Преемственность в развитии литературы. Л.: Наука, 1975.

35. Вагидов A.M. К вершинам. Вхождение даргинской литературы в содружество литературной страны. Махачкала: Дагкнигиздат, 1993.

36. Вагидов A.M. Национальная литература в контексте многонационального литературного процесса. Махачкала, 1998.

37. Введение в литературоведение. Хрестоматия. // Под редакцией Николаева П.А. М.: Высшая школа, 1988.

38. Вильчек Л.Ш. Советская публицистика 50-80-х г.г. Учебное пособие. -М.:ИМУ, 1996.

39. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Художественная литература, 1959.

40. Внутренняя организация художественного произведения. // Межвузовский научно-тематический сборник под редакцией Горбанева Г. А. Махачкала: ДГУ, 1987.

41. Волков И.Ф. Теория литературы. -М.: Просвещение, 1995.

42. Вопросы теории литературы. // Сборник статей под редакцией Тимофеева М.И. М.: Учпедгиз, 1950.

43. Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане: истоки, традиции и своеобразие художественной системы Махачкала: Дагкнигиздат,

44. Г£Шатов Г.Г. Художественное наследие и современность: проблемы преемственности и взаимодействия дагестанских литератур. Махачкала: Дагкнигиздат, 1982.181

45. Гамзатов Г.Г. Преодоление. Становление. Обновление: на путях формирования дагестанской советской литературы. Махачкала: Дагкнигиздат, 1986.

46. Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный прогресс. Вопросы истории, теории, методологии. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990.

47. Гамзатов Г.Г. Традиционный фольклор народов Дагестана. -Махачкала, 1991.

48. Гинзбург JI. О психологической прозе. М.: 1971.

49. Горбанев Н.А. Литературная критика Н.Н. Страхова. Махачкала: ДГУ, 1988.

50. Гордлевский В.А. Язык и литература. М.: Литиздательство, 1961.

51. Гордович К.Д. Современная отечественная публицистика. М.: Мир книги, 1994 г.

52. Горохов В. Публицистика и ее эффективность.// Горизонты публицистики. Опыт и проблемы. -М., 1981 г. С. 99.

53. Гуторов И.В. Основы советского литературоведения. Минск: Вышэйшая школа, 1967.

54. Данин Д.С. Перекресток: писатель и наука. М.: Советский писатель, 1974.

55. Дмитров Г.Е. Об изучении художественного мастерства писателя. -М.: Учпедгиз, 1951.

56. Единство информации и анализа в публицистике. // Сб. статей под/ред. Ф.И. Агзамова. Казань: изд-во Каз универ., 1974.

57. Жанры дагестанской советской литературы. // Сб. статей. Махачкала, 1979.

58. Жанры советской художественной прозы народов Дагестана. \\ сб. статей. Махачкала, 1987 г.

59. Жирмунский В.М. Избранные труды. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Ленинград: Наука, 1977.182

60. Залыгин С. Интервью у самого себя. М., 1970 г. - С. 77.

61. Записи итогов собрания Союза писателей. // Дагестанская правда, 23 января 1959.

62. Зеленин Л. Он любил горы, горцы любили его. // Махачкалинские известия, 4 октября 1991.

63. Имамкулиева 3. Очерк боевой жанр литературы. //Дагестанская правда, 22 мая 1967.

64. История дагестанской советской литературы в 2-х томах. Махачкала, 1967.

65. Итоги литературного конкурса Дагестанского радио //Дагестанская правда, 10 сентября 1955.

66. Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. М.: Советская Россия, 1973.

67. Карабанов Р.А. Проблемы теории литературы: литературоведческие аспекты теории отражения. -Уфа: БГУ, 1975.

68. Карелин А.П. Правда земли. // Литературно критические статьи. -М.: Молодая гвардия, 1982 г.

69. Кильчевская Э.В. Аварское ювелирное искусство// Искусство Дагестана. -Махачкала: Дагкнигиздат, 1965.

70. Киреевский Н.В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1979.

71. Классическое наследие и современность. // Сб. статей АН СССР, Институт русской литературы под /ред. С. Лихачева. Л.: Наука, 1981.

72. Коликов Ю. Песня о мужестве. Театр. // Дагестанская правда, 1 марта 1968.

73. Коробков Л.Д. Неотложное слово. Художественно-литературная публицистика: параллели и переосмысления. Воронеж: ЦЧКИ, 1988.

74. Костелянец Б. Описательный жанр? Нет! // Вопросы литературы. -№7, 1966.183

75. Кривицкий А.Ю. Злоба дня и вечность. М.: Правда, 1984.

76. Кузьмин В. Уроки жизни. // Дагестанская правда, 25 августа 1990.

77. Литвинов В.М. Мир глазами публициста. М.: Знание, 1967.

78. Литературное произведение как целое и проблемы его анализа.// Межвузовский сборник научных статей. Кемерово: КГУ, 1979.

79. Магомедов А.А. Дагестан и дагестанцы в мире. Махачкала: Юпитер, 1994.

80. Мазанаев Ш.А. Русскоязычная литература Дагестана. Махачкала. 1984.81 .Методологические вопросы литературной науки. // Сборник статей под редакцией Покусаева Е.И. Саратов: СТУ, 1973.

81. Методология анализа литературного процесса. // Сборник статей под редакцией Борева Ю.Б. М.: Наука, 1989.

82. Назаревич А.Ф. Отобранное по крупицам: из дагестанской коллекции пословиц и поговорок. Махачкала: Дагкнигиздат, 1958.

83. Назаревич А.Ф. Сказочные самоцветы Дагестана. Махачкала: Дагкнигиздат, 1975.85,ОвечкинВ. Статьи. Дневники. Письма. -М., 1972.

84. Палиевский П. Документ в современной литературе. // Литература и теория-М., 1979.

85. Петелин В.В. Метод. Направление. Стиль. -М.: Искусство, 1963.

86. Погодин Н. О писательском труде. М.: Советский писатель, 1955.

87. Портнов В. Память сердца. //Комсомолец Дагестана, 25 мая 1971.

88. Принципы анализа литературного произведения. // сборник статей под редакцией Николаева П.А. М.: Издательство МГУ, 1984.

89. Проблемы стиля и жанра в современной литературе. // Сборник статей №2 под редакцией Батина М.А. Свердловск, 1969.

90. Прохоров Е.П. Проблема информации в печати. Очерки теории и практики. М.: Мысль, 1971 г.184

91. Прохоров Е. П. Искусство публицистики. Размышления и разборы. -М.: Советский писатель, 1984.

92. Рубашкин А.И. Прямая речь: о современной публицистике. М.: Советский писатель, 1987.

93. Руденко И. Военно-полевой роман. // Комсомольская правда, 19 января 1985.

94. Рустамов Г. Активно вторгаться в жизнь. К итогам конкурса на лучшую пьесу. // Дагестанская правда, 23 октября 1957.

95. Савченко Г. Приходится сожалеть // Литературная Россия, 9 сентября 1966.

96. Сакулин П.Н. Социолого-синтетический обзор литературных стилей. -М.: ГАХН, 1 959.

97. Советская публицистика в годы ВОВ. Учебно методическое пособие по истории советской печати. -М.: ИМГУ, 1980.

98. Соколов А.Н. Теория стиля. М.: Искусство, 1968.

99. Соколова Л.М. Дагестан в русской советской литературе. -Махачкала: Дагкнигиздат, 1963.

100. Стрельцов Б. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990.

101. Стюфляева М.И. Поэтика публицистики. Воронеж: ИВУ,1975.

102. Стюфляева М.И. Человек в публицистике. Воронеж: ИВУ, 1989.

103. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. М., 1992.

104. Султанов К. Достоинство слова. Махачкала: Дагучпедгиз,1976.

105. Султанов К. По законам художественности. Махачкала: Дагкнигиздат, 1979.

106. Султанов К. Преемственность и обновление. Современная проза Северного Кавказа и Дагестана. М.: Знание, 1985.185

107. Султанов К. Динамика жанра: особенное и общее в опыте современного романа. -М.: Наука, 1989.

108. Теория литературных стилей: современные аспекты изучения // Сборник статей под редакцией Гея Н.К. М.: Наука, 1982.

109. Хайбуллаев С.М. Наследия и открытия. Махачкала: Даг-книгиздат, 1980.

110. Хайбуллаев С.М. Есть тайна в слове. Махачкала: Дагкнигиз-дат, 1986.

111. Хайбуллаев С.М. Мастерство Расула Гамзатова. // Сб. статей Дагестанского филиала АН СССР. Махачкала: Даг. Филиал АН СССР, 1986.

112. Хайбуллаев С.М. Духовная литература аварцев. Махачкала: Дагкнигиздат, 1998.

113. Хайбуллаев С.М. Страницы аварской литературы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1991.

114. Ханмурзаев Г.Г. Дагестанская тема в русской литературе второй половины 19 века: Проблема характера. Махачкала, 1982.

115. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Советский писатель, 1972.

116. Черепахов М. Проблемы теории публицистики. М., 1973

117. Черниченко Ю. Очерк про очерк. // Новый мир. №1, 1985.

118. Чумаков М. Оренбурьжье, Север, Дагестан //Южный Урал, 15 мая 1969.

119. Шатуновский И. Культура труда журналиста. М., 1960.

120. Шкерин М.Р. О мастерстве писателей. М.: Московский рабочий, 1965.

121. Шкляр В.И. Энергия мысли и искусство слова. Киев: Выща школа, 1988.1861..

122. Трунов Д. Рассказы Даха-Дада. Махачкала: Даггосиздат, 1941.

123. Трунов Д. Сыны Дагестана истребляют фашистов. // Дагестанская правда, 28 марта 1943.

124. Трунов Д. Все для фронта, все для победы. // Дагестанская правда, 12 июля 1943.

125. Трунов Д. На бронепоезде «Комсомолец Дагестана» (три боевых дня). Махачкала: Даггосиздат, 1943.

126. Трунов Д. Прославленные имена. Махачкала: Дакнигиздат, 1944.

127. Трунов Д. Дорога на Берлин. Махачкала: Даггиздат, 1945.

128. Трунов Д. Следопыты земных глубин. Махачкала: Даггиз, 1950.

129. Трунов Д. По стране гор. Махачкала: Дагкнигиздат, 1955.

130. Трунов Д. Аулы мастеров. Махачкала: Дагкнигиздат, 1957. Ю.Трунов Д. Славные ребята.// Комсомолец Дагестана, 27 ноября 1957. П.Трунов Д. В стране наших друзей. // Дагестанская правда, 10 октября1958.

131. Трунов Д. В горах Дагестана. М.: Молодая гвардия, 1958.

132. Трунов Д. Очерку путевку в жизнь. // Литература и жизнь, 1958.

133. Трунов Д. Дагестанские умельцы. М.: КОИЗ, 1959.

134. Трунов Д. Люди штурмуют недра // Дагестанская правда, 23 апреля1959.

135. Трунов Д. В снегах России. Махачкала: Даггиз, 1960.

136. Трунов Д. Путешествие в завтра. Махачкала: Дагкнигиздат, 1960.

137. Трунов Д. Дорога к свету. Махачкала: Дагкнигиздат, 1962.

138. Трунов Д. Максимка. // Дагестанская правда, 29 сентября 1963.

139. Трунов Д. Беседа с муллой. // Дагестанская правда, 19 октября 1963.

140. Трунов Д. Ущелья сокровищ. -М.: Советская Россия, 1963.

141. Трунов Д. Жестокость. // Дагестанская правда, 10 июня 1964.

142. Трунов Д. Торжества в черешневом саду. // Дагестанская правда, 24187июня 1964.

143. Трунов Д. Братьям писателям // Дагестанская правда, 24 марта 1965.

144. Трунов Д. Друзья из Остравы. // Дагестанская правда, 11 ноября 1965.

145. Трунов Д. Ниже океана, выше облаков. Махачкала: Дагкнигиздат, 1965.

146. Трунов Д. Люди братья. - Махачкала: Дагкнигиздат, 1966.

147. Трунов Д. Умная насмешка. // Дагестанская правда, 23 марта 1966.

148. Трунов Д. Обо всем понемногу. // Дагестанская правда, 11 ноября 1967.

149. Трунов Д. Дагестанские встречи М.: Советская Россия, 1968.

150. Трунов Д. Расти, республика. // Дагестанская правда, 21 января 1968.

151. Трунов Д. С эшелонами добрых сердец. // Дагестанская правда, 23 февраля 1968.

152. Трунов Д. Приносящий радость исцеления. // Дагестанская правда, 31 декабря 1969.

153. Трунов Д. В снегах Заполярья. // Дагестанская правда, 24 февраля 1970.

154. Трунов Д. Ради нескольких строчек. // Комсомолец Дагестана, 5 мая 1970.

155. Трунов Д. Когда содрогнулись горы. // Дагестанская правда, 23 июня 1970.

156. Трунов Д. Шаги Республики. Махачала: Дагкнигиздат, 1971.

157. Трунов Д. Командир русской роты // Рукопись.

158. Трунов Д. Люди и время. Махачкала: Дагкнигиздат, 1973.

159. Трунов Д. Творчество Николая Тихонова. Исследования и сообщения. Встречи с Тихоновым. Библиография. Ленинград: Наука, 1973.

160. Трунов Д. Случай в пещере // Природа Дагестана. Махачкала: Даг