автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Публицистика Хосе Ортеги-и-Гассета в информационном пространстве Испании XX века

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Тараненко, Анна Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Публицистика Хосе Ортеги-и-Гассета в информационном пространстве Испании XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Публицистика Хосе Ортеги-и-Гассета в информационном пространстве Испании XX века"

На правах рукописи

ТАРАНЕНКО АННА ВЛАДИМИРОВНА

ПУБЛИЦИСТИКА ХОСЕ ОРТЕГИ-И-ГАССЕТА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИСПАНИИXXВЕКА

Специальность 10.01.10 - журналистика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва-2004

Диссертация выполнена на кафедре теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов.

Научный руководитель:

доктор социологических наук, профессор

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор кандидат филологических наук, доцент

Ведущая организация:

Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России

Федотова Л.Н.

Уколова Л.Е. Денисова A.П.

Защита с о с т УОЛ'ЬЖ&лЛа^. О 4 года в /</часов

на заседании диссертационного совета К 212.203.13

при Российском университете дружбы народов

по адресу: 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, ауд.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Российского университета дружбы народов.

«Ж.» <м{4сШ11

Автореферат разослан «_ года

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук, доцент

А.Е. Базанова

2004-4 23829

На мировой арене XX века было много выдающихся интеллектуалов, но одним из наиболее цитирующихся, без сомнения, является великий испанский публицист, журналист, философ, культуролог и политолог Хосе Ортега-и-Гассет. Ему, как никому другому, удалось подметить многие сущностные стороны социальных процессов, происходивших в мировом пространстве прошлого века, и отразить их в прессе своим неповторимым публицистическим стилем.

Личный опыт X. Ортеги-и-Гассета и опыт его семьи служат образцом того, как могут действовать журналисты и издатели в таком изменчивом и непредсказуемом мире, каким всегда кажется мир его современникам. Каким предстает этот мир в публицистике, какие события освещает журналист, как личность художника слова формирует из потока фактов газетную или журнальную полосу - во многом определяется масштабом самой личности.

Деятельность X. Ортеги-и-Гассета приходится на время, к которому во многом приложимы наблюдения теоретика прессы: «На сегодняшний день газеты и журналы превращаются в систему собственного производства — в социальный институт, на равных участвующий в процессе продуцирования информации для решения задач по обеспечению устойчивости социального организма и по выработке целей его развития» . Семья Ортеги, семья профессионалов на ниве испанской журналистики, участвовала в этом процессе и влияла па те формы прессы, которые и сегодня являются характерными для нее.

Хосе Ортега-и-Гассет родился 9 мая 1883 года в Мадриде. В 1891 году маленький Ортега был отдан в иезуитский колледж Мирафлорес дель Пало, близ Малаги. В 1902 году Хосе Ортега-и-Гассет получил степень лиценциата по философии и языку Мадридского университета, а в декабре 1904 года защитил диссертацию «Ужасы тысячного года» о хилиастических настроениях во Франции эпохи раннего средневековья и породившей их исторической обстановке, получив докторскую степень. Ортега продолжил свое философское образование в Германии: Лейпциг (1905), Берлин (1906), Марбург (1906 - 1907,1910 - 1911). С 1910 по 1936 гг. X. Ортега возглавляет кафедру метафизики факультета философии и языка Мадридского университета.

В 1930 году Хосе Ортега-и-Гассет основывает вместе со своими единомышленниками «Союз защиты республики». С 1936 по 1937 годы он активно выступает против фашизма. Вторая мировая война вынуждает эмигрировать Ортегу в Аргентину. Лишь в 1945 году он возвращается в Мадрид. Последние годы жизни философ проводит в португальской столице Лиссабоне. Вместе со своим учеником Хулианом Мариасом,

Общая характеристика работы

1 Федотова Л.Н. Социология массо|ой коммуникации. М.:

I 1 I библиотека I

I СПетерЛгрг I

Ортега-и-Гассет основывает в 1948 году «Институт гуманитарных наук». Умер Ортега в Мадриде 18 октября 1955 года.

После себя Хосе Ортега-и-Гассет оставил большое публицистическое наследие, которое по праву относят к лучшим образцам мировой публицистики. Заявленные в них темы, яркие образы, ни на кого не похожий стиль - все это притягивало и до сих пор притягивает к ним читателей всего мира. Хосе Ортега-и-Гассет, будучи крупной фигурой в гуманитарном пространстве Испании, неоднократно оказывался в фокусе внимания исследователей, которые анализировали его творчество с разных сторон.

Актуальность данного научного труда обусловлена необходимостью исследований особенностей публицистической деятельности Хосе Ортеги-и-Гассета как синтетического сплава раздумий философа, анализа культуролога, наблюдений журналиста, творящего в информационном пространстве современной ему Испании.

В России о публицистической деятельности Хосе Ортеги-и-Гассета знают довольно мало, хотя русскоязычным читателям знакомы такие его произведения, как «Восстание масс», «История как система», «Дегуманизация искусства». А между тем публицистика Ортеги-и-Гассета представляет собой уникальное явление не только в испанской, но ив мировой гуманитарной практике, а именно: человек энциклопедических знаний, с философским образованием избрал ареной своей деятельности прессу - исследование повседневности, анализ актуальных событий, журналистский комментарий явлений с глубиной социолога, культуролога.

В своих многочисленных публикациях он не только ставил проблемы, но и искал путь к их конструктивному решению. Это было особенно важно в самом начале XX века, когда перед Испанией стояло множество труднейших вопросов, требовавших срочного решения, поскольку речь шла о судьбе государства. Пресса в такой социальной ситуации является форумом, где ставятся проблемы, в общественной дискуссии апробируются пути их решения.

Необходимо отметить тот факт, что и сегодня многие страны мира, находящиеся в процессе цивилизационных изменений, дискутируют социальные проблемы в парадигмах «государство - общество», «пресса -власть», «личность - массы», путь к пониманию и осмыслению которых стал для Ортеги самой жизнью.

Степень разработанности темы. В процессе работы над диссертацией автор обращался к научной литературе по теории и истории мировой и испанской журналистики и публицистики, а также к различным отечественным и зарубежным исследователям, занимающимся изучением жизни и творчества Хосе Ортеги-и-Гассета. В качестве теоретической базы диссертации были использованы монографии следующих российских и испанских авторов, западных исследователей, посвященные теории и истории журналистики и публицистики: М. Алонсо, Ф. Айялы,

Д. Воллса, В.М. Горохова, А. Новалиса, Е.П. Прохорова, Л. Саламона, Л.Е. Татариновой, В.В. Ученовой, Л.Н. Федотовой.

Теоретической основой изучения жанрового и стилистического своеобразия творчества Ортеги послужили научные работы Ю.А. Бельчикова, О.И. Дуровой, ВЛ. Канторовича, М.Н. Кожиной, В.Г. Костомарова, Д.Э. Розенталя, О.Б. Сироткиной, А.А. Тертычного, Н.М. Фирсовой, А.П. Эльяшевича, М.Н. Эпштейна.

Среди работ российских авторов, занимавшихся исследованием творчества X. Ортеги-и-Гассета, следует особо отметить таких, как П.П. Гайденко, А.М. Гелескул, О.В. Журавлев, С.П. Мамонтов, И.П. Петровский, Г.И. Фриндлер. Испаноязычные исследователи представлены такими именами, как X. Борель, X. Мариас, М. Ортега Спотторно, X. Ортега Спотторно, У. Пиньера Льера, Р. Сенабре Семпере и многие другие.

Отметим также тех авторов, которые непосредственно занимались исследованием творчества X. Ортеги-и-Гассета в жанре диссертационной работы. Среди них выделяется М.А. Сильва-Вега, который посвятил свою работу исследованию журналистской деятельности Ортеги в журнале «Е1 Espectador». Е.В. Деревянко, О.В. Журавлев, Л.К. Куличенко, X. Монтон Феррер, В.А. Одиноченко анализировали философские и социологические доктрины Ортеги-и-Гассета.

Материалом диссертации послужили произведения Хосе Ортеги-и-Гассета, помогающие раскрыть мировоззренческую систему этого выдающегося испанского публициста и журналиста2.

Научная новизна работы состоит в привлечении и включении в научный оборот большого пласта раннее неисследованных источников; а также в том, что впервые в истории отечественной журналистики прослеживается журналистская и издательская деятельность не только самого Хосе Ортеги-и-Гассета, но и всей его семьи; дается комплексный анализ публицистических произведений Ортеги с учетом их жанровых и стилистических особенностей.

Целью предпринимаемого исследования является анализ истоков публицистической деятельности Хосе Ортеги-и-Гассета, социально -политического контента его произведений и их жанрового своеобразия.

Для достижения цели в диссертации были поставлены следующие задачи:

2 Ortega у Gasset J. Cartas de un joven español. - Madrid: El Arquero, 1991; Ortega y Gasset J. Ensayos sobre la generación del 98. - Madrid: Revista del Occidente, 1981; Ortega y Gasset J. Estudios sobre el amor. - Madrid: Espasa - Calpe, 1966; Ortega y Gasset J. Epistolario. - Madrid: Revista del Occidente, 1974; Ортега-и-Гассет X. Веласкес. Гойя. - M.: Республика, 1997; Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. - М.: Радуга, 1991; Ортега-и-Гассет X. Камень и небо. - М.: Гравдь, 2002; Ортега-и-Гассет X. Эподы об Испании. - Киев: Новый круг - Пор Рояль, 1994.

- ввести в научный оборот новые источники, посвященные становлению и развитию испанской публицистики XX века, а также связанные с жизнью и деятельностью семьи Хосе Ортеги-и-Гассета;

проанализировать процесс завоевания информационного пространства Испании семьей X. Ортеги-и-Гассета в период с XIX по XXI века;

- выявить особенности жанрового своеобразия публицистических произведений Хосе Ортеги-и-Гассета;

- раскрыть сущность его неповторимого публицистического стиля;

- показать разнообразие публицистического наследия X. Ортеги-и-Гассета;

дать анализ социально-политической проблематики его произведений;

- определить влияние, место и роль Хосе Ортеги-и-Гассета в современной публицистике испаноязычного мира.

Объектом данного исследования являются публицистические произведения Хосе Ортеги-и-Гассета.

Предметом исследования выступают особенности

публицистических произведений Ортеги, рассмотренные в контексте биографии автора и его семьи, испанской и мировой истории и культурных традиций XX века, а также с точки зрения их жанровых своеобразий и стилистических особенностей.

Теоретико-методологической основой исследования служили принципы историографии, источниковедения и анализа литературных текстов с их требованиями объективности исследования, достоверности фактического материала, достаточности оснований для выводов. Основными методами, которые мы использовали в своей работе, являются: историко-литературный, описательный, концептуальный авторский подход.

На защиту выдвигаются следующие положения:

1. Завоевание информационного рынка Испании семьей Хосе Ортеги-и-Гассета началось с XIX века. Члены этой семьи смогли своим журналистским профессионализмом выработать приемы и способы по привлечению читательской аудитории и завоеванию престижа издаваемых ими журналов и газет.

2. Ортега сумел создать целый ряд периодических изданий, отражающих интересы того времени и сделать их ведущими периодическими изданиями. Благодаря его активной издательской деятельности испанцы познакомились с работами лучших зарубежных ученых.

3. В своих эссеистических произведениях Хосе Ортега-и-Гассет выработал особую «драматическую технику» эссе: соединение анализа проблемы с лирическими отступлениями и прямыми апелляциями к читателю. Ему удалось создать неповторимый индивидуальный стиль,

сочетающий в себе простоту изложения и красочный язык, метафоричность и образность повествования.

4. Хосе Ортега-и-Гассет оставил после себя большое публицистическое наследие, затрагивающее разнообразные стороны общественной, политической и культурной жизни общества, глобальные проблемы современности.

5. Информационное гуманитарное пространство Испании и в целом испаноговорящего мира и сегодня освещено личностью Ортеги; его творческое кредо разделяется его последователями.

Научная и практическая значимость исследования определяется, в первую очередь, введением в историю журналистики многогранной личности Хосе Ортеги-и-Гассета с акцентом на ранее неизвестные российской научной общественности грани его творчества.

Кроме того, изучение журналистской и публицистической деятельности Ортеги в рамках концепции автора позволяет сопоставить по определенным параметрам сегодняшнее состояние журналистики на информационном рынке Испании, а также Латинской Америки.

Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания истории зарубежной журналистики и публицистики, теории ряда жанров , журналистского творчества, в подготовке журналистских кадров.

Апробация исследования. Основные положения диссертации были изложены на заседаниях кафедры теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов; в выступлениях на научно-практических конференциях «Актуальные проблемы современной журналистики» и «300 лет российской журналистики» в Российском университете дружбы народов в 2002 — 2003 годах; на научно-практической конференции «Журналистика. Реклама. Связи с общественностью» в Воронежском государственном университете в 2003 году; на международной научно-практической конференции «Журналистика в 2003 году: обретения и потери, стратегии развития» в Московском государственном университете им. МВ. Ломоносова в 2004 году; а также при чтении автором курса «История зарубежной журналистики» на филологическом факультете РУДН. Результаты диссертационного исследования отражены в публикациях автора.

Структура и содержание диссертационной работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и 4-х приложений.

Во Введении обосновывается актуальность избранной темы, определены предмет, цели, задачи, методология работы, характеризуется новизна и актуальность диссертации, ее научно-практическое значение.

В первой главе «Завоевание информационного пространства Испании семьей Хосе Ортеги-и-Гассета» прослеживается история участия в формировании испанского информационного рынка семьей Ортеги-и-Гассета, начиная с XIX века и заканчивая XXI веком. Необходимо отметить, что подобное исследование деятельности семьи Ортеги производится впервые в истории отечественной журналистики.

В XIX веке информационный рынок Испании был уже копституциирован. Если попытаться дать характеристику всем периодическим изданиям, выходившим в данное время, то можно с уверенностью сказать, что в информационном пространстве страны на тот момент были представлены все типы газет: официальные, органы партий и патриотических обществ, отраслевые и специализированные издания, альманахи, ежегодники, календари. Для того чтобы выдержать конкурентную борьбу и занять достойное положение, надо было предложить рынку новые форматы изданий и изобретать новые способы завоевания читательской аудитории. Великому испанскому публицисту, журналисту и философу, Хосе Ортеге-и-Гассету и его родственникам пришлось потратить много времени и сил на достижение этой цели.

Первым, кто вступил в борьбу за информационное пространство Испании, стал дед Ортеги со стороны отца - Хосе Ортега Сапата (1824 -1903), который, будучи юристом по образованию, сотрудничал со многими испанским периодическим изданиями. Самым главным делом его жизни явилось основание своей собственной газеты «Гасета музикаль де Мадрид» (исп. «Gaceta musical de Madrid» - «Музыкальная газета Мадрида»). Это издание заполнило своеобразную нишу в испанском информационном пространстве, хотя конкурентная борьба за читателя была довольно суровой. Возможно, эти стандарты поведения Хосе Ортеги Салаты на рынке журналистских изданий во многом определили поведение его потомков, которые так же, как и он, прикладывали максимум усилий, чтобы их периодические издания заняли достойное место на испанском информационном рынке.

Ортега Сапата до глубокой старости не утратил публицистического видения мира и сумел с только ему одному присущим чувством юмора описать город своего детства Вальядолид в серии статей под общим названием «Развлечения семидесятилетнего вальядолидца». Он явился одним из основателей династии великих испанских журналистов и публицистов, наряду с Эдуардо Гассетом-и-Артиме

(1832 - 1884), дедом Хосе Ортеги-и-Гассета со стороны матери, который в 1867 году начал издание газеты «Эль Импарсиаль» (исп. «El Imparcial» -«Беспристрастный»), ставшей признанным лидером испанского информационного рынка. Газета «El Imparcial» всегда стояла на либеральных позициях и старалась отвечать следующим критериям: показывать многообразие точек зрения по одному конкретному вопросу; не ограничиваться освещением только политических событий, хотя они и занимали важное место в определенный период времени; стараться

использовать новые технические средства для передачи информации от корреспондентов; передавать глубину и драматизм событий.

Итак, становится совершенно очевидным, что еще в XIX веке Хосе Ортеге Салате и Эдуардо Гассету-и-Артиме удалось найти правильный путь завоевания испанского информационного рынка. Они смогли за очень короткое время добиться значительных успехов и привлечь к своим периодическим изданиям большой круг читательской аудитории, за счет применения новых технических технологий и независимой политической позиции своих изданий.

Их дело продолжил Хосе Ортега Мунилья (1856 — 1922), отец X. Ортеги, возглавивший литературное приложение газеты «El Impartial» «Лос Лунес дель Импарсиаль» (исп. «Los Lunes de El Impartial» -«Литературные понедельники «Беспристрастного»), которым он бессменно руководил в течение 27 лет.

Необходимо отметить тот факт, что российским читателям абсолютно неизвестна литературная деятельность Хосе Ортеги Мунильи. Благодаря активной деятельности Ортеги Мунильи на страницах данного приложения печатались выдающиеся писатели и публицисты того времени, среди которых особо следует отметить таких людей, как Леопольдо Алас Кларин, Хуан Валера, Рамон дель Валье-Инклан, Перес Гальдос, Хуан Рамон Менендес-и-Пелайо. Сам Ортега Мунилья не замкнулся на работе в одном жанре и в одном периодическом издании, но постоянно искал новые пути для выражения своего литературного таланта. Со смертью Хосе Ортеги Мунильи семейная традиция семей Ортеги и Гассетов не закончилась. Она получило свое дальнейшее развитие в лице Хосе Ортеги-и-Гассета, рассмотрению журналистской и издательской деятельности которого посвящен отдельный параграф диссертации.

Ортега начал свою журналистскую и издательскую деятельность с 1902 года, с публикации в журнале «Вида нуэва» (исп. «Vida Nueva» -«Новая жизнь») статьи под названием «Толкования». Также он припимал участие или сам издавал такие периодические издания, как газеты «Фаро» (исп. «Faro» - «Маяк»), «Эль Соль» (исп. «El Sol» - «Солнце»), «Лус» (исп. «Luz» - «Свет»); журналы «Эспанья» (исп. «Espana» - «Испания»), «Эль Эспектадор» (исп. «El Espectador» - «Наблюдатель»), «Крисоль» (исп. «Crisol» - «Тигель»). Особо следует отметить основанный X. Ортегой-и-Гассетом в 1923 году общественно-политический ежемесячный журнал «Ревиста дель Оксиденте» (исп. «Revista del Occidente» - «Обзор Запада»). В этом журнале печатались произведения не только испанских, но и европейских авторов. В рамках журнала под интеллектуальным руководством Ортеги было создано издательство «Эспаса-Кальпе» (исп. «Espasa - Calpe»), которое оказало очень большое и глубокое влияние на культуру Испании, а особенно на факультеты философии испанских университетов. Десятки зарубежных авторов были переведены на испанский язык. Благодаря серии «Библиотека

философской мысли XX века» испанский читатель смог познакомиться с работами Рикерта, Шпенглера и других философов и социологов.

Ортега всегда стремился идти в ногу со временем и выражать свои мысли на страницах газет и журналов, для того чтобы повлиять на формирование политических и социальных взглядов своих соотечественников, приобщить их к мировой культуре и помочь разобраться в происходящем вокруг. Пресса послужила для X. Ортеги своеобразной ареной для представления на суд общественности его произведений. Возможно, если бы он не печатал свои работы в периодических изданиях, мы сейчас не могли бы полностью оценить по достоинству его публицистические произведения. Издательская и журналистская деятельность семьи Хосе Ортеги-и-Гассета не закончилась с его смертью, она нашла свое продолжение в его детях и передовых людях нашей эпохи, которые по духу по праву могут считать себя наследниками этой великой династии.

На страницах диссертации впервые представлен комплексный анализ жизнедеятельности потомков Ортеги. У X. Ортеги-и-Гассета было трое детей. Старший сын — Мануэль Ортега Спотторно (род. 1911) - не пошел по стопам своих предков, он стал врачом. Дочь Соледад Ортега Спотторно (род. 1914) и младший сын Хосе Ортега Спотторно (1916 - 2002), продолжили семейную традицию.

Через 23 года после закрытия журнала «Revista del Occidente», в 1963 году началась его вторая жизнь под руководством Хосе Ортеги Спотторно. На сегодняшний день в журнале сотрудничает около 800 авторов. В сфере интересов «Revista del Occidente» превалируют гуманитарные и социальные науки. На его страницах печатаются интервью с деятелями литературы, науки и искусства. В 1980 году журнал перешел в руки Соледад Ортега Спотторно.

В 1976 году на информационном рынке Испании появилась новая газета «Эль Пайс» ((исп. «El Pais» - «Страна»), основанная Хосе Ортегой Спотторно. Она продолжила традицию, начатую газетами «El Imparcial» и «El Sol». На сегодняшний день данное издание является одним из самых авторитетных и влиятельных испанских изданий. Газета «El Pais» стремится удовлетворять многогранные запросы своей читательской аудитории. В связи с этим газета предприняла издательства целого ряда приложений по самым различным вопросам.

Исследование в рамках первой главы позволяет сделать следующие выводы: семье Хосе Ортеги-и-Гассета удалось оставить заметный след в истории не только испанской, но и мировой прессы. Подробное рассмотрение их издательской и журналистской деятельности наглядно показывает, что они все время искали новые формы по завоеванию читательской аудитории и пути воздействия на нее. Напомним, что X. Ортега Салата выпустил в свет первую в истории мадридской прессы специализированную газету, посвященную музыкальной тематике; а его современник Э. Гассет-и-Артиме основал газету «El Imparcial», ставшую

эталоном качественной испанской прессы не только того, но и настоящего времени. Их примеры воодушевили последующих членов семьи, и молодой X. Ортега Мунилья, сначала весьма отрицательно относившийся к карьере журналиста, впоследствии занял пост редактора литературного приложения газеты «Los Lunes de El Impartial», сумев привлечь к участию в нем видных писателей и поэтов XIX века. Его деятельность не прошла бесследно и уже его сын, маленький Хосе Ортега-и-Гассет, с самого раннего детства впитавший в себя дух прогрессивно настроенной интеллигенции, принялся активно сотрудничать в периодических изданиях выходивших не только под патронажем его семьи, но и его самого. Но еще дальше пошли дети великого испанского философа и публициста. Его сын, X. Ортега Спотторно создал целую издательскую империю, сумел собрать и сплотить вокруг себя людей, достойных называться не только его преемниками, но и преемниками традиций, заложенных его гениальными предками. С. Ортега Спотторно, по примеру своего отца, очень трепетно относившемуся к Аргентине, нашла там единомышленников, готовых активно сотрудничать с ее фондом.

Но семейная традиция Ортеги и Гассетов нашла свое выражение не в одной издательской и журналистской деятельности, она нашла также свое воплощение в публицистике. Все представители данной семьи стремились анализировать происходящие вокруг события и выражать свои на бумаге. Особенно преуспел в этом Хосе Ортега-и-Гассет, оставивший после себя множество произведений, относящихся к золотому фонду мирового публицистического наследия.

Семейная традиция, заложенная еще X. Ортегой Сапатой и Э. Гассетом-и-Артиме, не умерла. Она достигла своей кульминации в лице X. Ортеги-и-Гассета.

Вторая глава «Публицистические ресурсы творчества Хосе Ортеги-и-Гассета» посвящена рассмотрению особенностей

публицистических произведений Ортеги, их жанрового своеобразия и стиля.

Все произведения Хосе Ортеги-и-Гассета можно с полной уверенностью назвать публицистическими. Они обладают всеми чертами публицистических произведений, а именно:

- воссоздание целостной панорамы современности, как момента перехода из прошлого в будущее;

- осмысленный субъективно-личностный характер (факты и мнения о

них);

- установка па «другое» мнение: отсюда осмотрительность в суждениях (частое употребление выражений типа: «по-видимому», «возможно», «кажется»);

- целостное рассмотрение явлений действительности (учет политических, социологических, этических и философских подходов к ситуациям жизни);

- синкретизм (одновременное использование научных, рационально-понятийных, художественных и эмоционально-изобразительных средств);

- многообразие жанровых форм: отчет, интервью, корреспонденция, статья, комментарий, очерк, эссе, фельетон.

В произведениях X. Ортеги-и-Гассета мы действительно находим и описание современных событий, происходящих в обществе, и размышление о путях выхода из сложившейся ситуации, и политические, социологические, этические и философские подходы (эссе «Восстание масс»); одновременное использование различных изобразительных средств (эссе «Я вижу Бога»). Основным жанром в палитре публициста Ортеги было эссе.

Суть эссе заключается в том, что в нем особым образом излагается определенная концепция, своеобразная теория, вытекающая из познания ряда лежащих «на поверхности бытия» явлений в той или иной сфере общественной деятельности. Напомним, что Хосе Ортега-и-Гассет не является основоположником испанского эссе. Эссеистический жанр берет свое начало в Испании эпохи Возрождения. Кругу российских читателей известны такие мастера данного жанра, как Франсиско Кеведо, Мариано Хосе де Ларра, Анхель Ганивет, Мигель де Унамуно. Хосе Ортега стал продолжателем этих эссеистических традиций, впитал в себя основные моменты творчества вышеперечисленных авторов, особенно трех последних.

В диссертации впервые в истории отечественной журналистики рассматривается особая «драматическая техника», присущая работам Ортеги-и-Гассета. В общих чертах эта техника может быть сформулирована следующим образом: автор выдвигает тему с заглавия своего произведения, затем использует многочисленные лирические отступления, которые усиливают восприятия читателей. Как утверждает испанский исследователь творчества Ортеги-и-Гассета Р. Сенабре Семпере, «эссе приобретает, таким образом, разветвленную структуру, иногда очень осложненную, из-за увеличения вторичных тем, иногда затмевающих основную тему...»3. Данная «техника», как говорил сам Ортега-и-Гассет, знакома многим драматургам, но особенно преуспели в ней писатели-мистики.

В этой системе есть свои плюсы и минусы. Положительная сторона заключается в том, что читатель наслаждается эссе Ортеги-и-Гассета, «как быстрым путешествием, во время которого открывается пусть мимолетно, на большой скорости, вид неизвестных мест» . Они читаются на одном дыхании, и в них чувствуется неоспоримое величие автора, придавшего своим творениям разветвленную структуру.

3 Senabre Sempere R. Lengua y estilo de Ortega y GasseL Salamanca: S.P., 1964.

P. 267-268. * Ibid., p. 268.

Когда эссе небольшое по объему и в нем не так много «разветвлений», автор ни на одну секунду не выпускает из виду ход своих мыслей. Большие по объему произведения данного жанра, наоборот, имеют структуру, изобилующую многочисленными сюжетными линиями, которые запутывают читателя. X. Ортега-и-Гассет очень часто отходит от первоначально заявленной им темы, выдвигает на первый план темы второстепенные, не соответствующие ожиданиям читателей.

Для иллюстрации данной техники в диссертации приводится подробный разбор эссе Ортеги «О психологии «привлекательного мужчины», раннее не переведенного на русский язык. Авторский перевод этого эссе дается в Приложении к диссертации.

В ходе научного исследования автором было выделено в творчестве Хосе Ортеги-и-Гассета пять тематических групп эссе. К первой группе относятся эссе, посвященные вопросам познания и разума; ко второй -вопросам социологии и истории; к третьей - вопросам искусства и эстетики; к четвертой - литературной критике; к пятой — философии.

На страницах данного научного труда также большое внимание уделяется рассмотрению публицистического стиля Ортеги, сформировавшегося под влиянием выдающихся испанских писателей таких, как Ларра, Ганивет, Унамуно, Асорин и Валье-Инклан. Многочисленные ссылки на работы этих мыслителей содержатся в трудах самого Ортеги. Новаторская традиция этих испанцев была продолжена Ортегой.

Конечно, свой неповторимый стиль Ортега разработал далеко не сразу. Фернандес де ла Мора, один из исследователей творчества Ортеги, отмечает, что «в первых статьях Ортеги чувствуется неуверенность, отшлифованность фраз, чрезмерное количество рассудительности. Но в то же время в них есть стремление к совершенству. Начинают появляться новые обороты речи, пьянящие метафоры»3. Многие же исследователи творчества Ортеги-и-Гассета придерживаются мнения, что его типическая поэтика были сформирована уже в первом произведении, написанном в 1902 году. По собственному признанию Ортеги, «этот стиль, очень

витиеватый, всегда присутствовал как в письменной, так и в устной

6

речи» .

Со временем стиль Ортеги-и-Гассета оттачивается. Он вводит в свои произведения новые выразительные средства. Ортега старается четко высказывать каждую мысль и вновь повторять ее с различными лексическими обертонами. Он берет понятия и термины из областей, внешне отдаленных от тематики статей, и тем самым обогащает и обновляет лексический запас своих произведений. У него встречаются фразы, построенные таким образом, что их можно принять за цитаты из

5 Fernandez de la Mora G. Ortega y el 98. Madrid: Ediciones Rialp, 1961. - P. 162 -163.

6 Araya G. Claves filológicas de Ortega. Madrid: Gredos, 1971. - P. 65.

какого-нибудь древнего заклинания или молитвы. Даже самые тривиальные вещи становятся у Ортеги-и-Гассета важными и драматическими. Как писал цитируемый нами Ф. де ла Мора, «высокопарность доходит в его произведениях до предела, патетизм до театральности, обольщение до донжуанства и изысканности»7. В стиле Ортеги начинают преобладать элементы модернизма и барокко.

В ходе исследования автору удалось выяснить, что для создания неповторимого стиля Ортега пользовался следующими приемами:

1) расширение запаса существующей лексики и увеличение количества родственных слов за счет словообразования и деривации;

2) употребление калек с латинского языка — культизмов и вульгаризмов, взятых из разговорной речи;

3) включение в кастильский язык иностранных слов-терминов с переложением их на испанский манер с новыми оттенками и значениями;

4) введите в обиход большого количества специальных технических терминов, многие из которых раньше были известны лишь узкому кругу лиц8.

Большинство из созданных Ортегой слов демонстрируют его острое лингвистическое чутье, что помогает раскрыть идиоматические возможности новообразований. Для создания новых слов и усиления их восприятия он использует такие префиксы, как гипер-, ультра-, архи-.

Следует особо отметить, что в произведениях Ортеги читатели встречаются со множеством метафор. Каждая отдельная метафора у него развивается и разветвляется, обогащается вторичными элементами, ассоциирующимися с ней.

Многие исследователи творчества Ортеги-и-Гассета отмечают наличие в его произведениях большого количества образов. Припято выделять шесть групп основных образов, встречающихся в его работах: морские, воинственные, образы сельвы, охоты, корриды, эротические образы.

Подводя итог рассмотрению публицистических, жанровых и стилистических особенностей Хосе Ортеги-и-Гассета, можно отметить, что он был одним из талантливейших публицистов XX века. Его врожденный публицистический дар, который он смог со временем развить до безупречного совершенства, способствовал тому, что Ортега мог даже самый незначительный факт облечь в такую форму и преподнести так, что он становился темой дня и оказывал влияние на формирование общественного мнения. Он касался в своих произведениях самых злободневных вопросов, затрагивающих социально-политическую сферу общественной жизни. Ортега старался искать пути выхода из кризисной ситуации в сфере культуры, сложившейся в середине прошлого века и получившей свое развитие в его конце. В этой социальной ситуации

7 Fernandez de la Mora G. Ortega y el 98. P. 163 -164.

' Scnabrc Sempera R. Lengua y estilo de Ortega у Gasset. P. 36.

многие мыслители были заняты поисками национальной идентичности на путях неизбежной глобализации. Это была дилемма и публицистики Хосе Ортеги-и-Гассета

В третьей главе «Социально-политическая проблематика в наследил Хосе Ортеги-и-Гассета» речь идет о содержании основных публицистических произведений Хосе Ортеги-и-Гассета, причем некоторые из них еще никогда не были переведены на русский язык.

С самого раннего детства Хосе Ортега-и-Гассет общался со многими представителями «поколения 1898 года», которые часто посещали дом его родителей. Под «поколением 1898 года» принято понимать «широкое идейное и культурное движение в среде испанской интеллигенции, возникшее в результате осознания глубокого кризиса испанского буржуазно-помещичьего государства на рубеже веков»9. К числу представителей этого течения относят деятелей литературы, искусства и ученых. Среди них особенно хотелось бы отметить таких выдающихся людей, как Пио Бароху, Анхеля Ганивета и Гарсию, Мигеля де Унамуно, Асорина, Рамиро де Маэсту, Хасинто Бенавенте, Рамона дель Валье-Инклана, Антонио Мачадо, Хуана Рамона Хименеса. К числу их может быть отнесен и философ, теоретик искусства и публицист Хосе Ортега-и-Гассет.

Хосе Ортеге-и-Гассету, как настоящему публицисту, удалось оставить богатое свидетельство об эпохе, к которой жили представители «поколения 1898 года». Он смог проанализировать и отметить самые главные черты творчества этих людей, определить, какую роль они играли в то время, показать их заблуждения и надежды. В диссертации представлен анализ наиболее интересных, по мнению автора, эссе, посвященных деятельности Хоакина Косты, Мигеля де Унамуно, Анхеля Марии Ганивета, Рамона дель Валье-Инклана, Пио Барохи.

В данных эссе можно выделить следующие темы: анализ жизни и творчества представителей «поколения 1898 года», проблема европеизации Испании, положение интеллектуалов, проблема смены поколений, диалога между ними, тема массовой культуры.

Но творчество X. Ортеги состоит не только из произведений о «поколении 1898 года», его перу принадлежат также эссе, отражающие социально-политические проблемы его времени. К ним относятся такие работы, как «Восстание масс» и «Испанский и немецкий университеты».

«Восстание масс», пожалуй, наиболее известная работа Ортеги, начала публиковаться в 1927 году в период, когда в Испании царила военно-монархическая диктатура (1923 - 1930 годы). В данном произведении Ортега-и-Гассет анализирует кризисную ситуацию, сложившуюся в это время в Европе. Он прямо указывает причины возникновения феномена, получившего название «ла ребельон де лас

9 Плавскин З.И. Испанская литература XIX - XX веков. М.: Высшая школа, 1992.- С. 71.

масас» (исп. «la rebelion de las masas» - «восстание масс»). Прежде всего, Ортега говорит об увеличении численности населения, которое сконцентрировалось в европейских городах в начале XX века. Это произошло потому, что в XIX веке в результате индустриализации усилился приток населения в города. Увеличение социально-политической роли масс и повышение жизненного уровня привели к расширению границ мира и жизни. Жизнь среднего человека стала вмещать в себя весь мир: информационные технологии позволили средствам массовой информации сообщать о том, что происходит в любой точке земного шара за короткое время. «Эта близость отдаленного, это присутствие отсутствующего чрезвычайно расширило горизонт жизни каждого человека»10. Люди оказались оторванными от своих традиционных корней, что повлекло за собой изменение в их общественном сознании. Быстро заработанные деньги дали им ощущение легкости жизни, лишив ее нравственной требовательности к себе, чувства ответственности и уважения перед обществом.

Итак, Хосе Ортега-и-Гассет смог выразить в своих эссе те социально-политические процессы, которые происходили на его глазах, да и происходят до сих пор в современном обществе. Он указал их основные причины и попытался найти выход из создавшейся кризисной ситуации, дав ей лаконичное определение «восстание масс».

Сейчас это выражение живет самостоятельной жизнью, и даже лица, ничего не знающие об Ортеге, пользуются этим выражением.

Другое произведение, «Испанский и немецкий университеты», представляет собой цикл из 6 статей, опубликованных в 1906 году на страницах газеты «El Impartial», никогда раннее не переводившихся на русский язык. Все статьи посвящены одной теме: сравнению университетского образования в Испании и Германии. Ортега выдвигает гипотезу о том, что испанцы на протяжении многих веков не принимали всерьез такую важную часть жизни каждого человека, как получение образования, рассмотрения его, как педагогического процесса. Он считает немецкие университеты примером разработок и усовершенствований в педагогике и их применения на практике.

Ортега всегда очень пристрастно относился к педагогическому процессу, возможно потому, что сам учился в Германии и своими глазами наблюдал достижения Европы в этом вопросе. Находясь в Германии, Ортега-и-Гассет писал письма своим родным и близким, в которых рассказывал о процессах, происходящих в этой стране.

Эпистолярное наследие, рассматриваемое в данной диссертации, за исключением писем к Мигелю де Унамуно, никогда прежде не было переведено на русский язык. В ходе исследования автор диссертации условно разделил его на следующие подгруппы:

Письма родителям. Их принято делить на две части:

10 Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. С. 66. • -¡ 14

1) письма, написанные Ортегой в 1891-1897 годах из малагского интерната иезуитов в фамильный дом в Мадриде;

2) письма молодого студента своим родителям из Германии за 1897 -1907 годы.

Письма к невесте. Это письма, написанные Хосе Ортегой-и-Гассетом своей будущей жене Росе Спотторно из Германии.

Письма к представителям «поколения 1898 года», а именно: к Франсиско Наварро Ледесме, к Хоакину Косте, к Мигелю де Унамуно.

Основными темами, затрагиваемыми Ортегой в вышеуказанных группах писем являются повседневная и политическая жизнь немцев; рассуждения о соблюдении религиозных догм; описание знакомых Ортеге немцев; взгляд на политические и социальные проблемы Испании из-за границы; идея национализма; рассуждения о прочитанных книгах испанских писателей.

В третьей главе были сделаны следующие выводы:

С самого раннего детства, благодаря той обстановке, которая его окружала, Ортега выработал самобытный публицистический стиль, почувствовал тягу к анализу происходящего вокруг.

На формирование мировоззрения Ортеги-и-Гассета повлияло то, что он уже в юном возрасте лично общался и состоял в переписке с ведущими представителями «поколения 1898 года». Более того, отдавая дань уважения этим блестящим мыслителям, Ортега написал о них ряд эссе, которые являются ценными документами об эпохе и атмосфере, в которых жили эти люди. Уже в этих эссе отчетливо проявляется его дар публициста, сумевшего дать наиболее полное описание жизни и деятельности этих людей.

Во время учебы в ведущих университетах Германии Хосе Ортега-и-Гассет приобщился к классической немецкой философии. Именно это обстоятельство подтолкнуло его к мысли о том, что Испания должна перенять лучший европейский опыт, если она действительно хочет выйти из застоя, в котором находилась в то время. Особый упор Ортега делал на необходимость реформирования испанского образования, рассматривая его в качестве первого шага на пути к прогрессу.

В своих многочисленных произведениях Ортега-и-Гассет не только не замкнулся на рассмотрении различных внутренних противоречий Испании, но также попытался понять историческое развитие европейских стран, чтобы на основании своих наблюдений по-новому переосмыслить ход истории.

Он был первым, кто ввел в научное и публицистическое употребление такой термин, как «восстание масс». С точки зрения Ортега, это определение как нельзя лучше характеризовало современную ему действительность, основной чертой которой были признаки духовного кризиса, затронувшего к началу 30-ых годов XX века все сферы общественной жизни Европы.

В Заключении подводятся основные итоги исследования, сделаны обобщающие выводы и рекомендации.

В Приложении дается авторский перевод следующих материалов: «Публикации в журнале «Revista del Occidente», статья «Лина Веласкес, профессор кафедры философии Института Бернальдо де Кирус: «Ортега Спотторно внес большой вклад и духовную жизнь страны», «Тематическая классификация произведений Хосе Ортеги-и-Гассета, данная Умберто Пиньерой», эссе Ортеги «О психологии «привлекательного мужчины».

Основные положения диссертации отражены в публикациях:

1. Публицистическая деятельность Хосе Ортеги-и-Гассета // Журналистика и общество. Альманах кафедры теории и истории журналистики филологического факультета РУДН. - 2002, № 2. -С. 84-93.

2. Социально-политические проблемы Испании на страницах журнала «Новая и новейшая история» // Журналистика и общество. Альманах кафедры теории и истории журналистики филологического факультета РУДН. - 2003, № 3. - С. 74 - 79.

3. Завоевание информационного пространства Испании семьей Хосе Ортеги-и-Гассета // Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий. Тезисы научно-практической конференции (12 - 14 ноября 2003 г.). Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003. - С. 100 -102.

4. Публицистика Хосе Ортеги-и-Гассета в информационном пространстве Испании XX века // Журналистика в 2003 году: обретения и потери, стратегии развития. Тезисы международной научно-практической конференции (3-6 февраля 2004 г.). Часть II. М.: Изд-во МГУ, 2004. -С.30-32.

Тараненко Анна Владимировна (Россия)

Публицистика Хосе Ортеги-и-Гассета в информационном пространстве Испании XX века

Диссертация посвящена анализу влияния журналистской и издательской деятельности семьи великого испанского культуролога, философа и публициста Хосе Ортеги-и-Гассета на информационное пространство Испании, начиная с XIX века и кончая XXI веком, и анализу публицистических произведений самого Хосе Ортеги-и-Гассета. В работе рассматриваются основные этапы жизнедеятельности родственников Ортеги, их новаторские традиции в области журналистики и издательского дела, дается характеристика информационного пространства Испании этого периода. Особое внимание уделено жанровым и стилистическим особенностям творчества Ортеги-и-Гассета, социально-политической проблематике его работ.

Выводы и материалы диссертации могут быть использованы при формировании учебных программ по курсу истории зарубежной журналистики, а также в практической работе журналистов, историков, политологов и людей, работающих в сфере публичной деятельности.

Anna V. Taranenko (Russia)

Social and political journalism of Jose Ortega y Gasset in the information space of Spain ofXX century

The thesis is devoted to the influence of analysis of journalism and publishing of the family of great Spanish philosopher and publicist Jose Ortega y Gasset on the information space of Spain from XIX till XXI centuries, and to the analysis of the social and political works of this man. There are the descriptions of the basic stage of Ortega's relatives, their innovatory traditions in the field ofjournalism and publishing, the information space of Spain of that time. The special aspect of this thesis is the style and social-political topics of Ortega's works. The materials of this research and the conclusions made on its basis can be used in further in practice of teaching «The foreign journalism» and also by different specialists of mass communications.

Отпечатано в ООО «0ргсервис-2000» Тираж УОДэкз. Заказ № Москва, 115419, а/я 774, ул. Орджоникидзе, 3

*-2037

РНБ Русский фонд

2004-4 23829

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Тараненко, Анна Владимировна

Введение.:.

Глава 1. Завоевание информационного рынка Испании семьей

Хосе Ортеги-и-Гассета.

1.1. Хосе Ортега Сапата и Эдуардо Гассет-и-Артиме

- родоначальники издательской династии.

1.2. Семейные корни литературного дарования Хосе Ортеги-и-Гассета.

1.3. Хосе Ортега-и-Гассет - журналист и издатель.

1.4. Издательская деятельность семьи

X. Ортеги-и-Гассета в современных условиях.

Глава 2. Публицистические ресурсы творчества Хосе Ортеги-и-Гассета.

2.1. Проблема публицистического отражения действительности в творчестве Хосе Ортеги-и-Гассета.

2.2. Эссеистическая природа произведений Хосе Ортеги-и-Гассета.бб

2.3. Стилистика публицистических работ Хосе Ортеги-и-Гассета.

Глава 3. Социально-политическая проблематика в наследии Хосе Ортеги-и-Гассета.

3.1. Хосе Ортега-и-Гассет об идейно-культурном движении испанской интеллигенции «поколение 1898 года».

3.2. Отражение социально-политических проблем современности на страницах эссе Хосе Ортеги-и-Гассета.

3.3. Хосе Ортега-и-Гассет в общеевропейском гуманитарном пространстве.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по филологии, Тараненко, Анна Владимировна

На мировой арене XX века было очень много выдающихся интеллектуалов, но одним из наиболее цитирующихся, без сомнения, является великий испанский публицист, журналист, философ, культуролог и политолог Хосе Ортега-и-Гассет. Ему, как никому другому, удалось подметить многие сущностные стороны социальных процессов, происходивших в мировом пространстве прошлого века, и отразить их в прессе своим неповторимым публицистическим стилем. Как описывал культурологическую и социальную роль обращения к великим персоналиям прошлого известный философ Соловьев Э.Ю., «это интерпретирующее вторжение прошлого может играть исключительную роль в условиях, когда в обществе затухает самокритика, а люди в массе своей просто перестают понимать, что они еще находятся в горниле далекой от завершения, негарантированной и драматичной истории»1.

Личный опыт X. Ортеги-и-Гассета и опыт его семьи могут служить образцом того, как должны действовать журналисты и издатели в современном таком изменчивом и непредсказуемом мире, каким всегда кажется мир его современникам. Каким предстает этот мир в публицистике, какие события освещает журналист, как личность художника слова формирует из потока фактов газетную или журнальную полосу - во многом определяется масштабом самой личности. Как говорит цитируемый нами автор, «журналисты констатируют событие даже до того, как оно свершилось, тем самым, внося свой вклад в его приход»2.

Деятельность X. Ортеги-и-Гассета приходится на время, к которому во многом приложимы наблюдения теоретика прессы: «На сегодняшний день газеты и журналы превращаются в систему собственного производства — в социальный институт, на равных участвующий в процессе продуцирования

1 Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. M.f 1991, с. 5.

2 Никитаев B.B. Пресса и журналистика в рамках культуры // Вопросы философии, 1998, № 2, с.75. оперативной, фундаментальной и структурной информации для решения задач по обеспечению устойчивости социального организма и по выработке целей его развития»1. Семья Ортеги, семья профессионалов на ниве испанской журналистики, участвовала в этом процессе и влияла на те формы прессы, которые и сегодня являются характерными для нее.

Хосе Ортега-и-Гассет родился 9 мая 1883 года в Мадриде. В 1891 году маленький Ортега был отдан в иезуитский колледж Мирафлорес, дель Пало, близ Малаги , «где его необычные, блестящие способности почти сразу привлекли внимание товарищей и наставников»3. В 1902 году Хосе Ортега-и-Гассет получил степень лиценциата4 по философии и языку Мадридского университета, а в декабре 1904 года защитил диссертацию «Ужасы тысячного года» о хилиастических5 настроениях во Франции эпохи раннего средневековья и породившей их исторической обстановке, получив докторскую степень. Ортега продолжил свое философское образование в Германии: Лейпциг (1905), Берлин (1906), Марбург (1906 - 1907, 1910- 1911). С 1910 по 1936 гг. X. Ортега возглавляет кафедру метафизики факультета философии и языка Мадридского университета.

В 1930 году Хосе Ортега-и-Гассет основывает вместе со своими единомышленниками «Союз защиты республики». С 1936 по 1937 годы он активно выступает против фашизма. Вторая мировая война вынуждает эмигрировать Ортегу в Аргентину. Лишь в 1945 году он возвращается в Мадрид. Последние годы жизни философ проводит в португальской столице Лиссабоне. Вместе со своим учеником Хулианом Мариасом, Ортега-и-Гассет

1 Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М., 2003, с. 25.

2 Город и порт в Испанни, на Средиземном море.

3 Фриндлер Г. Философия искусства и искусство философа // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. M., 1991, с. 8.

4 Первая ученая степень в ряде стран Западной Европы и Латинской Америки, присваивается на 3 - 4 году обучения в вузе и дает право замешать должность преподавателя среднего учебного заведения.

5 Хилиазм - вера в «тысячное царство» Бога и праведников на земле, то есть осуществление мистически понятного идеала справедливости еще до конца мира. Термин обычно применяется к раннехристианским учениям, осужденным церковью в 3 веке, но возродившимся в средневековых народных ересях и позднейшем сектантстве. основывает в 1948 году «Институт гуманитарных наук». Умер Ортега в Мадриде 18 октября 1955 года.

После себя Хосе Ортега-и-Гассет оставил большое публицистическое наследие, которое по праву относят к лучшим образцам мировой публицистики. Заявленные в них темы, яркие образы, ни на кого не похожий стиль - все это притягивало и до сих пор притягивает к ним читателей всего мира. Хосе Ортега-и-Гассет, будучи крупной фигурой в гуманитарном пространстве Испании, неоднократно оказывался в фокусе внимания исследователей, которые анализировали его творчество с разных сторон.

Актуальность данного научного труда обусловлена необходимостью рассмотрения особенностей публицистической деятельности Хосе Ортеги-и-Гассета как синтетического сплава раздумий философа, анализа культуролога, наблюдений журналиста, творящего в информационном пространстве современной ему Испании.

В России о публицистической деятельности Хосе Ортеги-и-Гассета знают довольно мало, хотя многим читателям знакомы такие его произведения, как «Восстание масс», «История как система», «Дегуманизация искусства». А между тем публицистика Ортеги-и-Гассета представляет собой уникальное явление не только в испанской, но и в мировой гуманитарной практике, а именно: человек энциклопедических знаний, с философским образованием избрал ареной своей деятельности прессу - исследование повседневности, анализ актуальных событий, журналистский комментарий явлений с глубиной социолога, культуролога.

В своих многочисленных публикациях он не только ставил проблемы, но и искал путь к их конструктивному решению. Это было особенно важно в самом начале XX века, когда перед Испанией стояло множество труднейших вопросов, требовавших срочного решения, поскольку речь шла о судьбе государства. Пресса в такой социальной ситуации является форумом, где ставятся проблемы, в общественной дискуссии апробируются пути их решения.

Необходимо отметить тот факт, что в настоящее время многие страны мира находящиеся в процессе цивилизационных изменений, дискутируют социальные проблемы в парадигмах «государство - общество», «пресса — власть», «личность - массы», путь к пониманию и осмыслению которых стал для Ортеги самой жизнью.

Степень разработанности темы. В процессе работы над диссертацией автор обращался к научной литературе по теории и истории мировой и испанской журналистики, а также к различным отечественным и зарубежным*' исследователям, занимающимся изучением жизни и творчества Хосе Ортеги-и-Гассета. Среди работ российских авторов следует особо отметить такие, как П.П. Гайденко «Хосе Ортега-и-Гассет и его «Восстание масс», A.M. Гелескула «Собеседник жизни», О.В. Журавлева «Главная книга X. Ортеги-и-Гассета», С.П. Мамонтова «Унамуно и Ортега в культуре испаноязычного мира», И.П. Петровского «Испания как метафора», Г.И. Фриндлера «Философия искусства и искусство философа»1. Испаноязычные исследователи представлены такими именами, как X. Борель «Знакомство с Ортегой-и-Гассетом», X. Мариас «Рядом с Ортегой», М. Ортега Спотторно «Ортега-и-Гассет - мой отец», X. Ортега Спотторно «Семья Ортега», У. Пиньера Льера «Унамуно и Ортега-и-Гассет», Р. Сенабре Семпере «Язык и стиль Ортеги-и-Гассета»2 и многие другие.

Отметим также тех авторов, которые непосредственно занимались исследованием творчества X. Ортеги-и-Гассета в жанре диссертационной

1 Гайденко П.П. Хосе Ортега-и-Гассет и его «Восстание масс» И Вопросы философии, 1989, № 4; Гелескул A.M. Собеседник жизни // Ортега-и-Гассет X. Камень и небо. М., 2002; Журавлев О.В. Главная книга X. Ортеги-и-Гассета// Ортега-и-Гассет X. Размышления о «Дон Кихоте». С-П, 1997; Мамонтов С.П. Унамуно и Ортега в культуре испаноязычного мира // Латинская Америка, 2000, № 3; Петровский И.П. Испания как метафора // Ортега-и-Гассет X. Этюды об Испании. Киев, 1994; Фриндлер Г.М. Философия искусства и искусство философа//Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

2 Borel J. Introduccion a Ortega у Gasset. Madrid, I960; Marias J. Acerca del Ortega. Madrid, 1959; Ortega Spottomo M. Ortega у Gasset, mi padre. Barcelona, 1991; Ortega Spottomo J. Los Ortega. Madrid, 2002; Pinera Llera H. Unamuno у Ortega у Gasset. Monterrey, 1965; Senabre Sempere R. Ler.gua у estilo de Ortega у Gasset. Salamanca, 1964. работы. Среди них выделяется М.А. Сильва-Вега, который посвятил свою работу исследованию журналистской деятельности Ортеги в журнале «Эль Эспектадор» (исп. «Е1 Espectador» - «Наблюдатель»). Другие авторы, такие как Е.В. Деревянко, О.В. Журавлев, JT.K. Куличенко, X. Монтон Феррер, В.А. Одиноченко, - анализировали философские и социологические доктрины Ортеги1.

Научная новизна работы состоит в привлечении и включении в научный оборот большого пласта раннее неисследованных источников; а также в том, что впервые в истории отечественной журналистики прослеживается журналистская и издательская деятельность не только "самого Хосе Ортеги-и-Гассета, но и всей его семьи; дается комплексный анализ публицистических произведений Ортеги с учетом их жанровых и стилистических особенностей.

Целью предпринимаемого исследования является анализ истоков публицистической деятельности Хосе Ортеги-и-Гассета, социально-политического контента его произведений и их жанрового своеобразия.

Для достижения цели работы в диссертации были поставлены следующие задачи:

- ввести в научный оборот новые источники, посвященные становлению и развитию испанской публицистики XX века, а также связанные с жизнью и деятельностью семьи Хосе Ортеги-и-Гассета;

- проанализировать процесс завоевания информационного пространства Испании семьей X. Ортеги-и-Гассета в период с XIX по XXI века;

- выявить особенности жанрового своеобразия публицистических произведений Хосе Ортеги-и-Гассета;

- раскрыть сущность его неповторимого публицистического стиля;

1 Сильва-Вега М.А. «EI Espectador» Хосе Ортеги-и-Гассета как журнал одного автора: Дис. канд. филолог, наук. - М., 2001; Деревянко B.E. Аристократическая версия общественного идеала в социологии Хосе Ортеги-и-Гассета: Автореф. дис. канд. соц. наук. - М., 1992; Журавлев О.В. Философия «жизненного разума» Хосе Ортеги-и-Гассета как социально-этическая доктрина: Автореф. дис. канд. филос. Наук. - Л., 1972; Куличенко Л.К. Критика концепции общественного развития социальной философии Хосе Ортеги-и-Гассета: Автореф. дис. канд. филос наук. - М., 1973: Монтон Феррер X. Концепция «жизненного разума» в философском учении Хосе Ортеги-и-Гассета: Автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 1989; Одиноченко В.А. Концепция культуры Хосе Ортеги-и-Гассета: Автореф. дис. канд. филос. Наук. - Минск, 1990.

- показать разнообразие публицистического наследия X. Ортеги-и-Гассета;

- дать анализ социально-политической проблематики его произведений;

- определить влияние, место и роль Хосе Ортеги-и-Гассета в современной публицистике испаноязычного мира.

Объектом данного исследования являются публицистические произведения Хосе Ортеги-и-Гассета.

Предметом исследования выступают особенности публицистических произведений Ортеги, рассмотренные в контексте биографии автора и его семьи, испанской и мировой истории и культурных традиций XX века, а также с точки зрения их жанровых своеобразий и стилистических особенностей.

Теоретико-методологической основой служили принципы историографии, источниковедения и анализа литературных текстов с их требованиями объективности исследования, достоверности фактического материала, достаточности оснований для выводов. Основными методами, которые мы использовали в своей работе, являются: историко-литературный, описательный, концептуальный авторский подход.

На защиту выдвигаются следующие положения:

1. Завоевание информационного рынка Испании семьей Хосе Ортеги-и-Гассета началось с XIX века. Члены этой семьи смогли точно оценить ситуацию и выработать приемы и способы по привлечению читательской аудитории и завоеванию престижа издаваемых ими журналов и газет.

2. Ортега сумел создать целый ряд периодических изданий, отражающих интересы того времени и сделать их ведущими периодическими изданиями. Благодаря его активной издательской деятельности испанцы познакомились с работами лучших зарубежных ученых.

3. В своих эссеистических произведениях Хосе Ортеги-и-Гассета выработал особую «драматическую технику» эссе: соединение анализа проблемы с лирическими отступлениями и прямыми апелляциями к читателю.

Хосе Ортеге-и-Гассету удалось создать свой неповторимый индивидуальный стиль, сочетающий в себе простоту изложения и красочный язык. В его произведениях очень много метафор и большое количество образов.

4. Хосе Ортега-и-Гассет оставил после себя большое публицистическое наследие, затрагивающее разнообразные стороны общественной, политической и культурной жизни общества, глобальные проблемы современности.

5. Информационное гуманитарное пространство Испании и в целом испаноговорящего мира и сегодня освещено личностью Ортеги; его творческое кредо разделяется его последователями.

Научная и практическая значимость исследования определяется, в первую очередь, введением в историю журналистики многогранной личности Хосе Ортеги-и-Гассета с акцентом на ранее неизвестные российской научной общественности грани его творчества.

Кроме того, изучение журналистской и публицистической деятельности Ортеги в рамках концепции автора позволяет сопоставить по определенным параметрам сегодняшнее состояние журналистики на информационном рынке Испании, а также Латинской Америки.

Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания истории зарубежной журналистики и публицистики, теории ряда жанров журналистского творчества, в подготовке журналистских кадров.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и 4-х приложений.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Публицистика Хосе Ортеги-и-Гассета в информационном пространстве Испании XX века"

Заключение

В ходе данного исследования было установлено, что публицистическая деятельность Хосе Ортеги-и-Гассета являлась результатом не только его природного таланта, но и наследием, которое оставили ему его выдающиеся родственники, такие как Хосе Ортега Сапата, Эдуардо Гассет-и-Артиме, Хосе Ортега Мунилья. Обратим внимание на то, что в отечественной науке о журналистике еще не было проведено комплексного исследования журналистской, издательской и публицистической деятельности не только X. Ортеги, но и членов его семьи.

На основе изученного материала становится ясно, что и сам Ортега и его дети применяли на практике те традиции, которые были заложены их предшественниками еще в XIX веке. Эти традиции можно определить следующим образом: независимый характер издания, привлечение в штат авторитетнейших людей своего времени, использование передовых технологий, наличие как можно большего числа тематических приложений и, прежде всего, литературных, могущих удовлетворить даже самые изысканные вкусы читательской аудитории.

Анализ показал, что в ходе завоевания информационного рынка представители этой семьи осуществляли следующую стратегию: они находили свободную нишу и, заняв, не уступали ее конкурентам. Опыт, принадлежащей семье Ортеги, может быть полезным всем современным издателям и журналистам, которые решают аналогичную задачу.

Хосе Ортега-и-Гассет прибегнул к публицистике, чтобы выразить наиболее актуальные проблемы современности и повлиять на происходящие в мире процессы. Ортеге удалось выработать свой неповторимый стиль эссе с разветвленной структурой. Он сумел найти оптимальное стилистическое обрамление для своих эссеистических произведений, сочетающее в себе множество метафор, образов, и расширил лексический состав языка путем изменения значений слов и привлечение новых ресурсов из иностранных языков.

Хосе Ортега-и-Гассет оставил после себя богатое публицистическое наследие. Его произведения посвящены многим проблемам современности, а именно: анализу процессов, происходящих в мире, тщательному рассмотрению педагогического процесса, разбору творчества представителей «поколения 1898 года», эстетическим проблемам. Ортеге, как одному из самых плодовитых и талантливых публицистов XX века, удалось настолько точно подметить все происходящие в мире изменения и новые веяния, что его произведения до сих пор остаются наиболее цитированными и читаемыми во всем мире. Достаточно вспомнить тот ажиотаж, который вызвало и вызывает до сих пор его ставшее одним из самых популярных эссе XX века, «Восстание масс». Мало того, что его публицистическая деятельность стала примером для многих начинающих авторов, он еще и оставил после себя много почитателей своего таланта. Среди них представители многих профессий, которые неоднократно высказывались о его творчестве. Мнение каждого в отдельности, несомненно, ценно и интересно. Но наибольший интерес представляет точка зрения собратьев по перу, и в этой связи хочется упомянуть несколько высказываний из блестящего эссе мексиканского писателя, лауреата Нобелевской премии Октавио Паса под названием «Хосе Ортега-и-Гассет, как и для чего». О. Пас начинает свою работу следующими словами: «Я пишу эти строки с волнением и страхом. С волнением, потому что всегда восхищался Ортегой-и-Гассетом; со страхом, потому что не только я, недостойный, а вообще вряд ли кто-нибудь еще способен обозреть и оценить в коротком очерке философское и литературное наследие столь обширное и разнообразное, как у Ортеги-и-Гассета»1. В другом месте он подчеркивает, что «он был мастером жанра, который не выносил упрощений, свойственных обзорам», «Ортега-и-Гассет сделал большой подарок испанской словесности:

1 Цит.по: htt://wvvw.philosophy.ru/library/cata!og.htm он доказал на этом языке, что писать понятно - значит быть интеллектуально опрятным»; «Ортега-и-Гассет, как Токвиль, обладал даром провидеть будущее»1.

Спустя много лет в октябре 1980 года Пас заметил, что «книги Ортеги заставили меня думать, когда еще я был юношей. И я всю жизнь старался держаться истин, усвоенных на первых уроках. Вряд ли я думаю сейчас так, как он в свое время, но точно знаю, что без его тогдашних мыслей я сегодня думать не смог бы» .

Еще одним широко известным писателем в испано-язычном мире, на которого оказало огромное влияние творчество Хосе Ортеги-и-Гассета, является Франсиско Умбраль, постоянный обозреватель газеты «Эль Мундо» (исп. «Е1 Mundo» - «Мир»), лауреат премии Сервантеса 2000 года3. Интересен тот факт, что Ф. Умбраль писал на те же самые темы, что и X. Ортега-и-Гассет, а именно: о «поколении 1898 года», о Мигеле де Сервантесе. Его считают вторым по величине прозаиком XX века, после Хосе Ортеги-и-Гассета. Таким образом, список имен выдающихся мыслителей, которых вдохновили произведения Ортеги-и-Гассета, бесконечен, также как и уникальное наследие этого всемирно известного философа, журналиста, издателя и публициста, что может быть предметом самостоятельного исследования.

1 Цит.по: там же.

2 Цит.по: там же.

J Премия Сервантеса была учреждена в 1975 году Министерством культуры Испании.

141

 

Список научной литературыТараненко, Анна Владимировна, диссертация по теме "Журналистика"

1. Ortega у Gasset J.'Cartas de un joven espanol. Madrid: El Arquero, 1991. —785 p.

2. Ortega у Gasset J. El Espectador. 3 tt. Madrid: Revista del Occidente, 1936, 2 t.-459 p.

3. Ortega у Gasset J. Ensayos sobre la generacion del 98. Madrid: Revista del Occidente, 1981.-310 p.

4. Ortega у Gasset J. Estudios sobre el amor. Madrid: Espasa Calpe, S.A., 1966.-234 p.

5. Ortega у Gasset J. Epistolario. Madrid: Revista del Occidente, 1974. — 169 p.1. Монографии

6. Аристотель. Политика. Афинская политика. М.: Мысль, 1997. — 458 с. Асорин. Избранные произведения. М.: Худ. лит., 1989. 374 с. Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика: проблемы изучения и обучения. М.: Рус. яз., 1988. - 157 с.

7. Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. М.: Рус. яз., 1982. -196 с.

8. Горохов В.М. Публицистика: теория и практика. М.: МЭГУ, 1995. —164 с.

9. Даме Х.Г. Франсиско Франко. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 348 с. Зыкова А.Б. Учение о человеке в философии X. Ортеги-и-Гассета, М.: Наука, 1978.- 158 с.

10. Канторович В.Я. Заметки писателя о современном очерке. М.: Советский писатель, 1973.-543 с.

11. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1993. —223 с.

12. Коньков В.И. Речевая структура газетного текста. С-П.: СПУ, 1995.159 с.

13. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. М.: МГУ, 1971. —267 с.

14. Пашков Г.Н., Сбруев В.В. Возникновение и развитие печати Испании и ее колоний. М.: УДН, 1987. 84 с.

15. Плавскин З.И. Испанская литература XIX-XX веков. М.: Высшая школа, 1982.-245 с.

16. Плавскин З.И. Мариано Хосе де Ларра и его время. Л.: ЛГУ, 1977. —180 с.

17. Платон. Государство. Законы. Политик. М.: Мысль, 1998. 798 с. Пономарева Л.В. Испанский католицизм XX века. М.: Наука, 1980. —248 с.

18. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: МГУ, 1995.294 с.

19. Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М.: Советский писатель, 1984.359 с.

20. Прохоров Е.П. Публицистика в жизни общества. М.: МГУ, 1968. — 102 с. Реали Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней, в 4-х т. С-П.: Петрополис, 1997, т.4. - 849 с.

21. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: Высшая школа, 1974.-351 с.

22. Сенека JI.A. Нравственные письма к Луцилию. М.: Наука, 1977. — 384 с. Соловьев Ю.В. Прошлое толкует нас. М.: Политиздат, 1991. — 432 с. Татаринова Л.Е. Русская литература и журналистика XVIII века. М.: Проспект, 2001.-368.

23. Тертерян И.А. Испытание историей. Очерки испанской литературы XX века. М.: Наука, 1973. 523 с.

24. Тертерян И.А. Современный испанский роман. М.: Художественная литература, 1989.-367 с.

25. Тертерян И.А. Человек мифотворящий: о литературе Испании и Латинской Америки. М.: Советский писатель, 1988. — 560 с.

26. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познйвательно-психологический подход. М.: Гендальф, 1998.-255 с.

27. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект пресс, 2002.320 с.

28. Ученова В.В. Гносеологические проблемы публицистики. М.: МГУ, 1971.-146 с.

29. Федотова Л.Н. Методика конкретных социологических исследований и международная и журналистика. М.: УДН, 1991. 94 с.

30. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М.: Питер, 2003.396 с.

31. Фирсова Н.М. Грамматическая стилистика современного испанского языка: Имя существительное. М.: Высшая школа, 1984. — 272 с.Цицерон М.Т. О старости, о дружбе, об обязанностях. М.: Наука, 1975. 245 с.

32. Черепахов М.С. Таинства мастерства публициста. М.: Мысль, 1984.150 с.

33. Честерфилд. Письма к сыну. Максимы. Характеры. М.: Наука, 1978. —327 с.

34. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Искусство, 1993. 303 с.

35. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны. М.: Советский писатель, 1988. —415 с.

36. Alonso М. Ciencia del lenguaje у arte del estilo. Madrid: Aguilar, 1960. — 1618 p.

37. Alvarez J. Historia de los medios de comunicaciones en Espana. Periodismo, imagen у publicidad (1900 1990). Barcelona: Editorial Ariel, S.A., 1989. - 539 p.

38. Araya G. Claves filologicas para comprension de Ortega. Madrid: Gredos, 1971.-250 p.

39. Ayala F. La estructura narrative у otras experiencias literarias. Barcelona: Critica, 1984.-221 p.

40. Borel J. Introduccion a Ortega у Gasset. Madrid: Guadarrama, 1960. — 365 p. Chabas J. Literatura Espanola contemporanea 1898 1950. Madrid: Editorial Verbum, 2001. -703 p.

41. Cruz Seoane M. Oratorio у periodismo en la Espana del siglo XIX. Madrid: 1977.-454 p.

42. Espina A. El cuatro poder. Cien anos de periodismo espanol. Madrid: Aguilar, 1960.-302 p.

43. Fernandez de la Mora G. Ortega у el 98. Madrid: Ediciones Rialp, 1961.260 p.

44. Gomez Aparicio P. Historia del periodismo espanol. De las guerras coloniales a la dictadura. Madrid: Edicusa nacional, 1974. 735 p.

45. Kovacci O. Lengua у literatura. 3 tt. Buenos Aires: Abril, 1982, 3 t. — 317 p. Luzuriaga L. Las fundaciones de Ortega у Gasset. Caracas: Universidad central de Venezuela, 1958. - 22 p.

46. Mainer J. La edad de plata (1902 1939). Ensayo de interpretation de un proceso cultural. Madrid: Ediciones Catedra, S.A., 1983. — 466 p.

47. Marias J. Acerca de Ortega. Madrid: Revista del Occidente, 1971. 217 p. Marias J. Ortega. Circunstancia у vocacion. 2 tt. Madrid: Revista del Occidente, 1973, 2 t: - 285 p.

48. Marichal J. Teoria e historia del ensayismo hispanico. Madrid: Alianza Editorial, 1984.-224 p.

49. Marichal J. La voluntad del estilo (Teoria e historia del ensayismo hispanico). Barcelona: Seix barrel, 1957. 336 p.

50. Martinez Olmedilla A. Periodicos de Madrid. Madrid: Aumarol, 1956. —237 p.

51. Ortega Munilla J. Relaciones contemporaneas: novellas breves. Madrid: Calpe, 1919.- 190 p.

52. Ortega Spottorno J. Historia probable de los Spottorno. Madrid: Siddhart Mehta, 1991.-284 p.

53. Ortega Spottorno J. Los Ortega. Madrid: Taurus, 2002. 435 p.

54. Ortega Spottorno M. Ortega у Gasset, mi padre. Barcelona: Planeta, 1983. —207 p.

55. Ortega у Gasset M. El Impartial. Biografia de un gran periodico espanol. Zaragoza: Libreria general, 1956. — 262 p.

56. Osuna R. Las revistas del 27. Valencia: Pre-textos, 1993. — 334 p. Paz O., Marichal J. Las cosas en su sitio (Sobre la literatura Espanola del XX siglo). Mexico: Finisterre, 1971. 95 p.

57. Pinera Llera H. Unamuno у Ortega у Gasset (Contraste de dos pensadores). Monterrey: Centro de estudios humanitarios de la Universidad de Nuevo Leon, 1965. -454 p.

58. Redondo G. Las empresas politicas de Jose Ortega у Gasset. 2 tt. Madrid: Colleccion Rialp,1970, t. 2. - 608 p.

59. Senabre Sempere R. Lengua у estilo de Ortega у Gasset. Salamanca: S.P., 1964.-263 p.

60. Tarin-Inglesias J. Panorama del periodismo hispanoamericano. Madrid: Salvat, 1972.-214 p.

61. Vails Joseph F. F. Prensa у burgesia en el XIX siglo espanol. Barcelona: Antropos, 1988. - 275 p.1. Статьи

62. Ахмадулин E.B., Чу ков П.И. К вопросу о типологии специализированных газет // Акценты. 2003. - № 5 - 6. - С. 16 - 19.

63. Вела Ф. Разговор с Ортегой // Ортега-и-Гассет X. Размышления о «Дон Кихоте». С-П., СПУ. - 1997. С. 216 - 242.

64. Гайденко П.П. Хосе Ортега-и-Гассет и его «Восстание масс»//Вопросы философии. 1989. - № 4. - С. 155 - 168.

65. Гелескул A.M. Собеседник жизни // Ортега-и-Гассет X. Камень и небо. -М., Грантъ. 2000. С. 4 - 10.

66. Журавлев О.В. Главная книга X. Ортеги-и-Гассета // Ортега-и-Гассет X. Размышления о «Дон Кихоте». С-П, СПУ. - 1997. С. 243-270.

67. Журавлев О.В. Ортега-и-Гассет: размышления о гуманизме и о Дон Кихоте // Сервантосовские чтения /Под ред. Г.В. Степанова. JL, Наука. — 1985. С. 190- 199.

68. Захаров А.В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ // Вопросы философии. — 2003. № 2003. — С. 3-16.

69. Киселев Г.С. «Кризис нашего времени» как проблема человека // Вопросы философии. 1999. - № 1. - С. 40 - 52.

70. Мамонтов С.П. Унамуно и Ортега в культуре испаноязычного мира // Латинская Америка. 2000. - № 3. - С. 104 - 109.

71. Никитаев В.В. Пресса и журналистика в рамках культуры // Вопросы философии. 1998. - № 2. - С. 65 - 79.

72. Петровский И.П. Испания как метафора // Ортега-и-Гассет X. Этюды об Испании: — Киев, Новый Круг Пор-Рояль. - 1994. С. 7 — 22.

73. Пожарская С.П. Бурбоны в Испании // Новая и новейшая история. — 1993. № 1.-С. 153- 169.

74. Саламон Л. Всеобщая история прессы // История печати. М., Аспект пресс.-2001. С. 65- 194.

75. Саплин А.И. Испанский мыслитель XIX в. Анхель Ганивет // Новая и новейшая история. 1991. - № 3. - С. 183 - 192.

76. Сироткина О.Б. Некоторые жанрово-стилистические изменения советской публицистики // Развитие функциональных стилей современного русского языка. М., Наука. - 1968. С. 101 -125.

77. Тертычный А.А. Публицистическая аргументация: резервы эффективности (социально-психологический аспект) // Тенденции развития хмассовых информационных процессов. М., УДН, 1991. С. 52 61.

78. Фриндлер Г.М. Философия искусства и искусство философа // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., Искусство. - 1991. С. 7 — 48.

79. Хочунская Л.В. Концепция адресата в контексте публицистики // Философские проблемы массовых информационных процессов. М., УДН, 1990. С. 43-53.

80. Эльяшевич А.П. Четыре октавы бытия // Октябрь. 1990. - № 4. — С.193 -202.

81. Эпштейн М.Н. Законы свободного жанра (эссеистика и эссеизм в культуре нового времени) // Вопросы литературы. 1987. - № 7. - С. 120 -152.

82. Azorin. La generacion del 98 // Unamuno, Valle-Inclan, Baroja, Machado, Azorin. La Generacion del 98. Cuba, Editorial nacional de Cuba. 1965. P. 271 -284.

83. Mainer J. La critica intellectual a los noventaychistas у la revista Espana // Epoca contemporanea: 1917 1936. 8 t., t. 7. — Barcelona, Editorial critica. - 1984. P. 24 - 29.

84. Marias J. Los generos literarios ortegianos: del articulo al libro // Epoca contemporanea: : 1917 1936. 8 t., t. 7. - Barcelona, Editorial critica. - 1984. P. 30-34.9

85. Mermall T. Introduccion // Ortega у Gasset J. La rebellon de las masas. — Madrid, Editorial Castalia, S.A. 1998. P. 3 - 83.

86. Novates A. G. La prensa en el trienio liberal (1820 1823) // Prensa у sociedad en Espana (1820- 1936). - Madrid, Edicusa. - 1975. P.201 -206.

87. Ruht Smidt. Apunte biografico de un novelista // Ortega Munilla J. Cleopatra Perez. Madrid, Ediciones Catedra, S.A. - 1976. P. 11 - 41.

88. Senabre Sempare R. Literato antes que filosofo: la metafora en Ortega // Epoca contemporanea: 1917 1936. 8 t., t. 7. - Barcelona, Editorial critica. - 1984. P. 48 -52.

89. Senabre Sempere R. El escritor Jose Ortega у Gasset // Ortega у Gasset J. Espiritu de la letra. Madrid, Edicion de Ricardo Senabre. - 1998. P. 11 - 44.1491. Диссертации

90. Дурова О. И. Норвежское эссе 1960 1990 годов: Дис. доктора филолог, наук. - Краснодар, 2000. - 256 с.

91. Сильва-Вега М.А. «Е1 Espectador» Хосе Ортеги-и-Гассета как журнал одного автора: Дис. канд. филолог, наук. М., 2001. — 194 с.1. Авторефераты диссертаций

92. Деревянко Е.В. Аристократическая версия общественного идеала в социологии Хосе Ортеги-и-Гассета: Автореф. дис. канд. соц. наук. — М., 1992. -21 с.

93. Журавлев О. В. Философия «жизненного разума» Хосе Ортеги-и-Гассета как социально-этическая доктрина: Автореф. дис. канд. филос. наук. — JL,1972.- 25 с.

94. Куличенко JI.K. Критика концепции общественного развития социальной философии Хосе Ортеги-и-Гассета: Автореф. дис. канд. филос. наук. — М.,1973.- 23 с.

95. Монтон Феррер X. Концепция «жизненного разума» в философском учении Хосе Ортеги-и-Гассета: Автореф. дис. канд. филос. наук. — М., 1989. -20 с.