автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Проблема кризиса культуры в творчестве Х. Ортеги-и-Гассета и Й. Хейзинги

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Капитанова, Лариса Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Проблема кризиса культуры в творчестве Х. Ортеги-и-Гассета и Й. Хейзинги'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Капитанова, Лариса Сергеевна

Введение.1

Глава 1. Культура и общество.8

§ 1. Концепция культуры Х.Ортеги-и-Гассета. 8

§2. Концепция культуры Й.Хейзинги.22

§3. Теория поколения Х.Ортеги-и-Гассета: общая характеристика.33

Глава 2. Кризис культуры как социально-исторический феномен; истоки, условия протекания, характерные черты (по работам Х.Ортеги-и-Гассета и

Й.Хейзинги).43

§1. Кризис культуры как категория истории.45

§2. Проблема существования человека в условиях исторического кризиса. Подлинное и неподлинное существование: самоуглубление и самоотчуждение.65

§3. Поколение как агент исторических изменений и как метод исторического исследования.91

Глава 3.Кризис современной культуры.101

§ 1. Общество как динамическое единство избранного меньшинства и массы.

Феномен «Восстание масс».101

§2. Пуэрилизм и ребячество как черты современной эпохи. Пути выхода из кризиса и способы преодоления культуры.118

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по культурологии, Капитанова, Лариса Сергеевна

На рубеже веков и более того тысячелетий старый вопрос о судьбе человеческой цивилизации, культурного наследия остается одним из самих актуальных вопросов. Обострение кризиса цивилизации и культуры, кризис гуманизма привлекают внимание исследователей во всех странах мира. Обращение к данной тематике обусловлено и той непростой ситуацией, в которой находится Россия уже не первый год

Оригинальная концепция кризиса культуры и его преодоления была предложена Х.Ортегой-и-Гассетом (1883-1955). Устойчивый интерес к наследию испанского философа обусловлен колоссальным влиянием его работ «Восстание масс» (1930) и «Дегуманизация искусства» (1924-1925). Эти работы взбудоражили умы западной общественности и сделали его философом европейского значения. Следует назвать и «Миссию университета» (1930), формальным поводом для написания которой послужила направленная Ортеге студенческой ассоциацией Мадридского университета просьба изложить свои взгляды на содержание, цели и специфику университета в системе общего образования. Представленный в этом произведении проект реформы высшего образования сохраняет, как нам представляется актуальность и в наши дни, в том числе и для нашей страны. Анализируя современную ему ситуацию, Ортега писал о назревшей необходимости радикальной мировоззренческой переориентации «западного человека» - от отдаленных исторических целей и монументально-политических программ к ценностям повседневной жизни.

Й.Хейзинга (1872- 1945), как и Ортега, принадлежал к числу крупнейших европейских теоретиков культуры, в творчестве которых был подвергнут серьезному осмыслению культурный кризис первой трети XX века. Оба они писали об упадке общей культуры, о тотальной нивелировке личности, деморализации современного общества. Обращение к творчеству этих двух ученых можно объяснить главным образом тем, что сопоставление их взглядов в исторической перспективе дает возможность более глубоко осмыслить как существо общественных явлений, ставших объектом анализа Хейзинги и Ортеги, так и достоинства и недостатки этого анализа. Обращение к тематике актуального кризиса Запада с точки зрения философа истории и философа культуры, с одной стороны, и с точки зрения историка и теоретика культуры с другой, дает возможность более широкого подхода к данной проблеме, позволяет выявить новые грани исследуемого феномена. Дополнение философско-исторического анализа Ортеги теоретико-культурологическим анализом взглядов Хейзинги имеет объективные основания в определенных чертах сходства их идейно-мировоззренческих позиций;

Пик их теоретической работы пришелся на период после первой мировой войны и непосредственно перед экономическим кризисом 1930-х гг. Оба заняли центристские политические позиции, Хейзинга уклонялся от непосредственного участия в активной политической деятельности, Ортега с 1935 года принципиально отошел от политической борьбы в Испании.

Их идейное формирование проходило в странах, находящихся на периферии Европы, хотя и по-разному развитых. (Богатая колониями метрополия Голландия и лишившаяся в 1898 году почти всех колоний отсталая и переживающая свою отсталость, Испания). На формирование взглядов Хейзинги сказывается его происхождение из старинного рода менонитских проповедников, а также воспоминания о бюргерской культуре и о ренессансном гуманизме, уже утраченным к 20 - 30 годам в передовых странах.

Что касается гуманистических реминисценций Ортеги, то они менее длительны по времени. Но, тем не менее, среди предков философа были и колониальные чиновники, и торговцы, и представители художественной интеллигенции, то есть выходцы из слоев, находившихся в постоянной, хотя и умеренной оппозиции ко всем тотальным режимам, которые сменяли в Испании друг друга. Сам Ортега является продолжателям и пропагандистом идей просветительского гуманизма, ведущих начало от либеральных мыслителей Испании XIX века М.Х.де Ларры и Х.Косты. Ортега принадлежит к философам, которые предчувствовали, что вступивший в историю XX век принесет и поставит перед человеком драматические проблемы, касающиеся самого его существования, проблемы, которые потребуют новых способов осмысления, над которыми Ортега работал. Хейзинга в свою очередь в своих сочинениях также наметил возможность новых методологических подходов к изучению истории: антропологического, структурно-типологического, семиологического.

Испанского философа и голландского историка связывала личная дружба и интерес к творчеству друг друга. Ортега останавливался у Хейзинги в доме по пути в Латинскую Америку, куда вынужден был эмигрировать. В свое время Ортега удостоил самой высокой оценки книгу Хейзинги «Осень Средневековья», Хейзинга, в свою очередь, считал верной трактовку понятий «элита» и «масса» как духовных позиций человека, изложенную испанским ученым в «Восстании масс».1 Личные отношения Ортеги и Хейзинги следует рассматривать прежде всего как ипостась их идейного сходства. Это сходство относилось и к общей эмоциональной оценке обоими учеными кризиса западной культуры, ее фундаментальных ценностей и к анализу причин возникновения кризиса, к выявлению его сущностных черт, и к их представлениям о путях преодоления кризиса. Следует указать также на близость выводов Хейзинги и Ортеги относительно перспектив развития европейской культуры, на их требование восстановления утраченных ею принципов. Что касается разногласий по отдельным вопросам, то Хейзинга не CM.Ortega у Gasset J.Obras completasT.V Madrid, 1957.P7I Ортега-и-Гассет X. Избраанные труды. М., 1997 с.376. А также. Ortega у Gasset J.Obras completas.TV. Madrid 1957. P, 357.Хейзинга Й.Ното Ludens. В тени завтрашнего дня. M.1992.C.351. принимал механики истории Ортеги, которую отстаивал последний, не понимал ее реальной подоплеки. Все остальное было воспринято голландским историком, возможно, в процессе совместных обсуждений ряда введений к иностранным изданиям работы Ортеги «Восстание масс»

Важным стимулом для обращения к данной теме обоими учеными послужили возникновение тоталитарных тенденций в ряде государств (Италия, Германия, Советская Россия), слабость международных «механизмов» противодействия (в частности, Лиги Наций) распаду Европы (идея Ортеги о Соединенных Штатах Европы).

Целью данного исследования является сравнительной анализ концепций кризиса культуры Х.Ортеги-и-Гассета и И.Хейзинги.

Исходя из этого были поставлены следующие задачи: -представить сравнительную характеристику концепций культуры Х.Ортеги-и-Гассета и Й.Хейзинги;

-охарактеризовать концепцию поколения Ортеги-и-Гассета как агента исторических изменений и как метод исторического исследования;

-рассмотреть ключевые ортегианские радиовиталистские концепции в их отношении к истории: понятия историологии и «исторического разума»;

-дать понятие исторического кризиса у Ортеги-и-Гассета и Хейзинги и его применение к анализу европейской истории начала XX века.

-выявить особенности существования человека в эпоху кризиса (по Ортеги-и-Гассету и Хейзинге)

-проанализировать феномен восстания масс (Ортега-и-Гассет); -описать кризисное состояние современной эпохи и охарактеризовать пути выхода из кризиса, предложенные Ортегой и Хейзингой.

Объектом исследования является кризис культуры как сложный социально-исторический феномен, предметом - осмысление кризиса культуры Х.Ортегой-и-Гассетом и Й.Хейзингой.

Творчеству Ортеги-и-Гассета посвящены многочисленные исследования. Они представлены как работами учеников и последователей Ортеги Х.Л.Арангурена, Х.Гаоса, П.Гарагори, М.Гранеля, П.Лаина Энтральго, Х.Мариаса, так и работами других зарубежных авторов: Е.Горского, А.Добсона, Ш.Каскалеса, У.Казановы-Санчеса, С.Леви, С.Сеплечи. В целом в зарубежной литературе прослеживается эволюция от изложения общей системы взглядов испанского философа к анализу отдельных аспектов его учения.

В отечественной литературе философия Ортеги была рассмотрена с точки зрения различных исследовательских целей и задач.

Первые сведения о теоретических замыслах испанского философа появляются в № VII-VIII «Летописей марксизма» в 1928 году в рецензии (без подписи) на работу «Философия истории Гегеля и историология». В 1958 году в «Вопросах философии» публикуется рецензия Л.Г.Никитиной на книгу Ш.Каскалеса «Гуманизм Ортеги-и-Гассета», а в 60-е годы выходит целый ряд статей, посвященных идейному наследию испанского ученого.

Философско-методологические проблемы учения, теоретические и социальные предпосылки его возникновения всесторонне раскрыты в трудах отечественных авторов П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдова, К.М. Долгова, О.В.Журавлева, А.Б. Зыковой, И.С.Кона, A.M. Руткевича. В работах К.М.Долгова А.С.Канарского, Ю.А.Мельвиля, И.А.Тертерян, Л.З.Чавчавадзе анализируются социально-культурные взгляды и теоретические основы эстетики Ортеги. Метод поколения, применяемый испанским философом к историческому исследованию, рассмотрен в работах Х.Мариаса и О.В.Журавлева. Концепция культуры Ортеги трактуется в работах К.М.Долгова, О.В.Журавлева, А.Б.Зыковой. Особый интерес у исследователей вызывает теория дегуманизации и концепция «восстания масс», которые рассматривались К.Г.Ашиным, Н.Д.Бондаренко, П.П.Гайденко, К.М.Долговым, Ю.Н.Давыдовым, А.Б.Зыковой, И.А.Тертерян. Что касается концепции кризиса культуры Ортеги, то она затрагивалась в работах многих исследователей, но главным образом применительно к общим проблемам или в связи с анализом концепции культуры. и

В зарубежной литературе к творчеству Й.Хейзинги обращались С.В.Вольграф, С.С.Т.Валькенбург, П.Полман, Е.Е.Фермейлен, В.Кеги, К.Кестер. Работы названных авторов характеризует преимущественный интерес к целостности идейного мира голландского ученого, его личности. Историки П.Гейл и Е.Гомбрих акцентируют внимание на уникальности Й.Хейзинги, на трагическом ощущении кризисности судеб западной культуры в его трудах.

Среди отечественных авторов одним из первых к творческому наследию голландского историка обращается С.С.Аверинцев. В его статье проводятся некоторые параллели между взглядами Й.Хейзинги и Х.Ортеги-и-Гассета. Анализ философии культуры голландского ученого, его теории игры содержатся в публикациях Т.А.Апинян. Исследователь приходит к выводу, что, несмотря на субъективную честность и острый критический взгляд Хейзинга, не смог обнаружить объективных причин кризиса буржуазной культуры и не смог предложить реальных путей спасения.

Творчеству Й.Хейзинги также посвящены работы следующих авторов: П.Г.Гайденко, Р.А.Гальцевой, В.Н.Гращенкова, А.В.Гулыги, К.Г.Исупова, Д.С.Лихачева, И.И.Розовской, В.Д.Устименко, М.Н.Эпштейн. В монографии Г.М.Тавризян представлен сравнительный анализ концепций кризиса культуры О.Шпенглера и Й.Хейзинги. В работе выявляются основные историографические принципы голландского ученого, раскрывается его концепция Возрождения, дается оценка истолкованию Хейзингой кризиса культуры средних веков и кризиса современной ему эпохи, характеризуются предложенные им пути выхода из кризиса.

Анализ работ Г.М.Тавризян, С.С. Аверинцева, И. Тертерян, А.Б. Зыковой делает актуальной затронутую, но не эксплицированную в их работах тему кризиса культуры, исследуемую Ортегой и Хейзингой. Научная новизна исследования состоит в следующем: -проводится анализ условий существования индивида в эпоху кризиса (по работам Х.Ортеги-и-Гассета и Й.Хейзинги);

-выявляется сходство и различие позиций двух мыслителей относительно трактовки культурного кризиса первой трети XX века.

Методологической основой исследования является компаративистский подход и принцип дополнительности.

Разработка проблемы кризиса культуры потребовала рациональной, методической реконструкции концепций культуры и истории у двух авторов, последовательного соединения их в общий континуум с исследованием темы кризиса культуры. Компаративное исследование не является доминирующим. Оно скорее работает на реализацию принципа дополнительности, а именно на усиление и дополнительное аргументирование основной линии исследования прочерченной в трудах Ортеги.

Данная работа задумана как культурологическое исследование, в процессе которого возникла необходимость освоения философско-культурной и философско-исторической проблематики, разрабатываемой авторами.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема кризиса культуры в творчестве Х. Ортеги-и-Гассета и Й. Хейзинги"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В итоговом заключении следует отметить, что проведено целостное, систематическое исследование заявленной темы. Важность работы состоит не только в этой целостности, но и аллюзиях на связи с современной философской и социально-философской мыслью, которые только в отдельных случаях конкретизированы, поскольку эта задача все-таки не ставилась диссертантом.

В ходе сравнительного анализа концепций кризиса культуры Х.Ортеги-и-Гассета и Й.Хейзинги было выявлены определенные черты сходства в их подходах к насущным проблемам, стоящими перед западной цивилизацией, но обнаружены и различия.

Оба ученых рассматривали кризис цивилизации как кризис культуры Выход из кризиса они видели прежде всего в духовном совершенствовании человека, в его стремлении обрести подлинную культуру. Они также развивали идею динамического единства ответственности и моральности, поскольку только осознание человеком личной ответственности за будущность культуры может спасти западную цивилизацию. Размышления ученых по данному вопросу предвосхищают поиски авторов, примыкающих к так называемой философии глобальных проблем - области философских исследований, в которой определяются предпосылки решения глобальных проблем современности. (А.Печчеи, А.Кинг, Л.Браун, Д.Медоуз, Э.Пестель, Г.Кан, Дж.Форрестер). Основное положение одного из подходов данного направления звучит так: только духовно зрелая и нравственно свободная личность способна взять на себя подлинную нравственную ответственность за создание альтернативной цивилизации и культуры.

Подход к истории с позиций глобальной проблематики был предложен теоретиками Франкфуртской школы, подвергших острой критике специфическое развитие западной культуры с лежащей в ее основе европейской рациональностью», всепроникающим принципом господства, отчуждением разума от природы. Работы представителей названной школы как бы продолжают произведения Ортеги и Хейзинги, содержащие критику эпохи. Ими также поднимался вопрос об ответственности человека за происходящее, о необходимости самокритики, об употреблении разума на благо и справедливость. (Ю.Хабермас). Хабермас обращался и к проблемам высшего образования: основная мысль его выводов и рекомендаций сводилась к тому, что практика преподавания не отвечает истинным идеалам гуманитарного образования - способствовать преемственности и продолжению культурных традиций, воспроизводству духовных ценностей.

Сам Ортега не прошел мимо общих тенденций в развитии гуманитарных наук. Так, например, в 30- годы XX века происходит оживление социальной психологии, и Ортега обращается к социально-психологическим исследованиям. Интерес к идеологии, эксплуатирующей данные социальных исследований (например, к разработкам нацистского «пропагандиста» В.Довифата) проявляли представители Франкфуртской школы, критиковавшие в своих работах авторитарные режимы.

Говоря о значении творчества Ортеги-и-Гассета необходимо указать еще на несколько моментов. И, прежде всего, следует отметить влияние разработок Ортеги по аристократической социологии и культурологии на дальнейшее развитие западной социологической мысли.

Далее, следует сказать о значимости идей Ортеги об идеях и верованиях в «разрезе» структуралистских поисков - теории научных революций Куна и аналогичных идей его последователей

Что касается размышлений Ортеги по поводу экстремизма как формы жизни, существования на краю в маргинальном пространстве и состоянии, являющегося результатом слома естественной иерархии, то здесь прослеживается связь с постмодернизмом.

Хотелось бы обратить внимание еще на одно обстоятельство. Оба ученых не придают важного значения социально-экономическому фактору в развитии общества, и в своих размышлениях по поводу способов преодоления кризиса не говорят о необходимости каких-либо преобразований в данной сфере в отличие, например, от Тойнби, с которым у обоих исследователей есть точки соприкосновения по другим вопросам. Относительно же духовного аристократизма Хейзинги и Ортеги можно сказать следующее. Если избранный - это человек с повышенным чувством ответственности и стремлением к духовному совершенствованию, то наше время ощущает острую потребность именно в таких людях. Таким образом, оба ученых верно наметили определенные тенденции в развитии современного общества. В связи с этим необходимо указать на значение предлагавшихся Ортегой и Хейзингой в границах идеалистического мировоззрения корректировок культурной политики Европы:

-выработка способов воспитания социальной ответственности у реальной элиты по отношению к обществу в целом, воспитания «серьезности».

-утверждение программы целостного мировоззрения, образования как фундамента этой ответственности

-выдвижение на авансцену коренных ценностей культуры.

Фигура испанского философа продолжает оставаться привлекательной для исследователей. Никого, кроме Хайдеггера, так много не печатают в нашей стране: с 1991 года вышло уже 9 книг. Конечно, не следует ставить знак равенства между философом Хайдеггером и философом Ортегой, но данные цифры говорят сами за себя. В 1988 году в русском переводе вышло знаменитое сочинение Й.Хейзинги «Осень Средневековья», а в 1992 -«Homo Ludens» и «В тени завтрашнего дня», таким образом состоялось знакомство с творчеством голландского ученого не только профессионалов, но и читателей, интересующихся историей и культурологией.

Таким образом, творчество обоих ученых пробуждает интерес и в наши дни, и хочется надеяться, что их предупреждения и призывы будут услышаны.

 

Список научной литературыКапитанова, Лариса Сергеевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Аверинцев С.С. Культурология Й.Хейзинги //Вопросы философии.1969. №3. С. 169-174.

2. Апинян Т.А. Философия культуры Й.Хейзинги (критический анализ). Автореф. канд. дис.Л.: 1977. 20 .С.

3. Апинян Т.А.Кризис культуры и концепция игры Й.Хейзинги //Философские науки. 1982. №4. С.78-85

4. Багно В.Е. Мысли о культуре и культура мысли Хосе Ортеги-и-Гассета //Вопросы литературы.1991. №2. С, 82-95

5. Бондаренко Н.Д. Некоторые проблемы человека и философия X. Ортеги-и-Гассета /Историко-философский сборник. М.: Издательство МГУ, 1968.319 С.

6. Бондаренко Н.Д. Проблема кризиса современного буржуазного общества в социальной философии Х.Ортеги-и-Гассета. Автореф. канд. дис.М.: 1970.20 С.

7. Гайденко П.П. Буржуазная философия в поисках реального содержания исторического процесса //Вопросы истории. 1966. №1.С.88-104.

8. Гайденко П.П. Хосе Ортега-и-Гассет и его «Восстание масс»//Вопросы философии. 1989. №4. С.155-169.

9. Гур С.Н. Этико-эстетическая концепция Хосе Ортеги-и-Гассета (Сущностные характеристики и социально-культурные функции). Автореф. канд.дис. Киев,1991.14 С.

10. Гуревич П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание. М.: Наука, 1980. 367 С.

11. Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. М.: Искусство, 1966. 344С.

12. Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М., Наука, 1977. 319 С.

13. Давыдов Ю.Н. Роднянская И.Б. Социология контркультуры: инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь. Критический анализ. М.:1980. 264 С.

14. Деревянко Е.В. Аристократическая версия общественного идеала в социологии X. Ортеги-и-Гассета. Автореф. канд.дис. М.:1992.

15. Долгов К.М. Анализ кризиса буржуазной культуры и гуманизма //Вопросы философии. 1971. №7. С.159-162.

16. Долгов К.М. Философия культуры и эстетика Хосе 0ртеги-и-Гассета//0 современной буржуазной эстетике. Вып.З. М., 1972 С.51-58.

17. Журавлев О.В. Философия «жизненного разума» Х.Ортеги-и-Гассета как социально-этическая доктрина. Автореф. канд. дис,Л.:1972.25 С.

18. Журавлев О.В. Концепция «культурного синтеза» в системе идей Х.Ортеги-и-Гассета//Проблемы борьбы против буржуазной идеологии. Вып.1. Л.:Изд. ЛГУ.1973. С.66-86.

19. Журавлев О.В. Вызревание предпосылок эстетической мысли в Испании 2 пол.19-20 вв. Эстетика Х.Ортеги-и-Гассета// Лекции по истории эстетики. Под ред. Кагана М.С.Кн.3.ч.2.Л.:1977. С.65-72.

20. Журавлев О.В. Ортега-и-Гассет: размышления о гуманизме и о Дон Кихоте//Сервантовские чтения /Под ред.Г.В.Степанова. Л.:1 Наука, 1985. С. 190-199.

21. Журавлев О.В. Пути и перепутья. Очерки испанской философии XIX-XX веков. СПб.: Издательство. СП6ГУД992. 200 С,

22. Журавлев О.В.,Осипов В.Д. Возможности и границы историологии (от Н.Кареева до Х.Ортеги-и-Гассета)//Социальная философия и философия истории.СПб.: 1994.

23. Журавлев О.В. О понятии пограничной этнической идеологии //Русская литература. СПб.: Наука, 1995. №3.

24. Журавлев О.В. Ортега в Латинской Америке//Историческое развитие философии в диалоге философских культур: проблемы логики идей. СПб.: Издательство СПбГУ, 1996.

25. Журавлев О.В. Главная книга Х.Ортеги-и-Гассета//Размышления о «Дон Кихоте». СПб.: Издательство СПбГУ, 1997.

26. Журавлев О.В. Ортега и прагматизм: введение в тему //Философия достижимых целей. К 100-летию американского прагматизма. СПб.:1998.

27. Журавлев О.В. Х.Ортега-и-Гассет//Хрестоматия по культурологии.т.1 СПб.: Петрополь, 2000.

28. Журавлев О.В. Х.Ортега-и-Гассет.//Словарь по культурологии. Под ред.И.Ф.Кефели. СПб.:Петрополь, 2000.

29. Зиммель Г.Избранное. М.:Юрист, 1996. Т.1.670 С. Т.2.607 С.

30. Зыкова А.Б. Критический анализ проблемы человека в философии Х.Ортеги-и-Гассета. Автореф.канд. дис. М.,1973. 26 С.

31. Зыкова А.Б. Поиски сферы свободного «самовыражения» личности и философия Х.Ортеги-и-Гассета //Вопросы философии. 1969.№9. С.78-87,

32. Зыкова А.Б. «Опыт жизни» как форма знания //Вопросы философии 1971. №7.С.172-176.

33. Зыкова А.Б. Учение о человеке в философии Х.Ортеги-и-Гассета. Критический очерк. М.:НаукаД978.160 С.

34. Зыкова А. Б. Из истории философии Латинской Америки XX века М.:Наука, 1988.

35. Зыкова А.Б. Хосе Ортега-и-Гассет//Философы двадцатого века. М. :Искусство, 1999

36. Кареев Н.И. Историология/ЛГеория исторического процесса СПб.:2000.

37. Карьева-Угринович В.Б.Реакционность концепции человека в философии Ортеги-и-Гассета //Философские науки. 1964.Ж4

38. Колодий Н.А. Культурно-историческая концепция Й.Хейзинги. Автореф.канд.дис. Томск, 1987.17 С.

39. Кризис западно-европейского искусства и современная эстетика. Вып.8.М.:Искусство, 1968. 328 С.

40. Кризис буржуазной культуры и музыка: Сб. статей. М.: Музыка,1972.288 С.

41. Кризис буржуазной социальной мысли: Реф.сб./Редкол.: А.Поликарпов. М.: ИНИОН, 1980.220 С.

42. Кризис современной буржуазной идеологии: Сб. статей. Под ред.М.Я.Корнеева и М.А.Кисселя Л.:Издательство ЛГУ, 1978. 119 С.

43. Кризис буржуазных концепций «массового общества»: Реф.сб. М.: ИНИОН, 1979.182 С.

44. Кризис буржуазной цивилизации и поиски «нового стиля жизни». Реф.сб. Вып.З. М.:1984. Вып.4.М.:1985. Вып.5. М.:1986. Вып.6.М.:1987. Вып.7.М:1998.

45. Кризис буржуазной культуры и его осмысление буржуазными учеными. Научн. реф.сб. вып.З.сост. Савицкая Т.М.: 1983.

46. Кризис и перспектива развития культуры на рубеже тысячелетий: Под ред.А.Ф.Еремеева. Екатеринбург, УРГУ, 1999.122 С.

47. Кутлунин А.Г. Критика философских и социологичсеких воззрений Ортеги-и-Гассета. Автореф.канд.дис.Свердловск, 1972.

48. Куличенко Л.К. Критика концепции общественного развития социальной философии Хосе Ортеги-и-Гассета. Автореф. Канд.дис. М.,1973. 23 С.

49. Монтон Феррер X. Концепция «жизненного разума» в философском учении Х.Ортеги-и-Гасета. Автореф. канд.дис.М.:1989. 20 С.

50. Никитина Л.Г. Шарль Каскалес «Гуманизм Ортеги-и-Гассета»//Вопросы философии.1958. №11. С.188-195.

51. Ницще Ф. Сочинения. В 2-х т.М.: Мысль,1996.

52. Одиноченко В.А. Концепция культуры Х.Ортеги-и-Гассета. Автореф. канд.дис. Минск, 1990. 18 С.

53. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.:Искусство, 1991. 586 С.

54. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., Наука, 1991. 403 С.

55. Ортега-и-Гассет X. Этюды об Испании. Киев, Новый Круг: Пор-Рояль,1994.394 С.

56. Ортега-и-Гассет X. Веласкес. Гойя. М.:Республика, 1997. 350 С.

57. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М.:Весь мир, 1997. 700 С.

58. Ортега-и-Гассет X. Размышления о «Дон Кихоте». СПб.: Издательство СПбГУ, 1997.331 С.

59. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства и другие работы. М., Радуга, 1991.638 С.

60. Ортега-и-Гассет X. «Философия истории Гегеля» и историология /Метафизические исследования. Вып.2.СПб.:1997. С.250-281,

61. Ортега-и-Гассет Х.Вильгельм Дильтей и идея жизни /Метафизические исследования. Вып.5-7.СПб.:1998.

62. Ортега-и-Гассет X. Камень и небо. М.: Грант^2000.285С.

63. Прохорова Э.В. Поколение 1898 года: Проблема синтеза философии и литературы. Автореф.канд.дис. М.:1997.

64. Руткевич A.M. Социальная философия Мадридской школы. М., Издательство МГУ, 1981. 176 С.

65. Семилет Г.А. Проблема кризиса культуры в новоевропейском сознании. Автореф. докт. дисс. СПб.:1991.

66. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. 432 С.

67. Современная западная социология: классические традиции и поиски новой парадигмы. Под.общей ред.Ю.Н.Давыдова. Н.Л.Поляковой. М.:1990. 202 С.

68. Социальная теория и современность. Выпуск Ю.Х.Ортега-и-Гассет.М.: Луч,1993. 150 С.

69. Тавризян Г.М. Техника, культура, человек: Критический анализ концепций технического прогресса в буржуазной философии XX века. М.: Наука, 1986. 199С.

70. Тавризян Г.М. О.Шпенглер, Й.Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М.:Искусство,1989.269С.

71. Тертерян И. Гуманизироваться или погибнуть //Вопросы литературы. 1961 .№6.

72. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, Культура, 1991. 606 С.

73. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М.:Прогресс, Культура. СПб.: Ювента,1996.477 С.

74. Фарман И.П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса. М.: ИФРАН, 1999. 243 С.

75. Философы двадцатого века. Сб.ст. Научн. ред.: А.М.Руткевич. М.: Искусство, 1999.

76. Философия и кризис современной цивилизации. Сб.ст. Российской Академии Управления. М.:Луч,1993. 254 С.

77. Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука,1991

78. Фукуяма Ф. Конец истории?//Вопросы философии. 1990.№3. С.134-148.

79. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Лекции и интервью. М., Наука, 1992. 175 С.

80. Хайдеггер М. Сборник. М.:Гнозис,1993. 332 С.

81. Хевеши М.А. Политика и психология масс//Вопросы философии. 1999.№12.

82. Хейзинга И. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.:Прогресс -Академия, 1992. 459 С.

83. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М.: Прогресс. Культура, 1995. 539 С.

84. Хейзинга Й.Ното Ludens .Статьи по истории культуры. М,: Прогресс. Традиция, 1997. 412 С.

85. Хосе Ортега-и-Гассет и философский диагноз западной культуры//Дж.Реале, Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней.Кн.4,гл. 19.Спб.: 1997.

86. Шпенглер О.Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории ТД.Гештальт и действительность.М.:МысльД993.666 С.

87. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории.2.Всемирно-исторические перспективы. М, Мысль, 1993. 606 С.

88. Унамуно М. Избранное в 2-х томах. JI.: Художественная литература.,1981. Т.1.518. С.Т.2. 350.

89. Унамуно М. О трагическом чувстве жизни. Киев, Символ,1997.414 С.

90. Alluntis F. Social and political ideas of Jose Ortega у Gasset//The New Scolasticism. vol.XXXIX, №4, Washington, oct. 1965. PP. 467-490.

91. Araya G. Claves filologicas para la comprension de Ortega. Madrid, Gredos, 1971.250 P.

92. Anton E. En torno a la geshumanizacion del arte//Revista de filosofia №69-70. Madrid, 1959.

93. Aznar J C. Ortega ante el arte //Revista de filosofia. №60-61. Madrid, 1957

94. Blanco Sascritan E. Jose Ortega у Gasset. Significado de su critica literaria. Inaug. Diss. Koln, Wienad, 1976 .160 P.

95. Casanova Sanches U. Ortega dos filosofias. Madrid, Studium,1960. 320 P.

96. Cascales Ch. L'humanism d'Ortega у Gasset. Paris, Presses universitaires de Franse, 1957. 179 P.

97. Ceplecha C. The historical though of Jose Ortega у Gasset. A DIS. Washington, The Catholic University of America Press,1958. 182 P.

98. Cigiiela J.M. Ortega у Gasset., filosofo de la problematicidad. Resistencia (El Chaco), 1959. 79 P.

99. Cuervo E. La notion de intelegencia en un texto de Ortega. San Juan, Univ. nac. de San Juan, 1983. 27 P.

100. Dobson A. An introduction to the politics and philosophy of Jose Ortega у Gasset. Cambridge University, Cambridge, 1989.186 P.

101. Donoso. A Revie Essay:"Ortega у Gasset and Jamesian Pragmatism", Columbia University of Missoury Press, 1997.

102. El escritor Jose Ortega у Gasset. Ricardo Senabre ed., Caseres,1985.

103. Fernandez A.M.Teoria de la novela en Unamuno, Ortega у Cartazar. Madrid, Pliegos, 1991.158. P.

104. Fernandez Pelayo H. Ideario etimologico de Jose Ortega у Gasset. Gijon, Flores, 1981.170 P.

105. Ferrater Mora Jose Ortega у Gasset. A outline of his philosophy. New Haven, Yale univ. Press, 1957.69 P.

106. Flores R. El Hegel de Ortega. Actas del 3 Seminario de la Filosofia espanola //Acta Salmanticesia. Filosofia у letras. 150 Salamanca, 1983.

107. Frank J. Invitation to despair//The Saturday Review of Literature. V. XXIX. №32N.Y.: Saturday, August. 10, 1946.

108. Gaos J Sobre Ortega у Gasset у otros trabajos de historia de las ideas en Espana у la America espanola. Mexico, Imprenta universitaria, 1957.407 P.

109. Garagorri P. Introduction a Ortega. Madrid, Alianza, 1970.219 P

110. Garcia Marcos M. La radicalizacion del presente en Ortega/ZRevista de filosofia ano XXIV. Julio diciembro. 1965, №94 -95. Madrid.

111. Garza T. Mision de la Universidad en el pensamiento de Jose de Ortega у Gasset //Revista de filosofia .№49.1984. Mexico.

112. Geyl P. Huizinga als aanklayer van zijn tijd. Amsterdam, 1961.43 P.

113. Gorski E. Jose Ortega у Gasset i kryzys ideologii hizpaskie, Wroclaw,1982.267

114. Granell M. Ortega у su filosofia. Madrid, Revista de Occidente. Cop. 1960. 211.P.

115. Graham J T. A Pragmatist philosophy of life in Ortega у Gasset. Columdia University of Missoury Press, 1994.

116. Graham J Т. Theory of history in Ortega у Gasset:The dawn of historical reason. Columbia University of Missoury Press, 1997.

117. Hierro S,, Pescador J. El derecho en Ortega. Madrid, Revista de Occidente, 1965.345 P.

118. Homenaje a Ortega у Gasset. Lima, Inst, peruano de cultura hisp., 1983.107 P.

119. Huizinga J. Men and ideas. History the Middle ages the Renaissanse. Meridian Books Inc. New York, Copyright by Free Press. 1959.

120. Huizinga J. Duch civilisation in the seventeenth century and other essays. Co Ltd. London and Glasgow, Collins, 1968.288 P.

121. Huizinga J. Erasmus and the age of Reformation: With a selection from the letters of Erasmus. The cloister Harper &Row publishers, New York, 1957. 266 P.

122. Jimenes-Grullon J. A1 margen de Ortega у Gasset Critica «La rebelion de las masas» Publicaciones de humanidad de la Universidad de los Andes.Merida, -Venezuela, 1959

123. Lafuente Ferrari E. Ortega у las artes visuales. Madrid, Revista de Occidente, 1970. 258 P.

124. Lopez Aranguren J. La etica de Ortega. 3-е ed. Madrid,«Taurus», 1966. 83 P.

125. Lledo E. «Filosofia» у «exito», dos palabras sobre Ortega en Alemania. «Revista de filosofia» №60-61,1957, Madrid.

126. Marias J. La escuela de Madrid Estudios filosofia espanola. Buenos Aires. Emece,1959.

127. Marias J. El metodo historico da las generacionas. Madrid, 1961.

128. Marias J. Acerca de Ortega. Madrid, Revista de Occidente, 1971.217 P.

129. Marias J, Diccionario de literatura espaflola. Madrid, Revista de Occidente. 1972.

130. Merino L. La vida humana, el mundo у el ser fundamental en Ortega. Revista de filosofia №88,1964, Madrid

131. Ortega у Gasset J. El Espectador. T.2. Madrid, Revista de Occidente, 1936.461 P.

132. Ortega у Gasset J, History as a system and other essays toward a philosophy of history. With an afterword by John William Miller. New York, Norton &Company, Copyrigh, 1941-1961.269 P.

133. Ortega у Gasset J. Obras completas. 3a ed. T. 1-6 Madrid, Revista de Occidente, 1953-1955 t.l. 1953. 579 P.; t.2.1954. 756 P.; t.3. 1955. 644 P.; t.4.1955. 556 P.; t.5.1955. 632 P.; t.6.1955. 567 P.

134. Ortega у Gasset J. Man and crisis. Transl. from Spanish by Mildred Adams New York, Norton & cop. 1958.219 P.

135. Ortega у Gasset J. Espiritu de la letra. Madrid, Espasa-Calpe. 1965.217 P.

136. Ortega у Gasset J. La redecion de las provincias. Madrid, Alianza, 1967.175 P.

137. Ortega у Gasset J. Ensayos escogidos.3ra ed. Madrid, Alguilar, 1967.232 P.

138. Ortega у Gasset J. Viajes у paises. Madrid, Revista de Occidente,1968.

139. Ortega у Gasset J. Goya. Vida у obra. Madrid, Espase-Calpe, 1970.144 P.

140. Ortega у Gasset J. Velazquez. Vida у obra.2da ed. Madrid, Espasa-Calpe, 1970.229 P.

141. Ortega у Gasset J. Unas leccion de metafisica. 3 ra ed. Madrid, Alianza, 1970.23 OP.

142. Ortega у Gasset J. Origen у epilogo de la filosofia. 3ra ed. Madrid, Revista de Occidente. 1972.205 P.

143. Ortega у Gasset J. Que es filosofia? Madrid, Espasa-Calpe, 1973.219 P.

144. Ortega у Gasset J. Escritores politicos. Madrid, Revista de Occidente, 1973. 285 P.

145. Ortega у Gasset J. Discursos politicos. Madrid, Alianza, 1974. 285 P.

146. Ortega у Gasset J. Epistolario. Madrid, Revista de Occidente, 1974.169 P.

147. Ortega у Gasset J. Ensayos sobre la «Generacion del 98»y otros escritores espanoles contemporaneos. Madrid, Revista. de Occidente. en Alianza Editorial. Cop.1981. 302 P.

148. Pescador H. El derecho en Ortega. Madrid,. Revista de Occidente, 1965.

149. Pina Prata. Franciso Xavier. Dialectica da razao vital intuicao originaria de Jose Ortega у Gasset. Lisboa, Morais, 1962.400 P.

150. Raley H C. Jose Ortega у Gasset, filosofo de la Unidad europea. Madrid, Revista de Oecidente.1977 261 P.

151. Rodriguez Huescar A. Con Ortega у otros escritores. Madrid, Taurus, 1964.365 P.

152. Savignano A. Unamuno, Ortega, Zubiri:Tre voci della filosofia del novecento. Napoli, Guida, copi989.308 P

153. Senabre Sempre R. Lengua у estilo de Ortega у Gasset. Salamanca, 1964.293 P

154. Uranga E. «Е1 hombre у la gente» por Jose Ortega у Gasset. «Ciencias politicas у sociales» Universidad nacional autonoma de Mexico, Mexico, ano III,abril -junio de 1957№8.

155. Zanoletti G. Estetica spagnola contemporanea. Roma, Lucarini, cop.1978