автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Пути и проблемы развития армянской виолончельной сонаты

  • Год: 1983
  • Автор научной работы: Айрапетян, Нора Ашотовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Диссертация по искусствоведению на тему 'Пути и проблемы развития армянской виолончельной сонаты'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Айрапетян, Нора Ашотовна

Стр.

ПРЕДИСЛОВИЕ . . 2

ВВЕДЕНИЕ. . . 6

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Истоки, возникновение и ранний этап развития виолончельной сонаты в Армении

С 1920-30-е годы). 8

ГЛАВА ВТОРАЯ. Становление жанра армянской виолончельной сонаты (1941-1955). . 25

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Дальнейшее развитие виолончельной сонаты в Армении (1956-1970) .52

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Армянская виолончельная соната на современном этапе (1971-1976) . 84

 

Введение диссертации1983 год, автореферат по искусствоведению, Айрапетян, Нора Ашотовна

вития виолончельной сонаты в Армении" (1920-30-в годы); главу П "Становление жанра армянской виолончельной сонаты" (I94I-I955); главу Ш "Дальнейшее развитие виолончельной сонаты в Армении"(19561970); главу 1У "Армянская виолончельная соната на современном этапе" (I97I-I976); заключение; нотные примеры. В конце работы помещен список виолончельных сонат армянских композиторов, состоящий из 48 наименований и указатель литературы, включающий 102 источника.Диссертационная работа изложена на 168 страницах машинописного текста, содержит 74 нотных примера.В диссертации использованы материалы личных архивов композиторов, архивов В^зея литературы и искусства Министерства культуре! Армянской ССР, Союза композиторов Армянской ССР, материалы переписки и личных бесед о композиторами - авторами сонат, а также с армянскими виолончелистами и др. - 6 ВВЕДЕНИЕНаряду с другими жанрами виолончельной литературы, одно из ведущих мест принадлежит сонате. Виолончельная соната как ансамблевая, так и сольная, развивалась в общем русле европейской сонаты. Каждая эпоха, каждое направление, каждый талантливый автор по-своему обогатили жанр виолончельной сонаты. G годами сложились определенные традищж, ставшие в известной степени нормой для композиторов. К их числу относятся: традищи многочастного вдкла, трактовки его отдельных частей (в частности, наличие в одной из частей формы сонатного аллегро), традиции детализированного камерного письма, тонкой тематической разработки, умения слить в едином ансамбле инструментальные партии при одновременном широком выявлении исполнительских, тембровых, технических возможностей каждого йнст|^мвнта в отдельности. Все это характерно и для сонат-соло с той лишь разницей, что все задачи здесь призван разрешить один инструмент.Важнейшие достижения мировой музыки в жанре сонаты, в частности, виолончельной, нашли свое интересное преломление на новой почве в творчестве советских армянских композиторов.Виолончельная соната в Армении - один из значительных жанров камерно-инструментальной музыки. На путь своего развития она встала позднее д|^гих жанров армянской камерно-инструментальной музыки. Тем не менее можно утверждать, что сегодня она развивается на уровне лучших достижений камерной (а также симфонической) музыки Армении, и что наибольшие успехи среди армянских инструментальных сонат 1960-70-х годов были достигнуты именно в жанре виолончельной сонаты.На разных этапах развития армянская виолончельная соната, в известной степени, отражала уровень армянской камерно-инструмен- 7 тальной музыки данного периода. Предлагаемая намж периодизация истоки, возникновение и ранний этап развития виолончельной сонаты в А|швнйй (1920-30-е годы); становление жанра армянской виолончельной сонаты (I94I-I955); дальнейшее развитие армянской виолончельной сонаты (I956-I970); а|шянская виолончельная соната на современном этапе (I97I-I976) - в основных чертах совпадает с периодизацией, принятой в истории армянской камерно-инструментальной музыке» - 8

 

Список научной литературыАйрапетян, Нора Ашотовна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Работы классиков марксизма-ленинизма.

2. Маркс К., Энгельс.Ф. Об искусстве. Том I М.: Искусство, 1957. - 631 е.; том П. - М.: Искусство, 1957, - 758 с.

3. Ленин о культуре и искусстве. -М.: Искусство, 1956,-571 с.

4. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. -М.Политиздат,1981 223 с.

5. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г,- М.Политиздат, 1983, с.20.2. Книги

6. Апоян Ш.А. Фортепианная музыка Советской Армении. -Ереван: Айастан, 1968. 247 с.

7. Арам Ильич Хачатурян (сборник статей). М.: Советский композитор, 1975. - 271 с,

8. Асафьев Б.В. Книга о Стравинском. Л.: Музыка, 1977, с. 106-107.204.2. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. I и 2. -Л.: Музгиз, 1963, 378 с.

9. Атаян P.A. Армянская народная песня. М.: Музыка, 1965.-75 с.

10. Барсамян. A.A., Арутюнян М.Г. История армянской музыки (досоветский период). Ереван: Луйс, 1968. - 282 с.(на арм.яз).

11. Берков В.О. Симфонии Бетховена. М.: Музыка, 1970, -100 с.

12. Брутян Ц.Г. Зарубежные армянские музыканты. Ереван: Айастан, 1968, с.61-70 (на арм.яз.).

13. Гаспарян И.С. Эдгар Оганесян. Ереван: Айастан, 1969. -58 с. (на арм.яз.).

14. Гинзбург Л.С. История виолончельного искусства. Кн. I. Виолончельная классика. М.-Л.: Музгиз, 1950, - 512 с.

15. П. Гинзбург Л.С. История виолончельного искусства. Кн. З.Рус- 160 екая классическая виолончельная школа. (I860-I9I7). М.: Музыка, 1965. - 617 с.

16. Гинзбург Л.С. Пабло Казальс. М.: Музыка, 1966. - 245 с.

17. Горюхина H.A. Эволюция сонатной формы. Киев: Музична Укра на, 1970. - 316 с,

18. Гумреци. Николай Фаддеевич Тигранов и музыка Востока. Л., Х927, с.41 и 44.

19. Дельсон В.Ю. Фортепианное творчество Д.Д.Шостаковича. М.: Советский композитор, 1971. - 245 с.

20. Дельсон В.Ю. Фортепианные концерты Прокофьева,-М.: Советский композитор, 1961. 52 с.

21. Дмитриев А.Н. Полифония как фактор формообразования. Л.: Музыка. 1962. - 460 с.

22. Долинская Е.Б. Карэн Хачатурян. М.: Советский композитор, 1975. - 141 с.

23. Задерацкий В.В. Полифония в инструментальных произведениях Д.Шостаковича. М.: Музыка, 1969. - 271 с.

24. Из истории музыки XX века. М.: Музыка, 1971, - 255 с.

25. История русской советской музыки. Том I. М.: Музгиз, 1956. - 330 е., том П. - М.: Музгиз, 1959. - 552 с. т.Ш.-М.: Музгиз, 1959. -478 е., том 1У. - М.: Музгиз, 1963. -ч.Х - 440 е., ч.П - 403 с.

26. Комитасакан (сборник статей). Ереван: АН Арм.ССР, 1969. -260 с. (на арм.яз.).- 161

27. Кочарян А.К. Армянская народная музыка. М.-Л.: Музгиз, 1939, - 48 с.

28. Кулиев Т.А. Азербайджанская камерно-инструментальная и концертная музыка для смычковых инструментов. Баку,: Азер-нешр, 1971. - 125 с.

29. Кушнарев Х.С. Вопросы истории и теории армянской монодичес-кой музыки, 1.: Музгиз, 1958. - 626 с.2.2?. Кушнарев Х.С. Статьи. Воспоминания. Материалы. М.-Л.: Музыка, 1967. - 155 с.

30. Мазель П.А., Цуккерман В.А. Строение музыкальных произведений. М.: Музгиз, 1967. - 751 с.

31. Мартынов И.И. Очерки о зарубежной музыке первой половины XX века, М.: Музыка, Х970. - 503 с.

32. Музыка Советской Армении (Сборник статей). М.: Музгиз, 1960. - 352 с.

33. Музыкальные жанры (сборник). М.: Музыка, 1968. - 326 с.

34. Протопопов В.В. История полифоний (Русская классика и советская музыка). М.: Музгиз, 1962. - 295 с.

35. Протопопов В.В. История полифонии в ее важнейших явлениях (Западно-европейская классика ХУШ-Х1Х веков). М.: Музыка, 1965. - 583 с.

36. Раабен Л.Н. Советская камерно-инструментальная музыка. -М.: Музыка, 1963, с.12.

37. Раабен Л.Н. Советский инструментальный концерт. Л.: Музыка, 1967. - 307 с.

38. Раабен Л.Н. Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов. Л.: Советский композитор, 1969. - 260 с.

39. Рухкян М.А. Армянская симфония. Ереван: АН Арм.ССР, 1980. - 130 с.- 162

40. Смирнов E.B. Творческое формирование И.Ф.Стравинского. -Л.: Музыка, 1970. 150 с.

41. Советская симфония за 50 лет (сборник статей). Л.: Музыка, 1967. - 543 с.

42. Сорокер Я.Л. Камерно-инструментальные ансамбли С.Прокофьева. М.: Советский композитор, 1973. - 101 с.

43. Способин И.В. Музыкальная форма. М.: Музыка, 1967. -399с.

44. Ступель А.Ш. В мире камерной музыки. Л.: Музыка, 1970. -81 с.

45. Тагмизян Н.К. Музыка в древней и средневековой Армении. -Ереван: Советакан грох, 1982. 60 с.

46. Тараканов М.Е. Стиль симфоний Прокофьева. М.: Музыка, 1968. - 431 с.

47. Тер-Симонян М.П. Камерно-инструментальная ансамблевая музыка Армении. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1974. - 152 с.

48. Тер-Симонян МЛ. Эдвард Мирзоян. М.: Советский композитор, 1969. - 88 с.

49. Тигранов Г.Г. Армянский музыкальный театр. Том Ш. Ереван: Айастан, 1975, с.9-10, с.179-180.

50. Тигранов Г.Г. Александр Афанасьевич Спендиаров. М.: Музыка, 1967. - 287 с.2.49* Тигранов Г.Г. Аро Степанян. М.: Музыка, 1967. - 128 с.

51. Тигранян И.Г. Лирические образы в творчестве Арама Хачатуряна. Ереван: Айастан, 1973. - 146 с.

52. Успенская М.И. Карэн Хачатурян. М.: Советский композитор, 1959. - 8 с.

53. Хараджанян Р.И. Фортепианное творчество Арама Хачатуряна. -Ереван: Айастан, 1973. 194 с.

54. Холопова В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов XX- 163 -века. М.: Музыка, 1971. - 303 с.

55. Холопов Ю.Н. Очерки современной гармонии. М.: Музыка,1974. 286 с.

56. Хубов Г.Н. Арам Хачатурян. М.: Советский композитор,1962.- 441 с.

57. Худабашян К.Э. Армянская музыка на пути от монодии к многоголосию. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1977. - 214 с.

58. Чеботарян Г.М. Полифония в творчестве Арама Хачатуряна. -Ереван: Айастан, 1969. 271 с.

59. Чернов A.A. К спорам о современной музыке. Л.-М.: Советский композитор, 1972. - 118 с.

60. Шавердян А.И. Очерки по истории армянской музыки XIX-XX веков. М.: Музгиз, 1959. - 445 с.2.60,. Шавердян А.И. Комитас и армянская музыкальная культура. -Ереван: Армгосиздат, 1956. 343 с.

61. Шавердян А.И. А.А.Спендиаров. Ереван: Айастан, 1971.- 63 с.

62. Энтелис Л.А. Силуэты композиторов XX века. Л.: Музыка,1975. 247 с.

63. Ярустовский Б.М. Игорь Стравинский. М.: Советский композитор, 1969. - 319 G.3. СТАТЬИ

64. Апоян Ш.А. Ее стихия песня и романс (творческий портрет композитора Г.Читчян). - Советакан арвест, 1972, I 5, с.45--46, на арм.яз.

65. Арутюнян A.A. Композитор Степан Дзкербашян. Советакан ар-вест, 1968, I 8, с.23, на арм.яз.

66. Арутюнян A.A. Армянское городское народное песенное искусство. Материалы из истории армянского искусства. Совета- 164 кан арвест, 1968, I 12, о»19-26, на арм.яз.

67. Арутюнов Д.А. Некоторые вопросы оркестрового стиля А.Хачатуряна. В сб.: Арам Хачатурян. - М.: Советский композитор, 1975, с.183.

68. Арутюнов Д.А. О роли гармонии и фактуры в музыке А.Хачатуряна. В сб.: Теоретические проблемы в музыке XX века. Вып. I. - М.: Музыка, 1967, с.472-512.

69. Атаян P.A. Современный музыкальный язык в произведениях советских армянских композиторов. В кн.: Музыка и современность. -М.: Музгиз, 1962, с.371-398.

70. Берко М.А. Верный своим убеждениям (об Эдгаре Оганесяне).- Сов. музыка, 1969, Л 7, с.П-12.

71. Берко М.А. Тигран Мансурян. Муз.жизнь, 1970, I X, с.18.

72. Бобровский В.П. К вопросу о драматургии музыкальной формы.- В кн.: Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. -М.: Музыка, 1971, с.26-64.

73. Бобровский В.П. 0 некоторых чертах стиля Шостаковича 60-х годов. В сб.: Музыка и современность. - М.: Музыка, 1974, с.161-201.

74. Брутян Ц.Г. Играет Медея Абрамян. Ереван, Газ .Коммунист, 19 мая 1970.

75. Будагян А.Г. Из истории армянской скрипичной сонаты. В сб.: Из истории музыки XX века.: М., Музыка, 1971, с.131-148.

76. Будагян А.Г. Армянская виолончельная музыка (в связи с концертами Ф.Симоняна). Советакан арвеот, 1971, $ 6, с.28-30, на арм.яз,

77. Валькова В.Б. К вопросу о понятии "музыкальная тема".в кн.: Музыкальное искусство и наука. Вып. 3. М.: Музыка, 1978, с.168-190.- 165

78. Гайдамович Т.А. Виолончельная премьера. Сов.музыка,1975, Ä 9, с.63.

79. Геодакян Г.Ш., Тер-Симонян М.П. Камерно-инструментальная Музыка. В сб.: Музыка Советской Армении. - М.: Музгиз, i960, с.218-254.

80. Геодакян Г.Ш. Комитас и мировое музыкальное искусство. -Историко-филологический журнал АН Арм.ССР, 1969, Л 4, с.70--82.

81. Геодакян Г.Ш. Традиционное и новаторское в музыке А.Хачатуряна. В вн.: Музыкальный современник. Вып. 3. - М.: Советский композитор, 1979, с.89-110.

82. Дельсон В.Ю. Фортепианные сонаты. В кн.: Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. - М.: Советский композитор, 1973, с.160-233.

83. Ивашкин A.B. Конкурсанты? Нет артисты (о виолончелистах Г.Герингасе, В.Яринге, И.Гаврише, В.Сараджяне, Д.Григоряне).-Сов.музыка, 1973, * 12, с.47-50.

84. Клотынь АД. Восхищение и размышления. К итогам Закавказской весны. - Сов.музнка, 1975, 1 II, с.24.

85. Овчинников В .Г. Вторая фортепианная соната Шостаковича (трактовка сонатно-циклической формы). В сб.: Вопросы теории музыки. - М.: Музыка, 1968, с.239-240.

86. Петраш A.B. Сольная смычковая соната и сюита до Баха и в творчестве его современников. В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.13. - М.-Л.: Музыка, 1965, с.163-186.

87. Раабен Л.Н. Камерно-инструментальная музыка республик Закавказья (Армения). В кн.: Советская камерно-инструментальная музыка. - Л.: Музгиз, 1963, с.257-278.

88. Саркисян С.К. Новые пути камерно-вокального жанра (на мате- 166 риале армянской и грузинской музыки). В кн.: Советская музыка на современном этапе. -М.: Советский композитор, 1981, с.243.

89. Тагмизян Н.К. Авторы и их произведения (о произведениях А. Тертеряна, А.Аджемяна и Т.Мансуряна). Советакан арвест, 1971, с.26-31, на арм.яз.

90. Хачатурян А.И. Наша музыка воплощение ленинских идей. -Сов.музыка, 1970, Ш 4, с.15.

91. Шахназарова Н.Г. Арам Хачатурян. В кн.: Музыка республик Закавказья. - Тбилиси: Хеловнеба, 1975, с.99-120.

92. Шостакович Д.Д. Поет виолончель. Газ.: Правда, 25 января 1967.

93. Шостакович Д.Д. Праздничное искусство (к 70-летию со дня рождения А.Хачатуряна). Сов.Myзыка, 1973, Л 6, с.П-13.

94. Ярустовский Б.М. Еще раз о народном и современности творчества А.Хачатуряна. В кн.: Арам Хачатурян. - М.: Советский композитор, 1975, с.113.4. АВТОРЕФЕРАТЫ

95. Будагян А.Г. Пути развития армянской скрипичной сонаты. Автореф. дисс. на соискание степени кандидата искусствоведения. Л., 1970. - 27 с. (Ленинградская консерватория).

96. Давидян P.P. Квартет им. Комитаса. Автореф. дисс. на соискание степени кандидата искусствоведения. М., 1973. - 27 с. (Институт искусств АН Арм.ССР).

97. Тер-Симонян М.П. Камерно-инструментальные ансамбли армянских композиторов. Автореф. дисс.на соискание степени кандидата искусствоведения. Ереван, 1967, - 22 с. (Институт искусств АН Арм.ССР).

98. Цицикян A.M. Из истории армянского смычкового искусства. Ав- 167 тореф, дисс. на соискание степени кандидата искусствоведе*? ния. Ереван, 1969. - 23 с. (Институт искусств АН Арм.ССР).- 168