автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Аппликатура в стилевой эволюции виолончельной музыки
Полный текст автореферата диссертации по теме "Аппликатура в стилевой эволюции виолончельной музыки"
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРА, МУЗЫКИ И КИНЕМАТОГРАФИИ ИМ.Н.К.ЧЕРКАСОВА
На правах рукопиои УДК 787.3
Свободой Валерий Александрович АППЛИКАТУРА В СТИЛЕВОЙ ЭВОЛКВДИ ШОЛОНЧЕШЮЙ МУЗЫКИ
Специальнооть 17. .00.02 - Музыкальное искуоотво
АВТОРЕФЕРАТ
диооертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Ленинград 1989
Работа выполнена в Государственном музыкально-педагогичеоком институте им. Лесиных.
Научный руководитель: доктор искусствоведения
доцент| Б. В. Доброхотов
Официальные оппоненты: доктор искусствоведения,
профессор И.А.Котляревокий
кандидат искусствоведения доцент Е.М.Щелкановцева.
Ведущая организация - Белорусская государственная консерватория им.А.В.Луначарского, г.Минск.
Зашита даооертации оостоится " 1990 г.
в/Г чаоов на заоедании специализированного Совета при Ленинградоком гооударотвенном институте театра, музыки и кинематографии им.Н.К.Черкасова.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института. Адрео: 190000, г.Ленинград, Исаакиевокая пл., д.5.
Автореферат разослан " ^ " 1989 г.
Ученый оекретарь специализированного Совета к.ф.н.
А.Л.Казин
; Зависимость между аппликатурными закономерностями исполни-искусства и мелодической линией исполняемого произведения в глузыкальном инструментоведении приобретает актуальность ввиду того, что с ней непосредственно связана проблема реконструкции инструментального строя по текстовым фактурно-адпликатур-ным данным и реставрация аппликатурных приемов по фактуре произведения. Изучение фактурно-аппликатурных взаимосвязей актуально также и для науки, занимающейся разработкой вопросов истории и теории исполнительского искусства, т.к. выявление стилевых фактурно-аппликатурных комплексоз дает возможность определить стилевые характеристики аппликатурных приемов.
Как проблема музыкальной стилистики, так и проблема исполнительской аппликатуры не раз являлись объектом научного изучения. Однако ни инструментоведческие работы Б.Доброхотова, К.Верткова, К.Закса, Б.Струве, Э.Хорнбостеля и др.авторов, ни работы Х.Бек-кера, Д.Доброхотова, Л.Гинзбурга, А.Стогорского, Б.Струве, посвященные вопросам виолончельного исполнительства, не ставили перед собой целью исследование стилевых фактурно-аппликатурных закономерностей в процессе эволюции музыкального искусства.
На всех этапах виолончельного исполнительства к объективным закономерностям аппликатуры относятся аппликатурные стереотипы, обусловленные высотой и интервальной структурой инструментального строя /мензурой/. В рамках этих закономерностей исполнительская аппликатура обнаруживает зависимость от фактуры исполняемого произведения, отражающей стилевые черты эпохи и индивидуальной манеры композиторского письма.
На протяжении четырех веков виолончельного исполнительства текст музыкальных произведений находился в относительном соответствии с квинтовой структурой строя и звуковым диапазоном инструмента. Менялся рисунок мелодической линии, вызывая изменения в характере фактурно-аппликатурных г-заимоотнопегмЗ. Эта взаимосвязь сохраняла черты своей типизации в границах эпох, определяемой з западно-европейской культуре как барокко, классицизм, романтизм и т.д. Поэтому отобранный к изучению текстовой материал виолончельной литературы систематизирован в диссертации по с.^дую^на исторические периодам: время эпохи барокко /до середины ХУШ зека/, период венской классической школы /еторгя полояж.о, лУIII - первая
половина XIX веков/, романтизм /вторая половина XIX века/ и современный период /XX век/.
В диссертации предпринимается попытка выработать периодизацию виолончельного исполнительства по стилевым признакам композиторского п исполнительского творчества, связанного с использованием определенных аппликатурных приемов на разных этапах эволюции игры на инструменте, а также дать систематизацию музыкально-текстологического материала по историческим этапам, пройденным виолончельным исполнительством. В работе осуществлен стилевой фактурно-апплипатурнип анализ произведений различных исторических периодов виолончельного искусства, выявлены стилевые фак-турно-апплпкатурн;- закономерноста и дана систематизация аппликатурных приемов по стилевым признакам виолончельных произведений.
Изучение стилевых фактурно-аппликатурных взаимосвязей прово дилось методом фактурного анализа г.тузияалыюго текста основных виолончельных, камерных и оркестровых произведений. Восстановление аппликатуры по звукозаписям осуществлялось при помощи слухового анализа. Кр-пернем отбора произведений к их изучению служило состояние современного концертного и педагогического репертуара. К исследованию привлекались музыкальные образцы, сохранивши до сегодняшнего дня свою художественную и педагогическую ценност По мере возможности делалась попытка не обойти ни одно сколь-ли-бо важное явление виолончельного исполнительства, связанное с обогащением его репертуара. К реконструкции аппликатурных приемо и фактурному анализу привлекались редакции виолончельных произве дений, иллюстративный материал, фотографии, историко-архивные документы, эпистолярное наследие.
Объем я с г руту за диссертации, объем диссертации - 151 стре яйца машинописного тз«ста. Диссертация состоит из введения, четы рех глав, заключения, библиографии, спис«а зБ.уоэаписей. Нотные примеры, иллюстративный материал, списки использоганнсй потно/ литературы и иллюстраций помечены в Приложении 1". Реставрирован ним диссертантом теист музыкальных произведений композиторов эпо хи барокко и изложение методики нечального обучения игре на вир ленчела, в основу которой положена идея взаимосвязи кнетр.умен тального строя, фактуры и аппликатуры, составили Приложение II.
(Jane ругнí-ie раоо ru
lipis рассмотрении в введении актуальности проблемы отмечается значений изучения стилевых фактурно-аппликатурных закономерностей для современного концертного исполнительства, композиторского творчества , системы музыкального обучения и инструментоледенил.
В Первой главе - "Стилевые фактурно-аппликатурныз закономерности виолончельной музы::!! ХУП - первой половины ХУШ веков" -рассматриваются вопросы, связанные с í актурны.чн особенностям"! и аппликатурными закономерностями музыкальны; произведений периода становления виолончельного исполнительства, Изучение взаимосвязи осуществляется с учетом конструкции инструмента и посадочно-постановочных форм.
Уг,е в ХУП столетни скрипка, альт, виолончель получают широкое распространение в Италии. Высокий уровень вокального искусства, развитие вокально-инструментальных качроп и, в первую очередь,оперы, стимулировало вокализацию инструментального исполнительства. Наиболее пригодными для пения по сбоим художественным возможностям оказались инструменты скрипичного семейстка. "В области струнных смычковых, - писал академик Б.В.Асафьев, - своя интонационная культура "дыхания смычка" позволяет сосуществовать и "душевной", "голосовой мелодике" и "интонационности почти безграничного дыхания", приводящей к богатству виртуозного искусства'.1^
Постепенно виолончель вытесняет гамбу в оперном оркестре, инструментальных жанрах кончерто-гроссо, трио-сонлты, сонаты со смычковым басом. Тесно соприкасаясь со скрипичным и гамбооым искусством, молодое виолончельное исполнительство в период своего становления испытывало их влияние, что сказалось, в частности, на особенностях посадки за инструментом, постановки левой ^уки и аппликатуры.
В истории смычкового исполнительства известны две манеры держания инструмента - "а браччо" /'у плена'*/ и "а гзмба" /"у колена'1/-
Большие размеры корпуса пиолончели, обусловленное мензурой.
* Асафьев В.В. Музыкальная форма как процесс -Л.: Музыка, IS77, с. 362-363
широкое расстояние между пальца:,»! левой руки, необходимость пальцевой растяжки в диатонике, достаточная подвижность исполняемой партии вызывали необходимость устойчивого положения инструмента, что достигалось гамбовой посадкой. При игре на "церковном басе", значительно превышавшем размеры современной виолончели, его корпус 9стзсго-,-ч;!о располагался на полу или скамеечке, заменявшейся иногда маленьким шпилем.
Положению корпуса виолончели на полу соответствовали поста-ноЕочно-аппликатурнке стереотипы "Школы" Н.Коррета /1741/, которые обнаруживают влияние скрипичного исполнительства. Так, в четвертой позиции сохраняется аппликатура с охватом малой и большой терции первым и третьим пальцами, а четвертый палец используется при растяхке на чистую и увеличенную кварту от первого/диапазон скрипичной позиции/. Игру в никнем, регистре характеризует глубокое положение большого пальца на шейке инструмента /элемент скрипичной постановки/ с тоновым расстоянием между первым и вторым, полутоновым - между вторым и четвертым пальцами. При такой постановке левой руки и положении корпуса виолончели на полу пропуск третьего пальца кажется вполне оправданным. Рассмотренные в главе характерные фрагменты из ансамблевых и сольных виолончельных произведений Д.Габриэли, Д.Вассани, Дк.Бонончини, А.Вандини доказывают возможность их исполнения аппликатурой М.Коррета.
Усложнение фактуры композиторского текста вследствие углубле ния его музыкально-образного содержания начинает постепенно обнаруживать противоречие между интервальной структурой мелодической линии исполняемого на виолончели произведения и скрипичными игро-вы;-!и приемами. Этп, в свою очередь, вызывает необходимость совершенствовать посадочно-постановочные формы за инструментом.
С установлением Л.Страдивари современных размеров виолончели стало возможным держание её икрами ног, характерное при игре на гамбе, и почти перпендикулярное к струнам гамбовое положение игровых пальцев левой руки, требующее отказа от скрипичного охвата ■лейки инструмента большим пальцем.
Поднятие виолончели над уровнем пола, приближение её к кори;-играющего создавали благоприятные условия для развития техники левой руки. При игре четнрехпальценой аппликатурой в первых четп-рех позициях квинтового строя виолончели гамбовач классическая >
садка и постановка левой руки гарантировали удобстзо расположения пальцев по полутонам /аппликатура "узкого" расположения/ и использование при гсновой растя;г;с ме;зду первым и вторым всех четирс-х пальцев без пропуска третьего /аппликатура "широкого" расположения, основанная на охвате большой терции первым и четвертым пальцами/. Облегчалось такие движение руки вдоль грифа, с чем связано развитие игры с применениями смени позиций и аппликатуры ставочной техники.
Текстологический анализ виолончельных произведений И.С.Баха, А.Вивальди, Б.Марчелло, А.Каяорале, Дг<.Саммартпни и др.композиторов первой половины ХУШ века свидетельствует о том, что изменения в посадке, постановке левой руки и аппликатуре были обусловлены, прежде всего,изменениями, происшедшими в фактуре музыкальных произведений.
Характерная стилевая особенность музыкального языка тех лет -интервальная структура мотива, заключенного в объеме малой и большой терций, исполняемых на виолончели соответственно аппликатурой "узкого" и "широкого" расположений. Мотнвная разработка на основе секвенциозного хода закрепляла в исполнительской практике аппликатуру позиционного перехода.*" Смена позиций могла осуществляться на сильную или относительно сильную доли такта /"ритмическая" аппликатура/. В результате проведенного исследования обнаружены фактурные образцы "ритмической" аппликатуры, смена позиций в которых осуществляется по полутонам /"полутоновая" аппликатура/, приемом "пальцевой репетиции" на одном звуке, приближением первого пальца к четвертому на секундовый интервал /"уплотненная" аппликатура "суженного" расположения/, аппликатурой р1^ тяжки на квартовый интервал между первым и четвертым пальцами /аппликатура "расширенного" расположения/.
Следовательно, указанные аягадазатурные прззкы, которыми ии-. роко пользуются современные исполнители, были известны уже на заре виолончельного искусства.
Текстовой анализ виолончельных сонат А.Ваидшш, А.Кслорало,
о
*• В скрк гичнях ссшнениях збукоесй ддесзгзп • -лллЯ, «кцераиеается, п'<а п^г-эичо, н объеме аортового •анс.з;:.-. . у. .к з су, •« енри-
П'-.(ГЛОЙ ПОЗИЬ'-И.
Дгс.Саммартпни выявил также эпизодическое использование фактуры, предполагающей применение большого пальца /ставки/ б позиции квинты натуральных флажолетов "ре"-пля'1 первой октавы.
Несмотря на разнообразие аппликатурных приемов, обусловленное разнообразием форм мелодического движения, основополагающим аппликатурным принципом тех лет следует признать принцип максимального использования звучания открытых струн. На это указывают данные фактурного анализа, а также специфика интонирования произведений ведущего инструментального жанра музыкальной культуры эпохи барокко сонаты со счычковны басом. В этом канрз виолончель выполняла функции солирующего инструмента в ансамбле со второй пиолончелыо, виолой да гамбой или контрабасом, а также аккомпанирующего /ду.чт с флейтой, скрипкой/. Произведения канра исполнялись в натуральном строе, где открытые струны выполняли роль интонационных ориентиров.
В рамках доминирующего значения игры с открытыми струнами развивалась аппликатура с применением смены позиций.
Выявленные фактурно-аппликатурные закономерности виолончельной литературы ХУИ - первой половины ХУ1П столетия позволил?! осуществить попытку реставрации авторской аппликатуры по фактуре произведений в партиях солирующего инструмента виолончельных сонат А.Вивальди, Б.Марчелло, А.Капорале, Д-х.Саммартпни, Г.Зкклс-' Первой сюиты для виолончели соло И.С.Баха. В этих сочинениях предлагается аппликатурное рспение на основе максимального использования звучания открытых струн с сохранением аппликатуры позиционного перехода л тех случаях, когда она обусловливается фактурой исполняемого произведения.
Вторая глапа - "Виолончельная музыка периода венской классической школы и её стилевая фактурно-злпл'лкатурпая характеристика" - посвящена изучения фг.ктурно-апплнкатурной взаимосвязи на основе анализа канров вяоло^ельного концерта /н.Гакдн, Б.Роыбер1 сонаты и вариаций /Л.Бокксрппи, й.Бреваль, л.Бетховен/., инстук-тинной литературы /Д.Л.д'Эпор, Ю.Доцауор/. В фактуре этих произведений четко прослеживается два вида мелодической линии, один ' из которых вызывает игру на всех четырех струнах в одной позиции, другому соответствует принцип игры на одной струне с применением
техники позиционного перехода.
Исполнение первого вида фактуры возможно только при условии квартового объёма позиции, характерного для игры на скрипке. Размеры виолончельной мензуры в виде исключения позволяют использовать квартовую растяжку в четырехпольцевой аппликатуре. Однако с применением большого пальца в качестве игрового исключение становится правилом: объём виолончельной позиции увеличивается до квартового интервала и скрипичный принцип однопозиционной игры переносится в виолончельное исполнительство.
Приоритет в развитии ставочноП однопозиционной техники принадлежит Б.Ромбергу, стремившемуся в своем исполнительском и композиторском творчестве к максимально^ использованию звукового диапазона инструмента при неизменном положении левой руки на грифе.
Иной характер взаимосвязи мелодической линии и аппликатуры обнаруживает анализ произведений Гайдна, Бетховена, Боккерини. Зцесь преобладает четырехпальцовая аппликатура позиционного перехода, а ставочная однопозиционная аппликатура используется периодически.
Инструктивный матерная способствовал закреплению в педагогической практике аппликатурн сольного исяолнительстза: в нем разрабатывались как прием;; г мены позиций, так и игры в одной позиции.
Виолончельные партии оркестровых и камерных произведений свидетельствуют о высоком уровне художественной и технической подвинутости не только солистов, но и основной массы виолончелистов. Фзкгзр0, этих партий предполагала аппликатуру поз.ииерного перехода, п выборе которой оркестранты и ансамблисты должны были проявлять большую изобретательность. В главе приводятся варианты подобной аппликатуры.
Третья глава - ктурно-апшшкатурнце закономерности виолончельных произведений композиторов-романтиков".
3 ходе фактурного анализа и изучения зиолончельных редакций вытопилось исключительное значение в исполнительской практике второй половины XIX века аппликатуры позиционного перехода. Это было связано, преаде всего, с вокализацией виолончельного интонирования.
Вокализация мелодической линии коснулась не только произведений жанра виолончельной миниатюры, возникшего под.влиянием во-
дальних яанроз малой формы /песня, романс/, но и всей виолончельной музыки. Более того, симфонические и оперные партитуры наряду с кантиленой группового соло содержат партии солирующей виолончели. Аналогичная картина наблюдается в жанрах камерной музыки /квартет, трио/. Вокализации подверглась даже гшолон-* чельная техника концертов К.Давыдова, А.Дворжака, К.Сен-Санса, Р.Шумана, сонат И.Брамса, Э.Грига, "Рококо" П.Чайковского и т.д.
Фактурно-аппликатурная взаимосвязь обнаруживает противоречие между кантиленой композиторского стиля и виолончельным принципом пятипальцевой аппликатуры.
"Пение" на смычковом инструменте, как и вокал, предполагает применение вибрации в качестве приема тембровой окраски звучания. Прием, как известно, осуществляется колебанием пальцевой подушечки. Большой палец лишен подобной возможности к может с трудом вибрировать только первой фалангой. Звук, полученный при такой вибрации, по своим художественным качествам значительно уступает звучанию при вибрации остальных пальцев.
Кроме того, в процессе звукообразования существенное значение имеет контакт пальца левой руки со сгрунск.На любом инструменте, не только смычковом, звук приобретает оптимальную обзрто-нальную окраску прижатием струны пальцевой подушечкой, а не фалангой. Поэтому вокализованной фактуре виолончельных произведений соответствовала на ставочная пятипальцевая, а четцрехпальцевая аппликатура.
При игре в квинтовом сгрое виолончели применение данной аппликатуры связано с движением левой руки вдоль грифа. Нормой исполнительства второй половины XIX века становится игра ни струнах РЕ и ЛЯ. Наличие в виолончельной кантилене широких интервалов, развитие легатного штриха и аппликатурного принципа игры на одной струне способствовали выявлению выразительных свойств позиционного перехода и закреплению в исполнительской практике приема портаменто как средства художественной выразительности.
Редакции К.Давидова, А.Вержбиловича, Фр.Грюцмахера, В.Фитцен-гагена и других виолончелистов второй половины ИХ вгка содержат аппликатурные указания, свидетельствующие о применении в виолончельном исполнительстве второй половины XIX века приема сльшзшого скольжения пальца по струне при наличии в структуре мелодической
чинни любых интервалеп.
Игра с применением смены позиций становится характерной не только при исполнении кантилены, но и виртуозной техники. "Чтобы дать хорошо звучащие пассажи, - говорил К.Ю.Давидов, - я чувство-вол себя вынужденным оставаться че це всего на двух струнах РЕ и ЛЯ. если даже не на одной ДЯ".^
Особый вклад в развитие станочной пятипальцевой аппликатуры, основанной на смене позиций, принадлежит Ф.Серве. Ромбер-говский тип фактуры, вызывающий однопозиционную аппликатуру, эпизодически встречается в некоторых сочинениях того периода.
Высокий уровень виртуозного мастерства сказался в усложнении фактуры виолончзльной партии оркестровых и камерных произведений. Её исполнение, в свою очередь, вызывало необходимость владения аппликатурными приемами сольного исполнительства, выработанными з процессе практического освоения сочинении композигоров-рокШН-
ТИ"ОВ.
Непосредственно с развитием аппликатурного принципа игры на одной струне связано введение в исполнительскую практику шпиля, способствовавшего устойчивому положению корпуса инструмента, создавая благоприятные условия совершенствования виолончельной техники .
Четвертая глава - "Зиолончельное искусство XX века" - состоит из двух разделов.
В первом разделе рассмотрены особенности фактурно-апплнка-турной взаимосвязи в композиторском творчестве. Наряду с текстовым анализом виолончельных партий симфонической и камерной музыки, жанров виолончельной сонаты и кенцерта, основной акцент делается на пгучениз стилевых характеристик произведений различных жанров, предназначенных для исполнения на инструменте соло без сопровождения. Эти сочинения представляют особый интерес ввиду того, что вся художественно-сшслопая нагрузка ложится в них га фактуру партли одного инструмента, позволяя наиболее голно раскрыть выразительные и технические вопуояностк виолончельной аппликатуры.
Гутср 13.П. 1С.Ю.Давыдов кзх оенэвртел:» школы. - П.- Л. : üyrrm, кт/:. - С. II.
Обнаруженные в ходе текстологического анализа фактурно-ап-пликатурные стереотипы связаны, в основном, с поисками тембрового звукового обогащения. Например, прием слышимого соединения звуков во многих сочинениях, как виолончельных, так и оркестровых и камерных, приобретает самостоятельное значение. Вместо функции, заключающейся в усилении выразительности кантилены, глиссандо, в объёме интервалов септима, октавы, ноны, децимы и т.д. становится носителем музыкально-смыслового содержания.
Приобретает значение тембрового приема игра на одной струне, причем явное предпочтение, отдается тембру нижних струн инструмента.
Идфоко используются в качестве тембровой окраски звучания открытые струны и флшколеты. Композиторское тюрчесхмо обнаруживает большую изобретательность в получении новых звуковых красок путем слияния нескольких приемов. Так, встречаются фактурные образцы, предполагайте глиссандо на обертональном зеукоряде фта-жолетов одной струни, фактура двойных нот и аккордов, где открытые струны сочетаются со звуками верхнего регистра, исполняемыми пальцевым налсимом и т.д.
В качестве тембрового приема получает большое распространение щипковый способ звукоизвлечения, при котором окраску придает глиссаудирующее соединение звуков, а также различные аппликатурные комбинации обеих рук.
Так как раскрытие выразительных возможностей виолончельной аппликатуры в творчестве композиторов XX зека связано, прежде всего, с обогащением тембра инструмента, то исполнительскую аппликатуру, выполняющую функции тембрового приема, можно охарактеризовать как тембровую.
Второй раздел главы посвящен изучению аппликатуры как средства художественной выразительности в виолончельном исполнительстве 11 века.
Богатейший исторический опыт использования аппликатурных приемов находит творческое применение в различных сферах современной практической деятельности. Сегодняшний репертуар виолончелиста включает широкий круг произведений от эпохи барокко до наших дней. Проблема взаимосвязи исполнительской аппликатуры I! стилевых особенностей текста решается зяесь из мпоговарпантнои основе с испольэоваипчи слоадд'цчх п£.!.-:п» ^.»дод-икгшой выразитель-
пости: вибрации, портаменто, беззвучного соединения позиций, звучания открытых струн и флажолетов в качестве колористического приема, сохранения тембра одной струны, сохранения тембра одной позиции.
Анализ редакций и звукозаписей свидетельствует о том, что характерной чертой виолончельного исполнительства оставалась и остается аппликатура с использованием смены позиций. Попытка И.Сту-чевского ввести ромбергоЕСКнй принцип однопозиционности в четырех-пальцевую аппликатуру при игре в нижнем регистре инструмента успеха не имела. Аппликатура, основанная на квартовой растяжке между первым и четвертым, тоновой - между вторым и третьим , не ю-лет служить аппликатурной нормой виолончельного исполнительства, т.к. противоречит мензуре инструмента и строению человеческой руки.
Установлено, что пятипальцевая однопозиционная аппликатура используется в современном исполнительстве эпизодически в виртуозной технике, исключающей возможность аппликатурной вариантности. В основном, ото произведения Ромберга, Давыдова, фрагменты ряда сочинений композиторов XIX - XX веков.
Если иметь ввиду взаимосвязь аппликатуры и вибрации, то в этом случае подбор приемов определяется объективными и субъективными причинам!, с которыми вынужден считаться исполнитель: каждый палец отличается своими особенностями колебательных движений и строения пальцевой подушечки, а для каждого исполнителя эти особенности индивидуальны.
Исполнение музыкальной фразы звукового диэлазона, превышающего объем большой терции, содержит два аппликатурных варианта игры на одной струне: с использованием портаменто и сохранение единого тембра струны. Часто эти две особенности в использовании выразительных возможностей виолончельной аппликатуры составляют характеристику исполнительского стиля концертанта. Например, в редакции Х.Боккера предполагается исполнение начальных тактов Прелюдии Второй виолончельной сюиты И.С.Баха на струне СОЛЬ. Такой аппликатуре, типичной для исполнительского стиля немецкого виолончелиста, соответствует аппликатура слышимого соединения позиций с сохранение;-; тембра одной струны.
В отличие от этой редакции аппликатура баховских виолончель-
них сюит, предложенная учеником П.Казальса Д.Алексаняном, отличается преобладанием звучания открытых струн и флажолетов. Здесь же используются приемы беззвучного соединения позиций: "полутоновая" аппликатура, "ритмическая", аппликатура "расширенного" расположения и т.д.
В современном виолончельном исполнительтсве можно выделить направление, представители которого в своем творчестве ограничивают использование "портаменто", усиливая тем самым степень его художественного воздействия на слушателя. Так, в исполнении Э.Фой-ермана приём применяется исключительно в заключении музыкальной фразы при мелодическом движении вверх. В остальных случаях беззвучное соединение позиций достигается за счет смычка, а также "полутоновой" аппликатурой и приемами, расширяющими объем виолончельной позиции до квартового интервала.
В результате изучгния различных исполнительских стилей- можно сделать вывод, что содержание современной исполнительской аппликатуры составляют выработанные в процессе стилевой эволюции виолончельной музыки аппликатурные стереотипы. Выбор аппликатурных, приемов обусловлен худонеотвенным вкусом исполнителя, который согласует свои знания выразительных и технических возможностей виолончели с особенностями исполняемой им музыкальной фразы /"фра-зировочная" аппликатура/.
Заключение. В ходе проведенного исследования выявлено четыре этапа стилевой эволюции виолончельной музыки - начальный, классический, романтический и современный - с характерными .для каждого' из них своими фактурно-аппликатурными комплексами. Установлены следующие стилевые фактурно-аппликатурные взаимосвязи: I -принцип максимального использования звучания открытых струн и флажолетов в сочинениях композиторов эпохи барокко /до середины ХУ1П века/, 2 - игра в одной позиции на всех четырех струнах и на одной струне с применением приемов пози;--ционного соединения в произведениях композиторов периода венской классической школы, 3 -аппликатура позиционного перехода в творчестве композиторов-романтиков, 4 - тембровая аппликатура цузшсальных произведений композиторов XX века и фразирэвочная - в исполнительском творчестве современных виолончелистов.
Полученные научные данные открывают перспективы дальнейшего изучения стилевых фактурно-аппликатурных образований на уровне различных областей музыкознания. Например, для истории виолончельного искусства каждый означенный в настоящей диссертации исторический период представляет явление многогранное и может служить объектом особого исследования. Углубление знаний по этой проблеме позволит уточнить отилввые фактурно-аппликатурные взаимосвязи и тем самым поставить на научную основу проблему стилевой аппликатуры в инструментоведении, виолончельном исполнительстве и педагогике. Расширение масштабов исследований в данном направлении связано с изучением музыкального материала, не охваченного при разработке темы настоящей диссертации, что,несомненно, дополнит сегодняшнее представление по вопросам проблемы. Кажется также целесообразным осуществление серии экспериментов по выявлению стилевых фактурно-аппликатурных закономерностей на примерах композиторского и народного творчества в области современного инструментария в целом.
По теме диссертации опубликованы работы:
1. Возникновение и эволюция строя западно-европейских смычковых инструментов//Труды ММ им.Гнесиных. Исполнительское искусство: виолончель, контрабас. Выпуск 99. - М., 1988. - С.5-25
2. Исполнительские особенности гамбовых сонат И.С.Баха //Труды ГМПИ им.Гнесиных. Исполнительское искусство: виолончель, контрабас. Выпуск 99. -И., 1938. - С.75-91. Совместно с Б.Доброхотовым.
3. Возроздение жанра скрипичной и виолончельной сонаты со смычковым басом. - М.: ЦНШС Министерства культуры РСФСР, 1987. -17 с.
4. Начальное обучение игре на Еиолончели с использование открытых струн и флажолетов. - М.: ЦШК Министерства культуры РС5СР, 1937. - 12 с.
5. Методы изучения старинных сонат со смычковым басом в виолончельном классе Д!,1Ш. - М.: ЩГ"{ Министерства культуры РСФСР, 1939. - 37 с.
6. Эволюция посадки за виолончелью и постановки левой руки.
- М., 1975. - 17 с. - Рукописный отдел Ц1Г.1К Министерства культуры
РСФСР, библиогр. указ. Об итогах смотра ыл'одической работы музыкальных школ РСФСР / 1973-74 уч.год. - М., 1975. '
7. Эволюция кварто-квинтового строя средневекового фиделя в кьарто-терцовый строй виолы и квинтовый строй инструментов бкрипичного семейства. - Л., 1982. - 33 с. - Деп. в №10 Информ-культура Гос. б-ки СССР им.В.И.Ленина 7.12.82, № 373.
8. Из истории виолончельной аппликатуры. - Л., 1582. - 29 с.
- Деп. в НИО Информкультура Гос. б-ки СССР им.В.И.Ленина 7.12.82, № 374.
9. Аппликатура виолончельных сюит И.С.Баха /из опыта реставрации баховской аппликатуры/. - 1.1., 1986. - 31 с. - Деп. в НИО Информкультура Гос. б-ки СССР им.В.И.Ленина 25.06.66, № 1252.
10. Аппликатура современного виолончельного исполнительства /на примерах фактурного анализа произведений для виолончели соло/.
- М., 1986. - .49 с. - Деп. в №10 Информкультура Гос. б-ки СССР им.В.И.Ленина 25.06.86, № 1253.
11. Страницы жизни музыкального Петербурга. - М., 1986. -7с.- Деп. в НИО Информкультура Гос. б-ки СССР им.В.И.Ленина, ;:,.).Об.86, № 1254.
12. Возникновение и эволюция русских танбуровидных инструментов квартового и терцового строев. - М., 1986. - 16 с. - Деп. в НИО Информкультура Гос. б-ки им. В.И.Ленина 13.07.87, № 1530. Совместно с В.Платоновым.
Бесплатно
Рот-т Л1ИК Зак. 660. Тир. 100. 04.12.83