автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.14
диссертация на тему:
Пьянство как социальная девиация и участие Русской Православной Церкви в его профилактике

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Васильева, Вера Андреевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.14
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Пьянство как социальная девиация и участие Русской Православной Церкви в его профилактике'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Пьянство как социальная девиация и участие Русской Православной Церкви в его профилактике"

! 005015912

На правах рукописи Васильева Вера Андреевна

ПЬЯНСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ДЕВИАЦИЯ И УЧАСТИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ЕГО ПРОФИЛАКТИКЕ: СОЦИАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ

Специальность 09.00.14 - философия религии и религиоведение

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва-2012

005015912

Работа выполнена на кафедре государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Научный руководитель: Астафьева Ольга Николаевна,

доктор философских наук, профессор

Официальные оппоненты: Силантьева Маргарита Вениаминовна,

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии МГИМО (У) МИД России

Галимова Юлия Рамильевна,

кандидат философских наук, второй секретарь Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями МИД России

Ведущая организация: Институт социологии РАН

Защита состоится «24» мая 2012 г. в 11 час. на заседании диссертационного совета Д-504.001.11 при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, д. 84, учебный корпус, ауд.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАНХиГС. Автореферат диссертации разослан « 24 » апреля 2012 г.

Ученый секретарь о

диссертационного совета Семедов С.А.

І. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования определяется необходимостью социально-философского осмысления социокультурной ситуации в современной России, связанной с расширением деструктивных процессов и социальных девиаций, обусловленных негативной тенденцией -сохранением показателей по уровню алкогольной зависимости населения страны, которая принимает масштабы катастрофы, приводит к высокому уровню смертности, травматизма, сиротства, преступности. Согласно расчетам экспертов, алкоголь уносит от 550 до 700 тысяч жизней в год1, причем значительная часть из них - это люди молодого репродуктивного возраста. Соответственно, сверхвысокое потребление алкоголя стало одной из основных причин глубокого демографического кризиса, угрожающего как территориальной целостности Российской Федерации, так и самому существованию её государственности.

Социально-экономические реформы 90-х - начала 2000-х гг. привели к радикальным переменам в обществе: разбалансированности экономики, инфляции, значительному уменьшению социальных гарантий. Ситуация обострялась также абсолютной доступностью приобретения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Рекламные компании, в которые вкладываются огромные средства, добились того, что «легкие алкогольные напитки», прежде всего пиво, стали для всех доступными и привычными, «модными» - в контексте потребительской ориентации продуктами, особенно в молодежной среде. Возраст приобщения к алкоголю подростков за последние двадцать лет

' См.: Официальная хроника Московского Патриархата. Резолюция XIII Всемирного Русского Народного Собора «О неотложных мерах по защите от алкогольной угрозы». М.,2009. [Электронный ресурс]. URL.:http:www/pravoslavie.ru/news/30515.htm.

снизился с 16 до 13 лет. Это подрывает физическое, психологическое и умственное здоровье подрастающего поколения, лишает его жизненной перспективы. В подобных условиях обостряются проблемы социализации, образования и воспитания духовно-нравственной личности, ориентированной на творческую самореализацию, культурное развитие. Проявление социальных девиаций и снижение уровня социокультурной компетенции приводит к отказу от семейных ценностей как основополагающих ориентиров в жизни людей. Как следствие -увеличивающееся число социальных сирот, чьи родители лишены родительских прав. В настоящее время Россия занимает одно из «лидирующих» мест в мире по количеству брошенных детей.

Социально-нравственная деформация, растущая преступность -явления, сопровождающие процессы распространения пьянства и наркомании. Все это происходит на фоне сокращения, а в ряде случаев - и полного прекращения деятельности медицинских и лечебно-исправительных учреждений, еще недавно включенных в систему мер профилактики пьянства. Пропаганда здорового образа жизни проигрывает рекламным акциям в пользу употребления алкогольных напитков.

Таким образом, болезненный характер явления пьянства для современного общества очевиден и в контексте ориентиров на социокультурную модернизацию является сдерживающим фактором для инновационных преобразований и изменения образа и качества жизни россиян. В сложившейся ситуации без вмешательства институтов гражданского общества, без включенности всего общества в процессы поиска инструментов, направленных на профилактику и искоренение деструктивных явлений, данная проблема не может быть успешно решена. В связи с этим заслуживает особого внимания и глубокого научного анализа деятельность религиозных организаций страны и, в первую

очередь, Русской Православной Церкви, которая не может оставаться в стороне перед лицом постигшей нацию беды. В научно-философском дискурсе в данном ракурсе тема освещается крайне недостаточно. Более того, проблемы профилактики и преодоления социальных девиаций рассматриваются в рамках отдельных научных дисциплин, таких как педагогика и социальная психология, в то время как требуют комплексного подхода и системного анализа, позволяющего объективно оценить деятельность религиозных организаций в этом процессе, способствуя распространению позитивных практик. Данный фактор также усиливает актуальность обращения к теме исследования и обосновывает его своевременность.

Степень разработанности проблемы в социально-гуманитарном знании отнюдь не соответствует ее актуальности. Публикаций и монографий, обобщающих опыт Русской Православной Церкви по профилактике пьянства как социальной девиации, не появилось ни в дореволюционный, ни в советский период истории России. Отдельные работы, вышедшие до 1917 г., были посвящены трезвенному движению и носили описательный характер1. Интересные аналитические публикации появились в периодической печати, в первую очередь, в журналах начала XX века2.

В последующие десятилетия участие религиозных организаций в жизни страны не исключалось, однако являлось темой периферийного плана. Тем не менее, в изучении проблемы пьянства и связанных с ним

1 Воронов Д.Н. Жизнь деревни в дни трезвости. По данным земских и других анкет. Пг., 1916; Бородин Д.Н. Последнее слово о винной монополии И Труды Первого Всероссийского съезда по борьбе С пьянством. СПб., 1910; Дембо Л.Н. Очерки деятельности комиссии по вопросу об алкоголизации за 15 лет(1989-1913гг.). СПб, 1915.

2 В борьбе за трезвость. Ежемесячный духовно-литературный и популярно-научный журнал. М., 1911-1914гг.; Вестник трезвости. СПб, 1894-1916 гг.; Воскресный благовест. СПБ, 19031917гг.; Заря трезвости. Воронеж, 1914-1916 гг.

проявлений девиационного поведения в отечественной гуманитаристике, и прежде всего, в историографии XX века, можно выделить три периода: 20 - 30-е гг.; 50 - 60-е гг.; конец 80-х - начало 90-х гг. В каждый из них учеными на первый план выносился определенный аспект, в котором анализ деятельности религиозных организаций присутствовал минимально.

Так, в первый означенный период специалисты разных отраслей науки объясняли причины роста потребления спиртного пережитками прошлого и низким уровнем культуры населения. Особое внимание исследователи уделяли социально-экономическим и демографическим факторам, ведущим к росту преступности в стране1.

В конце 30-х гг. исследования по проблематике пьянства практически прекратились, что было связано и с идеологической ситуацией в стране, активно продвигающейся к новым социальным преобразованиям при лидерстве одной политической партии, и в целом - с историческими реалиями тех лет. На рубеже 50 - 60-х гг. они продолжились вновь, и в течение двух последующих десятилетий исследования феномена девиантного поведения велись в рамках концепции «социалистического образа жизни», что исключало факт признания экономических, политических, социальных и культурных предпосылок девиантности при социализме. Отклонения от норм социалистической морали и законности рассматривались в контексте «наследия прошлого». Важное место в историографии второго периода занимают работы второй половины 80-х гг., поскольку они в определенной мере связаны с «антиалкогольной компанией» Начиная с социально-философских работ, появляющихся в этот период, берут отсчет

' Мендельсон А.Л. Алкоголь и нервно-психологическое здоровье. М.-Л., 1927; Влассак Р. Алкоголизм как научная и бытовая проблема. М.-Л., 1928; Жижиленко А.Л. Преступность и ее факторы. Пг., 1922.

современные междисциплинарные исследования пьянства как социальной девиации1.

В 90-е гг., с началом формирования методологического плюрализма, складывается ряд новых исследовательских направлений по проблемам социальной девиантности, особенно в молодежной среде -алкоголизм, проституция, наркомания и безработица2. В философско-культурологической литературе этого периода данные темы раскрываются через осмысление социокультурной ситуации как кризисной и не способствующей личностному развитию; в социологических исследованиях осмысливаются результаты проведенных опросов, подтверждающие актуальность проблемы проявления разных форм социальной девиации и культурной маргинализации и т.д.

Последнее десятилетие уходящего столетия ознаменовалось также изменением положения Русской Православной Церкви и других религиозных, организаций в стране. Они вновь получили право на просветительскую, благотворительную, миссионерскую деятельность.

Накопленный веками опыт социального служения возвращался в российскую действительность. Свое отношение к пьянству как трагическому явлению российской жизни Церковь определила в «Основах социальной концепции», принятых Архиерейским собором в 2000 году. Этот базовый документ положил начало церковным исследованиям в области профилактики пьянства как социальной девиации. Среди основных причин распространения алкоголизма и наркомании в нем

1 Бордюгов Г.А. «Социальный паразитизм» или социальная аномалия? Из истории борьбы с алкоголизмом, нищенством, проституцией, взрослой беспризорностью в 20 - 30-е годы//История СССР. 1985. №6; Лебина Н. Б., Чистиков А. Н. Обыватели и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы НЭПа и хрущевского десятилетия. СПб., 2003.

2 Арефьев А.Л. Беспризорные дети России // Социологические исследования. 2003. № 9; Заиграев Г.Г. Пьянство в России реальная угроза национальной безопасности // Социологические исследования. 2001. № 11; Коэн А. Социология отклоняющегося поведения. СПб., 2002.

названы: духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Все они отнесены Церковью к проявлениям духовной болезни не только отдельного человека, но и всего общества. Подчеркивается, что это результат давления идеологии потребительства и пропаганды культа материального преуспевания, расплата за бездуховность и утрату подлинных идеалов. Гуманизмом проникнуты намерения Церкви, поскольку «с пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока»1. Таковы ценностно-смысловые акценты данной социальной концепции РПЦ.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в рамках гуманитарного знания на сегодняшний день отсутствует комплексное исследование по проблеме участия Русской Православной Церкви в профилактике пьянства как социальной девиации2. Для решения этой задачи требуется серьезное методологическое обоснование и развернутый междисциплинарный анализ. Автор данного исследования, опираясь на труды ученых и религиозных деятелей, частично устраняет существующий пробел.

Объект исследования: социально-религиозный аспект деятельности Русской Православной Церкви по профилактике пьянства как кризисного явления в современном обществе.

Предмет исследования: пьянство как духовно-нравственный недуг и социальная девиация в современном российском обществе.

' Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 августа 2000 года. Материалы официального сайта Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. URL: http://www.russian-orthodox-church.org.ru.

2 Игумен Евмений (Перистый). Батюшка, я - наркоман! М., 2002; Иерей Игорь Бачин. Как организовать общество трезвости на приходе. М., 2011; Иеромонах Иона (Займовский). Сладкий плод горького древа. М„ 2004.

Целью исследования является комплексное изучение направлений и форм участия Русской Православной Церкви в профилактике пьянства как социального и личностного деструктивного явления.

Поставленная цель определила задачи исследования:

• раскрыть сущность пьянства как кризисного явления, отражающего духовно-нравственное состояние современного российского общества;

• выявить специфику философско-культурологического рассмотрения пьянства как социального недуга общества;

• осмыслить культурно-нравственные аспекты пьянства как формы проявления социальной девиации;

• выявить духовные основания социального служения Церкви согласно ее канонической и святоотеческой традиции;

• раскрыть церковно-исторические аспекты трезвенного движения в России;

• систематизировать результаты комплексного анализа трезвенных программ, форм и методов, используемых Церковью в противодействии алкоголизации общества.

Теоретико-методологическую базу исследования представляют многообразные концепции и теоретические идеи, связанные с разработкой понятий «духовная культура», «нравственность», «социальные девиации». Методологические основания базируются на общих принципах философского исследования — объективности, системности, комплексности анализа.

Понимание сущности человека, его психологических свойств в рамках избранной темы потребовало обращения к смежным с религиоведением наукам - социологии, психологии, культурологии, истории. Немалую роль играют в исследовании такие идеи и

методологические установки, как концепции личностной самореализации, социокультурных потребностей, духовно-нравственного развития общества.

Аксиологический подход, заключающийся во введении нравственной составляющей в гуманитарное междисциплинарное исследование, позволил на основе ценностного анализа событий и процессов в обществе сделать теоретические обобщения и дать интерпретацию асоциальных явлений, тем самым раскрыть современную реальность в сложной целостности позитивных и негативных социальных и культурных практик.

Системный подход позволил выявить сложную систему взаимосвязи и взаимозависимости между социальными трансформациями и деструктивными практиками повседневности; выступил инструментом анализа сложнейшего явления пьянства, рассмотренного через призму деятельности Русской Православной Церкви по его профилактике.

Эмпирическая база диссертации основана на материалах, положениях и выводах масштабных программ и проектов последних лет, связанных с регулированием социальных отношений, развитием и поддержкой системы образования, культуры и здравоохранения, распространения религиозно-нравственных и культурных ценностей, трезвенных программ Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, социального проекта «Общее дело», Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», Православных семейных клубов трезвости и реабилитационных центров.

Эмпирическая база исследования также включает в себя результаты социологических опросов о состоянии духовной культуры в обществе и динамике культурных потребностей населения; официальные документы и источники информации, составляющие законодательную и нормативно-

правовую базу по преодолению разных форм социальной девиации в современной России.

Научная новизна исследования заключается в том, что автором:

• систематизированы методологические подходы к пониманию сущности пьянства как кризисного явления, отражающего духовно-нравственное состояние современного российского общества; обоснована необходимость комплексного изучения пьянства как социальной девиации;

• выявлена специфика философско-культурологического анализа пьянства как социального недуга общества, заключающаяся во введении аксиологической составляющей в системный анализ явления, представленного в контексте общественных трансформаций;

• обработаны и изучены материалы трезвенного движения в России, ставшие основой современного служения Церкви по профилактике пьянства как социальной девиации;

• оценены современные трезвенные программы Церкви по профилактике пьянства как духовно-нравственного недуга и раскрыта их роль в процессах стабилизации социокультурной ситуации и решении важных социальных задач;

• проанализировано духовное наследие Церкви, в том числе и современное, по проблеме спасения личности от недуга пьянства, что позволило выявить его гуманистический и нравственный потенциал, направляемый для устранения разных форм социальных девиаций.

Теоретическая и практическая значимость исследования

заключается в том, что оно обосновывает и намечает перспективы дальнейших исследований по профилактике пьянства с использованием

духовно-нравственного потенциала Русской Православной Церкви. Материалы работы будут полезны в практической работе семейных клубов и реабилитационных центров. Выводы и положения диссертации могут войти в курс лекций по истории государственно-конфессиональных отношений и современному социальному служению религиозных организаций.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Исследование пьянства как одной из форм социальной девиации, получившей широкое распространение в современном обществе, предполагает обращение к комплексному подходу, раскрывающему разные стороны этого кризисного явления. Сложность анализа данного явления связана с необходимостью раскрытия его сущности через методологический инструментарий, обеспечивающий возможность его приложения к разработке программ и проектов, направленных на профилактику и искоренение этого социального недуга, поскольку его невозможно остановить ни запретительными мерами, ни жесткими законодательно-правовыми актами.

2. Специфика философско-культурологического подхода к осмыслению пьянства как социального недуга общества проявляется в результатах анализа кризисных явлений в обществе как детерминирующего контекста, наделенного определенными ценностно-смысловыми основаниями. Распространение в современном обществе в качестве образцов социокультурного поведения моделей, основанных на философии потребительства, социальной пассивности и равнодушия. Их тиражирование через средства масс-медиа оценивается автором как негативная тенденция, усиливающая риски нравственного упадка, кризиса совести и утраты ответственности.

3. Пьянство как социальная девиация приводит к утрате смысла жизни, отказу от семейных ценностей, проявлениям бездуховности. Проявление кризисности и «больной» культуры фиксируются в разных формах девиантного поведения, фактах бытового пьянства и алкоголизма и пр. Неустойчивость и ослабление творческой составляющей социокультурной среды повседневности со всей очевидностью проявляется в разрушении взаимосвязи деятельности, образования и духовности.

4. Сложившая ситуация требует глубокого изучения исторического опыта религиозных организаций в деле профилактике пьянства как социальной девиации и использование его в профилактике кризисной ситуации. На основе анализа и систематизации материалов и источников, обработки статистических данных автор приходит к выводу о позитивных процессах в деле укрепления трезвенного движения в современной России, связанных с социальным служением Русской Православной Церкви. Профилактика пьянства является частью системно-организованной деятельности РПЦ, направленной на достижение стабильности социокультурной ситуации и решение важных социальных задач.

5. Среди целей, составляющих смысловое ядро проанализированных автором программ Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, социального проекта «Общее дело», Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», Православных семейных клубов трезвости и реабилитационных центров, выступают: создание условий для раскрытия человеческой личности, оказание реальной помощи не только в обретении ей смысла жизни, но и постижение ценностей, обеспечивающих человеку устойчивость саморазвития и отвечающих стратегии общественного развития, направленной в будущее. Базовой основой социального служения Церкви

является Священное Писание, Священное Предание и святоотеческое наследие, что не исключает применение современных медицинских методов профилактики и лечения. Программы профилактики и реабилитации, совмещенные с духовно-нравственным опытом Церкви, дают высокие показатели при социальной адаптации личности.

Апробация работы: Основные идеи и результаты диссертации были представлены в выступлениях и докладах автора на конференции-семинаре молодых ученых «Наука о культуре в XX веке» (Москва, 2009 г.); семинарах «Культура и культурная политика», (Москва, 2009 - 2010 гг.); «круглом столе» в редакции журнала «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом» (Москва, 2011 г.).

Материалы диссертации применялись при чтении лекций в учебных курсах «История Церкви» в Государственном университете гуманитарных наук (на общественных началах) в 2010 г.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Основные положения диссертации представлены в публикациях общим объемом 1,9 п.л.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованных источников и литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы, избранной для диссертационного исследования. Определены объект, предмет, цель и основные задачи, теоретическая и методологическая база, сформированы основные положения, обладающие элементами научной новизны и выносимые на защиту, обоснована их теоретическая и практическая значимость, отмечены результаты апробации проведенной работы.

В первой главе «Пьянство как кризисное явление духовно-нравственного состояния общества» анализируются разнообразные факторы, влияющие на укоренения разного рода асоциальных явлений в современной жизни.

Первый параграф «Пьянство в России как социальный недуг общества: культурно-нравственный аспект» посвящен кризисной модели социальной пассивности и равнодушию общества, тиражирование которой приводит к нравственному упадку, кризису совести и утрате ответственности. Удовлетворение желаний и потребностей становится основным действием, первичной целью существования, человек потерян для семьи, для общества и прежде всего для себя самого. Потеря духовности есть наистрашнейшая из всех потерь, неизменно следующая за потерей свободы воли, человечности, милосердия.

В эмоциональной атмосфере доминируют страх и тревога, в первую очередь связанные с низкими экономическими возможностями вследствие роста цен и безработицы с начала 90-х годов. Таким образом, традиционное, связанное с культурой повседневности, в которой базовыми выступают привычки, обычаи и традиции, приспособление к низкому социальному и экономическому уровню жизни оказывает негативное влияние на развитие культуры личности и приводит к распространению пьянства как социальной девиации в современном российском обществе.

Другим негативным фактором выступает снижение стабильности общества, обеспечивающей прочное положение в нем (социальный статус), устойчивость отношений и постоянное место работы; отсутствие возможностей реализации потребности в культурном разнообразии, низкий уровень организации быта.

Возрастающее год от года число горожан во втором-третьем поколении, тем не менее, медленно меняют социальную среду. Представляется оправданным в этой связи введение в историко-культурологический дискурс понятие «предела» как некой условной границы, ставящей общество перед необходимостью выбора новых ориентиров1. Особенно остро эта проблема стоит перед молодежью, поскольку раннее приобщение к алкоголю подрывает физическое и психологическое здоровье, отрицательно влияет на умственное развитие подрастающего поколения, выбивает подростков из образовательной среды, лишает их жизненных перспектив. По данным Роспотребнадзора ежедневно в России потребляют алкоголь (включая пиво) 33% юношей и 20% девушек2. Столь раннее приобщение к алкоголю в несколько раз увеличивает риск развития алкоголизма и насильственной смерти в будущем. В параграфе дана также социологическая оценка потреблению алкоголя в стране, где, по данным института социологии РАН, только не более 4% населения страны никогда не пили и считают трезвость образом жизни3.

1 См.: Етрук E.H. Феномен творчества человека как фактор преодоления социальных пределов общества II Обсерватория культуры. 2010. № 5. С. 19.

2 См.: Официальная хроника Московского Патриархата. Резолюция XIII Всемирного Русского Народного Собора «О неотложных мерах по защите от алкогольной угрозы». М.,2009. [Электронный ресурс]. URL.:http:www/pravoslavie.ru/news/30515.htm.

3 Потребление алкоголя в России. Социологический анализ. М.: Институт социологии РАН, 2011. С. 82.

Запретительными мерами остановить пьянство невозможно. Напротив, после каждой активизации антиалкогольной борьбы отмечалось еще большее распространение пьянства, изучение и анализ которого требует комплексного междисциплинарного подхода, в первую очередь, социокультурного, духовно-нравственного, социально-психологического.

Церковь не может оставаться в стороне от постигшей общество беды и предлагает свой накопленный опыт спасения личности.

Второй параграф первой главы «Трезвенное движения в России: церковно-исторический аспект» посвящен роли и значению трезвенного движения в российской истории. Трезвенное движение началось с возникновения в августе 1858 года в Виленской и Ковенской губерниях общества трезвости как объединения людей, воздерживающихся от употребления алкоголя, эти обеты поддерживались и благословлялись священниками Православной Церкви. К лету 1859 года движение распространилось на 32 губернии России. Крестьяне принимали решение не употреблять вина, нарушители подвергались денежным штрафам и телесным наказаниям. В ряде губерний начался массовый погром питейных заведений. С 1874 по 1882 гг. повсеместно учреждались церковно-приходские общества трезвости.

Большим подвижником трезвенного движения был св. праведный Иоанн Кронштадский, организовавший в городе Дом Трудолюбия -спасительное место для людей, лишенных надежды и веры, у которых появилась возможность спастись от греха страшного пьянства, праздности и тунеядства. Дом Трудолюбия включал в себя различные мастерские и классы для женщин, мужчин и детей, лечебницу, столовую, народную читальню, приюты и дома милосердия. Все страждущие могли получить помощь духовную и материальную.

Начиная со второй половины 1890-х годов, трезвенное движение становится массовым. Результатом деятельности свыше 1700 обществ трезвости в 1908-1909 годах стало то, что потребление винно-водочных изделий снизилось. В параграфе также анализируется работа Московского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, организованного православным духовенством в 1912 году. Одним из его решений стало установление трезвенного праздника в стране - 23 августа. Предлагалось участие монастырей в борьбе с пьянством путем устройства школ и обществ трезвости. Организаторы съезда старались привлечь к работе как можно больше практических деятелей, которые бы боролись с пьянством на религиозно-нравственных началах. Опыт Русской Православной Церкви по профилактике и противодействию пьянства в начале XX века, как показано в работе, лег в основу одного из направлений ее социального служения сегодня.

Вторая глава «Церковно-общественные движения за трезвость в современной России» посвящена возрождению трезвенного движения в новейшее время: с 90-х годов XX века и по настоящее время.

Первый параграф «Библейское и святоотеческое обоснование борьбы с пьянством» раскрывает философские основания и духовные основы служения Церкви на поприще профилактики пьянства как социальной девиации. Священное Писание, Священное Предание, святоотеческое наследие строго осуждает порок пьянства, который влечет за собой множество погибельных грехов. Современная оценка недуга рассматривается Церковью как расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, утрату подлинных идеалов «С

пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока...»1.

Второй параграф «Противодействие пьянству как важнейшее направление социального служения Русской Православной Церкви» определяет задачи церковной социальной работы в соработничестве с государством. Церковь помогает внести в общество дух любви и веры, служения ближним, а также продолжает поиск новых технологий и форм работы с алкоголезависимыми людьми.

Сотрудничество Церкви и государства в благом деле противостояния алкогольной угрозе, духовно-нравственном оздоровлении и спасении общества является необходимым.

Важнейшей задачей церковной социальной работы является помощь государству в преобразовании отношения общества к трезвости. В современном обществе полностью исказилось понятие трезвости, под которым допускают эпизодическое употребление слабоалкогольных напитков, то есть большинство людей, противопоставляют себя алкоголикам, считают себя трезвенниками, перестает работать механизм саморегулирования, что отражается на нарушении социальной и духовно-нравственной нормы.

Церковь предлагает страдающим недугом пьянства свою духовную поддержку (следует подчеркнуть, что Церковь не отрицает необходимости медицинской помощи на острых стадиях болезни).

Церковные традиции, церковные таинства способствовали и способствуют духовному преображению человека. Важная цель в профилактике пьянства как социальной девиации состоит в распространении трезвого образа жизни, активного противодействия

' Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. URL.:http:www/patriarhia.ru/ db/print/141422.html.

социальным порокам, возрождению благочестивых традиций и приоритетов целомудренной семейной жизни. Для выполнения этих задач Русская Православная Церковь нуждается в разработке и внедрении эффективных методик по профилактике и реабилитации пьянства, учитывая исторические и духовные традиции Церкви.

Третий параграф второй главы «Современные трезвенные программы, формы и методы противодействия алкоголизации общества: состояние и перспективы развития» раскрывает один из самых значимых на сегодняшний день аспектов служения Церкви обществу. Начиная с 1990-х годов XX века Русская Православная Церковь, как и более века назад, возрождает свое трезвенное движение, не отрицая необходимости медицинской помощи, как уже отмечалось выше, Церковь, уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наибольшая эффективность которых проявляется при социальном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь. Одним из первых центров помощи стал Душепопечительский центр преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны «Дом милосердия» в селе Ромашкове Московской области при Никольской церкви. Ее настоятель, протоиерей Алексей Бабурин, говоря о профилактике здорового образа жизни, подчеркнул, что она должна начинаться в раннем возрасте, прежде всего в семье: «Как секулярное общество императивно навязывает свои безнравственные установки, ценности, стереотипы молодым людям, не имеющим «духовного стержня», тогда происходит программирование их рассудка на дезадаптивное и саморазрушающее поведение»1. В 1992 году отец Алексей Бабурин организовал первый в России семейный клуб трезвости (СКТ). Методика его работы имеет итальянское происхождение (в Россию ее привез священник Сильвио Франк и профессор-психолог

' Протоиерей Алексей Бабурин. Наркомания: грех или болезнь. М., 2000. С. 168.

Рендо де Стефании, директор Института по изучению проблем, обусловленных потреблением алкоголя). Они обратились в Синодальный отдел по церковной благотворительности и социального служения Московского Патриархата с предложением помощи. Вскоре совместными усилиями были обучены 150 руководителей клубов. В параграфе дан сравнительный анализ работы российских и европейских семейных клубов трезвости, которые в большинстве имеют светский характер. Главное отличие российских клубов от европейских заключается в том, что после расставания с зависимостью православный человек обретает веру в Бога и самого себя.

Другим важнейшим центром возрождения трезвенности стал Санкт-Петербург. В параграфе подробно представлено Всероссийское Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение», чья деятельность связана с именем выдающегося ученого Г.А. Шичко, разработавшего уникальный метод избавления от алкогольной зависимости. К 2011 году братство объединило пятьдесят два общества трезвости. Сорок из них находятся на территории Российской Федерации, десять - на Украине. В Белоруссии и в Казахстане создано по одному. Жизнь каждого общества возглавляют священники, входящие во Всероссийское Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение», членами общества стали те, кто принял обет трезвения, дав в храме обещание воздерживаться от греха винопития. В основе реабилитационной методики беседы со священником лежит тезис о существовании социально-психологической программы, введенный Геннадием Андреевичем Шичко. Имеющаяся у человека информация, накопленная в течение жизни, складывающаяся в определенное мировоззрение, формирует и определяет его поступки и действия, то есть, совершая поступок якобы по собственной воле, возрождается социальная направленность действия, а не личный опыт. Корень зависимости и

порока, любого убеждения нужно искать как в семье, так и в социальной среде, в любом информационном поле, окружающем каждого человека, в навязывании стереотипов, искажении идеалов трезвости, замены их на образ легкой, красивой, свободной от так называемых «предрассудков» жизни, обычно приводящей на самое страшное и глубокое социальное дно, к потере нравственных и духовных ориентиров. Особенно следует отметить, что в обществе «Трезвение» возрождена традиция обетов трезвости. Веками на Руси в церковных приходах страдающими давался обет (как на определенный срок, так и на оставшиеся годы жизни). В наши дни принятие обетов трезвости происходит 11 сентября - в день усекновение главы святого пророка Иоанна Предтечи, 1 января - в день памяти святого мученика Вонифатия, 18 мая - в день празднования чудотворного образа иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», 7 июля -в день рождения святого пророка Иоанна Предтечи и 21 июля - в день празднования чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери.

Жизнь подтверждает необходимое развитие приходской трезвенной работы, как и столетие назад.

На сегодняшний день Русская Православная Церковь использует многие передовые разработки. Так, руководитель одного их крупнейших центров «Метанойя» при Свято-Даниловом ставропигиальном мужском монастыре игумен Иона (Займовский) имеет большой опыт работы в области лечения химических зависимостей, отец Иона изучал методику в США, в реабилитационных центрах «Эшли» (штат Мэриленд) и Грэймар (штат Нью-Йорк).

Именно игумен Иона (Займовский) одним из первых русских православных священников попытался духовно переориентировать известную во всем мире программу реабилитации алкоголиков «12 шагов». Игумен Иона уверен, что православная реабилитация

алкоголезависимых по программе анонимных алкоголиков является успешным социально-миссионерским служением Церкви. Следует отметить, что в рядах духовенства есть критики этой методики (оппоненты отказываются видеть в программе понятие греха как духовно-нравственной категории). Критики забывают главное: меняя алкогольную зависимость на общение с людьми с аналогичными проблемами, в беседах со свяшенником, который направляет и выслушивает, помогает обрести душевное спокойствие, человеку легче встать на путь исцеления, а в ряде случаев и воцерковления.

Самым масштабным проектом, направленным на борьбу за трезвость в России, стал социальный проект «Общее дело», идеологом и руководителем которого является наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов). Участники проекта считают необходимым ужесточение законодательства в отношении продажи спиртного. По их мнению, только комплексные меры, предпринятые Церковью, обществом и государством, способны спасти народ от алкогольного самоуничтожения,

В 2009 году было подготовлено полтора десятка эффектных медицинских роликов, которые демонстрируют, что происходит с внутренними органами - мозгом, сердцем, печенью при употреблении алкоголя. На заседании Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в Стокгольме в 2009 году они были признаны лучшими среди имеющихся и переведены на шесть языков. Успех этой социальной рекламы очевиден. Но на сегодняшний день интернет-аудитория в России уступает по масштабам телевизионной, что значительно усложняет миссию проекта «Общее дело». Как известно, социальная реклама в самое лучшее время, в прайм-тайм, требует огромных денег, и, конечно, продвижению антиалкогольных роликов препятствуют крупнейшие пивные компании.

В двенадцати регионах России действует разработанная отцом Тихоном (Шевкуновым) методика работы с детьми и подростками. Видеоролики не являются шоковыми, они только отражают реальность: 33% подростков с 13 лет регулярно употребляют алкоголь, 20% девочек-подростков пьют каждый день. На сегодняшний день проект «Общее дело» активно сотрудничает с региональными органами власти и СМИ, занимается продвижением законодательных инициатив и социальной рекламы в субъектах Российской Федерации. Сегодня данный проект -одно из самых крупных направлений деятельности Церкви в профилактике пьянства.

В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования и делаются следующие выводы.

• Одной из основных причин глубокого демографического кризиса, угрожающего как территориальной целостности Российской Федерации, так и самому ее существованию, является сверхвысокое употребление алкоголя. Алкогольная проблема приняла масштабы гуманитарной катастрофы, привела к высокому уровню смертности, заболеваемости, травматизму, преступности и сиротству. В обществе «притупились» моральные ценности, перестали работать такие регуляторы поведения, как стыд, чувство долга, ответственность. Пьющий человек больше не способен строить нормальные взаимоотношения с окружающими, его поступки противоречат требованиям и нормам человеческой жизни.

• Определена роль возрожденного трезвенного движения в России под духовным окормлением Русской Православной Церкви как основы одного из направлений ее современного социального служения. Отмечен позитивный опыт трезвенного движения дореволюционной

России, который положен в основу работы современных приходских общин трезвости.

• Культурно-нравственные аспекты пьянства как социального недуга общества, выявленные автором в процессе проведенного анализа, показывают влияние социокультурного контекста на укоренение разного рода асоциальных явлений в современной жизни, которые проявляются через ослабление фундаментальных потребностей в безопасности и снижение гарантированного сохранения жизни.

• Проведен анализ канонической и святоотеческой традиции Церкви как духовной основы ее социального служения.

• Дана оценка трезвенных программ, их форм и методов, используемых Церковью в противодействии алкоголизации общества.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

Статья, опубликованная в журнале из перечня ВАК:

1. Васильева В.А. Нравственно-ценностные основы жизни как духовная ответственность // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2011. №№3-4. - 0,4 п.л.

Работы, опубликованные в других изданиях:

2. Васильева В.А. Понимание ответственности как основы духовности в работах И.А. Ильина // Теория и практика культуры. Альманах. Вып. 9 / Под общ. ред. О.Н. Астафьевой, П.Н. Киричёк. М.: Изд-во РАГС, 2011.-0,5 п.л.

3. Васильева В.А. Трезвенное движение в России: церковно-исторический аспект. М.: Изд-во МАКС-ПРЕСС, 2012. - 1,7 п.л.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

ПЬЯНСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ДЕВИАЦИЯ И УЧАСТИЕ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ЕГО ПРОФИЛАКТИКЕ: СОЦИАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ

Васильева Вера Андреевна Научный руководитель:

Астафьева Ольга Николаевна,

доктор философских наук, профессор

изготовление оригинал-макета Васильева В.А.

Подписано в печать_2012. Тираж_экз.

Усл._п.л.

Отпечатано ОПМТ РАНХиГС. Заказ № 119606, Москва, проспект Вернадского, 84

 

Текст диссертации на тему "Пьянство как социальная девиация и участие Русской Православной Церкви в его профилактике"

61 12-9/306

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Международный институт государственной службы и

управления

Кафедра государственно-конфессиональных отношений

На правах рукописи

ВАСИЛЬЕВА Вера Андреевна

ПЬЯНСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ДЕВИАЦИЯ И УЧАСТИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ЕГО ПРОФИЛАКТИКЕ: СОЦИАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ

Специальность 09.00.14 - философия религии и религиоведение

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Астафьева О.Н.

Москва-2012

План

Введение..................................................................................3

Глава 1. Пьянство как кризисное явление духовно-нравственного

состояния общества....................................................................15

§ 1. Пьянство в России как социальный недуг общества: культурно-

нравственный аспект..................................................................15

§ 2. Трезвенное движение в России: церковно-исторический аспект......................................................................................33

Глава 2. Церковно-общественное движение за трезвость в современной

России....................................................................................59

§ 1. Библейское и святоотеческое обоснование борьбы с

пьянством.................................................................................59

§ 2. Противодействие пьянству как важнейшее направление социального

служения Русской Православной Церкви.......................................68

§ 3. Современные трезвенные программы, формы и методы противодействия алкоголизации общества: состояние и перспективы развития...................................................................................86

Заключение............................................................................114

Источники и библиография........................................................118

Введение

Актуальность исследования определяется необходимостью социально-философского осмысления социокультурной ситуации в современной России, связанной с расширением деструктивных процессов и социальных девиаций, обусловленных негативной тенденцией -сохранением показателей по уровню алкогольной зависимости населения страны, которая принимает масштабы катастрофы, приводит к высокому уровню смертности, травматизма, сиротства, преступности. Согласно расчетам экспертов, алкоголь уносит от 550 до 700 тысяч жизней в год1, причем значительная часть из них - это люди молодого репродуктивного возраста. Соответственно, сверхвысокое потребление алкоголя стало одной из основных причин глубокого демографического кризиса, угрожающего как территориальной целостности Российской Федерации, так и самому существованию её государственности.

Социально-экономические реформы 90-х - начала 2000-х гг. привели к радикальным переменам в обществе: разбалансированности экономики, инфляции, значительному уменьшению социальных гарантий. Ситуация обострялась также абсолютной доступностью приобретения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Рекламные компании, в которые вкладываются огромные средства, добились того, что «легкие алкогольные напитки», прежде всего пиво, стали для всех доступными и привычными, «модными» - в контексте потребительской ориентации продуктами, особенно в молодежной среде. Возраст приобщения к алкоголю подростков за последние двадцать лет

1 См.: Официальная хроника Московского Патриархата. Резолюция XIII Всемирного Русского Народного Собора «О неотложных мерах по защите от алкогольной угрозы». М.,2009. [Электронный ресурс]. URL.:http:www/pravoslavie.ru/news/30515.htm.

снизился с 16 до 13 лет. Это подрывает физическое, психологическое и умственное здоровье подрастающего поколения, лишает его жизненной перспективы. В подобных условиях обостряются проблемы социализации, образования и воспитания духовно-нравственной личности, ориентированной на творческую самореализацию, культурное развитие. Проявление социальных девиаций и снижение уровня социокультурной компетенции приводит к отказу от семейных ценностей как основополагающих ориентиров в жизни людей. Как следствие -увеличивающееся число социальных сирот, чьи родители лишены родительских прав. В настоящее время Россия занимает одно из «лидирующих» мест в мире по количеству брошенных детей.

Социально-нравственная деформация, растущая преступность -явления, сопровождающие процессы распространения пьянства и наркомании. Все это происходит на фоне сокращения, а в ряде случаев - и полного прекращения деятельности медицинских и лечебно-исправительных учреждений, еще недавно включенных в систему мер профилактики пьянства. Пропаганда здорового образа жизни проигрывает рекламным акциям в пользу употребления алкогольных напитков.

Таким образом, болезненный характер явления пьянства для современного общества очевиден и в контексте ориентиров на социокультурную модернизацию является сдерживающим фактором для инновационных преобразований и изменения образа и качества жизни россиян. В сложившейся ситуации без вмешательства институтов гражданского общества, без включенности всего общества в процессы поиска инструментов, направленных на профилактику и искоренение деструктивных явлений, данная проблема не может быть успешно решена. В связи с этим заслуживает особого внимания и глубокого научного анализа деятельность религиозных организаций страны и, в первую

очередь, Русской Православной Церкви, которая не может оставаться в стороне перед лицом постигшей нацию беды. В научно-философском дискурсе в данном ракурсе тема освещается крайне недостаточно. Более того, проблемы профилактики и преодоления социальных девиаций рассматриваются в рамках отдельных научных дисциплин, таких как педагогика и социальная психология, в то время как требуют комплексного подхода и системного анализа, позволяющего объективно оценить деятельность религиозных организаций в этом процессе, способствуя распространению позитивных практик. Данный фактор также усиливает актуальность обращения к теме исследования и обосновывает его своевременность.

Степень разработанности проблемы в социально-гуманитарном знании отнюдь не соответствует ее актуальности. Публикаций и монографий, обобщающих опыт Русской Православной Церкви по профилактике пьянства как социальной девиации, не появилось ни в дореволюционный, ни в советский период истории России. Отдельные работы, вышедшие до 1917 г., были посвящены трезвенному движению и носили описательный характер . Интересные аналитические публикации появились в периодической печати, в первую очередь, в журналах начала XX века3.

В последующие десятилетия участие религиозных организаций в жизни страны не исключалось, однако являлось темой периферииного плана. Тем не менее, в изучении проблемы пьянства и связанных с ним проявлений девиационного поведения в отечественной гуманитаристике, и

2 Воронов Д.Н. Жизнь деревни в дни трезвости. По данным земских и других анкет. Пг., 1916; Бородин Д.Н. Последнее слово о винной монополии // Труды Первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством. СПб., 1910; Дембо Л.Н. Очерки деятельности комиссии по вопросу об алкоголизации за 15 лет (1989-1913гг.). СПб, 1915.

3 В борьбе за трезвость. Ежемесячный духовно-литературный и популярно-научный журнал. М., 19111914гг.; Вестник трезвости. СПб, 1894-1916 гг.; Воскресный благовест. СПБ, 1903-1917гг.; Заря трезвости. Воронеж, 1914-1916 гг.

прежде всего, в историографии XX века, можно выделить три периода: 20 - 30-е гг.; 50 - 60-е гг.; конец 80-х - начало 90-х гг. В каждый из них учеными на первый план выносился определенный аспект, в котором анализ деятельности религиозных организаций присутствовал минимально.

Так, в первый означенный период специалисты разных отраслей науки объясняли причины роста потребления спиртного пережитками прошлого и низким уровнем культуры населения. Особое внимание исследователи уделяли социально-экономическим и демографическим факторам, ведущим к росту преступности в стране4.

В конце 30-х гг. исследования по проблематике пьянства практически прекратились, что было связано и с идеологической ситуацией в стране, активно продвигающейся к новым социальным преобразованиям при лидерстве одной политической партии, и в целом - с историческими реалиями тех лет. На рубеже 50 - 60-х гг. они продолжились вновь, и в течение двух последующих десятилетий исследования феномена девиантного поведения велись в рамках концепции «социалистического образа жизни», что исключало факт признания экономических, политических, социальных и культурных предпосылок девиантности при социализме. Отклонения от норм социалистической морали и законности рассматривались в контексте «наследия прошлого». Важное место в историографии второго периода занимают работы второй половины 80-х гг., поскольку они в определенной мере связаны с «антиалкогольной компанией» Начиная с социально-философских работ, появляющихся в этот период, берут отсчет

4 Мендельсон А.Л. Алкоголь и нервно-психологическое здоровье. М.-Л., 1927; Влассак Р. Алкоголизм как научная и бытовая проблема. М.-Л., 1928; Жижиленко А.Л. Преступность и ее факторы. Пг., 1922.

современные междисциплинарные исследования пьянства как социальной девиации5.

В 90-е гг., с началом формирования методологического плюрализма, складывается ряд новых исследовательских направлений по проблемам социальной девиантности, особенно в молодежной среде -алкоголизм, проституция, наркомания и безработица6. В философско-культурологической литературе этого периода данные темы раскрываются через осмысление социокультурной ситуации как кризисной и не способствующей личностному развитию; в социологических исследованиях осмысливаются результаты проведенных опросов, подтверждающие актуальность проблемы проявления разных форм социальной девиации и культурной маргинализации и т.д.

Последнее десятилетие уходящего столетия ознаменовалось также изменением положения Русской Православной Церкви и других религиозных организаций в стране. Они вновь получили право на просветительскую, благотворительную, миссионерскую деятельность.

Накопленный веками опыт социального служения возвращался в российскую действительность. Свое отношение к пьянству как трагическому явлению российской жизни Церковь определила в «Основах социальной концепции», принятых Архиерейским собором в 2000 году. Этот базовый документ положил начало церковным исследованиям в области профилактики пьянства как социальной девиации. Среди основных причин распространения алкоголизма и наркомании в нем названы: духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость

5 Бордюгов Г.А. «Социальный паразитизм» или социальная аномалия? Из истории борьбы с алкоголизмом, нищенством, проституцией, взрослой беспризорностью в 20 - 30-е годы // История СССР. 1985. № 6; Лебина Н. Б., Чистиков А. Н. Обыватели и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы НЭПа и хрущевского десятилетия. СПб., 2003.

6 Арефьев А.Л. Беспризорные дети России // Социологические исследования. 2003. № 9; Заиграев Г.Г. Пьянство в России реальная угроза национальной безопасности // Социологические исследования. 2001. № 11; Коэн А. Социология отклоняющегося поведения. СПб., 2002.

нравственных ориентиров. Все они отнесены Церковью к проявлениям духовной болезни не только отдельного человека, но и всего общества. Подчеркивается, что это результат давления идеологии потребительства и пропаганды культа материального преуспевания, расплата за бездуховность и утрату подлинных идеалов. Гуманизмом проникнуты намерения Церкви, поскольку «с пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока»7. Таковы ценностно-смысловые акценты данной социальной концепции РПЦ.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в рамках гуманитарного знания на сегодняшний день отсутствует комплексное

исследование по проблеме участия Русской Православной Церкви в

g

профилактике пьянства как социальной девиации . Для решения этой задачи требуется серьезное методологическое обоснование и развернутый междисциплинарный анализ. Автор данного исследования, опираясь на труды ученых и религиозных деятелей, частично устраняет существующий пробел.

Объект исследования: социально-религиозный аспект деятельности Русской Православной Церкви по профилактике пьянства как кризисного явления в современном обществе.

Предмет исследования: пьянство как духовно-нравственный недуг и социальная девиация в современном российском обществе.

7 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 августа 2000 года. Материалы официального сайта Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. URL: http://www.russian-orthodox-church.org.ru.

8 Игумен Евмений (Перистый). Батюшка, я - наркоман! М., 2002; Иерей Игорь Бачин. Как организовать общество трезвости на приходе. М., 2011; Иеромонах Иона (Займовский). Сладкий плод горького древа. М., 2004.

Целью исследования является комплексное изучение направлений и форм участия Русской Православной Церкви в профилактике пьянства как социального и личностного деструктивного явления.

Поставленная цель определила задачи исследования:

• раскрыть сущность пьянства как кризисного явления, отражающего духовно-нравственное состояние современного российского общества;

• выявить специфику философско-культурологического рассмотрения пьянства как социального недуга общества;

• осмыслить культурно-нравственные аспекты пьянства как формы проявления социальной девиации;

• выявить духовные основания социального служения Церкви согласно ее канонической и святоотеческой традиции;

• раскрыть церковно-исторические аспекты трезвенного движения в России;

• систематизировать результаты комплексного анализа трезвенных программ, форм и методов, используемых Церковью в противодействии алкоголизации общества.

Теоретико-методологическую базу исследования представляют многообразные концепции и теоретические идеи, связанные с разработкой понятий «духовная культура», «нравственность», «социальные девиации». Методологические основания базируются на общих принципах философского исследования - объективности, системности, комплексности анализа.

Понимание сущности человека, его психологических свойств в рамках избранной темы потребовало обращения к смежным с религиоведением наукам - социологии, психологии, культурологии, истории. Немалую роль играют в исследовании такие идеи и

методологические установки, как концепции личностной самореализации, социокультурных потребностей, духовно-нравственного развития общества.

Аксиологический подход, заключающийся во введении нравственной составляющей в гуманитарное междисциплинарное исследование, позволил на основе ценностного анализа событий и процессов в обществе сделать теоретические обобщения и дать интерпретацию асоциальных явлений, тем самым раскрыть современную реальность в сложной целостности позитивных и негативных социальных и культурных практик.

Системный подход позволил выявить сложную систему взаимосвязи и взаимозависимости между социальными трансформациями и деструктивными практиками повседневности; выступил инструментом анализа сложнейшего явления пьянства, рассмотренного через призму деятельности Русской Православной Церкви по его профилактике.

Эмпирическая база диссертации основана на материалах, положениях и выводах масштабных программ и проектов последних лет, связанных с регулированием социальных отношений, развитием и поддержкой системы образования, культуры и здравоохранения, распространения религиозно-нравственных и культурных ценностей, трезвенных программ Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, социального проекта «Общее дело», Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», Православных семейных клубов трезвости и реабилитационных центров.

Эмпирическая база исследования также включает в себя результаты социологических опросов о состоянии духовной культуры в обществе и динамике культурных потребностей населения; официальные документы и источники информации, составляющие законодательную и нормативно-

правовую базу по преодолению разных форм социальной девиации в современной России.

Научная новизна исследования заключается в том, что автором:

• систематизированы методологические подходы к пониманию сущности пьянства как кризисного явления, отражающего духовно-нравственное состояние современного российского общества; обоснована необходимость комплексного изучения пьянства как социальной девиации;

• выявлена сп