автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Ранний этап формирования творчества А. Хачатуряна (в свете традиций Востока и Запада)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Тер-Казарян, Зара Гайковна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ А.И.ХАЧАТУРЯНА.
ГЛАВА П. ЧЕРТЫ СТИЛЯ РАННЕГО ТВОРЧЕСТВА А.И.ХАЧАТУРЯНА
Введение диссертации1984 год, автореферат по искусствоведению, Тер-Казарян, Зара Гайковна
Ранние годы творчества Арама Ильича Хачатуряна - один из важнейших периодов его интенсивного пути в искусстве. Этот временной отрезок, протяженностью не более десяти лет, является определяющим этапом становления художественной индивидуальности композитора, формирования и кристаллизации его мировоззрения.
Определение "ранний" в данном случае - понятие чисто хронологическое, без оценочного значения этого явления, ибо в творчестве Хачатуряна ранние годы - это не только поиск, но и твердая заявка на самобытность, свое понимание истоков национального, четкое отношение к западно-восточному синтезу и своеобразное видение мира. В этот период были определены основные позиции художника, создавшие в комплексе систему его мировосприятия, которая стала основой формирования индивидуального стиля.
В истории развития музыкальной культуры художественные явления, раскрывающиеся с первых же шагов во всей своей масштабности, достаточно редки. Именно поэтому понятие "ранние годы" обычно ассоциируется с периодом становления творческого "я", воздействием различных влияний и стремлением к раскрепощению индивидуального мышления от авторитетов и традиций.
Зрелость раннего периода - особый тип одаренности творческой личности, начинающей свой путь от "вершины источника" при соответствующем сочетании историко-культурной и идейно-художественной ситуации. Именно такой оказалась творческая индивидуальность Арама Хачатуряна, получившая в сложные и в то же время исключительно благоприятные в этом плане 20-30-ые годы, свое многостороннее выражение, отраженное как в самой армянской культуре - локально, так и в ближневосточной - регионально.
Для художника типа Хачатуряна существует уже определенное противоречие между понятием "ранний" в биологическом и художественном аспектах. Хачатурян минует обычные стадии ученичества. Именно этот конфликт дает разгадку феномена проявления личности, ибо уже в начале творческого пути Хачатурян был как личность в определенной степени сформирован (за его плечами - два года университета) и, без сомнения, обладая определенным потенциалом восприятия, был внутренне менее скован канонизированным образованием в традициях западной музыки. Оно фактически стало для него способом изучения нового языка - овладением логикой музыкальной системы выразительности для отражения своего мировосприятия и основой комплексно-концепциоиного стиля композитора.
Стиль у Хачатуряна, преодолевая рамки одной национальной культуры, приобрел глубину не только субъективного, но и исторически сложившегося объективного явления, если учитывать степень его воздействия и широту охвата. Разумеется, наиболее существенно его влияние на закавказскую музыку; значительно его воздействие на национальные культуры регионов Советского Востока и, в первую очередь, Кавказа и Средней Азии, Ближнего Востока, особенно в период преодоления исторически необходимого этапа этнографической зависимости. Конечно, наиболее широкий круг воздействия творчества Хачатуряна - это почти весь Восток - от североафриканских до индийской культур, для которых его музыкальный язык явился общевосточным эквивалентом западноевропейского без национальной дифференциации, но с обязательными потенциальными возможностями /4.57, с.25/.
Хачатурян впервые в мировой музыкальной практике по-новому раскрыл сущность музыкального Востока, сумев вырваться из оков традиций воспроизведения восточного как экзотического начала. Даже наиболее высокохудожественные примеры этого явления в музыке на протяжении столетий, начиная от Глюка и Гретри и кончая сложнейшими опусами Мессиана (не говоря уже о блестящих образцах ориентального в русской классической музыке), в той или иной степени все же остаются в сфере стилизации с акцентировкой экзотического начала на разных художественных уровнях.
В широкомасштабных музыкальных композициях Хачатуряна восточное предстает уже как стиль, как комплексный тип мышления. Это связано с рядом объективных предпосылок, среди которых важнейшими представляются: национально-генетическая почвенность композитора, исторически подготовленный уровень современной ему локально-национальной культуры и уникальная для национального художника восприимчивость к тенденциям развития музыки XX века. Возник интереснейший комплекс эстетического порядка, на фоне которого сильная творческая личность с исторически обусловленным потенциалом смогла создать целостную систему художественного мышления выдающейся значимости.
Огромна в данном процессе роль эпохи, в которой формировался талант композитора. Быть может, она сравнима по силе своего сокрушающего воздействия на привычные нормы бытия и творческого мышления только с периодом французской буржуазной революции, превосходя ее по масштабности и историческому значению. Именно современная эпоха возродила идеи свободы, равенства и братства, привела (как и у Бетховена) к массовости в самых различных проявлениях, начиная от жанровых особенностей до строения мелодики, специфики ладогармонического языка, формообразования и т.д.
Синтез западно-восточных культурных традиций в музыке - явление бесспорно не новое, имеющее свои закономерности и традиции в музыкальном мышлении как в западных странах, так и, в частности, в России. Этот процесс продолжался несколько столетий, имея свои яркие проявления как на западной и русской, так и - позднее - на восточной почве (Римский-Корсаков, Бородин, Рахманинов,
Равель, Комитас, Палиашвили). Только в творчестве А.Хачатуряна синтез западно-восточного порядка впервые получил принципиально новое разрешение в аспекте эстетики советского многонационального искусства, в условиях свободного и равноправного развития взаимодействующих культур.
Пожалуй, впервые в истории музыкального искусства разноре-гиональные культуры контактировали на едином уровне, без приоритетности и подчиненности (как в социально-экономическом, так и культурном планах). Это и стало ведущим и определяющим принципом органического синтеза в музыкальном мышлении композитора. Решающую роль в этом комплексе сыграли идеологическая позиция советского художника с прогрессивным мировоззрением, эпоха освобождения и раскрепощения Востока, и, наконец, огромные социальные перемены, создающие принципиально новое отношение к восточному.
А.Хачатурян, художник-интернационалист, естественно воспринял и сумел художественно правдиво и глубоко воплотить в творчестве дух своего времени, что выразилось в уникальном сплаве восточно-западного. Фактически, традиционная схема "Восток-Запад" обогатилась в данном случае принципиально новой эстетической реальностью советской культуры. Именно творчество Хачатуряна сделало возможным качественный скачок в традиции синтеза Востока и Запада.
Музыка композитора - обобщение опыта и традиций исторической эпохи большой протяженности. "Музыканты Армении, - писал А.Шавердян, - должны почувствовать себя наследниками богатой многовековой, очень сложной и развитой культуры - культуры народа, которая, находясь на стыке путей Европы и Азии, впитала в себя многочисленные культурные наслоения, . сумев при этом сохранить свое яркое национальное лицо /4.91, с.56/. Идея обобщения, действительно, становится одним из краеугольных камней в структуре мировосприятия Хачатуряна. Философская концепция композитора резко отличается от понимания "философичности" в западном мышлении, ассоциируемой с рациональным началом в искусстве. Даже самые доброжелательные критики всегда приписывают Хачатуряну примат эмоциональной сферы над интеллектуальной, считая это отличительной чертой его творческой манеры и стиля. Но такая оценка, безусловно, ограничивает художественную значимость творчества композитора, поскольку ни одно явление не может претендовать на полноценность, тем более - на многоохватность, на уровень обобщения, если оно преимущественно зиждется на эмоциональной основе. Следует учитывать, что сфера философского и музыкального мышления Хачатуряна,явление, прежде всего, восточное с художественно-образной поэтикой и широкими ассоциациями. Хачатуряну было дано обобщить многовековый путь развития армянской музыки, которая, имея на своем историческом пути опыт многократных взаимодействий, наконец, смогла вследствие своего развития и историко-культурной обстановки добиться плодотворного контакта с русской и западной культурами, выведших ее из обособленности восточно-регионального порядка. Тем самым, творчество Хачатуряна определило возможные пути развития музыкальных культур народов восточного региона.
Только в последние десятилетия отчетлико проявилось, что творчество Хачатуряна стало олицетворением своей эпохи с прорывом в мир ранее неосознанных интеллектуальных и эмоциональных возможностей /4.60, с.64/. Подчеркивалось, что композитору присуще острое ощущение времени в восприятии национального, в структуре музыкальной культуры данной исторической эпохи, в чувстве современности в самом широком понимании этого явления, что отразилось, презде всего, в ускоренном развитии его творчеекой личности - исключительной динамике выработки синтетического мышления от первого опуса до фортепианного концерта /4.38, с.68; 4.103, с.19; 4.89, с.10/.
Все творчество Хачатуряна с его многоплановой комплексной основой является классическим примером деятельности художника XX века со всеми присущими этому эстетическому явлению особенностями и внутренними противоречиями развития, лежащими в русле тенденций музыкальной культуры современности /4.103, с.19, 4.40, с.69/.
О композиторе создана обширная литература, охватывающая различные стороны его жизни, деятельности и творчества. А.И.Хачатурян и сам часто выступал в печати, комментируя свои произведения, раскрывая особенности процесса индивидуального творчества, выявляя художественно-эстетическую позицию музыканта эпохи социализма. Первая статья о Хачатуряне вышла в свет в журнале "За пролетарскую культуру" уже в 1931 г. Примечательно, что А.Шавер-дян, обращаясь к творчеству молодого композитора, развил весьма важную и актуальную проблему эстетического порядка, раскрывающую связи композитора с культурой Армении.
В 1933 г. в журнале "Советская музыка" Г.Хубов в большой и интересной статье "Арам Хачатурян" впервые обратился к проблемам театральной и симфонической музыки композитора, анализируя характерные черты его музыкального языка. При этом некоторые максималистские оценки были во многом обусловлены определенными тенденциями развития советской эстетической мысли 30-х годов.
В дальнейшем интерес к творчеству Хачатуряна стал еще более последовательным. Эта тема занимает все более значительное место в исследованиях советских и, особенно, армянских музыковедов. Среди первых работ отметим статью Й.Нестьева (1940 г.) о скрипичном концерте композитора, а также раскрывающую важные художественно-эстетические проблемы статью Б.Асафьева (1943 г.).
В 1962 г. Г.Хубов издал обширную монографию, посвященную личности и творчеству Хачатуряна. Исследование охватило многие проблемы художественного и эстетического порядка, оно богато привлеченным фактическим материалом, что дало возможность автору сформулировать ряд ценных выводов о чертах стиля А.Хачатуряна.
Музыка Хачатуряна привлекла интерес многих современников-композиторов своим глубоким и ярким национальным содержанием. Так, к оценке его творчества обращались, раскрывая феномен этого художественного явления в советской музыке, Д.Кабалевский (1943, 1973 гг.), Д.Шостакович (1953, 1957, 1959, 1973 гг.), Ю.Шапорин (1953 г.), Р.Щедрин (1959 г.) и ряд других видных деятелей музыкального искусства.
Следует отметить, что творчество А.Хачатуряна как явление, сближающее на качественно новом уровне культурные традиции Востока и Запада, раскрывающее природу национального в современном ракурсе восприятия, впервые было проанализировано в статье В.Ко-нен "Современность как история" (1957 г.).
Появились очерки о жизни композитора, включавшие характеристику его основных произведений, а также оценку отдельных жанров творчества: Ю.Хохлова (1956 г.), Д.Житомирского (1956 г.),Г.Тиг-ранова (1960 г.); работы И.Мартынова (1956 г.), Г.Шнеерсона (1958 г.), Р.Глезер (1959 г.), Э.Карагюлян (1961 г.), М.Арутю-нян (1962 г.); исследования, посвященные художественно»эстетической проблематике творчества композитора, его стилевым особенностям (Г.Геодакян, 1963, 1979 гг.). В центре внимания специалистов оказался феномен творчества А.Хачатуряна, обращение к которому совпало с возросшим интересом к культурам восточного региона в их взаимодействиях и контактах с Западом (Н.Шахназарова, 1963, 1975, 1983 гг.).
В творческом наследии А.Хачатуряна огромное место занимает театральная музыка. Свои первые шаги в музыке композитор начинал с театра, и к концу зрелого периода своего творчества наиболее значительные произведения крупной формы были созданы именно в этом жанре. Тематика театральной музыки Хачатуряна обширна и многоохватна - от национального до произведений общечеловеческого значения, включая русскую, испанскую и английскую классическую драматургию. Исследование Э.Барутчевой (1966 г.) рассматривало музыку композитора в драматическом театре, в частности, воплощения им драматургии Шекспира, поднимая в этой связи проблемы взаимоотношения национального и интернационального.
Различные аспекты стиля, языка, формообразования, а также традиций и новаторства, взаимодействия западно-восточных начал в творчестве А.Хачатуряна рассматриваются в серии статей Д.Арутюнова (1967, 1968, 1972, 1975 гг.). Идеи и наблюдения автора нашли глубокое отражение в работе "Арам Хачатурян и музыка Советского Востока" (1983 г.), в которой наиболее полно рассмотрены в теоретическом аспекте вопросы взаимодействия западно-восточных культурных традиций, а также освещена важнейшая проблема преломления особенностей творчества А.Хачатуряна в произведениях композиторов национальных школ Советского Востока.
В конце 60-х - начале 70-х годов советская музыкальная наука о Хачатуряне пополнилась исследованиями, раскрывающими новые аспекты его творчества. Одно из них посвящено интереснейшей проблеме полифонии в музыке А.Хачатуряна (Г.Чеботарян, 1969 г.), где автор проводит конкретный и четкий анализ, выявляя наиболее характерные и исторически обусловленные особенности и черты многоголосного письма композитора. Другая, не менее интересная и важная проблема диссонирующей аккордики в творчестве А.Хачатуряна рассматривается в работе А.Ханбекян (1973 г.). Она же является автором ряда статей об истоках и становлении гармонического языка композитора. Исследование И.Тиграновой (1973 г.) посвящано проблеме лирического начала в творчестве Хачатуряна, которая раскрывается в художественно-эстетическом аспекте проявления взаимодействия объективного и субъективного, национального и интернационального, традиций и новаторства.
К 70-летию композитора в Ереване (под ред.Г.Геодакяна,Р.Сте-паняна, 1972) и в Москве (под ред. С.Рыбаковой, 1975) вышли в свет сборники статей, посвященные различным сторонам и компонентам творчества композитора. В московском сборнике четко выявлены две тенденции исследования творчества композитора - эстетическая (Б.Ярустовский, Г.Орджоникидзе) и теоретическая (Д.Арутюнов,Г.Ли-тинский, Г.Хубов). В сборнике, вышедшем в Ереване, следует особо отметить новые по направленности исследования о гармоническом языке композитора (Р.Степанян, Д.Арутюнов, Э.Карагюлян).
Анализу фортепианного наследия Хачатуряна в свете становления его жанровых и стилевых особенностей посвящена работа Р.Хараджаняна (1973 г.). Поздний период творчества композитора -после балета "Спартак" и триады концертов-рапсодий - в меньшей степени приклекал внимание исследователей. В этой связи значительный интерес представляет статья В.Ванслова (1977 г.) о триаде сонат А.Хачатуряна, где раскрывается сущность эволюции музыкального языка и стиля композитора.
Новый фактический материал внесли в литературу о Хачатуряне сборники его статей, бесед, высказываний, писем, где автор раскрывает многие сокровенные стороны своего творчества. Это -сборники бесед с Г.М.Шнеерсоном (1982 г.), высказываний композитора "О музыке, музыкантах, о себе" (1980 г.), его "Письма" (1983 г.), охватывающие полвека творческой жизни, раскрывающие индивидуальность, личность, человеческий облик композитора в живом и непосредственном общении, привлекающие искренностью высказывания композитора исключительны для художника нашего времени, когда все более редким становится обращение к эпистолярному жанру.
Среди обширной литературы о Хачатуряне и на сегодняшний день нет специального исследования о ранних годах жизни и творчества композитора, с анализом истоков и форм раскрытия взаимодействия национального и интернационального, путей становления художника новой социальной и эстетической формации. Однако именно этот период в творчестве Хачатуряна - художника восточного происхождения представляет значительный интерес. Ранние годы - это этап творческого становления художника, когда наиболее четко прослеживаются истоки типа мышления и особенности формирования личных и индивидуальных черт характера, творческого облика. В этот период под воздействием ряда факторов, в определенных условиях, происходит кристаллизация закономерностей языковых и жанровых начал его музыки. Не случайно в последние годы советское музыкознание все чаще обращается именно к проблемам творческого становления, формирования личности крупнейших композиторов, начиная с их ранних лет.
Представляется, что исследование творческого формирования Хачатуряна является самостоятельной и актуальной задачей. Она интересна, прежде всего, в аспекте изучения синтеза характерных черт традиционно-восточных и классических западноевропейских начал. Анализ этих факторов в рамках особенностей эпохи и времени на основе национальных культурных традиций может способствовать новоцу аспекту исследования творческого феномена Хачатуряна.
Актуальность темы определяется постановкой проблемы синтеза восточно-западных культурных традиций в системе советского эстетического мировоззрения. В условиях равнозначного взаимодействия разнорегиональных культур рассматривается проблема становления творческого облика, художественной индивидуальности композитора, проводится анализ истоков его творческого мышления и метода.
Возрастающий интерес к неевропейским музыкальным культурным традициям, необходимость изучения и определения их художественной ценности в системе общемирового развития музыкального искусства делают еще более необходимым изучение формирования творчества выдающегося советского армянского художника. На современном этапе развития музыкознания все более осознается актуальность научного и эстетического осмысления процессов становления профессиональных композиторских школ как закавказского, кавказского и среднеазиатского регионов, так и ряда развивающихся стран Азии и Африки.
Ранее творчество Хачатуряна рассматривается, прежде всего, как явление, интегрирующее художественные тенденции национальной культуры в свете взаимодействий Востока и Запада, что может способствовать выявлению некоторых наиболее характерных черт и общих закономерностей, присущих становлению профессионального композиторского творчества народов Востока.
Научная новизна работы заключается не только в исследовании и анализе ранее малоизученного периода жизни композитора, но и в принципиально новом аспекте освещения данного этапа творчества в свете традиционного взаимодействия Востока и Запада.
Основой для музыкального анализа послужили произведения композитора, написанные в период обучения в техникуме, консерватории и аспирантуре (1926-1936 гг.). В круг этих произведений автором впервые введена считавшаяся ранее утерянной партитура музыки к спектаклю "Макбет" Шекспира, написанная для Ереванского драматического театра (1933 г.).
Использованы магнитофонные записи бесед А.Хачатуряна с Г.Шнеерсоном, материалы из личных архивов А.Хачатуряна, Г.Тиг-ранова, Л.Хачатурян.
Изучение ранних произведений Хачатуряна в вышеуказанном ракурсе позволило выявить ряд интересных проблем художественно-эстетического порядка, выделить некоторые характерные черты и закономерности развития музыкального языка, определившие формирование, становление и содержание его зрелого творчества.
Методологической основой исследования являются принципы и положения марксистско-ленинской эстетики; в работе используются ведущие идеи и принципы, выработанные в советской музыкально-эстетической литературе, а также основные методы изучения музыкального материала, сложившиеся в отечественном музыкознании.
Практическая ценность. Результаты исследования могут способствовать освещению ряда проблем творчества как Хачатуряна, так и других композиторов - представителей восточного региона и формирующихся национальных школ. Материалы работы могут быть использованы в музыкальных вузах при преподавании курсов советской музыки, а также музыки народов СССР и истории музыки стран Азии и Африки.
Апробация работы. Основные положения и выводы были доложены на конференции женщин-ученых Армении (Ереван, 1977 г.), на Первом Всесоюзном этномузыковедческом коллоквиуме (Дилижан,1980г.), на Закавказской конференции по проблемам советской музыки (Баку, 1980 г.), а также опубликованы в виде статей и тезисов в 1977-1983 гг. Работа обсуждаласт и была одобрена на заседаниях кафедры теории музыки Ереванской государственной консерватории им.Комитаса, отдела музыки Института искусств АН Арм.ССР. Работа обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела музыкознания Института искусствоведения, фольклора и этнографии им.М.Ф.Рыльского АН УССР.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованной литературы и нотного приложения. В виде приложения к диссертационной работе дан клавир и краткий анализ музыки к трагедии "Макбет" Шекспира.
Список научной литературыТер-Казарян, Зара Гайковна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"
1. Маркс К. и Энгельс Q. Об искусстве: В 2-х т. 3-е изд. М.: Искусство, 1975-1976. T.I, 575 с. Т.2, 719 с. 1.
2. Ленин В.И. О литературе и искусстве, б-е изд. М.: Худож. лит., 1979. 827 с. 1.
3. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. Поли. собр. соч. Т.24, с.113-150. 1.
4. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. Поли. собр. соч. Т.25, с.225-320. 1.
5. Ленин В.И. Тезисы по национальному вопросу. Поли, собр. соч. Т.23, с.314-322. 1.
6. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, I98I. 223 с.
7. Материалы съездов, конференций, симпозиумов 2.
8. Взаимодействие и взаимообогащение социалистических культур. Материалы научно-теоретической конференции (ноябрь 1978 г.), М.: Мысль, 1980. 318 с. 2.
9. Музыкальная трибуна Азии (октябрь 1973 г.) М.: Сов. композитор, 1975. 154 с. 2.
10. Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего, Среднего Востока и современность. Материалы международного симпозиума (3-6 октября 1978 г.).- Ташкент: Изд-во лит. и искусства им.Г.Гуляма, I98I. 311 с. 2.4. УП Международный музыкальный конгресс. Музыкальные культуры
11. Агаян Ц.П. Вековая дружба народов Закавказья. 4.
12. Ереван; Айастан, 1970. 384 с. 3.
13. Апресян Г.З. Эстетическая мысль народов Закавказья. Домарксистский период. М.: Искусство, 1968. 336 с. 3.
14. Апресян Г.З, Из истории армянской эстетической мысли. Кн.
15. Ереван: Советакан грох, 1973. 342 с. 3.
16. Артановский Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Л.: Просвещение, 1967. 268 с. 3.
17. Арутюнов Д.А. Арам Хачатурян и музыка Советского Востока. М.: Музыка, 1983. 395 с. 3.
18. Арутюнян М.Г. Арам Хачатурян. Ереван: Советакан грох, I98I. 101 с. (на арм.яз.). 3.
19. Арутюнян М.Г., Барсамян А.А. История армянской музыки. Ереван: Луйс, 1969. 279 с. (на арм.яз.). 3.
20. Атаян Р.А. Армянская народная песня. М.: Музыка, 1965. 76 с. 3.
21. Баграмов Э.А. Миф о противоположности Запада и Востока. М.: Знание, 1958. 40 с. З.Ю.Брутян М.А. Армянское народное творчество. Ереван: Луйс, I97I. 274 с. (на арм.яз.). 3.1Х.Виноградов B.C. Музыка Советского Востока. От унисона к полифонии. М.: Сов. композитор, 1968. 234 с,
22. Геодакян Г.Ш. Романос Меликян. Ереван: р1зд-во АН Арм. ССР, I960. 244 с. (на арм.яз.). 3.
23. Гумреци Николай Фадеевич Тигранов и музыка Востока. Л.: Издание автора, 1927. 46 с. 3.
24. Еолян И.Р. Комитас. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1969. 248 с. (на арм.яз.). 3.
25. Завадская Е.Б. Восток на Западе. М.: Наука, 1970. 127 с. 3.
26. Карагюлян Э.Г. Симфоническое творчество Арама Хачатуряна.Ереван: Армгосиздат, 1961. 191 с. 3.
27. Комитас. Статьи и исследования. Ереван: Армгосиздат, I94I. 200 с. (на арм. яз.). 3.
28. Комитасакан. Сб. статей. T.I. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1969. 259 с. (на арм.яз.). 3.
29. Комитасакан. Сб. статей. Т.2, Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, I98I. 269 с. (на арм.яз.). 3.
30. Конен В.Дж. Театр и симфония. М.: Музыка, 1968. 151 с. 3.
31. Конен В.Дж. Монтеверди. М.: Сов. композитор, I97I. 322 с. 3.
32. Кушнарев Х.С. Вопросы истории и теории армянской монодической музыки. Л.: Госмузиздат, 1958. 626 с. 3.
33. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1969. 228 с. 3.
34. Мартынов И.И. Арам Хачатурян. М.-Л.: Музгиз, 1947. 40 с. 3.
35. Мартынов И.И. Арам Хачатурян. М.: Изд-во Музфонд СССР, 1956. 68 с.
36. Музыкальная эстетика стран Востока /общ. ред. В.П.Шестакова. М.: Музыка, 1967. 407 с. 3.
37. Музыкальные культуры народов. Традиции и современность. М.: Сов. композитор, 1973. 376 с. 3.
38. Мурадян М.О. История армянской музыкальной культуры. 4.
39. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1970. 606 с. (на арм.яз.). 3.
40. Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего, Среднего Востока и современность. Ташкент: Изд-во лит. и искусства им.Г.Гуляма, I98I. 312 с. 3.
41. Роуленд Б. Искусство Запада и Востока. М.: Иностранная литература, 1958. 143 с. 3.
42. Рухкян М.А. Армянская симфония. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1980. 138 с. 3.
43. Севак П. Саят Нова. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1969. 500 с. (на арм.яз.). 3.
44. Смирнов В.В. Творческое формирование Стравинского. Л.: Музыка, 1970. 151 с. 3.34. Тер-Симонян М.П. Камерно-инструментальная ансамблевая музыка Армении. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1974. 153 с. 3.
45. Тигранов Г.Г. Балеты Арама Хачатуряна. М.: Сов. композитор, I960. 157 с. 3.
46. Тигранов Г.Г. Арам Хачатурян. Л Музыка, 1978. 189 с. 3.
47. Тигранов Г.Г. Арам Хачатурян. Ереван: Советакан грох, 1983. 196 с. (на арм.яз.). 3.
48. Тигранова И.Г. Лирические образы в творчестве Арама Хачатуряна. Ереван: Айастан, 1973. 147 с. 3.
49. Хараджанян Р.И. Фортепианное творчество Арама Хачатуряна.
50. Хачатурян А.И. О музыке, музыкантах, о себе. /Сост. ред. М.П.Тер-Симонян, Я.И.Хачикян. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1980. 327 с. 3.
51. Хачатурян А.И. Страницы жизни и творчества. Из бесед с Г.М.Шнеерсоном. М.: Сов.Композитор, 1982, 200 с. 3.
52. Хачатурян А.И. Письма /общ. ред. комментарии и прим. М.Г. Арутюнян, З.Г.Тер-Казарян. Ереван: Советакан грох, 1983. 204 с. 3.
53. Хубов Г.Н. Арам Хачатурян. 2-е изд. М.: Музыка, 1967. 438 с. 3.
54. Худабашян К.Э. Армянская музыка на пути от монодии к многоголосию. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1977. 215 с. 3.
55. Чалоян В.К. Восток-Запад. М.: Наука, 1968. 223 с. 3.
56. Чеботарян Г.М. Полифония в творчестве Арама Хачатуряна. Ереван: Айастан, 1969. 270 с. 3.
57. Шахназарова Н.Г. Интонационный "словарь" и проблема народности. М.: Музыка, 1966. 74 с. 3.
58. Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. М.: Сов. композитор, 1983. 152 с. 3.
59. Шнеерсон Г.М. Арам Хачатурян. М.: Сов. композитор, 1958. 77 с. 3.
60. Шостакович Д.Д. О времени и о себе. М.: Сов. композитор, 1980. 375 с. 3.
61. Anteliffe Н. Real and false orientalism. The Chesterian London: 1929» vol. XI, N 83» December, p. 80-84.
62. Арутюнов Д.A. О мелодике А.Хачатуряна. В кн.: Теоретические проблемы музыки XX века. Вып.2. М.: Музыка, 1978, с.20-47. 4.
63. Арутюнов Д.А. О преломлении традиций восточной и европейской музыки в творчестве А.Хачатуряна. В кн.; С.Скребков. Статьи и воспоминания. /Сост. Д.А.Арутюнов. М.: Сов. композитор, 1979, с.213-251. 4.
64. Арутюнов Д.А. Некоторые вопросы оркестрового стиля А.Хачатуряна. В кн.: Арам Хачатурян. /Под общ. ред. Рыбаковой/. М.: Сов.композитор, 1975, с.146-183. 4.
65. Арутюнов Л.Н. Национальные традиции и международный художественный опыт. В кн.: Связи армянской литературы с литературами народов СССР. Вып.
66. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1975, с.7-56. 4.
67. Арутюнян Б.Н. Хачатурян. В кн.: Сурен Хачатурян. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1969, с.5-24. 4.
68. Арутюнян Ю.В. Социально-культурные аспекты развития и сближения наций в СССР. /Программа, методика и перспективы исследования/. Сов. этнография, 1972, W 3, с.3-19. 4.
69. Асафьев Б.В. Пути развития советской музыки. В кн.: Избранные труды. Т.5. М.: Изд-во АН СССР, 1957, с.51-62. 4.
70. Асафьев Б.В. Арам Хачатурян. В кн.: Арам Хачатурян. /Под общ. ред. Г.Ш.Геодакяна и Р.О.Степаняна. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1972, с.31-33.
71. Барутчева Э.С. Музыка Хачатуряна к трагедиям Шекспира. В кн. Шекспир и музыка. Л.: Музыка, 1964, с.303-319. 4.
72. Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность. Вопросы философии, 1969, 9, с.99-108. 4.
73. Брюсов В.Я. Поэзия Армении и ее единство на протяжении веков. В кн.: Армянская поэзия в переводах В.Брюсова. Ереван: Айпетрат, 1956, с.11-69. 4.
74. Будагян А.Г. Из истории армянской скрипичной сонаты. В кн.: Из истории музыки XX века. М.: Музыка, 1974, с.131148. 4.
75. Виноградов B.C. Об изучении музыки народов СССР. Сов. музыка, 1953, W- II, с.42-46. 4.
76. Виноградов B.C. Проблемы музыки Востока. Сов. музыка, 1962, Ш I, с.130-134. 4.
77. Вызго-Иванова И.М. Претворение макомов, мугамов, мукамов в современном симфоническом творчестве композиторов Советского Востока. В кн.: Актуальные проблемы изучения музыкальных культур стран Азии и Африки. Ташкент: Фан, 1983, с.74-77. 4.
78. Геодакян Г.Ш. Арам Хачатурян. Литературная Армения, 1963, 6, с.78-82. 4.
79. Геодакян Г.Ш. Стиль Комитаса и музыка XX века. В кн.: Комитасакан. T.I. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1969, с.84-120 (на арм.яз.). 4.
80. Геодакян Г.Ш. Комитас. В кн.: Музыка республик Закавказья. Тбилиси: ХелоБнеба, 1975, с.26-44. 4.
81. Геодакян Г.Ш. Традиционное и новаторское в музыке А.Хача82. Геодакян Г.Ш. Искусство мугамов и некоторые ладогармонические особенности музыки А.Хачатуряна. В кн.: Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего, Среднего Востока и современность. Ташкент: Изд-во лит. и искусства им.Г.Гуляма, I98I, с.244-248. 4.
83. Григорьев Л., Платск Я. Арам Хачатурян. Беседы с мастерами. Музыкальная жизнь, 1970, Р 3, с.15-18. 4.
84. Гулакян А. Новая постановка. Хорурдаин арвест, 1933, Р 4, C.IO-II (на арм.яз.). 4.
85. Гурьевич А.Я. Время как проблема истории культуры. Вопросы философии, 1969, 3, с.105-116. 4.
86. Джаббаров А.Х. Музыка Востока и Запада (эволюция национальных традиций на опыте узбекской музыки). В кн.: Музыкальные культуры народов. Традиции и современность. М.: Сов. композитор, 1973, с.192-195. 4.
87. Дмитриади Н.Б. Русский музыкальный ориентализм и его значение в развитии современной музыки Востока и Запада. В кн.: Актуальные проблемы изучения музыкальных культур стран Азии и Африки. Ташкент: Фан, 1983, с.96-101. 4.
88. Еременко К. К определению понятия музыкальной экспрессионизм. Депонир. работа. Новосибирск, I98I, с.3-52. 4.
89. Житомирский Д.В. Вопросы музыкознания в республиках Закавказья. Сов. музыка, 1956, 2, с.25-34. 4.
90. Житомирский Д.В. К изучению стиля Н.Я.Мясковского. В кн.: Н.Я.Мясковский. T.I. М.: Музыка, 1964, с.45-77.
91. Завадский Ю.А, Юбиляра поздравляют, Сов, музыка, 1964, Р 6, с.34-35. 4.
92. Караев К. Художник воистину интернациональный. В кн.: Арам Хачатурян. /Под общ. ред. Рыбаковой/. М.: Сов. композитор, 1975, с.29-32. 4.
93. Койранский А.А. Мир искусства. В кн.: О Сарьяне /Сост, А,А,Каменский и Ш,Г,Хачатрян, Ереван: Советакан грох, 1980, с,34-35. 4.
94. Конен В.Дж, Современность как история, Сов, музыка, 1957, 5, с,68-75, 4.38, Конен В,Дж, Современность как история, Сов. музыка, 1957,
95. Конен В.Дж. В защиту исторической науки. Сов.музыка, 1967, 6, с.18-23. 4.
96. Конен В.Дж. Влияние внеевропейских культур для становления профессиональных композиторских школ Запада. Сов. музыка, I97I, Р 10, с.50-69. 4.
97. Конрад Н.И. Старое востоковедение и его новые задачи. В кн.: Запад и Восток. М.: Наука, 1966, с.7-32. 4.
98. Конрад Н.И. Проблемы современного сравнительного литературоведения. В кн.: Запад и Восток. М.: Наука, 1966, с.304-331. 4.
99. Конрад Н.И. К вопросу о литературных связях. В кн.: Запад и Восток. М.: Наука, 1966, с.332-347. 4.
100. Конрад Н.И. О литературном "посреднике". В кн.: Запад и Восток. М.: Наука, 1966, с.348-364. 4.
101. Конрад Н.И. Проблема реализма в литературах Востока. В кн.: Запад и Восток. М.: Наука, 1966, с.365-389. 4.
102. Корганов В.Д. Кавказская музыка. В кн.: Василий Корганов. Статьи, воспоминания, путевые заметки, библиография. Ереван: Изд-во Гос. респуб. библиотеки им.А.Ш.Мясникяна, 1968, с.271-339. 4.
103. Коуэл Г. Влияние Востока на музыку Запада. В кн.: Музыка народов Азии и Африки. М.: Сов. композитор, 1969, с.274284. 4.
104. Кочарова Г.В. Постигая природу национального. Сов.музыка, 1982, Ш I, с.31-35. 4.
105. Кочарова Г.В. Особенности гармонического стиля Д.Д.Шоста106. Кушнарев Х.С. К вопросу о закавказских мугамах. В кн.: Х.С.Кушнарев. Статьи, воспоминания, материалы /под ред. Ю.Н.Тюлина. М.-Л.: Музыка, 1967, с.125-129. 4.
107. Леман А.С. Воспитатель молодых композиторов. В кн.: М.Ф.Гнесин. Статьи, воспоминания, материалы. М.: Сов. композитор, 1961, с.239-246. 4.
108. Мазель Л.А. Эстетика и анализ. В кн.: Статьи по теории и анализу музыки. М.: Сов. композитор, 1982, с.3-54. 4.
109. Мартынов И.И. Трио Хачатуряна. Сов. музыка, 1938, 5, с.26-32. 4.
110. Менен Н. Говорят зарубежные музыканты. В кн.: Арам Хачатурян /под ред. Рыбаковой. М.: Сов. композитор, 1975, с.64-72. 4.
111. Мирзоян Э.М. Его музыка захватывает. В кн.: Арам Хачатурян /под ред. К.Рыбаковой. М.: Сов. композитор, 1975, с.33-35. 4.
112. Нестьев И.В. Арам Хачатурян. Советакан арвест, I94I, 1-2, C.II-I4 (на арм.яз.). 4.
113. Нестьев И.В. Пути взаимодействия (о взаимообогащении национальных культур). В кн.: Советская музыка на современном этапе. М.: Сов. композитор, I98I, с.8-41. 4.
114. Орджоникидзе Г.Ш. О динамике национального стиля. В кн.: Музыкальные культуры народов. Традиции и современность. М.: Сов. композитор, 1973, с.59-66. 4.
115. Орджоникидзе Г.Ш. О природе прекрасного в музыке Хачатуряна. В кн.: Арам Хачатурян /под ред. Рыбаковой. М.: Сов,композитор, 1975, с.127-145.
116. Орджоникидзе Г.Ш. О диалектике национального и интернационального. В кн.: Октябрь и музыка. М.: Музыка, 1977, с.167-190. 4.
117. Орджоникидзе Г.Ш. Историческая преемственность и пафос будущего. В кн.: Советская музыка на современном этапе. М.: Сов. композитор, I98I, с.278-336. 4.
118. Пейко Н.И. Воспоминания об учителе. В кн.: Н.Я.Мясковский. T.I. М.: Музыка, 1964, с.343-350. 4.
119. Прянипшикова М.Д. Национальное и интернациональное в музыкальной культуре некоторых народов Советского Востока. В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.II. Л.: Музыка, 1972, с.14-32. 4.
120. Пунин Н.А. М.С.Сарьян. В кн.: О сарьяне /сост. А.А.Каменский, Ш.Г.Хачатрян. Ереван: Советакан грох, 1980, с.93-100. 4.
121. Ризаев А. Режиссерское искусство. В кн.: История советского армянского театра. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1967, с.195-226 (на арм.яз.). 4.
122. Роллан Р. Всегда ясно видеть. Иностранная литература, 1963, 3, с.218-224. 4.
123. Рыжкин Н.Я. М.Ф.Гнесин человек, общественный деятель, учитель. В кн.: М.Ф.Гнесин. М.: Сов. композитор, I96I, с.253-262. 4.
124. Салиев А.А. К проблеме единства национального и интернационального в искусстве. Вопросы философии, 1972, Ш 4, с.26-34. 4.
125. Соколова Т.И. У истоков русского ориентализма. В кн.: Вопросы музыкознания. Т.З. М.: Госмузиздат, I960,
126. Сохор А.Н. Об идейно-эстетических принципах советской музыки. В кн.: Музыка и современность. Вып.8. М.: Музыка, 1974, с.3-24. 4.
127. Степанян P.O. Некоторые особенности гармонии А.Хачатуряна. В кн.: Арам Хачатурян. /Под ред. Г.Ш.Геодакяна и Р.О.Степаняна/. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1972, с.146169. 4.
128. Суровцев Ю.Н. Национальное своеобразие и национальный характер. В кн.: Интернациональное и национальное в литературах Востока. М.: Наука, 1972, с.25-49. 4.73. Тер-Гевондян А.Г. Педагогическая деятельность М.Ф.Гнесина, В кн.: М.Ф.Гнесин. М.: Сов. композитор, 1961, с.214-219. 4.74. Тер-Казарян З.Г. Опера "Земирэ" Т.Чухаджяна. Вестник общественных наук АН Арм.ССР, 1976, 12, с.22-26. 4.
129. Терьян М.А., Коптев С В Симфоническая музыка и инструментальный концерт. В кн.: Музыка Советской Армении. Ереван: Айастан, 1973, с.126-234 (на арм.яз.). 4.
130. Тихомиров Г.В. Гнесин педагог. В кн.: М.Ф.Гнесин. М.: Сов. композитор, I96I, с.247-252. 4.
131. Томеску В. Взаимодействие музыкальных культур Востока и Запада. В кн.: Музыкальные культуры народов. Традиции и современность. М.: Сов. композитор, 1973, с.170-178. 4.
132. Ханбекян A.M. Народные истоки аккордики А.Хачатуряна. Сов. музыка, 1970, II, с.104-106. 4.
133. Ханбекян A.M. "Крупный пласт" А.Хачатуряна и его истоки. В кн.: Проблемы музыкальной науки. Вып.1. М.: Сов. ком134. Ханбекян A.M. О диссонирующих аккордах у А.Хачатуряна. В кн.: Музыка народов Азии и Африки. Вып.2. М.: Сов. композитор, 1973, с,75-85. 4.
135. Ханбекян A.M. Народная диатоника и ее роль в политональности А.Хачатуряна. В кн.: Музыка и современность. Вып.8.М.: Музыка, 1974, с.131-160. 4.
136. Хачатурян А.И. О грузинской музыке. Сов.музыка, 1936, Ш 10, с.43-46. 4.
137. Хачатурян А.И. Правда о советской музыке и советском композиторе. Сов. музыка, 1954, Р 4, с.3-7. 4.
138. Хачатурян А.И. Из воспоминаний. В кн.: Н.Я.Мясковский. T.I. М.: Музыка, 1964, с.298-306. 4.
139. Хачатурян А.И. Из воспоминаний. В кн.: Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского. М.: Музыка, 1966, с.51-53. 4.
140. Хачатурян А.И. Несколько мыслей о Прокофьеве. В кн.: С.Прокофьев. Документы. Воспоминания /сост., ред. прим. И.Шлифтейна. М.: Госмузиздат, 1966, с.400-406. 4.
141. Хачатурян А.И. Воспоминания. В кн.: Сурен Хачатурян. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1969, с.29-31. 4.
142. Хачатурян А.И. Великий долг художника перед народом. Вестник общественных наук АН Арм.ССР, 1969, 9, с.13-16 (на арм.яз.). 4.
143. Хачатурян А.И. Музыка и народ. В кн.: Статьи и воспоминания. М.: Сов. композитор, 1980, с.9-30.
144. Хубов Г. Арам Хачатурян. Сов. музыка, 1939, W 9-10, с.18-37. 4.
145. Шавердян А.И. Проблемы советской армянской музыкальной культуры. Сов. музыка, 1944, с.55-72. 4.
146. Шахназарова Н.Г. О национальном своеобразии музыки. Сов. музыка, I960, Р б, с.23-30. 4.
147. Шахназарова Н.Г. Художник мира. Сов. музыка, 1963, Ш 6, с.37-42. 4.
148. Шахназарова Н.Г. Зарождение и развитие симфонизма и музыкально-сценических жанров на основе освоения национальнохудожественных традиций республик Советского Востока. В кн.: Музыкальные культуры народов. Традиции и современность. М.: Сов. композитор, 1973, с.170-178. 4.
149. Шахназарова Н.Г. Арам Хачатурян. -В кн.: Музыка республик Закавказья. Тбилиси: Хеловнеба, 1975, с.99-118. 4.
150. Шахназарова Н.Г. Музыкальный профессионализм в контексте культуры. Сов. музыка, I98I, 7, с.7-17. 4.
151. Шахназарова Н.Г. О двух типах музыкального профессионализма в контексте культуры. В кн.: Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего, Среднего Востока и современность. Ташкент: Изд-во лит. и искусства им.Г.Гуляма, I98I, с.16-23. 4.
153. Шебалин В.Я. Мясковский учитель. В кн.: Н.Я.Мясковский. T.I. М.: Музыка, 1964, с.276-297.
154. Шнеерсон Г.М. Музыка Арама Хачатуряна за рубежом. В кн.: Арам Хачатурян. /Под ред. Рыбаковой/. М.: Сов. композитор, 1975, с.73-104. 4.
155. Шукуров Э.М. Концепция дополнительности и проблема генезиса общения. Вопросы философии, 1972, 4, с.35-39. 4.
156. Ярустовский Б.М. Еще раз о народности и современности в творчестве А.Хачатуряна. В кн.: Арам Хачатурян. /Под ред. Рыбаковой/. М.: Сов. композитор, 1975, с.109-126. 4.
157. Ярустовский Б.М. Музыкальные культуры народов, традиции и современность. В кн.: Музыкальные культуры народов. Традиции и современность. М.: Сов. композитор, 1973, с.10-24.
159. Арутюнов Д.А. О симфоническом стиле А.Хачатуряна: Автореф. Дис. канд. искусств. М., 1969. 24 с. 5.
160. Арутюнов Д.А. А.Хачатурян и музыка Советского Востока (язык, стиль, традиции): Автореф. Дис. док. искусст. М.,1980, 52 с. 5.
161. Арутюнян А.А. Армянское городское народное песенное творчество (XIX-XX вв.): Автореф. Дис. канд. искусств. Ереван, 1969. 16 с. 5.
162. Бартучева Э.С. Музыка А.И.Хачатуряна в драматическом театре: Автореф. Дис. канд. искусств. Л.: 1966. 15 с. 5.
163. Будагян А.Г. Пути развития армянской скрипичной санаты: Автореф. Дис. канд. искусств. Л., 1970. 27 с. 5.
164. Дмитриади Н.Б. Стилевые черты классической русской музыки о
165. Манукян М.Т. Музыкальное творчество армянских советских гусанов: Автореф. Дис. канд. искусств. Ереван, 1969. 24 с. 5.
166. Саруханова И.М. Музыкальная культура Западной Грузии второй половины XIX начала XX века: Автореф. Дис. канд. искусств. Л., 1975. 25 с. 5.9. Тер-Симонян М.П. Камерно-инструментальные ансамбли армянских композиторов: Автореф. Дис. канд. искусств. Ереван, 1967. 23 с. 5.
167. Тигранова И,Г. Лирические образы в творчестве А.И.Хачатуряна: Автореф. Дис. канд. искусств. Ереван, 1970. 20 с. 5.
168. Хараджанян Р.И. Фортепианная музыка А.И.Хачатуряна и некоторые вопросы ее интерпретации: Автореф. Дис. канд. искусств. Л., 1974. 25 с. 5.
169. Эфендиева И.М. Азербайджанская советская песня: Автореф. Дис. канд. искусств. Тбилиси, 1982. 23 с.
170. Архивные материалы 6.
171. Беседы А.И.Хачатуряна с Г.М.Шнеерсоном. Магнитофонные записи (I969-I974 гг.). Ереван: Дом-музей Арама Хачатуряна, фонд W 698. 6.
172. Тигранов Г.Г. Личный архив. Ленинград-Ереван. 6.
173. Хачатурян А.И. Автобиография (1928 г.) Ереван: Музей литературы и искусства им.Е.Чаренца, фонд. М.Л.Агаяна, 6.
174. Хачатурян Л.В. Личный архив. Ереван.