автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.00
диссертация на тему: Распространение христианства в малоазийских провинциях Римской империи
Полный текст автореферата диссертации по теме "Распространение христианства в малоазийских провинциях Римской империи"
РГ8 Он
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ 1ВДАГОГОТЕСК11Й ИНСТИТУТ
12
!Р 1933
на правах рукописи
ВОЛОШИНА ЛРИНА ЕВГЕНЬЕВНА
РАСПРОСТРАНЕН! ¡2 ХРИСТИАНСТВА В ММОАЗИЙСКЖ ПРОВИНЦИЯХ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (доникейский период)
Раздел 070000 - Исторические науки Специальность 070003 - Всеобщая история
АВТОРЕФЕРАТ
диссертация на соискание ученой степени кандидата исторлческих наук
Москва 1993
Работа выполнена на касГедре Всеобщей истории историческое факультета Московского государственного открытого цедагогичесю го института.
Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор
И.С.Свенщщкая
Официальные оппоненты - доктор исторических наук
С. Ю. Сапрыкин - кандидат исторических наук П.Д.Диатроптов
Ведущая организация - Московски:! государственный
педагогический университет
Защита диссертации состоится " ^ " 1993 г.
е " " часов на заседании специализированного Совета (К 113.25.04) по всеобщей истории в Московском государственном открытом педагогическом институте по адресу: ,'Лосква, ул. Верхняя Радищевская, 18, ауд.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГОПИ. Автореферат разослан " / " 1993г.
Ученый секретарь специализированного Совета, кандидат исторических наук,
доцент
Ю.Д.Акашев
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность теглы определяется усиливающимся интересом в обществе в настоящее время к истории христианства в преддверии его юбилея. Кроме того, в диссертации затрагиваются вопросы социальной психологии масс в переломные моменты истории что также привлекает сейчас внимание. Вот уже около двух тысяч лет христианская религия не покидает исторической арены. Люди разных языков, культур, в разных социально-экономических и политических условиях продолжают исповедывать эту Беру. В настоящее же Еремя наше общество характеризуется своеобразной волной увлечения религией. В чем секрет такой живучести христианства? Не претендуя дать исчерпывающего ответа на этот вопрос, автор пытается приоткрыть завесу над одним из этапов истории христианской религии, а именно, реконструировать процесс распространения христианства, его принятие различными этническими и социальными группами в Малой Азии в начале нашей эры. Работа приобретает особое значение в связи с прогрессом культурологических и цивилизационных исследований.
Научная новизна диссертации состоит в комплексном анализе процессов, происходящих в идеологической жизни региона, внутри христианства е связи с его отношением к окружавшей культуре, а также в привлечении автором в качестве источников эпиграфического материала, который дает возможность рассмотрения проблем массового восприятия религиозных идей. В работе выделены региональные особенности христианства, влияние неортодоксальных течений на оформление учения и культа, что особенно важно в сеязи с последующим разделением церквей. Подобных исследований в отечественной историографии нет. Отдельные примеры обращения к христианской эпиграфике ;.1алой Азии не были систематизированы в комплексном исследовании с применением статистического анализа источников, ни в отечественной, ни в зарубежной литературе.
Хронологические л региональные рамки исследования. Район Малой Азии выбран, во-первых, потому, что он издавна считался колыбелью христианства, во-вторых, этот регион представлял собой чрезвычайно интересное смешение различных идей, ибо долгое времл находился на пути, связывающем Восток и Запад, наконец, в-третьих, именно отсюда происходит большинство найденных до на-
стоящего времени христианских 1с«.".П"Сб1! аорвых веков нашой эры, что позволяет провести их статистическую обработку. Время со 11-гс ¡■о начало 17 е.н.э. (доникейский период) представляет определенный этап в историк христианства, характеризующийся своими особенностями .
Цели работы. Осноеной целью диссертации является комплексный анализ малоазийского христианства в начале нашей эры. Конкретные задачи исследования сводятся к следующим:
- определить пути проникновения христианского учения в Малую Азию в доникейский период;
- выявить географию первых христианских общин региона;
- определить факторы, способствующие распространению христианства в определенной социально-эконожческой, политической, культурной обстановке;
- охарактеризовать ваянейлле ереси и течения в Малой Азии рассматриваемого периода, их влияние на складывание учения и культа;
- на основании анализа эпиграфических источников рассмотреть этнический, социальный состав раннехристианских общин, их структуру, .попытаться реконструировать ценностные ориентации первых христиан и сделать выводы о влиянии христианской веры на мировоззрение и повседневную жизнь человека.
Практическое значение диссертации. материалы и вкеоды работы могут быть использованы р. курсях и^топии древнего шра, истории религии, спецкурсах но проблемам раннего христианства, ¡.югут послужить ocнoвo¿i для более глубокого рассмотрения отдельных вопросов христианского учения и культа, а также представляют интерес для широкого круга исследователей, интересующихся историей религии и массового сознания.
Апробация исследования, диссертация обсуждалась на ка^дре всеобщей истории Л'ОШ. Основные положения и выводы нашли отравление в публикациях по теме исследования.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения. к ней прилагается список использованной лихтера-туры, источников, сокращений, а также каталог христианских надписей «¡алой Азии рассматриваемого времени.
С0ДПГ},СЛ1ПГЗ Д^СС^ТА^Ь
Зо введен:;:: обосновывается актуальность темы исследования, степень ее разработанности, определены цели работы. Большое место отведено проблеме источников, /штор указывает, что до сих пор не было проведено ::о:.злексного анализа исторг: сапного христианства региона Малой Азии, хотя отдельные сведения мо;лю найти в трудах по истории церкви А.П.Лебедева, З.В.Болотова, М.З.Посно-ва. О христианстве в Малой Азии зо П-1У вв.н.э. мопио судить такае по работа:.:, посвященнш некоторым вопросам культа, организации церкви, христианской морали, таким, как труда П.Гидуляно-ва, А. г.1. ;1ванцова-Платонова, П.Добшща, З.Льшщына, А.Н.и1уравье-ва, но во всех этих работах Малой Азии уделено совсем немного места. В советской ке историографии долгое время господствовало атеистическое направление в исследовании христианства, при этом много внимания уделялось классовому подходу, опровержению историчности Христа и т.д.х Хс:лючеи::е - это работы А.3.?а-новича, который на основании глубокого изучения источников исследовал историю .'¿алой Азии и посвятил немало страниц малоазий-скин ересям. А.Ь.Ранозич впервые после Н.П.Нозосадсксго и Б.3.Латышева^ обратился к эпиграфически:.; документам, как источнику. Однако, на нам взгляд, А.Б.Рановичу ке удалось вполне отойти от гиперкритыческого отношения к источникам, а результаты современных археологических исследований с;.,у были просто неизвестны. 3 настоящее время в отечественной историографии можно назвать двух исследователей, чьи работы посвящены изучение историп малоазийсксго региона и в определенной степени первоначально;.^ христианству здесь. Это - труды 3.0. Голубцовой и И.С.Свенцицкой.
3 результате изучения проблемы общинного начала в идеологии и культуре сельского населения шалой Азии й.С.Голубцова приходит к выводу о замкнутости и консервативности общинной органпза-
■'■Сгл.: Ливш:и; Г..и. Очерки историографии библии и раннего христианства. .,пнск, 1970, с.с. i5o-3üb."
"НоБОсадсхци! H.H. Несколько заметок о гречеешх надписях. Харьков, 1914; Аатылев З.В. PC истории христианства ка_ГСавказо. Греческие надписи из Ново-А;оонского монастыря. Спб., 1911.
дай, противостоящей любому чуждому влиянию, в том числе и христиа ству. Голубцова прибегает к понятии "переходного периода" в приня тии христианства, шлея в виду, что процесс этот был долгим и труд №, что некоторое время христиане продолжали использовать в своих надгробных памятниках языческие выражения и символы, и таком использовании писали также Дж.Росси, Э.Леблан, ч/.Кюмон, Н.И.Но-восадскии, А.С.Уваров. Голубцова подвергает сомнению принципы идентификации надгробных памятников, как христианских, принятые в зарубежной литературе и предпочитает относить сомнительные скорее к языческим, чем к христианским.
Свенцицкая И.О., занимаясь проблемой полиса в малоазийских провинциях, доказывает тезис о разрушении гражданского коллектива и полисных ценностей в римское время, этот вывод представляет интерес в связи с исканиями людей, утративших традиционные полисные ориентации, в том числе и в области религии. В диссертации ав тор обращается к характеристике особенностей религиозной жизни на родных массив азиатских провинциях Римской империи, данной Свен-цицкоы Ы.О.^ Кроме того, автор считает возможным применить метод статистического анализа надгробных памятников, использованный Свенцыцкой И.О. дая языческих надгробий, е обработке первых христианских эпитафий.
В диссертации учтены результаты исследований зарубежных ученых - Ратеея, Каррингтона, Куртатаса, Джонса, Бротона, А.аспелса, Кальдера, Лабриолля и других, которые занимались изучением региона ¡»1алой Азии и христианства здесь. Автор предлагает краткую характеристику их раоот.
Почти все упомянутые выше авторы основывали свои исследования на литературных источниках. Нашли свое отражение такие источники и в диссертации, это - труды ¿всевия, Иринея, Истина, Послания и мученичества Игнатия и Поликарпа, библейская литература -Деяния апостолов, Павловы послания. При этом в диссертации не раз бираются дискуссии об авторстве тех или иных источников, а прини-
ч
Свенцицкая И.С. Особенности религиозной жизни народных масс в азиатских провинциях Римском империи. // ВДИ, 1992, ^ 2 •
мается. их информация с учетом максимальной достоверности датировки. однако, сгаья цель, как можно более полно представить историю первоначального христианства, невозможно ограничиться исключительно литературными документами. яозмоыюсти письменных источников в освещении истории христианства сгршшчекь, многие же документы безвозвратно уторят», как еретические, ставшие объектом систематического унич'-онения ортодоксальной церковью, которая форшрова-ла свою историю.
Б течении долгого времени историки христианства, будучи ориентированы более на изучение идеи, чем непосредственного их восприятия, опирались на исследование литературных документов, совершенно игнорируя целый мает источников, которые как нельзя лучше иллюстрировали самый процесс принятия идей, учения. Именно эпиграфические документы, эпитафии, краткие надписи, надгробные памятники содержат ценную информацию о социальном статусе, занятиях, ценностях первых христиан, их отношениях с окружающим'миром. Концентрация таких памятников в одних районах и отсутствие в других позволяет делать выводы о распространении самого христианства. Кроме того, эпиграфические источники помогают восстановить историю христианских общин е тех случаях, когда отсутствуют литературные свидетельства. Подобные примеры приведены в диссертации. В раооте дается краткий исторический очерк изучения христианских эпиграфических документов м!алой Азии различными исследователями, начиная с Кириака Анконского, затем Рамсея, Кымона, Стеррета, Андерсена, Баклера, Кальдера, приведены трудности обработки надгробных памятников, некоторые принципы их идентификации, как христианских, исходя из ономастики, устоявшихся формул, терминов, символики.
Первая глава диссертации представляет собой исследование ге-ограу^ш раннехристианских общин в малоазийских провинциях во ц-начали 1У ь.в.н.э. В начале главы сделана краткая характеристика социально-экономической, политической, культурной обстановки, в которой происходило расирсстранение христианства в это время.
Конец гражданских войн, восшествие на престол Октагиана, ьак единственного правителя государства, ознаменовало дая империи в целом, и для малой Азии, в частности, наступление относительного мира. Императоры проявляют заботу об экономической нлзни провин-
ци£, проводят административные реформы, правда, эффект от реорганизации адаинпстпативного аппарата ш передела провинциальных грашщ не всегда был действенным. £ течение двух первых веков одинаковые проблемы приводили ишераторов сходной политике в отношении восточных земель. Но многим аспектам эпоха Анто-¡шнов в и1ало/1 Азии близка эпохе ^япев-Клавдиев или Флавиев. Хорошо знал малоазийские провинции-Антонин, который был одно время проконсулом провинции Азия; Адриан и Марк Аврелий, путешествуя по империи, посещали анатолийские земли. Хотя Еторой век Еошел е историю с эпитетом "золотой", употреблять его можно весьма условно, ибо именно в это время происходят в Анатолии разрушительные землетрясения, обостряются отношения с парфянами, вспыхивают эпидемии. Практически ничего нам неизвестно о восточной политике сына Марка Аврелия - Коммода, насильственная смерть которого прекратила династию Антонинов и открыла для Малой Азии, как и для всей империи, период настоящих экономических, социальных и политических потрясений - период Ш-го века. Содержание войск, налоги становились все более обременительными, росл;! цены. Правление Марка Аврелия и Коммода открыло в Малой Азии эпоху кризиса.
В культурной жизни Малой Азии первых веков нашей эры наблюдалось некоторое оживление. По мере того, как значительные очаги эллинизма постепенно увядали, центром культурной жизни становился Рим, в Малой Азии интеллектуальными очагами продолжали быть Эфес, Пергам, Смирна, здесь жили знаменательные люди эпохи -ритор Аполлодор, учитель Октавия, Афенодор - философ-стоик, учитель Августа, Дионис Галикарнасский и Страбон из Амазеи, Галлен, Дион Хризостом и многие другие. Взаимоотношения Рима с восточными провинциями на протяжении первых веков строились на неослабевающем потоке материальных и людских ресурсов. Из окраин в Рим через Зфес, Смирну, Милет в столицу империи переправлялись продукты экономики Малой Азии, произведения искусства, особенно награбленные Нероном и Антонинами, но также люди с их талантами, идеями. Но, пожалуй, самое значительное из отданного еостоком Риму - это культы. Процесс этот начался еще до нашей эры, когда победное шествие на запад начала Великая Матерь Богов, вслед за ней шла Митра и другие.
Анатолия все гремя своего существования имела довольно интенсивную религиозную жизнь. Трудно выделить общие характерные черты шлоазяйских верований, ибо традиции, культы многочисленных народов, населяющих малую Азию очень различается. Тек: не менее, исследователи единодушны в одно,л определении - необычайной религиозной страстности ¡..алоазялских народов, порождавшей культы л шстерли, страшные д привлекательные одновременно,разнообразие обрядов, обилие культовых .мест. Другая черта - определенный эклектизм: наряду с традиционным ашгс&хч^сьяы почитанием ¿шбелы, здесь существовали персидские, сирийские, греческие, египетские и другие культы. В то не Ереыя нельзя определять ма-лоазпйские верования, как синкретичные, к примеру, культ Великой Латери никогда не объединялся с другими местными или пришлыми культами. В эпоху л ыерлп довольно ярко проявился мистицизм малоазийсклх верований, которые за. ¡эхе:; ь частых и впечатляющих мистериях, ¡кшженли оракулов в обществе, раолрос.-^¿знанил здесь халдейской ма1'ии и астрологии. Наблюдалась определенная кастовость культов, некоторые из них были только в еысших слоях общества, но такие культы, как Веялкой ¡Латеря к Исиды имели место и в городах, и в селах, среди городских верхов и среди рабов. Наконец, существенное качество анатолийских верований - их :®;з-кеннисть, действенность - доказательство этому - они не только вылили в гхсл; ¡хдяции с ,'й:.шортны;.ш" культами, персидскими, сирийскими и греческими, не потеряв своих характерных черт, но даже стали ¡.шссионерски!.и1. Способны были культы и на возрождение, об одно»! таком периоде свидетельствуют нео^ригллские надшей, проанализированные лальдером. Вопрос о возрождении традиционных культе? достаточно сложен, в ходе исследования была сделана попытка определить, насколько новая христианская вера вписывалась в это общее возрождение культов, какой отпечаток на христианство лачсмюх ¿златскся культура.
В Библии мы находим свидетельство очень раннего распростра--..^гил.ва на анатолл-иск.хх зе^шях: на п^азднованлл пятидесятницы в ¡■¡е^усал.-и были выходцы из лаппадокии, Понта, Асии, уэригип, ыам^илнл (деян. 2. 9-10). Очевидно, не упомянутая здесь
так^е входила в число первых анатолийских провинций, знакалых с евангелием, во-первых, из-за близости Антиохии Слр::й-
ской, которая была одшш из центров прозелитизма, во-Еторых, из-за весь.'а длительного пребывания в lapce Павла (Деян. 9-30; II.¿о). Вопрос об историчности Деяний апостолов достаточно сложен, если все же принимать nnr.opi.ioiuij этеги источника, надо признать определявшую роль Павла и «л'и уч»вип<л.- ^ ^Гк.^ростране-нии христианства в ¡Лалой Азии. Кроме Павла блблелская литература навивает миссионером в 1лалой Азии Петра (1-е Петра 1.1), Аполоса, родом из Александрии, Акиллу и Дркскиллу, проповедовавших в У^дзсе (Деян. 16.24, 18.26) к ддагзх. о¿тек, невозможно решить вое проблемы истории христианства в .¿алой Аз.ы i-;.; i.o-HOBcijiUít библейской литературы, но можногъиытаться, опираясь на имеющиеся исто^н^си - тексты Нового Завета, жизнеописания святых, труды языческих авторов, эшагра^ичеекпе документы, представить области первой христианизации ъ малой Азии.
Б диссертации рассмотрены города а окрестности каждой ,:з . ;ал'.ч";с1--йских провинций, в которых засвидетельствовано, пря;.и иосьенно, присутствие христиан в рассматриваемое время, отдельно дая второго и для третьего века нашей эры,с краткой характеристикой места. Такими городами оказались - Таре, Эвмения, Апа-мея, Перга.\., Антиохня, Смирна, Сарды, Филадельфия, Зфес, Лаоди-кея и другие. Таким образом, могло едзлать вывод о том, что практически все первые церкви были основаны в ваших центрах, на перекрестках значительных путей сообщения или рядом. Вместе с тем, есть свидетельства и тому, что христианская проповедь имела нес-то не голько в городских центрах, но и в окрестностях (например, у Плиния; в Деян. 14.6.7). Кроме того, есть все основания :ред-полагать, что христианское учение начинало pacnpoc^.cHci:;^, как правило, в недрах иудейских общин, об этом свидетельствует, в частнозч'.,, существование таких общин во всех городах, где происходила периая евангелизация.
Рамсей, исходя из наличия или отсутствия раннехристианских эшграустбеких свидетельств, делает вывод о том, что первыми цент-раш1 христианизации е Анатол;ш были Эфес, где учил Павел и oi'o ученики, а также основанные Павлом христианские общины в Антиохии, Иконли, отсюда, как считает Рамсей, происходила первая ваша распространения христианства. Таким образом, получается, что эллинизм (с его крупными городскими центрами) и еврейская диаспора -
это два наиболее заметных фактора, влияющих на первичное восприятие и распространение христианства в Малой Азии в первые Бека нашей эры.
В Ш-м веке большую роль в распространении христианской веры играли уже не выдающееся личности, а чаще анонимные авторы, их имена были забыты уже в древности, что и породило ¡тожество легенд вокруг евангеллз.-щпн того или иного места. Источниками для решения вопросов распространения христианства в Малой Азии зо время правления Северов и так называемых "солдатских" императоров, кроме литературный, служат надписи. 3 целом, можно привести около двухсот надписей региона, позволяющих сост;.:п;гь определенное представление о географии первых христианских общин. Дополняют сведения данные мартирологов, переписка христианских деятелей, документы церковных соборов. Б результате рассмотрения провкнцп"'"аппадокии, Вифинии, Ликаонии, Понта, Галатии, Фригии, Исаврии, Ллкии-Памфшш;.', Азии, Пи сидни можно сказать, что по сравнению с началом правления Северов христианские общины широко распространились по Анатолии. Однако, это распространение не было равномерным по районам; с одной стороны мы констатируем образование общин в городах, расположенных вдоль значительных путей сообщения, на побережьях, с другой стороны целые районы продолжали еще долгое время оставаться вне христианского влияния. Как и во втором веке нашей эры, малсазийское христианство - это, прежде Есего, христианство фригийское, ибо здесь было больше церквей, общины, казалось, не сталкивались ни с трудностями "языческой реакции", ни с преследования";;!, здесь относительно малое количество мучеников. Но именно Фригия оказалась ареной одной из самых значительных ересей раннего христианства.
Втопая глава диссертации посвящена ересям и течением в христианстве Малой Азии во П-1У вв.н.э. Без рассмотрения этого вопроса невозможно представить общую картину раннего христианства региона, ибо борьба разл:лных течений играла важную роль в становлении ортодоксального учения и культа. Раннехристианские ерь-си и течения были предметом бурных споров с самого своего возник-ноезнля, в подобных полемиках принимали участие ¡Остин, ЗеогТил Антиохийский, Иринеы, Ориген, Тертуллиан, Евсевий, Епифанпй
другие. 0 тех пор к этому вопросу не раз обращались богословы и историки церкви.
¿ели сочинения названных авторов несут следы ожесточенных дискуссий и,как правило, отрицательно оценивают расколы л ереси, 10 позже, в трудах средневековых богословов намечается некоторый отход от резко негативного отношения к религиозно-догматически!, : разногласиям. Представители же Тыбингенской школы -Бауэр, Ваиц определяют сектантство просто, как разновидность религиозно", идеологии. Определенная традиция исследож.пия борьбы в раннем христианстве имеется в русской историческое плу-ки - ото xjc.ooïh Алй.Иванцова-Блатонова, В.Б.Болотова, А.П.Лебедева, позже и.^.Дресбраженского, Н.А.Машкина, В.С.Сергеева, А.Б.РаноЕича, Г.А.Кошелекко к друх'их. Б советской историографии имелась тенденция большего выл.акия к таким ересям древности, которые давали возможность рассматривать их как Iopi:y революционных выступлений народных масс, как, например, деления аги-нйстйков, донатистоЕ. ¿¡ре си и течения ¡..алой Азии оказались незатронутыми. ¡Лежду тем, они представляют немалый интерес по своой оригинальности и влиянию на последующее развитие ортодоксально'; веры.
Первой ересью, возникшей внутри христианства, hl" о-хс основе, а не так, как иудеохристпанство или гностицизм - в погра-iurr-лс; с п^деГ-Ствогл и язычеством областях был глонтанлзи. Признание глонтанизма ересью до сих пор не является бесспорным. Особенности монташютскогс учения и дисциплины, сравнительно .лалое количество источников дают широкий просто) для самых разнообразных толкозанпй. Taie, отмечая особый характер этой веры, Н.1алъ-барг схслонен считать ее скорее расколом, чем ересью, Б.д.Болотов говори? о неопределенном средне«! положении монтанпз.ла между epochj.Li и расколами, ы.&.Поснов с одной стороны определяем мон-тан^зп как ересь, с другой - как раскол. При всем разнообразии -•'д.кок исследователи единодушны во мнении, что монтанизм явл ся отражением глубока процессов, происходод.ос в ^сдоазийском христианстве столетием раньше официального пр-.^нан^ христианства государственной религией в Римской и.дпеА>.Ь:. Учение возникло во тритии - одно!! из восточных провинций примерно е середине второго в.н.э. Впоследствии оно проникло в Африку, Рим, Галлию. Тер-
мин "минтанист", означающий последователя Монтана - основателя учения появился гораздо позднее, вначале же сторонников Монтана называли просто "фригийцами", их веру "катафригийской" ересыа. многое в истории учения неясно - точное место происхождения, продпосыш^; возникновения, влияния, которым подвергалось, но сохранившиеся источники позволяют сделать более менее оправданные вывода. Большую помощь в выяснении проблем истории ыонта-низма могли бы оказать эпиграфические документы. Рамсей, Андерсен, и, особенно, Кальдер пытались найти среди эпиграфических свидетельств Малой Азии относящиеся к монтанпстским. Аргументация Кальдера в пользу мснтанпстского характера некоторых надписей из района Филадельфии заслуживает внимания, хотя она не разделяется безусловно всеми исследователями.
Монтан начал проповедывать во время правления Антонина и ¡«¡арка Аврелия, как полагают, он был ранее жрецом Кибелы. 1,¡октан вместе с прорсчица;.1п ыакси;»;нлло.А и 11рисхс*1ллои, вместо со свопами последователями, ссылаясь на ПЕангелие от Иоанна, где Иисус Христос обещал апостола;»; пришествие Святого Духа, Параклета, утверждал, что Дух уже пришел, а сами монтанисты, точнее их пророки есть апостолы этого духа. Ыонтан и Максимилла умерли до восшествия Севэроз, но к то;.;у времени двилсение уже было организовано. В первый период своего существования примерно с 156 по 170 гг.н.о. учение распространялось в большей степени благодаря персональному авторитету его основателей, их необычайней активности. В это время оно еще не встречало жесткой оппозиции. Концентрировались ;,;сктаиисты в основном вокруг священного лдя них города Пеппузы, местоположение которого продолжает быть объектом споров. Своя версии по этому поводу высказывали Рамсей, Кальдер.
В начале третьего века н.э. движение монтанистов уже явно выделялось в общей картине не только Фригии, но проншело в Галатию, Понт, Лидию, Каппадоклю, Киликию. Практически все пограничные о Фригией провинции были затронуты этим учением. После собора, на котором было отвергнуто ыонтанпстское крещение, история монтаклстской и ортодоксальной церквей развиваются отдельно.
На основании анализа сохранившихся монтанистских текстов можно попытаться ответить, почему же ортодоксальная церковь отвергала монтанистскоо учение. Такие тексты приписываются либо самому шонтаку, либо пророчицам или Паршслету; кг.:-: правило, сни представляют собой отдельные цитаты в сочинениях церковных писателей. Уже у Зпцфания мы находим толкование монтанистских идеи и объяснения причин их неприомлимости для "истинных" верующих. Епифаний обвиняет монтанистов в необоснованной претензии на пророчество, Ыонтана - за его восхваление самого себя, за то, что провозглашает себя Богом, ¿нижний говорит, что "новые пророки" в целом принимают и Ветхий и Новый Заветы, не разнятся с церковью в учении о Духе, Отце и Сыне, т.е., таким образок, древний автор признает близость этого учения церкви. Аргументация Евсевия в целом сходна с подобной у Вливания, Тертуллпак «о воздерживается от каких-либо комментариев, приводя лишь некоторые высказывания монтанистских деятелей, хотя, как известно, он сам примкнул к этому течению, будучи увлечен его необычайны;,; ригоризмом. Трудно найти принципиальные расхождения монтанистов с церковью. Как предполагает А.Б.Ранович, таких расхождений и не было вовсе,по крайней мере, в первоначальном ыонтандзме, возможно, они появились впоследствии, когда ересь уже была разгромлена, и монтанпсты сблизились с другими еретически;.'.;: течениями и что-то заимствовали у них. Вначале же монтанистская вера противоречила не столько учению церкви, сколько ее интересам, ибо жесткие моральные гарашгения, ожидание близкого конца мира, пренебрежение церковной иерархией - все это мешало привлечению новых верующих и подрывало авторитет церкви.
Когда в конце правления Антонина и, особенно, в правление Марка Аврелия распространялось "новое пророчество" христианство калой Азии переживало важный этап. Упрочение христианства вызывало "языческую реакцию", уже пролилась кровь христианских мучеников - Полпкарпа, Гая, преследованиям подвергались л ортодоксальные христиане, и маркиониты, и монтанисты. 3 недрах церквей усиливается брожение, появляются различные течения, сталкиваются различнее доктрины и принципы - енкратиты, глилленаразм.
гностицизм, возникают ожесточенные споры по вопросам культа, так, длительное время дискутировалась дата Пасхи между приверженцами синоптической хронологии и иоанновых идей. Не было единого мнения в вопросе о пророках и, вообще, самой идее пророчества. Появлялись такие течения, в которых пророк поднимался выше пресвитера или епископа, как несущий сам Дух, письменные изложения таких учений ставились на одну ступень с Писанием, в лоне церквей выделялись классы избранных, духовных, в противоположность "психикам", утверждалась видная роль женщин в культе и клире. Роли женщин в истории первоначального христианства в Малой Азии отведено в работе особое место.
Были различные попытки объяснить предпосылки возникновения монтанизма: Кальдер искал предшественников "нового пророчества" в общине города Филадельфии с ее иудаястским докетизмом. Ренан считал учение еыходоы в христианстве традиционных анатолийских культов, возрождением фригийского аскетизма, оргиаистических культов, т.е., в какой-то степени обновлением местного язычества. Френд, следуя идее Гарнака, предлагал объяснение социологическое, по его мнению, дело касалось реакции сельского и местного, в данном случае фригийского христианства против христианства городского, эллинизированного, не чуждого компромиссов с миром. Но ни учет этнических особенностей фригийцев, их темперамента, ни идеи Френда не объясняют всех проблем, связанных смонтаниз-мом. В работе также приведены характеристики "нового пророчества", сделанные А.Шнхером, П.З.Козиком и другими исследователями.
Ыонтанистское движение появилось во втором веке нашей эры, когда христианство в /¿алой Азии переживало определенный кризис, который оно само и породило; можно сказать, что монтанизм - одно из проявлений такого кризиса, в своей основе монтанизм - это возрождение духовного начала в апокалиптической окраске, с определенной близостью к гностическим учениям. В условиях, когда пришествие Иисуса все дальше откладывалось, когда происходило "обмирщение" христианства, Еера христиан переживала сильное испытание. Нужны были новые формы, предложенные Монтаном идеи вызывали сочувствие, особенно в условиях войн, землетрясений,бо-
лезней, экономической нестабильности. Церковь, в свою очередь, была не против пророкоЕ, но за традиции, которые надо было защищать, отсюда се стремление окончательно определить границы Священного Писания, в которые уже не могли быть допущены никакие откровения, в том числе и монтановские. Новый Завет был ограничен свидетелями }фиста и первоначальной проповедью.
В работе упоминаются также другие ереси и течения, имевшие место в Малой Азии в первые Еека нашей эры - новатиане, енкра-титы, ариане, саккофоры и другие, не оказавшие столь значительного влияния, как монтанизм.
Источники не позволяют с достаточной полнотой ответить еще на многие вопросы, связанные с особенностями еретических движений, их распространенностью, идеями, однако, модно утверждать, что два иерЕых века христианства в Малой Азии - это время борьбы и исканий; проблемы дисциплины, обрядов и доктринальные разногласия раскалывали церкви, и если диспуты по поводу отношения между миром и Богом не очень интересовали массы, то именно внутри них были подняты проблемы роли пророков, позиции по отношению к отступникам и другие. Различное решение этих вопросов порождало раскол; особое мнение, постепенно удаляясь от ортодоксального, становилось инакомыслием, ересью, стремясь тогда оформиться уже организационно. Но в этой борьбе, со своей стороны, укреплялось ортодоксальное течение, все более строго определяя каноны веры и культа.
В третьей главе диссертации рассмотрены структура и культ первых христианских общмн ео П-начале I/ вв.к.з. в /Лалой Азии. Па основании литературных источников (письма Игнатия, Церковная история Евсевия, труды Иринея и других), а также эпиграфических документов в работе сделана попытка проследить возникновение иер-еых христианских общин, оформление культа, социальный и этнический состав этих объединений, складывание новой морали, особенно е области семейных, родственных отношений, становление иерархической, епископальной структуры сбцпн и другие вопросы.
Как, пожалуй, любое человеческое объединение, христианские церкви Ыалой Азии имели потребность в организации. По какой же модели образовывалась подобная структура? В каком направлении развивалась? Как нашла новая вера свос гьсто е ¿¡алой Азии, где
так сильны были политеизм л официальные культы? Как складывался новый, соотЕетствую-цлй христианству образ мыэдения и поведения? Некоторые из этих вопросов находили свое освещение у исследователей истории хр:;стианст::а, но зачастую работы были посвящены отдельным темам, как, например, .мораль Нового Завета, организация первых христиан, жизнь апостолов и другие, редко в литературе можно было видеть синтетические исследования, посвященные определенному региону. В диссертации сделана попытка объединить проблемы одного района, определить его специфику, его Елияние ка госледущуи христианства.
Происхождение церковных институтов во многом продолжает оставаться неясныгл, но ¡ложно- утверждать, что структуры эти создавались, Ео-перных, с целью сохранения и передачи Евангелия, Ео-Еторых, обеспечения потребностей общны. Вначале офорглление их Есецело проходило под знаком служения, которое как нельзя ярче проявилось в эпизоде омовения ног Ипсуссм ученика!'.! (Нн.13. 5-16). В Деяниях апостолов есть указания на порядок появления пресвитеров, есть сведения о других членах церковной иерархии -епископах, диаконах, о них говорят также Климент Александрийский, Ипполит, Орнген, Евсевий, Игнатий, который в прочности церковных институтов видел залог успеха в борьбе с ересями. На основании перечисленных источников в работе определяются конкретные обязанности членов церковной иерархии, их эволюция. В общих чертах первые христианские общины организовывались по подобию иудейских объединений, есть определенное сходство в именах и функциях епископов и служителей у ессенов, между служителями в синагоге и пресвитером в ранних христианских церквях. На'основании интенсивного обмена письками, существовавшего между церквяш можно сделать вывод о постепенном складывании региональных церковных связей, впоследствии объединений. В работе приведены примеры осознания единства местных церквей, формирования понятия "церковь" не только в значении конкретной общины, но в некотором асбтрактнсм смысле. Провинциальная структура для христиан первоначально определялась не столько административным делением империи, сколько личностными качествами возглавлявших ту или иную общину епископов, которые определяли важность города для
других христианских общин района. Правомерно предположить, что доктринальный кризис второго века (выразившийся, в частности, в обилии различных течений и оресеп) шел влияние на дальнейшее оформление структуры общин, подобно процессам, происходящим в иудаизме после восстания Бар Кохбы п последовавших за ним репрессий, по объединению и восстановлению контроля центральной Еласти над местными синагогами, так, очевидно, и е христианстве монта-нистсшш кризис, споры с дате Пасхи и продолжительности поста, борьба с другими неортодоксальными течениями Малой Азии повлекла дальнейшее укрепление общ,пшоп структуры, церковных институтов.
В работе уделено внимание религиозной жизни малоазийскнх общин, делается попытка восстановить культ - молитвы, сущность евхаристии, как ее понимали первые христиане, обрисовываются разногласия по вопросу Пасхи и вытекающие отсюда особенности мало-азийского христианства, затрагиваются проблемы дисциплинарного характера - отношение к грешникам и отступникам от веры, отлучение от церкви и принятие "заблудших", перекрещивание бывших еретиков. В результате изучения жизни первых христиан представляется возможны;»; утверждать, что христианство в Малой Азии времени правления Флавия и, частично, Антонлнов перестало период расцвета, оно развивалось, обогащалось, организовывалось, распространялось, можно сказать, что христианство второго века в империи - это прежде всего - христианство Малой Азии, оно в определенной степини опережало развитие христианства в других частях империи, к примеру, ежегодное празднование Пасхи здесь оформилось задолго до подобной практики в Риме и других христианских общинах империи. Наиболее древняя христианская надпись происходит из пригни - одной из малоазийсгиих провинций. 3 Малой Азии складываетсяхрлстианская символика, имеющая такое значение для искусства первоначального христианства, здесь, по всей вероятности, впервые оформляется культ христианских мучеников, здесь довольно рано складываются иерархические структуры - епископ, пресвитер, диакон, в то время, как подобные структуры еще не скоро будут отмечены в других частях империи.
На перЕый взгляд может показаться, что в Ш-м в.н.э. христиан с те о ¿-¡алой Азии ослабляет свое влияние на религиозную жизнь райо-
на, империи. Действительно, в это время Малая Азия как-то теряется среди других частей империи з плане политическом и культурном. Ко впечатление это обманчиво. Христианское движение продолжает свою интенсивную, сложную, разнообразную жизнь, продолжает распространяться, несмотря на усиливающееся противодействие, а па-чале 1У-го в.н.э. практически все провинции Малой Азии будут знакомы с евангелием, хотя, конечно, нельзя говорить о глубоком проникновении христианства в отдаленные районы, нельзя представлять эпоху Антониноз, как победоносное ыествиа ортодоксального точения христиан в ^алей Азии, о прочных позициях инакомыслящих в это время говорит хотя бы тот факт, что ортодоксы были вынуждены вступить в полемику о действительности крещения еретиков. В работе приведены примеры литературных и эпиграфических источников по этому поводу. Изучение малоазийского христианства начиная с ш-го б.к.й. значительно облегчается ввиду того, что мы располагаем некотором количество;« христианских надгрооных памят— ников этого времени, что позволяет провести статистическое исследование, сравнительный анализ. В главе приведены примеры христианских эпитафии, которые дают информацию о социальном, профессиональном состава первых христианских общин, об этнической их принадлежности. исли собрать христианские памятники, данные о которых были опубликозакы в разное время различными издателями, их наберется для третьего - начала 1У-го е.н.э. в Малой Азии около двухсот. Не все из них могут быть отнесены к христианским безоговорочно, по некоторым у исследователей имеются различные мнения оо их датировке или принадлежности христианской вере. Автор в своих критериях отбора христианских эпитафий руководствовался принципами, отработанные в трудах Рамсея, Кальдера, Грегуара, Андерсена идеугих, а также замечаниями по греческой эпиграфике в Удалой Азии К.И.Новосадского, А.Б.Рановича, Е.С.Голубцовой, И.С.Свенцицкой. При анализе надписей прежде всего обращалось внимание на прочность родственных отношений, для чего учитывались указания надписей об отношениях между умершим и поставивши;.; памятник. 3 результате детального сравнительного анализа автор выделил характерные черты малоазийского христианства - групповые, как правило, могилы, как в городе, так и в сельской местности; значительно меньшее количество "одиночных" христианских па.'.штни-
ков, по сравнению с современными им языческими, меньшое количество бездетных христианских семей по сравнению с язычески:.;:!; в целом большая прочность родственных связан, наблюдающаяся у первых христиан по сравнению с язычниками, об этил говорят тглсло соотношения памятников, поставленных родителями и детьми, мужьями и аенаш, братьями и сестрами, причем цифры показывают, что в сельской местности семейные традиции были более прочны, что позволяет сделать вывод об определенной преемственности христианских обычаев от языческих; подавляющее большинство имен, встречающихся в эпптафиях-греческого происхождения, однако, есть и римские, и местные, в основном, фригийские, что еще раз подтвер::да от связь эллинизации,греческого языка с христианизацией; среди первых христиан были представители самых разных слоев общества. В работе приведены конкретные примеры христианских эпитафий, иллюстрирующие выводы автора.
В заключении диссертации обобщены выводы, подведены итоги работы, указывается, что малсазийское христианство заметно повлияло на историю христианства в целом. Борьба течений, мнений даже внутри самого ортодоксального направления не помешала анатолийскому христианству оформиться как устойчивая вера и культ. Стойкость, богатство и сложность христианства Малой Азии во втором и третьем веках нашей эры были той почвой, на которой начиналась эра каппадокийцев.
Публикации по теме диссертации:
1. Эпиграфические документы как источник по истории распространения христианства. // УЛ Арсеньевские чтения. Проблемы истории, археологии и краеведения. -Уссурийск; УГЛИ, 1992. - С. 237-240.
2. Христианские ереси и течения в Малой Азии во Ц-1У вв.н.э.-ШЖ. М.1992.-39 е.- Рукопись депонирована в ЙЖОН РАН И 887/08 от 251092.
3. К истории христианства во уригии / по материала;: эпиграфических документов./ В сб.Политика и идеология в древнем мире. ЫГОШ /в печати/.
4]]дя сравнения были взяты результаты исследования Я.С.Свен-цицкой, проведенные по данным языческих некрополей.