автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Распространение культа Митры в европейских провинциях Римской империи
Текст диссертации на тему "Распространение культа Митры в европейских провинциях Римской империи"
/
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
БУРЛИНОВА Алла Юрьевна
РАСПРОСТРАНЕНИЕ КУЛЬТА МИТРЫ В ЕВРОПЕЙСКИХ ПРОВИНЦИЯХ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
Специальность 07.00.03 - всеобщая история (история древнего мира)
На правах рук
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный руководитель -
доктор исторических наук, профессор Ильинская Л.С.
Москва 1999
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................ 4
ГЛАВА 1. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ.
§ 1. Нарративные источники.................................................................15
§2. Эпиграфика.......................................................................................23
§3. Археологический материал........................ .....................................25
§4. Историография.................................................................................35
ГЛАВА 2. КУЛЬТ МИТРЫ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ РИМСКИХ ПРОВИНЦИЯХ.
§1. Испания..............................................................................................50
§2. Галльские провинции.......................................................................57
§3. Германия (Верхняя и Нижняя)........................................................63
§4. Британия............................................................................................76
§5. Выводы..............................................................................................89
ГЛАВА 3. КУЛЬТ МИТРЫ НА ДУНАЕ И НА БАЛКАНАХ.
§1. Реция и Норик...................................................................................96
§2. Далмация...........................................................................................106
§3. Паннония (Верхняя и Нижняя).......................................................110
§4. Мезия (Верхняя и Нижняя) и Фракия.............................................130
§5. Дакия..................................................................................................146
- § 6. Македония и Греция..........................................................................156
§7.Выводы...............................................................................................157
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................163
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Таблицы митраистических надписей.......................................................179
ПРИЛОЖЕНИЕ II
Карты распространения митраизма по европейским
провинциям............................................................................................... 216
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..................................... 227
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ................................................................. 246
ВВЕДЕНИЕ
Религия эпохи Империи столь же сложное и неординарное явление, сколь сложна и сама Римская империя с входившими в ее состав народами, племенами, различными социально-экономическими укладами, различными социальными группами и слоями.
С тех пор, как пределы Римского государства охватили собой почти все пространство земли, известное древним, традиционные греко-римские верования перестали казаться неразрывно связанными с государственным интересом. Большинство граждан, если не были иностранцами по происхождению, то по крайней мере, чтили чужеземных богов наравне с древне-римскими божествами, если не более. Многие исследователи религии справедливо отмечают, что характерные изменения наметились уже в конце Республики1, а при Империи они стали необратимым явлением.
Со времен Августа центральное место в римской религии занимает культ императора, который примыкал к старо-римским верованиям в манов, ларов и гениев, однако развивался преимущественно под влиянием восточных религиозных представлений. Сам Август первоначально почитался вместе с каким-нибудь божеством римского пантеона (обычно Геркулесом, Меркурием, Конкордией), но затем императорский культ принял санкционированные государством определенные формы. При Флавиях происходит слияние культа богини Ромы (олицетворявшей Вечный Город, в котором видели божественное средоточие мира, объединителя вселенной, идеальное воплощение государственности), здравствующего императора и культа умерших императоров. Появившееся в правление Юлиев - Клавдиев понятие божественной правящей династии (domus divina) находит свое выражение в виде Aeternitas - «космической
долговечности империи и императора»2. Эта идея получила еще большее развитие при Северах, когда в терминологии III века, относящейся к императору, постоянно присутствует «Вечный мир», «Вечная Победа», «Вечное счастье» (Pax Aeterna, Victoria Aeterna, Felicitas Aeterna)3.
Первостепенное значение в развитии императорского культа имело перенесение на императора понятия божественной силы и природы божества, его numen4. Деяния, воля правителя расценивались как явления божественного характера, и он сам выступал как носитель божественной власти. Как отмечала И. С. Свенцицкая, обожествление носителей верховной власти служило идеологическим выражением новой формы правления, основанного, согласно официальной доктрине, не на наследственном праве, а на личном авторитете правителя, авторитете, признанном римским сенатом и народом5.
Во II веке, в эпоху политической стабильности и процветания, всемогущий повелитель империи, от одного слова которого зависели благополучие и жизнь миллионов, чья милость возносилась до небес, а гнев обращал в прах, и впрямь воспринимался большинством подданных, как некое божество, обитающее на Палатинском холме. Постоянно слыша
0 нем, жители провинций никогда не видели его воочию и лишь с благоговейным трепетом созерцали бронзовые и мраморные изваяния палатинского бога.
Во II веке культ императора уже имел весь набор культовых атрибутов - великолепные храмы, жреческие коллегии, детально разработанный ритуал, включавший торжественные шествия с изваяниями императоров, хлебные и денежные раздачи. Во многих городах он был объединен с почитанием главных местных божеств, например, в Эфесе - с
1 См.: Ковалев С.И. Причины возникновения христианства. - ВДИ, 1962, № 3. с. 82; Кубланов М.М. Иисус Христос - бог, человек, миф? М., 1964, с. 74; Штаерман Е.М. От религии общины к мировой религии. - В кн.: Культура Древнего Рима. Т. 1.М.. 1985, с. 178.
2 Wlosok А. - In Römischen Kaiserkult. Darmstadt., 1978, S. 48-49.
3 Turcan R. Le culte imperial au III siècle. - ANRW, 1976, II, 16, 2, p. 1051.
1 Pötscer W. Numen und numen Augusti. - ANRW, 1976. IL 16, I, S. 355 ff.
культом Артемиды, в Пергаме - с поклонением Асклепию и т.д. К этому времени относятся множество непредусмотренных официальным ритуалом посвятительных надписей, в которых подданные обращаются к императору в тех же выражениях, что и к богам «по природе».
С божественной природой императора соединялись такие добродетели и общественно-политические понятия как Согласие, Счастье, Благая Судьба, Слава, Доблесть, Вечность, Мир, Победа. В конечном итоге в императорском культе объединились две тенденции: сакральная, когда культ был выражением религиозности, и государственно-политическая, когда культ стал свидетельством проявления верности и преданности императору, что нашло свое выражение в появившейся при Северах формуле: devotus (и даже devotissimus) numini maiestatique eius6. Этот акцент на личной преданности императору свидетельствовал не только о завершившейся к III веку сакрализации императорской власти, но и о том, что всякий гражданин империи был прежде всего подданным императора: «идеология гражданина» превратилась в «идеологию подданного».
Помимо отправления императорского культа обязательным для всего населения империи было почитание государственных богов Империи -Капитолийской триады: Юпитера, Юноны и Минервы. Отказ от исполнения связанных с официальными культами обрядов считался государственным преступлением и мог повлечь за собой самое суровое наказание. Вместе с тем, соблюдая эту формальность, всякий был волен одновременно поклоняться и другим богам.
В этот период в Римской империи широко распространяются мистерии иранского бога Митры. Среди восточных религий, проникших в античный мир, митраизм занимает особое место. Культы Кибелы, Сераписа, Исиды и других богов Востока были широко распространены в греческих городах, откуда вскоре попали и в Рим. Культ же персидского
5 Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. М., 1980. с. 40.
6 Pötscher W. Numen und numen Augusti. - ANRW, 1976, II, 16, 1, S. 386-387.
Митры, царивший на огромной территории от Инда до Евксинского Понта , не имел почитателей в Греции (Митра был покровителем персов -старых врагов греков). По сообщению Плутарха, первыми познакомились с этим культом воины Помпея в 67 г. до н.э. (Plut. Pomp., 24). Походы на Восток при Флавиях положили начало проникновению митраизма в латинский мир, которое интенсивно продолжалось при Антонинах и Северах8.
Митраизм как религия возник в результате синкретизма иранских семитических и малоазийских элементов. В его основе лежал принцип дуализма: противопоставление света тьме, добра злу. Идентифицированный с Солнцем, Митра ежедневно побеждал ночь, он непрерывно вел борьбу с богом зла Ариманом и его демонами. Эпитет invictus (непобедимый) превращал Митру в самого могущественного бога. Таким образом митраизм из всех языческих религий ближе всего подошел к монотеизму9. Кроме того, в нем были разработаны строгие этические нормы (моральный кодекс) и учение о загробной жизни: после смерти человека силы добра и зла вступают в борьбу за его душу. Она идет на суд Митры. Если заслуги души на небесных весах перевешивают ее грехи, Митра защищает ее и ведет в царство света Ормузда. При конце света праведники приобщаются к блаженству. В конце мира произойдет страшный суд. Его будут творить либо Спаситель (саошьянта), родившийся от непорочной девы, либо (по другому варианту мифа) сам Митра, для чего он спустится на землю. Между Митрой и Ариманом произойдет последний бой, в котором бог зла будет поражен и вместе со своим воинством ввергнется в поток расплавленного металла, а земля очистится огнем и на ней воцарится вечное царство правды и добра.
7 Cumont F. Die Mysterien des Mithra. Leipzig, 1911, S.31-32.
8 Cumont F. Die Mysterien des Mithra. Leipzig, 1911, S. 33-34.
9 Latte K. Römische Religionsgeschichte. München, 1960, S. 353; Cumont F. Die orientalischen Religionen im römischen Heidentum. Leipzig - Berlin, 1914, c. 173.
Борьба добра со злом постоянно происходит в мире и в каждом человеке. Поэтому главные достоинства человека - героизм в борьбе, правдивость, справедливость. Верующие своим поведением, соблюдением моральных норм и прочих предписаний должны были содействовать быстрейшей победе и пришествию Митры10. Во многих городах империи были устроены храмы Митры - сводчатые подземелья (на Западе их называли митреумы), где совершались богослужения. Каждый день недели у митраистов был посвящен, как у вавилонян, одному из семи небесных светил11. День Солнца (Dies Solis), ставший впоследствии христианским воскресением, праздновался особенно торжественно. Главный праздник Митры в империи справлялся 25 декабря - день рождения Непобедимого
1 у
Солнца (Dies natalis Solis Invicti) .
При Северах свобода культов и философских течений, если они : оставались в рамках лояльности правительству, не ограничивалась. Даже христиане не подвергались особым преследованиям. Однако сами Северы покровительствовали астральным и солярным культам, и особенно митраизму. Это объяснялось не только личной симпатией императоров, но и политическими соображениями. Жрецы солнечных божеств Востока учили, что монарх является особым избранником Солнца и близок к нему по своей божественной природе. Еще до рождения его душа получает от Солнца особые божественные свойства, а после смерти возвращается к
13
Солнцу и становится богом . Не случайно Септимий Север, стремящийся утвердить законность своей династии, а также подтвердить связь императорского дома с армией, именует себя и обоих своих сыновей -Каракаллу и Гету - «Новыми Солнцами»14. Сам Септимий Север особенно сильно увлекался астрологией и был женат на найденной им по гороскопу Юлии Домне, уроженке города Эмессы, славившегося на всю Малую
10 Cumont F. Die orientalischen Religionen im römischen Heidentum. Leipzig - Berlin, 1914, c. 181-183.
11 Merkelbach R. Mithras. Wiesbaden, 1998, c. 76.
12 Ковалев С. И. Причины возникновения христианства. // ВДИ, 1962, № 3, с. 90.
13 Ковалев С. И.. Штаерман Е. М. Очерки истории древнего Рима. М., 1956, с. 287.
Азию великолепным храмом Солнца. Каракалла на монетах изображается в виде бога Солнца в лучевой короне, обнаженным, с накинутым на плечи плащем, с шаром и копьем в руках. Монетная легенда Rector orbis «правитель круга» [земель] представляет Каракаллу как правителя Рима, ассоциирующегося с Солнцем. Именно оно выступает хранителем императора15.
Фигурирует Солнце и на монетах Гелиогабала (Элагабала). При нем в Риме воздвигается храм эмесского бога, жрецом которого являлся сам император. В храме совершались ежедневные священнодействия точно также, как это делалось в Финикии. Однако с точки зрения римлян обряды эти были слишком дикими и непристойными, и потому Элагабалу так и не удалось ввести почитание своего эмесского бога, хотя он и проводил многочисленные репрессии против столичной знати. Это еще раз показывает, что абсолютно чуждые элементы не могли оказаться включенными в систему античной религии.
Септимий Север, одержавший победу над другими претендентами на власть, повел в конце II - начале III в. политику, враждебную сенату, рассчитывая исключительно на поддержку со стороны войска. Тот же политический курс - ослабление сената и опора на войско - продолжил сын императора, Марк Аврелий Антонин Каракалла. Знаменитый эдикт Каракаллы 212 г., предоставивший права римского гражданства всему свободному населению империи, явился завершением длительного исторического развития Римского государства из маленького замкнутого италийского полиса к универсалисткой космополитической империи.
Именно при Северах, как отмечают многие исследователи, особую популярность в армии приобретают восточные солярные боги. И тут нельзя не согласиться с А. Домашевским, что это в значительной мере
14 Turcan R. Le culte imperiale au III siecle. - ANRW, 1976, II, 16, 2, S. 1046-1048, 1052- 1054. ь Абрамзон M. Г. Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской империи. М., 1995,
с 156.
было связано с соответствующей политикой Северов16. Правда, с другой стороны, можно думать, что императоры, вынужденные считаться с войском, не стали бы навязывать ему культы, совершенно не встречающие его сочувствия.
После падения Северов в 235 году начался полувековой период политического хаоса, отмеченный борьбой за власть между различными претендентами, выходцами из простых солдат, опиравшимися только на их поддержку. «Солдатские императоры» сменяли друг друга на престоле с головокружительной быстротой и обычно погибали насильственной смертью, несмотря на то, что некоторые из них, например Деций, Валериан и Галлиен, стремились как-то нормализовать обстановку.
Внутри -и внешнеполитическая ситуация оставалась крайне тяжелой: императорам приходилось не только давать отпор германским племенам франков, алеманов, готов, но и бороться с узурпаторами, появлявшимися то здесь, то там в провинциях, где верные узурпаторам легионы провозглашали их императорами. В течение III века многие провинции на продолжительное время вообще порывали всякие связи с Римом и становились фактически независимыми. Только в начале 70-х годов III в. императору Аврелиану удалось вновь подчинить власти Рима отпавшие провинции Галлию и Египет.
Справившись с этой задачей, Аврелиан начал именовать себя «восстановителем мира», а позднее повелел называть «государь и бог», на что его предшественники не решались, опасаясь посягнуть на еще сильные в Риме республиканские, антимонархические традиции. На Марсовом поле был воздвигнут при Аврелиане храм Непобедимому Солнцу как высшему
1V
божеству и верховному покровителю государства . На монетах
16 Domaszewski A. Die Religion des römischen Heeres. Trier, 1895, S. 59.
17 Культ Непобедимого Солнца Аврелиана отличен от культа Митры. Исследователь Sol invictas Гастон Хелсберг писал: «...различия в ритуале, в иерархии, в приверженцах и особенно жертвоприношениях, не позволяют идентифицировать эти культы». - См. Halsberghe G.H. The cult of Sol invictas, Leiden. 1972. с. 45.
чеканились изображения этого бога как «спутника» и «хранителя» императора, как «господина Римской империи» (dominus imperii romani)18.
Однако и Аврелиан, присвоив себе титул «государя и бога», не избежал общей участи римских правителей того столетия - в 275 г. он был убит заговорщиками, и политический хаос вновь воцарился на всей территории империи.
События эпохи оказали огромное влияние на социальную психологию и идеологию, на изменение моральных ценностей и считавшихся незыблемыми традиций. III век - это время кризиса античного мировоззрения, основанного на приоритете разума и познания. В обществе растет духовная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, пропадает интерес к общественной жизни, к официальным римским ценностям императорской идеологии. Распространяются тайные верования, учения гностических и эсхатологических сект, повышается интерес к магии, философов вытесняют «чудотворцы»19. Растет всеобщий пессимизм, все больше приверженцев получает христианство. В обществе формируется идеологическая, религиозная, философская оппозиция власти.
Однако именно в это время, с формальной стороны, императорский культ достигает своего апогея и обретает особую помпезность. Задолго до официального принятия христианства правящая верхушка империи начала стремиться к реорганизации культов, к введению единой государственной