автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Рациональность как предпосылка и принцип европейского образования

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Казакова, Светлана Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Рациональность как предпосылка и принцип европейского образования'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Казакова, Светлана Юрьевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ

РАЦИОНАЛЬНОСТИ.

1.1. Рациональность как новый способ видения мира.

1.2. Образование в контексте античной рациональности.

ГЛАВА 2. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ

ЕВРОПЕЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ.

2.1. Роль рационального в процессах современного европейского образования

2.2. Социализация и образование.

2.3. Личность и процессы социализации.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Казакова, Светлана Юрьевна

Актуальность темы исследования. Проблема рациональности, как ведущего принципа для понимания человеческой деятельности, научного познания, культуры и образования, имеет свою многовековую историю. Рациональность (от лат. ratio - разум, разумение, рассудок) - способность человека мыслить и действовать на основе разумных норм, соответствие деятельности разумным (рассудочным) правилам, соблюдение которых - условие достижения цели. Производным от рациональности является рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей1. Рационализм рассматривается как система взглядов, опирающаяся на признание первенствующей роли разума в познании.

Рациональность как принцип рассматривается нами в следующих направлениях ее функционирования: в характеристике мыслительной деятельности, использующей осознанные формы и методы в продвижении к цели; в характеристике человеческой духовно-практической и образовательной деятельности. Принцип рациональности выступает не только как основа процесса познания, но и как форма осознания бытия в культуре, и, наконец, рациональность как принцип прослеживается в виде различных типов технологий в социальных отношениях.

В рамках философской антропологии проблема рациональности получает особое звучание и назначение. История проблемы начинается с античности: Пифагор, Сократ, софисты, Платон, Аристотель и др. Рациональность уже ими рассматривается как специфическое человеческое качество, как основа образования, как некий иде4 ал интеллектуального развития и стержень культуры личности. Понимание рационального во многом определяет концепцию индивидуально-личностного существования человека.

Рациональность как принцип европейского образования исходит из идеи естественного порядка и причинно-следственных связей, пронизывающих миросуществование человека.

Концептуальную основу рациональности, как принципа европейской культуры, в античный период составляли общие понятия о закономерностях процессов познания окружающего мира посредством его осознания и разумной рациональной деятельности. Рациональность, как принцип философии Нового времени, связана с формированием научного метода. В концепции постмодерна принцип рациональности, как центральное качество личности, подвергается критике и сомнению, культура понимается все более иррациональной и, как следствие, социум тоже. Классическая наука стала постклассической, изменилось и понимание рациональности, сформировавшееся в ХУП-Х1Х вв. Образование, как подсистема культуры сегодня, выходит к пересмотру своих ценностей, в том числе, ценности рационального.

Следует отметить, что развитие современной цивилизации прямо связано с развитием образования, мировая система которого в настоящее время находится в кризисном состоянии. Данное утверждение уже стало общепризнанным1. Об этом говорят снижение качества образования, разрыв между ним, культурой и наукой. В такой ситуации философской мыслью делается попытка поиска новой парадигмы образования. О рациональности, как основном принципе 5 сферы европейского образования, написано много, но актуальность темы не исчерпала себя. Эта тема постоянно развивается, вбирая в себя все новые значения. Каждая эпоха углубляет ее, расставляя сущностные акценты генезиса и развития рациональности в процессе познания.

Обращение к проблеме рациональности в контексте европейского образования позволяет приблизиться к прогнозам и выводам о перспективах развития рационального как метода образования в XXI веке. Этот вопрос остается спорным для целого ряда социально-гуманистических наук и также нуждается в философско-педаго-гической разработке. Актуальность исследования определяется еще и тем обстоятельством, что проливает свет на вопрос о перспективах развития личности, выживания ее в современных условиях, что связано с пониманием процессов образования личности.

Степень разработанности проблемы. При разработке данной темы диссертации автор учитывал широкий спектр проблемы исследования рационального как основного принципа образования. Необходимо учитывать прямо противоположные позиции, существующие в работах западных и отечественных исследователей, которые в самом широком плане ставят проблему рациональности как главного принципа образовательных систем. В этом аспекте необходимо назвать работы основоположников педагогики Нового времени Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, пропагандистов «свободного воспитания» Л.Н.Толстого, К.Н.Вентцеля («Дом свободного ребенка»), М.Монтессори, Вальдорфскую школу, труды в области философии образования и воспитания М.Я.Басова, П.П.Блонского, С.А.Шапиро, П.П.Лазурского, К.А.Шварцман, В.Д.Шадрикова, Б.И.Ладыжец, В.Розина, Б.Гершунского и педагогов-новаторов: В.Ф.Шаталова, 6

С.Н.Лысенковой, Ш.А.Амонашвили, М.П.Щетинина, работавших по проблеме «педагогики сотрудничества».

В процессе работы над данной темой были использованы работы ученых ростовской школы педагогов-психологов: Е.В.Бондарев-ской, Г.Ф.Карповой, Т.П.Скрипкиной, И.Б.Котовой, Е.Н.Сорочин-ской и др., в которых показаны пути перехода к новому личностно-ориентированному типу образования и способы социализации.

Широкие психологические основы для проведения исследования составляют работы Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, В.А.Петровского, отражающие психологические характеристики проблемы развития человека в процессе образования и воспитания.

Философским фундаментом данной проблемы являются труды таких философов, как Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс, Х.-Г.Гадамер, Т.И.Ойзерман, М.К.Мамардашвили, В.А.Лекторский, А.Г.Спиркин, Н.С.Автономова, Б.И.Пружинин, К.Р.Поппер, М.Шелер и др. по вопросам рациональности, знания, образования.

Антропологический спектр проблем человека и личности поднимается в работах западных исследователей самых различных направлений: М.Хайдеггера, К.Юнга, Ф.Ницше, О.Шпенглера, А.Дж.Тойнби. Сюда же можно отнести целый ряд классиков западной философии, начиная от Декарта, для которых человек и человеческое самосознание - важнейшая проблема философии.

Историко-философский аспект проблемы отражен в работах: Ф.Х.Кессиди, А.С.Богомолова, А.Ф.Лосева, С.С.Аверинцева, 7

А.-И.Марру, В.Йегера, А.Боннара, Ж.-П.Вернана, К.Леви-Строса. В них исследуются проблемы античной культуры, теории мифа, зарождения в лоне мифа зерен рациональности, перехода от «мифа к логосу», описана логика мифомышления и рационального мышления.

Необходимо сказать об исследованиях ростовской философ-ско-культурологической школы, которые в значительной степени повлияли на формирование авторской концепции. Это работы М.К.Петрова, Ю.А.Жданова, В.Е.Давидовича, Е.Я.Режабека, Т.П.Ма-тяш, Г.В.Драча, Е.Е.Несмеянова, А.И.Ерыгина по вопросам сознания и самосознания, стиля мышления, рефлексии, генезиса рациональности, формирования личности и культурологии.

Работы Л.П.Буевой, И.С.Кона, Ю.Г.Волкова, В.В.Москаленко, А.Т.МоскаленкЬ, А.В.Мудрика переносят изучение темы в социологический план и обосновывают методологически важные отправные позиции интересующей нас темы.

Культурологические вопросы по данной теме отражены в работах М.С.Кагана, Л.Г.Ионина, В.С.Библера, касающихся тем культуры и личности.

Основной целью данной работы является исследование генезиса и сущности европейского образования, «просмотренного» через призму рациональности, как важнейшего системно-образующего признака.

Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач.

1. Исследовать принцип рациональности как стержень европейской культуры, ее основную проблему. Обосновать ее междисциплинарный характер. 8

2. Рассмотреть возникновение форм рационального мышления в процессе образования в контексте греческой философии и культуры У-1У вв. до н.э.

3. Исследовать рационализм как метод организации внутреннего содержания европейского образования, выявить роль в классической системе образования в сопоставлении с идеями «свободного образования», возникшего в философии XX века.

4. Показать влияние рационализма на формирование ценностных ориентаций и эффективных форм социализации личности.

Теоретико-методологические основы работы. Автор использовал принцип объективности, методы компаративного анализа в подборе и оценке исследуемых фактов, явлений и обобщений, принцип диалектического единства объективного и субъективного, принцип целостности в изучении историко-культурных и педагогических процессов.

Научная гипотеза. Открывается возможность утверждения культурно-антропологической сущности формирования принципа рациональности в образовании, которое рассматривается как универсальный процесс становления личности. Европейская система образования на всем протяжении своего развития исследует сущностные аспекты принципа рациональности, отражающего уровень развития в процессе социализации личности.

Научная новизна диссертации:

1) обоснован междисциплинарный статус проблемы рациональности и выявлена специфика культурно-антропологической позиции в исследуемой проблеме; 9

2) рассмотрена проблема принципа рациональности через изучение влияния, которое оказала античная культура на становление европейского образования;

3) прослежена в историко-философском плане трансформация сущностного содержания принципа рациональности в воспитательном и образовательном процессах; европейская философия рассмотрена как феномен, где зарождается данный принцип, как необходимый мировоззренческий аспект в осмыслении процесса воспитания и образования личности;

4) показано влияние рационализма на формирование ценностных ориентаций человека и процесс социализации личности.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Рациональность и рационализм в том виде, как они возникли в процессе развития европейской культуры, предполагают рефлексивную форму мироотношения (потребность в самоосмыслении). Эта потребность зародилась в античности (Сократ) и осознана и введена в новоевропейскую философию Декартом.

2. Образование в античности рождается как потребность личностной реализации и вместе с переходом от мифа к логосу превращается в рациональную систему, что обозначено в концепции Пай-дейи. Образование в античности осознается как способ формирования личности. Оно ведет к упорядочению общественной жизни, поскольку позволяет социализировать личность и не только передать ей комплекс знаний, но и подключить к решению социально-значимых задач, которые возникают перед обществом на каждом этапе его развития.

10 время открывает возможность жесткого логического структурирования знания, что может привести к излишней систематизации учебного процесса.

4. Образование на основе принципов рациональности выступает важнейшей ценностью современного общества, без которой невозможно ни сохранение его нравственного и познавательного базиса, ни опережающее развитие, что позволяет говорить об образовании как условии сохранения и выживания общества в конце XX века.

Практическая значимость работы. Основные результаты исследования опубликованы в научных журналах, докладывались на научных конференциях и нашли применение в учебном и учебно-воспитательном процессе. Отдельные положения диссертации могут применяться при чтении курсов философской антропологии, философии, истории культуры, истории педагогики.

Апробация работы. Основные выводы были апробированы автором на кафедре философии и культурологии Ростовского педагогического университета, на заседании отдела социальных и гуманитарных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Материалы диссертации отражены в трех публикациях и выступлениях на научных конференциях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из 5 параграфов, заключения и списка использованной литературы из 163 названий работ. Общий объем диссертации 110 с.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Рациональность как предпосылка и принцип европейского образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги исследовательской деятельности по проблеме рациональности как принципа, можно остановиться на следующих положениях, учитывая, что идея рациональности имеет ряд характеристик.

Начиная с эпохи Нового времени, когда она была последовательно применена в теории познания, идея рациональности отличала себя от рационализма, как гносеологическая установка на главенство разума, последовательно развивающаяся далее в целостную идеологическую концепцию, в которой логико-методологические и познавательные характеристики являются компонентами целого. Можно сказать, что в идеологическом отношении рациональность воплощает методологические, гносеологические, мировоззренческие принципы.

Идея рациональности в XX в. уже не приравнивается к своей научной разновидности и при разъяснении указанных принципов учитывает не только духовные, но также и различные духовно-практические и практические стороны освоения мира.

По существу, выделяются две стороны: с одной стороны, расширение сферы научной рациональности ведет к углублению научного познания, а с другой стороны, различные разветвления форм рациональности создают угрозу размывания границ рациональности и рождения иррационализма.

Из представленного исторического анализа возможно выделить следующие свойства, общие для всех форм рациональности. Вместе с тем каждый из методологических, гносеологических и мировоззренческих принципов рациональности может быть сформулирован в таком общем виде, чтобы в предельном случае он мог бы входить в

94 характеристику научной, практической, образовательной рациональности. В связи с этим, выделяя методологические принципы рациональности, следует остановиться на ведущем требовании мероопределения, как определяющем направление. Принцип мероопределения и представляет концепцию рациональности в целом, так как соблюдение меры лежит в основе всякой разумной деятельности.

С современной точки зрения мера выступает не только как единство качества и количества, но и как норматив деятельности, определяющий основу гармонии и целесообразности в моделировании человека и его мира.

Таким образом, уровень востребованности личности в процессе социализации связан с организацией рациональности воспитательных и образовательных процессов.

Согласно принципу мероопределения (в широком смысле), все разумное имеет пределы, безграничной бывает только глупость. Следовательно, существенной чертой концепции рациональности является упорядоченность последовательных явлений. Содержательно это означает то, что любому явлению что-то предшествует или последует. Отсюда - изучение явления образования с учетом традиций, предшествующего опыта, проектирование результата и т.д. Академик Лихачев утверждал, что духовная оседлость человека является коренной предпосылкой функционирования его образования, культуры и постулатом его рациональности. Сущностной стороной мероопределения является принцип достаточного обоснования и логизма. Это означает, что в рациональном рассуждении ничто не должно приниматься без достаточного основания. Любое утверждение или отрицание должно сопровождаться осознанием возможности его обоснования через логическое доказательство или чувст

95 венную достоверность. Отсюда само требование научности совместимо с требованием обоснованности, а в научном познании не менее значимы, чем идеи, их доказательства.

Принцип логизма является результативным условием рациональности. Он предполагает пути рационального познания действительности, лежит в основе научного осознания движения от простого к сложному, от общего к частному, и наоборот.

В современной философской науке альтернативой рациональности является не противопоставление ей нерационального, того, что связано с эмоцией, стихийностью, чувственной яркостью, а отрицание мероопределения, которое предполагает переход к формам иррационального, отсюда и возникают понятия «нерациональность» и «иррациональность» во всех сферах социальной деятельности личности, в частности, образовании, воспитании, развитии и т.д.

В представленной работе мы попытались коснуться лишь одного аспекта осмысления принципа рациональности в образовании, разработка которого требует дальнейшего длительного исследования.

96

 

Список научной литературыКазакова, Светлана Юрьевна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1.Аверинцев С.С. Античная риторика и судьба античного рационализма // Античная поэтика. - М., 1991.

2. Аверинцев С.С. Античный риторический идеал и культура Возрождения // Античное наследие в культуре Возрождения. М.: Наука, 1984.

3. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. 1983. - № 3.

4. Аверинцев С.С. Классическая греческая философия как явление историко-литературного ряда // Новое в современной классической филологии. М.: Наука, 1979.

5. Аверинцев С.С. Риторика как подход к обобщению действительности // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981.

6. Аверинцев С.С. Судьба европейской культурной теории в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.

7. Аверинцев С.С., Алексеев В.П., Ардзинба В.Г. и др. Древние цивилизации / Под общ. ред. Г'.М.Бонард-Левино. М.: Мысль, 1989.

8. Автономова Н.С. В поисках новой рациональности // Вопросы философии. 1981. - № 3.

9. Автономова Н.С. Разум, рассудок и рациональность. М.: Наука. 1988.

10. Агасси Дж. К развитию рациональной философской антропологии // Философия человека и современность. М., 1991. - Вып.2.

11. Алексеева Е.А. Рациональность и сознание: Историко-теоретический очерк проблем обоснования рациональности. -Минск: Навука I тэхшка, 1991.97

12. Андреев И.JI. Происхождение человека и общества: Современные методологические проблемы и критика немарксистских взглядов. М.: Мысль, 1982.

13. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993.

14. Берне Р. Развитие я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. - 422 с.

15. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990.

16. Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. - № 1.

17. Богомолов A.C. Античная философия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.

18. Богомолов A.C. Диалектический логос: Становление античной диалектики. М.: Мысль, 1982.

19. Богомолов A.C. Наука и иные формы рациональности // Вопросы философии. 1979. - № 4.

20. Боккескофф Й., Пинский А. Вальдорфская школа // Семья и школа. 1990.-№ 10-12.

21. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. - № 4.

22. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1994. - Т.1, 2.

23. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: Опыт разработки парадигмы. Ростов н/Д, 1997.

24. Борцов Ю.С. Образование в век информации: человек и новые информационные технологии обучения. М.: Высш. шк., 1997.

25. Буева Л.П. Социальная среда и социализация личности. М.: Изд-во МГУ, 1978.98

26. Василькова Ю.В. Социалисты-утописты об образовании и воспитании: Идеал человека будущего. М.: Педагогика, 1989.

27. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сб. науч. тр. М.: А.П.О., 1993.

28. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли / Пер. с фр. М.: Прогресс, 1988.

29. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм (социологический аспект). М., 1995.

30. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988.

31. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX в. // Вопросы философии. 1991. - № 6.

32. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии: В 3 кн. СПб.: Наука, 1994. - Кн.2.

33. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 т. М.: Мысль, 1971. - Т.2.

34. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1997. - Т.З.

35. Гершунский Б.С. Прогнозирование развития образования: проблемы и перспективы // Образование в современном мире: состояние и тенденция развития / Под ред М.И. Кондакова. М.: Педагогика. 1986.

36. Гинецинский В.И. Проблема структурирования мирового образовательного пространства // Педагогика. 1997. - № 3.

37. Гладкий В.Г. Древний мир: Энциклопедический словарь. Донецк: МП «Отечество», 1996. - Т.1.

38. Голованова Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое // Педагогика. 1998. - № 5.

39. Грязнов А.Ф. Эволюция философских взглядов. М., 1985.99

40. Гулыга A.B. Миф как философская проблема // Античная культура и современная наука. М.: Наука, 1985.

41. Давидович В.Е. Кто ты, человечество? Теоретический портрет. -М.: Мол. гвардия, 1975.

42. Давидович В.Е. Социальная справедливость, идеал и принципы деятельности. М.: Политиздат, 1989.

43. Джибладзе Г.И. Философия Коменского. 2-е изд., доп. и испр. -М.: Педагогика, 1982.

44. Донских O.A., Кочергин А.Н. Античная философия: Мифология в зеркале рефлексии. М.: Изд-во МГУ, 1993.

45. Драч Г.В. Проблема человека в раннегреческой философии. -Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1987.

46. Еремин С.Н., Семенов Е.В. Наука и образование в структуре ИТР. Новосибирск: Наука, 1986.

47. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа (ок. 530 ок. 430 гг. до н.э.). -Л.: Наука, 1990.

48. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.

49. Золотухина-Аболина Е.В. Философия и личность. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1983.

50. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.

51. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. М.: Мысль, 1991.

52. Йегер В. «Пайдейя». Воспитание античного грека (Эпоха великих воспитателей и воспитательных систем) // «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шичалина. М., 1997.

53. Йолон П.Ф. и др. Рациональность в науке и культуре. Киев: Наукова думка, 1989.100

54. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974.

55. Кант И. О педагогике. М., 1987.

56. Касавин И.Т., Сокулер З.А. Рациональность в назначении и практике: Критический очерк. М.: Наука, 1989.

57. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: Становление греческой философии. М.: Мысль, 1972.

58. Кизима В.В. Культурно-исторический процесс и проблема рациональности. Киев, 1985.

59. Киссель М.А. Судьба старой дилеммы: Рационализм и эмпиризм в буржуазной философии XX века. М.: Мысль, 1974.

60. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание, 1987.

61. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.

62. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.

63. Копалов В.И. Общественное сознание: Критический анализ фетишистских форм. Томск, 1985.

64. Копнин П.В. О рациональном и иррациональном // Вопросы философии. 1968. - № 5.

65. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов-н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1997.

66. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977.

67. Кузнецов Б.Г. Разум и бытие. Этюды о классическом рационализме и неклассической науке. М.: Наука, 1972.

68. Культурный прогресс: Философские проблемы. М.: Изд-во Наука, 1984.101

69. Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Драча Г.В. Ростов н/Д: Феникс, 1997.

70. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / Пер. с польск. М.: Высшая школа, 1990.

71. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире (системный анализ). М., 1970.

72. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

73. Кутырев В.А. Образование как образ жизни // Aima mater. 1997. - № 10.

74. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: Атеист, 1930.

75. Леви-Строс К. Структура мифов // Вопросы философии. 1970. -№ 7.

76. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985.

77. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. шк., 1991.

78. Лекки В.Э.Г. История возникновения и влияние рационализма в Европе: В 2 т. / Пер. с англ. СПб.: Поляков, 1970.

79. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980.

80. Логвинов Н.И. Философия образования и педагогика: точка зрения и дидактика // Педагогика. 1997. - № 3.

81. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977.

82. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988.

83. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: Мысль, 1989.

84. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / Сост. А.А.Тахо-Годи / Общ. ред. А.А.Тахо-Годи и И.И.Маханькова. -М., 1993.102

85. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.

86. Мамардашвили М. Картезианские размышления. М.: Прогресс; Культура, 1993.

87. Мамардашвили М.Н. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984.

88. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев B.C. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире. Философия и наука: Критические очерки буржуазной философии. М.: Наука, 1972.

89. Мамонова М.А. Запад и Восток: традиции и новации рациональности мышления. М.: Изд-во МГУ, 1991.

90. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.46. - 4.1.

91. Марру А.И. История воспитания в античности (Греция) // «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шичалина. М., 1998.

92. Матяш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов н/Д: Издательство Рост, ун-та, 1988.

93. Мелетинский Е.М. Клод Леви-Строс и структурные типологии мифа // Вопросы философии. 1970. - № 7.

94. Мердок Дж.П. Функциональные характеристики культуры // Антология исследований культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. - Т.1: Интерпретации культуры.

95. Миронов В.Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990.

96. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания: Философские теории личности и ее психологические и биологические основания. Новосибирск: Наука, 1984.103

97. Москаленко B.B. Социализация личности: философский аспект -Киев: Выща школа, 1986. 198 с.

98. Мотрошилова Н.В. Ориентации новой личности и их выражение в философии человека XVII столетия // Историко-философский ежегодник. М.: Наука, 1986.

99. Мотрошилова Н.В. Учение о разуме и мышлении в философии XVII-XVIII вв. и их социальная обусловленность // Социальная природа познания, теоретические предпосылки и проблемы. М.: Наука, 1979.

100. ЮО.Мудрачей Н.С. Проблема рационального и иррационального: Античность, средневековье // Вопросы философии. 1982. -№ 9.

101. Мудрачей Н.С. Рациональное и иррациональное: Историко-теоретический очерк. М.: Наука, 1985.

102. Мудрик A.B. Социализация и смутное время. М.: Знание, 1991.

103. ЮЗ.Надточиев A.C. Философия и наука в эпоху античности. М.:1. Изд-во МГУ, 1990.

104. Новиков A.A. Рациональность в ее истоках и утратах // Вопросы философии. 1995. - № 5.

105. Образование в конце XX в.: Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1992. - № 9.

106. Юб.Ойзерман Т.И. Главные философские направления: Теоретический анализ истории философского прогресса. 2-е изд. дораб. -М.: Мысль, 1984.107.0йзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. М.: Мысль, 1982.

107. Ю8.0йзерман Т.И. Рациональное и иррациональное. М., 1984.

108. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. JL, 1967.

109. Ю.Перминова J1.M. Содержание образования с позиции самоидентификации личности // Педагогика. 1997. - № 3.

110. Ш.Петров М.К. Самосознание и научное творчество. Ростов-н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1992.

111. Петров М.К. Социально-культурные основания развития современной науки. М.: Наука, 1992.

112. Пилиповский В.Я. Рационалистическая модель школы и процесса обучения на задаче // Педагогика. 1993. - № 2.

113. Поппер K.P. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие ораторы. М.: Феникс; Культурная инициатива, 1992. Т.2.

114. Попович М.В. Поход против разума: Иррационализм в современной буржуазной философии. Киев: Изд-во АН УССР, 1960.

115. Пб.Поппер K.P. Открытое общество и его враги / Пер. с англ. / Под ред. В.Н.Садовского. М.: Феникс, Культурная инициатива, 1992. - Т. 1: Чары Платона.

116. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1966.

117. Проблемы философии культуры: Опыт историко-материалис-тического анализа. М.: Мысль, 1984.

118. Пружинин Б.И. Рациональность и историческое единство научного знания (гносеологический аспект). М.: Наука, 1986.

119. Радул Д.Н. Рационализм и наука Нового времени // Вопросы философии. 1997. - № 12.

120. Ракитов А.И. Рациональность и теоретическое знание // Вопросы философии. 1983.

121. Рациональность науки и практики: закономерности сближения: Сб. науч. тр. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989.105

122. Резванов C.B., Драч Г.В., Коротец И.Д. и др. Человек. Культура. Общество. Ростов н/Д: Логос, 1993.

123. Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. - № 2.

124. Розин В. Предмет, концепция, направление изучения // Alma mater. 1991. - № 1.

125. Розин В. Ценности и образование // Aima mater. 1991. - № 12.

126. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.

127. Руссо Ж.-Ж. Пед. соч.: В 2 т. / Под ред. Г.И.Джибладзе. М., 1981. Т.1.

128. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М.: Политиздат, 1988.

129. Рутманис К.В. Идеал рациональности в философии. Рига: Зи-натне, 1990.

130. Саймон Б. Общество и образование / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.

131. Словарь античности / Пер. с нем. М.: Эллис Лас; Прогресс, 1993.

132. Слуцкий М.С. Динамика структуры и совершенствования современного образования. М., 1996.

133. Современный философский словарь / Под ред. В.Кемерова. М., 1996.

134. Сохань Л.В., Тихонович В.А., Донченко Е.А. и др. Культура жизни личности: Проблемы теории и методологии социально-психологических исследований. Киев: Наукова думка, 1988.

135. Социальная природа познания, теоретические предпосылки и проблемы. М.: Наука, 1979.10613 7. Социально-философские проблемы современного образования. -М.: Знание, 1986.

136. Спиркин А.Г. Происхождение сознания. М.: Политиздат, 1960.

137. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. МО.Степин B.C. Деятельностная концепция знания (дискуссии с

138. И.Алексеевым) // Вопросы философии. 1991. - № 8.

139. Степин B.C. Научное знание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. - № 10.

140. Сулима И. Диалог времен и культур // Нар. образование. 1997. - № 9.

141. Ткачев П.Н. Очерки по истории рационализма // Вопросы научного атеизма. М.: Мысль, 1980. - Вып.25.

142. Толстой JI.H. Педагогические сочинения. М., 1978.

143. Философская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1961. -Т.4.

144. Философский энциклопедический словарь / Под ред. С.С.Аве-ринцева и др. М.: Сов. энциклопедия, 1989.

145. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В.В.Давыдова. М.: ИНТОР, 1994.

146. Фролов Э.Д. Факел Прометея: Очерки античной общественной мысли. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991.

147. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1980.

148. Холодная М.А., Гельфман Э.Г. Интеллектуальное развитие личности // Педагогика. 1998. - № 1.

149. Хьел Л., Зинглер Д. Теории личности (Основные положения. Исследования и применения). СПб.: Питер Пресс, 1997.

150. Чанышев А.И. Аристотель. 2-е изд., доп. - М.: Мысль, 1987.107

151. Чанышев А.И. Начало философии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

152. Чанышев А.Н. Италийская философия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.

153. Черняк B.C. Мифологические истоки научной рациональности // Вопросы философии. 1994. - № 9.

154. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Логос, 1993.

155. Шаповалов В. Человеческая внерациональность и свобода личности // Свободная мысль. 1994. - № 1.

156. Шварцман К.Л. Философия и воспитание: Критический анализ немарксистских концепций. М.: Политиздат, 1989.

157. Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии. 1992. - № 6.

158. Швырев B.C. Человек и рациональность // Человек. 1997. -№ 6.

159. Шевелева С.С. Открытая модель образования (синергетический подход). М.: Магистр, 1997.

160. Шелер М. Формы знания и образование // Человек. 1992. -№4-5.

161. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1999.

162. Щеглов А. Массовое сознание: в поисках синтеза // Aima mater. 1998. -№ 12.