автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Развитие домрово-балалаечного искусства в российской провинции

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Сапожников, Павел Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Тольятти
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Диссертация по искусствоведению на тему 'Развитие домрово-балалаечного искусства в российской провинции'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Развитие домрово-балалаечного искусства в российской провинции"

На правах рукописи

САПОЖНИКОВ Павел Иванович

РАЗВИТИЕ ДОМРОВО-БАЛАЛАЕЧНОГО ИСКУССТВА В РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ (по материалам Самарской области)

Специальность 17.00.02— Музыкальное искусство

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

7 НОЯ 2013

Магнитогорск 2013

005537351

Работа выполнена на кафедрах народных инструментов, методологии и методики художественного образования, истории и теории исполнительского искусства МБОУ ВПО «Тольяттинская консерватория (институт»).

Научный руководитель: Берлянчик Марк Моисеевич,

доктор искусствоведения, профессор

Официальные оппонепты: Имханицкий Михаил Иосифович,

доктор искусствоведения, профессор кафедры баяна и аккордеона ФГБОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных»

Неясова Ирина Юрьевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки ГБОУ ВПО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Нижегородская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки».

Защита состоится Д^Г"ноября 2013 г. часов на заседании

Объединенного диссертационного совета ДМ 210.008.01 при ГБОУ ВПО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки» по адресу: 455036, г. Магнитогорск, ул. Грязнова, 22.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГБОУ ВПО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки».

Автореферат разослан « » 2013 г.

Ученый секретарь ^у .

диссертационного совета -/й/ Е.В. Чернова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Академическое направление в народно-инструментальном искусстве, опирающееся на традиции европейской и русской музыкальной культуры, несмотря на свою молодость (существует немногим более 100 лет), ныне представляет собой значительный пласт отечественного музыкального искусства.

Начиная с древнейших времен — от существования языческих племен и образования Киевской Руси, пройдя через множество исторических этапов развития общества, русские народные инструменты определили свой статус как музыкальные орудия, сопровождающие человека на многотрудном жизненном пути и направленные на удовлетворение его эстетических потребностей. Традиции игры на народных инструментах повсеместно сохранялись, несмотря на изменчивое отношение к ним со стороны правителей и церкви вплоть до откровенных гонений и полных «искоренений».

В конце XIX века одной из примечательных тенденций в Российской империи стало увлечение идеей возрождения культуры славянских народов. Прогрессивно настроенная интеллигенция и деятели искусства как центральных городов, так и периферии, активно включались в изучение богатейшего культурного наследия крестьян, населявших просторы России, что привело к возрождению народного песенного и инструментального творчества, к активизации музыкального просветительства.

Благодаря активной деятельности группы передовых музыкантов, в сложившейся культурной ситуации возникло сольное и оркестровое исполнительство на народных инструментах, основанное на академических принципах европейской музыкальной культуры. Зародившееся в Петербурге, оно стало активно развиваться и распространяться по всей стране.

В регионе Средней Волги, отличавшемся значительными этническими и культурными особенностями, данный вид музыкального искусства также преодолел определенные стадии становления и развития. Находясь в едином государственном пространстве и в общем русле культурного строительства, музыкальная культура Поволжья, в частности, Самарской области, в целом, развивалась в едином направлении реформ и культурных преобразований, происходивших в центральных городах России. Вместе с тем, географическое положение Самары и окружающего региона, различия' в историческом развитии и

полиэтническая структура населения предопределяли характерные черты, отражавшие своеобразие процессов формирования в данной местности академического домрово-балалаечного искусства.

Между тем, исследования в области теории и практики искусства игры на народных инструментах, имеющиеся в отечественном музыкознании, посвящены, в основном, изучению тех или иных явлений, происходивших в центральных городах России. Исходя из сказанного, актуальность настоящей диссертационной работы определяется тем, что развитие народно-инструментального искусства в российской провинции, в частности, в Среднем Поволжье, до сих пор не исследовано.

Степень изученности проблемы диссертации. Развитию народно-инструментального искусства в России посвящено значительное количество научных публикаций A.C. Илюхина, М.И. Имханиц-кого, Е.И. Максимова, А.И. Пересады, Ф.В. Соколова, A.C. Чагадаева и других исследователей. Однако пути и особенности развития домрово-балалаечного исполнительства в провинциальных городах России, в частности, в Среднем Поволжье и Самарской области в трудах этих ученых не являются объектом и предметом специального изучения.

Цель диссертационной работы — исследование исторического пути, современного состояния и проблем дальнейшего развития народно-инструментального искусства в российской провинции.

Объектом исследования в настоящей диссертации является исторический процесс становления и развития исполнительства на русских народных струнных инструментах в регионе Среднего Поволжья (по материалам Самарской области).

Предмет исследования — особенности зарождения, распространения и развития, сохранения и дальнейшего совершенствования академического (сольного, оркестрового и ансамблевого) исполнительства на домре и балалайке в регионе Среднего Поволжья.

Исходя из объекта, предмета и цели исследования, в диссертации поставлены следующие задачи:

1) обобщить предпосылки, истоки и исторические пути зарождения и развития игры на русских народных инструментах;

2) оценить значение новаторской деятельности В.В. Андреева для развития народно-инструментального искусства в российской провинции;

3) рассмотреть процесс развития академического направления исполнительства на русских народных (струнно-щипковых) инструментах в контексте социокультурной и художественной (музыкальной) жизни средневолжского региона России;

4) исследовать своеобразие процессов становления и развития народно-инструментального искусства в Самаре;

5) проанализировать современное состояние и проблемы дальнейшего развития искусства игры на русских народных инструментах и соответствующей отрасли музыкального образования в Поволжье.

В диссертации использованы следующие исследовательские методы:

1) анализ и обобщение материалов по вопросам происхождения, распространения, развития искусства игры на балалайке и домре в различные исторические периоды;

2) изучение и обобщение литературных данных о развитии отечественной художественной культуры, становлении домрово-балалаечного искусства на рубеже Х1Х-ХХ веков;

3) поиск и изучение архивных источников, касающихся вопросов развития народно-инструментального (струнно-щипкового) искусства в Самаре и прилегающих районах Поволжья;

4) наблюдение, анализ и обобщение современной практики исполнительства на струнных народных инструментах в Самарской области в сравнении с общероссийской практикой;

5) наблюдение и критический анализ состояния подготовки исполнителей и преподавателей игры на домре и балалайке в Самаре и других городах Среднего Поволжья.

В качестве материалов исследования в диссертации использованы документы Государственного архива Самарской области, в том числе: отчеты Самарского музыкального училища им. Д.Г. Шаталова, материалы различных учреждений культуры области, статьи в периодической печати разных лет, фотодокументы, семейные архивы деятелей музыкального искусства, программы концертных выступлений самодеятельных и профессиональных народных ансамблей и оркестров области, проч.

Методологическую и источниковую базу диссертации составили фундаментальные в отечественном музыковедении труды Б.В. Асафьева, Л.А. Мазеля, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Б.Л. Яворского и др.; труды в области социологии музыки и музы-

кального образования (JI.Ä. Баренбойм, А.Н. Сохор, Б.Ф. Смирнов, B.C. Цуккерман, А.Н. Якупов и др.).

Важное значение имели работы по истории и теории музыкального исполнительства (М.М. Берлянчик, В.П. Гутор, Г.М. Коган, Г.Г. Нейгауз, Н.Е. Перельман, С.Е. Фейнберг и др.); исследования по истории исполнительства на русских народных инструментах (Л.Г. Бендерский, Д.И. Варламов, A.C. Илюхин, М.И. Имханицкий, Е.И. Максимов, A.M. Мирек, А.И. Пересада и др.); научно-методические работы по народно-инструментальному исполнительству (И.Д. Алексеев, В.П. Власов, М.И. Имханицкий, Ф.Р. Липе, В.В. Лушников, В.А. Семенов, Ф.В. Соколов и др.).

Существенную роль сыграли исторические труды по развитию культуры регионов России, в том числе Самарской области (Н.М. Карамзин, Ю.В. Келдыш, Б.П. Хавторин, Л.В. Храмков, Н.П. Храмкова и др.); исследования в области истории музыкальной культуры Поволжья (И.В. Большакова, В.И. Цветова, В .И. Яковлев и др.).

Использованы также эстетические, культурологические и музыкально-теоретические исследования (В.В. Медушевский, Е.В. Назай-кинский, Д.В. Покровский, E.H. Прасолов, В.К. Скатерщиков и др.); современные фундаментальные труды по инструментоведеншо (К. А. Вертков) и по органологии (И.В. Мациевский).

На защиту выносятся следующие положения.

1. Зарождение и становление домрово-балалаечного искусства письменной традиции в конце XIX — начале XX веков испытывали мощное влияние общих процессов развития художественной культуры и искусства, характерных не только для российских столиц — Петербурга и Москвы, но и для ряда провинциальных центров, в частности, для Самары и других поволжских городов.

2. Развитие искусства игры на струнных народных инструментах в условиях провинциальных центров Поволжья отличалось взаимодействием двух тенденций: с одной стороны, стремлением следовать достижениям столичных оркестров, ансамблей и солистов, с другой — намерением претворять типичные особенности, специфические черты провинциального быта и оригинальный репертуар, что было связано с условиями жизни, отличиями исторического пути и многообразием этнического состава населения поволжского региона.

3. Современное состояние искусства игры на народных струнных инструментах в Самаре и Поволжье в целом характеризуется значительными достижениями художественно-творческого порядка,

что, однако, не гармонирует с реалиями подготовки новых поколений солистов, ансамблистов и оркестрантов, нуждающейся в активизации инновационных процессов, обновлении подходов и методов в данной области музыкального образования.

Научная новизна диссертации состоит в том, что развитие зародившегося в конце XIX века академического направления в российском народно-инструментальном искусстве впервые рассматривается по материалам российской провинции (на примере средне-поволжского региона). Это делает настоящую диссертацию первым многоаспектным музыковедческим (краеведческим) исследованием в данной области.

Практическая значимость диссертации. Результаты исследования могут быть широко использованы при изучении истории исполнительства на народных инструментах, а также при подготовке курсовых и дипломных работ по соответствующим дисциплинам высшего и среднего профессионального музыкального образования. Работа также может служить, своего рода, побудительным фактором и примером для развертывания подобных исследований в других регионах России, имея в виду создание цельной картины развития искусства игры на струнных народных инструментах в России.

Апробация работы. Отдельные разделы и главы исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедр народных инструментов, методологии и методики художественного образования, истории и теории исполнительского искусства Тольяттинской консерватории (2009, 2010, 2011, 2012). Диссертация в полном объеме была обсуждена на совместном заседании кафедр народных инструментов, истории и теории музыки с участием специалистов кафедры методологии и методики художественного образования, истории и теории исполнительского искусства, где получила рекомендацию к защите.

Результаты исследования неоднократно освещались на различных научных и научно-практических конференциях: в Тольятти (Международная научно-пракгическая конференция «Музыкальное образование в новой России на пороге XXI века», 1998 г.); Самаре (2-я Международная научно-практическая конференция «Педагогический процесс как культурная деятельность», 1999 г.); Оренбурге (Международная научная конференция «Музыкальная культура Европы и Азии. История. Традиции. Современность», 2002 г.); Саратове (Всероссийская научно-практическая конференция «Влияние творчества И.Я. Паницкого на развитие современного исполнительства на баяне

и аккордеоне», 2006 г.); Волгограде (П и Ш Всероссийские научно-практические конференции «Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития», 2007 г., 2009 г.); Твери (Всероссийская научно-практическая конференция преподавателей и студентов «Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога», 2010 г.); Казани (Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственный потенциал современного общества в подготовке специалистов социокультурной сферы третьег о тысячелетия», 2011 г.)

По результатам исследования подготовлено учебное пособие по курсу истории исполнительства на русских народных инструментах для студентов музыкальных вузов.

Основные положения диссертации представлены в 10 публикациях, в том числе три работы в рекомендованных ВАК журналах «Известия Самарского научного центра РАН» (Самара, 2010, 2013), «Исторические, философские, политические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики» (Тамбов, 2013).

Построение работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, включающих десять разделов, Заключения, Списка литературы и Приложения, в котором даны примечания к основному тексту, эпи-столярий, воспроизведены некоторые архивные материалы, иллюстрации и фотодокументы.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении дана общая характеристика содержания диссертации: раскрыты актуальность и степень изученности проблемы, обозначены цель, объект, и предмет исследования; определены его задачи и методы; указаны выносимые на защиту положения, методологическая и источниковая база диссертации, её научная новизна и практическая значимость; представлена информация об апробации и структуре диссертации.

Первая глава «ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ В РОССИИ МУЗИЦИРОВАНИЯ НА НАРОДНЫХ СТРУННО-ЩИПКОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» состоит из трех разделов. В первом разделе («Фольклорные истоки игры на домре и балалайке, их распространение в русском быту») прослежены пути развития русского народно-инструментального исполнительства в его фольклорном бытовании с

целью выяснения факторов развития музыкальной культуры России, благодаря которым в будущем стало возможным превращение исконно фольклорных музыкальных орудий в инструменты, репрезентирующие академическое музыкальное искусство.

В результате изучения исторических, инструментоведческих и искусствоведческих научных работ выявлены наиболее общие подходы к определению истоков русского народно-инструментального исполнительства и путей его дальнейшего развития. Их анализ позволил считать, что русская домра является продуктом взаимосвязей и взаимовлияний музыкальных культур разных народов, которые существовали на протяжении длительного периода развития российского общества. Отмечено, что именно в период расцвета скоморошеского движения (XVI — первая половина XVII веков) народный, в своей основе, инструмент домра получил наибольшее распространение, постепенно став орудием профессиональных музыкантов. Балалайка же появилась вследствие полного разрушения скоморошества после известного указа царя Алексея Михайловича «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий» (1648 г.) как вновь воссозданный струнно-щипковый инструмент, продолживший в новом обличии функции домры на любительской фольклорной основе.

Во втором разделе («Влияние отечественной художественной культуры второй половины XIX — начала XX веков на становление народно-инструментального искусства письменной традиции») рассмотрено влияние общественных демократических тенденций и художественно-эстетической мысли, связанных с зарождением славянофильства, на возникновение идеи реконструкции народных инструментов и её осуществление В.В. Андреевым. Освещен ряд примечательных фактов из творческой биографии Андреева, свидетельствующих о заинтересованном отношении крупнейших отечественных композиторов H.A. Римского-Корсакова, А.К. Лядова, А.К. Глазунова, П.И. Чайковского, музыкального критика В.В. Стасова к академическому исполнительству на народных инструментах. Приведены примеры первых опытов использования народных инструментов в сочинениях H.A. Римского-Корсакова и А.К. Глазунова.

В заключение раздела сделан вывод о том, что идея возрождения народно-инструментального исполнительства возникла в атмосфере общедемократических тенденций развития общества и пробуждения национального самосознания в России второй половины ХЕХ — начала XX столетий. Отмечено также, что становлению исполни-

тельства письменной традиции на струнно-щипковых народных инструментах, развитию его художественного потенциала способствовал необычайно яркий расцвет русской музыки, проявившийся в творчестве выдающихся представителей отечественной композиторской школы.

В третьем разделе первой главы исследования («О реконструкции В.В. Андреевым балалайки и домры, создании Великорусского оркестра») на основе изучения и обобщения имеющихся научных источников рассмотрена многогранная творческая деятельность Андреева как основоположника нового направления в народно-инструментальном искусстве, инициатора усовершенствования конструкции балалайки и воссоздания домры.

Определены и охарактеризованы четыре этапа процесса введения домрово-балалаечного исполнительства в русло академического музыкального искусства, выявлены их основные признаки, начиная с ознакомления В.В. Андреева с игрой на балалайке фольклорного вида и заканчивая созданием полноценного оркестра русских народных инструментов. Показана роль профессиональных музыкантов в формировании состава народно-оркестрового коллектива академического направления.

В качестве главного вывода первой главы диссертации представлено заключение о том, что идеи выдающегося деятеля русской музыкальной культуры В.В. Андреева о возможности возрождения русских народных инструментов путем их реконструирования, впечатляющие результаты их последовательного поэтапного осуществления, воплотившиеся в создании Великорусского оркестра, стали мощным истоком распространения и развития данного вида искусства по всей стране.

Вторая глава диссертации «ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» содержит результаты комплексного изучения социально-культурной ситуации в регионе в период с конца XIX до середины XX века. Прослежены исторические факты влияния деятельности В.В. Андреева на возникновение идеи создания в Самаре оркестра народных инструментов. Широко проанализированы процессы развития культурной жизни города, формирования необходимой инфраструктуры для развития музыкального и театрального искусства в период с 1917 года до начала Великой Отечественной войны. Детально рассмотрена творческая деятельность профессионального балала-

и

ечника-виртуоза А.И. Алло, выявлена его роль в создании первого в Самаре народного оркестрового коллектива, в организации обучения игре на балалайке и домре в музыкальных учебных заведениях.

В первом разделе главы {«Музыкальное просветительство и тенденции возрождения национальной культуры как стимул развития исполнительства па народных инструментах») на основании изучения архивных материалов и прессы того времени показано, что в конце XIX — начале XX веков в регионе Средней Волги процесс развития музыкальной культуры активно происходил в русле распространенных тогда идей просветительства, демократических тенденций возрождения национальных культурных традиций, в том числе закладывался фундамент музыкального образования, расширялся круг музыкантов-профессионалов и любителей. Также отмечено, что традиционную народную культуру в этот период здесь составляли этнические, конфессиональные и бытовые музыкальные жанры. Музыка населяющих Поволжье народов сохраняла национальное своеобразие в основных своих чертах, однако, состав инструментария, использовавшегося в фольклорном музицировании, изменялся в соответствии с общероссийскими тенденциями. В заключение раздела сделан вывод о том, что в указанный период в Самаре была подготовлена необходимая почва для появления академического исполнительства на народных инструментах.

Второй раздел {«Значение «Кружка любителей игры на балалайках» В.В. Андреева в становлении народно-инструментального исполнительства в российской провинции») посвящен детальному анализу двух, состоявшихся в 1891 году в Самаре, концертов «Кружка любителей игры на балалайках» В.В. Андреева и их квалифицированному разбору в местной прессе. В результате анализа помещенных в «Самарской газете» статей об этих выступлениях андреевского коллектива выяснено их большое значение для зарождения у самарских музыкантов идеи создания подобного ансамбля. В ходе исследования установлено, что осуществление этой идеи было воплощено в организации в 1902 году слесарем М.Д. Пеньковым при самарском железнодорожном депо любительского оркестра балалаечников, что представляло собой один из первых значительных опытов начального периода развития в регионе данного вида музыкального исполнительства. На примере анализа статей музыкального обозревателя И.Д. Гинзбурга о концертах кружка Андреева отмечена исключительная ценность профессионально выполненных рецензий, которые помещались

в местной периодической печати тех лет, для изучения знаковых явлений музыкальной жизни провинциальной России.

В третьем разделе («Самара как центр музыкальной и театральной жизни поволжского региона») исследованы вопросы культурного строительства в условиях новой социально-политической ситуации в стране после 1917 года. В итоге изучения различных документальных материалов, прессы тех лет и литературных источников установлено, что в течение трех десятилетий в Самаре были сформированы все структуры, необходимые для развития театрального и музыкального искусства: филармония и симфонический оркестр; Сред-неволжский краевой оперный театр; музыкальный техникум и музыкальные школы; создана обширная сеть кружков художественной самодеятельности и любительских музыкальных коллективов. Описываемый исторический период музыкальной жизни Самары характерен широким охватом населения музыкальным просвещением благодаря активной деятельности сложившегося здесь корпуса квалифицированных и профессионально одаренных музыкантов-исполнителей, повсеместному развитию художественной самодеятельности, особенно в сфере хорового, народно-инструментального и духового оркестрового исполнительства.

При этом подчеркнуто, что развитие народно-инструментальной культуры обрело тогда существенную государственную поддержку, получило новые импульсы в своем становлении, которые воплотились в создании оркестра русских народных инструментов, введении обучения на народных инструментах в Самарском музыкальном техникуме и музыкальных школах всего региона.

В четвертом разделе («Творческий вклад А.И. Алло в развитие домрово-

балалаечного искусства письменной традиции») посвящен деятельности профессионального балалаечника-виртуоза Александра Ивановича Алло по культивированию в регионе сольного и оркестрового народно-инструментального исполнительства. Подробно изучена незаурядная творческая и организаторская активность А.И. Алло в сфере народно-инструментального исполнительства и музыкального образования, которая проявлялась на протяжении всей его жизни. Началась она с создания в 1917 году при Доме культуры железнодорожников полноценного состава оркестра русских народных инструментов и музыкальной школы по обучению молодежи игре на балалайке и домре.

В данном разделе подчеркнута бесценность вклада А.И. Алло в развитие домрово-балалаечного исполнительства в регионе Средней Волги, что позволило вывести его на высокий академический уровень. Оркестру под управлением Алло было доступно исполнение высокохудожественных образцов русской и зарубежной классики, оригинальных оркестровых сочинений, сложных обработок народных мелодий. Благодаря его самоотверженной творческой деятельности домрово-балалаечное сольное и оркестровое исполнительство в довоенный период и первые десятилетия после войны стало неотъемлемой частью музыкальной жизни Самары. По примеру его оркестра, творческими усилиями талантливых последователей и учеников создавались другие многочисленные оркестровые коллективы.

В третьей главе диссертации «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДОМРОВО-БАЛАЛАЕЧНОГО ИСКУССТВА В ПОВОЛЖЬЕ» рассмотрены вопросы функционирования, исполнительства на балалайке и домре в любительском, учебном и профессиональном форматах, становления и развития системы подготовки исполнителей на народных инструментах, тенденции создания репертуара сольного, ансамблевого и оркестрового исполнительства. Выявлены наиболее характерные проблемы, намечены пути дальнейшего развития народно-инструментального исполнительства в целом.

В первом разделе главы («Из истории подготовки исполнителей на народных инструментах»), прослежен процесс формирования в Самарской области трехуровневой системы музыкального образования, в том числе в сфере подготовки исполнителей на домре и балалайке. Уделено внимание осмыслению социально-политических и культурных условий развития этого процесса, способствовавших введению во всех её структурных звеньях обучения народно-инструментальному исполнительству.

На основании изучения архивных документов, прессы и других источников выявлена роль отдельных личностей в становлении и развитии музыкального образования в Самарской области, среди которых выделен вклад в эти процессы Д.Г. Шаталова, Е.М. Лакирева, С.М. Мамченко и др.

В итоге изучения документальных материалов определено важнейшее значение плодотворной деятельности Самарского музыкального училища в становлении и развитии системы подготовки профессиональных музыкантов, в том числе и исполнителей на народных

инструментах. Особо рассмотрен период, когда на посту директора училища работал Д.Г. Шаталов (1954-1977). В эти годы, совпавшие с необычайно интенсивным развитием профессионального музыкального образования, в Самарском регионе были созданы условия для развития домрово-балалаечного исполнительства. При активном содействии Шаталова были открыты средние профессиональные музыкальные учебные заведения в Тольятти и Сызрани, где преподавание обеспечивалось выпускниками Самарского училища, продолжавшими обучение в центральных музыкальных вузах страны.

В ходе анализа современного состояния системы подготовки музыкантов-исполнителей на народных инструментах, выявлена обусловленность повышения качества профессиональной подготовки специалистов, в первую очередь, расширением сети начального и среднего образования, совершенствованием теоретического и методического обеспечения учебного процесса. В то же время, высвечены определенные проблемы, связанные с возникновением противоречий между положительными тенденциями в обучении и снижением популярности народно-инструментального искусства в обществе, падением престижа профессии музыканта.

Во втором разделе {«Балалайка и домра в современном любительском, учебном и профессиональном исполнительстве») с истори-ко-политических и культурологических позиций представлены и обобщены обширные аналитические материалы по изучению процесса формирования любительского направления в домрово-балалаечном исполнительстве. При рассмотрении его современного состояния обоснован вывод о том, что в нынешних социальных условиях любительское музицирование на домре и балалайке под мощным прессом звучащей в быту популярной музыки постепенно утрачивает свое значение. В то же время, отмечена и положительная тенденция, что связано с расширением сети начального музыкального образования, которая в определенной мере компенсирует ослабление традиций любительства в данной сфере исполнительства.

Разностороннее освещение в этом разделе получили вопросы состояния учебного исполнительства на народных инструментах, характеризующегося обилием отчетных, шефских и всевозможных конкурсных выступлений солистов, народных ансамблей и оркестров музыкальных школ, колледжей и вузов. Рассмотрены яркие примеры активной концертной деятельности оркестров русских народных инструментов, функционирующих на базе музыкальных, общеобразова-

тельных школ и достигших высоких художественных результатов. В качестве впечатляющей модели перспективного развития кратко охарактеризована творческая деятельность Н.А. Капипшикова, создавшего в 1947 году в горняцком поселке Мундыбаш Кемеровской области школьный оркестр русских народных инструментов, который стал уникальным центром художественно-эстетического и музыкального воспитания многих поколений жителей небольшого западносибирского поселка. В наше время этот коллектив, ставший тогда лауреатом Премии Ленинского комсомола и награды общества «Молодость Кузбасса» и продолжающий успешно функционировать и нести людям радость общения с народно-инструментальным искусством, может служить образцом для творческого подражания.

При рассмотрении учебного исполнительства на балалайке и домре сделан акцент на функционировании системы научно-методического обеспечения учебного процесса как важнейшем факторе, положительно влияющем на рост профессионального исполнительского мастерства учащихся и преподавателей музыкальных учебных заведений.

С целью обоснования данного положения дан краткий анализ документов «Агентства социокультурных технологий в сфере художественного образования и эстетического воспитания», «Программы организационно-творческой, научно-методической, информационно-просветительской и аналитической деятельности», подготовленной областным Министерством культуры. С учетом данных в ней программных установок составляются соответствующие программы и планы в городских и районных научно-методических центрах, в учебных заведениях всех трех уровней.

Большое внимание уделено современному профессиональному исполнительству на домре и балалайке. Отмечено, что как сольное, так и ансамблево-оркестровое исполнительство значительно укрепило свои позиции на волне общероссийских прогрессивных тенденций в народно-инструментальном академическом исполнительстве 60-90-х годов прошлого и первого десятилетия текущего века. Подчеркнуто, что появление значительного количества региональных профессиональных ансамблей и оркестров, концертная деятельность которых стала привычной составляющей музыкальной жизни практически во всех субъектах Российской Федерации, обусловлено, прежде всего, совершенствованием подготовки исполнителей.

При рассмотрении сольного профессионального исполнительства показано, что домровое искусство, в отличие от балалаечного, глубоких корней в Самаре не имеет. Это вызвано не только особенностями регионального развития народно-инструментального исполнительства, но и, в большей степени, общероссийскими тенденциями в развитии сольного домрового искусства. Тем не менее, показан прогресс в сольном исполнительстве домристов, выступающих в сопровождении профессиональных ансамблей и оркестров; отмечено значительное пополнение народно-инструментальных коллективов высококвалифицированными специалистами в данной области.

Для более полного и обоснованного анализа традиции исполнительства на балалайке в Самарской области сначала ретроспективно охарактеризованы некоторые важные стороны процесса развития отечественного балалаечного исполнительства, связанные с деятельностью от В.В. Андреева, Б.С. Трояновского, А.Д. Доброхотова, Н.П. Осипова и др., воспитавших следующее поколение мастеров данного искусства, которые ныне правомерно считаются основателями современных школ игры на балалайке. Отмечены школы П.И. Нечепорен-ко, Е.Г. Блинова, А.Б. Шалова, подготовившие большое количество специалистов, представляющих иа высшем уровне искусство игры на балалайке, в том числе и в Самарской области, где доминируют воспитанники Е.Г. Блинова.

По итогам изучения концертной деятельности государственных и муниципальных ансамблевых и оркестровых коллективов на примере Самарского областного ансамбля русских народных инструментов (руководитель Р. Батыршын), государственного оркестра «Виртуозы Самары» (руководитель П. Третьяков), Муниципального оркестра русских народных инструментов г. Сызрани (руководитель С. Иванченко), Русского оркестра Тольяттинской филармонии (руководитель В. Кормишин) сделан вывод о том, что современное профессиональное народно-инструментальное искусство в Самарской области представляет собой вполне сформировавшийся жизнеспособный комплекс сольного и ансамблево-оркестрового исполнительства.

В третьем разделе «Репертуарные тенденции и инновационные пути развития» критически рассмотрены три существующих подхода к классификации этапов развития домрово-балалаечного репертуара. Далее освещены вопросы современной репертуарной политики в сольном домрово-балалаечном, ансамблевом и оркестровом исполнительстве; дан анализ программ выступлений профессиональных ис-

полнителей — домристов и балалаечников — ансамбля русских народных инструментов Самарской областной филармонии и оркестра русских народных инструментов «Виртуозы Самары».

При изучении особенностей сольного исполнительства на домре и балалайке рассмотрена проблема большого отрыва современных достижений в развитии исполнительской техники от имеющегося оригинального репертуара, состоящего преимущественно из произведений композиторов прошлого века, построенных на материале народного мелоса. Отмечено, вместе с тем, что в стремлении выйти за пределы фольклорных границ, скрыта опасность отхода балалайки и домры от своей этнической и соцнально-демо1рафической сущности, следствием чего может стать образование пропасти между исполнителями и широкой аудиторией слушателей. Таким образом, продвижение нового репертуара, составляющего сочинения целой плеяды современных композиторов, обративших свой взор на домру, в ограниченных условиях концертной жизни провинциальных народно-инструментальных коллективов представляется весьма проблематичным. В этой связи сделан вывод о необходимости разумного сочетать в репертуаре как произведений, основанных на разработке фольклорной тематики, так и сочинений композиторов новой волны, использующих семантику современного музыкального языка. Подчеркнута также изначальная двойственность формирования репертуара для балалайки и домры, вытекающая из самой сущности этих инструментов, которую правомерно определять как «дуализм» (Д.И. Варламов).

При рассмотрении вопросов репертуара сольных выступлений балалаечников с позиции музыкально-просветительской миссии народных инструментов и ее социальной направленности в провинциальных культурных центрах отмечено, что, во-первых, сольные концерты балалаечников в больших филармонических залах посещают, в основном, люди старшего поколения, либо те, кто по профессии или роду занятий непосредственно связан с народно-инструментальным искусством. Тогда как огромная социальная категория учащихся и студентов (других, не музыкальных вузов) остается не охваченной музыкально-просветительской деятельностью средствами балалаечного искусства. Во-вторых, наибольший просветительский эффект производят шефские концерты в учебных учреждениях, на предприятиях, когда имеется возможность проведения лекции-концерта, в ходе которого в доступной и увлекательной форме рассказывается об

инструменте, о том или ином музыкальном произведении. Однако такого рода просветительская деятельность всегда связана со многими организационными вопросами, решать которые не всегда готовы ее инициаторы и устроители.

Далее сказано о том, что в музыкальной жизни самарского региона кое-где культивируется исполнительство на балалайке с электронным устройством, способствующим расширению динамической шкалы звучания и варьированию его тембра. Далее создаются различные ансамбли с участием балалаек такого рода. Относительно репертуара, звучащего на «электробалалайке» и в ансамблях с ее участием, отмечено, что в этой области музицирования делаются попытки приспособить популярный репертуар натурального балалаечного искусства к новым исполнительским условиям, что, однако, в принципе, не соответствует замыслу авторов произведений. Но, к сожалению, производит немалый эффект...

В результате изучения значительного числа концертных программ ансамблевого и оркестрового исполнительства показано, что составление репертуара обусловлено, в основном, стремлением завоевать признание у широкой, но недостаточно культурной, аудитории путем исполнения виртуозных и эффектных народных обработок для балалаек и домр или исполнения популярных песен в сопровождении оркестра, эстрадно-джазовых пьес.

Вместе с тем, отчасти сохраняются и традиции составления репертуара, заложенные основоположником жанра В.В. Андреевым, который, наряду с выигрышными обработками народных песен, а также романсов, непременно включал в программы концертов своего коллектива переложения известных произведений русской и зарубежной классики, оригинальные сочинения для Великорусского оркестра.

В процессе изучения прогрессивных тенденций в развитии народно-инструментального искусства определена позитивная роль ряда инновационных форм и методов подготовки специалистов, а также передовых творческих свершений в профессиональном исполнительстве. В их числе: проведение всероссийских композиторских конкурсов на лучшее произведение для народных инструментов; активизация музыкально-просветительской работы концертных коллективов среди учащейся молодежи (филармонические абонементы, музыкальные лектории и проч.); приглашение ведущих исполнителей-солистов для участия в концертных программах местных оркестро-

вых коллективов; создание сводных оркестров учащихся разных музыкальных учебных заведений для участия в общественных праздничных мероприятиях; регулярное проведение конкурсов исполнителей на народных струнно-щипковых инструментах городского, областного, регионального и всероссийского масштаба; проведение мастер-классов, научно-методических конференций, летних творческих школ для одаренных детей и др.

В итоге изучения подготовки в Самарской области исполнителей на народных струнных инструментах, функционирования любительского, учебного и профессионального домрово-балалаечного исполнительства, тенденций формирования сольного, ансамблевого и оркестрового репертуара сделаны следующие выводы:

1) подготовка профессиональных исполнителей на балалайке и домре в Самарском регионе, как, очевидно, и в других провинциальных центрах России, пройдя через определенные этапы становления и развития, достигла достаточно высокого профессионального состояния в постепенно оформившейся структуре музыкально-образовательных учреждений трех уровней — начального, среднего и высшего;

2) любительская же сфера музицирования на балалайке и домре в существующих ныне социально-культурных условиях, испытывая мощное воздействие постоянно звучащей в эфире антихудожественной поп-музыки, напротив, существенно утрачивает свое значение;

3) между тем, расширение пространства и успехи музыкального образования на народных инструментах обусловили появление значительного числа профессиональных ансамблей и оркестров, ставших неотъемлемой частью музыкальной жизни во многих регионах страны;

4) значительное повышение технического мастерства современных исполнителей — домристов и балалаечников — вызвало ситуацию репертуарного голода, поскольку исполняемые программы выступлений на народных инструментах, состоящие преимущественно из переложений популярной классики и оригинальных сочинений композиторов-народников XX века, относящиеся по стилю и образному содержанию к фольклоризму и неофольклоризму, перестали удовлетворять возросшие художественно-эстетические запросы не только исполнителей-профессионалов, но и более компетентных слушателей;

5) репертуар ансамблей и оркестров концертных организаций региона, в целом, соответствует установившимся репертуарным традициям, которые состоят в пропорциональном сочетании произведений народного плана, оригинальных академических сочинений прошлого и произведений современных композиторов с музыкой эстрадно-джазового характера. Притом вполне правомерно использование в концертном репертуаре сольных инструментальных и вокальных выступлений в сопровождении оркестра.

В заключение всего сказанного в настоящей главе сделан общий вывод о том, что искусство игры на народных струнных инструментах и подготовка необходимых специалистов — музыкантов-исполнителей и преподавателей — в Самарской области и шире — в Поволжье, а, по-видимому, и в российской провинции в целом, ныне находится в весьма противоречивом состоянии. Для его преодоления нужна планируемая, тщательно взвешенная и всесторонне обоснованная система мер и мероприятий, нацеленных на интенсивное развитие и усовершенствование всех сторон и компонентов данного вида искусства.

В Заключении диссертации подчеркнуто, что освещение в настоящей работе путей становления и развития домрово-балалаечного исполнительства в Самарской области и окружающем регионе, преследовавшее цель изучить наиболее характерные моменты развития здесь данного вида музыкального творчества и обобщить их на примере Средневолжского региона, призвано содействовать проведению аналогичных научных исследований в других российских регионах, с тем чтобы создать разностороннее и целостное представление о феномене русского народно-инструментального искусства не только в провинции, но и в России в целом.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Статьи, опубликованные в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК

1. Сапожников, П.И. О роли А.И. Алло в развитии исполнительства на народных инструментах в Самарской области / П.И. Сапожников // Известия Самарского научного центра РАН, Том 12, № 5 (3):

«Научная жизнь, педагогика, психология, филология, искусствоведение». _ Самара. 2010. — С. 860-864 (0,75 п.л.).

2. Сапожников, П.И. Пути становления системы подготовки исполнителей на народных, инструментах в российской провинции (на примере Самарской области) / П.И. Сапожников // Исторические, философские, политические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики : Научно-теоретический и прикладной журнал № 5 (31). Часть 1. — Тамбов: «Грамота», 2013. — С. 154— 160 (0,75 п.л.)

3. Сапожников, П.И. О роли личности Д.Г. Шаталова в развитии профессионального музыкального образования в Самарской области / П.И. Сапожников // Известия Самарского научного центра РАН, Том 15, № 2 (3): «Научная жизнь, педагогика, психология, филология, искусствоведение». — Самара, 2013. — С. 276-283 (1,25 п.л.).

Статьи и тезисы докладов, опубликованные в других изданиях

4. Сапожников, П.И. Художественно-эстетические особенности исполнения произведений русской классшш оркестром народных инструментов / П.И. Сапожников // Педагогический процесс как культурная деятельность: Материалы и тезисы докладов 2-й Международной науч.-практ. конф. — Самара, 1999. — С. 377 (0,3 п.л.)

5.Сапожников, П.И. Исторические предпосылки становления народно-инструментального исполнительства письменной традиции в Самарской области / П.И. Сапожников /,/ Музыкальная культура Европы и Азии (История. Традиции. Современность.): Материалы Международной науч.-практ. конф. — Оренбург, 2002. — С. 139-141 (0,3 п.л.).

6. Сапожников, П.И. Исторические предпосылки становления в Самарской области народно-инструментального исполнительства письменной традиции / П.И. Сапожников // Вопросы народно-инструментального исполнительства и педагогики: Межвузовский сб. статей. — Тольятти. 2002. — С. 75-102 (1,5 п.л.)

1.Сапожников, П.И. Становление и развитие народно-инструменталь-ного исполнительства письменной традиции в Самарской области / П.И. Сапожников: Учебное пособие, ч. 1. — Тольятти, 2004. — 32 с. (2 п.л.).

8. Сапожников, П.И. Влияние фольклорной традиции исполнительства на гармони на развитие академического баянного искусства / П.И. Сапожников // Влияние творчества И .Я. Паницкого на развитие современного исполнительства на баяне и аккордеоне: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. — Саратов, 2006. — С. 101-104 (0,3 п.л.).

9.Сапожников, П.И. Некоторые вопросы профессионального воспитания музыкантов-баянистов (аккордеонистов) на современном этапе / П.И. Сапожников // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы II Всероссийской науч.-практ. конф. — Волгоград 2007.— С. 404—411 (0,5 п.л.).

10. Сапожников, П.И. Александр Иванович Алло и его роль в развитии оркестрового исполнительства на народных инструментах в Самарской области / П.И. Сапожников // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога. Выпуск 9: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. преподавателей и студентов — Тверь, 2010. — С. 345-348 (0,3 пл.).

Подписано в печать 18.10.2013 г. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Печать оперативная. Тираж 110 экз. Заказ №1504. Отпечатано в ООО типография "Полйар". 445020, г. Тольятти, ул. Родины, 36а.

 

Текст диссертации на тему "Развитие домрово-балалаечного искусства в российской провинции"

МБОУ ВПО «Тольяттинская консерватория (институт)»

РАЗВИТИЕ ДОМРОВО-БАЛАЛАЕЧНОГО ИСКУССТВА В РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ (по материалам Самарской области)

Специальность 17.00.02 — Музыкальное искусство

^^ Диссертация на соискание ученой степени

^^ кандидата искусствоведения

СО 00

СО

со «

^ Научный руководитель —

^^ О^ доктор искусствоведения,

0 заслуженный деятель

искусств России профессор М.М. Берлянчик

Тольятти 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение.................................................................................. 4

Глава 1. ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ В РОССИИ МУЗИЦИРОВАНИЯ НА НАРОДНЫХ СТРУННО-ЩИПКОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ................................................................ 15

1.1. Фольклорные истоки игры на домре и балалайке,

их распространение в русском быту.................................................... 16

1.2. Влияние отечественной художественной культуры второй половины XIX — начала XX веков на становление народно-инструментального искусства письменной традиции............... 48

1.3. О реконструкции В.В. Андреевым балалайки и домры, создании Великорусского оркестра................................................. 70

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА

В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ..................................................... 100

2.1. Музыкальное просветительство и тенденции возрождения национальной культуры как стимул развития исполнительства

на народных инструментах.......................................................... 101

2.2. Значение «Кружка любителей игры на балалайках» В.В. Андреева в становлении народно-инструментального исполнительства в российской провинции........................................ 121

2.3. Самара как центр музыкальной и театральной жизни поволжского региона.................................................................... 129

2.4. Творческий вклад А.И. Алло в развитие домрово-балалаечного искусства письменной традиции................................... 155

Глава 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДОМРОВО-БАЛАЛАЕЧНОГО ИСКУССТВА

В ПОВОЛЖЬЕ..........................................................................................................................................181

3.1. Из истории подготовки исполнителей на народных инструментах......................................................................................................................................................182

3.2. Балалайка и домра в современном любительском, учебном

и профессиональном исполнительстве..........................................................................................206

3.3. Репертуарные тенденции и инновационные пути развития..............236

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................................................267

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................................274

ПРИЛОЖЕНИЯ:

1. Примечания..............................................................................................................................308

2. Эпистолярий и другие материалы........................................................................319

3. Иллюстрации и фотодокументы..........................................................................338

ВВЕДЕНИЕ

Академическое направление в народно-инструментальном искусстве, опирающееся на традиции европейской и русской музыкальной культуры, несмотря на свою молодость (существует немногим более 100 лет), ныне представляет собой значительный пласт отечественного музыкального искусства.

Данная сфера музыкальной культуры России формировалась в русле многовековой истории народно-инструментального творчества. Начиная с древнейших времен — от язычества и образования Киевской Руси, пройдя через многие исторических этапы общественного развития, русские народные инструменты определили свой статус как музыкальные орудия, сопровождающие человека на многотрудном жизненном пути и направленные на удовлетворение эстетических его потребностей. Струнно-щипковые, духовые и ударно-шумовые инструменты широко использовались при проведении досуга, осуществляли прикладные функции в руках крестьян-пастухов и ратных воинов на поле брани. Традиции исполнительства на народных инструментах повсеместно сохранялись, несмотря на изменчивое отношение к ним со стороны правителей и церкви вплоть до откровенных гонений и глубоких «искоренений».

Социально-политическая обстановка, установившаяся в России после отмены крепостного права в 1861 году, открыла определенные возможности для активизации демократических тенденций и возрождения исконной народной культуры, сохранения фольклорных традиций. Одной из примечательных идеологических тенденций в Российской империи конца XIX века стало увлечение идеей возрождения культуры славянских народов. Передовая интеллигенция, деятели искусства, как в центральных городах, так и на периферии, активно включались в изучение богатейшего культурного наследия крестьян, населяв-

ших просторы России, что привело к возрождению народного песенного и инструментального творчества, к активизации музыкального просветительства.

В сложившейся культурной ситуации возник новый вид сольного и оркестрового исполнительства на народных инструментах, основанный на европейских академических принципах. Благодаря активной деятельности группы передовых музыкантов, вдохновленных идеей В.В. Андреева о возрождении и усовершенствовании балалайки и домры, народные музыкальные инструменты становятся на путь академического музицирования. Исполнительство на струн-но-щипковых народных инструментах, зародившееся в Петербурге, стало развиваться и активно распространяться в российской провинции. Этому способствовала широкая поддержка ряда деятелей русской культуры и композиторов, обративших внимание на новое развивающееся явление музыкальной культуры, и, в частности, на неизменно совершенствующееся мастерство музыкантов — исполнителей на балалайке и домре.

В регионе Средней Волги, отличавшемся значительным этническим и культурным своеобразием, данный вид музыкально-творческой деятельности также прошел определенные стадии становления и развития. Находясь в едином государственном пространстве и в общем политическом русле культурного созидания, связанного с идеологическими установками разных исторических периодов, музыкальная культура Поволжья, в частности, Самарской области, развивалась, в целом, идентично относительно реформ и преобразований, происходивших в центральных городах России. Вместе с тем, географическое положение Самары, пути исторического развития и полиэтническая структура населения предопределяли и некоторые характерные черты, отражавшие особенности процессов формирования в данном регионе академического направления в домрово-балалаечном исполнительстве.

Развитию в провинциальных центрах России академического направления в домрово-балалаечном искусстве на протяжении советского периода способствовали не только известные преобразования в социально-культурной и музыкально-образовательной политике государства, но и, главным образом, как

показывает история, активная творческая и организаторская деятельность музыкантов, исключительно преданных народно-инструментальной музыке. В российской провинции — на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале и в Поволжье, на южных, северных и западных окраинах Центральной России — повсюду, благодаря самоотверженной деятельности многих энтузиастов, зарождалось и развивалось сольное, ансамблевое и оркестровое исполнительство на народных инструментах.

В отечественном музыкознании вопросам теории и практики искусства игры на народных инструментах посвящены многие труды известных ученых, среди которых следует, в первую очередь, назвать Г.И. Благодатова, Д.И. Варламова, К.А. Верткова, A.C. Илюхина, А.И. Пересаду, М.И. Имханиц-кого, Е.И. Максимова, А. М. Мирека.

Однако, анализируя историю развития того или иного явления в народно-инструментальной музыке России, они, в большинстве случаев, обращают внимание на музыкальное искусство столичных городов. Это вполне объяснимо, поскольку в столицах, в отличие от провинциальных культурных центров, музыкальная жизнь отличается большей концентрацией высококвалифицированных музыкальных коллективов и концертных исполнителей, лучшей их подготовленностью и, как следствие, более высоким художественным уровнем профессионализма, исполнительской культуры в целом. В результате недостаточно изученной остается деятельность местных мастеров домрово-балалаечного искусства, активно развивавшегося и в провинциальных городах России.

Лишь в последнее время появились публикации, посвященные изучению развития данной сферы музыкального исполнительства на периферии — в Орловской области, в Саратове, Ростове-на-Дону, Воронеже, Екатеринбурге. Вместе с тем, эти публикации, во-первых, носят, в основном, явно выраженный публицистический, а не научный, характер, а, во-вторых, совсем не касаются специфики данного вида музыкального искусства в Среднем Поволжье. А, между тем, история развития народно-инструментального исполнительства в этом

регионе по своей содержательности и значимости достойна серьезного научного анализа и обобщения, что сделало бы картину развития исполнительства на народных инструментах в России более содержательной и полной.

Исходя из сказанного, актуальность настоящей диссертационной работы определяется тем, что особенности процесса развития народно-инструментального искусства в российской провинции исследованы недостаточно, а его становление и современное состояние в средневолжском регионе до сих пор не изучены.

Цель исследования — анализ и обобщение данных об историческом пути, региональных особенностях, современном состоянии и проблемах развития народно-инструментального искусства в российской провинции.

Объект исследования — исторический процесс становления и развития исполнительства на русских народных струнных инструментах в регионе Среднего Поволжья (на материале Самарской области).

Предмет исследования — специфика зарождения, распространения и развития, проблемы совершенствования академического исполнительства на русских народных инструментах в регионе Среднего Поволжья (на материале Самары и Самарской области).

Исходя из объекта, предмета и цели исследования, в диссертации поставлены следующие задачи:

1) проанализировать и обобщить предпосылки, истоки и пути становления академического исполнительства на русских народных инструментах;

2) определить значение новаторской деятельности В.В. Андреева для развития народно-инструментального исполнительства в российской провинции;

3) рассмотреть процесс развития академического направления исполнительства на русских народных инструментах в контексте социально-культурной и художественной (музыкальной) жизни средневолжского региона России;

4) выявить своеобразие становления народно-инструментального искусства академического направления в Самаре;

5) оценить современное состояние и проблемы дальнейшего развития искусства игры на русских народных инструментах и соответствующего образования в Поволжье.

Решение обозначенных задач потребовало использования следующих методов исследования:

1) анализ и обобщение материалов по вопросам происхождения, распространения, развития искусства игры на балалайке и домре в различные исторические периоды;

2) изучение и обобщение литературных данных о развитии отечественной художественной культуры, становлении домрово-балалаечного искусства на рубеже Х1Х-ХХ веков;

3) поиск и изучение архивных источников, касающихся вопросов развития народно-инструментального (струнно-щипкового) искусства в Самаре и прилегающих районах Поволжья;

4) наблюдение, анализ и обобщение современной практики исполнительства на струнных народных инструментах в Самарской области в сравнении с общероссийской практикой;

5) наблюдение и критический анализ состояния подготовки исполнителей и преподавателей игры на домре и балалайке в Самаре и других городах Поволжья.

Состояние изученности темы диссертации. Вопросы народной музыкальной культуры России неоднократно, начиная с XIII века, рассматривались зарубежными путешественниками, историками, писателями в контексте описания особенностей российской жизни, ее примечательных бытовых сторон. К первым попыткам специального описания русского народно-инструментального музицирования принято относить работу Якоба Штелина «Известия о музыке и балете», помещенную в изданной в 1770 году книге И. Хайтгольда «Приложения к преобразованиям в России».

Отечественные исследователи стали целенаправленно заниматься историей русского народного, в том числе и народно-инструментального, музыкального творчества лишь со второй половины XIX столетия. Из наиболее значительных работ, созданных в этот период, следует назвать опубликованные труды профессора Петербургской консерватории A.C. Фаминцына: «Скоморохи на Руси» (1889); «Гусли: русский народный инструмент» (1890); «Домра и сродные ей инструменты русского народа» (1891). Определенный вклад в российское фольклорное инструментоведение внес соратник Андреева ученый-этнограф Н.И. Привалов, опубликовавший несколько работ, среди которых наиболее примечательны: «Ударные музыкальные инструменты русского народа» (1903); «Гудок — древнерусский музыкальный инструмент» (1904); «Танбуровидные музыкальные инструменты» (1905). Перечисленные научные публикации в значительной степени повлияли на формирование идей В.В. Андреева о реконструкции и усовершенствовании русских народных (струнно-щипковых) инструментов.

Из более поздних научных источников, посвященных изучению русского народного инструментария, следует выделить фундаментальный труд К.А. Верткова «Русские народные музыкальные инструменты» (1975), который посвящен разностороннему исследованию данной области музыкальной культуры с общих инструментоведческих позиций (в аспекте исторического развития исполнительства на народных инструментах).

Пути развития ансамблевого и оркестрового исполнительства на русских народных инструментах отражены в работах Е.И. Максимова «Ансамбли и оркестры гармоник» (1974, 1979), «Оркестры и ансамбли русских народных инструментов» (1983), «Российские музыканты-самородки» (1987). Опубликованы также работы А. Чагадаева «В.В. Андреев» (M.-JL, 1946, 1961); В.Ф. Соколова «В.В. Андреев и его оркестр» (Л., 1962); A.C. Илюхина «В.В. Андреев. Материалы к курсу истории исполнительства на русских народных музыкальных инструментах», вып. 1 (М., 1969).; A.C. Илюхина «В.В. Андреев. Методический материал к курсу истории исполнительства на

русских народных музыкальных инструментах», вып. 2 (М., 1971); Л.Г. Бен-дерского «Страницы истории исполнительства на народных инструментах» (Свердловск, 1983).

К наиболее значительным научным достижениями последних лет в области истории исполнительства на народных инструментах следует отнести исследования М.И. Имханицкого, в которых обоснован новый взгляд на многие процессы, происходившие в данной сфере: «История исполнительства на русских народных инструментах» (М., 2002), «Становление струнно-щипковых народных инструментов в России» (М., 2008).

Однако перечисленные научные источники, посвященные изучению основных тенденций развития отечественного народно-инструментального искусства, при всей широте охвата явлений и глубине проникновения в исследуемые процессы, недостаточно отражают особенности становления данного вида музыкального искусства в провинциальных регионах страны. Следовательно, работ, непосредственно относящихся к заявленной теме настоящей диссертации, не существует.

Научная достоверность диссертации определяется системным подходом, использованием фундаментальных трудов отечественных и ряда зарубежных исследователей музыкального искусства, исполнительства и образования, широкой опорой на краеведческие исследования Самарской и других областей Поволжья, а также на собственный опыт работы на поприще концертного исполнительства и профессиональной подготовки исполнителей на народных инструментах.

Методологическую и теоретическую основу, источниковую базу работы составили:

- фундаментальные в отечественной науке музыковедческие труды Б.В. Асафьева, Л.А. Мазеля, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Б.Л. Яворского и др.;

- труды в области социологии музыки и музыкального образования (JI.A. Баренбойм, М.М. Берлянчик, А.Н. Сохор, Б.Ф. Смирнов, B.C. Цуккер-ман, А.Н. Якупов и др.);

- исторические труды по развитию культуры регионов России, в том числе Самарской области (Н.М. Карамзин, Ю.В. Келдыш, Б.П. Хавторин, JI.B. Храмков, Н.П. Храмкова и др.);

- работы по истории и теории музыкального исполнительства (М.М. Берлянчик, В.П. Гутор, Г.М. Коган, Г.Г. Нейгауз, Н.Е. Перельман, E.H. Прасолов, С.Е. Фейнберг и др.);

- исследования по истории исполнительства на русских народных инструментах (Л.Г. Бендерский, Д.И. Варламов, A.C. Илюхин, М.И. Имханиц-кий, Е.И. Максимов, A.M. Мирек, А.И. Пересада и др.);

- научно-методические работы по народно-инструментальному исполнительству (И.Д. Алексеев, В.П. Власов, М.И. Имханицкий, Ф.Р. Липе, В.В. Луш