автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Развитие театра на юге Дальнего Востока в условиях радикальной общественной трансформации России

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Абабкова, Наталья Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Комсомольск-на-Амуре
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Развитие театра на юге Дальнего Востока в условиях радикальной общественной трансформации России'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Развитие театра на юге Дальнего Востока в условиях радикальной общественной трансформации России"

На правах рукописи

Абабкова Наталья Николаевна

РАЗВИТИЕ ТЕАТРА НА ЮГЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В УСЛОВИЯХ РАДИКАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

РОССИИ (1985-2005 гг.)

Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Комсомольск-на-Амуре 2013

* ІШ 2013

005542192

005542192

Работа выполнена на кафедре «История и архивоведение» гуманитарного факультета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Комсо-мольский-на-Амуре государственный технический университет» (ФГБОУ ВПО «КнАГТУ»)

Научный Петрунина Жанна Валерьяновна

руководитель: доктор исторических наук, доцент, заведующий ка-

федрой «История и архивоведение» ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», г. Комсомольск-на-Амуре

Официальные Бобышев Сергей Васильевич

оппоненты: доктор исторических наук, профессор, заведующий

кафедрой «Теория и история государства и права» ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», г. Хабаровск

Кит Татьяна Викторовна

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории и юриспруденции ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», г. Комсомольск-на-Амуре

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Благовещенский государственный

педагогический университет», г. Благовещенск

Защита состоится декабря 2013 г. в <(!&> часов на заседании Объединенного совета по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата наук, на соискание ученых степеней доктора наук ДМ 212.092.05 при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет» Министерства образования и науки РФ по адресу: 681013,

г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27, ауд. 201/3.

С диссертацией можно ознакомиться в научно-технической библиотеке ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет».

Автореферат разослан «¿¡¿_» ноября 2013 г. Ученый секретарь ,, г\

диссертационного совета РуиР^/с

доктор культурологии, доцент иа^ллу I я.с. Иващенко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Создание объективной картины современной отечественной культуры возможно на основе анализа культурных процессов, происходящих в различные исторические периоды и протекающие не только в центральной части страны, но и далеко за ее пределами. В период общественных трансформаций, которые страна пережила в конце XX - начале XXI вв., произошли радикальные изменения в социально-экономическом и культурном развитии. Это привело к пересмотру прежних жизненных ценностей, отказу от многих советских идеологических догм. Новые российские реалии обусловили распад прежних отношений культуры и государства, став основой для новых процессов развития. Поскольку с ломкой общественных отношений культурные процессы не прекращаются, а чаще всего изменяются и приобретают новые формы и содержание, то развитие культуры в период общественных преобразований требует более тщательного рассмотрения.

Театральная культура является значимым показателем развития культуры и общего состояния общества. С одной стороны, перестройка в стране, затяжной экономический кризис стали сложным временем для театров (усилились процессы их коммерциализации, было поставлено под угрозу сохранение национальных театральных объединений); с другой - на изломе исторических эпох театральная культура изменялась, открывались новые грани ее деятельности. Были созданы предпосылки для возрождения экспериментальных театров, которые стали механизмами развития качественно нового подхода к театральному искусству и его роли в обществе.

Актуальность обращения к исследованию театральной культуры юга Дальнего Востока обусловлена возрастающим научным интересом современных социогума-нитарных наук к событиям, происходившим в период радикальных общественных перемен в регионе.

В диссертационном исследовании проведен анализ функционирования театрального дела юга дальневосточного региона. Театры играют ключевую роль в эстетическом и общекультурном развитии населения, они осуществляют миссию сохранения культурного наследия.

В современной России становится актуальной проблема осмысления функциональной роли театральной культуры, предназначенной как удовлетворять потребности населения в эстетическом развитии, гак и выполнять функцию формирования социокультурного пространства региона.

Степень разработанности темы. Историографическая база диссертации представлена двумя компонентами. Первый компонент включает в себя исследования по вопросам состояния театральной культуры в стране в период трансформации общества, второй — историографией театральной культуры дальневосточного региона.

Для того чтобы получить представление о тенденциях развития театральной культуры на Дальнем Востоке России в 1985 - 2005 гг., необходимо дать характеристик}' общественно-политической ситуации в стране. Ценную информацию о состоянии российского общества, переживающего кардинальные изменения, содержат работы известного российского социолога, специалиста области изучения социокуль-

турных трансформаций Н.Е. Тихоновой, экономиста, члена корреспондента РАН Н.М. Римашевской, отечественных историков P.A. Медведева, В.В. Согрина.

Теоретическим основанием в исследовании истории театра послужили работы В.И. Немировича-Данченко, К.С. Станиславского, В.Э. Мейерхольда. Основные аспекты русского авангарда исследованы в работе И.А. Вакара. Эстетические и театроведческие аспекты темы раскрыты в трудах С.А. Изволиной, С.И. Овчинниковой.

В осмыслении исторического процесса в период общественных трансформаций духовные потребности человека все чаще становятся объектом исследования. Особое место в изучении современной культуры занимают работы по истории, философии, социологии, теории и истории культуры.

В монографии B.C. Жидкова сделана одна из первых попыток рассмотреть все этапы формирования культурной политики и ее реализации в условиях многонациональной России. В работе уделено внимание разработке системы управления театрами: от общероссийских масштабов до внутритеатральных.

Изменения в области культуры, вызванные перестройкой в стране, освещены в работах В.Н. Пименовой. Анализ состояния российской культуры в период радикальных преобразований представлен в работах В.Ф. Рябова, В.Н. Сагатовского, В.Н. Орлова. В контексте общественно-экономического процесса рассматривает культуру A.A. Московская, определившая степень влияния культурных ценностей на человека в условиях рыночных отношений.

Специфика провинциального театра отражена в исследованиях российского театрального критика В.Я. Калиш.

В постсоветских исследованиях театрального искусства появились работы, в которых театр рассматривается как форма межкультурной коммуникации. Исследование театра России как важного социокультурного института было проведено российским искусствоведом В.Н. Дмитриевским.

Всесторонний анализ истории театрального дела в нашей стране в период радикальных изменений становится возможным, если рассматривать его в контексте развития региональной театральной культуры.

Региональная историография театральной культуры, по сравнению с общероссийской, невелика по объёму. В советский период проблемы развития дальневосточных театров были представлены в немногочисленных статьях и заметках. Одним из первых исследователей, предпринявших попытку выявить особенности развития дальневосточной культуры, стал В.Г. Щебеньков. Различные аспекты деятельности советского дальневосточного театра были освещены в работах A.C. Иванова, С.З. Гришко, Н.И. Вайсман, Д.К. Максимова.

В постсоветский период региональная историография заметно расширилась. Изменение общественно-политической обстановки в стране позволило исследователям подойти к оценке театрального дела на Дальнем Востоке в ином ракурсе. Это исследования А.Г. Козлова и М. А. Кузьминой, рассматривавших историю дальневосточных театров в системе ГУЛАГ.

Значимость для исследования представляют работы искусствоведа JI.B. Пресняковой. Дальневосточный ученый И.Г. Стрюченко в своих работах рассматривает российскую культуру как часть исторического процесса.

В новом тысячелетии исследование театрального дела на Дальнем Востоке вышло на новый качественный уровень. Проблемы культуры в дальневосточной историографии были подняты работах Э.В. Ермаковой. Главный хранитель Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н.И. Гродекова Т.В Мельникова определила условия появления национального (нанайского) театра, особенности его существования в современных условиях и указала важность сохранения нанайского театрального наследия. И.С. Бренер выявил особенности развития национальной культуры, в том числе и театральной, в г. Биробиджане.

Большой вклад в историю досоветской театральной культуры на Дальнем Востоке внесла театровед A.B. Шавгарова. Ее была выявлена специфика деятельности дальневосточного театрального искусства XIX - начала XX и определено его место в духовной жизни общества. Истории дальневосточного театра посвящены разделы монографий учёных Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН С.Б. Белоглазовой и В.А. Королевой.

История становления театрального дела в Приморье получила освещение в исследованиях Н.Б. Поповой.

Особенности развития художественной культуры провинциального города на примере г. Комсомольска-на-Амуре, рассмотрены в работе И.И. Шибико.

Таким образом, в современной отечественной историографии существуют работы, в которых в той или иной степени изучены основные проблемы развития дальневосточных театров. Однако интересы большинства авторов сведены к исследованиям становления театрального дела в регионе. За редким исключением хронологические рамки включают постсоветский период.

К числу значимых исследований по истории дальневосточных театров в условиях кардинальных общественных перемен второй половины 1980-х - начале 2000-х гг. следует отнести работы научного сотрудника Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН Э.В. Осиповой, областью научных интересов которой стала театральная культура Дальнего Востока в постсоветский период. Несмотря на то, что автором была проведена скрупулезная исследовательская работа, включившая анализ деятельности театров Дальнего Востока в условиях социально-экономических сдвигов второй половины 1980-х - начале 2000-х гг., вне сферы ее внимания остались вопросы работы таких театральных институтов, как народные театры и театральные студии, которые в условиях радикальных перемен в обществе являлись очагами культуры и способствовали духовно-нравственному просвещению детей и взрослых. Кроме того, Э.В. Осипова недостаточно полно осветила театральную деятельность народов, проживающих на юге Дальнего Востока России.

Актуальной на сегодняшний день национальной проблеме посвящена монография A.B. АхметоЕой. Одна из глав ее работы отведена проблемам сохранения культурного национального наследия коренных малочисленных народов Дальнего Востока в условиях радикальных трансформаций в обществе.

Свидетельством повышенного интереса исследователей к проблемам театральной культуры на Дальнем Востоке России является то, что по данной тематике за годы нового столетия было защищено пять диссертаций (A.B. Шавгаровой, И.А. Цупенковой, С.Ю. Гамалей, P.P. Романова, Э.В. Осиповой). Осмыслению теат-

ра как одного из институтов культуры г. Комсомольска-на-Амуре способствовало культурологическое исследование Е.Г. Галкиной.

Несмотря на значительный исследовательский интерес к развитию театра на Дальнем Востоке, можно констатировать, что многие аспекты проблематики требуют дальнейшей разработки.

Объект исследования - театральная культура юга Дальнего Востока России.

Предмет исследования - функционирование театра на юге Дальнего Востока как механизма формирования социокультурного пространства региона в условиях общественных трансформаций.

Цель исследования — реконструировать исторические реалии деятельности театров на юге Дальнего Востока в период радикальных общественных трансформаций.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

• определить этапы функционирования театральной культуры дальневосточного региона России в контексте исторических преобразований последней четверти XX — начале XXI вв.;

• рассмотреть влияние политики государства на эволюцию театрального дела в условиях коренных изменений в стране и показать зависимость деятельности институтов культуры от государственной поддержки;

• изучить влияние рыночных отношений на организационно-творческую деятельность театров на юге дальневосточного региона России:

• выявить причины реактуализации авангардного направления в театральном пространстве юга Дальнего Востока и проанализировать творческую деятельность дальневосточных экспериментальных театров;

• охарактеризовать специфику деятельности народных театров, театральных студий и театральных кружков на юге Дальнего Востока России;

• рассмотреть специфику творчества национальных театров в период трансформации общества, их взаимоотношения с властью.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1985 г. по 2005 г. Определение нижней границы обусловлено началом перестройки в стране (1985 г.); верхняя граница (2005 г.) - окончанием периода радикальных общественных трансформаций и относительной стабилизацией в стране.

Территориальные рамки исследования включают юг Дальнего Востока России: Амурскую область, Приморский и Хабаровский края, Еврейскую автономную область. Исследование театрального пространства проведено не только на уровне краевых и областных центров, но и на уровне таких культурных центров, находящихся за пределами крупных городов, как населенные пункты низовьев Амура.

Теоретико-методологическая основа исследования. Цившшзационный подход к анализу исторических процессов позволил выявить отличительные черты Дальнего Востока России как отдаленной от центра страны территории, определить специфику культурного развития юга дальневосточного региона.

Основу исследования определяют научные принципы историзма и объективности, позволившие выявить и исследовать этапы деятельности театральных институтов на юге Дальнего Востока в период общественных трансформаций.

В исследовании применены процедуры проблемно-хронологического, описательно-индуктивного, историко-сравнительного, системно-структурного методов.

Использовался метод интервьюирования.

Источниковую базу исследования составляет комплекс неопубликованных и опубликованных источников, часть которых впервые вводится в научный оборот. Документальные источники можно подразделить на несколько групп:

- федеральные законодательные документы, регламентирующие деятельность театров;

- архивные материалы;

- материалы дальневосточной периодической печати;

- интервью с сотрудниками театральных институтов, с бывшими артистами театральных студий.

Региональная театральная деятельность регламентировалась федеральными законодательными документами. Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре» от 09.10.1992 г. № 3612-1 определенное время оставался актом, устанавливающим основные принципы правового регулирования деятельности, в том числе и таких областях культуры, как сценическое, пластическое, музыкальное искусство, народная культура.

Приоритетные направления культурной политики РФ в отношении театрального дела нашли отражение в государственных программах: Федеральной целевой программе «Сохранение и развитие культуры и искусства (1993 - 1995 гг.), продленной до 1996 г. Постановлением Правительства РФ от 01.05.1996 г. №541 «О продлении сроков реализации Федеральных целевых программ на 1996 г.; Федеральной целевой программе «Развития и сохранения культуры и искусства Российской Федерации (1997 - 1999 гг.)», принятой Постановлением Правительства РФ от 19.06.1996 г. №715; Федеральной целевой программе «Культура России (2001 - 2005 гг.)», целью которой стало комплексное решение проблем сохранения и развития культурного потенциала страны, эффективного использования наследия народов РФ.

Центральное место в источниковой базе исследования занимают документы фондов Государственного архива Приморского края (ГАПК, г. Владивосток), Государственного архива Хабаровского края (ГАХК, г. Хабаровск), Комсомольского-на-Амуре городского архива (КнАГА).

В документах региональных органов власти (Управлений культуры, Исполнительных комитетов краев и областей, с 1990-х гг. - краевых и областных Администраций), представленных в архивах, содержатся директивные положения по организационно-экономическим и творческим вопросам, касающимся вопросов общего состояния театрального дела и состояния дальневосточных театров. Такая информация содержится в решениях Исполнительного комитета Хабаровского краевого совета народных депутатов (ГАХК.Ф.137. Оп. 22; Ф. 904. Оп. 10); в постановлениях главы администрации г. Хабаровска и документах к ним (ГАХК. Ф. Р-1971. Оп. 1); в приказах, справках о работе, планах работы отдела культурно-просветительских учреждений и народного творчества администрации г. Хабаровска (ГАХК. Ф. 1842. Оп. 1); в документах отдела культуры Хабаровского района (ГАХК. Ф. 1453. Оп. 1); в документах управления культуры Хабаровского крайсполкома, содержащих приказы

начальника управления, протоколы заседания коллегии управления культуры Хабаровского крайсполкома; документы комитета по культуре и искусству администрации Хабаровского края (ГАХК Ф. Р-1690. Оп. 3). Документы по общим вопросам хранятся и в фондах отдела культуры администрации г. Комсомольска-на-Амуре (КнАГА Ф. 46. Оп. 2), Исполнительного комитета городского совета народных депутатов г. Комсомольска-на-Амуре (КнАГА. Ф. 2 On. 11); документах Управления культуры администрации г. Владивостока (ГАПК. Ф. 1349. On. 1).

Ценную информацию имеют делопроизводственные документы театральных институтов: годовые бухгалтерские отчеты театров, содержащие объяснительные записки; отчеты о расходах и доходах, годовые планы, отчеты о затраченных средствах на новые постановки. Делопроизводственные документы содержат переписку руководства театров с другими предприятиями и организациями, стенограммами заседаний художественных советов. Данный материал дает возможность выявить внутренние проблемы ведущих театральных коллективов региона: Хабаровского ИОЗа (ГАХК. Ф. Р-901. On. 1); Хабаровского краевого театра драмы (ГАХК Ф. Р-1900. On. 1); Хабаровского краевого театра музыкальной комедии (Ф. Р-772. Оп. 2); Амурского областного театра драмы (ГААО. Ф. Р-172. On. 1), Комсомольского-на-Амуре драматического театра (КнАГА Ф. 65. On. 1); Приморского краевого ТЮЗа им. Ленинского комсомола (Ф. 507. On. 1); Государственного учреждения «ТСО и театра классическая опера» (ГАПК Ф. Р-1711. On. 1).

Для исследования театрального дела на юге Дальнего Востока значимая информация содержится в программах спектаклей, афишах, буклетах.

Большое значение для формирования представления о театральном деле Приморского края имели данные Приморского отделения Всероссийского театрального общества (ГАПК. Ф. Р-1491. On. 1).

Особое место среди источников занимают личные фонды театральных деятелей: народных артистов Хабаровского ТЮЗа им. Ленинского Комсомола П.Я. Теря-ева и Л.В. Теряевой (ГАХК. Ф-1964.0и.1); режиссера Л.И. Анисимова (ГАПК. Ф. 1654. On. 1); народных артистов Приморского краевого театра им. М. Горького В Л. Мялка (ГАПК. Ф. 1547. On. 1) и П.Г. Попова (ГАПК. Ф. 1589. On. 1).

Сведения, позволяющие охарактеризовать работу учебных заведений по подготовке театральных кадров содержатся в фонде театрального факультета Дальневосточного педагогического института искусств (ГАПК. Ф.1566,Оп.2).

В целом в работе использованы материалы 24-х фондов 3-х архивов.

Обширную группу документов составляют материалы периодической печати. Статьи, рецензии, заметки, интервью с театральными деятелями послужили важным источником формирования фактологической базы диссертации.

В исследовании использованы материалы, опубликованные в региональных российских газетах, — «Тихоокеанская звезда», «Дальневосточный Комсомольск», «Победа», «Предприниматель».

В отдельную группу источников выделены авторские интервью с заведующим этнографического сектора муниципального бюджетного управления культуры информационно-методического центра культуры и библиотечного обслуживания Ком-сомольского-на-Амуре муниципального района Т.П. Киле (интервью от 29.01.2013

г), с бывшими артистами театральных студий на юге дальневосточного региона: П.П. Шеломенцевым (интервью от 14 апреля 2013 г.), участником творческого состава театра-студии Игра в 1985 - 1989 гг. (режиссер Т.Кравченко, г. Комсомольск-на-Амуре); Д.В. Киба (интервью от 25 июня 2013 г.), входившей с 1994 - 1996 гг. в творческую труппу подростковой студии «Сорванец» (руководитель Л. Колобова, г. Лучегорск); А.В.Рамзиным (интервью 23 января 2013 г.), участником школьной театральной студии на базе МОУ гимназии №9 в 2004 - 2005 гг. г. Комсомольска-на-Амуре (руководитель - актриса КнАМ Е. Бессонова г. Комсомольск-на-Амуре).

Научная новизна исследования заключается в комплексной реконструкции современной истории театральной культуры юга Дальнего Востока в конце XX — начале XXI вв. Положенные в основу диссертации материалы, многие из которых впервые введены в научный оборот, позволили выявить специфику функционирования театров на юге дальневосточного региона в период общественных трансформаций. Предлагаемое исследование восполняет существующие пробелы в исследовании региональной культуры:

- выполнен комплексный анализ деятельности театральных институтов в период общественных преобразований, позволивший выявить закономерность их функционирования в отдаленном регионе;

- впервые рассмотрены предпосылки и условия создания авангардных театров на Дальнем Востоке, на основе всестороннего анализа документов раскрыты малоизвестные исторические факты об их деятельности;

- определена специфика работы национальных театров и обозначен круг проблем, связанных с их работой в условиях общественных трансформаций;

- выявлена роль народных театров и театральных студий формировании социокультурного пространства региона.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Проведенное диссертационное исследование дополняет формирующуюся историографию театрального дела на Дальнем Востоке России; позволяет глубже понять сложные условия развития региональных театральных институтов.

Материалы диссертации могут найти практическое применение в процессе разработки исследовательских проектов, связанных с дальневосточной культурой, в вузовских курсах по истории, культурологии, специальных курсах по культурной национальной политике Российской Федерации в постсоветский период, современному состоянию институтов театральной культуры на юге Дальнего Востока.

Положения, выносимые на защиту: .1. Театральная деятельность на юге Дальнего Востока в последней четверти XX - начале XXI вв. как составная часть общероссийской культуры была представлена традиционными (государственными, ведомственными, муниципальными) театрами, авангардными, национальными, народными театрами и театральными студиями.

2. Конструирование театральной политики в нашей стране и ее реализация на юге Дальнего Востока зависели от государственной идеологии, от общепринятых представлений о месте и роли культуры в историческом процессе.

3. Воссоздание на Дальнем Востоке России альтернативных театров стало следствием особых сложившихся объективных и субъективных причин. Творчество авангардных театров позволило начать внедрение новых технологий в деятельность дальневосточных театров.

4. Национальная культурная политика стала предметом правового регулирования, основным положением которой явилось сохранение и развитие культурного национального наследия. Национальные театры на юге Дальнего Востока России в период общественных перемен способствовали сохранению национальных традиций народов региона.

5. В последней четверти XX в. - начале XXI в. народные театры и театральные студии выполняли воспитательную функцию. Творчество этих институтов культуры объединяло людей, помогало выжить в кризисное время, давало возможность творчески проявить себя.

Апробация материалов исследования.

Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры и научно-методических семинарах кафедры истории и архивоведения (2011 - 2012 гг.), на аспирантском семинаре Гуманитарного факультета Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета (2013 г.), на заседании круглого стола «Документальное наследие: история и современность» (г. Комсомольск-на-Амуре, 2013 г.); были использованы в материалах международной научно-практической конференции (Комсомольск -на-Амуре, 2011 г.), всероссийских научно-практических конференциях (Хабаровск, 2011 г., Биробиджан, 2013 г.), 2 статьи в журналах, входящих в Перечень ведущих периодических изданий, рекомендованных ВАК РФ, статья в рецензируемом журнале.

Структура диссертации обусловлена поставленными целью и задачами исследования. Диссертационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованных источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность темы, анализируется степень ее изученности, определяется предмет и объект диссертационного исследования, хронологические и территориальные рамки, формируются цель и задачи, характеризуются методологическая основа и источниковая база исследования, раскрывается научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Развитие театра на юге Дальнего Востока России в последней четверти XX в. - начале XXI в.» дана характеристика театрального дела на юге Дальнего Востока в период общественных трансформаций последней четверти XX в. — начале XXI в. В контексте общегосударственных изменений рассмотрены творческие, организационно-хозяйственные проблемы театральной жизни, процесс адаптации театров в новых политических и экономических условиях.

В первом параграфе «Реализация государственной политики в отношении театров на юге Дальнего Востока (последняя четверть XX в. - начало XXI в.)» рассмотрены особенности реализации культурной политики в театральной области на юге Дальнего Востока в период радикальных преобразований.

Советское государственное регулирование театральной культуры на юге Дальнего Востока к середине 1980-х гг. еще оставалось. Сохранялось государственное планирование по количеству зрителей, спектаклей, премьерных показов на театральный сезон. Государство полностью брало на себя финансовое обеспечение театров, контролировало тематику постановок.

На начальном этапе перестройки театральная культура еще была подчинена идейно-политическим задачам партии. Однако общественная трансформация середины 1980-х гг. привела к ломке советского наследия, смягчению и частичному пересмотру постулатов официальной идеологии. Классовый подход стал вытесняться принципами, в основу которых были положены общечеловеческие ценности. В силу особых исторических условий развития юга Дальнего Востока в театрах региона эти процессы происходили медленнее, но более болезненно и трагично, чем в центральной части нашей страны.

В 1990-е гг. культурная политика зависела от экономических возможностей государства, переживавшего социально-экономический кризис. Оно пыталось сохранить традиционные бюджетные учреждения и создать новые модели институтов культуры, диверсифицированные с позиции источников финансирования, экономической и административной самостоятельности. Новые условия жизни в 1990-х гг. привели к переходу театров на рыночные условия хозяйствования.

Приоритетные направления культурной политики РФ в отношении театрального дела нашли отражение в государственных программах: Федеральной целевой программе «Сохранение и развитие культуры и искусства (1993 - 1995 гг.), продленной до 1996 г. Постановлением Правительства РФ от 01.05.1996 г. №541 «О продлении сроков реализации Федеральных целевых программ на 1996 г. и Федеральной целевой программе «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997 - 1999 гг.)», принятой Постановлением Правительства РФ от 19.06.1996 г. №715.

Радикальные реформы, сопряженные с устойчивым дефицитом государственного бюджета и кризисом финансовой системы, коренным образом изменили жизнь провинциальных дальневосточных театров. Период реформирования общества стал этапом «выживания» театров, способствовал их модернизации и развитию в иных условиях.

К началу XXI в. произошел пересмотр государственной политики в отношении культуры, что значительно изменило театральный мир России. В условиях новых социально-экономических отношений провинциальные российские театры стали изменять приоритеты по основным направлениям своей работы, разрабатывать самостоятельные проекты, активно включаясь в государственные программы.

На юге Дальнего Востока реализация культурной политики в театральной сфере осуществлялась в соответствии с Федеральной целевой программой «Культура России (2001 - 2005 гг.)», целью которой стало комплексное решение проблем сохранения и развития культурного потенциала страны, сохранения и эффективное использование наследия народов РФ.

Наряду с работой действующих театров открывались новые. Например, в январе 2001 г. состоялось открытие ТЮЗа «Зеркало теней» в г. Комсомольске-на-Амуре.

Конструирование театральной культурной политики в условиях радикальных общественных перемен зависело, прежде всего, от новой идеологии, представлений о сути культурных процессов, степени влияния этих процессов на развитие общества, приоритетности решения проблем культуры для государства.

Второй параграф « Эволюция репертуарной и гастрольной политики в театрах юга Дальнего Востока России в последней четверти XX - начале XXI вв.» посвящен изучению репертуарной политики театров региона и вопросов, связанных с организацией гастролей в последней четверти XX — начале XXI вв.

Театральный репертуар последней четверти XX в. по-прежнему планировался и утверждался вышестоящими ведомствами. Начавшаяся перестройка резко обострила проблему выбора репертуара. С 1985 г. наблюдалась тенденция выхода театров из устоявшихся социалистических рамок, которые устанавливали жесткие тематические ограничения для советских спектаклей.

Провозглашенная в стране политика гласности и демократии не замедлила сказаться на появлении новых тенденций в театральном мире и, как следствие, нового репертуара. Появился так называемый «фактор зрителя», который стал решающим в определении репертуарной политики.

Радикальные преобразования в обществе в 1990-х гг. диктовали особые условия деятельности дальневосточных театров и обусловили кардинальные изменения в репертуарной политике театров. Репертуар дальневосточных театров в 1990-е гг. существенно отличался от репертуара периода перестройки. Жанровые приоритеты театров стали отводиться к музыкально-развлекательным постановкам и комедиям.

Социально-экономическая ситуация в стране в начале XXI в. способствовало изменению репертуара дальневосточных театров. Поскольку провинциальный театр является неотъемлемой составляющей культурной жизни своего региона, в его деятельности появились максимально выраженные местная проблематика и специфика художественного языка, обусловленная региональными культурными традициями.

Гастроли всегда оставались неотъемлемой частью деятельности театра, показателем его успешности и популярности. Они во второй половине 1980-х гг. проводились после закрытия театрального сезона, что свидетельствует о стабильности работы театров. К концу 1980-х гг., под влиянием нарастающего кризиса в стране гастрольные показы были ограничены региональными площадками, наметилась тенденция к сокращению гастролей.

В 1990-е гг. гастрольная деятельность включалась в показатели работы дальневосточных театров. Однако финансовые трудности ограничили гастроли театральных коллективов Хабаровского края, Амурской области и ЕАО территорией юга Дальнего Востока России.

В начале XXI в. гастрольная деятельность дальневосточных театров активизировалась. Приморский академический краевой драматический театр им. М. Горького выезжал на гастроли в Москву и Санкт-Петербург. Гастроли драматического театра

ТОФ (г. Владивосток) проходили в походных условиях на кораблях, были направлены на обслуживание военных гарнизонов, городов и посёлков всего Дальнего Востока.

В условиях радикальных общественных трансформаций дальневосточные театры столкнулись с необходимостью самостоятельного определения репертуара, поиска финансирования для организации гастролей. Несмотря на имевшиеся трудности, театры смогли сохранить зрительский интерес к своему творчеству и найти новые формы работы.

В третьем параграфе «Творческий состав театров юга Дальнего Востока России н особенности решения кадрового вопроса в условиях общественной трансформации» выделены факторы и условия, влияющие на развитие театральной деятельности творческих коллективов.

В середине 1980-х гг. работа дальневосточных театров имела внешнее сходство. Однако каждый коллектив сохранял свою специфику, которая определялась творчеством и гражданской позицией служивших в театре людей.

Театральная творческая интеллигенция на юге Дальнего Востока в середине 1980-х гг. формировалась преимущественно за счет местных кадров. Появление в театрах актеров и режиссеров из отдаленных регионов было редким явлением.

Ведущими учебными заведениями, осуществлявшими подготовку квалифицированных кадров для дальневосточных театров, были Хабаровский институт искусств и культуры и Дальневосточный педагогический институт искусств (г. Владивосток). Несмотря на ежегодные выпуски студентов, кадровые проблемы в театральном деле оставались нерешенными.

В условиях нестабильной экономической ситуации 1990-х гг. кадровые проблемы обострились. Большинство театров юга Дальнего Востока в 1990-х гг. пока сохраняли творческий потенциал, однако дальневосточные режиссеры и актеры в поисках стабильной заработанной платы стали уходить из театров. В этот период театральное руководство было вынуждено активизировать работу по привлечению творческих кадров из театров других регионов страны. Практика сотрудничества дальневосточных театров с театрами других регионов частично восполнила кадровый дефицит. Творчество приехавших режиссеров и актеров привлекло внимание критиков и зрителей новым постановочным мышлением и характером.

Специфика деятельности региональных театров 2000-х гг. была обусловлена индивидуальным своеобразием отдельного коллектива. Практика сотрудничества дальневосточных театров с театральными коллективами других регионов была сохранена. К началу XXI в. в большинстве дальневосточных театров штат был укомплектован. Стабилизация кадровых проблем произошла за счет пересмотра кадровой политики государства с учетом новых условий социально-экономического развития.

Во второй главе «Деятельность авангардных, национальных и народных театров на юге Дальнего Востока России в период радикальных общественных перемен (1985 - 2005 гг.)» анализируется специфика творческой направленности авангардных, национальных и народных театральных институтов, их репертуар, условия работы и гастрольная деятельность.

В первом параграфе «Становление и развитие авангардного направления в театральной культуре на юге Дальнего Востока (1985 г. - 2005 г.)» исследуется

процесс воссоздания и развития экспериментальных театров, основные направления их деятельности, выявляется роль личности, оказавшей влияние на появление нетрадиционных театральных течений.

Авангардный театр XX в. рассматривался как часть художественного процесса обновления в мировом искусстве. Экспериментаторская сущность авангарда была направлена на отрицание устоявшихся форм, свойственных традиционным театрам. В конце XX в. на очередном изломе исторических эпох произошло воссоздание российского театрального авангарда.

Появление на юге Дальнего Востока авангардных театров во многом было обусловлено личностным фактором.

В Комсомольске-на-Амуре возникновение авангардного направления в театральном искусстве было связано с деятельностью Т. Фроловой, которая выступила в качестве организатора и идейного вдохновителя первого на Дальнем Востоке авангардного театра-студии КнАМ. Творчество этого театра было высоко оценено зрителями и критиками. КнАМ был включен в книгу «Культурные герои XXI века», повествующей о талантливых людях России. Вклад режиссера Т. Фроловой в культурную жизнь города был отмечен в 2000 г. при вручении ежегодной премии главы г. Комсомольска-на-Амуре «Созвездий новых имена».

В 1989 г. в г. Хабаровске был создан театр-студия пантомимы «Триада», который продолжил традиции, заложенные в 1970-х гг. режиссером В. Гогольковым. Основу творческой деятельности «Триады» определили три основных направления пантомимы (классическое, клоунада, пластическая драма). В сложные годы кризиса театр активно сотрудничал с зарубежными и российскими театрами, принимал активное участие в фестивалях разного уровня.

Одновременно с театром «Триада» в Хабаровске начал свою работу театр-студия кукольных эстрадных миниатюр «Балагуры» (режиссёр А.Г. Тарасенко). Кукольные шоу сатирическим словом воздействовали на зрителей.

«Белый театр» (г. Хабаровск) стал еще одним театром авангардного направления в культуре дальневосточного региона. Режиссеру А. Раскину удалось сплотить группу молодых актеров из разных театров, неудовлетворенных творческой атмосферой в государственных театрах.

Причинами воссоздания на юге Дальнего Востока России авангардных театров стали обострившиеся социально-экономические проблемы. Неординарными методами и подходами авангардные театры ломали существующие в обществе стереотипы мышления, постепенно приобщая публику к европейской культуре. В непростое для страны время они смогли найти своего зрителя, помогая своим искусством отвлечься от жизненных реалий. В первые годы XXI в. дальневосточными авангардными театрами были предприняты попытки укрепить международное сотрудничество на основе совместных проектов и программ, адаптировать репертуар к современным проблемам, привлечь к постановкам молодых артистов.

Во втором параграфе «Деятельность национальных театров в период общественной трансформации в стране на юге Дальнего Востока России (1985 -2005 гг.)» анализируется национальная театральная культура, ее проблемы, отношения с властью.

Особое место в театральной культуре Дальнего Востока занимает история национальных театров. Среди национальных творческих коллективов, действовавших на юге Дальнего Востока в период общественной трансформации общества, наибольший интерес представляют еврейский и нанайский театры: их творчество обогатило театральное пространство региона.

Творчество Камерного Еврейского Музыкального Театра (КЕМТа), созданного в СССР в период развитого социализма и всего на несколько лет пережившего его распад, продолжает вызывать интерес у исследователей и поклонников театрального дела на Дальнем Востоке.

Создание КЕМТа партийное руководство СССР связывало, прежде всего, с политикой «государственного антисемитизма». Несмотря на ту роль, которую партийные чиновники изначально определили КЕМТу, в основу своей работы коллектив театра положил не пропаганду советского образа жизни, а уникальность народного еврейского творчества. Основателем и первым художественным руководителем театра был 10. Шерлинг. Его творчество направлено на максимальное стирание грани непонимания и неприятия культуры идиш. С уходом в 1984 г. Ю. Шерлиига из театра курс развития театра изменился.

Период радикальных реформ 1990-х гг. оказался для КЕМТа трагичным. По мнению чиновников, еврейский театр стал неэффективным. Незаинтересованность Министерства культуры РСФСР в дальнейшем развитии КЕМТа, выразившаяся в лишении театра государственной дотации, неспособность руководства приспособиться к новым историческим реалиям в стране привели к кадровому и репертуарному дефициту. Законодательным собранием народных депутатов ЕАО от 22 февраля 1995 г. за № 9 КЕМТ был ликвидирован.

Культура нанайского народа испытывала сложности в своем развитии. Национальная и этнокультурная политика советского государства только с 1990-х гг. стала предметом правового регулирования. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» обеспечил правовые основания для сохранения культурного наследия и развития различных форм культурной деятельности отдельных этнических групп.

Национальная театральная культура на юге Дальнего Востока представлена нанайским театром «Айсима хосикта» («Золотая звезда»), который был создан в г. Комсомольске-на-Амуре при управлении культуры Комсомольского района на базе национального нанайского ансамбля «Гивана» - «Рассвет».

Создание в период общественных трансформаций национального театра стало практическим шагом местной администрации в реализации положения национальной государственной политики - сохранения культурного национального наследия. Театр объединил представителей нанайского народа г. Комсомольска-на-Амуре.

Самобытная национальная театральная культура заняла свою нишу в театральном искусстве дальневосточного региона и способствовала сохранению национальных традиций этносов, проживающих на Дальнем Востоке страны.

В третьем параграфе «Народные театры и театральные студии в условиях радикальных преобразований (последняя четверть XX в. - начало XXI в.)

раскрываются основные направления работы народных театров и театральных студий, их место в театральном пространстве дальневосточного региона.

В условиях общественных трансформаций на юге Дальнего Востока России продолжили работу народные театры, сохраняя советские традиции активного проведен!« досуга. Народный театр представлял собой театральный институт по организации творческого досуга, главной задачей которого оставалось знакомство зрителей с театральным искусством, расширение культурного кругозора его участников, воспитание эстетического вкуса и повышение исполнительского мастерства. В период радикальных преобразований творчество народных театров объединяло людей, помогало выжить в непростое время, давало возможность творчески проявить себя. В народном театре юга Дальнего Востока (как и в мировом народном театре) выделяется театр живых актёров и театр кукол, чьи представления, как правило, имели социально-политическую направленность. Своеобразие художественных и исполнительских приёмов народных театров привлекло внимание деятелей профессионального театра и неоднократно использовалось ими в решении постановочных вопросов.

При некоторых дальневосточных народных театрах функционировали театральные студии, в которых проходило обучение актерскому мастерству, основам сценической речи и другим приемам. Театральные студии базировались при дворцах культуры предприятий, реже - при учебных заведениях. Большинство из них были образованы в советский период, поэтому наряду с воспитательными, профориента-иионными и просветительскими, сохраняли и идеологические функции. Главная цель работы театральных студий - творческое развитие подрастающего поколения путем сохранения традиций в сочетании с современными запросами новых поколений в современных социально-экономических условиях.

В постсоветский период театральные студии освободились от политизированности. Работа была направлена на приобщение людей к театральному искусству. В условиях, когда комсомольская и пионерская организации лишились своего монопольного влияния на молодежь, театральные студии частично решили вопрос занятости детей и подростков во внеучебное время, предоставляя свои площадки для реализации их талантов и проведения досуга.

Театральные студии юга Дальнего Востока способствовали и решению кадровой проблемы в театрах региона, актуальность которой сохранялась на протяжение всего периода общественных трансформаций.

Творческие коллективы театральных студий активно выступали с благотворительными концертами и постановками в детских домах, школах-интернатах, домах престарелых, активно гастролировали по городам и селам региона, участвовали в городских и региональных театральных конкурсах среди непрофессиональных театров. Такое сотрудничество воспитывало чувства сострадания, уважения к окружающим людям, способствовало развитию у участников студий взаимовыручки, коллективизма, умения работы в команде.

Анализ студийной театральной деятельности юга Дальнего Востока показал, что в период радикальных общественных перемен увлечение молодежи театраль-

ным искусством нельзя назвать массовым явлением. В кризисные 1990-е гг. отмечалось закрытие ряда студий в связи с экономическими и финансовыми трудностями. С переходом на рыночные отношения появились театральные студии, основанные на самоокупаемости.

В начале XXI в. театральные студии активизировали работу по привлечению молодежи к театральному делу.

В Заключении подведены итоги, сформулированы основные выводы исследования, намечены перспективы исследования данной проблемы.

- Культурно-историческая действительность юга Дальнего Востока России последней четверти XX - начале XXI в. отличалась своеобразием, что отразилось на функционировании театрального дела. Театральный процесс аккумулировал в себе эстетическое, идеологическое, воспитательное, просветительское, агитационно-пропагандистское, образовательное, досуговое направления. Театральный институт являлся интегрирующим элементом общественно-исторической жизни дальневосточного региона и неотъемлемой частью его театральной культуры. На процесс функционирования театрального дела и становления его институтов кардинальное влияние оказали сложившиеся общероссийские традиции, географическое положение и специфика населения региона. Театральная культура юга Дальнего Востока России прошла все периоды общественных трансформаций, переживаемых страной. В результате произошло расширение театрального пространства и его общественно значимых функций.

- В период перестройки государство по-прежнему брало на себя функции идеологического и финансового контроля над театральным делом на юге Дальнего Востока, определяя приоритетные направления его работы в соответствии с принятым правительственным курсом. В период радикальных реформ (1990-е гг.) только театры столиц субъектов Федерации сохранили прежний статус, большая часть театров перешла под управление муниципалитетов. Поддержка, оказываемая городской администрацией, позволяла им стабильно выполнять социокультурные функции, работникам получать постоянную зарплату, содержать в порядке принадлежавшие им здания и сооружения, рекламировать свою деятельность. Театральные институты, находившиеся в частной собственности или являвшиеся независимыми творческими объединениями, были вынуждены решать все проблемы самостоятельно.

- В условиях развития рыночных отношений театральная культура дальневосточного региона изменялась в соответствии с требованиями времени. Лишившись поддержки государства, театральные институты находились в ситуации выбора между свободой творчества и зависимостью от коммерческого успеха. Появился «фактор зрителя», при котором зритель диктует приоритетные направления формирования репертуара. Вторжение в театральное пространство региона коммерческих форм отразилось на функциональных особенностях работы театров на юге Дальнего Востока, тенденциях и приоритетах их деятельности. Радикальные реформы, сопряженные с устойчивым дефицитом государственного бюджета и кризисом финансовой системы, коренным образом изменили жизнь провинциальных дальневосточных театров. С переходом страны на рыночные отношения региональные театры расширили спектр платных услуг, разработали и ввели в свою работу новые формы.

Период реформирования общества стал не только этапом «выживания» театров, но и послужил толчком для их модернизации и дальнейшего развития.

- Начиная с конца 1980-х гг. количество гастрольных выездов театров сокращалось. К середине 1990-х гг. гастроли большинства театров юга Дальнего Востока были ограничены региональным уровнем. Остро стоял кадровый вопрос, актуальность которого была обозначена с начала перестройки. В начале XXI в. на юге Дальнего Востока, как и во всей стране, обозначилась тенденция к стабилизации общественно-экономической обстановки. Театры региона смогли перейти к решению проблем и перспектив развития.

- Трансформация общества создала предпосылки для создания на юге Дальнего Востока экспериментальных театров, внесших значительный вклад в развитие театрального искусства в дальневосточном регионе нашей страны. В сложный период радикальных преобразований авангардные театры обратились к репертуару, в котором были затронуты злободневные проблемы. Со временем дальневосточные авангардные театры вышли на новый творческий уровень, что укрепило их позиции в социокультурном пространстве региона.

- В период общественных трансформаций на юге Дальнего Востока России продолжали работу народные театры и театральные студии, освободившись от политизированности репертуара. В постсоветский период эти театральные институты освободились от политизированности. Вся работа была сфокусирована на приобщении людей (преимущественно молодежи) к театральному искусству, расширение культурного кругозора его участников, воспитании эстетического вкуса и повышении исполнительского мастерства.

Во время радикальных преобразований общества народные театры объединили людей по интересам, помогая пережить годы кризиса.

-Национальные театры на юге Дальнего Востока России внесли вклад в театральное развитие региона. В период общественных трансформаций на государственном уровне начался пересмотр культурной национальной политики, приоритетным направлением которой стало сохранение и развитие культурного национального наследия в регионе.

- Дальневосточные институты театральной культуры в период радикальных общественных перемен являлись связующим звеном между обществом и государством. В этот период радикальных перемен, происходивших в стране, театры продемонстрировали способность адаптироваться к новым условиям, быть принятыми и понятыми зрителями. Выполняя различные социальные функции, театральные институты реагировали на происходившие в стране события. Проблемы, поднятые театрами, помогли людям пережить сложное время. Новые исторические условия внесли коррективы в их работу.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях соискателя:

Статьи в ведущих рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК РФ

1. Абабкова, H.H. Театральная культура г. Комсомольска-на-Амуре в период общественной трансформации России (1985-1990 гг.)/ H.H. Абабкова // Учёные записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Науки о человеке, обществе и культуре. - Комсомольск-на-Амуре, 2012. - № 11-2(10). - С. 4 - 8 (0,4 п.л.).

2. Абабкова, II.II. Театры юга Дальнего Востока на закате советской эпохи./Н.Н. Абабкова // Учёные записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Науки о человеке, обществе и культуре. - Комсомольск-на-Амуре, 2012. - № IV-2(12). - С. 4 - 7 (0,35 п.л.).

Другие публикации

3. Абабкова, H.H. Развитие театров Хабаровского края в условиях кризиса 1990-х гг./Н.Н. Абабкова// Дальний Восток России: сохранение человеческого потенциала и повышение качества жизни населения: материалы международной научно-практической конференции. Комсомольск-на-Амуре, 19 - 21 сентября 2011 г. -Комсомольск-на-Амуре: ГОУ ВПО КнАГТУ, 2011. - С. 519-522 (0,2 п.л.).

4. Абабкова, H.H. Роль дальневосточной театральной культуры в духовно-нравственном развитии молодежи в 1990-е гг./Н.Н. Абабкова //Молодёжь Востока России: история и современность: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Хабаровск, 25 ноября 2011 г. - Хабаровск: ДВАГС, 2011.-С. 53-57 (0,1 пл.).

5. Абабкова, H.H.Деятельность Камерного еврейского музыкального театра в условиях трансформации общества (1985 - 1995 гг.)/Н.Н. Абабкова //Межэтнические и межкультурные коммуникации в XX - начале XXI вв.: материалы заочной Всероссийской научно-практической конференции. Биробиджан, 25 марта 2013. - Бироби-джан:ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2013. - С. 5-7 (0,2 пл.).

6. Абабкова, H.H. Идейно-теоретические основы культурной политики на юге Дальнего Востока СССР в области театрального искусства на начальном этапе пере-стройки./Н.Н. Абабкова //Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - Рязань, 2013. - №4 (41). - С.48 - 57 (0,5 пл.).

о—"-

! Г ¿6

Абабкова Наталья Николаевна

Развитие театра на юге Дальнего Востока в условиях радикальной общественной трансформации России (1985-2005 гг.)

АВТОРЕФЕРАТ

Подписано к печати 21.11.2013. Формат 60* 84 1/16.бумага 65 г/м2. Ризограф Ег570н. Усл. печ. л. 1,16. Уч.- изд. л. 1,10. Тираж 100 экз. Заказ 25911.

Полиграфическая лабораторій ФГБОУВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет» 681013, г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27.

 

Текст диссертации на тему "Развитие театра на юге Дальнего Востока в условиях радикальной общественной трансформации России"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»

(ФГБОУ ВПО «КнАГТУ»)

На правах рукописи

04201454694 Абабкова Наталья Николаевна

РАЗВИТИЕ ТЕАТРА НА ЮГЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В УСЛОВИЯХ РАДИКАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИИ (1985 - 2005 гг.)

Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: доктор исторических наук Петрунина Жанна Валерьяновна

Комсомольск-на-Амуре - 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТЕАТРА НА ЮГЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XX в. - НАЧАЛЕ XXI в.

1.1. Реализация государственной политики в отношении театров на юге

1.2. Эволюция репертуарной и гастрольной политики в театрах юга Даль-

1.3. Творческий состав театров юга Дальнего Востока России и особенности решения кадрового вопроса в условиях общественной трансформации ... 55

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АВАНГАРДНЫХ, НАЦИОНАЛЬНЫХ И НАРОДНЫХ ТЕАТРОВ НА ЮГЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ В ПЕРИОД РАДИКАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПЕРЕМЕН (1985 - 2005 гг.)

2.1. Становление и развитие авангардного направления в театральной культуре на юге Дальнего Востока (1985 г. - 2005 г.) ............................... 73

2.2. Деятельность национальных театров в период общественной трансформации в стране на юге Дальнего Востока России (1985 - 2005 гг.) ..... 90

2.3. Народные театры и театральные студии в условиях радикальных преобразований (последняя четверть XX в. - начало XXI в.). 106

Дальнего Востока (последняя четверть XX в. - начало XXI в.)

17

него Востока России в последней четверти XX - начале XXI вв.

43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

117

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

120

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Создание объективной картины современной отечественной культуры возможно на основе анализа культурных процессов, происходящих в различные исторические периоды и протекающие не только в центральной части страны, но и далеко за ее пределами. В период общественных трансформаций, которые страна пережила в конце XX - начале XXI вв., произошли радикальные изменения в социально-экономическом и культурном развитии. Это привело к пересмотру прежних жизненных ценностей, отказу от многих советских идеологических догм. Новые российские реалии обусловили распад прежних отношений культуры и государства, став основой для новых процессов развития. Поскольку с ломкой общественных отношений культурные процессы не прекращаются, а чаще всего изменяются и приобретают новые формы и содержание, то развитие культуры в период общественных преобразований требует более тщательного рассмотрения.

Театральная культура является значимым показателем развития культуры и общего состояния общества. С одной стороны, перестройка в стране, затяжной экономический кризис стали сложным временем для театров (усилились процессы их коммерциализации, было поставлено под угрозу сохранение национальных театральных объединений); с другой - на изломе исторических эпох театральная культура изменялась, открывались новые грани ее деятельности. Были созданы предпосылки для возрождения экспериментальных театров, которые стали механизмами развития качественно нового подхода к театральному искусству и его роли в обществе.

Актуальность обращения к исследованию театральной культуры юга Дальнего Востока обусловлена возрастающим научным интересом современных социогуманитарных наук к событиям, происходившим в период радикальных общественных перемен в регионе.

В диссертационном исследовании проведен анализ функционирования театрального дела юга дальневосточного региона. Театры играют ключевую

роль в эстетическом и общекультурном развитии населения, они осуществляют миссию сохранения культурного наследия.

В современной России становится актуальной проблема осмысления функциональной роли театральной культуры, предназначенной как удовлетворять потребности населения в эстетическом развитии, так и выполнять функцию формирования социокультурного пространства региона.

Степень разработанности темы. Историографическая база диссертации разделена на два основных компонента. Первый компонент включает в себя обзор исследований по вопросам состояния театральной культуры в целом в стране в период трансформации общества, второй компонент представлен историографией театральной культуры дальневосточного региона.

Для того чтобы получить представление о тенденциях развития театральной культуры на Дальнем Востоке России в последней четверти XX - начале XXI вв. представляется важным дать общую характеристику общественно-политической ситуации в стране в указанное время. Ценную информацию о состоянии российского общества того времени, переживающего кардинальные изменения, содержат работы известного российского социолога, специалиста области социокультурной трансформации Н.Е. Тихоновой [245], экономиста, члена корреспондента РАН Н.М. Римашевской [236], известных отечественных историков P.A. Медведева [224], В.В. Согрина [242].

Теоретическим основанием при исследовании истории театра послужили работы В. И. Немировича-Данченко [227], К. С. Станиславского [241], В.Э. Мейерхольда [225]. Основные аспекты русского авангарда представлены в работе И.А. Вакар [208]. Эстетические и театроведческие аспекты темы раскрыты в трудах С.А. Изволиной [216], С.И. Овчинниковой [228].

В период общественных трансформаций в осмыслении исторического процесса наряду с экономическими и политическими факторами значимую роль играет социокультурный фактор. Некогда отодвинутые на второй план духовные потребности человека все чаще становятся объектом исследования.

Особое место при исследовании современной культуры занимают работы по истории, философии, социологии, теории и истории культуры.

В монографии B.C. Жидкова [214] была сделана одна из первых попыток рассмотреть все этапы формирования культурной политики и ее реализации в условиях многонациональной России. Особое место в работе уделялось разработке системы управления театрами от внутритеатральных аспектов до общероссийских масштабов.

Проблемы перестройки культуры второй половины 1980-х гг. освещены в работах В.Н. Пименовой [235]. Анализ современного состояния российской культуры в период радикальных преобразований дан в работах В.Ф. Рябова [238], В.Н. Сагатовского [239], В.Н. Орлова [230]. В контексте общественно-экономического процесса рассматривает культуру A.A. Московская [226]. Исследователь делает попытку определить роль и место культуры в общественном развитии.

Специфика провинциального театра отражена в исследованиях российского театроведа, театрального критика В.Я. Калиш [217].В постсоветских исследованиях театрального искусства появились работы, в которых театр выступает как средство межкультурной коммуникации. Аккумулирующее исследование театра России не только как вида искусства, но и как важного социокультурного института осуществил российский искусствовед В.Н. Дмитриевский [212] .Изучение истории театрального дела в нашей стране в период радикальных изменений становится более достоверным, если рассматривать данный аспект в контексте развития региональной театральной культуры.

Региональная историография театральной культуры по сравнению с общероссийской невелика по объёму. В советский период сюжеты, связанные с развитием дальневосточных театров, были представлены в немногочисленных статьях и заметках. Одним из первых исследователей в области истории культуры Дальнего Востока можно назвать В.Г. Щебенькова [253], который предпринял попытку выявить особенности процесса развития дальневосточной культуры. Различные аспекты деятельности советского дальневосточного теат-

ра были освещены в работах A.C. Иванова [215], С.З. Гришко [211], Н. И. Вайсман [207].

В постсоветский период региональная историография заметно расширилась. Изменение общественно-политической обстановки в стране позволило исследователям подойти к оценке деятельности театрального дела на Дальнем Востоке с иного ракурса. Появились работы, направленные на исследование ранее замалчиваемых аспектов существующего режима. Это исследования историков А.Г. Козлова [219] и М.А. Кузьминой [222], рассматривавших работу дальневосточных театров в системе ГУЛАГ.

Значительную ценность для настоящего исследования представляют работы искусствоведа Л.В. Пресняковой. Дальневосточный ученый И.Г. Стрю-ченко в своих работах рассматривает российскую культуру сквозь призму исторического процесса, доказывая, что у каждой эпохи существует своя система ценностей. История театральной культуры выступает как часть общей истории, важнейшим срезом общеисторического процесса [243]. Кроме того исследователь делает попытки методологического осмысления вопроса культуры в дальневосточной историографии.

В новом тысячелетии исследование театрального дела на Дальнем Востоке вышло на новый качественный уровень. Проблемы культуры в дальневосточной историографии были подняты работах Э.В. Ермаковой [213].

Главный хранитель Хабаровского краеведческого музея Т. Мельникова обратилась к вопросам появления национального театра и особенностям его существования в современных условиях. В своей статье автор воссоздала историю первого на Дальнем Востоке нанайского национального театра, обратив внимание и на задачи сохранения нанайского театрального наследия [190].

Творчество Камерного еврейского музыкального театра (КЕМТа) получило научное осмысление в советских исследованиях, посвященных деятельности театра в условиях реализуемой политики развитого социализма в нашей стране. Однако, творчество КЕМТа в период радикальных общественных перемен 1985 - 1990-х гг. остается слабо изученным в отечественной историогра-

фии. Следует выделить работу Е.И. Кудиш [221]. Опубликованные ранее работы и вводимые в научный оборот архивные материалы по деятельности КЕМТа позволяют выявить новые аспекты его творчества. Проблема национальных театров поднимается и в статье И.С. Бренера. Исследователь выявил особенности развития национальной культуры, в том числе и театральной, в Биробиджане [204].

Большой вклад в историю досоветской театральной культуры на Дальнем Востоке внесла театровед A.B. Шавгарова [255]. Исследователем была выявлена специфика дальневосточного театрального дела и определено ее место в духовной жизни общества.

Истории дальневосточного театра посвящены работы учёных Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН С.Б. Белоглазовой [206] и В.А. Королевой [220].

В 2005 г. история дальневосточного театра в своем исследовании была расширена кандидатскими диссертациями И.А. Цупенковой [254], рассмотревшей становление театрального дела на о. Сахалин и С.Ю. Гамалей [250], посвятившей свое исследование государственной политике в области театрального дела на советском Дальнем Востоке в первые десятилетия советской власти.

История становления театрального дела в Приморье получили освещение в статье Н.Б. Поповой [233].

Особенности развития художественной культуры провинциального города на примере г. Комсомольска-на-Амуре, рассмотрены в работе И.И. Шибико [248].

Культурологический анализ современного театрального пространства провел в своем диссертационном исследовании P.P. Романов. Тема диссертации касалась деятельности экспериментальных театров Хабаровского края [252]. Несмотря на значимый вклад в изучение авангардного направления в театральном искусстве Дальнего Востока, ряд аспектов данной проблематики остались за рамками его исследования.

Таким образом, в современной отечественной историографии существуют работы, в которых в той или иной степени изучены основные вопросы положения и развития дальневосточных театров. Однако интересы большинства авторов сведены к проблемам становления театрального дела в регионе. За редким исключением хронологические рамки включают постсоветский период.

На сегодняшний день наиболее значимое исследование по истории дальневосточных театров в условиях кардинальных общественных перемен второй половины 1980-х - начало 2000-х гг. осуществлено научным сотрудником Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН Э.В. Осиповой [251]. В современной региональной истории это один из первых многоплановых научных трудов по театральной культуре Дальнего Востока в постсоветский период. Ценность данного исследования не вызывает сомнения. Несмотря на то, что автором была проведена скрупулезная исследовательская работа, некоторые аспекты остались вне поля исследователя. Так, Э.В. Осипова обошла вниманием вопросы работы таких театральных институтов, как народные театры, театральные студии, театральные кружки. А ведь именно они в условиях радикальных перемен в обществе зачастую становились не только очагами культуры, но способствовали духовно-нравственному просвещению детей и взрослых и тем самым подготавливали основу для будущих деятелей театра и зрителей - истинных поклонников театрального искусства. Кроме того, Э.В. Осипова недостаточно полно освещает в указанных хронологических рамках национальную театральную деятельность, которая вносит в дальневосточную театральную культуру особый колорит и неповторимость.

Актуальной на сегодняшний день национальной проблеме посвящена монография A.B. Ахметовой. Одна из глав ее работы отведена сохранению культурного национального наследия коренных малочисленных народов Дальнего Востока в условиях радикальных трансформаций в обществе [203].

Свидетельством повышенного интереса исследователей к проблемам театральной культуры на Дальнем Востоке является то, что по данной тематике за годы нового столетия было защищено пять диссертаций (A.B. Шавгаровой,

И.А. Цупенковой, С.Ю. Гамалей, P.P. Романова, Э.В. Осиповой). Осмыслению социокультурных особенностей театра как одного из институтов культуры г. Комсомольска-на-Амуре способствовало культурологическое исследование Е.Г. Галкиной [249].

Несмотря на значительный исследовательский интерес к теме, многие ее аспекты все еще остаются недостаточно изучены. Дальневосточная театральная культура аккумулирует множество национальных культур. Вместе с тем, на сегодняшний день проблема национальных театров остается слабо представленной в работах исследователей. Не началось пока и комплексное изучение театральных студий, кружков и народных театров, как значимых элементов дальневосточной театральной среды. В поле научных интересов до сих пор не рассматривался вопрос о распространении театральной культуры «снизу».

Объект исследования - театральная культура юга Дальнего Востока России.

Предмет исследования - функционирование театра на юге Дальнего Востока как механизма формирования социокультурного пространства региона в условиях общественных трансформаций.

Цель исследования - реконструировать исторические реалии деятельности театров на юге Дальнего Востока в период радикальных общественных трансформаций.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

• определить этапы функционирования театральной культуры дальневосточного региона России в контексте исторических преобразований последней четверти XX - начале XXI вв.;

• рассмотреть влияние политики государства на эволюцию театрального дела в условиях коренных изменений в стране и показать зависимость деятельности институтов культуры от государственной поддержки;

• изучить влияние рыночных отношений на организационно-творческую деятельность театров на юге дальневосточного региона России;

• выявить причины реактуализации авангардного направления в театральном пространстве юга Дальнего Востока и проанализировать творческую деятельность дальневосточных экспериментальных театров;

• охарактеризовать специфику деятельности народных театров, театральных студий и театральных кружков на юге Дальнего Востока России;

• рассмотреть специфику творчества национальных театров в период трансформации общества, их взаимоотношения с властью.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1985 г. по 2005 г. Определение нижней границы обусловлено началом перестройки в стране (1985 г.); верхняя граница (2005 г.) - окончанием периода радикальных общественных трансформаций и относительной стабилизацией в стране.

Территориальные рамки исследования включают юг Дальнего Востока России: Амурскую область, Приморский и Хабаровский края, Еврейскую автономную область. Исследование театрального пространства проведено не только на уровне краевых и областных центров, но и на уровне таких культурных центров, находящихся за пределами крупных городов, как населенные пункты низовьев Амура.

Теоретико-методологическая осно