автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Становление и развитие театральной культуры на Дальнем Востоке России

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Шавгарова, Анна Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Владивосток
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Становление и развитие театральной культуры на Дальнем Востоке России'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Шавгарова, Анна Владимировна

Введение.3

Глава I

Зарождение театральной культуры на Дальнем Востоке России во второй половине XIX в.

1.1. Русский театр второй половины XIX в.: основные организационные и творческие принципы.27

1.2. Социально - экономическое и культурное развитие

Дальнего Востока во второй половине XIX в.37

1.3. Зарождение театральной культуры на Дальнем Востоке России во второй половине XIX в.53

Глава II Становление и развитие театральной культуры на Дальнем Востоке России (конец 1890-х - 1917 гг.)

2.1. Историческая ситуация на Дальнем Востоке России конец 1890-х -1917 гг.).84

2.2. Становление театральной культуры на Дальнем Востоке конец 1890-х - 1907 гг.).93

2.3.Развитие театральной культуры на Дальнем Востоке России в 1908- 1917 гг.128

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Шавгарова, Анна Владимировна

Осмысление истории отечественной культуры - одна из самых значимых задач современных ученых. Исследования в области истории отечественной культуры, в силу сложившихся условий в нашей стране, не были приоритетным направлением исторической науки двадцатого столетия. А между тем, воссоздание объективной картины исторического процесса в развитии и взаимосвязи возможно только в признании самоценности каждой из составляющих сторон человеческого бытия.

Поэтому актуальность исследования истории театра очевидна; ведь театральное искусство является не только формой общественного сознания, но и относится к числу одной из важнейших сфер общественной жизни нации. Театр как способ художественного отражения действительности по природе своей - искусство публичное, требующее коллективного восприятия, создающее вокруг себя общественную среду. Театр, воздействуя на зрителя системой художественных образов, складывающихся из творений драматурга, режиссера, актера, художника, в конечном счете отражает состояние культуры, общественной жизни в целом.

Объективная картина развития отечественной культуры может быть воссоздана путем анализа культурных процессов, протекавших не только в центре страны, но и в самых отдаленных ее уголках. Однако в историографии сложился традиционно устойчивый интерес к изучению истории и деятельности столичных театров, что придает дополнительную актуальность исследованиям провинциальных театров. Традиционно под столичными понимаются театры Москвы и Санкт-Петербурга, а под общим названием - "провинциальный театр" понимаются театры всех остальных городов России.

Несомненно, актуальным является и исследуемый нами период - начиная со второй половины XIX века театральное искусство проникает в самые отдаленные уголки России и становится трибуной культурной жизни края, города. В начале XX века русское театральное искусство вышло на уровень передового в мировом масштабе. Поэтому анализ процессов, протекавших в провинциальных театрах, интересует нас вплоть до 1917 г., когда законодательно стало закрепляться новое, советское театральное искусство.

Таким образом, актуальность исследования темы "Становление и развитие театральной культуры Дальнего Востока во второй половине XIX - начале XX вв." обусловлена недостаточной изученностью истории провинциального театра России в целом, и дальневосточного региона в частности, также тем, что процессы, исследуемые автором, приходятся на сложный и интересный период развития отечественной культуры.

Приступая к освещению дальневосточной театральной культуры, необходимо хотя бы в общих чертах остановиться на проблеме общероссийской историографии провинциального театра. Изучение провинциального театра началось в основном в советское время; отчасти это объясняется молодостью театроведческой науки, отчасти той стихийностью и специфичностью существования провинциального театра в дореволюционной России, которые породили сложности в его изучении. В позднем (30-е годы XX в.) обращении театроведения к изучению истории русского театра XIX - начала XX в. есть и идеологический аспект: "Дореволюционный театр представлялся прямым порождением господствовавшей экономической формации и правящих классов, и положение о гибели старого театра вместе с создавшим его общественным строем часто понималось прямолинейно, буквально. Это в значительной степени предопределяло принципиально негативную оценку дореволюционного театра" \

Один из видных историков провинциального театра С.С. Данилов справедливо указал на две основных точки зрения, сложившиеся в 1930-е гг. в молодой искусствоведческой науке: одна из них, выраженная В.Н. Всеволод-ским-Гернгроссом, сводилась к тому, что художественного значения провинциальные театры не имели , другая, высказанная А.А. Бартошевичем, напротив, подчеркивала исключительную роль провинциального театра, противопоставив

3 тт его в художественном смысле столичному . По мнению С.С. Данилова, несмотря на разногласия, труды указанных авторов помогали изживать пренебрежительное отношение к провинциальной сцене 4.

Вышедшая в свет в 1940 году статья А.А. Брянского, посвященная историографии провинциального театра, стала одной из первых, в которой проблема рассматривается полемично, охватывая многообразие взглядов на историю провинциального театра, его места в культурной жизни России 5.

Относительно недавно, в 1970-е гг., сложилась концепция провинциального театра как явления общероссийского, развивавшегося как единая система, со своей стройной иерархией законов и правил, одинаково характерных для всех российских городов. В частности, эта концепция нашла свое лучшее воплощение в трудах И.Ф. Петровской: ее монографии выделяются глубиной анализа, широтой источниковой базы, серьезными историографическими обзорами 6. Так , в ее книге "Театр и зритель провинциальной России. Вторая половина XIX века", построенной на конкретном материале российских провинциальных городов, рассмотрены историческая эпоха, репертуар театров, на примере выдающихся личностей - актерское искусство, практически впервые исследован контингент театральных зрителей, акцентировано внимание на том, представители каких социальных слоев были основными посетителями театра в различные временные отрезки. Не случайно, несмотря на определенный крен в сторону театров европейской России, книга Петровской стала каноном для последующих исследователей провинциального театра.

В 1960-1980-е гг. важным вкладом в историографию стали статьи п Я

А.Я. Альтшуллера , О.М. Фельдмана , отличающиеся глубиной разработки проблемы, обогатившие театроведческую науку новыми фактами и выводами, расширившие географию исследования, включившие Сибирь в сферу театроведческого анализа.

Отдельные аспекты истории провинциального театра разрабатывают ЕЛ. Табатчикова 9, Ю.А. Дмитриев 10, акцентирующие внимание на актерском искусстве провинциального театра. Г.Г. Дадамян, одним из первых доказавший устойчивость, неразрывность связи между творческими и организационными формами театрального процесса, и Ю.М. Орлов рассматривают организационные формы театрального процесса 11.

По истории театральной жизни отдельных городов в 1940-1960-е гг. был опубликован целый ряд книг, имеющих большое значение своим огромным фактическим материалом 12.

Историография дальневосточной театральной культуры сравнительно с общероссийской пока довольно скромна. Условно ее можно разделить на два периода: дореволюционный и современный. Первыми историками можно считать собственно театральных деятелей, работавших в регионе и оставивших описания своих впечатлений, наблюдений и размышлений.

Первым историком театра Дальнего Востока по праву можно назвать актера и антрепренера Вл. Тальзатти, с 1894 по 1897 год служившего на Дальнем Востоке и опубликовавшего свою работу под названием "Театральное дело

13 в Сибири" в столичном журнале "Театр и искусство" . Принцип построения работы следующий: в первом номере автором даны краткие обзоры городов от Тюмени до Сахалина в театральном аспекте; указывается численность потенциальных зрителей, предпочтительный репертуар, дается характеристика театральных зданий города. Следующие три номера посвящены более детальному анализу репертуара, сборам, особенностям путешествия, а также отношению публики и прессы к театральным деятелям. Автор подчеркивает, что во всех сибирских городах труппа провела лишь гастрольные спектакли (т.е. от одной недели до 2 месяцев), а в Благовещенске, Хабаровске и Владивостоке Тальзатти прожил [выделено мной - А.Ш.] три года. То есть, не покидая Дальний Восток, он только переезжал из города в город. Этот факт позволяет судить, что выводы, сделанные Тальзатти, относятся не столько к Сибири, сколько к Дальнему Востоку. Из этого наблюдения, кстати, не подмеченного раньше исследователями, становится очевидным, что Тальзатти является историком дальневосточной театральной культуры, а его мемуарная работа, благодаря сильно выраженному аналитическому аспекту, является ценной не только как источник, но и как исследование.

Статьи режиссера А.А. Брянского, актера А. Любоша, любителя театра В. Козлова посвящены развитию театрального дела на Дальнем Востоке после русско-японской войны (опубликованы в 1906 - 1908 гг.), то есть в то время, когда наблюдалась тесная связь театральной культуры Дальнего Востока с основными параметрами развития общероссийской театральной культуры, что придает этому этапу и его исследованию особый интерес и.

В 1911 -1912 гг. появились в печати статьи и очерки Вл. Хохлова, Ю. Тарича, содержащие зарисовки местной театральной жизни, которые относятся к более позднему времени, когда наметился разрыв, отставание дальневосточной театральной культуры от процессов, происходивших в российских театрах

15

В послеоктябрьский период историография театральной культуры Дальнего Востока второй половины XIX - начала XX в. долгое время не развивалась, лишь изредка отдельные факты находили отражение в региональных исторических работах.

Позитивные сдвиги происходят в 1960-х годах, когда началась активная работа по созданию коллективной монографии "История Сибири". Этот проект мобилизовал местные научные силы. Состоялся ряд конференций и симпозиумов, активно публиковались статьи и материалы по различным проблемам истории Сибири [включая Дальний Восток- А.Ш.]. Однако, вышедший в 1968 г. третий том "Истории Сибири" периода капитализма, явившийся определенным итогом изысканий сибирских и дальневосточных историков, в разделе "Театр" не содержал ни одного факта по истории театральной жизни Дальнего Востока, что являлось свидетельством низкого уровня исследованности истории дальневосточного театра 16.

Первопроходцем стал В.Г. Щебеньков, опубликовавший в 1960 - начале 1970-х гг. ряд работ и защитивший кандидатскую и докторскую диссерта

17 цию по истории культуры Дальнего Востока . Однако в целом, автор, несомненно, находился в плену представлений советской историографии, изображая Дальний Восток как отсталую провинцию России, не имевшую сколько-нибудь развитой культурной, а тем более театральной жизни.

В 1970-1980-е гг. поле исследовательского интереса в области культуры значительно расширяется: И.Г. Стрюченко и J1.M. Сквирская ведут изучение истории дальневосточной журналистики и периодической печати, С.А. Пайчад-зе - книжного дела, Г.Ф. Севильгаев и др. - образования, С.Ф. Крившенко - художественной литературы, Н.В. Кочешков, В. И Кандыба - архитектуры и изобразительного искусства и т.д. 18

В 1970 - 1980-е гг. в печати появились первые статьи А.С. Иванова, С.З. Гришко, посвященные театральной жизни в различных городах Дальнего Востока, в которых намечена попытка преодолеть сложившиеся стереотипы культурной отсталости Дальнего Востока.

Первым серьезно занялся исследованием театральной культуры Дальнего Востока А. С. Иванов, который существенно прирастил знания по этой проблеме. В 1972 г. вышла его статья "Из истории Амурского театра драмы", содержавшая богатый Фактический материал о театральной жизни Благовещенска с 1860-х гг. до 1948 г. В ней добросовестно восстановлена хронология театральной жизни Благовещенска, тщательно выверены фамилии и инициалы театральных деятелей и театральный репертуар. Автор базировался в основном на материалах местной прессы, архивные данные использованы только с 1930-х гг. В этой статье, как и в появившейся позже диссертационной работе 19, по объему "советский период" занимает гораздо больше места, чем дореволюционный. Скорее всего это произошло потому, что дореволюционный период являлся для автора "вводным" к основному - советскому. Жанр статьи, обозначенный автором как "краткая летопись", не предполагает широкого искусствоведческого анализа, но, на наш взгляд, серьезным недостатком является отсутствие в работе контекста общероссийского провинциального театра и попытки определения места Благовещенского театра в этом процессе.

В 1984 и 1989 гг. вышли две статьи педагога и практика театра С. 3. Гришко, посвященные театральной культуре Владивостока. В первой из них -"Театральная деятельность во Владивостоке в конце XIX века" прослежена хроника театральной жизни города за период с 70-х годов прошлого века до начала XX века. Восстановлены основные факты театральной жизни; подробно описан репертуар, выверены фамилии и инициалы театральных деятелей. Ис-точниковая база статьи - местная пресса. Автор, не впадая в крайности, объективно оценивает деятельность первых театральных коллективов, доказательно анализируя процесс становления театральной культуры города: от любительских коллективов, гастролировавших трупп, до появления постоянного профессионального театра во Владивостоке на рубеже веков. В другой статье С.З. Гришко исследовал более узкий аспект театральной культуры Владивостока -деятельность одного коллектива: Общедоступного театра под руководством М.Н. Нининой-Петипа 21. Подробно точка зрения автора диссертационного исследования на этот период в театральной жизни Владивостока и полемика с С.З. Гришко уже изложена 22. В целом она сводится к опровержению суждения С.З. Гришко, о том, что во Владивостоке в 1903 году был создан

23

Общедоступный театр по образцу и подобию МХТ" . Мы подвергли сомнению это утверждение по следующим параметрам - в театре М.Н. Нининой-Петипа существовало домхатовское представление о репертуаре, актерском искусстве, принципе репетиций, организации театрального дела. Хотя несомненной выглядит попытка поднять драматическое искусство во Владивостоке на новый качественный уровень, что является характерным для этого времени признаком влияния идей МХТ на провинциальный театр.

Исследование истории дальневосточной культуры более активный характер приобрело с начала 1990-х гг. Ярким событием дальневосточной историографии явилось издание в 1991 г. крупного коллективного труда "История Дальнего Востока СССР. XVII в. - февраль 1917 г." , отразившего уровень ис-следованности основных аспектов истории региона. В разделе "Литература и театр" освещается театральная жизнь края, но внимание акцентировано на гаст-рольно-концертной деятельности. По понятным причинам авторы раздела Л.И. Галлямова, Н.В. Кочешков, И.Г. Стрюченко ограничились освещением лишь наиболее важных фактов, имен и событий. В этом труде сделан историографический анализ литературы по истории культуры Дальнего Востока, обозначена методологическая база исследования, которая может служить основой для дальнейшего изучения истории культуры Дальнего Востока. Ибо помимо тщательного рассмотрения процесса становления и развития театральной культы нам необходимы знания по другим отраслям культуры, свидетельствующие о мере зрелости общества к восприятию искусства.

Продолжая работу по истории дальневосточного театра А. С. Иванов издает в Хабаровске книгу "Дорога длиною в век", приуроченную к столетию театральной жизни в городе 24. Масштабность этой работы очевидна; в ней освещается большой исторический период: с 1890-х до 1990-х гг., при ее написании поднята практически вся местная пресса, привлечены и столичные издания о театральном искусстве. Весьма интересными (к сожалению, не всегда подтвержденными источниками) являются сведения о театральных деятелях, работавших в разные времена на Дальнем Востоке. Интересующий нас период представлен шестью небольшими главами. Принцип деления - исторический: "В период русско-японской войны и первой революции", "В первую мировую войну", "От Февраля к Октябрю 1917 года", "Театр Хабаровска в период гражданской войны и ДВР". Автор фиксирует калейдоскоп имен, сменяющиеся театральные коллективы, громкие гастроли, местные рецензии. Труд А.С. Иванова представляет собой добросовестную, объемную, но все же хронику театральной жизни Хабаровска, а попытка исследовать взаимосвязи и взаимовлияния региональной и общероссийской театральной культуры только намечена.

В 1996 г. А. С. Иванов опубликовал статью под названием "Театраль

25 ная культура Дальнего Востока до 1917 года" . Автор охватывает в своем исследовании практически все города Дальнего Востока, включая Сахалин, Камчатку и даже Русскую Америку. Объемы статьи не позволяют ему подробно остановиться на каком-либо городе или коротком периоде, и возникает впечатление приблизительности, упрощения сложных культурных процессов, сведенных к перечислению артистов, репертуарных пристрастий, театральных зданий.

Специфический аспект театральной культуры Дальнего Востока - западноевропейский репертуар на сцене Амурского театра драмы - исследует Н.И. Вайсман26. Интересующий нас период представлен в работах Н.И. Вайс-ман в малой степени, источники — местная пресса начала XX века. Принцип построения книги "На сцене - человеческие сердца, в зале - человеческие сердца" изложен самим автором: ".для удобства анализ будет проведен нами не по хронологическому принципу постановок зарубежных пьес, а по этапам развития мировой драматургии"27.

В 1990-е гг. активизировалось также изучение истории музыкальной культуры Дальнего Востока (JI.A. Вайман, В.А. Королева) и гастрольно

28 концертной деятельности (С.А. Монахова) , в этих работах в разной степени представлен материал по истории театральной культуры Дальнего Востока. Задачей авторов было доказательство формирования культурной среды на Дальнем Востоке, в которой свое место занимал любительский и профессиональный театр. В 1990-е гг. свои скромные труды по истории дальневосточного театра представила на суд научной общественности и автор данного диссертационного исследования29.

Целенаправленную работу по комплексному исследованию дальневосточной культуры возглавил доктор исторических наук И.Г. Стрюченко, им двигала задача рассмотрения исторического процесса сквозь призму культуры, гуманности и духовности. Именно с таких позиций написаны последние труды И.Г. Стрюченко 30, именно его концепция стала отправной для автора данного исследования. В 1998 г. вышло в свет первое учебное пособие "История культуры Дальнего Востока России XVIII-XX вв.", созданное творческим коллективом, руководимым И.Г. Стрюченко, в этой работе отдельный параграф, хотя и небольшой посвящен истории театра на Дальнем Востоке 31.

Но в целом, говоря о современном уровне исследования проблемы, можно сделать вывод: историография театральной культуры Дальнего Востока пока характеризуется фрагментарностью, либо проблема освещается на тематически узком материале, либо ее освещение страдает локальной ограниченностью. Отсутствие в работах контекста общероссийской театральной культуры и сравнения её с дальневосточным театральным процессом приводит к постановке недостаточно глубоких задач историками. В случае, если рассматривается театральная жизнь только одного города, автор не может увидеть полноту и многокрасочность картины театральной культуры всего дальневосточного региона. Одним из заметных недостатков исследований можно считать отсутствие у авторов специального, театроведческого знания, специализированного подхода к театру, возможности исследовать явление изнутри, опираясь на владение основными законами театроведческого анализа.

История театральной культуры Дальнего Востока в научном ее значении пока не создана. Она рождается в настоящее время, и говорить о недостатках предыдущих исследований, значит понять их и не повторять сделанных ошибок, отчасти неизбежных на этапе накопления знаний. Ценность уже проделанной работы очевидна, оценена нами и позволила приступить к этапу анализа явления и построения концепции. А отсутствие у предыдущих авторов концептуального взгляда на предмет исследования объясняется еще и недостаточной разработанностью методологии истории культуры, которой не уделялось достаточного внимания во времена, когда приоритетными направлениями исторической науки были социально-экономические и политические проблемы.

Обобщая историографию культуры Дальнего Востока, необходимо сделать вывод: совершены самые первые, хотя и значительные шаги, их ценность состоит в накоплении определенного уровня знаний по отраслям культуры. При исследовании театральной культуры нам необходимы познания и в других областях культуры, ведь задачей сегодняшних исследователей должно стать комплексное изучение процесса культуры. Потребность современного общества в подобном анализе очевидна, особенно если исходить из принципа, что ".история культуры отражает собой содержание, характер культурной жизни, т.е. производство профессиональной культурой культурных ценностей своего времени [выделено мною -А.Ш.] и их потребление народом, обществом"

32

Исходя из вышесказанного, объектом нашего исследования является культурно-историческая действительность Дальнего Востока, духовная жизнь общества второй половины XIX - начала XX века.

Мы стремимся изучать духовный мир эпохи посредством проникновения в идеалы носителей и потребителей культуры, попыткой постичь степень восприятия художественной культуры зрителем, что поможет нам создать объективную историю культуры Дальнего Востока конца XIX -начала XX века.

Предметом исследования данной диссертационной работы является театральная культура Дальнего Востока второй половины XIX - начала XX века, процесс ее становления и развития в конкретных исторических условиях. Театральная культура, определяемая как совокупный способ и продукт профессиональной деятельности людей, охватывает различные процессы (создания, хранения, распространения, оценки) и отрасли (драматургия, актерское искусство, сценография, театральное дело). Естественным образом, в рамках данной работы мы не сможем подробно остановиться на всех вышеперечисленных процессах и всех типах театрального искусства. Мы будем касаться доступных нам процессов, происходивших в профессиональном драматическом театре.

В соответствии с вышеизложенным, целью настоящего исследования является изучение основных закономерностей процесса зарождения, становления и развития театральной культуры Дальнего Востока в контексте российской истории и истории дальневосточного региона, выявление содержания региональной театральной культуры, ее места и значения в духовной жизни местного общества, обнаружение общих и выявление специфических качеств дальневосточной театральной культуры в сравнении с общероссийской.

Исходя из этого, сформулированы основные задачи диссертации:

• рассмотреть театральную культуру Дальнего Востока второй половины XIX - начала XX в. как часть сложной, разветвленной системы русского провинциального театра;

• проанализировать содержание театральной культуры Дальнего Востока, стремясь приблизиться к познанию духовного состояния общества в исследуемый период;

• выявить и показать, насколько тесной была связь театрального процесса с историей региона;

• определить общие закономерности и особенности развития театральной культуры Дальнего Востока в конце XIX- начале XX в.;

• сформулировать основные выводы и наметить дальнейшие направления исследования этой, безусловно, широкой и актуальной темы.

Решение поставленных вопросов позволит осуществить еще одну, главную задачу исследования: на материалах истории театральной культуры Дальнего Востока выстроить историко-культурную модель интересующего нас предмета, выявить, в какой мере дальневосточной театр отвечал законам функционирования общероссийской провинциальной театральной системы, а в какой был явлением специфичным.

Уже на первых этапах исследования стало очевидно, что подойти к решению задач диссертации возможно, только совмещая историческую и театроведческую методологию. Для нас это означает применение в процессе исследования театроведческих принципов (анализ репертуара, актерского искусства, театрального дела и т.д., исходя из идейно-художественных особенностей театрального искусства) и основных принципов исторической науки, таких как наиболее общие принципы историзма, объективности и научности.

Принцип объективности позволяет, погрузившись в рассматриваемую эпоху, понять основные ценностные ориентиры и культурные реалии общества, воспринимая это общество как единый, целостный, хотя и внутренне противоречивый организм.

Принцип историзма - традиционный принцип исторического исследования, он требует конкретного изучения общественных явлений в развитии и изменении, всестороннего исследования связей и взаимосвязей каждого из этих явлений с другими, и конечно же, проверки отдельных выводов и оценок "уроками истории".

Возрождение принципа историзма, понимание неразрывности теории и практики, частного и общего позволило в последних исторических трудах увидеть сквозь официальную историю драму народа, жизнь человеческого духа в конкретных исторических условиях.

В ходе исследования использованы методологические принципы ци-вилизационного подхода, в частности признание многомерности социального пространства и исторического равноправия каждой из его составляющих, а также следование школе "антропологически ориентированной истории", позволяющей выявить структуру ментальности общества, присущую данной цивилизации.

Кроме того, в работе нашли применение такие конкретно-исторические методы как: статистический, позволивший количественно проанализировать некоторые процессы, сравнительно-сопоставительный, позволивший выявить общие черты и определить особенности развития дальневосточной театральной культуры в системе общероссийского театрального процесса. А также проблемно-хронологический метод, благодаря которому удалось вычленить в истории театральной культуры дальневосточного региона отдельные периоды: 1860-е - конец 1890-х гг.; конец 1890-х гг. - 1907 гг., и 1908 -1917 гг., проанализировав содержание театральной жизни на каждом из этапов.

Для автора диссертации стала основополагающей современная театроведческая концепция изучения русского провинциального театра как единой общероссийской системы. Суть концепции сводится к следующему: "В силу ' исторически сложившихся обстоятельств Россия не знала преемственности самостоятельно зародившихся и самобытно развивавшихся театральных очагов. Лишь применительно к казенным театрам столиц можно было говорить о внутренней преемственности и стойких театральных традициях. В остальном русское театральное движение распространялось из центра к периферии и в географическом плане, и в социальном, и в бытовом. Во второй половине века становилось все более очевидным, что вопреки пестроте и неравноценности разбросанных по стране театральных трупп, несмотря на их кажущуюся оторванность друг от друга и замкнутость, русский театр функционировал как единая,

33 органически разветвлявшаяся система" . Система эта действовала по принципу самоорганизации (описан Г.Г. Дадамяном), как в театральном деле, так и в творчестве. Выявление основных закономерностей системы дало возможность более глубоко понять процесс становления и развития театральной культуры

Дальнего Востока.

Синтез различных методологических принципов, с ориентацией на общечеловеческие ценности стал опорой, позволившей более глубоко понять и осветить многогранную историческую реальность. Также автор исследования стремился придерживаться принципа научной нейтральности.

Географически под термином "Дальний Восток" подразумевается современное представление о границах Дальнего Востока. Из территорий бывшего Приамурского генерал-губернаторства в объект исследования включены Амурская и Приморская области, что соответствует современным Хабаровскому и Приморскому краям и Амурской области. Нам пришлось ограничиться этими областями, потому что Забайкальская область, прежде входившая в Приамурское генерал-губернаторство, в культурном отношении более тяготела к Сибири. Напротив, зона КВЖД, официально не входившая в состав Приамурского генерал-губернаторства, составляла единое целое с регионом в плане общественно-политической и культурной жизни. Поэтому в исследовании пойдет речь о Харбине, Порт-Артуре, Дальнем, но, к сожалению, в меньшей степени, чем о Благовещенске, Владивостоке, Хабаровске. [Что связано как с особенностями развития культурной ситуации в Маньчжурии, так и с недостаточной доступностью источников по ее истории и культуре - А.Ш.] Северные территории практически не вошли в географические рамки исследования, не считая кратких упоминаний в разделе, освещающем формирование культурной среды на Дальнем Востоке. Это объясняется тем, что театр - явление городской культуры, а в силу отсутствия на Сахалине и Камчатке дорог, крайней малочисленности населения и т.д. города развивались там очень медленно, городское население было незначительно, следовательно, и интереса у театральных деятелей к этим областям не возникало.

Мы прекрасно понимаем, сколь сложно делить единое понятие "Дальний Восток" на лоскутки и кусочки, но в работе постараемся доказать, что именно изучение культуры перечисленных территорий второй половины XIX -начала XX в. позволяет наиболее ярко и полно показать исследуемое явление -театральную культуру Дальнего Востока.

Хронологические границы диссертации охватывают почти 60 лет с 1860-х гг. до 1917 г. Именно в 1860-е гг. на Дальнем Востоке проводились первые любительские спектакли в городской и военной среде, которые можно считать своеобразной точкой отсчета в исследовании процесса формирования условий успешного функционирования профессиональной театральной культуры на Дальнем Востоке. Включение театральной культуры Дальнего Востока в общероссийскую провинциальную театральную систему связано с процессом становления театральной культуры в конце 1890-Х-1907 гг. Дальнейшее развитие театральной культуры Дальнего Востока происходило в 1908 -1917 гг.

Другим хронологическим рубежом исследования стал 1917 г. в силу того обстоятельства, что этой датой начался отсчет нового периода в политической и социально-культурной жизни страны.

Источниковую основу исследования составили разнообразные документы и материалы, опора на которые позволила решить поставленные проблемы. По количеству и качеству содержащейся в них информации их можно разделить на ряд групп.

Важнейшую группу неопубликованных источников составляют архивные материалы. Исследователи провинциального театра не раз отмечали в своих работах, что архивы провинциальных городов являются кладезем материалов по истории театра. Среди них можно выделить прежде всего документы официального делопроизводства: это различного рода прошения антрепренеров, адресованные городским властям, ходатайства, распоряжения, справки, переписка, отчеты, планы, и т.д. В частности, благодаря переписке по вопросу закрытия здания Благовещенского театра Общественного собрания из-за пожароопасное™, можно получить представление о количестве и расположении мест в первом стационарном театральном здании Дальнего Востока 34. Прошение антрепренера Львова-Тургенева позволяет опровергнуть распространенное мнение о высоких заработках в актерской среде на Дальнем Востоке и составить представление о материальном положении артистов, подвизавшихся на нашей окраине в начале XX века 35. Сохранившееся в личном фонде Н. Матвеева-Бодрого 36 собрание театральных программок и афиш любительских и профессиональных спектаклей дает широкое представление о театральной жизни Владивостока начала XX в., на ее примере автор анализирует репертуар, выявляет фамилии и инициалы профессиональных актеров и любителей театрального искусства, постановщиков спектаклей, цены на билеты, даты спектаклей и т.д. Автору представилась возможность воспользоваться личными коллекциями краеведов А. Жукова и Б. Августовского. Так, уникальная фотографическая коллекция Б. Августовского, может служить подспорьем для воссоздания портретов театральных деятелей.

Большой массив архивных документов извлечен из фондов Хабаровского краевого архива. Например, материалы по подготовке "Дальневосточной энциклопедии" 37 рисуют картину культурной жизни, деятельности различных благотворительных и общественных организаций Хабаровска начала XX в.

Не так давно Хабаровский краевой архив стал обладателем архива

38

Главного бюро русских эмигрантов в Харбине . Материалы, касающиеся непосредственно театральной культуры интересующего нас периода, там отсутствуют, хотя косвенные упоминания встречаются: адресная книга, в которой указываются фамилии уже престарелых, отошедших от дел театральных деятелей, протоколы заседаний театрального общества, на которые приглашались дореволюционные театральные деятели, упоминания об их деятельности в письмах, записках, докладах и т.д. Несомненно, что даже крупицы таких сведений ценны для исследования театральной культуры.

Среди опубликованных источников особое место занимают Отчеты

Приамурских генерал-губернаторов за разные годы , "Краткий очерк возникновения и деятельности Николаевской публичной библиотеки Приамурского генерал-губернаторства", "Краткий отчет деятельности комитета народных чтений"40, различные статистические источники41, а также уставы и отчеты различных благотворительных обществ, справочные книги городов Дальнего Востока, настольные календари, адрес-календари и другие подобного рода издания, содержащие информацию о различных благотворительных обществах, библиотеках, любительских кружках и т.п., позволяя выяснить фамилии и инициалы общественных и культурных деятелей, более точно воссоздать картину культурной жизни в различных городах Дальнего Востока. Немаловажное значение имеют каталоги пьес, в разные годы издававшиеся в Москве и Петербурге, так как анализ репертуара - одна из важнейших сторон изучения театральной культуры.

Важнейшим источником по истории театральной жизни является периодическая печать второй половины XIX - начала XX вв.42 Богатейший фактический материал о театральном процессе, публикуемый дальневосточной прессой, трудно переоценить: это и анонсы о любительских и профессиональных спектаклях и гастролях, данные о репертуаре, театральные рецензии, сведения об антрепренерах, актерах, режиссерах, нормативные и законодательные акты, касающиеся культурных преобразований и т.д. Также значение периодической печати в качестве источника важно еще и для того, чтобы выявить роль театрального искусства в общественной жизни конкретного города. Так как в провинции обычно театральными рецензентами являлись газетные журналисты, их мнение чаще всего выражало не только собственную идейную позицию, но и позицию издания, а следовательно, целого слоя местной интеллигенции. Периодическая печать, использованная в процессе исследования, включает, помимо дальневосточных, и сибирские газеты, относящиеся к периоду 18601890-х гг., когда дальневосточная периодика еще только начинала зарождаться.

Центральные газеты и журналы о театральном искусстве важны не только потому, что часто публиковали информацию о театральном искусстве Дальнего Востока, но и потому, что обращаясь к ним, мы можем понять животрепещущие проблемы, волновавшие театральных деятелей эпохи, лучше представить дальневосточную театральную культуру в контексте общероссийского театрального процесса.

Обширная группа источников охватывает мемуары театральных деятелей, очерки, воспоминания и записки о жизни дальневосточных городов интересующего нас периода 43. Все типы мемуарной литературы: воспоминания, дневники, письма, автобиографии, путевые записки и т.д. являются весьма значимым источником по истории театра. В подобной литературе представлен весьма широкий круг сведений: нравственная позиция театрального деятеля, отношение к театру, портреты современников, собственно творческий процесс конкретного человека или коллектива, устои и нравы провинциального театра, география деятельности, условия творчества, многие подробности быта и закулисной жизни. Несмотря на недостатки этой группы источников, ибо во-первых мемуарист всегда выражает своеобразие конкретной личности, которую предстоит понять исследователю, во-вторых, достоверность воспоминаний требует от исследователя перепроверки или сопоставления фактов с другими источниками, и в-третьих, самое важное - в мемуарах превалирует процесс отражения над осмыслением, эти изъяны не умаляют важности мемуаристики, как источника, который фиксирует существенную область духовного опыта жизни общества.

В целом, на наш взгляд, совокупность всех источников дает возможность реконструировать процесс театральной культуры, позволяя решить основные задачи исследования.

Научная новизна работы обусловлена прежде всего постановкой цели и задач исследования: впервые на материалах всего дальневосточного региона исследуются основные аспекты зарождения, становления и развития театральной культуры на протяжении большого хронологического периода в контексте социально-экономического и культурного развития Дальнего Востока. Новизной работы является ярко выраженный анализ общих, характерных для всего провинциального театра качеств и выявление специфических черт дальневосточной театральной культуры в сравнении с общероссийской. Специализированный, театроведческий подход к изучению региональной театральной культуры также явился новым и придал работе необходимую глубину анализа по параметрам репертуара, актерского искусства, театрального дела.

Кроме того, в научный оборот вводится много новых фактов, ранее неизвестных материалов, совокупность которых позволяет получить более объективное знание о процессе развития театральной культуры Дальнего Востока. Некоторые из уже известных материалов переосмыслены нами и представлены в работе с новых позиций.

С точки зрения новизны данной работы нам представляется важной попытка рассмотреть культурно-исторический процесс в тесной взаимосвязи с изучением деятельности, творческого и жизненного пути создателей дальневосточной культуры. Предпринимается это впервые, тем самым в научный оборот вводятся новые имена.

Впервые предпринимается попытка акцентировать внимание на выявлении роли театрального искусства в духовной жизни дальневосточного края.

Апробация исследования проводилась автором в форме научных докладов на научных конференциях: "Первые Крушановские чтения", 13-14 мая 1998 в г. Владивостоке, "Культурный облик Хабаровска в XX веке", 11-12 ноября 1999 г. в г. Хабаровске, на всероссийской научно-практической конференции "Проблемы подготовки кадров для сферы искусства и культуры", 6-8 декабря 2001 г. в г. Хабаровске; а также в ряде статей, опубликованных в различных научных изданиях.

1 Альтшуллер А.Я., Герасимов Ю.К. Русский театр конца XIX - начала XX века // История советского театроведения. Очерки. 1917-1941. М, 1981. С. 149.

2 Всеволодский-Гернгросс В.Н. История русского театра. В 2-х томах. M.-JL, 1929. Бартошевич А.А. Н.Н. Синельников и русская провинциальная сцена // Синельников Н.Н.

Шестьдесят лет на сцене. Харьков, 1935. С.8.

4 Данилов С.С. Русский провинциальный театр (вступ. ст.) // Русский провинциальный театр. Воспоминания. JI.-M., 1937. С.7-38; Он же. Провинциальный театр //Очерки по истории русского драматического театра. M.-JL, 1948. С.409-420.

5 Брянский А.А. К историографии русского провинциального театра // О театре. Сб. ст. JL-М., 1940. С. 40-46.

6 Петровская И.Ф. Материалы к истории русского театра в Государственных архивах СССР. Обзоры документов XVII века - 1917 годов. М.,1966; Она же. Театр и зритель провинциальной России. Вторая половина XIX века. JI.,1975; Она же. Театр и зритель российских столиц. 1895-1917. Л., 1986. п

Альтшуллер А.Я. Провинциальный театр в период первой русской революции // Первая русская революция и театр. М.,1956. С.218-265; Он же. Провинциальный театр //Русская художественная культура конца XIX -начала XX века. (1895-1907). Кн. 1. М.,1968. С.158-177; Он же. Русский театр и общественное движение. (Аспекты изучения) // Русский театр и общественное движение конца XIX - начала XX вв. Л.: ЛГИТМиК, 1981. С. 5-24; Он же, Герасимов Ю.К. Театр русской провинции // Русская художественная культура конца XIX - начала XX века. (1908-1917). Кн. III. М.,1977. С. 179-191.

8 Фельдман О.М. Провинциальный театр // История русского драматического театра. Т. 6. Л.-М., 1982. С. 600-680. '

9 Табатчикова Е.А. Русское актерское искусство в провинциальном театре XIX-XX веков. Л.,1981.

10 Дмитриев Ю.А. Русские трагики конца XIX - начала XX века. М.,1983.

11 Дадамян Г.Г. Театр в культурной жизни России в годы первой мировой войны. М., 1987; Орлов Ю.М. Организационные структуры русских драматических театров. Учеб. пособие.

 

Список научной литературыШавгарова, Анна Владимировна, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Алфавитно предметный указатель-справочник постановлений ДВ ревкома за время декабрь 1922 1 июля 1923 года. Чита, 1923.

2. Алфавитно предметный указатель-справочник постановлений ДВ ревкома за время 1 июля 1923 19 января 1924 года. Чита, 1924.

3. Алфавитно Предметный Указатель Вопросов, рассмотренных в заседаниях ДВ ревкома. Хабаровск, 1925.

4. Алфавитно Предметный Указатель Вопросов за 1922-1925 гг., рассмотренных в заседаниях ДВ ревкома. Хабаровск, 1926.

5. Анерт Э.Э. От Петрограда до Владивостока. Великий Сибирский путь. Лекции. СПб., 1916.

6. Барсуков А.И. Граф Н.Н. Муравьев-Амурский. М.,1891.

7. Бодиско A.M. Из жизни Хабаровска. Хабаровск, 1913.

8. Владивосток (сборник исторических документов). 1860-1907 гг. Владивосток: Приморское кн. изд-во., 1960.

9. Всеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора генерала от инфантерии Н.И. Гродекова за1901-1902 гг. Хабаровск, 1902.

10. Гантимуров Г.С. МУРОВ Г.Т. Люди и нравы Дальнего Востока. От Владивостока до Хабаровска. /Путевой дневник/. Томск. 1901.

11. Гантимуров Г.С. МУРОВ Г.Т. По русскому Дальнему Востоку. Люди, их жизнь и нравы. /Дневник странника/. М., Гор. тип. 1911.

12. Дневник П.А. Кропоткина. М.: Центрархив, Гос.Издат.,1923.

13. Дополнение к каталогам пьесам театральной библиотеки В.А. Базарова. СПб., 1891.

14. Духовская В.Ф. Из моих воспоминаний. В 2-х частях. СПб., 1900.

15. Жиганов В.Д. Русские в Шанхае: Фотоальбом. Шанхай, 1936.

16. Исторический обзор Китайско-Восточной железной дороги. 1896 -1923 гг. Харбин, Т. 1. 1923.

17. Каталог пьесам театральной библиотеки В.А. Базарова. СПб., 1889.

18. Каталог пьес комиссионного отдела по репертуарной части при канцелярии совета Русского Театрального общества. СПб., 1902.

19. Каталог изданий театральной библиотеки С.Ф. Рассохина. М., 1912.

20. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Т. 76. Приморская область. Тетр.1. СПб., 1899.

21. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Т. 77. Амурская область. Тетр.2. СПб., 1905.

22. Прибавление к каталогам изданий театральной библиотеки С.Ф. Рассохина. М., 1914.

23. Каталог произведений членов Союза драматических и музыкальных писателей взамен всех каталогов, дополнений и прибавлений, изданий с 1903 по сентябрь 1913. СПб., 1913.

24. Каталог изданий журнала "Театр и искусство". СПб., 1914.

25. Каталог пьес членов общества русских драматических писателей и оперных композиторов. 1874 -1929. Б.м., Б.г.,

26. Кларк И.С. Адрес-календарь и торгово-промышленный указатель Дальнего Востока и спутник по Сибири, Маньчжурии, Амуру и Уссурийскому краю. Вып. 4. Владивосток, 1908; Вып. 7. 1911; Вып. 10. 1912.

27. Кларк И.С. Спутник по Маньчжурии, Амуру и Уссурийскому краю. Вып. 1. Владивосток, 1906.

28. Колбасенко И. Рождаемость и смертность в г. Хабаровске в 1858-1895 гг. Хабаровск, 1896.

29. Коровяков Д.Д. Вокруг театра. СПб., 1894.

30. Краткий очерк возникновения и деятельности Николаевской публичной библиотеки Приамурского отдела И.Р.Г.О. за первое четырехлетие ее существования (1895-1898). Отчет за 1898 г. Хабаровск, 1899.

31. Краткий отчет деятельности комитета народных чтений в городе Хабаровске за 1896-1897 гг. Хабаровск, 1897.

32. Миллер И. Хабаровская справочная книжка. Хабаровск, 1908.

33. Миллер И. Хабаровская справочная книжка. Хабаровск, 1909.

34. Настольный календарь-справочник по Дальнему Востоку за 1919 г. Владивосток, 1919.

35. Начальное образование в Хабаровске и меры к лучшей постановке этого дела. Хабаровск, 1901.

36. Обзор Амурской области за 1902 г. Хабаровск, 1903.

37. Обзор Амурской области за 1905 г. Благовещенск, 1906.

38. Обзор Приморской области за 1896 г. Владивосток, 1897.

39. Обзор Приморской области за 1901 г. Владивосток, 1904.

40. Обзор Приморской области за 1913 г. Владивосток, 1915.

41. Общество содействия распространению народных развлечений и начального образования в Хабаровске. Хабаровск, 1902.

42. Памятная книжка Приамурской области. Владивосток, 1910.

43. Приамурье: Факты, цифры, наблюдения за 1908. М., 1909.

44. Скроботов А.С. Чем и как живет г. Хабаровск (Бюджет). Оттиск из газеты "Хабаровский листок", 1912.

45. Список изданий ДВГУ. Владивосток, 1921.

46. Справочная книга г. Владивостока. Владивосток: Типолитография Н.В. Ремезова, 1900.

47. Справочная книжка по Восточному Институту в г. Владивостоке на 1902 г. Владивосток, 1909.

48. Справочная книжка по личному составу служащих КВЖД на 1 января 1916 г. Харбин, 1916.

49. Устав кружка любителей музыки и театра. Благовещенск, 1896.

50. Устав Хабаровского общественного собрания. Хабаровск, 1910.

51. Хабаровское благотворительное общество. Отчет о деятельности за 1890. Хабаровск, 1890.

52. Хабаровское благотворительное общество. Отчет о деятельности за 1893. Хабаровск, 1893.

53. Хабаровское благотворительное общество. Отчет о деятельности за1893. Хабаровск, 1894.

54. Хабаровское благотворительное общество. Отчет о деятельности за1894. Хабаровск, 1895.

55. Хабаровское благотворительное общество. Устав. Хабаровск, 1890.

56. Хабаровское вольное пожарное общество. Правление. Отчет о деятельности за 1896 г. Хабаровск, 1896.

57. Хабаровский комитет народных чтений в 1898-1899 гг. Хабаровск, 1900.

58. Хабаровская справочная книжка на 1912 год. Хабаровск, 1912.

59. Шелгунов А.И. Из поездки по Амуру и Уссурийскому краю. СПб., 1903.

60. Шрейдер Д.И. Наш Дальний Восток (Три года в Уссурийском крае). СПб., 1897.

61. Щеглов И. Народный театр в очерках и картинках. СПб., Изд. А.С. Суворина., б. г.2. Литература

62. Актеры и режиссеры. Театральная Россия. М.: Изд-во Н.А. Столляр, 1928.

63. Алексеев А.И. Как начинался Владивосток. Владивосток: Дальневосточное книжное изд-во, 1985.

64. Алексеев А.И. Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки. М.: 1982.

65. Алперс Б.В. Театральные очерки. В 2-х т. М.: Искусство, 1958.

66. Альтшуллер А .Я. Провинциальный театр в период первой русской революции // Первая русская революция и театр. М.: Искусство, 1956. С.218-265.

67. Альтшуллер А.Я. Провинциальный театр 1895-1908 // Русская художественная культура конца XIX века, начала XX века. В 4-х книгах. М.: Искусство, 1968. Т.2. С.117-126.

68. Альтшуллер А.Я. Пять рассказов о знаменитых актерах: Дуэты. Сотворчество. Содружество. JL: Искусство, 1985.

69. Альтшуллер А.Я. Театр прославленных маетеров. Д.: Искусство, 1968.

70. Альтшуллер А.Я. Герасимов Ю.К. Театр русской провинции // Русская художественная культура конца XIX начала XX века. В 4-х книгах. М.: Искусство, 1970. Т.З.С.212-226.

71. Альтшуллер А.Я., Герасимов Ю.К. Русский театр конца XIX начала XX в. //История советского театроведения. Очерки. (1917-1941) М.: 1981. С.149 - 195.

72. Алянский Ю.А. Театральные легенды. М.: ВТО, 1973.

73. Анисимов С.Е. Путешествия Кропоткина. М.- JL: Гос. Издат. Дет. Лит., 1952.

74. Арсеньев А.П. Западно-Сибирский Государственный театр "Красный факел". Новосибирск, 1935.

75. Асалханов И.А. Социально-экономическое развитие Юго-Восточной Сибири во II половине XIX в. Улан Уде, 1963.

76. Бардовский А.П. Театральный зритель на фронте в канун Октября. М.- JL, 1928.

77. Бартошевич А.А. Н.Н. Синельников и русская провинциальная сцена // Синельников Н.Н. Шестьдесят лет на сцене. Харьков, 1935.

78. Безгин И. А., Орлов Ю.М. Театральное искусство: организация и творчество. Киев, 1986.

79. Белоглазова С.Б. История культурного строительства на юге Дальнего Востока СССР 1917-1941 гг. Постановка проблемы исследования. Владивосток, 1990.

80. Белоглазова С.Б. История культурного строительства на юге Дальнего Востока СССР. 1917-1941 гг. Очерки истории. Автореферат дис. .канд. ист. наук. Владивосток, 1992.

81. Белоглазова С.Б. Культура Дальнего Востока России в условиях общественных трансформаций 20 30-х гг. XX в. Очерки истории. Владивосток: Дальнаука, 2001.

82. Берков П.Н. Русский народный театр. XVII XVIII вв. JL, 1953.

83. Брянский A.M. В.Н. Давыдов. JL- М.: Искусство, 1939.

84. Брянский А.А. К историографии русского провинциального театра // О театре. Сб. ст. Л.-М., 1940. С. 40-46.

85. Вайман Л.А. Развитие музыкальной культуры во Владивостоке в начале XX в. // Культура народов Дальнего Востока: Традиции и современность. Владивосток, 1984. С. 48-52.

86. Вайман Л.А. Музыкальная культура Владивостока (1860 1914)// Музыкальная культура Дальнего Востока. Вып.1. Хабаровск. 1992. С.54-70.

87. Вайсман Н. И. На сцене человеческие сердца, в зале - человеческие сердца (Зарубежная драматургия на сцене Амурского театра драмы). Благовещенск, 1991.

88. Вайсман Н. И. Шекспир на Амурской сцене // Зап. Амур. обл. краевед, музея и об-тва краеведов. Вып. № 7. Благовещенск, 1992. С. 101109.

89. Василенко Н.А. КВЖД и ее значение для экономического развития дальневосточного региона. // Хозяйственное освоение русского Дальнего Востока в эпоху капитализма. Сб. научн. трудов. Владивосток, 1989. С. 123134.

90. Васильева JI.H. Касьянова П.А. Газеты Дальнего Востока (1917 1987). Аннот. Справ.-библиографич. указ. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1989.

91. Велизарий М.И. Путь провинциальной актрисы. JI.-M.: Искусство. 1938.

92. Вибе П.П. Омский историко-краеведческий словарь. Омск Москва, 1994.

93. Витковская С.М. Кругом Земли. Петроград, 1915.

94. Владивосток. Штрихи к портрету. Владивосток: Дальневосточное кн. изд-во., 1985.

95. Власов М.И. Юрий Тарич // 20 режиссерских биографий. М., 1971. С. 283299.

96. Востоков З.В. Генерал-губернаторы Приамурского края. Б.м. 1991.37. "Восточное обозрение". Библиографич. материалы. Иркутск, 1928.

97. Востриков J1.A. И привести в известность край. /Из истории Приамурского /Хабаровского/ филиала географического общества Союза ССР/. Хабаровск: Хабаровское кн. изд-во, 1989.

98. Востриков JI.A. Востоков З.В. Хабаровск и хабаровчане. Очерки о прошлом. Хабаровск: Хабаровское кн. изд-во, 1991.

99. Всеволодский Гернгросс В.Н. Jl.-М.: Изд. Теакинопечать, Т. 1-2. 1929.

100. Всегда по эту сторону. Воспоминания о Викторе Кине. М.,1966.

101. Гайдебуров П.П. Зарождение спектакля. Петербург: Изд. Передвижного театра Гайдебурова и Скарской, 1922.

102. Гайдебуров П.П. Литературное наследие. Воспоминания. Статьи. Режиссерские экспликации. Выступления. М.: ВТО, 1977.

103. Галлямова Л.И. Дальневосточные рабочие России во второй половине XIX- начале XX века. Автореф. дис. . докт. ист. наук. Владивосток, 1998.

104. Галлямова Л.И. Дальневосточные рабочие России во второй половине XIX- начале XX века. Рукопись дис. . докт. ист. наук. Владивосток, 1998.

105. Галлямова Л.И. Дальневосточные рабочие России во второй половине XIX- начале XX века. Владивосток: Дальнаука, 2000.

106. Галлямова Л.И. Дальний Восток в свете ленинской концепции развития капитализма вглубь и вширь // В.И. Ленин и революционное движение на Дальнем Востоке. Владивосток, 1982.

107. Галлямова Л.И. Очерки истории формирования рабочего класса на Даль49