автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Региональная культурная политика, середина 1980-х - 1990-е гг.

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Малкова, Ирина Геннадьевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Региональная культурная политика, середина 1980-х - 1990-е гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Малкова, Ирина Геннадьевна

Введение.

Глава 1. СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЛАСТЕЙ УРАЛА в 1980-е годы.

1.1. Практика управления культурой до середины 1980-х годов.

1.2. Характерные особенности развития сферы культуры промышленных областей Урала в 1980-е годы.

1.3. Проблемы социально-культурного развития Уральского региона.

1.4. Социально-культурная сфера в условиях общественных реформ середина 1980-х -1990-е гг.).

Глава 2. СТРАТЕГИЯ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В РЕГИОНЕ.

2.1. Концептуальные основы социокультурного развития регионального сообщества.

2.2.Цели, задачи и методы региональной культурной политики.

Глава 3. УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИМ

ПРОЦЕССОМ 1990-е годы.

3.1 .Регулирование деятельности культуротворческих институтов.

3.2.Региональные культурные инициативы и проекты.

3.3.Сохранение и актуализация культурного наследия.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по истории, Малкова, Ирина Геннадьевна

Актуальность темы.

Вопросы культуры, духовной жизни региона приобретают в современных условиях особую актуальность. Они имеют, без преувеличения, стратегическое значение, так как без подъема культуры невозможно преодолеть социальный, экономический, политический кризис общества, а в конечном итоге - кризис личности.

В Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию была поставлена задача разработки программы государственного строительства как продуманной системы мер модернизации различных институтов власти. Одно из направлений - реалистичная социальная политика. По значимости его можно, считает Президент, поставить на первое место, отдавая приоритет развитию сферы здравоохранения, образования и культуры.1

Именно сфера культуры оформляет и предопределяет новые цели и ценности общественной жизни и может способствовать формированию нового «ценностного восприятия» происходящих перемен, а значит и отношения к власти, осуществляющей политику перехода к демократическому государству с рыночной экономикой.

Сложившиеся в предыдущие десятилетия стереотипы культурной политики или разрушены, или оказались непригодными в современных условиях. С конца 1980-х годов актуализировалась потребность не просто

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 8 июля 2000 года, г. Москва / Российская газета. 2000.11 июля. корректировать цели и задачи культурного развития, но и формулировать их заново.

С середины 1990-х годов регионы переходят на новую стратегию культурной политики, находящую выражение в региональных программах социокультурного развития.

Тем не менее, тема региональной культурной политики является принципиально новой как в теоретическом, так и прикладном аспектах. Это обусловлено тем, что Советский Союз с самого своего основания строился как унитарное государство, где все управленческие процессы были предельно централизованы. Тотальное огосударствление духовной жизни предопределяло непреложность ситуации, когда вся культурная политика вырабатывалась в высших эшелонах государственной власти и на «местах» задача сводилась лишь к ее реализации.

В связи с децентрализацией системы управления культурой именно на региональном уровне складывается стратегия развития культуры с учетом социально-экономических особенностей развития территории, интересов и запросов различных категорий населения, культурного потенциала региона.

На уровне региона все эти факторы имеют более выраженный характер, обладают столь сильно проявляющейся спецификой, что стало совершенно очевидным: ныне на этом уровне может и должна формироваться система приоритетов культурного развития, т.е. складываться культурная политика, которая органически связывала бы в себе учет глобальных национальных тенденций и местной специфики.

По мнению специалистов, «отечественная регионалистика должна кардинально расширить поле научного поиска. Прежде всего необходимо значительно усилить ее политологическое и культурологическое направления.

Решение этих задач будет способствовать как углублению теоретических представлений, так и повышению обоснованности принимаемых решений в сфере региональной политики»2

Социокультурное развитие Урала середины 1980-х - 1990-х годов не стало еще предметом специального исследования. Без изучения данной проблемы трудно создать целостную концепцию модернизационных процессов жизни современного общества. Осмысление накопленного опыта необходимо не только при изучении социокультурных процессов в регионе, но и имеет практическое значение для органов государственной власти, проводящих культурную политику.

Состояние научной разработки проблемы.

С середины 1980-х годов тема развития культуры приобрела необыкновенную популярность. Аспектами научного осмысления являются социокультурные процессы, происходящие в различных группах, роль и место культуры в современном обществе, особенности взаимодействия социокультурных процессов и происходящих в стране реформ. Все они имеют общий объект - культуру, но разный предмет исследования, дифференциация которого обусловлена сложностью и многогранностью изучаемого феномена.

На смену монополизму марксистской парадигмы пришло разнообразие подходов к исследованию культуры.

В философско-культурологических исследованиях 1990-х годов по-прежнему преобладающей остается так называемая деятельностная трактовка культуры, сложившаяся в отечественной науке еще в 60-е годы. Ее сторонники определяют культуру как совокупность форм, способов, средств и результатов

2 Алексеев В.В., Артемов Е.Т. Регионализм в России: история и перспективы // Уральский исторический вестник, № 3, Екатеринбург, 1996. С.5. человеческой деятельности. В реализации этого подхода к пониманию культуры наблюдается множество вариантов, которые различаются, главным образом, по акцентам на ту или иную сторону деятельности.

Одни исследователи выдвигают на первый план в содержании культуры, прежде всего, способы человеческой деятельности, ее «технологический контекст» (В.Давидович, З.Файнбург); другие - совокупность надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (В.Степин); третьи - духовные ценности (Н.Злобин, Г.Выжлецов); четвертые - творческую деятельность, направленную на «поиск сакрального смысла бытия» (П.Гуревич) и т.д.3 В среде ученых утвердилась мысль о многообразии феноменов культуры, которое мешает свести ее содержание к какой-либо краткой дефиниции. Можно констатировать, что почти единодушно отстаивается ряд фундаментальных для философии культуры положений, в том числе: о надбиологическом, социальном характере культуры как формы человеческого бытия, воплощающей в себе специфику образа жизни человека; о «человекотворческой» функции культуры, в силу которой она выступает как способ реализации творческих возможностей человека; о единстве духовной и материальной сторон культуры и неправомерности их противопоставления и обособления; о необходимости системного подхода к изучению культуры (хотя суть этого подхода понимается по-разному); о разнообразии культур и неоправданности европоцентристского взгляда на историческое развитие мировой культуры;

3 Давидович В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. - Ростов-на-Дону, 1979; Злобин Н. Культура и общественный прогресс. - М., 1980; Гуревич П. Философия культуры. - М., 1995; Каган М. С. Философия культуры. - СПб., 1996. о социокультурном прогрессе как общем направлении исторического развития человечества.4

Деятельностный подход оправдан тогда, когда ставятся задачи феноменологического описания культурных процессов и явлений, сбора эмпирического материала, характеристики функций культуры. Однако этот подход оказывается малоэффективным там, где требуется сделать упор на специфику культуры, изучать ее как особую область социального бытия.

Ряд историков считает, что теперь, после краха СССР и КПСС, историю развития и становления советской культуры надо писать заново.

Видный исследователь теории и истории социалистического культурного строительства, инициатор пересмотра с конца 1980-х годов многих постулатов отечественной истории культуры, В.Л. Соскин считает, что «как бы мы не судили о настоящем - одобряли его или порицали - есть вещи очевидно прогрессивные, среди них - гласность. Свобода мнений, возможность инакомыслия. Признание данного факта позволяет перевести весь исследовательский процесс на новые рельсы: с апологетики советского режима на путь его критического изучения»5. В работах 1990-х годов В.Л. Соскин отстаивает идеи и преимущества системного подхода изучения истории культуры.

С начала 1990-х годов идут острые дискуссии по темам «Современное состояние культуры: кризис, проблемы, противоречия», «Перспективы развития культуры: традиции, инновации, пути возрождения». Представители научных и учебных центров России расходятся во мнении о том, как следует

4 Философия культуры. Становление и развитие. - СПб., 1998.

5 Соскин В.Л. Советская тоталитарная культура: у истоков. 1917-1920 гг. - Екатеринбург, 1995. С. 5. См. также: Соскин В.Л. История советской культуры: некоторые историографические и методологические аспекты // Культура и интеллигенция сибирской провинции в XX веке: теория, история, практика. - Новосибирск, 2000. С.8-17. оценивать состояние культуры России к концу 80-х - началу 90-х годов6. В одних случаях это состояние характеризуется как кризис, в других - как новый подъем. На чем основывается первая точка зрения? Прежде всего на том, что к концу 80-х годов стали резко бросаться в глаза запущенный облик городов, понижение уровня печатной продукции, ослабление интереса к музеям и зрелищам, расширение спроса на низкосортную литературу, кинофильмы и телесериалы, упрощенную, иллюстративную живопись, музыку. Наиболее ярко эта точка зрения выражена в работе В.В. Глазычева, который назвал состояние современной культуры в России «агонией»7.

Л.И. Михайлова многообразные параметры кризиса культуры сводит к нескольким факторам:

1) Крушение комплекса идей и ценностей, бывшего стержнем советской культуры. В то же время новые идеалы, которые смогли бы объединить общество и стать интегрирующей осью культурных процессов, не сформировались.

2) Нравственный кризис общества. Нравственные нормы, декларируемые обществом, теряют значимость для все большего числа его членов; растет число лиц с девиантным поведением - преступников, наркоманов, проституток и т. п. Нравственный фундамент культуры выглядит в значительной степени размытым и продолжает подвергаться дальнейшему размыванию.

3) Дезорганизация государственной политики в области науки, образования, искусства.

6 Диагностика социокультурных процессов и концепция культурной политики. -Свердловск, 1991; Социология культуры и социокультурная ситуация в СССР: «Круглый стол» // Социологические исследования. 1991. №11; 1992. Ns1; Трубина Е.Г. Посттоталитарная культура: «Все дозволено» или «ничего не гарантировано» // Вопросы философии. 1993. -№3.

7 Глазычев В. В. Агония культуры // Погружение в трясину (аналогия застоя). - М., 1991.

4) Развал институциональной структуры.

5) Снижение социокультурных возможностей и потребностей населения.8

В.В. Костюшев считает, что это «благословенный кризис», «кризис выздоровления», который ведет к восстановлению разрушенных в сталинский период горизонтальных социальных связей и полисубъектности культуры, а также различных типов идентификации - профессиональной, социокультурной, сословной и т.д.9 Он начался еще в 70-е годы в связи с ориентацией многих на ценности индивидуально-личностной самореализации.

Противоположная позиция строится на том, что, несмотря на понижение уровня ценностей на массовом рынке, все же явно заметен процесс освобождения от стереотипов, штампов, идеологической зашоренности, однолинейное™ подходов и оценок, обретения большей искренности, откровенности, свободы.10

И действительно, противоречивое состояние культуры, меняющей свои внутренние ориентиры, не дает сегодня оснований для однозначной оценки. С одной стороны, мы не можем не видеть в современном состоянии и облике нашей культуры итог ее более чем 70-летнего развития в условиях тоталитарного общества, а с другой - своего рода брожение, в котором нет определенных очертаний, границ, не ощущается единой стержневой линии, но есть чувство свободы и чувство незащищенности. Нелегко ориентироваться в происходящем и тем более давать ему какие-либо окончательные оценки.

8 Михайлова Л. И. Социология культуры. - М., 2000. С. 32-34.

9 Социология культуры и социокультурная ситуация в СССР: «Круглый стол» // Социологические исследования. 1992. №1. С. 76.

10 Селиванов В.В. Обновление культуры // Человек и духовно-культурные основы возрождения России. - СПб, 1996. С. 65.

По мнению Л.Г. Ионина, в этом кажущемся безумии просматривается своя логика, понимаемая им как движение от моностилистической культуры к полистилистической.11 Переход от моностилистической к полистилистической культуре создает условия для постепенного изменения социокультурных ориентаций и формирования целой системы субкультур, т.е. «культуры в культуре», имеющей четко очерченные границы знаний, норм, ценностей, образцов, представлений, вкусов, идеалов, традиций. Формирование субкультур связано не только с кризисом культуры, но и с усилением национальных чувств и со стремлением народов возродить свою национальную субкультуру.

И.Е. Дискин считает, что в целом ситуация формирования субкультур не может быть оценена однозначно.12

С одной стороны, это положительное явление, обеспечивающее человеку место в культурной жизни в соответствии с его потребностями и интересами, дающее возможность самореализации, способствующее самоидентификации личности и позволяющее ей чувствовать себя частью социальной общности или группы. С другой стороны, развитие субкультур приводит к внутренней замкнутости, к ограничению культурных ценностей только рамками своей общности или группы.

Другой круг проблем, который современная наука начала осваивать относительно недавно, это тема культурной политики. Этим во многом объясняется методологическая непроработанность многих важных для единого понимания сущности данной темы аспектов.

11 Ионин Л.Г. Культура на переломе II Социологические исследования. 1995. №2. С.41

12 Дискин И.Е. Социокультурный базис перестройки. - М., 1992. С. 87.

На сегодняшний день в литературе нет однозначного понимания того, что такое культурная политика. Несмотря на то, что само понятие «культурная политика» прочно вошло в обиход, его конкретное содержание все еще остается неопределенным. Между тем, не определив понятия «культурная политика», мы не сможем решить проблему механизмов ее формирования и реализации. Попытку очертить границы этого понятия предприняли Е.Л. Иванова, Л.П. Каткова13, беря за основу понятие «политика» - как сфера человеческой деятельности, в которой происходит борьба за власть. Но политикой является не любая борьба за власть, а та, которая подчиняется определенным нормам и правилам политической «игры», принятым в данном сообществе. Отличительной особенностью политической борьбы является стремление к легитимизации, то есть приданию своим притязаниям законных оснований и приобретению влияния на государственные институты власти.

А. Флиер разграничивает понятия «культурная политика» и «оперативное управление текущими культуротворческими процессами», обосновывает необходимость соотнесения культурной политики с основными тенденциями развития цивилизации. Он же дает характеристику основных субкультурных «подсистем» российской культуры, осмысливает задачи культурной политики относительно «срединной» (ориентированной на основную массу городского населения), «высокой» и народной культур. Важнейшим принципом культурной политики А. Флиер считает признание амбивалнтности (многоуровневости) культуры14.

13 Иванова Е.Л., Каткова Л.П. Программирование в культуре как механизм реализации культурной политики. // Ориентиры культурной политики. Инф. вып. 3. - М., 1994. С.32.

14 Флиер А. О новой культурной политике России // Общественные науки и современность. 1994. № 5. С.15.

А.Н. Алексеев рассматривает культурную политику как определенную линию поведения и действий субъекта, который имеет возможность на что-то влиять.15

Чаще всего культурная политика определяется как деятельность субъекта по отношению к культуре, направленная на регулирование процессов производства, хранения, распространения и потребления культурных ценностей. В качестве механизмов формирования и согласования условий культурной деятельности выделяются административные, экономические и демократические. Культуре отводится роль формирования ценностно-ориентированной, оптимально организованной и социально эффективной деятельности. А культурная политика предполагает создание условий для самореализации личности.16

Появилось большое количество работ, полностью или частично посвященных теоретическим проблемам развития культуры17, проблемам разработки новой модели управления и регулирования культурных процессов.18 Исследователями выделены три важных момента, которые должны учитываться при этом:

1) в настоящее время функцию передачи социокультурных ценностей выполняют учреждения культуры и средства массовой коммуникации, причем вторые это делают эффективнее;

15 Социология культуры и социокультурная ситуация в СССР: «Круглый стол» // Социологические исследования. 1991. №11. С.78.

16 Диагностика социокультурных процессов и концепция культурной политики. -Свердловск, 1991. С. 17.

17 Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ. - СПб., 1992.

18 Паппэ Я.Ш., Шишкин C.B. Перестройка в сфере культуры: Переход к новой парадигме социально-экономического управления // Социальное проектирование в сфере культуры. - М., 1990; Социально-экономические проблемы развития культуры. - М., 1989.; Столяров И.А. Управление культурой: Организационно-экономический механизм. - М., 1989.

2) учреждения культуры и искусства утратили свою монополию на приобщение человека к лучшим ценностям культуры, эту роль им приходится делить с личными библиотеками, телевидением и аудиовизуальной техникой;

3) культуротворческие и другие процессы активной деятельности населения в значительной мере протекают вне учреждений и организаций институционализированной системы культуры.

Значительным событием для анализа проблем современной культурной политики является издание текста национального доклада по культурной политике Российской Федерации и первая на русском языке публикация доклада о российской культурной политике экспертов Совета Европы.19

В этих материалах содержится обзор истории государственной культурной политики со времен Московского княжества, подробно исследовано современное состояние дел. Впервые на основе анализа официальных документов выявлены цели культурной политики государства, систематизированы сведения о реально действующих субъектах культурной политики, делается анализ социальных последствий бюджетных ограничений, особое внимание уделено индустрии культуры, анализируется эффективность законодательных мер поддержки культуры и искусства. Утверждается, что до середины 1990-х годов в России не было единой общегосударственной культурной политики, а только лишь усилия отдельных органов государственной власти.

Доклад зарубежных экспертов» отражает ситуацию, сложившуюся в сфере культуры к 1995 году. Эксперты подчеркивают недостаток прозрачности бюджета, ограниченное участие общественности в процессе принятия

19 Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему. - М., 1998. решений, весьма сдержанный поиск новых средств для финансирования культуры. Общее заключение экспертов Совета Европы, не утратившее актуальности и сегодня, отмечает «тройной перекос» развития культуры России - предпочтение функции сохранения за счет творчества; предпочтение учреждений - инновационной деятельности; предпочтение крупным городам в ущерб провинции. Эксперты предложили ряд рекомендаций, среди которых следует выделить призыв рассматривать культуру не как отрасль, а как измерение процессов развития общества.

Издание представляет несомненный интерес для выстраивания параллелей и сопоставлений культурной политики Российской Федерации и региональной культурной политики.

Международный опыт государственной культурной политики проанализирован в сборнике «Культура на перепутье»20, авторы которого показывают, что существует как минимум 4 концептуальные установки правительства по отношению к культуре: помощника, архитектора, инженера и мецената. В роли помощника выступает государство в США, где финансирование культуры и искусства осуществляется в форме «встречных» субсидий, стимулирующих частные или коллективные вложения в культуру. Если государство берет на себя функции архитектора, то финансирование происходит силами министерства или другого государственного органа, ответственного за культуру. В этом случае культурная политика является составной частью всей социальной политики, и ее целью становится подъем культурного уровня народа: такова западноевропейская модель поддержки культуры, в частности, французская.

20 Культура на перепутье. - М., 1994.

Роль инженера государство играет в том случае, если оно становится собственником материальной базы культурной деятельности и направляет последнюю на цели воспитания и образования. Такова ситуация в восточноевропейских странах.

Наконец, в качестве мецената выступает государство в англосаксонских странах, где имеются советы искусств, играющие роль своеобразного экрана: они получают государственные фонды и распределяют их в отраслях культуры и искусства, но не позволяют бюрократии вмешиваться в творческий процесс или деятельность организаций, получающих помощь.21

В 1998 году преподавателем кафедры управления и экономики культуры Московского государственного университета культуры Г.М. Галуцким была издана, по сути, первая в отечественной науке фундаментальная работа по проблемам управления культурой.22 Автор утверждает, что управление культурой как научная дисциплина пока не существует, хотя и является реальностью, а «сама по себе проблема управления культурой в высшей степени сложна и неоднозначна потому, что культура человека как предмет исследования допускает множество трактовок».23 В исследовании поставлены концептуальные вопросы: теоретические и исторические основы управления, процедуры управления, управление культурными процессами, но не все проблемы рассмотрены достаточно глубоко, не на все вопросы даны ответы.

Весомый вклад в изучение культурной жизни Урала внесла свердловская (екатеринбургская) школа исследователей культуры.

Проблемы территориальной организации культурной деятельности,

21 Там же. С.43-44.

22 Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. - М.,

1998.

23 Там же. С.11. управления развитием сферы культуры в рамках региона стали предметом систематического научного изучения с конца 1970-х годов. Одними из первых, кто поставил вопрос о необходимости рассмотрения сферы культуры региона в качестве самостоятельного и целостного объекта целенаправленного воздействия, были исследователи Уральского научного центра АН СССР.24

Но, фактически, основное внимание первоначально уделялось разработке проблем, связанных с совершенствованием пространственной и видовой структуры учреждений культуры.

Затем на первый план выдвинулись задачи построения эффективного механизма долгосрочного и текущего управления культурными процессами в регионе, преобразования организационных структур управления, перехода к преимущественно экономическим методам управления.

Происходил постепенный переход от изучения отдельных видов культуры (кино - 1968, телевидение - 1973 и др.) к попыткам комплексного анализа взаимодействия каналов приобщения к культуре разных слоев населения, прежде всего - рабочих.25 В результате этих поисков под редакцией Л. Н. Когана была издана книга «Культурная деятельность» (М., 1981).

Л.Н. Коган в своих работах постоянно подчеркивал, что «культура - одно из самых сложных социальных образований», что «человек - одновременно и субъект культурной деятельности и объект», что необходимо разделять «управление и регулирование в сфере культуры, поскольку в крайне бедной

24 Коган Л.Н. Планирование развития культуры региона//Экономика и организация театра. Вып. 5. - Л, 1979. Шарова А.Ф. Из опыта планирования культуры области//Проблемы перспективного планирования и управления в сфере художественной культуры. - М., 1979. Принципы исследования и планирования региональной системы культурного обслуживания населения. - Свердловск, 1982.

25 Исследование культурной деятельности и культурного уровня населения городов Урала: Сб. статей. - Свердловск, 1979. литературе по вопросам управления развитием культуры этот процесс сводится обычно лишь к управлению учреждениями культуры».26

Челябинским социологам, руководимым В. С. Цукерманом, принадлежит приоритет в социологическом изучении клубных учреждений27.

Уральские социологи зафиксировали, что в 1970-х - начале 80-х годов происходит серьезное расслоение общества в культурном отношении. Исследования позволили выделить типологические группы, существенно отличающиеся по направленности и содержанию их культурной деятельности:

- группа, ориентированная на «высокую» классическую и современную культуру, на чтение, серьезную музыку, регулярное посещение театров, библиотек, художественных выставок, филармонических концертов;

- группа, ориентированная на «мидикультуру» - популярные развлекательные жанры;

- группа, ориентированная на традиционную народную культуру, чаще всего в сочетании с официальной мидикультурой;

- группа, ориентированная на «массовую» культуру, в основном западного образца.

Разумеется, деление на эти группы было условным, еще более условна «привязка» тех или иных групп к социальным слоям общества, однако определенную ориентировку в анализе культурной жизни населения они давали.

Начиная с 1970-х годов интенсивно изучался комплекс вопросов, связанных с понятием свободное время. Свободное время рассматривается не просто как свободное от обязанностей, социальной и физиологической

26 Коган Л.Н. Культура как объект управления // Совершенствование управления развитием культуры. - Свердловск, 1981. С.З.

27 Город и культура.: Коллективная монография. - Челябинск, 1993. необходимости, а как пространство свободной деятельности человека как самоцели, деятельности, не навязанной извне.

По словам Г. П. Орлова, это время, предназначенное для развития умственных и физических способностей и для удовлетворения социальных потребностей.28

Уральские исследователи отметили яркую тенденцию к проведению свободного времени большинством населения в домашних условиях. Исследования разных авторов (Л. Коган, В. Цукерман и многие другие) обнаруживают существенный разрыв между культурными запросами разных групп населения и унифицированной, идеологизированной государственной культурной политикой. Фиксируется резкое падение посещаемости клубных учреждений, театров, кинозалов29.

Материалы комплексного социологического обследования представлены в работе «Уральский регион: проблемы и перспективы развития»30. Одна глава посвящена рассмотрению проблем социальной и культурной сферы Урала.

В Прикамье последнее тридцатилетие историко-культурных исследований отмечено новаторскими трудами культурологов Л.Е. Кертмана в Пермском госуниверситете и З.И. Файнбурга в Пермском политехническом институте. Работы этих пермских ученых стали широко известными в нашей стране и за рубежом, специалистами была признана оригинальность сформулированных Л. Кертманом и 3. Файнбургом новых культурологических концепций, которые были опубликованы в более чем двух десятках научных

28 Орлов Г.П. Свободное время: Условие развития человека и мера общественного богатства. - Свердловск, 1989. Гл. III.

29 Город и культура: Коллективная монография, - Челябинск, 1993; Развитие культурно-досуговой сферы региона (методология исследования и опыт проектирования) - Свердловск, 1989.

30 Уральский регион: проблемы и перспективы развития. - М, 1991. статей и монографий.31 Пермь несколько раз служила местом проведения специальных тематических конференций. В настоящее время, наряду с Екатеринбургом, и Пермь зафиксирована на карте учреждений культуры страны как один из центров культурологических исследований.

Проблемы современного этапа развития культуры и искусства Урала обсуждались на Первом Уральском Форуме, который состоялся 26 ноября 1996 года в Челябинске. Здесь были затронуты некоторые аспекты современной социокультурной ситуации, выстраивались перспективы, давались прогнозы.32

С 1996 года Центр историко-культурного наследия г. Челябинска начинает проводить научные конференции, выпускать сборники статей, посвященных малоизвестным или неизвестным страницам истории Челябинска и области, но по вопросам социокультурного развития 1980-х - 90-х годов публикаций практически нет.

Стратегии развития Екатеринбурга был посвящен Межрегиональный научно-практический семинар, состоявшийся в апреле 2000 года33. В докладах и сообщениях затрагивались проблемы стратегии развития культуры в Екатеринбурге. Для решения основной задачи - организации целостного культурного пространства города - предлагается создать Международный Культурный Центр. Также рассматривается проблема современных подходов к

31 Например: Кертман Л.Е. К методологии изучения культуры и критике ее идеалистистических концепций // Новая и новейшая история, 1973, №3; Файнбург З.И. Смена исторического типа культуры в условиях современности (некоторые вопросы методологии проблемы). // Известия Северокавказского научного центра высшей школы. Общественные науки, 1978, №1.

32 Первый Уральский Форум. Культура, искусство и информатизация на рубеже третьего тысячелетия. Сб. Док. Вып. 1. - Челябинск, 1996.

33 Стратегия развития Екатеринбурга: цели, задачи, направления, механизмы реализации. Тезисы докладов и сообщений Межрегионального научно-практического семинара. - Екатеринбург, 2000. методологии стратегического планирования городского развития34, которая выходит на проблему методологии социокультурного развития и проблему многослойности социальной действительности, глубинные слои которой не манифестированы открыто в атрибутах научной экспертизы, политики и культуры - но не менее, а иногда и более реальны, чем официальный.

Несомненный интерес представляет работа В.И. Волкова, Л.А. Юргановой «Региональная сфера культурно-образовательных услуг: особенности диверсификационных процессов», выполненная при поддержке Российского гуманитарного научного фонда35. Авторы определяют диверсификацию как категорию социально-экономического развития, отражающую необходимость функционального совершенствования продуктивных социальных систем, к которым относится и сфера производства и распространения культурно-досуговых услуг. На материалах статистики и других документальных источников, результатов социологических исследований в работе рассматриваются региональные особенности развития системы культурного обслуживания, сформировавшейся на территории Урала. Авторы акцентируют внимание на углублении противоречий между степенью доступности культурно-досуговых услуг и уровнем платежеспособного спроса значительной массы населения. Для преодоления этого противоречия в работе дано обоснование целей, средств и механизмов социально-ориентированной региональной политики.

В конце 90-х годов была выпущена издательская серия «Урал в новой России». По мнению редакторов, книга «Урал: век двадцатый. Люди. События.

34 Зубков К.И. Современные подходы к методологии стратегического планирования городского развития // Стратегия развития Екатеринбурга: цели, задачи, направления, механизмы реализации. - Екатеринбург, 2000.

35 Волков В.И., Юрганова Л.А. Региональная сфера культурно-образовательных услуг: особенности диверсификационных процессов. - Екатеринбург, 1999.

Жизнь»36 дает целостное восприятие истории крупного российского региона, а события последних лет, времени реформирования российского общества, «даются более подробно и целостно». Отдельные параграфы, незначительные по объему (8 страниц и 15страниц) посвящены рассмотрению проблемы культурного развития Урала в 1965 - 1985 гг. и тенденциям развития социально-культурной сферы в 1990-е гг. Вывод, к которому пришли исследователи, неутешителен: «.какая бы сфера жизнедеятельности общества ни анализировалась, по большинству важнейших показателей она находится за чертой критического развития»37. Также утверждается, что сфера культуры переживает системный кризис. При этом, давая характеристику развития культуры в 1920-е годы, почему-то о кризисе не говорится, а утверждается, что «культурная жизнь края была многогранна и

38 противоречива»

В этой же серии вышла работа «Урал социокультурный. Наука. Образование. Искусство. СМИ»39. Здесь также повторяются выводы о системном кризисе культуры. В параграфе о культуре и искусстве Урала в 90-е годы практически без изменений и добавлений приводятся данные, опубликованные в работе В.И. Волкова, Л.А. Юргановой «Региональная сфера культурно-образовательных услуг: особенности диверсификационных процессов».

В историографии практически отсутствуют работы, специально посвященные анализу региональной культурной политики на Урале в середине 1980-х - 90-е гг. Вместе с тем большое количество статей, посвященных

36 Урал: век двадцатый. Люди. События. Жизнь. Очерки истории. - Екатеринбург, 2000.

37 Там же. С.340.

38 Там же. С.84.

39 Урал социокультурный. Наука. Образование. Искусство. СМИ. - Екатеринбург, 2000. отдельным аспектам региональной культурной политики, демонстрируют наличие исследовательского интереса к данной теме.

Цель и задачи исследования. Актуальность темы и ее недостаточная проработанность определили цель исследования - реконструкция региональной культурной политики с учетом смены парадигмы управления социокультурным развитием в период 1980-1990-х годов.

Для достижение этой цели необходимо решить следующие исследовательские задачи: изучить особенности и проблемы социокультурного развития промышленно развитых областей Урала середины 1980-х годов; показать особенности современной социокультурной ситуации, обусловливающей новые подходы в управлении культурными процессами на территориальном уровне; выявить приоритетные направления социально-культурной деятельности на региональном уровне; проанализировать созданные концепции, программы и результаты деятельности органов управления культуры на региональном уровне; обозначить новые организационно-управленческие принципы и технологии эффективной культурной политики.

Объект исследования - культура регионального сообщества. Предметом исследования является региональная культурная политика. Наиболее полным представляется определение культурной политики как деятельности, связанной с формированием и согласованием социальных механизмов и условий культурной активности как населения в целом, так и всех его групп, ориентированных на развитие творческих, культурных и досуговых потребностей.

Хронологические рамки исследования охватывают период с середины 1980-х по 1990-е годы. При рассмотрении проблемы региональной культурной политики обращение к данному периоду является актуальным по нескольким причинам.

Во-первых, именно с середины 1980-х годов идут масштабные изменения в политике, экономике, социокультурной жизни.

Во-вторых, именно в этот период культура перестала рассматриваться как «сфера обслуживания» монопольной идеологии и обрела свободу от цензурных и идеологических запретов.

В-третьих, с конца 1980-х годов происходит регионализация культурной политики, расширение прав региональных и муниципальных органов власти. С середины 1990-х годов регионы переходят на новую стратегию культурной политики, находящую выражение в региональных программах социокультурного развития.

К концу 1990-х годов смена стратегии региональной культурной политики стала оказывать заметное влияние на общую культурную ситуацию, что позволяет проанализировать и определить эффективность новой региональной культурной политики.

Территориальные рамки исследования. Исследование осуществляется на материалах промышленно развитых областей Урала -Пермской, Свердловской и Челябинской.

В промышленных областях Урала сформирован особый культурный уклад, который характеризуется преобладанием городского населения, четкой подчиненностью сфере производства, гигантским дисбалансом между темпами формирования социокультурной среды и динамикой развития и прироста населения, постоянно изменяющейся этнокультурной ситуацией.

Теоретико-методологической базой исследования являются диалектические принципы исторического познания, позволяющие видеть исторические процессы в их развитии и взаимосвязи, проводить всесторонний анализ и оценку фактов. В культуре исключительно важно явление преемственности. Вне осознания ее роли невозможно в полном объеме представить причины и условия формирования новой культурной политики, впитавшей немало из предшествующих периодов. При анализе этих проблем применялась и совокупность специальных методов исследования: историко-логический и сравнительно-сопоставительный анализ; историко-типологический анализ и обобщение; проблемно-хронологический анализ; метод системного анализа.

Характеристика источников. Источниковая база исследования достаточно широка и сформирована из нескольких типов источников:

1. Законодательные и нормативные документы по вопросам культурной политики в Российской Федерации и регионах Урала, которые дают возможность проанализировать развитие, проблемы и особенности регулирования культурных процессов на современном этапе. В данную группу входят Федеральные законы Российской Федерации, Областные целевые программы, материалы Законодательных собраний, Постановления исполнительной власти Пермской, Свердловской, Челябинской областей.

2. Существенную часть фактической базы диссертации составили архивные материалы, выявленные в фондах местных архивов. Для анализа развития управления сферой культуры в 1980-е годы и попытки изменить принципы руководства в начале 1990-х годов использованы справки, постановления, протоколы заседаний Пермского, Свердловского и

Челябинского областных комитетов КПСС, Пермского, Свердловского и Челябинского областных управлений культуры, Пермского, Свердловского и Челябинского областных комитетов ВЛКСМ, областных отделений Советского фонда культуры, региональных отделений творческих союзов, ВООПИК, добровольного общества любителей книги.

3. Третью группу источников составляют статистические материалы Областных управлений культуры, Министерства культуры СССР и Российской Федерации, областных статистических управлений, которые дают возможность проанализировать развитие сферы культуры в 1980-е - 90-е гг. на Урале, сопоставить данные с общероссийскими. Необходимо заметить, что эта группа источников не дает полной картины социокультурной жизни, так как в статистических отчетах присутствуют недостаточно полные и всесторонние характеристики, а часть данных заведомо фальсифицирована.

Дополняют источниковую базу социологические исследования Уральского Отделения Академии Наук, Общественного института конкретных социологических исследований при Челябинском обкоме КПСС и данные социологической лаборатории Челябинского института искусства и культуры.

4. Большое значение для понимания проблем выбора вариантов региональной культурной политики в современный период имеют статьи, речи, выступления политических и государственных деятелей. В этих документах раскрывается все многообразие поисков и подходов к налаживанию межрегионального взаимодействия в целях социокультурного развития. Недостаток этого типа источников заключается в их полемической направленности, субъективности.

5. Существенным источником для изучения темы служит периодическая печать. В ходе анализа местной периодической печати за счет применения специальных процедур обработки текстов из них извлекается необходимая информация, которая отражает социокультурную ситуацию в регионе.

Весьма ценные сведения и фактические данные содержат специальные издания «Актуальные проблемы культурной политики», «Ориентиры культурной политики» ГИВЦ МК РФ.

Таким образом, в нашем распоряжении широкий спектр разнообразных источников, дающий возможность объективного рассмотрения изучаемых проблем.

Научная новизна работы заключается в приоритетной постановке и решении задачи комплексного ретроспективного анализа региональной культурной политики на Урале в последнее двадцатилетие.

Впервые в отечественной историографии предпринята попытка осмысления проблем управления и регулирования культуры на конкретном материале промышленно развитых областей Урала.

В работе показаны особенности социокультурного развития промышленных областей Урала в 1980-е годы;

- обозначены цели, задачи и методы региональной культурной политики;

- проанализированы созданные концепции, программы и результаты деятельности органов управления культуры на региональном уровне;

- обозначены новые организационно-управленческие принципы и технологии эффективной культурной политики;

- обобщен опыт управления региональным развитием и извлечены уроки истории для современной практики.

В работе уточняется значение важнейших дефиниций - культурная политика, циклы культурной политики, менеджеры культурной политики.

В исследовании с использованием широкого круга источников, впервые введенных в научный оборот, раскрывается целостная картина социокультурного развития Урала середины 1980-х - 90-х годов.

Практическая значимость исследования состоит в возможностях использования его результатов для проведения «исторической экспертизы» вырабатываемых решений по современному регулированию регионального социокультурного развития.

Материалы диссертации легли в основу ряда специальных учебных курсов в преподавании отечественной истории и культуры, использованы в разработке учебных пособий.

Апробация работы. Результаты исследования излагаются в четырех публикациях общим объемом более шести печатных листов. Опубликованные материалы посвящены различным аспектам рассматриваемой проблемы.

Основные положения и результаты исследования обсуждались на региональных научных конференциях: «Третьи Татищевские чтения» (Екатеринбург, 2000), «Становление и развитие местного самоуправления в Челябинской области: идеология, опыт и перспективы» (Челябинск, 2001), «Реформирование государственной службы в России: проблемы и пути их решения» (Екатеринбург, 2001).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Региональная культурная политика, середина 1980-х - 1990-е гг."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование региональной культурной политики Урала на материалах промышленно развитых областей (Пермской, Свердловской, Челябинской) показало, что до середины 1980-х годов одной из особенностей взаимодействия культурной жизни общества, развития искусства и государственной политики было радикальное расхождение поставленных целей и основных векторов направленности реальных процессов. Культурная жизнь развивалась как бы сама по себе, органы управления сферой культуры ставили цели и задачи, несоответствующие тенденциям культурного развития.

Общегосударственная цель развития духовной жизни в 1980-е годы декларировалась как преодоление социальных различий в уровнях развития культуры трудящихся и повсеместном создании равных условий приобщения к духовным ценностям. Достижение этой цели планировалось как «культурное строительство» за счет экстенсивных факторов, т.е. непрерывного количественного наращивания сети учреждений культуры и досуга, внедрение повсеместно однообразного набора учреждений. Показателями культурного развития страны, области, города были «средние цифры» посещения лекций, кинотеатров, театров, библиотек, музеев и т.д., а не реальные изменения в социальной деятельности людей, их образе жизни. Не учитывались объективные реалии последних десятилетий: региональная дифференциация условий и образа жизни, расслоение общества, обусловленное не только различиями в характере труда или имущественной дифференциацией, но и, что не менее важно, пространственным, информационным и коммуникативным обособлением людей, возрастающая приватизация в сфере быта и досуга.

Особенность развития Пермской, Свердловской и Челябинской областей в 1980-е годы заключалась в том, что развитие их промышленного потенциала в годы индустриализации и в годы Великой Отечественной войны происходило ускоренными темпами, однако не сопровождалось адекватным развитием социокультурной сферы. На Урал смотрели из центра более всего как на кузницу металла, производителя машин, другой техники, соответственно и вкладывали деньги на развитие производства. Лишь малая доля шла на социальные нужды. Десятилетия пренебрежительного отношения к социальным проблемам промышленных областей Урала привели к тому, что Пермская, Свердловская и Челябинская области в 1980-х годах уступали большинству регионов России по уровню удовлетворения многих видов потребностей населения. Например, Свердловская область по уровню развития промышленного потенциала занимала третье место среди краев и областей РСФСР, но по уровню насыщенности учреждениями социально-культурной сферы оставалась в четвертом десятке.

Материальная база культуры во многих городах Урала была создана еще в годы первых пятилеток и в послевоенное время, ее состояние требовало серьезной реконструкции. Это относилось прежде всего к наиболее массовым учреждениям культуры: клубам, библиотекам, кинотеатрам. До 1990 года намечалось обновить 50-60% клубных помещений, расположенных в зданиях, требующих замены из-за ветхости и малой площади. Но характерной особенностью развития в 1980-е годы было невыполнение принятых планов и обязательств и «остаточный принцип» финансирования социокультурной сферы. На капитальное строительство учреждений культуры и искусства в 1981-85 годах было израсходовано на 25% меньше, чем десять лет назад (в 1971-75 годах).

Для социокультурных процессов 1980-х годов характерно и то, что учреждения культуры и искусства утратили свою монополию на приобщение человека к лучшим ценностям культуры, эту роль им приходилось делить с личными библиотеками, телевидением и аудиовизуальной техникой; что культуротворческие и другие процессы активной деятельности населения в значительной мере протекали вне учреждений и организаций институционализированной системы культуры. Исследователи Уральского региона отмечали, что количественное соотношение между «неорганизованными» (т.е. занимающимися дома) и «организованными» (т.е. членами клубных коллективов) участниками любительских занятий выше, чем 10:1.

Конец 1980-х годов - это переориентация социальной и культурной политики на децентрализацию, на опережающее развитие горизонтальных общественных структур, на повышение самостоятельности отдельных социальных групп, трудовых коллективов и т.п. Государство отказалось от монополии на власть над умами и от единого централизованного управления сферой культуры.

Период перехода от тоталитарного к демократическому обществу с экономикой смешанного типа оказался для России и Урала необычайно сложным и болезненным. Это явилось следствием как скорости преобразований (за почти пятилетний период произошли огромные перемены во всех сферах общественной жизни, общественном сознании, поведении людей и т.д.), так и недостаточной продуманности концепции реформ. Анализируя пройденный период, можно выделить позитивные и негативные последствия преобразований.

В результате осуществления либеральных реформ была сломана тоталитарная система управления обществом, начал действовать принцип разделения властей, была ликвидирована монополия КПСС на власть, сложилась многопартийная система. Промышленные области Урала стали равноправными субъектами РФ, сложноорганизованными системами со своими экономическими, культурными, социальными, национальными интересами. В результате процессов разгосударствления они получили большую свободу выбора своего пути развития реформ. Гласность и демократизация всех сфер жизни сняли тот догматический груз, который довлел над обществом. Изменился менталитет и образ жизни людей.

Одновременно происходил процесс «разгосударствления» культуры, управление которой теперь осуществляется непосредственно в регионе. Почти сразу проявился положительный эффект: культура стала развиваться снизу и более многообразно. Кажется парадоксальным, что сегодня при ее 2% финансировании от общего бюджета территории (ранее оно составляло 6%) наблюдается подъем в развитии культурных жанров и форм: развиваются театры, проводятся новые фестивали и праздники, выставки художественного творчества. Таким образом, положительный эффект начатых в 1991 году преобразований налицо.

Изменения в регулировании деятельности культуротворческих институтов нашло отражение и в смене терминологии: до 1990-х годов употреблялись понятия «управление культурой», «культурное строительство», в настоящее время - «культурная политика». Также изменилось понимание принципов осуществления региональной культурной политики.

Процесс совершенствования регионального управления в данной сфере незавершен и ведется в направлении: а) децентрализация управленческой деятельности; б) демократизация сложившейся структуры управления духовной сферой; в) повышение кадрового потенциала работающих в различных звеньях системы управления культурой. г) создание предпосылок, исключающих самоизоляцию региона и отдельных национальных культур.

В 1990-е годы были созданы программы развития культуры Пермской, Свердловской и Челябинской областей: «Материалы программы развития культуры Челябинской области», «Программа развития сферы культуры Пермской области на 1996-2000 годы», Областная Программа«Сохранение и развитие культуры и искусства Свердловской области (1997-2000 годы)».

Новой целью региональной культурной политики провозглашается создание системы государственных гарантий и благоприятных условий для сохранения, приумножения и развития самобытной и разнообразной российской культуры Урала в условиях перехода общества к рыночным отношениям, и продолжения социально экономических реформ и обеспечение реализации законных прав и свобод личности, социальных групп, народов и иных этнических общностей в сфере культуры. Главной задачей ставится обеспечение формирования единого социокультурного пространства, т.е. создать условия для функционирования и развития региона как целостной социальной системы.

Важно и то, что целью перспективной культурной политики становится не деятельность учреждений культуры, а сама культурная деятельность населения в ее динамике (формирование, институализация, социализация, рутинизация и т. д.) и задача региональных органов культурной политики максимально смягчить противоречия, обеспечить возможность осмысленного культурного выбора и самоопределения.

На протяжении 1990-х годов законодательные органы уральских областей сформировали пакеты законов, регулирующие отношения в сфере культуры, причем региональное законодательство во многих случаях опережает федеральное.

Принципиально важным является то, что для выработки общей политики в области культуры и координации усилий по сохранению и развитию культуры в регионе в 1997 году был создан Координационный Совет по культуре и искусству республик и областей уральского региона «Большой Урал». В Совет вошли главы региональных органов управления культурой, в его заседаниях регулярно участвуют главы и представители исполнительной власти субъектов федерации, руководители творческих объединений. Была разработана и утверждена Программа-план взаимодействия по основным направлениям работы Координационного Совета по культуре и искусству «Большой Урал».

Основной ресурсной базой для формирования и проведения единой культурной политики в масштабе области является областной бюджет. Число учреждений и объектов, состоящих на обеспечении областного бюджета, в сравнении с началом 90-х годов увеличилось почти в два раза. С 1999 года формирование бюджетов территорий в Пермской области осуществляется на основании социальных стандартов минимального финансирования. Каждому типу учреждений культуры соответствует свой стандарт минимальной финансовой обеспеченности. Например, учреждения музейного типа имеют один из самых высоких минимальных стандартов, что стимулирует местные органы власти к открытию собственных муниципальных музеев.

Наиболее гибкой и динамичной составной частью структуры областного бюджета отрасли являются средства, сосредоточенные в фонде развития культуры и искусства. Выделяемые сюда ассигнования реализуют принципы программно-целевого финансирования культурных процессов на территории области.

Средства фонда, распределяемые на конкурсной и экспертной основе, дают возможность формировать и обеспечивать основные направления областной культурной политики. Это происходит благодаря ежегодному финансированию областных целевых программ.

Приоритетным направлением деятельности областных Управлений культуры является возрождение народной культуры, ее самобытных традиций и фольклора, а также сохранение и развитие самодеятельного творчества, народных промыслов и ремесел. Центрами этой работы являются региональные ассоциации центров народного творчества.

С середины 1990-х годов региональные государственные институты все более ориентируются на инициацию крупных культурных мероприятий (презентаций) как на средство консолидации вокруг них самых разных сил, которые вступают здесь в несомненное взаимовыгодное сотрудничество. Например, план подготовки и празднования 400-летия Верхотурья (Свердловская область), фестиваль «Ирина Архипова представляет.», сохранение Аркаима (Челябинская область), международный фестиваль молодых исполнителей балета (Пермская область) и т.д.

Несмотря на тяжелое финансовое положение, переживаемое сферой культуры в конце 1980-х - начале 1990-х, распад профсоюзной и ведомственной сети культурно-досуговых учреждений, в которую входило до 80% основных культурных фондов, в целом в промышленных областях Урала сохранена сеть учреждений искусства и культуры, и количество мероприятий в них, и посещаемость их населением.

Естественно, за годы реформ произошло изменение в самой отрасли культуры. Так, библиотеки, помимо прочего, выполняют функции информационных центров, что обеспечивает их уникальность и необходимость на данном этапе развития практически для всех. Музеи призваны сохранять «следы эпохи», оберегая наиболее существенные образцы и обеспечивая таким образом историческую преемственность. Для ведущих дворцов культуры, досуговых центров, не скованных «базовым» видом деятельности, характерна высокая степень адаптации к меняющейся ситуации. Целый ряд иных организаций сегодня имеют статус «классических» - театры, концертные залы, учебные заведения, различные творческие союзы. В каждой конкретной области есть свои символы цивилизованности и респектабельности, обеспечивающие поддержание художественно-интеллектуальной среды региона. Ценность конкретных театров, концертных залов, учебных заведений и др. определяется в зависимости от их востребованности для решения существующих в области проблем. Принципиально важным является то, что финансирование обезличенных массовых мероприятий с неопределенным результатом постепенно уступает место финансированию конкретных локальных проектов, выполненных в рамках заявленных приоритетов и конкурсных требований.

До сих пор самой нерешенной задачей является отсутствие профессионального менеджмента культуры и профессионалов в этой области. Что восполняется существованием многочисленных параллельных структур общественного самоуправления на всех уровнях культурной политики местном, региональном), дополняющих и компенсирующих ограниченные возможности государственной системы управления.

Децентрализация управления и предоставление субъектам организации культурно-досуговой деятельности юридической, организационной и экономической самостоятельности является характерной особенностью социокультурной ситуации конца 1990-х годов.

Исследование региональной культурной политики промышленно развитых областей Урала середины 1980-х - 90-х годов отражает определенную противоречивость развертывающихся процессов. Наряду с разрушением существовавшей системы формирования и удовлетворения культурных потребностей происходит выработка новых стереотипов культурного потребления и досуга, и это связано не только со снижением уровня жизни большинства населения, но и с изменением в общественном сознании. На протяжении 1980-х - 90-х годов процессы «обвала» и «развала» в сфере культуры сосуществовали с процессами становления новых явлений, институтов и подсистем духовного производства. За период реформ сформировалась новая, гораздо более диверсификационная, система учреждений культуры, позволяющая удовлетворять большее разнообразие культурных потребностей. К концу 1990-х годов позитивные тенденции окрепли настолько, что стали оказывать заметное влияние на общую культурную ситуацию.

 

Список научной литературыМалкова, Ирина Геннадьевна, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Архивные источники.

2. Государственный архив Пермской области (ГАПО):

3. Фонд р-484 Пермский областной краеведческий музей

4. Фонд р-927 Пермское областное управление культуры

5. Фонд р-1009 Пермское городское управление культуры

6. Фонд р-1623 Пермское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры

7. Государственный архив новейшей истории и общественно-политических движений Пермской области (ГАНИ0ПДП01:

8. Фонд 105 Пермский областной комитет КПСС

9. Государственный архив Свердловской области (ГАС01:

10. Фонд Р-1224 Совет Свердловского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры

11. Фонд Р-1919 Свердловское отделение Всероссийского театрального общества

12. Фонд Р-2022 Свердловская организация Союза художников РСФСР

13. Фонд Р-2354 Свердловское областное управление культуры

14. Центр документации общественных организаций Свердловской лКпагти (11ЛООСО):

15. Фонд 4 Свердловский областной комитет КПСС

16. Фонд 250 Свердловское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры

17. Фонд 5965 Свердловская областная организация добровольного общества любителей книги

18. Фонд 5978 Уральская ассоциация клубов ЮНЕСКО

19. Объединенный Государственный архив Челябинской области ЮГАЧО):

20. Фонд П-2 Челябинское областное отделение Советского фонда культуры Фонд П-485 - Челябинский обком ВЛКСМ

21. Фонд 274 Челябинский областной Совет депутатов трудящихся. Облисполком.

22. Фонд 288 Челябинский областной комитет КПСС

23. Фонд 922 Челябинский городской комитет КПСС

24. Фонд Р-1589 Челябинское областное управление культуры1.. Документы и материалы центральных и местных государственных иполитических органов.

25. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 8 июля 2000 года, г. Москва // Российская газета. 2000.11 июля.

26. Федеральный закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Ведомости СНД и ВС РФ, 19.11.92. №46.

27. Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Собрание законодательства РФ. 28.08.1995. №35.

28. Концепция социально-культурной политики г.Челябинска, Челябинск,1999.

29. Материалы Программы развития культуры Челябинской области. /Под ред. д. ф. н., проф. В. С. Цукермана. Челябинск: Главное упр-е культуры и иск-ва, 1994. -64 с.

30. Областная программа «Сохранение и развитие культуры и искусства Свердловской области (1997 2000 годы)». - Собрание Законодательства Свердловской области. -1996. № 4.

31. Областные целевые программы. Екатеринбург, 1999.

32. Программа развития сферы культуры Пермской области на 1996-2000 годы. // Информационно-аналитический сборник. Пермь: Управление культуры администрации Пермской области, 1997.

33. Э.Собрание Законодательства Свердловской области.-1996. № 1; 1997. № 4, №7, № 11.

34. Ведомости Законодательного собрания Челябинской области

35. Отчет о деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти Челябинской области областной думы первого созыва за период с мая 1994 по декабрь 1996. - Челябинск, 1996.

36. Культурное строительство на Среднем Урале. Сб. документов. Т.2. -Свердловск, 1987.

37. Материалы Пленума Центрального комитета КПСС. 14-15 июня 1983 года. -М., 1983.

38. Материалы XXVII съезда КПСС. М.: Политиздат, 1986. - 352 с.150 мерах по улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений. Постановление Центрального Комитета КПСС // Правда. 1985. 16 июня.

39. Основные декреты и постановления советского правительства по архивному делу 1918-1982 гг. М.: Гл. арх. упр. при Совете Министров СССР, 1985.

40. Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры по ее реализации. Материалы майского Пленума ЦК КПСС 1982 г. М., 1984.

41. Резолюция XXVII съезда КПСС по Политическому докладу ЦК КПСС. -М.,1986.19.0риентиры культурной политики ежеквартальный сборник ГИВЦ МК РФ. 1993-2000. Вып. 1-12.

42. I. Справочно-информационные и статистические издания

43. Культурно-просветительные учреждения Российской Федерации в цифрах за 1994, 1995 гг. М., 1996.

44. Материалы Свода памятников истории и культуры Челябинской области, М., 1987.

45. Народное хозяйство Пермской области в 11-й пятилетке. Стат. Сб. -Пермь, 1986.-182 с.

46. Народное хозяйство СССР в 1985 г. Статист. Ежегодник. М., 1986.

47. Народное хозяйство РСФСР в 1988 г. Статист. Ежегодник. М., 1986.

48. Народное хозяйство. Комплексный доклад. ЦСУ РСФСР. Статистическое управление Челябинской области. Челябинск, 1988.

49. Свердловская область в 1994-1998 гг. Госкомстат РФ. Свердловский областной комитет государственной статистики. Екатеринбург, 1999.

50. Социально-экономическое положение Челябинской области в январе-мае 2000 г. Комплексный доклад. Челябинск: Госкомстат России, Челябинский областной комитет гос. статистики, 2000.

51. Э.Справочный материал о работе Центрального Совета ВООПИиК. М.,1987.

52. Ю.Уральский экономический регион. Основные итоги переписи населения 1989 г. Екатеринбург, 1991.

53. Челябинская область в десятой пятилетке, 1976-1980: Статистический сборник. Челябинск, 1981.

54. Челябинская область в 12 пятилетке. 1986-1990. Статист. Сб. / Гос. Ком. СССР по статистике, Челябинское областное управление статистики. -Челябинск, 1982.1.. Периодическая печать.1. Газеты:

55. Вечерний Челябинск: городская ежедневная информационная газета, г Челябинск;

56. Вечерняя Пермь: : городская ежедневная информационная газета, г Пермь;

57. Деловой Урал: Российская еженедельная газета;4.3латоустовский рабочий: городская ежедневная информационная газета, г. Златоуст;

58. Камертон: городская газета г. Снежинок;

59. Лидер: общественно-политический еженедельник, г. Челябинск;

60. Магнитогорские Вести: городская еженедельная информационная газета, г. Магнитогорск;

61. Магнитогорские новости: городская ежедневная информационная газета, г. Магнитогорск;

62. Магнитогорский рабочий: общеполитическая информационная газета, г. Магнитогорск;

63. Областная газета: орган администрации Свердловской области.

64. Уральский рабочий: общеполитическая информационная газета, г Свердловск;

65. Хроника: орган администрации Челябинской области (1992-1997);

66. Челябинский рабочий: орган Челябинского обкома и горкома КПСС, обл. и гор. Советов депутатов трудящихся;

67. Южноуральская панорама: еженедельник Администрации и Законодательного собрания Челябинской области ( с 1998 г.).журналы:

68. Власть: ежемесячный журнал;

69. Встреча: ежемесячный журнал МК РФ.

70. История СССР: журнал АН СССР;1. Урал: ежемесячный журнал;

71. Уральская новь: литературный журнал;

72. Уральский исторический вестник: УрО РАН Институт истории и археологии

73. Уральский следопыт: ежемесячный журнал Союза писателей РСФСР;

74. Челябинск: социально-экономический журнал;

75. Центр общественных объединений. Информационный бюллетень: Челябинск1. V. Книги и статьи

76. Абашев В. В. Пермь как текст // Искусство Перми в культурном пространстве России. Век XX. (275-летию Перми). Исследования и материалы. -Пермь, 2000. С.32-81.

77. Абашева М.П. Структура и динамика литературной жизни Перми 1960-1990-х годов // Искусство Перми в культурном пространстве России. Век XX. (275-летию Перми). Исследования и материалы. Пермь, 2000. С.251-269.

78. Алексеев В.В., Артемов Е.Т. Регионализм в России: история и перспективы // Уральский исторический вестник. Екатеринбург: УрО РАН, 1996. №3. С.3-8.

79. Э.Бирженюк Г.М., Марков А. П. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ. СПб, 1992. -129 с.

80. Ю.Бубнов В. Полюса притяжения. Заметки об опыте работы клубов книголюбов // Уральский библиофил. Пермь, 1987. - 321 с.

81. Быкова И.П. Растущее воздействие культуры. Пермь: Книжн. изд-во, 1982.-142 с.

82. Волков В.И., Юрганова Л.А. Региональная сфера культурно-образовательных услуг: особенности диверсификационных процессов. Часть II. Культура. Препринт. Екатеринбург: УрО РАН. 1999. 64 с.

83. Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. Мм 1998. - 464 с.

84. Глазычев В.В. Агония культуры // Погружение в трясину (аналогия застоя) / Отв. ред. Т. А. Ноткина. М., 1991.

85. Глущенко С. И. Проблемы социальной адаптации молодых специалистов культуры // Актуальные проблемы подготовки кадров культпросветработников и их закрепления на местах распределения. -Челябинск, 1986,-154 с.

86. Города Урала в контексте русской культуры. Челябинск, 1993.

87. Город и культура: Коллективная монография, Челябинск: Челяб. гос. Институт искусства и культуры, 1993.-190 с.

88. Город как среда жизнедеятельности человека. Материалы 2-ой научной конференции социологов Прибалтики. Вильнюс, 1981.

89. Грай А.П. О совершенствовании системы научного управления подготовкой кадров культуры // Актуальные проблемы подготовки кадров культпросветработников и их закрепления на местах распределения. -Челябинск, 1986.-154 с.

90. Губанова Г.А. Информационные ресурсы г. Челябинска в области народной традиционной культуры // Исторические чтения №3, -Челябинск, 1998. С. 131-134.

91. Гуревич П. Философия культуры. М., 1995.

92. Давидович В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону.1979.

93. Диагностика социокультурных процессов и концепция культурной политики / Отв. ред. А.Ф. Суховей. Свердловск, 1991.

94. Димухаметова С.А. Пермский областной краеведческий музей в научной и культурной жизни Прикамья // Музей XXI века: взгляд в прошлое и будущее: Материалы международной научно-практической конференции. -Пермь, 1999.-327 с.

95. Дискин И.Е. Социокультурный базис перестройки. -М.: Наука, 1992.

96. Драгичевич-Сесич М. Культурная политика: новая роль администратора и менеджера культуры роль посредника.// Материальная база сферы культуры. Научно-информационный сборник. - Вып. 2. -М: изд. РГБ, 1999.-С. 37-68.

97. Дуков Е.В. Как в тереме живем? // Лит. Обозрение. -1985. №8. С. 4.

98. Духовные основы социалистического образа жизни. -Л., 1989.

99. Елисеев Е.А. Миллионный город «прорыв» в XXI век. - Челябинск, 1999.-352 с.

100. ЗО.Злобин Н. Культура и общественный прогресс. М., 1980.

101. Информация о деятельности Координационного Совета по культуре и искусству «Большой Урал» (1997-1999). Екатеринбург, 1999.

102. Ионин Л. Г. Культура на переломе // Социологические исследования. -1995. №2. С. 41-48.

103. Исследование культурной деятельности и культурного уровня населения городов Урала. Сб. Статей. Свердловск, 1979. - 156 с.

104. История Урала: XX век. Учебник / Под ред. Б. В. Личмана, В.Д. Камынина. Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1998. 432 с.

105. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

106. Кертман Л.Е. К методологии изучения культуры и критике ее идеалистистических концепций // Новая и новейшая история, 1973. №3.

107. Коган Л.Б. Урбанизация и городские процессы: сущность и задачи исследования // Социологические исследования проблем города и жилища. -Новосибирск, 1986.

108. Коган Л.Н. Исторические реалии советской культуры и современность. // Социально-политические науки, 1990, № 10.

109. ЗЭ.Коган Л.Н. Культура как объект управления // Совершенствование управления развитием культуры. Свердловск, 1981.

110. Коган Л.Н. Планирование развития культуры региона// Экономика и организация театра. Вып. 5. -Л.: Искусство, 1979.

111. Коган Л.Н. Теория и история культуры II Уральский исторический вестник, №2. Екатеринбург: УрО РАН, Институт истории и археологии. 1995. С. 4-14.

112. Кондаков И.В. Культура и управление. II Серия «Общие проблемы культуры», вып. 7. М: Информкультура ГБЛ. -1987.

113. Кордонский С. Г. Обществоведение как государственный институт // Социология перестройки / Отв. ред. д.ф.н., проф. Ядов В.А. М.: «Наука», 1990,-С. 154-160.

114. Краткая информация о деятельности Координационного Совета по культур е и искусству «Большой Урал» в 1999 г. Екатеринбург, 1999.

115. Культура. Искусство. Творчество. Челябинская область. Иллюстрированный каталог учреждений Главного управления культуры и искусства Администрации Челябинской области /Сост. В. Богдановский, Д. Графов Челябинск: Каменный пояс, 1995.

116. Культура на перепутье / Ред. Сорочкин Б.Ю.; Сост.: Сорочкин Б.Ю., Зайцева Л.М. M.: РКХ РИЦ, 1994. - 248 с.

117. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему. Отв. Ред.: И. А. Бутенко, К. Э. Разлогов. -М.: Либерия, 1998. 278 с.

118. Кутьев О.Л. Музейная сеть Пермской области: современное состояние, тенденции развития и место в культурном пространстве Урала // Музей XXI века: взгляд в прошлое и будущее: Материалы международной научно-практической конференции. Пермь, 1999. 327 с.

119. Логунов Е.В., Устьянцев C.B. Международная научная конференция «Сохранение индустриального наследия: мировой опыт и российские проблемы» // Уральский исторический вестник. Екатеринбург: УрО РАН, Институт истории и археологии, 1995. №2. С. 161-165.

120. Малкова И.Г. Концептуальные основы государственного управления социокультурной сферой регионального сообщества // Эволюция административного устройства и управления в России: историческая ретроспектива и современность. Екатеринбург, 2001. С.214-230.

121. Мамедова Е.В. Регионализм и культурная политика государства. -http://sitim.sitc.ru/E-books/Journals/sin. edu/st299-ebm. htm.бб.Михайлова Л.И. Социология культуры: М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. -232с.

122. Мониторинг «Библиотеки Челябинской области в 1998 г. Основные тенденции развития». Челябинск, 1999.

123. Народное творчество. Социокультурная деятельность в сфере досуга. Вып. 2, 1995.

124. Ноздрина Н. Миграционные процессы в районе нового освоения. -М., 1985.-90 с.61 .Орлов Г.П. Свободное время и личность. Свердловск: Средне-Уральское кн. Из-во, 1983.

125. Орлов Г.П. Свободное время: Условие развития человека и мера общественного богатства. Свердловск: Изд. Урал. Ун-та, 1989.

126. Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. М., 1987.191 с.бб.Паппэ Я.Ш., Шишкин С. В. Перестройка в сфере культуры: Переход к новой парадигме социально-экономического управления // Социальное проектирование в сфере культуры. М.: НИИК, 1990.

127. Первый Уральский Форум. Культура, искусство и информатизация на рубеже третьего тысячелетия. Сб. Док. Вып. 1. Челябинск, 1996.

128. Пищулин Н.П. Свободное время советской молодежи как моральная ценность // Моральные ориентации молодежи. -М., 1985.

129. Показатели социального развития советского общества. -М., 1985.

130. Принципы исследования и планирования региональной системы культурного обслуживания населения. -Свердловск, 1982.

131. Программирование культурного развития: Региональные аспекты. -М„ 1992. Вып.2.

132. Развитие культурно-досуговой сферы региона (методология исследования и опыт проектирования) / Шарова А.Ф., Барсук В.Л., Волков В.И.,

133. Коробейникова Т.А., Войтовецкая Г.А., Титова Л.П., Жукова Л.А., Астахов В.В. Препринт, Свердловск, УрО АН СССР, 1989.

134. Репортаж из XX века «Челябинский рабочий»: 1908-1998 (сборник материалов) -Екатеринбург: «СВ-96», 1998.

135. Розин В. Городская культура, человек, окружающая среда // Вопросы философии. 1980, №1.

136. Сборник информационных материалов в помощь работникам культуры. -Вып. 1. -Екатеринбург. ОЦНТ, 1994.

137. Селиванов В.В. Обновление культуры // Человек и духовно-культурные основы возрождения России / Под ред. Г.П. Выжпецова, В.Т. Пуляева, В.Н. Сагатовского. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996. - 288 с.

138. Семенов И.Г. О проекте «Национального горнозаводского парка Среднего Урала» // Музей XXI века: взгляд в прошлое и будущее: Материалы международной научно-практической конференции. Пермь, 1999. - 327 с.

139. Сигов И.И. Проблемы и перспективы развития крупных городов в условиях зрелого социализма. -Л., 1984. -19 с.

140. Скрипов A.C. Челябинск. XX век. Челябинск: Издатель Татьяна Лурье, 2000. -328 с.

141. Совершенствование социальных механизмов функционирования советской художественной культуры. -М., 1986. -162 с.

142. Соскин В. Л. История советской культуры: некоторые историографические и методологические аспекты // Культура и интеллигенция сибирской провинции в XX веке: теория, история, практика. Новосибирск, 2000. С.8-17.

143. Соскин В.Л. Советская тоталитарная культура: у истоков. 1917-1920 гг. Екатеринбург, 1995. 24 с.

144. Социокультурная ситуация в Тюменской области: исторический опыт и альтернативы выхода из кризиса. Свердловск, издание Межрегиональной культурологической ассоциации Урала, Сибири и Поволжья, 1991.

145. Социологические исследования города. М., 1969.

146. Социология культуры и социокультурная ситуация в СССР: «Круглый стол»//Социологические исследования. -1991. №11; 1992. №1.

147. Социальная сфера: самый рентабельный вклад. Челябинск, 1989.57 с.

148. Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном советском городе. -Л., 1987. 174 с.

149. Столяров И. А. Управление культурой: Организационно-экономический механизм. -М.: Экономика, 1989.

150. Стратегия развития Екатеринбурга: цели, задачи, направления, механизмы реализации. Тезисы докладов и сообщений Межрегионального научно-практического семинара, Екатеринбург, 6-7 апреля 2000 г. -Екатеринбург: Издательство «Академкнига». 2000.

151. ЭО.Тарасова Ю.Б. Образовательный потенциал руководителей как условие перспективного развития учреждений культуры. // Проблемы адаптации социально-культурной сферы к рыночным моделям хозяйства.

152. Тезисы докладов научно-практической конференции, Челябинск, 1996.-21391 .Теоретические обоснования культурной политики. -М.,1993.

153. Тихоновец Т. И. Модель тоталитарного сознания в театре. Выходы из тупика. // Искусство Перми в культурном пространстве России. Век XX. (275-летию Перми). Исследования и материалы. Пермь, 2000. С.270-280.

154. Трубина Е.Г. Посттоталитарная культура: «Все дозволено» или «ничего не гарантировано» // Вопросы философии. -1993. №3.

155. Урал: век двадцатый. Люди. События. Жизнь. Очерки истории. -Екатеринбург: Издательство «Уральский рабочий», 2000. 416 с.

156. Эб.Урал социокультурный. Наука. Образование. Искусство. СМИ. Кириллов А.Д., Кириллова Н.Б. Екатеринбург: Издательство «Уральский рабочий», 2000. 176 с.

157. Уральский регион: проблемы и перспективы развития. М.: Наука, 1991.219 с.

158. Ускорение социально-экономических процессов и культурные проблемы социальной организации. -М., 1987.

159. Файнбург З.И. Смена исторического типа культуры в условиях современности (некоторые вопросы методологии проблемы). // Известия Северокавказского научного центра высшей школы. Общественные науки, 1978, №1.

160. ЮО.Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Рериховское движение в России: восстановление связи времен // Вопросы философии. 1999. №12101 .Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: Издательство «Лань», 1998. 448 с.

161. Ю2.Флиер А. О новой культурной политике России // Общественные науки и современность. 1994. № 5.

162. ЮЗ.Цукерман B.C. Социологические аспекты проблемы кадров культуры // Актуальные проблемы подготовки кадров культпросветработников и их закрепления на местах распределения. Челябинск, 1986.146 с.

163. Человек и духовно-культурные основы возрождения России. СПб.: Издательство С. -Петербургского университета, 1996. 288 с.

164. Челябинская Общественная Универсальная Научная библиотека. Публичный отчет о деятельности в 1998 г. Челябинск, 1999.

165. Чернецов В., Моисеев А. Пороги -памятник мирового значения. // Горное сердце края. Исторические, культурные, природные достопримечательности Саткинского района. Челябинск: издательство «Рифей», 1994.

166. Черно-белые пятна истории Урала. II Рифей. 1990: Урал. Краевед. Сб. Челябинск: Юж. -Урал. Кн. Изд-во, 1990.

167. Чернов В. Пространство и время досуга // Молодой коммунист, 1986.-№1.

168. Чурбанов В. Федеральная культурная политика и "местные" культуры в России. http://www. nasledie. ru/oboz/N03 97/007. Htm

169. Ю.Шарова А.Ф. Из опыта планирования культуры области // Проблемы перспективного планирования и управления в сфере художественной культуры. -М., 1979.

170. Шарова А.Ф. Особенности долгосрочного планирования развития культуры региона // Социологические исследования проблем духовной жизни трудящихся Урала . Сб. статей. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1974. С.9-18.

171. Шубин A.B. Социальная структура СССР в канун перестройки // Отечественная история. 1997. №4.

172. ИЗ.Яроцкий М. Социально-экономические проблемы малых городов // Социально-экономические проблемы труда и уровня жизни. -Новосибирск, 1976.