автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Региональное телевидение как элемент формирования социально-культурного пространства
Полный текст автореферата диссертации по теме "Региональное телевидение как элемент формирования социально-культурного пространства"
На правах рукописи
Бахус Алексей Олегович
РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА
Специальность 10.01.10 - Журналистика
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва - 2013
2 9 АВГ 2013
005532447
Работа выполнена на кафедре массовых коммуникаций Российского университета дружбы народов
Научный руководитель:
кандидат технических наук, доцент Широбоков Александр Николаевич Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, профессор Тертычный Александр Алексеевич, профессор кафедры периодической печати
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
кандидат филологических наук, доцент Смородинов Виктор Павлович, доцент кафедры теории и истории журналистики Российского университета дружбы народов
Ведущая организация: Академия медиаиндустрии.
Защита диссертации состоится 20 сентября 2013 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.203.23 при Российском университете дружбы народов по адресу: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, ауд. 436.
С диссертацией можно ознакомиться в Учебно-научном информационном центре (Научной библиотеке) Российского университета дружбы народов по адресу: 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6.
Автореферат диссертации рэзмещен на сайте www.rudn.ru.
Автореферат разослан 19 августа 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат филологических наук, доцент ( } А.Б. Базанова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Развитие средств массовой информации России в первом десятилетии ХХ1-го века характеризуется бурным развитием регионального телевидения. Оно охватывает огромную территорию, сохраняет целостность всей системы средств массовой информации России, представляет собой широкое типологическое разнообразие видов и форм, при этом само является упорядоченной структурой.
Региональное телевидение во всех своих формах характеризуется особой близостью к аудитории, востребованностью у основной части населения, способностью выражать на экране непосредственные зрительские интересы и проблемы, что, несомненно, важно для самоидентификации территориальных общностей в России.
Социокультурные ценности, лежащие в основе человеческой цивилизации, претерпевают в последнее десятилетие серьезные изменения. Экспансия коммерческих проявлений западной культуры, наблюдающаяся в российской действительности, заставляет задумываться о важности сохранения местных социокультурных ценностей.
От того, как выполняют свою социокультурную роль региональные студии телевидения, которым доверяют и прислушиваются в народе, зависит социокультурное наполнение информационного пространства России, а, следовательно, и сохранение (или, напротив, потеря) самобытности российского народа. Поэтому изучение социокультурной роли регионального телевидения в эпоху увеличения интенсивности информационного обмена является особенно актуальным.
Состояние научной разработанности проблемы. Телевидение привлекало внимание исследователей с момента своего появления. Еще в 50-е годы одной из первых работ, положивших начало данному направлению в теории журналистики, была книга В. Саппака «Телевидение и мы», где говорится об особой специфике языка телеэкрана, о его необычайной силе воздействия на человека.
Современный исследователь Я. Засурский рассматривают телевидение как четко упорядоченную структуру, обладающую рядом системных характеристик: целостностью, типологическим разнообразием, необходимым набором функций. Телевидение занимает определенную нишу как в системе средств массовой
3
коммуникации, так и в обществе, формируя и поддерживая социальные связи. Такие исследователи как Н. Голядкин, Д. Стровский, В. Цвик и др. прослеживают эволюционное, а порой и революционное развитие телевидения, напрямую зависящее от политических и экономических условий в стране.
В последние годы российские исследователи Е. Дугин, А. Качкаева, Г. Кузнецов и С. Фролов уделяют значительное внимание и феномену местного телевидения, прослеживая особенности его становления и развития, специфику работы. Местное телевидение (как и другие местные средства массовой информации) отличает непосредственная близость к аудитории, ее интересам. Воздействие регионального телевидения на умонастроение людей обладает несравнимой силой, поскольку оно активно оперирует местным материалом, просто и доступно анализирует его, оперативно доставляет аудитории -указывает А. Вартанов. За последнее десятилетие значительно вырос профессионализм провинциальных тележурналистов, что значительно повышает статус регионального телевидения, тем более что местным телекомпаниям рядовой зритель доверяет больше, чем центральным, в вопросах местного масштаба, что бы ни говорили центральные каналы.
Однако, как замечает В. Дьяченко, становление и развитие регионального телевидения в России сопровождается рядом трудностей, перед большинством провинциальных телестудий стоят одинаковые проблемы: отношения с местными властями, недостаток денежных поступлений от рекламы, дефицит профессиональных кадров и слабая техническая база.
Па сегодняшний день среди множества подходов к пониманию массовой коммуникации и роли СМИ в обществе активно набирает силу социокультурный подход. Он представлен разными школами (Франкфуртской, Бирмингемской и др.) и исследователями (немецкими социологами Т. Адорно и Г. Энцесбергером, канадским социологом М. Маклюэном. И если на Западе о роли средств массовой информации в культурных процессах говорят с начала XX века, о значимости телевидения для развития общества — с первых годов его появления, то отечественные ученые лишь приступили к изучению данного вопроса, используя социокультурный (а не идеологический) подход.
Исследователь Н. Осипова резюмирует, что над проблемой влияния СМИ на общество и культуру работали такие исследователи, как Е. Катц, П. Лазарсфельд, Г. Фило, Р. Милибанд, Г. Маркузе. Среди многих аспектов данного вопроса западные ученые особое внимание уделяют темам: СМИ и насилие (Б. Понтер, Е. Либерт, У. Барон, Дж, Макинтайер, Дж. Тивэн, Т. Хартнейгель, Дж.
Робинсон, Д. Бакмэи, У. Белсон), влияние СМИ на представление аудитории о роли женщины в обществе (Ж. Тунстал, К. Дуркин, П. Ахтар, А. МакРобби), «представление» этнических меньшинств посредством СМИ (П. Хартман, С. Хазбенд, Т. Ван Дийк, Д. Ховит), роль СМИ в постмодернистском обществе (Д. Стринати и др.).
Изучению взаимопроникновения явлений культуры и средств массовой коммуникации посвятили свои исследования отечественные ученые А. Кухаркин, Л. Землянова, М.Князева, Л. Свитич, В. Борев и А. Коваленко, Е. Корнилов, М. Медкова, А. Дроздов, Н. Зоркая и др.
Несмотря на повышенное внимание современных исследователей к проблеме влияния СМИ на общество и культуру, к особенностям и специфике регионального телевидения, роль последнего в социокультурном наполнении информационного пространства ни российскими, ни зарубежными исследователями практически не анализировалась.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предпринята попытка комплексного изучения особенностей социокультурной роли регионального телевидения России на современном этапе. Выявлена особая значимость содержательного наполнения социокультурного пространства нестоличного региона (Подольский район). На большом эмпирическом материале — анализе творческой продукции телекомпании ТВ «Кнарц» (Подольск) — была исследована специфика деятельности региональных телестудий в пространстве социокультурных отношений, сформулироваиы те проблемы, которые мешают местному телевидению наиболее адекватно выполнять свою роль.
В качестве гипотезы исследования выдвигается следующее положение: региональное телевидение эффективно выполняет свою социокультурную роль. В силу особой близости к населению, местные телестудии в своей деятельности ориентируются на отражение преимущественно жизнеутверждающих, положительных ценностей, что позволяет им быть надежным средством поддержки большей части населения. Региональные студии телевидения оказывают положительное влияние на формирование единого социокультурного пространства, которое во многом обеспечивает сохранение самобытности российского народа.
Актуальность темы диссертации и степень ее научной разработанности определили цель и задачи исследования.
Цель исследования заключается в выявлении специфики социокультурной роли регионального телевидения как проводника жизнеопределяющих ценностей российского народа.
Данная цель реализуется в решении следующих задач:
— анализ особенностей региональной телевизионной системы на современном этапе развития средств массовой информации в России;
— изучение особенностей содержательного наполнения информационного пространства, роль местного телевидения в этом процессе;
— разработка структурно-функциональной характеристики телекомпании «Кварц» (г. Подольск) как субъекта формирования социокультурного пространства России;
— анализ социокультурной проблематики как приоритетной сферы деятельности региональных телекомпаний;
— выявление способов реализации социокультурной роли современного регионального телевидения.
Объектом исследования является деятельность региональных телекомпаний России и, в частности, продукция телекомпании «Кварц» (г. Подольск).
Предмет исследования — способы и формы отражения социокультурных ценностей местными студиями телевидения, в частности, ТВ «Кварц».
Положения, выносимые на защиту:
— несмотря на сложные социальные, политические, экономические условия, в российской провинции в целом продолжают преобладать такие ценностные ориентации, как: труд, жизнеутверждающий оптимизм, взаимопомощь, патриотизм, приоритет духовно-нравственного над материальным. Эти ценности находят свое отражение на региональном телеэкране, где трактуются с ориентацией на выживание народа, на определенную схему поведения (трудовую деятельность), на гармонию человека с жизнью;
— региональное телевидение исполняет свою социокультурную миссию, участвуя в формировании единого социокультурного пространства, обеспечивает самоидентификацию российского народа, является его моральной опорой и поддержкой;
— процесс ретрансляции социокультурных ценностей региональным телевидением проходит стихийно, местным журналистам не хватает взвешенного подхода к выполнению этой задачи;
— для качественного выполнения своей функциональной роли необходима оптимизация тематической и жанровой структуры программ, реализующих трансляцию социокультурных ценностей.
Методологической базой диссертационного исследования служат труды специалистов в области теории коммуникаций, журналистики и социологии культуры. В исследовании применен комплекс методологических приемов и подходов.
Общенаучные методы описания, конкретно-исторического, системного и структурно-функционального анализа позволили изучить становление региональной системы телевидения, особенности ее функционирования на данном историческом этапе, а также ее основные структурные и функциональные характеристики.
Сравнительно-сопоставительный анализ позволил выявить сходства и различия в социокультурной деятельности региональных и центральных студий телевидения.
Изучение содержательного наполнения программ регионального телевидения предопределило необходимость обращения к специальному социологическому методу: контент-анализу, дополняемому качественным анализом эмпирического материала.
Данные методы позволяют наиболее полно и объективно изучить поднимаемую проблему, выявить причинно-следственные связи между явлениями (социокультурной ролью региональных студий телевидения и особенностями их положения в информационном пространстве России и региона), проследить закономерности наполнения информационного пространства страны особой информацией социокультурного значения.
Эмпирическая база исследования.
Для проведения структурно-функциональной характеристики региональной телекомпании была использована программная сетка телекомпании «Кварц» (г. Подольск), материалы и документы по регионоведению; текущий архив местной студии телевидения; законодательства субъектов Российской Федерации; материалы и исследования по российскому телевещанию.
Для изучения особенностей социокультурной деятельности региональных телестудий, был выбран Подольский район как типичный субъект Российской Федерации с точки зрения развития, структуры и функционирования местного телевидения.
Для проведения сравнительно-сопоставительного анализа социокультурной деятельности местных и центральных телекомпаний был выбран федеральный канал «Россия» (РТР) как государственный и, следовательно, отражающий не только политику московских каналов в этой области, но и политику государства в целом.
В качестве временного промежутка исследования был выбран период 2010-2011 гг. как стабильное в политическом и социально-экономическом отношении время в жизни граждан Российской Федерации. Типичность полугодия (несмотря на последующий рост социальной активности граждан, вызванный осознанием своей роли в жизни государства) позволяет рассматривать ценностные ориентации населения и их отражение на региональном телеэкране как фиксированные (а не диффузные, вызванные какими-либо сильными потрясениями), программную политику и сетку вещания местных телестудий — как устоявшиеся. Сущность и специфика выполняемой в это время региональным телевидением социокультурной роли является стабильной, позволяющей говорить о закономерности, а не временности явления.
Практическая значимость работы.
Материал диссертации может представлять интерес как для медиа-исследователей, так и для журналистов-практиков. Результаты исследования и рекомендации, полученные в ходе его, могут быть полезны местным телевещателям в процессе определения их программной стратегии и тактики. Знание структуры информационного пространства России и региона, особенностей наполнения его социокультурным содержанием, а также роли регионального телевидения в этом процессе, поможет местным органам власти, а также самим журналистам, грамотно выстраивать деятельность по пропаганде социокультурных ценностей, что в конечном итоге способствует консолидации и развитию российского общества.
Основные положения и выводы исследования могут быть использованы в учебном процессе: в лекционных курсах по теории и практике тележурналистики, при разработке спецкурсов по особенностям функционирования современных региональных электронных средств массовой информации.
Структура диссертации отражает логику исследования и решения задач, необходимых для достижения обозначенной цели. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых подразделяется на соответствующие
параграфы, заключения, библиографического списка использонаппой литературы.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается выбор темы, актуальность и научная новизна работы, определяетя предмет и объект, цель и задачи, материал и методы исследования, теоретическая значимость и практическая направленность работы, устанавливаются исходные теоретичесчкие позиции.
Первая глава «Региональное телевидение в структуре информационного пространства» посвящена рассмотрению теоретических предпосылок изучения регионального телевидения. В первой главе дается общая характеристика российского регионального телевидения на современном этапе (п. 1.1.), региональное телевидение рассматривается в системе информационного взаимодействия (п. 1.2.), а также роль местного телевидения в формировании социально-культурного пространства (п. 1.З.).
В работе определяется, что в систему связей регионального телевидения входят местные информационные агентства, различного рода пресс-службы, редакционные коллективы других СМИ. При этом в настоящий момент наблюдается тенденция к созданию на местах информационных холдингов, включающих не только телевидение, но и радио, газету, собственный информационный центр, и зачастую — небольшое издательство.
Как существенный в работе отмечается тот факт, что, в отличие от самодостаточного центрального телевидения, региональное является открытой системой, привлекающей к взаимодействию субъектов разных типов собственности, позволяющих наращивать материально-техническую базу, оказывать информационные услуги и использовать высокие информационные технологии. Такая структура помогает региональному телевидению наиболее успешно участвовать в информационном взаимодействии.
На основании этого в работе сделан вывод о том, что региональное телевидение как система обладает четко упорядоченной структурой, необходимым набором функций, среди которых наиболее значимой является социокультурная. Региональную телевизионную систему отличает типологическое богатство, ее функционирование обусловливает влияние экономического и аудиторного факторов. Региональные телестудии, несмотря на все свое разнообразие, сохраняют целостность всей системы СМИ России.
В работе, на основе анализа современной ситуации, констатируется, что в России сложилась развитая система регионального (местного) телевидения, которая характеризуется несколькими чертами:
Данная система включает телекомпании, различающиеся по типу учредителя, форме собственности, способу трансляции, по аудиторному, жанровому, тематическому признакам. Несмотря на это разнообразие, региональные телестудии сохраняют целостность всей системы средств массовой информации России;
Для регионального (местного) телевидения характерна особая близость к аудитории, обращение к близкому зрителю материалу, что, несомненно, важно для самоидентификаций населения России;
Система регионального телевидения обладает необходимым набором функций: информационных, аналитических, развлекательных. Особую значимость на современном этапе имеет функция социокультурная, заключающаяся в сохранении национальных устоев общества;
Региональное телевидение отличает равноправная конкурентоспособность по отношению к центральным средствам массовой информации;
Региональное телевидение все больше включается в сферу интереса крупного медиа-бизнеса;
Региональные студии телевидения являются равноправными субъектами информационного взаимодействия, что позволяет им стать мощной действенной силой в информационном пространстве страны.
В целом в работе сделан вывод о том, что региональное телевидение является одним из важнейших субъектов российского информационного пространства, отвечает за сохранение его целостности и вхождение в мировое информационное пространство. Оно занимает особое положение во взаимодействии медиа-рынка, информационной инфраструктуры, влияет на формирование горизонтальных информационных потоков. И это положение позволяет ему влиять на существующие связи, быть одним из факторов, организующих структуру информационного пространства. Естественно, что это фактор не является доминирующим, но если учесть особое место телевидения среди других средств массовой информации, то значимость его становится очевидной.
Являясь одним из важнейших субъектов информационного взаимодействия, местные телестудии играют огромную роль в содержательном наполнении информационного пространства. Они активно пропагандируют
национальные ценности, образцы поведения, моральные и этические нормы. В силу своего общественного характера и особой близости к аудитории, местное телевидение транслирует эти элементы культуры не в абстрактной форме, а в их социальном преломлении, в виде конкретных и доступных образов.
Далее в работе рассматривается социокультурное пространство как содержательное наполнение информационного пространства, в которое включены элементы и проявления культуры в ее социальном преломлении. В работе подчеркивается, что для того чтобы элементы культуры стали частью социокультурного пространства, они должны быть подчинены выполнению определенных социальных функций: например, структурированию социального опыта множества людей (обряд, знание, норма); интегрированию людей в единые социокультурные континуумы (язык, субкультура, знание); приданию смысловой ориентации социальным процессам (ценность, идеал); обеспечению преемственности поколений (образец, традиция, символ).
Социокультурное пространство рассматривается в работе как сложное формирование, которое существует в любом обществе. Оно различается по насыщенности, глубине, богатству, разнообразию, соответствию потребностям именно того социума, в рамках которого существует. Социокультурное пространство региона отлично от социокультурного пространства страны, однако, включено в него. Основным отличием этих двух формирований является то, что из всех элементов и явлений культуры (даже в ее социальности), региональное социокультурное пространство вбирает в себя лишь то, что соответствует ценностям и ментальным характеристикам именно российского народа. Это позволяет локальному социокультурному пространству быть хранителем национальных устоев.
Одним из основных субъектов, отвечающих за наполнение социокультурного пространства, является телевидение (в этом также проявляется его социокультурность). Характер языка телевидения позволяет при воздействии на аудиторию апеллировать почти ко всем чувствам и эмоциям человека. Это придает телепередачам особую образность, яркость, выразительность. Благодаря своим специфическим качествам, телевидение способно в образной и логической форме соединить и передать ценности различных эпох и культур. Региональное телевидение как субъект информационного, социокультурного пространства структурирует и наполняет его в соответствии с интересами своего зрителя — простого обывателя. Таким образом, усиливается социокультурная роль местных телестудий, отражающих
реальную жизнь реальных людей, транслирующих и укрепляющих российские национальные ценности.
В работе определяется ряд характеристик развитой системы регионального телевидения, среди которых прежде всего следует говорить об особой близости к аудитории, отражении на экране непосредственных зрительских интересов, что, несомненно, важно для самоидентификации народов России.
Кроме того, региональное телевидение рассматривается в работе как равноправный конкурент по отношению к центральным средствам массовой информации, мощная действенная сила в горизонтальной коммуникации, та область, в сторону которой все больше смещается медиа-бизнес. Региональное телевидение является одним из важнейших субъектов российского информационного пространства, отвечает за сохранение его целостности, является одним из его структурообразующих факторов.
При этом особая значимость регионального телевидения видится в выполнении им важной социокультурной роли, заключающейся в сохранении национальных устоев, культурных, нравственных и социальных детерминант, определяющих положение человека в обществе.
Во второй главе «Типологические и содержательные характеристики функционирования регионального телевидения в России (на примере ТВ «Кварц», г. Подольск)» рассматривается специфика функционирования регионального телевидения: аудитория, тематика, экономические аспекты (п. 2.1.)» аудио-визуальный текст исследуется как инструмент формирования социально-культурного пространства (п. 2.2.), в связи с этим рассматривается деятельность регионального телевидения как субъекта формирования социально-культурного пространства с признаваемым приоритетом социально-культурной функции регионального телевидения (п. 23.). Производится контент-анализ тематики новостных и информационных программ регионального телевидения (п. 2.4.), анализ стилистики новостных и информационных программ регионального телевидения (п. 2.5.), жанровых особенностей новостных и информационных программ (п. 2.6.).
На основании рассмотрения экономических аспектов деятельности регионального телевидения в работе сделан вывод о том, что создание и функционирование фонда использования телевизионного оборудования позволит значительно повысить потенциальные возможности региональных телекомпаний различных организационно-правовых форм при производстве качественных программ. При этом решение вопроса о взимании абонентской
платы, лицензионных сборов, а также распределения доходов от рекламы в программах собственного производства позволит, на наш взгляд, значительно повысить конкурентоспособность региональных телекомпаний.
Кроме того, целесообразным, по результатам исследования, представляется осуществление ряда мер, способствующих развитию регионального телевидения, регионализации эфира и укреплению позиций региональных телекомпаний различных организационно-правовых форм. Так, увеличение популярности местных программ зависит от способности телекомпаний определить собственную зрительскую аудиторию, производить интересные и доходные передачи, а также от степени учета особенностей местных зрительских предпочтений при формировании структуры вещания. Кроме того, особое влияние оказывают вопросы планирования и организации всего телевизионного процесса, также как и степень технической оснащенности и внедрения новых технологий.
В результате обратная связь, возможно даже через абонентскую плату, должна способствовать совершенствованию механизма управления структурой вещания региональных телекомпаний. Она позволит учитывать, например, результаты интерактивного опроса зрителей о теме будущей передачи.
В работе представлено подольское региональное телевидение «Кварц ТВ», которое последовательно развивается, представляя собой достаточно слаженную и организованную систему.
Существующая в Подольском районе наземная сеть телерадиовещания представляет собой единый комплекс, который обеспечивает охват населения программой «Первого канала» (ОРТ) на 100%, программой канала «Россия» (РТР) на 97,2%, программой НТВ на 51,2%, региональной программой ТВ «Кварц» на 73,6%.
С учетом сложившейся ситуации в январе 1999 года решением администрации Подольского района была утверждена концепция развития распределительной телерадиовещательной сети, целью которой является стопроцентный охват населенных пунктов района качественным вещанием второй программы «Россия» (РТР), а также возможность приема программ ТВ «Кварц».
Занимая видное место в информационном пространстве Московской области, ТВ «Кварц» активно влияет и преобразует его. Создавая новые формы вещания, местные студии телевидения формирует горизонтальные потоки информации, которые по-новому структурируют информационное пространство
района, отвечают за его содержательное наполнение. Подольская телекомпания выполняет важную социокультурную роль: не только отображает «реальную жизнь реальных людей», но и транслирует и укрепляет в обществе ценности, влияющие на общие приоритеты жизни россиян.
В качестве основного метода исследования социокультурных ценностей, лежащих в основе вещательной политики регионального телевидения «Кварц», был избран контент-анализ, который позволяет выявить, как отражается действительность на экране, насколько созданные телевидением модели реальности соответствуют тому, что происходит в обществе.
Исследование анализа деятельности телекомпании «Кварц» проводились автором в течение длительного промежутка времени. (Около 5 лет). Но для более детального анализа был выбран промежуток времени полгода — с февраля по июль 2011. При выборе временного промежутка исследования учитывался опыт отечественных и зарубежных исследований, который показывает, что для анализа деятельности студий телевидения данный цикл можно считать репрезентативным.
Из всего спектра выделяемых ценностей для анализа новостных программ были отобраны 27 наиболее часто называемые «позитивные социокультурные ценности».
Но сразу же стоит оговориться, что ряд категорий, используемых в данном анализе в качестве ценностей, носят относительный характер:
— категория «единение людей (соборность)» — «единение» не случайно вынесено на первое место: соборность предполагает, прежде всего, единение людей в Боге. В данном случае учитывается более упрощенный, «приземленный» вариант — объединение людей (не механическое, а духовное) для решения определенных задач;
— категория «память народа, традиционность» также выдвинута несколько относительно: в данном случае учитывается благодарность предкам, уважение к славным деяниям героев, верность традициям и стремление связать прошлое, настоящее и будущее в одну неразрывную цепочку;
— категория «надежда на хорошее будущее (оптимизм)» идет несколько вразрез с такой ценностью российского народа, как «идеал хорошего видится не в будущем, а в чем-то другом». Однако вера в возможность улучшения остается в любом случае, поэтому категория учитывается как безусловная ценность;
— «важность таланта, профессионализма человека в своем деле» также не является социокультурной ценностью в чистом виде, однако, может рассматриваться как составляющая «углубленного» человека.
Таблица 1.
Рейтинг социокультурных ценностей, транслируемых каналом «Россия» _(РТР) и телекомпанией «Кварц» Подольского района_
№ Позитивные ценности «Кварц» РТР
Базовые ценности
1-й уровень
1 Здоровье, здоровый образ жизни 17 9
2-й уровень
2 Мир 26 19
3-й уровень
3 Дружба, братство, общение 34 11
4 Любовь 18 10
5 Ответственность 22 18
6 Помощь (забота) 16 8
7 Ценность детей 23 11
8 Ценность женщины, матери 19 15
9 Ценность семьи 28 14
10 Человек (коллектив) 38 14
4-й уровень
11 Борьба (соревнование), победа 18 24
12 Качество дела 24 18
13 Свобода 19 26
14 Талант, профессионализм 27 16
Бытийные ценности
15 Важность конкретного дела 29 15
16 Добро 31 18
17 Единение (соборность) 23 17
18 Жизнь 22 17
19 Знание, образование 18 19
20 Красота 17 23
21 Надежда на хорошее будущее (оптимизм) 33 12
22 Нравственность 25 11
23 Память народа, традиционность 38 12
24 Патриотизм 15 12
25 Приоритет духовности 23 20
26 Справедливость 29 19
27 Труд 31 7
Всего кол-во превалирующих позиций: 24 3
Источник: оставлено авторам на основе анализа данных местного вещания, Подольский район
Приведенный рейтинг показывает, какие приоритеты в своей деятельности расставляют региональные журналисты ТВ «Кварц», какими ценностями в
основном наполняется социокультурное пространство региона. Однако стоит отметить, что этот процесс можно контролировать и направлять. Политику социокультурного наполнения информационного пространства можно и нужно продумывать, грамотно выстраивать. Очень многое в данном процессе зависит от гражданской позиции населения, от общественных инициатив, однако, наиболее успешно эти механизмы срабатывают там, где существует всесторонняя поддержка властных структур.
Спектр негативных ценностей не так широк, не многие из них можно встретить в передачах региональных студий.
Среди рассмотренных материалов социально-культурной тематики самое значительное место в рассматриваемых изданиях занимают информационные жанры, к которым традиционно относят сообщение и интервью - 18 % и репортаж - 14%. Эти жанры отличаются оперативностью, наличием в материалах событийного повода, описанием отдельного факта или явления. Именно эти жанры несут телевизионной аудитории социально-культурный контент в несколько отличающихся форматах. Жанр материала журналист регионального СМИ выбирает в зависимости от его содержания, от того насколько важны, злободневны и интересны найденные, отобранные социально-культурные события.
Исследование показало, что наиболее популярным жанром при освещении культурных фактов и событий является сообщение - 31%. Ввиду своей простоты, сообщение наиболее эффективно при необходимости информировать аудиторию о фактах социально-культурной жизни. Далее из жанров идет мнение — 19%. Наиболее популярный и любимый жанр у тележурналистов — интервью — 18%. Оно придает изданию «живой вид», дает возможность представить разнообразие мнений и точек зрения по разнообразным проблемам. Соответственно: репортаж - 14%, тематические программы - 11% и Зарисовка — 7%.
В заключении суммируются результаты исследования и содержится вывод, что в своей деятельности региональное телевидение (ТВ «Кварц», г. Подольск) ориентируются на отражение преимущественно жизнеутверждающих, положительных ценностей. Выполнение региональным телевидением социокультурной роли позволяет ему влиять на формирование единого социокультурного пространства, обеспечивать самоидентификацию населения, быть его моральной опорой и поддержкой.
Анализ деятельности телекомпании «Кварц» позволяет предложить ей в работе следующие практические рекомендации: более четко продумывать и проводить социокультурную политику; при транслировании национальных ценностей активнее использовать выразительные средства экрана, выходить на мировоззренческий уровень взаимодействия со зрителем; для социокультурного наполнения информационного пространства региона активнее привлекать к сотрудничеству властные структуры, общественные организации и рядовых граждан.
Основные положения диссертации отражены в 3 публикациях автора общим объемом 2,4 п.л.:
1. Бахус, А.О. Региональное ТВ России. Место в медиапространстве страны // Вестник РУДН: серия «Литературоведение, журналистика», 2009, № 4. - С. 24-39.
2. Бахус, А.О. Социально-экономические аспекты функционирования Региональных и национальных телекомпаний в России и за рубежом // Вестник РУДН: серия «Литературоведение, журналистика», 2010, № 2. - С. 62-82.
3. Бахус, А.О. Социокультурные ценности регионального и центрального ТВ, http://grafoman.net/Deople/sociokulturnye-cennosti-transIiruemve-regionalnym-i-centralnym-televideniem.html
Бахус Алексей Олегович (Россия)
Региональное телевидение, как элемент формирования социально-культурного пространства
Диссертационное исследование посвящено изучению российского регионального телевидения как части сложившегося в стране медиа-пространства. В работе показано, что главным параметром, определяющим качественные и количественные характеристики регионального телевещания, а также организационные условия ее функционирования, является региональный фактор распространения.
Описаны социально-экономические аспекты функционирования региональных и национальных телекомпаний в России и за рубежом.
В работе рассматриваются социокультурные ценности регионального телевидения на Материале новостных программ ТВ «Кварц» Подольского района Московской области. Для анализа были отобраны ценности, которые наиболее часто называются в новостных и информационных программах. Актуальность исследования определена сравнительно-сопоставительным анализом социокультурной политики телекомпании «Кварц» и одного из центральных каналов (РТР).
Результаты данного исследования могут быть использованы при разработке лекционных и практических материалов для студентов факультета журналистики, а также для работающих региональных журналистов.
Bakhus Alcxey О. (Russia)
Regional television, as an element of formation of socio-cultural space
Following dissertation research is devoted to the study of Russian regional TV, as a part of the media space which has developed in the country. A basic conclusion is (или the work shows): the main parameter determined qualitative and quantitative regional TV's characteristics as well as the organization condition it's function is the regional facto of propagation.
In the dissertation social and economic aspects of regional and national broadcasting companies' functioning in Russia and abroad are considered.
In the research socio-cultural values of regional television are considered based on the material of news programs of TV «Quartz» (Podolsk region, Moscow area). Values were selected for the analysis, which most often are called in news and information programs. The urgency of research is defined by the comparative analysis of socio-cultural policy of TV «Kvarts» company and one of the central channels (RTR).
Results of this research can be used when developing lecture and practical materials for students of faculty of journalism, and also for working regional journalists.
Подписано в печать:
12.08.2013
Заказ № 8653 Тираж - 100 экз. Печать трафаретн&я. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru
Текст диссертации на тему "Региональное телевидение как элемент формирования социально-культурного пространства"
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский университет дружбы народов
На правах рукописи
04201363531
БАХУС Алексей Олегович
РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА
Специальность: 10.01.10- журналистика
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель
кандидат технических наук, доцент Широбоков Александр Николаевич
Москва
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА................................................12
1.1. Общая характеристика российского регионального телевидения на современном этапе......................................................................................12
1.2. Региональное телевидение в системе информационного взаимодействия..................................................................................................37
1.3. Роль местного телевидения в формировании социально-культурного пространства.............................................................................57
ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ТВ «КВАРЦ», Г. ПОДОЛЬСК).........................................................................................................70
2.1. Специфика функционирования регионального телевидения: аудитория, тематика, экономические аспекты.......................................70
2.2. Аудио-визуальный текст как инструмент формирования социально-культурного пространства.......................................................89
2.3. Деятельность регионального телевидения как субъекта формирования социально-культурного пространства. Приоритет социально-культурной функции регионального телевидения..........98
2.4. Тематика новостных и информационных программ регионального телевидения........................................................................108
2.5. Стилистика новостных и информационных программ регионального телевидения........................................................................120
2.6. Жанровые особенности новостных и информационных программ регионального телевидения.....................................................150
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................157
БИБЛИОГРАФИЯ............................................................................................165
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие средств массовой информации России в первом десятилетии ХХ1-го века характеризуется бурным развитием регионального телевидения. Оно охватывает огромную территорию, сохраняет целостность всей системы средств массовой информации России, представляет собой широкое типологическое разнообразие видов и форм, при этом само является упорядоченной структурой.
Региональное телевидение во всех своих формах характеризуется особой близостью к аудитории, востребованностью у основной части населения, способностью выражать на экране непосредственные зрительские интересы и проблемы, что, несомненно, важно для самоидентификации территориальных общностей в России.
Социокультурные ценности, лежащие в основе человеческой цивилизации, претерпевают в последнее десятилетие серьезные изменения. Экспансия коммерческих проявлений западной культуры, наблюдающаяся в российской действительности, заставляет задумываться о важности сохранения местных социокультурных ценностей.
От того, как выполняют свою социокультурную роль региональные студии телевидения, которым доверяют и прислушиваются в народе, зависит социокультурное наполнение информационного пространства России, а, следовательно, и сохранение (или, напротив, потеря) самобытности российского народа. Поэтому изучение социокультурной роли регионального телевидения в эпоху увеличения интенсивности информационного обмена является особенно актуальным.
Состояние научной разработанности проблемы. Телевидение привлекало внимание исследователей с момента своего появления. Одной из первых работ, положивших начало данному направлению в теории журналистики, была книга В. Саппака «Телевидение и мы» [110]. Еще в 50-е
годы Саппак говорил об особой специфике языка телеэкрана, о его необычайной силе воздействия на человека.
Современные исследователи рассматривают телевидение как четко упорядоченную структуру, обладающую рядом системных характеристик: целостностью, типологическим разнообразием, необходимым набором функций [39, 51, 114, 123, 137]. Телевидение занимает определенную нишу как в системе средств массовой коммуникации, так и в обществе, формируя и поддерживая социальные связи [7, 32, 33, 124, 139]. Такие исследователи как Н. Голядкин, Д. Стровский, В. Цвик, Я. Засурский и др. прослеживают эволюционное, а порой и революционное развитие телевидения, напрямую зависящее от политических и экономических условий в стране [16, 38, 71, 90, 95,121, 138].
В последние годы российские исследователи уделяют значительное внимание и феномену местного телевидения, прослеживая особенности его становления и развития [26, 34, 52, 53, 72, 133], специфику работы [18, 66, 96, 97]. Местное телевидение (как и другие местные средства массовой информации) отличает непосредственная близость к аудитории, ее интересам. Воздействие регионального телевидения на умонастроение людей обладает несравнимой силой, поскольку оно активно оперирует местным материалом, просто и доступно анализирует его, оперативно доставляет аудитории [9, 65, 67, 126]. За последнее десятилетие значительно вырос профессионализм провинциальных тележурналистов, что значительно повышает статус регионального телевидения [57, 71, 89, 90], тем более что местным телекомпаниям рядовой зритель доверяет больше, чем центральным, в вопросах местного масштаба, что бы ни говорили центральные каналы [9, 14, 92, 127].
Однако становление и развитие регионального телевидения в России сопровождается рядом трудностей, перед большинством провинциальных телестудий стоят одинаковые проблемы: отношения с местными властями,
недостаток денежных поступлений от рекламы, дефицит профессиональных кадров и слабая техническая база [27, 36,43, 48, 51, 64, 69, 144,127].
На сегодняшний день среди множества подходов к пониманию массовой коммуникации и роли СМИ в обществе активно набирает силу социокультурный подход. Он представлен разными школами (Франкфуртской, Бирмингемской и др.) и исследователями (немецкими социологами Т. Адорно [145] и Г. Энцесбергером, канадским социологом М. Маклюэном [147], французским социологом А. Молем [86] и проч.). И если на Западе о роли средств массовой информации в культурных процессах говорят с начала XX века, о значимости телевидения для развития общества — с первых годов его появления, то отечественные ученые лишь приступили к изучению данного вопроса, используя социокультурный (а не идеологический) подход.
Над проблемой влияния СМИ на общество и культуру работали такие исследователи, как Е. Катц, П. Лазарсфельд, Г. Фило, Р. Милибанд, Г. Маркузе. Среди многих аспектов данного вопроса западные ученые особое внимание уделяют темам: СМИ и насилие (Б. Гюнтер, Е. Либерт, У. Барон, Дж, Макинтайер, Дж. Тивэн, Т. Хартнейгель, Дж. Робинсон, Д. Бакмэн, У. Белсон), влияние СМИ на представление аудитории о роли женщины в обществе (Ж. Тунстал, К. Дуркин, П. Ахтар, А. МакРобби), «представление» этнических меньшинств посредством СМИ (П. Хартман, С. Хазбенд, Т. Ван Дийк, Д. Ховит), роль СМИ в постмодернистском обществе (Д. Стринати и ДР-) [99].
Изучению взаимопроникновения явлений культуры и средств массовой коммуникации посвятили свои исследования отечественные ученые
A. Кухаркин [73], Л. Землянова [40], М.Князева [54, 55], Л. Свитич [111],
B. Борев и А. Коваленко [6], Е. Корнилов [64, 65], М. Медкова [82], А. Дроздов [23], Н. Зоркая [42] и др.
Несмотря на повышенное внимание современных исследователей к проблеме влияния СМИ на общество и культуру, к особенностям и
специфике регионального телевидения, роль последнего в социокультурном наполнении информационного пространства ни российскими, ни зарубежными исследователями практически не анализировалась.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые? предпринята попытка комплексного изучения особенностей социокультурной роли регионального телевидения России на современном этапе. Выявлена особая значимость содержательного наполнения социокультурного пространства нестоличного региона (Подольский район). На большом эмпирическом материале — анализе творческой продукции телекомпании ТВ «Кварц» (Подольск) — была исследована специфика деятельности региональных телестудий в пространстве социокультурных отношений, сформулированы те проблемы, которые мешают местному телевидению наиболее адекватно выполнять свою роль.
В качестве гипотезы исследования выдвигается следующее положение: региональное телевидение эффективно выполняет свою социокультурную роль. В силу особой близости к населению, местные телестудии в своей деятельности ориентируются на отражение преимущественно жизнеутверждающих, положительных ценностей, что позволяет им быть надежным средством поддержки большей части населения. Региональные студии телевидения оказывают положительное влияние на формирование единого социокультурного пространства, которое во многом обеспечивает сохранение самобытности российского народа.
Актуальность темы диссертации и степень ее научной разработанности определили цель и задачи исследования.
Цель исследования заключается в выявлении специфики социокультурной роли регионального телевидения как проводника жизнеопределяющих ценностей российского народа.
Данная цель реализуется в решении следующих задач: — анализ особенностей региональной телевизионной системы на современном этапе развития средств массовой информации в России;
— изучение особенностей содержательного наполнения информационного пространства, роль местного телевидения в этом процессе;
— разработка структурно-функциональной характеристики телекомпании «Кварц» (г. Подольск) как субъекта формирования социокультурного пространства России;
— анализ социокультурной проблематики как приоритетной сферы деятельности региональных телекомпаний;
— выявление способов реализации социокультурной роли современного регионального телевидения.
Объектом исследования является деятельность региональных телекомпаний России и, в частности, продукция телекомпании «Кварц» (г. Подольск).
Предмет исследования — способы и формы отражения социокультурных ценностей местными студиями телевидения, в частности, ТВ «Кварц».
Положения, выносимые на защиту
— несмотря на сложные социальные, политические, экономические условия, в российской провинции в целом продолжают преобладать такие ценностные ориентации, как: труд, жизнеутверждающий оптимизм, взаимопомощь, патриотизм, приоритет духовно-нравственного над материальным. Эти ценности находят свое отражение на региональном телеэкране, где трактуются с ориентацией на выживание народа, на определенную схему поведения (трудовую деятельность), на гармонию человека с жизнью;
— региональное телевидение исполняет свою социокультурную миссию, участвуя в формировании единого социокультурного пространства, обеспечивает самоидентификацию российского народа, является его моральной опорой и поддержкой;
— процесс ретрансляции социокультурных ценностей региональным телевидением проходит стихийно, местным журналистам не хватает взвешенного подхода к выполнению этой задачи;
— для качественного выполнения своей функциональной роли необходима оптимизация тематической и жанровой структуры программ, реализующих трансляцию социокультурных ценностей.
Методологической базой диссертационного исследования служат труды специалистов в области теории коммуникаций, журналистики и социологии культуры. В исследовании применен комплекс методологических приемов и подходов.
Общенаучные методы описания, конкретно-исторического, системного и структурно-функционального анализа позволили изучить становление региональной системы телевидения, особенности ее функционирования на данном историческом этапе, а также ее основные структурные и функциональные характеристики.
Сравнительно-сопоставительный анализ позволил выявить сходства и различия в социокультурной деятельности региональных и центральных студий телевидения.
Изучение содержательного наполнения программ регионального телевидения предопределило необходимость обращения к специальному социологическому методу: контент-анализу, дополняемому качественным анализом эмпирического материала.
Данные методы позволяют наиболее полно и объективно изучить поднимаемую проблему, выявить причинно-следственные связи между явлениями (социокультурной ролью региональных студий телевидения и особенностями их положения в информационном пространстве России и региона), проследить закономерности наполнения информационного пространства страны особой информацией социокультурного значения.
Эмпирическая база исследования.
Для проведения структурно-функциональной характеристики региональных телекомпаний были использованы: программная сетка телекомпании «Кварц» (г. Подольск), а также «Чехов вид», «TBK Климовск»; материалы и документы по регионоведению; текущий архив указанных местных студий телевидения; законодательства субъектов Российской Федерации; материалы и исследования по российскому телевещанию [96].
Для изучения особенностей социокультурной деятельности региональных телестудий, был выбран Подольский район как типичный субъект Российской Федерации с точки зрения развития, структуры и функционирования местного телевидения.
Чтобы получить наиболее полное представление об особенностях реализации социокультурной роли местными телевещателями, для анализа были взяты программы, подготовленные студиями данного района — г. Подольска, Чехова и Климовска, в сравнении с центральными каналами.
Для проведения сравнительно-сопоставительного анализа социокультурной деятельности местных и центральных телекомпаний был выбран федеральный канал «Россия» (РТР) как государственный и, следовательно, отражающий не только политику московских каналов в этой области, но и политику государства в целом.
В качестве временного промежутка исследования был выбран период 2010-2011 гг. как стабильное в политическом и социально-экономическом отношении время в жизни граждан Российской Федерации. Типичность полугодия (несмотря на последующий рост социальной активности граждан, вызванный осознанием своей роли в жизни государства) позволяет рассматривать ценностные ориентации населения и их отражение на региональном телеэкране как фиксированные (а не диффузные, вызванные какими-либо сильными потрясениями), программную политику и сетку вещания местных телестудий — как устоявшиеся. Сущность и специфика выполняемой в это время региональным телевидением социокультурной
роли является стабильной, позволяющей говорить о закономерности, а не временности явления.
Практическая значимость работы.
Материал диссертации может представлять интерес как для медиа-исследователей, так и для журналистов-практиков. Результаты исследования и рекомендации, полученные в ходе его, могут быть полезны местным телевещателям в процессе определения их программной стратегии и тактики. Знание структуры информационного пространства России и региона, особенностей наполнения его социокультурным содержанием, а также роли регионального телевидения в этом процессе, поможет местным органам власти, а также самим журналистам, грамотно выстраивать деятельность по пропаганде социокультурных ценностей, что в конечном итоге способствует консолидации и развитию российского общества.
Основные положения и выводы исследования могут быть использованы в учебном процессе: в лекционных курсах по теории и практике тележурналистики, при разработке спецкурсов по особенностям функционирования современных региональных электронных средств массовой информации.
Апробация работы.
Основные положения диссертации отражены в 2 публикациях автора общим объемом 2 п.л., в том числе:
1. Бахус А.О. Региональное ТВ России. Место в медиапространстве страны // Вестник РУДН. Серия «Литературоведение, журналистика», 2009, № 4. - С. 24-39.
2. Бахус А.О. Социально-экономические аспекты функционирования Региональных и национальных телекомпаний в России и за рубежом // Вестник РУДН. Серия «Литературоведение, журналистика», 2010, № 2. -С. 62-82.
Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры, конференциях и семинарах.
Структура диссертации отражает логику исследования и решения задач, необходимых для достижения обозначенной цели. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых подразделяется на соответствующие параграфы, заключения, би�