автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Телевидение в системе образования

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Самарцев, Олег Робертович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Диссертация по филологии на тему 'Телевидение в системе образования'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Самарцев, Олег Робертович

стр.

ВВЕДЕНИЕ.2

Глава ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ.17

1 .Становление и развитие учебного телевидения.17

2.Эстетические основы образовательных программ.32

З.Основные функции и жанры образовательного телевидения.51

Глава 2.ПРОЕЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.70

1.Взаимодействие телевидения и учителя.70

2.Специфика использования телевизтонных и видеопрограмм в образовательном процессе.87

3.Пути повышения эффективности образовательного телевидения.104

 

Введение диссертации1995 год, автореферат по филологии, Самарцев, Олег Робертович

Наиболее отчетливой тенденцией последних десятилетий стало все более широкое проникновение средств массовой коммуникации - в первую очередь телевидения и компьютерной техники - во все сферы жизни и деятельности человека. Этот процесс не только объединяет человечество путем создания глобальных информационных каналов, но и в заметной степени влияет на само развитие человеческой цивилизации.

По сути, существование единого коммуникативного пространства - весьма существенный фактор общечеловеческой интеграции в социальной, политической, научной сферах, в особенности, в сфере образования.

Система образования в понимании автора - это комплекс государственных и негосударственных образовательных программ и учебных заведений всех уровней от детского сада до вуза и дальнейшего повышения квалификации скоординированный с единой целеустановкой с определенными задачами, функциями и структурой. Будучи плановым, строго иерархированным государством СССР создало систему образования по строго сложившейся схеме, где преемственность ступеней образования являлась единой базой для унифицированного формирования специалиста широкого профиля в любой области деятельности. Единство целей и средств всех ступеней образовательной системы, будь то средняя, средне-специальная или высшая школа позволяет рассматривать проблему использования телевидения в этой системе без детального рассмотрения каждой ступени в отдельности. Базовые принципы советского образования, которые во многом определяют и современное состояние образования в России, не претерпели существенных изменений и поныне и поэтому можно считать, что не существенно видоизменилась и сама образовательная система. Частичное внедрение в эту систему частных или негосударственных школ - высшего образования это пока не коснулось - не в коей мере не меняет ее общего облика. Хотя, строго говоря, социально-экономическая ситуация современной России такова, что перед образованием ныне встают новые задачи, о которых впервые говорилось на Первой Всероссийской конференции 'Культура нравственность и экономика" 18-20 сентября

1995 года. Говоря о недостатках существующего образования отмечалось, что * закрытость системы образования по отношению к воздействию внешней среды и производства порождают нечувствительность к требованиям, поступающим извне, к существующим эффективным механизмам самонастройки в условиях некоррелируемости с социальным заказом и заказчиком."1 В этой связи примечательно, что система образования, как наименее подверженная влиянию извне тем самым отрывается от реальных процессов, происходящих в обществе, не успевает отслеживать изменения в обществе, что негативно сказывается на конечной ее задаче - формировании специалиста. Тем более, что сегодня как задача первостепенная определяется необходимость осуществления широкого диалога и взаимодействия различных ' социально-культурных групп населения, гуманистического общечеловеческого воспитания, формирование способности широкого видения проблем и нестандартного их разрешения. В решении этой задачи - как и любой задачи интеграционного характера - роль электронных средств информации (в том числе и телевидения) весьма велика.

Нынешняя система образования переживает поистине глобальный кризис. Ибо с одной стороны впервые наука и технология представляют ей столь мощные потенциальные возможности для совершенствования а, с другой, никогда еще перед образованием не стояли столь сложные задачи, как ныне, когда специалисты предрекают пришествие эры индустриализации образования и отмечают первые признаки принципиально нового явления в истории человечества - информационно-компьютерной революции.

Информация - бог нашего времени. Впервые со времен Цицерона, первым употребившего этот термин, она играет столь важную роль в жизни человеческого общества, расширяя горизонты видения мира, способствуя стремительному возрастанию так называемого общечеловеческого самосознания, то есть понимания принадлежности каждого индивидуума к глобальному социуму.

Сегодня явственно наметилась тенденция перехода с экстенсивных на интенсивные методы социально-экономического развития общество на фоне возрастания роли общечеловеческого фактора. Система образования, которая явно склоняется в сторону техногенных и сугубо функциональных методик, интенсификации обучения и совмещения преподаваемых дисциплин во многом не готова к формированию гуманистических качеств обучаемого любого уровня - от школьника до специалиста. На фоне нарастающей потребности сделать отечественное образование

1 Обоснование и предложения по организации и проведению первой всероссийской конференции "Культура, нравственность и экономика" Ульяновск, 1995, с.11 конвертируемым', приблизить его к общемировым стандартам возникают новые специальности, рожденных на стыке базовых наук (социолингвистика, математическая логика и др.). Появляется потребность освоения совмещенных (трансферных) специальностей, освоения иностранных языков, изучения принципов управления и маркетинга, что несомненно требует поиска новых методик преподавания на всех ступенях системы образования, а ток же использования наиболее информационно емких средств обучения, среди которых немаловажную роль играет образовательное ( и, несомненно, учебное ) телевидение.

Однако, являясь вполне сложившейся системой, оброзовательное телевидение претерпевает ныне весьма ощутимые перемены одновременно с развитием и изменением самой системы образования, имеющие как структурный, так и морфологический характер. В какой-то степени видоизменяется и степень участия телевидения в образовательном процессе и его роль. Двойственность телепедагогики -возникшей на стыке практической журналистики и образования определяет не только степень, но и формы этого изменения, затронувшие сегодня саму сущность образовательного телевидения, его изобразительный потенциал и системные характеристики.

Эти процессы, впрочем, отнюдь не умаляют роли телевидения, как одного из средств обучения и, тем более, его общественной значимости, которая с течением времени и усугублением деструктивных социальных тенденций напротив возрастает во всем мире.

Причиной тому - особая сущность телевидения, средства коммуникации и искусства, с его особым интеллектуальным потенциалом. Оно вводит в обращение новую сферу понятий и знаковых систем, визуализирует и актуализирует их. Сейчас начинается период, когда лингвистическая структура языка претерпевает потрясение за счет сдвигов политической и экономической ориентации общества. Средства коммуникации почти мгновенно адаптируют новые и новейшие понятия, сколь абсурдны не были бы они с точки зрения лингвистической. Внедряются понятия фонетически и лексически неприемлемые для структуры языка. Сама эта структура испытывает значительное давление и постепенно видоизменяется. Американизация отдельных оборотов речи, все сильнее заметная с перенасыщением отечественного рынка высокопрофессиональной - и тем сильнее воздействующей на сознание - американской телепродукцией, уже сегодня начинает вызывать опасения ученых-лингвистов, культурной языковой элиты и педагогов.

В то же время технический прогресс порождает новые для российского менталитета понятия {так привычная ЭВМ была вытеснена "компьютером'), да и само мышление претерпевает значительный информационный прессинг, связанный с лавинообразным проникновением новых научных и технологических идей.

Общество существует в условиях политического, национального и имущественного расслоения - вероятнее всего этот фактор еще долго будет определяющем всоциальном развитии.

В силу этого исследование интегрирующих, культурно-просветительских, образовательных и обучающих особенностей телевидения в современных условиях приобретает особую актуальность. Существующие ныне концепции образовательного телевидения носят, по-преимуществу, прикладной, утилитарный характер (наиболее полно исследовано учебное телевидение в его узком понимании учебного пособия). Практически не существует теорий современного образовательного и научно-популярного телевидения, достаточно глубокого исследования форм их существования в сложившейся социально-экономической ситуации. Недостаточно исследованы специфические особенности современного образовательного телевидения, концепции его функционирования, жанровая структура - что несомненно является ключом к пониманию тенденций дальнейшего развития образовательного, учебного и научно-популярного телевидения.

Научная новизна работы заключается в определении функций и задач образовательного телевидения в современных условиях, анализе генезиса языка учебного и образовательного телевидения, комплексном исследовании их жанровой структуры. Исследование впервые касается лингвистических и языковых последствий проникновения в образовательное и учебное телевидение новых технологий, исследует тенденции этого проникновения, особенности изменения формы и языка телевизионных сообщений учебного и образовательного характера.

В работе делается попытка анализа и типологизации видов взаимодействия учителя и телевидении, рассматриваются теоретические и практические аспекты применения телевидения на занятии, как специфической формы учебного и образовательного сообщения. Рассматривается и анализируется процесс эволюции образовательного вещания из технического средства с репродуктивными функциями в один из наиболее перспективных методов обучения, подробно рассматриваются этапы этого процесса.

Попытка рассмотрения основных особенностей телевизионного языка и исследование жанровой структуры телевидения в сфере образования, предпринятая в данной работе, на взгляд автора, позволит понять место и роль телевидении в системе образования, определить основные ее функции по отношению к иным сферам ее применения, даст отправные точки для практического применения в различных областях образования, представит целостную картину существования и развития учебного телевидения.

В диссертации впервые проводится анализ отдельных аспектов образовательного телевидения применительно к современным условиям, в едином комплексе рассматриваются и специфические языковые, и жанровые, и организационные стороны этого явления в их взаимосвязи.

Данная диссертация ставит перед собой цель:

1. Рассмотреть основные вопросы генезиса образовательного телевидения и его дидактических идей, особенности функционирования и его эволюцию с учетом последних технических достижений и рассмотрения практических примеров использования.

2. Определить тенденции дальнейшего развития образовательного и учебного телевидения на основе анализа новых способов их применения в учебных заведениях, исследовать жанровую структуру образовательного и научно-популярного телевидения.

3. Проанализировать специфические формы использования учителем телевизионного сообщения в ходе занятия.

Ток как все еще недостаточно изучены феномены проникновения новейших технологий в сферу образовательного телевидения и практически не исследованы аспекты существования его вне государственной системы автор не считает, что в достаточной степени изучил все относящиеся к теме проблемы. Однако отвечая на ряд вопросов не менее важным представляется хотя бы сформулировать другие, обозначив существование проблемы.

Методологически диссертация основана на базовых положениях теории и практики журналистики, трудах по философии и психологии, этике и эстетике телевидения, социологии и лингвистике, истории отечественного и зарубежного телевидения, работах по теоретическим и практическим вопросам применения телевидения в системе образования.

Многие аспекты применения телевидения в системе образования рассмотрены в различных источниках с разной степенью обобщения и научного осмысления. Так практические вопросы применения телевидения в высшей и средней школах нашли свое отражение в трудах таких исследователей, как Р.Прасолов, А.Серобабин, Б.Фирсов, В.Егоров, А.Гельмот, Г.Выгон, Е.Глушкова, С.Шаповаленко, Л.Прессман, В.Ключанский, Т.Шабалина, М.Овчинникова, БЛихачев, М.Кондаков, В.Ефимов, Л.Зазнобина, Р.Ильин и др. [64, 47, 54, 3, 55, 56, 20], а так же в диссертациях Л.Г Востоковой, А.Л. Голуб,

Л.А. Гусевой, Э.В.Иоч, А.И.Космодемьянской, Д. Ланганки, Эль-Фадтахи 3. Эль-Бустани [99 - 113].

Рассмотрение в этих источниках практических, методологических и физиологических основ применения учебного телевидения в значительной степени облегчает задачу исследователя, дает серьезную научную базу для последующего анализа. В них рассматриваются вопросы практического применения телевидения для вечернего и заочного, очного образования в средней школе и Вузе, описывается существование единой общегосударственной системы телевизионного образования и структуры внутривузовского телевидения, которому отводится особое место. Здесь же рассматриваются вопросы применения эфирного телевидения на занятиях и вопросы регионального образовательного вещания.

Большое место эфирному телевидению отводит В.В.Егоров [27, 28, 29, 30], работы которого охватывают широкий диапазон применения учебного и образовательного телевидения.

В работах (^Кузнецова отражены тенденции внедрения телевидения в практику высшей школы. Автор рассматривает не только основные черты развития тенденций телевизионного обучения, но и касается разработки новых технологий в учебном телевидении, организации эффективной обратной связи с аудиторией. Пользуясь статистическими данными по применению учебного телевидения, автор ноходит некоторые закономерности его существования и выделяет тенденции его развития, кратко рассматривает эстетические и изобразительные характеристики учебной телевидении, приводит сводные данные по применению телевидения в различных Вузах страны и анализирует особенности его применения.

Эстетическая, гносеологическая и семантическая характеристики телевидения содержатся в трудах теоретиков коммуникации таких как: Б.Багдикян, Э.Багиров, В.Баскаков, Р.Борецкий, Л.Войтасик, Г.Воробьев, СХДвормиченко, Н.Утилова, В.Ждан, О.Нечай, М.Маклюэн, И.Пименова, Н.Петрович, Вл.Саппак, Б.Сапунов, А.Юровский, М.Ярошевский и др. ]

В разработке темы жанровых и эстетических особенностей образовательного и научно-популярного телевидения автору большую помощь оказали труды Б.Альтшуллера, В.Егорова, Э.Багирова, Р.Борецкого, Г.Вачнадзе, Л.Дмитриева, Н.Утиловой, Ю.Зандбенрга, А.3гуриди, Л.Кулешова, Р.Соболева, Е.Теплица, Дж.Клеппера, Б.Фирсова, В.Шрамма, К.Христианса, Д.Хавкриджа, Р.Эллмора, Н.Чигорина, В.Шкловского, Л.Трауберга, В.Пудовкина, СЗйзенштейна, В.Соловьева и многих других.

Эти труды отечественных и зарубежных авторов дают базу для осмысления эстетических основ телевидения и кинематографа, рассматривают признаки жанров, изобразительно-выразительные средства телевидения. Основываясь на их работах, автор мог исследовать динамику развития образовательного и учебного телевидения, их взаимосвязь с кинематографом, рассмотреть особенности телевидения в ряду иных средств массовой информации. Благодаря детальным описаниям Е.Теплица и В.Шрамма автор исследовал ранние этапы развития учебного телевидения в США и провел сравнительный анализ с развитием его в СССР.

Характеристика психологических и социальных основ телевидения, находящего применение в системе образования была бы далеко не полной без знакомства с работами Е.Артемьевой, М.Ярошевского, АЛурия, Б.Величковского, Л.Войтасика, Л.Воронина, Г.Предвечного, Ю.Шерковина, Л.Матвеевой, Н.Школорова, Г.Картера, Л.Козлова, А.Леонтьева, И.Пименовой, Г.Гуревича и др.

Кроме того большой опыт применения учебного телевидения в нашей стране и за рубежом нельзя рассматривать без изучения материалов межвузовских и международных семинаров, которые помогли автору составить общую картину использования телевидения в образовательном процессе. В сборниках совместных семинаров ученых СССР и ГДР по проблеме учебного телевидения, а так же сборниках Всесоюзных конференций "Научные основы разработки и внедрения технических средств обучения* и других, суммирован большой опыт практической работы в сфере учебного телевидения в разных странах. Основанные, как правило, на результатах практических экспериментов и большом статистическом материале работы таких ученых, как И.Провада, Т.Шермергор, М.Ушаков, В.Вислобоков, Н.Тарбаева, М.Шмидт, М.Антипин, АДорошкевич, Р.Борм, В.Иванова-Циганова, Я.Ожеховский, Н.Рассохин и многих других с большой степенью достоверности обобщают более чем тридцатилетний опыт практической деятельности в области учебного телевидения.

И, наконец большую помощь в подготовке диссертации автор нашел при знакомстве с материалами переодической печати, практическими работами тележурналистов и режиссеров, знакомстве с телевизионными программами образовательного характера и рецензиями на них.

В качестве объекта настоящей диссертации избраны образовательное телевидение как один из факторов интеграции общества, процесс проникновения в современное учебное и образовательное телевидение новых технологий (спутниковых и компьютерных), влияние их на специфические особенности телевизионного языка, типология телевизионных жанров и жанровая структура учебного, образовательного и научно-популярного телевидения, изобразительновыразительные средства и эстетические основы телевидении, взаимодействие телевидения и учителя в ходе телевизионного занятия и организация телевизионных уроков, специфика телевизионных и видеопрограмм в учебном процессе с точки зрения языковой и семантической их структур, взаимопроникновение жанров в образовательном и научно-популярном телевидении.

Материалом для исследования стали образовательные,учебные и научно-популярные программы отечественного и зарубежного телевидения, учебные передачи Центрального телевидения и региональных студий телевидения, практические работы автора в области учебного телевидения.

Диссертация состоит из Введения, двух глав, содержащих по три параграфа и Заключения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Телевидение в системе образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Современное состояние телекоммуникации коренным образом отличается от того, каким оно было на заре зарождения телевидения, как самостоятельной коммуникативной системы. За шесть десятилетий развития телевидение превратилось в полиморфную, разветвленную, многоуровневую информационную среду с большим диапазоном применения.

Сегодня его нельзя определять как только лишь средством коммуникации -телевидение все настойчивее внедряется во все сферы человеческой деятельности. Оно - принципиально новый синтетический вид искусства, средство оперативной связи, инструмент научного познания, средство обучения, наконец.

Телевидение становится не только всеобъемлющим по охвату средством - оно превращается в метод осмысления действительности в динамическом единстве объединяя сиюминутное, происходящее прямо на наших глазах и вечное, ставшее достоянием мировой культуры, вневременное.

Оно беспредельно расширило горизонты обозримого мира, породило метафорический способ мышления посредством череды визуальных образов, создает принципиально иную электронную реальность, находящуюся вне административных и национальных границ.

Именно телевидение сегодня определяет способ мышления миллионов и миллионов людей, существующих в глобальном информационном пространстве в которое они погружены словно бы помимо своей воли и влияние телевидения, как социального фактора, стремительно возрастает по мере его совершенствования.

В нем, как наиболее молодом и, следовательно, динамичном искусстве постоянно происходят процессы эволюционного обновления, когда с одной стороны техногенная доминанта определяет развитие изобразительных средств и усложнение базового языка, совершенствование знаковой системы, жанрового развития, а с другой возникают новые способы отображения действительности, образного ее переосмысления, сообразно проникновению современных идей, возникновению новой поэтики мира.

Сегодня телевидение синтетически объединяя разнородные отрасли знания и искусства, открывает их новые грани. Так родился телевизионный театр со своими теперь уже классическими произведениями, так возродилось искусство рассказа, авторского монолога во всем великолепии красивого целостного языка, так теперь уже на глазах нынешнего поколения рождается не имеющее аналогов в прошлом искусство видеопластики, цифрового продуцирования визуально-пластических образов.

Принципы телевизионного видения миро таким каков он есть на самом деле, жизни врасплох, или напротив глубоко поэтически переосмысленной, переносятся и на другие виды искусств, сценарный стиль в литературе сегодня один из самых распространенных. Незакосневшая, несформироввавшаяся еще жанровая структура телевидения с легкостью принимает и новые жанры и синтез классических, если посредством этого можно расширить представление о мире, отображенном на телеэкране.

Внешняя динамика телевизионного зрелища, конспективная, как выпуск последних известей как бы стала определяющим ритмом времени человечество начинает жить по телевизионным часам в единой сетке вещания. Матрицирование социальных ориентаций, столь характерное для массовой культуры и, к сожалению, телевидения в том числе, постепенно становится определяющей схемой формирования мировоззрения. Телевизионные мальчики и девочки - "крутые", "прикинутые",1 "супермены" и "супергерл" - растут, как на дрожжах, получив закваску с телеэкрана, который весьма затруднительно перебить реальным педагогическим воздействием. Они, дети электронной цивилизации, гипертрофировавшей свое информационное влияние, низвергнувшей прежние идеалы, формирующей их по принципу всеобщих стереотипов - всего лишь десятилетие спустя станут определять будущее. И тогда уже их дети, внуки сегодняшнего телевидения будут строить с телевидением собственные отношения. Какими они будут? Быть может более правильными, чем сегодня, более сдержанными и вдумчивыми.

Пусть телевизор станет для них не электронным всевидящим суррогатом родительского внимания, а истинным советчиком и другом. Пусть он не подменяет, бессильно устранившихся от воспитания родителей, а помогает им. Пусть он придет в школьный класс и учит не вместо учителя, а вместе с ним с эффективностью наиболее информационно емкого коммуникативного канала, которому предрекают еще большее развитие.

Внимательно прослеживая все эти тенденции и воспринимая их с точки зрения объективности, нельзя не отметить, что воспитательная и обучающая функции телевидения чрезвычайно высоки, несомненно, что в будущем телевидение окажется на передовом рубеже образования, станет прочно укоренившейся базой для разработки новейших образовательных методик. Телевидение, с присущими ему чертами коммуникации, позволит решать любые задачи получения, "упаковки", распространения и тиражирования информации, а его эмоционально-образные особенности станут неотъемлемыми механизмами формирования эстетических и мировоззренческих качеств.

Стремительно проходят ныне процессы интеграции в телевидение цифровых методов обработки информации, новейших достижений психологии и социологии. Информация приобретает черты, чрезвычайно родственные образовательному процессу - плотную упаковку, легко усваиваемую форму, мгновенность распространения, доступность для обработки и повторения коррекции. Развиваются системы организации обратной связи, способы оценки эффективности ее усвоения.

Эти тенденции, как и свойства присущие коммуникации вообще, вполне отвечают эволюции самого образовательного процесса. Телевидение с его способностью опосредования взаимодействия обеих сторон образовательного процесса - преподавателя и ученика, расширяет свои функции, которые теперь нельзя трактовать только как:

- средства отображения и хранения информации и,

- средства коммуникации между обучаемыми и обучающими, но и реализуется, как средство генерирования информации при обучении (как это делают ныне специальные программы технологии "хай тек" создавая модели объектов или пространства) ее интерпретации при помощи образов, создания единого информационного поля, как следствие социальных коммуникативных репрезентаций. Телевидение сегодня ощутимо берет на себя, как наиболее эффективный информационный канал, функции воспитателя, под постоянным влиянием которого происходит формирование личностных качеств. Специфический язык телекоммуникации становится поистине международным языком, объединяя человечество в единым социум. Теперь, рождаясь, человек не может избежать коммуникативного влияния, перенимает семантику иконографического полиморфного языка телевидения и легко принимает и усваивает получаемую посредством телевидения информацию.

Генезис дидактических концепций, включающих телевидение, как средство, по времени совпал с появлением самого телевидения, ибо будучи подготовленным к появлению электронного средства передачи изображения кинематографом педагогика без особенного скачка перешла к методам телевидения. Эволюция педагогических идей образовательного телевидения также происходила параллельно эволюции телекоммуникации, и чем большее место она занимает в социальной сфере общества в тот или иной момент, тем более внедряется и в процесс образования.

Пока техническое несовершенство и дороговизна оборудования не позволяли отдельным образовательным структурам создавать собственные телевизионные центры, а государственная политика в отношении поддержки телевидения была подкреплена определенными средствами, телевидение было по преимуществу централизованным, эфирным. Сегодня, когда разрушены государственные программы в области образовательного телевидения резко увеличилось количество собственных телевизионных центров в вузах и школах.

Опыт использования телевидения для обучения и просвещения сегодня требует обобщения, научного осмысления и всестороннего анализа. Необходимо не только разработать единые методики применения учебного телевидения, но возродить, либо создать заново на новом уровне и точной .научной основе общегосударственные координационные центры изучения и применения телекоммуникации в сфере образования. При таких центрах могут существовать консультационные и методические советы, редакционные советы, готовящие печатные рекомендации для преподавателей и учащихся, рекомендации по отдельным телевизионным курсам и даже урокам. Центры, подобные "Нешнл инстракшн телевижн сентер", в США могли бы координировать выпуск эфирных и кассетных телевизионных курсов, создаваемых специалистами по учебному телевидению, в рамках единых методик, планировать стратегию и тактику развития системы учебного телевидения, решать вопросы финансирования и самофинансирования всей системы и отдельных проектов.

Чрезвычайно важно не только возродить государственные структуры, призванные заниматься телевидением в сфере образования, но и создать их на принципиально новом уровне, где основой будет понимание как обучающих функций телекоммуникации, так и эстетических, социальных функций телекоммуникации. Брошенное на самотек эстетическое и нравственное воспитание дошкольников, в немалой степени протекающее под воздействием телекоммуникации, испытывает \ чудовищное давление американской массовой культуры, возможно и не античеловеческой по сути, во всяком случае не столь страшной, как принято ее расписывать в популярных статьях, но чуждой особенностям российского менталитета.

Эти вопросы требуют решения на государственном уровне, ибо еще спустя десятилетие мы получим вполне американизированного, сложившегося индивидуума -как минимум 10-12 миллионов - который и будет определять будущее России.

Процессы духовного воспитания, в которых телевидение всегда играло огромную роль, повышения эстетического уровня, общей культуры, широты мировоззрения сегодня заменяются политизированностью и социально-экономическим эпатажем. Телевидение образовательное и научно-популярное из системы становится чем-то вроде островной гряды, рассеянной в океане. Все больше островов уходят под воду, и вскоре само понятие "научная популяризация" под гнетом экономических причин грозит разделить печальную судьбу Атлантиды. И это не праздное сетование по поводу телевидения - это явственная тенденция (доля научно-популярного и образовательного телевидения снизилась в России за последнее десятилетие в 68 раз), которая разумеется, не может дойти до логического конца, но заметно влияет на общество в целом, наряду с другими факторами социального и экономического характера.

Поэтому перспектива развития телевидения, как одного из эффективных средств преодоления духовного и эстетического кризиса (в этом смысле образовательные цели и цели обучающие весьма сходны} заключается в переходе удельного веса образовательного телевидения на регионы, организации системы образовательного вещания на базе региональных студий телевидения под координацией опять таки общероссийской программы. Такие примеры не столь уж редки в прошлом, когда региональное (Ленинградское, Тюменское, Одесское и др.) телевидение совместно с ведущими вузами и при поддержке государственных структур вели систематическое образовательное вещание. Думается, что в этом случае могут быть решены и вопросы его финансирования за счет средств местных бюджетов, отчасти элементов самоокупаемости.

Другой аспект развития образовательного телевидения и телевидения учебного связан с системными характеристиками самой телекоммуникации. Так если в период зарождения самой коммуникации она преимущественно использовалась как техническая компонента образовательного процесса, то по мере развития превалирующей стала компонента коммуникативная. При этом характерно, что не утрачивая значения первой составляющей, телекоммуникация развивается по второму направлению с большей интенсивностью И если техническое отображающее и передающее свойство нацело зависит лишь от степени технического развития телевидения (внедрения новых технологий), то коммуникативное - от развития социального. Так образование по трансферным специальностям требует новых средств коммуникации для получения и передачи информации, обмена и обновления ее, в чем телевидение реальный и абсолютный лидер.

Процесс эволюции из средства в метод обучения, отчасти замедленный для телевидения в силу технических аспектов, хорошо проявляется на примере другого средства коммуникации - компьютера. Еще недавно будучи только лишь средством в процессе обучения, компьютер быстро вошел в образование на правах всеобъемлющего элемента вплоть до полной замены собою преподавателя. Сегодня компьютерные методы обучения уже не являются экзотическими, и в целом ряде вузов практикуются наряду с общепринятыми. Более того существуют весьма совершенные компьютерные программы полностью моделирующие весь процесс обучения, со всеми элементами, где все стадии - от передачи информации до проверки результатов -возложены на, даже не слишком совершенный, процессор. Такие программы есть во многих областях знаний - машинопись, иностранный язык, например, и как утверждают практики эффективность их чрезвычайно высока за счет достаточно полного моделирования реального процесса обучения с постоянной эффективной обратной связью, где роль коммуникатора возложена на компьютерную программу.

То есть, мы имеем пример того, что предсказывали футурологи и в отношении телевидения (Х.-А.Харгвис, Р.Бредбери) [81] - полное слияние коммуникации и образования, которые в реальности экспоненциально к этому стремятся. Телевидение, требующее значительно больших технических средств для реализации коммуникативного канала в этой тенденции запаздывает, (тем более, что эффективных каналов афферентации для телевидения пока не существует), хотя ничто не свидетельствует против того, что уже завтра ставший доступным процессор "Пентиум" не объединит в себе функции телевизионного и компьютерного учителя.

Подобные тенденции нуждаются в самостоятельной социологической, а может быть и психологической оценке, хотя уже сегодня реально существуют. Однако отдаленные перспективы полного слияния систем коммуникации с системой образования быть может окажутся перед барьером здравого смысла, либо иным и, будут отложены во времени на неопределенный срок.

Говоря же о близких перспективах следует отметить, что ближайшие эволюционные шаги телевидения будут направлены на дальнейшее проникновение компьютерных технологий, как в производство, так и в распространение и хранение учебной информации.

Развитие здесь возможно по нескольким направлениям, которые по всей видимости будут развиваться параллельно:

- интеграция "хай тек" в производство телепрограмм для более адекватной визуализации и актуализации учебной информации, создания совершенных телевизионных моделей, заменяющих реальные объекты в процессе обучения (медицина, механика, электроника, технология, социология, психология, конструирование, архитектура и проч.), видеопластика;

- появление единых компьютерно-телевизионных банков данных с моделями, программами, передачами, демонстрационными экспериментами и пр.;

- усиление систем спутниковой связи для обмена видеоинформацией, общения или даже просмотра лекций и "присутствия" на занятиях;

- реализация совершенных систем организации обратной связи по типу имеющихся сейчас "виртуальных" фильмов, где сюжет зависит от выбора зрителя, либо других схем; создание региональных, а возможно и общенациональных центров распространения информации и телевизионного обучения, где каждый участник может присутствовать на лекциях ведущих специалистов, увидеть уникальные эксперименты, побывать в недоступных лабораториях и т.п.

Весьма сомнительно в ближайшее время появление телевизионных заочных университетов по причинам экономического, да и социального характера и, быть может, все же существующего технического отставания нашей страны в области телевизионных коммуникаций.

Маловероятен так же качественный переход к модели единого телевизионного образования, которое будет подменяться разукрупняющимися и совершенствующимися вузовскими центрами с возможной будущей интеграцией в более крупные региональные блоки.

Что же касается перспектив развития эфирного телевидения, ибо вышесказанное относится к системам внутривузовским, то роль его ничуть не изменилась с исчезновением самой системы. Потребность в эфирном образовательном телевидении для подготовки дошкольной и довузовской заочной формы обучения и целей повышения квалификации очень высока. Однако реализация национальной программы возрождения эфирного образовательного телевидения станет возможной лишь при совпадении ряда факторов развития общественного сознания:

- появление государственных программ дошкольной и довузовской подготовки, заочного и вечернего образования, переподготовки и повышения квалификации кадров народного хозяйства;

- реальная оценка роли телевидения в этих программах;

- выделение средств для реализации данных программ или создание механизмов самофинансирования;

- создание координационного центра при соответствующих государственных комитетах.

Влияние телекоммуникации на все сферы жизни человечества усиливается по мере совершенствования ее, как системы социального значения. "Телевидение в движении. Мы не замечаем этого, как не замечают перемен, происходящих друг в друге, люди, живущие вместе. Телевидение больше всех искусств живет именно вместе с нами, больше всех связано с жизнью в широком и с жизнью в узком, бытовом смысле слова. Оно включено в те процессы, которые происходят в современности - и просто в домах. Оно само достаточно активное начало нашей жизни"29. Эти слова Вл. Саппака о телевидении как бы сгущают сущность телекоммуникации, как активного элемента нашего времени. Конец XX века прошел под символом атома, грядущий век станет веком информации. И телевидение, несомненно, будет одним из самых могучих

29 Саппак Вл. Телевидение и мы: Четыре беседы. М.: Искусство, 1963., С.44 факторов влияния на общественное сознание человечества. В социальном развитии, духовном совершенствовании и наконец, в образовании.

 

Список научной литературыСамарцев, Олег Робертович, диссертация по теме "Журналистика"

1. Андреева М.К., Матвеева Л.В., Шкопоров Н.Б. Психологический анализ профессионально важных качеств творческих работников телевидения. М.:ВИПК, 1991.

2. Артемьева ЕЮ. Психология субъективной семантики. М.: МГУ, 1980,

3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М., 1977.

4. Багдикян Б. Монополия средств информации. М.: Прогресс, 1987.

5. Багиров Э.Г. Очерки телевидения. М., 1978.

6. Багиров Э.Г. Очерки истории телевидения. М.: Искусство, 1978.

7. Багиров Э.Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды. М.: МГУ, 1976.

8. Багиров Э.Г, Борецкий P.A. и др. Основы телевизионной журналистики. М.: МГУ, 1987.

9. Багиров Э.Г. и др. Жанры телевидения: Методическое пособие для работников телевидения. М., 1967.

10. Бакулев Г. Спутниковое телевидение в ЕВРОПЕ. М.: ВИПК, 1992.

11. Баскаков В. В ритме времени // Кинематографический процесс сегодня. М.: Искусство, 1983.

12. Борецкий P.A. Перспективы ТВ: Опыт социально-исторической оценки. //Телевидение вчера, сегодня, завтра. М.: Искусство, 1984. С.158-181.

13. Вачнадзе Г. Всемирное телевидение. Тбилиси: Ганатлеба, 1989.

14. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология, М.: МГУ, 1982.

15. Войтасик, Леслав. Психология политической пропаганды. М.: Прогресс, 1981.

16. Воробьев Г. Человек человек. М.: Молодая гвардия, 1979.

17. Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности. М.: Высшая школа,1979.

18. Воронцов Ю., Налимов И. Телевидение для всех и для каждого //Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып.1 М.: Искусство, 1981. С.164-186.

19. Голядкин H.A. Телебизнес и наука // Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып.1 М., 1981. С.227-246.

20. Гостев A.A., Зазыкин В,Г. Психологические проблемы эффективного идеологического воздействия средствами телевидения и радиовещания. М.:ВИПК, 1989.

21. Гуссейнов A.A., Ирлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987.

22. Дворниченко О. Телевизионная режиссура: настоящее и будущее //Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып.5. М.: Искусство, 1986. С.21-23.

23. Десмонд Д. Азбука телевидения. М.: Искусство, 1962.

24. Дмитриев Л.А. Закон гармонии. М.: ВИПК, 1991.

25. Дмитриев Л.А. Телевизионные жанры. М.: ВИПК, 1991.

26. Дубровин А. Жизнь кинообраз - жизнь : Из истории типизации. М.: Искусство, 1980.

27. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. М.: Международный независимый э кол о го-п о литологический университет, 1993.

28. Егоров В.В. Телевидение и школа: проблемы учебного телевидения. М.: Педагогика, 1982.

29. Егоров В.В. Основные понятия телевидения: Терминологический словарь. М.: ВИПК, 1992.

30. Егоров В.В. Основные понятия телевидения // Сто слов. М.: ВИПК, 1991.

31. Егоров В.В. Формирование общего информационного пространства СНГ с помощью телевидения // Вестник ВИПК. № 5. М.: ВИПК, 1992.

32. Ждан В. Эстетика фильма. М.: Искусство, 1982.

33. Зандберг Ю. Эта старая проблема монтаж. М., 1982.

34. Згуриди А. Экран, наука, жизнь. М.: Искусство, 1983.

35. Исправникова А. Цветное телевидение: новые тенденции в программной политике // Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып.2. М.: Искусство, 1982. С. 185208

36. Каган М. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972.

37. Картер, Гарри. Эффективная реклама. М.: Прогресс, 1991.

38. Карцева Е. Голивуд: контрасты 70-х // Кинематограф и общественная жизнь США. М.: Искусство, 1987.

39. Кино: методология исследования. В.Муриан и др. / М.: Искусство, 1984.

40. Кинословарь в 2-х т., т.2, М.: Советская энциклопедия, 1970.

41. Козлов Л. Изображение и образ. М.: Искусство, 1980.

42. Копылова Р. Что же такое "телевизионный диалог" // Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып.4 М., 1984. С.50-61.

43. Кросс Р. Гражданин стереовидения: Сб. научной фантастики. М., 1991.

44. Крутецкий В.А. Психология. М,: Просвещение, 1980.

45. Кузнецов В.М. Учебное телевидение. М.: Высшая школа, 1990.

46. Кузнецов В.М. Можно ли управлять познавательной деятельностью обучающихся в ходе применения учебного телевидения // Материалы IV совместного семинара ученых СССР и ГДР по проблемам учебного телевидения. М., 1977.

47. Кулешов Л. Азбука кинорежиссуры. М.: Искусство, 1969.

48. Леонтьев A.A. Телевидение глазами психолога. М., 1982.

49. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука,1974.

50. Макклюэн, Маршалл. Игры продолжение человека // Телерадиоэфир, 1992, N° 7. - С.50-56.

51. Массовое виды искусства и современная художественная культура. /Отв.ред. и сост. В.П.Демин, М.: Искусство, 1976.

52. Матвеева Л.В., Шкопоров Н.Б. Связь с аудиторией в телевидении. М.:ВИПК,1990.

53. Материалы IV совместного семинара ученых СССР и ГДР по проблемам учебного телевидения / Под ред. В.М.Кузнецова. М., 1977.

54. Матсевич И.М., Поповкин И.В. Методические указания по использованию кино и телевидения при чтении лекций по физике. М., 1985.

55. Научно-методические вопросы применения учебного телевидения в вузе / Межвузовский сборник научных трудов. М., 1985.

56. Нечай О.Ф. Ракурсы // О телевизионной коммуникации и эстетике. М.: Искусство, 1990.

57. Нечай О.Ф. Основы киноискусства. М.: Просвещение, 1989.

58. Николаев А. Через спутник и по кабелю // Телевидение и радиовещание за рубежом. № 3. М.: ВИПК, 1991. С.59-65.

59. Панфилов Н.Д. Школа кинолюбителя. М.: Искусство, 1979.

60. Парфенов Л., Чекалова Е. Нам возвращают наш портрет: Заметки о телевидении. М.: Искусство, 1990.

61. Петрович Н. Поговорим об информации. М.: Молодая гвардия, 1973.

62. Пименова И. Телевидение и интеграционные процессы культуры //Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып.4. М.: Искусство, 1984. С.14-33.

63. Прасолов Р., Серобабин А., Фирсов Б., Телевидение и обучение. Ленинградский опыт. М.: Искусство, 1972.

64. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования./ Под ред. К.М.Гуревича. М„ 1981.

65. Психология: Словарь. / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского изд. 2-е, испр. и доп./ М.: Политиздат, 1980.

66. Пудовкин В. Собр.соч. в 3 т. Т.З. С-45-47. М.: Искусство, 1972.

67. Развитие творческого воображения: Метод, указания разр. Б.А.Шевченко. Фрунзе, 1987.

68. Режиссер на телевидении: Сб. статей / Сост. Л.И.Польская. МлИскусство,1978.

69. Садуль, Жорж. Всеобщая история кино. Т.4, ч.1. М.: Искусство, 1975.

70. Саппак Вл. Телевидение и мы: Четыре беседы. М.: Искусство, 1963.

71. Сапунов Б. Телевидение в системе социалистической культуры. //Телевидение вчера, сегодня, завтра. М.: Искусство, 1986.

72. Соболев Р. Люди и фильмы русского дореволюционного кино. М.:Искусство,1961.

73. Соловьева В. Японское телевидение с близкого расстояния //Телевидение и радиовещание за рубежом. М.: ВИПК, 1990. № 2.

74. Социальная психология / Под общей ред. Г.П.Предвечного иЮ.А.Шерковина /М.:МГУ, 1975.

75. Телевидение вчера, сегодня, завтра: Сб. статей. Вып.5. / Сост.Е.С.Сабашникова. М.: Искусство, 1985.

76. Телевидение и радиовещание за рубежом: Сб. статей. Вып.4. / Сост.С.Л.Петрова. М.: ВИПК, 1991.

77. Трауберг Л. Фильм начинается. // Собр.соч. в 2 т. Т.2. М.: Искусство, 1988.

78. Урвалов В.А. Очерки истории телевидения. М,: Наука, 1990.

79. Урвалов В.А. Очерки истории телевидения. М.: Наука, 1980.

80. Утилова Н.И. Современные проблемы монтажа: теория и практика. М.:ВИПК,1991.

81. Харгривс, Л.-А. И в небе, и в зхемле сокрыто больше. // Дядя Фил и телевизор, М,:Искусство, 1974.

82. Чигорин H.A. План и съемка научно-популярного фильма. М.:Искусство,1979.

83. Шеркович Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.

84. Школовский В. За 60 лет: Работы о кино. М.: Искусство, 1985.

85. Шкопоров Н.Б., Матвеева Л.В. Интерес к телепередаче в аспекте личностно-психологических характеристик у аудитории. М.: ВИПК, 1991.

86. Эйзенштейн С.М. Собр.соч. в 6 т. Т.т. 2, 4. М.: Искусство, 1964.

87. Юровский А. Телевидение поиски и решения. М.: Искусство, 1983.

88. Юровский А.Я., Борецкий Р.А. Основы телевизионной журналистики.М.: МГУ, 1966, с.171 187

89. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985.

90. ИЗДАНИЯ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

91. Chustians С. Homo Video Sistems: a revolution? "Jurnal of Broadcasting", 1973, 2, p.231.

92. Combes, Peter TV production for education. New-York, Focalspress, 1978.

93. Ellmore, R.Gerry Mass media dictio-пагу. National textbook company. Lincolnwood, Illinois, USA, 1992.

94. Klapper, J. The Effects of Mass Communication, The Free Press ofGleoncoe, I Hi noise, 1961

95. Mass media, education and culture №1 "Prospects", Paris-UNESCO, 1980.

96. Mc Luhan, Marshall Understanding Media: The Extensions of Man, Mc Graw-Hill, New York, 1965

97. Mitchell, Wanda B. Television in the secondary school. In Instruction television: bold new ventyre. Ed. by R.Burke, Bloomington, 1971, pp.23-37.

98. Hawhridge, David Organisation Educational broadcasting, London, Croom Helm, Paris: UNESCO press, 1982.

99. Shramm, W. and others Television in Lives of Our Children, Oxford University Press, New York London, 1961.

100. Wood Donald N. and Donald G. Wulie Educational telecommunications Belmont, Cal„ Wads worth, 1977.1. ДИССЕРТАЦИИ:

101. Архангельский С.И. Элементы теории, техника и методика применения учебного кино в средней и высшей школе, Л., 1963.

102. Горюнова Н.Л. Учебный фильм: функция, содержание и форма, кандидатская диссертация, ВГИК, 1978.

103. Востокова Лидия Гавриловна Исследование условий эффективности учебных телепередач по математике. Кандидатская диссертация. М.,1966.

104. Голуб Анна Львовна Советское учебное телевидение // Функции и средства. Кандидатская диссертация. М,,1972.

105. Гусева Людмила Алексеевна Телевидение и нравственное воспитание личности. Кандидатская диссертация. Киев., 1966.

106. Ефимов Эдуард Михайлович Синтез эмоционально-образного и рационально-понятийного в экранном творчестве. Кандидатская диссертация.М., 1981.

107. Иоч Эдуард Владиславович Литературный сценарий учебной телепередачи: форма, структура, язык. Кандидатская диссертация. М.,ВГИК, 1970.

108. Космодемьянская Алла Ивановна Проблема учебных речевых ситуаций в дидактическом телевидении ( на материале обучения дошкольников иностранному языку}. Кандидатская диссертация. М., АПН СССР, 1971.

109. Краав В, Учебный фильм, как источник познания, Кандидатская диссертация.М.: ВГИК

110. Ланганки, Дагмар Основные проблемы создания научно-публицистических передач ( На основе опыта телевидения ГДР ). Кандидатская диссертация. М., 1985.112,Огородников Ю. Природа и функции эстетического в учебном фильме,Кандидатская диссертация.М.: ВГИК

111. Опыхтина Л. М. Популяризация науки на телевидении.Кандидатская диссертация. М., 1979.

112. Эль-Бустани, Эль-Фаттадхи Зухер Основные методы создания и принципы режиссуры учебных фильмов и телевизионных передач в системе кино и телевидения. Кандидатская диссертация.ВГИК, М., 1981.