автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Реконструкция исторического центра Рима в 1920 - 1930 - е годы и архитектура рационализма
Полный текст автореферата диссертации по теме "Реконструкция исторического центра Рима в 1920 - 1930 - е годы и архитектура рационализма"
005004215
Вяземцева Анна Геннадиевна
Реконструкция исторического центра Рима в 1920-1930-е годы и архитектура рационализма
Специальность 17.00.04 изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
-1 ДЕК 2011
Москва 2011
005004215
Работа выполнена в отделе монументального искусства и художественных проблем архитектуры Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств
Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор
Малинина Татьяна Глебовна
Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор
Нащокина Мария Владимировна; доктор искусствоведения, профессор Аронов Владимир Рувимович
Ведущая организация: Государственный институт искусствознания
Защита состоится » декабря 2011 года в 11 часов на заседании Диссертационного совета Д 009.001.01 при НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств по адресу: 119034, г. Москва, ул. Пречистенка, 21.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Российской академии художеств (г. Москва, ул. Пречистенка, 21). Автореферат разослан Ад/)Я20) 1 года.
Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат искусствоведения _ 0 Короткая Е. Н.
I. Общая характеристика исследования
Период 1920-1930-х годов в градостроительной истории Рима как ни один другой связан с трансформацией исторического центра. То, каким мы видим исторический Рим сегодня, в основном является результатом модификаций межвоенного времени. В ситуации активной архитектурно-градостроительной деятельности, форсированной политикой фашизма с начала 1920-х годов, развивается рационализм - итальянский вариант современного движения. В Риме рационализм проявляется в особом отношении к историческому наследию. Влияние нового архитектурного языка на градостроительную мысль и деятельность, связанную с реконструкцией Рима, требует глубокого изучения и рассмотрения в широком спектре основных определяющих факторов и выработанных механизмов предложенных решений. Актуальность темы
Проблема реконструкции и новой застройки в историческом центре остается одной из важнейших в архитектуре и градостроительстве. Необходимость понимания жизни современного крупного города с историческим ядром, разработки методов сохранения наследия, оценки допустимых границ и механизмов вмешательства в историческую среду не исчезает и сегодня, что делает актуальным исследование исторических прецедентов, среди которых Рим — один из наиболее сложных и показательных примеров. Осмысление опыта его реконструкции 1920-1930-х годов необходимо как для изучения градостроительных проблем данного периода, так и истории градостроительства в целом.
Актуальность темы настоящего исследования определяется также возобновлением строительства (впервые с 1946 г.) внутри исторической части Рима: Музей Алтаря Мира (Ричард Мейер, 2000- 2006) и закрытый международный конкурс на застройку участка улицы Джулия (2010), в котором приняли участие такие видные архитекторы, как Д. Чипперфильд, П. Цумтор, Г)1епег&01епег, П. Портогези, Ф. Пурини. Оба объекта вызвали
активную полемик>', поскольку предложения конкурсантов представили
весьма противоречивые решения. В них проявилось различное представление
о задачах и механизмах работы с исторической застройкой, отразившее
дискуссионный климат в профессиональной среде, в политической,
общественной и культурной сферах не только Италии, но других странах
современного мира. Поэтому изучение градостроительной истории
Рима 1920 - 1930-х годов - самого полемического - именно по причине
вмешательства в исторический центр - периода его истории, важно для
понимания всего комплекса сложнейших аспектов градостроительной
работы с исторической средой. Сегодня, в период активизации строительной
деятельности в исторических городах отдельных стран, в новый момент
изменения жизненных стандартов, влекущих за собой и очередную «волну»
вмешательства в историческую застройку, анализ римского опыта может
быть весьма полезным.
Степень изученности проблемы
Исследования по римскому градостроительству, рассматривающие
вопрос взаимодействия новой архитектуры и исторического контекста, не
столь многочисленны, хотя итальянская литература по истории римского
градостроительства XX века весьма обширна. Итальянская историография
основывается, более, на описании, чем на теоретическом обобщении.
Тенденция исследований последних лет - концентрация на одном памятнике
или узком историческом периоде. Так, существующая градостроительная
история Рима XX века, написанная в 1960-1980-е годы и регулярно
переиздаваемая, в большинстве работ объясняет недостатки архитектуры и
градостроительных решений идеологией (И. Инсолер, Л. Беневоло). Более
разносторонний анализ предлагает авторитетный архитектуровед,
специалист по Риму XX века Джорджо Чуччи, однако и он склонен, скорее,
к подробному описанию различных сторон архитектурного процесса, чем к
теоретическим выводам. Важны работы исследователей архитектуры Рима
XX века, продолжающих линию идеологической критики (Э. Джентиле) или
4
тяготеющих к перестановке акцентов (В. Ванелли). Широк спектр работ, концентрирующихся на политическом аспекте реконструкционно-строительной деятельности в Риме в 1920-1930-е годы популистского характера (А. Чедерна, 1979, 2-е изд. 2006) или изучающих, прежде всего, организацию практической стороны архитектурной профессии (П. Николозо 2008). Идеологическая составляющая оказывается в центре внимания большинства заальпийских и заокеанских историков (С. Костоф 1973, Т.Керк 2005). Отдельные работы обращены к теме становления и специфики модернистских тенденций в итальянском архитектурно-градостроительном процессе (К.Фремптон 1980, Д.П.Доордан 1988, П.С.Этлин 1991). В 2010-е годы значительная работа по выявлению и каталогизации римского архитектурного наследия модернизма 1920-1930-х годов ведется «Лабораторией исследований архитектуры модернизма в Риме» при Римском Государственном университете «La Sapien2a» (руководитель А. Греко), при архиве Академии Художеств Святого Луки и Центральном Государственном архиве. Публикации этих институций представляют широкий, хорошо систематизированный материал для исследования.
Тема римского градостроительства и итальянской архитектуры 19201930 годов получила отражение в работах отечественных исследователей. Первые статьи в архитектурной периодике появились уже в середине 1920-х годов. В 1935 году вышла первая в мире монография о современной итальянской архитектуре Л.И. Ремпеля, которая не потеряла актуальности до сих пор. О перепланировке Рима составил доклад Д.Е. Аркин по итогам поездки 1935 года (не опубликован) (РГАЛИ, ф. 2606, Аркин, оп. 2, ед. хр. 118), где привел весьма интересные наблюдения. В 1970-е годы проблемам римского градостроительства была посвящена часть статьи об Италии в «Истории современного градостроительства» A.B. Бунина и Т.Ф. Саваренской (1972), заимствующая данные из книги Ремпеля, и часть статьи «Архитектура Италии» во «Всеобщей истории архитектуры» P.A.
Кацнельсон (1973), а также часть раздела книги «Архитектура XX века»
5
А.В.Иконникова (Т.1. 2001), довольно краткая для детальных выводов. В диссертации приводится подробный анализ отечественных работ.
Цель настоящего исследования — описание и анализ проблематики основных событий, связанных с реконструкцией исторической части Рима в 1920-1930-е годы, создание подробной картины участия архитекторов-рационалистов в реконструкции Рима данного периода и определение роли этих работ в истории римского градостроительства. Основные исследовательские задачи:
- анализ обшей проблематики реконструкции Рима в 1920-1930-е годы в ее историческом развитии и обусловленности;
- изучение истории и характерных черт движения рационализма в Италии;
- определение круга архитекторов, работавших в Риме и связанных с движением рационализма, описание и анализ построек и проектов архитекторов-рационалистов для исторического центра Рима;
- определение влияния исторического контекста на формообразование в работах архитекторов-рационалистов для Рима.
Объектом изучения являются постройки, возведенные в историческом центре Рима, проекты, исполненные для этого района 1920-1930-х годов архитекторами, заявлявшими о своей причастности к движению рационализма, а также сопутствующие события: градостроительная деятельность по составлению генеральных планов, градостроительные мероприятия, не предусмотренные генеральным планом, архитектурно-строительная деятельность (конкурсы на новые общественные здания, точечная застройка, реконструкция исторических объектов, реквалификация и задействование исторических объектов в новой застройке, благоустройство территорий археологических памятников). Критерием причастности к движению рационализма является участие в I и II выставках рациональной архитектуры и принадлежность к МЛ.А.Я., публикации работ в
архитектурных журналах, разделяющих идеи рационализма - "СаБаЬеПа" (ред. ДжЛагано) и "(^иаскате7' (ред. П.М.Барди и М. Бонтемпелли).
Источниками для исследования являются: генеральный план Рима 1931 года, а также генпланы 1873, 1883 и 1909 годов, проекты генеральных планов и планов отдельных участков, проектная графика архитекторов, опубликованные в архитектурной прессе 1920-1930-х годов и хранящиеся в Центральном Государственном архиве Италии (Рим), Капитолийском архиве, в частных архивах архитекторов и в Отделе проектов Научно-исследовательского архива Университета г. Пармы.
Предмет исследования — формально-стилистические и структурные особенности зданий рационализма 1920-1930-х годов в Риме, их функциональная и эстетическая взаимосвязь с исторической городской средой. Спецификой итальянского рационализма были использование и интерпретация традиционных форм итальянской архитектуры, что оказалось актуальным при необходимости включения новых зданий в историческую застройку Рима.
Методология и методика работы
В основе методологии исследования лежит сочетание различных методов: формально-стилистического (анализ трансформации языка функционализма в условиях традиционного контекста), сравнительно-исторического (рассмотрение творческих методов архитекторов в их становлении и развитии), иконографического (сравнение с узнаваемыми историческими образцами), а также метод исторической градостроительной реконструкции. Границы исследования
В диссертации освещается развитие римского градостроительства со времени получения городом статуса столицы государства в 1870 году до 1930-х годов, то есть показана исходная градостроительная ситуация и эволюция градостроительного видения столицы от первых разработок
генплана города Техническим отделом при городском муниципалитете в 1870-е годы до исследований Института Урбанистики 1930-х годов.
Узкими хронологическими границами исследования является период с 1918 до 1937 года: от проекта редакции «Ренессансного квартала» генерального плана (1909) до декрета о строительстве района Всемирной выставки на трассе Рим - Остия (от 14.01.1937, № 1567), означавшего переключение градостроительного внимания с исторического центра на экспансию города. Градостроительные мероприятия часто выходят за отведенные декретом сроки, строительство не завершается в год создания проекта. По этой и другим причинам, возникла необходимость расширить временные границы исследования до периода 1870-1941 годов: от получения Римом статуса столицы Итальянского Королевства и составления генерального плана столичного Рима до подписания декрета о генеральном плане расширения города в сторону моря (от 6.01.1941, № 2).
В общих чертах в диссертации характеризуются события, начиная со времени Французской префектуры (1809-1814) и первых инициатив по реконструкции Рима в новейшее время до 1942 года, когда было создано итальянское градостроительное законодательство, утвердившее градостроительство современного типа (закон 1150/42). Описывается предыстория проблемы с конца XVIII века, когда закладывались основные направления градостроительной деятельности в последующее время, первые «светские» градостроительные мероприятия времен второго вторжения Наполеона I и инициативы по модернизации города папского правительства, бывшие откликом на происходящие в Европе процессы индустриализации. Географические границы - исторический центр Рима, территория внутри Аврелианской стены, I муниципалитет. Научная новизна работы
Впервые предпринимается попытка комплексного анализа
рационалистических тенденций в римской архитектуре в сопоставлении с
современным им градостроительным процессом, определяется значение
8
реконструкции и реставрации исторического наследия в формообразовании архитектурного модернизма, и их роли в формировании новых градостроительных принципов. Сопоставляются разнообразные и противоречивые архитектурные и градостроительные концепции, анализируются их генезис, взаимодействие и влияние на дальнейший архитектурно-градостроительный процесс. Данные и факты уточняются по архивным источникам, даются комментарии к историческим событиям и документам, малоизвестным и практически не изученным в отечественной науке. Значительная часть диссертации была выполнена во время стажировки на архитектурном факультете Римского Государственного Университета "Ьа 8ар1еп2а'\ что позволило изучить проблему на уровне современной проблематики. Данную работу можно рассматривать как существенный вклад в изучение европейской архитектуры XX столетия. Практическое значение исследования
Результаты, полученные в диссертации, могут быть использованы для более широких исследований европейского градостроительства XX века, создания капитальных трудов по истории архитектуры и градостроительства, а также в преподавательской деятельности (чтении курса истории архитектуры и градостроительства, специальных курсов). Кроме того, римский опыт может быть полезен при проектировании и осуществлении застройки исторических городов России. На защиту выносятся следующие положения:
1) 1920-1930-е годы являются важным периодом в градостроительной истории Рима, во многом определившим современный облик города, наследующим проблему, поставленную в связи с получением статуса государственной столицы (1870), и открывающим проблематику современного градостроительства.
2) Теория градостроительства Рима проходит эволюцию от принципов «османовской» реконструкции и изолированного видения
исторического памятника в городской застройке к разработке вопросов архитектурной среды и контекста.
3) Отдельные мероприятия по сносу, произведенные в 1930-е годы, были реализацией положений генпланов и распоряжений 1870-1880-х, отвергаемых проектами 1920-х годов. Таким образом, их осуществление является следствием вмешательства в градостроительную практику политики фашистского режима, а не градостроительной теории тех лет.
4) Главной особенностью итальянского рационализма была апология традиции, что проявлялось в поиске согласования языка функционализма с историческим окружением: исследовании контекста, учете пропорционального строя исторических построек, реминисценциях.
5) «Консервативное» градостроительство Рима рассматриваемого периода проявилось в масштабных сносах исторической застройки, в то время как вклад рационализма состоял в предложении новых деликатных подходов к реконструкции и новой застройке исторической среды.
Апробация результатов исследования
Диссертация выполнена в Научно-исследовательском институте истории и теории изобразительных искусств Российской академии художеств в рамках программы изучения искусства XX века: все её главы были обсуждены на заседаниях Отдела монументального искусства и художественных проблем архитектуры (руководитель В.П.Толстой), высказанные замечания учтены в последующей работе над текстом. Отдельные положения диссертации были изложены в докладах на конференциях:
- Институт всеобщей истории РАН, Москва: «Россия - Италия: этико-культурные ценности в истории», 2009;
- Римский Государственный университет "Tor Vergata", Рим: "Grand Tour del Terzo Millenio", 2010,2011;
- С мольный институт Санкт-Петербургского Государственного университета, Санкт-Петербург: «Monumentalita е modernita. Архитектура и искусство в Италии, Германии и СССР тоталитарного периода», 2010
- Совет по архитектурному и историческому наследию Санкт-Петербургского союза архитекторов, Санкт-Петербург «Monumentaliia е modernita. Италия, Германия, Россия. Проблемы восприятия, интерпретации и сохранения архитектурно-художественного наследия «тоталитарного» периода», 2011;
- НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства РААСН, Москва: «Историческая городская среда как объект культурного наследия» (2009) и «Современная архитектура мира: основные процессы и направления развития» (2011).
- в лекциях в МГУ им. МБ. Ломоносова и МГАХИ им. В.И. Сурикова, а также ряде публикаций в научных журналах и в сети интернет.
Основные выводы, касающиеся специфики римского градостроительства исследуемого периоды, были изложены в докладе «Рим в 1870 - 1930-е гг.: первые полвека архитектурно-градостроительной истории в статусе столицы» на научном семинаре по западному искусству XX века в НИИ теории и истории изобразительных искусств PAX (Москва, 2011). Структура диссертационной работы
Структура диссертации соответствует поставленным задачам. Работа состоит из введения и обзора источников, библиографического обзора, трех глав, снабженных аппаратом ссылок, и заключения. В приложении представлен альбом с исследуемыми архитектурными объектами, репродукциями генеральных планов и их проектов, переводы пояснений к ним, отрывков доклада-проекта реконструкции Рима архитектора-рационалиста Луиджи Пиччинато (Конгресс Римских исследований, 1928), статьи писателя, художественного критика Массимо Бонтемпелли для журнала «Новеченто» (1926-1927) и художника Марио Сирони «Архитектура и искусство» (1935).
Н.Основное содержание работы
Во Введении дается обоснование избранной темы, осуществляется постановка проблемы, обосновывается актуальность работы, освещаются важные источники теоретической мысли. В библиографическом обзоре приводятся основные зарубежные, в отдельности итальянские, а также отечественные труды в виде краткого очерка истории исследования римского градостроительства и итальянской архитектуры 1920-1930-х годов в нашей стране.
Глава 1. Эволюция градостроительного мышления от присоединения Рима к Итальянскому Королевству в 1870 г. до 1920-х гг.
1.1. Архитектурно-градостроительный облик Рима к 1870 г.
Описание и исследование архитектурно-градостроительного облика Рима к 1870 году необходимо для понимания градостроительной проблематики последующих лет. В градостроительной структуре Рима не проявились нововведения, характерные для других крупных европейских центров того времени. Рим был центром Папской области, столицей теократической монархии и отличался феодальным укладом, и это ярко проявлялось в его архитектурном и градостроительном облике. Рим в XVIII - XIX веках оставался центром религиозного паломничества, но также и местом обязательного посещения для европейской культурной элиты. Масштабные градостроительные инициативы функционального характера в этот период отсутствовали. В культуре романтизма, где образ Рима занимает значительное место, опоэтизирован «руинированный» облик города (Г.Уолпол, П.Б. Шелли, Н.В. Гоголь), каким он и выглядел в то время.
Первой значительной попыткой модернизации в соответствии с
европейским представлением о функциональности и гигиене был проект,
исполненный во время вторжения Наполеона I французским префектом
департамента Тибра Камилем Де Турноном (1809). Показательно, что
реализована была только монументально-репрезентативная его часть -
12
оформление площади Дель Пополо и подъема на холм Пинчио, расчистка античных руин. Однако проект Де Турнона стал важным прецедентом и обозначил главные направления утилитарного римского градостроительства: благоустройство набережных (и таким образом осушение заболоченных территорий в черте города и устранение источника малярии), оздоровление кварталов плотной застройки и создание порайонной инфраструктуры. Следующей попыткой модернизации города были работы, осуществленные по инициативе папы Пия IX: строительство мостов, создание железнодорожной сети (1856), сети общественного транспорта, городского освещения, телеграфа, первых промышленных предприятий. В тот же период начались межевание и продажа участков под застройку - на территории между обитаемым городом, от площади Венеция, и центральным железнодорожным вокзалом Термини (ответственный кардинал Франческо Саверио Де Мероде). Эти мероприятия положили начало массовому строительству в Риме и обозначили необходимость его регулирования.
1.2. От регулярного планирования к городу-организму: генеральные таны 1873,1883 и 1909 гг.
Присоединение Рима к Королевству Италии и присвоение городу
статуса столицы нового государства радикальным образом изменили его
архитектурный и градостроительный облик. В период Рисорджименто
(Объединения Италии) формулировалась концепция «Третьего Рима»
(Дж.Мадзини) как центра новой итальянской цивилизации. Риму
предписывались новые функции центра современного светского
либерального государства. Архитектурные и градостроительные работы в
Риме рассматривались среди главных направлений деятельности нового
правительства. Первая «Комиссия архитекторов-инженеров» (президент
П.Кампорези) начинает свою работу еще до утверждения столичного статуса
(национальный референдум 2 октября 1870, официальное провозглашение 3
февраля 1871). Несмотря на стремление к модернизации города,
первоочередные предложения носили прежний монументально-
13
репрезентативный характер. Однако тогда впервые была выдвинута идея единонаправленного развития города в сторону вокзала Термини с переносом нового делового центра за пределы исторического города. Первоначально оно имело целью сокращение времени работ и государственных вложений, но в дальнейшем развивалось в качестве средства спасения целостности исторического центра. Последующие проекты были более ориентированы на решение функциональных задач, дорожная сеть города уже планировалась с установкой не только на обеспечение соединения с достопримечательностями, но и с министерствами и общественными учреждениями, принималась во внимание перспектива развития города. Новые улицы предписывалось прокладывать по массиву застройки, а не расширять существующие, устанавливался максимально допустимый уклон, что вело к трансформации структуры города. Тогда же впервые было выдвинуто предложение о сносе застройки района Борго (осуществлено в 1937-1952) и на площади фонтана Треви (конкурс на проект 1927, не осуществлено). В 1871 году обозначилась проблема «налаживания» самого механизма составления и функционирования генерального плана: обсуждались варианты первоочередной разработки общего проекта либо проектов для отдельных участков, которые затем согласовывались бы с общим проектом. Были утверждены комиссии для обоих вариантов, что вошло в практику римского градостроительства, но одновременно стало причиной последующих проблем. В ситуации отсутствия законного генерального плана застройка велась по специальным распоряжениям. Первые постройки (Министерство Финансов и здания Факультетов естественных наук университета) носили подчеркнуто светский характер. Важная роль в градостроительстве отводится многочисленным древнеримским руинам, причем не только в силу идеологии (Древний Рим являлся естественной и убедительной альтернативой Папскому Риму), но и по причине их традиционно высокого культурно-исторического значения.
Следующий проект (1873) А. Вивиани, (не был утвержден согласно законодательным нормам), играл роль основного градостроительного документа до 1883 г., когда, несколько доработанный, он был утвержден в качестве первого генерального плана Рима. Подход по принципу регулярной планировки, предлагаемый в этом генплане, носил механистический характер. Общий проект включал утвержденные участки застройки новых районов, предлагал создание многочисленных новых улиц в исторической застройке и расчистку памятников. В проекте были заложены отдельные предложения по сносам, которые в современной историографии часто приписываются фашистскому правительству (пл. Пантеона - частично реализовано, Замок Св. Ангела - частично реализовано, проезжая часть на площади Навона - не реализовано, снос квартала Борго - реализовано). Их более раннее происхождение никак не оправдывает их реализацию, но поясняет их историческую природу. Главным образцом градостроительства этого времени является магистраль вокзал Термини - улица Национале -площадь Венеции - корсо Витторио Эммануэле II - правый берег Тибра, с востока на запад. Отрезок площадь Венеции - Тибр (Корсо Витгорио Эммануэле И) стал первым и типичным примером реконструкции этого периода, «улицей-музеем», когда широкой (для того времени) проезжей части были открыты фасады ренессансных палаццо, а к разрушенным старым зданиям пристроены фасады в эклектическом «ренессансном» стиле. Основной целью проекта стало заполнение пустого пространства внутри городской стены. В процессе его осуществления и дальнейшего развития города идея единонаправленного развития была отвергнута и утвердилась экспансия по принципу «масляного пятна» (застройки свободных участков). Из архитектурно-градостроительных работ этих лет наиболее значительной является улица Кавур, соединяющая вокзал с Римским форумом, и кварталы на холме Эсквилин, которые впоследствии получили название «пьемонтских». 14 мая 1881 г. был принят закон об утверждении
генерального плана Рима не только на муниципальном, но и на государственном уровне,
Официально утвержденный Королевским указом, генеральный план 1883 г. главным образом был нацелен на строительство министерских зданий, сохранял реконструкцию центра по предыдущему проекту. Большинство предложенных новых улиц в исторической застройке не было реализовано из-за медленных темпов работ и финансовых трудностей (строительный кризис 1887-1888), по этим же причинам затягивалось строительство новых государственных и общественных зданий. Городская активность тем временем сконцентрировалась в геометрическом центре города - на площади Колонны, которая стала политическим, деловым и торговым центром, а также узлом общественного транспорта, что требовало нового вмешательства в историческую застройку. Облик Рима менялся кардинальным образом не только благодаря новому строительству и созданию новых улиц в исторических районах, но также и благодаря изменению функций и значений старых городских пространств и объектов. Некогда важные транспортные артерии (ул. Корсо) теряли свое первостепенное значение, замкнутые площади теперь играли роль транспортных развязок (пл. Венеция), характерные городские артефакты -фонтаны и памятники - перемещались в другие места.
Новый генеральный план (1909) воплощал принципы социал-
либерального правительства тех лет, «эры Джолитти» и мэра Рима
социалиста Э. Натана. Автор проекта, Э. Саньюст де Тэулада, был
миланским инженером, приглашенным из другого города специально, чтобы
избежать влияния на него местной конъюнктуры. Новый генплан
акцентировал внимание на проблемах периферии: регламентации высотности
и плотности застройки, создании инфраструктуры, организации
транспортного потока. Для исторического центра план принципиально новых
решений не предлагал, но заметно сокращал количество вмешательств в
историческую застройку. Неизменным остался и репрезентативный характер
16
новых магистралей в историческом центре (с включением главных архитектурных памятников). Именно тогда, в связи с началом работ по сносу, предусмотренных генпланом, началось составление полного перечня архитектурного наследия Рима. Таким образом, римское градостроительство новейшего времени проходило путь от прямолинейного понимания задач столицы и ее исторического наследия, регулярного планирования по принципу соединения достопримечательностей и центров политической активности, к более сложному пониманию Рима как нового мегаполиса, в структуре которого исторический центр должен был занять свое органическое, регламентированное место.
1.3. К созданию нового генерального плана Рима. Разработка новых методов вмешательства в историческую застройку и «Генеральный вариант 1925-1926»: дилемма сохранения и модернизации
Вскоре после утверждения генерального плана 1909 года начали поступать предложения по его изменению. В числе причин называются ограничения возможностей жилищных спекуляций, однако то, что первые предложения касались именно района исторического центра (Toppe Арджентина), дает повод обратить внимание на иную причину. Генплан 1909 года не предлагал принципиально новых решений проблемы реконструкции исторической застройки, однако именно в те годы в Италии в градостроительной науке осуществлялись первые попытки нового осмысления методов вмешательства в исторический город. В статье римского архитектора Г. Джованнони «Теория прореживания застройки» (1913), где речь шла о сохранении сложившейся среды, подвергался критике существующий метод прокладки новых улиц по массиву старой застройки, «заново», без учета исходной структуры. В книге «О сохранении красоты Рима и развитии современного города» (1916) М. Пьячентини настаивал на полной консервации исторической среды с минимально допустимым
вмешательством, вплоть до подземного проведения электропроводов, а также на строительстве нового центра для сохранения исторической застройки.
Комиссия по пересмотру генерального плана 1909 г. для района исторического центра, так называемого «Ренессансного квартала», была назначена в 1916 году. Проект Г. Джованнони (1918) был утвержден в 1920 году. В нем автор применил свою систему «прореживания», подразумевавшую сохранение исторически сложившейся среды: кривизны улиц, замкнутой формы площадей, минимального включения новой архитектуры. Эта работа стала отправной точкой для реформы всего действующего генерального плана, новый проект которого был исполнен к 1924 году и доработан в «Генеральный вариант 1925-1926» (президент комиссии М.Манфреди). Новый вариант генплана критиковал все предшествующие (проекты XIX века как «страницы убогости и близорукости» в римском градостроительстве, 1909 года - как «изживший себя»), указывал в качестве источников идеи немецких градостроителей Т.Геке и Й.Штюббена, принимал для исторического центра проект Г.Джованнони, перемещал центр на восток к площади Барберини. Продолжая идеи М. Пьячентини, проект развивал транспортную сеть, в том числе и за счет подземных средств сообщения, включал окрестные населенные пункты - Фьюмичино и Arpo Романо, предусматривал осушение заболоченных территорий, предвосхищая, таким образом, районную планировку. Одновременно с разработкой нового генплана в Риме был учрежден Губернаторат (28.10.1925), статус губернатора приравнивался к статусу государственного министра, а городским мероприятиям придавалось государственное значение. Тогда же, в 1924-1925 годах, муниципалитет впервые провел ряд конкурсов на реконструкцию и благоустройство территории исторических памятников, предусмотренных еще старым генпланом. Представленные проекты были консервативны в архитектурном решении, но сама инициатива привлечения архитекторов для реконструкции
по конкурсной системе стала важным моментом в изменении отношения к механизму перепланировки.
«Генеральный вариант 1925-1926» отменял действия предыдущего генплана (1909), но в качестве нового генплана утвержден не был. Таким образом, у Рима стало два генплана, каждый из них был не вполне легитимным и полностью не исполнялся.
Последовательно прослеженная в первой главе история разработки генерального плана Рима дает возможность ввести необходимые комментарии на основании анализа документов, проектных материалов и сделать выводы о последовательной эволюции градостроительной мысли от регулярного планирования к комплексному пониманию города, к видению исторического города как органической части общего городского образования, требующего разработки особых градостроительных подходов.
Глава 2. Становление архитектуры рационализма: проблема нового и исторического.
2.1. Движение рационализма в архитектуре Италии: апология традиции.
В середине 1920-х годов в архитектуре Италии заявляет о себе направление, близкое современному движению, получившее название «рационализм». Наряду с положениями о соответствии функции и конструкции, редукции декоративных элементов и необходимости серийного строительства, в качестве основной установки была заявлена апология традиции и борьба с ее «поверхностным пониманием». Рационализм, таким образом, противопоставлял себя итальянскому авангардному направлению футуризму, в котором и была разработана концепция «антитрадиционности».
В 1920-е годы в Италии была сильна тенденция к модернизации во
всех сферах, однако модернизация рассматривалась уже не как явление
современного прогресса, но как приобщение к вечным ценностям латинской
цивилизации и продолжение исконной итальянской традиции. В этом
культурном климате заявило о себе миланское объединение молодых
19
архитекторов «Gruppo 7»\ опубликовавших (1926-1927 ) четыре статьи-манифеста в журнале «La Rassegna Italiana». Архитекторы объединения критиковали поверхностное понимание традиции и утверждали, что «традиция...не исчезает, но меняет облик», дискурс о соответствии формы функции дополнялся аналогиями из истории архитектуры Древнего Рима и Кваттроченто. Статьи сразу вызвали положительный отклик ведущих итальянских архитектурных журналов ("L'architettara italiana"), а также интерес и сочувствие других представителей профессии. Объединение «Gruppo7» уже в 1927 году приняло участие в важнейших выставках -биеннале Декоративных искусств в Монце, выставке Веркбунда2. Рационализм постепенно оформился в заметное движение в разных областях Италии3. «Первая выставка рациональной архитектуры» во Дворце Выставок в Риме (1928)4 представила работы более 100 участников из разных областей и разных возрастных групп, отразив многообразие поисков в рамках рационализма. После выставки было создано объединение MIAR (Итальянское движение за рациональную архитектуру). В дальнейшем архитекторы-рационалисты постоянно принимали участие в различных выставках, их проекты освещались в архитектурной периодике. Создавались журналы, редактируемые архитекторами-рационалистами или им симпатизирующими мастерами и критиками («Domus» Джо Понти, 1928, «Casa bella» Дж.Пагано и Э.Персико, 1928, «Quadrante» П.М.Барди и М.Бонтемпелли, 1933). «Вторая выставка рациональной архитектуры» (1931) стала попыткой участников движения играть ведущую роль в архитектурном процессе Италии. Выставка встретила одобрение премьер-министра, но резкую критику со стороны Профсоюза архитекторов, что повлекло за собой распад MIAR и создание RAMI (Объединение современных итальянских архитекторов), исключившего доминирование какого-либо направления. В
' К.Э.Рава, С.Лархо, Г.Фрегге, Л.Фяджшш, Дж.Псллини, Дж.Терракьи и У.Кастаньоли, позднее АЛибдм)
2 Штутгарт, Вайссенхоф, автор экспозиции Р.Папини
3 Gruppo 7 - Милан-Комо, Дж.Пагано - Турин, Г.Минуччи - Рим
4 Организаторы - А.Либера, Г.Мшуччи
обстановке достаточной индифферентности правительства к стилю архитектуры и при необходимости получения творческого заказа все чаще возникали примеры сотрудничества «рационалистов» и «академиков». Однако фундаментальным принципом рационализма, отличающим его от современного ему эклектического направления, оставалась трактовка традиции как системы, а не как набора форм и приемов.
2.2. Культурный климат итальянской столицы и Рим в культуре и политике 1920-1930-х гг.
1920- 1930-е годы стали особым периодом, как для римской культуры,
так и для развития образа Рима в итальянской культуре в целом. Образ Рима
реального, традиционно связываемый с государственной бюрократией,
религиозным и художественным туризмом и неустроенностью
инфраструктуры, претерпевал свою эволюцию. Роль центра развития новых
идей (художественных в том числе) в Италии принадлежала Милану, однако
нельзя отрицать значение Рима в развитии авангардных тенденций, ведь Рим
всегда оставался местом собрания деятелей культуры и был обязательной
целью посещения для представителей творческих профессий. В Риме
Т.Гарнье, будучи стипендиатом Французской академии (1898-1903),
создавал проект «Индустриального города», здесь учился живописи
У.Боччони (1901-1906), Рим посетил Ле Корбюзье (1911), который посвятил
именно этому, а не какому-либо другому городу, отдельную главу в
программной книге «К архитектуре» (1923). Уже в начале 1920-х
пренебрежительные оценки Рима итальянской интеллектуальной элитой
начала века начали меняться в противоположную сторону. Изменение это
происходило в контексте неоклассического поиска в искусстве Италии после
Первой Мировой войны. Известный художественный критик М.Сарфатти
сформулировала концепцию нового искусства в терминах краткости,
строгости, иерархии, конструктивности, где в качестве образца
рассматривался Древний Рим. В литературу (М.Бонтемпелли), литературную
и художественную критику (М.Сарфатти, Дж.А.Боргезе) и лексикон
21
художников (Дж.Де Кирико, К.Карра, Дж. Северини, объединения «Новеченто» - М.Сирони) начинают входить такие слова, как «конструктивность», «конструкция», «строить». Интерес к геометрии, конструктивности в искусстве возник у итальянских художников, стоявших у истоков футуризма, в момент их перехода к фигуративной живописи во второй половине 1910-х годов (К. Kappa, Дж. Северини). Писатель и критик МБонтемпелли (1926) издавал журнал «900», где утверждал, что «первостепенной задачей двадцатого столетия станет восстановление времени и пространства» и описывал модернистские устремления, ассоциируя современность с Древним Римом. Понятия «архитектура», «строительство», «Рим» оказываются тесно связанными в культурном сознании межвоенного времени и, в свою очередь, отождествляются с «современностью». Свое выражение концепция Рима находила, и в идеологии фашизма, для которого традиция стала означать «не только ностальгическое созерцание прошлого, но и неустанное приготовление будущего» (1924). Утвержденное в Риме управление - Губернаторат -начинает активную пропагандисткую деятельность: издает ежемесячный журнал о событиях в городе, основывает «Институт Римских исследований», «Музей Римской Империи», выпускает постановление об организации путешествий итальянцев в Рим. Архитектурный процесс в Риме освещается на страницах крупных государственных архитектурных изданий ("Architettura", "Орете pubbliche"). Изображение строительных работ проникает в искусство: кино, скульптуру, появляется в полотнах живописцев различных направлений: от футуристов (А.Гауро) до мастеров экспрессионистического пейзажа (М.Мафаи, А.Базальделла). В Рим именно для знакомства с современным архитектурным процессом приезжают иностранные делегации, в том числе и участники международных архитектурных конгрессов (1929, 1935), которые делились впечатлениями в публикациях иностранной архитектурной периодики («Architecture
d'Aujourd'hui», «Архитектура СССР»), отражавших атмосферу культурной жизни Рима в межвоенные годы.
2.3. Особенности архитектуры рационализма в Риме
Развитие рационализма в Риме имеет свои особенности. Основные
новаторские тенденции первых двух десятилетий XX века здесь проявились
слабо. Медленные темпы строительных работ приводили к тому, что едва
завершенные постройки уже казались устаревшими (Алтарь Отечества 1885—
1925, Галерея Колонна 1910-1922, северный фасад палаццо Монтечиторио
1902-1925). Мешальность архитектора была тесно связана с
преемственностью, семейственностью, волей заказчика, что не
способствовало развитию личности архитектора как создателя собственной
творческой программы. В 1920-е годы господствовала эклектика и различные
«нео»-стили - неоренессанс, необарокко, а также характерный римский стиль
«барокетто» (Г.Джованнони и др.). Преподавание архитектуры (Академия
художеств Святого Луки, Инженерная школа, в качестве подготовительной
ступени - Школа искусств и техники при Музее промышленного дизайна)
разделяло художественную и техническую сторону профессии. В качестве
инварианта художественного и технического высших учебных заведений
была открыта Высшая школа архитектуры (1920), которую в 1927 году
возглавил Г. Джованнони, выдвигавший идею «интегрального архитектора»,
профессионала широкой компетенции. Многочисленными были задания по
анализу композиционного строя архитектурных памятников, реставрации и
проектированию в исторической среде. Преподающие здесь архитекторы
представляли условно два направления в римском зодчестве тех лет: 1)
архитектуры небольшого масштаба, с упрощенными декоративными
элементами, с сильным средовым компонентом (Г.Джованнони, Р.Де Внко),
2) монументально-репрезентативной архитектуры, сомасштабной
памятникам прошлого (В.Фазоло, М.Пьячентини). Римские архитектурные
учебные заведения стали местом встречи важных деятелей архитектуры
рационализма. Высшая школа архитектуры была центром развития
23
рационалистических идей: с 1926 г. здесь учится А.Либера, один из будущих участников «Gruppo 7», где встречает М.Ридольфи, в этом же классе состоит Л.Виетги. Ридольфи с 1928 г. преподает в Школе искусств и техники, возглавляемой Р.Папини, здесь же работают П.Аскьери и Дж.Микелуччи (будущий автор первой выигравшей государственный конкурс рационалистической постройки - проекта Вокзала Санта Мария Новелла во Флоренции, 1933). Примечательно и то, что Первая выставка рациональной архитектуры», организаторами которой стали А.Либера и Г.Минуччи, состоялась именно в Риме. В 1926 т. ЛЛиччинато (выпуск Высшей школы архитектуры 1923) почти одновременно с «Gruppo 7», основывает, совместно с Г.Минуччи, первое римское объединение, тяготеющее к современному движению, - «GUR» («Группу римских градостроителей»)5. В Риме тенденции рационализма впервые обозначились именно в сфере градостроительства, что служит наилучшей характеристикой актуальной проблематики архитектуры Рима.
Сопоставление идей рационалистов с широким культурным контекстом показывает, что апология традиции была свойственна итальянским модернистским направлениям различных видов искусства. В архитектуре Рима идея приобрела особую актуальность, как по причине разработки нового образа города, одновременно древнего и современного, так и благодаря особенностям самой архитектурной среды, в которой новаторство всегда оценивалось с позиции его соответствия традиции.
3. Рационализм п градостроительство: компромиссы и новые тенденции
3.1. Проекты генерал ыюго плана Рима конца 1920-х годов
С середины 1920-х годов в процессе разработки проекта генерального плана Рима в городском Техническом отделе был создан ряд альтернативных проектов генплана, которые отражали все многочисленные тенденции в
5 Gruppo urbanisti romani, Группа римских 1радостроителей: Э.Фалуди, Э.Фузелли, Р.Лаваныгно, ЛЛепци, Ч.Валле, вскоре вместо Минуччи и Фалуди в группу вошли Дж.Канчелотти, Д.Даббени, ДжЛиколсзи, А.Скальпелли
архитектуре и градостроительстве тех лет. Это были проекты центральной
части, периферии, а также города в целом. В разделе анализируются:
предложения по монументальной реконструкции исторического центра со
значительными разрушениями существующей застройки (архитектор-
эклектик А. Бразини,1925), проект линейного города вдоль автострады Рим -
Остия (В. Теста, 1928), отражающий актуальную тенденцию в мировом
градостроительстве, проект «Большой Рим» (М.Пьячентини,1925),
настаивавший на строительстве нового центра, прилегающего к
историческому городу, реконструкции старой застройки и строительстве на
периферии одновременно. Отдельно рассматриваются проекты,
представленные на тематической выставке по случаю XII Международного
конгресса ШНТР (Международная федерация жилища и планирования
городов), проходившего в Риме (1929) и посвященного проблемам
современной жизни исторического города. Особо важными для понимания
актуальных тенденций римского градостроительства являются проекты
объедения «01Ж» (Л. Пиччинато и др.) и группы «Ьа ВигЬега» (П. Аскьери и
др.), выполненные молодыми архитекторами, но подписанные
соответственно профессорами М. Пьячентини и Г. Джованнони. Проекты
выразили две противоположные тенденции в римском градостроительстве
тех лет. Проект СОТ предлагал освободить исторический центр от
вмешательств и концентрировался на развитии районной планировки, "Ьа
ВигЬега", наоборот, предлагал монументальную реконструкцию
исторического центра с созданием осей «кардо» и «декуманум», со сносом
старой застройки и архитектурным оформлением новых магистралей в стиле
монументальной историзирующей эклектики. Проект "Ьа ВигЬега"
традиционно трактуется в качестве консервативного, а "СиИ" - передового.
Анализ на основе сопоставления основных градостроительных методов этого
времени, показывает, что эти два проекта не столько иллюстрируют
противостояние академизма с авангардом в римской архитектуре того
времени, сколько демонстрируют отражение двух основных тенденций
25
мирового градостроительства 1920-х годов, а именно урбанизма (масштабного вмешательства в застройку старого города согласно потребностям современности) и дезурбанизма (снижения плотности городских центров за счет рассредоточения застройки и создания сети небольших центров). Так, консервативный язык архитектуры обнаруживает свою возможность выражения актуальной градостроительной тенденции. Именно этот особый вариант урбанизма находит понимание у главных деятелей римского архитектурного процесса тех лет, проявившийся в новом генеральном плане Рима (1931) и последующих градостроительных работах.
3.2. Генеральный план 1931 года и его положения для исторического центра, его бытование
Генеральный план 1931 года (президент комиссии губернатор Ф.Бонкомпаньи-Людовизи) был призван интегрировать основные наработки римской градостроительной мысли 1920-х годов. Разработчики генплана отказывались от «абсолютной принципиальности», оставляя без вмешательства районы Ренессансного квартала, Трастевере и Борго и предусматривая строительство нескольких новых улиц в районе «Трезубца» для соединения с новыми кварталами и вывода транспорта из узких переулков исторической застройки. Большинство новых общественных зданий должно было располагаться именно в районе исторической застройки. Идея создания нового центра была отвергнута в пользу полицентризма. Значительное внимание уделялось роли археологических работ. Характерным новшеством было последовательное задействование главных архитектурных памятников (главным образом, расчищенных античных руин) в организации транспортного потока и, таким образом, создание новой сценографии городского пространства. Предлагались и масштабные разрушения исторической застройки (пл. Пантеона), затем отвергнутые после замечаний Высшего совета по древностям и изящным искусствам. Роль Совета состояла и в утверждении положения об обязательных конкурсах на
постройки в историческом центре, а также инициативе создания единого градостроительного законодательства.
Генеральным планом предусматривалось утверждение общего рисунка с дальнейшей разработкой планов отдельных участков, что открыло возможности для дальнейших трансформаций, изначально не предусмотренных. Так в 1936 году начался снос района Борго, чье сохранение утверждал генеральный план, и строительство улицы Примирения (Conciliazione, проект М.Пьячентини и А.Спаккарелли). Проблема экспансии вновь решалась главным образом по принципу заполнения свободных пространств.
Архитекторы-рационалисты положительно оценивали попытку создания четкой структуры города, но критиковали «отрезанность» города от региона (Л.Пиччинато). Генплан по инициативе А.Либера, Г.Минуччи и М.Ридольфи был представлен на IV Конгрессе CLAM по теме «Фунциональный город». План неизбежно редактировался, требуя поиска новых путей в условиях развивающегося города, для которого избранная система развития по принципу заполнения свободных участков теряла свою актуальность. Дискуссии о необходимости создания единого плана для Рима и области начались практически сразу: в 1934 г. при Национальном Институте Урбанистики был разработан проект «Экспансии Рима в направлении Моря и Гор» (Г. Джованнони). Идея развития Рима на юг, в направлении побережья, активно поддерживалась властью. С началом строительства района Всемирной выставки (1937) на трассе Рим - Остия центр архитектурно-строительной деятельности перемещался из исторического города далеко за его пределы, последствием чего стало утверждение (1941) «генерального плана расширения города в сторону моря» (не вступил в силу).
Представляя собой результирующую как актуальных в римской
градостроительной полемике, так и уже примененных в европейской
градостроительной практике тенденций, генплан 1931 г. не предлагал
27
принципиально новых градостроительных идей, однако, так или иначе, определил проблемы римского градостроительства последующего времени.
3.3. Участие архитекторов-рационалистов в археологических и реставрационных работах
В работах по реконструкции Рима, проводимых в 1920-1930-е годы, значительное место занимала археология, что сыграло важную роль в дальнейшем определении языка архитектуры рационализма. На первый взгляд, чуждый модернизму интерес к археологии обнаружил в межвоенном искусстве свое особое влияние: в стилистике ар деко, в живописи модернизма, теоретическом наследии Ле Корбюзье. Отношение к модернизму, как начальному этапу некой новой эпохи, провоцировало и интерес к «археологическому» в искусстве и архитектуре. Одна из первых статей объединения рационалистов называлась «Новая архаическая эпоха» (1927). Искусство периода после Первой мировой войны, получившего название «возврат к порядку», демонстрировало устойчивое внимание именно к «начальным» периодам и явлениям: Раннему Возрождению, римской и греческой античности, фольклору. Это стремление к первозданным образцам и явилось своего рода модернистской археологией.
Результаты археологических работ в Италии, начатых еще в 1910-е
годы, оказывали влияние на современную архитектуру. Так, раскопки в
Остии 1920-х годов утверждали во мнении о «латинском происхождении
современного жилья» (Дж. Кальца, 1923), стимулировали выдвижение идеи
развития Рима, согласно древнему прецеденту, в сторону моря.
Непосредственный контакт искусства и архитектуры с археологическими
исследованиями обозначился именно в Италии и острее всего в Риме именно
во время работ по реконструкции города. Участие в работах по реставрации и
консервации исторических памятников оказало большое влияние на
формирование творческих принципов будущих архитекторов-рационалистов
в ранние годы профессиональной деятельности (Л.Моретти, благоустройство
раскопок Траянских Рынков, Л.Пиччинато, дипломный проект
28
реконструкции здания в «Ренессансном квартале»). Многие молодые архитекторы в первые годы своей практики получили опыт создания проектов реконструкции исторических городов (Л.Пиччинато, А.Либера, Дж.Терраньи).
Политика археологических работ, многие из которых производились вне положения действующего генерального плана, руководствовалась установками власти, которые выражались тезисом «памятники нашей тысячелетней истории должны возвышаться в необходимом им одиночестве», либо точкой зрения, исходившей из единства древнего и современного в новом Риме. Первое импонировало отдельным археологам, среди которых - руководитель большинства раскопок Антонио Муньоз, который придерживался метода расчистки до древнейшего слоя, жертвуя позднейшими дополнениями, невзирая на их ценность и часто руководствуясь собственными эстетическими предпочтениями. Результатом второй установки было то, что археологические памятники определяли участки новых строительных работ по организации общественных садов, а также при выборе местоположения новых общественных зданий в непосредственной близости античных памятников. Данная установка утверждала необходимость подчеркивания современного характера новой постройки. Участие архитекторов-рационалистов в этом процессе исследуется в совокупности с описанием произведенных разрушений и зданий, построенных представителями другого направления, работающего в монументальном стиле упрощенной классики, и используется для воссоздания целостности исторической картины. Результатом влияния археологических открытий на формообразование в итальянской архитектуре стали две основные тенденции - монументальная эклектика, имитирующая древнеримскую архитектуру в модернистском ключе, и рационализм, настаивающий на необходимости сохранения аутентичного облика каждой архитектурной эпохи, рассматривая традицию как систему построения архитектурной формы.
3.4. Методы осмысления контекста в архитектуре рационализма. Исследование среды и контекстуальное преломление современных тенденций
Архитектурные проекты рационалистов, выполненные для территории исторической застройки, представляют собой: 1) проекты, выполненные в рамках академических заданий, 2) единичные здания в городской среде: а) новая точечная застройка, б) перестройки и задействование исторического здания; 3) работы для конкурсов на общественные здания. В ходе анализа конкурсных проектов для участков вблизи археологических памятников и построек архитекторов-рационалистов (Почтамт района Авентино у пирамиды Гая Цестия, 1933, Палаццо Литторио напротив базилики Максенция-Константина, 1934, Аудиториум у Колизея, 1935, Министерство иностранных дел, 1939 и Министерство Итальянской Африки, 1940 у Большого цирка). При изучении творчества наиболее значительных архитекторов (в алфавитном порядке: Л.Виетти, Дж.Каппони, А.Либера, Г.Минуччи, Л.Моретти, Дж.Николози, Л.Пиччинато, Дж.Понти, М.Ридольфи, Дж.Самона, Дж.Терраньи) их проекгно-строительная деятельность сопоставляется с градостроительной реальностью, исследуется эволюция архитектурного языка рационализма, констатируется его кризис к концу 1930-х годов. Описание и анализ проектов и построек позволяет увидеть отношение к контексту в проектировании, методы согласования зданий с окружающей застройкой. Выделяются основные способы согласования с контекстом: контраст с пропорциональной системой памятника или акцентирование его структуры за счет введения современных элементов оформления, редукция декоративных деталей и профилей при следовании композиционному строю старых зданий, обращение к историческим реминисценциям в планировочном решении новых объектов, использование традиционных материалов (римский кирпич, травертин, мрамор) и цветового сочетания (красный и белый).
Отталкиваясь от установки о непротиворечии традиционной и современной архитектуры, архитекторы-рационалисты вырабатывали способы преломления языка современного движения к ситуации исторической застройки, находили новые, отличные от имитации, методы согласования с окружением. Основой поисков можно назвать положение о необходимости сохранения исторической аутентичности (в том числе и современных зданий), которое нашло развитие и широкое применение в архитектуре, реставрации, реконструкции и градостроительстве последующих лет: от послевоенной реконструкции городов до современной музеефикации памятников архитектурной археологии.
В Заключении подведены итоги диссертационной работы, сформулированы основные выводы, которые заключаются в следующем:
- Римское градостроительство 1920 - 1930-х гг. наследовало проблемы, поставленные изменением политического и административного статуса с 1870 г., продолжая политику модернизации и приспособления города к актуальным потребностям центра страны. В этот период разрабатывались принципы и закладывались основы градостроительства современного типа.
- В проектах реконструкции Рима с 1870 г. на первых порах использовались методы перепланировки эпохи расцвета папского градостроительства XVI - XVII вв., которые затем дополнялись европейскими новшествами - бульварами, кольцевыми дорогами. В дальнейшем они сменились пониманием города как сложной совокупности отдельных районов, взаимодействующих между собой, обозначились попытки к структурированию и регламентированию застройки. Важность исторического наследия в организации городского пространства осознавалась сразу, однако собственно понятие исторического наследия эволюционировало от ценности отдельного монумента к пониманию памятника в совокупности с его окружением. Эволюционировала и теория методов реконструкции - от изменения структуры путем «разрезов» по
существующему массиву через сокращение таких «разрезов» к сохранению градостроительного рисунка путем «прореживания».
- В 1910-1930-е годы в римском градостроительстве, в полемическом климате, вырабатывалось понимание городской среды как целостного организма, где ценность исторического памятника определяется, в том числе, и контекстом, шел поиск методов согласования новой архитектуры с историческим окружением. Полемику провоцировала градостроительная реальность: оздоровление кварталов средневековой застройки, развернутые масштабные археологические работы, а также государственные конкурсы на общественные здания внутри исторического центра, актуализирующие связанные с этим проблемы архитектуры и градостроительства.
- Идея Рима, чьи история и наследие античной эпохи трансформировались в модернистком ключе и представлялись в качестве актуального прецедента, пронизывала культуру и политику 1920 - 1930-х годов. Градостроительные мероприятия в Риме межвоенного периода были тесно взаимосвязаны с трактовкой образа города в культуре и политике.
- Ввиду законодательной специфики бытования градостроительных проектов в Риме рассматриваемого периода масштабные сносы исторической застройки осуществлялись в противоречии с градостроительной теорией. Проекты большинства магистралей, чье строительство требовало значительных разрушений, присутствовали в предшествующих генеральных планах и отвергались проектами генплана 1920-х и генеральным планом 1931 года. Эти мероприятия явились проявлением политики власти, а не градостроительной теории того периода.
- Рим стал местом деятельности главных представителей итальянского архитектурного процесса тех лет, в том числе и деятелей рационализма. Римский рационализм формировался в 1920-е годы в тесной связи с проблемами градостроительства и реконструкции исторической застройки. Специфика заключалась в настаивании на сохранении ее целостности.
- Представители рационалистического направления - новое поколение архитекторов, сформировавшееся в 1920-е годы - уже в первые годы самостоятельной практики принимали участие в градостроительном процессе Италии и Рима в частности. В результате работы над благоустройством территорий античных памятников, реконструкции исторических зданий, составлением проектов перепланировки небольших исторических городов утверждалось внестилевое понимание архитектуры, видение архитектуры как пространственно-декоративной структуры, из чего происходило утверждение о непротиворечии рационализма традиционному зодчеству.
- Археология и исторический контекст сыграли большую роль в формировании и развитии языка рационализма, в чем проявилось влияние специфики архитектурного образования, а также особенностей градостроительных мероприятий тех лет в Риме и во всей Италии. Принципы рационализма в системе преподавания нашли выражение в понимании архитектуры прошлого как структуры, применимой в современном проектировании.
- Главный вклад архитектуры рационализма в градостроительство состоит в развитии нового понимания сохранения среды, основанного на идее исторической аутентичности.
- Тенденции, проявившиеся в градостроительной теории и практике Рима 1920-1930-х годов, поставили основные проблемы методов реконструкции не только в итальянской, но и мировой градостроительной науке, и своим как положительным, так и отрицательным примером, заложили основу новому видению в градостроительстве и архитектуре последующих десятилетий, в том числе концепций средового подхода в реконструкции городов и музеефикации исторических памятников.
Основные положения диссертации отражены в публикациях:
1) Рим. Апология исторического как свойство современности. Реконструкция итальянской столицы в первой трети XX века. // Искусствознание, 1-2/11. М., 2011. С. 284-320.2,56 ал.
2) Рим первый - Рим Третий: советская делегация на XIII Международном конгрессе архитекторов, Рим / Россия - Италия: этико-культурные ценности в истории. Ред. М.Г.Талалай. М., ИВИ РАН, 2011. С.163-179.1 ал.
3) «Между прошлым и настоящим нет противоречия»: исторический контекст в архитектуре итальянского рационализма. // Academia. Архитектура и строительство. 2010, №4. С. 35-42.0,7 ал.
4) Регламентирование и действительность в римском градостроительстве 1870—1930-х гг. // Архитектурно-градостроительный процесс: Регламентации и свобода. / Сост. и ред. И.А. Бондаренко. М.: НИИТИАГРААСН. (в печати). 1,6 а.л.
5) Италия. Архитектура XIX-XXI веков. // Православная энциклопедия, Т.28 (в печати). 1 а.л.
6) Футуризм, Рационализм, Новеченто. // Проблемы изучения искусства эпохи модернизма. / Сост. и ред. ТГ.Малинина. М., 2009. С. 103— 108. К статье прилагается перевод статьи-манифеста объединения итальянских архитекторов-рационалистов, 1926. С. 306-309. 0,4 а л.+0,3 6 а.л.
7) Статьи для Большой Российской Энциклопедии: А. Либера (М.,
2010, Т. 17, с. 374), П. Линджери (М., 2010, Т.17, с.496), А. Мадзони (М.,
2011, Т. 18, с. 427), М.Мафаи, Милан, Дж. Микелуччи, Новеченто - в печати. В том числе в интернете (портал archi.ru):
Реконструкция триумфа (о проекте строительства Триумфальной арки в районе ЕУР по проекту А. Либера, 1937), 2008.0,4 ал.
2.«На вершине мира» (к 100-летию футуризма), 2009. 0,3 а.л.
3.Городу и миру. О римском музейном строительстве, 2010. 0,5 а. л.
Общий объем опубликованных работ: 8,82 ал.
34
Виземцева Анна Геннадиевна
Реконструкция исторического центра Рима в 1920-1930-е годы
и архитектура рациопализма
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
ЛИЦЕНЗИЯ пдт 00608 Формат 60x84/16 2,0 усл. пл.
Бумага офсетная 80 гр. тираж 100 экз. Заказ № 127
Отпечатано с готовых о/м в типографии ООО «МЕДИНА-Принт» ул. Селезнёвская, д. 11 А, стр. 1 тел.: (495) 943-26-80
Текст диссертации на тему "Реконструкция исторического центра Рима в 1920 - 1930 - е годы и архитектура рационализма"
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств
Российской Академии Художеств
На правах рукописи
04.2.0 1 2 5 0 1 9 3 "
Вяземцева Анна Геннадиевна
Реконструкция исторического центра Рима в 1920-1930-е гг. и архитектура рационализма.
Специальность 17.00.04 изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Т.Г. Малинина
Москва 2011
Оглавление
Введение...........................................................................................................................................................4
Постановка проблемы.................................................................................................................................4
Актуальность темы......................................................................................................................................8
Основные исследовательские задачи:.....................................................................................................10
Методология и методика работы.............................................................................................................11
Границы исследования..............................................................................................................................11
Научная новизна работы...........................................................................................................................12
Практическое значение исследования.....................................................................................................13
Структура диссертационной работы........................................................................................................13
Библиографический обзор: освещение вопроса в итальянской, иностранной и отечественной литературе...................................................................................................................................................15
Итальянская библиография..................................................................................................................15
Итальянская архитектура и градостроительстве Рима 1920 - 1930-х гг. в зарубежной литературе.............................................................................................................................................34
Отечественная наука об итальянской архитектуре и градостроительстве Рима 1920 - 1930-х гг..............................................................................................................................................................36
Глава 1. Эволюция градостроительного мышления от присоединения Рима к Итальянскому Королевству (1870) до 1920-х гг..............................................................................................................43
§ 1. Архитектурно-градостроительный облик Рима к 1870 году...........................................................43
§2. От регулярного планирования к городу-организму: генеральные штаны 1873, 1883 и 1909 гг...58
§3. К созданию нового генерального плана Рима. Разработка новых методов вмешательства в историческую застройку и «Генеральный вариант 1925-1926»: дилемма сохранения и модернизации.............................................................................................................................................95
Вывод:.......................................................................................................................................................113
Глава 2. Становление архитектуры рационализма: проблема нового и исторического.......................115
§1. Движение рационализма в архитектуре Италии: апология традиции..........................................115
§2. Культурный климат итальянской столицы и Рим в культуре и политике 1920-1930-х гг..........138
§3. Особенности архитектуры рационализма в Риме...........................................................................153
Вывод:.......................................................................................................................................................161
Глава 3. Рационализм и градостроительство: компромиссы и новые тенденции.................................162
§1. Проекты генерального плана Рима конца 1920-х гг.......................................................................162
§2. Генеральный план 1931 г., его положения для исторического центра, его бытование..............177
§3. Участие архитекторов-рационалистов в археологических и реставрационных работах............196
§4. Методы осмысления контекста в архитектуре рационализма. Исследование среды и контекстуальное преломление современных тенденций.....................................................................216
Вывод:.......................................................................................................................................................249
Заключение...............................................................................................................................................251
Приложение..................................................................................................................................................256
Пиччинато Луиджи. Фундаментальные идеи и направления для генерального плана Рима...........256
Работы в историческом центре, предусмотренные «Генеральным Вариантом 1925-1926».............261
Работы в историческом центре, предусмотренные проектом генерального плана 1924 года..........262
Список участников конкурса на Палаццо Литторио, 1934..................................................................268
Бонтемпелли Массимо. Четыре предуведомления. I Апология..........................................................273
Сирони Марио. Архитектура и искусство.............................................................................................277
Библиография...............................................................................................................................................283
Библиографические справочники и обзоры:.....................................................................................283
Архитектура и градостроительство Рима. Библиография до 1944 г.:.................................................283
Периодические издания:.........................................................................................................................291
Каталоги выставок:..................................................................................................................................292
Другие источники:...................................................................................................................................292
Общие работы по истории итальянской архитектуры и градостроительства XX в.:........................294
Общие работы по архитектуре и градостроительству Рима 1870-1950 гг.:.......................................297
Путеводители:..........................................................................................................................................300
Персоналии:..............................................................................................................................................301
К главе 1: Эволюция градостроительного мышления от присоединения Рима к Итальянскому Королевству в 1870 г. до 1920-х гг.........................................................................................................304
К главе 2: Становление рационализма в архитектуре Италии: проблема нового и исторического. 307
К главе 3: Рационализм и градостроительство: компромиссы и новые тенденции..........................312
Введение.
Постановка проблемы
Период 1920-1930-х гг. в градостроительной истории Рима как ни один другой связан с трансформацией исторического центра. Активизация архитектурно-градостроительной деятельности, форсированная политикой фашизма, проявилась наиболее заметно именно в центральном районе города.
Межвоенный период в мировом градостроительстве является временем реконструкции крупных городов, а особенно столичных центров, когда происходила их адаптация к притоку населения, новым реалиям транспорта и коммуникации. Так с 1920-х гг. реконструируются исторические центры Берлина, Парижа, Лондона, Вены, Москвы и других городов. Реконструкция была также связана с социальными инициативами - санацией районов ветхой застройки, созданием общественных пространств, парков, что было актуально, во всех странах, а особенно в тех, где были установлены режимы диктатуры, так или иначе связанной с принципами социализма, позволявшей реализацию социальных проектов в короткие сроки. Италия среди них была одной из первых.
Осуществленные тогда вмешательства в историческую застройку Рима, оставили неизгладивый след в его облике, и остаются одной из первых ассоциаций, вызываемых при разговоре о периоде фашизма в Италии (19221943). Эти мероприятия по реконструкции традиционно и справделиво получают отрицательную оценку. Однако проблема имела свое происхождение и развивалась в полемике, дававшей свои положительные плоды. Важно и то, каким мы видим исторический Рим сегодня, большей частью является результатом именно модификаций 1920-1930-х гг. Поэтому, кажется необходимым и целесообразным сегодня попытаться рассмотреть проблему во всем широком спектре факторов, которые ее определяли и механизмов, которые ее направляли. Вполне возможно, что этот эпизод современной истории Рима, города, чье древнее зодчество определило архитектуру и
градостроительство всей западной цивилизации, может дать весьма полезный материал для осмысления градостроительных проблем наших дней.
Потеряв свое значение центра архитектурной и градостроительной мысли после XVII века, Рим, однако, всегда оставался центром притяжения различных намерений и сил. Это город, обладающий в европейской культуре едва ли не большим семантическим полем, чем Иерусалим. Едва ли не каждая нация в границах европейского континента обнаруживает в своей истории претензии на римское наследство1. Рим существует как бы вне своих фактических границ, вне пространства и времени, как Urbs Eterna. Для архитектора градостроительство и зодчество Рима античного, ренессансного и барочного — своего рода универсальный образец, который можно принимать, можно с ним полемизировать, но игнорировать - никогда. Это основа академической программы, источник прототипов для всех «классицизмов», но в то же время материализованная- история, служащая архитекторам напоминанием о специфике их дела.
Существует Рим - «идея», место рождения практически всех основ европейской цивилизации (законодательства, права, христианства), и Рим реальный - город южного типа на переферии Европы, столетия служивший главным образом нуждам Римской католической церкви и живший за счет связанной с этим инфраструктуры.
Рим достаточно долго не входил в сферу интересов итальянской градостроительной науки, первые опыты которой были посвященные торгово-
1 Историк Сальваторе Сеттис в своем исследовании значения понятия «классика» говорит об «универсальности» истории Древнего Рима: «Действительно, к римской империи обращалась не только Византийская империя, которая была ее законным продолжением до 1453 года (и называла себя «римской», а не «византийской»), но также и империи Карла Великого, Фридриха II, Карла V, Священная Римская Империя вплоть до Наполеона, и, наконец, и сам Наполеон; на востоке - «поствизантийская» империя царей (титул, как и его германский аналог «Кайзер», увековечивает имя Цезарей и память их империи)». Settis S. П futuro del "classico". Torino, 2004. P. 11-12.
6 л
промышленным Милану и Неаполю . Технические вопросы долго будут оставаться посторонними для римских архитектурно-градостроительных мероприятий, которые чаще всего будут направлены на создание монументальных эффектов. Симптоматично название одной из первых книг по градостроительству Рима: «Проект, как возвести Рим на вершину его былого
о
величия» (Луиджи Приманти, 1883) .
Дискуссия о правомочности строительства новой архитектуры в исторической среде в Италии начинается в 1910-е гг. и в первую очередь провоцируется работами по реконструкции Рима. Одним из первых к теме обратился Марчелло Пьячентини в своей книге «О сохранении красоты Рима и о развитии современного города» (1916)4. В 1918 г. архитектор Густаво Джованнони представил проект5, в котором впервые была озвучена идея архитектурно-планировочного подхода к сохранению наследия и. намечены способы ее осуществления. Джованнони, один из первых, выдвинувших проблему исторической среды, в последующие годы стал создателем многочисленных трудов по зодчества, рассматривая профессию в весьма широком ключе, например - «Вопросы архитектуры в истории и жизни» (1925)6.
Затем, в 1926, уже в ключе противостояния существующей исторической практике, к проблеме реконструкции и перепланировки исторических городов обращаются участники объединения «Группа Римских градостроителей»
2 На основе данных каталога Центрального Института Единого каталога итальянских библиотек и библиографической информации www.sbn.it
3 Primanti, Luigi. Progetto per riportare Roma all'apice della sua grandezza. Roma : Tip. popolare, 1883
4 Piacentini, Marcello. Sulla conservazione della bellezza di Roma e sullo sviluppo della citta moderna. Roma : Stab. Tip. Aternum, 1916
5 Proposte di sistemazione edilizia del Quartiere del Rinascimento. Relazione presentata al Consiglo Comunale di Roma. Roma, 1920.
6 Giovannoni, Gustavo. Questioni di architettura nella storia e nella vita: edilizia, estetica architettonica, restauri, ambiente dei monumenti. Roma: Soc. ed. d'arte illustrata, 1925
(Gruppo Urbanisti Romani, GUR), недавние выпускники архитектурного факультета Римского Университета. Один из самых ярких представителей группы GUR - Луиджи Пиччинато, публиковал статьи по вопросам современного градостроительства, а также перепланировки старых итальянских городов, притом участвовал в выставках, организованных протагонистами итальянского архитектурного авангарда - «рационализма». В 1928 г. Пиччинато представил детальный доклад, содержащий исследование градостроительной истории Рима и на его основе — предложения о реконструкции и строительстве нового центра вне исторического ядра. В 1929 г. в составе GUR он представляет проект перепланировки Рима на выставке генеральных планов в рамках XII Конгресса IFHTP (International federation for housing and town planning).
Немаловажно отметить, что новое поколение архитекторов и градостроителей, формировавшихся при Высшей Школе архитектуры (открыта в 1920 г.) — Адальберто Либера, Марио Ридольфи, Луиджи Пиччинато -учились у Марчелло Пьячентини (курс «градостроительство») и Густаво Джованнони (курс «историческое значение памятников и их реставрация»). Таким образом, градостроительная мысль нового поколения развивалась в полемике с авторитетными тенденциями, однако была ими же подготовлена.
В 1929 г. начинает свою деятельность Национальный Институт Урбанистики (Istituto Nazionale di Urbanistica). В рамках деятельности института выходит первый итальянский учебник по градостроительству -
о
«Старые города и новая застройка» Густаво Джованнони , симптоматично ставящий во главу угла проблему новой архитектуры в исторической среде. Книга увидела свет в один год с утверждением нового генерального плана. Автор в ней предлагал использование для реконструкции «кинематический метод», т.е. метод предварительного комплексного градостроительного
7 Gruppo degli urbanisti di Roma. Programma urbanístico di Roma. Roma, 1929
8 Giovannoni G. Vecchie città ed edilizia nuova. Torino, 1931. n edizione: Milano, 1995
исследования места вмешательства: его структуры и функции в историческом развитии, который, однако, последовательного воплощения в Риме в те годы не нашел.
«Исследовательский» подход к реконструкции разрабатывался заальпийским градостроительством в предвоенное десятилетие. Главные деятели в этой области — Анри Прост и Патрик Геддес — предлагали свои решения. Первый, во французском Марокко, располагая новый город в непосредственной близи от старого, который практически оставлял нетронутым. Второй - целиком был обращен к старому городу и разрабатывал, на материале Эдинбурга и английской Индии, механизмы его реконструкции, санации и сохранения особенностей среды. Таким образом, идеи Пьячентини оказываются близкими идеям Проста (выдвинуты практически одновременно), Джованнони — Геддесу.
И Пьячентини, и Джованнони, несмотря на передовой для своего времени подход к градостроительству, оставались весьма консервативны в подходе к языку новой архитектуры для старого города. Новое поколение итальянских градостроителей искали пути согласования моденистских архитектурных тенденций с внимательным отношением к- историческому наследию, которое также стало частью дискурса итальянского авангарда. Результаты этого поиска, ставшего специфической характеристикой итальянского архитектурного рационализма, предлагается рассмотреть в нижеизложенном исследовании. Актуальность темы
Проблема реконструкции и новой застройки в историческом центре остается одной из важнейших в архитектуре и градостроительстве. Необходимость понимания жизни современного крупного города с историческим ядром, разработки методов сохранения наследия, оценки допустимых границ и механизмов вмешательства в историческую среду не исчезает и сегодня, что делает актуальным исследование исторических прецедентов, среди которых Рим — один из наиболее сложных и
показательных примеров. Осмысление опыта его реконструкции 1920-1930-х годов необходимо как для изучения градостроительных проблем данного периода, так и истории градостроительства в целом.
Актуальность темы настоящего исследования определяется также возобновлением строительства (впервые с 1946 г.) внутри исторической части Рима: Музей Алтаря Мира (Ричард Мейер, 2000- 2006) и закрытый международный конкурс на застройку участка улицы Джулия (2010), в котором приняли участие такие видные архитекторы, как Д. Чипперфильд, П. Цумтор, В1епег&В1епег, П. Портогези, Ф. Пурини. Оба объекта вызвали активную полемику, поскольку предложения конкурсантов представили весьма противоречивые решения. В них проявилось различное представление о задачах и механизмах работы с исторической застройкой, отразившее дискуссионный климат в профессиональной среде, в политической, общественной и культурной сферах не только Италии, но других странах современного мира. Поэтому изучение градостроительной истории Рима 1920 — 1930-х годов - самого полемического — именно по причине вмешательства в исторический центр — периода его истории, важно для понимания всего комплекса сложнейших аспектов градостроительной работы с исторической средой. Сегодня, в период активизации строительной