автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Религиозная общность

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Костина, Наталия Борисовна
  • Ученая cтепень: доктора социологических наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Религиозная общность'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора социологических наук Костина, Наталия Борисовна

Введение.

Глава 1. Методология исследования религиозных общностей

1.1. Понятие общности. Классификация общностей.

1.2. Религия и религиозная общность как предмет социологического исследования.

1.3. Категории общности, организации, института и их значение для исследования религии.

Глава 2. Религиозная общность как доктринально-целевое объединение

2.1. Доктринальные основания религиозной общности.

2.2. Специфика целей и деятельности религиозной общности.

Глава 3. Институциональные составляющие религиозной общности

3.1. Религиозные институты.

3.2. Институционализация религиозных чувств как средство существования религиозной общности.

Глава 4. Религиозное образование как способ воспроизводства конфессиональных общностей.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по социологии, Костина, Наталия Борисовна

Актуальность темы исследования. Важной чертой индустриального и формирующегося постиндустриального общества выступает изменение роли и значимости религии, проявляющееся в ряде тенденций. Одна из них, констатируемая практически всеми исследователями начиная с XIX в. - секуляризация. Другой тенденцией выступает интернационализация религиозных конфессий. Функционирование их подавляющего большинства не ограничивается теми регионами, где они традиционно доминировали, в результате ранее монорелигиозные регионы становятся поликонфессиональными.

Составляющими этих тенденций является ограничение сферы действия религиозного сознания в основном религиозной практикой. Ослабление регулятивного воздействия религии на различные стороны социальной жизни сопряжено с растущим влиянием в индустриальных и постиндустриальных обществах светских форм сознания - главенствующими становятся право, наука, образование, все более приобретающие интернациональный характер. Происходит отделение религиозной жизни от других форм жизнедеятельности, становление особого вида социальных общностей - религиозных, членство в которых уже не ограничивается этнической, государственной или территориальной принадлежностью.

В то же время обращает на себя внимание контртенденция «возвращения» религии в светскую жизнь людей, что проявляется в политической активизации ряда конфессиональных общностей. Особая острота этой проблемы вызвана возросшей агрессивностью отдельных религиозных общностей, деятельность которых основана на идеях исламского фундаментализма, что нашло свое отражение в реакционной позиции движения «Талибан» в Афганистане, сторонников вахаббитов на Северном Кавказе, террористической атаке на США 11.09.01 и последовавших за этим событиях.

Следует также отметить тенденцию увеличения числа общностей нетрадиционной конфессиональной направленности, проявления интереса представителями различных социальных слоев к эзотерике, йоге, медитации. На личностном уровне это проявляется в феномене религиозного синкретизма, сочетания в сознании верующих христианских, мусульманских, буддийских, индуистских и других воззрений.

В России в последнее десятилетие XX в. наблюдаются те же тенденции, однако их отличает специфика проявления и развития. Несмотря на длительное господство православия как государственной религии, Россия никогда не отличалась религиозной гомогенностью, что свойственно для большинства стран Западной Европы. Для религиозной жизни России всегда была характерна поликонфессиональность, обусловленная историческими и геополитическими факторами. Особенно ярко выраженной она стала в современных условиях. На фоне ослабления регулятивного влияния религии на различные стороны социальной жизни растет уровень религиозности граждан, увеличивается количество общин разной конфессиональной направленности. Это обусловлено тем, что только в конце XX в. у граждан России появилась реальная возможность реализовать свободу мировоззренческого выбора. Наряду с формированием новых общин и приходов в традиционных для России конфессиях значительно увеличивается численность объединений различных направлений протестантизма и новых религиозных движений, а на фоне стабилизации количества верующих в последние годы имеет место некоторое возрастание доли «во-церковленных». Необходимо отметить, что в современной России, благодаря сосредоточению религиозной жизни преимущественно в конфессиональных общностях, последние превратились в важный элемент социальной структуры общества.

В связи с названными выше процессами актуальными являются вопросы диалога религий, форм сочетания в жизни людей культовой и светской практик, взаимоотношения религиозных и светских общностей. В России в результате многовекового преобладания православия и почти семидесятилетнего господства навязанной атеистической идеологии не сформировались традиции терпимого и уважительного отношения к инакомыслию, механизмы сотрудничества верующих и неверующих, представителей разных религиозных конфессий. Сегодня государство и религиозные объединения сталкиваются с серьезнейшими проблемами: 1 Допустимого воздействия конфессиональных общностей на социальные процессы, 2)преодоления противостояния этих общностей. Если лидеры различных конфессий проявляют готовность к сотрудничеству с государством, то в межконфессиональных отношениях сохраняются больше центробежные, нежели центростремительные тенденции. Сторонники каждой из существующих религиозных систем считают свою веру истинной, но они живут в поликонфессиональном пространстве и должны «строить» отношения вне религиозной общности на основе соблюдения закона и уважения инакомыслия. Для практического решения отмеченных выше проблем необходимо обоснование условий интеграции и сотрудничества людей с различными ценностями, опытом, мировоззренческой и конфессиональной самоидентификацией. Названные вопросы находятся в сфере научного поиска социологии религии, которая «в современной России столкнулась с вызовами многих новых и малоизученных феноменов, наша задача - достойно ответить на эти вызовы » [32, с. 104].

Особенно важным для социологического анализа религии выступает исследование конфессиональных общностей, в рамках которых сосредоточена и осуществляется религиозная жизнь современности. Благодаря их существованию и функционированию воспроизводятся религиозные доктрины, формы культовой практики, религиозные нормы, оказывающие значительное влияние и на светские формы деятельности. В связи с этим при исследовании религии изучение данных общностей становится особенно актуальным, однако его реализация не может быть плодотворной на основе имеющихся социологических представлений о природе социальных общностей. В некоторых трактовках религиозные общности рассматриваются как особые и самостоятельные субъекты религиозной жизни, что означает недооценку значимости чувств и взглядов верующих как в собственно религиозных действиях, так и в светской практике, на которую религиозные воззрения и поведение оказывают немалое влияние.

В существующих интерпретациях религиозных общностей имеет место их отождествление с организациями и институтами. Это заставляет нас обратить внимание на более фундаментальные социологические понятия: «социальная общность», «социальная организация», «социальный институт». В социологии они часто отождествляются на том основании, что и под тем, и под другим, и под третьим понимается группа людей, объединенных общими признаками. Неопределенность фундаментальных категорий не позволяет выявить их соотношение, следовательно, разобраться с содержанием понятий «религиозная общность», «религиозная организация», «религиозный институт», что затрудняет изучение их реального бытия. Особенно важным, в силу специфики институционализации религиозной жизни, выступает исследование конфессиональных институтов.

Актуальной остается и проблема глубинного проникновения в сущность религии, поскольку от ее решения зависит понимание многих аспектов существования религиозных общностей (доктрин, ценностей, культовой практики, отношений в рамках общностей). Особенно значима проблема специфики религиозного сознания. Наиболее распространенное определение последнего как веры в сверхъестественное является крайне широким и приводит к «размыванию» его специфики. В результате «стирается» грань между религиозными и нерелигиозными взглядами, действиями, общностями. Решение данной проблемы актуально еще и потому, что обусловливает понимание перспектив религии, следовательно, религиозных общностей как способа ее социального бытия.

Важной составляющей жизни религиозной общности выступает религиозное образование. Для России характерен значительный рост его масштабов, а также проникновение представителей как традиционных конфессий, так и новых религиозных движений в светские учебные заведения. Вследствие этого актуальным становится выявление как значимости этого вида образования для самих религиозных общностей, так и его воздействия на различные стороны действительности и формирование личности.

Перечисленные проблемы свидетельствуют о необходимости обращения самого пристального внимания на социологическое изучение ин-ституционально-доктринальных составляющих религиозных общностей. Невнимание к ним затрудняет: понимание специфики религиозной жизни современного общества, сосредоточенной преимущественно в религиозных общностях; познание особенностей их институционализаци; выявление их реальной роли в современной жизни; реализацию концепции государственно-церковных отношений; реальное обеспечение прав граждан на свободу совести и вероисповедания; взаимодействия общностей разной конфессиональной направленности; нахождение оптимальных способов взаимодействия систем светского и религиозного образования, границ «вторжения» конфессиональных общностей в воспитание нового поколения. Необходимость решения сформулированных выше проблем определила выбор темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Сущность, становление и функционирование религиозных общностей не являлись предметом специального теоретического изучения ни для зарубежных, ни для отечественных исследователей. Это обусловлено, во-первых, особенностями становления религиозных общностей в качестве самостоятельной социальной реальности, во-вторых, определенной «инерцией» их социологической рефлексии. Последняя проявляется в исследовании религии на основе существующих функционального и институционального подходов к ней, в рамках которых анализ конфессиональных общностей имеет как бы «вспомогательный» характер. Вместе с тем результаты, полученные в этих исследованиях, приобретают большое значение для социологического осмысления религии с позиций утверждаемого щми общностного подхода.

Прежде всего сказанное относится к социологическому изучению религии с функциональных позиций, содержащему в «снятом виде» и характеристику религиозных групп. Оно представлено в трудах классиков социологии М.Вебера, Э.Дюркгейма, Г.Зиммеля, О.Конта, Г.Спенсера, П.Сорокина, представителей социологии религии XX в. Р.Беллы, П.Бергера, Ч.Глока, Дж.М.Йингера. Структурно-функциональный анализ религии содержится также в работах Ж.Дюмезиля, Б.Малиновского,

A.Радклифф-Брауна, Э.Эванс-Причарда и др.

В отечественной литературе философско-социологический анализ религии имеет место в трудах Д.Ж.Валеева, Т.И.Варзановой,

B.И.Гараджи, Дж.М.Гилязитдинова, Н.С.Гордиенко, Е.К.Дулумана, Ю.Н.Дорожкина, Р.И.Ирназарова, М.Калашникова, А.И.Клибанова,

B.Д.Кобецкого, М.С.Комарова, Ю.А.Левады, Р.А.Лопаткина,

C.В.Медведко, Л.Н.Митрохина, М.П.Мчедлова, В.Н.Нечипуренко, А.А.Нуруллаева, В.Г.Пивоварова, М.Г.Писманика, С.М.Поздяевой,

И.Н.Полонской, Е.Д.Руткевич, С.И.Самыгина, Е.С.Сафроновой, Э.Г.Филимонова, Д.Е.Фурмана, Д.М.Угриновича, И.НЛблокова и др.

Исследование государственно-церковных отношений нашло отражение в работах В.В.Воробьева, Ю.П.Зуева, А.В.Логинова, А.А.Красикова,

B.А.Куроедова, А.И.Куницына, Г.А.Михайлова, С.А.Мозгового, Р.Н.Овсянникова, В.М.Сторчака, Н.А.Трофимчука, А.Б.Юнусовой и др.

Среди исторических исследований религии, описывающих конкретные факты возникновения и трансформации религиозных взглядов и соответствующих групп, представляющих ценный исходный и иллюстративный материал для социологического изучения конфессиональных общностей, необходимо отметить работы М.Броке, Ж.Бросса, П.Герлитца, Г.Гече, Н.С.Гордиенко, Р.Дози, А.Донини, В.Ирвинга, А.В.Карташева, Г.М.Керимова, Л.И.Климовича, И.С.Крывелева, З.Косидовского, К.Леви-Строса, М.Малерба, Э.Массе, Р.Нибура, Н.М.Никольского, М.Э.Поснова, Т.Саидбаева, Э.Тайлора, С.А.Токарева, Дж.Фрэзэра, И.Шерра, И.Ш.Шифмана, М.Элиаде и др.

Для анализа доктринальных аспектов сознания религиозных общностей важное теоретическое значение имеет философский подход к религии, предполагающий изучение и описание специфики религиозной веры, сущности и содержания религиозных взглядов, соотношения веры и знания, смысла и цели человеческой жизни. Он нашел отражение в трудах философов: А.Адлера, П.Антеса, Н.А.Бердяева, М.Бубера, С.Н.Булгакова Ф.Вольтера, Б.С. Галимова, Г.В.Ф.Гегеля, Ж.-К.Гельвеция, П.Гольбаха, Д.Дидро, О.И.Кирикова, Х.Крамера, Б.Козеры, А.Ф.Кудряшова, М.С.Кунафина, С.Кьеркегора, Д.Лукача, А.В.Лукьянова, К.Маркса,

C.А.Мухамедьянова, Д.А.Нуриева, Д.В.Пивоварова, В.П.Сидорова, Б.Спинозы, В.С.Соловьева, А.Токарчика, Е.А.Торчинова, Н.А.Трубникова, М.Хайдеггера, Ф.С.Файзуллина, В.Н.Финогентова,

С.Л.Франка, В.Франкла, З.Фрейда, В.С.Хазиева, Д.Юма и др. Названным проблемам уделяли значительное внимание теологи: А.Аврелий, Ф.Аквинский, Ф.Арьес, К.Барт, Дж.Биффи, св.Григ.Богослов, о.С.Булгаков, Р.Бультман, св.Вас. Великий, А.Гарнак, Д.фон Гильдеб-ранд, Г.К.Гьятцо, преп.И.Дамаскин, М.Лютер, А.Луази, А.Мень, св.Григ. Нисский, П.Тиллих, Э.Трельч, Т.де Шарден, Шри Ауробиндо Гхош, Д.Штраус и др.

Большое значение для разработки методологии социологического исследования религиозной общности имеют работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные определению понятий социальной общности, группы, организации, института. Социальные общности, их различные виды, соотношение с социальными группами рассматриваются в работах Г.А.Аванесовой, Г.И.Антипиной, Г.М.Андреевой,

Ю.В.Бромлея, А.Н.Ипатова, А.И.Кравченко, Н.В.Сергеева, Н.Смелзера, Ф.Тенниса, С.С.Фролова, Я.Щепаньского, Т.Шибутани, О.И.Шкаратана, В.А.Ядова и др.

Проблемам выявления сущности организации посвящены работы К.Адамецки, Р.Л.Аккоффа, В.П.Боголепова, Д.М.Гвишиани, Э.Гоулднера, В.Л.Доблаева, Я.Зеленевского, В.А.Костина, Б.З.Мильнера,

A.И.Пригожина, В.И.Франчука, С.Е.Хачатурова, Х.Р.Холла,

B.В.Щербины, У.Р.Эшби и др.

При анализе институционального аспекта функционирования конфессиональных общностей мы опирались на идеи о сущности и функциях социальных и религиозных институтов, нашедшие отражение в работах М.И.Бобневой, П.Бергера, И.А.Василенко, Т.Веблена, У.Гамильтона, Э.Гидденса, М.Б.Глотова, Дж.Гэлбрейта, М.Дюверже, Э.Дюркгейма,

C.Г.Кирдиной, Дж.Коммонса, Г.Ландберга, И.И.Леймана, Т.Лукмана, М.Н.Марченко, А.Нестеренко, О.Норта, А.Олейника, Т.Парсонса,

М.Прело, Г.Спенсера, А.А.Титмонаса, Дж.Ходжсона, Дж.Хоманса и др.

При рассмотрении институционализации религиозных чувств как одной из важнейших составляющих конфессиональных общностей мы использовали исследования религии в рамках психологического подхода, представленного в трудах Э.Бруннера, В.Джемса, Л.Джуссани, С.Московичи, Г.Ньютона Мэлони, Р.Отто, Э.Фромма, Ф.Шлейермахера, М.Хальбвакса, К.Г.Юнга, а также работы представителей психологического направления в социологии Г.Лебона, Г.Тарда и др.

Для выявления специфики религиозного образования большое значение имеют социологические исследования образования, представленные в работах зарубежных (Р.Будона, П.Бурдье, Дж.Бэллэнтайн, Дж.Коулмена, Р.и А.Парелиус, К.Перселла, К.Причард, Б.Саймона, Д.Фитермана и др.) и отечественных (Н.А.Аитова, В.Л.Бенина, Ю.Р.Вишневского, Г.Е.Зборовского, Л.Н.Когана, В.Т.Лисовского, В.Я.Нечаева, А.М.Осипова, Л.Я.Рубиной, М.Н.Руткевича, В.С.Собкина, М.Х.Титмы, З.И.Файнбурга, Ф.Р.Филиппова, В.Шубкина и др.) исследователей.

Для понимания специфики конфессионального образования важны идеи, изложенные в трудах и выступлениях религиозных иерархов и педагогов: Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, о.Артемия Владимирова, игумена Иоанна (Экономцева), игумена Иннокентия (Павлова), иеромонаха Иллариона (Алфеева), о.Игоря Ковалевского, диакона А.Кураева, А.И.Осипова, О.В.Смирновой, свящ. Е.Ф.Сосунцова, Л.В.Суровой и др., в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Взаимоотношения светского и религиозного образования рассматриваются в работах В.И.Гараджи, Р.И.Даценко, М.Н.Костиковой, Т.А.Кудриной, Н.Д.Никандрова, В.М.Филиппова и др.

Объектом исследования выступают религиозная общность как социальный феномен и особенности ее развития в современной России.

Предметом исследования являются институционально-доктринальные характеристики религиозной общности.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы - социологическое исследование институционально-доктринальных основ религиозной общности. Достижение цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:

- выявления роли общностного подхода в социологическом изучении религии;

- определения соотношения понятий «религиозная общность», «религиозная организация», «религиозный институт»;

- анализа институциональных основ религиозной общности;

- характеристики условий возникновения, функций, форм социального взаимодействия и тенденций развития социальных общностей;

- обоснования роли религиозной доктрины в существовании религиозных общностей;

- анализа специфики целей религиозной общности и обусловленных ими видов культовой практики;

- характеристики влияния религиозных ценностей на содержание светской практики верующих;

- выявления взаимосвязи конфессиональных норм и чувств;

- рассмотрения религиозного образования как важнейшего способа воспроизводства конфессиональных общностей.

Методологическими основаниями исследования религиозной общности как социального способа существования религии послужили антропологический, системно-деятельностный принципы. Принцип антропологической субъектности в наибольшей степени обеспечивал возможность рассмотрения верующих как подлинных субъектов религиозной жизни, действующих в составе конфессиональных общностей. Системно-деятельностный принцип позволил исследовать религиозную жизнь в рамках соответствующих общностей как определенную систему деятельности, осуществляемую верующими. В силу многообразия подходов и оценок религии особую значимость приобретает принцип объективности, подразумевающий решение исследовательских задач независимо от ценностных ориентаций, личных оценок религии ученым.

При обосновании общностного подхода, используемого в исследовании конфессиональных групп, мы опирались на разработанные в рамках социологии институциональный, структурно-функциональный подходы, что позволяет определить сущность религиозных институтов, их особенности, проанализировать функции конфессиональных общностей.

Выявление доктринальной специфики конфессиональных общностей осуществлялось на основе философского подхода к исследованию религии, что дало возможность охарактеризовать влияние религиозного знания на деятельность этих общностей. Для определения тенденций изменения религиозных общностей, их целей и деятельности было важным применение исторического метода. Для обоснования специфики религиозной деятельности, ее целей, взаимодействия культовой и светской практики использовался анализ религии, предпринятый феноменологической социологией.

В ходе исследования деятельности и функций конфессиональных общностей и религиозного образования применялись методы анкетирования, экспертного опроса, формализованного и неформализованного интервью, анализа официальных документов. В 2001 г. нами был проведен опрос верующих ряда православных общин г.Екатеринбурга. В экспертном опросе и интервью участвовали руководители, педагоги и слушатели

Екатеринбургского епархиального духовного училища (ныне Екатеринбургской духовной семинарии).

Научная новизна исследования заключается в обосновании общ-ностного подхода при социологическом изучении религии, позволяющего рассматривать возникновение и существование религиозной общности как продукта деятельности людей в единстве ее институциональных и док-тринальных составляющих. Основные результаты исследования, определяющие его научную значимость и выносимые на защиту, заключаются в следующем:

1 .Доказывается, что исследование религиозных общностей является доминантой социологического изучения религии, так как именно в их рамках осуществляется функционирование и воспроизводство религии в единстве всех ее составляющих. Обосновывается, что исследование религии с позиций общностного подхода позволяет рассматривать объединенных в общности верующих как субъектов религиозной жизни.

2. Показывается, что для проработки проблем, связанных с функционированием и динамикой религиозных общностей, необходимо обращение к социологическим понятиям «социальная общность», «социальная организация», «социальный институт», которые являются методологическими инструментами для построения теории религиозной общности. В работе доказывается неоправданность отождествления данных понятий, имеющая место в литературе, и обосновывается трактовка социальной общности как группы индивидов, являющихся субъектами социального действия, имеющих общие цели и ценности, совместная деятельность которых обеспечивается системой норм и образцов. Доказывается, что признаками социальной общности являются: наличие общих целей, идей и доктрин; способность людей, объединенных в общность, реализовывать цели, которых отдельный индивид достичь не может; коммуникация индивидов; определенное нормативное поле; организованность; возникновение интегратив-ных коллективных чувств.

3. Предлагается трактовка соотношения социальной общности с социальной организацией и социальным институтом, которая позволяет избежать отождествления их между собой. Под социальной организацией понимается упорядоченность деятельности, осуществляемой субъектами. В качестве средства обеспечения этой упорядоченности рассматриваются социальные институты, которые определяются как совокупность норм, официально признанных и разделяемых действующими субъектами. Благодаря институтам действия людей в социальных общностях ожидаемы, предсказуемы, обеспечивают реализацию их целей.

4. На основе определения сущности социальной общности, организации и института и их соотношения доказывается, что не всякая группа верующих, обладающих какими-то общими признаками, может быть названа общностью. Религиозная общность - это группа верующих, осуществляющих на основе единой доктрины коллективную религиозную деятельность, направленную на достижение общих целей в специфических институциональных формах. Под религиозной организацией понимается упорядоченность религиозной деятельности и отношений, осуществляющихся субъектами, входящими в религиозную общность. Способом организации действий, мыслей, чувств верующих являются религиозные институты, под которыми понимается совокупность норм, разделяемых членами конфессиональных общностей, обеспечивающих упорядоченность их деятельности.

5. Выявляется, что религиозная общность является не только институциональным, но и доктринальным образованием. Важным фактором, интегрирующим субъектов в религиозную общность, выступает доктрина, в которой находит обоснование религиозная вера, описываются ее объект, трансцендентные цели и способы их достижения. Определяется, что приверженность той или иной религиозной доктрине обусловливает включение индивида в религиозную общность, его взгляд на современные социальные процессы. Обосновывается, что доктринальное единство общности, которое воспроизводится, охраняется и контролируется посредством религиозных институтов, является условием ее возникновения и существования.

6. Доказывается, что для понимания специфики религиозной общности имеет большое значение проникновение в сущность религиозного сознания, являющегося ее "ядром". Его отличительным признаком оказывается вера не просто в сверхъестественное, а в его особый вид (личное благое бессмертие человека) и в тех специфических существ, которые помогают человеку его достичь. Подчеркивается, что желание бессмертия и вера в его достижение - реальная потребность части человечества, религия же является средством ее удовлетворения, которое осуществляется только в религиозных общностях.

7.Показывается, что индивиды, составляющие религиозную общность, осуществляют коллективную деятельность для достижения общих целей, определяемых религиозной доктриной и выступающих детерминантами поведения и отношения человека к земному миру, другим людям, самому себе и перспективам своего существования. В связи с этим религиозная общность характеризуется в работе как не только институ-ционально-доктринальное, но и целевое объединение, отличительная особенность которого - наличие трансцендентной цели, образа будущей потусторонней жизни индивида.

8. В деятельности религиозной общности, направленной на реализацию как трансцендентной, так и земных целей, выделяются два аспекта: выявление видов собственно культовой практики и их соотношения, определение «спасительного» значения нерелигиозных поступков верующих. Анализируются различные варианты соотношения культовой и светской практик в плане их «спасительного» значения. Подчеркивается, что названные соотношения определяют «набор» функций, присущих религиозным общностям разной конфессиональной направленности.

9. Показывается, что все стороны жизни религиозной общности характеризуются высокой степенью организованности, рациональным средством обеспечения которой и выступают религиозные институты. Доказывается, что специфическим механизмом принуждения к выполнению религиозных норм является самопринуждение.

10. Обосновывается, что для воспроизводства и функционирования религиозной общности особенно важны конфессиональные институции -предписанные, регламентированные чувства, посредством которых обеспечивается внутренняя религиозная дисциплина, устойчивость общности. Доказывается, что процесс внушения человеку одних в тех же чувств в одинаковых условиях, обеспечение их воспроизводства представляет собой их институционализацию и осуществляется в рамках общностей. Выделяются предрелигиозные (порождающие религию) и собственно религиозные чувства (направленные на трансцендентную реальность). Показывается, что религиозная общность способствует трансформации пред-религиозных чувств в религиозные, удовлетворению потребности в воспроизводстве чувств, представляющих ценность и для личности, и для общности.

11. Доказывается, что в современных условиях одним из важнейших видов деятельности, осуществляемых религиозными общностями, выступает религиозно-образовательная. Обосновывается, что религиозное образование выступает важнейшим, наряду с культовой деятельностью и семейным воспитанием, способом воспроизводства конфессиональных общностей.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Понятийный аппарат теоретического исследования религиозной общности может быть использован в области социологического познания для характеристики различных типов социальных общностей, организаций и институтов. Изучение религиозных общностей способствует более глубокому пониманию социальной структуры современного общества, взаимодействия различных социальных групп и общностей. Концепция доктринально-институциональной природы конфессиональных общностей, обоснование специфики их целей, осуществляемых видов деятельности, особенностей институционализации может служить основой для изучения функционирования, тенденций изменения, значения конкретных общностей. Выявление основного отличительного признака религиозного сознания способствует относительно четкому отграничению религии от всего того, что таковой не является, следовательно, религиозных общностей от иных. Реализация предложенных направлений в исследовании религиозного образования и воспитания позволит предпринять определенные шаги к построению социологической концепции данного вида образования.

В практической сфере значение работы заключается: 1) в содействии решению ряда проблем, с которыми столкнулось российское общество: определения границ допустимого воздействия конфессиональных общностей на политические процессы, социальную политику, воспитание и образование; преодоление религиозной нетерпимости; выявление оснований для взаимодействия общностей разной вероисповедной принадлежности, интеграции и сотрудничества религиозных и нерелигиозных граждан; 2) в подготовке и проведении эмпирических исследований, характеризующих религиозную ситуацию в регионе, отношения субъектов религиозной деятельности к современному миру, представителям иных исповеданий, нерелигиозным гражданам; 3) в выработке на основе проводимых теоретических и эмпирических исследований рекомендаций по «выстраиванию» государственно-церковных и межконфессиональных отношений. Материалы диссертации могут найти применение в практике преподавания курсов по социологии религии, религиоведению, философии религии.

Апробация работы. Основные идеи и результаты исследования отражены в 39 публикациях: монографиях, учебных пособиях, статьях, тезисах, общим объемом более 40 печатных листов, в выступлениях на 20 международных, всероссийских, региональных конференциях.

Основные положения и выводы исследования нашли практическое применение при чтении лекций по учебным курсам «Социология религии», «Религиоведение», «Социология», «Социальные аспекты исследования религиозного мировоззрения», «Философия».

Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии. Объем текста 349 страниц, список литературы содержит 363 наименования.

 

Список научной литературыКостина, Наталия Борисовна, диссертация по теме "Социальная структура, социальные институты и процессы"

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер С.Б. Социологический словарь. М.: Экономика, 2000.

2. Андреев Ю.П., Коржевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, структура. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996.

4. Антипина Г.И. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982.

5. Белла Р. Социология религии // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972.

6. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.

7. Бобнева М.И. Производственная организация как социальный институт современного общества и его изменение. М., 1970.

8. Боголепов В.П. О состоянии и задачах развития общей теории организации //Организация и управление. Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1968.

9. Вебер М. Социология религии: (Типы религиозных сообществ) //Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.

10. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира //Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.

11. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий //Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.

12. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.

13. Гараджа В.И. О преподавании религии //Вопр. философии. 1999. №3.

14. Гараджа В.И. Социология религии. М.: Аспект-Пресс, 1996.

15. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

16. Глотов М.Б. Художественная культура как система социальных институтов: Дис. . канд. филос. наук /Ленингр. гос. ун-т. Л., 1973

17. Зуб Л.А., Ембулаева Л.С. К вопросу о соотношении национального и религиозного (по материалам социологического опроса на Кубани) //Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информ.-аналит.бюл. 1999. №3.

18. Ионкин A.A. О некоторых факторах динамики религиозной ситуации в Оренбургской области //Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информ.-аналит. бюл. 2000. № 3

19. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М.: ТЕИС, 2000.

20. Костина Н.Б. Социальный институт как общественное явление. Дис. . канд. филос. наук. /Урал. гос. ун-т. Свердловск, 1982.

21. Кравченко А.И. Социология. М.: Изд. центр «Академия», 1997.

22. Кураев А. Вызов экуменизма. М., 1997.

23. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.

24. Лейман И.И. Наука как социальный институт. М.: Наука, 1971.

25. Материалы YII ежегодной богословской конференции, Москва, 30 янв. 1 февр. 1997 г. (http // www. rusk.Ru web-сервер Русская линия. Православное информационное агенство).

26. Медведко C.B. Проблемы методологии современной социологии религии в России //Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информ.-аналит. бюл. 2001. № 2.

27. Мизов В.Я. О реализации Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в Астраханской области (1997-1998 гг.) //Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информ.-аналит. бюл. 1999. №3.

28. Митрохин JI.H. Школа и религия //Вопр. философии. 1999. № 3.

29. Михайлов Г.А. Об особенностях религиозной ситуации в Российской Федерации в период после принятия федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» //Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информ.-аналит. бюл. 1999. №2.

30. Михайлов Г.А., Трофимчук H.A. Религиозная ситуация и подготовка кадров в области государственно-церковных отношений //Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информ.-аналит. бюл. 1998. №1-2.

31. Нестеренко А. Современное состояние институционально-эволюционной теории //Вопр. экономики. 1997. № 3.

32. Новые религиозные культы, движения и организации в России: Слов.-справ. М.: Изд-во РАГС, 1998.

33. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа //Вопр. экономики. 1997. № 3.40.0жегов С.И. Словарь русского языка. М.: Сов. энцикл., 1972.

34. Осипов Г.В. Современная буржуазная социология: Крит, очерк. М.: Наука, 1964.

35. Основы религиоведения /Под ред. И.Н.Яблокова. М.: Высш. шк. 1994.

36. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академ, проспект, 2000.

37. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения //Американская социологическая мысль. М.: Изд-во Междунар. ун-та бизнеса и управления, 1996.

38. Пивоваров В.Г. На этапах социологического исследования: Теория и практика социологических исследований проблем атеизма и религии. Грозный: Чечено-Ингуш. кн. изд-во, 1974.

39. Писманик М.Г. Религиозная ситуация в Прикамье и ее перспективы //Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информ.-аналит. бюл. 2000. № 3.

40. Православная церковь: Современные ереси и секты в России. СПб.: Православ. Русь, 1995.

41. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М.: Интер-пракс, 1995.

42. Пригожин А.И. Социология организаций. М.: Наука, 1980.

43. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант: К решению парадокса времени. М.: Изд. группа «Прогресс», 1994.51 .Религиозные объединения в современной России. М.: Изд-во ЦКСИиМ, 1996.

44. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект Пресс, 1996.

45. Российская социологическая энциклопедия. М.: Изд. группа «НОРМА-ИНФРА», 1998.

46. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-н/Д: Феникс, 1996.

47. Словарь русского языка: В 4-х т. T.l. М.: Рус. яз., 1985.

48. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994.

49. Социология. Основы общей теории /Отв.ред. Г.В.Осипов. М.1996.

50. Социология группы: Хрестоматия /Автор-сост. О.Л.Лейбович. Пермь: ЗУУНЦ, 1994.

51. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.

52. Теннис Ф. Общность и общество //Социол. журн. 1998. № 3-4.

53. Титмонас A.A. К вопросу об институционализации научной деятельности //Некоторые проблемы исторического материализма. М., 1973.

54. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985.

55. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1983.

56. Фролов С.С. Основы социологии. М.: Юристъ, 1997.

57. Хачатуров С.Е. Организация производственных систем: Теоретическое основание организационной науки. Тула: Шар, 1996.

58. Холл Х.Р. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2001.

59. Шаститко А. Условия и результаты формирования институтов //Вопр. экономики. 1997. №3.

60. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969.

61. Щербина В.В. Социальные теории организации: Слов. М.: ИН-ФРА-М, 2000.

62. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-н/Д: Феникс, 1998.

63. Шкаратан О.И., Сергеев Н.В. Реальные группы: концептуализация и эмпирический расчет //Обществ, науки и современность. 2000. № 5.

64. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара.: Изд-во Самар. гос. ун-та, 1995.Глава 2. РЕЛИГИОЗНАЯ ОБЩНОСТЬ КАК ДОКТРИНАЛЬНО-ЦЕЛЕВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

65. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Изд. группа «Прогресс» «Универс», 1993.

66. Асеев О.В. Славянское неоязычество в современной России //Государство, религия, церковь в России и за рубежом.: Информ.-аналит. бюл. 1999. № 1.

67. Варзанова Т.И. Молодежь и религия //Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информ.-аналит. бюл. 1998. № 1-2.

68. Вебер М. Социология религии: (Типы религиозных сообществ) //Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.

69. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира //Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.

70. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий //Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.

71. Вольтер. Философские сочинения. М.: Наука, 1989.

72. Гараджа В.И. Социология религии. М.: Аспект Пресс, 1996.

73. Лютер М. Избранные произведения. СПб.: Андреев и согласие, 1994.

74. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42.

75. Московичи С. Век толп /Центр психологии и психотерапии. М.,1998.

76. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви //Православ. газ. 2000. №18(134).

77. Писманик М.Г. Религиозная ситуация в Прикамье и ее перспективы //Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информ.-аналит. бюл. 2000. № 3.

78. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект Пресс, 1996.

79. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов н/Д: Феникс, 1996.

80. Сторчак В.М. Современное русское неоязычество: истоки, мировоззрение, общественно-политические организации //Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информ.-аналит. бюл. 2000. № 3.

81. Тард Г. Социальная логика. СПб.: Соц.-психол. центр, 1996.

82. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юрист, 1995.

83. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985.

84. Фейербах Л. Сущность христианства. М., 1965.

85. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл.,1983.

86. Шри Ауробиндо Гхош. Синтез Йоги. СПб., 1992.

87. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993.

88. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета /Моск. Патриархия. М., 1979.

89. Бросс Ж.З. Духовные учителя. Компакт.-энцикл. СПб.: Академ, проспект, 1998.

90. Варьяс М. Религиозная мораль и политико-правовая действительность //Обществ, науки и современность. 1993. № 5.

91. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.

92. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

93. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб.: Андреев и сыновья, 1992.

94. Зиммель Г. Избранное: В 2 т. Т.1. Философия культуры. М.: Юрист, 1996.

95. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. М.: Леном, 1999.Ю.Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология:парадигмы и темы. М.: Анкил, 1998.

96. Лебон Г. Психология масс. Минск: Харвест; М.: ACT, 2000.

97. Малерб М. Религии человечества. М.; СПб.: Рудомино; Университет. кн., 1997.

98. Мень А. История религии: В 2 кн. Кн.1. В поисках Пути, Истины и Жизни. М.: Изд. Дом «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1998.

99. Митрохин Л.Н. Школа и религия //Вопр. философии. 1999. № 3.

100. Михайлов Г.А., Трофимчук H.A. Религиозная ситуация и подготовка кадров в области государственно-церковных отношений //Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информ.-аналит. бюл. 1998. № 1-2.

101. Московичи С. Век толп /Центр психологии и психотерапии. М., 1998.

102. Московичи С. Машина, творящая богов /Центр психологии и психотерапии. М., 1998.

103. Мэлони Ньютон Г. Религиозный опыт: феноменологический анализ уникального поведенческого события //Человек. 1992. №4.19.0лейник А. Институциональная экономика //Вопр. экономики. 1999. №2.

104. Основы религиоведения /Под ред. Н.И.Яблокова. М.: Высш. шк., 1994.

105. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви //Православ. газ. 2000. № 18 (134).

106. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академ, проспект, 2000.

107. Психологический словарь. М.: Педагогика-Пресс, 1996.

108. Российская социологическая энциклопедия. М.: Изд. группа «НОРМА-ИНФРА», 1998.

109. Русские монастыри. М.: Очаров. странник, 1995.

110. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994.

111. Тард Г. Социальная логика. М.: Соц.-психол. центр, 1996.

112. Теория государства и права /Под ред. М.Н.Марченко. М.: Зерцало: ТЕИС, 1996.

113. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юрист, 1995.

114. Фролов С.С. Основы социологии. М.: Юристъ, 1997.

115. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д: Феникс, 1998.

116. Исследование этого вида образования как одного из видов образования вообще, что предполагает выявление в нем как общих с другими видами образования, так и специфических черт и функций.

117. Анализ специфики современного религиозного образования, тенденций его развития, значимости не только для религиозной, но и светской жизни, характеристику нормативно-правовых основ деятельности учреждений религиозного образования.

118. Воспроизводство конфессиональных общностей как рядовых верующих (мирян), так и священнослужителей, а вследствие этого и религии в целом.

119. Включение личности посредством религиозного образования и воспитания в состав той или иной конфессиональной общности.

120. Дошкольное образование (православные детские сады).

121. Среднее общее образование (православные школы, гимназии, лицеи).

122. Дополнительное образование (воскресные школы при храмах, катехизаторские курсы, лектории).В профессиональном религиозном образовании выделяются:

123. Религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала.

124. Учреждения профессионального религиозного образования подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности.