автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Религиозная поэзия Джона Донна

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Хохлова, Юлия Леонидовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему 'Религиозная поэзия Джона Донна'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Хохлова, Юлия Леонидовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЖОНА ДОННА В СОВРЕМЕННОЙ КРИТИКЕ.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ ДЖОНА ДОННА.

ГЛАВА 3. РЕЛИГИОЗНАЯ ЛИРИКА ДЖОНА ДОННА. «ПЕРВАЯ И ВТОРАЯ ГОДОВЩИНЫ».

ГЛАВА 4. ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА В РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИРИКЕ ДЖОНА ДОННА.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Хохлова, Юлия Леонидовна

Семнадцатый век занимает значительное место в истории человечества. Он отличается характером и масштабом изменений в социальной и духовной жизни Европы, которые продолжают начатый в эпоху Возрождения процесс преобразования общественных отношений, движения от феодального строя к буржуазному. Трагическая действительность семнадцатого века, с его революциями, войнами, колониальными походами, ожесточенной идеологической и социальной борьбой, произвела огромные сдвиги в сознании европейских народов, лишила их чувства стабильности и осмысленности существования. Ощущением кризисности буквально насыщена сама атмосфера того времени; состояние надлома, распада, отсутствия перспективы развития отражается в искусстве этого периода.

В наше время литературоведы и лингвисты за рубежом и в России уделяют все большее внимание поэзии конца шестнадцатого - начала семнадцатого веков. Отчасти это объясняется недостаточной ее изученностью. Отчасти исследователей привлекает сложный и противоречивый характер литературного процесса этих лет, отмеченного взаимодействием таких различных художественных стилей, как барокко и классицизм. Каждый из них, пройдя долгий путь формирования и развития, охватывая все виды искусства и накладывая отпечаток на различные стороны культурной жизни того времени, по-своему пытался осмыслить и отразить значительность и многогранность эпохи.

Новые взаимодействующие между собой стили оказываются порожденными глубокими социальными, политическими и культурными сдвигами, существенными переменами в области науки и философии, религиозными конфликтами, духовным кризисом, возникшим на рубеже столетий. При всем их различии барокко и классицизм обладают рядом общих черт и, прежде всего, представляют собой широкие идейные и культурные движения, вызванные распадом ренессансной культуры, приходящие на смену Возрождению. Единое гармоничное мировосприятие Ренессанса заменяется подчеркнутым противопоставлением несовместимых и полярных понятий и представлений, акцентированием дисгармоничности окружающей действительности, ее изменчивости и непрерывного движения, отображением противоречивости мира, разладом между телесным и духовным началами.

Однако названные стили выражают не только растерянность и смятение, вызванные общественными потрясениями, изменениями в философской, политической и идеологической сферах. Они стремятся выявить закономерность мироздания, человеческой природы, часто скрытую за внешним хаосом, царящим в окружающем мире.

Новое восприятие действительности порождает и своеобразные приемы и методы ее изображения: изменяются жанровые формы, происходит переосмысление традиционных поэтических средств, идет поиск новых форм художественного выражения.

Среди поэтов западноевропейского барокко Джона Донна (John Donne, 1572-1631) по праву считают звездой первой величины. Его творчество оказало значительное влияние на духовную жизнь Англии семнадцатого века. Даже на исходе двадцатого века его лирические произведения привлекают внимание исследователей, которые отмечают четкость построения и продуманность замысла стихотворений, запечатленную в них остроту восприятия окружающего мира, глубину мысли, широкий спектр чувств, эмоций и переживаний, отраженный как в светской, так и религиозной лирике поэта. В настоящее время в нашей стране и за рубежом существует большой ряд научных работ о проблемах поэтического творчества Донна. Краткий обзор некоторых значительных работ в этой области представлен в первой главе настоящего исследования.

Данная диссертация «Религиозная поэзия Джона Донна (особенности стиля и образной системы)» посвящена исследованию образной системы Донна и ее экспрессивных функций в его лирических произведениях. За основу анализа взяты стихотворения из цикла религиозной лирики «Божественные стихотворения» («Divine Poems»), а также две поэмы «Анатомия мира. Первая годовщина» («An

Anatomie of the World. The First Anniversary») и «Путь души. Вторая годовщина» («Of the Progresse of the Soule. The Second Anniversary»), представляющих собой своеобразное связующее звено между светской и религиозной лирикой Донна и относящихся к зрелому творчеству поэта.

Образная система Джона Донна, отличаясь необычайной сложностью формы и глубиной философского содержания, несет в себе большой заряд экспрессивности, под которой принято понимать «особое свойство текста или части текста, которое передает смысл с увеличенной интенсивностью и имеет своим результатом эмоциональное или логическое усиление, которое может быть или не быть образным»1; поэтому осмысление поэзии Донна во всей ее глубине и емкости невозможно без анализа экспрессивных средств его образов и версификации.

Поэтический текст стихотворений цикла «Божественные стихотворения» сложен и многослоен: представляется интересным проанализировать различные составляющие элементы этого цикла, относящиеся к его различным уровням: лексическому, синтаксическому, звуковому, поскольку эмоциональность и экспрессивность могут быть переданы в художественном произведении не только специальным выбором слов, но и особым их размещением, а также их звуковой стороной, особым ритмом, который может не только усиливать действие других элементов, но и обладать самостоятельной изобразительной функцией.

Однако тема исследования не предполагает простое перечисление содержащихся в тексте выразительных и изобразительных средств. Подобное обособление отдельных приемов ведет к обеднению эстетического и эмоционального значения художественного произведения. Средства художественного изображения необходимо анализировать не по отдельности, но следует сопоставлять и учитывать их взаимодействие, особенно важное для оценки поэтического произведения.

1 Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка: (Стилистика декодирования). М.: Просвещение, 1990. С. 63.

Объекты образного описания и те темы, которые они представляют, составляя важную характеристику поэтического произведения, показывают, на чем сосредоточено внимание поэта, и, благодаря тесной связи с художественным целым, выражают содержание всего лирического произведения.

Таким образом, важно проанализировать функционирование и взаимодействие образных средств при передаче мысли и чувства в поэтических произведениях, выявить их эффективность и роль как средств воздействия на читателя и отражения миропонимания поэта.

Поскольку избранные поэтом образ и форма его воплощения в говорят о настроении и миросозерцании автора, нельзя обойти вниманием некоторые стороны его биографии и творчества в связи с особенностями литературной, культурной, социальной и политической обстановки эпохи.

Актуальность данной работы определяется необходимостью обратиться к стихотворениям, входящим в религиозную поэзию Джона Донна, менее изученную в отечественном литературоведении, а также рассмотреть общие вопросы его поэтики. Представляется целесообразным обратиться к образной системе религиозной лирики Донна и проанализировать ее с точки зрения воплощения в ней основных положений протестантизма, чтобы выяснить, какое влияние оказывает протестантское вероучение на образную систему цикла «Божественные стихотворения», а также рассмотреть какими экспрессивными средствами поэт пользуется для более яркого выделения главных проблем, поднимаемых им в религиозной лирике. Полученные результаты исследования могут способствовать решению проблем, связанных с изучением содержательной стороны поэтического наследия Джона Донна, помогают понять его философско-религиозное значение.

Цель исследования - При исследовании системы образов в произведениях Донна необходимо установить прежде всего, вокруг каких тем и идей концентрируется образность и какова их стилистическая функция, а также рассмотреть и проанализировать стихотворения, входящие в цикл религиозной лирики «Божественные стихотворения». При этом представляется важным сосредоточить основное внимание на экспрессивных средствах его поэзии, описании структуры и семантики образных средств (таких как метафора, аллюзия.) в системе его поэтики, а также анализе их функций в контексте поэтического произведения.

Задачи исследования - Поскольку цель работы заключается в анализе, на содержательном и формальном уровнях, мало изученных произведений Донна и предполагает несколько направлений, был поставлен ряд задач, имеющих непосредственное отношение к теме работы. В связи с этим оказалось необходимо:

1) исследование творческой личности Джона Донна в связи с современной ему эпохой,

2) определение места и значения цикла религиозной лирики «Божественные стихотворения» в творческом наследии поэта,

3) изучение особенностей поэтики позднего периода творчества Донна

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые в отечественной науке определяется экспрессивный потенциал образной системы религиозной лирики Донна; при этом предлагается рассматривать цикл «Божественные стихотворения» как соединение противоположных тенденций, обусловленных влиянием на поэта католического и протестантского вероучений.

На защиту выносятся следующие положения:

Творчество Джона Донна порождено чрезвычайной сложностью политической, социальной и культурной жизни эпохи, которая в учебниках традиционно обозначается как семнадцатый век.

Интерес к религиозной проблематике, непрестанный духовный поиск был характерен для мировоззрения Донна, поскольку поэт находился на распутье, стоял перед выбором католической или протестантской доктрины, стремился определить свое место в меняющемся, обретающем новые очертания мире, обрести душевное равновесие и уверенность.

Религиозная лирика тесно смыкается с ранним и поздним творчеством Донна, с его деятельностью проповедника, а также настоятеля собора св. Павла, является как бы ступенью в его духовном развитии.

Религиозная лирика Донна отражает пафос религиозно-нравственных исканий и сомнений его времени. В центре внимания поэта оказываются великие контрасты: вечности и времени, жизни и смерти, плоти и духа, которые находят отражение в «Годовщинах». Донн стремится доказать, что природа человека чрезвычайно дурна, мир потерял свое значение, а потому необходимо обратиться к Божественному началу, подготовить себя для жизни вечной, найти спасение в вере.

В зрелом поэтическом творчестве Донна отражаются религиозные противоречия конца шестнадцатого - начала семнадцатого столетий, проявляющиеся во взаимодействии Реформации и вызванного ею к жизни протестантизма и Контрреформации. В цикле «Божественные стихотворения» можно определить влияние протестантского вероучения и его основных положений.

Протестантская идеология рассматривает человеческую личность как центр религиозно-духовной активности. Показывая человеческую личность изнутри, Донн с психологической достоверностью достигает глубины и объемности изображения, утверждает человека как высшую ценность. Человеческий дух, по мнению поэта, должен устремляться к высотам нравственности, истинного гуманизма, заключенных в великом примере учения, деяний, страданий и смерти Христа.

Образ Иисуса Христа занимает одно из главных мест в религиозной лирике Донна: через ряд экспрессивных описаний Его страданий особо подчеркивается Его человеческая природа. Вечный образ у Донна материален, нагляден, близок и понятен.

Для более точного изображения внутреннего мира Донн прибегает к разнообразным изобразительным и выразительным средствам (эмоционально насыщенной лексике, сложным синтаксическим структурам,замене готовых поэтических клише естественными разговорными выражениями).

Для более полного осмысления тем и образов религиозной лирики Донна следует обращаться к экспрессивному потенциалу библейских аллюзий, которые 9 имеют символическое значение и, создавая подтекст, эмоционально и эстетически обогащают произведения.

С одной стороны, мысли и чувства, воссоздающие отношение лирического героя и самого автора к Богу, в религиозной лирике Донна принимают глубоко личный характер. С другой стороны, они тяготеют к философичности, чтобы вместить человеческий опыт, показать диалектику сознания, объять бытие на фоне грандиозной картины мироздания. Отсюда и особое сочетание драматизма, личного начала с медитативностью в лирике Донна.

Практическая ценность исследования состоит в том, что материалы и результаты проведенного исследования могут быть использованы в преподавании курса истории зарубежной литературы, в особенности английской литературы семнадцатого века, а также при проведении спецкурсов и семинаров, посвященных вопросам поэтики, при написании дипломных работ и проектов.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Религиозная поэзия Джона Донна"

Заключение.

В предлагаемой диссертационной работе осуществлен анализ образной системы Джона Донна и ее экспрессивных функций в его лирических произведениях, прежде всего в религиозной лирике цикла«Божественные стихотворения», поэмах «Первая годовщина» и «Вторая годовщина».

Понимание творчества поэта во всей глубине и полноте его значения стало возможно благодаря зарубежной и отечественной критике двадцатого столетия, поскольку именно в это время были сделаны весьма важные выводы относительно особенностей поэтики Донна, было определено его место в английской литературе шестнадцатого - семнадцатого веков, рассмотрена теснейшая связь его поэтики с предшествующей и последующей традициями английской поэзии того времени.

Джон Донн, будучи величайшим новатором поэзии своего времени, однако, вбирает эстетический и духовный опыт своих предшественников, своеобразно развивая новые черты английской поэзии, наметившиеся в девяностые годы шестнадцатого столетия, в частности в творчестве Шекспира.

Благодаря силе своего многогранного таланта он дерзко шел наперекор поэтической моде, во многом еще определявшейся влиянием итальянских, французских и античных образцов, искал собственные пути обновления жанров и стихотворного языка. Создавая интеллектуальные, ироничные стихотворения, он придавал стиху внутреннюю мощь, благодаря умению драматизировать изображаемые события и характеры; использовал для этого выразительные средства, подчиненные главной мысли произведения; избегал условных поэтических приемов и стертых клише, заменяя их естественными разговорными выражениями, способными наиболее полно изобразить разнообразие характеров, передать накал человеческих эмоций и страстей.

Новые качества лирики Донна предопределили развитие английской поэзии во второй четверти семнадцатого века и повлияли на стихотворцев, в разной мере унаследовавших его эстетические принципы. Единый тип мировосприятия, особое философско-религиозное видение мира, сходный жизненный опыт и духовное родство близких Донну английских поэтов: Герберта, Крэшоу, Воэна, Траэрна, - позволили говорить о целой школе в поэзии того времени, а самих поэтов объединить под общим названием «метафизических поэтов», «поэтов-метафизиков». Для их лирических произведений становится характерна интенсивная драматизация человеческих переживаний и жизненного опыта, стремление вписать сугубо личные впечатления в грандиозные масштабы мироздания и человеческого бытия, придать им интеллектуальный характер. Сложная образность, использование причудливых метафор-концептов, сближающих далекие, несопоставимые понятия, стремление строить произведение как развернутый замысловатый парадокс, отражающий главные мысли стихотворений, подчеркивают противоречивое отношение «поэтов-метафизиков» к находящемуся в постоянном движении миру, их попытку обрести единую, истинную реальность, лишенную неустойчивости и двойственности.

Поэтическое творчество Донна и его последователей является неотъемлемой частью английского литературного процесса, звеном в английской поэтической традиции. Оно оказало значительное влияние на развитие поэзии двадцатого века, определило ее достижения. Свидетельством тому может быть напряженный интерес к «поэтам-метафизикам» крупнейших английских поэтов нашего столетия, в частности Т.С. Элиота, который, обратившись к близкому ему по духу художественному мироощущению барокко и интеллектуальной поэзии семнадцатого века, новаторски воспринял и развил основные особенности поэтики Донна в собственных произведениях.

В смело противопоставленном предшествующей традиции английской литературы творчестве Донна, с его научными аллюзиями, интеллектуальной образностью, разговорным языком, находит отражение мироощущение трудного и противоречивого семнадцатого столетия, которое явилось эпохой радикального перелома в европейской культуре, определившего пути ее развития на столетия вперед. В это время были заложены основы коренных изменений в социальной и духовной жизни Европы, которые знаменуют движение от феодального строя к буржуазному, начатое в эпоху Возрождения.

Трагическая действительность того времени насыщена исключительно драматическими событиями: революциями, заложившими основы нового общественного устройства; почти непрерывными войнами; яростными религиозными столкновениями; колониальными походами и захватами. Они произвели огромные сдвиги в сознании европейских народов, лишили их ощущения стабильности и цельности. Некогда единый окружающий мир дробится на мельчайшие части, кажется сотканным из острейших непреодолимых противоречий, видится непознаваемым, необъяснимым.

Грандиозные перемены в общественном сознании находят отражение в эстетических воззрениях и художественной практике писателей семнадцатого века. Так, в центре внимания в зрелой лирике Донна оказываются великие контрасты той эпохи: вечности и времени, жизни и смерти, плоти и духа, бренного мира ( в поэме «Первая годовщина») и существования человеческой души за его пределами (в поэме «Вторая годовщина»). Религиозная лирика Донна исполнена внутреннего драматического напряжения, которое исходит из осознания противоречивости окружающего мира и человеческого естества. Поэт стремится доказать, что природа человека чрезвычайно испорчена, мир потерял истинное значение, превратился в ничто, а это порождает нескончаемую скорбь и горечь. Намеренное акцентирование антитезы вечного и преходящего, ужасающего своим несовершенством земного мира и неизменно прекрасного мира небесного, устремленность поэта к последнему и невозможность освободиться из оков бренности; острое ощущение зыбкости и быстротечности жизненного срока, осознание постепенного и неизбежного приближения к концу земного существования определяют трагизм его зрелой лирики.

Болезненно воспринятая Донном драматичность социальных, политических и идеологических конфликтов в современном ему обществе; контрасты, воплощающие внутренние противоречия в его сознании, подчеркивают и личную трагедию поэта, отражают духовный кризис, охвативший его в первое десятилетие семнадцатого века перед тем, как он принял сан англиканского священника.

Однако, для мировоззрения критически мысливших людей семнадцатого века характерно не только ощущение неустойчивости окружающего мира и противоречивости природы самого человека. Пограничный переходный характер этой эпохи определяется также все нарастающими поисками новой идеологии, которая соответствовала бы происходящим изменениям. Эти поиски уверенно преобладают во всех сферах общественной жизни, порождая в свою очередь, новые изобретения, открытия и мысли. В зрелой лирике Донна желание найти точку опоры в стремительно меняющемся мире, в духовной сфере восстановить гармонию, утраченную в реальности, обрести внутреннее равновесие, согласие и покой, а вместе с ними непреходящие ценности человеческого бытия - постепенно выдвигаются на первый план, становятся доминирующими.

Зрелое поэтическое творчество Донна отражает пафос религиозно-нравственных сомнений и исканий его времени. В нем отражаются религиозные противоречия конца шестнадцатого - начала семнадцатого столетий, обусловленные взаимовлиянием и взаимодействием противоположных тенденций: Реформации и вызванного ею к жизни протестантизма и Контрреформации. Потому особое внимание обращено в работе на отражение этих столкновений в мировоззрении и творчестве Донна, на его стремление преодолеть вызванный ими духовный кризис при помощи веры. Мятущийся между отчаянием и надеждой, Донн находит основу, на которую может опереться. Поэт подчеркивает, что необходимо обратиться к божественному, подготовить себя для жизни вечной, найти спасение в вере, и охватив единым взором всю свою предыдущую жизнь, узреть свои грехи, а затем, осознав греховность своей природы, испытать раскаяние.

В соответствии с поставленной целью исследования, анализ системы образов Донна показывает, вокруг каких тем и идей они концентрируются. Следует подчеркнуть, что цикл религиозной лирики Донна согласуется с основными положениями протестантского вероучения. Протестантизм, набирающий силу в течение шестнадцатого - семнадцатого столетий, представляет собой особое историко-культурное явление, специфическое мироощущение, выдвигающее новые представления о личности и нравственности, о месте религии в обществе и в духовной жизни отдельного человека. Воздействие протестантских идей на европейскую культурно-историческую традицию очевидно, поэтому нельзя обойти вниманием их влияние на индивидуальное творчество художников и поэтов конца шестнадцатого - семнадцатого столетий.

В соответствии с протестантской идеологией человек и его духовная жизнь оказываются в центре внимания поэта. Роль Донна в разработке этих проблем весьма велика. Его религиозная лирика, содержанием которой является глубоко личное переживание, подчинена желанию запечатлеть трудноуловимые моменты человеческого бытия, ускользающую, непостижимую жизнь души. Стремясь проникнуть в глубину мятущейся личности, Донн прямо говорит о своих чувствах, о собственном жизненном опыте, о том, что его лично трогает и волнует. Образы и темы стихотворений, преломляясь через тревоги и чаяния самого поэта, приобретают личностный характер а потому изображены и звучат очень искренне и неподдельно. Показывая потаенные уголки своего внутреннего мира, Донн открыл и изобразил тончайшие движения человеческой души вообще. Таким образом, через глубоко личные переживания поэту удается вовлечь читателей в общую атмосферу религиозной лирики, сделать лирические произведения предельно понятными и близкими каждому из них.

Донн показывает душевные переживания во всей их сложности и неоднозначности. Резкая смена настроений, противоречивые чувства, сталкивающиеся в душе лирического героя, придают особый динамизм религиозной лирике Донна. Ключевую роль при этом играет эмоциональная насыщенность лексики стихотворений, в которой преобладают слова, обладающие ярким эмоциональным компонентом значения, а также названия чувств, переживаний и их тончайших нюансов, переполняющих душу лирического героя. Таким образом Донну удается ярко воссоздать интонации боли и горечи, сомнений и растерянности, опустошенности и отчаяния, чувства самоотречения в «Священных сонетах»; точно передать приподнятость, торжественность тона и чувство покоя и умиротворения, светлой грусти в более поздних гимнах. Включение в поэтический текст взволнованных восклицаний, междометий выражает непосредственное эмоциональное волнение, которое стремится передать поэт.

Утверждая человека как высшую ценность, поэт обращает пристальное внимание на его каждодневный нелегкий труд внутреннего самосовершенствования, на диалектику сознания, воспроизводящую непрестанный духовный поиск. Этот процесс видится поэту постепенным, очень медленным и трудным, требующим напряжения всех физических и психических сил личности.

В религиозной лирике поэта постепенно раскрывается мысль, что противоречие между плотью и духом можно преодолеть лишь с помощью веры в Христа. Его личность имеет для Донна непреходящее значение: человеческий дух должен устремляться к высотам нравственности, истинного гуманизма, заключенных в великом примере учения, деяний, страданий и смерти Христа.

Перед читателями в лирических произведениях Донна предстает живой, неисчерпаемый и многогранный образ Иисуса Христа. В стремлении к полноте изображения Донн пытается воссоздать обаяние Его личности, обрисовать Его богочеловеческую природу. Христос понимается Донном не только как Сын Божий, но и как совершенный учитель, жизнь и смерть которого полностью сливаются с Его всеспасающей миссией, с любовью ко всему роду человеческому. Духовное общение с Иисусом Христом, внутренний контакт с Ним могут и должны так питать душу, чтобы направить деятельность человека к служению проповедуемой Им евангельской любви. Такое поведение является главным свидетельством благочестия и добродетельности человека. Нашедший во Христе новое рождение, способен жить истинно духовной жизнью, он может добиться блаженства и спасения. Поскольку Иисус Христос мыслится близким поэту, именно к Нему обращается Донн с просьбой провести его самого по жизни. В центре произведения человек, постепенно обретающий опору в своей вере, стремящийся к дальнейшему совершенствованию и духовному очищению.

Осмысление поэзии Донна во всей ее глубине невозможно без анализа экспрессивных средств системы его образов и системы его версификации, поскольку принцип целостного восприятия поэтического произведения не исключает необходимости самого пристального внимания к составляющим его элементам. Поэтический текст стихотворений цикла «Божественные стихотворения» сложен и многослоен. Поэтому в работе анализируются разные уровни организации формы и содержания поэтического текста (лексический, синтаксический, звуковой) всего цикла религиозной лирики в целом. Объекты образного описания и те темы, которые они воплощают, составляют важную характеристику поэтического произведения, показывают, на чем сосредоточено внимание поэта, и, благодаря тесной связи с художественным целым, выражают содержание всего лирического произведения.

В задачу исследования системы образов зрелого Донна не входило исчерпывающее рассмотрение многообразных и неисчерпаемых художественных средств, использованных поэтом в его лирических произведениях. Вместе с тем, поскольку простое перечисление содержащихся в тексте выразительных и изобразительных средств и приемов ведет к обеднению эстетического и эмоционального значения поэтического произведения; следует обратить особое внимание на взаимодействие языковых средств и выражаемого ими содержания. Экспрессивные средства заостряют и раскрывают смысл лирических произведений поэта, придают им большую выразительность и эстетическую ценность. Поэтому в анализе функционирования и взаимодействия основных образных средств подчеркивается содержательная сторона, философская глубина религиозной лирики Донна, как отражения миропонимания поэта.

Как известно, материалом поэтических произведений является язык и его основная единица - слово. Язык Донна своей страстностью, эмоциональностью и экспрессивностью помогает почувствовать то, что более всего важно для поэта -неукротимую и безудержную жизнь человеческого духа. Поэт достигает предельной концентрации языковых выразительных средств, опираясь на разнообразные стилистические приемы. Словесные образы Донна могут быть выражены яркой гиперболой, сообщающей эмфатичиость высказанной мысли; необычным сравнением, выявляющим в описываемом предмете или явлении новые, важные свойства и придающим большую выразительность поэтическому тексту; эпитетом, богатым эмотивными коннотацими и дающим экспрессивную оценочную характеристику предметам и явлениям; оксюмороном, соединяющим слова, которые содержат антонимичные семы, и позволяющим поэту выразить свое отношение к описываемому и создать емкий образ, богатый разными оттенками смысла. Использование полисемии, реализации слов одновременно в нескольких значениях, и игры слов, основанной на многозначности слов или на омонимии, оказывается важной как для образной системы так и для развития главных мыслей лирики Донна. Благодаря этому выделяются дополнительные идейные пласты в стихотворениях, и в то же время обогащается их образная система.

Подобная множественность смыслов и компактность создаваемых поэтических образов также достигается благодаря введению Донном в стихотворения неожиданных метафор, которые, обладая значительными изобразительными возможностями, сталкивают в едином образе самые различные понятия и явления, подчеркивают авторское видение мира и человека в нем, повышают экспрессивность стихотворений. Интеллектуальный характер метафорических образов подчеркивает сильнейшую концентрацию мысли в произведениях, ее единство с переживаниями, автора и их изображением.

Столкновение различных понятий и явлений в едином образе выражается и в глубине, оригинальности и дерзости парадоксов, насыщающих поэтический текст Донна и подчеркивающих его сложное, неоднозначное отношение к миру. Они мгновенно соединяют обычно несоизмеримое в афористическое высказывание, способное впечатлять и убеждать читателя своей емкостью и точностью.

Стихи Донна поражают разнообразием интонаций, сложностью ритмического рисунка, подчеркивающих стремительность движения мысли, глубину чувства, создающих точный психологический портрет. Использование эвфонии и особой фонетической организации поэтического текста, соответствующей мироощущению автора, создает звуковые образы, которые дополняют и расширяют смысл лирических произведений.

Для зрелой религиозной лирики Донна характерна сложная синтаксическая структура, передающая мысль в процессе развития и эмоцию в момент ее переживания, то есть мгновенную эмоциональную реакцию на происходящее. Синтаксические приемы, подчеркивающие за счет необычного синтаксического построения эмфатичность высказывания (повторы, параллелизм, градация, инверсия, эллипсис), имеют по преимуществу выразительную функцию, но они могут быть и изобразительными, то есть придавать живость, динамичность стихотворениям, рисовать накал страстей в душе лирического героя, изображать драматические события Евангельской истории, предстающие перед его внутренним взором.

В соответствии с глубоким религиозным чувством Донна в его поэтический текст обильно вливаются аллюзии из Библии. Значение ее выражено прежде всего в широком цитировании библейских изречений, во введении тем и образов Священного Писания в религиозные стихотворения. Поэт использует не только сюжеты из Библии, но стремится по возможности передать суровую атмосферу Ветхого Завета (в стихотворении «Плач Иеремии») и вселяющий надежду дух Нового Завета («Венок сонетов», «Воскресение», «Благовещение и Страстная пятница»), используя для этой цели библейские образы и лексику, сохраняя приподнятость тона и торжественность интонации Библии. Экспрессивность библейских аллюзий обогащает поэтические образы. Текст Священного Писания становится поводом для развития мыслей и философских настроений поэта. Обращение к библейским аллюзиям в религиозной лирике позволяет ему концентрировать в стихотворениях огромную информацию, повысить их смысловую насыщенность, полнее раскрыть душевные переживания лирического героя.

Сделав основным содержанием своей религиозной лирики мир интимных переживаний и страстей, Донн обращает большое внимание на искренность религиозного чувства и, одновременно, осознает опасности, проблемы и трудности, связанные с верой. Сосредоточиваясь на переживаемом чувстве или эмоции, он поглощен данным мгновением и одновременно вневременным планом вечности. Поэт стремится найти, обозначить возможности соприкосновения двух миров: мира внутреннего (душевных переживаний) и мира внешнего (вечного, непреходящего, отраженного в образе всемогущего Бога). Напряженная эмоциональность стихотворений соединяется с образным воплощением действительности, охватывающей большой пространственный и временной план, необъятные просторы Вселенной и обращенной к вечным вопросам, к сокровенным закономерностям бытия, - и возвышается до масштабного, философского по сути обобщения. Таким образом, религиозные стихотворения обогащают традицию медитативной лирики, которая представляет собой речь, выражающую эмоциональные раздумья, но проникнутую отвлеченными размышлениями. У Донна созерцательность, столь характерная для медитативной лирики, уступает место лирической интенсивности мысли, подчиненной стремлению драматизировать события внутренней жизни героя. Лирический герой ведет страстный внутренний диалог и в разговоре, споре с самим собой пытается разрешить мучащие его философские вопросы, противоречия и сомнения. Семантическое наполнение такого спора весьма конкретно: это борьба рационального и эмоционального; резкое противопоставление разума и чувства, разума и веры, тела и души. Чувства, предчувствия, интуиция выступают в нем против трезвой рассудительности и последовательной логики. Философское начало, переплетаясь с эмоциональным и чувственным, расширяет границы религиозной лирики, заставляя звучать выраженные в ней мысли неподдельно, искренно, сообщает ей внутреннее напряжение и динамизм, обогащает ее идейное содержание.

В заключение следует отметить, что данная тема исследования, с нашей точки зрения, может быть расширена и продолжена. Особый интерес представляет рассмотрение структуры образных средств цикла «Божественных стихотворений» в связи с образной системой проповедей Джона Донна, возможность раскрыть общность тематики и образов религиозной лирики и знаменитых проповедей, составивших новую ступень в развитии литературы семнадцатого века.

203

Мотивы и образы поэтов семнадцатого века, подхваченные выдающимися мыслителями и литераторами двадцатого века, до сих пор не утратили значения в духовной и художественной жизни современности. Диссертация дает более ясное представление о сложной идеологической и религиозно-философской мысли эпохи семнадцатого века и ее эстетического выражения в творчестве видных поэтов того времени.