автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Религиозное сознание и способы его существования (социально-философский анализ)

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Ворошилова, Анна Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Красноярск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Религиозное сознание и способы его существования (социально-философский анализ)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ворошилова, Анна Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Рациональное и операциональное в содержании религиозного сознания

1.1. Понятие религиозного сознания

1.2. Религиозный рационализм

1.3. Религиозный фундаментализм

Глава 2. Активность и относительная самостоятельность религиозного сознания

2.1. Избирательность и преемственность религиозного сознания

2.2. Многообразие форм активности религиозного сознания

2.3. Миссионерство и прозелитизм

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Ворошилова, Анна Анатольевна

Актуальность темы исследования определяется силой тех испытаний, которые выпали на долю человечества в XX веке, стремлением найти способы их преодоления, в том числе, и на основе возвышения духовности общества, укрепления духовного потенциала людей. Стремительные экономические,> социальные и культурные перемены последнего десятилетия в жизни российского общества повлекли за собой также изменения в содержании всех сфер общественного сознания, которые переживаются многими как национальная и личная трагедия.

В связи с этим оживляется интерес к религии и религиозным институтам. Значительная часть людей, многие из которых в недавнем прошлом придерживались атеистических взглядов, становятся сторонниками религиозной ориентации. Все более рельефно раскрывается многогранность активности и относительной самостоятельности религиозного сознания общества. Религиозные верования людей все более явно сказываются на стиле и образе их жизни, оказывают влияние на принятие ими решений в профессиональной и иной деятельности, на формирование их гражданской позиции.

Длительный период подавления религии в нашей стране - и последующая вседозволенность способствовали распространению тоталитарных сект, фундаменталистских и экстремистских религиозных настроений. Вследствие этого общество столкнулось с утратой преемственности национально-культурной традиции, общественное сознание оказалось неподготовленным к стремительному росту проповеднической деятельности различных религиозных организаций.

Большинство людей, принимающих те или иные религиозные убеждения, в реальности плохо ориентируются в вопросах вероисповедания, присущих различным религиозным направлениям, не имеют четких религиозно-нравственных норм и часто готовы следовать за любыми религиозными лидерами, декларирующими популистские установки.

Положение усложняется тем, что теоретики традиционных религиозных конфессий нередко отстают от современного уровня религиозного теоретизирования. Под влиянием развития науки и техники и процесса секуляризации они зачастую руководствуются неуместными спешнопринятыми теоретическими заимствованиями, что ведет к изменению устоявшихся вероучений и религиозных догматов. В результате религиозное сознание людей оказывается перед выбором: либо приспосабливаться к переменам, либо резко противостоять им. Это влечет за собой укрепление позиций двух способов существования религиозного сознания: религиозного рационализма и религиозного фундаментализма.

Актуальность исследования определяется также и недооценкой специфики функционирования религиозного сознания в различных типах общества. Главная причина кроется в слабой разработанности проблемы влияния особенностей индивидуалистического и коллективистского типов общества на формирование соответствующих видов религиозного сознания.

В этой связи особую важность приобретает анализ преемственности и избирательности религиозного сознания, направлений формирования его активности и относительной самостоятельности.

Сегодня, в условиях утраты идеологического взаимопонимания в обществе, разрушения духовного единства народа, как никогда, актуально исследование традиционных форм проявления активности и относительной самостоятельности религиозного сознания, обращение к духовным традициям Отечества, в которых заключен богатый опыт совершенствования духа народа, философского осмысления процесса становления религиозного сознания, его форм и места в общественной жизни людей.

Степень разработанности темы. Проблеме анализа сущности религиозного сознания и выявления его специфики посвящены работы ряда исследователей.

Методологический базис исследования общественного сознания представлен в работах Е. 3. Волчека, Г. М. Гака, В. В. Журавлева, В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзона, Т. И. Ойзермана, С. Я. Прокофьева, А. К. Уледова и др. Существенный вклад в разработку критериев и принципов изучения структурных компонентов общественного сознания внесли А. И. Анищенко, Ю. Ф. Борунков, И. Т. Фролов и др.

Значительное развитие получило научное осмысление таких проблем, как активность и относительная самостоятельность общественного сознания в работах В. Э. Бойкова, В. Н. Иванова, С. Я. Прокофьева, А. Г. Спиркина, Ж. Т. Тощенко и др.

В целом возникновение, становление и сущность религии раскрываются в работах Е. И. Аринина, В. И. Гараджи, Ю. А. Киселева, JI. Н. Митрохина, Ю. А. Муравьева, А. И. Осипова, В. С. Поликарпова, А. А. Радугина, А. Д. Сухова, И. Н. Яблокова и др.

Большой вклад в изучение проблем религии внесли зарубежные исследователи: Д. Бонхеффер, Ю. Боргош, Ф. Бэкон, М. Вебер, У. Джеймс, Э. Керне, П. Тиллих, JL Фейербах, М. П. Фишер, 3. Фрейд, Ф. Шлейермахер и др.

Теоретико-методологические и философско-социологические аспекты проблемы религиозного сознания нашли отражение в исследованиях JI. С. Васильева, Ю. Ф. Борункова, В. И. Гараджи, С. Э. Крапивенского, В. В. Кудрявцева, В. С. Кулика, Ю. А. Левады, Б. А.

Лобовика, М. П. Мчедлова, К. И. Никонова, А. А. Радугина, А. Д. Сухова, Д. М. Угриновича, И. Н. Яблокова. По данным направлениям уже достигнуты существенные научные результаты, касающиеся, прежде всего, сущности, структуры и уровней религиозного сознания.

Рационалистическое обоснование религии, положившее начало развитию религиозного рационализма, раскрывается в трудах Фомы Аквинского, Я. Гуса, Ж. Кальвина, М. Лютера, Эразма Роттердамского. Исследованию проявления модернизма и фундаментализма в религии посвящен ряд работ Д. Бонхеффера, Ю. Боргоша, К. Касьяновой, К. Костюка, Э. Кернса, А. В. Коровикова, А. Кырлежева, А. Маграта, Л. Н. Митрохина, Н. Н. Моисеева, А. П. Моисеевой, В. А. Подоляка, Н. М. Чуринова. Религиозный фундаментализм и модернизм исследовались и рядом зарубежных авторов (Б. Лоуренс, Д. Функе, М. Юргенсмейер и др.). Однако многие работы не переведены на русский язык и труднодоступны для широкого круга читателей.

К исследованию проблемы типизации общества обращены работы В. А. Дмитриенко, Э. Дюркгейма, А. А. Ивина, К. Поппера, Ф. А. Хайека, Н. М. Чуринова. Раскрывая сущность и особенности индивидуалистического и коллективистского типов общества и соответствующих им видов общественного сознания, указанные авторы, однако, не выделяют специфику религиозного сознания, присущего данным типам общества.

Значительный вклад в исследование исходных принципов религиозного сознания внесли представители русской мысли С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, В. В. Зеньковский, А. В. Карташев, В. Н. Лосский, В. В. Розанов, В. С. Соловьев, Г. П. Федотов, П. А. Флоренский, Г. В. Флоровский, А. С. Хомяков. Существенным идейным богатством в деле изучения основ религии обладают труды великих представителей богословской мысли, таких как Антоний (митрополит

Сурожский), о. Александр Мень, митрополит Иоанн (Снычев), архимандрит Лазарь (Абашидзе), святитель Игнатий Брянчанинов, игумен Вениамин (Новик) и др. В своих трудах о судьбах русского Православия они раскрывают особенности русского духа и дают почву для глубоких размышлений о становлении русского религиозного сознания. Жизнеописания святых явились ярким примером подлинного духовного героизма на пути к достижению совершенства духа.

Несмотря на то, что в настоящее время имеется обширная литература по проблемам религии, до сих пор религиозное сознание изучено крайне недостаточно. Свидетельством этого является отсутствие монографических работ, посвященных специально комплексному исследованию сущности религиозного сознания и форм его многообразия. Исследования в данном направлении велись, главным образом, в рамках религиоведения.

В современном российском обществе, после долгого периода забвения, религиозные идеи начинают оказывать существенное влияние на формирование мировоззрения человека. В результате утраты прежних идеалов, образовавшийся вакуум заполняется не только традиционными религиозно-нравственными ценностями, призванными служить духовному возрождению нации, но и чуждыми зарубежными оккультными и мистическими представлениями. Теоретико-познавательная ситуация, сложившаяся в области изучения проблем религиозного сознания, ставит ряд методологических и теоретических задач, требующих социально-философского осмысления.

Объектом диссертационного исследования выступает религиозное сознание.

Предметом исследования является многообразие способов существования религиозного сознания.

Цель и задачи исследования.

Цель исследования - показать активность и относительную самостоятельность и способы существования религиозного сознания.

Достижение основной цели требует решения следующих задач: исследовать специфику, сущность, уровни религиозного сознания и выявить рациональное и внерациональное в содержании религиозного сознания;

- раскрыть сущность и способы существования религиозного сознания: религиозного рационализма и религиозного фундаментализма;

- осуществить социально-философский анализ активности и относительной самостоятельности религиозного сознания; показать особенности религиозного сознания в индивидуалистическом и коллективистском типах общества; выявить и раскрыть формы проявления активности и относительной самостоятельности религиозного сознания.

Методологическая основа исследования. В решении поставленных задач диссертант руководствовался диалектико-материалистическим методом, а также положением о единстве материальных и духовных сторон деятельности человека. Анализ рассматриваемых в диссертационном исследовании теоретических проблем религиозного сознания осуществляется посредством системного, деятельностного, ценностного и информационного исследовательских подходов, общенаучных методов исторического и логического, анализа и синтеза, индукции и дедукции, интуиции, идеализации и т.д. Диссертант руководствовался также положениями и выводами по исследуемой тематике, содержащимися в работах отечественных и зарубежных авторов.

Научная новизна работы. В диссертации доказывается, что:

- рациональный аспект религиозного сознания выступает как система доказательств, обосновывающая закономерности и сущность религии, конструирующая и защищающая ее бытие. Существенное место в содержании религиозного сознания принадлежит внерациональному аспекту сознания - вере. Особенность религиозной веры заключается в том, что ее предметом является сверхъестественное, т.е. внерациональное;

- обновление и переустройство общества вызывает к жизни относительно новые способы существования религиозного сознания: религиозный рационализм и религиозный фундаментализм. В основе религиозного рационализма лежит принцип свободного толкования Священного Писания на основе разума, оправданного верой и предопределением. Религиозный фундаментализм избирательно опирается на фундаментальные традиции, призванные определять традиционный способ поведения, решительного обособления представителей конфессии во всех сферах общественной жизни;

- в основе активности и относительной самостоятельности религиозного сознания лежит избирательность и преемственность, которые проявляются в стремлении к сохранению основных положений вероучения и в генерировании новых идей с целью управления религиозной деятельностью верующих. Специфика активности и относительная самостоятельность религиозного сознания зависят от типа общества. В основе активности и относительной самостоятельности индивидуалистического типа религиозного сознания лежит принцип свободы воли, религиозное схемотворчество в теории и практике. В основе активности и относительной самостоятельности коллективистского типа религиозного сознания - принцип совершенства; подвижничество, аскетизм являются высшими формами проявления активности и относительной самостоятельности религиозного сознания и находят свое завершение в монашестве, странничестве, молчальничестве, пустынножительстве, затворничестве, юродстве и т.д. Активная творческая сила религиозного сознания подвижников и аскетов, основанная на соблюдении традиций поколений и верности основам вероучения, направлена на совершенствование индивидуального и общественного сознания;

- стандарты жизни коллективистского общества требуют от верующего героизма, нравственного подвига, активного совершенствования индивидуального и общественного сознания. Западное христианство "подгоняет" "Божественные" нормы под стандарты индивидуалистического общества и обеспечивает свою жизнеспособность путем религиозного воспроизведения идеалов свободы воли; активность религиозного сознания, свойственная прозелитической деятельности, направлена на обращение верующих в другую веру, характеризуется использованием недозволенных методов, способствует отчуждению людей от отечественной церковной и культурной традиции и подрывает основы определенного типа религиозного сознания;

- призвание миссионерской деятельности состоит в восполнении национальной культуры религиозным содержанием. Идея "спасения души" раскрывается не в узкорелигиозном содержании, а в качестве императива, при этом, вера в Абсолют сочетается с верой в духовное совершенство человека;

- религиозная деятельность, направленная на формирование религиозного сознания, может иметь успех только в том случае, если она адекватна по своему характеру типу общества.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическое значение исследования заключается в том, что его результаты могут служит теоретико-методологической основой дальнейшего изучения религиозного сознания, анализа способов и форм его существования.

Полученные в результате исследования выводы и положения могут быть востребованы для разработки спецкурсов "Религиозное сознание", "Религиозное теоретизирование" * и др. Одной из сфер применения результатов исследования является учебный процесс, использование их при освещении таких тем курса философии, как "Общественное и индивидуальное сознание", "Общественное бытие и общественное сознание", "Общественное сознание и его формы", "Базис и надстройка общества", а также курса религиоведения.

Апробация работы.

Основные положения работы излагались автором на заседаниях кафедры философии и социальных наук Сибирской аэрокосмической академии им. академика М. Ф. Решетнева; на межвузовской научной конференции аспирантов и соискателей "Проблемы обществоведения" в Красноярской государственной академии цветных металлов и золота (1999); на научно-практической конференции "Образование, наука, производство: пути углубления интеграции и повышения качества инженерного образования" (Красноярск, 2000); на IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов "Решетневские чтения" (Красноярск, 2000).

Диссертация обсуждалась на кафедре философии и социальных наук и Ученом совете гуманитарного факультета Сибирской аэрокосмической академии и получила положительную оценку.

12

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях.

1. Ворошилова А. А. Современное религиозное сознание // Проблемы обществоведения. Тезисы докладов межвузовской научной конференции аспирантов и соискателей / Под ред. В. X. Беленького. -Красноярск: ГАЦМиЗ, 1999. - С. 12-13.

2. Ворошилова А. А. Космоцентризм религиозного сознания // Решетневские чтения: Тезисы докладов IV Всерос. научно-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых специалистов (10-12 ноября, 2000, г. Красноярск). - Красноярск: САА, 2000. - С. 268-269.

3. Ворошилова А. А. Религиозное сознание // Гуманитарные основы высшего образования. Материалы научной конференции / Сост. В. И. Замышляев. - Красноярск: САА, 2000. - С. 107-108.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Религиозное сознание и способы его существования (социально-философский анализ)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, руководствуясь целью и задачами, изложенными во введении настоящей работы, мы осуществили социально-философский анализ религиозного сознания и способов его существования. Необходимость данного исследования в значительной мере обусловлена сложившейся в современном обществе ситуацией, при которой религиозное сознание оказывает все возрастающее влияние на формирование мировоззрения людей и их образ жизни. На основе анализа специфики теоретико-познавательной ситуации мы пришли к выводу, что проблема религиозного сознания в социально-философском плане разработана недостаточно. В связи с этим, был выделен ряд ведущих направлений в изучении религиозного сознания. К ним относятся раскрытие вопросов, связанных с сущностью, спецификой религиозного сознания. Основная же цель исследования связана с теоретико-методологическим обоснованием направленности развития религиозного сознания, выявления его активности и относительной самостоятельности и форм их проявления.

Ввиду того, что религиозное сознание является определяющим элементом в структуре религии, мы подробно остановились на анализе имеющихся подходов в определении сущности религии. Религия определяется как духовное явление, состояние и форма сознания, основу которого составляет вера в сверхъестественный Абсолют, имеющий в зависимости от конкретной религии свой набор качеств и характерных особенностей.

Идея соотношения рационального и внерационального в содержании религиозного сознания в методологическом плане является ключевой и весьма плодотворной для выявления сущностных признаков религиозного сознания.

Рациональный аспект религиозного сознания выступает как система доказательств, обосновывающая закономерности и сущность религии, конструирующая и защищающая ее бытие. Ведущая роль в системе доказательств отводится внерациональному аспекту сознания - вере, внутреннему религиозному опыту. Особенность религиозной веры и ее отличие от веры нерелигиозной заключается в том, что ее предметом является сверхъестественное, т.е. внерациональное.

Идея выяснения соотношения рационального и внерационального в содержании религиозного сознания нашла отражение в выявлении уровней сознания. В процессе выявления соотношения чувственного и рационального в отображении мира мы пришли к выводу о том, что на обыденном уровне религиозное сознание существует в виде представлений, эмпирических знаний, полученных в ходе практической деятельности людей и взглядов, привычек, традиций и нравов, являющихся непосредственным отражением условий бытия; в нем на свойственном ему уровне находят проявление как рациональные стороны религиозного сознания (осознание и культовые действия), так и внерациональные, которые связаны с религиозными верованиями, причем содержание внерационального доминирует на данном уровне сознания. Теоретическое сознание является продуктом профессиональной деятельности религиозных мыслителей, в которой в большей степени проявляется рациональная сторона религиозного сознания.

Проанализировав взаимосвязь уровней религиозного сознания, мы делаем вывод, что в развитых формах религии речь может идти не о приоритете какого-либо из уровней религиозного сознания, а об их диалектическом взаимодействии и взаимовлиянии друг на друга.

Соотношение рационального и внерационального в содержании религиозного сознания проявляется в двух способах его существования: религиозном рационализме и религиозном фундаментализме.

На основе социально-философского анализа исследуются причины возникновения религиозного рационализма и фундаментализма, среди которых общими выделяются процесс секуляризации общества и развитие научно-технического прогресса. Эти процессы встречают яростное противодействие со стороны Церкви. Для преодоления отчуждения между религией и изменившимся миром, религия вынуждена либо идти на компромисс, приспосабливаться к меняющимся условиям и вносить коррективы в вероучение, формы организации и деятельности, либо отстаивать и сохранять традиционные догматы и вероучения.

На основе исследования основополагающих положений религиозного рационализма и его влияния на религиозное сознание верующих, мы приходим к следующим выводам: религиозный рационализм, для которого приемлемы догматы веры, согласующиеся с логикой и доводами разума, неизбежно сводит христианство к индивидуальной ритуально-психологической практике, утрачивающей религиозную глубину и корректирует религию в соответствии с современностью, вносит искажение в символ веры, подрывает коренные основы христианской морали и жизни, чем вызывает изменения религиозного сознания.

Рассмотрены основания фундаментализма в современном мире, к которым относятся социально-политические и экономические кризисы, недостаток идеологических и нравственных ориентаций в обществе, усугубляющихся отсутствием общегосударственных идеологий и созидательных идей.

В процессе выявления сущности и проявлений религиозного фундаментализма в обществе выделены общие для всех его видов психологические и поведенческие характеристики, стиль мышления и мировоззренческие особенности. Суть фундаментализма, в отличие от рационализма, заключается в том, что основания веры остаются нетронутыми для разума, он ценит в религии традицию, а не живую веру. Мало внимания уделяется абстрактным проблемам. Сознание фундаменталиста фанатично в выполнении религиозных предписаний и заполнено сильными переживаниями по поводу выполнения определенного религиозного запрета, правила или нормы. Этот тип психики совмещает в себе шизоидную и навязчивую структуру личности. Преобладающим свойством фундаментализма является реактивность, нервозность, подозрительность и взаимная нетерпимость между религиозными организациями. При всяком покушении на веру практически неизбежно выдвигаются требования очистить ее от позднейших наслоений и искажений, "вернуться к истокам". Свобода выступает как источник аморального поведения и греха, угрожающий "моральному космосу рода". И поэтому свобода должна быть полностью преодолена. Фундаментализм требует от верующего не бесконечного совершенствования, а только акта безусловной преданности Богу.

На основании проведенного анализа двух способов существования религиозного сознания, мы приходим к выводу, что религиозный фундаментализм и религиозный рационализм находятся в резкой оппозиции друг к другу и раскалывают мир верующих на две враждующие половины. Они обозначают два вида внутренней опасности для Церкви и общества, два противоположных пути искажения религиозного сознания.

Проанализировав специфические признаки, отражающие различные стороны сознания, выдвигаем тезис о том, что избирательность и преемственность, наряду с другими признаками, являются важнейшими характеристиками сознания и находят свое проявление в его активности и относительной самостоятельности.

На основе анализа диалектической связи общественного бытия и общественного сознания, а также законов развития общественного сознания, мы раскрываем проявление активности и относительной самостоятельности в религиозном сознании.

Религия, опирающаяся на традицию, включает опыт сотен поколений, что придает ее нормам священный и неприкосновенный характер и ведет к становлению жесткого стандарта поведения и обязательного стереотипа. В силу этого, с одной стороны, национальная культурная традиция с ее мощной консервативной инерцией создает силу внутренней устойчивости и сопротивляемости внешним воздействиям. Именно эта сила обеспечивает самостоятельность и внутреннюю детерминированность религиозного сознания. С другой стороны, относительная самостоятельность религиозного сознания противостоит попыткам изменения религии, сохраняет качественную специфику положений вероучения, преданность традициям, а, следовательно, и самобытность нации. Сохраняя традиции, относительная самостоятельность в сочетании с избирательностью обеспечивает возможность гибкой и пластичной адаптации религиозного сознания человека в сложных исторических условиях.

В диссертации исследована роль мотивации в становлении и развитии активности религиозного сознания и показано, что мотивы активности в различных направлениях религии неоднородны. Тогда, как в рационализме особое значение имеет стремление расширить знания о Боге и укрепить веру за счет применения разума в осмыслении божественных норм и изучении Священного Писания, завоевать авторитет на основе осведомленности в вопросах религиозной жизни, в фундаментализме на первый план выдвигаются мотивы, связанные с защитой консервативных ценностей религии, самоутверждения данного религиозного сознания в политических и управленческих структурах. Значительная роль возлагается на чувство долга и неоспоримость авторитета Божественного Писания, религиозной организации и всей системы в целом.

На основе исследования роли активности и относительной самостоятельности религиозного сознания в зависимости от типа общества, мы приходим к заключению о том, что в основе активности и относительной самостоятельности индивидуалистического религиозного сознания лежит принцип свободы воли, коллективистского - принцип совершенства. Указанные различия оказывают влияние на возникновение и развитие многообразных форм проявления религиозного сознания.

Исследуя многообразные формы активности и относительной самостоятельности религиозного сознания на примере жизнеописания преподобных Отцов Церкви, смысл бытия которых заключался в подвиге и героизме на пути к спасению и достижению совершенства, мы доказываем, что подвижничество и аскетизм являются высшей формой проявления активности и относительной самостоятельности религиозного сознания. Активная, творческая сила религиозного сознания подвижников и аскетов заключается в посвящении всех сил своей души и сердца духовному совершенствованию собственного сознания с главной целью - спасти души всего мира. Идеалы героических подвигов Святых, основанные на соблюдении традиций поколений и верности основам вероучения, находят свое проявление в относительной самостоятельности религиозного сознания.

Отличие восприятия подвижничества и аскетических подвигов зависит от основ догматического учения религии и от типов общества. Православие, ориентирующееся на принципы коллективистского общества, требует от верующего героизма, нравственного подвига, активного преобразования своего сознания и сознания окружающих. Западное христианство "подгоняет" Божественные нормы под культурные ценности и ищет те формы активности, которые удобны для современных условий. Поэтому ему чужды многие идеалы и принципы, лежащие в основе духовного подвижничества.

В заключении анализируются современные формы активности и относительной самостоятельности религиозного сознания: миссионерство и прозелитизм и отмечается, что главной особенностью прозелитической деятельности является то, что она способствует отчуждению людей от родной церковной и культурной традиции, которая составляет "фундамент" религиозного сознания верующих. Миссионерская деятельность основана на глубоком почитании традиций, благоговейном отношении к историческим примерам великих просветителей древности, источник силы которых исходил от Святого Духа, действующего через единство с Церковью.

Таким образом, мы приходйм к выводу о том, что религиозная деятельность, направленная на формирование религиозного сознания, может иметь успех только в том случае, если она адекватна по своим сущностным признакам типу общества, что обуславливает невозможность распространения западного плюрализма и свободы в условиях Российского общества. Православная модель взаимоотношений человека и мира, адаптированная к самоограничению и ориентированная на разумный достаток для всех, дает русскому человеку один из возможных вариантов выживания.

Задачами дальнейшего теоретического исследования по интересующей нас проблеме могут стать следующие:

- углубление исследования религиозного сознания и способов его существования;

- расширенное изучение влияния активности и относительной самостоятельности религиозного сознания на реальное поведение верующих;

- исследование связи, процесса развития, форм активности и относительной самостоятельности религиозного сознания в индивидуалистическом и коллективистском типах общества;

- проявление рационального и внерационального в различных религиях мира;

- дополнение теоретического исследования диагностическими и прогностическими оценками, что позволит осуществить прогноз развития религиозного сознания.

 

Список научной литературыВорошилова, Анна Анатольевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Августин Аврелий Блаженный. Исповедь / История моих бедствий: Пер. с лат... - М.: Республика, 1992. - 335 с.

2. Анищенко А. И. Структура общественного сознания. — М.: Высш. школа, 1973. 88 с.

3. Антоний, митрополит Сурожский. Пути христианской жизни. Беседы. М.: Альпари, 1998. - 181 с.

4. Аринин Е. И. Философия религии. Принципы сущностного анализа: Монография. Архангельск, 1998. - 297 с.

5. Архимандрит Амвросий (Юрасов). Православие и протестантизм: (сопоставительный богословский анализ). Иваново, 1994. - 143 с.

6. Архимандрит Лазарь. Ангелу Лаодикийской Церкви. М.: Издание Сретенского монастыря, 1998. - 48 с.

7. Бакун Д. И. "Ищите и обрящете": О современных справочниках, энциклопедиях и библиографических пособиях по Христианству на русском языке // Мир библиографии. 1998. - № 3. - С. 28-31.

8. Белицкая Т. Миссионерство // Миссионерский листок. 2000.4.

9. Бердяев Н. А. Два понимания христианства // Путь. Париж, 1932. -№ 6. - С. 17-43.

10. Бердяев Н. А. Истина Православия // Вестник русского западно-европейского патриаршего экзархата. Париж. - 1952. - № 11.— С. 4-11.

11. Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность / Сост. В. В. Сапова. М.: Канон, 1999. - 464 с.

12. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: К 100-летию изд. Библии на рус. яз. (1876 1976). - М.: Изд. Моск. Патриархии, 1990. - 1372 с.

13. Бойков В. Э. Общественное сознание и перестройка / В. Э. Бойков, В. Н. Иванов, Ж. Т. Тощенко. М.: Политиздат, 1990. - 287 с.

14. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. - 1456 с.

15. Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность: Пер. с нем. / Вступ. ст. Е. В. Барабанова. М.: Прогресс, 1994.- 343 с.

16. Боргош Ю. Фома Аквинский. / Пер. с польск.. 2-е изд. М.: Мысль, 1975. - 183 с.

17. Борунков 10. Ф. Особенности религиозного сознания. М.: Знание, 1972. - 48 с.

18. Борунков Ю. Ф. Структура религиозного сознания. М.: Мысль, 1971. - 176 с.

19. Брянчанинов Игнатий, святитель. Аскетические опыты. М.: Сретенский монастырь, 1993. - 570 с.

20. Будда. Конфуций. Магомед. Франциск Ассизский. Савонарола. Библиографическая библиотека Ф. Павленкова. М.: Республика, 1 995. - 347 с.

21. Булгаков С. В. Православие: Праздники и посты. Богослужение. Требы. Расколы, ереси, секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероисповедания. Соборы Восточной, Русской и Западных церквей. М.: Современник, 1994. — 575 с.

22. Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество: Сборник / Сост. С. М. Половинкина. М.: Русская книга, 1992. - 528 с.

23. Бэкон Ф. Жизнь; Мировоззрение; Мысли, максимы, афоризмы / Пер. с англ. С. А. Бронштейна. Минск: Современное Слово, 1998. -352 с.

24. Васильев JT. С. История религий Востока. М.: "Книжный дом "Университет", 1999. -432 с.

25. Вебер М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. М.: Юрист, 1994. - 702 с.

26. Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. / Сост. Ю. П. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. - 804 с.

27. Волчек Е. 3. Философия. Минск.: ИП "Экоперспектива", 1998.- 343 с.

28. Вопросы прозелитизма // Свет Евангелия. 2000. - 3 сент.

29. Гак Г. М. Учение об общественном сознании в свете теории -познания. М.: ВПШ, 1960. - 200 с.

30. Гараджа В. И. Религиоведение. М.: Аспект Пресс, 1995.351 с.

31. Глубоковский Н. П. Благовестие Св. Апостола Павла и иудейскораввинское богословие. СПб.: Светослов, 1998. - 192 с.

32. Дамаскин (иеромонах) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 3. Тверь: Булат, 1999. - 624 с.

33. Дворкин А. Тоталитарные секты и церковное просвещение // Новая Европа. 1993. - № 3. - С. 123-134.

34. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта: Пер. с англ. -М.: Наука, 1993. 432 с.

35. Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, на Юбилейном Архиерейском Соборе

36. Русской Православной Церкви. М.: Служба коммуникации ОВЦС МП. - 2000.

37. Дунаев М. М. Православие и русская литература: В 5 ч.: Учеб. пособие для студ. духовных акад. 4.1 / Моск. Духовная акад. М.: Христианская литература, 1996. - 321 с.

38. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. / Пер. с франц. М.: Канон, 1996. - 430 с.

39. Журавлев В. В. Проблемы духовной жизни общества. -Ростов н/Д.: Изд-во Ростов, ун-та, 1972. 144 с.

40. Зеньковский В. В. Основы христианской философии / Прот. В. Зеньковский. М.: Изд-во Свято-Владим. братства, 1992. - 268 с.

41. Ивин А. А. Введение в философию истории. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 288 с.

42. Игумен Вениамин (Новик). Православие. Христианство. Демократия. СПб.: Алетейя, 1999. - 365 с.

43. Из духовного наследия алтайских миссионеров: Сборник / Сост., вступ. ст. и прим. магистра богословия протоиерея Бориса Пивоварова. Новосибирск, 1998. - 271 с.

44. Иллюстрированная история религии / Под редакцией проф. Д. П. Шантепи де ля Соссей. Спасо-Преображенский Валаамский Монастырь, 1992.-411 с.

45. Ильин И. А. Для русских: Избранное. Смоленск: Посох, 1995.-416 с.

46. Историко-философский ежегодник 91 / АН СССР, Ин-т философии; Отв. ред. Н. В. Мотрошилова. - М.: Наука, 1991. - 375 с.

47. История религии // Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. СПб.: Издательство "Лань", 1998. - 448 с.

48. Иэрхарт Байрон Г. Религиозные традиции мира. В 2-х т.: Пер. с англ. М.: Крон-пресс, 1996. - Т.1. - 576 с.

49. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. М.: Издательство Российского Государственного Гуманитарного Университета, 1998. - Т. 1. - 582 с.

50. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. М.: Издательство Российского Государственного Гуманитарного Университета, 1998. - Т. 2. - 480 с.

51. Карпов А. Ю., Юрьев А. А. Самые знаменитые святые и чудотворцы России. М.: Вече, 2000. - 512 с.

52. Карсавин J1. П. Российская историческая мысль: Из эпистоляр. наследия JT. П. Карсавина: письма И. М. Гревсу (1906-1916): Публикация / Отв. ред. A. JI. Ястребицкая. М.: ИНИОН, 1994. - 171 с.

53. Карташев А. В. Русское христианство (публ. ст. рус. философа) // Север. 1992. - № 9. - С. 141-150.

54. Касьянова К. Религиозный фундаментализм // О русском национальном характере. М.: Ин-т национальной модели экономики, 1994.- 367 с.

55. Келле В. Ж. Социальное знание и социальное упражнение. -М.: Знание, 1976. 64 с.

56. Келле В. Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история: (Пробл. теории ист. процесса). М.: Политиздат, 1981. - 288 с.

57. Керне Э. Дорогами христианства. История церкви. М.: Протестант, 1992. - 416 с.

58. Кимелев Ю. А. Современная западная философия религии. -М.: Мысль, 1989. 285 с.

59. Киселев Ю. А. Философия религии. М.: Nota bene, 1998.422 с.

60. Ковалев А. М. Диалектика способа производства общественной жизни. М.: Мысль, 1982. - 255 с.

61. Колосницын В. И. Религиозное отчуждение. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1987. - 180 с.

62. Комплексный подход к подготовке специалиста-исследователя: Тез. докл. общерос. конф., 22-27 дек. 1997 г. / Редкол.: В. А. Дмитриенко. Томск: ТГПУ, 1997. - 82 с.

63. Кондратьев Ф. В. Социально-негативные последствия деятельности культовых новообразований // Миссионерское обозрение. -1996. -№> 10.

64. Коровиков А. В. Исламский экстремизм в арабских странах / АН СССР, Ин-т востоковедения. М.: Наука, 1990. - 167 с.

65. Костюк К. Н. Русская Православная Церковь в гражданском обществе // Социально-политический журнал (Соц.-гум. знания). М.: 1998. -С. 133-145.

66. Котельников В. Аскетизм как фактор развития культуры. // Материалы международной научной конференции "Церковь и государство в православной и западной латинской традициях". СПб.: РХГИ, 1996. - С. 138-156.

67. Крапивенский С. Э. Социальная философия. Волгоград: Комитет по печати, 1995. - 352 с.

68. Кудрявцев В. В. Лекции по истории религии и свободомыслия. Мн.: НТООО "ТетраСистемс", 1997. - 208 с.

69. Кулик В. С. О методологии исследования структуры религии: Проблемы методологии научного познания / Научн. тр. Новосибирск, ун-та. Филос. серия. Новосибирск, 1986. - Вып. 2. - С. 170-187.

70. Кырлежев А. К "вопросу" о нравственном оздоровлении общества и привлечении для этого Бога // Континент. 1995. - № 85. -С. 263-277.

71. Кырлежев А. Современное религиозное сознание: между фундаментализмом и модернизмом // Русская мысль, Париж. 1999. - № 4272. - 3 июня.

72. Лазарева А. Н. Интеллигенция и религия. К историческому осмыслению проблематики "Вех". -М.: Мысль, 1996. 85 с.

73. Лазарь (Абашидзе), архим. Бетанского мон. Грех и покаяние последних времен; О тайных недугах души. М.: Сретенский монастырь, 2000. - 415 с.

74. Левада Ю. А. Социальная природа религии. М.: Наука, 1965.- 263 с.

75. Легойда В. О гражданстве земном и небесном // Церковь и общество. 1998. - № 3. - С. 48-51.

76. Легойда В. Современная религиозность: феномен гражданской религии в США // Журнал Московской Патриархии. 1997. -№ 11.-С. 60-71.

77. Ленин В. И. Субъективная логика или учение о понятии // Полное собрание сочинений. Изд-е 5-е. Т. 29. - М.: Политиздат, 1977. -С. 149-218.

78. Леонович В. В. История либерализма в России, 1762-1914. -М.: СП "Русский путь": Полиграфресурсы, 1995. 548 с.

79. Леонтьев К. Н. Поздняя осень России. М.: Аграф, 2000.334 с.

80. Лествичник И. Лествица в сокращении: Для начинающих путь духов, жизни / Преп. отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. -М.: Изд-во Православ. Свято-Тихонов. богослов, ин-та, 2000. 285 с.

81. Лобовик Б. А. К оценке уровней религиозного сознания // Филос. науки. 1971. - № 1. - С. 104-110.

82. Лобовик Б. А. Религиозное сознание и его особенности. -Киев: Наук, думка, 1986. 248 с.

83. Лосский В. Н. По обр'азу и подобию. М.: Изд-во Свято-Владим. Братства, 1995. - 196 с.

84. Лютер М. Избранные произведения: Пер с нем. СПб.: Изд-во "Андреев и согласие", 1997. - 430 с.

85. Маграт А. Богословская мысль Реформации: Пер. с англ.. -Одесса: Одес. Библ. шк. "Богомыслие", 1994. 316 с.

86. Макарий (Булгаков М. П.) История Русской Церкви. М.: Изд-во Спасо-Преображен. Валаам, монастыря, 1994. - 408 с.

87. Малерб, Мишель. Религии человечества: Пер. с фр. / Ред. А. Л. Гуревич. М.: Изд-во Рудомино, 1997. - 600 с.

88. Мельникова Т. В. Основные типы общества и правосознания (социально-философский анализ) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Красноярск, 2000. -22 с.

89. Мень А. История религий. В 2-х кн. М.: Издат. группа "ФОРУМ - ИНФРА - М.", 1998.

90. Мир старообрядчества. История и современность. Вып. 5 / Отв. ред. И. В. Поздеева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. - 416 с.

91. Миссия Церкви и современное православное миссионерство // Сборник статей Международной богословской конференции к 600-летию преставления свт. Стефана Пермского. М.: Свято-Филарет. моек. высш. православ.-христиан, шк., 1997. -226 с.

92. Митрополит Иоанн (Снычев). Одоление смуты. СПб.: Изд-во "Царское Дело", 1995. - 295 с.

93. Митрополит Иоанн (Снычев). Русь соборная. Очерки Христианской государственности. СПб.: Изд-во "Царское Дело", 1995.- 249 с.

94. Митрохин Л. Н. Научное знание и религия на рубеже XXI века // Вестник Российской Академии Наук, 2000. Т. 70. - № 1. - С. 320.

95. Митрохин Л. Н. Философия религии: (опыт истолкования Марксова наследия). М.: "Республика", 1993. - 416 с.

96. Моисеев Н. Н. Современный рационализм = Modern rationalism / Рос. науч. гуманитар, фонд, Междунар. независимый экол,-политол. ун-т. М.: МГВП "КОКС", 1995. - 376 с.

97. Моисеева А. П. Идейные истоки модернизма современного православия. (Критический очерк). Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984. - 151 с.

98. Муравьев Ю. А. Религия как феномен культуры // Культура: теории и проблемы. М.: Наука, 1995. - С. 212-239.

99. Мчедлов М. П. Политика и религия. М.: Сов. Россия, 1987.- 256 с.

100. Научный атеизм, религия и современность. Новосибирск: Наука, 1987. - 335 с.

101. Национализм и фундаментализм на Ближнем Востоке: Материалы конф., Москва, 04.02.99 г. М.: Ин-т изучения Израиля и Ближ. Востока, 1999. - 105 с.

102. Никонов К. И. К вопросу об уровнях религиозного сознания. // Вопр. науч. атеизма. 1971. - вып. 2. - С. 230-242.

103. Никонов К. И. Кризис религии и антропологическая модернизация христианского богословия // Актуальные проблемы теории и практики научного атеизма. М.: Мысль, 1985. - 64 с.

104. Новодворская В. Вера для изувера. // Новое время. 2000.8.

105. О вере и нравственности по учению православной Церкви / Сборник статей, подготовленный комиссией священного синода РПЦ по вопросам христианского единства. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1991. - 120 с.

106. О. Лука А. Веронис. Традиционные методы миссии и Евангелизма (Пер. с англ.: А. Воробьевой) // Миссионерское обозрение. 1996,-№8.

107. Общество и сознание / Пер. с нем. М. Б. Колдаевой; Общ. ред. А. К. Уледова. М.: Прогресс, 1984. - 239 с.

108. Ойзерман Т. И. Философия и обыденное сознание // Вопр. философии. 1967. - № 4. - С. 119-130.

109. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Тайна Истины // Литературная Россия. -1991.-31 мая.

110. Персианов Г. Из истории Енисейской епархии // Журнал Красноярско-Енисейской Епархии. Красноярск: Изд. Красноярско-Енисейской Епархии, 2000. - С. 8 - 29.

111. Писманик М. Г. Русь религиозная // Независимая газета. -2000. -№ 19.-11 окт.

112. Подоляк В. А. Модернизация христианской идеологии как проявление кризиса религии. Киев: Высшая школа, 1979. - 144 с.

113. Поликарпов В. С. История нравов в России. Восток или Запад?: От Алексея Тишайшего до Николая Второго. Ростов н/Д.: Феникс, 1995. - 575 с.

114. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х т. / Пер. с англ. Под общ. ред. В. Н. Садовского. Т. 1. М.: Междунар. фонд "Культурная инициатива", - SOROS foundation: открытое общество "Феникс", 1992.-446 с.

115. Православное понимание миссии и прозелитизма: Из заключительного документа Консультации Всемирного Совета Церквей по проблемам прозелитизма // Миссионерское обозрение. — 1996. № 2.

116. Прокофьев С. Я. Общественное сознание. Краснодар: Краснод. юрид. ин-т МВД России, 1997. - 36 с.

117. Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. М.: Центр, 1997. - 238 с.

118. Религии народов современной России. М.: Республика, 1999.- 623 с.

119. Религия и общество (В 2-х частях) / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М.: Наука, 1994.

120. Религия и секуляризм на Востоке. М.: Наука, Издат. фирма "Восточная литература", 1993. - 247 с.

121. Розанов В. В. Собрание сочинений. Около церковных стен / Под общ. ред. А. Н. Николюкина.- М.: Республика, 1995. 557 с.

122. Россия и мир ислама // Независимая газета. 1998. - 28 янв.

123. Рукописи. Редкие издания. Архивы: Из фондов биб-ки Моск. ун-та / Под ред. Г. А. Космолинской. М.: Археографический центр, 1997. - 317 с.

124. Рыбаков С. О религиозно-духовном опыте русского народа // Обозреватель Observer. - 1995. - № 12.

125. Самыгин С. И., Нечипуренко В. И., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. Рост. н/Д: Изд-во "Феникс", 1996. - 672 с.

126. Селиванов В. П. Мистика и рационализм души: Основы метапсихологии. Саратов: Слово, 1999. - 222 с.

127. Соловьев В. С. Философское начало цельного знания. -Минск: Харвест, 1999. 911 с.

128. Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве; Духовные основы жизни; Оправдание добра. Минск: Харвест, 1999. - 910 с.

129. Социальная активность трудящихся масс в условиях социализма / Ин-т истории БКП 'при ЦК БКП и др. М.: Политиздат, 1987.-368 с.

130. Спиркин А. Г. Происхождение сознания. М.: Госполитиздат, 1960. - 471 с.

131. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М.: Госполитиздат, 1972. - 303 с.

132. Сретение. Православное приложение. № 6. - 2000.

133. Старец Силуан Афонский Сборник. / Предисл. иеромонаха Софрония. М.: Подворье Рус. на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 1996. - 463 с.

134. Степин В. С. Эпоха перемен и сценарии будущего: Избранная социально-философская публицистика. М.: Институт философии, 1996. -175 с.

135. Сухов А. Д. Религия как общественный феномен. (Филос. проблемы исследования). М.: Мысль, 1972. - 143 с.

136. Терновый венец России. История Русского народа в XX веке. Т. 1. М.: "Родник", 1997. - 896 с.

137. Тиллих П. Систематическое богословие/ Пер. с анг. Данилушкина М. Б. СПб.: Алетейя, 1998. - 493с.

138. Толстой М. В. Рассказы из истории русской церкви М.: Лествица, 1999. - 594 с.

139. Угринович Д. М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985.- 270 с.

140. Угринович Д. М. Философские проблемы критики религии. (О специфике религии и ее месте в общественном сознании). Изд. 2-е, доп. и переработ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. - 349 с.

141. Уледов А. К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологического исследования. М.: Мысль, 1980. - 271 с.

142. Уледов А. К. Общественная психология и идеология. — М.: Мысль, 1985. 268 с.

143. Уледов А. К. Структура общественного сознания. Теорет.-социол. исследование. М.: Мысль, 1968. - 324 с.

144. Учебный словарь-минимум по религиоведению. / Под ред. И. Н. Яблокова. М.: Гардарика, 1998. - 222 с.

145. Федоров Н. Ф. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Издат. группа "Прогресс", 1995.

146. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. Р н/Д.: Феникс, 1999.384 с.

147. Фейербах JI. Избранные философские произведения. В 2-х т. Т.1. М.: Госполитиздат, 1955. - 676 с.

148. Фейербах JI. Сущность христианства. М.: Мысль, 1965.414 с.

149. Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? М.: Правило веры, 1999. - 377 с.

150. Философия и сознание: Сб. науч. ст. / Краснояр. гос. ун-т. -Красноярск: КГУ, 1996. 83 с.

151. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.

152. Фишер М. П. Живые религии: Пер. с англ. / Международный фонд образования. М.: Республика, 1997. - 368 с.

153. Флоренский П. А. Сочинения: В 4 т. / Свящ. Павел Флоренский; Сост. и общ. ред. игумена Андроника (А.С. Трубачева) и др. М.: Мысль, 1994.

154. Флоровский Г. В. Пути русского богословия / Прот. Георгий Флоровский. 4. изд. - Париж: YMCA-press, 1988. - 599 с.

155. Фрейд 3. Психический генезис религиозных представлений // Религия и общество / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М.: Наука, 1994. - С. 208-212.

156. Хайек Ф. А. Дорога к рабству. // Вопросы философии. 1990. - № 10. - С. 113-151.

157. Хомяков А. С. Сочинения богословские / Предисл. Ю.Ф. Самарина. СПб.: Наука, 1995. - 479 с.

158. Хомяков Д. А. Собор, соборность, приход и пастырь / Сарат. Свято-Алексеев. жен. монастырь. Саратов: Благовест, 1996. - 30 с.

159. Хоружий С. С. Исихазм как пространство философии // Вопросы философии. 1995. - № 9. - С. 27-48.

160. Цвингли У. Отчет о вере. Тбилиси: Vereiningung der Freunde Georgiens, 1997. - 34 с.

161. Церковь и государство, (история правовых отношений) / Священник А. Николин. М.: Изд-во Сретенского Монастыря, 1997. -430 с.

162. Человек: Энцикл. слов. / Ю. Г. Волков, В. С. Поликарпов. -М.: Гардарика, 1999. 518 с.

163. Чуринов Н. М. Два проекта науки и их модели мира. // Информационная реальность и цивилизация. Сборник научных трудов. Вып. 2, Красноярск, 1998. С. 10-38.

164. Чуринов Н. М. Информационная рациональность. -Красноярск: САА, 1993. 171 с.

165. Чуринов Н. М. Политическая теория и политическая история. // Россия СССР - Россия. Материалы общественной научной конференции. Красноярск, 1997. - С. 34-58.

166. Чуринов Н. М. Религиозное познание мира и право // Журнал Красноярско-Енисейской Епархии. Красноярск: Изд. Красноярско-Енисейской Епархии, 2000. - С. 70-79.

167. Шлейермахер Ф. Д. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим: Монологи / Пер.' с нем. С. JI. Франк. СПб.: АО "Алетейя", 1994. - 336 с.

168. Экземплярский В. И. Старчество. / Православная община. -1992. -№ 8-9.

169. Экономцев, Игорь (прот.). Православие, Византия, Россия: Сб. статей. Париж: YMCA-PRESS, 1989. - 298 с.

170. Энгельс Ф. Государство, семья, воспитание // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20. - М.: Госполитиздат, 1961. - С. 326-338.

171. Энгельс Ф. Фридрих-Вильгельм IV, Король Прусский // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.1. - М.: Госполитиздат, 1955. - С. 487-495.

172. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное: Пер. с англ. / Сборник Вступ. ст. А. А. Алексеева. СПб.; М.: Унив. кн.: ACT, 1997. - 536 с.

173. Яблоков И. Н. Религиоведение. М: Гардарика, 1998. - 536 с.

174. Яблоков И. Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979. - 182с.

175. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола. Биографические очерки. М.: Республика, 1995. - 383 с.

176. Dem Hass keine Chance: Der neue rechte Fundamentalismus / Matthias von Hellfeld (Hrsg.). Koln: Pahl-Rugenstein, Cop., 1989. - 173 S.

177. Fundamentalisms observed / Ed. by Martin E. Marty and R. Scott Appleby; a study conducted by the American Academy of Arts and Sciences.- Chicago: University of Chicago Press, 1991. 872 p.

178. Fundamentalist versus modernist: the debates between John Roach Straton and Charles Francis Potter / Ed. by Joel A. Carpenter. — New York: Garland Pub., 1988. 101 p.

179. Funke D. Das halbierte Selbst: Psychische Aspekte des Fundamentalismus // Kochanek H. (Hrsg), Fundamentalismus in den Kirchen.- Freiburg: Herder, Cop., 1991.- 280 S.

180. Hadden J.K., Shupe A. Secularization and fundamentalism reconsidered. New York: Paragon House, 1989. - 320 p.

181. Hartshorne Ch. The Logic of Perfection, and other essays in neoclassical metaphysics. LaSalle, 111., Open Court Pub. Co., 1962. - 334 P

182. Howard Victor B. Religion and the radical Republican movement, 1860-1870. Lexington, KY: University Press of Kentucky, 1990. - 297 p.

183. Juergensmeyer M. The new cold war? Religious nationalism confronts the secular state. Berkeley: University of California Press, Corp, 1993.- 292 p.

184. Lawrence Bruce B. Defenders of God: The fundamentalist revolt against the mod. age. San Francisco: Harper & Row, 1989. - 306 p.

185. Religion american style / Ed. by Patrick H. McNamara. New York: Harper & Row, 1974. - 408 p.

186. The Fundamentalist phenomenon: The resurgence of conservative Christianity / Ed. by Jerry Falwell with Ed Dobson & Ed Hindson. Garden city (N. Y.): Doubleday-Galilee original, 1981. - 269 p.