автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.08
диссертация на тему:
Религиозность и девиантное поведение молодежи

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Заплатников, Николай Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.08
Диссертация по социологии на тему 'Религиозность и девиантное поведение молодежи'

Текст диссертации на тему "Религиозность и девиантное поведение молодежи"

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

Диссертационный Совет К. 063.93.05

На правах рукописи

Заплатников Николай Владимирович

РЕЛИГИОЗНОСТЬ И ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ:

социолого-управленческий аспект

Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Специальность 22.00.08 - социология управления

Научный руководитель доктор философских наук, профессор

Халипов Вячеслав Филиппович

Москва-1999

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ_3

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ И ДЕВИАНТНЫХ

ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ__П

РАЗДЕЛ II. «РЕЛИГИОЗНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ И ЕЕ СВЯЗЬ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»_59

РАЗДЕЛ III. , СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКОЙ В ОТНОШЕНИИ ДУХОВНО-РЕЛИГИОЗНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ_84

у

ЗАКЛЮЧЕНИЕ__ 118

БИБЛИОГРАФИЯ_123

ПРИЛОЖЕНИЯ_141

Введение

Проблемы молодежи привлекают все большее внимание общественности и ученых, поскольку обществу небезразлично с каким человеческим потенциалом оно войдет в новый век, в новое тысячелетие. Такое понимание стимулирует разнообразные проблемные социальные исследования, которые переживают сегодня своеобразный бум. Среди них наиболее актуальны вопросы выбора жизненных стратегий,

ценностных ориентаций и социальных установок, социальной активности,

/ /

политических предпочтений молодежи и т.д. Особо следует выделить направление, изучающее духовно-религиозные потребности молодежи, их религиозное сознание и отношение к религии.

Как свидетельствует многовековая история в переломные и кризисные периоды наблюдается рост мистических, иррациональных настроений, усиливается интерес к религиозной проблематике в обществе. Нечто подобное сегодня и наблюдается в России. Ломка привычной системы ценностей и, как следствие, общественная и личностная аномия стимулируют обращение людей к поиску нетрадиционных принципов организации социальной и личной жизни.

Молодежь как специфическая демографическая и социальная общность с несформировавшейся, зачастую, системой ценностей и

известной невостребованностью в нашем обществе наиболее подвержена влиянию различных религиозных течений.

Возрождение религиозных институтов имеет не только положительное, но и негативное влияние на общество и на конкретную личность, на что обращали внимание Э. Дюркгейм, М. Вебер, В. Лесевич, В. Кожевников и др. К сожалению, эта сторона пока недостаточно изучена учеными как в фундаментальном, так и в прикладном аспектах, а остается предметом неоднозначных «исследований» публицистов.

В частности, возросший интерес молодежи к религии часто становится предметом политических и различных политико-социальных спекуляций и заблуждений. Здесь и отождествление религиозной и националистической идеологии, и упование на религию как на чуть ли не единственную панацею выхода страны из кризиса, и идентификация религиозного возрождения с нравственным и т.п. Это особенно актуально для России, которая является поликонфессиональным социумом.

Отсутствие взвешенной, научно обоснованной государственной политики управления религиозными процессами привело к «наплыву» псевдорелигиозных, откровенно деструктивных сект, чье негативное влияние на российскую молодежь оценивается только по факту, ставшему достоянием общественности. Государственное управление этой сферой в РФ сводится лишь к внешней атрибутике и обрядовой

стороне, тогда как оно должно включать в себя развитую экспертную систему, совершенствование правовой базы, продуманную политику в системе массовой коммуникации. Речь идет не о разработке и реализации системы государственного надзора над свободой совести, а именно о государственном контроле над деятельностью религиозных организаций, нарушающих неотъемлемые конституционные права российских граждан.

Степень разработанности проблемы. Анализ влияния религиозности на девиантное поведение молодежи представляет собой мультидисциплинарное исследовательское направление и имеет «свои» сегменты в предметных полях различных дисциплин как социологического, так и несоциологического профиля: философии, психологии, педагогики и т.д. Что касается собственно социологического освещения данной проблемы, то оно требует обращения сразу к нескольким самостоятельным областям социологического знания, а именно: социология молодежи, социология религии, социология девиантного поведения. Изучение управленческого воздействия на религиозные процессы в молодежной среде синтезирует эти знания.

Среди ученых, разработавших методологию исследования влияния различных детерминант на социальное поведение и деятельность людей и управления этими процессами, а также специалистов по проблемам молодежи, религии и девиантного поведения следует выделить: Андрееву

Г.А., Андреева Э.М.,Беллу Р., Бергера П., Бестужева-Ладу И.В., Вдовиченко Л.Н., Волкова Ю.Г., Галкина Ю.Ю., М. Вебера, Гараджу В.И., Гилинского Я.В., Горшкова М.К., Демьянова А.И., Ди О., Добренькова В.И., Достоевского Ф.М., Э. Дюркгейма, Здравомыслова А.Г., Знанецкого Ф., Зуева Ю.П., Иконникову С.Н., Иванова A.C., Иванова В.Н., Ильенкова Э.В., Калашникова М., Клибанова А.И., Кобецкого В.Д., Когана Л.Н., Кожевникова В.А., Козера Л., Колесникова А.Н., Кона И.С., С. Кьеркегора, Лапина Н.И., Леваду Ю.А., Лисовского В.Г., Мертона Р., Митрохина Л.Н., Мордковича В.Г., Мчедлова М., Ницше Ф., Парсонса Т., Пригожина А.И., Саара Э., Сорокина П.А., Титма М., Томаса У., Тощенко Ж.Т., Филлипова Ф.Р., Шестова Л.ДПубкина В.Н., Халипова В.Ф., Ядова В.А. и др.

Объект исследования - российская молодежь как специфическая социально-демографическая группа.

Предмет исследования - взаимосвязь негативного девиантного поведения молодежи с восприятием этой социальной группой различных религий, религиозным сознанием в целом.

Целью исследования является формирование методологической основы социальных исследований по проблемам взаимосвязи религиозности и девиантного поведения молодежи.

Цель определила необходимость решения следующих задач: - выделение критериев религиозного и псевдорелигиозного сознания:

- выявление связи роста интереса к религии у молодежи с ростом негативной социальной девиации;

- типология соответствующих молодежных поведенческих актов;

исследование влияния факторов религиозности или

псевдорелигиозности на девиантное поведение;

- определение степени социальной опасности изученных факторов.

Теоретико-методологической основой исследования явились работы отечественных и зарубежных социологов, философов, психологов и педагогов по проблемам молодежи, организационно-правовым и социокультурным проблемам религии, девиантного поведения.

Эмпирическую базу исследования составили законодательные и нормативные документы РФ, материалы официальной федеральной и региональной статистики, вторичный анализ социологических данных ряда исследований по молодежной проблематике, а также данные социологического исследования «Духовно-религиозные потребности студенческой молодежи Москвы», проведенного в 1998-1999 гг. при непосредственном участии автора. Исследование проводилось в вузах г. Москвы. На первом этапе опрошено 450 респондентов (пилотаж), на втором - 1200 респондентов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что возрождение религиозности в России традиционно связывается с позитивным ее влиянием на социальный потенциал

современной молодежи. Между тем, стремительность и неуправляемость этого процесса вызывает негативные социальные последствия, что выражается в апатии, индифферентности или активном неприятии действительности. Отсюда необходимость не только тщательного социологического анализа воздействия религиозности на поведение молодежи, но и поиск форм и методов управления этим поведением, а также выработка приоритетов государства в области религиозной политики как составной части социальной политики в отношении "Молодежи.

В диссертации по-новому:

- даны дефиниции религии, религиозной веры, религиозности, псевдорелигиозности, суеверия;

- проанализированы концепции религиозного воздействия на социальное, в том числе девиантное поведение;

разграничены понятия «религиозность» и

«псевдорелигиозность»;

- разработаны теоретико-методологические подходы к анализу религиозных процессов в молодежной среде, что выражается: в различении позитивных и негативных влияний религиозности на деятельность и поведение молодежи; детерминированности этого поведения рядом факторов, таких как рост национального самосознания, протест против

социальной действительности, дань моде и т.д.; необходимости управления религиозными процессами в молодежной среде;

- раскрыты особенности возрождения религиозности в нашей стране, что выражается в многонациональности и поликонфессиональности российского общества, преобладании политического фактора в религиозных процессах;

- выявлена взаимосвязь негативного девиантного поведения российской молодежи с ростом псевдорелигиозного влияния;

- определены приоритетные направления государственной религиозной политики в молодежной среде.

Положения, выносимые на защиту:

- утверждение о связи негативного двиантного поведения с ростом религиозных настроений в молодежной среде;

- определение процесса религиозного возрождения России как секуляризационного;

- обоснование необходимости регулирования процессов, связанных с духовно-религиозными потребностями молодежи.

Научно- практическая значимость работы состоит в том, что выводы и рекомендации исследования могут быть использованы при подготовке и реализации государственной религиозной политики в молодежной среде.

Теоретико-методологические положения диссертации могут составить научную базу для выработки практических рекомендаций при разработке конкретных управленческих решений в реализации молодежной политики.

Материалы работы могут быть использованы при проведении лекций, семинарских занятий и спецкурсов по религии и девиантному поведению.

Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования нашли отражение в научных публикациях автора, а также обсуждены на постоянно действующем теоретическом семинаре кафедры социологии и политологии Московской государственной академии приборостроения и информатики.

Раздел I.

Теоретико-методологические основы изучения религиозности и девиантных форм поведения.

Социолог имеет дело с религией как социальным феноменом, то есть он изучает религию как доступное наблюдению, эмпирическим методам исследования социальное поведение людей: как образуются и функционируют религиозные группы и институты, благодаря чему они сохраняются или перестают существовать, каковы отношения между

религиозными группами, почему между ними возникают конфликты, что *

лежит в основе ритуальных действий и так далее. Для социолога религиозные верования интересны и важны не сами по себе. В отличие от философа, например, для него существенное значение имеет не вопрос о том, истинны они или ложны, а вопрос о том, как эти верования - наряду с религиозными организациями - влияют на поведение людей. При этом не обязательно верования влияют на поведение человека: индивид может стать членом религиозной группы и не зная тех верований, которых она придерживается. Религиозные институты, учреждения, организации могут влиять на поведение людей помимо верований и даже идти вразрез с ними, стимулируя по тем или иным причинам действия, противоречащие официальному учению, что вовсе не отменяет того факта, что социальное действие есть действие осмысленное, то есть в его основе лежат определенные социальные регуляторы - нормы, ценности, верования,

ожидания и предпочтения индивидов и групп.

и

Если исходить из классификации социологических знаний по их уровням - конкретно-социологические исследования; теории среднего уровня, изучающие ту или иную социальную подсистему; и общесоциологические теории, объясняющие общество как целостную систему, -> то социология религии относится к числу социологических теорий среднего уровня. Она добывает эмпирические данные, характеризующие религию как одну из социальных подсистем, и, обобщая эти данные, разрабатывает ее теоретическую модель в рамках общесоциологической теории.

Особенность религии как одной из социальных подсистем выразилась в том факте, что на основе анализа религиозного феномена оказалось возможным выявить многие общесоциологические параметры, определить подходы и разработать важнейшие модели, обосновать смену парадигм социального познания. Из истории социологии видно, что такие крупнейшие ученые, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зиммель, Б. Малиновский, выступили в своих работах одновременно и как основоположники социологии в целом, и как родоначальники и классики социологии религии.

Социология концентрируется на социальном «измерении» религии. Социолог должен при этом опираться и на исторические данные, но в отличие от историка его интересуют общие правила, образцы поведения, способы религиозной мотивации, а не то, что составляет неповторимость

той или иной религии. Имея дело с тем, что доступно чувственному восприятию, социолог не включает в религию как предмет социологического анализа сверхъестественное. Он не может удовольствоваться общим впечатлением или теоретическими аргументами в подтверждение, например, тезиса о том, что религиозная вера вызывает и обусловливает нравственное поведение. Только эмпирические данные могут подтвердить или опровергнуть это утверждение, давая возможность построения теоретической модели.

Для социолога религия - совокупность поведенческих актов индивидов и групп, вербальных действий людей и продуктов их деятельности (материальной и духовной), то есть то, что делают или не делают, высказывают или умалчивают люди, их мнения и то, что ими сделано, достигнуто, реализовано в этой их деятельности. Вне поля зрения социологического исследования остается объект субъективного религиозного поведения - бог, а точнее трансцендентное.

Сказанное вовсе не означает, что социология религии занимается только лишь внешней стороной религии, ее внешними проявлениями, фиксирует лишь то, что лежит на поверхности и оставляет вне поля зрения «сущность» религии. Исходя из эмпирических данных, социология и в данной области стремится к познанию реальных, конкретных связей, взаимодействий, институтов, проникая в сущность социальных явлений, постигая их природу, раскрывая до самых первооснов религию как

социальный феномен. Плодотворность социологического анализа религии в значительной мере зависит от того, насколько широко он использует данные, полученные в результате исследования религии другими областями научного знания - историей, антропологией, этнологией, психологиеи, лингвистикои и другими. В свою очередь, социологическая концепция религии способствует развитию исследований в других научных дисциплинах. Так, например, теоретические разработки М. Вебера в области социологии религии оказались весьма важными в экономических исследованиях, для развития теории модернизации, культурологии.

Научное знание о религии само по себе не является ни религиозным, ни антирелигиозным. Среди ученых, успешно работавших и работающих в области религиоведения и социологии религии, есть люди религиозные и нерелигиозные. Однако профессиональные обязательства и этика обязывают их в исследовательской деятельности не переступать границы, отделяющие ученого от религиозного проповедника или атеистического критика религии. М. Вебер считал соблюдение этих обязательств делом «интеллектуальной честности».

Как и любая другая наука, социология религии основывается на «методологическом атеизме», то есть ищет решения своих проблем и объяснения изучаемых ею явлений так, «как если бы бога не было».

Иными словами, социолог не может объяснить существование у индивидов и групп веры в бога существованием бога, «встречей человека с богом» и тому подобным. Социология руководствуется подходом, который Э. Дюркгейм сформулировал следующим образом: социальные феномены должны получить объяснение в социальных категориях.

Социолог использует для анализа религии методы, выработанные и применяемые социологией в исследовании социальных явлений вообще: опрос и статистический анализ; наблюдение и эксперимент; кросс-культурный сравнительный анализ; контент-анализ; анализ письменных источников, исторических документов. Одним из важнейших является метод опроса, который проводится либо в виде стандартизированного интервью, когда вопросы задает интервьюер, либо в форме письмен�