автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Религиозные воззрения в бурятской поэзии XX века

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Дымбрылова, Дарима Чимитдоржиевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Религиозные воззрения в бурятской поэзии XX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Дымбрылова, Дарима Чимитдоржиевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Мифопоэтические и конфессиональные основы бурятской поэзии. $ 1. Мифопоэтические основы бурятской поэзии. $ 2. Конфессиональные основы бурятской поэзии.

ГЛАВА II. Буддийская модель мира и поэзия 60-80-х гг. $ 1. Основные понятия, категории и каноны буддизма в поэзии. $ 2. Медитативное начало в бурятской поэзии.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Дымбрылова, Дарима Чимитдоржиевна

Современная социально-политическая, культурная ситуация сделала возможным изучение и исследование конфессиональных воззрений в литературе и других формах сознания. Как известно, в процессе долгой эволюции народов были сформированы и основные постулаты их религий, в данном случае человеческое сознание имеет дело с тремя мировыми религиями, которые помогали и помогают человечеству возрождаться и совершенствоваться. Выдающийся философ А.Ф. Лосев писал: "Утомленные, подошли мы к XX веку все с тем же вековечным вопросом: Что есть истина? И одного уже этого достаточно, чтобы оправдать тяготение к древним формам философской мысли, к исследованию взглядов на истину там, где она впервые осознавалась из глубин человеческого духа" (1, с.121).

Как известно, литературный процесс развивается в едином методологическом контексте литературно-художественного, общекульторологического, фольклорно-мифологического и религиозного. Так, уже в начале 20-х годов XX века осознавалась мысль о невозможности рассмотрения литературного произведения вне общего контекста культуры. В 1921 году вышла работа Н.И.Конрада "Исэ-моногатари" - лирическая повесть древней Японии", в которой исследователь интерпретировал содержание этого литературного памятника общекультурными традициями китайской культуры, влиянием синтоизма и буддизма. О влиянии на китайскую литературу философских идей конфуцианства писал исследователь данной литературы В.М.Алексеев. Исследование автором произведений Ляо Чжао так и называлось: "Трагедия конфуцианской личности и мандаринской идеологии в новеллах Ляо Чжао" (1934). На современном этапе отечественное востоковедение активно расширяет исследовательские границы, рассматривая художественное произведение в контексте мифологических, религиозных, фольклорных поэтик, а также отдельных проблем культурологии. К примеру, в известных исследованиях Л.М.Ермаковой "Синтоистский образ мира и вопросы поэтики классической японской литературы", К.И.Голыгиной "Даосизм и проза III - IV вв.", В.И.Брагинского "Суфийский символизм корабля и его ритуально-мифологическая архетипика" раскрываются естественные и закономерные связи религиозного и поэтического на уникальных художественных явлениях литературы Японии, Китая и др., опирающихся на глубинные связи этих явлений с традициями синтоизма, даосизма и буддизма.

В бурятском литературоведении в общеметодологическом контексте проблемы буддийских и шаманистских традиций рассматривались в работах А.И.Уланова, С.Ш.Чагдурова, Н.О.Шаракшиновой, занимающихся проблемами эпоса (149;150;157;158;161); работах Ц.-А.Дугар-Нимаева, Б.Д.Баяртуева, Д.Б.Дашиева (124;15;16), рассматривающих взаимосвязи традиций буддизма в бурятской, монгольской, тибетской, индийской литературах. О концепции бытия, особом менталитете героя, обусловленных влиянием конфессиональных факторов писали С.И.Гармаева, М.Ц.Цыренова, Л.С.Дампилова, Е.Е.Балданмаксарова и др.(41;22;71). В этой связи проблемой данного исследования является процесс становления бурятской поэзии XX века и роли и места буддийских воззрений в ней. Научное исследование национальных особенностей художественного мышления в контексте проблем и канонов буддизма позволило сделать объектом нашего исследования тематику «Религиозные воззрения в бурятской поэзии XX века». Актуальность данного исследования обусловлена, таким образом, многими причинами, среди которых хотелось бы выделить наиболее характерные, на наш взгляд, значимые и насущные.

Как мы уже отмечали, осмысление в поэзии конфессиональных традиций до сего времени не исследовано достаточно полно и широко. Нет отдельных монографических исследований по данной проблеме, если не считать работу Л.С.Дампиловой, М.Ц.Цыреновой «Современная бурятская поэзия», посвященную творчеству отдельных поэтов 60-90-х гг., в поэзии которых рассматриваются некоторые шаманистские и буддийские каноны. В этой связи, в своей работе нам пришлось решать комплекс методологических проблем, связанных, с одной стороны, с отсутствием достаточного количества произведений на русском языке, с другой стороны, с качеством имеющихся переводов, что вызвало необходимость подстрочного перевода основного анализируемого материала; другая, не менее сложная проблема была связана с изучением самой эстетики буддизма, содержательности его ведущих канонов и догматов. Наконец, возникала необходимость в стиховедческом обосновании отдельных проблем теории и практики бурятского стиха. Методология исследования основывается на принципах художественно - эстетического, сравнительно - сопоставительного, проблемно -типологического анализа стихотворных произведений, в основном, написанных в период 20-80-х гг. на бурятском языке с их подстрочным переводом автора диссертации. Таким образом, художественное осмысление концепций буддизма в бурятской поэзии исследуется в работе на стихотворных произведениях 20-80 гг. XX в. Ряд объективных и субъективных факторов и причин (атеистическая идеология социалистического реализма и др.) делают не во всем возможным структурно-типологический и аналитический подход к произведениям 20-50-х гг. Вследствие изменившейся общественной ситуации, материал второй главы исследования позволяет шире обращаться, кроме буддийского, еще и к мифологическим и шаманистским воззрениям. Несмотря на то, что религиозные воззрения присутствуют в творчестве многих бурятских поэтов, мы останавливались на тех произведениях отдельных авторов, которые «работали» на нашу типологию, раскрывали ее.

Основной целью работы является изучение процесса творческого осмысления мифопоэтических и конфессиональных основ, буддийских канонов и воззрений поэзией XX века. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

- исследовать нравственно-эстетические и философские истоки религиозного в поэзии; художественные возможности познания мира и человека в поэзии в свете буддийских канонов;

- выявить особенности национального менталитета в поэтическом мышлении, составной частью которого являлось бы религиозное сознание;

- определить специфику национальных проявлений понятий «национально-эстетический идеал», «национальная форма», «национальная картина мира» в произведениях бурятских поэтов, сформированных, в том числе и под влиянием и воздействием шаманистских и буддистских воззрений.

При решении данных научных проблем, как уже было сказано, мы столкнулись с рядом трудностей. Изучение процесса формирования национального идеала в поэзии сделало необходимым создание системы собственных подстрочных переводов, в связи с чем автором было сделано около 400 подстрочных переводов произведений разных бурятских авторов, что позволило осуществить анализ поэтических произведений по возможности объективно и близко замыслу поэта. При этом, когда приходилось иметь дело с имеющимися переводами, сделанными профессиональными русскими перевод-чиками, обнаружилось довольно вольное обращение с текстами оригиналов, что искажало смысл и содержание произведений. Работа оказалась настолько сложной и трудной, что мы не можем поручиться за желаемое качество подстрочников , хотя и стремились понять и передать национальную специфику осмысления буддийских канонов бурятскими поэтами.

Вторая сложность заключалась в знании и познании самого учения буддизма и понимании содержательности его канонов, ритуалов, обрядов, которые зависели и от степени изученности самого учения в науке. Теоретическая разработка проблем буддизма получила достаточное освещение в трудах Р.Е.Пубаева, Б.Д.Дандарона, Н.Л.Жуковской, К.М.Герасимовой, Л.Л.Абаевой, Г.Р.Галдановой и др. (142;122;127;9;78;27;8). Так, работы К.М.Герасимовой посвящены обрядово-ритуальной практике буддизма, Г.Р.Галданова исследует шаманистские и буддийские верования, в статьях Н.Л.Жуковской, Р.Н.Дугарова, Ц.-А.Дугар-Нимаева изучены традиции буддийской мифологии в индийской, монгольской, др. литературах, Л.Л.Абаева раскрывает связи шаманизма и буддизма.

Еще одной проблемой нашего исследования стало обоснование стиховедческой теории и практики бурятского стиха. Как известно, бурятская стиховедческая культура представляет собой определенный синтез традиций многих систем стихосложения (субхашит, индийских, тибетских, монгольских традиций, восточных художественных традиций, японских танка, а также и общеевропейских принципов силлабики и тоники).

Отдавая отчет в возникающих при научном исследовании вопросах и трудностях, автор считает необходимым поставить данную проблему и рассмотреть ее в комплексе формальных и содержательных проблем. Исследовательские трудности были обусловлены и самой природой поэтического: как известно, поэзия из всех родо - жанровых образований нематериальна, поэзия -ускользающая, неуловимая материя; трудности были обусловлены и сложностью самого познания мира национальным сознанием вообще, бурятским - в частности, вследствие слияния культур, цивилизаций, влияния сложных традиций индийской, монгольской, других литератур, особенностями менталитета: «. Но ловятся редко мгновенья - // Бездумной души дуновенья. // Мгновенья те драгоценны, // Но, как все мгновенья,// мгновенны. // Проносятся годы, дряхлеют сердца, // А ловле мгновений не видно конца» (Н. Нимбуев).

Практическое значение диссертации состоит в том, что она позволит расширить представления о специфике национального художественного сознания, об особенностях создания поэтического мира в литературе и в целом - культуре. Материалы и результаты исследования могут быть использованы в работе спецсеминаров и спецкурсов для студентов, включены в программу изучения литературы Бурятии XX века, использованы в дальнейших исследованиях в области поэтики литературы Бурятии.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Религиозные воззрения в бурятской поэзии XX века"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение бурятской поэзии и ее национальной специфики в связи с конфессиональными воззрениями позволило сделать ряд выводов.

В силу геополитического положения России в целом и в частности Бурятии, находящейся на пересечении и стыке двух континентов и культур, возникает необходимость изучения литературы в сложном контексте этнокультуры и мировой культурной и художественной традиций. В то же время необходимо было учитывать и то, что мышление бурятских поэтов формировалось и под воздействием синтеза двух миропониманий - буддизма и шаманизма, вследствие чего методологически объективным представлялось изучение поэзии и их поэтики в контексте двух конфессий. Восточная историческая и культурная парадигма сознания характеризуется одновременным присутствием трех типов мышления: мифологического, религиозного, научного (74). Параллельный тип связи трех видов мышления определил и своеобразное художественное мышление, в котором представлены одновременно нравственно-эстетические, онтологические и национальные картины мира и космоса.

Как известно, в традиционных учениях Востока сущность человека познается изнутри, через сосредоточение на внутреннем мире, что позволяет познавать его природу и выявлять законы человеческого сознания субъективно глубоко и объективно широко. Отсюда, история буддизма - это история мирного сосуществования и с властью (без религиозных войн), и с наукой, и с искусством, и с другими конфессиями. Данная мировоззренческая установка определила и своеобразный тип мышления поэта.

Обращение к религиозным образам, сюжетам, заповедям, отдельным канонам в художественных произведениях позволяет бурятским поэтам осмыслять вопросы добра и зла, истины, жизни и смерти в широком контексте онтологического и нравственно-эстетического. Несмотря на своеобразие каждого бурятского поэта в осмыслении им философско-религиозной проблематики, обнаруживается их преемственная связь между собой, обусловленная вневременным характером нравственных законов религии, в данном случае шаманизма и буддизма.

Бурятская литература XX века с самого начала ее становления зарождалась в русле фольклорных, мифопоэтических и религиозных традиций. Именно с опорой на данные традиции созданы произведения поэтов 20-30-х годов А.Балдаева, С.Туя, Д.-Р.Намжилона, Х.Намсараева и др. Естественно, что творчество данных поэтов повлияло на поэзию и последующих периодов. Так, к образу степи С.Туя восходит типологически сходные образы степных просторов в творчестве Д.Улзытуева, Г.Раднаевой, Б.Дугарова. Первые опыты осмысления мифов, преданий А.Балдаева, С.Туя развились в современных версификациях древних легенд Г.Дашабылова, Ц.-Ж.Жимбиева, Г.Раднаевой и др. Более полную картину переосмысления буддийских мифов мы можем найти в поэзии Б.Дугарова. Жанровые структуры, созданные поэтами 20-х гг. (Д.-Р.Намжилон-поэма и С.Туя-сборник стихов) оказались актуальными жанрами и для последующей поэзии 30-80-х гг.

Несмотря на идеологический диктат и насильственную атеизацию, в произведениях поэтов разных поколений присутствует обращение к обрядово-ритуальной практике, к духовным ценностям религиозного. Поэтические произведения 20-х гг., отражающие конфессиональные мотивы, можно условно разделить на два направления: востребованное идеологизированное (сатирическое обличение) и лирическое эволюционное. Обрядово-ритуальная практика шаманизма и буддизма представлена в произведениях Б.Барадина, Х.Намсараева, др. (20-е гг.), Ц.Номтоева, Ц.Галсанова, Ц.-Д.Дондоковой, Ц,-Б.Бадмаева (30-50-е гг.). В творчестве поэтов 60-80-х гг. религиозные обряды и ритуалы получают метафорическое и философское осмысление. Наше исследование показало, что в творчестве поэтов 20-50-х гг. обращение к буддийским мотивам носит орнаментально-формальный характер, многие из поэтических образов заимствованы, в основном, из фольклора. В последующие же периоды, а именно в 60-80-е гг., как нам удалось показать, трудный процесс возрождения, возвращения к прерванным традиционным звеньям общемонгольской и классической литератур, начинает восстанавливаться.

Буддийские каноны, реализованные в бурятской поэзии, дают основание предполагать о надбытийной природе духовного начала, которое всегда привлекало литературу и способствовало созданию эстетического идеала. Сокровенный и сакральный смысл божественного, присутствующий в любой религии, открывает для поэта возможность видения высшего Бытия, приближая его к гармонии.

Буддийские каноны, предполагающие практику высшей нравственности и духовности, особенно востребованы поэзией 60-80-х годов. Духовная менталь-ность сознания бурятских поэтов находит свое отражение во взглядах и представлениях их лирических героев, которые в произведениях становятся выразителями народной философии, основанной на нравственных принципах буддизма, предполагающих, прежде всего, идею человеческого совершенствования.

Изучение творчества поэтов 60-80-х годов в контексте конфессиональных воззрений позволило нам в определенной степени конкретизировать такие понятия, как «национально-эстетический идеал», «национальная художественная форма», «национальная картина мира». Так, обращение Д. Улзытуева к буддийским канонам, буддийским категориям «карма», «шунья» и др. позволило нам определить и обозначить природу национального эстетического идеала как сложную систему духовно-нравственных исканий национального характера в поэзии. Поэтический опыт Г. Раднаевой, рассмотренный в контексте мифопо-этики, религиозно - философских воззрений, показывает обогащение образной эстетической природы поэзии, расширение природы и понятия ментального в бурятской поэзии. Б. Дугаров в своих произведениях раскрыл нам природу преемственности и особой связи эстетики шаманизма и буддизма в их современной, образной интерпретации. Несмотря на то, что поэзия Н.Нимбуева представлена одним сборником, его духовно-поэтический опыт также обогащает специфику национального. Поэтом предпринята попытка синтезирования своих художественных моделей на стыке двух культур и двух ментальностей, азиатского и европейского, что очень актуально сегодня в силу востребованности идеи евразийства, интеграции и компаративистики. Поэтический опыт в освоении буддийских воззрений таких поэтов, как Л. Тапхаев, Ж. Юбухаев показывает, что чем дальше мы уходим от этнокультурных реалий жизни, тем большую образность приобретают они, и тем большим философским смыслом наполняют их поэты.

Буддийские воззрения, таким образом, являются факторами обогащения лиризма, философичности, глубины поэзии и ее эстетического идеала. Одним из основных художественных компонентов буддийской модели мира выступает в бурятской поэзии, как нам удалось выявить, медитативное начало. Буддизм во многом способствовал формированию пафоса и ведущих компонентов поэтики бурятской литературы, проявлению ее гуманизма.

По определению Л.Гумилева нравы и обычаи этноса «складываются в процессах приспособления к среде географической и социальной» (48). Так, конфессиональные начала особым образом, специфически, преломляются в творчестве поэтов горных, степных геоландшафтов, которые влияют, как нам кажется, и на образную природу их поэтического творчества. У лирических героев поэтов Д.Улзытуева, Г.Раднаевой (степь) мироощущение более приближено к буддийскому, тогда как лирические герои Б.Дугарова, Л.Тапхаева, Ж.Юбухаева (поэты горных краев) приемлют и шаманистские и буддийские воззрения.

Исследование специфики национальной поэзии, осуществленное в данной работе, позволит, как нам кажется, конкретизировать в дальнейшем такие назревшие в бурятском литературоведении проблемы и понятия, как «литература Бурятии», «бурятская литература», «русскоязычная литература Бурятии» и «русская литература Бурятии».

В своем исследовании мы работали, в основном, с понятием «бурятская литература» - художественными произведениями, созданными поэтами - буря

136 тами по национальности, что не противоречило нашему обращению и к творчеству бурятских поэтов, пишущих на русском языке - Солбонэ Туя, Баиру Дуга-рову, Намжилу Нимбуеву, лирика которых гармонично и естественно вписывается в нашу концепцию буддийского мира. Это дает нам основание для постановки в бурятском литературоведении в будущем принципиально важной научной проблемы - роли религиозного фактора в поэтическом мышлении, где бы автор-носитель конфессии создавал образную картину мира на языке не своего этноса.

Наше исследование позволило придти и к более общим выводам об актуальных проблемах свободы и несвободы личности в современной общественной ситуации. Так, поэтический поиск смысла жизни в соответствии с религиозными канонами буддизма, приводящий к необходимости нравственного самосовершенствования и приближения к гармонии, ведет человека к истинной свободе.

 

Список научной литературыДымбрылова, Дарима Чимитдоржиевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1.Базарон Б. Зургаанай зам: шулэгууд, баснинууд, поэмэнууд, очеркнууд, пьесэнууд. Хэжэнгэ, 1997.

2. ЮЗ.Банзаров Д. Собрание сочинений. М., 1955.

3. Базар Барадин: жизнь и деятельность. Сб. Статей. Улан-Удэ, 1993.

4. Ю5.Батожабай Д. Похищенное счастье. Роман в 3-х кн. Кн.2. Улан-Удэ,1963.

5. Юб.Баторов П.П. О происхождении мира по сказаниям СевероБайкальских бурят (аларский вариант) // Бурятиеведение- 1928,- №4.

6. Баяртуев Б.Д. Проблемы периодизации бурятской литературы дооктябрьского периода // Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона. Материалы Межд.научно-практ.конф. Улан-Удэ, 1999.

7. Брагинский В.И. Проблемы типологии средневековых литератур Востока. М., 1991.

8. Брагинский В.И., Семенцов В. Введение. Проблемы традиций, нетрадиционности и традиционализма в литературах Востока// Художественные традиции литератур Востока и современность: ранние формы традиционализма. М., 1985.

9. Буддизм и литературно-художественное творчество народов Центральной Азии. Новосибирск, 1985.

10. Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии. Улан-Удэ, 1981.

11. Буддийская живопись Бурятии. Улан-Удэ, 1995.

12. Бурятские летописи. Улан-Удэ, 1995.

13. Васильев В.П. Буддизм, его догматы, история и литература. Ч.Ш. СПб., 1869.

14. Вдовин И.С. Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири. Л.,1979.

15. Пб.Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

16. Взаимодействие литератур народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1983.

17. Гачев Г.Д. О национальных картинах мира// Народы Азии и Африки. 1967, №1.

18. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 1968.

19. Дагданов Г.Б. Влияние чань-буддизма на творчество танских поэтов. Дисс. . к.ф.н. М., 1980.

20. Дампилова Л.С. Восточные художественные традиции в современной бурятской поэзии. Дисс. . к.ф.н. Улан-Удэ, 1997.

21. Дандарон Б.Д. Теория шуньи у мадхьямиков// Тибетский буддизм. Теория и практика. Новосибирск, 1995.

22. Двенадцатый Тай Ситупа. Относительный мир, абсолютный ум. М., 1997.

23. Дугар-Нимаев Ц.-А. Источники по истории бурятской литературы. Улан-Удэ, 1986.

24. Дылыкова B.C. Тибетская литература. М., 1985.

25. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л., 1979.

26. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М., 1977.128,Зелинский А.Н. Идея космоса в буддийской мысли// Страны и народы Востока. Вып.ХУ. М., 1973.

27. История советской многонациональной литертатуры в 6-ти т. М., 1970-1974.

28. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1966.

29. Кочетов А.Н. Ламаизм. М., 1973.

30. Литература и современность. Улан-Удэ, 1978.

31. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.,1972.

32. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.

33. Моуди Р. Жизнь после смерти// Восток и Запад о жизни после смерти. СПб., 1993.

34. Найдаков В. Там, где плещет Байкал. М., 1979.

35. Нацов Г.-Д. Материалы по ламаизму в Бурятии. Улан-Удэ, 1998.

36. Новые тенденции в современной литературе Бурятии. Улан-Удэ,1988.

37. Паликова А. Очерки русской поэзии Советской Бурятии (19171977). Новосибирск, 1982.

38. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Д., 1976.

39. Пропп В. Фольклор и действительность. М., 1976.

40. Пубаев Р.,Е Семичев Б. Происхождение и сущность буддизма-ламаизма. Улан-Удэ, 1960.

41. Розенберг О.О. Проблемы буддийской философии. СПб., 1918.

42. Сагалаев A.M. Ламаистские элементы в мифологии и традиционных культах алтайцев. Дисс. . к.и.н. Л., 1980.

43. Соколова З.П. Культ животных в религиях. М., 1972.

44. Тибетская книга мертвых. Перевод с англ. Е.Цветков. М., 1992.

45. Топоров В.Н. Дхаммапада и буддийская литература// Дхаммапада. СПб., 1993.

46. Туденов Г.О. Бурятское стихосложение. Ритмическая организация бурятских стихов. Улан-Удэ, 1958.

47. Уланов А.И. Бурятский героический эпос. Улан-Удэ, 1963.

48. Уланов А.И. Об отношении литературы к народному творчеству // Бурятский фольклор и литература. Улан-Удэ, 1953.

49. Фоменко И.В. Поэтика лирического цикла. Дисс. . д.ф.н. Калинин,1989.

50. Хамгашалов A.M. Опыт исследования Бурят-монгольского стихосложения. Улан-Удэ, 1949.

51. Хамгушкеева М.М. Жизнь как молния (О поэзии Намжила Ним-буева)// Земли моей молодые голоса. Улан-Удэ, 1981.

52. Халзанов Б. Младшему брату. Стихотворения. Перевод с бур. О.Шестинский. М., 1987.

53. ХамгушкееваМ.М. Дондок Улзытуев. Улан-Удэ, 1996.

54. Цыбиков Г.Ц. Шаманизм у бурят-монголов // Бурятиеведение-1928,-№4.

55. Чагдуров С.Ш. Поэтика Гэсэриады. Иркутск, 1993. 158.Чагдуров С.Ш. Происхождение Гэсэриады. Новосибирск, 1980.

56. Шагдаров Л.Д. Изобразительные слова в современном бурятском языке. Улан-Удэ, 1962.

57. Шагдарова Д.Л. Бурятский художественный перевод.Улан-Удэ,1995.

58. Шаракшинова И.О. Героико-эпическая поэзия бурят. Иркутск,1987.

59. Энциклопедия восточного символизма. Сост. Вильяме К. Перевод с англ. М., 1996.

60. Юнг К. Современность и будущее. Минск, 1992.

61. Lambert Schmithausen. The Problem of the Sentience of Plants in Earliest Buddhism. Tokyo, 1991.

62. Amy Heller. Mongolian mountain deities and local gods: examples of rituals for their worship in Tibetan language// Reflections of the mountain Essays on the history and social meaning of the mountain cult in Tibet and the Himalaya. Wien, 1996.