автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.19
диссертация на тему: Репрезентация абстрактных объектов в философском и философско-художественном дискурсах
Полный текст автореферата диссертации по теме "Репрезентация абстрактных объектов в философском и философско-художественном дискурсах"
На правах рукописи
ИВАНОВА Светлана Сергеевна
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ АБСТРАКТНЫХ ОБЪЕКТОВ В ФИЛОСОФСКОМ И ФИЛОСОФСКО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ
ДИСКУРСАХ
(на материале польскоязычных текстов Лешека Колаковского, Барбары Скарги, Чеслава Милоша)
Специальность 10.02.19.-теория языка
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук
2 О Ш)И 2013
005062222
Пермь-2013
005062222
Работа выполнена на кафедре общего языкознания ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
Доктор филологических наук, доцент Бразговская Елена Евгеньевна (ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»)
Доктор филологических наук, профессор Нестерова Наталья Михайловна (ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический
университет»)
Кандидат филологических наук, доцент Бабанов Андрей Владимирович (ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»)
ФГБОУ ВПО «Башкирский
государственный университет»
Защита состоится 25 июня 2013 г. в 11 ч. часов на заседании диссертационного совета Д 212.189.11 в ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» по адресу: 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15, зал заседаний Ученого совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» по адресу: 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15.
Автореферат размещён на сайте ВАК http://vak.ed.gov.ru и ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» http://psu.ru.
Автореферат разослан «_» мая 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
доктор филологических наук, —?_____
профессор —-С-;^?^* У С. Л. Мишланова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Диссертационное исследование посвящено анализу способов языковой репрезентаций абстрактных объектов в философском и философско-худржественном дискурсах.
Актуальность работы определяется интересом современных гуманитарных дисциплин к проблемам репрезентации мира, эпифании как явленности мира человеку (Х.У. Гумбрехт), в частности, к проблемам репрезентации абстрактных объектов. Познавая мир, человек обращает силу своего интеллекта к открытию законов не только физической реальности, но и миров иной онтологии: ментального пространства и возможных (текстовых) миров. Объекты этих миров (например, вечность, ничто, Бог) обладают идеальной природой, то есть являются абстрактными объектами. С лингвистической точки зрения, существование абстрактных объектов поддерживается лишь их языковой репрезентацией. В свою очередь, характер репрезентации абстракций (в языке и тексте) предопределяет возможности познания такого рода сущностей.
Актуальным является и обращение к лингвосемиотическому анализу философских текстов, где знаки абстрактных объектов выполняют стилеобразующую функцию. И философия, и лингвистика поднимают вопрос о необходимости системного изучения стилистики философских текстов. Такого рода исследования опубликованы лингвистами (Н.М. Азарова), историками философии (Н.С. Автономова), наконец, самими философами (В.В. Бибихин). Как ни парадоксально, но философы, говоря о необходимости изучать язык философии, обращаются к анализу самих абстракций, а не способов их репрезентации в философском тексте.
Объектом диссертационного исследования являются представления об абстрактных (идеальных) сущностях, а его предметом - способы репрезентации абстрактных объектов в философских и философско-художественных текстах.
Цель нашего исследования заключается в выявлении механизма репрезентации абстрактных объектов в текстах, принадлежащих философскому и философско-художественному дискурсам (в сопоставительном аспекте). Для осуществления поставленной цели следует решить систему частных задач:
1. Охарактеризовать ключевые понятия исследования: «репрезентация», «абстрактный объект», «знак абстрактного объекта», «философский дискурс», «философско-художественный дискурс».
2. Описать инвариантный механизм репрезентации абстрактных объектов в философском и философско-художественном дискурсах.
3. На основании логико-семантического и семиотического анализов выявить различия в способах репрезентации абстракций в философских и философско-художественных текстах, определяя степень референциальной прозрачности знака абстрактного объекта (степень экспликации представления об абстракции), возможность интерпретации знака в антропоморфном измерении и др.
4. Определить возможности сохранения системы номинаций абстрактных объектов (философских терминов) в процессе перевода.
Для выполнения задач и достижения цели исследования применяется комплекс исследовательских методов и приёмов. Основным методом был избран метод логико-семантического анализа языка, позволяющий выявить механизм репрезентации абстрактных объектов. Референциалъный анализ позволяет определить степень референциальной прозрачности / непрозрачности знака абстрактного референта. Метод семиотического анализа даёт возможность актуализировать характер замещения знаком абстрактного референта (по иконическому или символическому типам). С целью выявления различий в способах репрезентации абстрактных объектов в философском и философско-художественном дискурсах применялся метод сопоставительного лингвостилистического анализа. Для отбора материала использовался приём сплошной выборки (сплошной выборке подвергались контексты, содержащие имена абстрактных объектов).
Диссертационное исследование выполнено в междисциплинарной парадигме. Теоретической базой исследования стали работы в области:
- теории референции, логического анализа языка (Н.Д. Арутюнова, Е.Е. Бразговская, Р. Карнап, У. Куайн, Г. Кюнг, Дж. Лайонз, М.В. Лебедев, Л. Линский, Е.В. Падучева, В.В. Петров, М.В. Попович, Дж. Серл, Е.Д. Смирнова, Ю.С. Степанов, Г. Фреге, Я. Хинтикка, В.В. Целищев, В.З. Черняк и др.);
, — семиотики (В.Н. Агеев, Е.Е. Бразговская, А. Соломоник, У. Эко и др.);
- грамматической семантики (Ю.Д. Апресян, Т.В. Булыгина, Л.М. Васильев, В.Г. Гак, A.A. Уфимцева и др.);
- теории номинации (А.Ф. Журавлёв, М.Э. Рут, Б. А. Серебренников и др.);
- стилистики философского дискурса (Н.С. Автономова, Н.М. Азарова, В. В. Бибихин и др.);
- стилистики философско-художественного дискурса (Н. М. Азарова, Э.А. Бальбуров, A.C. Колесников, И. Смирнов и др.).
Новизна работы заключается в том, что в ней впервые осуществлён анализ способов языковой / текстовой репрезентации абстрактных объектов в философском и философско-художественном дискурсах. Методология этого анализа основана на логико-семантических операциях номинации, предикации, локализации.. Способы репрезентации абстракций рассматриваются как языковые игры философов. Такой анализ является принципиально новым в области изучения индивидуальных стилистических стратегий в философском дискурсе.
Новизна работы связана также с исследуемым материалом. Для анализа избираются тексты польских философов (Лешека Колаковского, Барбары Скарги), практически не известные в отечественном гуманитарном пространстве. Причины такого положения дел кроются, главным образом, в отсутствии переводов данных текстов на русский язык. Поэтому можно говорить о том, что реферируемая диссертационная работа служит, в частности, целям введения текстов польской философии в сферу отечественной гуманитарной мысли.
Теоретическая значимость работы состоит в расширении представлений о процессе языковой репрезентации. В работе показывается, что процесс репрезентации абстрактных объектов протекает как их одновременное лингвосемиотическое «конструирование» в пространстве создаваемого текста. Теоретически значимым является описание способов репрезентации абстрактных объектов в философском и философско-художественном дискурсах.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования его результатов в ходе интерпретации и перевода философских и философско-художественных текстов, при разработке программ машинного реферирования философских текстов. Помимо этого, результаты исследования могут быть использованы в преподавательской практике в качестве материалов для курсов по общему и славянскому языкознанию, семиотике, спецкурсов по языку философии, филологическому анализу текста, славянским литературам.
Материал исследования. Для анализа были взяты тексты, принадлежащие философскому и философско-художественному дискурсам, где имена абстрактных объектов выполняют стилеобразующую и сюжетообразующую функции: функционируют в качестве терминов, становятся «персонажами» текстов. Исследование проводилось на материале польскоязычных текстов, принадлежащих второй половине XX века:
- в качестве философских текстов рассматривались трактат Лешека Колаковского «Horror metaphysicus» и работа Барбары Скарги «Kwintet metafizyczny». Оба текста не переведены на русский язык;
- в качестве философско-художественных текстов анализировались стихотворные и эссеистические тексты Чеслава Милоша. С целью выявления условий для сохранения философской терминосистемы в переводе рассматривался «Теологический трактат» Ч. Милоша в переводах А. Ройтмана и Н. Горбаневской.
Сплошной выборке подлежали контексты с именами абстрактных объектов. Число таких контекстов насчитывает 3817. На основании выборки контекстов был составлен перечень имён (знаков) абстрактных объектов (он включает 78 единиц).
Положения, выносимые на защиту:
1. Способы репрезентации абстрактных объектов в философском и философско-художественном дискурсах различны. Различия заключаются в семантике предикатов, приписываемых к именам абстракций, а также в способах локализации абстрактных объектов в тексте. В философском дискурсе референт знаков абстрактных объектов остаётся «непрозрачным» (У. Куайн). К имени абстракции приписываются, по преимуществу, внешние (например, экзистенциальные) предикаты. Философы интерпретируют знаки абстрактных объектов через интертекстуальные отсылки к текстам других философов, а также «объясняя» философский термин через знаки той же терминосистемы. В философско-художественном дискурсе к именам абстрактных объектов приписываются предикаты со значением свойств вещей физической
реальности. Здесь происходит локализация абстракций не только относительно текстов культуры, но и по отношению к точкам времени, пространства и субъекту речи в текстовом (возможном) мире. В итоге, репрезентация абстрактного объекта получает антропоморфную составляющую.
2. Анализ операций номинации, предикации и локализации выводит нас на характеристику семиотического способа отображения абстрактного объекта. В философских текстах имя абстрактного объекта функционирует как символический знак с вероятностным спектром значений. Напротив, в философско-художественном дискурсе символ приобретает иконический компонент. Отображение по иконическому типу позволяет «визуализировать» абстрактный объект, в определённой степени сделать его доступным для интерпретации.
3. Интерпретация знаков абстрактных объектов в философских и философско-художественных текстах носит вероятностный характер. В философском тексте такие знаки обладают высокой степенью энтропийности. В философско-художественном тексте степень их энтропийности частично уменьшается за счёт создания метафорического образа абстракции.
.4. Основные сложности, связанные с переводом знаков с абстрактными референтами, касаются возможности / невозможности сохранения морфологической формы репрезентации и контекстуального окружения имени абстракции (семантики приписанных предикатов).
Апробация работы. Результаты исследования нашли отражение в одиннадцати докладах, прочитанных на всероссийских и международных научных конференциях в г. Перми (2008, 2011, 2012), г. Санкт-Петербурге (2010), г. Минске (2010), г. Москве (март 2011, декабрь 2011), г. Нижнем Новгороде (2012), г. Чите (2011,2012), г. Екатеринбурге (2013).
Ключевые положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры общего языкознания Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Результаты исследования представлены в 11 публикациях, 3 из которых включены в издания, рекомендованные ВАК для публикации результатов диссертационного исследования.
Поставленные цели и задачи определили структуру диссертационной работы. Она состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованной литературы (318 источников, из них 37 на английском и польском языках), Списка словарей, Списка текстов, послуживших материалом для анализа, Списка условных сокращений, Приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность работы, определяются предмет, цель и задачи исследования, раскрывается теоретическая значимость, новизна и практическая ценность работы, указываются методы исследования, аргументируется выбор материала, формулируются положения, выносимые на защиту.
В Главе I «Проблема репрезентации абстрактных объектов в современных гуманитарных исследованиях» определяется понятие репрезентации; рассматриваются стратегии изучения абстрактных объектов в различных научных областях (философской метафизике, логике, теории референции, семиотике, лингвистике); производятся теоретические обоснования анализа репрезентации абстрактных объектов в философском и философско-художественном дискурсах.
В разделе 1.1. «Языковая репрезентация мира» показывается, что репрезентация есть семиотический процесс, в ходе которого происходит представление объектов действительности в знаках. В результате соотнесения знаков и объектов действительности между языком и миром устанавливается относительный изоморфизм (В.П. Руднев).
Язык способен отображать объекты (реалии) различной онтологической природы. С одной стороны, это натурфакты и артефакты, доступные эмпирическому восприятию. С другой стороны, это объекты, которые можно постичь лишь разумом: они обладают идеальной недискретной природой и не доступны в рамках эмпирического опыта человека. Таковы, например, добро, Абсолют, вера, красота, Бог, Ничто. В рамках данной работы эти объекты обозначены нами как абстрактные.
Мы исходим из семиотического положения о том, что в процессе языкового отображения абстрактные объекты замещаются своими знаками. В процессе отображения абстрактных сущностей реализуется положение esse est representan: существовать - значит быть представленным, репрезентированным средствами языка. Отображение абстрактных референтов, отсутствующих в эмпирическом опыте, происходит как процесс их «создания», «конструирования» в языке / тексте.
В разделе 1.2. «Аспекты изучения абстрактных объектов в гуманитарных исследованиях» представлены аспекты анализа абстрактных объектов в таких сферах знания, как философия, логика, логическая семантика и семиотика, лингвистика.
В философии ставится вопрос об онтологической природе абстрактных объектов. Со времён Средневековья философия обсуждает вопрос о том, где и как-существуют так называемые универсалии (качества, свойства, отношения, мыслимые как особые «предметы») (Жильсон 2004). Вне зависимости от занимаемой по этому вопросу позиции можно говорить о том, что существование абстракций эмпирически непроверяемо. Эти «идеальные сущности» функционируют для нас на «пределе непостижимости», в «лоне чистой Мыслимости», но при этом являются «конструктами знания» и основанием человеческого мышления (Делёз, Гваттари 1998: 13).
В логике абстрактные объекты понимаются как «создания мысли, идеальные объекты» (Войшвилло 2009: 97), возникающие в результате абстрагирующей деятельности человеческого мышления. Например, это качества, свойства, отношения конкретных предметов, взятые вне своих непосредственных носителей (белизна как таковая, движение как таковое и др.). Для логики • такого рода объекты - это одновременно и результат
абстрагирующих операций (отвлечения от предметов физического мира), и инструмент абстрагирования и категоризации (Войшвилло 2009; Горский 1967).
Логическая семантика (логический анализ языка) и семиотика сосредоточивают внимание на проблемах референции к объектам ментальных миров (абстрактным объектам). Здесь внимание исследователей обращено не на сам абстрактный объект, а на репрезентирующий его знак. Обсуждаются вопросы, затрагивающие природу знака абстрактного объекта (индивидное имя), протяжённость его экстенсионала, вопрос об истинности высказываний, содержащих имена абстракций, возможности верификации высказываний (текстов), где имена абстракций выполняют функцию стилистической доминанты (Лайонз 2010; Эпштейн 2001). Анализ знаков абстракций в рамках ° логической семантики, по существу, находится еще в начальной стадии.
Лингвистика обращается к проблемам грамматической репрезентации абстрактных сущностей. Здесь производится классификационное упорядочение знаков, обозначающих идеальные сущности, с точки зрения их семантики, функций и способов морфологического отображения (Есперсен 2006; Кубрякова 2012; Уфимцева 1978; Чернейко 2010).
В разделе подчёркивается, что механизм и способы репрезентации абстрактных объектов остаются «белым пятном» в современных гуманитарных исследованиях.
В разделе 1.3. «Общая характеристика философского и философско-художественного дискурсов» представлена общая лингвостилистическая характеристика соответствующих дискурсов. Дискурс в нашей работе понимается как совокупность тематически соотнесенных текстов. Философский дискурс — это совокупность текстов, обращенных к анализу онтологических вопросов о сущности мира, о месте человека в мире. Философско-художественный дискурс понимается как пространство текстов, демонстрирующих художественное отображение философской проблематики. Это креолизованный тип дискурса, возникающий в результате конвергенции философского и художественного дискурсов и объединяющий их семиотический потенциал.
В разделе 1.4. «Инвариантные основания репрезентации абстрактных объектов в Философском и философско-художественном дискурсах» описывается общий механизм репрезентации абстрактных объектов. В его основу полажены три универсальные логико-семантические операции, приводящие в действие языковую систему: номинация, предикация, локализация (Ю.С. Степанов). Операции номинации, предикации и локализации соотносимы с тремя измерениями семиозиса - семантикой, синтактикой, прагматикой (Ч.У. Моррис) - и лежат в основании любого знакового процесса, в том числе, в основании механизма репрезентации абстрактных объектов.
Целью и результатом номинации является наделение абстрактного объекта именем. Благодаря этому абстрактный объект, «заключенный» в знак, становится персонажем текстового мира и объектом изучения.
. Номинация - это начальный этап репрезентации. Собственно репрезентация происходит в результате отображения свойств абстрактного объекта, его отношений с другими объектами. За отображение свойств и отношений в языке отвечают особые знаки - предикаты. Операция приписывания предикатов к имени абстрактного объекта есть операция предикации. Анализируя семантику предикатов, приписываемых в тексте к именам абстрактных объектов, мы можем извлечь информацию о том, как именно проявляет себя объект, и, исходя из анализа таких проявлений, ответить на сложный гносеологический вопрос: что же он собою представляет (Чернейко 1995: 76). Вслед за Г. Фреге, мы выделяем внутренние предикаты (знаки для обозначения .свойств и качеств объекта) и внешние предикаты (знаки, эксплицирующие отношения между двумя и более объектами) (Фреге 2000).
• Локализация понимается в данной работе как конечный этап репрезентации — процесс «размещения» абстрактного объекта в текстовом мире относительно: а) точки времени, б) точки пространства, в) субъекта речи, г) других текстов культуры; д) относительно знаков других абстракций в рамках того же текста.
«Доступность» абстрактных объектов обеспечивается исключительно их языковой / текстовой репрезентацией. Процесс репрезентации абстракций сопровождается их одновременным «конструированием» в пространстве философского и философско-художественного дискурсов. По существу, это положение отменяет философский спор об онтологическом статусе абстрактных объектов.
В Главе II «Функционирование имён абстрактных объектов в философском и философско-художественном дискурсах» описывается механизм репрезентации абстрактных объектов в обозначенных дискурсах.
Раздел 2.1. «Предварительные замечания: материал и методология исследования» носит вводный характер. В разделе отмечается новизна материала: для анализа избираются польскоязычные философские тексты Барбары Скарги и Лешека Колаковского, не переведенные на русский язык, не становившиеся предметом анализа отечественной философии и филологии. В пространстве польскоязычной лингвистики также отсутствуют работы, раскрывающие лингвостилистические особенности данных текстов.
Что касается текстов Ч. Милоша, то отметим, что они изучаются, по преимуществу, в литературоведческом ключе. Внимание как зарубежных, так и отечественных специалистов обращено к сюжетно-композиционной организации текстов польского поэта, их жанровой специфике, тематике (Е. Баш^ка, Б. Вагапсгак, Е. В1епко\Узка, А. Бгапазгек, Я. ОогсгупБка, В. СгосЫа, I. СхгшЫпзка-Сггозз, А. БЫ, Т. Т^гауешэкл, А. Коэтэка, Т. Уепс1о\уа, М. га1ез1а, Я. • Блонский, В. Бриташинский, Б. Дубин). Лингвосемиотическому исследованию текстов Милоша посвящена серия работ Е. Е. Бразговской. В этих работах освещаются вопросы о соотношении знака и вещи в поэтической онтологии Ч. Милоша, стратегия сущностного именования, возможности художественной (образной) репрезентации вопросов философии языка. Однако
способы репрезентации абстрактных объектов в текстах Ч. Милоша до настоящего момента не становились предметом научного анализа.
' В разделе представлены критерии выделения знаков абстрактных объектов. В рамках диссертации знаки абстрактных объектов (вечность) отделяются от знаков, референтами которых становится представление о классе дискретных объектов (бабочка как таковая). Для выделения собственно абстрактных объектов использовались следующие параметры: а) онтологические характеристики референта (идеальная природа); б) характер экстенсионала (в качестве экстенсионала выступает недискретная сущность, а не класс однородных объектов).
Исходя из данных параметров, в анализируемом корпусе текстов нами установлены следующие классы абстрактных объектов (и замещающих их знаков):
- качества, свойства, отношения предметов, абстрагированные от своих носителей и мыслимые как самостоятельные субстанции, например: dobro — добро, zio - зло, prawda — истина, fakz - ложь;
- феномены психического мира человека, например: dusza - душа, ратщс
- память, umysl - разум;
- универсальные категории мироздания, например: Absolut - Абсолют, Nie
- Ничто, wszechswiat - вселенная, Bóg - Бог.
В разделе дан пошаговый алгоритм анализа способов репрезентации абстрактных объектов, основанный на операциях номинации, предикации, локализации.
В разделе 2.2. «Номинация как способ репрезентации абстрактных объектов» анализируются способы номинации абстрактных объектов в философском и философско-художественном дискурсах. Здесь рассматриваются: а) место имён абстракций в логико-семантической классификации; б) морфологическая природа номинаций абстрактных объектов.
' Установлено, что знаки абстрактных объектов - это индивидные имена, обозначающие сшпулярные объекты: Absolut — Абсолют, Nie — Ничто, Bóg — Бог и др. В отдельную группу мы выделяем знаки, занимающие пограничное положение между именем и предикатом. Таковы знаки опредмеченных свойств и качеств: piqkno - красота, dobro - добро, harmonía - гармония и др..
Логико-семантический анализ задействуется далее в описании семантики знаков абстрактных объектов и их синтаксических характеристик. Для уточнения этих же характеристик использовалась и морфологическая классификация знаков абстрактных объектов, которая выстраивается исходя из частеречной принадлежности знаков. С точки зрения морфологии, в качестве инструментов номинации выступают:
- имена существительные: Tyïko wtedy zblizymy siq do dobra, gdy dusza siq oczysci i cala'siq odda dzialalnoici umyslu - Только тогда мы приблизимся к добру, когда душа очистится и обратится к деятельности разума (Skarga 2005: 140);
- глагольные имена. В польской грамматике термин «глагольное имя» обозначает языковую сущность, передающую действие как процесс, безотносительно к субъекту действия и времени его совершения (Doroszewski 1967: 222). Глагольное имя совмещает морфологические признаки имени и глагола: Ksiqza nauczali о zbawieniu i potqpieniu, mnie nie о tym teraz nie jest wiadomo - Ксёндзы учили, что есть спасение и осуждение, мне ничего теперь об этом не известно (Milosz 2011: 1222);
- субстантивированные прилагательные: Okazuje siq tutaj sprzecznosc pomiqdzy szczegàlnym i ogôlnym - Здесь проявляется противоречие между частным и общим (Milosz 2011: 495);
- субстантивированные наречия: A wiqc punkt nie jest czqsciq ruchu ani „teraz" nie jest czqsciq czasu - А значит, точка не является компонентом движения, как и «сейчас» не является компонентом времени (Skarga 2005: 47);
- местоимения, функционирующие в качестве именных знаков: Relacja, w ktôrej Ja spotyka Ту, staje siq zrodiowym miejscem i zrodiowym warunkiem pojawienia siq etyki - Отношение, в котором Я встречается с Ты, становится точкой отсчёта и условием возникновения этики (Skarga 2005: 116);
- бытийный глагол, который, претерпевая субстантивацию, способен выполнять синтаксическую функцию дополнения: Во przychodzimy stamtqd, gdzie nie ma jeszcze podzialu <...> na jest, bqdzie i bylo - Ибо мы приходим оттуда, где ещё нет разделения на <...> есть, будет и было (Milosz 2011:1218);
- служебные части речи (предлоги, частицы), претерпевшие в анализируемых текстах субстантивацию и способные выполнять функцию подлежащего: A oni wiasnie zajmowali siq tym, со zaszlo w ionie Bôstwaprzed tym blyskiem, czyli jak pojawiio siq Так i Nie - А они размышляли о том, что произошло в лоне Божества перед этой вспышкой, или как возникло Да и Нет (Milosz 2011: 1264).
Можно говорить о том, что непредметные референты, облекаемые в морфологическую форму имён существительных и других (субстантивированных) частей речи, претерпевают реифицикацию, приобретают характер субстанции. Возможность опредмечивания идеальных, недискретных феноменов с помощью грамматических средств языка свидетельствует об относительности онтологической категоризации мира, в частности, об условности демаркации субстанциальных и несубстанциальных его элементов.
В разделе отмечается, что в анализируемых текстах преобладают узуальные номинации абстрактных объектов, однако встречаются и случаи окказиональных номинаций. Примером последней может служить существительное sroezose («сорочесть»), созданное Ч. Милошем. Оно образовано от польского существительного sroka (сорока) при помощи суффикса -osé. Это имя универсалии, говорящее о специфике «бытия сорокой»; к этой универсалии восходит каждая конкретная птица данного вида: Skrzeczala sroka i môwitem: sroezose, czymie jest sroczoiâ?- Прокричала сорока, и я сказал себе: сорочесть, что же такое сорочесть? (Milosz 2011: 466).
Анализ показал, что на этапе номинации отсутствуют принципиальные различия в способах репрезентации абстрактных объектов в философском и философско-художественном дискурсах. Лингвостилистические различия в способах репрезентации абстрактных объектов обнаруживаются на последующих этапах - предикации и локализации.
В разделе 2.3. «Предикация как способ репрезентации абстрактных объектов» анализируется семантика и функции предикатных знаков (классов внешних, внутренних и промежуточных предикатов), приписываемых к именам абстрактных объектов в философском и философско-художественном дискурсах. На основании этого анализа проводится разграничение способов репрезентации абстрактных объектов в указанных дискурсах. Анализируются примеры на каждую из групп предикатных знаков, указывается их роль в репрезентации / конструировании образа абстракции.
Среди внешних предикатов выделяются следующие подклассы: а) бытийные предикаты, б) предикаты, обозначающие процессы создания / уничтожения чего-либо, в) предикаты, обозначающие движение, г) предикаты, эксплицирующие тактильное / визуальное восприятие, д) предикаты, репрезентирующие сходство объектов.
В процессе репрезентации абстракгаых объектов, прежде всего, необходимо обозначить сам факт их существования в текстовых мирах, созданных философами и поэтом. Эту функцию берёт на себя экзистенциальный (бытийный) предикат: Wiadomo tylko, ze jest grzech i jest кага - Известно только, что есть грех и есть наказание (Milosz 2011: 1112). В роли бытийного предиката может выступать и целостное контекстуальное окружение имени (знака) абстрактного объекта. Включая имя абстракции в текст, делая абстракцию предметом высказывания, мы тем самым постулируем её присутствие, по крайней мере, в текстовом мире. В философском дискурсе данный подкласс превалирует среди внешних предикатов (81 %).
К подклассу экзистенциальных предикатов примыкают предикатные знаки, эксплицирующие процессы создания / уничтожения: Fizycy, ktörzy möwiq nam obecnie, iz wszechSwiat wyionil sie z bezczasowego i bezprzestrzennego stanu, zdajn siq potwierdzac to przekonanie - Физики, которые говорят нам сейчас, что вселенная возникла из состояния, где не было ни времени, ни пространства, помогают подтвердить это убеждение (Kolakowski 1999: 259); Ich nieporöwnana dzielnoSc, ofiarnoüi, oddanie przemineb razem z nimi, i nikt о nich nie wie - Их неповторимые мужественность, жертвенность, открытость исчезли вместе с ними, и никто о них не знает (Milosz 2011:1236).
В анализируемых текстах выделены предикаты, отображающие процессы движения, перемещения в пространстве, а также визуальное / тактильное восприятие. Данные подклассы предикатов характерны, в большей степени, для философско-художественного дискурса, нежели для философского (2 % от общего числа внешних предикатов в философском дискурсе, 17 % - в философско-художественном).
В философских текстах представлены единичные случаи приписывания к именам абстракций предикатов, эксплицирующих движение: Nasz czas piynie inaczej - Наше время течёт иначе (Skarga 2005: 71).
Напротив, в философско-художественных текстах данный подкласс предикатов представлен более широко. Так, у Ч. Милоша nicosé peknie — несуществование ползёт (Milosz 2011: 1028), Dusza odrywa sie od ciala i szybuje - Душа отрывается от тела и летит (Milosz 2011: 1215). В результате поэту-метафизику удаётся визуализировать абстракцию: хотя мы по-прежнему не знаем, что представляют собою несуществование или душа, но всё же получаем возможность мыслить их по аналогии с предметами окружающего нас (эмпирически доступного) мира.
Предикатные знаки, передающие процессы визуального и тактильного восприятия, не представлены в философском дискурсе, но встречаются в философско-художественном дискурсе (9 % от общего количества внешних предикатов). Так, у Ч. Милоша верховные силы («Мосе») наделяются способностью рассматривать человека: potçgi i тосе <...> osladaia ñas (Milosz 2011: 927). Универсалию Obecnosc (Присутствие как таковое) Милош актуализирует через предикаты, отображающие процессы тактильного восприятия: Obecnosc <...> dotvkala, obefmowafa mnie — Присутствие <...> прикасалось ко мне, охватывало меня (Milosz 2011: 1302). В данных контекстах метафизические сущности репрезентируются по аналогии с живым существом. Благодаря предикатам с указанной семантикой в философско-художественном дискурсе происходит антропоморфизация абстрактного объекта.
Анализ предикатов, эксплицирующих сходство объектов, позволил установить следующие закономерности. В философском дискурсе сходными свойствами наделяются два абстрактных объекта. Например, в «Horror metaphysicus» JI. Колаковского свойствами «самотождественность» и «неразложимость» объединяются абстракции Absolut (Абсолют) и ego (эго): Jak Absolut samotozsame, jest ego jak Absolut jedynie i koniecznie, choc z przeciwnych powodów (Kolakowski 1999: 247-248). В философско-художественном дискурсе сходные свойства могут объединять абстрактный объект и эмпирически доступную вещь. Например, в тексте Ч. Милоша «Orfeusz i Eurydyka» свойства «произрастать» и «оплетать собою что-либо» характеризуют powój (предмет материального мира) и zwqtpienie (абстрактный объект): Pod jego wiarq uroslo zwqtpienie i oplqtalo go jak chlodny powój (Milosz 2011: 1297).
В группе внутренних предикатов выделяются: а) параметрические предикаты, б) предикаты, эксплицирующие качества личности человека.
Параметрические предикаты характеризуют абстрактные объекты с точки зрения формы их существования и обозначают «величину», темпоральные характеристики: Absolut jest <...> nieskoñczonv, bezeranicznv - Абсолют <...> бесконечный, безграничный (Kolakowski 1999: 248); Smieré iest oszromna i niezrozumiala - Смерть огромна и непонятна (Milosz 2011: 1270).
В текстах, подвергавшихся анализу, встречаются единичные случаи, когда имя абстрактного объекта соединяется с предикатом, передающим «цветовую» характеристику. Ср. у Ч. Милоша: W czarnei rozpaczy i w szarvm zwqtpieniu - В
чёрном отчаянии и в сером сомнении (Miiosz 2011: 1162). Однако и в этом случае обозначение цвета также символизирует степень проявления, интенсивность признака: чёрное отчаяние есть отчаяние безбрежное, бесконечное.
Предикаты, эксплицирующие качества личности человека, характерны для философско-художественного дискурса: Éwiat jest nieusiety. nieublaganv. oboietnv (Miiosz 2011: 123) - Мир непреклонен, неумолим, равнодушен.
В процессе анализа семантики предикатов возникла необходимость выделения промежуточной (между внешними и внутренними) группы предикатных знаков. В неё входят а) ментальные предикаты и б) предикаты говорения. Они одновременно отображают как свойство абстрактного объекта, ° так и его отношения с другими объектами. Данная семантическая группа предикатов характерна для философско-художественного дискурса, хотя представлена незначительно (2 % от количества предикатов всех семантических групп). Например, в текстах Ч. Милоша dusza (душа) наделяется способностью помнить и кричать: dusza <...> pamieta. ze jest wysokosc i jest niskosc - душа <...> помнит, что есть высокое и есть низкое (Miiosz 2011: 1271); 1 cialo jest najbardziej tajemnicze, poniewaz tak smiertelne, chce bye czyste, uwolnione od duszy, która krzvczv «Ja!» - В теле - великая тайна, будучи смертным, оно хочет очиститься, быть свободным от души, которая кричит: «Я!»1 (Miiosz 2011: 1071). В результате абстракция dusza приобретает антропоморфные черты, репрезентируется по аналогии с человеком.
Приписывая именам абстрактных объектов предикаты «несвойственной» семантики (предикаты с семантикой движения, тактильного / визуального восприятия, говорения и др.), автор вступает на путь метафорической репрезентации абстрактных объектов. Метафоры, трактующие абстрактные сущности как предметы или вещества материального мира суть онтологические метафоры (Дж. Лакофф). Онтологическая метафора нацелена на то, чтобы объект, не "представленный непосредственно в нашем эмпирическом взаимодействии с миром, оказался всё же доступным для его включения в сферу мысли (Тульчинский 2000: 128). В этом, по существу, проявляется когнитивная функция метафоры.
В разделе 2.4. «Локализация как способ репрезентации абстрактных объектов» выявляются направления локализации абстрактных объектов в философском и философско-художественном дискурсах. Показано, что в результате этой операции абстракция «вписывается» в пространственно-временные координаты нашего мира, что также способствует ее относительной визуализации. Анализ путей локализации выявил следующие закономерности.
В философском дискурсе абстрактные объекты преимущественно остаются нелокализованными во времени и пространстве и относительно субъекта речи. Для этого дискурса характерна лишь локализация абстрактных объектов относительно других текстов культуры, а также локализация относительно знаков других абстракций в самом тексте. Философ репрезентирует абстракцию в ходе автореферентного отображения - «czas to
jest czas» (Skarga 2005: 46) или через привлечение интертёкстовых отсылок: «Samotnosc to nieobecnosc czas и» pisze jeszcze Levinas (Skarga 2005: 58).
В философско-художественном дискурсе, напротив, абстракция локализуется в конкретных точках пространства / времени. Так, в тексте Ч. Милоша Obecyiosc (Присутствие как таковое) размещается относительно точки времени (kiedy biegalem boso - когда я бегал босиком), точки пространства (w ogrodach nad Niewiazq - в садах над Невяжей), то есть относительно координат жизни самого языкового субъекта. Локализация в пространстве / времени обеспечивает включение абстракции в антропоморфное измерение, её частичную визуализацию.
Раздел 2.5. «Семиотика репрезентации абстрактных объектов в философском и философско-художественном дискурсах» посвящён анализу семиотического способа замещения знаком абстрактного референта (по индексалвному или символическому типам). Для определения семиотического способа замещения использованы данные анализа операций номинации, предикации и локализации.
В философском дискурсе знаки абстрактных объектов функционируют, по преимуществу, как символические. Отсутствие предикатов со значением, например, цвета, формы, движения и др. не позволяет создать визуальный образ референта. Знак, обращенный к абстрактному референту, наделяется символическими значениями. Его семантика становится неопределённой, а сам знак - референциально непрозрачным и энтропийным. В качестве примера рассматривается семантическое пространство знака Абсолют. По Л. Колаковскому, Абсолют определяется как безграничный, бесконечный, как Единое, как Бог. Интерпретация абстракции через другие абстракции сродни автореференции или определению «по кругу».
В философско-художественном дискурсе, благодаря метафоризации, символ (знак абстракции) приобретает иконическую составляющую. Применительно к этому типу дискурса мы говорим о сложном типе знака -символе с иконическим компонентом. Посредством такого знака абстрактный объект визуализируется, возникает в сознании автора и интерпретатора как «картинка». Например, прошлое у Ч. Милоша метафорически репрезентируется как озеро. Такой характер репрезентации способствует относительному уменьшению энтропийности знака.
Раздел 2.6. «"Языковые игры" философа и поэта: сопоставительный анализ способов репрезентации абстрактного объекта BÖG (БОГ) в философском и философско-художественном дискурсах» содержит анализ способов репрезентации одного абстрактного объекта (BOG) в текстах философов и поэта (в сопоставительном аспекте). Выбор именно этого абстрактного объекта обусловлен его важностью для философских построений Л. Колаковского, Б. Скарги и Ч. Милоша, а также его общекультурной значимостью.
Анализ показывает различную степень актуализации этого персонажа в указанных дискурсах. Если в текстах философов Бог остаётся предметом интеллектуального познания, то поэт вписывает Бога в пространство физической реальности и мира человека. Репрезентируя Бога, создавая его
языковой образ, философы используют предикат бытия и иные предикаты столь же «широкой» семантики — всемогущественный, всеприсутствующий и др. Бог определяется через столь же неопределённые по семантике, как и он сам, знаки Доброта, Милость как таковые. Если философ и использует сравнения, то это сравнения с опять же абстрактными объектами, например, геометрической точкой как символом неделимости, бесконечности (Bog jak punkt na prostej). Напротив, в текстах Ч. Милоша абстракция Бог максимально приближена к человеку: Бог обладает чертами человека. Например, способностью страдать и сострадать, мыслить и желать (I choc Bóg powinien by plakac nad utratq kazdq substancji). Потому и человек способен ощутить его присутствие в мире (Partie, Twoja obecnosc, tak bardzo prawdziwa, wiqcej wazy niz jakikolwiek argument). Для актуализации идеи Бога поэт использует сравнительные конструкции, где абстракции приписываются черты объектов физического мира (I wierzq, ze dobry Bóg jak jastrzqb w niébiosach lata). 4. Милош актуализирует Бога через предикаты, выражающие действия человека, его эмоции (Potrzebujq Boga milosiernego).
Можно говорить о том, что в философско-художественном тексте, как и в текстах философов, Бог остаётся непознанной и непознаваемой величиной, однако в философско-художественном дискурсе он всё же оказывается ближе к человеку. Его познание осуществляется не только интеллектом, но и органами чувств.
В центре внимания раздела 2.7. «Проблемы интерпретации и перевода знаков абстрактных объектов в философском и философско-художественном дискурсах» находится вопрос о стратегиях перевода имён абстрактных объектов, или философских терминов. Проблема перевода в диссертации возникает в связи с обсуждавшимися ранее вопросами интерпретации знаков абстрактных объектов. Для анализа взят текст Ч. Милоша «Traktat teologiczny» и два его перевода на русский язык, выполненные А. Ройтманом и Н. Горбаневской.
Произведённый анализ показал, что в целом оба переводчика избирают стратегию сохранения имён абстрактных объектов и их контекстного окружения (семантики приписываемых предикатов), находя соответствующие эквиваленты в языке перевода. Так, например, фрагмент Przestrzeñ i czas nie sq niczym wiecznym, ale mialy swój poczqtek в переводах выглядит следующим образом: Пространство и время вовсе не вечны, но имели своё начало (перевод А. Ройтмана);- Пространство и время отнюдь не вечны, но имели своё начало (перевод Н. Горбаневской). Здесь переводчики выбирают адекватные эквиваленты как для имён абстрактных объектов (пространство и время), так и для системы предикатов (не вечны, имели своё начало).
Вместе с тем в переводах «Теологического трактата», выполненных А. Ройтманом и Н. Горбаневской, встречаются и отклонения от оригинала. Так, в контексте Так czy inaczej, aniol wielkiej piqknosci i sify zwrócil siq przeciwko niepojqtej Jednosci, bo powiedzial «Ja», со oznaczalo odlqczenie имя абстракции Jednosc и А. Ройтманом, и H. Горбаневской переводится как Единство. Однако, по нашему мнению, его следует переводить как Единое. Единое - термин
философского дискурса. Единство же, в большей степени, определяет социальную организацию общества.
В Заключении диссертации подводятся итоги изучения способов репрезентации абстрактных объектов в философском и философско-художественном дискурсах, отмечаются перспективы дальнейших исследований.
Абстрактные сущности не даются человеку в непосредственном эмпирическом опыте, и потому процесс их репрезентации протекает одновременно и как процесс «создания», «конструирования» в пространстве философских и философско-художественных текстов. Сопоставительный анализ способов репрезентации абстрактных объектов в философском и философско-художественном дискурсах выявил следующие стилистические различия между указанными дискурсами.
. В философском дискурсе к именам абстрактных объектов приписываются преимущественно внешние (например, экзистенциальные) предикаты. Здесь частотны предикаты с семантикой движения, тактильного / визуального восприятия, а также предикаты, передающие качества личности человека. В философском дискурсе абстракция остаётся невизуализированной, мало доступной интерпретации. В философско-художественном дискурсе абстрактный объект наделяется антропоморфными чертами, становится более доступным для интерпретации, нежели в философском дискурсе.
В текстах философов абстрактные объекты локализуются относительно текстового пространства культуры - текстов других философов или корпуса текстов одного автора. В текстах поэта локализация абстракций наступает также относительно точек времени, пространства и субъекта речи. Анализ направлений локализации подтверждает нашу мысль о том, что в философско-художественном дискурсе, в отличие от философского, абстрактные объекты вписываются в антропоморфный контекст.
Характер предикации и локализации выводит нас на понимание семиотического способа отображения абстрактного объекта. В философском дискурсе знак (имя) абстракции функционирует как символический знак, в семантическом спектре которого представлены равновероятностные значения. В философско-художественных текстах за счёт метафорической составляющей символ получает иконический компонент. Поэт вписывает абстракцию в размерность физического мира, что уменьшает и энтропию знака.
В Заключении обозначены перспективные направления исследования. Прежде всего, это возможность расширить анализ способов репрезентации абстрактных объектов за счёт привлечения инструментария когнитивной лингвистики (методологии анализа концептов, например). Отдельным направлением дальнейшей работы может стать переводческая деятельность.
, Основное содержание работы и результаты исследования нашли отражение в 11 публикациях.
Статьи, опубликованные в журналах, включённых в реестр ВАК:
1. Иванова С.С. Абстрактные объекты в «языковых играх» философа и поэта // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. Искусствоведение. - Вып. 64. - № 6 (260). - 2012. - С. 69 - 72.
, 2. Иванова С.С. К проблеме определения философско-художественного дискурса // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. - № 1.-2013.-С. 110-111.
3. Иванова С.С. Репрезентация метафизического объекта BOG в текстах Чеслава Милоша // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013 (в печати).
Публикации в сборниках научных трудов и материалах научных конференций:
4. Иванова С.С. Логика создания абстрактных объектов в философском дискурсе // Современная логика: проблемы теории и истории: Материалы XI Международной научной конференции. - СПб., 2010. - С. 179 - 182.
5. Иванова С.С. К вопросу о специфике языка философии (на материале текста Л. Колаковского «Horror metaphysicus») // Язык и социум. Материалы IX Международной научной конференции: Минск, 3-4 декабря 2010. В трёх частях. Часть II. - Минск: БГУ, 2011. - С. 74 - 76.
6. Иванова С.С. Конструирование метафизических объектов в текстах Чеслава Милоша // Современная славистика и научное наследие С. Б. Бернштейна: Тезисы докладов международной научной конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения выдающегося отечественного слависта С. Б. Бернштейна. 15-17 марта 2011. - М.: Институт славяноведения РАН, 2011.-С. 365-366.
7. Иванова С.С. Система предикатов как способ описания абстрактного объекта (на материале текста Лешека Колаковского «Horror metaphysicus») // Иностранные языки в контексте культуры: Межвузовский сборник статей по материалам конференции / Отв. ред. Н. В. Шутёмова. - Пермь: Перм. гос. нац. иссл. ун-т, 2011. — С.167 — 169.
8. Иванова С.С. Художественное философствование Чеслава Милоша // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты: Материалы IV Международной науч. конф. (Чита, ЗабГТПУ, 9-10 декабря 2011 г.) / Сост. Г. Д. Ахметова, Т. Ю. Игнатович. - Чита: Издательство ЗабГГПУ, 2011. - С. 244 - 247.
9. Иванова С.С. Предикаты физического действия как инструменты интерпретации абстрактных объектов в философско-художественном дискурсе // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспект: материалы V Международной науч. конф. (Чита, ЗабГТПУ, 23 - 24 ноября 2012 г.) / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. - Чита, 2012. -С. 210 — 212.
10. Иванова С.С. К вопросу о переводе цитат в философском тексте // Актуальные проблемы лингвистики - германистики, романистики, русистики: Материалы ежегодной международной конференции. - Екатеринбург, 2013. -С. 29-34.
11. Иванова С.С. Лингвистические способы создания метафизических объектов // Молодая филология: Сб. статей по материалам научной конференции. - Пермь: Перм. гос. пед. jn-т, 2008. - С. 34 - 39 (в соавторстве с Г.Р. Садыковой).
Подписано в печать 23 мая 2013. Формат 60x90/16. Объем - 1 п.л. Тираж 100 экз.
Государственное образовательное учреждение «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» 614990, Пермь, Сибирская, 24; Участок ризографии. Заказ №
Текст диссертации на тему "Репрезентация абстрактных объектов в философском и философско-художественном дискурсах"
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
0420136031 9
ИВАНОВА Светлана Сергеевна
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ АБСТРАКТНЫХ ОБЪЕКТОВ В ФИЛОСОФСКОМ
И ФИЛОСОФСКО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСАХ (на материале польскоязычных текстов Лешека Колаковского, Барбары
Скарги, Чеслава Милоша)
На правах тэукописи
Специальность 10.02.19 - теория языка
Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук
Научный руководитель:
доктор филологических наук, доцент
Е. Е. Бразговская
Пермь-2013
Оглавление
Введение......................................................................................4
Глава I. Проблема репрезентации абстрактных объектов в современных гуманитарных исследованиях.........................................................15
1.1. Языковая репрезентация мира...................................................15
1.2. Аспекты изучения абстрактных объектов в гуманитарных исследованиях.......................................................................20
1.3. Общая характеристика философского и философско-художественного дискурсов............................................................................31
1.3.1. Имена абстрактных объектов как термины языка философии............31
1.3.2. Знаки абстрактных объектов в структуре философско-художественных текстов................................................................................40
1.4. Инвариантные основания репрезентации абстрактных объектов в философском и философско-художественном дискурсах.................42
1.5. Выводы по Главе 1..................................................................49
Глава II. Функционирование имён абстрактных объектов
в философском и философско-художественном дискурсах...................50
2.1. Предварительные замечания: материал и методология исследования..........................................................................50
2.2. Номинация как способ репрезентации абстрактных объектов.............54
2.3. Предикация как способ репрезентации абстрактных объектов............68
2.4. Локализация как способ репрезентации абстрактных объектов............90
2.5. Семиотика репрезентации абстрактных объектов в философском
и философско-художественном дискурсах................................... 101
2.6. «Языковые игры» философа и поэта. Сопоставительный анализ способов репрезентации абстрактного объекта ВОО (БОГ) в философском и философско-художественном дискурсах.......................................106
2.7. Проблемы интерпретации и перевода знаков абстрактных объектов в философском и философско-художественном дискурсах..................116
2.8. Выводы по Главе II.................................................................123
Заключение.........................................................................................................126
Список использованной литературы.............................................129
Список использованных словарей и энциклопедий...........................158
Список текстов, послуживших материалом анализа.........................160
Список условных сокращений......................................................161
Приложение 1. Перечень имён (знаков) абстрактных объектов, выделенных
из текстов JI. Колаковского, Б. Скарги, Ч. Милоша...............................162
Приложение 2. Контексты употреблений имён абстрактных объектов, выделенные из текста Чеслава Милоша «Traktat teologiczny», и их переводы на русский язык...........................................................................165
Введение
Диссертационное исследование посвящено анализу способов языковой репрезентации абстрактных объектов в философском и философско-художественном дискурсах. Оно выполняется в рамках логической семантики (логического анализа языка), теории референции и семиотики.
Актуальность работы определяется интересом современной гуманитаристики к проблемам эпифании как явленности мира человеку (Х.У. Гумбрехт), «кризиса репрезентаций» (Х.И. Зандкюлер), к вопросам создания онтологии фиктивной реальности (П.А. Каюров). Познавая мир, человек обращает силу своего интеллекта не только к открытию законов физической реальности, но и миров иной онтологии: ментального пространства и возможных (текстовых) миров. Объекты этих миров (например, вечность, ничто, Бог) обладают идеальной природой, то есть являются абстрактными объектами. К абстрактным объектам относятся также универсалии, например, человек как таковой, белизна как таковая и др. Со времён Средневековья философия обсуждает проблему существования такого рода «вещей» (спор реалистов и номиналистов). Вне зависимости от занимаемой по этому вопросу позиции можно говорить о том, что существование абстракций эмпирически непроверяемо, однако они являются «конструктами знания» и основанием человеческого мышления (Ж. Делёз). С лингвистической точки зрения, существование абстрактных объектов поддерживается лишь их языковой репрезентацией. Соответственно, и познание таких объектов полностью предопределяется характером их репрезентации в языке и тексте. Проблема состоит в том, что, как, вслед за У. Блейком отмечает Ч. Милош, жизнь философа - это «интеллектуальная охота» за предельными по своей сложности объектами. Философ и поэт-метафизик, борясь с собственным языком, неустанно делают попытки «вобрать в слово» именно то, что постоянно от слова ускользает.
Изучение возможностей и способов репрезентации абстрактных объектов в пространстве языка / текста актуально для всего спектра гуманитарных исследований, поскольку напрямую связано со степенью познаваемости такого рода объектов, степенью доступности их силе нашего воображения, с разработкой критериев интерпретации и перевода философских и философско-художественных текстов.
Анализ абстрактных объектов в современных гуманитарных исследованиях носит многоаспектный характер.
В философии (метафизике) исследуется вопрос об онтологической природе абстрактных объектов. Например, Ж. Делёз и Ф. Гваттари определяют их как «идеальные сущности», которые существуют для нас на «пределе непостижимости», в «лоне чистой Мыслимости» [Делёз, Гваттари 1998: 13]. Как было сказано выше, со времён Средневековья философия обсуждает вопрос о том, где и как существуют абстракции [Жильсон 2004; Коплстон 1997; Огурцов 2002 и др.].
Логика обращается к изучению абстрактных объектов в связи с механизмами абстрагирования и идеализации. Абстрактные объекты понимаются логиками как «создания мысли, идеальные объекты» [Войшвилло 2009: 173], возникающие в результате абстрагирующей деятельности человеческого мышления. Например, это качества и свойства конкретных предметов, взятые вне своих непосредственных носителей {белизна как таковая, движение как таковое и др.). Для логики такого рода объекты - это одновременно и результат абстрагирующих операций (отвлечения от предметов физического мира), и инструмент абстрагирования и категоризации [Войшвилло 2009: 97, 100, 174; Горский 1961: 108 - 119].
Логическая семантика (логический анализ языка) и семиотика сосредоточивают внимание на проблемах референции к абстрактным объектам. Таким образом, здесь внимание исследователей обращено не на сам абстрактный объект, а на репрезентирующий его знак. По существу, можно говорить только о начале подобных исследований. Например,
обсуждаются вопросы, затрагивающие природу знака абстрактного объекта (индивидное имя), протяжённость его экстенсионала, вопрос об истинности высказываний, содержащих имена абстракций, а также о возможности верификации высказываний (текстов), где имена абстракций выполняют роль стилистической доминанты [Лайонз 2010; Эпштейн 2001 и др.].
Лингвистика обращается к проблемам грамматической репрезентации абстрактных сущностей. Здесь производится классификационное упорядочение знаков, обозначающих идеальные сущности, с точки зрения их семантики, функций и способов морфологического отображения [Есперсен 2006; Кубрякова 2012; Уфимцева 1978; Чернейко 2010 и др.].
Мы можем указать на следующую проблемную ситуацию, которая явилась толчком к определению темы диссертационного исследования. Поскольку представления об абстракциях могут быть реализованы только в языковой / текстовой форме, следует сосредоточить внимание на вопросах функционирования знаков абстрактных объектов в тех дискурсах, где данные знаки являются стилеобразующими (философский и философско-художественный дискурсы):
- и философия, и лингвистика поднимают вопрос о необходимости системного изучения языка философских текстов. Такого рода исследования опубликованы лингвистами [Азарова 20 Ю4], историками философии [Автономова 1999; 2008; 2009; 2011], наконец, самими философами [Бибихин 2007]. Как ни парадоксально, но философы, говоря о необходимости изучать язык философии, подчас делают акцент на изучении самих абстракций, а не способов их репрезентации в философском тексте;
- проблема репрезентации абстракций напрямую связана с вопросами границ интерпретации и перевода философских текстов. В работах Н. Автономовой [Автономова 2008; 2009; 2011] этот вопрос обозначен как требующий безотлагательного внимания лингвистов и переводчиков. Сравните с постановкой этой же проблемы в тексте «Сад наук» Ч. Милоша: философ (Ч. Милош цитирует С. Вейль) говорит о том, что контемпляция
времени есть ключ к человеческой жизни, но вокруг этого ключа можно только совершать словесные круги, «дотронуться» же до него словом (дать определение) невозможно [Milosz 1979: 29]. Системные исследования, посвященные лингвистическим аспектам интерпретации и перевода философских текстов, нам на данный момент неизвестны;
- «белым пятном» в стилистике остаётся вопрос и о «языковых играх» (термин Л. Витгенштейна) философов. Эти игры возникают в связи со стремлением философа максимально точно обозначить предмет своих рассуждений - дать абстракции имя, описать её свойства. Отметим, что «языковые игры» философов описываются, в основном, не лингвистами, а самими философами [Geier 2000], которые не могут выйти на вопросы лингвистической репрезентации.
Исходя из данной проблемной ситуации, объектом диссертационного исследования являются представления об абстрактных (идеальных) сущностях. Способы репрезентации абстрактных объектов в философских и философско-художественных текстах выступают предметом данного исследования.
Цель нашего исследования заключается в выявлении механизма репрезентации абстрактных объектов в текстах, принадлежащих философскому и философско-художественному дискурсам (в сопоставительном аспекте). Для осуществления поставленной цели следует решить систему частных задач:
1. Охарактеризовать ключевые понятия исследования: «репрезентация», «абстрактный объект», «знак абстрактного объекта», «философский дискурс», «философско-художественный дискурс».
2. Описать инвариантный механизм репрезентации абстрактных объектов в философском и философско-художественном дискурсах.
3. На основании логико-семантического и семиотического анализов выявить различия в способах репрезентации абстракций в философских и философско-художественных текстах, определяя степень референциальной
прозрачности знака абстрактного объекта (степень экспликации представления об абстракции), возможность интерпретации знака в антропоморфном измерении и др.
4. Определить возможности сохранения системы номинаций абстрактных объектов (философских терминов) в процессе перевода.
Для выполнения задач и достижения цели исследования применяется комплекс исследовательских методов и приёмов:
- основным методом был избран метод логико-семантического анализа языка. Он позволяет выявить механизм репрезентации абстрактных объектов в пространстве философских и философско-художественных текстов: характер отображаемого референта, границы экстенсионального пространства знака, способы актуализации абстрактного референта в высказывании (номинация, операция приписывания предикатов к имени, локализация);
- в рамках логико-семантического описания использовался и метод референциалъного анализа. Он позволил дать референциальную характеристику именам абстракций;
- применение метода семиотического анализа даёт возможность определить характер замещения знаком абстрактного референта (замещение по иконическому или символическому типам);
- для установления различий в способах репрезентации абстрактных объектов в философском и философско-художественном дискурсах, а также для определения степени адекватности межъязыкового перевода указанных знаков применялся метод сопоставительного лингвостилистического анализа;
- для отбора материала исследования использовался приём сплошной выборки. Выборке подлежали контексты, содержащие имена абстрактных объектов.
Подчеркнём, что данное исследование осуществляется как междисциплинарное. Поэтому теоретической базой исследования являются работы в области:
- теории референции и логического анализа языка (Н. Д. Арутюнова, Е. Е. Бразговская, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, У. В. О. Куайн, Г. Кюнг, Дж. Лайонз, Л. Линский, М. В. Лебедев, Ч. У. Моррис, Р. И. Павилёнис, Е. В. Падучева, В. В. Петров, М. В. Попович, Б. Рассел, Дж. Серл, Е. Д. Смирнова, Ю. С. Степанов, Г. Фреге, Я. Хинтикка, В. В. Целищев, В. 3. Черняк и др.);
- семиотики (В. Н. Агеев, Е. Е. Бразговская, Ю. М. Лотман, А. Соломоник, Ю. С. Степанов, У. Эко и др.);
- грамматической семантики (В. Г. Гак, Е. С. Кубрякова, А. М. Пешковский, В. Н. Телия, А. А. Уфимцева и др.);
- теории номинации (А.Ф. Журавлёв, М.Э. Рут, Б.А. Серебренников, Ю. С. Степанов и др.);
- стилистики философского дискурса (Н. С. Автономова, Н. М. Азарова, А. П. Алексеев, А. Ахутин, В. В. Бибихин, Б. Л. Борухов, С. Н. Бредихин, О. О. Варнавская, Н. Л. Васильев, Е. М. Верещагин, А. М. Галиева, Л. М. Грановская, Н. П. Гринцер, М. С. Губайдуллина, Г. Б. Гутнер, К. Драгов, С. А. Лишаев, Е. В. Сергеева и др.);
- стилистики философско-художественного дискурса (Н. М. Азарова, Э. А. Бальбуров, А. С. Колесников, И. П. Смирнов и др.).
Новизна работы заключается в том, что в ней впервые осуществлён анализ способов языковой / текстовой репрезентации абстрактных объектов в философском и философско-художественном дискурсах. Методология этого анализа основана на логико-семантических операциях номинации, предикации, локализации. Способы репрезентации абстракций рассматриваются как «языковые игры» философов. Такой анализ является принципиально новым в области изучения индивидуальных стилистических стратегий в философском дискурсе.
Новизна работы связана также с исследуемым материалом. Для анализа избираются тексты польских философов (Лешека Колаковского, Барбары Скарги), практически не известные в отечественном гуманитарном пространстве. Причины такого положения дел кроются, главным образом, в отсутствии переводов данных текстов на русский язык. Поэтому можно говорить о том, что реферируемая диссертационная работа служит, в частности, целям введения текстов польской философии в сферу отечественной гуманитарной мысли.
Теоретическая значимость работы состоит в расширении представлений о процессе языковой репрезентации. В работе показывается, что процесс репрезентации абстрактных объектов протекает как их одновременное лингвосемиотическое «конструирование» в пространстве создаваемого текста. Теоретически значимым является описание способов репрезентации абстрактных объектов в философском и философско-художественном дискурсах.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования его результатов в ходе интерпретации и перевода философских и философско-художественных текстов; значима возможность использования результатов работы при разработке программ машинного реферирования философских текстов. Помимо этого, результаты исследования могут быть использованы в преподавательской практике в качестве материалов для курсов по общему и славянскому языкознанию, семиотике, спецкурсов по языку философии, филологическому анализу текста, славянским литературам.
Материал исследования. Для анализа были взяты тексты, принадлежащие двум дискурсам: философскому и философско-художественному. Имена абстрактных объектов выполняют здесь стилеобразующую и сюжетообразующую функцию.
Для анализа нами избираются польскоязычные тексты:
- в качестве философских текстов рассматривались трактат Лешека Колаковского «Horror metaphysicus», а также работа Барбары Скарги «Kwintet metafizyczny». Текст Л. Колаковского мы цитируем по изданию [Kolakowski 1999]. Текст Б. Скарги цитируется нами по изданию [Skarga 2005]. Оба текста не переведены на русский язык и не цитируются отечественными философами;
- в качестве философско-художественных текстов рассматривались стихотворные и эссеистические тексты Чеслава Милоша. Стихотворные тексты Ч. Милоша цитируются по полному изданию [Milosz 2011]. Эссеистические тексты Ч. Милоша в нашей работе цитируются по изданию [Milosz 2005]. С целью выявления возможностей сохранения имён абстрактных объектов при переводе анализировался текст Ч. Милоша «Traktat teologiczny» в переводах А. Ройтмана и Н. Горбаневской. Эти переводы цитируются по изданиям [Милош