автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Репрезентация образа человека в художественной культуре скандинавских стран второй половины 20 века

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Данилссон, Эльмира Варисовна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Репрезентация образа человека в художественной культуре скандинавских стран второй половины 20 века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Репрезентация образа человека в художественной культуре скандинавских стран второй половины 20 века"

004605789

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Данилссон Эльмира Варисовна

Репрезентация образа человека в художественной культуре скандинавских стран второй половины 20 века

Специальность 24.00.01 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии

Санкт- Петербург 2010

2 4 ИЮН 2010

004605789

Работа выполнена на кафедре культурологии Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель доктор философских наук, доцент

Душин Олег Эрнестович

Официальные оппоненты доктор философских наук, профессор

Соколов Борис Георгиевич

кандидат культурологии, доцент Чукуров Андрей Юрьевич

Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

Защита состоится « (Л/с^Я 2010 года в 13 . часов на заседании совета Д. 212.232.55 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт- Петербург, В.О., Менделеевская линия, д.5, философский факультет, ауд. / £ (

С диссертацией можно ознакомится в научной библиотеке им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета

Автореферат разослан «. У/ » ¿¿¿¿¿Я._2010_г.

Ученый секретарь Диссертационного совета, Кандидат философских наук, доцент А.А. Никонова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В последние десятилетия в российском обществе наблюдается устойчивый интерес к культурному, экономическому и политическому развитию стран Скандинавии (Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии). Это, в частности, обусловлено тем, что модели скандинавских государств уникальным образом сочетают принципы рыночной экономики и стратегии социального партнерства, поэтому эти страны часто рассматриваются в качестве образцовых систем всеобщего благоденствия. При этом современная Скандинавия создана «поколением 1940-х» - людьми, рожденными в середине прошлого века, которые смогли по многим показателям вывести свои страны на первые места в мире, прежде всего, по индексу человеческого развития (Норвегия, Финляндия и Швеция входят в первую десятку). Например, в 1950-е годы в скандинавских государствах была проведена реформа школы, состоявшая во введении всеобщего девятилетнего образования и совместного обучения. Тогда в Европе эти идеи считались революционными и даже опасными, но в конце 1960-х годов, когда началась сексуальная революция и широкое распространение приобрели феминистские движения, так как женщины, активно работая, начали получать экономическую независимость от мужчин, данные новации стали примером для других стран. Однако, в целом, политический курс в государствах этого северного региона остается неизменным на протяжении многих послевоенных десятилетий. В этой связи можно сказать, что менталитет скандинавов наилучшим образом выражается в концепции идеального правового государства и сбалансированного социального порядка. В современной России, стремящейся к формированию реально действующего механизма гражданского общества, рассмотрение диспозиций и габитусов человека, сложившихся в культуре скандинавских стран во второй половине XX века, представляется делом достаточно важным и актуальным.

Степень разработанности проблемы. Исследование культуры стран Скандинавии начинается в России со второй трети XIX века и связано с трудами Якова Карловича Грота, первого переводчика с финского и шведского языков.

Его работа "Переезды по Финляндии от Ладожского озера до реки Торнео" (СПб.: 1847) и книги-оттиски "Знакомство с Рунебергом", "Гельсингфорс", "Записки о путешествии в Швецию и Норвегию" (СПб.: 1874), статья «Литва или Скандинавия?» («Отечественные записки», 1860) вошли в коллекцию известного в XIX веке петербургского библиофила Николая Васильевича Соловьева. Он издавал пользовавшийся широкой популярностью "Каталог книг антикварной книжной торговли Н. В. Соловьева". Издания о Финляндии (в том числе Я. Грота) Соловьев использовал для написания собственной статьи "Еще о Финляндии", опубликованной в журнале «Исторический вестник» (1898). В этот же период формируется интерес и к художественной культуре Скандинавии, что проявилось в деятельности П. Ганзена. В частности, в 1894 году он перевел и издал «Дневник обольстителя» С. Кьеркегора, когда его наследие еще не получило широкого европейского признания. На рубеже XIX - XX веков скандинавская литература прочно становится неотъемлемой частью культурного пространства России. Произведения Х.-К. Андерсена и К. Гамсуна, Г. Ибсена и А. Стриндберга до сих пор чрезвычайно популярны в нашей стране.

После Октябрьской революции произведения скандинавских писателей издаются не так активно, но в 1956 году Вильямом-Августом Васильевичем Похлебкиным основывается "Скандинавский сборник", постепенно складываются новые научные направления. Одним из них стало изучение культуры и истории скандинавского Средневековья, отраженное в трудах М.И. Стеблин-Каменского, А.И.Смирницкого, A.A. Сванидзе. В 1970 - 1980-х годах выходят работы Д.М. Шарыпкина и В.Г. Адмони, раскрывающие взаимосвязи российской (М. Лермонтов, Л. Толстой, А. Чехов, А. Блок) и скандинавской литератур (Г. Ибсен, А. Стриндберг).

Новая эпоха в изучении культурного наследия скандинавских стран начинается в начале 1990-х годов, когда центры по изучению истории, языка и культуры этого региона появились в северозападных российских городах Петрозаводске, Архангельске, Пскове, Выборге. В Петербурге начинают регулярно проводиться международные научные конференции «Скандинавские чтения» (с

1996 года) и «Санкт-Петербург и страны Северной Европы» (с 1998 года). Кроме того, Северная столица России является и постоянным местом проведения всевозможных театральных и кинофестивалей, художественных выставок и других культурных мероприятий, организуемых различными институтами Скандинавских государств.

Соответствующие аспекты развития современного общества скандинавских стран можно обнаружить в работах российских культурологов и философов (Л. М. Мосоловой, А. Ю. Чукурова, С. Корниловой, А. Афиногеновой), скандинаведов К. С. Цына, Эйну Карху, В. Забродина, финского этнолога Юхи Пянтикайненна, шведского историка Инвара Джонсона, норвежских ученых -антрополога Л. Свендсена и психолога Ф. Скэрдеруда. При этом попытка обобщить, полученные выводы в общую модель, характерную для большинства стран Северной Европы, была проведена в работах Йенссон Будиль (Швеция), М. Могуновой, Альберта Дондейна (Швейцария) и Скирбекка Сигурда (Норвегия).

Цель и задачи исследования. Основной целью настоящей диссертации является исследование образа человека в культуре стран Скандинавии во второй половине XX века. Для достижения данной цели решались следующие задачи:

• выявить и проанализировать специфику образа человека в современной скандинавской культуре на примере живописи, произведений литературы, кинематографа и драматургии;

• установить степень и характер влияния принципов протестантизма на формирование ментальных структур и габитусов поведения, сложившихся в культуре Скандинавских стран, продемонстрировав их современное звучание;

• эксплицировать социально-политические и исторические особенности развития культуры Скандинавских стран в послевоенный период;

• рассмотреть скандинавскую культуру в контексте новейших процессов мировой глобализации и универсализации;

5

• раскрыть суть и содержание внутренних антиномий современного искусства скандинавских стран, отражающих противоречивый образ человека. Методология и источниковедческая база исследования. В качестве методологической основы исследования использовались принципы системного культурологического анализа и компаративистского подхода. При этом рассматривались наиболее существенные доминанты культуры, особое внимание было уделено гуманитарной составляющей.

Для проведения исследования использованы материалы научных конференций «Протестантизм. Общество. Культура», «Феномен удовольствия в культуре», «Этнография за рубежом», «Культурологические исследования» (20042006), «Скандинавистика в современном образовании», «Исследования компаративной религии и этнографии в Финляндии», «Глобализация и культура: аналитический подход», «Искусство XX века, итоги столетия», «Культура на рубеже 20-21 веков: глобализационные процессы», «Художественная культура на рубеже веков: состояние, противоречия, перспективы», «Человек в современных философских концепциях». Для рассмотрения социокультурной политики в Скандинавии во второй половине 20 века были привлечены как зарубежные исследования («Incentives for Academic Entrepreneurship and Economic Performance: Sweden and the United States»), так и переводные издания (Гейр Вестхейм «Инструментальная культурная политика в Скандинавских странах: критический исторический взгляд»). В диссертации были рассмотрены также и работы норвежских (С. Скирбекк, Т. Эриксен, JI. Свендсен) шведских (Б. Йенс-сон) и финских социологов и культурологов (Ю. Пянтикайнен, Ю. Ойяярви).

При проведении исследования были использованы материалы сетевого ресурса fennoscandia.ru, единственного крупного в русскоязычном секторе Интернета портала о Скандинавии и скандинавистике. Кроме этого, автором были исследованы произведения художественной литературы Э. Лу, И. Грендаля, JI. Густафссона, Т. Эггена, П. Хега, Т. Янссон, К. Вальгрена, А. Паасилины, А. Хоттакайнена, кинофильмы Триера, Иварссона, Винтенберга, Бергмана, Му-диссона.

Научная новизна. В целом, диссертационная работа может быть охарактеризована как комплексное исследование образа человека в современной культуре Скандинавии второй половине 20 века, осуществленное через анализ пространственных, временных и пространственно-временных видов искусства (живопись, литература, кинематограф). При этом особое внимание уделялось новейшим направлениям и формам скандинавского искусства, которые не достаточно широко и подробно изучены в современной российской культурологии.

В процессе исследования получены следующие результаты, которые выносятся на защиту:

1. Освящая хозяйственную предприимчивость в качестве практической реализации смыслов веры, протестантизм стал истоком новой цивилизации, построенной на принципах индивидуализма и рациональности, свободы рыночных отношений и правового государства, что, несомненно, является духовным основанием современной скандинавской культуры;

2. После второй Мировой войны страны Северной Европы пережили существенный перелом в осмыслении перспектив культурного развития, что реализовалось в отказе от немецкой доминанты, в утверждении новых ценностных установок и существенной демократизации культуры;

3. Философия существования, оказавшая мощное воздействие на развитие западной мысли 20 века, сыграла важную роль в культуре стран Северной Европы. Она усилила понимание человека в качестве уникального субъекта личной вины и ответственности, нравственного долга и религиозного призвания, ограничив эмоционально-чувственные переживания и стратегии поведения;

4. В скандинавском искусстве конца двадцатого века, а оно имеет значение европейского авангарда, на первый план выдвигается проекция активного поиска новой эстетики, при этом человек утрачивает свой целостный образ, он отчужден, находится в дисгармонии с собой и подчас разрушает собственную социальную среду, попытки преодолеть эти противоречия приводят к усилению абсурдных стратегий в способах и формах реализации культуры;

5. Новейшая скандинавская культура ставит многие важные проблемы, характеризующие образ и стилистику жизни человека эпохи постмодерна (экзистенциальные мотивы тоски, одиночества, разрушения устоявшихся норм семьи и принципов социальных отношений). Герои романов, театральных постановок и кинофильмов представляют противоречивый образ человека, обремененного интроспекцией, склонного к крайним формам индивидуализма и нарциссизма, не способного на естественные человеческие чувства и коммуникацию с другими.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные в ходе проведенной работы результаты позволяют проанализировать место и образ человека в культуре скандинавских стран во второй половине 20 века. Тем самым, формируется стратегия заинтересованного и толерантного отношения к существованию разных традиций в поликультурном пространстве современности. Это позволяет использовать материалы диссертационного исследования в качестве методологической основы для создания специального курса по современной культуре Скандинавии для старших классов средних школ и гимназий Северо-западного региона России и для студентов высших учебных заведений.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации изложены в сообщениях на соответствующих научных конференциях. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры теоретической и прикладной культурологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета и была рекомендована к защите по специальности 24.00.01 - теория и история культуры.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во введении обосновывается актуальность исследования, его новизна,

теоретическая и практическая значимость, определяются цели и задачи исследования, раскрывается научная новизна работы и методология исследования, а также формулируются основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Философские и социально-исторические основания репрезентации образа человека в культуре стран Северной Европы второй половины XX века» раскрывает главные мировоззренческие предпосылки формирования образа человека в культуре Скандинавии. Глава состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «Моральный ригоризм протестантизма и культура Скандинавии: человек как субъект вины и ответственности» обращается особое внимание на значение наследия протестантизма для формирования и утверждения соответствующих габитусов поведения и всего уклада жизни скандинавов. Отмечается, что лютеранство распространилось в Швеции одновременно с Германией, что оно привнесло в культуру Северных стран усиление морального ригоризма христианской религиозности. Благодаря специфическим требованиям протестантской теологии, происходила рационализация установок сознания и устроения производства и предпринимательства. Таким образом, возник невиданный прежде трудовой энтузиазм, который следовал из обращения воли и энергии человека на профессиональную деятельность в перспективе божественного призвания. Это отношение упраздняет созерцательный подход к миру, превращая его в объект практической трудовой деятельности. Новая этическая парадигма предполагала строгость и систематичность в осуществлении всех возможных действий, она реализовалась в таком измерении личного отношения к Богу, в котором любой поступок приобретал последнее и решающее значение для дела спасения, а вся жизнь подчинялась методичному распорядку духовного самоконтроля. При этом в основании протестантизма лежит идея преображения энергии ненависти к злу в мире к нравственному несовершенству внутри личности человека. Он призван к осуществлению непримиримой борьбы против того морального зла, которое заложено в нем самом. В этом плане протестантизм М. Лютера и Ж. Кальвина еще более усилил те нравственно-ригористические тенденции, которые были присущи средневековому

9

вероучению. Тем самым, трансформируется взгляд на человека. Он становится субъектом собственной вины и ответственности, уникальной личностью, способной и нуждающейся в изменении себя. Эти нравственные диспозиции протестантизма, лежащие у истоков формирования соответствующего образа человека в культуре скандинавских стран, имеют свои положительные и негативные стороны. В них заключены важные позитивные условия функционирования социального порядка государственности и устойчивости экономического развития стран Северной Европы, но здесь же скрыты и основания тех серьезных проблем, которые, в свою очередь, отражены в различных направлениях современной культуры.

В работе указывается, что обратная сторона высоких нравственных требований, сложившихся в рамках этики протестантизма и сформировавших основные моральные диспозиции скандинавов, заключается в развитой форме индивидуализма и в проблемах социальной коммуникации. Значительный уровень нравственного самосознания неизбежно ведет к атомизации общества, к погружению внутрь собственного Я, к утверждению самодостаточности и саморефлексии личности. Человек, тем самым, не способен испытывать глубокие непосредственные чувства и переживания, предаться страсти и мимолетному влечению. Над ним господствует разум, расчет, а в нравственной сфере приоритетное значение приобретает долг, который ставится выше всех обстоятельств жизни. Рассудок доминирует над сиюминутными аффектами и природными желаниями человека. Для утверждения данного приоритета создается суровая дисциплина и особая система нравственного воспитания. Однако, в итоге, обнаруживаются как положительные, так и негативные стороны бытования морали в пространстве повседневности культуры скандинавских стран, так как люди стремятся утаить свое подлинное лицо за личиной буржуазного благоприличия и благопристойности. Они повсеместно используют многочисленные маски для того, чтобы создать адекватную видимость в различных ситуациях своей социальной жизни. Общество превращается в своеобразную игру теней или зеркальных отражений, в которых утрачивается первоначальный об-

10

раз действующего лица. В данной связи в диссертации приводится характерный пример противоречий семейной жизни из воспоминаний Ингмара Бергмана о родительском доме.

Во втором параграфе «Исторические трансформации скандинавской культуры во второй половине XXвека: «смена кумиров»» подчеркивается, что в двадцатом столетии Скандинавские страны пережили мощную социально-историческую трансформацию, которая выразилась в изменении основных приоритетов культуры. На протяжении долгих веков скандинавы были ориентированы на культурные и религиозные традиции Германии. Отсюда в странах Северной Европы - Дании, Норвегии, Швеции - наблюдалось тяготение к германскому нацизму, а в Финляндии - к итальянскому фашизму. В послевоенный период эти государства столкнулись с серьезным духовным кризисом. Господствовавшая на протяжении столетий ориентация на немецкий дух сменяется новыми англо-американскими доминантами. Молодые люди скандинавских стран, родившиеся во время и после войны, чувствуют свою вину за родителей, живших в сотрудничестве с фашистскими режимами. Усиливается общественный пессимизм и разочарование в прежней культурной политике собственных государств.

Историю культурной политики в Скандинавских странах после второй Мировой войны можно разделить на три периода: 1945-1960, 1960-1975 и 1975 -до сегодняшнего дня. Культурную политику времени 1945-1960 гг. можно назвать распределением вдали от центров. Первые три десятилетия после второй Мировой войны были периодом экономического роста, страны Скандинавского полуострова вступали в эпоху благосостояния. При этом культура была включена в процесс социального планирования. Планирование было альфой и омегой для «государств благоденствия». Оно должно было проложить путь к тому, чтобы современный проект государства благосостояния мог быть реализован в либеральных экономических рамках, но был бы настроен на социальную демократию. В таком понимании конфликтное мышление в период между войнами сменилось на модель гармонии, которая открыла путь к компромиссу и балансу

11

общественных сил. Социальный договор, лежащий в основе этого, предполагал социальное равновесие. В рамках данной политической парадигмы логичной стала следующая установка культурной государственной политики в Скандинавии: следует распространять национальную и управляемую центром общую культуру среди групп людей, которые в силу социальных или географических причин не имели к ней доступа ранее. Ярким примером такой политики может служить школьная реформа, проведенная в 1950-х годах, обеспечившая получение обязательного девятилетнего образования всем гражданам. Система распределения культурных ценностей охватывала все большее количество населения. В скандинавских странах были открыты национальные агентства по музыке, изобразительному искусству, театру, кино. Это был процесс «открытых дверей» для распространения культуры среди самой широкой публики. Однако в последующий период, примерно в 1960-1975 гг., данная культурная центростремительная политика подвергалась жесткой критике.

В работе отмечается, что 1970-е стали поворотным периодом в культурной национальной политике стран Северной Европы. Одно из проведенных статистических исследований показало, что существует зависимость между образом жизни верхней социальной страты и участием в традиционной культурной жизни. Стало ясно, что культурно-политические стратегии распределения 1950-х не уменьшили различия между «искушенной» и «неискушенной» аудиториями. Критически настроенные ученые и политическая оппозиция указывали на то, что даже самая демократичная политика в области культуры была ограничена социальными барьерами среди населения, что загнало в угол демократизацию участия в культурной жизни. Общенациональная политика 1950-1960-х годов не учла в необходимой мере культурные традиции регионов; она не стимулировала интеграцию местного творчества, наоборот, она способствовала ослаблению инициативы на местах. В начале 1970-х в скандинавских странах была запущена новая культурная политика, направленная на стимулирование региональных инициатив и расширение культурного капитала. Региональные и локальные традиции должны были играть центральную роль в фор-

12

мулировании культурной политики. Идеи процессов демократизации, отклик публики и новые формы солидарности и законности были основой новой культурной политики. Главной целью данной культурной политики являлась мобилизация людей на локальном и региональном уровне, а это заставляло принимать во внимание региональные условия: исторические, социальные, культурные и экономические. При наличии такой цели возникла необходимость реформировать государственное администрирование культуры, децентрализовать процесс принятия решений, сделать региональный и локальный уровни ответственными за администрирование культуры. Данные социально-политические стратегии, осуществленные в странах Северной Европы во второй половине XX века, оказали реальное воздействие на формирование образа человека в сфере культуры, стилистику жизни и правила поведения скандинавов, на их привычки и устоявшиеся габитусы.

В третьем параграфе «Философские основания представления образа человека в культуре XX века: от экзистенциализма к постмодернизму» указывается, что в прошедшем столетия происходили значительные трансформация концепции человека. Это, в частности, отразилось в рамках философии «экзистенциализма». Философская рефлексия экзистенциализма разворачивается вокруг понятия «существование» (existentia), которое ведет к осознанию уникальности человеческого Я, к утверждению его принципиальной непостижимости. Символично, что одним из предтеч экзистенциализма считается датский философ Серен Кьеркегор. Он подверг жесткой критике гегелевскую диалектику мысли, так как гегелевская схема растворяла уникальность личностного статуса человека, элиминировала позицию индивида во всеобщности законов исторического развития. Кьеркегор в этой связи выступает в качестве преемника и последователя традиций протестантизма, но уже в новых условиях постклассического философствования. Для датского мыслителя одним из ключевых терминов стал «страх» (Angst). При этом «страх» понимается в религиозном первозданном смысле, как такое состояние, которое возникает из столкновения конечного с бесконечностью, с вечным. И это состояние не может быть рацио-

13

нализировано, до конца объяснено, исчерпано философскими понятиями. Разум здесь бессилен и несостоятелен. Исходной точкой философствования Кьерке-гор объявляет индивида как «он есть для самого себя». Он утверждал, что существование не может быть умопостигаемым, оно требует непосредственного переживания. А подлинное существование человека возможно только в религиозности. Он высмеивал образ абсолютного идеалиста, который забывает самого себя и пытается стать безличной абстрактной мыслью или неким всеобщим сознанием. Кьеркегор акцентировал внимание на индивидуальном акте свободного подчинения моральному закону и свободном принятии или выборе личного отношения к Богу. Человек становится «индивидуальностью» или «личностью» лишь только тогда, когда он реализует свою свободную волю и свободным решением направляет собственную жизнь.

Далее в диссертации рассматривается проблема интерпретации значения «экзистенции», которая явилась краеугольным камнем философии существования. При этом атеистический экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю) выдвинул на первый план ответственность человека за выбор своего поведения и жизненной стратегии. В Кьеркегоре французские мыслители видели философа, который утвердил приоритет автономного решения (Бог призвал Авраама, но ему было необходимо самому решить: истинен ли голос, воззвавший к нему). Религиозные же экзистенциалисты (К. Ясперс, Г. Марсель) трактуют существование как форму неподлинной жизни, в которой человек является лишь элементом анонимного целого (общества, класса, группы), где он исчерпывается в своей предметной функции, становясь предметом среди других предметов. В этой связи экзистенциалисты полагали, что все предшествующие концепции понимания человека содержали в себе непосредственную аналогию между человеком и внешним миром, поэтому специфика человеческого растворяется. Тогда как для них прорыв к подлинности человеческого бытия возможен лишь на основе культивирования собственной индивидуальности, в рамках которой человек переживает драматический характер своего существования, обусловленный пребыванием в тревоге, онтологическом страхе, пограничной ситуации.

14

Однако приоритет индивидуализма приводит экзистенциализм к отрицанию перспектив позитивного самочувствия человека в рамках социума, не оставляет положительных возможностей для сотрудничества людей. Таким образом, человек редуцируется к внеисторическим определениям. При этом не учитывается значение социокультурных форм жизни. В результате этого человек противопоставляется всему внешнему, выступает в качестве первичной онтологической реальности и оказывается замкнутым на самом себе. Социально-исторические обстоятельства представляются в качестве фона для проявления человеческого, их роль сводится к средству для осуществления субъективных целей людей.

В диссертации также отмечается, что в контексте данных проблем особое значение приобрел феномен массовой культуры. Бурное развитие техники и технологий лишило культуру элитарного значения, сделало ее общедоступной, придало статус повсеместной и популярной. В определенном смысле, она стала привычным элементом жизни людей (в частности, когда говорится о киноискусстве, дизайне и т.п.), что одновременно обесценило ее. X. Ортега-и-Гассет подчеркивал, что именно «массовый человек» главенствует сейчас в общественной жизни. При этом ключевая составляющая современной масс-культуры -это медиа-коммуникации. Современную эпоху можно назвать «аудиовизуальной». В этой связи в культуре постмодерна чтение уступило место теле- и видеоинформации и ушло на второй план культурного воспроизводства. Картина мира складывается теперь из отдельных фрагментов, превращаясь в некую «мультифрагментарную реальность», порождая феномен «клипового сознания». При этом мультимедийный аудиовизуальный язык породил не только эстетику видеоклипов и феномен шоу-бизнеса, но в данном случае речь идет о новой форме бытования культуры.

Далее, в работе говорится о том, что одним из важнейших условий культуры постмодерна является отрицание в природе человека заданных метафизических парадигм и исходных всеобщих определений и рациональных понятий. Человек свободен в собственной реализации в горизонте само-созидания ("БеМ-

15

made-man"), он есть чистый проект, он изначально активен в отношении к миру. Именно в данной перспективе человек способен реализовать глобальное царство человеческой культуры (regnum hominum). Он создаёт особый мир уютных комнат, торжественных приёмных и банкетных залов. В них нет места для печали, тоски и раздумий о смерти. Зато в них легко перемещаться, современные люди без труда переходят из эпохи Античности в новейшие интерьеры постиндустриального общества в рамках одного здания исторического или художественного музея. В этой связи способность к перемещению в пространстве, подвижность и движение как таковое оказываются принципиально значимыми моментами существования человека эпохи постмодерна. Вместе с утверждением новых форм бытования культуры возникают специфические стратегии личностного самосознания. Основополагающей процедурой самоутверждения человека становится потребление. Обратной стороной данной перспективы оказывается массовое опустошение и всеобщее равнодушие. Главенствующим психологическим измерением становится нарциссизм. Постмодернизм в этом смысле основан на гипертрофированной идее индивидуализма, отношения между людьми приобретают, преимущественно, формальный характер. Таким образом, в диссертационном исследовании признается, что философия эпохи «постмодерна» не может предложить целостной концепции человека. Однако современная мысль поставила многие фундаментальные проблемы: всеобщей изменчивости и разрушения традиционных исторических форм бытования культуры и устойчивых ценностных ориентиров, господства масс-медиа и поп-культуры, торжества тотального потребления и «деперсонализации».

Во второй главе «Стратегии репрезентации образа человека в современной художественной культуре стран Скандинавии» образ человека рассматривается в пространственных, временных и пространственно-временных видах искусства: в живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, кинематографе и театре. Глава состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «Образ человека в пространственных видах искус-

16

ства» диссертантом рассматриваются современные тенденции в скандинавской живописи, как «мейнстрим»-направлений (лауреатов премии Ars Fénica), так и представителей различных авангардных течений (Теэму Мяки, Марианна Ау-ли). Кроме того, особое внимание уделяется инсталляциям и искусству скандинавского дизайна (Г. Джобе, «Marimekko», Тапио Вирккала и других), отраженных, в том числе и в литературе (романы «Декоратор», «Лучшая страна в мире», «Молчание в октябре»). На основании рассмотренных произведений современного скандинавского искусства, автором делается вывод о том, что постмодернизм стимулирует стирание привычных границ между видами и жанрами. В новейшей культуре происходит процесс слияния искусств, складывается сложная полифония, формируется новое отношение к модели, появляется возможность обойтись без нее, без непосредственного контакта с тем, что принято называть сюжетом или темой. При этом искусство обретает все более эпатажный характер. Таковы всевозможные инсталляции.

В данном параграфе диссертационного исследования также указывается, что новейшее скандинавское искусство в значительной мере свелось к форме дизайна. В этом плане именно скандинавские художники были пионерами современности. Славу, так называемого, «скандинавского дизайна» составили датчанин Арне Якобсен и финн Алвар Аалто. Особенностью их стиля стал функционализм. Стилистика скандинавского дизайна - это удобство и комфорт, но одновременно простота конструкционных решений, отсюда доступность в финансовом плане. По-видимому, в этом отразилась суровость природы и строгость нравственных правил этих стран.

В качестве заключения в работе говорится о том, что современная скандинавская культура в целом играет важную роль в общеевропейских традициях. При этом она имеет свою специфику и особенности, обусловленные ее прошлым (в частности, лютеранством), ее природным миром. Ей присущи строгость, простота, функциональность, что отразилось в соответствующих направлениях дизайна, архитектуры, скульптуры. В этом смысле она ориентирована на человека, на его непосредственные жизненные потребности, и стремится

17

быть ближе к человеку. С другой стороны, авангардная культура эпохи постмодерна отрицает не только образ человека, но и определенный объект художественного творчества как таковой. Тем самым, происходит редукция и предмета, и самого искусства. Оно превращается в форму эпатажа, провокации, инсталляции инсталляций, становясь, таким образом, «симулякром», что лишь увеличивает абсурдность этого мира. Однако это совмещение канонов, стирание границ, взаимодополнение искусств, динамизм и перманентная трансформация направлений дают и свой положительный инновационный эстетический эффект, рождают новые формы искусства, формируют новую оптику взгляда человека на мир и себя самого. Таким образом, можно констатировать, что в современном скандинавском искусстве на первый план выдвигается проекция активного поиска новой эстетики.

Во втором параграфе «Образ человек во временных видах искусства» исследуется образ человека в современной скандинавской литературе. В диссертации отмечается, что в новейшей литературе стран Северной Европы разворачиваются процессы, характерные для всей современной культуры эпохи постмодерна, - это исчезновение видимых границ, поиск новых средств выразительности, полифония искусств. В Норвегии и Дании, например, постмодернизм ассоциируется со своего рода литературной алхимией, позволяющей растворять и перемешивать историю, преобразовывать смыслы и назначения человеческого существования. Наиболее популярные современные авторы Норвегии - это Ларе С. Кристенсен, Даг Сулстад, Ингвар Амбьернсон, Ян Кьяр-стад. Поиски новых форм знаменуются отказом от каких-либо эстетических табу, нормативности, иерархичности. При этом лучшими для постмодернисткой эстетики являются коллаж, пародия, мобильные малые жанры, метароман, исторические повести, совмещающие изображение прошлого с включениями современных аллюзий, когда сдвигаются условные границы между «высокой» культурой и низовыми коммерческими жанрами. В литературном постмодернизме единое «Я» героя заменяется разорванным сознанием, системное построение канвы сюжета - фрагментарностью, единое поле понимания текста -

18

бесконечным набором интерпретаций, аллюзий, комбинаций цитат. Установка на то, что текст должен вызывать отклик в душе читателя, какие-либо моральные переживания или идеологические ожидания изменилась на требование «скольжения по поверхности», когда постоянное цитирование приводит к созданию новых смыслов, субкультур и контркультур.

В перспективе осмысления образа человека диссертант обращает внимание на тему одиночества, которая неизбежно связана с экзистенциальными переживаниями героев, их страхами и внутренними антиномиями. Получается, что высокая степень индивидуализма скандинавской культуры, укорененная в традиции этики лютеранства, имеет как бы обратную сторону, которая заключается в том, что люди не способны к коммуникации, к непосредственным живым чувствам и переживаниям. С другой стороны, герои боятся утратить собственную идентификацию, раствориться в общественных институциях и правилах, отсюда происходит чувство тоски, возникает понимание непримиримой противоречивости жизни. Люди не могут найти адекватного ответа на свои чувства и переживания, они превращаются в некие знаки, символы, которые растворяются в беспредельных пространствах современных городов, в ландшафтах, лишенных подлинного человеческого участия и взаимопонимания. Понимание невозможности обрести единство и примирение с миром и жизнью проходит связующей темой через многие произведения скандинавской литературы. Специфической особенностью всех образов романной литературы Скандинавии является мощная и нескончаемая рефлексия, бесконечная интроспекция, погружение в себя, доведенное до абсурда, даже у самых, казалось бы, простых героев. Эта рефлексия носит двойственный характер. С одной стороны, это - своего рода отчет перед самим собой, с другой стороны - это информация, доносимая до читателя, имеющая свой специфический смысл. В этом плане в рамках произведений скандинавских писателей подчас возникает множественность зеркальных отражений, некий порочный круг самоосмыслений, каких-то странных силуэтов и теней, которые отражаются в отражениях собственного самосознания действующих лиц, а затем попадают в спектр оценок чи-

19

тателя. Подобная рефлексия иногда доводит героев до умопомрачения, помешательства, расстройства рассудка, распада Я на различные составляющие, не способные сомкнуться. Таково состояние персонажа произведения Эрленда Лу «Наивно. Супер». В рассказе Рингбум Херники из Финляндии «Одержимость Мартины Дагер» встречается другой характерный пример такого распада сознания. При этом большинству персонажей современной романной литературы Скандинавии присуща крайняя степень нарциссизма, любования собой, поэтому они, в принципе, не способны на коммуникацию и понимание, для них невозможен опыт признания другого, либо он приобретает какие-то искаженные и даже преступные формы. Многие из них погружены в тотальную скуку. Символично, что «философия скуки» родилась именно на скандинавской почве. Современная цивилизация порождает и свои специфические суррогаты общения и межчеловеческой коммуникации. Вместо чувства личностной сопричастности и интерсубъективного взаимодействия формируется феномен пресловутой осведомленности, информированности.

В третьем параграфе «Образ человека в пространственно-временных видах искусства» автором исследуется образ человека в кинематографе и в театре. В данной связи, в частности, указывается, что классик скандинавского кинематографа Ингмар Бергман, ставший культовой фигурой всей второй половине XX века сделал духовное отчуждение, разобщённость, утрату или нежелание взаимопонимания, душевную глухоту и одиночество человека -главным «негативным героем» своих сценариев, пьес, фильмов, театральных спектаклей. При этом в диссертации отмечается, что последнее десятилетие двадцатого столетия вновь открыло миру кинематографическую Скандинавию как совершенно особое, самодостаточное смысловое пространство. Это третье "рождение" скандинавского кино после успеха датской и шведской киношкол начала века и длительного господства И. Бергмана в 1960-1970-х годах связано с созданием "Догмы"-95 - авангардистского манифеста, подписанного целым рядом датских кинематографистов, среди которых культовый режиссер Дании Ларе фон Триер. В целом, на примере творчества И. Бергмана («Сцены из суп-

20

ружеской жизни», «Земляничная поляна», «Фанни и Александр», «Осенняя соната», «Персона», «Из жизни марионеток», «Сарабанда»), Л. фон Триера («Европа», «Идиоты», «Королевство», «Рассекая волны», «Догвилль», «Самый главный босс», «Антихрист»), Л. Мудиссона («Покажи мне любовь», «Лиля навсегда»), Т. Винтенберг («Торжество») диссертант приходит к выводу о том, что человек предстает в качестве одинокого и отчужденного существа, он тщетно ищет понимания. Образ человека в пространственно-временных видах искусства скандинавских стран утверждается в гротескном и ироническом восприятии абсурда жизни, потери ценностей, кризиса и деструктивности личности.

В заключении формулируются основные выводы выполненного диссертационного исследования.

Публикации в периодических и продолжающихся изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных результатов диссертационного исследования:

1. Поиски человека в современной скандинавской живописи и дизайне // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - СПб.: 2008. 0,5 пл. Публикации в других изданиях:

1. Диспозиции нравственности: дилеммы скандинавской культуры // Мир философии - мир человека. Приложение к журналу «Философские науки». Специальный выпуск. - М.: Гуманитарий, 2007. (совместно с О.Э. Душиным). 0,5 п.л./0,25 пл.

2. Человек эпохи Постмодерна в скандинавской культуре // Зритель в искусстве: интерпретация и творчество. Часть II. Материалы всероссийской конференции 26-27 марта 2007 г. - СПб: Роза мир, 2007. 0,5 пл.

3. Методика преподавания художественной культуры Скандинавии второй половине 20 века // Теория и практика философско-культурологического образования. Сборник научных и учебно-методических материалов. СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 0,5 пл.

Подписано в печать 30.04.2010. Формат 60x90/16 Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. Печ. Л. 1,25 Тираж 100 экз. Заказ 167

Отпечатано в типографии ООО «Адмирал»

199048, Санкт-Петербург, В. О., 6-я линия, д. 59 корп. 1, оф. 40Н

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Данилссон, Эльмира Варисовна

Введение.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Философские и социально-исторические основания репрезентации образа человека в культуре стран Северной Европы второй половины XX века.

1.1. Моральный ригоризм протестантизма и культура Скандинавии: человек как субъект вины и ответственности.

1.2. Исторические трансформации скандинавской культуры во второй половине XX века: «смена кумиров».

1.3. Философские основания представления образа человека в культуре XX века: от экзистенциализма к постмодернизму.

Глава II. Стратегии репрезентации образа человека в современной художественной культуре стран Скандинавии.

2.1. Образ человека в пространственных видах искусства.

2.2. Образ человека во временных видах искусства.

2.3. Образ человека в пространственно-временных видах искусства.

 

Введение диссертации2010 год, автореферат по культурологии, Данилссон, Эльмира Варисовна

Актуальность темы исследования.

В последние десятилетия в российском обществе наблюдается устойчивый интерес к культурному, экономическому и политическому развитию стран Скандинавии (Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии). Это, в частности, обусловлено тем, что модели скандинавских государств уникальным образом сочетают принципы рыночной экономики и стратегии социального партнерства, поэтому эти страны часто рассматриваются в качестве образцовых систем всеобщего благоденствия. При этом современная Скандинавия создана «поколением 1940-х» - людьми, рожденными в середине прошлого века, которые смогли по многим показателям вывести свои страны на первые места в мире, прежде всего, по индексу человеческого развития (Норвегия, Финляндия и Швеция входят в первую десятку). Например, в 1950-е годы в скандинавских государствах была проведена реформа школы, состоявшая во введении всеобщего девятилетнего образования и совместного обучения. Тогда в Европе эти идеи считались революционными и даже опасными, но в конце 1960-х годов, когда началась сексуальная революция и широкое распространение приобрели феминистские движения, так как женщины, активно работая, начали получать экономическую независимость от мужчин, данные новации стали примером для других стран. Однако, в целом, политический курс в государствах этого северного региона остается неизменным на протяжении многих послевоенных десятилетий. В этой связи можно сказать, что менталитет скандинавов наилучшим образом выражается в концепции идеального правового государства и сбалансированного социального порядка. В современной России, стремящейся к формированию реально действующего механизма гражданского общества, рассмотрение диспозиций и габитусов человека, сложившихся в культуре скандинавских стран во второй половине XX века, представляется делом достаточно важным и актуальным.

Степень разработанности проблемы.

Исследование культуры стран Скандинавии начинается в России со второй трети XIX века и связано с трудами Якова Карловича Грота, первого переводчика с финского и шведского языков. Его работа "Переезды по Финляндии от Ладожского озера до реки Торнео" (СПб.: 1847) и книги-оттиски "Знакомство с Рунебергом", "Гельсингфорс", "Записки о путешествии в Швецию и Норвегию" (СПб.: 1874), статья «Литва или Скандинавия?» («Отечественные записки», 1860) вошли в коллекцию известного в XIX веке петербургского библиофила Николая Васильевича Соловьева. Он издавал пользовавшийся широкой популярностью "Каталог книг антикварной книжной торговли Н. В. Соловьева". Издания о Финляндии (в том числе Я. Грота) Соловьев использовал для написания собственной статьи "Еще о Финляндии", опубликованной в журнале «Исторический вестник» (1898). В этот же период формируется интерес и к художественной культуре Скандинавии, что проявилось в деятельности П. Ганзена. В частности, в 1894 году он перевел и издал «Дневник обольстителя» С. Кьеркегора, когда его наследие еще не получило широкого европейского признания. На рубеже XIX - XX веков скандинавская литература прочно становится неотъемлемой частью культурного пространства России. Произведения Х.-К. Андерсена и К. Гамсуна, Г. Ибсена и А. Стриндберга до сих пор чрезвычайно популярны в нашей стране.

После Октябрьской революции произведения скандинавских писателей издаются не так активно, но в 1956 году Вильямом-Августом Васильевичем Похлебкиным основывается "Скандинавский сборник", постепенно складываются новые научные направления. Одним из них стало изучение культуры и истории скандинавского Средневековья, отраженное в трудах М.И. Стеблин-Каменского, А.И.Смирницкого, А.А. Сванидзе. В 1970 - 1980-х годах выходят работы Д.М. Шарыпкина и В.Г. Адмони, раскрывающие взаимосвязи российской (М. Лермонтов, JI. Толстой, А. Чехов, А. Блок) и скандинавской литератур (Г. Ибсен, А. Стриндберг).

Новая эпоха в изучении культурного наследия скандинавских стран начинается в начале 1990-х годов, когда центры по изучению истории, языка и культуры этого региона появились в северо-западных российских городах Петрозаводске, Архангельске, Пскове, Выборге. В Петербурге начинают регулярно проводиться международные научные конференции «Скандинавские чтения» (с 1996 года) и «Санкт-Петербург и страны Северной Европы» (с 1998 года). Кроме того, Северная столица России является и постоянным местом проведения всевозможных театральных и кинофестивалей, художественных выставок и других культурных мероприятий, организуемых различными институтами Скандинавских государств.

I *

Соответствующие аспекты развития современного общества скандинавских стран можно обнаружить в работах российских культурологов и философов (JI. М. Мосоловой, А. Ю. Чукурова, С. Корниловой, А. Афиногеновой), скандинаведов К. С. Цына, Эйну Карху, В. Забродина, финского этнолога Юхи Пянтикайненна, шведского историка Инвара Джонсона, норвежских ученых - антрополога JI. Свендсена и психолога Ф. Скэрдеруда. При этом попытка обобщить, полученные выводы в общую модель, характерную для большинства стран Северной Европы, была проведена в работах Йенссон Будил ь (Швеция), М. Могуновой, Альберта Дондейна (Швейцария) и Скирбекка Сигурда (Норвегия).

Цель и задачи исследования.

Основной целью настоящей диссертации является исследование образа человека в культуре стран Скандинавии во второй половине XX века. Для достижения данной цели решались следующие задачи:

• выявить и проанализировать специфику образа человека в современной скандинавской культуре на примере живописи, произведений литературы, кинематографа и драматургии;

• установить степень и характер влияния принципов протестантизма на формирование ментальных структур и габитусов поведения, сложившихся в культуре Скандинавских стран, продемонстрировав их современное звучание;

• эксплицировать социально-политические и исторические особенности развития культуры Скандинавских стран в послевоенный период;

• рассмотреть скандинавскую культуру в контексте новейших процессов мировой глобализации и универсализации;

• раскрыть суть и содержание внутренних антиномий современного искусства скандинавских стран, отражающих противоречивый образ человека.

Методология и источниковедческая база исследования.

В качестве методологической основы исследования использовались принципы системного культурологического анализа и компаративистского подхода. При этом рассматривались наиболее существенные доминанты культуры, особое внимание было уделено гуманитарной составляющей.

Для проведения исследования использованы материалы научных конференций «Протестантизм. Общество. Культура», «Феномен удовольствия в культуре», «Этнография за рубежом», «Культурологические исследования» (2004-2006), «Скандинавистика в современном образовании», «Исследования компаративной религии и этнографии в Финляндии», «Глобализация и культура: аналитический подход», «Искусство XX века, итоги столетия», «Культура на рубеже 2021 веков: глобализационные процессы», «Художественная культура на рубеже веков: состояние, противоречия, перспективы», «Человек в современных философских концепциях». Для рассмотрения социокультурной политики в Скандинавии во второй половине 20 века были привлечены как зарубежные исследования («Incentives for Academic Entrepreneurship and Economic Performance: Sweden and the United States»), так и переводные издания (Гейр Вестхейм «Инструментальная культурная политика в Скандинавских странах: критический исторический взгляд»). В диссертации были рассмотрены также и работы норвежских (С. Скирбекк, Т. Эриксен, Л. Свендсен) шведских (Б. Йенссон) и финских социологов и культурологов (Ю. Пянтикайнен, Ю. Ойяярви).

При проведении исследования были использованы материалы сетевого ресурса fennoscandia.ru, единственного крупного в русскоязычном секторе Интернета портала о Скандинавии и скандинавистике. Кроме этого, автором были исследованы произведения художественной литературы Э. Лу, Й. Грендаля, Л. Густафссона, Т. Эггена, П. Хега, Т. Янссон, К. Вальгрена, А. Паасилины, А. Хоттакайнена, кинофильмы Триера, Иварссона, Винтенберга, Бергмана, Мудиссона.

Научная новизна

В целом, диссертационная работа может быть охарактеризована как комплексное исследование образа человека в современной художественной культуре Скандинавии во второй половине 20 века, осуществленное через анализ пространственных, временных и пространственно-временных видов искусства (живопись, литература, кинематограф). При этом особое внимание уделялось новейшим направлениям и формам скандинавского искусства, которые не достаточно широко и подробно изучены в современной российской культурологии.

В процессе исследования получены следующие результаты, которые выносятся на защиту:

1. Освящая хозяйственную предприимчивость в качестве практической реализации смыслов веры, протестантизм стал истоком новой цивилизации, построенной на принципах индивидуализма и рациональности, свободы рыночных отношений и правового государства, что, несомненно, является духовным основанием современной скандинавской культуры;

2. После второй Мировой войны страны Северной Европы пережили существенный перелом в осмыслении перспектив культурного развития, что реализовалось в отказе от немецкой доминанты, в утверждении новых ценностных установок и существенной демократизации культуры;

3. Философия существования, оказавшая мощное воздействие на развитие западной мысли 20 века, сыграла важную роль в культуре стран Северной Европы. Она усилила понимание человека в качестве уникального субъекта личной вины и ответственности, нравственного долга и религиозного призвания, ограничив эмоционально-чувственные переживания и стратегии поведения;

4. В скандинавском искусстве конца двадцатого века, а оно имеет значение европейского авангарда, на первый план выдвигается проекция активного поиска новой эстетики, при этом человек утрачивает свой целостный образ, он отчужден, находится в дисгармонии с собой и подчас разрушает собственную социальную среду, попытки преодолеть эти противоречия приводят к усилению абсурдных стратегий в способах и формах реализации культуры;

5. Новейшая скандинавская культура ставит многие важные проблемы, характеризующие образ и стилистику жизни человека эпохи постмодерна (экзистенциальные мотивы тоски, одиночества, разрушения устоявшихся норм семьи и принципов социальных отношений). Герои романов, театральных постановок и кинофильмов представляют противоречивый образ человека, обремененного интроспекцией, склонного к крайним формам индивидуализма и нарциссизма, не способного на естественные человеческие чувства и коммуникацию с другими.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Полученные в ходе проведенной работы результаты позволяют проанализировать место и образ человека в культуре скандинавских стран во второй половине 20 века. Тем самым, формируется стратегия заинтересованного и толерантного отношения к существованию разных традиций в поликультурном пространстве современности. Это позволяет использовать материалы диссертационного исследования в качестве методологической основы для создания специального курса по современной культуре Скандинавии для старших классов средних школ и гимназий Северо-западного региона России и для студентов высших учебных заведений.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и выводы диссертации изложены в сообщениях на соответствующих научных конференциях. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры теоретической и прикладной культурологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета и была рекомендована к защите по специальности 24.00.01 - теория и история культуры.

Публикации в периодических и продолжающихся изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных результатов диссертационного исследования:

1. Диспозиции нравственности: дилеммы скандинавской культуры // Мир философии - мир человека. Приложение к журналу «Философские науки». Специальный выпуск. - М.: Гуманитарий, 2007. (совместно с О.Э. Душиным). 0,5 п.л./0,25 п.л.

2. Поиски человека в современной скандинавской живописи и дизайне // Аспирантские тетради. Известия РГПУ им. А. И. Герцена. -СПб.: 2008. 0, 5 п.л.

Публикации в других изданиях:

3. Человек эпохи Постмодерна в скандинавской культуре // Зритель в искусстве: интерпретация и творчество. Часть II. Материалы всероссийской конференции 26-27 марта 2007 г. - СПб: Роза мир, 2007. 0,5 п.л.

4. Методика преподавания художественной культуры Скандинавии второй половине 20 века // Теория и практика философско-культурологического образования. Сборник научных и учебно-методических материалов. СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Репрезентация образа человека в художественной культуре скандинавских стран второй половины 20 века"

Заключение

В данном диссертационном исследовании рассматривалась репрезентация образа человека в культуре скандинавских стран второй половины 20 века. При этом важно отметить, что двадцатое столетие стало поворотным моментом в истории Скандинавии: Финляндия обрела независимость от России, Дания превратилась из периферийной аграрной в одну из ключевых и динамично развивающихся стран Северной Европы. В свою очередь, именно в 20 столетии Швеция не только разработала уникальную для Европы модель «шведского капитализма», но и воплотила его в жизнь, создав феномен «государства всеобщего благоденствия» и реализовав на практике принципы гражданского общества. В целом, страны Скандинавии (Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия) достигли высокого уровня валового национального продукта' на душу населения и стали мировыми лидерами по многим показателям, отражающим высокое качество жизни.

Культурные традиции этих стран обусловлены этикой и духом протестантизма, которые выражаются в принципах индивидуализма и рациональности, свободы рыночных отношений и правового государства. Оказав огромное влияние на формирование менталитета скандинавских стран, Реформация утвердила самосознание человека в перспективе нравственной вины и ответственности, воспитала и сориентировала личность на труд. Однако при этом она же породила определенную моральную жесткость, персональную замкнутость и атомизацню, привела к торжеству рассудка и к формализации межличностных отношений.

После второй Мировой войны страны Северной Европы пережили существенный перелом в осмыслении перспектив культурного развития, что реализуется в отказе от ориентации на немецкую доминанту. Скандинавские интеллектуалы переосмысляют традиционные приоритеты, возникают новые ценностные установки, они ведут к формированию образа «государства благоденствия», в рамках которого происходит мощная демократизация культуры. Данные политические и социальные стратегии, осуществленные во второй половине XX века в странах Скандинавии, оказали заметное воздействие на формирование образа человека в сфере культуры, его стилистику жизни и правила поведения.

В свою очередь, философия существования, оказавшая столь мощное воздействие на развитие западноевропейской мысли XX века, сыграла свою важную роль в культуре Скандинавских стран. Примечательно, что родоначальником этого направления явился датский мыслитель С. Кьеркегор, а его учение приобрело несомненное признание в современной протестантской теологии. Он в условиях постгегелевской ситуации европейского философствования предложил нетривиальные пути мысли, ориентированные на христианскую религиозность и принципы этики уникального личного выбора. Кроме того, экзистенциализм в целом оказал имплицитное влияние и на формирование мировоззренческих установок «постмодерна», что выразилось в отрицании всеобщих метафизических парадигм и универсальных сущностных характеристик в понимании природы человека. Современная философия эпохи «постмодерна», в принципе, не может предложить целостного образа человека. Вместе с тем социальная мысль конца двадцатого столетия поставила новые фундаментальные проблемы: всеобщей изменчивости и разрушения традиционных исторических форм бытования культуры и устойчивых ценностных ориентиров, господства масс-медиа и поп-культуры, торжества тотального потребления и «деперсонализации»1.

Современная скандинавская культура играет важную роль в традициях общеевропейского дома. При этом она имеет свою специфику, обусловленную ее прошлым (в частности, лютеранством) и ее особым природным миром и ландшафтами. Ей присущи строгость, простота, функциональность, что отразилось в соответствующих направлениях дизайна, архитектуры, скульптуры. В этом смысле она ориентирована на человека, на его непосредственные жизненные потребности, и стремится быть ближе к человеку. С другой стороны, авангардная культура эпохи постмодерна отрицает не только образ человека, но и определенный объект художественного творчества. Тем самым, происходит редукция не только предмета, но и самого искусства.

Оно превращается в форму эпатажа, провокации, инсталляции,

135 становясь «симулякром», призрачной реальностью. Однако это совмещение канонов, стирание границ, взаимодополнение искусств, динамизм и перманентная трансформация направлений дают и свой положительный инновационный эстетический эффект, рождают новые формы искусства, формируют новую оптику взгляда человека на мир и себя самого. Тем самым,- в современном скандинавском искусстве на первый план выдвигается проекция активного поиска новой эстетики.

Современная скандинавская литература также ставит многие важные проблемы, характеризующие образ и стилистику жизни человека эпохи постмодерна. В ней прослеживаются экзистенциальные мотивы одиночества, тоски, невозможности коммуникации, разрушения устоявшихся норм семьи и принципов социальных отношений. Герои романов датских, норвежских, финских и шведских писателей представляют противоречивый образ человека, обремененного рефлексией и интроспекцией, склонного к крайним формам индивидуализма и нарциссизма. В скандинавской литературе последних десятилетий присутствуют и постмодернистские искания новых форм, отказ от сложившихся правил ранжирования видов литературы и искусства. Все это демонстрирует живой, плодотворный процесс развития скандинавской литературы, и позволяет нам увидеть и приблизиться к пониманию, пусть и в отраженном свете, самих себя.

В кино и театре, как и в других пространственно-временных видах искусства (танце, балете) человек утверждается в гротескном и

136 ироническом восприятии абсурда жизни, потери ценностей, кризиса и деструктивности личности. Человек в художественной культуре Скандинавии второй половины 20 века представлен как существо потребляющее, отчужденное, находящееся в дисгармонии с собой и разрушающее свою традиционную среду обитания.

В целом, развитие культуры стран Скандинавского региона определила стремительная модернизация. Глобализационные процессы, которые задают вектор новейшей западной цивилизации, были привнесены и в протестантские коммуны скандинавских стран. Это послужило катализатором роста англо-саксонского влияния на Скандинавию во второй половине 20 века. Установление, по сути, в качестве второго языка - английского, ориентация общества на деловую элиту, интеллектуальное заимствование в сфере литературы, кинематографа, театра и балета, музыки, средств массовой коммуникации, появление молодежных субкультур и контркультур, -вот, что характеризует процессы культуры скандинавских стран второй половины 20 века.

Протестантский габитус скандинавов трансформировался в типичный для современной культуры 20 века гедонизм и волюнтаризм.

Характерная для протестантизма рефлексия о спасении индивида сменяется на индивидуалистическую веру в научно-технический прогресс, незыблемость социальной поддержки со стороны государства и строго прагматическую установку по отношению ко всему происходящему. Психологически замкнутые в силу особенностей своего менталитета, скандинавы во второй половине 20 века, в том числе и под иммигрантским влиянием, подверглись серьезному испытанию ничем неограниченной свободой — свободой коммуникации, свободой выбора, свободой тела. Все это определяет современного скандинавского человека как одновременно рационального и внерационального, свободного и зависимого, доверчивого и прагматичного, романтичного и ханжеского. Амбивалентность в определении человека влечет за собой потерю коммуникации и, как следствие, разрыв с внутренним и внешним миром. Это находит отражение в искусстве: в живописи смещаются каноны прекрасного, на первый план выходит новая эстетика, связанная с переосмыслением жизненных позиций художника и зрителя. Взаимодополняемость эстетики дизайна, скульптуры, архитектуры органично вписывается в скандинавский стиль. Образ человека окончательно теряется и в живописи, которая сменяется на искусство фотографии и дизайн. Герои литературных произведений и киноработ представляют противоречивый образ человека, который с точки зрения биосоциального подхода, ограничен рамками социальной системы, и является одновременно и протестным, и пассивным агентом культуры. Инновационный эстетический эффект литературы, музыки, театра, балета, отражающих образ человека в художественной культуре, создает специфическое использование последнего в качестве носителя информации и потребителя удовольствий; человек уходит на периферию

138 бытия, отчуждая себя от мира общения и собственного внутреннего мира личности, и тем самым, разрушает себя и свое жизненное пространство.

 

Список научной литературыДанилссон, Эльмира Варисовна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. М.: Альфа-М, 2004. — 304 с.

2. Аллахвердов В.М. «Психология искусства». Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений, СПб, издательство ДНК, 2001

3. Басина Н. И. Проблема автора в культуре — Ростов: изд-во РГУ, 2002.224 с.

4. Бергман И. «Жестокий мир кино»/ Ингмар Бергман; пер. с швед. А. Афиногеновой, коммент. А. Афиногеновой, В. Забродина. М. : Вагриус, 2006 288с.

5. Бидструп X. Альбом карикатур. Рига: Лиесма, 1972

6. Бодрийар Ж. Насилие глобализации// Перев. с франц. Юлии Бессоновой. LE MONDE DIPLOMATIQUE, NOVEMBRE 2002, Page 18

7. Бодрийяр, Общество потребления, М. Республика, Культурная Революция, 2006.

8. Бодрийяр Ж. "Эстетика иллюзий, эстетика утраты иллюзий" //'Элементы", №9. Перевод с французского А.Д. — журнал "KR1S1S".

9. Бодрийяр Ж. "Символический обмен и смерть — М.: Добросвет, 2000.387с.

10. Бодрийяр Ж. "Система вещей", М., "Рудомино", перевод С. Н. Зенкина, 2001, 224 с

11. Больнов Отто фон "Философия экзистенциализма" / пер. С. Э. Никулина. — СПб: Лань, 1999. — 224 с.

12. Бородай Ю. М. Эротика. Смерть. Табу: Трагедия человеческого сознания / М. Рус. феноменол. о-во : Гнозис 1996

13. Брайсон Валери "Политическая теория феминизма" / пер. с англ. О. Липовской и Т. Липовской. — М.: Идея-Пресс, 2001. — 304 с.

14. Бранский В.П., Пожарский С.Д. "Социальная синергетика и акмеология" — СПб: Политехника, 2001. — 159 с.

15. Вальгрэн Карл-Иоганн. "Женщина-птица" пер. со шведского С. Штерна, М. Олма-пресс, 2005, 318 с.

16. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Пер. с англ. М. "Весь Мир", 200419. "Глобализация и культура: аналитический подход" Сборник научных материалов. СПб, Янус, 2003 172 с.

17. Глобализм в системе категорий современной культурологической мысли (коллективная монография), Спб, "Янус", 2005 426 с.

18. Голик Н.В. «Этическое в культуре». СПб: Санкт-Петербургскоефилософское общество, 2002 г. 256 с.

19. Гордер Юстейн «Мир Софии: Роман об истории философии» / пер. с норвеж. Т. Доброницкой. СПб: Амфора, 2007. 655 с.

20. Грёндаль Йене Кристиан "Молчание в октябре" / пер. с датского Ф. Золотаревской. — СПб: Амфора, 2003. — 367 с.

21. Григорьев Б.Н. Повседневная жизнь советского разведчика, или Скандинавия с черного входа. — М. : Мол. Гвардия, 2004 — 471 с.

22. Гусев Д.А. "Философия" — М.: Менеджер, 2000. — 224 с.

23. Густафссон JIapc "День плиточника" / пер. с шведского II. Федоровой. — М.: Текст, 2001. — 157 с.

24. Делез Ж. Кино — М.: Ad Marginem, 2004.

25. Долин А. «Ларе фон Триер: контрольные работы. Анализ, интервью. Догвилль. Сценарий». М., Новое литературное обозрения, 2007.-454 с.

26. Дондейн Альберт "Христианская вера и современная мысль" -Брюссель: Жизнь с Богом, 1974. 284 с.

27. Дудник С. И. , Солонин Ю. Н. Парадигмы исторического мышления XX века: очерки по современной философии культуры. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. 200 С.

28. Зарубежная эстетика и теория литературы конца XIX XX вв. М., 1987

29. Ивянская И.С. "Мир жилища. Архитектура. Дизайн. Строительство. История. Традиции. Тенденции" — М.: Дограф, 2000. — 297 с.33. "Ингмар Бергман. Картины" / пер. со шведского А. Афиногеновой. — Москва Таллинн: Музей кино, 1997. —422 с.

30. Каган М. С. "Введение в историю мировой культуры" — книга вторая. — СПб: Петрополис, 2001. — 320 с.

31. Каган М.С. Высокое искусство Мераба Бердзенишвили и проблемы художественной культуры XX-XXI столетий. Изд-во «Каламус», Тбилиси, 2006

32. Каган М. С Избранные труды в VII томах. Том I (Проблемы методологии)., — СПб: ИД «Петрополис», 2006 г. — 356 с.

33. Каган М. С Избранные труды в VII томах. Том II (Теоретические проблемы философии), — СПб: ИД «Петрополис», 2006 г. — 660 с.

34. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

35. Кассирер Э. «Философия символических форм. Том 3 Феноменология познания», М.: СПб, Университетская книга, 2002

36. Коплстон Ф. История философии. XX век / Пер. с англ. П.А. Сафронова. М.: ЗАО Центрполиграф, 2002. - 269 с.

37. Колосов Н. Е. "Хватит убивать кошек! Критика социальныхнаук"., М: Новое литературное обозрение, 2005. 248 с.

38. Коссак Ежи «Экзистенциализм в философии и литературе», М., Издательство политической литературы, 1980, 360 с.

39. Культура на рубеже 20-21 веков: глобализационные процессы, М., 2005, "Государственный институт искусствознания"46. "Культурологические исследования-04. Сборник научных трудов" — СПб: Астерион, 2004. — 328 с.

40. Культурология: Учебник /Под ред. Ю. Н. Солонина и М. С. Кагана — М. Юрайт-Издат, 2005 — 566 с.

41. Кьеркегор Серен "Страх и трепет"— М.: Республика, 1993. — 383 с.

42. Лелеко В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре — СПб: СПбГУКИ, 2004 320 с.

43. Липовецки Ж. "Эра пустоты. Очерки современного индивидуализма" — СПб: Владимир Даль, 2001. — 332 с.

44. Лу Эрленд "Лучшая страна в мире" / Пер. с норвежского И. Стребловой. — СПб: Азбука-классика, 2003. — 320 с.

45. Лу Эрленд "Наивно. Супер" / Пер. с норвежского И. Стребловой. — СПб: Азбука-классика, 2004. — 288 с.

46. Лыоис Манфред "Мир машины", М., "Логос", 2001 408 с

47. Лэкберг Камилла Ледяная принцесса / пер. со швед. А. В. Степанова М. ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008 - 352 с.

48. Маклюэн М. "Галактика Гутенберга", М., "Мир", 2005 496 с.

49. Малерб М. "Религии человечества" — М. СПб: Рудомино" -"Университетская книга», 1997. — 600 с.57. "Материалы международной научной конференции "Протестантизм. Общество. Культура" — Омск: ,1998. — 175 с.

50. Могунова М. "Скандинавский парламентаризм. Теория и практика" — М.: РГГУ, 2001. — 350 с

51. Нордау Макс "Вырождение. Современные французы", М. , 1995.

52. Носков A.M. Скандинавский плацдарм во второй мировой войне. М., 1977

53. Паасилинна Арто "Год зайца" пер. с финского И. Урецкого, М, изд-во Ольги Морозовой, 2006, 176 с.

54. Плахов А., Плахова Е. «Аки Каурисмяки. Последний романтик» -М.: Новое литературное обозрение, 2006. 296 с.

55. ПодорогаВ. А. "Метафизика ландшафта" — М.: Наука, 1993. — 320 с

56. Регионы России: Социокультурные контексты художественных процессов Нового и Новейшего времени: Сборник научных статей. -СПб, Астерион, 2002

57. Ред Ларс-Людвиг «Папина книжка» Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2004.

58. Репневский А. "Зимняя война" в политике Норвегии // Материалы Шестой ежегодной научной конференции (14-16 апреля 2004 г.) Под ред. В.Н. Барышникова Санкт-Петербург, 2005

59. Ройфе А. Б. «Неомифологическая фантазия в фантастике XX века», М. : «Международный центр фантастики», 2006 — 96 с.

60. Рыклин М. Деконструкция и деструкция. Беседы с философами — М.: Логос, 2002. — 270 с.

61. Савчук В. Конверсия искусства— СПб: Петрополис, 2001. — 288 с.

62. Саугстад Пер «История психологии» Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008

63. Свендсен Л. Философия моды. Пер. с норв. А. Шипунова. М: Прогресс-традиция, 2007. - 256 с.

64. Свендсен Ларе. Философия скуки. Пер. с норв. К. Мурадян. М.:146

65. Прогресс-Традиция, 2003. 256 с

66. Сеппяля Хельге. Финляндия как оккупант в 1941-1944 годах -http://kirjazh.spb.ru/biblio/seppel/seppeIO.htm

67. Сергеев К. А. «Ренессансные основания антропоцентризма», СПб.: «Наука», 2007.

68. Сергейчик Е. М. «Философия истории», СПб, Лань, 2002

69. Синисало Йохан "Тролль" пер. с фин. Л. Виролайнен, СПб, Амфо-ра, 2006, 283 с.

70. Сиоран "Искушение существованием", М., "Республика", 2003 -431 с.

71. Системные исследования культуры 2005/ научн. редактор Жидков В. С., Спб.: Алетейя, 2006 400 с.84. "Скандинавские чтения" — СПб.: Издательство РАН, 2003. — 480 с.

72. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.

73. Скирбекк Сигурд «Неадекватная культура: Современная культара и человек» // пер. с англ. В. А. Петруничевой. М, «МИК», 2003

74. Скэрдеруд Ф. «Беспокойство. Путешествие в себя» Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2003. - 480 с.

75. Современный экзистенциализм — М.: Мысль, 1966. — 567 с.

76. Соколов Е. Г. "Лекции по культурологии" Часть 1, Культура.

77. Формы культуры. СПб, 1997, изд-во СПбГТУ, Лаборатория Метафизических Исследований.

78. Томалинцев В. Н. "Поиск на грани творчества и экстремизма", Изд-во СПбГУ, 2001 72 с.91. "Феномен удовольствия в культуре" —СПб.: 2004. —379 с.

79. Философия 20 века: школы и концепции. СПб: Изд-во СПбФО, 2000.

80. Фробениус Н. «Адская притча: Романы» / пер. с норвеж. II. Беляковой, Л. Горлиной. СПб. : Азбука-классика, 2004 - 704 с.

81. Фробениус Н. «Другие места» / пер. с норвеж. Л. Горлиной. -СПб, Азбука-Классика, 2002. 288 с.

82. Фукуяма Фрэнсис "Конец истории и последний человек", М., ACT, 2004

83. Харитонов В. В. Структура культуры: Продуктивный, содержательный и функциональный аспекты. — Екатеринбург: Издательство УрГУ, 2003. — 96 с.

84. Хёг Питер «Смилла и ее чувство снега» / перевод с датского Елены Красновой. — СПб: symposium, 2003. — 542 с.

85. Хотакайннен Арто "Улица Окопная" пер. с фин. С. Урецкого, СПб: Азбука-Классика, 2004, 336 с.

86. Художественная культура на рубеже веков: состояние, противоречия, перспективы. Материалы конференции, СПб, Петрополис, 1998 , 152 с.100. "Цивилизация, культура, личность" / под ред. В. Ж. Келле. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. —224 с.

87. Человек в современных философских концепциях: Материалы Третьей Международной научной конференции, г. Волгоград, 14-17 сентября 2004 года, в 2 т., Т. 1, Волгоград, ПРИНТ, 2004 - 768 с.

88. Чернышева О.В. Рабочее движение в Швеции. — М., 1971

89. Эгген Тургрим "Декоратор" / пер. с норвежского О. Дробот. — СПб: Амфора, 2004. — 511 с.

90. Эдельфельдт Ингер "Удивительный Хамелеон" / Перевод с шведского М. Людковской. -— 1-ое изд. — М.: Текст, 2001. — 267 с.

91. Ямпольский М. «Ткач и визионер: Очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре», М: НЛО, 2007.

92. Янсон Туве "Дочь скульптора; Великое путешествие" (пер. с швед. Л. Брауде, В. Андриановой), СПб, Амфора, 2005, 364 с.

93. Янссон Туве «Серый шелк», пер. со шведского Л. Беляковой, Л.149

94. Брауде. СПб: Амфора, 2005. - 367 с.111. "Ars Fennica в Русском музее" — СПб: Фонд изобразительного искусства Хенны и Пертти Ниемистё, 2004. — с.

95. Studia culturae. Выпуск 2. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.

96. Johnsson Hans-Ingvar "Spotlight on Sweden" / translated by Victor Kayfetz. —Varnamo: Faiths Tryckeri, 1995. —240 c.

97. Gavin Baddeley Goth Chic: A Connoisseur's Guide to Dark Culture, Plexus Pub, 2006

98. Magnus Henrekson and Nathan Rosenberg «Incentives for Academic Entrepreneurship and Economic Performance: Sweden and the United States», March 8, 2000 http://ideas.repec.Org/p/fth/iniesr/530.htm 1

99. Charlotte and Peter Fiell, "Scandinavian Design", Tashen, 2002

100. Tim Bird "Living in Finland", Flammarion, 2005

101. Geoffrey MacCormack Scandinavian Realism // The Juridical Review, pp.33-55 http://hdl.handle.net/2164/33

102. German Sport University Cologne // Christian Peters «Friluftsliv-A150

103. Scandinavian Philosophy of Outdoor Life», October 12, 2007 -http://neovox.cortland.edu/archives/000521print.html