автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Репутация личности: социальные и деловые аспекты

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Докукина, Екатерина Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Репутация личности: социальные и деловые аспекты'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Докукина, Екатерина Юрьевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕПУТАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

1.1. Концептуально - методологические основы изучения, репутации личности.

1.2. Социологический аспект сущности феномена репутации личности

1.3. Атрибутивные характеристики репутации личности.

ГЛАВА 2. ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ.

2.1. Репутация личности в современном динамичном обществе знания.

2.2. Социокультурные детерминанты репутации личности предпринимателя.

2.3. Репутация личности предпринимателя в условиях транзитивного российского общества.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по социологии, Докукина, Екатерина Юрьевна

Актуальность темы исследования. Современное общество характеризуется многообразием признаков социальной ситуации, свидетельствующих о возрастании значимости морального измерения человека в качестве субъекта и объекта социальных изменений. К существенным признакам относится тревога относительно нравственного состояния человечества в целом, которая выражена видным теоретиком цивилизационного развития А. Тойнби следующим образом: «Наиболее тревожащей чертой современного общества является то, что власть, придаваемая технологией, с недавних пор возросла до беспрецедентного масштаба, с беспрецедентной быстротой, в то самое время, как средний уровень морального поведения людей фактически упал. Трудно понять в атомный век, как человечество сможет избежать массового самоубийства, если ему не удастся поднять средний уровень своего поведения до предела, действительно достигнутого Буддой и Св. Франциском Ассизским»1. Такого рода констатация фактического положения неизбежно ставит вопрос о причинах падения среднего уровня морального поведения индивидов, способах изменения этой социальной ситуации, о самих содержательных параметрах среднего уровня, его нормативной определенности.

В плане проблематики данного исследования важным является то, что в диалоге Востока и Запада, который персонифицирован А. Тойнби и Д. Ике-дой, вопрос о моральном измерении человека связан с достоинством, отнюдь не данным изначально, а культивируемым той или иной социальной и культурной средой и неотъемлемым от репутации личности. Изменение сложившейся социальной ситуации и преодоление деградации этического поведения невозможны без усиления духовного начала в человеке, ориентации на образец подражания, содержащий в кодексе поведения и представляющий собой основу репутации личности в ее нравственном, гражданском и профессиональном измерениях.

1 Диалог Тойнби - Икеда. Человек должен выбирать сам. М., 1991. С. 393 - 394.

Актуализация проблемы репутации личности обусловлена также и тем, что в последнее время на первый план деловой и политической жизни многих стран мира вышла проблема этики предпринимательства вообще и репутации личности предпринимателя в частности. Ведь одной из фундаментальных характеристик деловой этики и репутации предпринимателя является доверие. Поскольку сложившаяся теперь практика балансирования на грани закона приобрела массовый характер, постольку теряется доверие ко всем участникам рынка, что отражается на деловой репутации предпринимателей как оплота современного западного общества. Это, в свою очередь, влечет негативное влияние на экономическую конъюнктуру: репутация личности предпринимателя как явление нравственного и социально-психологического порядка превратилась в один из макроэкономических факторов, которые способствуют стагнации общества.

Еще одним моментом, актуализирующим проблему социальной значимости репутации личности, является потребность в формировании культурного образца как необходимого основания реформирования или модернизации российского общества. На социологическом уровне это означает поиск наиболее оптимальной модели должного, в данном случае - определенной модели репутации личности, способной адаптироваться и развиваться в условиях рынка и демократии. Это связано с тем, что репутация личности в бизнесе обусловливает рост доходов, в жизни демократического общества политик без должной репутации обречен на «неизбираемость». Социологические исследования показывают, что сейчас индивиды все меньше доверяют общественным институтам и коммерческим структурам, то влечет за собой уменьшение их «доли репутации» и соответственно уменьшено их влияние на людей.

Кроме того, актуализация проблемы репутации личности в России обусловлена возрастающими в нашем обществе тенденциями аномии и девиант-ности: преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство, проституция. Для модернизирующегося общества, помимо определенной трансформации технологических, политических и институциональных оснований, необходимы морально-этические преобразования, где немалую роль играет репутация, атрибутивными характеристиками которой выступают честь, достоинство, доверие, имидж, образ «Я». Именно стремление индивида приобрести репутацию, адекватную социокультурной среде, обеспечивает безопасность социума и возможности развития самого человека как субъекта социального действия.

Наряду с этими основаниями, внимание к репутации личности инициируется ростом антропологизации всего знания и стремительным развитием философской антропологии с ее центральной проблемой сущности и природы человека. Решение проблемы репутации личности с необходимостью требует рассмотрения вопросов о природе человека как такового вообще. Поэтому актуальность проблемы репутации личности оказывается вполне обоснованной, она не вызывает сомнений.

В современной отечественной и зарубежной специальной литературе немалое внимание уделяется проблеме морального измерения деятельности человека в различных сферах социума. Исследователи в области этики, психологии, философии, социологии, журналистики, правоведения, управления, экономики, культурологии, антропологии, имиджеологии и других дисциплин: Г. Алдер, В.Б. Байбакова, П. Бурдье, Р.Т. Джорджи, В.Н. Дмитриевский, Н.Н. Зарубина, Е.В. Егорова-Гантман, Е.М. Емышева, Р.Д. Льюис, О.В. Мо-сягина, В. Луков, А. Моисеев, С.Д. Охлябинин, К.В. Плешаков, А. Селигмен, О.В. Степанов, О.В. Ткаченко, Э.С. Тенчов, А.В. Ульяновский, Э. Тоффлер, М.А. Федотов, Ф. Фукуяма, В.М. Шепель, А. Эрделевский и др., рассматривают целый спектр этических проблем, связанных с деловой этикой, престижем, доверием, достоинством, честью и репутацией . Следует отметить, что

2 Алдер Г. Маркетинг будущего: диалог сознаний. Общение с потребителями в XXI веке. М, 2003; Бурдье П. Социология политики. М., 1993; Джорджи Р.Т. Деловая этяка. М., 2003; Дмитриевский В.Н. Художественная интеллигенция и власть: роли, маски, репутации // Русская интеллигенция. История и судьба. М., 2001; Зарубина Н.Н. Российский предприниматель в художественной литературе XIX начала XX века // Общественные науки и современность. 2003. № 1; Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М., 1998; Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В., Байбакова В.Б. Политическая реклама. М., 2002, Емышева Е.М. Мосягина О.В. Деловой этикет: особенности делового общения с представителями арабских стран // Секретарское дело. 2003. №1; Емышева Е.М., Мосягина О.В. Деловой этикет: за Великой китайской стеной // Секретарское дело. 2002. № 3; Йенсен Р. Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит ваш бизнес. СПб., 2002; Кунде Й. Корпоративная религия. СПб., 2002; Луков В. Этика бизнеса // Международная жизнь. 2004. К» 1; Лыоис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. М., исследований, посвященных проблеме репутации личности, гораздо меньше, чем трудов по вопросам деловой этики, имиджа, достоинства, престижа и доверия. Так, в имеющем монографический характер американском фундаментальном и уникальном учебнике «Деловая этика» рассматриваются следующие проблемы: аморален ли бизнес, как защитить интеллектуальную собственность, что такое промышленный шпионаж и компьютерная преступность, имеют ли работники право на тайну личной жизни, какие моральные проблемы встречаются в международном бизнесе, какова социальная ответственность рекламы перед моралью, однако в нем практически не затрагиваются проблемы репутации личности бизнесмена3. Но данная книга рассчитана не только на студентов и преподавателей, а всех, кто интересуется проблемами ответственности перед обществом, В этом плане заслуживает внимания отечественный учебник, адресованный студентам, аспирантам, преподавателям, работникам СМИ, менеджерам и представителям творческой интеллигенции, «Правовые основы журналистики», где отдельная глава посвящена различным аспектам проблемы «защита чести, достоинства и деловой репутации в сфере массовой информации»4. Интересно то, что здесь не просто излагается проверенный и устоявшийся материал - этот материал приводится в дискуссионном русле относительно трактовки деловой репутации юридического лица, данный в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в отечественной правовой литературе определенное внимание уделяется проблемам чести, достоинства и деловой репутации в плане квалификации специфики гражданско-правовых способов защиты личных нематериальных благ, которые включают в себя честь, достоинство и деловую репутацию. Эта гражданско-правовая защита чести, досто

2001; Моисеев А Репутация - неоценимый капитал компании // http:// archive.expert.ru/soob/00/00-s-10/data/pract2.htm; Охлябинин С.Д. Честь мундира. М., 1994; Селигмен А. Проблема доверия. М., 2002; Степанов О.В. Престиж личности. М., 2003; Ткаченко О.В. Об истоках феномена честь // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2003. № 3; Толмачев Н.И. Менталитет потребителя. Ростов н/Д, 2001; Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001; Фукуяма Ф. Великий разрыв. М., 2003; Хесселбейн Ф., Годцсмит М., Сомервилл А Лидерство без границ. М., 2001; Сухарев В.А., Сухарев М.В. Психология наций и народов. М., 1997; Фионова JI.P. Национальные особенности делового общения. Важны ли они при встрече? // Секретарское дело. 2003. № 8; Шепель В.М. Имиджеология: Секреты личного обаяния. Спб., 1994.; Шепель В.М. Управленческая этика. М., 1989; Эрделевский А О чести, добром имени и деловой репутации //Домашний адвокат. 2004. №1; и др.

3 Джорджи Р.Т. Указ. соч. В «Указателе» данного сочинения отсутствует даже слово «репутация». И это в учебнике, который представляет собой изложение устоявшегося и существенного материала.

4 Федотов М.А. Правовые основы журналистики. М., 2002. инства и деловой репутации личности как нематериальных благ направлена также на то, чтобы предупредить их нарушение в будущем. Известно, что в силу ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся нематериальные блага, а ст. 150 ГК РФ признает таковыми достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Причиненный этим благам личности вред характеризуется как моральный и может быть возмещен как денежной компенсацией (ст. 151, 1099-1101 ГК РФ), так и посредством опровержения по суду сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина (ст. 152 ГК РФ)5. Однако гражданско-правовых средств охраны нематериальных благ личности оказывается недостаточно, так как на практике целый ряд посягательств против конституционных прав и свобод человека обладает повышенной опасностью и потому требует более серьезных мер воздействия. На основе этого ч. 1 ст. 2 УК РФ провозглашает первостепенной задачей охрану от преступных посягательств прав и свобод человека и гражданина, а в Особенной части УК формулируются конкретные нормы об ответственности за подрыв чести, достоинства, репутации и доброго имени индивидов.

В данной связи необходимо пояснить, что следует понимать под названными нематериальными благами личности как объектами соответствующих преступных деяний, тем более, что в морально-этическом плане эти понятия достаточно близки по содержанию. Понятие достоинства выражает представление о ценности каждого человека как личности, включая его собственное отношение к себе и отношение к нему общества. Понятие чести - это та же моральная ценность личности, конкретизированная в силу того или иного общественного положения человека, рода его деятельности и признаваемых за ним заслуг. В свою очередь, репутация характеризует сложившееся у окружающих мнение о социальном облике человека или коллектива, которое основано на их предшествующей деятельности, завоеванном ими авторитете

5 Основные кодексы и законы Российской Федерации. СПб., 2002. в той или иной сфере и последующих общественных ожиданиях6. И если понимаемая таким образом репутация носит позитивный характер, то правомерно говорить о добром имени индивида или соответствующего учреждения. Однако репутация физических и юридических лиц может быть связана с негативной оценкой их поведения и тогда вести речь об их добром имени не приходится. Тогда оказывается, что понятие репутации в определенном смысле включает в себя этические категории, которые закреплены в понятиях «достоинство», «честь» и «доброе имя». Точно так же с репутацией в ее широкой интерпретации связаны частная жизнь лица и сведения о ней, составляющие личную или семейную тайну, так как распространение таких сведений может быть сопряжено как раз с подрывом добропорядочности человека. Иногда сама возможность нанесения вреда этим нематериальным благам личности подвергается сомнению, когда, например, утверждается, что подорвать достоинство вообще нельзя, ибо достоинство - это самоощущение конкретной личности, а понятие репутации полностью отсутствует в законе7. Действительно, понятие «достоинство» включает в себя субъективный момент, ибо лицо безусловно оценивает нанесенный урон его чести и достоинству. Однако следует принимать во внимание господствующую в обществе нравственную оценку степени ущемления таких личных качеств отдельных субъектов, что необходимо учитывать в практике правоприменения.

Социальной значимости репутации интеллигенции (системообразующим фактором которой является интеллигент) посвящена монографическая статья В.Н. Дмитриевского «Художественная интеллигенция и власть: роли, маски, репутации». В ней показывается, что «творческая интеллигенция энергично выступает соучастником политической жизни, выполняет роль рыболовной наживки, подсадной утки; она участвует в преднамеренной подмене, отдавая в прокат политику неотразимую улыбку, талант, вдохновение, убеждения, авторитет, репутацию (курсив наш.), наконец»8. Действительно,

6 Словарь по этике / Под ред. А. А Гусейнова и И.С. Кона. М., 1989. С. 84, 289, 397.

7 Честъ и доброе имя: о конфликте журналистики и юриспруденции // Российская юстиция. 1998. № 3. С. 45.

8 Дмитриевский В.Н. Указ. соч. С. 320. власть использует репутацию творческой интеллигенции для воздействия на общественное мнение, чтобы «контролировать ситуацию» и иметь возможность сохранить «лицо» внутри страны и за рубежом. Социальная значимость репутации российской интеллигенции состоит в том, что она вырабатывает картину мира, дающую ориентацию обществу, необходимую для адаптации в сложной меняющейся социокультурной среде.

В статье А. Моисеева «Репутация - неоценимый капитал компании» подчеркивается, что за последнее столетие произошло серьезное изменение содержания понятия «репутация» в области мировой экономики и бизнеса. Если вплоть до середины прошлого века оно органически было связано с понятиями «честь» и «достоинство» и использовалось применительно к отдельному человеку, то теперь понятие «репутация» расширило свое содержание и стало применяться к компании и практически отождествилось с категорией «социальная ответственность»9. Это значит, что репутацией можно управлять - вполне закономерно возникновение такого особого вида PR-деятельности, как репутационный менеджмент. Не случайно именно биржевая нематериальная доля стоимости крупных компаний (деловая репутация, репутация брэнда, репутация руководителей и топ-менеджеров, качественная стратегия и система эффективных коммуникаций с целевыми аудиториями) превышает материальную долю. Вот почему снижение этических стандартов деятельности большого бизнеса, падение его репутации вызывало озабоченность правительств развитых стран. По словам госсекретаря МИД Норвегии В. Хель-гесена, «репутация крупных компаний все серьезнее влияет на международную репутацию целых государств», тогда как лидеры «восьмерки» на Эвиан-ском саммите (июнь 2003 г.) подчеркнули, что «доверие является ключевой составляющей нормально функционирующей рыночной экономики», а честность корпораций назвали одним из «общих принципов, которые служат основой для обеспечения значительного макроэкономического роста»10. Падение репутации крупных компаний носит характер транснациональной угро

9 Моисеев А. Указ. соч.

10 Луков В. Указ. соч. С. 78. зы, что заставляет правительства стран Запада принимать энергичные меры по наведению порядка в крупных компаниях.

Свои острые проблемы этического характера, в том числе и проблемы деловой репутации, стоят и перед предпринимательством России, формирование которого совпало с процессом первоначального накопления капитала в условиях вторжения криминала в экономику и правовой неопределенности. Необходимо отметить, что в деловой культуре дореволюционного российского предпринимательства господствовал культ деловой репутации, благодаря которому вкупе с низким авторитетом в обществе правовых норм и законов эффективно функционировала традиция заключения многомиллионных сделок «под честное слово», на основе чистого доверия11. В отличие от этой старой деловой культуры, рассчитанной на долгосрочную перспективу, на развитие предприятия, современный российский предприниматель ориентирован на сиюминутную прибыль, что порождает недоверие к его деятельности, придает ему негативную репутацию. Будущее экономики России зависит от высокого уровня репутации нашего предпринимателя, что связано с установившейся сейчас относительной стабильностью, с социальной политикой государства и бизнеса, направленного на рост благосостояния всего населения, преодоление бедности и громадного социального расслоения.

Анализ специальной литературы, посвященной исследованию различных аспектов проблемы репутации личности, показывает, что данная проблема мало исследована, и ее касаются в ходе изучения проблем деловой этики, экономики, нравственности, психологии, имиджеологии и других дисциплин. В плане нашего исследования существенным является тот момент, что социология практически очень мало занимается проблемой репутации личности. Например, в новейшей фундаментальной двухтомной «Социологической энциклопедии» отсутствует понятие «репутация» и имеющие к нему непосредственное отношение понятия «уважение», «доверие», однако имеются связанные с понятием «репутация» понятия «авторитет», «достоинст

11 Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. С. 279. во», «престиж», «честь»12. В этом нет ничего удивительного - как это ни кажется парадоксальным, но в отечественной социологии нет такого раздела, как «социология морали» (и соответственно не разработана проблема «репутация личности»). Только на проведенном в Тюмени (ноябрь 2003 г.) «круглом столе» по проблеме «Деловая и профессиональная этика» одной из доминант был вопрос о необходимости и возможности социологии морали, позитивный ответ на который был получен еще в ходе обсуждения в 1980-е годы13. И хотя положительный ответ был дан почти 20 лет назад, только сейчас завязалась дискуссия о предмете социологии морали, о том, что она изучает. Одни ученые считают, что «никакой социологии морали быть не может», что социология изучает нравы. (Н.Д. Зотов), другие полагают, что социология морали занимается исследованием прежде всего норм, идеалов поведения людей (К.Г. Барбакова), третьи настаивают на том, что социология морали должна фокусировать внимание на носителях этики и нравственности (Б.З. Докторов), четвертые считаю, что неотъемлемой и главной составляющей социологии морали служит «моральное/нравственное сознание (общества, социальных групп, личности).» (Ж.Т. Тощенко)14. Вполне правомерно участники «круглого стола» отмечали, что «морально-этическая тематика почти исчезла из научной разработки в монографиях, докторских и кандидатских диссертациях», предан забвению прошлый опыт в изучении социально-нравственной проблематики15. Это полностью относится и к научным исследованиям в области социологии морали, практически нет монографий, докторских и кандидатских диссертаций, посвященных социальным аспектам, моральным проблемам современного общества.

В этом смысле положительным является опубликованная статья В.И. Бакштановского и Ю.В. Согомонова «Социология морали: нормативно-ценностные системы» и краткий отклик на нее В.Х. Беленького «Мораль мо

12 Социологическая энциклопедия / Рук. научн. проекта Г.Ю. Семигин: В 2-х т. М., 2003.

13 Афанасьева А.И. В поисках моральных ориентиров // Социс. 2004. № 3. С. 140.

14 Там же.

15 Там же. рали рознь»16. Первая статья представляет немалый интерес, она правомерна и заслуживает внимания своим стремлением привести социологию морали в соответствие с современной картиной социального мира. Во второй работе подчеркивается неправомерность попыток перечеркнуть концепции классов, классовой структуры и классового характера морали, а также отрицание диалектики и отмечается позитивная значимость выделения в социологии такой новой отрасли, как социология морали.

Вполне закономерно, что проблематика репутации личности практически не исследована в нарождающейся социологии морали, что ее традиционно относят к этике, экономике, психологии и другим научным дисциплинам. Однако анализ этической науки показывает, что на практике одна из ее важнейших частей включает в себя «санкции морального одобрения или осуждения, которыми оперирует общественное мнение, факты изменения норм, запретов, ориентаций в поведении индивидов»17, и т.д. Иными словами, эти проблемы относятся к социологии морали, что имеет непосредственное отношение к проблеме «репутация личности». Поскольку социология в значительной степени вышла из традиций социальной философии и сохранила ее некоторые концептуальные черты и категории, постольку последние входят в категориальный аппарат социологии (хотя и здесь все еще идут дискуссии)18. Поэтому в нашем исследовании используются результаты исследований проблемы «репутации личности», полученные в этике, психологии, экономике, культурологии, философии и других социальных и гуманитарных науках, и философские категории.

Фактически решение проблемы репутации личности, необходимое для развития экономики, общества и самого человека, немыслимо вне рамок определенного понимания природы и сущности человека. Вполне закономерно, что в начале XXI столетия все более значимыми становятся проблемы репутации как меры социальной безопасности, доверия в условиях сложного и

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Социология морали: нормативно-ценностные системы // Социс. 2003. № 5; Беленький B.X. Мораль морали рознь // Социс. 2004. № 1.

17 Социологическая энциклопедия. Т. 2. С. 812.

18 Коркюф Ф. Новые социологии. М., СПб., 2002. Гл. 1; Качанов Ю.Л. Начала социологии. М., СПб., 2000; Мнацаканян М.О. Социальное поведение, социальные ценности, социальная реальность (О природе предмета социологической науки) // Социс. 2003. № 2.

12 неустойчивого общества знания, обусловленного его хрупкостью, репутации как компонента социального и культурного капитала, связанного с социальной ответственностью. Все это предполагает исследование целого спектра сторон проблемы репутации личности на основе конструктивистского подхода в социологии и связанной с ним сетевой теории, занимающейся анализом, нормами, кодами взаимопонимания, основополагающими образцами поведения.

В качестве объекта исследования выступают процессы формирования и функционирования репутации личности в социальном пространстве. Сейчас в связи с происходящими трансформациями общества знаний традиционные подходы к репутации личности оказываются неадекватными в полной мере действительному положению дел. Так как репутация личности имеет множество вариантов рассмотрения, которые невозможно исследовать в рамках одной работы, то в фокусе нашего изучения будет прежде всего социальная и деловая репутация предпринимателя. Именно поэтому социальные последствия быстрого совершенствования общества знаний и зарождающегося в его недрах общества «мечты» для изменения функций репутации личности, в первую очередь репутации личности предпринимателя в пространстве новых социологий, являются предметом диссертационного исследования.

Основная цель исследования состоит в анализе феномена репутации личности, прежде всего репутации личности предпринимателя в трансформирующемся современном обществе на основе социологического конструктивистского подхода в рамках парадигмы сетевой теории. Достижение этой цели предполагает постановку и решение следующих задач:

- очертить концептуально-методологические основы изучения репутации личности, адекватные современному трансформирующемуся обществу;

- рассмотреть социологический аспект сущности феномена репутации личности на основе ценностной стороны сущности человека;

- установить атрибутивные характеристики репутации личности;

- проанализировать значимость социокультурной детерминации, трансформации репутации личности предпринимателя;

- раскрыть особенности репутации личности в современном обществе знания;

- выявить черты деловой и социальной репутации личности предпринимателя в условиях транзитивного характера современного российского общества.

Теоретико-методологические основы исследования. Социологическое исследование социального и профессионального аспектов проблемы репутации личности в современном сложном обществе, в том числе и носящего транзитивный характер российского общества, основано на использовании целого комплекса социально-философских, общенаучных и социологических методов: принципов объективности, всеобщей связи, противоречия и методов сравнительного анализа и синтеза, научного обобщения. Исходными методологическими идеями являются «пространство новых социологий», связанное с именами П. Бергера, П. Бурдье, Э. Гидденса, И. Гофмана, Т. Лукма-на, Н. Элиаса, конструктивистский подход в социологии и социологическая сетевая теория общества. В работе используются результаты отечественных и зарубежных исследований различных аспектов проблемы репутации личности.

Новизна исследования состоит в том, что концептуально-методологическим фундаментом диссертации является модель человека как целостной системы, позволяющей описать индивидуальность и систематизировать множество образов сущности человека, положение о главной составляющей сущности человека как интериоризованной индивидом системы этических принципов и понимание человека как системообразующего фактора общества и культуры. В работе получены следующие самостоятельные результаты:

- очерчены концептуально-методологические основы изучения репутации личности, адекватные современному трансформирующемуся обществу как сложной системы;

- рассмотрен социологический аспект сущности феномена репутации личности на основе ценностной стороны природы человека;

- установлены атрибутивные характеристики репутации личности, к которым относятся достоинство, честь, статус, имидж, авторитет, доверие и уважение;

- проанализирована значимость социокультурной детерминации трансформации репутации личности предпринимателя;

- раскрыты особенности репутации личности в современном динамично развивающемся обществе знания;

- выявлены черты деловой и социальной репутации личности предпринимателя в условиях транзитивного характера современного российского общества.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Из множества интерпретаций сущности человека в качестве адекватной социологическому исследованию феномена репутации современной личности концептуальной основы выбрана целостная генерализованная модель человека, состоящая из шести информационных систем и позволяющая подвергнуть социологической интерпретации особенности каждой из существующих культур, с которой органически связана трактовка ядра сущности человека как совокупности интериоризованных индивидом этических принципов, присущих той или иной культуре и определяющих социальное поведение человека (им и занимается социологическая наука).

2. Социологический аспект сущности феномена репутации личности в современном обществе носит ценностное содержание, обусловленное социальным и культурным аспектами сущности человека, и может быть выявлен только на основе иерархии человеческого потенциала, слагающегося из биологического, психического и личностного потенциала, который наиболее рельефно проявляется в профессиональном потенциале и имеет индивидуальный и социальный уровни. Именно от уровня и величины профессионального потенциала личности зависят ее перспективы в овладении средствами самореализации в профессии, а также уровни потенциала общества в целом и его отдельных групп и, соответственно, профессиональная и деловая репутация.

3. Репутация личности представляет собой сложное образование, так как ее реальное ядро в виде достоинства конкретного индивида коррелирует с такими понятиями, как уважение, достоинство, честь, авторитет, доверие, престиж, имидж, которые составляют «шубу», окутывающую этот остов. Эти атрибутивные характеристики репутации личности дифференцированы по своему качественному содержанию, причем на современном этапе развития общества наиболее значимыми оказываются доверие и престиж.

4. В условиях динамично развивающегося современного мира происходит трансформация репутации личности, которая детерминирована особенностями конкретной культуры, что весьма четко обнаруживается на примерах китайской и западной культур в отношении деловой репутации предпринимателя. Репутация личности, как компонент культурного капитала в современном мире, определяется общей системой ценностных ориентаций, которые в культурах Востока и Запада различаются смыслом.

5. Особенности репутации личности в современном обществе знания обусловлены глубокими изменениями самого социума под воздействием информационно-телекоммуникационной революции, когда общество стало электронно-цифровым, что привело к доминированию сетевой структуры во взаимоотношениях индивидов. Именно с позиций социологической сетевой теории можно объяснить то явление, что репутация личности выступает относительно устойчивой структурой, благодаря которой человек в качестве конструктивного сетевого события является членом нескольких сетей и обладает большей неуязвимостью по сравнению с динамично исчезающими и возникающими сетями «прозрачного» социума.

6. Черты деловой и социальной репутации личности в современном транзитивном российском обществе детерминированы его особенностями, они носят в ряде случаев негативный характер, так как ценностные ориентации дореволюционной культуры утрачены, новые же формируются под влиянием советских и криминальных ценностных установок, что прежде всего проявляется в культуре предпринимательства. Репутация нового российского предпринимателя тесно связана с его установкой на сиюминутную прибыль, с общей нестабильностью, отсутствием социальной ответственности перед обществом, что в современном мире практически отождествляется с репутацией личности как социального капитала.

Научно-практическое значение исследования. Результаты работы представляют значительный интерес для представителей государственных органов управления, для менеджеров, предпринимателей, работников средств массовой информации, социологов, политологов, этиков, правоведов, культурологов. Они могут быть использованы в преподавании курсов социологии, социологии права, экономической социологии, деловой этики, политологии, социальной философии, культурологии.

Апробация работы. Результаты исследований по теме диссертации докладывались и обсуждались на всероссийских и региональных научных конференциях, а также на Третьем Российском Философском Конгрессе «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия» и на Втором Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы», а также на научно-практических семинарах кафедры социологии, политологии и прав Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук при Ростовском государственном университете. Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в пяти публикациях автора.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введе ния, двух глав, в каждой из которых содержится по три параграфа, заключе ния, списка использованной литературы, имеющего 154 источника.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Репутация личности: социальные и деловые аспекты"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования в диссертационной работе получены следующие выводы.

1. В начале XXI в. достаточно четко проявляется процесс трансформации информационного социума (общества знания). Современные реалии свидетельствуют о возрастании значимости социальной и деловой репутации личности, оказывающей значительное воздействие на функционирование и развитие общества и человека. Решение ряда сложных вопросов проблем репутации личности невозможно без анализа и формулировки методологических принципов и концептуальных основ применительно к данной проблеме. Поэтому в данном исследовании рассмотрен ряд методологических проблем, относящихся к роли феномена репутации личности в свете целостной модели человека, выражающей его сущность, категорий потенции и интенции как неотъемлемых фундаментальных аспектов человеческой сущности, которые, в свою очередь, тесно связаны с многослойным потенциалом (биологическим, психическим и личностным) индивида, в том числе и профессионального потенциала, раскрывающегося в репутации личности.

2. Исследование проблемы репутации личности с необходимостью требует более глубокого понимания сущности человека, адекватным выражением чего должна быть соответствующая модель человеческой личности. Важнейшим методологическим принципом, который позволяет выявить адекватную нашим целям модель человеческой личности, служит положение о том, что именно индивидуальность человека является основой эволюции общества. Такая модель человека как целостной системы, позволяющей описать индивидуальность и систематизировать множество образов природы человека, - это супрасистема, состоящая из шести информационных систем: 1) сенсорной (ощущающей), 2) моторной (двигательной), 3) когнитивной (познавательной), 4) эффективной (эмоциональной), 5) стилевой, 6) ценностной. Сенсорная и моторная системы находятся на периферии и заняты в основном кодированием и декодированием информации. Когнитивная и аффективная расположены около центра и играют решающую роль в процессах обучения и адаптации. Стиль и ценность являются центральными узлами, которые определяют направленность функционирования других систем. Каждая из систем является многоуровневой, иерархической структурой.

3. Рассмотренная модель человеческой личности как целостной супраси-стемы, состоящей из шести информационных систем, обладает немалыми методологическими возможностями. Ее главное преимущество перед остальными моделями человеческой личности заключается в том, что она позволяет объяснить специфику феномена репутации личности в контексте культур Запада, Востока и России. Методологическая значимость данной модели состоит в том, что она дает возможность очертить место феномена репутации личности в современном трансформирующемся обществе знания.

4. Так как основой функционирования и развития общества выступает человек, то фундаментальным принципом значимости феномена репутации личности является положение, согласно которому главной составляющей сущности человека является интериоризованная индивидом система этических ценностей данного социума. Результаты проведенного исследования показывают, что следует учитывать такие сущностные характеристики человеческой природы, как потенция и интенция. Именно последние позволяют понять значимость репутации личности в жизнедеятельности как общества, так и человека.

5. Теоретический анализ социологического содержания потенциала индивидуального бытия человека требует дополнения его в необходимой мере элементами философского и психологического содержания. Проведенный анализ показывает, что личностный потенциал наиболее рельефно проявляется и формируется в профессиональной сфере жизни человека, ее содержательный и качественный уровень выражает степень биологической зрелости индивида, качество социальной зрелости личности, перспективу становления культурно-исторической индивидуальности, которая выражает себя благодаря приобретению позитивной репутации. Профессиональный потенциал личности весьма эффективно может формироваться и раскрываться благодаря вполне определенным социальным условиям.

6. Феномен репутации личности представляет собой очень сложное структурное образование: его ядром, «керном» является достоинство человека, которое покрыто многослойной «шубой», состоящей из чести, уважения, авторитета, доверия, престижа и имиджа. В современном трансформирующемся обществе сюда добавляется такой слой внешней «шубы», как социальная ответственность. Все эти параметры выступают атрибутивными характеристиками феномена репутации личности.

7. Наступившая эпоха информатизации обшества требует адекватной ему в соответствии с его принадлежностью к той или иной современной цивилизации модели репутации личности и выяснения соответствующих ей социокультурных детерминаций. Так как феномен репутации личности является одной из составляющих культуры, то формирующаяся информационная культура («сетевая» культура, культура электронно-цифрового общества) с необходимостью ведет к росту удельного веса этого феномена в жизнедеятельности общества и человека.

8. В работе установлена зависимость феномена репутации личности от модели информатизации общества, имеющей свою культурную специфику. Описаны особенности западной и азиатской (китайской) моделей информатизации, каждая из которых характеризуется своими наборами мировоззрен-ческо-ценностных ориентаций и способами социально-экономического развития, а также формирующаяся модель информатизации России, представляющая из себя вполне самобытную цивилизацию, которая определяет специфику феномена репутации личности, прежде всего репутации личности предпринимателя.

9. Новая мультимедийная информационная и телекоммуникационная система внесла существенные изменения в современную культуру, превратив ее в информационную, представляющую собой единство традиционной культуры и электронных средств коммуникации. Изменяющаяся социокультурная реальность, возникшая информационная культура оказывают существенное влияние на «изготовление» и распространение имиджа репутации личности политика, бизнесмена и других категорий профессий.

10. Культура современного общества является информационной, состоящей из взаимодействующих между собой традиционной и электронной, мультимедийной подсистем культуры, которую называют культурой реальной виртуальности. Функционирование и развитие этой культуры влечет за собой усиление значимости потенциала личности, тогда как в традиционной культуре этот потенциал в значительной степени зависел от исторически закодированных социокультурных ценностей. Теперь индивид сам создает различного рода воображаемые образные миры, что имеет немалое значение для образа его репутации, и это позволяет ему выживать в сетевом обществе, описываемом социологической сетевой теорией.

11. Исследования проблемы человека в различных аспектах и ракурсах показывают, что нельзя ограничиваться только теоретико-информационным подходом, несмотря на его плодотворность. Вопреки существующей точке зрения, согласно которой человек рассматривается как информационная матрица, он, во-первых, принципиально нередуцируем к информационным процессам, во-вторых, представляет собой многомерное образование. Поэтому абсолютизация информационного аспекта многомерной сущности человека означает значительное упрощение и приводит к существенным просчетам в выяснении социальной и деловой значимости феномена репутации личности. Исследования показывают, что нервная система человека неотделима от культуры, что ее деятельность по своей сущности социальна. Поэтому господствующие в обществе социальные традиции, культурные, в том числе и нравственные, ценности способствуют формированию феномена репутации личности. Вполне закономерно, что использование новых информационных и телекоммуникационных технологий в формировании и распространении имиджа репутации личности зависит от нашего социокультурного наследия, которое необходимо сохранять и одновременно изменять в соответствии с новыми реалиями.

12. Существенное последствие применения компьютерных технологий в системе деловой культуры и деловой этики состоит в формировании новой модели - модели виртуального времени, которая оказывает значительное влияние на все сферы человеческой жизнедеятельности, в том числе и на функционирование и воздействие образа репутации личности на массовое сознание и сознание отдельного индивида. Ведь в виртуальной среде происходит стирание граней между мысленной игрой и жизнью, что оказывается явлением особого рода - оно коренным образом изменяет тип социального действия, что приводит к хрупкости основанного на знании общества и устойчивости индивида благодаря его репутации, которая является символическим (социальным и культурным) капиталом. Если российские предприниматели используют этот капитал для экономического развития страны и преодоления бедности значительного процента бедных, то образ репутации предпринимателя получит позитивную окраску и обеспечит ему социальную безопасность. Изложенные результаты исследования являются перспективными и требуют своего дальнейшего исследования.

 

Список научной литературыДокукина, Екатерина Юрьевна, диссертация по теме "Социальная структура, социальные институты и процессы"

1. Абашкина Е., Егорова-Гантман Е. и др. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером. М., 1993. Ч. 1.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.

3. Аксаков И. Исследование о торговле на украинских ярмарках. СПб., 1858.

4. Алдер Г. Маркетинг будущего: диалог сознаний. Общение с потребителями в XXI веке. М., 2003.

5. Альбер М. Капитализм против капитализма. СПб., 1998.

6. Аристотель. Собрание сочинений. М., 1975. Т. 1.

7. Афанасьева А.И. В поисках моральных ориентиров // Социс. 2004. № 3.

8. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Социология морали: нормативно-ценностные системы // Социс. 2003. № 5.

9. Беленький В.Х. Мораль морали рознь // Социс. 2004. № 1.

10. Бек У. Общество риска. На пути к модерну. М., 2000.

11. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

12. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб., 1998.

13. Беседы и суждения Конфуция. СПб., 2001.

14. Большой экономический словарь. М., 1994.

15. Большой экономический словарь. М., 2000.

16. Большой энциклопедический словарь. М., 1998.

17. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5.

18. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

19. Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1990.

20. Васильев B.C. У времени в плену. Российские реалии и теория Г. Бекке-ра // США: экономика, политика, идеология. 1996. № 4.

21. Ваттимо Дж. Прозрачное общество. М., 2003.

22. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

23. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

24. Вебер М. Класс. Статус. Партия // Социальная стратификация. Вып. 1. М., 1992.

25. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Избранное. Образ общества. М., 1994.

26. Вильховченко Э. Социально-профессиональное развитие человека в производстве передовых стран // Полис. 1996. № 6.

27. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм. М., 1995.

28. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека. Росто н/Д, 1994.

29. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека. М., 1998.

30. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек. Энциклопедический словарь. М., 2000.

31. Гарфинкель С. Все под контролем: кто и как следит за тобой. Екатеринбург, 2004.

32. Горбатков А.А. Успешность деятельности и эмоции: эскиз модели // Мир психологии. 2002. № 4.

33. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология. М., 2003.

34. Гроф С. К. За пределами мозга. М., 1992.

35. Гуревич П. Адам как пучок информации // НГ-наука. 1999. № 1.

36. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994.

37. Джордж Р;Т. Деловая этика. М., 2003.

38. Деловая культура российского общества (материалы «круглого стола») // Общественные науки и современность. 1993. № 3.

39. Дефурно М. Повседневная жизнь в Испании золотого века. М., 2004.

40. Диалог Тойнби Икеда. Человек должен выбирать сам. М., 1991.41.44.